Утрилло картины. Морис утрилло, картины и биография художника


Написав неделю назад про с полностью женским экипажем я был неприятно поражен обилием глупых шуток и женоненавистнических комментариев. Что ж, это прекрасный повод поговорить о женщинах в космосе.

История



Первая женщина-космонавт, Валентина Терешкова, всемирно известна. Стартовав 16 июня 1963 года на корабле "Восток-6", Валентина провела почти трое суток в космосе.

Но успешный в целом полет прошел не идеально - Терешкова нечетко держала связь, испытывала проблемы с построением посадочной ориентации корабля (повторяющийся сейчас рассказ про неправильную ориентацию в программе и "перепрограммирование" "Востока-6" не соответствует действительности), случайно поцарапала иллюминатор, сломала карандаш. При посадке, в нарушение инструкций, подняла голову вверх и заработала синяк на носу от удара шлемом, когда включилась катапульта. После посадки, опять же в нарушение инструкций, раздала свой космический рацион колхозникам, возможно, скрывая то, что в полете почти ничего не ела. Сейчас это не кажется серьезным, мы знаем, что примерно половина космонавтов страдает от вестибулярных расстройств в начале полета. Но тогда этот неидеальный полет наложился на политические аспекты выбора экипажей и реакцию "чтобы духу бабьего здесь не было!" Сергея Павловича Королева - женщины в СССР перестали летать в космос на почти 20 лет.


Гораздо менее известно, что примерно в то же время в США женщины прилагали большие усилия, чтобы прорваться в космос. Началось все с научного любопытства - доктор Уильям Лавлейс, который проводил медицинское тестирование мужчин-кандидатов в первый отряд астронавтов США, предложил пройти эти же тесты известной летчице Джеральдине Кобб. Джеральдина, которая в 19 лет учила мужчин летать, а к концу 50-х годов установила несколько авиационных рекордов, успешно справилась с тяжелыми и очень некомфортными медицинскими тестами. Она также стала единственной женщиной, которая прошла все три фазы медицинского тестирования (медицинское обследование, изоляция и оценка психики, продвинутое обследование на военном оборудовании с использованием реактивных самолетов). Кроме Кобб еще двенадцать женщин успешно прошли первую фазу тестирования. Женщины из отряда, названного "Mercury 13", вполне смог ли бы стать астронавтами, если бы не политика. В требованиях NASA был прописан обязательный опыт работы военным летчиком испытателем, а таких женщин не было. Президент США, прямо установивший эти требования, не стал их менять ради женщин. Никто из отряда "Mercury 13" в космос не полетел.

Второй женщиной в космосе стала Светлана Савицкая. Она отправилась в полет к орбитальной станции "Салют-7" в 1982 году. А в 1984 году стала первой женщиной, совершившей два космических полета, и первой женщиной, вышедшей в открытый космос. До начала космической карьеры Светлана летала на реактивных самолетах, установила несколько рекордов на Миг-25. После ухода из отряда космонавтов работала в Московском авиационном институте, а затем стала депутатом.


Светлана Савицкая работает в открытом космосе

Американские женщины-астронавты появились только с началом программы Спейс Шаттл. В восьмом отряде астронавтов, который набрали в 1978 году, были первые шесть женщин:


Слева направо: Шеннон Лусид, Маргарет Седдон, Кэтрин Салливан, Джудит Резник, Анна Фишер, Салли Райд

Счастливый билет стать первой женщиной-астронавтом США выпал Салли Райд - она полетела в 1983 году. Пять оставшихся женщин поставили свои рекорды. Первой американкой, совершившей выход в открытый космос, стала Кэтрин Салливан. Маргарет Седдон была матерью троих детей на момент прохождения отбора, но первой из матерей побывала в космосе Анна Фишер, родившая дочь уже будучи в отряде астронавтов. На момент полета дочери было всего полтора года. Шеннон Лусид стала первой женщиной, совершившей пять космических полетов, а также стала первой американкой, побывавшей на станции "Мир". Джудит Резник стала первой американкой еврейского происхождения в космосе.


Первой женщиной-космонавтом России стала Елена Кондакова. Она же стала первой женщиной, которая летала на двух разных типах космических кораблей - "Союзе" (1994-1995) и Спейс Шаттле (1997).


Первой женщиной-пилотом и командиром Спейс Шаттла стала Айлин Коллинз. Она пилотировала шаттл впервые в 1995 году в миссии стыковки со станцией "Мир", а первым командиром стала в миссии STS-93, когда был успешно выведен на орбиту рентгеновский телескоп "Чандра", работающий до сих пор.


