В ю свиридова литературное чтение. УМК «Литературное чтение

Литературное чтение. 3 класс. В 2 ч. Свиридова В.Ю.

С.: 2013; Ч.1 - 192с., Ч.2 - 192с.

Учебник 3 класса продолжает работу по развитию читательской компетентности учащихся, мотивирует обращение к книге. Он нацелен на формирование нравственно-эстетического опыта и воспитание литературного и художественного вкуса младших школьников, на развитие чтения как базового учебного действия, составляющего основу других универсальных учебных действий, в том числе работы с информацией. В учебнике реализуется деятельностный подход, который позволяет ученикам освоить позицию исследователя, учиться понимать специфику художественного текста, различие народных и авторских произведений, особенности разных видов искусства.

Часть 1.

Формат: pdf

Размер: 11,6 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Часть 2.

Формат: pdf

Размер: 11,7 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Часть 1.
Ю. П. Мориц. 1 сентября 3
Глава 1. Вступаем в неизведанный мир 5
Сотворение мира (Из греческих мифов) 7
Калевала (Отрывок) 9
Яичко (Русская народная сказка) 12
Дом, который построил Джек
(Из английской народной поэзии) 15
М.Я. Бородицкая. Убежало молоко 18
Ясень Иггдрасиль (Из скандинавской мифологии) 21
Загадки 23
Петушок - золотой гребешок и жерновцы (Русская народная сказка) 24
Сивка-бурка (Русская народная сказка) 31
Загадки 41
Хаврошечка (Русская народная сказка) 42
Г. М. Новицкая. Берёза 49
И.А. Бунин. Всё лес и лес 49
Ф. И. Тютчев. Полдень 50
Н. Н. Носов. Шурик у дедушки 51
М.В. Исаковский. Попрощаться с тёплым летом 61
Глава 2. В единой семье всего живого 63
Боги-олимпийцы (Из греческих мифов) 65
Прометей 70
В. А. Жуковский. «Родного неба милый свет...» 74
А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...» 74
Боги древних славян
Земля со дна океана (Легенда) /о
Мороз, Солнце и Ветер (Русская народная сказка)
А. Н. Майков. Колыбельная песня »2
М. В. Исаковский. Ветер
А.С. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч...» Кд
А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях (В сокращении) 84
А. А. Фет. «Глубь небес опять ясна...» 9о
М.Ю. Лермонтов. «На севере диком стоит одиноко...»
С. Г. Козлов. Такое дерево
Г.Я. Снегирёв. Чудесная лодка
А.А. Фет. «Летний вечер тих и ясен...» 1U5
Е.А. Евтушенко. «Заря у клёна на руках...»
С. Г. Козлов. Как поймать облако iut>
С.А. Есенин. С добрым утром! iX1
Глава 3. Открываем мир заново ИЗ
Мать Сыра Земля (Из славянских мифов)
Похищение Персефоны (Из греческихмифов)
Небесные великаны (Сказание) 11У
Заклички
К. Г. Паустовский. Прощание с летом (Отрывок) 126
А. С. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя...»
Ф.И. Тютчев. «Чародейкою Зимою...» 127
Хитрая лиса (Корякская сказка) 128
Д. Н. Мамин-Сибиряк. Серая Шейка (В сокращении) 130
М.Д. Яснов. Мы и птицы 145
Э.Э. Мошковская. Зяблик согрелся 146
С.Я. Маршак. «Воробьи по проводам...» 147
П. П. Бажов. Серебряное копытце 147
А. А. Фет. «Чудная картина...» 160
М.Ю. Лермонтов. «Горные вершины...» 161
Н.И. Рыленков. «Всё в тающей дымке 162
Словарь 165
Картинная галерея 171

Часть 2
Глава 4. Времена, когда звери говорили 3
Почему звери друг от друга отличаются (Нанайская сказка) 4
Отчего у зайца длинные уши (Мансийская сказка) \. 6
Медведь и бурундук (Нивхская сказка) 8
П. Н. Барто. Зимние гости 13
Р. Киплинг. Отчего у Верблюда горб 14
И. И. Акимушкин. Обезьяньи носы 2\
И. И. Акимушкин. Броненосцы 22
Тим Собакин. Две коровы и коровка 24
Считалки 25
К. Г. Паустовский. Стальное колечко 26
И.А. Бунин. Родник 38
Ю. И. Ковал ь. Тузик 39
Ю.И. Коваль. Висячий мостик 40
Ю.И. Коваль. Тучка и галки 42
А. А. Фет. Весенний дождь 43
С.Я. Маршак. Ландыш 44
Н. Н. Матвеева. Солнечный зайчик 45
В.Ю. Драгунский. Красный шарик в синем небе (Отрывок) 46
Глава 5. Всмотрись в мир своей души 49
Прометей с Эпиметеем лепят смертных из глины (Из древнегреческого мифа) 50
Н.Н. Матвеева. Девочка и пластилин 52
И.А. Крылов. Ворона и Лисица 53
И.А. Крылов. Лисица и Виноград 55
Эзоп. Ворон и лисица 56
Эзоп. Лисица и виноград 57
Г В Михалков. Ьараны
У страха глаза велики (Русская народная сказка)
В.М. Гаршин. Лягушка-путешественница (В сокращении)
фрагмент «Панчатантры»
К Г Паустовский. Кот Ворюга "(С небольшими сокращениями)
И М. Пивоварова. Плохие сны u
» В.В. Голявкин. Был не крайний случаи 80
Глава 6. Пересоздаём мир в творчестве 83
Орфей и Эвридика (Из древнегреческого мифа) 92
М.Я. Бородицкая. Художник д2
Ю.И. Коваль. Соловьи
Б. В. Заходер. Что такое стихи?
К.Д. Бальмонт. Трудно Фее
К.Д. Бальмонт. Гномы
Г.Х. Андерсен. Дюймовочка (С небольшими сокращениями)
;. Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями (Отрывок)
И М Пришвин. Разговор деревьев М".Я." Бородицкая. В гостях у лесника 137
Глава 7. Без тебя мир неполный
Девкалион и Пирра (Потоп) (Из древнегреческого мифа)
Н А. Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы.. 141
Ю.Н. Кушак. Подарок в день рождения.... 145
М.Я. Бородицкая. Котенок 14б
И.С. Тургенев. Воробей
Н.Г. Гарин-Михайловский. Тема и Жучка (Отрывок из повести «Детство Темы») . . 148
Э.Э. Мошковская. Нужен он 1о0
В.Ю. Драгунский. Девочка на шаре lbl
С А. Махотин. В тридцатом веке 1" ^
Словарь
Картинная галерея

