Игрушки своими руками для детей и взрослых. Выбираем развивающие и нужные игрушки для детей до года

Игрушки – неотъемлемая часть детского мира с первого месяца жизни. С первых дней новорожденных им дарят погремушки, мягкие игрушки. Да и сами родители часто не могут удержаться от покупки забавной игрушки. Но никогда не нарушайте главного правила: все игрушки должны быть абсолютно безопасны для грудничков. Для детей любого возраста нужны игрушки из нетоксичных материалов, приятных цветов, неопасных округлых гармоничных форм, эстетичные, издающие не раздражающие и не пугающие ребенка звуки.

От 4 до 6 месяцев

К 4 месяцам младенец начинает исследовать игрушки. Запаситесь игрушками разных форм, фактур, цветов, звучаний. Ребенку уже несложно дотянуться пальчиком до яркой кнопки, постепенно он учится нажимать на нее. Исследуются мордашки игрушечных животных. Пригодятся колокольчики и бубенчики, которые можно привязать на ножку. Дети к 5 месяцам с удовольствием ими играются. В этот период у деток проявляются первые предпочтения. Они уже выбирают понравившуюся игрушку из нескольких.

К 6 месяцам ребенку пригодятся резиновые игрушки для купания, игровые коврики разных фактур и цветов, погремушки разного веса, формы, с разными звуковыми эффектами, мячики разных размеров.

От 6 до 12 месяцев

К 7-8 месяцам малыш начинает активно интересоваться всем новым. В этот период формируется интеллектуальная познавательная база ребенка. Родители должны учитывать потребности младенца, выбирая, какие игрушки лучше предложить малышу, какого размера, фактуры. По-прежнему помните о главном условии безопасности любой игрушки. Не должно быть мелких легко отламывающихся деталей, разгрызаемого материала, токсичных красителей, резких раздражающих звуков.

С этого возраста ребенок начинает осваивать игрушки, которые можно вкладывать друг в друга и доставать. Пригодятся яркие коробочки с крышками. К 11 месяцам малыш научится справляться с пирамидкой, будет учиться играть с кубиками.

Погремушки будут уступать место музыкальным игрушкам. Особенно привлекательны кнопки, какие можно нажимать для того, чтобы зазвучала музыка или загорелась яркая лампочка.

К 11 месяцам ребенок осваивает ролевые игры, узнает, какие действия можно выполнять с игрушкой. Он учится пожалеть игрушку, покачать куклу, повозить машинку, покормить мишку, бросать мячик. Мячи по-прежнему незаменимы: они помогают учиться ползать и ходить, развивают моторику, учат ребенка играться с игрушкой.

С 11-12 месяцев знакомьте малыша с пазлами. Необходимость брать и класть мелкие детали развивает мелкую моторику, а сам процесс собирания картинки формирует усидчивость, развивает воображение и логику. Однако помните, что без взрослых ребенок пока не готов играть с пазлами, детали будут порваны и погрызаны. И это естественно и нормально.

Учимся играть

Многие родители считают, что младенцу достаточно просто дать новую игрушку. Это большое заблуждение. С первых месяцев каждую новую игрушку малышу надо преподносить. Нужны своеобразные традиции знакомства с новой игрушкой.

  1. Сначала спокойно и доброжелательно покажите игрушку, дайте возможность рассмотреть, привыкнуть к ней.
  2. Подвигайте погремушкой, познакомьте с новым звуком. Сделайте это деликатно, чтобы ребенок не испугался резкого звука.
  3. С 3 месяцев учите тянуться к игрушке, толкать ее, заставить двигаться.
  4. Не ленитесь снова и снова подавать брошенные игрушки. Если совсем надоест, привяжите за ленточку погремушку к кроватке и научите малыша вытягивать игрушку самостоятельно.
  5. С 6-7 месяцев вместе исследуйте игрушки: ищите и нажимайте кнопки, рассматривайте и называйте детали (носик, ушко, ротик, глазки, колесико и т.п.).
  6. С 10-11 месяцев учите снимать и нанизывать детали пирамидки, комментируя размер и даже цвет.
  7. Показывайте, какие башни и паровозики можно строить из кубиков, группируйте по цветам.
  8. Учите играть с мягкими игрушками-зверушками или куклами: начать, кормить, гладить, причесывать.
  9. Покажите, как можно складывать кубики и мячики в машинку, возить их.
  10. Научите бить по мячу, бросать его, катать по полу.

Подбирая игрушки ребенку по месяцам, родители обеспечивают ему правильное развитие, соответствующее его возрасту и способностям. Только так можно воспитать гармоничную личность, которая не боится трудностей.