Женщины были главными и на МКС - Пегги Уитсон командовала МКС с октября 2007 по апрель 2008 года.


Слева направо: Джудит Резник, Криста Маколифф, Лорел Кларк, Калпана Чавла
Работая вместе с мужчинами в космосе, женщины разделили и более печальную судьбу - из 14 погибших на шаттлах астронавтов четверо - женщины. Джудит Резник и Криста Маколифф погибли на "Челленджере", а Лорел Кларк и Калпана Чавла - на "Колумбии".


Сегодня женщины продолжают работать в космосе. В 2014 году первой россиянкой на МКС стала Елена Серова.


11 июня 2015 года с МКС вернулась Саманта Кристофоретти, из-за аварии "Прогресса" ставшая рекордсменом среди женщин по длительности непрерывного космического полета.


В 2016 году на МКС должна отправиться Кэтлин Рубенс.

Просвещение планеты Задержка Развития

Астронавт Майк Маллейн очень хорошо описал то, как он изменился, работая с женщинами в NASA. Предлагаю вам выдержки из его "Верхом на ракетах: возмутительные истории астронавта Спейс Шаттла" (перевод мой).
В свой первый рабочий день кандидата в астронавты я столкнулся с двумя вещами, с которыми еще не сталкивался никогда в жизни: выбирать, что надеть на работу и работать с женщинами. <...> И если вопрос, что надеть, вызывал у меня простое недоумение, то женщины-коллеги для меня были как из другой галактики. Я рассматривал женщин только как сексуальные объекты - непреднамеренное следствие двенадцати лет обучения в католических школах. Священники и монахини вбили в меня идею, что женщины тождественны сексу, а секс означал вечные муки в аду. Девочки никогда не обсуждались в ином контексте. О них никогда не говорили, как о людях, которые могут мечтать. Не говорилось о женщинах-врачах, женщинах-ученых, женщинах-астронавтах. О женщинах говорили только как о "причинах греха". Единственное, что я подростком знал о женщинах - это то, что прямая дорога в ад лежит у них между ног. А их груди познакомят тебя с Вельзевулом. Даже фантазии об их грудях и других частях тела (смертный грех "нечистоты помыслов") отправят тебя прямо в ад. Только в браке правила менялись. Там секс становился нормой - для продолжения рода. Замужем женщина достигала своего высшего жизненного статуса - зачинать и рожать детей. "Главная цель брака - рождение детей" - такова была догма в учебнике "Курс брака" 1963 года моей жены, закончившей школу Святой Марии.
Этот же учебник содержал урок "мужской и женской психологии" с таблицей характеристик. "Мужчины больше реалисты, женщины - идеалисты. Мужчины более эмоционально стабильны, женщины эмоционально слабее. Мужчина любит свою работу, женщина любит своего мужчину". И, моя самая любимая, "Мужчины чаще правы, женщины чаще неправы".
Я настолько полно воспринял эти извращенные сексистские утверждения, что в старших классах написал сочинение, о том, что женщинам надо запретить поступать в колледж. Я получил "отлично". Я оказался хорошим учеником.
<...>
Офицерский корпус ВВС США, куда я попал в 1967 году, был полностью мужской организацией. Я не видел ни одной женщины-летчика. Пятничными вечерами в клубе нас развлекали стриптизерши. Военные летчики рассматривали женщин только как "приемные гнезда". Любой, кто говорил иначе, должно быть, собирался баллотироваться в Конгресс. Женщины могут быть с Венеры, нормальные мужчины с Марса, но военные летчики происходят с планеты Задержка Развития.

Поначалу выбор слов Маллейна в общении с женщинами не отличался от того, что он бы использовал в мужском коллективе. Но среди шести женщин восьмого отряда астронавтов были и феминистки. Неосторожная шутка с упоминанием слова "сиськи" в присутствии Салли Райд привела к тому, что она не разговаривала с ним больше, чем это было необходимо по работе, лет десять. Маллейн не был одинок в своей отсталости - другие астронавты, бывшие военные летчики, устраивали идиотские розыгрыши и придумывали шутки, которые не хочется переводить. Но работа вместе с гражданскими и женщинами была поучительной - эти люди могли не знать, как пить горящий коктейль, но они оказались не слабее духом, и хорошо делали свою работу. В конце книги Майк прямо пишет:
Без всяких сомнений, опыт работы в NASA больше всего изменил мою личность в области отношения к женщинам. Я осознал, что они - такие же люди с мечтами и амбициями, и им нужна только возможность, чтобы доказать, на что они способны. И женщины восьмого набора астронавтов справились. Смотреть на то, как беременная на девятом месяце Маргарет Седдон пилотирует симулятор шаттла, выполняя одну за одной безупречные посадки, было для меня уроком их компетентности. Смотреть трансляцию из космоса, где она выполняет незапланированную и опасную операцию манипулятором шаттла для того, чтобы включить неисправный спутник, было уроком. Знать, что это Джуди могла включить дыхательный аппарат Майка Смита в том аду, в который превратился "Челленджер", было уроком. Постоянно показывая свой профессионализм, умение и храбрость, женщины-астронавты восьмого набора отвели Майка Маллейна обратно в школу и изменили его.