Транскрипт

2 Литературное чтение (автор В. Ю. Свиридова) Пояснительная записка Школьные предметы художественного цикла отличаются от других предметов своими целями, средствами и методами их преподавания. Главная цель этого цикла развитие эстетического сознания, то есть создание у школьника такого образа действительности, который соотнесен с идеалами прекрасного. Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней жизни человека, обогатить духовно, нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове. В связи с этим система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования: - развитие личности школьника, его творческих способностей; - сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; - воспитание духовности, нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру. Одним из приоритетных направлений стандартов второго поколения выступает формирование нравственного сознания школьников, личностное освоение ими духовно-нравственных ценностей человечества, носителем которых являются культура и искусство. Прикосновение к литературе и искусству способствует развитию духовно-нравственных представлений, формированию эстетических понятий, становлению личности ребенка. Формирование нравственного сознания начинающего читателя происходит преимущественно через приобщение его к миру духовно-нравственных и эстетических ценностей, эмоциональное принятие и осознание этих ценностей, содержащихся в художественных произведениях, а главное - через возрастание общей гуманистической и эстетической культуры личности. Итогом работы по курсу литературного чтения может стать воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к окружающим людям, природе, животным), живущей «по законам красоты» (Л.Н. Толстой). В процессе общения с художественной литературой и искусством ученики знакомятся с общечеловеческими ценностями, с системой духовно-нравственных представлений человека, учатся соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами. Изучение произведений классиков отечественной детской литературы приобщает учащихся к культурному наследию народов России, приучает размышлять об истории своей Родины, сегодняшнем дне и будущем страны. Так постепенно будет формироваться гражданская идентичность, чувство гордости за свою Родину, ее народ и историю. Нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся происходит в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу, в ходе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста.

3 Цель курса литературного чтения - воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности. Начальное образование как самоценный и значимый этап в развитии человека закладывает основы для реализации этой цели. Грамотный читатель владеет техникой чтения, знает, что читать, ориентируется в широком мире литературы (ему присуще «жанровое ожидание», у него имеется общее представление о творческом почерке разных писателей и поэтов), и знает, как читать (обладает умением адекватно понять произведение), опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, развитые эстетические чувства. Достижению этой цели способствует организованное в процессе обучения осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества. В основе данного курса лежит единый методологический подход - изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики - художественной образности. Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа - это то общее, что характеризует разные виды искусства: литературу, живопись, музыку, скульптуру, архитектуру, театр, кино. Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенок должен соприкоснуться с разными видами искусства. Общность всех видов искусства - в способности художника воображать, фантазировать, создавать не понятия, а образы. Ведется постепенное осознание существенных признаков понятия «художественный образ», формируется общее представление об этом понятии как определяющем для понимания особенностей литературного творчества: в произведении явления действительности предстают перед читателем пропущенными через призму восприятия художника, картина мира насыщена его чувствами и отношением к изображаемому. Школьник учится полноценно воспринимать художественную литературу как особый вид искусства. Важно, чтобы ученик начальной школы эмоционально отзывался на прочитанное, пробовал высказать свою точку зрения и при этом учился уважать мнение собеседника. Общение с литературой поможет ему осознать себя и как читателя, и как человека, расширит культурный кругозор, мотивирует его обращение к художественным произведениям в дальнейшей жизни. В процессе изучения курса литературного чтения ученик приобретет первичные умения работы с текстами разного вида и содержания, с учебной и научно-популярной литературой, будет учиться находить и использовать информацию для практической работы. В результате школьник получит возможность осознать значимость систематического чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим учебным предметам. Задачами курса литературного чтения, построенного на сформулированных выше основах и ориентированного на требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, являются: 1) расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовнонравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле; 2) развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; расширение представления детей о российской истории и культуре;

