Thread известные женщины художники. Женщины-художницы россии и русского зарубежья

Много ли имен женщин вы вспомните, если разговор пойдет о визуальном искусстве? Если задуматься, то ощущение, что мужчины полностью заполонили эту нишу, не покидает… А ведь такие дамы есть, и их истории поистине необычные. В этой статье речь пойдет о самых знаменитых художницах мира: Фриде Кало, Зинаиде Серебряковой, Яеи Кусама. А история 76-летней бабушки Мозес просто уникальна!

В статье речь пойдет о десяти женщинах, которые покорили мир искусства своей самобытной живописью, живостью полотен, оригинальным виденьем мира, способностями практически оживить глину в скульптуре. Пусть их немного, но знать о них обязан каждый образованный человек. В этой подборке вы, скорее всего, откроете новые для себя имена и сможете убедиться, что прекрасный пол в искусстве проявил себя ничуть не хуже, чем мужчины. Далее вы увидите список знаменитых художниц.

1. Яеи Кусама — самая знаменитая художница мира из ныне живущих

Речь о японской женщине-художнице, которая покорила мир своими работами. Бешеная популярность пришла к ней в 2014 году. Ее работы выставляются в Музее Хиршхорна и саду скульптур Смитсоновского института. Что любит изображать японка? Ее картины и инсталляции — это пестрые тыквы, свисающие глобусы, узоры в горошек.

На сегодняшний день популярность художника в мировом масштаба определяется исключительно по количеству людей, которые покупают билеты на выставки, - именно так считает британское издание The Art Newspaper. В 2014 году ретроспективу художницы, которой уже 86 лет, посетили в Бразилии два миллиона людей. Выставка имеет название «Бесконечная одержимость».

В экспозиции были невероятных размеров инсталляции, декорированные зеркалами и рисунком в горох. Работы самой знаменитой художницы-японки выставляются периодически по всему миру. Что самое интересно, автор уже 10 лет добровольно проживает в психиатрической лечебнице. Там она и работает над своими необычными экспонатами.

Японка творит в жанрах:

  • живопись;
  • коллаж;
  • скульптура;
  • перформанс;
  • инсталляция;
  • хеппенинг.

Стили, которые она использует в своих работах:

  • арт-брют;
  • поп-арт.

Она занимается живописью, делает невероятные коллажи, создает инсталляции и мягкие скульптуры. Одна из ее работ была продана за 5 100 000 $ и побила все рекорды в цене на произведения современного искусства.

2. Фрида Кало — темпераментная мексиканка

На втором месте в нашем рейтинге стоит Фрида - одна из самых знаменитых женщин-художниц мира. Сложно представить себе судьбу более драматичную, чем у нее. Знаменитая мексиканская художница в детстве переболела полиомиелитом. В результате одна нога ее стала короче другой. Но девочка с бунтарским духом не хотела, чтобы люди видели в ней калеку. Она тщательно скрывала свое увечье. Для этого она носила много пар чулок на одной ноге, а также специальные туфли. Фрида старалась ничем не отличаться от сверстников: играла в футбол, заводила дружбу, влюблялась.

В юности судьба снова больно бьет Фриду. Она попадает в аварию. Автобус, на котором она едет, сталкивается с трамваем. Ее буквально собирают по кускам. Год она лежит в постели практически неподвижно. Чтобы как-то скоротать время, Фрида начинает рисовать. Она пишет картины в жанре живопись и гравюра. Стили, в которых творит художница:

  • реализм;
  • сюрреализм;
  • символизм.

Так как она почти никого не видит, кроме себя в зеркале, которое прикреплено к потолку, то в этот период она создает исключительно автопортреты. Всего за свою жизнь она напишет их 60 штук. Все они очень яркие.

«Сломанная колонна»

Девушка стала на ноги, что, по мнению врачей, было чем-то невероятным. От них она узнает, что теперь ей всю жизнь придется носить поддерживающий корсет. Этот факт отражен в ее картине «Сломанная колонна», которая была написана в 1944 году.

День страшной трагедии, которая сломала всю ее жизнь, она запечатлела на полотне, написанном в 1929 году. Оно называется «Автобусная остановка». Среди людей, ждущих злополучный автобус, находится и сама еще ничего не подозревающая Кало.

Воплощение мечты о большой любви

Железобетонная воля Фриды сделала свое дело, и 22-летняя девушка возвращается к нормальной жизни. Она решает, что ей нужно учиться, и поступает в Национальный институт. Там она встречает своего будущего мужа — маститого художника, любвеобильного, толстого и неуклюжего, однако невероятно харизматичного Диего Риверо. Фрида влюбляется по уши. Да и он неравнодушен к талантливой художнице.

Сложный брак

Чуть позже они поженились. Их семейное счастье сложно назвать безоблачным. Фрида всю жизнь страдает из-за своей неполноценности и измен мужа. Его вранье она изображает в картине «Без надежды» (1945 год). Это полотно иллюстрирует мексиканскую поговорку «Кормить из воронки». В русском языке ее аналогом является фраза «Вешать лапшу на уши».

Потеря ребенка

Очень сложное произведение знаменитой женщины-художницы «Больница Генри Форда» (1932 год). На полотне изображена сама Фрида, которая только что потеряла малыша. Вокруг нее пять печальных символов:

  1. Раздробленный таз, который стал причиной выкидыша.
  2. Потерянный кроха.
  3. Улитка, символизирующая долго текущее в больничной палате время.
  4. Механическое устройство, которое воплощает жестокость и холодность медицинских процедур.
  5. Орхидея — цветок, который показывает, что в ней еще жива сексуальность и стремление стать мамой.

В рамках одной статьи очень сложно описать весь жизненный путь и творчество этой чудесной женщины с невероятным сексуальным магнетизмом и сильной волей. Знаменитость к Фриде пришла еще при жизни.

Она написала маслом 145 полотен. Первая же ее выставка, организованная будущим мужем, принесла ей популярность. В Нью-Йоркской галерее она продала практически все картины. Мы знаем о том, что Фрида, несмотря на все свои увечья, стала иконой стиля. Ей нравилось быть яркой, эпатировать. Она никогда не следовала слепо тенденциям, а наоборот, вела мир моды за собой.

Икона стиля

Фрида носила яркие пышные юбки, при помощи которых старалась скрыть свои недостатки и подчеркнуть сексуальность и темперамент. Эта идея первой пришла в голову ее мужу, который считал, что мексиканки — особенные женщины. И они должны подчеркивать свою самобытность национальным костюмом, а не перенимать тенденции у американок. Первый раз мексиканский костюм Фрида надела на бракосочетание с Диего.

Последняя картина и смерть

Фрида Кало умерла в 47 лет. Она скончалась через неделю после своей выставки. На нее ее доставили на больничной койке. В тот день она много шутила и пила вино.

Последней картиной мексиканки стало полотно «Круг». За год до смерти ей ампутировали ногу. Она много пила, и ее работы потеряли детализацию. Полотно очень страшное в эмоциональном плане. В нем отражена вся боль Фриды, которая понимает, что ее организм разрушается и скоро придет смерть. На картине нет деталей: цветов, растений. Только разрушающаяся женская фигура, которая растворяется в хаотичных мазках.

