В эрмитаже более трех миллионов. Государственный эрмитаж(1)история

Самому главному музею России - Эрмитажу - уже более 250 лет. Это крупнейший музей нашей страны. Мы собрали самые интересные факты, которые, вероятно, многим неизвестны.

Когда-то попасть в Эрмитаж не мог даже Пушкин

Эрмитаж появился как частная коллекция Екатерины Великой: императрица приобрела собрание из 317 ценных картин за 183 тысячи талеров. Полотна разместили в уединенных залах дворца, кстати, отсюда и название: с французского «эрмитаж» означает место уединения, приют отшельника. Это собрание постепенно пополнялось новыми экземплярами, однако посетить залы мог далеко не каждый. Так, Александру Пушкину удалось посмотреть коллекцию только после просьб Василия Жуковского, влияние которого при дворе было достаточно сильным.

Открыл же Эрмитаж для посетителей Николай I в 1852 году, а к 1880 году музей ежегодно посещали уже 50 тысяч человек. Сам император любил гулять по музею в полном одиночестве: в этот момент к нему было запрещено обращаться по бытовым вопросам.

В Эрмитаже работают коты

Впервые коты в Зимнем дворце появились при Елизавете Петровне: она издала «Указ о высылке ко двору котов». Это случилось после того, как дворец стал подвергаться нападкам крыс, которые портили стены. Ну а Екатерина II подарила животным официальный статус - «охранники картинных галерей».

Сегодня в музее живут около 70 котов, и их часто называют «внештатными сотрудниками». У них есть свой паспорт, а гулять им можно везде, кроме выставочных залов. И коты - настоящая легенда музея, им шлют подарки, о них снимают фильмы (как шутят работники Эрмитажа, чаще, чем про Рембрандта) и пишут статьи. А американка Мэри Эн Эллин, которая посетила музей с внучкой, даже написала книгу для детей, посвященную эрмитажным котам.

В Эрмитаже есть никому не известные шедевры

Эрмитаж часто представляет публике ранее неизвестные работы художников. А иногда настолько неизвестные, что об их нахождении в стенах музея не знают даже сами сотрудники. Так, в 1960-х годах картину нидерландского художника совершенно случайно нашел голландский искусствовед. Сотрудники музея пригласили его выпить чай в подсобку, и под шкафом он увидел какой-то лист. Когда находку достали, оказалось, что это картина «Вакх, Церера, Венера и Купидон», принадлежащая перу Хендрика Гольциуса. А полотно приобрела Екатерина II еще в 1772 году. Картину отправили на реставрацию, после чего она заняла свое почетное место в экспозиции. Говорят, что теперь каждый сотрудник музея мечтает найти шедевр и внимательно осматривает все уголки Эрмитажа.

В начале XX века в Эрмитаже была коллекция автомобилей


Мало кто знает, но Николай II коллекционировал автомобили. Первую машину он приобрел в 1905 году, а уже через шесть лет их насчитывалось около 50 марок. Для этого между Зимним дворцом и Малым Эрмитажем построили специальный гараж.

Здесь стояли автомобили Mercedes, Delaunay-Belleville, Rolls-Royce, Brasier, Peugeot, Renault, а также российские «Руссо-Балт» и «Лесснер». В гараже было все необходимое: автомойка, бензоколонка и даже целая система парового отопления (чтобы избежать коррозии). К сожалению, большевикам тоже нравились автомобили, и при разграблении Эрмитажа в 1917 году вся коллекция Николая II бесследно исчезла.

В Эрмитаже видели привидения

Мистические истории об Эрмитаже, его призраках и оживших экспонатах - это целый пласт мифологии Санкт-Петербурга, заслуживающий отдельной истории. Но самая известная из них - легенда о Петре I. Говорят, что восковая фигура императора встает, кланяется посетителям и указывает на дверь. Кстати, в кукле и правда есть шарниры, которые позволяют ее посадить в кресло или поставить, видимо, отсюда и растут ноги у легенды.

Но есть истории и страшнее: например, про египетскую богиню Сехмет с львиной головой. Ее скульптура стоит в зале Древнего Египта. Согласно мифам, богиня войны и палящего солнца Сехмет была очень кровожадной. Говорят, что иногда в полнолуние на коленях скульптуры появляется лужа крови, которая позже исчезает.

Чтобы посмотреть все экспонаты Эрмитажа, нужно 11 лет


Эрмитаж не только один из самых популярных музеев России, но и мира. Каждый год его посещают более 5 миллионов человек, а количество экспонатов давно перевалило за три миллиона. Коллекции размещены в пяти зданиях, и нужно преодолеть 24 километра, чтобы хотя бы пройти мимо всех экспонатов. Ну а если возле каждого произведения искусства стоять хотя бы минуту, то понадобится 11 лет. И это при условии, что нужно проводить в музее ежедневно по 8-10 часов.

З имнему дворцу на главной площади Петербурга уже более 250 лет. Величественное и нарядное здание в стиле барокко построил в 1762 году архитектор Бартоломео Растрелли. Портал «Культура.РФ» подготовил 10 фактов об императорской резиденции и музее Эрмитаж, который находится во дворце .

Пять Зимних дворцов . Зимний на Дворцовой площади - самый известный императорский дворец, но не единственный. Всего их было пять. Первый и второй «зимние дома» Петра I стояли у Зимней канавки - канала, который соединяет реки Мойку и Неву. Третий дворец - Анны Иоанновны - у Адмиралтейства ; четвертый находился на Невском проспекте. Пятый дворец, известный сегодня всему миру, по замыслу Елизаветы Петровны должен был стать воплощением мощи российской монархии.

Выше не строить . Высота Зимнего дворца - 23,5 метра. В 1844 году Николай I издал указ: он запретил строить в Санкт-Петербурге гражданские здания выше 11 саженей - 23,43 метра. И хотя Зимний дворец в указе напрямую не упоминался, он оставался самым высоким зданием Северной столицы.

Город в городе . Зимний дворец стал гигантским дворцовым комплексом, который можно назвать городом в городе. В здании были жилая зона и парадные залы, две церкви, театр и музей. Здесь же находились подсобные помещения: аптека с лабораторией и квартиры служащих, кухни и кладовые, конюшни и манеж.

Парадные залы . Часть парадных залов Зимнего выходила на Неву, часть располагалась в центральной части дворца. Георгиевский зал - его также называют Большим тронным - был создан при Екатерине II в 1795 году по проекту Джакомо Кваренги. Мраморный барельеф «Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона», расположенный над троном, выполнил скульптор Франческо дель Неро по рисункам Василия Стасова . В Георгиевском зале проходили все официальные встречи и церемонии.

Фрески из Папского дворца . Лоджии Рафаэля появились в Зимнем дворце через 30 лет после его постройки, когда в Европе и России входил в моду классицизм . В двухэтажном корпусе, возведенном в 1792 году Джакомо Кваренги, разместилась галерея с копиями фресок из Папского дворца в Ватикане. Строительство велось по личному указу Екатерины II.

