Уроки-практикумы в линии учебников по литературе под ред. В

Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины
(Данте. Божественная комедия. Перевод М. Лозинского)

Дорога является универсальной метафорой жизненного пути человека. На своих консультациях я много раз сталкивался с тем, что люди спонтанно начинают описывать свой текущий или прошедший жизненный этап как некую дорогу. И часто эта метафора оказывается точнее многих слов. Такую метафору удобно использовать как способ понимания жизненного пути человека. И иногда я предлагаю своим клиентам представить основные этапы своей жизни в виде различных дорог. Это можно делать как в воображении, так и через специальные карточки. Такой взгляд часто помогает увидеть какие-то общие закономерности и тенденции. Нередко это открывает массу возможностей для понимания текущей проблемы. Особенно это может быть полезно в ситуациях, когда человек ощущает потерянность и дезориентацию, — он не знает, куда двигаться дальше. Это важный вопрос, один из главных в жизни, и для ответа на него нередко нужно заглянуть в прошлое: а куда человек шёл до этого? Где он уже был? Насколько он удовлетворён пройденным путём?

В этой статье я хотел бы дать беглый обзор символического значения дороги.

В самом общем смысле дорога связывает различные точки в пространстве. На сегодняшний день, археологи самые первые дороги датируют четвёртым тысячелетием до нашей эры и связывают их появление с развитием колёсного и вьючного (то есть использующего ресурсы людей и животных) транспорта. Посмотрите на одну из сохранившихся дорог инков в Мачу-Пикчу (территория современного Перу):

Видно, что эта дорога для своего времени была очень качественной. До строительства подобных дорог должны были существовать и более просто обустроенные пути между различными селениями. То есть дороги сопровождают человечество многие тысячи лет. А всё что сопровождает жизни всех людей в течение многих тысяч лет, постепенно становится чем-то глубоко внутренним для каждого человека, Карл Юнг такие образы назвал архетипическими. И образ дороги – это тоже архетип, то есть та тема, с которой сталкиваются все люди длительное время. Тогда дорога с одной стороны может быть связью между разными пунктами, а с другой – отражать глубоко внутренние переживания.

Для жителя некого древнего селения пойти по дороге означало покинуть своё родное селение и отправиться в другое. Отсюда одно из основных символических значений дороги – дорога это граница между своим и чужим миром. А граница – это то, что и соединяет и разъединяет одновременно.

Человеческая жизнь, тот путь, по которому мы идём – это тоже некая граница (пространство, территория) между своим и чужим миром. Говоря о двух мирах, мы можем подумать о пути от рождения до смерти. И почти во всех религиозных традициях рассматривается путешествие души к загробной жизни.

В рамках своей жизни человек имеет возможность проделать ещё одно «путешествие» от своего мира до мира другого. Это процесс отделения от своих родителей, другими словами, это процесс взросления. Современное общество предлагает всё больше возможностей для увеличения продолжительности детства. Возможно, это реакция на современный этап развития общества – общество потребления. Может поэтому в современном мире утратили свою силу обряды перехода (инициации), которые существовали во всех культурах. В самом общем виде эти обряды предполагали, что подрастающий член племени в назначенное время должен покинуть своё племя и некоторое время, находясь в этом «ином мире», он должен был пройти через ряд испытаний, также старейшины племени знакомили его с мифологией своего племени. Важной составляющей этих обрядов инициации было символическое столкновение со смертью. В процессе этого обряда посвящения происходили большие перемены во внутренней жизни человека, для него инициация являлась тем путём, который переводит его из детства во взрослую жизнь. Поэтому по завершении инициации человек возвращался в своё селение уже совсем другим, взрослым и готовым к созданию своей собственной семьи. Поэтому обряды инициации хорошо отражают ещё одно важное символическое значение дороги, — это символ трансформации, преодоления, реализации и освобождения. Сюда уходит корнями известный афоризм «вернувшись из путешествия ты никогда уже не будешь прежним».

В культуре многих народов можно обнаружить общий универсальный мифологический сюжет, в котором некий герой, чаще самый обычный человек, начинает своё путешествие и в процессе этого путешествия он сталкивается с различными испытаниями и чудесным образом преобразует свои внутренние качества и взгляды на мир. Его жизнь становится более осознанной. Джозеф Кэмпбелл назвал такую мифологему «путешествием героя». Этот сюжет встречается во многих мифах самых разных народов, например, в серии сюжетов о Будде. Но этот сюжет встречается не только в мифах и сказках, но и в творчестве современных авторов. Его можно проследить в сюжетах фильмов «Звёздные войны», «Хоббит», «Гарри Поттер», «Король лев» и во многих других. В этих сюжетах мы сталкиваемся с символикой дороги как жизненного пути, символа трансформации, становления, дороги как метафоры поиска своего места в жизни. С точки зрения Джозефа Кэмпбелла, этот иной мир, где оказывается герой, соответствует бессознательному. В этом смысле, как только герой преодолевает первый порог, он вступает на территорию своего собственного бессознательного и начинает в этом мире находить союзников, что-то преобразовывать, что-то преодолевать, с кем-то сражаться, что-то находить. С этой точки зрения, для героя, который прошёл свой путь, его собственное бессознательное становится более изученным. При удачном прохождении, он становится властелином двух миров. И здесь мы подходим к символике дороги как пути к себе, пути самопознания. Поэтому во многих сказках герой отправляется в путь-дорогу.

Говоря о дороге, мы сталкиваемся с экзистенциальной темой. Та дорога, по которой мы идём, часто предлагает нам выбор, куда пойти дальше. И от того, какой путь мы выберем, будет зависеть то, какими мы станем. В этом плане каждый раз в ситуации выбора мы сталкиваемся перед выбором между разными вариантами нашего Я, потенциальными вариантами Я. А когда мы выберем и пройдём путь, мы переведём эту потенциальность в реальность. Какое-то из этих потенциальных Я станет реальным, а остальные Я останутся нереализованными. И здесь мы сталкиваемся с темой не только свободы (по какой дороге пойти?), но и ответственности. Ответственности перед собой (по какой дороге пойду, таким и стану), но и ответственности социальной (решая пойти по какой-то дороге я её делаю более натоптанной, и другим будет легче по ней тоже пойти). С этой позиции дорога является хорошей метафорой для обозначения основных экзистенциальных данностей бытия: осознание конечности (дорога нашей жизни когда-то кончится), отсутствие смысла (нам не говорят, в чём смысл той или иной дороги, мы сами придаём смысл тому, какой путь выбираем), свобода (мы можем выбрать любую дорогу или проложить свою собственную), ответственность (решая пойти по одной дороге, в этот момент мы не можем пойти по другой; делая выбор в пользу одной, мы отказываемся от другой), экзистенциальное одиночество (раз мы формируемся в процессе нашего пути, то для того, чтобы кто-то мог меня понять полностью, он должен пройти в точности мой путь так, как это сделал я. То есть он должен прожить жизнь так, как прожил её я, а это невозможно. В этом плане мы можем быть поняты другим только до определённой степени).

