В каких городах театральные институты. Рейтинг театральных вузов

Актер - это не просто профессия, это мечта, призвание, иногда это вся жизнь. Кто из девочек, смотря любимые фильмы, не мечтал стать актрисой? Ведь это так романтично: гастроли, съемки, репетиции. Самое сладкое - это слава и популярность: идти по улице, а тебя все узнают и просят автограф, чтобы видеть себя не только в зеркале, но и на большом экране. Но стать актером совсем непросто, для этого нужно обладать огромным талантом и пройти все испытания. Актер - это постоянная работа над собой, над своим голосом, над своим телом, а самое главное, над своей душой.

Актер Александр Петров бросил экономический факультет и поступил в РАТИ-ГИТИС


Топ лучших театральных вузов

Исторически сложилось, что актерскому мастерству едут учиться абитуриенты России в две столицы. Большинство современных актеров - выпускники театральных вузов Москвы и Санкт-Петербурга. Уже с апреля можно наблюдать большие очереди вокруг актерских школ, где толпятся девушки и юноши из разных городов нашей страны Они приехали, чтобы поступить в лучшие театральные институты России:

  1. , Москва. Это крупнейший театральный вуз не только в России, но и в Европе. Изначально он был создан как Музыкально-драматическая школа в 1878 году.
  2. Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина при Малом театре России, Москва. «Щепка» - старейшее высшее театральное учебное заведение, которое было основано аж в 1809 году по указу императора Александра Первого.
  3. Столичный при театре им. Вахтангова, Москва. «Щука» был образован как театральный кружок при МХТ для углубленного изучения системы Станиславского.
  4. , Москва, он же ВГИК - для тех, кто мечтает о красной ковровой дорожке. ВГИК был основан в 1919 году как первая в мире государственная школа кинематографии.
  5. , Москва. Была основана в 1943 году Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко.
  6. . Университет был основана в 1918 году по постановлению А.В. Луначарского как Школа актерского мастерства и до сих пор пользуется популярностью среди поступающих.
  7. . Он был основан в 1918 году как Высший институт фотографии и фототехники, а с 1931 года стал Ленинградским институтом киноинженеров.
  8. , Екатеринбург. Это единственный театральный вуз на Урале.
  9. , Новосибирск. Изначально он был основан как театральное училище в 1960 году и в 2003 преобразован в театральный институт.

Для того чтобы овладеть профессией актера, необязательно ехать в столицу, где абитуриентов много, а места ограничены. В других городах России, таких как Ярославль, Смоленск, Уфа, Хабаровск тоже есть театральные вузы, куда намного проще попасть. Но как разобраться в качестве малого вуза? Разбираемся.

Самый лучший в мире Шерлок Холмс Василий Ливанов - один из выпускников «Щуки»


Как выбрать театральный вуз

Если вы с детства мечтали о славе и популярности, то стоит внимательно отнестись к выбору театрального вуза или института искусств. Следует выбирать по следующим критериям:

  • Программы подготовки. Театральные вузы - это не только актеры, это еще и режиссёры, сценаристы и пр. Выбирайте университет по факультету, на который вы собираетесь поступать, и по конкурсу в каждом из этих вузов.
  • Статус вуза. Театральный вуз может быть государственный или негосударственный . В почете больше государственные. Уровень образования там выше и трудоустроиться после них реальнее.
  • Конкурс на место. Как мы уже выяснили, большой популярностью пользуются столичные вузы. Но конкурс там выше и попасть туда сложнее. К тому же в региональных вузах группы меньше, и каждый студент имеет больше возможностей на непосредственное общение с преподавателем для обучения театральному мастерству.

Мы рекомендуем подавать документы и готовиться к поступлению сразу в несколько университетов и на несколько программ - у вас есть право подать документы в 5 вузов по 3 программы в каждом. Так у вас будет больше шансов поступить на бюджет в театральный вуз. Готовиться нужно начинать заранее, например, записаться в театральный кружок - талант взращивается годами!