Игрушки не только способны увлечь вашего непоседу на некоторое время, но при разумном подходе к их выбору могут положительно повлиять на его развитие. Качественные и правильно подобранные товары будут стимулировать мелкую моторику малыша, открывать для него новый мир и возможности собственного тела.

Полки детских магазинов буквально завалены разного рода товарами, которые призваны развлечь малыша и развить его навыки. Многие родители из добрых побуждений покупают массу игрушек, которыми в итоге их ребенок не играет, и они лежат в коробках мертвым грузом.

Какие игрушки действительно необходимы младенцу до года?

Покупаем игрушки по возрасту

Для детей до полугода подойдут традиционные игрушки, которые будут способствовать развитию их двигательных, зрительных и слуховых навыков. Поскольку малыш большую часть времени проводит в горизонтальном положении, а ручки его еще не совсем слушаются, предметы, с которыми он занимается, не должны быть слишком сложными. Достаточно, чтобы они развивали его осязание (это достигается за счет использования материалов разной фактуры), слух, зрение и хватательные навыки.

В первые полгода вам потребуются:

  • мобили и игрушки-подвески в кроватку и коляску;
  • развивающий коврик;
  • погремушки;
  • игрушки из разнофактурных материалов;
  • колокольчики.

Малышам от полугода до года требуются игрушки посложней. Их пальчики уже достаточно развиты, чтобы ощупывать предметы, а логического мышления хватает, чтобы понять, как правильно собрать пирамидку, построить башенку из кубиков и вложить маленькие стаканчики в большие. Игрушки в этот период призваны улучшать координацию, глазомер и укреплять мышцы рук. Младенец запоминает, что определенное его действие над предметом приводит к каким-то изменениям: удар по барабану извлекает из него звук, нажатие на разные кнопочки музыкальной панели приводит к появлению разных мелодий, а пальчик, испачканный в краске, оставляет на бумаге красочный след.

С полугода вы можете покупать следующие игрушки:

  • простые кубики;
  • пирамидка;
  • набор вкладывающихся стаканчиков;
  • наборы с фигурными прорезями и вкладышами для них;
  • игрушки с разными наполнителями (крупы, фасоль, горох);
  • пластилин, пальчиковые краски;
  • музыкальные инструменты (барабаны, ксилофон, бубен);
  • игровые панели с музыкой.

Вы можете сшить мешочки с крупами самостоятельно, а вместо пластилина замесить соленое тесто.

Минимализм

Считается, что чем проще будут игрушки для детей до года, тем лучше для их развития. Вместо покупки дорогих сенсорных ковриков с яркими разнофактурными деталями, которые могут перевозбудить малыша, вы можете окружить его простыми мешочками, сшитыми самостоятельно из тканей, различных на ощупь, и наполнить их крупами.

Детские психологи рекомендуют не перегружать ребенка большим количеством игрушек. Их обилие будет рассеивать его внимание, сделает малыша капризным и неусидчивым.

В последнее время стали популярными деревянные игрушки спокойных чистых цветов. Родители стремятся окружить свое чадо экологичными изделиями, которые не навредят вредными испарениями малышу и будут приятны для его глаз. Деревянные кубики, неваляшки, машинки и пирамидки понравятся младенцу своей простотой.

Посещая детские магазины, выбирайте только необходимые для грудничка игрушки. Подумайте, какие изделия нужны ему по возрасту, и какие навыки помогут развить предлагаемые консультантами «лучшие» модели. Избегайте покупать функционально перегруженные дорогие игровые станции, поскольку они могут довольно быстро надоесть младенцу. Лучше окружите его простыми развивающими элементами.

Погремушки

Погремушки, несмотря на простоту конструкции, очень полезны для развития детей. Они учат младенца концентрироваться, усиливают слуховое и зрительное восприятие, а также оттачивают координацию движений. Погремушки развивают хватательный рефлекс грудничка, его мелкую моторику . Малыш трясет игрушку, она издает звуки – и это помогает ему строить причинно-следственные связи.

  • погремушка не должна быть чересчур тяжелой для младенца;
  • если вы хотите купить малышу несколько игрушек, подберите их таким образом, чтобы все они были разных форм и цветов, однотипные погремушки не вызовут у младенца интерес;
  • вы можете выбрать для малыша погремушки из разных материалов (пластик, латекс, дерево), это будет развивать его осязание;
  • желательно, чтобы рукоятки у погремушек были разными на ощупь, пусть одна будет гладкой, вторая – ребристой, а третья – с выпуклостями, и т.д.;
  • по-разному шумящие погремушки будут развивать слух вашего малыша, подберите ему шуршащие, плавно гремящие модели, но избегайте слишком громких экземпляров, которые могут напугать младенца;
  • детям до полугода нравятся прозрачные модели, внутри которых перекатываются разноцветные элементы;
  • ощупайте игрушку, прежде чем покупать ее для грудничка – на ней не должно быть острых углов, которые могут навредить малышу.