Ошибка архитектора . В 1826 году Огюст Монферран по приказу императора построил в царской резиденции новые апартаменты. Считается, что архитектор совершил ошибку при проектировании системы отопления. Из-за нее в декабре 1837 года во дворце случился пожар, который не могли потушить двое суток. Здание, от которого остался только остов, восстанавливали почти два года, работами руководил архитектор Василий Стасов. Обновленный Зимний был точной копией старого дворцового комплекса - и внешне, и внутренне.

Подарок для царя . Малахитовая гостиная - единственный зал, интерьер которого сохранился до наших дней полностью. Гостиная служила связующим звеном между парадными залами дворца и комнатами императрицы. Роскошный зал украшен знаменитым уральским малахитом - ценным зеленым минералом. Более двух тонн малахита подарили царской семье для отделки дворца горнозаводчики Демидовы .

«Жилище отшельника» . Так дословно переводится слово Эрмитаж. В прошлые века «жилищем отшельника» называли уединенные уютные помещения для приятного времяпрепровождения в кругу близких и друзей. В 1760-е годы архитекторы Юрий Фельтен и Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот построили рядом с дворцом Малый Эрмитаж. Здание стало так называться, потому что Екатерина II устраивала в нем спектакли и увеселительные вечера - «малые эрмитажи». Здесь хранилось ее первое собрание живописи, которое стало позже основой музейной коллекции.

Дворцовые коты . Коты появились во дворце в 1745 году, когда императрица Елизавета Петровна издала Указ о высылке ко двору котов. Животные получили почетный статус «охранников картинных галерей». В наши дни в Эрмитаже живут около 60 котов. В подвале у них есть специально оборудованное помещение с мисками, подстилками для сна, лотками. У котов есть свой ветеринар. Все животные привиты, стерилизованы и проходят обследования в лучших лечебницах Петербурга. В музее есть даже официальный праздник - День эрмитажного кота, его отмечают в конце апреля или начале мая. В этот день всех желающих пускают в кошачью обитель, а под Иорданской лестницей проходит выставка детских рисунков.

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге - один из крупнейших художественных и культурно-исторических музеев мира, экспозиция которого расположена более чем в 350 залах пяти связанных друг с другом зданий на Дворцовой набережной Невы: Зимний дворец (1754-1762, арх. Ф.Б. Растрелли), Малый Эрмитаж (1764-1767, арх.

Ж.-Б. Валлен-Деламот), Большой Эрмитаж (1771-1787, арх. Ю.М. Фельтен), Новый Эрмитаж (1839-1852, арх. Л.фон Кленце), Эрмитажный театр (1783-1787, арх. Дж. Кваренги). В состав Государственного Эрмитажа также входят Меншиковский дворец (1710-1720, арх. Дж.-М.Фонтана, И.-Г.Шедель), восточное крыло здания Главного штаба (арх. К.И. Росси) и Фондохранилище. Коллекция Эрмитажа насчитывает около 3 млн экспонатов: 16,783 произведений живописи, 621 274 графических работ, 12 556 скульптур, 298 775 произведений прикладного искусства, 734 400 археологических памятников, 1 125 323 памятников нумизматики, 144 185 прочих экспонатов.

Датой основания музея является 1764, когда императрица Екатерина II приобрела коллекцию в 225 картин у берлинского купца И.Э. Гоцковского, собранную первоначально для прусского короля Фридриха II. Семилетняя война (1756-1763), принесшая Пруссии поражение, вынудила монарха отказаться от этой дорогой покупки. Поэтому Гоцковский, имевший финансовые обязательства перед русским правительством, предложил Екатерине II приобрести картины в счет его долга. Императрица согласилась, оценив возможность нанести удар по самолюбию прусского короля. Собрание, куда входили полотна фламандских, голландских и итальянских художников XVII и положили основание будущего Императорского Эрмитажа.

В 1765 - 1766 по желанию императрицы Екатерины II, рядом с Зимним дворцом архитектор Фельтен возвел двухэтажный корпус, а в 1767 - 1769 на берегу Невы было построен павильон для уединенного отдыха с парадным залом, несколькими гостиными и оранжереей (арх.Ж.-Б. Валлен-Деламот). Эти два корпуса (Северный и Южный), соединенные расположенным на уровне второго этажа висячим садом, получили название Малый Эрмитаж (от франц. ermitage - место уединения). Для дворца производились закупки за границей крупных частных коллекций: Г. Брюля (1769), А. Кроза (1770), Р. Уолпола (1771), библиотеки Вольтера и Дидро.

В 1771 - 1787 по заказу императрицы Екатерины II рядом с Малым Эрмитажем было построено здание Большого Эрмитажа (арх. Ю.М. Фельтен). В 1792 Джакомо Кваренги пристроил к Большому Эрмитажу корпус, в котором разместились Лоджии Рафаэля - близкое к оригиналу повторение знаменитой галереи папского дворца в Ватикане. Переходная галерея соединила новое здание с Северным павильоном Малого Эрмитажа, а арка через Зимнюю канавку - с театром.

В XIX Эрмитаж продолжал приобретать экспонаты и коллекции: из Мальмезонского дворца в Париже, дворца Барбариго в Венеции и др. В 1825 открыта экспозиция русских художников. В 1852 Эрмитаж открыт для посетителей. После Октябрьской революции уже 30 октября 1917 народный комиссар просвещения в Советском правительстве А.В. Луначарский объявил Зимний дворец и Эрмитаж государственными музеями. Коллекция музея в этот период и увеличилась - за счет национализированных частных собраний, и уменьшилась - некоторые шедевры в 1920 - 1930-х были проданы за рубеж. Во время Великой Отечественной войны значительная часть коллекции была вывезена в Свердловск, в 1945 возвращена в Ленинград.

Эрмитаж сегодня

В Эрмитаже работают 8 научных отделов: (Запада, Востока, истории русской культуры, античного искусства и др.), архив, научная библиотека, реставрационные мастерские, научно-техническая экспертиза и др.).

Эрмитаж проводит художественные выставки, организует научные конференции, издает каталоги, альбомы, путеводители, организует археологические экспедиции и т.д. В 1999 был открыт электронный путеводитель по залам музея. В год музей посещают более 2,5 млн человек.

Официальное названия музея

  • Федеральное учреждение культуры «Государственный Эрмитаж», Государственный Эрмитаж (Россия, 190000, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 34)
  • Директор: Михаил Борисович Пиотровский

Памятные даты Эрмитажа

  • 7 декабря (24 ноября по старому стилю), в день Святой Великомученицы Екатерины, Эрмитаж празднует свой день рождения.
  • 8 декабря - Международный день друзей Эрмитажа

Коллекции Екатерины II продолжали пополнять и другие российские императоры. Но в истории Эрмитажа произошло трагическое событие, едва не уничтожившее все его сокровища: 17 декабря 1837 г. в Зимнем дворце вспыхнул пожар. Пламя уже перекидывалось на здания Эрмитажа. Крышу и стены Малого Эрмитажа поливали водой, а переходы, окна и двери, выходящие на Зимний дворец, наспех закладывали кирпичом.