Данила Козловский окончил Российский государственный институт сценических искусств в Санкт-Петербурге


Какие артистические специальности есть

Артистические специальности не ограничиваются актерским мастерством. На самом деле, театральных профессий немало:

Специальность Срок обучения Профессия
52.03.05 Театроведение 4 года Журналист, Продюсер, Арт-менеджер, Искусствовед, Театральный критик, Театровед
52.05.01 Актерское искусство 4 года Актер музыкального театра, Артист драматического театра и кино, Артист эстрады, Радио- и Телеведущий, Хореограф
55.05.04 Продюсерство 5 лет Игровой продюсер, ИТ-продюсер, Кинопродюсер, Линейный продюсер, Музыкальный продюсер, Режиссер, Телепродюсер
52.05.03 Сценография 5 лет Гример, Декоратор, Дизайнер одежды, Искусствовед, Культуролог Специалист по театрально-декорационному искусству, Театровед, Художник по костюмам, Художник-постановщик
52.03.06 Драматургия 4 года Драматург, Журналист, Кинодраматург, Литературный критик, Литературный редактор, Писатель, Продюсер, Радиоведущий, Сценарист, Телеведущий
52.05.02 Режиссура театра 5 лет Актёр, Кинорежиссер, Музыкальный журналист, Музыкальный критик, Музыкальный редактор, Организатор массовых, мероприятий, Продюсер, Режиссер театра, Режиссер эстрады, Телережиссер
55.05.01 Режиссура кино и телевидения 5 лет Арт-менеджер, Ведущий радио и телевидения, Кинокритик, Кинорежиссер, Продюсер, Режиссер анимации, Режиссер Интернет-программ, Режиссер мультимедиа-программ, Режиссер-постановщик, Сценарист, Телережиссер
55.05.05 Киноведение 5 лет Искусствовед, Киновед, Кинодраматург, Кинокритик, Кинорежиссер, Литературовед, Редактор журналов, книг и передач о кино, Сценарист, Сценограф
55.05.03 Кинооператорство 5 лет Видео оператор, Кинооператор, Монтажер, Оператор-постановщик, Режиссер монтажа, Телеоператор

Звезда сериала «Интерны» Кристина Асмус - выпускница Щепкинского училища


Как поступать в театральный вуз

Для поступления в театральный институт мало получить высокий балл по ЕГЭ, необходимо подготовиться к ДВИ. Это творческое испытание, во время которого абитуриент должен продемонстрировать свои таланты. Бо́льшая часть успеха при поступлении зависит от этого этапа. Поразить жюри достаточно сложно. Недостаточно выучить стих наизусть.

Желательно начинать готовиться заранее, сразу как только приняли решение стать звездой. Запишитесь в театральный кружок или студию. Если вы хотите покорить эстраду, начните заниматься вокалом с преподавателем, учитесь танцевать. Все это вам пригодится для успешного прохождения этого этапа. Вид ДВИ зависит от факультета, на который вы хотите поступать.

В качестве творческого испытания могут быть:

  • Чтение монолога, стиха, басни
  • Актерское мастерство
  • Исполнение песни
  • Танец

Пример творческого испытания в Санкт-Петербургский государственный институт культуры:

Многие стараются произвести впечатление на комиссию и совершают следующие ошибки при поступлении в театральный институт :

  1. Попытка произвести «правильное» впечатление . Среди студентов и абитуентов ходят разные сплетни о том, как понравится приёмной комиссии - внешность, образы, манеры. И абитуриенты стараются выглядеть как можно оригинальнее доходя до эпатажа. Это самая распространенная ошибка. На просмотрах недостаточно (и не нужно) запомниться розовыми волосами, надо показать свой талант и умение вжиться в образ.
  2. Неправильно выбранный образ . Если вам 19 лет и вы выбираете себе образ умудренного старика, то это будет ошибкой. Лучше всего выбирать себе героя одного с вами возраста и пола, для перевоплощения вам не потребуется прилагать много усилий, и у вас будет больше шансов успешно пройти это испытание.
  3. Не успеть вжиться в роль . Многие пытаются отыграть определенного героя и «задавить» эмоциями, которые они на самом деле не испытывают. Попробуйте представить, как бы вы действовали на месте героя, какие бы эмоции испытывали.
  4. Выбирать учебное заведение, а не мастера . Если вы хотите стать профессионалом своего дела, то в первую очередь определите, какой наставник вам ближе по духу - своим творчеством, опытом и просто по-человечески. Решите для себя, какой мастер лучше всего сможет раскрыть ваш талант.
  5. Отказаться от мечты . Да, поступить в заветный театральный вуз - это непростая задача. Для этого нужно очень много работать. Но не нужно настраиваться на провал изначально. Просто делайте все, что в ваших силах, а остальное в любом случае от вас не зависит, поэтому и переживать лишний раз не стоит. Можно пробовать еще и еще. Многие известные актеры поступили в театральное училище не с первого раза.