Фрида Кало по праву включена в список знаменитых художниц мира. Она оставила после себя: картины, наряды, дневники. Эти вещи стали экспонатами в одноименном доме-музее в Мехико. Это было их общее с Диего жилье. Сегодня каждый желающий может посетить это место.

3. Софонисба Ангиссола

Знаменитая художница-портретистка, которая творила во второй половине XVI и начале XVII века. Больше всего в ее творческом наследии автопортретов.

Родилась девочка в семье дворян. Ее отец мечтал, чтобы все его дети развили творческие способности. Кроме нее, в семье было еще 4 дочки. Благодаря папе Ангиссола получает прекрасное художественное образование, поскольку он нанимает для своих детей лучших учителей. В их числе Бернардо Кампи и сам Микеланджело.

Лучше всего у Ангиссолы получалось изображать людей. Она рисовала своих родственников в естественной манере за их любимыми занятиями. Портретное сходство у автора получалось практически фотографическим.

Ее картины хранятся в городской художественной галерее Саутгемптона в Великобритании.

Список лучших произведений:

  • «Портрет молодой женщины в профиль»;
  • «Автопортрет»;
  • «Портрет Бьянки Понцоне»;
  • «Елизавета Валуа»;
  • «Филлип 2».

4. Мария Башкирцева

Самое большое достижение этой знаменитой художницы из России в том, что ее работы впервые в истории мирового искусства попали в Лувр как живопись, созданная дамой. Там их можно увидеть и по сей день.

Мария жила и работала в середине XIX века. Ее жизнь была недолгой, однако яркой и полной событиями и творчеством. Девушка окончила академию живописи, но большую часть знаний она получила за счет самообразования. Еще при жизни ее работами интересовались, их выставляли, о них много писали в прессе. К сожалению, сегодня практически не сохранилось оригиналов ее произведений. Они были уничтожены в период Второй мировой войны. Самая знамения в мире картина художницы называется «Дневник».

5. Анжелика Кауфман

Анжелика Кауфман — одна из самых образованных дам века Просвещения. Ее отец также был художником, но больших успехов на этом поприще не добился. Семейство Кауфман много путешествовало и переезжало жить с места на место. Девочка уже в 9 лет хорошо владела карандашным рисунком и масляной живописью.

С детства она мечтала о популярности. И ей это удалось. Она была единственной леди, которая была зачислена в члены Академии святого Луки. А спустя непродолжительное время во Французскую Самыми плодотворными в плане творчества были годы, которые она прожила в столице Великобритании. Анжелика творила в стиле неоклассицизм. В Эрмитаже можно насладиться такими ее полотнами:

  • «Безумная Мария»;
  • «Детство Девы Марии»;
  • «Монах из Кале»;
  • «Автопортрет»;
  • «Портрет графини А. С. Протасовой с племянницами».

6. Мария Тюссо

Фамилия художницы на слуху у многих. Все благодаря Музею восковых фигур, который быстро приобрел и не теряет своей популярности. Отец Мари также был скульптором. Именно он передал ей в наследство знаменитый музей, в котором трудилась художница. Позже она передала это дело своим детям и внукам.

Музей находится в Лондоне (район Мэрилебон). Он был основан 200 лет назад. Имеет 19 филиалов по всему миру.

7. Камилла Клодель

Знаменитая женщина-художница и очень талантливая и упорная женщина. Восемнадцатилетняя девушка самостоятельно решила покорить столицу Франции и добилась успеха. Камилла занималась скульптурой и графикой. Творила в стиле импрессионизм.

Список самых выдающихся работ Камиллы Клодель:

  • "Талант и вдохновение";
  • «Бронзовый вальс»;
  • «Мольба»;
  • «Зрелость».

Часть работ художницы своим именем подписал ее учитель и любовник Роден Огюст. Это скульптуры:

  • "Поцелуй";
  • "Вечный идол" и многие другие.

Работы которую поэт Григорий Марковский назвал «Медеей эпохи Модерна», можно увидеть в музее «Орсэ» в Париже.

8. Фрэнсис Макдональд

Фрэнсис прославилась тем, что вместе со своей талантливой сестрой стала родоначальницей стиля ар-деко. Ее полотна в стиле модерн знают во всем мире, и они поистине уникальны. Знаменитые картины:

  • «Сон»;
  • «Мать роз»;
  • «Офелия».

К сожалению, муж Фрэнсис после ее кончины сжег большую часть ее картин.

9. Невероятная популярность бабушки Мозес: «В 76 лет жизнью только начинается…»

Так говорила знаменитая американская художница Анна Мозес. Может ли слава прийти в столь почтенном возрасте, когда ты только недавно просто вышивала, а потом робко и неуверенно, в 70 лет, начала делать первые штрихи кистью? Оказывается, да!

Ее звали бабушкой Мозес. Не многие слышали про эту далеко не молодую художницу-самоучку, которая стала писать картины скорее от наличия большого количества свободного времени.

Анна Мозес — это чудесный человек, у которого стоит поучиться жить! Она говорила о прожитых годах как о картине, которую она писала мазок за мазком долгие годы. Но полотно еще не окончено! Даже когда казалось, уже все, можно добавить такие финальные штрихи, что весь мир просто ахнет! Так она и поступила. Но все по порядку. Далее расскажем о пути к искусству одной из самых знаменитых в мире женщин-художниц.

Несколько слов о художнице

Когда миссис Мозес начала творить, она была вдовой фермера и матерью 10 детей. К сожалению, 5 из них ушли из жизни еще совсем крохами. Анна Мэри Мозес — так звучит полное имя мастерицы живописи.

Она родилась в сентябре 1860 года. Ее родители были фермерами, которые проживали в штате Нью-Йорк. Ни сейчас, ни тогда здесь ничего не наталкивало на культурное развитие. Окраину района, где проживала семья, сложно было назвать вполне цивилизованным местом. Однако Мэри это мало заботило. В этом смысле она напоминает о том, что настоящий талант пробьется везде, как сильный росток, который пробивается сквозь толщу асфальта, желая развиваться и наслаждаться ласковыми солнечными лучами.

Семья Анны жила бедно. Образование девочки закончилось на том, что ее научили читать и писать. Большего мать с отцом дать ей не смогли. Уже в 12 лет ей пришлось наняться прислугой к богатым соседям. И с того момента все ее мысли были о том, как заработать денег, чтобы не умереть с голоду.

Замужество

Замуж она вышла, по меркам того времени, невероятно поздно — аж в 27 лет! В тот период истории девушки такого «почтенного» возраста уже считались практически старыми девами. Надежд найти приличного жениха у таких дам было очень мало. Мужем Анны стал такой же работяга и бедняк, как и она. Парень был простым батраком и еле сводил концы с концами. Но молодые люди искренне любили друг друга и преодолели все трудности, крепко держась за руки.

Восемнадцать лет они копили средства, чтобы приобрести маленькую ферму на своей родине. В 1905 году сбылась мечта супругов Мозес. У них появилось собственное дело. Анне на тот момент уже 45 лет. Тридцать три года она работала на чужих людей от зари до зари, а дальше ее ждал тяжелый труд на собственной усадьбе. О том, что когда-то она начнет писать чудесные картины, не было и мысли.

В 1927 году Мозес исполнилось 67 лет. Она стала бабушкой. Мужа женщина в тот же год похоронила. Управлять их семейным делом стал старший сын. У Анны появилось немного свободного времени, и она посвятила его вышивке. Этому занятию она была предана около 9 лет.