Пожар бушевал три дня, в конце концов от Зимнего дворца остался лишь каменный остов, но остальные дворцовые постройки уцелели. Уже через год с небольшим Зимний дворец был полностью восстановлен и его залы вновь засверкали прежним великолепием. Именно в это время начали строить и Новый Эрмитаж. Фасады его решено было украсить статуями поэтов и ученых разных времен, а могучие атланты из серого гранита, созданные скульптором А.И. Теребеневым, и по сей день держат на своих плечах балкон.

Новый Эрмитаж был задуман как музей, доступный не только для придворной знати, но и для обыкновенных посетителей. Поэтому в нем поместили картины из других зданий Эрмитажа и произведения, специально отобранные в загородных императорских дворцах, а также найденные на юге России во время археологических раскопок скифские и греческие памятники культуры.

Официальное открытие публичного музея, состоявшееся 5 февраля 1852 г., получилось необыкновенно пышным. В Эрмитажном театре дали спектакль, а прямо в музейных залах был устроен роскошный ужин. Разумеется, первые гости музея были далеко не простыми людьми. Да и в дальнейшем пропуска в Эрмитаж выдавала по рекомендации влиятельных людей специальная контора при министерстве императорского двора. Посетителям надлежало приходить в музей во фраках или парадных военных мундирах.

Свободный доступ в Эрмитаж был открыт только в 1863 г., при императоре Александре II.

К 1914 г. музей посещали уже 180 тысяч человек в год. Ну а в наши дни счет идет на миллионы. Сейчас в Эрмитаж любителей прекрасного привлекает не только богатейшее собрание западноевропейского искусства, одно из лучших в мире, но и ни с чем не сравнимые парадные залы Зимнего дворца, отделанные мрамором, позолотой, самоцветами, - Большой, Малахитовый, Фельдмаршальский, Петровский, Георгиевский…

К Георгиевскому залу примыкает знаменитая Военная галерея, сооруженная в 1826 г.

На ее стенах - 300 с лишним портретов генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 г.

По счастью, во время пожара 1837 г. эти картины, как и другие дворцовые ценности, удалось вынести из огня.

Эрмитаж обойти за один день невозможно. Ведь каждый посетитель кроме картин непременно старается увидеть сооруженные при Екатерине II Лоджии Рафаэля - копию знаменитой галереи в Ватикане, расписанной великим итальянским художником Рафаэлем. Особой славой пользуется и Рыцарский зал, где собраны образцы средневекового оружия и доспехов. В Золотой кладовой Эрмитажа хранятся уникальные изделия ювелиров XVI–XIX вв., а также золотые предметы, найденные археологами в скифских курганах и на месте древнегреческих колоний в Причерноморье.

07.03.2018

Государственный Эрмитаж - художественный музей, расположенный в Санкт-Петербурге.

Один из самых крупных и посещаемых в мире. Его коллекция начиналась с картин, собранных Екатериной Великой, а затем увеличилась в тысячи раз. Сейчас музей занимает не только 5 корпусов на Дворцовой набережной Невы, но и еще несколько исторических зданий города. Какие факты из истории создания и современной жизни Эрмитажа можно считать самыми интересными?

  1. Слово «эрмитаж» - французского происхождения и обозначает «место уединения», «келью». Именно так назывался флигель дворца, где хранила свою небольшую коллекцию Екатерина II.
  2. Также «эрмитажами» называли небольшие увеселительные мероприятия, устраиваемые императрицей именно в этом здании, за что оно и получило название Малого Эрмитажа.
  3. В состав современного музея (главного комплекса на Дворцовой набережной) входят также: Зимний дворец, Большой и Новый Эрмитаж.
  4. Большой Эрмитаж (иногда его называют Старым) специально построили в 1771-1787 годах для размещения дворцовых коллекций, когда те перестали помещаться в залах Малого.
  5. Новый Эрмитаж (1842-1851 гг.) стал самым первым в России зданием, специально построенным для публичного музея.
  6. В 1852 году картины стали доступны для просмотра всем желающим, а раньше галереи могли посещать только избранные, по специальному разрешению.
  7. Гигантские гранитные статуи атлантов на крыльце (портике) у входа в Новый Эрмитаж по проекту не должны были поддерживать свод, эта роль отводилась балкам, которые просто соединялись со статуями. Однако из-за осадки главной части здания и деформаций портика нагрузка приходится и на атлантов тоже.
  8. Первые трещины на телах атлантов заметили в 1909 г., их причиной считают ненадежные грунты в основании здания и, как следствие, подвижки и оседание. В 2010 году было проведено полное обследование статуй самыми современными методами, но проект их спасения от дальнейшего разрушения до сих пор не утвержден.
  9. Коллекционирование картин в XVIII веке и позднее было модным увлечением для императорских домов, а перечень экспонатов часто отражал их личные вкусы и моду. Например, Екатерина II предпочитала работы фламандских, голландских, французских и итальянских мастеров.
  10. Пополнения коллекции происходили не столько за счет единичных приобретений, сколько «крупными партиями», когда приобреталось целое собрание какого-то известного европейского ценителя живописи.
  11. Помимо картин для музея покупались скульптуры, резные камни и даже библиотеки.
  12. После смерти Екатерины самыми активными продолжателями ее дела стали Александр I и Николай I, дополнившие коллекцию множеством ценнейших экспонатов.
  13. В XX веке самые большие поступления в фонды музея происходили в результате национализации собственности после революции.
  14. Во время Великой Отечественной войны в здании располагалось бомбоубежище, а экспонаты эвакуировали за Урал.
  15. Послевоенные трофеи из Берлина выставлялись в Эрмитаже только до 1958 г., после чего были возвращены в ГДР.
  16. Коллекция Эрмитажа не всегда пополнялась, в истории были и потери. В начале 30-х гг. 48 шедевров мирового значения и несколько сотен других ценных экспонатов были заграницу проданы для пополнения государственной казны.
  17. Бриллиантовая комната - коллекция императорских регалий и драгоценностей, собираемая со времен правления Петра I - также была увезена из Эрмитажа, но не в другую страну, а в Алмазный фонд Московского Кремля. Она стала основой для создания этого музея.
  18. Самыми главными произведениями искусства, выставляемыми в Эрмитаже, считаются: «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, «Даная» и «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Кающаяся Мария Магдалина» Тициана, «Дама в голубом» Гейнсборо, «Портрет актрисы Жанны Самари» Ренуара, «Дама в саду» Моне и т.д.
  19. Кроме картин в Эрмитаже можно увидеть знаменитые скульптуры («Вечная весна» Родена), легендарные золотые часы «Павлин», подаренные Екатерине II Потемкиным и до сих пор работающие, египетскую мумию жреца и многое другое.
  20. Всего в коллекции Эрмитажа более 1 млн. экспонатов прикладного и изобразительного искусства, не считая оружия, археологических, нумизматических и других предметов.
  21. У музея есть своя официальная гостиница с роскошными интерьерами и интернет-магазин, где продаются не только сувениры и репродукции, но и оригинальные предметы декора, украшения и т.д.