Покупайте только сертифицированные погремушки для грудничка, и регулярно проверяйте их целостность . Все детали на игрушках для младенцев должны быть хорошо закреплены. Регулярно стерилизуйте все погремушки, а упавшие на пол – протирайте смоченной в перекиси водорода марлевой салфеткой.



Мобили и подвески

Мобили и подвески, как правило, становятся первыми игрушками для младенцев. У мало бодрствующего малыша единственный вид деятельности – это наблюдение, поэтому яркие висящие или движущиеся элементы перед его глазами заинтересуют его, и будут способствовать развитию его зрения, концентрации внимания. Со временем, малыш будет пробовать трогать подвески ручками, ощупывать их пальчиками и трясти.

Музыкальные мобили могут не только развлечь вашего малыша на время. Яркие движущиеся элементы разовьют глазные мышцы младенца, когда он будет следить за перемещением игрушек . Когда грудничок будет пробовать хватать летящие элементы, это будет тренировать координацию его движений.

  • чтобы малыш получал разный тактильный опыт, используйте гирлянды и подвески из разных материалов – пластиковые, латексные, деревянные и текстильные;
  • для прогулок и домашнего использования должны быть разные игрушки;
  • регулярно обрабатывайте деревянные и пластиковые детали мобиля, гирлянд и подвесок перекисью водорода, съемные элементы кипятите, а тканевые – стирайте с помощью детского порошка;
  • вешайте гирлянды новорожденному в коляску, кроватку или автолюльку таким образом, чтобы он мог задеть непроизвольными движениями, звук от погремушек будет привлекать внимание малыша;
  • подросшему младенцу, умеющему осознанно управлять своими ручками, гирлянды можно подвесить чуть выше, чтобы он тянулся и хватал их;
  • цвета элементов должны быть яркими и простыми, а формы – разнообразными, так малышу будет интересней;
  • звуки, издаваемые музыкальными мобилями должны быть негромкими и мелодичными.

Пирамидка

Пирамидка может быть разной: простой, состоящей из 3-4 колец, а также сложной и многоуровневой. Она может иметь стандартную конусовидную форму, повторять очертания стилизованных животных или же быть составной частью других игрушек – неваляшек и каталок. Кольца бывают текстильные, деревянные и пластиковые. Цель пирамидки в любых ее проявлениях остается неизменной – научить малыша мыслить, соотносить размеры деталей и помогать развитию его координации.

С помощью колец пирамидки вы сможете научить ребенка распознавать «большое» и «маленькое», «широкое» и «узкое», «верх» и «низ». Также для многих малышей эта игрушка становится первым наглядным материалом при изучении цветов.

Детям до полугода подойдут пирамидки с небольшим количеством колец, причем их диаметр должен быть значительно больше стержня, на который их следует нанизать, — так малышу будет легче научиться этому непростому для него действию. Поскольку младенец будет постоянно тянуть снятые кольца в рот, вам следует регулярно ухаживать за ними: текстильные детали простирывать, а пластмассовые и деревянные обрабатывать с помощью перекиси водорода.

Вкладывающиеся игрушки

Игрушки-вкладыши довольно примитивны на первый взгляд, но очень полезны для развития грудничков. Занимаясь с такими наборами, младенец учится анализировать и координировать свои действия. Ребенку понравятся как вкладывающиеся разноцветные стаканчики, из которых можно также построить и башенку, так и рамки-вкладыши с небольшими деталями разной формы.

С помощью вкладывающихся стаканчиков и деталей вы сможете научить ребенка определять цвета, формы и размеры, а летом вы сможете играть с их помощью в куличики.

Не торопитесь покупать для ребенка сложные модели, иначе, однажды не справившись с задачей, малыш может начать негативно относиться к игрушке. Начните с простых наборов: стаканчиков, которые легко будет вставить друг в друга малышу со слабой координацией, и небольших рамок с простыми геометрическими отверстиями. Можете купить малышу матрешку, только предварительно проверьте, легко ли соединяются деревянные части игрушки.

Кубики

Кубики — это, пожалуй, самые простые развивающие игрушки для детей до года. Пластмассовые или деревянные изделия будут нужны вашему ребенку весьма долгое время. Они пригодятся ему не только для строительства башен, но и для изучения цветов, размеров, а при наличии соответствующих рисунков — алфавита и цифр .