В 76 лет она решила попробовать себя в живописи. Возможно, она бы и дальше орудовала только иглой, но ее страшно мучила такая болезнь, как артрит. Дочь посоветовала ей взять в руки кисть, зная о том, что мама с детства обожала рисовать, но возможности не имела. Свои первые работы бабушка Мозес раздаривала детям, родственникам, друзьям.

Сюжеты ее полотен покорили своей миловидностью и наивностью. Это были прекрасные усадьбы, ухоженные чудесные фермы, сценки из жизни простых крестьян. Они больше напоминали картинки, которые рисуют дети. Стиль, в котором работала мастерица, называется примитивизмом. Однако в этих работах была живость и динамика. Особенно хорошо у знаменитой женщины-художницы выходили картины, на которых были изображены пейзажи. На зимних детишки играли в снежки, на летних — купались в реках и играли в догонялки.

Картины

Миссис Мозес выставляла свои работы на местных ярмарках, рядом красовались ее вкуснейшие джемы, которые пока удостаивались большей похвалы и внимания. Самые яркие ее работы:

  • «Зима»;
  • «Клетчатый дом»;
  • «Дом на Рождество»;
  • «Позвольте мне помочь»;
  • «Хэллоуин».

Неожиданная популярность

Известность пришла к Анне нежданно и негаданно, в возрасте 78 лет. Картины бабушки Мозес случайно увидел один известный коллекционер, проходивший мимо магазинчика, в витрине которого были выставлены ее полотна в стиле примитивизм. Он сразу же поинтересовался, кто автор картин. Владелица ответила, что есть тут одна необычная бабушка, которая всем раздаривает свои работы.

Мужчина пошел к дому Мозес, он был незаперт, а женщина играла на заднем дворе с внуками и кормила цыплят. Коллекционер, которого звали Луис Калдор, попросил посмотреть все ее полотна. Он предложил ей приобрести все ее 14 работ за большие деньги. Анна не сразу поняла, что именно он хочет купить: ее дом или работы. Перед тем как удалиться, он сказал, что сделает Мозес знаменитостью. Бабушка подумала, что у него проблемы с головой…

На тот момент в США стало модным «народное творчество». В этот поток и попала Мозес. Далее Луис Калдор стал продвигать произведения бабушки Мозес на все доступные ему выставки в Нью-Йорке. Поначалу интереса к картинам было мало. Однако упрямство — путь к победе!

Выставки

В октябре 1940 года коллекционер открыл выставку картин Анны Мозес в современной Нью-Йоркской галерее Galerie St. Etienne. Женщине на тот момент исполнилось 80 лет. Она лично поблагодарила всех присутствующих. Далее слава обрушилась на пожилую даму. Ей заказывали десятки полотен. Ее работы стали печатать на открытках, обертках, постерах, посуде, материи.

Женщина-художница прожила 101 год и вдоволь насладилась славой. Под конец жизни она стала по-настоящему счастлива, ведь у нее было любимое дело, которым она горела, а ее произведения продавались очень дорого. Талант знаменитой американской художницы признан во всем мире. Ее наивные и теплые, душевные работы настолько милы, что в них просто растворяешься, ведь картины написаны настоящей бабушкой: доброй, ласковой, всепрощающей.

Она не зря входит в число знаменитых женщин-художниц России. Ее картины «За завтраком», «За туалетом», «Беление холста» и многие другие после ее кончины будут продавать за баснословные суммы. Сама же художница прожила жизнь небогато. В рамках этой статьи поведаем несколько интересных фактов из ее жизни.

  1. В юные годы Зинаида полюбила своего кузена. Естественно, семья стала противиться этому браку. Молодые люди решили сбежать.
  2. Большая часть работ художницы посвящена работам крестьян на полях. Чтобы иметь возможность рисовать с натуры, она вставала приходила на поле, где расставляла мольберт и раскладывала кисти.
  3. Из-за запредельной бедности, в которой она провела большую часть жизни, Зинаиде приходилось самостоятельно изготавливать краски.
  4. Уезжая, как ей казалось, на время во Францию и оставляя детей в России, она и подумать не могла, что увидит их только через 36 лет.
  5. В Россию Серебрякова так и не вернулась. Ее могила находится во Франции.

Выставки картин Серебряковой часто проходят в Нью-Йорке и Чикаго.

— женщины славянского происхождения и создали многие шедевры живописи , скульптуры, литературы и музыки.

Мария Башкирцева

Её главная заслуга заключается в том, что она стала первой из разряда « », чьи картины приобрёл Лувр. Она родилась на Полтавщине в 1860 году. Многочисленные таланты девочки проявились рано. За короткий срок она практически сама овладела четырьмя современными и двумя древними языками. Это дало ей возможность знакомиться в оригинале с произведениями античных авторов и классиков мировой литературы. Далее девочка легко научилась играть на гитаре, мандолине, арфе и рояле. Кроме того, Бог наградил её удивительно сильным голосом. Но после тяжёлой болезни горла мечты о сцене пришлось оставить навсегда. Поразмыслив некоторое время, Мария Башкирцева решила стать художницей. Академия живописи дала ей все необходимые знания. Но девушка серьёзно занималась и самообразованием. Довольно скоро её картины заметили и стали хвалить искусствоведы в прессе. Правда, вместе с успехами всё хуже становилось состояние её здоровья. Мария ушла из жизни в октябре 1884-го, не дожив двух недель до очередного дня рождения. На следующий год французское общество женщин-художниц и скульпторов устроило первую посмертную выставку ее произведений. Спустя ещё время по инициативе и на средства голландских живописцев состоялась выставка ее работ в Амстердаме. В 1887 году вышли в свет её дневники. Эта публикация стала одной из самых читаемых. Европейская художественная критика увидела в Башкирцевой яркую личность, многогранно талантливую женщину из загадочной России.

Анжелика Кауфман

Отец Анжелики работал на заказ, выполняя заказы по украшению и росписи провинциальных церквей. В семье довольно часто случались переезды. Причём, не только по городам, но и по странам. С девяти лет ребёнок уже довольно сносно рисовал карандашом и даже маслом. Побывав в Италии, юное дарование поразили шедевры живописи великих мастеров. После этого желание Кауфман стать художницей утвердилось. В 1765 году её приняли в члены Академии св. Луки. А спустя пару лет Анжелика стала ещё и членом Французской королевской академии, куда принимали только самых достойных. Кстати, до того времени туда не принимали ни одну женщину. Портреты и пейзажи её кисти буквально светились талантом! Выполненный Анжеликой портрет Гёте считается одной из лучших работ. За время жизни вокруг неё плелись всевозможные интриги, созданные влюблёнными в художницу мужчинами. Она прожила 66 лет и скончалась в 1807 году.