Заключение

Есть люди, которые могут быть космонавтами. Их пол имеет значение для конкретных физиологических вопросов или специалистов уровня ИМБП РАН. Есть люди, которые не могут быть космонавтами, из-за слабого здоровья, психики или дурного характера. И пол тут не важен.

Есть женщины, которые поистине достойны уважения и восхищения. Они меняют историю, идут ва-банк, не боятся ни перемен, ни насмешек общества, ни опасностей для жизни. Они летают в небо и даже в космос, добровольно идут с любимыми мужьями в плен, отважно спасают детей и… спокойно пьют чай на руинах своего дома. Такие люди играют не последнюю роль в каждой эпохе, и на каждом отрезке истории найдется немало женщин, достойных уважения и памяти. Именно таким женщинам и посвящен этот пост.

1. Мусульманка прикрывает желтую звезду своей еврейской соседки вуалью, чтобы ее никто не увидел. Сараево, бывшая Югославия. 1941 год.

2. Кэтрин Свитцер стала первой женщиной, пробежавшей Бостонский марафон, несмотря на попытки организатора остановить ее. 1967 год.

3. Афганские женщины в общественной библиотеке задолго до того, как Талибан захватил власть. Приблизительно 1960-е гг.

4. Женщина-самурай. Конец 1800-х гг.

5. Шведка бьет неонациста сумкой. Предположительно, эта женщина пережила концлагерь. 1985 год.

6. Марина Хинеста - 17-летняя коммунистка - на фоне Барселоны во время испанской гражданской войны. 1936 год.

7. Анна Фишер - «первая мать в космосе». 1980-е гг.

8. Джианн Мэнфорд идет рядом со своим сыном-геем во время гей-парада. 1972 год. Позже Джианн создала группу «Родители, семьи и друзья лесбиянок и геев».

9. Мод Вагнер - первая хорошо известная женщина тату-мастер в США. 1907 год.

10. Женщины занимаются боксом на крыше в Лос-Анджелесе. 1933 год.

11. Сабиха Гёкчен из Турции на своем самолете в 1937 году. Она стала первой женщиной - пилотом истребителя.

12. Женщина пьет чай на руинах своего дома после бомбардировки Лондона. 1940 год. Так отважные британки воплощали в жизнь легендарный лозунг Второй мировой Keep calm and carry on.

13. 106-летняя армянка охраняет свой дом с автоматом AK-47. 1990 год.

14. Добровольцы учатся тушить пожары в Перл-Харбор. Ок. 1941-1945 гг.

15. Украинская девушка дает попить советскому военнопленному. 1941 год.

16. Женщина-каменщик над Берлином. 1900 год.

17. Фотограф Маргарет Бурк-Уайт на здании Крайслер-Билдинг. 1934 год.

18. Работницы железной дороги за обедом. Многие из них - жены и даже матери мужчин, ушедших на войну. 1943 год.

19. Одни из первых женщин, присягнувших в корпус морской пехоты США. Август 1918 года.

20. Девушки доставляют тяжелые блоки льда после того, как мужскую часть рабочей силы призвали на войну. 1918 год.

21. Девушки знаменитой байкерской банды «Ангелы ада». 1973 год.

22. Эллен О’Нил - одна из первых профессиональных скейтбордисток. 1976 год.

23. Парижские матери закрывают своих детей от немецких снайперов. 1944 год.

24. Сварщица Уинни. Она была одной из 2000 женщин, работавших на судоверфях США во время Второй мировой войны.

25. Две девушки впервые предстали на публике с обнаженными ногами. Торонто. 1937 год.

26. Филиппинская партизанка Нивес Фернандес показывает американскому солдату, как она убивала японских солдат во время оккупации. 1944 год.