Современный Эрмитаж - крупный культурный центр, где ведется, в том числе, и научно-исследовательская работа.

У музея есть партнеры по всему миру, проводятся выездные выставки, планируется создание реставрационно-хранительского центра и Музея геральдики в историческом здании Биржи на стрелке Васильевского острова.

17 февраля 1852 года Эрмитаж торжественно открыл свои двери для публики - теперь каждый год его посещает больше трех миллионов человек со всего мира. Расскажем несколько интересных фактов об одном из самых популярных музеев планеты!

В ЭРМИТАЖЕ ОФИЦИАЛЬНО РАБОТАЮТ КОТЫ

Еще в XVIII веке, когда стены Зимнего дворца начали портить крысы, императрица Елизавета Петровна издала «Указ о высылке ко двору котов», согласно которому ей должны были прислать отборных охотников. А Екатерина II пожаловала котам официальный статус: «охранники картинных галерей». Сегодня музей охраняет около 70 котов: их называют «внештатными сотрудниками», каждому выписывают свой паспорт и позволяют передвигаться по всей территории музея, кроме залов. Эти «охранники» - настоящая легенда Эрмитажа: им шлют подарки из разных стран мира, о них пишут статьи и снимают фильмы.

Американка Мэри Эн Эллин, однажды посетившая Эрмитаж с внучкой, даже выпустила детскую книгу, посвященную эрмитажным котам - часть доходов от продаж книги в США была потрачена на уход за животными.

ПОПАСТЬ В ЭРМИТАЖ КОГДА-ТО НЕ МОГ ДАЖЕ ПУШКИН

Эрмитаж возник как частное собрание Екатерины II - после того, как она приобрела коллекцию из 255 работ голландских и фламандских художников. Картины разместили в тихих апартаментах дворца, отсюда и название Эрмитаж (с французского - место уединения, келья, приют отшельника). Коллекция постепенно разрасталась, но вплоть до середины XIX века музей был местом для избранных: посетить его можно было только по специальному пропуску. Даже Александру Пушкину для этого пришлось искать протекцию: помог поэт Жуковский, воспитатель царских детей. Внук Екатерины II, император Николай I, позволил Пушкину посетить Вольтеровскую библиотеку - знаменитое собрание книг философа, читать которые (а уж тем более делать выписки) было строжайше запрещено. Сам Николай I, кстати, тоже любил гулять по музею в одиночестве и даже запретил слугам обращаться к нему в это время по бытовым вопросам. Однако, именно он в 1852 году и сделал музей публичным, и к 1880-му Эрмитаж посещали уже около 50 000 человек в год.

ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ ЭРМИТАЖ БЫЛ БОМБОУБЕЖИЩЕМ

22 июня 1941 года, сразу же после начала Великой Отечественной войны, экспонаты музея начали отправлять в эвакуацию: Леонардо Да Винчи, Рафаэль, Тициан, Рембрандт - работы великих художников упаковывали круглосуточно, сотрудники музея даже спали в залах. Основную часть собрания - около двух миллионов экспонатов - удалось увезти, за остальными присматривали сотрудники уже во время бомбежек. В подвалах Эрмитажа организовали 12 бомбоубежищ: заложили окна кирпичом, навесили железные двери, сколотили топчаны. Здесь жили не только работники музея, но и преподаватели Академии наук, художники (они и зафиксировали атмосферу блокады в своих рисунках), их семьи. Здесь же, под темными сводами, был стационар на 100 коек. А сотрудники музея в перерывах между артобстрелами продолжали вести научную работу: ученый Борис Пиотровский, долгие годы возглавлявший Эрмитаж, написал здесь свою книгу о древнем городе Кармир-Блуре.

В ХРАНИЛИЩАХ ЭРМИТАЖА ЕСТЬ СЕКРЕТНЫЕ ШЕДЕВРЫ

Конечно, рассказы о «бездонных хранилищах» Эрмитажа не имеют отношения к реальности, но периодически публике действительно представляют картины, о существовании которых никто не знал (иногда даже сами сотрудники музея). Так, например, в 60-х картину известного голландского художника Хендрика Голциуса «Вакх, Церера, Венера и Купидон» буквально нашел голландский искусствовед. Он пил чай в подсобке с сотрудниками музея и увидел, что под шкафом валяется какой-то лист. Это оказался холст, приобретенный Екатериной II еще в 1772 году - находку отправили на реставрацию и вернули в экспозицию музея. Говорят, с тех пор каждый сотрудник очень внимательно смотрит по сторонам в надежде найти шедевр. Впрочем, иногда о «секретных» картинах в хранилищах всем известно, но для публики они открываются много лет спустя: в 1995-м году, например, на экспозиции «Неведомые шедевры» представили 74 работы импрессионистов и постимпрессионистов - Ренуара, Мане, Писсарро, Моне, Дега, Ван Гога - все картины были вывезены из Германии еще в 1945 году и с тех пор хранились под замком.

В СТЕНАХ ЭРМИТАЖА ВИДЯТ ОЖИВШИЕ ЭКСПОНАТЫ

Легенды об Эрмитаже - целый пласт в петербургской мифологии: они повествуют о призраках, гуляющих по залам, об оживающих экспонатах и мистических случаях. Одна из самых известных таких историй - о кланяющемся Петре I. По слухам, восковая фигура императора встает, кланяется и указывает посетителям на дверь. Интересно, что внутри куклы действительно есть шарниры, позволяющие ставить ее и сажать в кресло - это и дает большой простор для фантазии. А для тех, кто любит сюжеты пострашнее, есть история про один из экспонатов в зале Древнего Египта - скульптуру львиноголовой богини Сахмет, которая была крайне кровожадной и хотела стереть с земли весь род людской. Один раз в году, якобы в полнолуние, на коленях богини Сахмет появляется красноватая лужа, похожая на лужу крови. Ее замечают только служители, а к моменту появления первого посетителя «кровь» высыхает.

НА ПОЛНЫЙ ОСМОТР ЭРМИТАЖА НУЖНО ПОТРАТИТЬ 11 ЛЕТ

Эрмитаж сегодня - один из самых популярных музеев в мире и самый большой на территории России. В нем - более трех миллионов экспонатов, которые представлены в пяти огромных зданиях. Для того, чтобы хотя бы пройти мимо всех произведений искусства, нужно преодолеть 24 километра. А если проводить у каждого около минуты, на прохождение всех залов потребуется 11 лет: и это при условии, что посетитель будет бывать в музее ежедневно по восемь, а то и десять часов.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ(1)История.

Смотрю на музейные стенды…
Как с памятью время играет!
Живут вечно только легенды,
А истины - все умирают.