Еще больше информации об ошибках при поступлении вы сможете узнать из этого видео:

Как увеличить свои шансы попасть в театральный вуз? Как мы уже говорили, начинайте готовиться заранее:

  • Много репетировать. Актерский труд - это тяжелая работа и часы репетиций с небольшими перерывами.
  • Воспитывать в себе харизму. Заурядные личности никому не интересны, учитесь раскрывать все грани своей личности.
  • Читать много художественной литературы. Классика поможет вам прочувствовать героев тех времен.
  • В интернете много роликов по актерскому мастерству. Подпишитесь на каналы и узнавайте что-нибудь новое каждый день.
  • Ходите в театры и перенимайте опыт профессиональных актеров. Это пригодится вам при поступлении.
  • Подпишитесь на группу вашего любимого театрального вуза ВКонтакте, следите за новостями, там тоже можно узнать много полезного.

© В. Богданов / РИА Новости

Желающие учиться на актера пробуются нередко во все театральные вузы - Щепкинское училище, Щукинское училище, Школу-студию МХАТ и РАТИ/ГИТИС (и даже в один нетеатральный ВГИК). Большинству неважно куда - лишь бы взяли. Среднестатистический абитуриент понятия не имеет о том, куда он поступает и чем одна школа отличается от другой. Поэтому, уже стоя под заветной дверью, делятся слухами, более или менее фантастическими. Больше всего мифов на тему того, в каком вузе на что смотрят. В цене любые подробности: «все зависит от типажа»; «во ВГИК могут взять даже 25-летних, а в театральные вузы берут молоденьких»; «во МХАТе нужны мальчики»; «ГИТИС и Щука - школы более игровые»; «Щука похожа на цирк: здесь нужно выкинуть какой-нибудь номер»; «а ГИТИС как большая психбольница»; «во МХАТ в этом году набирает Рыжаков: ходят слухи, что на прослушивании мальчишек просят читать рэп».

В Щепке, как утверждают, приветствуется определенный типаж: статные русские парни богатырского телосложения и благовоспитанные девицы с косой и высоким голосом. Студентка актерско-режиссерского курса ГИТИСа рассказывает, что в период учебы в Щепке играла одних только бабушек с Урала, потому что щепкинская школа ориентирована на амплуа и внешность решает все. Студенты Школы-студии МХАТ полагают, что в ГИТИСе легче получить скидку на фактуру: «Во МХАТе меня никогда, ни разу не просили предъявить характерность, а в ГИТИСе мне сразу сказали: “Почитай как пьяная”». А сами гитисовцы говорят обратное: «У нас педагоги не подгоняют тебя под готовую схему, а пытаются разглядеть твою индивидуальность и идти от нее. В ГИТИСе смотрят на твой внутренний мир, а в Щуке - на внешность». Про то, какую именно внешность ценят в Щуке, показания расходятся с точностью до наоборот. Кто говорит, что сюда берут однотипных красавцев и красавиц, из года в год одних и тех же: высоких, темноволосых и «героичных». А кто - что в Щуке любят смешных, чудных, этаких дурачков, и чем моложе, тем лучше. Ректор Щукинского училища Евгений Князев уверяет: «Бывает, к нам поступают те, которые не проходят никуда: роста маленького и голос не такой - а мы находим в них какую-то индивидуальность».

Школа-студия МХАТ - вуз, наиболее открытый новым веяниям. Студенты тут чувствуют себя на хорошем счету, уверенно говорят о своих перспективах и легко идут на сравнение с другими театральными школами: «В Щуке больше внимания уделяют движению, но там у студентов слишком много свободного времени: актеры учатся полтора часа в день - это на третьем-то курсе! А у нас свободной минуты нет. Занятия по мастерству проходят два раза в день, утром и вечером, иногда приходится готовить по два этюда сразу. А в ГИТИСе занятия мастерством три раза в неделю - ну как это может быть?»