Зинаида Серебрякова

Родилась в 1884 году. В семье Зинаиды трудно было не стать художником. Мать Зинаиды был родной сестрой Александра Бенуа. Девочка всё время слышала разговоры о великой роли искусства в жизни людей и посещала многочисленные выставки . Все родственники были творческими людьми и занимались работой по своему призванию. Автопортрет Серебряковой появился в 1909 году и был высоко оценён на выставке Союза русских художников. Более того — картину приобрела Третьяковская галерея. Рано оставшись без мужа и с четырьмя детьми, Зинаида была надолго отброшена от карьеры художницы. До тех пор, пока не состоялась большая выставка в США, где её картины были куплены за достаточно большие суммы. В Париже, куда переехала художница, за ней прочно закрепилась слава великой портретистки. Но помешал настоящий бум на абстрактное искусство, и поэтому многие её работы оказались незамеченными. После Второй мировой войны Серебрякова вознамерилась вернуться на родину. Но что-нибудь постоянно мешало это сделать: то оформление документов, то болезни. Незадолго до смерти состоялась персональная выставка её картин, которая привела в настоящий восторг всех посетителей и критиков. В 1967 году Зинаиды Серебряковой не стало.

Мари Тюссо

Она появилась на свет в Страсбурге в 1761 году. В детстве её окружение было крайне маленьким. Сказывался тот факт, что отец Мари был палачом. Вскоре оказалось, что её родным отцом был скульптор Филипп Кертис. Именно он в 1770 году основал Музей восковых фигур. Заказам Кертиса по лепке фигур из воска просто не было отбоя. Вскоре дочка стала преуспевать в технологии лепки и помогать отцу. Первые статуи в виде фигур Вольтера и Франклина были сделаны ею в 17-летнем возрасте. Кстати, они до сих пор украшают музей. Одновременно талантливая девушка достигла успехов в рисовании, шитье и моделировании причесок. В 1794 году Кертис умер и завещал всю восковую коллекцию своей дочери. Мари унаследовала не только коллекцию, но и его дело. А вскоре она вышла замуж за французского инженера Франсуа Тюссо. Единственное, что принесло Мари пользу от этого брака — это фамилия. Несмотря на периодически неудачи в судьбе, Мари упорно работала, а слава о ней разрасталась. Почти всю жизнь она хотела иметь свой собственный музей, в котором можно было бы поместить все фигуры. И только незадолго до смерти мечта осуществилась. После смерти мадам Тюссо в 1884 году дело продолжил её внук, а затем и последовавшие потомки.

Камилла Клодель

Ровно в 18 лет никому ещё неизвестная девушка приехала покорять Париж. Но школа изящных искусств закрыла перед ней двери. Камилла не отчаялась и организовала курсы скульптуры. Через некоторое время наставник показал её работы директору той самой школы. Он одобрил эти работы, но сказал, что стиль очень похож на Роденовский. По иронии судьбы именно Роден стал новым наставником на курсах. Не прошло и года как Клодель и Роден сдружились и стали не только тесно общаться, но и работать вместе в одной мастерской. Конечно, рождение романа было неизбежным. Но проработав с Роденом долго время, работы Камиллы всё время сравнивали со скульптурами её «учителя». В 1896 году Она окончательно порывает с ним всяческие отношения. Тем не менее такие скульптуры как «Забвение», «За разговором», «Вальс» были выполнены мастерски и спустя десятилетия получили массовое одобрение у знатоков искусства. Но даже после смерти художницы в 1943 году, оставшиеся работы были помещены в отдельный зал музея Родена.

Публикации раздела Музеи

Предтечи знаменитых: русские художницы XIX века

Р оссия по праву гордится своими художницами - «амазонками авангарда» Гончаровой или Розановой, а до них - Серебряковой или Остроумовой-Лебедевой, а до них… А кто же был до них? Рассказываем, кто проложил дорогу расцвету женского творчества ХХ века. Вопрос изучала Софья Багдасарова .

Количество женщин, занимающихся живописью, стало расти как лавина начиная с 1900-х. А вот в предшествующее столетие их по пальцам пересчитать. Связано это было как с малой доступностью женского образования, так и с патриархальным представлением о том, какие профессии приличны дамам. Ситуация менялась постепенно.

Романовы

Работа Марии Федоровны, жены Павла I. Портрет Павла I. 1790

Первыми профессиональными художницами на территории России, конечно, были иностранки - Доротея Гзель (жена приглашенного Петром I живописца), Мари-Анна Колло (невестка скульптора Фальконе), Элизабет Виже-Лебрён (супруга художника Жан-Батиста Лебрена) и другие.

Пожалуй, первая художница-россиянка тоже иностранка - это императрица Мария Федоровна, жена Павла I. Русская великая княгиня с 1776 года, она пользовалась плодами своего отличного немецкого образования: писала пастелью, рисовала по стеклу свинцовыми карандашами, а также одной из первых в мире овладела токарным мастерством. Ее лучшие камеи на яшме или агате - портреты родных. Дочери императрицы также занимались рисованием и лепили барельефы. А главное, что Мария Федоровна учила не только своих детей, но и занималась образованием вообще всех своих подданных женского пола. Она основывала институты и школы, придумывала учебные программы, то есть наметила четкий план развития женского образования в России, которого страна придерживалась целый век.

Живописью занималась и ее тезка, другая императрица Мария Федоровна (жена ее правнука Александра III). От нее способности к рисованию унаследовала дочь, великая княжна Ольга Александровна. Это помогло ей кормить детей в эмиграции: пусть ее акварели и не так уж талантливы, но покупателям было приятно иметь что-то «от Романовых».

Дворянки-дилетантки

Постепенно у нас стало как в Европе: каждая образованная барышня должна была уметь танцевать, вышивать и рисовать. Среди дворянок Александровской и Николаевской эпохи появились художницы-любительницы, которые украшали свои альбомы и памятные книжки различными зарисовками. Дамы работали по образцу произведений других художников: например, так фрейлина Екатерина Бакунина (в браке Полторацкая), предмет страсти Пушкина, создала свой «автопортрет», сняв копию с рисунка Ореста Кипренского; ее портреты матери и мужа также копийны.

Некоторые дамы овладели техникой пастели (дочь генерала Каменского Александра Ржевская, племянница графов Паниных Александра Репнина). Рисованием занимались барышни из семей Шереметевых, Долгоруких, Апраксиных. Пристойной считалась роспись миниатюр по слоновой кости - как делала Анна Бутурлина, внучатая племянница канцлера Воронцова. А наиболее талантливые дерзали писать маслом - трудоемкой «мужской» техникой. Среди них - дочь начальницы Смольного института Александра Бюлер и кузина Гоголя Глафира Псёл, воспитанница генерал-губернатора Малороссии.

Г. Псёл. Портрет сестры. 1839

А. Бутурлина. Автопортрет. 1817

Е. Бакунина (Полторацкая). Портрет матери. 1828

Дочери и сестры

Мария Дурнова. Портрет мальчика. 1820

Аристократок, конечно, учили приходящие учителя. По-другому овладевали искусствами девочки, родившиеся в художественных семьях. Самые ранние примеры, видимо, дочь исторического живописца Трофима Дурнова Мария и знаменитого жанриста Венецианова Александра. Произведения Венециановой уже отнюдь не дилетантские, и писать маслом она не боялась. Жаль лишь, что зависимость от родича-учителя налицо: разумеется, девушка создавала жанровые картины. Впрочем, этим грешили и художницы более поздних поколений: возьмем Ольгу Лагоду-Шишкину, которая в 1870-х училась в Императорской Академии художеств. Она стала сначала ученицей, а потом супругой прославленного Ивана Шишкина. Ольга Лагода-Шишкина, как и супруг, писала в жанре пейзажа. Творчеством Исаака Левитана вдохновлялась Софья Кувшинникова - его ученица и многолетняя возлюбленная.