4 3) создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями и их практического использования; 4) воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем учебным предметам; 5) развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятии (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывания на свободную тему). Решение этих задач предполагает постоянное расширение читательского кругозора. Перед учеником должна развернуться широкая картина видов и жанров литературы, произведений разного эмоционального наполнения, разнообразие сюжетов, характеров и отношений героев, а также многообразие художественных средств создания образа. Приобщение детей к искусству литературы требует особой методики, не разрушающей процесс восприятия и понимания художественного произведения. Важно работать с текстом деликатно, не прямолинейно, не «в лоб», а бережно поддерживая ростки эмоционального отношения к прочитанному. Совместное наслаждение от литературных открытий, удовольствие от проникновения в глубинный смысл произведения поможет «заразить» ученика интересом к чтению. Работа с текстом, содержание которой отражено в программе, предусматривает: 1) принципиальную целостность художественного образа, важность, незаменимость каждого художественного элемента; целостное эмоциональное впечатление, оказываемое произведением при восприятии; 2) возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения художественного образа; возможность различной аналитической интерпретации деталей художественного произведения; 3) необходимость сочетания понятийного отношения к прочитанному (различать явления литературы) и эмоционального (сопереживать); при этом ведущую роль играют чувства как основа интереса к чтению (наслаждение красотой слова и удовольствие ученика от своего растущего умения понимать ее). Читательская компетентность, культура восприятия литературы основывается на понимании образной природы художественного текста и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий. Курс нацеливает не на заучивание терминов, а на уяснение с их помощью специфики литературы. Литературоведческими понятиями учащиеся пользуются практически, как инструментами, помогающими понять художественный смысл произведения. Реализация данной программы, разработанной в соответствии с новыми образовательными стандартами, носит системнодеятельностный характер, направлена на формирование не только предметных, но и личностных, метапредметных, а именно регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы

5 В сфере личностных УУД создаются условия для того, чтобы в соответствии с требованиями ФГОС «искусство и литература осознавались как значимая сфера жизни, нравственный и эстетический ориентир». Произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею красоты, ценности и хрупкости мира, чтобы воспитать ценностное отношение к природе, окружающей среде, к культуре и искусству. Важно научить воспринимать прекрасное: и в природе, и в сфере человеческих чувств, и в пространстве культурных ценностей, и в истории Отечества. Тексты, вопросы, задания к прочитанному показывают школьнику, как важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир - мир природы, людей и искусства, мир чувств. Содержание курса «Литературное чтение» создает особые условия для развития познавательных УУД, поскольку школьники овладевают основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, учатся выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстовых). При этом в процессе деятельности учащиеся осваивают широкий спектр логических действий, операций, приемов решения учебных задач, учатся воспринимать и анализировать не только тексты, но и внетекстовые компоненты, использовать знаково-символические средства и модели. Большое внимание уделяется овладению навыками работы с информацией - как в учебнике (дополнительные элементы учебника, приложения и пр.), так и вне его содержания - в справочной литературе. Школьники учатся использовать ресурсы библиотек, осуществлять поиск информации в сети Интернет; записывать, фиксировать ее с помощью инструментов ИКТ. Движение в освоении этих навыков идет в сторону расширения сферы интересов детей. Вырабатывается умение учащихся ориентироваться в большом текстовом массиве, этому служит ряд специальных заданий, выполняя которые школьники вынуждены находить информацию, постоянно возвращаться к уже прочитанным текстам с новыми задачами и на новых основаниях. Эти возвраты к уже прочитанному имеют несколько целей: с одной стороны, это прием, позволяющий школьникам удерживать и пополнять поле литературных текстов. С другой стороны, этот прием помогает формировать умение работать с учебником, книгой (умение найти нужное место в уже прочитанной книге, умение листать и бегло просматривать уже изученный текст). При этом развивается умение сравнивать: школьники постоянно ставятся перед задачей сопоставления художественных произведений разных времен и народов, произведений разных авторов на одну тему, произведений одного автора на разные темы, разрешая возникающие эстетические и нравственные коллизии, тем самым продвигаясь в литературном развитии и в общем развитии в целом. В сфере предметных учебных действий особое внимание уделяется различным видам речевой и читательской деятельности, таким как аудирование (слушание), чтение вслух и чтение про себя, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменного общения). Прививается понимание разного типа информации в научном (понятие) и художественном тексте (образ). От общего представления о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных - через их сравнение ученик-читатель продвигается к умению поразному работать с художественными, научно-популярными, учебными и другими текстами. Формируется библиографическая культура учащихся. На уроках литературного чтения задачи развития речи и обучение детей навыку чтения имеют предметный и метапредметные уровни и решаются комплексно: работа над техникой и выразительностью чтения связана воедино со смысловым анализом текста, творческой речевой деятельностью ученика.

6 Навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения вырабатывается при размышлении над особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания с различными целями. Вопросы и задания составлены таким образом, что ученик несколько раз перечитывает текст произведения, решая познавательную задачу: перечитай с определенной интонацией, в разном темпе, найди завязку и развязку истории. Литературный анализ текста помогает углубить понимание его смысла, позволяет понять, так ли мы его читаем, почему мы читаем именно так, а не иначе. Подбор текстов разного вида, жанра, стиля позволяет применять разные словесные и несловесные средства чтения: модуляцию речи, паузы, логическое ударение, тембр и темп чтения, мимику, жесты. Вопросы и задания к текстам направлены на мотивацию перечитывания: прочитай с разной интонацией, в разном темпе, меняя места пауз и логических ударений, с различной громкостью, с разным настроением - все эти задания помогают подобрать наиболее точную манеру чтения соответственно особенностям текста. Отрабатывается выразительное осмысленное чтение целыми словами с осознанным выбором интонации; практикуется чтение по ролям, чтение наизусть, драматизация произведений; развивается навык устного и письменного высказывания по образцу, с опорой на картинку и в свободной форме. Наблюдение за художественными особенностями текста связывает понимание литературы с навыком осознанного чтения. Дети читают, выражая то, что открыли и поняли в произведении. Курс направлен также на воспитание умения осуществлять творческую деятельность, решать творческие задачи, импровизировать, инсценировать, разыгрывать воображаемые ситуации. Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном высказывании на свободную тему (сочинение), в выражении собственного отношения к прочитанному (пропедевтика работы в жанре отзыва), в формулировке основного смысла прочитанного (пропедевтика работы в жанре аннотации). При решении задачи развития речевой деятельности собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, стихов, рассказов) занимает особое место как один из наиболее эффективных способов проникновения в тайны художественного образа и развития воображения. На уроках литературного чтения уделяется внимание воспитанию чувства юмора как показателя развития интеллекта, а также коммуникативной компетентности ученика. Чувство юмора уберегает читателя от однозначной и категоричной оценки литературного произведения, прививает осознание того, что возможны и другие мнения. Оно присуще и самому тону учебников (принципиально неакадемичный стиль, теплое обращение к юному читателю, подбадривание его в сложных ситуациях; игра, вовлекающая школьника в деятельность исследователя), размывает жесткую дистанцию, которая существует между учителем и учеником, уравнивает их в позиции читателя, создает атмосферу творческой свободы. Воплощению авторской концепции курса способствует ряд структурных элементов учебника: «Лента времени» и «Словарь» (с 1 класса), страницы режима дня (1 класс), «Твой год» (2 класс), «Картинная галерея» (3 и 4 классы). В курсе «Литературное чтение» актуализируются межпредметные связи с такими курсами, как «Русский язык», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство». Так, программа 1 класса предполагает плавный переход от «Азбуки» к учебному предмету «Литературное чтение». Интеграция с русским языком прослеживается как на уровне усвоения общих понятий, так и на уровне понимания смысла текста, его анализа, собственного сочинения. Знакомясь с разделом «Картинная галерея», школьники обращаются к обсуждаемым эстетическим и этическим проблема на материале изобразительного искусства. Учащиеся получают представление о связи литературы с