© Сергей Пятаков / РИА Новости

Щепкинское училище лидирует в первую очередь в обеспечении безопасности. На вахте ГИТИСа я набрала номер деканата актерского факультета, представилась, и меня сразу пропустили. В Щуке охранник сам вызвался вылавливать мне актеров в толпе абитуриентов. А охрану Школы-студии МХАТ я и вовсе миновала незамеченной. Щепкинское училище было первой (и, признаться, единственной) школой, в которой с меня потребовали официальное письмо на имя ректора и служебный пропуск, удостоверяющий право задавать вопросы студентам и абитуриентам Высшего театрального училища (института) им. М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России. Это была первая традиция, с которой я столкнулась, едва переступив порог старейшей театральной школы.

От новых веяний студентов тут охраняют примерно так же рьяно. Воспитывают в духе патриотизма. Щепкинцы в разговоре со мной не стеснялись пафоса и возвышенных слов: Щепка хранит классические традиции, а традиции - это хорошо; классику уловить сложнее, чем современность; театр всегда был отражением социальной жизни; ставить пьесы нужно как написано; театр должен отсеивать пошлость; любое действие должно быть психологически оправданно; все должно быть по-настоящему, как в жизни. Спрашиваю: «Какой спектакль из последних понравился, запомнился? В каком театре?» - «В Малом. Последний потрясающий спектакль - “Пиковая дама”… Не помню, чья постановка».

И если вы поставили перед собой цель приобщится к этому невероятному миру искусства - честь вам и хвала. В нашем мире искусство необходимо - и те, кто несёт его в массы, на самом деле вовсе не купаются в романтике, а совершают адский труд. Но главное - эти люди, вероятно, более других преданы своей профессии. Те, кто идёт в театр, кино или балет ради денег - обычно не добиваются ничего. Потому что стать актёром способен только человек, бесконечно преданный этому миру - и не зря десятки великих актёров умирали прямо на сцене. Вы всё ещё не передумали стать актёром или режиссёром? Тогда дерзайте - и некоторые из вас обязательно станут новыми Мироновыми, Машковами, Абдуловыми или Янковскими.

Специальности

Специальностей в этой сфере насчитывается несколько десятков - и из театральных ВУЗов страны выходят новоиспечённые актёры и режиссёры, дирижёры и искусствоведы, дизайнеры и журналисты, художники и музыканты, певцы и танцоры, дикторы и ведущие, книговеды и критики.

Однако наиболее популярными по-прежнему остаются практически одни и те же профессии - хотя, под влиянием времени, их начинают «разбавлять» и исключительно современные. Составлять рейтинг самых востребованных профессий театральных высших учебных заведений - дело довольно сложное, но всё же, более-менее объективный ТОП-5 составить можно. И в него войдут:

  • театра, кино и эстрады (пожалуй, вечная профессия №1 в этой сфере). Втайне стать героями новых «Аватаров» и «Гладиаторов» мечтают все.
  • (картина та же). Мечта о карьере и славе если не Спилберга - то как минимум Михалкова.
  • Музыкальные продюсеры (веяние более нового времени - 100 лет назад такой профессии просто не существовало).
  • Дикторы телевидения (вот он - ещё один путь к известности и узнаваемости).
  • Танцоры (и танцовщицы).

Где получить театральное образование

Получить его можно в одном из 8 театральных училищ, 9 академий, 23 институтов, 10 театральных центров и 10 школ-студий. Причём некоторые из вполне справедливо считаются одними из лучших в мире - чего не скажешь о российских «вышах» других направлений (ведь даже знаменитый российский МГУ далеко не всегда попадает в первую полусотню). Именно эти, элитные высшие театральные учебные заведения и составляют нашу гордость и славу, и ТОП-5 среди них можно смело отдать:

  1. (на данный момент, по отзывам специалистов, главному собранию молодых российских театральных талантов);
  2. ГИТИСу - , готовящей на своих 8 факультетах выпускников практически по всем топовым специальностям и являющейся крупнейшим театральным ВУЗом Европы;
  3. «Щепке» - ;
  4. « » - аналогичному высшему театральному, но уже имени Щукина;
  5. и, наконец, - Всероссийскому институту кинематографии.

Дипломы этой пятёрки ВУЗов не просто признаются за рубежом - но и являются признаком высшего класса мастерства.