Ближе к концу века женщины из художественных семей обретают свой язык. Никто не упрекнет в подражательности талантливую сестру Поленова Елену с ее волшебными сказками. Своя манера была и у дочери Константина Маковского - Елены Лукш-Маковской.

Прилежные ученицы

Профессиональное обучение женщин началось в конце 1830-х годов, когда при Императорском обществе поощрения художеств открылись рисовальные классы для девочек. На них училась Евдокия Бакунина и Екатерина Хилкова. Сохранилась картина Хилковой с изображением этих занятий. Со временем женщин стали принимать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Две вольнослушательницы училища, Антонина Ржевская и Эмилия Шанкс, - единственные женщины, принятые в Товарищество передвижников. В 1842 году в Петербурге открылись женские вечерние классы в Санкт-Петербургской рисовальной школе для вольноопределяющихся.

Допустили женщин и в Императорскую Академию художеств - в первый раз в качестве вольнослушательниц целых 30 человек, в том числе будущую жену Шишкина. Для женщин XIX века, которые начали задумываться об эмансипации, вехой стал 1854 год, когда медаль Академии впервые получила женщина - сестра Сухово-Кобылина Софья. (Кстати, двумя годами ранее женщина стала президентом Академии - сестра императора великая княгиня Мария Николаевна.) В 1873 году в Академии ученицам разрешили заниматься в одних классах с учениками, однако со временем число девушек так возросло, что из них решили сделать свое отделение. Смешанное обучение, да еще в государственном учреждении, было явлением передовым: так,

живопись


Луиза Виже Лебрен
Автопортрет в соломенной шляпке, 1782
Национальная галерея, Лондон

Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен (фр. Élisabeth-Louise Vigée-Le Brun, урождённая Виже, Лебрен по мужу; 16 апреля 1755, Париж - 30 марта 1842, там же) - французская художница.


Sofonisba Anguissola (1530–1625)
Self-portrait at the easel
1556
oil on canvas
66 × 57 cm (26 × 22.4 in)
Łańcut Palace, Poland

Софонисба Ангиссола (итал. Sofonisba Anguissola) (ок. 1532, Кремона - 16 ноября 1625, Палермо) - итальянская художница, первая известная художница эпохи Ренессанса.



Анжелика Кауфман
Автопортрет 1780-1785
Эрмитаж

Анге́лика (Анжели́ка) Ка́уфман (нем. Maria Anna Angelika/Angelica Katharina Kauffmann, род. 30 октября 1741 года в Куре, Свободное государство Трёх Союзов; † 5 ноября 1807 года в Риме) - немецкая художница.



Marie-Victoire Lemoine (1754 – December 2, 1820) was a French painter Atelier of an Artist or Atelier of a Painter, Probably Madame Vigée Le Brun (1755–1842), and Her Pupil.
Marie-Victoire Lemoine (1754 – December 2, 1820) was a French painter. Born in Paris, where she also died, she was a student of François-Guillaume Ménageot, and took part in numerous Salons. Her sisters Marie-Denise Villers and Marie-Élisabeth Gabiou also became painters.



Катерина ван Хемессен. Автопортрет. 1548. Общественное собрание произведений искусства. Базель
Катерина ван Хемессен (нидерл. Caterina van Hemessen, 1528 - после 1587) - южнонидерландская (фламандская) художница.


Мариетта Робусти
Автопортрет
Музей Прадо, Мадрид, Испания

Мариетта Робусти (Тинторетто, 1554-1590) - итальянская художница, портретистка, дочь Тинторетто.



Self-portrait as a Female Martyr
Artwork by Artemisia Gentileschi

Артемизия Джентилески (итал. Artemisia Gentileschi, Artemisia Lomi, 8 июля 1593, Рим - ок. 1653, Неаполь) - итальянская художница.



Джентилески Артемизия (Gentileschi Artemisia) (1593-1653)
Автопортрет в образе аллегории Живописи
September 1638
oil on canvas
96.5 × 73.7 cm (38 × 29 in)
Royal Collection, Windsor Castle


Mary Beale
Self portrait

Мэ́ри Бил , урождённая Крэ́док (англ. Mary Beale, née Cradock; 26 марта 1633 - 1699) - английская портретистка, считается одним из крупнейших мастеров портрета в Англии XVII века и первой в истории страны профессиональной художницей.


Élisabeth Sophie Chéron (1648–1711)
Self-portrait 1672
oil on canvas 88 × 73 cm (34.6 × 28.7 in)
Louvre Museum

Элизабет-Софи Шерон (фр. Élisabeth-Sophie Chéron Le Hay, 3 октября 1648, Париж – 3 сентября 1711, там же) – французская художница (эмальер, миниатюрист, график), поэт, переводчик.


Marie-Gabrielle Capet (1761–1818)
Self portrait in 1783
in the collection of the National Museum of Western Art in Tokyo

Marie-Gabrielle Capet (1761–1818) was a French Neoclassical painter. She was born in Lyon on September 6, 1761. Marie-Gabrielle came from a modest background and her previous background and artistic training is unknown, but in 1781 she became the pupil of the French woman painter Adelaide Labille-Guiard in Paris. She excelled as a portrait painter, and her works include oil paintings, watercolours and miniatures.


Marie-Geneviève Bouliard
Self-portrait as Aspasia, 1794
Musée d"Arras

Marie-Geneviève Bouliard (1763-1825) французская художница, писавшая в основном портреты


Мари Гийемин Бенуа
Автопортрет. 1790

Мари́-Гийеми́н Бенуа́ (Marie-Guillemine Benoist; 1768-1826) - французская художница (неоклассическая, историческая и жанровая живопись).


Юдифь с головой Олоферна (1593), Феде Галиция (предполагается, автопортрет)
Феде Галиция (итал. Fede Galizia, 1578, Милан - 1630, там же) – итальянская художница. Дочь художника-миниатюриста, у которого и училась живописи. Умерла во время чумной эпидемии.


Autoportrait (1878), Marie Egner
Мари Эгнер (1850-1940) - австрийская художница


Ida Gustava Silfverberg (Finnish, 1834–1899)
«Self-Portrait» 1868

Ida Gustava Silfverberg (23 января 1834 Хельсинки - 23 декабря 1899 Флоренция, Италия) - финская художница


Autoportrait (1720), Giovanna Fratellini
Джованна Фрателлини , Giovanna Fratellini (1666 – 1731) - итальянская художница эпохи барокко, активно работавшая во Флоренции и специализирующаяся, в основном, на миниатюрных портретах.


Autoportrait (1865), Johanne Mathilde Dietrichson
Johanne Mathilde Dietrichson (1837 - 1921) - норвежская художница


Mary Ellen Best (1809 – 1891)
Self portrait 1809

Мэри Эллен Бест (1809 - 1891) - английская художница, работала, как правило, в акварели


Christina Robertson
Self portrait 1822

Кристи́на Ро́бертсон (урождённая Са́ндерс, родилась в 1796 году в Кингхорне (англ.)русск. близ Эдинбургa - умерла в 1854 году в Санкт-Петербургe) - шотландская художница-портретистка, работавшая при дворе Николая I в 1839-1841 и в 1849-1851 годах.