Купите малышу к шести-семи месяцам самые простые окрашенные деревянные кубики и покажите, как ими можно пользоваться. Обратите его внимание на то, что они разных цветов, сравните их форму с мячиками, попробуйте покатить. Подобные исследования очень понравятся ребенку, и вы увидите, как он начнет экспериментировать с другими игрушками, нарабатывая свой собственный опыт.

К 10-11 месяцам можете приобрести детские кубики с несложным рисунком на гранях, которые нужно собирать, поворачивая стороны. С вашей помощью ребенок довольно быстро научится складывать простые картинки. Как только малыш поймет принцип, можете начать покупать деревянные или пластиковые кубики с более сложными рисунками. Не переживайте, что таких игрушек скопится слишком много — они потом будут нужны ребенку для строительства башен и замков.

Динамические игрушки

Дети до года постоянно исследуют мир, каждый попавшийся в их руки предмет они пробуют на зуб, трясут, сминают и бросают, наблюдая за тем, как объект реагирует на их действия. Динамические игрушки приведут малыша в восторг и надолго займут маленького испытателя. Младенцу понравится, что юла после нажатия на рычажок начинает крутиться, машинка катится, а неваляшка, сколько не толкай его, — никак не хочет падать.

  1. При выборе динамической игрушки избегайте кислотных цветов, оттенки изделия должны гармонировать.
  2. Некоторые модели юлы имеют на своем корпусе картинки, которые при движении создают интересные иллюзии.
  3. Звуки, которые издают динамические игрушки, не должны быть слишком резкими и громкими.
  4. Перед покупкой юлы убедитесь в том, что изделие правильно отцентровано, иначе игрушка не будет вращаться, как положено, и не доставит малышу должного удовольствия.

Тактильные игрушки

Начиная с полугода дети активно исследуют окружающие их объекты с помощью осязания. Разнообразные тактильные ощущения стимулируют нервную систему младенцев и, тем самым, напрямую влияют на темпы развития. Чем больше вы предоставите малышу для исследования разнофактурных объектов, тем лучше это отразится на его нервной системе.

Вы можете укладывать младенца на сенсорный коврик, изготовленный из разных на ощупь материалов, или давать ему заниматься с игрушками из комбинированных тканей с пришитыми бусинками, пуговками и ленточками. Исследуя такие полезные и интересные игрушки пальчиками, грудничок будет обогащать свой тактильный опыт.

Некоторые мамы шьют своим малышам мешочки и наполняют их разными крупами. Разминая в руках такие «самоделки» с горохом, фасолью и пшеном, ребенок будет разрабатывать мелкую моторику.

После полугода вы можете приобрести для грудничка пальчиковые краски и заниматься с ним рисованием. Малышу очень понравится оставлять на бумаге яркие следы. Важно следить за тем, чтобы краски, которые вы покупаете, были нетоксичными и разрешены для детей.

Занятия с пластилином или тестом также весьма полезны для тактильного опыта и развития мелкой моторики детей до года. Вы можете научить ребенка катать колбаски, сплющивать кусочки пластичного материала и соединять детали вместе. Конечно, поделки малыша будут малоузнаваемы, но главное сейчас – разработать его пальчики, принося младенцу удовольствие.



Образные игрушки

Такие игрушки своим внешним видом копируют живых существ — кошек, собачек, мишек, детей, а также героев мультфильмов. Дети до года не умеют еще самостоятельно играть в сюжетные игры, но такие игрушки очень полезны для знакомства с новым миром, для умения соотносить образы на экране и в книгах со стилизованными объектами.

С помощью плюшевых любимцев вы сможете познакомить младенца с миром животных, научить его звукам, которые они издают. На куклах вы сможете показать малышу, какие части тела бывают у людей, он будет ассоциировать себя с игрушкой. Ближе к году ребенок будет уже копировать ваши действия и ухаживать за пупсом, усаживать плюшевых животных за импровизированные столики и кормить их.

Даже на раскопках древних городищ находят детские игрушки тех времен. У всех народов на протяжении веков также обязательно были свои национальные игрушки для детей. Значит, детская игрушка всегда воспринималась человечеством как жизненно важная вещь, такая же необходимая для выживания народа, как меч и плуг.

Это действительно так, игрушка не только развлекает ребенка, но и учит полезным навыкам, развивает интеллект, воспитывает художественный вкус и представления об окружающем мире. Какие игрушки нужны нашим детям сегодня? Такие же, как нашим бабушкам и прабабушкам, или сегодня важнее интерактивные игрушки для детей?