Широко известны также московский «Останкино» - институт Телевидения и Радиовещания («альма-матер» всех дикторов и ведущих), московская Государственная Консерватория и Дагестанский институт дизайна и прикладного искусства. А также Центр Образования «Монотон» для молодых гениев, московский госуниверситет Культуры и Искусств и московское ГУЦЕИ - готовящее в первую очередь артистов цирка.

Программы обучение театральных ВУЗов, согласно ФГОС-3, разумеется, отличаются друг от друга в связи с достаточно значительными расхождениями в профессиях актёра театра и, например, гримёра. Тем не менее базовый курс театрального исполнительного искусства и теории и истории искусств преподаётся практически всюду. Кроме того, в программы этих специфических ВУЗов входят занятия по художественному слову, ритмике, танцам, вокалу, живописи, ораторскому искусству и т.д.

Формы обучения

Отличие форм обучения от аналогичных в других ВУЗах заключается в том, что ни очно-заочная (вечерняя), ни дистанционные формы в них не практикуется. Кроме того, в них чрезвычайно мало бюджетных мест, а во многих их школах-студиях и академиях их нет вовсе. В остальном же существенных отличий от форм обучения в ВУЗах других отраслей в театральных не наблюдается.

Второе высшее

Для многих деятелей искусства (особенно актёров) получение второго высшего образования (чаще всего режиссёрского) - обычное дело. Возможности его получения ничем не отличаются от таких же для получения первого - с той лишь разницей, что бюджетники здесь отсутствуют.

Институты актерского мастерства США хорошо известны за пределами Штатов. В рейтинге университетов, специализирующихся на обучении исполнительским видам искусств от QS World University Rankings 2016, первое место занимает именно американское учебное заведение - The Juilliard School. А выпускники театральных вузов США блистают на лучших подмостках мира и покоряют ковровые дорожки международных кинофестивалей, прославляя имена своих альма-матер.

Программы актерского образования в США

Студенты, выбравшие в качестве основного направления своей учебы театр, изучают самые разные аспекты драматического искусства - начиная от дизайна костюма, заканчивая актуальными тенденциями в современном театре. Не остаются в стороне и другие медиа: студенты могут целенаправленно готовиться к актерской или режиссерской карьере в кино и на телевидении.

Степень, которую получают будущие актеры, режиссеры и сценаристы по завершению обучения в университете называется Bachelor of Arts (BA) или Bachelor of Fine Arts (BFA). Некоторые вузы предлагают также магистерские программы - Master of Fine Arts.

Надо сказать, что изучать актерское мастерство или историю театра можно не только в институтах актерского мастерства. Подобные программы предлагают многие гуманитарные колледжи. Однако на рынке труда во всех странах мира выше всего ценятся именно дипломы специализированных школ.

Лучшие университеты актерского мастерства в США

The Juilliard School, Нью-Йорк

The Juilliard School много лет удерживает звание лучшего учебного заведения мира, обучающего будущих актеров, музыкантов, танцоров. В 2016 году школа в очередной раз возглавила глобальный рейтинг университетов, специализирующихся на обучении исполнительским видам искусств , от QS World University Rankings.

Yale School of Drama, Нью-Хейвен

Yale School of Drama занимает в указанном выше рейтинге 25-ю позицию. В школе есть программы по всем театральным специальностям: актерское мастерство, дизайн костюма, дизайн освещения, дизайн звука, режиссура, драматургия и драматическая критика, театральный менеджмент и др. В копилке учебного заведения больше бродвейских постановок и номинаций на Tony Award, чем у любой другой театральной школы Америки.

Tisch School of the Arts, Нью-Йорк

Tisch School of the Arts готовит не только театральных актеров. В списке программ школы фигурируют также такие курсы как игра в кино и на телевидении. Среди персон, связанных с Tisch, множество знаменитых кино- и театральных актеров, режиссеров, драматургов и продюсеров: Энн Хэтуэй, Вуди Аллен, Мартин Скорсезе, Оливер Стоун, Дебра Мессинг и др.

UCLA, Лос-Анджелес

В отличие от многих других учебных заведений в рейтинге, UCLA не является театральным вузом. Однако университетские программы подготовки актеров, танцоров, режиссеров уверенно конкурируют с аналогичными курсами в специализированных вузах. Многие выпускники UCLA сегодня работают на Бродвее и в Голливуде.