А.Швейк

В центре Санкт-Петербурга, на набережной реки Невы, напротив Петропавловской крепости, расположен крупнейший в России музей - Эрмитаж. В его коллекциях хранится около трех миллионов экспонатов - произведений живописи, скульптуры, графики, предметов прикладного искусства, монет, орденов и знаков, образцов оружия, археологических памятников и других ценностей, созданных многими народами мира с древнейших времен до наших дней.

По масштабам и значению коллекций в один ряд с Эрмитажем могут быть поставлены лишь Британский музей в Лондоне и Лувр в Париже. Большой многоплановостью отличаются материалы, сосредоточенные в Эрмитаже.

«В одном ряду культурных ценностей здесь оказываются полотна гениальных живописцев и уникальный фрагмент древней ткани, монументальная скульптура и филигранно тонкие ювелирные изделия, неолитические наскальные изображения и графические листы, памятники древности и современности».

7 декабря 2014 года музею Государственный Эрмитаж исполнилось 250 лет. Основанный российской императрицей Екатериной Второй как частная коллекция предметов европейского искусства, сегодня он по праву входит в число крупнейших художественных музеев мира.

Эрмитаж - это удивительный мир, полный чудес. Коллекции музея всегда привлекали, и продолжают привлекать тысячи людей, разных возрастов и профессий, стран и народов, поколений и мировоззрения. И каждый может найти там то, что необходимо именно его душе. Поистине редкостное единство: коллекций столь высокого уровня, красота архитектурного обрамления, значительность исторических ассоциаций - все это влечет к себе людей, составляя яркую, неповторимую особенность сегодняшнего Эрмитажа.

Начало музею положила коллекция полотен голландских и фламандских художников, приобретенная Екатериной II в 1764-м году у берлинского коммерсанта И. Гоцковского. Сначала картины размещались в тихих апартаментах Зимнего дворца, получивших название «эрмитаж» (в переводе с французского - «место уединения»).

Неизвестный итальянский (?) художник, по рисунку М. И. Махаева. Вид Зимнего дворца. 1750-е годы

Затем коллекция стала активно пополняться, в том числе и за счет подарков российским самодержцам от иностранных правителей. Одновременно с этим каждый российский император привносил в коллекцию Эрмитажа что-то свое. Так, увлеченный военным делом Николай I оставил после себя 600 картин с изображением батальных сцен. В годы его правления, в 1826 году, была создана знаменитая Военная галерея 1812 года.

Впервые для публики музей был открыт в 1852 году - когда состоялось открытие Нового Эрмитажа, одного из пяти связанных друг с другом зданий на Дворцовой набережной, построенных по проекту баварского архитектора Лео фон Кленце (1784-1864).

Главный вход с Дворцовой площади через арки Зимнего дворца. Вечерний вид

К тому времени в Эрмитаже уже имелись богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, Азии, русской культуры VIII-XIX веков. К началу XIX века в музее хранились уже тысячи полотен.

Судьба Эрмитажа неотделима от истории России. В ХХ веке на долю Эрмитажа выпало немало испытаний. Однако его бесценные коллекции не столько пострадали в годы революций и войн, сколько от «распродажи» экспонатов за границу в советское время. Сотрудники музея, как могли, препятствовали этому, за что многие из них были репрессированы.

Современный Государственный Эрмитаж занимает шесть величественных зданий, расположенных вдоль набережной Невы в самом центре Санкт-Петербурга. «Ядро» Эрмитажа - Зимний дворец, построенный по проекту архитектора Бартоломео Растрелли в 1762г.

Музейный фонд Государственного Эрмитажа насчитывает более трех миллионов экспонатов. Среди жемчужин его коллекции — «Диптих» Робера Кампена, «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Женский портрет» Корреджо, «Даная» и «Св. Себастьян» Тициана, «Лютнист» Караваджо, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Дама в голубом» Гейнсборо.


Руководит Государственным Эрмитажем вот уже 22 года выдающийся искусствовед, профессор Михаил Борисович Пиотровский. Под его началом Эрмитаж разработал новую концепцию развития. Музей активно применяет цифровые технологии, привлекая молодую аудиторию.

Открываются филиалы Эрмитажа в России и за рубежом. Музей уже представлен в Амстердаме (Нидерланды), в России - в Казани и в Выборге, где регулярно проводятся выставки и временные экспозиции. Готовятся к открытию филиалы в Омске, Калининграде, Владивостоке и Барселоне (Испания).

Bartolini-Fiducia in Dio

Nymph with a Scorpion
Так, умело сочетая в работе традиции и современность, Государственный Эрмитаж неизменно имеет огромный успех у поклонников искусства всех возрастов и национальностей. И грядущий юбилей еще больше подчеркнет лидирующий статус Эрмитажа в музейном сообществе России.

За два с половиной столетия в Государственном Музее Эрмитаже собрана одна из крупнейших коллекций произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. Сегодня, при помощи современных технологий музей создает свой цифровой автопортрет, который смогут увидеть во всем мире.


Датой основания Эрмитажа считается 1764 год, когда императрица Екатерина II приобрела большую коллекцию западноевропейской живописи.

Коллекции Эрмитажа:

— Первобытная культура - коллекция памятников древних и раннесредневековых культур насчитывает почти 2 млн. единиц хранения и является одной из первоклассных и крупнейших в России. Она составлена из археологических памятников, обнаруженных на территории России с XVIII века до настоящего времени, относящихся к эпохам от палеолита до эпохи железа, от периода становления человека до ранних государственных образований.

Mazzuoli-Death of Adonis

— Культура и искусство античного мира - коллекция античных древностей в Эрмитаже насчитывает свыше 106,000 памятников, представляющих культуру и искусство Древней Греции, Древнего Рима, античных колоний Северного Причерноморья. Самые ранние из них восходят к III тыс. до н.э., самые поздние датируются IV в. н.э. Далеко за пределами России известны богатейшее собрание греческих и италийских расписных ваз, в состав которого входят 15 000 экземпляров, памятники культуры Этрурии. Первоклассная коллекция античных гемм (резных камней) - инталий и камей - включает около 10 000 памятников и не имеет себе равных в мире.


— Западноевропейское искусство - среди художественных сокровищ Эрмитажа особо выделяется коллекция западноевропейского искусства, насчитывающая около 600 000 экспонатов и являющаяся одной из лучших в мире. Постоянные выставки занимают 120 залов музея и располагаются в 4-х зданиях. Коллекция отражает все этапы развития западноевропейского искусства от средних веков до нашего времени. В собрании сосредоточены произведения выдающихся художников Англии, Германии, Голландии, Испании, Италии, Фландрии, Франции и других стран Западной Европы. Наряду с живописными полотнами и скульптурами в нем хранятся разнообразные произведения прикладного искусства, рисунки и гравюры. Последние, согласно международным правилам экспонируются только на временных выставках.