Rolinda Sharples (1793–1838)
Self-portrait by Rolinda Sharples, with her mother, Ellen, in the background

Rolinda Sharples (1793-1838) - английскиая художница, специализировалась на портретах и жанровых картинах маслом. Она выставлялась в Королевской Академии и в Обществе британских художников, где и стала почетным членом.


Portrait of Virginia Vezzi, c.1625-26.
Oil on Canvas - 75 x 61.5 cm.
Vic-sur-Seille, Musée Georges de La Tour

Virginia Vezzi (Velletri, 1601 - Париж, 1638) - итальянская художница, очень ценится во Франции.



Jenny Eugenia Nyström
Self-portrait

Jenny Eugenia Nyström (родилась 13 июня 1854 в Кальмаре, умерла 17 января 1946 в Стокгольме) - шведская художница и иллюстратор.


Selfportrait (1911), Phoebe Anna Traquair 1852-1936
Phoebe Anna Traquair (1852/4-1936) шведская художница ирландского происхождения, известна как иллюстратор, художник и вышивальщица.


Autoportrait (1877), Louise Jopling 1843-1933
Луиза Джоплинг (Louise Jopling) (1843-1933) - художниwf викторианской эпохи; один из самых известных женщин-художниц своего поколения.


Autoportrait, Kitty Lange Kielland 1843-1914
Кристиана (Китти) Ланге Хьелланн (норв. Kitty Lange Kielland, род. 8 октября 1843 г. Ставангер - ум. 1 октября 1914 г. Осло) - норвежская художница - пейзажист.


Autoportrait (1800), Hortense Haudebourt-Lescot 1785-1845
Антуанетта-Сесиль-Гортензия Одебут-Леско (1784-1845) - французская художница, мастер жанровых сцен


Autoportrait à la Harpe (1790), Rose-Adélaïde Ducreux (1761-1802)
Роза-Аделаида Дюкре (Rose-Adélaïde Ducreux, 1761 - 1802) - французская художница и музыкант.


Autoportrait, Aimée Duvivier 1760-1824
Эми Дювивье (Aimée Duvivier, 1760-1824) - французская художница.


Autoportrait, Mina Karadzic 1828-1894
Мина (Вильгельмина) Караджич - Вукоманович (Mina Karadzic - Vukomanovic) (30 июня/ 12 июля 1828, Вена – 12 июня 1894, Вена) - сербская художница, писательница и переводчик.


Katarina Ivanovic (1811-1882)
Катарина Иванович (15 мая 1817 - 22 сентября 1882), был сербская художнца, жила в основном в Венгрии.


Sophia Albertine Adlersparre (1808-1862)
Sophia Albertine Adlersparre родилась в 1808 году на небольшом острове Эланд в Швеции. Изучала искусство с художником Ovarnström Ekman. После смерти отца уехала в Париж и поступила в мастерскую Cogniet. Вернувшись в Дрезден, она нарисовала портреты короля Оскара и королевы Жозефины. В 1851 году выиграла государственную стипендию и училась в Мюнхене, Болонье и Флоренции, где прожила более трех лет. Умерла в 1862 году.


Sarah Miriam Peale (1800-1885) Автопортрет 1818
Сара Мириам Пил (Sarah Miriam Peale, Филадельфия, штат Пенсильвания, 19 мая 1800 - 4 февраля 1885, Филадельфия) - американская художница-портретистка.


Стефани де Вирьё
Autoportrait 1810

Стефани де Вирьё (Stéphanie de Virieu, родилась 14 июля 1785 в Сен-Манде и умерла 9 мая 1873 в замке Poudenas) французская художница и скульптор.


Henriette Lorimier (1775-1854)
Self-portrait 1807
oil on canvas 92 × 73 cm (36.2 × 28.7 in)

Elisabeth Henriette Marthe Lorimier (7 августа 1775, Париж - 1 апреля 1854) -популярная портретистка в Париже в начале эпохи романтизма.


Giulia Larna (1685-1753)
Джулия Элизабетта Лама (Giulia Elisabetta Lama, 1 октября 1681, Венеция – 7 октября 1747, Венеция) - итальянская художница, работала в Венеции, специализировалась на религиозной и портретной живописи.


Anna Waser (1675-1714)
Автопортрет 1691

Anna Waser (16 октября 1678, Цюрих; † 20 сентября 1714 там же) - швейцарская художница и гравер.


Elżbieta Baumann Jerichau, autoportret 1850
Элизабет Йерихау-Бауман (нем. Elisabeth Jerichau Baumann, 21 ноября 1819, Варшава - 11 июля 1881, Копенгаген) - датская художница с польскими корнями.



Self-Portrait in Front of the Easel (1958)
Elisabeth Jerichau-Baumann (1819-1881)



Lavinia Fontana
Self-Portrait at the Spinet
oil on canvas 7 cm (10.6 in) х 24 cm (9.4 in)
Accademia di San Luca

Лавиния Фонтана (итал. Lavinia Fontana; 24 августа 1552, Болонья - 11 августа 1614, Рим) - итальянская художница болонской школы. Рисовала в основном портреты, которые были типичным предметом для живописцев женщин, и картины на религиозные и мифологические темы, которые иногда включали женские фигуры.


Lavinia Fontana (Bologna, 1552 ‐ Roma, 1614)
Autoritratto in a Tondo 1579



Marie Denise Villers (French, Paris 1774–1821 Paris) Charlotte du Val d"Ognes (died 1868)
Мари-Дениз Вильер.
Рисующая молодая женщина, 1801, музей Метрополитен, возможно автопортрет художницы

Мари-Дениз Вильер (фр. Marie-Denise Villers; (1774, Париж - 19 августа 1821, там же) - французская художница. Известна своими портретами в стиле классицизма.



Rosalba Carriera (Venezia, 1675 ‐ 1757) Autoritratto con un ritratto di sorelle (Автопортрет с портретом сестры) 1715 г.
Galleria Uffizi, Corridoio Vasariano, Florence

Розальба Каррьера (иногда Каррера) (итал. Rosalba Carriera, 7 октября 1675, Кьоджа - 15 апреля 1757, Венеция) - итальянская художница и миниатюристка Венецианской школы, один из главных представителей стиля рококо в искусстве Италии и Франции.


Jeanne-Louise Vallain, Autoportrait, signé et daté 1788, huile sur toile, 99 x 80,6 cm (galerie Mendes, Paris)
Жанна-Луиза (Нанина) Валлен (1767-1815) - французская художница



Sarah Goodridge (1788–1853)
Self portrait
watercolor on ivory, 4x3 inches, 1830

Сара Гудридж (1788-1853) - американская художница, специализирующаяся на портретной миниатюре.



Элис Пайк Барни. Автопортрет, 1895
Элис Пайк Барни , урожд. Элис Пайк (англ. Alice Pike Barney; 14 января 1857, Цинциннати - 16 июля 1931, Лос-Анджелес) - американская художница.


Хелена Шерфбек (1862 -1946)
Автопортрет

Хе́лена Ше́рфбек (швед. Helena Sofia Schjerfbeck; 10 июля 1862, Гельсингфорс, Великое княжество Финляндское, Российская империя - 23 января 1946, Сальтшёбаден, Швеция) - финско-шведская художница, представительница модерна.