Получается, что дорога своей символикой отправляет нас к вопросам нашего бытия. И тогда этот образ может помогать нам в поиске ответов как на жизненно важные вопросы, так и в ориентации, как мы дальше хотим развиваться. Общение с психологом через образ дороги может быть удивительно плодотворным для работы с темой психологического взросления, преодоления кризисных периодов, для работы с экзистенциальными темами, для моделирования своего будущего.

Статью написал психолог Роман Левыкин (Запись на консультацию:
)

Присоединяйтесь к группе Вконтакте.

План-конспект урока по родному языку в 7 классе

по теме «Метафора. Метафорические загадки. Олицетворение»

Подготовила Пронина Татьяна Тимофеевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Нагорьевская средняя

общеобразовательная школа»

Тема: Метафора. Метафорические загадки. Олицетворение

Тип урока: урок развития речи

Цель урока.

Образовательная: сформировать представление о метафоре и олицетворении как изобразительных средствах языка; научить составлять метафоры и находить их в тексте; научить раскрывать смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения), познакомить учащихся с понятием «метафорические загадки»;

Развивающая: развивать письменную и устную речь учащихся, продуктивное мышление, творческую фантазию, художественный вкус, коммуникативно-речевые умения, углубить представление школьников о художественных изобразительно-выразительных средствах поэтического языка;

Воспитательная: воспитывать чуткое отношение к художественному слову Оборудование урока: Компьютер, мультимедийное оборудование, презентация

Планируемые результаты:

Познавательные- формировать умение анализировать текст и находить, выделять необходимую информацию в читаемом тексте;
– добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя дополнительный материал;
– через лирическое произведение, его прочтение и анализ видеть средства художественной выразительности: метафору, олицетворение, эпитет, сравнение, услышать, почувствовать собственным внутренним зрением, слухом изображение зимы.

Регулятивные - определять цели деятельности, последовательность действий --умение планировать свою деятельность (ставить цель, задачи и их реализация) и выбирать виды деятельности;
– умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Коммуникативные- осуществлять коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в совместной деятельности, обсуждениях .

Ход урока

I . Организационный момент. - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада приветствовать вас на нашем уроке.

II .Формулировка темы урока.

За окном зима, мы поплотнее закрываем окна, чтобы в доме стало тепло и уютно. А за окном удивительный мирволшебный мир зимы, и я предлагаю наш урок начать с чтения стихотворения Ф.И.Тютчева «Чародейкою зимою».

1) Чтение подготовленным учеником стихотворения Ф. Тютчева «Чародейкою зимою». (Слайд)

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит.

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,

Не мертвец и не живой,

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой.

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой-

В нем ничто не затрепещет.

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

- Понравилось вам стихотворение Ф.И. Тютчева?

- Почему поэтов и писателей называют художником слова?

(Они рисуют словами картины жизни, образы, явления природы, которые под пером поэта приобретают изобразительную силу, передают чувства автора, разнообразное настроение)

- Какую картину вы представили себе, прослушав стихотворение?

(Мы попали в зимний лес, околдованный зимой. Снег мягким пушистым ковром закутал землю. Деревья одеты в белые шубы и шапки. Чародейка Зима погружает лес в волшебный сон)

- Какие чувства испытали?

(Стихи завораживают музыкой, колдовством, мы испытываем одновременно чувство и восторга, и грусти)

- Как удалось поэту «сделать» обычную картину леса волшебной?

(Природа у Тютчева – живое разумное существо. Поэт помогает нам ощутить зимнее чудо с помощью особых слов и выражений – средств художественной выразительности.)

Я не случайно начала наш урок необычно, с чтения стихотворения, чтобы вы ещё раз почувствовали, как магически воздействует на человека поэтическое слово, позволяет испытать эстетическое наслаждение, сопереживание. А создавать запоминающие образы, рисовать яркие, красочные картины помогают изобразительно-выразительные средства языка.

-Какие изобразительно-выразительные средства языка вы знаете?

-Попытайтесь сформулировать тему нашего урока? (Метафора. Метафорические загадки. Олицетворение)- откройте тетради и запишите тему урока (слайд)

III .Формулировка целей урока

Сформулируйте цели нашего урока

Ребята, с 5-го класса мы с вами на уроках русского языка и литературы говорим о различных изобразительно-выразительных средствах языка. Находим их в художественных произведениях, рассуждаем, с какой целью автор их употребляет, какую роль они играют в тексте .

Что означает термин «изобразительно-выразительные средства языка»?

Изображают;

Рисуют словами картины жизни;

Отличают один предмет от другого;

Передают отношение, чувства автора. (слайд)

IV .Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний

1.Известный древний философ Аристотель отмечал: «Слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство». Объясните, почему он так сказал о метафоре. (слайд)

- Что такое метафора?

Метафора – это употребление слов в переносном значении для изображения или характеристики предмета или явления на основе сходства, сравнения (слайд)

-Какие части речи могут выступать в роли метафор?

Примеры метафор(слайд)

существительное:

утро года

в багрец и золото одетые леса

прилагательное

золотые руки

золотое сердце

глагол

блистать эрудицией

рябина зажглась

-В чем выразительная сила метафор?

Выразительная сила метафоры(слайд)

    Подчеркивает самый существенный признак

    Создает индивидуальный образ

    Производит эмоциональный эффект

    Требует духовного усилия, воображения, работы ума

2.Задание .-В основу метафоризации положено сходство самых разных признаков. Перед вами метафоры. Голова и хвост поезда, лента дороги, костер рябины красной, золото волос, подошва горы, гора книг, море слёз, зеркала осенних луж, валит снег и стелет шаль, ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые массы листьев.