27. Голландка отказалась покидать своего мужа - немецкого солдата - после того, как его взяли в плен. Она последовала за ним. 1944 год.

29. Элспет Берд во время своей попытки стать первой англичанкой, объехавшей мир на мотоцикле. 1980-е годы. На путешествие ушло 3 года, во время которых она преодолела более 77 000 км.

30. Гертруда Эдерле стала первой женщиной, переплывшей Ла-Манш. 1926 год.

31. Суфражистка протестует после «Ночи террора». 1917 год. 33 суфражисток арестовали за «перекрытие дорог», после чего их жестоко избили тюремщики.

32. Мать играет с дочкой на пляже. 1950-е.

33. Авиатор Амелия Эрхарт стала первой женщиной, перелетевшей на самолете через Атлантический океан. 1928 год.

34. Афганки изучают анатомию. 1962 год.

35. Британский сержант тренирует женщин из «армии мамаш» во время Битвы за Британию. 1940 год.

36. Культовое фото собирательницы гороха и матери семерых детей во время Пыльного котла. 1936 год.

37. Движение за права женщин в Детройте, Мичиган. 1970 год.

39. Первая женская баскетбольная команда из колледжа Смит. 1902 год.

40. 18-летняя участница Французского сопротивления Симона Сегван во время освобождения Парижа. 19 августа 1944 года.

"> " alt="Женщины, которые изменили историю: 53 фото">

Есть женщины, которые поистине достойны уважения и восхищения. Они меняют историю, идут ва-банк, не боятся ни перемен, ни насмешек общества, ни опасностей для жизни. Такие люди играют не последнюю роль в каждой эпохе, и на каждом отрезке истории найдется немало женщин, достойных уважения и памяти. Именно таким женщинам и посвящен этот пост

1. Мусульманка прикрывает желтую звезду своей еврейской соседки вуалью, чтобы ее никто не увидел. Сараево, бывшая Югославия. 1941 год

2. Кэтрин Свитцер стала первой женщиной, пробежавшей Бостонский марафон, несмотря на попытки организатора остановить ее. 1967 год

3. Афганские женщины в общественной библиотеке задолго до того, как Талибан захватил власть. Приблизительно 1960-е

4. Женщина-самурай. Конец 1800-х

5. Шведка бьет неонациста сумкой. Предположительно, эта женщина пережила концлагерь. 1985 год

6. Марина Хинеста, 17-летняя коммунистка, на фоне Барселоны во время испанской гражданской войны. 1936 год

7. Анна Фишер - «первая мать в космосе». 1980-е гг

8. Джианн Мэнфорд идет рядом со своим сыном-геем во время гей-парада. 1972 год. Позже Джианн создала группу «Родители, семьи и друзья лесбиянок и геев»

9. Мод Вагнер - первая хорошо известная женщина тату-мастер в США. 1907 год

10. Женщины занимаются боксом на крыше в Лос-Анджелесе. 1933 год

11. Сабиха Гёкчен из Турции на своем самолете в 1937 году. Она стала первой женщиной-пилотом истребителя

12. Женщина пьет чай на руинах своего дома после бомбардировки Лондона. 1940 год. Так отважные британки воплощали в жизнь легендарный лозунг Второй мировой Keep calm and carry on (Сохраняйте спокойствие и продолжайте в том же духе)

13. 106-летняя армянка охраняет свой дом с автоматом AK-47. 1990 год

14. Женщины-добровольцы учатся тушить пожары в Перл-Харбор. 1941-1945

15. Работницы железной дороги за обедом. Многие из них — жены и даже матери мужчин, ушедших на войну. 1943 год

16. Женщина-каменщик над Берлином. 1900 год

17. Фотограф Маргарет Бурк-Уайт на здании Крайслер-Билдинг. 1934 год

18. Одни из первых женщин, присягнувших в корпус морской пехоты США. Август 1918 года

19. Девушки поднимают тяжелые блоки льда после того, как мужчин призвали на войну. 1918 год

20. 21-летняя Сарла Такрал — первая индийская женщина, получившая лицензию пилота. 1936 год

21. Девушки знаменитой байкерской банды «Ангелы ада». 1973 год

22. Эллен О’Нил - одна из первых профессиональных скейтбордисток. 1976 год

23. Матери закрывают своих детей от немецких снайперов. Париж, 1944 год

24. Сварщица Уинни. Она была одной из 2000 женщин, работавших на судоверфях США во время Второй мировой войны