Self-portrait by Judith Leyster, (1609-1660) circa 1630
oil on canvas 74.6 × 65.1 cm (29.4 × 25.6 in)
National Gallery of Art, Washington

Юдит Янс Лейстер (нидерл. Judith Jans Leyster, а также Leijster; 28 июля 1609, Харлем - 10 февраля 1660, Хемстеде) - нидерландская художница.


Elisabetta Sirani
Self-Portrait ca. 1658

Элизабе́тта Сира́ни (итал. Elisabetta Sirani; 8 января 1638, Болонья - 28 августа 1665, там же) - итальянская художница.


Anna Rosina de Gasc
Self-portrait (1767)

Анна Розина Гаск (Anna Rosina de Gasc, 1713 - 1783) немецкая художнца, прославилась портретами.


Portrait of Anne Vallayer-Coster, by Alexander Roslin 1783
Anne Vallayer-Coster (December 21, 1744 – February 28, 1818) was an 18th-century French painter


Clara Peeters, 1594-1657
Автопортрет на картине «Суета сует» 1657

Клара Петерс (Clara Peeters, 1594-1657) - нидерландская художница, мастер натюрмортов.


Wallerant Vaillant (1623–1677)
Portrait of Maria van Oosterwijck (1630-1693) 1671
oil on canvas 96 cm (37.8 in) х 78 cm (30.7 in)
Rijksmuseum Amsterdam

Мария ван Остервейк (1630 г.-1693 г.) - нидерландская художница эпохи барокко, мастер натюрморта.


Портрет Марии-Сюзанны Жиру кисти Александра Рослина (1770)
Мария-Сюзанна Жиру (мадам Рослин, 9 марта 1734 - 31 августа 1772) - французская художница и жена шведского художника Александра Рослина.


Ульрика Фредрика Паш
Автопортрет. Около 1770 г.

Ульрика Фредрика Паш (1735-1796) - шведская художница, портретистка и миниатюристка, первая женщина-член Шведской королевской академии свободных искусств.


David Allan (1744 - 1796)
Anne Forbes, 1745 - 1834 Artist

Анна Форбс (1745-1834)-шотландская художница


Adele Romanee (Paris 1769 – Paris 1846)
Autoportrait

Адель Романи (1769-1846) - французская художница


Мари-Элизабет Каве
Автопортрет


Portrait of Swedish woman artist Julia Beck 1853-1935
by Richard Bergh

Августа Ловиса Юлия Бек (1853-1935)-шведская художница и каллиограф


Мэри Кассат
Автопортрет 1878 г.
Бумага, гуашь.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Мэри Кассат (англ. Mary Cassatt) (22 мая 1844 - 14 июня 1926) - знаменитая американская художница и график, писавшая в стиле импрессионизма. Она прожила большую часть своей жизни во Франции, была дружна с Эдгаром Дега. Мотивом для её полотен послужили образы социальной и личной жизни женщин, с особым упором на тесную связь матерей и детей.
(1875, Чернигов - 1952, Ленинград) - русский советский художник и график.
Portrait of Vera de Bosset (Ве́ра Арту́ровна Суде́йкина, 1888-1982), second wife of Igor Stravinsky, by Serge Soudeikine (Сергей Юрьевич Судейкин, 1882-1946).
Ве́ра Арту́ровна Суде́йкина (урожд. де Боссе́, в замуж. также Люри, Шиллинг, Стравинская; 25 декабря 1888 (6 января 1889), Санкт-Петербург - 17 сентября 1982, Нью-Йорк), актриса Камерного театра и русского немого кино, художница прикладного искусства, живописец.


Мария Якунчикова, портрет работы Михаила Врубеля 1886-1889
Мария Васильевна Яку́нчикова (в замужестве Вебер; 19 января 1870, Висбаден, Германия - 27 декабря 1902, Шен-Бужери, близ Женевы, Швейцария) - русская художница.


Мария Башкирцева
Автопортрет с палитрой. 1880
частное собрание

Мария Константиновна Башки́рцева (фр. Marie Bashkirtseff; укр. Марія Костянтинівна Башкірцева 11 ноября 1858, Гавронцы, Полтавский уезд, Полтавская губерния, Российская империя - 31 октября 1884, Париж, Франция), - французская художница украинского происхождения.


Зинаида Серебрякова
Автопортрет («За туалетом») (1909)

Зинаи́да Евге́ньевна Серебряко́ва (девичья фамилия Лансере́; 12 декабря 1884, с. Нескучное, Харьковская губ., ныне Харьковская обл., Украина - 19 сентября 1967, Париж, Франция) - русская художница, участница объединения «Мир искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Ученица известного живописца О. Э. Браза.

Искусство живописи изначально было мужским занятием. Первые картины изображали охотников и зверей, первые статуэтки - женщин с преувеличенно пышными формами. В мастерские художников Греции и Древнего Рима женщины входили исключительно как модели и вдохновительницы. В мастерские раннего Средневековья не входили вообще, их творческие способности реализовывались в фантастических по красоте вышивках и гобеленах.

Первые сведения о дамах, занимающихся искусством, относятся к XIV веку, а чтобы добиться полного равноправия понадобилось ещё пять - лишь к концу XIX века на женщин у мольберта перестали смотреть как на читающих лошадей. Кого из знаменитых художниц мы можем вспомнить?

Софонисба Ангиссола

Портретистка. Первая известная художница Возрождения. Родилась в 1532 году в Кремоне, в обеспеченной и благородной семье, старшая из семи детей. Её отец Гамилькар Ангиссола проявил удивительное для того времени свободомыслие, разрешив дочери брать уроки живописи у молодого художника Бернардино Кампи. Судя по портрету, нарисованному Софонисбой, она питала страсть к своему учителю, но искусство любила больше. Её работы отмечал сам Микеланджело и даже давал девушке кое-какие советы. В 27 лет она уехала из дома, стала придворной художницей испанского короля Филиппа II и более 10 лет рисовала парадные портреты принцев и принцесс. В 38 лет наконец-то вышла замуж за вице-короля Сицилии (!), спустя 9 лет супружества овдовела. По дороге в родную Кремону 47-летняя Софонисба встретила молодого капитана Горацио Ломеллино, через несколько месяцев вышла за него замуж и прожила ещё без малого 40 лет в счастливом браке. Оставила искусство в возрасте 90 лет, потеряв зрение.

Автопортрет

Артемизия Джентилески

Художница, автор жанровых произведений. Родилась в Риме, в 1593 году, дочь художника Горацио Джентилески. Единственная из пяти детей мастера проявила талант к живописи. Её отец отдал Артемизию в обучение к художнику Агостино Тасси, который в итоге… обесчестил 19-летнюю ученицу. Молодая художница настояла на судебном расследовании и после долгих бюрократических мытарств наконец отправила насильника на год в тюрьму. После этого отец выдал Артемизию замуж за коллегу, Пьерантонио Стиаттеси, и отправил с глаз долой во Флоренцию. Первые годы в новом городе прошли успешно - Джентилески пользовалась покровительством Козимо Медичи, была принята в Академию живописного искусства, родила мужу четверых детей. Однако супруг оказался игроком и кутилой, семья запуталась в долгах, дети умерли от болезней, и в 1621 году Артемизия покинула Флоренцию. Она работала в Генуе, в Венеции, в Лондоне, дружила с Галилеем, Ван Дейком и Софонисбой Ангиссолой, пользовалась популярностью, хотя славы старшей подруги и не достигла. Известна как автор 37 картин на религиозные темы - Юдифь и Олоферн, Сусанна и старцы и так далее. Умерла в Неаполе, от чумы, в возрасте примерно 60 лет.