Распределите их по группам, основываясь на сходстве по следующим признакам:

По форме: (лента дороги)

Цвету: (костер рябины красной, золото волос)

Размеру, количеству: (гора книг, море слёз)

Расположению: (голова и хвост поезда, подошва горы)

Производимому впечатлению: (зеркала осенних луж, валит снег и стелет шаль, ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые массы листьев)

Задание

Найдите в примерах метафоры, определите их роль.

1. В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе.

2. Морозна ночь, все небо ясно;

Светил небесных дивный хор

Течет , так тихо, так согласно.

3. На миг умолкли разговоры;

уста жуют . Со всех сторон

гремят тарелки и приборы

да рюмок раздается звон.

3.Метафоричные загадки.

Метафора – основной прием формирования загадки, основанной на уподоблении.

Большинство загадок построено на метафоре.Она усиливает признак предмета-отгадки, сравнивая его с другими делает более ярким, отчетливым. Например, Цветное коромысло над лесом повисло

Что такое загадка? (небольшое сообщение ученика)

Загадка - метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдаленное сходство; на основании выше изложенного человек и должен отгадать задуманный предмет

Вам было дано задание подобрать загадки о зиме, приведите примеры загадок.

По какому признаку сходны предметы, явления в ваших загадках? (по форме и т. д.)

(Например, Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка)

4.Олицетворение

Олицетворение – это художественный приём, когда о неживых предметах и явлениях говорится как о живых

Метафора как правило представляет собой отдельное словосочетание, а олицетворение – целый образ, складывающийся из отдельных словесных метафор, имеющий в произведении самостоятельное предметное значение.

Какие примеры олицетворений из народных и литературных сказок вы нашли дома? (Проверка домашнего задания)

Чуковский «Федорино горе»

Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.

За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.

И помчалися по улице ножи:
"Эй, держи, держи, держи, держи, держи!"

Русская народная сказка «Гуси-лебеди» (Печка, яблоня, речка)

Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела - стоит печь.

Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? -

Печка ей отвечает:

Съешь моего ржаного пирожка - скажу. -

Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся... -

Печка ей не сказала.

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

- "Свет ты мой, -

Красно солнце отвечало, -

Я царевны не видало.

Знать ее в живых уж нет.

Разве месяц, мой сосед,

Где-нибудь ее да встретил

Или след ее заметил".

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет - Как вы думаете, для чего в сказках употребляется олицетворение?

(Главная задача олицетворения – создать яркий образ мира, который окружает сказочного героя. Еще одна важная задача олицетворения – подчеркнуть какое –нибудь свойство героя или действия героя. Например, в сказке «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо» : «сошлись они – поравнялись и ударились так сильно, что земля кругом простонала»; «закручинилась берёзонька»).

Задание

Найдите в тексте примеры, когда неживые предметы представлены как живые.

1. В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа .

Снег выпал только в январе.

2. Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

С улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса.

5.Тренировочные упражнения

Перед вами стихотворение С. Есенина. Прочитайте его. (Слайд)

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза в синей тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Познакомьтесь с фрагментом анализа стихотворения Есенина. Вместо точек вставьте название средства художественной выразительности. Запишите термины через запятую в той последовательности, как они идут в тексте анализа.

Фрагмент анализа стиха: (Слайд и у каждого ученика на парте)

В стихотворении С.Есенин создает образ зимней берёзы. Её красота подчёркивается многочисленными …….. (точно серебром, распушились кисти белой бахромой). Выразительности образа способствуют и …….. (горят снежинки, обсыпает серебром). Благодаря …….. мы чувствуем настроение автора, его восхищение красотой зимней природы (пушистых ветках, снежною каймой, в золотом огне). (3мин. - выполнение задания)

Проверим, что у вас получилось.

6. Проверочная работа

Сегодня на уроке мы закрепили знания о средствах художественной выразительности. А сейчас я проверю, как вы усвоили данный материал.

Работа в группах с пазлами из открыток.

(На них определение изученных тропов с примерами каждого из них)

Вам необходимо собрать правильно пазлы, чтобы каждому тропу соответствовало точное его определение и пример из художественного произведения.

Метафора – это … это употребление слов в переносном значении для изображения или характеристики предмета или явления на основе сходства, сравнения

В багрец и золото одетые леса (А.С. Пушкин)

Скинуло кафтан зеленое лето,

Отсвистели жаворонки всласть.

(Д. Кедрин)

Олицетворение - это … это художественный приём, когда о неживых предметах и явлениях говорится как о живых

Но струя бежит и плещет,

И на солнце мечась, блещет

И смеется над тобою.

(Ф.И. Тютчев)

Эпитет – это … слова, которые художественно определяют предмет или действие

Ты живительной улыбкой,

Свежей прелестью лица

Пробуждаешь к чувствам новым

Утомленные сердца.

(Н.А. Вяземский)

Сравнение - это … выражения, основанные на сопоставлении двух предметов.

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок – как шелк.

(И. Бунин)

VI .Поведение итогов. Вывод:

Что такое метафора? На чем основаны большинство загадок? Что такое олицетворение? Как вы считаете, достигли ли мы поставленной цели?

VII . Выставление оценок.

VIII . Домашнее задание. Подготовить монологическое высказывание о метафоре и олицетворении. Из художественных текстов выписать примеры метафор и олицетворения.

IX . Рефлексия. - Закончи фразу: «Сегодня на уроке я…»

Комфортно ли вы чувствовали себя на уроке?

Что вам понравилось? Какие задания были для вас трудными?

Как вы оцениваете результаты своей работы

Эта метафора – точка зрения человека на свою жизнь, на основе которой он и формирует свою личную реальность.

Метафора как сценарий жизни

У каждого из нас существует свое представление о жизни, которое формируется на основе нашего жизненного опыта. Бывает, затрудняясь сказать, что собственно не так, люди начинают метафорически описывать свою жизнь:

«Моя жизнь напоминает зал ожидания на большом вокзале… скамейки, сквозняки, за окном бегут люди, они меня не видят, они спешат, садятся в поезд или такси. Им есть куда и к кому ехать… А я сижу и жду… Вдруг что-нибудь произойдет… И моя жизнь наконец начнется…» (героиня фильма «Девушка на мосту»).