7 музыкой (например, в главе учебника для 2 класса «Завязка, тайны искусства...»). Это делает все обсуждаемые проблемы общими для всей художественной культуры. В учебниках с 1 по 4 класс заложена единая логика развития мысли и познания. Место учебного предмета в учебном плане: всего на изучение предмета в начальной школе выделяется 448 ч, из них в 1 классе 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель), во 2 классе 136 ч (4 ч в неделю, 34 рабочие недели), в 3 классе 136 часов (4 часа в неделю, 34 рабочие недели), в 4 классе 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели). На уроках литературного чтения в 1 классе продолжается работа по развитию навыка чтения, начатая в азбучный период. Учащиеся приобщаются к работе с книгой, овладевают умением понимать содержание прочитанного и работать с текстами разного типа. Основное внимание уделяется формированию интуитивного понимания специфики художественного образа на основе практического сравнения литературы художественной и научной. На материале произведений трех основных жанров (рассказ, сказка, стихотворение) учащиеся знакомятся с простейшими средствами выражения авторского отношения к изображаемому. Во 2 классе программа предусматривает дальнейшее формирование отношения к литературе как к искусству, включение литературы в ряд других видов искусства на основе практического сравнения произведений литературы, живописи, музыки. Углубляется работа над выявлением позиции автора, «вычитыванием» авторской оценки изображаемого. На протяжении второго года обучения происходит дальнейшее накопление читательского опыта, продолжается развитие техники чтения на основе смысловой работы с текстом. Курс 3 класса продолжает работу по воспитанию внимательного отношения учащихся к художественному слову. Читаются произведения, передающие целую гамму разнообразных, тонких чувств и ощущений, доступных детям. Сравниваются произведения разных авторов на одну тему, произведения одного автора на разные темы. Расширяется читательский кругозор младших школьников и круг проблем, освещаемых литературными произведениями. Дается представление о жанре басни. Читательский багаж пополняется за счет мифологии и фольклора разных народов. Особенностью работы в 3 классе является формирование начального представления об общих корнях и путях развития литературы разных народов, об истории становления некоторых жанров фольклора и литературы и об их специфике. Работа в 4 классе, сохраняя единые принципы и задачи изучения литературы как искусства, поднимает учеников на новую ступеньку общего и эстетического развития. Анализируется поэтика произведений более сложных по своему художественному содержанию, к тому же более объемных (повесть). Ведется работа с былиной. Происходит знакомство с драмой. Углубляются представления об отличии фольклора от авторской литературы. Выявление позиции автора, вычитывание авторской оценки изображаемого, авторской точки зрения завершает представление об особенностях авторской литературы. Делаются посильные обобщения об особенностях творчества писателей разных веков, о тематике, героях, художественной манере. Закладываются основы изучения литературного процесса. «Сталкивая» художественные произведения разных времен и народов, разрешая возникающие коллизии, школьники продвигаются в литературном развитии и общем развитии в целом. Программа раскрывает основные подходы и стержень работы, оставляя учителю простор для творчества.

8 Содержание программы 1 класс (40 часов) Виды речевой и читательской деятельности Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий. Чтение вслух. Чтение про себя. Формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм при предварительном (в случае необходимости) подчеркивании случаев расхождения произношения и написания слов. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, разными интонациями, в разном темпе и разном настроении, с различной громкостью. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру текстов). Умение находить в тексте необходимую информацию. Говорение (культура речевого общения). Письмо (культура письменной речи). Диалогическое общение: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Освоение норм речевого этикета. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Передача впечатлений из повседневной жизни в рассказе (описание). Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. Особенности письменной речи: оформление, соответствие содержания заголовку. Мини-сочинения на заданную тему. Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Умение работать с разными видами информации. Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение его с содержанием. Знакомство с общими особенностями учебного и научно-популярного текста. Определение главной мысли текста. Библиографическая культура. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Первое знакомство с книгой. Название произведения (заголовок). Автор в литературном произведении (поэт, писатель). Определение примерного содержания книги по заглавию, автору и иллюстрациям. Общее представление о стихотворной и прозаической речи. Начальные навыки ориентирования в книге по заглавию, оглавлению, иллюстрациям. Литература вокруг нас. Широкий мир книг и чтения. Книга учебная, художественная, справочная. Создание условий для выхода младших школьников за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотеки к работе на уроках.