25. Две девушки впервые предстали на публике с обнаженными ногами. Торонто. 1937 год

26. Филиппинская партизанка Нивес Фернандес показывает американскому солдату, как она убивала японских солдат во время оккупации. 1944 год

27. Голландка отказалась покидать своего мужа, немецкого солдата, после того, как его взяли в плен. Она последовала за ним. 1944 год

28. Комако Кимура, известная суфражистка, в Нью-Йорке. 23 октября 1917 года. Суфражистки - участницы движения за предоставление женщинам избирательных прав. Также суфражистки выступали против дискриминации женщин в целом в политической и экономической жизни

29. Суфражистка протестует после «Ночи террора». 1917 год. 33 суфражисток арестовали за «перекрытие дорог», после чего их жестоко избили тюремщики

30. Элспет Берд во время своей попытки стать первой англичанкой, объехавшей мир на мотоцикле. 1980-е годы. На путешествие ушло 3 года, во время которых она преодолела более 77 000 км

31. Гертруда Эдерле стала первой женщиной, переплывшей Ла-Манш. 1926 год

32. Авиатор Амелия Эрхарт стала первой женщиной, перелетевшей на самолете через Атлантический океан. 1928 год

33. Афганки изучают анатомию. 1962 год

34. Британский сержант тренирует женщин из «армии мамаш» во время Битвы за Британию. 1940 год

35. Культовое фото собирательницы гороха и матери семерых детей во время "Пыльного котла" - серии катастрофических пыльных бурь, происходивших в прериях США и Канады между 1930 и 1936 годами

36. Движение за права женщин в Детройте, Мичиган. 1970 год

38. Первая женская баскетбольная команда из колледжа "Смит". 1902 год

39. 18-летняя участница Французского сопротивления Симона Сегван во время освобождения Парижа. 19 августа 1944 года

40. Офицер полиции Лос-Анджелеса присматривает за брошенным ребенком. 1971 год

42. Активистка Энни Лампкинс в городской тюрьме Литтл-Рок. 1961 год

Вскоре композиционной основой большинства его пейзажей становится уходящая вдаль улица, фланкируемая боковыми кулисами домов; на дальнем плане – преграда из домов или башен, заслоняющая небо и делающая пространство замкнутым. В отличие от картин Писсарро в пейзажах Утрилло царит ровное, одинаковое освещение, ветра не чувствуется, небо почти всегда безоблачно.

Картина Мориса Утрилло «Флаг над мэрией».
Перед нами вид провинциального городка, в котором царит дух спокойствия; несколько человек остановились возле белой стены, окружающей сад. Колорит картины выдержан в приглушенных тонах, на фоне которых кажутся особенно яркими цвета французского флага, развевающегося над ратушей. Благодаря безупречному владению цветом. Утрилло умел создать в пейзаже ощущение эмоционально насыщенной атмосферы. Утрилло писал, по преимуществу, городские пейзажи, особенно часто изображая окрестности Монмартра. Его виды Монмартра завоевали такую популярность, что стали объектом бесчисленных подражаний и подделок. Творчество Мориса Утрилло значительно обогатило французскую пейзажную живопись начала XX века. Вместе с Марке и Боннаром он принадлежал к поколению, сменившему в области городского пейзажа художников-импрессионистов.

Художник Утрилло упрощает реальные формы, обобщая контуры, он сводит очертания предметов к их основе; одним движением кисти создает ощущение скользкой лестницы или отсыревшей штукатурки, провалы окон часто только намечает. Масляные краски кажутся ему чересчур прозрачными, и для передачи фактуры оштукатуренных и заплесневелых стен он добавляет в краску песок, гипс, клей, использует известь, накладывает кусочки мха, покрытые чернилами и эмалью дощечки, листы бумаги. Растирая краску в чашке, наносит ее на холст ножом, разглаживает пальцами. Эта живописная манера, сформировавшаяся довольно рано, с годами почти не претерпела изменений. До 1906 года художник подписывал свои работы как Морис Валадон, затем остановился на имени усыновившего его, когда он был восьмилетним мальчиком, друга его матери испанца Мигеля Утрилло-и-Молинс. Утрилло писал Монмартр, этот по его словам «оригинальный квартал Парижа с его провинциальными уголками и нравами богемы». Там, в стороне от центральных площадей и бульваров столицы Франции начала XX века Утрилло открыл красоту захолустных улочек, живописность черепичных крыш и потрескавшихся стен.