Работая с людьми, важно знать – внутри и посредством какой метафоры он живет: что он думает о жизни, окружающих людях и о себе. Эта метафора – точка зрения человека на свою жизнь, на основе которой он и формирует свою личную реальность.

Поэтому, в начале работы, я иногда предлагаю своим «пациентам» сформулировать метафору своей жизни, а затем вместе «расшифровать» (проанализировать) ее.

Работая с метафорой человека, вы можете достаточно точно понять, что происходит в его жизни: есть ли у него запас сил или он живет на пределе, он на подъеме или в упадке, в борьбе или в обороне, что он хотел бы изменить и чего боится, в каком направлении движется, его жизнь осмысленна или смысл утерян.

В последнем случае вы можете помочь человеку создать новую метафору, найти новый смысл. Другой метафоре будут соответствовать и другие чувства, другие модели поведения, другие ресурсы, позволяющие найти решение проблемной ситуации.

ОЧЕНЬ ЧАСТО, ГОВОРЯ О ЖИЗНИ, ЛЮДИ ИСПОЛЬЗУЮТ СЛЕДУЮЩУЮ МЕТАФОРУ: «ЖИЗНЬ - ЭТО БОРЬБА»

Что это может значить? Например, то, что человек, для которого «жизнь – это борьба», не сможет уже воспринимать ее как «прекрасное путешествие». «Боец видит повсюду брошенный ему вызов…» (К.Кастанеда)

Чтобы достичь желаемого, такому человеку приходится преодолевать немало испытаний и трудностей. Они априори «вписаны в жизнь». Без них нет самой жизни (для него).

Борьба предполагает наличие цели. У каждого своя цель в этой борьбе: кто-то сражается за независимость, кто-то за выживание, кто-то за идею и т.д. Тогда стоит поинтересоваться: какова цель, которую преследует данный человек в своей борьбе?

Он ведет открытую борьбу или «партизанит», тайно «пуская под откос поезда»?

Кем себя видит человек, живущий в данной метафоре? Он «опытный боец» или «наивный юнец»? А может он уже – «труп», человек, «падший в неравном бою»?

Живя в данной метафоре, вы воспринимаете большинство людей как противников (или в лучшем случае временных соратников по борьбе). Вы бесконечно атакуете позицию врагов и защищаете свою. Ваш стиль жизни – сражение, победа или поражение, ваш девиз «кто не с нами, тот против нас».

Вы испытываете глобальное недоверие к миру, пребываете в хроническом напряжении и тревоге, разглядывая других людей через снайперский прицел винтовки и живя по принципам «око за око – зуб за зуб», «либо я их, либо они меня», «не верь, не бойся, не проси». Мягко говоря, вас многие недолюбливают…

СОВСЕМ ДРУГОЕ ДЕЛО, ЕСЛИ ДЛЯ ВАС «ЖИЗНЬ – ЭТО ИГРА»

Согласно данной метафоре, каждому человеку в жизни отведена определенная роль (а что за роль у вас?).

Поступки человека – игровые ходы, последствия – выигрыш или проигрыш.

Близкие к данной метафоре определения: «вся жизнь – театр, и люди в нем актеры», «жизнь – это приключение».

А ЧТО, ЕСЛИ ВАША «ЖИЗНЬ – ЭТО ТАНЕЦ»?

Данная метафора «намекает», что в жизни, может быть, нет логического смысла, зато есть красота. Красота танца зависит от умения ловить его ритм, и все, с кем вы встречаетесь в жизни, являются вашими партнерами по танцу.

… ТАНЦУЙ и не останавливайся. Какой в этом смысл - не задумывайся. Смысла всё равно нет, и не было никогда. Задумаешься - остановятся ноги… все твои контакты с миром вокруг оборвутся… поэтому никак нельзя, чтобы ноги остановились. Даже если всё вокруг кажется дурацким и бессмысленным - не обращай внимания. За ритмом следи - и продолжай танцевать… выжми себя как лимон. И помни: бояться тут нечего. Твой главный соперник - усталость. Усталость и паника от усталости. Это с каждым бывает. Станет казаться, что весь мир устроен неправильно. И ноги начнут останавливаться сами собой… а другого способа нет, обязательно нужно танцевать. Мало того: танцевать очень здорово и никак иначе. Так чтобы все на тебя смотрели… так что - танцуй. Пока играет музыка - ТАНЦУЙ.. (Х.Мураками, Дэнс, дэнс, дэнс)

МЕТАФОРА «ЖИЗНЬ – ЭТО ДОРОГА (ПУТЬ, ПУТЕШЕСТВИЕ)»

Путешествие может быть совместным или одиноким. Дорога может быть бесконечная, длинная, извилистая, скользкая, полная преград, трудная, опасная, непредсказуемая, веселая… Какая она для вас?

У дороги, есть начало и конечная цель. И тогда, что это за цель? На каком вы этапе пути?

Человек может «стоять на перепутье», «идти своей дорогой», «прокладывать свою колею» (свой путь) или двигаться в толпе.

БЛИЗКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ: «ЖИЗНЬ - ЭТО ВОСХОЖДЕНИЕ»

Предполагается, что в жизни есть некоторая вершина, на которую нужно взойти. Путь на нее не прост и опасен, но вершина стоит того, чтобы стараться. Этой метафорой часто описывается духовный путь или карьера. А есть ли вершина в вашей жизни? Если да, в чем она заключается?

МЕТАФОРА – «ЖИЗНЬ - ЭТО ШКОЛА» (БОЛЬШАЯ, ЖЕСТОКАЯ, ВЕЧНАЯ)

Если мы принимаем эту метафору, мы верим, что приходим в этот мир, чтобы научиться чему-то важному, познать, приобрести важный опыт. Как жизнь подразделяется на этапы (детство, юность…), так и школа состоит из разных классов (младшие, средние и старшие).

В школе вы получаете различные оценки, в некоторых случаях вас наказывают, в некоторых – поощряют (метафоры «ада и рая»)».

Для кого-то жизнь – это тяжелый урок, прерываемый короткими переменами (счастьем), или длинный урок смирения, в результате которого вы приобретаете множество навыков.

ПОХОЖЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ: «ЖИЗНЬ – ЭТО ЭКЗАМЕН»

На каком вы находитесь этапе: все еще готовитесь или уже сдаете? Как вы поймете, что «экзамен успешно сдан»? Что будете делать дальше? За промахи приходится платить – иногда даже собственной жизнью.