9 Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его соотношения с содержанием. Знакомство с общими отличиями литературного текста от фольклорного. Фольклор разных народов. Анализ поступков персонажей (с помощью учителя). Характеристика героя произведения. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героев и события. Понимание эмоционального и нравственного содержания прочитанного. Сравнение разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Воспроизведение текста (по вопросам учителя) или эпизода. Рассказ по иллюстрациям, пересказ. Определение главной мысли текста, озаглавливание, деление текста на части. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Чтение и литература. Что такое литература. Бытовой текст (вывеска, этикетка, записка) и литература. Литература художественная и научная. Что делает писатель, а что ученый (сравнение на основе наблюдения за текстами в книге для чтения, в учебниках по математике и естествознанию, в словарях и энциклопедиях). Стихи и проза. Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении в литературе. Практическое ознакомление с рифмой. Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель), персонажи (действующие лица), герои (главные действующие лица). Понятие о монологе и диалоге в литературе. Литература и устное народное творчество (фольклор). Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора в народном произведении. Устная передача, вариативность текста, работа собирателей фольклора, литературная обработка. Обзорное знакомство с малыми фольклорными жанрами: колыбельная песня, потешка, прибаутка, побасенка, небылица, считалка, загадка, пословица, поговорка, скороговорка, частушка. Практическое назначение малых жанров фольклора, определяющее особенности их формы. Практическое освоение жанра загадки. Знакомство с жанром кумулятивной сказки (сказки-цепочки). Жанр художественного произведения. Общее представление о жанрах: сказка, рассказ, стихотворение. Практическое различение. Рассказ. Герой или система героев (главные и второстепенные персонажи). Сравнительный анализ героев. Сравнение позиции автора и его героя. Нахождение средств выражения авторской оценки изображаемого. Смысл заглавия. Стихотворение. Особенности поэтического взгляда на мир. Практическое ознакомление с ритмом и рифмой. Нахождение рифмующихся слов. Проговаривание ритма. Сочинение рифмовок. Подбор рифм, сочинение стихов по заданным рифмам. Сказка. Постоянная композиция сказки. Традиционные герои русских народных сказок. Постоянные эпитеты для характеристики героев, событий, природы. Виды сказок (о животных, волшебные, бытовые). Что делает сказкой сказку без волшебства. Волшебные предметы. Особенности чтения и рассказывания сказок. Сочинение сказок в соответствии с начальными представлениями о законах жанра. Средства художественной выразительности (способы выражения авторского отношения к изображаемому). Название произведения. Система героев (главные действующие лица). Второстепенные персонажи. Характеристика героев. Портрет. Речь. Понятие о монологе и диалоге в литературе. Сюжет. Наблюдение за развитием сюжета: завязка, кульминация, развязка событий.

10 Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текста. Первичные представления о сравнении как основополагающем приеме. Практическое освоение понятий (без обязательного употребления терминов): эпитет, олицетворение, антитеза (противопоставление, контраст), повтор, звукопись. Подбор синонимов, антонимов к словам из текста. Наблюдение за изменением смысла высказывания. Использование в устной речи образных выражений из текста. Умение самостоятельно подбирать точные сравнения для характеристики предметов и явлений. Сочинение загадок. Сюжет. Наблюдение за развитием сюжета: завязка, кульминация, развязка. Эмоциональное восприятие событий произведения. Эмоциональная передача событий. Домысливание текста. Придумывание интересной завязки, развязки. Герой и его характер. Характеристика персонажей, оценка их поступков. Подбор слов-определений для характеристики героев. Построение доказательного высказывания. Применение выразительных средств при передаче своего отношения к персонажам. Рассказывание от первого и третьего лица о литературном герое. Эмоциональный тон произведения. Понимание общего характера произведения, его тональности. Сочинение противоположных по эмоциональному настрою частей текста. Соответствие эмоционального отклика читателя замыслу писателя (поэта). Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть, при рассказе о нем: использование голоса (нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений) и несловесных средств (мимики, движений, жестов). Определение общего характера произведения, его тональности. Определение шуточного (юмористического), торжественного (героического) характера произведения, задумчивый (лирический) тон произведения. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) Чтение по ролям. Инсценирование произведения со свободным использованием текста. Игра в театр. Устное словесное рисование с опорой на картину, по иллюстрации к произведению или на основе личного опыта. Знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий). Круг чтения первого года обучения Малые жанры фольклора Потешки, побасенки, считалки, скороговорки, частушки, поговорки, пословицы, загадки. Русские народные сказки «Репка», «Терем мышки»*, «Курочка ряба», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Волк и козлята», «Маша и медведь», «Лисичка-сестричка и волк»*, «Кот и лиса», «Гуси-лебеди»*, «Лиса и козел»*, «Лиса и журавль»*, «Зимовье зверей»*. Зарубежные народные и авторские сказки