Наиболее интересный и плодотворный период в искусстве Утрилло – это 1910–е годы. Наиболее оригинальными были у него изображения французских соборов, мощных, давящих своей тяжестью; они вдруг зажили на холстах живописца своей самостоятельной жизнью. Всемирную известность художнику принесли его картины с изображениями Монмартра – древнего уголка Парижа, сохранившего свое своеобразие и до наших дней. Монмартрский холм, прежде предместье Парижа, к тому времени, когда художник начал писать его, утратил свою идиллическую прелесть: вместо живописных лачуг поднялись многоэтажные доходные дома, извилистые узкие улочки, карабкающиеся по склонам холма, стали напоминать колодцы, маки, некогда украшавшие Монмартр, исчезли, лишь немногочисленные уголки сохранили свой первоначальный полудеревенский вид. Однако для Утрилло, одинокого, измученного своей болезнью, Монмартр с 1910–х годов и до глубокой старости стал главной темой творчества. Картины Утрилло скупали кабатчики за рюмку аперитива и бессовестно эксплуатировали талант художника. Один из его биографов вспоминает: «На бледной маске лишь глаза лучились теплом и ясностью, как глаза ребенка или затворника. Но этому взгляду противоречила горькая складка губ. Нет, улыбкой ее нельзя было назвать. Слишком много было в ней принужденности...».

В 1909 году работы художника впервые были экспонированы в парижском Осеннем салоне, а вскоре он с матерью и отчимом отправился в путешествие на Корсику и в Бретань, однако и там по памяти продолжал писать виды Монмартра. Первая персональная выставка Утрилло состоялась в 1913, и у него, кроме кабатчиков, появились и другие поклонники – настоящие любители живописи.
После Первой мировой войны в искусстве Утрилло наблюдаются некоторые изменения. Тема Монмартра продолжает оставаться главной, хотя и разнообразится рядом новых мотивов. Колорит же становится менее сдержанным, более светлым, звучным, полихромным. Краска кладется тоньше, начинает блестеть на холсте. Теперь Утрилло особенно любит писать город в праздничные дни, когда он разукрашен трехцветными флагами, яркими полотнищами и афишами. Художник начинает замечать цветы на балконах, красоту раскидистых крон деревьев, свежие чистые хлопья снега на крышах и мостовых ("Кабачок "Резвый кролик"). Однако регулярная организованность композиции, тяготеющая подчас к симметрии, возрастающая сухость контура со временем начинают придавать его работам некоторую схематичность и жесткость. Но даже в поздних произведениях Утрилло с их резкой геометризацией линий, плоскостностью объемов есть удивительная привлекательность. Плоскостность придает архитектуре в пейзажах Утрилло странный оттенок декораций, а миру – некое сходство с театром марионеток, чаще всего грустным, но в то же время трогательным и в чем-то наивным.

Критики оценили работы Утрилло лишь в 1910–х годах. В 1920–х художник стал знаменитостью международного масштаба. В 1929 году правительство Франции наградило Утрилло орденом Почётного легиона. После войны в творчестве художника произошли некоторые изменения. Кроме монмартровских тем, появились новые мотивы: церковь Сакре-Кер, Мулен де ла Галетт, кафе «Розовый кролик», площадь Тертр и др. Колорит картин стал менее сдержанным. Художник пишет город в праздничные дни, когда он украшен флагами, полотнищами и афишами. В этот период Утрилло работает также акварелью и гуашью, пробует свои силы в технике литографии. Слава художника растет, регулярно устраиваются его выставки, публикуются монографии. Вместе с семьей он живет в старинном замке Сен-Бернар, ставшем его собственностью (разбогатели и многие хозяева питейных заведений, получившие пейзажи Утрилло за рюмку аперитива и продавшие их впоследствии за немалые деньги). Последние годы художник почти не работал с натуры (Монмартр его молодости безвозвратно изменился), для написания очередной картины ему теперь было достаточно почтовой открытки. Пейзажи постепенно становятся все однообразнее и монотоннее. И все же поздние картины художника также имеют свое очарование – плоскостность придает архитектуре оттенок декораций, а миру Утрилло – сходство с театром марионеток: грустным, трогательным и наивным.

Не примкнувший ни к одному направлению, получавший уроки только у своей матери Сюзанны Валадон, Утрилло создал свой собственный образ Парижа, мир, пронизанный чувством одиночества и скрытой тревоги. Скончался Морис Утрилло 5 ноября 1955 года в городе Дакс департамента Ланды. Похоронен на монмартрском кладбище Сен-Венсан, рядом со своей матерью.