МЕТАФОРА «ЖИЗНЬ – ЭТО РАССКАЗ (ИСТОРИЯ)»

Возможно, вы считаете, что жизнь обретает смысл, и завершенность, только если она рассказана…

У каждой истории есть свое время, когда ты просто обязан ее рассказать. Если человек не делает этого, он обрекает свою душу на то, чтобы она осталась связанной с этой тайной навсегда… (Х.Мураками, Мой любимый sputnik)

Ваша жизнь может быть любовным романом, имеющим закрученный сюжет, быть полной приключений, в которых все перепутано или, наоборот, взаимосвязано… А может, ваша жизнь – это скучная повесть, которая никого не интересует…

МЕТАФОРА «ЖИЗНЬ - ЭТО СТРАДАНИЯ»

Иногда сама жизнь превращается для человека в источник боли, избавить от которой может только смерть. Мир такого «потенциального самоубийцы» трагичен: прошлое в прошлом, настоящее печально, будущее – сомнительно. И тогда нужно выяснить переломную точку, когда именно жизнь человека «перестала быть жизнью», и что могло бы его «оживить».

МЕТАФОРА «ЖИЗНЬ – ЭТО ДВИЖЕНИЕ»

Мир постоянно идет вперед, движется во времени и пространстве, и вы движетесь вместе с ним. Вы можете «гнаться за жизнью», «не отставать от жизни». Какое это движение для вас: вечное, стремительное, встречное, по спирали, согласно правилам дорожного движения или без? К чему вы движетесь?

МЕТАФОРА «ЖИЗНЬ – ЭТО СОН»

Человек, для которого сон – желанное состояние, рассматривает обычное время бодрствования как промежуток между двумя периодами сна. Он склонен грезить наяву и покидать реальность (возможно, под влиянием изменяющих сознание средств), погружаясь в мир своих фантазий. Если для вас жизнь – это сон, то какой: приятный, невероятный, дурной…? Что будет, если вы проснетесь?

Как вы видите, множество людей имеет множество представлений о жизни. И если человека преследуют одна неудача за другой, возможно, имеет смысл понять, как он воспринимает саму жизнь.

МЕНЯЕМ МЕТАФОРУ ЖИЗНИ:

Предположим, человек говорит вам: «Моя жизнь – это болото. Чем больше я пытаюсь справиться с проблемами, тем больше я увязаю в них».

Что он подразумевает под этим? Возможно, он говорил о скуке, беспросветности, однообразии своей жизни, в которой ничего не происходит.

А может, о чем-то другом. У вас будут свои ассоциации, связанные с метафорой болота, у вашего собеседника – свои. И это нормально.

Чтобы разговаривать с ним на одном языке, расспросите его:

  1. Какое это болото?
  2. Что для него означает «жить в болоте» (прежде всего, на уровне чувств, ощущений).
  3. В чем состоит основная проблема «жизни в болоте» (депрессия, или, скажем, одиночество).
  4. Всегда ли его жизнь была «болотом». Если нет, то как его жизнь превратилась в болото (какой она была до этого). Он сам в него попал или кто-то помог.
  5. Кто он в этом болоте: к примеру, «водяной» или «десятая водоросль в восьмом ряду».
  6. Что его окружает? («мои подружки – пиявки, да лягушки»).
  7. Каково желаемое развитие событий (может человек просто хочет улучшить «квартирные условия», сменить «болото» на «озерцо», а вовсе не «стать человеком», как вы сперва решили).
  8. Есть ли что-то хорошее в жизни в «болоте» (вторичные выгоды от текущей ситуации).
  9. Что он ждет от вас (например, вы «тот, кто поможет ему выбраться», «тот, кто поможет очиститься от болотной грязи», или «тот, кто провалится к нему в болото и составит кампанию»).

С помощью анализа метафоры можно развернуть субъективную картину мира человека, сделать ее более целостной, вернуть «пациента» к активной позиции в собственной жизни.

ОБЩАЯ СХЕМА РАБОТЫ С МЕТАФОРОЙ ЖИЗНИ:

Этап 1. Услышав от своего собеседника метафору, описывающую его жизнь, предложите человеку подробнее рассказать о своей жизненной ситуации, используя вышеприведенные вопросы.

Этап 2. Помогите человеку понять смысл метафоры, в которой он живет, а также сделать явной его блокированную потребность – что он хочет на самом деле, но боится себе в этом признаться. Для этого особое внимание уделите главному герою (центральному фрагменту) метафоры. Можно использованы вопросы: что делает главный герой, как, зачем ему это необходимо?

Этап 3. Когда вы в процессе общения сделали явными истинные потребности человека, открыли их перед ним самим, предложите способы удовлетворения этих потребностей. Будьте готовы к тому, что в этот момент ваш «пациент» включит защитные рефлексы и постарается «переиграть» все назад. Резкие изменения в жизни всегда пугают!

Этап 4. Для того, чтобы изменения в поведении человека стали более явными, вам нужно внедрить в его подсознание новую, скорректированную метафору жизни, которая в большей степени позволит ему самореализоваться и получить максимум от каждого дня жизни. Например, вместо «Жизнь – это болото», внушите человеку, что «Жизнь – это океан возможностей». опубликовано

фото:Jacob A. Pfeiffer

Л иния учебников по литературе

под ред. В. Ф. Чертова


1. Чертов Виктор Фёдорович – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания литературы МПГУ.

2. Трубина Людмила Александровна – доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской литературы МПГУ.

3. Ипполитова Наталья Александровна – доктор педагогических наук, профессор кафедры риторики и культуры речи МПГУ.

4. Антипова Алла Михайловна – доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания литературы МПГУ.

5. Маныкина Анна Александровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания литературы МПГУ

6. Мамонова Ирина Вячеславовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания литературы МПГУ.


  • Рабочие программы. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В. Ф. Чертова. 5–9, 10–11 классы.
  • Учебники, с фонохрестоматиями.

5–9 классы (переиздаются), 10–11 классы (в производстве).

  • Методическое пособие для учителя «Уроки литературы». 5–9 классы (изданы),

10–11 классы (в производстве).

  • Рабочие тетради для учащихся. 5–11 классы (в производстве).