— Арсенал - коллекция Арсенала Эрмитажа насчитывает более 15 тысяч предметов русского, западноевропейского и восточного оружия и дает исчерпывающую картину развития оружейного искусства с эпохи раннего средневековья до начала XX века. По количеству и широте подбора экспонатов она является самой большой в России и одной из лучших в мире.

— Культура и искусство Востока - около 180 тысяч экспонатов, среди которых произведения живописи, скульптуры, прикладного искусства, в том числе ювелирного, предметы культа и быта древних народов, образцы письменности, - дают яркое представление о богатейшем культурном наследии Востока со времени возникновения древних цивилизаций до наших дней. Экспозиции, занимающие более 50 залов, знакомят с коллекциями памятников культуры и искусства Древнего Египта, Месопотамии, Средней Азии, Кавказа, Византии, стран Ближнего и Дальнего Востока, Индии.


— Русская культура - собрание Русского отдела Эрмитажа, насчитывающее свыше 300 тысяч экспонатов, отражает тысячелетнюю историю России. Духовный мир и образ жизни человека Древней Руси воссоздают иконы и произведения художественного ремесла. Эпоха грандиозных преобразований предстает перед нами в памятниках времени Петра Великого.


— Нумизматика - по количеству единиц хранения фонды отдела нумизматики составляют более трети материалов музея. Нумизматическая коллекция Эрмитажа давно заслужила славу одной из крупнейших в нашей стране.

Основную часть нумизматического собрания составляют монеты: античные (около 120 000), восточные (свыше 220 000), русские (около 300 000) и западные (около 360 000). В состав нумизматической коллекции также входят памятные медали (около 75 000), ордена, наградные знаки и медали, значки (около 50 000) и разнообразные сфрагистические материалы (печати, оттиски).


— Галерея драгоценностей - на постоянной экспозиции «Золотая кладовая. (Евразия, Античное Причерноморье, Восток)» представлено около полутора тысяч золотых изделий (c VII в. до н.э. по XIX в.) из ценнейшего собрания музея, получившего еще при Екатерине Великой название Галереи драгоценностей.


— Дворец Петра I - постоянная экспозиция «Зимний дворец Петра I» открылась в Эрмитаже в 1992 году. Она знакомит с уникальным архитектурно- мемориальным памятником первой четверти ХVIII в.

серебряный саркофаг для мощей Александра Невского

— Дворец Меньшикова - основная экспозиция: «Культура России первой трети XVIII в.». Дворец князя Александра Даниловича Меншикова, первого губернатора Санкт-Петербурга, был заложен на Васильевском острове в 1710 году.

Главный штаб - в 1993 году Государственному Музею Эрмитажу было передано восточное крыло здания Главного штаба, в котором разместились некоторые экспозиции музея.

— Залы Эрмитажа в Сомерсет Хаусе (Лондон, Великобритания) - постоянно меняющиеся экспозиции, например, «Французский рисунок и живопись из собрания Эрмитажа: от Пуссена до Пикассо»: 75 рисунков и 8 картин - шедевры французских мастеров XVI-XX вв. из собрания Государственного Музея Эрмитаж.


Государственный музей Эрмитаж не только сохраняет и изучает культурное наследие человечества, но и развивает многообразные направления его художественного творчества.

Эрмитаж - это не просто музей, это сама история, сама красота и само величие Искусства в его все историческом и вселенском масштабе. «Музей - это не механическая сумма инвентарных номеров, это нечто вроде эпической поэмы, к которой приложили руку многие поколения».


Сомов А. И.,—. Эрмитаж Императорский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Варшавский С.,Юлий Исаакович|.

Эрмитаж, 1764—1939: Очерки из истории Государственного Эрмитажа / Под ред. акад. И. А. Орбели; Отв. ред. П. Я. Канн; Художник А. А. Ушин. — Л.: Гос. изд-во «Искусство», 1939. — 252 с

В Эрмитаже более трёх миллионов экспонатов, и чтобы остановиться у каждого из них хотя бы на минуту, потребуются годы. Поэтому посетители выбирают что-то своё любимое. Один из самых любимых экспонатов - часы «Павлин». Смотрители в залах рассказывают, что юные посетители частенько оговариваются: спрашивая, как пройти в Павильонный зал, называют его Павлинным.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Сегодня рядом с клеткой «Павлина» стоит большой монитор, на котором непрерывно прокручивается видеоролик, показывающий механизм в работе. Сначала экскурсанты разглядывают самого «Павлина», фотографируются на его фоне, пытаются найти циферблат часов, а потом долго и с интересом смотрят на монитор и записывают на мобильные телефоны видео с экрана.

«Павлина» заводят для публики один раз в неделю, по средам, в 19.00 (в этот день Эрмитаж работает до 21 часа). Заводить часы необходимо не только для того, чтобы развлечь посетителей, но прежде всего для контроля за работоспособностью механизмов.

Часы «Павлин» были изготовлены в XVIII веке. В это время в Европе, в частности в Англии, был чрезвычайно популярен стиль шинуазри (по-русски - китайщина) и в моде были китайские товары: шёлк, фарфор, цветные лаки. Каждый год за ними снаряжались караваны судов, которые, обогнув Европу, Африку, Индию, доплывали до китайского порта Кантон (сегодня это Гуанчжоу) - единственного доступного в ту пору европейцам.

Торговать с Китаем было непросто. Он считал себя «центром вселенной» и демонстрировал Европе свою полную независимость и самодостаточность - ему не нужны были ни английские сукна, ни изделия из металла, никакие другие европейские товары. В результате суда, идущие «за три моря», были заполнены в основном балластом и расплачиваться приходилось не товарами, а чистым серебром. Европейцам это было невыгодно.

Так продолжалось до тех пор, пока китайский император не увидел европейские механические часы с музыкой. Они произвели на него сильнейшее впечатление. Такого здесь ещё не было. В Китае часы назвали «самозвенящими колоколами», поскольку самым поразительным оказалась не прозаическая способность измерять время (китайская система времяисчисления отличалась от европейской), а именно «механическая жизнь» - удивительное, парадоксальное, невиданное доселе проявление свойств живого в неживом.

А что любо императору - жизненно необходимо всем придворным. В Англии срочно наладили производство роскошных часов-игрушек, заводных музыкально-анимационных автоматов, призванных поразить воображение сочетанием «восточной пышности с западной гениальностью». И фирма Джеймса Кокса, которому приписывают авторство эрмитажного «Павлина», - один из основных поставщиков этого необычного товара. Конечно, организация подобного бизнеса - дело затратное, хлопотное и рискованное. Ведь прибыли, сколь велика бы она ни была, приходилось ждать минимум два года плюс превратности долгих путешествий и непредсказуемость реакции покупателя. Джеймс Кокс как глава фирмы занимался тем, что набирал кредиты, нанимал мастеров, разрабатывал дизайн, организовывал производство, договаривался с купцами и перевозчиками, формировал партии товара. Провожал корабли со своим необычным товаром. И ждал.