Чрезвычайно ценили как талантливую натурщицу. Генетический анализ в те годы не делали, а Сюзанна отличалась весьма свободными взглядами на отношения женщин и мужчин в целом, художников и их натурщиц — в частности. Так что осталось загадкой, кто передал художественный талант Морису по отцовский линии.

Чьего авторства дитя?

17-летняя Сюзанна отдала ребенка на воспитание своей матери. Бабушка Мориса была простой прачкой. А нравом дитя обладало чрезвычайно неуравновешенным, уже в младенчестве с ним случались нервные припадки. Чтобы утихомирить внука, бабушка ему давала смешанное с молоком вино…

Бытует забавная, почти анекдотическая история, объясняющая, откуда у сына Сюзанны Валадон фамилия Утрилло. Во время обеда в компании друзей кто-то задал ей вопрос об отце мальчика. «Возможно, это работа Пюви де Шаванна, а может, Ренуара или Дега» , — полушутя ответила Сюзанна. Ее приятель, художественный критик и писатель Мигель Утрилло-и-Молинс воскликнул, что был бы счастлив «поставить свою подпись под творением любого из этих мастеров» . И таки« поставил»: он усыновил мальчика и дал ему свою фамилию. Из этого совершенно не следует, что Морис обрел отчима, напротив, вскоре Мигель уехал в Испанию и более о себе на напоминал.

Много, очень много алкоголя

Морису Утрилло было 13 лет, когда Сюзанна Валадон вышла замуж за преуспевающего юриста Поля Мусси и забрала сына у бабушки. По одной из версий, к тому времени он, вскормленный вином, уже был алкоголиком. По другой — именно добираясь вместе с рабочими из предместья в школу на Монмартре, он пристрастился к их угощениям выпивкой. Велика вероятность, что оба факта имели место. Если не удавалось добраться до спиртного, Морис крушил всё, что под руку попадется, угрожал самоубийством. В итоге отчим забрал его из школы и устроил на работу — может быть, график и труд положительно повлияют на юнца? Не повлияли. Его выгоняли за пьянство отовсюду, даже чистильщик обуви не смог терпеть Мориса в помощниках больше месяца. Ему исполнилось 18 лет, когда с ним случился первый приступ белой горячки. Два месяца Морис провел в психиатрической клинике.

Период Монманьи

Из лечебницы он вышел в дом матери и отчима в Монманьи. Кто-то из врачей порекомендовал Сюзанне, раз уж она художница, попробовать и Мориса привлечь к рисованию — просто в надежде отвлечь его внимание от бутылки. Не сказать, чтобы всё шло гладко: Морис злился, рвал бумагу, вышвыривал в окно карандаши. Но рисовать все же начал. Как в таких случаях сообщают биографы, это был« этап становления художника». А еще он просто пытался угодить матери, к которой испытывал болезненную привязанность, представлявшую собой синтез ревнивого обожания и ненависти.

Сначала делал наброски карандашом, после перешел на масло. Сюзанна Валадон предоставила в распоряжение сына палитру, состоящую из пяти цветов: цинковые белила, два желтых оттенка, киноварь и розовая марена. Тогда Морис работал большей частью в технике импасто. Картину он заканчивал за 2−3 часа. В 1903 году начал писать на пленэре.

Поначалу он подписывал свои картины« Морис Валадон». Достоверно неизвестно, что именно в тот раз омрачило его отнюдь не безоблачные отношения с матерью, но с 1906 года он отказался от использования материнской фамилии и стал подписываться« Морис Утрилло». Примерно тогда Сюзанна развелась, а Морис перебрался в мастерскую на Монмартре. Палитра его стала более темной, в ней появились зеленый и коричневый тона( , )

Колористический минимализм Утрилло иногда уравновешивал богатством фактуры: он добавлял в масло песок, клей, использовал известь, делая мазок более осязаемым, да и краску наносил на холст ножом, растирал пальцами, прикреплял к холсту кусочки бумаги. Кажется, ему хотелось уплотнить, укрепить, сделать максимально явственными и ощутимыми свои изображения.

Цветной период

Следует внести ясность в разделение творчества Мориса Утрилло на периоды. Это в первую очередь об изменении палитры. Манера его как таковая мало менялась на протяжении всей жизни. Оно и понятно: он не интересовался исканиями современных ему художников, к предшественникам тоже не питал пиетета. Ни по музеям, ни по картинным галереям Утрилло не ходил. Альфред Барр(первый директор МоМА) вспоминал, что его попытка поговорить с Мориссом Утрилло о живописи оказалась провальной: «Когда я называл ему имена великих художников прошлого, он смотрел на меня так, словно впервые слышал о них» .