Принципы построения программы

  • Сочетание концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов построения курса в 5-8 классах и возможность изучения в 9-11 классах курса на историко-литературной основе, дополненного обзорами историко-литературного, теоретико-литературного, проблемно-тематического характера.
  • Изучение русской литературы в историческом и историко-культурном контексте, сопоставление произведений русской и зарубежной литературы.
  • Учёт полифункциональности литературы, сочетание произведений, составляющих золотой фонд классической литературы, и произведений, интересных и близких школьникам (приключения, фантастика, фэнтези, лимерики, пародии, современная литература).

КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

  • 5 класс. Художественный образ в литературе.
  • 6 класс. Образ человека в литературе.
  • 7 класс. Сюжет как метафора жизни.
  • 8 класс. Художественный мир литературного произведения.
  • 9 класс. Художественный мир литературной эпохи, направления.
  • 10 класс. Литературное произведение в историко-культурном контексте.
  • 11 класс. Литературный процесс, традиции и новаторство.

Структура современного учебника

по литературе

  • Учебные тексты , адресованные современным школьникам, учитывающие особенности их восприятия и освоения информации (объём, рубрикация, маркировка, навигация, иллюстрации и др.)
  • Подготовленные к размещению в учебнике художественные тексты (объём, использование фрагментов, маркировка, навигация, иллюстрации и др.).
  • Подробные комментарии , необходимые для анализа и интерпретации литературных произведений (сноски в тексте, дополнительные комментарии после текста, отсылки к другим источникам информации и др.).
  • Система вопросов и практических заданий , направленная на создание учащимися собственных текстов (сочинений, аннотаций, рецензий, сценариев, письменных работ, связанных с выполнением проектов, и др.).

Монографические темы

Обзоры

Практикумы


  • Вводная статья по ключевой теоретико-литературной, историко-литературной проблеме.
  • Статьи о писателях, литературных жанрах, формах, тематике и проблематике литературных произведений.
  • Практикумы. New!
  • Мир в слове. New!
  • Комментарии к литературным произведениям. New!
  • Основные и индивидуальные вопросы и задания.
  • Краткий словарь литературоведческих терминов.

МАРКИРОВКА ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ

« Поиск информации» - задания, направленные на поиск дополнительной информации, в том числе через поисковые системы Интернета;

«Точка зрения» - задания, направленные на развитие навыка оформления собственной реакции и оценочных суждений по поводу прочитанного;

«Опыт исследования» - задания для углублённого изучения литературного материала;

«Творческое прочтение» - задания, связанные с интерпретацией литературного произведения, научной и художественной, в том числе с выразительным чтением, чтением по ролям, созданием иллюстраций, киносценария и т. п.;

«Опыт творчества» - задания, связанные с созданием собственных литературных произведений разных жанров, стилизаций, подражаний, пародий;

«Для дискуссии» - вопросы дискуссионного характера;

«Публичное выступление» - задания, связанные с подготовкой устных связных высказываний, сообщений, выступлений с тезисами доклада и т. п.;

«Вместе с товарищами» - групповые задания;

«Вместе со старшими» - задания, предназначенные для совместной работы учащихся с членами семьи;

«Сочинение» - задания, связанные с работой над сочинением, подготовкой материалов к сочинению;

«Внеклассное чтение» - задания, организующие, направляющие и поощряющие внеклассное чтение учащихся;

«Связь с другими видами искусства» - задания, предполагающие обращение к произведениям других видов искусства.


Тематика ОБЗОРОВ

5 класс: «Литературная сказка», «Жанр басни в мировой литературе», «Образ времени года в литературном произведении», «Образ родины в русской поэзии», «Образы детей в мировой литературе», «Образы детей в поэзии и прозе Великой Отечественной войны», «Образы животных в мировой литературе», «Жанр рассказа в мировой литературе».

6 класс: «Жанр баллады в мировой литературе», «Литература нонсенса и абсурда», «Автобиографические произведения русских писателей», «Жанр песни в русской литературе», «Жанр повести в русской литературе».

7 класс: «Классические сюжеты в мировой литературе», «Изображение исторических событий в художественной литературе», «Жанр новеллы в зарубежной литературе», «Сюжет в детективных произведениях», «Сюжет в фантастических произведениях».

8 класс: «Духовная традиция в русской литературе», «Тема Великой Отечественной войны в русской литературе», «Форма сонета в мировой литературе», «Литературные жанры в зеркале пародии», «Образ школы в современной литературе».


Тематика ОБЗОРОВ

9 класс: «Жанр оды в мировой литературе», «Художественный мир романтизма», «Поэты пушкинской поры», «Жанр элегии в мировой литературе», «Жизнь души в произведениях русской литературы XIX века», «Гуманистическая традиция в русской литературе XX века», «Традиции смеховой культуры в русской литературе XX века», «Диалог поэтов в русской литературе».

10 класс: «Художественные открытия русский писателей первой половины XIX века», «Художественный мир реализма», «Российская действительность в изображении писателей XIX века», «Жанр романа в мировой литературе», «Символизм в европейской литературе XIX века».

11 класс: «Русский символизм», «Русская реалистическая проза первой половины XX века», «Поэзия акмеизма», «Русский футуризм», «Тема Великой Отечественной войны в русской литературе», «Нравственная проблематика русской прозы второй половины XX века», «Традиции и новаторство в русской поэзии второй половины XX века», «Современный литературный процесс».

Тематика ПРАКТИКУМОВ

5 класс: «Аннотация», «Заглавный образ в литературном произведении», «Письменный отзыв о литературном произведении», «Поэзия и проза как формы художественной речи», «Монолог и диалог как средства создания образа», «Тема и идея литературного произведения».

6 класс: «Выразительное чтение произведения как способ его интерпретации», «Портрет в литературном произведении», «Сообщение о жизни и творчестве писателя», «Сочинение о персонаже литературного произведения», «Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения», «Сопоставительная характеристика персонажей».

7 класс: «Конфликт в литературном произведении», «Характеристика сюжета литературного произведения», «Пейзаж в эпическом и лирическом произведении», «Тропы и поэтические фигуры», «Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение или театральную постановку».

8 класс: «Сочинение-эссе на литературную тему», «Эпиграф в литературном произведении», «Интерьер в литературном произведении», «Сочинение об образе социальной группы», «Анализ жанрового своеобразия литературного произведения».