11 «Красная Шапочка», «Три поросенка», братья Гримм «Бременские музыканты», Ш. Перро «Золушка, или Хрустальная туфелька»*, Г. X. Андерсен «Принцесса на горошине»*. Русские писатели и поэты А. Пушкин, М. Лермонтов. Ф. Тютчев, Ф. Туманский*, А.К. Толстой. С. Есенин, К. Бальмонт, И. Бунин. Л. Толстой «Азбука», «Косточка». «Лгун», «Отец и сыновья», «Мальчик играл...»*, «Два товарища»*, «Орел»*, «Пожарные собаки»*; К. Ушинский «Утренние лучи*. -Лиса Патрикеевна»; М. Горький «Воробьишко». Современная русская и зарубежная литература К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто, Д. Хармс, С. Михалков. Б. Заходер. В. Берестов, И. Токмакова*. Е. Благинина*, Э. Мошковская*, Ю. Мориц, Р. Сеф, Е. Серова, И. Пивоварова, М. Бородицкая*, В. Орлов, В. Лунин, С. Махотин, М. Яснов, А. Усачев*, Н. Орлова, С. Пшеничных, Тим Собакин*, Н. Ламм, П. Барто*, Л. Фадеева, Н. Друк; Г. Виеру, 3. Зелк*, Дж. Чиарди*, Ян Бжехва*. М. Цветаева, В. Инбер, М. Исаковский*, Н. Рыленков, Н. Рубцов, Л. Друскин, К. Некрасова*; П. Неруда, японские трехстишия. Е. Чарушин «Волчишко», «Томка испугался»; Н. Сладков «Свиристели», «Деревья»*, «Певица»*, «В конце таинственного следа...»*, «Медвежья горка»*; М. Пришвин «Золотой луг», «Лисичкин хлеб»*; Г. Снегирев «Про пингвинов»*; В. Панова «Сережа» (отрывок); Ф. Кривин «Муравей»*, «Ночь»*, «Любовь»*; Н. Носов «Затейники»; В. Драгунский «Друг детства», «Тайное всегда становится явным», «Он живой и светится...»*; Ю. Коваль «Воробьиное озеро», «Алый»*; Э. Успенский «Про Веру и Анфису»; Г. Остер «Задачи», «Это я ползу» (отрывок), «Середина сосиски», «Хорошо спрятанная котлета», «Одни неприятности»*, «Эхо»*, «Где лучше бояться»*; Е. Чеповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак» (отрывок); И. Пивоварова «Секретики», «Сочинение»*. Дж. Родари «Приключения Чиполлино» (отрывок), «Откуда берутся день и ночь?»; А. Милн «Винни Пух и все-все-все» (отрывок); Д. Биссет «Под ковром», «Шшшшш!»*, «Блэки и Реджи»*. *Звездочкой обозначены произведения, помещенные в хрестоматии 2 класс (136 часов) Виды речевой и читательской деятельности Аудирование (слушание). Дальнейшее развитие навыков слушания на основе целенаправленного восприятия элементов формы и содержания литературного произведения. Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Чтение вслух. Чтение про себя. Постепенный переход к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Развитие навыков чтения на основе эмоциональной передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту. Осознание смысла

12 произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру текстов). Определение вида чтения (ознакомительное, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Говорение (культура речевого общения). Письмо (культура письменной речи). Дальнейшее формирование навыков свободного высказывания в устной форме. Осознание диалога как вида речи. Умение в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монолог как форма речевого высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения) в рассказе (описание, повествование). Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ на заданную тему. Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, системы героев). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы) в минисочинениях (описание), рассказе на заданную тему. Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных -и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливайте. Умение работать с разными видами информации. Привлечение иллюстративно-изобразительных материалов. Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей научно-популярных текстов. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании). Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Характеристика героя произведения. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Описание места действия. Понимание содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Самостоятельное воспроизведение текста: последовательное воспроизведение эпизода, рассказ по иллюстрациям, пересказ. Освоение разных видов пересказа художественного текста. Краткий пересказ (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: деление текста на части, озаглавливание каждой части и всего текста, пересказ эпизода; определение главной мысли каждой части и всего текста. Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Типы книг: книга-произведение, книга-сборник, периодическое издание, справочные издания (энциклопедии, словари). Выбор книг на основе рекомендательного списка, открытого доступа к книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Литература вокруг нас. Разнообразие книг. Домашняя библиотека. Публичные библиотеки. Практическое

13 ознакомление. Как найти нужное. Знакомство со словарями и справочниками, детскими журналами и другими периодическими изданиями. Любимая книга. Любимый писатель. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Литература - вид искусства. Литература в ряду других видов искусства: живопись, музыка, скульптура, архитектура, театр, кино. Отличие искусства от науки. Отличие литературы от других видов искусства. Общность разных видов искусства. Отличие художественного текста от научного (наличие сюжета, развития действия, выражение авторского отношения к описываемым событиям, использование художественных приемов для создания образа в художественном тексте). Как создается литература. Кто такой писатель. Зачем пишет писатель. О чем и как говорит литература. Представление о теме литературного произведения. Выражение словом красоты мира, разнообразия чувств, опыта человека. Изображение окружающего мира. Пейзаж в литературе. Изображение животного мира. Сочинение устных и письменных зарисовок на тему мира природы. Природа и человек. Образ человека, характер человека. Событие как предмет внимания писателя. Чувства, переживания и их изображение. Авторский взгляд, новый аспект видения, понятие о точке зрения автора. Художественный вымысел и его смысл. Как читает читатель. Всегда ли читатель правильно понимает прочитанное. Как глубже и точнее понять, что хотел выразить писатель. Собственное изображение словом. Зарисовки с натуры, изображение реальности. Фантазия на основе реальности. Устное народное творчество Малые жанры устного народного творчества: колыбельная, потешка, прибаутка, небылица, считалка, скороговорка, пословица, поговорка. Педагогическое мастерство народа, мудрость, смекалка, юмор. Выразительные средства малых жанров Фольклора. Наблюдение за ритмом. Загадка. Практическое освоение приема сравнения, олицетворения, метафоры. Сочинение потешек, прибауток, небылиц, считалок, загадок, скороговорок, частушек. Сказка о животных. Герои-животные, характерные для русских народных сказок. Традиционные характеры героев-животных. Волшебная сказка. Особенности сказочного жанра. Характерные герои сказок. Выразительные средства в описании положительных и отрицательных персонажей: постоянные эпитеты, особенности описания внешности, речи. Нравственные ценности в народной сказке. За что вознаграждается герой, а за что наказывается. Два мира волшебной сказки. Волшебные помощники, волшебные предметы, чудеса. Магия числа и цвета. Некоторые черты древнего восприятия мира, которые отразились в волшебной сказке (возможность превращения человека в животное, растение, явление природы). Традиционная композиция сказок. Особенности построения волшебной сказки. Единые законы разворачивания сюжета в волшебных сказках. Типичность завязки, кульминации, развязки. Стиль повествования. «Бродячие сюжеты» в сказках народов мира. Бытовая сказка. Герои бытовой сказки - люди и животные. Сюжеты древних бытовых сказок (конфликт или дружба между человеком и животным). Авторская литература