Период успешной торговли «самозвенящими колоколами» продолжался недолго, около 20 лет (а для Кокса - ещё короче, с 1766 по 1772 год). Рынок насытился, и корабли стали возвращаться с нераспроданными часами. В 1778 году Кокс обанкротился. К этому времени коллекция китайского императора составила около пяти тысяч удивительных механизмов, практически не имевших прямых аналогов. Впоследствии, в результате бурных событий китайской истории (войны, народные восстания, иностранная оккупация), б?льшая часть этой коллекции погибла, а некоторые её экспонаты вернулись в Европу в качестве военных трофеев. Но и сегодня в Пекине, в музеях Запретного Города, в император-ской коллекции находятся около двух тысяч часов и музыкальных механизмов.

В собрании Эрмитажа сохранилось несколько часов работы Джеймса Кокса. Среди них двое настольных с музыкальными механизмами (на снимках слева). Весьма характерны для Кокса многофигурные, многоярусные и разномасштабные композиции, в которых собственно часам отводится отнюдь не главная роль. Скорее, это сверкающие, немного аляповатые украшения интерьера, дорогие и нарядные игрушки для взрослых и одновременно - статусный символ («смотри, что у меня есть»). Сочетание броской внешности, сложной анимации и музыкального сопровождения должно было поразить зрителя, вызвать у него детское ощущение чуда. Например, в часах с носорогом, когда играет музыка, одновременно вращаются букеты по углам, лучи со змейками на восьмиконечной звезде и кружится диск со стразами вокруг циферблата.

Собственно, и часы «Павлин» несут те же функции - это механическая диковина, драгоценный курьёз, гигантская игрушка, поражающая гостей неожиданным спектаклем, в ходе которого оживают неподвижные фигуры металлических птиц в натуральную величину.

Можно сказать, что именно масштабностью наш «Павлин» и выделяется: он самый большой из сохранившихся автоматов XVIII века и одновременно самый сохранившийся среди больших.

Хотя в архивах нет прямых указаний на авторство Джеймса Кокса, всё же имеются описания двух удивительно похожих объектов. Это механические «Павлины», упоминаемые в каталогах выставки, которую Кокс организовал в Дублине в 1774 году. Описания многословные, но очень интересные:

«Номер шесть. ПАВЛИН. По размерам полностью соответствует оригиналу, с которого скопирован с максимальной точностью. Из меди, обильно вызолочен, позолота разных цветов. Все перья изготовлены по отдельности, имеют соответствующий рельеф и постепенно уменьшаются от хвоста к голове. Плюмаж замечательно отформован и тщательно отделан; это же можно сказать про голову, грудь и крылья. Их перья прикреплены к механическим элементам, которые связаны одним общим приводом, находящимся в теле птицы.

Павлин стоит на дубовом пне, сделанном из меди... Кора дерева тщательно проработана и обильно вызолочена... Сверху находится змея длиной шесть футов, выполненная с непостижимой прелестью, и каждая чешуйка её замечательно прочеканена; змея позолочена и, выглядя, как массивное золото, [двигается] самым естественным образом, так что голова её проходит между ног Павлина и нацеливается в грудь птице. Эта змея связана с механизмом, находящимся в теле Павлина, который не просто поднимает и раздвигает перья, но воздымает их абсолютно реалистично, вплоть до мельчайшего пёрышка, и с величайшей равномерностью, одновременно должным образом оживают и крылья. Голова и шея также двигаются в нескольких направлениях, клюв открывается и закрывается настолько натурально, что это не может не вызвать восхищения.

Движения змеи заставляют Павлина сложить хвост, перья и шею с поразительной точностью; всё так тщательно сбалансировано и уравновешено, что не только сохраняется фигура птицы, но и перья хвоста, необыкновенно изящные и длинные, сохраняют форму в любом положении, не гнутся и не цепляются друг за друга на протяжении всего подъёма. Мастер, создавший это чудо... сконструировал все части так искусно, что на поверхности не видно ни единого винтика. Ноги Павлина - из стали и золота, не толще, чем следует из пропорции к туловищу птицы, и надёжно поддерживают тяжеловесный механизм.

Дерево, на котором стоит Павлин... имеет три ветви, выкованные из меди с предельной натуралистичностью и в разных местах как бы обрезанные или обломанные. Три большие ветви выше разделяются на пятьдесят малых, с прекрасной ажурной зеленью и золотыми желудями. Земля, на которой стоит дуб, - из богато вызолоченной меди, овальной формы, размером около шести футов в длину. Поверх земли - тыквенная плеть, усыпанная листьями, побегами... и плодами, скопированными с природы; с одной стороны - дубовый сук, отлитый из латуни и позолоченный; окрас листьев соответствует опавшим, увядшим и высохшим веткам. На этой стороне поверхности земли, как бы вылезая из неё, прямо под Павлином - большая змея бронзированной меди; она вытянулась в прямую линию и смотрит вверх, в сторону змеи на дереве, а хвост её виден с другой стороны и опирается на ветки дуба. Поверхность земли украшена также рептилиями из литой бронзы. Снаружи она окружена камнями и мхом, выполненными из литой латуни, не только позолоченной, но и усеянной камнями рубинового цвета; эта внешняя граница отполирована и позолочена, а между ней и основным устройством - замечательная рамка зелёного цвета... Описываемый предмет стоит на восьмиугольной платформе красного сафьяна, под величественным четырёхугольным павильоном, поддерживаемым белыми с золотом колоннами.

На каждой стороне [павильона] - ажурные панели из листьев; белые с золотом стойки и перекладины панелей богато украшены, и по периметру всё окружено цельным голубым занавесом, бахрома и кисти фестонами свешиваются с каждой стойки, охватывая предмет и представляя его зрителю. От стойки к стойке идёт роскошный карниз, поддерживающий великолепный купол, накрывающий всё полностью и соответствующий по роскоши и конструктивному устройству остальным частям павильона. Наверху расположены золочёные розы, а по центру купола - большая античная урна, прекрасно вырезанная и обильно позолоченная...»

«Номер восемь (пара к № 6). Так тщательно исполнен, что каждое движение... и каждая деталь этого великолепного произведения совершенно зеркальны первому [павлину] и вместе составляют пару, в соответствии с китайскими вкусами».

Подобно эрмитажному «Павлину», дублинские двигали головой и крыльями, распускали хвост; на поверхности основания, окружённого литым бронзовым кольцом с крупными стразами, так же как и у нас, лежали сучья, листья и тыквы, а ствол имел три крупных сука и массу мелких веточек с листьями и желудями. Однако само основание дублинских «Павлинов» не круглое, а овальное; часы, петух и сова отсутствовали, а вместо них имелись две змеи, атакующие «Павлина».

Можно предположить, что один из дублинских «Павлинов» и попал в Петербург (после существенной модернизации). Другой же «Павлин» проходил на аукционе 1792 года в Лондоне (с заявленной стоимостью 2000?), где распродавались остатки товаров Кокса со складов в Кантоне. Он имел следующее описание:

«Лот 29. Великолепный Павлин, изготовленный мистером Юри, который, для получения максимального сходства, купил и содержал такую птицу... Хвост Павлина сконструирован так искусно, что он поднимается и расправляется самым естественным образом; Павлин стоит на дубе, также скопированном с натуры; всё обильно вызолочено».