Тематика ПРАКТИКУМОВ

9 класс: «Работа над рефератом на литературную тему», «Целостный анализ лирического стихотворения», «Лирические отступления в эпическом произведении», «Композиция литературного произведения», «Анализ вставного текста в эпическом произведении», «Характеристика художественного мира литературного произведения».

10 класс: «Исследовательские и творческие проекты по литературе», «Целостный анализ драматического произведения», «Работа со справочной и критической литературой», «Анализ индивидуального стиля автора», «Конкретно-историческое и общечеловеческое в литературном произведении», «Психологизм как стилевое явление в литературе».

11 класс: «Философская, социальная и нравственная проблематика литературного произведения», «Символ в литературных произведениях», «Традиционное и новаторское в литературном произведении», «Цитаты и реминисценции в литературных произведениях», «Имя собственное в литературном произведении», «Интертекстуальные связи литературного произведения».


Уроки-практикумы посвящены освоению и закреплению важных читательских умений и навыков :

  • выразительного чтения как способа интерпретации художественного текста;
  • филологического анализа литературного произведения (целостного и в заданном аспекте);
  • построения самостоятельных устных и письменных высказываний;
  • работы со справочной и критической литературой;
  • применения полученных знаний и умений в различных сферах деятельности и ситуациях общения.

Практикумы в 5 классе

1. Аннотация.

2. Заглавный образ в произведении и средства его создания.

3. Письменный отзыв о литературном произведении.

4. Проза и поэзия как формы художественной речи.

5. Монолог и диалог как средства создания художественного образа.

  • Практикумы в 5 классе (Художественный образ в литературе)
  • Практикумы в 5 классе (Художественный образ в литературе) 1. Аннотация. 2. Заглавный образ в произведении и средства его создания. 3. Письменный отзыв о литературном произведении. 4. Проза и поэзия как формы художественной речи. 5. Монолог и диалог как средства создания художественного образа.
  • Практикумы в 5 классе (Художественный образ в литературе) 1. Аннотация. 2. Заглавный образ в произведении и средства его создания. 3. Письменный отзыв о литературном произведении. 4. Проза и поэзия как формы художественной речи. 5. Монолог и диалог как средства создания художественного образа.
  • Практикумы в 5 классе (Художественный образ в литературе) 1. Аннотация. 2. Заглавный образ в произведении и средства его создания. 3. Письменный отзыв о литературном произведении. 4. Проза и поэзия как формы художественной речи. 5. Монолог и диалог как средства создания художественного образа.

ПРАКТИКУМ

«ЗАГЛАВНЫЙ ОБРАЗ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ» (5 класс)

Основные виды деятельности:

1. Изучение состава заголовочного комплекса (в литературных и фольклорных произведениях).

2. Определение вида художественного образа, вынесенного в заглавие:

- персонажа (одного или нескольких),

- животного, растения, явления природы,

- предмета (одного или нескольких),

- времени (года, суток),

- пространства,

- события (с том числе события рассказывания).

3. Краткая характеристика заглавного образа (примерный план).


Практикумы в 6 классе

(Образ человека в литературе)

1. Выразительное чтение как способ его интерпретации.

2. Портрет в литературном произведении.

3. Сообщение о жизни и творчестве писателя.

4. Сочинение о персонаже литературного произведения.

5. Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения.

6. Сопоставительная характеристика персонажа.


Практикумы в 7 классе

(Сюжет как метафора жизни)

1. Характеристика конфликта и способов его разрешения в литературном произведении.

2. Характеристика сюжета литературного произведения.

3. Анализ эпизода эпического произведения.

4. Пейзаж в эпических и лирических произведениях.

5. Сочинение о событии, изображенном в художественном произведении.

6. Тропы и поэтические фигуры.

7. Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение.


Практикумы в 8 классе

(Художественный мир литературного произведения; литературные жанры)

1. Сочинение-эссе на литературную тему.

2. Анализ проблематики литературного произведения.

3. Эпиграф в литературном произведении.

4. Интерьер в литературном произведении.

5. Сочинение об образе социальной группы.

6. Анализ жанрового своеобразия литературного произведения.


Практикумы в 9 классе

(Художественный мир литературной эпохи

и направления)

1. Работа над рефератом по литературе.

2. Целостный анализ лирического произведения.

3. Лирические отступления в эпическом произведении.

4. Композиция литературного произведения.

5. Анализ вставного текста в эпическом произведении.

6. Характеристика художественного мира литературного произведения.


Практикумы в 10 классе

(Литературный процесс; литературное произведение в историко-культурном контексте)

1. Анализ литературного произведения в контексте творчества писателя.

2. Работа со справочной и критической литературой.

3. Целостный анализ драматического произведения.

4. Конкретно-историческое и вневременное в литературном произведении.

6. Психологизм как стилевое явление в русской литературе.

7. Анализ романа в аспекте жанра.


Практикумы в 11 классе

(Литературный процесс; традиции и новаторство; интертекстуальные связи литературного произведения)

1. Традиционное и новаторское в литературном произведении.

2. Символ в литературных произведениях.

3. Цитаты и реминисценции в литературных произведениях.

4. Имя собственное в литературном произведении.


ПРАКТИКУМ

«ИМЯ СОБСТВЕННОЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ» (11 класс)

Основные виды деятельности:

1. Обобщение известных школьникам сведений об имени собственном как «сильной позиции» любого текста, в том числе и художественного текста.

2. Повторение материала об антропонимах и топонимах как самых распространённых видах имён собственных, в том числе и в художественном тексте.

3. Самостоятельный поиск других видов имён собственных в художественном тексте (теонимы, зоонимы, астронимы и др.) и объяснение их функции.

4. Подготовка развёрнутого сообщения о художественной функции имён собственных в конкретном литературном произведении по примерному плану (роман И. А. Гончарова «Обломов», поэма А. А. Блока «Двенадцать», рассказ Л. Н. Андреева «Красный смех» и др.).


  • Обновлённые (в соответствии с новыми Примерными программами) учебники. 5 – 11 классы (2016 г.).
  • Электронные версии и приложения к учебникам.

5 – 11 классы (2016 г.).

  • Обновлённые рабочие программы. 5 – 9, 10 –11 классы (2016 г.).
  • Обновлённые методические пособия для учителя «Уроки литературы». 5 – 9, 10 – 11 классы (2016-2017 гг.).
  • Рабочие тетради. 5 – 11 классы (2017-2018 гг.).