14 Литература и фольклор. Использование авторской поэзией жанровых и композиционных особенностей народной поэзии. Волшебная авторская сказка и ее связь с народной сказкой. Сказка в стихах. Использование сюжетов народных сказок. Использование композиционных особенностей народной сказки (троекратные повторы, цепочка событий), особого ритма, характерного для народного творчества (повтор речевых конструкций и слов), сюжетных линий, характерных для народных волшебных сказок. Два мира: земной и волшебный; волшебный помощник, волшебный цвет и волшебное число. Неповторимая красота авторского языка. Волшебная сказочная повесть. Сосуществование двух жанров: волшебной сказки и рассказа. Авторское отношение к происходящему, внимание к внутреннему миру героя, современные нравственные проблемы. Художественная, научно-популярная, научная литература. Жанры художественной литературы. Поэзия и проза. Выразительные средства поэзии и прозы. Средства выражения авторского отношения в художественной литературе. Заглавие и его смысл. Герои произведения, их имена и портреты. Характеры героев, выраженные через их поступки и речь. Наблюдение роли композиции. Практическое знакомство с простейшими видами тропов: сравнение, эпитет, гипербола, литота, антитеза, олицетворение. Наблюдение за неточными рифмами. Наблюдение за ритмом как чередованием ударных и безударных слогов. Жанр рассказа. Жанровые особенности рассказа: жизненность изображаемых событий, достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем, возможность вымысла. Нравственная коллизия, определяющая смысл рассказа. Роль названия и композиции рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям. Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как о восприятии, помогающем обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений. Способность поэзии выражать разнообразные чувства и эмоции. Способность поэзии выражать самые важные переживания: красоты окружающего мира, дружбы, взаимопонимания, любви. Способность поэзии создавать фантастические и юмористические образы. Поэтическое мировосприятие, выраженное в прозе. Практическое освоение художественных приемов: сравнение, эпитет (определение), гипербола (преувеличение), литота, контраст, олицетворение, звукопись. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) Чтение по ролям, инсценирование; устное словесное рисование, работа с деформированным текстом; изложение, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии) или на основе личного опыта. Круг чтения второго года обучения Малые жанры фольклора; малые жанры авторской литературы Потешки, прибаутки, заклички, побасенки, считалки, небылицы, скороговорки, поговорки, пословицы, загадки. Русские и зарубежные народные и авторские сказки

15 «Мужик и медведь», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Кот, петух и лиса»*, «Морозко»*, «Волшебное кольцо»*, «По щучьему велению»*, «Кузьма Скоробогатый»*. «Айога» (нанайская сказка), «Медведь и охотник» (эвенкийская сказка), «Три дочери» (татарская сказка). Ш. Перро «Кот в сапогах», «Спящая красавица»*, «Мальчик-с-пальчик»*; братья Гримм «Три брата»*, «Сказка о рыбаке и его жене»*, «Храбрый портной»*, «В стране небывалой»*. В. Одоевский «Мороз Иванович»; Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...», «Сказка о рыбаке и рыбке»; П. Ершов «Конек-горбунок»; А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Классики русской литературы A. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А. Фет, А. Майков, А. Плещеев, И. Никитин, И. Суриков, П. Вяземский, С. Есенин, Н. Некрасов*, А. Блок*, И. Бунин*, К. Бальмонт, Саша Черный, В. Маяковский*, М. Цветаева. М. Исаковский, А. Твардовский*, Д. Кедрин, Н. Рыленков, Л. Друскин, Н. Матвеева*, А. Смирнов, М. Матусовский. B. Даль «Старик-годовик»; К. Ушинский «Четыре желания», «Играющие собаки», «Кто дерет нос кверху»*; Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Лев и собачка», «Прыжок», «Акула». Современные русские и зарубежные писатели и поэты C. Маршак, К. Чуковский, А. Барто, С. Михалков, Б. Заходер, Д. Хармс, Ю. Владимиров*, Е. Благинина, Э. Мошковская, В. Берестов, И. Токмакова, Р. Сеф, 3. Александрова, Е. Серова, Г. Сапгир*, Ю. Мориц, Е. Чеповецкий, А. Кушнер, A. Усачев, О. Григорьев*, И. Шевчук*, Л. Дьяконов, И. Пивоварова, М. Бородицкая, О. Дриз, С. Козлов, Н. Орлова, Тим Собакин, Н. Друк, В. Лунин, Г. Кружков*, Э. Успенский. Дж. Чиарди, Э. Нийт, Ф. Галас, О. Ва-цетис, Я. Бжехва*, Ю. Тувим*, Э. Лир*, Л.Е. Керн*, С. Миллиган*, хокку. А. Гайдар «Чук и Гек»; В. Катаев «Цветик-семицветик»; Л. Пантелеев «Честное слово»*; Л. Воронкова «Рассказы»*; М. Пришвин «Осеннее утро», «Глоток молока»; В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил», «Муравейник зашевелился»; Г. Скребицкий «Передышка»; И. Акимушкин «Природа чудесница», «Кто без крыльев летает»*; Б. Житков «Рассказы о животных»*; Г. Снегирев «Чембулак»*; Э. Шим*; С. Баруздин*. Н. Носов «Фантазеры», «Мишкина каша», «Заплатка», «Как Незнайка сочинил стихи», «Живая шляпа»*, «Телефон»*; B. Драгунский «Что я люблю», «...И чего не люблю!», «Что любит Мишка», «Заколдованная буква», «Кот в сапогах»: Г. Корнилова «Наш знакомый Бумчик»: С. Козлов «Ежик в тумане», «Красота»: О. Кургузов «Рассказы маленького мальчика»*; И. Пивоварова «Мы пошли в театр»: Л. Петрушевская «Кот, который умел петь», «Все непонятливые»; С. Прокофьева «Ученик волшебника»*; В. Губарев «Королевство кривых зеркал»*.