Пожалуй, правильный выбор в большей степени определяется возрастом ребенка. Каждый этап его развития предъявляет свои требования к необходимым и желательным игрушкам. Особенно ответственен он на начальном этапе, когда малыш ещё не может высказать своих пожеланий, при этом меняясь с каждым месяцем и днем, и родителям хочется помочь ему в его развитии правильным выбором игрушек.
Не будем забегать вперед, и рассмотрим здесь, какие игрушки нужны ребенку до 1 года по месяцам развития.


После рождения малыша ему многие родственники и друзья молодых родителей торопятся подарить куклы девочкам, машинки мальчикам, и огромные мягкие игрушки и тем и другим. Если бы они воспользовались консультацией специалистов или опытных родителей, то знали бы что эти милые и красивые игрушки совершенно не нужны новорожденным не только в первые месяцы жизни, но значительно дольше.

А мягкие игрушки, собирающие пыль и грязь, даже опасны для крох. Что же нужно учитывать, если вы готовитесь дарить или покупать игрушку для крохи. На первом месте при выборе стоит безопасность, на втором польза для развития малыша. О втором мы поговорим ниже, а безопасность обеспечивается следующими условиями.

Игрушки должны быть:

  1. Из натуральных материалов, таких, например, как дерево;
  2. Современные материалы не должны обладать запахами, быть изготовлены с применением вредных красителей.
  3. У них не должно быть острых углов, легко отламываемых или мелких деталей. Лучше если они будут цельными.
  4. Музыкальные игрушки и издающие звуки не должны быть чрезмерно громкими, так как это вредит нежному слуху малыша.
  5. Куклы, игрушечные животные должны быть натуральных цветов и узнаваемого облика.

Игрушки для крох лучше покупать в аптеках и специализированных магазинах, отвечающих за качество изделий.
Игрушки должны соответствовать потребностям возраста ребенка.

1 месяц


Какие игрушки нужны нашим детям в один месяц? Первые обычно самые простые и традиционные. В этом возрасте кроха осваивает основные рефлексы – хватательный, сосательный и поисковый. Только начинает развиваться зрение, слух, осязание. Поэтому главная игрушка этого возраста – погремушка, яркая простого цвета (красного, синего, желтого и т.п.) и издающая приятные звуки.

Держать её малыш ещё не в состоянии, поэтому популярны погремушки браслеты или погремушки-подвески. Подвески должны быть размещены на расстоянии 70 см от глазок новорожденного.

Игрушки для детей от 0 до 6 месяцев

2 месяца


Достигнув возраста в два месяца, ребенок уже может схватить и держать игрушку, проявлять интерес к висящим и движущимся перед ним интересным предметам. Он тянется к ним ручками и радуется, если схватит их. Поэтому теперь к обычной погремушке могут присоединиться и мобили, которые крепятся на кроватку. Сегодня существует большой их выбор – механических, музыкальных, с подсветкой, и вы можете выбрать наиболее подходящий для вашего малыша.

Для этого возраста очень полезны конструкции, где по закрепленным пружинкам ребенок может передвигать кубики и шарики из дерева.

Сейчас пришла пора приобрести игрушки для ванны, которые сделают купание увлекательной игрой. Заботящиеся о развитии речи ребенка мамы читают детям стихи и могут купить даже книжки из непромокаемой ткани, чтобы малыш мог играть с ней и в ванне.

6 месяцев


Если до сих пор чтение стихов и книжек служило скорее подготовкой для начала развития речи, то после полу года этому нужно уделить особое внимание. Малыш охотно подражает звукам речи родителей и сейчас особенно пригодятся книжки и фигурки животных, которые издают звуки. Пора появиться в доме простым куклам, на которых мама показывает малышу рот, нос, глаза и т.п.

В шесть месяцев ребенок охотно играет с вкладышами, где меньшее вкладывается в большее, с подвижными модулями, описанными ранее. Такие занятия развивают моторику рук и пространственное мышление крохи.
К шести месяцам стоит покупать и игрушки-прорезыватели, которые помогают облегчить зуд в деснах от прорезывающихся зубов.

7 месяцев


Пришла пора покупать развивающие логическое мышление кубики и пирамидки. Малышу доставляет одинаковую радость ставить кубики один на один и тут же разрушать построенное.
Чтобы ускорить обучение ползанию можно приобрести двигающиеся игрушки, которые придадут стимул передвижениям малыша. Они должны быть цельными, без отделяющихся деталей, двигаться медленно и быть яркими, издающими звуки.

8 месяцев


В этом возрасте можно уже давать музыкальные игрушки с кнопочками, которые малыш охотно нажимает. Издаваемые звуки и сверкание огонечков могут занять его надолго. А такие простые музыкальные инструменты, как бубен, барабан, детское пианино развивают не только мелкую моторику, но и музыкальный слух. В ванной его порадуют плавающие заводные механические игрушки.