Также в Топ-25 попали такие американские учебные заведения как 25 UC San Diego, The Old Globe & University of San Diego Shiley Graduate Theatre Program, Columbia, A.R.T. at Harvard, CalArts, Rutgers, Carnegie Mellon, American Conservatory Theater, DePaul, University of Washington, UC Irvine, USC School of Dramatic Arts, Brown, Boston University, University of North Carolina, University of Wisconsin, Actors Studio Drama School at Pace University.

Стоимость обучения в университетах актерского мастерства в США

Обучение в престижном театральном вузе в Америке стоит немалых денег. Например, год учебы в Yale School of Drama обойдется в сумму порядка 30 000 долларов. На учебные материалы, проживание и питание придется потратить еще около 20 000 долларов в год.

При этом многие американские вузы не прочь оплатить (полностью или частично) учебу талантливым студентам. В том же Yale School of Drama максимальный размер стипендии достигает 35 500 долларов.

Как правило, стипендии присуждают на основании академических успехов студента, портфолио работ, включающего фото-, видео- и другого формата материалы и/или прослушивания.

Pace University , занявший в рейтинге The Hollywood Reporter 25-ю позицию, тесно сотрудничает с Фондом Кевина Спейси, который выделяет стипендии для студентов театрального отделения.

Размер финансовой помощи составляет 10 000 долларов в год - четверть от общей стоимости обучения в Actors Studio Drama School. Ежегодно стипендию присуждают 7 выдающимся студентам, выбравшим специализацию в следующих областях: актерское мастерство, театр, музыкальный театр, режиссура, театральное/кинопроизводство.

Московские театральные вузы являются заветной целью для тысяч абитуриентов со всей страны, а конкурсам в эти учебные заведения могут позавидовать даже МГИМО и МГУ. Давайте попробуем понять, в какой театральный институт Москвы лучше подавать документы.

Крупнейший:

ГИТИС, основанный в 1878 году, является крупнейшим театральным вузом не только России, но и Европы в целом. Здесь готовят актёров (для драматических, музыкальных и эстрадных театров), режиссёров, театроведов, балетмейстеров, продюсеров и сценографов. Актёров выпускают четыре факультета ГИТИСа: актёрский, режиссёрский, эстрады и музыкального театра. Причём только в этом театральном вузе Москвы совместное обучение режиссёров и актёров проходит на постоянной основе. И именно знаменитые актёрско-режиссёрские мастерские делают ГИТИС привлекательным для многих абитуриентов. Однако некоторые студенты жалуются, что в вузе великолепно преподают режиссуру, но мало развивают в них актёрские способности.

Важно отметить, что ГИТИС, в отличие от остальных театральных вузов Москвы, не «приписан» ни к одному театру. В этом учебном заведении нет и не может быть единой актёрской школы. Границы, порой фундаментальные, проходят между факультетами и мастерскими, которые возглавляют художественные руководители и режиссёры крупных московских театров.

Престижный:

Школа-студия МХАТ является самым молодым (основан в 1943 году) и открытым новым течениям классическим театральным вузом Москвы. Студенты здесь уверенно говорят о будущем и чувствуют себя нужными. В отличие от других театральных мастерских, студентов здесь загружают на 100%: занятия по актёрскому мастерству проходят ежедневно утром и вечером, порой приходится готовить сразу по два этюда. Преподаватели Школы-студии полагают, что у актёра должно быть что-то в душе. Что-то, что он сможет отдать своему зрителю. Поэтому здесь много времени уделяют общению, формированию гражданской позиции и разговорам о смысле вещей.

В программу для прослушивания часто рекомендуют включать современных авторов, например, Виктора Пелевина, Евгения Гришковца или Людмилу Улицкую. Однако радикальность нововведений Школы-студии всё-таки имеет пределы, о которых можно понять, прочитав объявление, висящее на заветных для будущих актёров стенах: «Вход в пляжной обуви и шортах в Школу-студию МХАТ категорически воспрещён».

В Школе-студии существует три факультета: актёрский, продюсерский и факультет сценографии и театральных технологий.