В цветной период, с 1915 по 1930-е годы, Утрилло часто писал церкви, соборы и развлекательные заведения — кабаре, кафе. На холстах его стали появляться даже люди — как правило, написанные схематично, чаще всего повернутые спиной к зрителям( , , ). За счет достаточно простой структуры картин Утрилло много подделывали даже при жизни. Кстати, не факт, что он смог бы даже сам опознать подделки, потому как учета своих картин не вел и трезв в процессе творения был не часто.

В 1916 году очередной приступ белой горячки привел Мориса Утрилло в клинику для душевнобольных. Его лечили, выписывали, он продолжал пить, снова попадал в лечебницу. Всё это сопровождалось нервными срывами, попытками суицида и нескончаемым пьянством. После очередного дебоша он был задержан полицией. Сюзанна Валадон, его любимая и ненавидимая мать, поняла, что в Париже оставлять Мориса нельзя.

Как ни удивительно, финансовые дела его к тому времени складывались очень неплохо, картины покупали по достаточно высоким ценам. Поэтому Сюзанна Валадон на вырученные от продажи работ сына деньги приобрела виллу вблизи Лиона и увезла туда Мориса. Возможно, таким образом она с опозданием выполнила материнский долг перед ранним ребенком неизвестного« авторства»? По крайней мере, судьба Утрилло благодаря вмешательству Сюзанны сложилась иначе, чем у его товарища-собутыльника-гения Амадео Модильяни, которого никто не смог удержать от самоуничтожения.

Поздний Утрилло и поздняя женитьба

Поздним периодом Утрилло биографы называют время с 1930-х годов и до самой смерти художника. В возрасте 47 лет Морис Утрилло женился на вдове бельгийского банкира Люси Повель, коллекционировавшей его работы. Некоторые биографы полагают, что на женитьбе сына настояла Сюзанна Валадон, опасавшаяся, что без нее Морис окажется совершенно не приспособлен к жизни. Впрочем, есть и другая версия: всю жизнь страшно ревновавший мать к многочисленным ухажерам Морис женился ей назло. Как бы то ни было, Сюзанна умерла на следующий год, а Утрилло оказался уже под присмотром жены. Люси взяла дела в свои руки, полностью поддержав идею Сюзанны о том, что в Париже Морису не место, сопьется окончательно. «Молодые» поселились в пригороде.

То ли забавный, то ли грустный факт из семейной жизни Утрилло и истории возникновения картин. Галерист Поль Пидрес в 1935 году получил единоличное право на продажу любых написанных Утрилло работ. Взамен он платил его семье фиксированную(весьма существенную) сумму за еженедельно представляемую ему картину. Морис Утрилло по этому поводу отнюдь не пылал жаром вдохновения, а напротив, терпеть не мог Пидреса. Тот приходил почти на всё воскресенье, Морис кривился: «Опять он! Как же он мне надоел!», а Пидрес подгонял художника прямо у мольберта: «Пиши! Время идет. Стены! Теперь ставни! Подпись!» . Утрилло со страдальческим выражением на лице работал, мечтая поскорее выставить галериста за дверь. А тот паковал в багажник еще сырой холст, отдавал Люси деньги и уезжал — до следующего воскресенья.

Персональные выставки Мориса Утрилло с большим успехом проходили в США, Англии, Германии и Швейцарии. Колорит позднего Утрилло расцвел в полную силу( , ). И, пожалуй, в его работах поубавилось той тоски и одиночества, которыми веяло от улиц и храмов на ранних картинах. В 1928 году Морис Утрилло был удостоен высшей наград Франции — Ордена Почетного легиона. Еще при жизни художника его работы оценивались в миллионные суммы: одна из картин« белого периода» в 1950-м году ушла с аукциона за 8 миллионов франков. А в следующем году публика рыдала над фильмом« Трагическая жизнь Мориса Утрилло». Кстати, о кинематографе. Немногие знают, что в фильме« Когда б Париж поведал нам», вышедшем в прокат уже после его смерти, Морис Утрилло сыграл эпизодическую камео-роль, то есть самого себя. Но вся эта суета совершенно не трогала его. Он уходил к себе в мастерскую, запускал на полу игрушечный паровозик, давным-давно подаренный матерью, и отгораживался от мира, в котором по-прежнему чувствовал себя чужим.




Top