9 месяцев


В 9 месяцев ребенок уже начинает ходить или, во всяком случае, хорошо ползает и способен многое уверенно делать своими руками. Ведерко, совочек, формочки наверняка заинтересуют его. Возможность вкладывать одно в другое ему ещё более интересны. Матрешка очень полезная для развития детей в этом возрасте забава, как для мальчиков, так и для девочек.

10 месяцев


В десять месяцев малыш готов перейти от простого вкладывания одинаковых по форме предметов один в другой к более сложным задачам. Для этого подойдут емкости с прорезями различных форм для соответствующих фигурок. Они могут быть оформлены в виде машинок или паровозиков для мальчиков, домиков для девочек. Такими первыми простыми головоломками дети могут заниматься довольно долгое время.

В этом возрасте можно сделать первую попытку приобщить малыша к рисованию, купив для него пальчиковые краски.

11 месяцев


В одиннадцать месяцев и девочки, и особенно мальчики начинают интересоваться машинками. Всё движущиеся интересно уже достаточно подвижным крохам. Это и мячи, и различные каталки, которые ребенок может катить перед собой или тянуть за собою. Главное, все они должны быть достаточно прочными, так как в этом возрасте любят швырять их на пол.

12 месяцев


В год малыш продолжает играть практически со всеми, ранее приобретенными игрушками, просто игры с ними усложняются. Главное дополнение – это наборы для ролевых игр, до которых доросли малыши. Посуда, инструменты, врачебные и другие наборы начинают понемногу осваиваться ребенком в год.

Список интересных развивающих игрушек

Подведем итог и повторим список наиболее полезных развивающих игрушек для малыша в год.

  • Сортер – емкость в виде кузова машинки, коробочки или горшочка и т.п. с прорезями разной формы, в которые малыш должен протолкнуть фигурку соответствующей формы.
  • Пирамидка. Сегодня кроме традиционного конуса из деревянных колец, нанизываемых на основу, выпускаются и наборы других форм, сделанных по тому же принципу. Поэтому обычно вначале ребенку покупают пирамидку из минимума колец нескольких простых цветов, а затем постепенно приобретают более сложные с большим числом деталей.
  • Стаканчики-вкладыши. Они обычно разной величины и вкладывая их один в другой, малыш привыкает обращать внимание на размер и форму предмета.
  • Кубики. Они позволяют играть с ними огромным количеством способов.

После полутора лет к этому перечню должны обязательно присоединиться наборы со шнуровкой, мозаика и пазлы.

Игрушки необходимые ребенку до года

Новорожденный не умеет манипулировать предметами, но он отлично различает контрастные фотографии и яркие предметы - их можно повесить на расстоянии 0-40см от его груди. В случае, если вы хотите повесить погремушку на стену, то каждые 2-3 дня нужно менять сторону, так как у малыша может развиться искривление шейных позвонков.

Во второй месяц не помешают музыкальные погремушки

Малыш слушает музыку, при этом внимательно рассматривает движущиеся игрушки, тем самым изучая цвета. Это способствует развитию органов слуха, зрения, а также мышц шеи, рук и лица. Рекомендуется включать на 10-15 минут не больше четырех раз в день, иначе игрушка будет не успокаивать, а раздражать.

Третий месяц – добавляются погремушки с ручками и с разнообразными колокольчиками

Держа в руках такие игрушки, ребенок учится ими управлять. Погремушки должны быть по весу легкими, ручка их должна быть тонкой для удобного и полноценного захвата. Лучше круглая форма - ведь малыш еще не координирует движений. Полезно одевать на ручки и ножки браслеты и бубенцы - младенца заинтересуют звуки и он поближе решит познакомится со своими конечностями.

В четвертом месяце малышу понадобятся книжки и прорезыватели

Ребенок начинает манипулировать предметами - изучая их свойства: цвет, массу, форму поверхности. Купите ему самую первую книжку, сшитую из различных фактур с шершавым материалом, шнурками и пищалками.

В этом возрасте начинают прорезываться зубки, поэтому обязательно приобретите набор игрушек –прорезывателей, наполненных водой или гелем - при охлаждении они облегчают боль.

Пятый месяц. Сенсорный коврик

Развивающий коврик становится по настоящему полезным. Он стимулирует ползание, не ограничивая пространство для перемещения, и обладает массой полезных свойств. Обычно через месяц - полтора интерес к коврику теряется.