Тема: “Рождение метафоры”.

Тип: урок закрепления материала, урок развития речи.

Место урока в курсе литературы: в начале изучения лирики как рода литературы.

Возможно автономное включение занятия по данной теме в курс русского языка в рамках подготовки к ЕГЭ как в 9, так и в 11 классе, а также в спецкурсы.

Цель: научиться узнавать метафору в поэтическом тексте и определять ее стилистическую функцию.

Вводная беседа

– Какой род литературы мы начали изучать? (Лирика).

– Чем лирика отличается от других родов литературы? (Особый способ познания мира. Выражает чувства, переживания лирического героя).

– Какие художественно-изобразительные средства вы знаете?

– По нашему опыту, самым сложным для восприятия тропом является метафора.

Цель урока:

  • проследить, как рождается метафора, как авторские впечатления перерождаются в образ, выраженный метафорой; научиться видеть метафоры в художественном тексте и понимать их.

Тема урока

Рождение метафоры (записать). Слайд 1 в программе Power Point

Объяснение нового материала (наблюдение за языковым материалом и формулирование выводов, попутно – работа с определениями, словарная работа).

Учитель читает стихотворение (слайд 2):

Тихо в чаще можжевеля по обрыву
Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.
Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.

– О чем это стихотворение (тема)? (Осень в лесу).

– Чье стихотворение? (С. А. Есенин – “певец русской деревни”). Слайд 3

– Какое настроение оно передает? (Тишина – умиротворение, светлая грусть). Слайд 4,5

– При помощи каких метафор создается образ осени? (Примечание: ранее на уроках уже вводилось данное понятие).

– В тексте стихотворения выделите метафоры.Возможно переключение на программу Note Book – слайд (функции “Маркер” или “Линия”) – 1 человек у доски.

Очень трудно выделить метафоры у данного поэта. Почему? (Одна плавно переходит в другую).

Особенностью стиля С. А. Есенина является употребление метаметафор – развернутых метафор.

Обратим внимание на лексику: еще одна особенность стиля поэта – смешение высокого и повседневного, высокого и низкого (можжевель, рыжая кобыла, на кусту и покров берегов, схимник).

Power Point – слайд 6.

Схимник – монах, принявший схиму. Схима – высшая монашеская степень, требующая

от посвященного в нее выполнения суровых правил.

Почему ветер назван схимником?

Посмотрим, как появляются метафоры. Можно искусственно выделить 4 этапа рождения этого тропа – слайд 7.

1. Мы видим и слышим. В осеннем лесу рыжеватые опавшие листья застряли в ветках можжевельника, висят на них клочками. Река покрылась первым синеватым льдом, земля застыла. Какие мы слышим звуки? Гулко отдаются наши шаги, под ногами хрустят льдинки. Сникла, полегла трава вдоль дорожек. На облетевших, прозрачных рябинах – ярко-красные гроздья.

2. Мы чувствуем. У природы есть душа. Она прячется от нас. (Лирика – как можно изобразить чувства?) Мы видим только ее следы, но ведь кто-то же смял эту траву, развесил опавшие листья… Так уютно, привычно в осеннем лесу, и в то же время так печально, тихо и торжественно. Чувствуем жалость и нежность.

3. Мы сравниваем. Метафора основывается на сравнении. Помогайте: что с чем сравнивается? Какие образы возникают в сознании? (по порядку с начала стих-я). Порыжевшие листья – клочья гривы рыжей лошади. Хруст льдинок под ногами, звук шагов – лязг подков. Рябиновые кисти, как будто висящие прямо в воздухе, – как капли крови невидимого существа, стоящего среди деревьев (Христа).

4. Убираем первый план (“видим”) и подменяем его изображением того, с чем сравниваем. Остаются только образы – метафоры.

Закрепление. Практическая работа

Посмотрим, как вы поняли, что такое метафора.

Работа с определением: восстановить, вставив пропущенные ключевые слова из предложенного ряда.

Метафора – это … свойств одного предмета или явления на другой по принципу их … . В отличие от сравнения, где присутствуют оба компонента сопоставления, метафора – это … сравнение. – слайд 8

Метафора – это перенос свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства. В отличие от сравнения, где присутствуют оба компонента сопоставления, метафора – это скрытое сравнение.

Возможно переключение на программу Note Book (“подтянуть” к месту пропусков слова из представленного ниже списка вручную – 1 человек у доски). Проверить, зачитать.

Обратите внимание: что-то сравнивается с чем-то или кем-то? Происходит уподобление неживого живому. Автор использует олицетворения – разновидность метафор. Зачем?

Давайте прочитаем еще одно стихотворение С. А. Есенина – слайд 9.

О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к осеннему двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.

Выделите метафоры – по одной нескольким ученикам. Какие из них являются олицетворениями?

Какова стилистическая функции метафор? (Одно из средств создания образа осени. Образ значит что-то наглядное, действующее, живое. Это скрытое сравнение.)

Для чего нужны олицетворения? (Делают окружающий мир одухотворенным: он живой, передает ощущения и чувства лирического героя).

Как чувствует себя лирический герой в мире родной природы? (Он понимает природу, ее душу, живет в гармонии с ней).

Обратите внимание на излюбленный стилистический прием Есенина – смешение высокого и низкого.

Проверим, почувствовали ли вы настроение и замысел поэта. Мы выделили метафоры в стихотворении “О красном вечере…”. Попробуйте “разложить” одну-две метафоры – проследить ее рождение по 4 этапам. Какую вы выбрали? Power Point – cлайды 10, 11.

Подведение итогов

– Что такое метафора? (Определение).

– Что лежит в основе метафоры?

– Какие стилистические функции метафоры можно выделить?

– Какая есть разновидность метафоры?

Домашнее задание

Сами попробуете себя в роли учителя, будете задавать вопросы одноклассникам. Нужно изготовить своего рода учебное пособие: 2 листа для тренировки (выделения метафор). На обоих – 1 короткое стихотворение, рисующее какой-нибудь образ, но на первой просто напечатанное с фамилией автора, а на второй – это же стихотворение с выделенными вами метафорами (прежде чем спрашивать с других, нужно подготовиться самому, чтобы подсказать одноклассникам).

Материалы к уроку

Презентация . Слайды для интерактивной доски.




Top