Автопортрет в образе аллегории Живописи

Мария Виже-Лебрён

Портретистка. Родилась в Париже в 1755 году. Стала популярной как портретистка в 15 лет. В 21 год вышла замуж за Пьера Лебрёна, торговца живописью. Благодаря его связям была принята ко двору, рисовала королеву Марию-Антуанетту. Вскоре Виже-Лебрён зачислили в члены Королевской Академии живописи и скульптуры. Её дальнейшей карьере помешала Великая французская революция, но Мария не падала духом - она путешествовала по Европе, побывала даже в России, где сделала несколько портретов венценосных особ и лиц, приближенных к императрице Екатерине II. В 1799-м вернулась во Францию по личному приглашению Наполеона. До старости жила в богатстве, покое и всеобщей любви, скончалась в 86 лет.

Автопортрет

Мария Башкирцева

Первый русский художник, чьи работы приобрел Лувр. Родилась в 1860-м году на Полтавщине, в 10 лет выехала с матерью в Ниццу. С детства отличалась слабым здоровьем и большими способностями. Обещала стать выдающейся певицей, но из-за болезни потеряла голос. В 18 лет начала заниматься живописью, окончила семилетний курс парижской Академии за два года, с медалью. На следующий год представила свою работу «Молодая женщина, читающая Дюма» в Салоне, через год получила второе место за «Ателье Жулиана» - для начинающего художника это был огромный успех. Всего Башкирцева успела завершить около 150 полотен, последнюю незаконченную работу «Святые жены» можно увидеть в часовне на кладбище Пасси, где покоится тело художницы. Мария умерла в 1884 году от чахотки, в самом начале творческого пути.

Ей даровал Бог слишком много!
И слишком мало - отпустил.
О, звездная ее дорога!
Лишь на холсты хватило сил…

Так писала о ней Марина Цветаева, посвятившая Марии Башкирцевой свой первый поэтический сборник «Вечерний альбом».

Мопассан, посетив её могилу, сказал: «Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!»

Автопортрет

Вера Мухина

Скульптор. Родилась в Риге в 1889 году. Детство и юность провела в Феодосии, училась в детской художественной школе, созданной Айвазовским, затем продолжила образование в Москве, Париже и Италии. В 1918 году вышла замуж за военного врача Алексея Замкова. Прославилась как скульптор-монументалист. Её статуя «Рабочий и колхозница» произвела огромное впечатление на Всемирной выставке 1937 года в Париже. Творческое наследие Мухиной включает памятники деятелям культуры, военным, ученым, монументальные аллегорические скульптуры. Вера Мухина награждена орденами и медалями, 5 раз получала Сталинскую премию.

Камилла Клодель

Скульптор, ученица и модель Родена. Родилась в 1864 году на севере Франции в семье буржуа. С детства интересовалась искусством, вопреки воле родных уехала в Париж учиться скульптуре у Альфреда Буше. На курсах познакомилась с Роденом, стала его возлюбленной, моделью, ученицей, а впоследствии и конкуренткой - динамичные, экспрессивные работы Клодель порой выигрывали на фоне холодного совершенства Родена. Выставлялась в Салоне, имела коммерческий успех и хорошие отзывы. «Бунт против природы, женщина - гений», - шовинистически, но восторженно говорил о ней политик Мирабо. Разрыв с Роденом оказался для Клодель слишком болезненным, с 1914 года она погрузилась в мир собственных фантазий и галлюцинаций. Семья поместила Камиллу в лечебницу для душевнобольных, где она провела последние 30 лет жизни.

Зинаида Серебрякова

Портретистка. Родилась в 1884 году, в Харьковской области. Из творческой династии Бенуа-Лансере, внучка архитектора Бенуа. Обучалась в Художественной школе Тенишевой, завершила образование в Париже, в Академии де ла Гранд-Шомьер (там же, где и Мухина). В 21 год вышла замуж за Бориса Серебрякова, родила четверых детей (все четверо впоследствии тоже стали художниками). Работала с Кустодиевым, Добужинским, участвовала в выставках «Мира художников». В 1919 году чуть не умерла от голода в своем имении. В 1924-м эмигрировала в Париж с двумя детьми, очень много работала, продавала за гроши фантастической красоты портреты. В 1966 году, за год до ее смерти, в России состоялись персональные выставки Серебряковой, она обрела огромную популярность и успела порадоваться заслуженному успеху.

За туалетом. Автопортрет

Надя Рушева

Иллюстратор, график. Родилась в 1952 году, в Москве. С 5 лет начала рисовать, в 12 состоялась первая персональная выставка Нади, к 17-ти годам прошло 15 её выставок в СССР и за рубежом. Она работала над иллюстрациями к «Мастеру и Маргарите», «Войне и миру», к произведениям Лермонтова и Сент-Экзюпери, создавала и авторских удивительных персонажей. Работы Нади отличала трогательная нежность, воздушность и грациозность рисунка, очарование наивных и искренних образов. К сожалению, талантливой художнице была отпущена очень короткая жизнь, она скончалась в 17 лет от аневризмы. После смерти Нади прошло около 160 выставок её работ.


Ремедиос Варо

Художница, сюрреалистка. Родилась в 1908 году в Каталонии, училась в монастырской школе. Поступила в Академию де Сан-Фернандо в Мадриде. Училась там в те же годы, что и Сальвадор Дали, влияние которого можно заметить в сложной мистике картин Ремедиос. Во время Гражданской войны в Испании чудом умудрилась уцелеть, эмигрировала в Мексику. Была дружна с Фридой Кало и Диего Риверой. Нашла свой стиль и художественный язык ближе к 40 годам. Работы Ремедиос - витиеватое переплетение средневековых традиций и современных образов, их можно рассматривать часами, находя все новые волшебные детали.

Бегство

Ремедиос Варо

Туве Янссон

Иллюстратор, график. Родилась в 1914 году в Финляндии, дочь скульптора. Окончила Колледж искусств в Стокгольме, совершенствовалась в Европе. В 26 лет придумала и нарисовала смешное существо с круглым брюшком и доверчивой мордочкой - Муми-Тролля. В 1938 году написала первую книжку про это существо, его папу, маму, дом и друзей - «Муми-тролль и большое наводнение». В 1949 году вышла «Шляпа волшебника», также проиллюстрированная Янсон, - и мир охватила муми-мания. Создательница муми-троллей всегда утверждала, что она в первую очередь художница и картины значат для неё больше, чем сказки. Янссон расписала мэрию Хельсинки, несколько церквей и общественных зданий.

Помимо перечисленных свой след в истории искусства оставили ещё сотни женщин. В статье не рассказано об Анжелике Кауфман, Софье Дымшиц, Фриде Кало, Софии Ласкариду, Елене Гуро и многих, многих других.

Помните, что творческие способности могут проснуться в самый неожиданный момент, и даже если вам не светит выставка в Салоне или Манеже, живопись облагораживает душу. Окуните ваши кисти!

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

10 Comment threads

1 Thread replies

0 Followers

Most reacted comment

Hottest comment thread

новые старые популярные

0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать




Top