Для нестандартных:

На Щуку, как в народе называют театральный институт им. Щукина, основанный в 1914 году, стоит обратить внимание абитуриентам с типичной актёрской внешностью - высоким темноволосым красавицам и красавцам. Однако ректор данного театрального института Москвы - Евгений Князев - заверяет, что к ним часто поступают абитуриенты, которые не смогли пройти в другие вузы: маленького роста и с нестандартным голосом, поскольку в Щуке могут найти в таких людях индивидуальность. В институте есть два факультета: актёрский и режиссёрский.

Консервативный:

Щепка является старейшим театральным вузом Москвы, история которого восходит к театральному училищу, учрежденному в 1809 году. И, как это и положено старейшему, Щепкинское училище является ревностным хранителем классических традиций. Пьесы здесь ставят так, как написано, отбрасывая любую возможную пошлость. При наборе студентов преподаватели вуза также придерживаются определённого типажа: предпочтение здесь отдают статным русским богатырям и благовоспитанным девушкам с длинными косами и высоким голосом.

За время учёбы студент Щепки, в отличие от вузов, где педагоги набирают собственные мастерские, обучаются у всех преподавателей. Подготовка ведётся только по направлению «Актёрское искусство».

Кинематографический:

ВГИК, основанный в 1919 году, является Меккой для абитуриентов, мечтающих купаться в лучах славы. Ведь в наши дни сделать по-настоящему известным могут только кино и телевидение. Именно на этих двух сферах ВГИК и специализируется.

Нелишне заметить, что в отличие от сугубо театральных вузов Москвы, куда набирают только очень молодых студентов, в Институт кинематографии могут зачислить даже в 25 лет. Кроме того, ВГИК является единственной в стране киношколой с собственной киностудией, в которой возможно снимать учебные фильмы всех существующих жанров.

Для людей с ограниченными физическими возможностями:

ГСИИ, основанный в 1991 году, на сегодняшний день является единственным в мире вузом, который даёт возможность студентам с ограниченными физическими возможностями получить высшее театральное и музыкальное образование. За 4 года на актёрском факультете можно получить диплом по специальности «Актёрское искусство».

ВУЗ Факультет Количество бюджетных мест Количество «контрактных» мест Сумма баллов ЕГЭ самого слабого зачисленного
Российский университет театрального искусства Актёрский 58
(из них 4 для целевого приёма)
288 63 233 198 900
-//- Режиссёрский 514 476 198 900
-//- Музыкального театра 357 247 198 900
-//- Эстрады 316 213 198 900
Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова Актёрский 17 276 8 209 161 779
Школа-студия (институт) им. В.И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А.П. Чехова Актёрский 23 нет данных - нет данных 235 000
Театральный институт им. Бориса Щукина при ГАТ им. Евгения Вахтангова Актёрский 30 нет данных - нет данных 210 000
Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина (институт) при ГАМТР Актёрский 25 374 - 271 160 000
Государственный специализированный институт искусств Театральный 8 114 - - -

Кроме того, стать актёром можно и после негосударственного театрального вуза. В Москве таких учебных заведений 9. Но прежде чем подавать документы в подобные вузы, задумайтесь, много ли актёров, окончивших коммерческий театральный вуз, вам известно.

ВУЗ Факультет Количество мест Сумма баллов по ЕГЭ самого слабого зачисленного Стоимость обучения (руб. в год)
Институт гуманитарного образования и информационных технологий Театрального искусства не ограничено 200 125 000
Институт русского театра - не ограничено 68 (2 предмета) 130 000
Институт современного искусства Актёрский 30 131 138 710 (135 850 при оплате до 1 июля)
Институт театрального искусства им. П.М. Ершова - не ограничено - 134 700
Международный славянский институт Актёрский 40 - 142 400
Институт современного управления, кино и телевидения Творческих профессий и сценических искусств не ограничено 68 (2 предмета) 120 000
Московский гуманитарный университет Философии, культуры и искусства 20 128 118 000
Московская академия образования Натальи Нестеровой Кино и телевидения не ограничено 168 90 000
Международный гуманитарно-лингвистический институт Театра и кино не ограничено 150 (3 предмета) 85 000

Окончательное решение всегда остаётся за абитуриентом. Однако студенты театральных вузов Москвы дают своим будущим коллегам один хороший совет: «Будьте собой! Не подстраивайтесь и не пытайтесь понравиться - всё равно не угадаете, кому что нравится».

Вероника Гебриаль

кандидат социологических наук




Top