Отметим, что «Павлин» здесь уже один, без пары, и про змей также ничего не говорится.

Мистер Юри - это тот самый Фредерик Юри, которому Екатерина II, по рекомендации князя Потёмкина, выплатила в 1781 году 11 тысяч рублей «за привезённые из Англии часы». Эта же цифра прозвучала в 1792 году при составлении реестра мебели Конногвардейского дома (Таврического дворца) после смерти Потёмкина: «Дуб бронзовой работы, покрытый птицами, механическое движение имеющими, цена 11 тысяч рублей». Сумма эта эквивалентна 1800?, то есть близка к стоимости «Павлина» в Кантоне.

Примечательно, что в лондонской страховой ведомости за 1780 год Фредерик Юри назван не часовщиком, но «изготовителем часовых машин», то есть механизмов для автоматов. Это объясняет тот факт, что именно он, человек, который досконально был знаком с устройством часов, привёз их в Петербург. Скорее всего, для лучшей сохранности часы были привезены в разобранном состоянии. Значит, кто, как не автор, должен был здесь их собрать, настроить и продемонстрировать работу заказчику!

Вероятно, Джеймс Кокс, как глава фирмы, осуществлял общее руководство и финансирование проекта, возможно - общий замысел изделия, но не конструирование и изготовление.

Хотя считается, что Потёмкин купил часы для императрицы (причём за её деньги), но «Павлин» не покидал дворца князя до самой его смерти. Возможно, потому, что без квалифицированного присмотра такие сложные устройства быстро приходят в негодность, а значит, дарить уже нечего - и Кулибин писал в том же 1792-м: «...оная машина находилась в разных местах несколько лет разобранная... на многие мелкие части...». В самом Эрмитаже ситуация повторилась: в течение только ХХ века «Павлина» ремонтировали несколько раз, и лишь когда в 1994 году в музее была создана Часовая лаборатория, ситуация стабилизировалась и «Павлин» стал работать бесперебойно. Здесь, как в медицине, профилактика целесообразнее лечения.

Изучение других работ, подписанных Коксом, позволяет заключить, что использование в новом изделии узлов и деталей, изготовленных ранее, было нормальной практикой. Так и с «Павлином»: рассматривая вблизи его составляющие, нетрудно увидеть, что и «Петух», и «Сова», и часовой механизм конструктивно полностью автономны и до «воссоединения» с «Павлином», скорее всего, представляли собой самостоятельные экспонаты. Да, сегодня они последовательно взаимодействуют между собой: часовой механизм в конце каждого часа запускает механизм «Совы», тот через полторы минуты - механизм «Павлина», а последний - механизм «Петуха». Эта связь осуществляется посредством системы длинных дополнительных рычагов. Но, в принципе, каждый из механизмов можно вынуть (и он будет вполне работоспособен), а оставшиеся связать в единую систему. Кстати, и сегодня каждую из птиц можно запустить самостоятельно - на поверхности «земли» есть соответствующие ручки-грибки.

Можно предположить, что «Сова», «Петух» и часовой механизм были добавлены по желанию нового заказчика, Потёмкина, к одному из дублинских «Павлинов» (вероятно, уже лишившемуся змей, как и его кантонский близнец) для получения наиболее впечатляющего зрелища. К тому же часовой механизм, с одной стороны, каждые пятнадцать минут оглашал помещение мелодичным перезвоном колокольчиков, с другой - обеспечивал автоматический запуск механизмов движения птиц, что выглядело ещё эффектнее.

Здесь уместно заметить, что часовой механизм «Павлина», несмотря на необычную компоновку и ротационный циферблат, по кинематике и устройству полностью соответствует традиционному английскому механизму настольных часов с боем и музыкой, к тому же и мелодия для перезвона четвертей использована весьма популярная - Whittington chimes. Такие механизмы имеют, практически без исключения, восьмидневный завод (то есть неделя плюс запасной день). А вот у механизмов движения птиц, которые должны срабатывать каждый час, как кукушка в настенных часах, завода пружин хватает примерно на 8-10 циклов. То есть изначально и не предполагалась их непрерывная работа (да и кто будет ими любоваться, например, ночью?), но этого было достаточно, скажем, для званого вечера. Отработали - и стоят до следующей оказии, так-то целее будут: нагрузки в птичьих механизмах очень большие. К тому же, в отличие от часов, конструкции которых совершенствовались веками, эти сложные автоматы практически каждый раз были «ездой в незнаемое», с неизбежными в такой ситуации «детскими болезнями» - мелкими недоработками, резко снижавшими жизнеспособность системы. Поэтому эпизодический характер их работы существенно уменьшал, а точнее, оттягивал вероятность поломки.

Другое дело - часы: как никакой другой механизм, они должны идти круглосуточно, неделя за неделей, год за годом. А какие-то - и век за веком.

То, что заказчиком доработок «Павлина» был именно европеец (читай - Потёмкин), лишний раз убеждает европейская символика добавленных птиц: сова - спутник Минервы/Афины, петух - символ Христа. А в Китае бы ни за что не приняли ожившую сову, сова для них - дурной знак, символ смерти.

Помимо птиц (для размещения их «подземных» механизмов и понадобилось, видимо, скруглить основание) в композицию часов добавились три белочки. Одна из них, самая крупная, под клеткой «Совы», держит в руках золочёный жёлудь и является источником постоянных вопросов: «А что, белка сломалась? Почему не грызёт орешки?». И сама собой в голову закрадывается мысль, что камер-юнкер Пушкин видел в Зимнем дворце «Павлина» и грызущая орешки белочка появилась в «Сказке о царе Салтане» после знакомства поэта со знаменитыми часами.

Бело-золотой павильон дублинского «Павлина» в Петербург, видимо, не приехал. Вместо него в 1851 году местной фирме «Николас и Плинке» заказали застеклённый футляр из позолоченного дерева - тот, что мы видим и сегодня. А круглый барабан, обтянутый малиновым бархатом, и восьмигранная подставка под позолоченным футляром изготовлены уже в советское время. И уж совсем недавно, примерно в 1998-2000 годах, появились внутренняя подсветка и микрофончик перед «Петухом».

Часовой механизм часов «Павлин» работает постоянно, а фигуры птиц приходят в движение только один раз, в среду: их автоматический запуск отключён, чтобы сберечь древние механизмы. И каждый раз глаза юных посетителей Эрмитажа, заранее пришедших в Павильонный зал, горят восторгом - ведь в наше время виртуальных чудес всё меньше «честной и чистой механики».

Для иллюстрирования статьи использованы фотографии М. П. Гурьева, П.С. Деми-
дова, Ю.А. Молодковца, С.В. Суетовой, В.С. Те-
ребенина, Л.Г. Хейфеца.

© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2014.




Top