Шестой месяц. Кубики и мелки

Малыш пытается держать игрушки не только ладошкой, но и двумя пальцами. Самое время воспитывать в нем художника. Для первых шедевров подойдут пальчиковые краски, затем - очередь мелков. Они должны быть короткими, чтобы их нельзя было зажать в кулаке - так тренируется правильный захват.

Игрушечные кубики лучше всего развивают глазомер, координацию движений и внимание. Кубики с разными поверхностями . Самые нетерпеливые родители могут приобрести кубики-алфавит, для разучивания букв в дальнейшем.

На седьмом месяце жизни пригодятся мячи и каталки

Эти игрушки выполняют стимулирующую роль. Ребенок видя яркий большой, звенящий мяч несомненно захочет взять его, а для этого до него нужно дотянуться, тем самым происходит стимуляция к ползанию.

Восьмой месяц. Игрушки для ванной.

Уточки, стаканчики для переливания, флексика (доска для рисования, прикрепляется на стену).

Девятый месяц. Формочки и пирамидки

Ребенок уже сознательно манипулирует предметами: складывает, крутит, собирает, гремит. Чем больше емкостей разного размера вы сможете предложить ребенку, тем лучше.

Десятый месяц. Развивалки и сортеры

Чем старше малыш, тем интереснее ему предметы которые можно давить на кнопки - дергать за рычажки, тянуть, а еще если она музыкальная, то эта игрушка надолго привлечет внимание малыша. Полезные изобретения - ведерки-сортеры с отверстиями разных размеров и формы для проталкивания внутрь деталей.

Одиннадцатый месяц. Игрушки-ходунки

Малыш делает первые шаги и для этого ему нужен стимул: игрушки-каталки в виде бабочек на палочке- машущих крылышками или собачка с крутящимися глазами заставят кроху бежать быстрее вперед.

Двенадцатый месяц. Куклы и пазлы

Ребенок подражает взрослым. Игрушки должны помогать ему в этом. Кукла не только объект для манипуляций, но и учебное пособие, с ней можно разыгрывать разные ситуации: возить в коляске, кормить, купать. Еще один источник знаний о мире и его устройстве - простые деревянные пазлы из 3-4х частей, могут содержать в себе разнообразные картинки.

Появившись на свет, ребенок в свой первый год развивается так стремительно, как никогда в жизни. Постоянными его спутниками и помощниками в это время являются игрушки. Для детей до года характерно превращение из «гусениц», лежащих в тугих пеленках без движения, в полноценных людей, которые могут сидеть, ползать, а иногда к данному возрасту даже ходить. Погремушки, развивающие коврики, мобили… Из спектра предлагаемых в детских магазинах игрушек необходимо выбирать те, что соответствуют возрасту крохи.

«Детский мир» дома

С появлением ребенка в дом приходит множество игрушек. Их покупают не только родители, но и заботливые родственники, внимательные друзья. По мере взросления малыша его комната продолжает наполняться игрушками, превращаясь в «детский мир». А иначе и быть не может – как не купить такому дорогому сыночку или дочке новую и очень красивую игрушку! Однако в возрасте до года многое из подаренного не нужно малышу. Поэтому роль родителей – рассортировать все имеющиеся запасы мишек-кукол-мячиков, и давать их ребенку по мере взросления.

Основная роль игрушек для детей до года – помочь развить маленькому человечку умения и способности, такие как зрение, слух, координация движений, логическое мышление и другие. Внимательные родители не раз обращали внимание на возраст, указанный на упаковке. Все то, что разрабатывается для детей с рождения (возраст 0+), учитывает специфику и потребности малышей данного возраста. Различные развивающие игры и центры (возраст 6 мес.+ или 1+) включают в себя элементы, которые способны освоить старшие дети.




Игрушки для малыша с рождения до полугода

Первые 4 недели после рождения ребенок спит около 20 часов в сутки, кушает 6-8 раз, и на игры времени практически не остается. Лучшее, что мама может ему предложить – это прогулки по дому. Для месячного ребенка уже можно подбирать игрушки. Это могут быть:

  • Четко очерченные однотонные фигурки предметов обихода, животных и др.;
  • Картинки, выполненные в графике. Узоры на них должны иметь четкие линии. Черно-белые картинки способствуют развитию зрения новорожденного ребенка;
  • Мобили.

Цветные игрушки для новорожденных в идеале должны быть выполнены в четырех основных тонах: красном, желтом, синем и зеленом. Это относится как к фигуркам, так и к игрушкам, используемым в мобилях. Мобиль представляет собой механизм (электронный или механический) с прикрепленными к нему подвесками, который вешается над кроваткой. При включении игрушки начинают вращаться подобно карусели, при этом играет музыка. Приобретая для малыша мобиль, обязательно послушайте, как он звучит: музыка должна быть в меру громкой и мелодичной.

К перечисленным выше игрушкам по мере взросления ребенка до достижения им возраста полугода добавляются:

  • Браслетики с колокольчиками;
  • Погремушки различных размеров с удобными тонкими ручками;
  • Погремушки, составляющие цепочку из различного вида звеньев (мишек, шариков, рыбок и других);
  • Развивающий коврик;
  • Игрушки из натуральных тканей, наполненные вишневыми косточками;
  • Большой мяч или фитбол (с 3х месяцев для гимнастики);
  • Неваляшка;
  • Пальчиковые краски;
  • Игрушки, издающие различные звуки и имеющие детали, сшитые из различных по фактуре материалов;
  • Заводные музыкальные игрушки.

Игрушки для грудничков помогают им совершенствовать слух, зрение, стимулируют двигательную активность. Разноцветные забавные зверьки из многофактурных тканей способствуют развитию мелкой моторики. Упражнения на фитболе не только приводят детей в восторг, но и помогают их мышцам получать равномерное доразвитие. Игрушки, наполненные косточками, можно нагревать и прикладывать ребенку на животик, когда у него колики.



Игрушки для детей от полугода до 1 года

Для детей 6 месяцев и старше обзор игрушек значительно увеличивается. В данном возрасте они уже целенаправленно подбираются к интересующим объектам и хватают их. Причем чаще всего желанными для малыша становятся взрослые вещи: телевизионные пульты, мобильные телефоны, мамины кастрюли и сковородки. Поэтому родители должны тщательно следить за вещами и не оставлять их в зоне доступа ребенка.

В 7-8 месяцев, когда малыш уже научится уверенно сидеть, процесс мытья становится увлекательным и более длительным. Появляется необходимость приобрести игрушки для купания. Это могут быть:

  • Резиновые (уточки, зверята, лягушата);
  • Детская посудка (кружки, кастрюльки, половники);
  • Кораблики;
  • Лейка;
  • Мячики.

Обратите внимание малыша на то, что одни предметы тяжелые – тонут в воде, а другие легкие – плавают на поверхности. Также детям очень нравится переливать воду из посудки или лейки.

До года должны быть функциональными, а также способствовать развитию мелкой моторики. Под функциональностью понимается возможность совершения с игрушкой множества действий: катать, разбирать, собирать, складывать, завязывать, приклеивать, рвать, расстегивать, нажимать, дергать и т. д. Такой игрушкой малыш заинтересуется всерьез и надолго, также в процессе игры у него будет развиваться логическое мышление. Классические примеры функциональных игрушек:

  • Матрешки;
  • Пирамидки-стаканчики;
  • Классические пирамидки (пластмассовые, деревянные, пирамидки-каталки);
  • Спирали с кубиками и шариками;
  • кубики;
  • вкладыши;
  • развивающие кубы и центры.

Мелкая моторика напрямую связана с развитием нервной системы и головного мозга. В возрасте до года ребенок растет и меняется с каждым днем, поэтому для гармоничного развития ему необходимы сенсорные. Игрушки для малышей, дающие им возможность прикасаться к различным поверхностям, могут быть следующими:

  • пальчиковые краски;
  • развивающий коврик – с бусинами, различными по фактуре кусочками ткани, лентами, молниями, пуговицами и другими элементами;
  • мягкие игрушки с набивкой из шариков.




Празднуем первый юбилей

Когда ребенку исполняется год, родители и родственники озадачиваются вопросом: какую игрушку подарить малышу? Игрушки для детей в 1 год могут быть самыми разнообразными:

  • каталки с ручками;
  • коляски для кукол;
  • игровые домики, начиная от палаток и заканчивая серьезными пластмассовыми домиками с горками и другими развивающими элементами;
  • сортеры;
  • набор для песочницы;
  • качели;
  • конструкторы;
  • качалки;
  • музыкальные книги.

В год у малыша уже много интересов, и игрушки должны им соответствовать. Каталки и кукольные коляски помогают сделать уверенные первые шаги, домики развивают фантазию, сортеры и конструкторы – логическое мышление. Качели и качалки тренируют работу вестибулярного аппарата. Про пользу книг и говорить нечего, а когда сказка дополняется веселой песенкой, читать и рассматривать ее становится еще интереснее.

Развитие ребенка немыслимо без игрушек. Они были созданы еще до нашей эры! Сегодня их ассортимент пополняется с каждым годом, предлагая вниманию родителей все новые и новые развивающие игрушки для малышей. Самое главное – сориентироваться в реальных потребностях ребенка в зависимости от его возраста и не покупать игрушки «на вырост».




Top