16 Дж. Родари «Отчего идет дождь?»; Л. Муур «Крошка Енот»: О. Пройслер «Маленькая Баба-яга», «Маленький Водяной»*; Р. Киплинг «Откуда взялись броненосцы»*, «Слоненок»*, «Почему у кита такая глотка»*; Т. Янссон «Приключения Му-ми-Тролля»*; Д. Харрис «Сказки дядюшки Римуса»*; Д. Биссет «Путешествие дядюшки Тик-Так»*. 3 класс (136 часов) Виды речевой и читательской деятельности. Аудирование (слушание). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, задавать вопрос по услышанному художественному и учебному произведению. Чтение вслух. Чтение про себя. Дальнейшее развитие навыков выразительного чтения. Постепенное увеличение индивидуальной скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Осознание смысла произведения при чтении про себя. Определение вида чтения (ознакомительное, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Говорение (культура речевого общения). Письмо (культура письменной речи). Дальнейшее развитие навыков свободного высказывания в устной и письменной форме: с соблюдением единства цели высказывания и подбором точных средств речевого выражения. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Построение плана высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение). Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы) в мини-сочинениях (повествование, описание), рассказе на заданную тему. Работа с разными видами текста. Различение разных видов текста: художественных, учебных, научно-популярных. Особенности фольклорного и авторского текста. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов мифов, легенд (по отрывкам). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Ключевые или

17 опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Освоение разных видов пересказа художественного текста: краткий и подробный. Подробный пересказ текста: деление текста на части, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание каждой части и всего текста, пересказ эпизода; определение главной мысли каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде высказывания. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к родине в литературе разных народов (на примере народов России). Библиографическая культура. Книга учебная, художественная, справочная. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал). Типы изданий: произведение, сборник, периодические издания, справочные издания (словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендательного списка, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Литература вокруг нас. Отличие публицистики от художественной литературы. Периодические издания. Искусство кино. Художественный и мультипликационный фильм. Литература в театре. Работа актера и режиссера. Отличие зрителя от читателя. Инсценировка литературного произведения. Посещение театральных постановок. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Мифология. Формирование общего представления о мифе как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы. Бинарные представления в мифе как основной способ структурировать мир, «двоемирие». Разделение на зоны пространства (верхний, средний, нижний мир) и времени (сезоны, возрастные периоды). Представления о Мировом дереве, связующем миры. Представления о тотемных животных и растениях как прародителях человека. Устойчивая символика числа и цвета. Миф как способ поддержания существующего природного порядка с помощью обряда и магического текста. Синтез искусств в обряде, синкретическое искусство древности. Международные мифологические сюжеты. Устное народное творчество. Малые жанры фольклора и их связь с мифом. Функциональная особенность каждого жанра. Древняя вера в магию слова. Магическое воздействие на мир в обряде. Загадка как древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка как способ уговаривать (заклинать) природу. Изначальный магический смысл считалки. Назначение и особенности


5.2.2. Литературное чтение. Виды речевой и читательской деятельности Аудирование (слушание) Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания

КТП по литературному чтению «Школа России» 1-4 класc 2 класс 1 Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная,

Планируемые результаты изучения предмета по литературному чтению 2 класс Название раздела Предметные результаты Метапредметные ученик научится ученик получит возможность результаты научиться читать тексты

КОДИФИКАТОР планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению для проведения процедур оценки учебных достижений обучающихся Кодификатор

Пояснительная записка Рабочая программа «Внеклассное чтение» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению, Концепции

Программа по литературному чтению 1 класс УМК "Перспективная начальная школа" Раздел 1. Пояснительная записка Программа «Литературное чтение» Чураковой Н.А. (образовательная программа «Перспективная начальная

Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты обучающихся: формирование патриотических ценностей, осознание учащимися своей принадлежности к крымскотатарскому народу и одновременно

Содержание 1. Планируемые результаты освоения обучающимися курса литературное чтение на уровне начального общего образования..3 2. Основное содержание курса литературное чтение... 10 3. Тематическое планирование

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей 22» Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» (базовый уровень) для 1 класса 2016-2017 учебный год Программа по литературному чтению

Литературное чтение Пояснительная записка Цели и задачи учебного предмета «Литературное чтение» на ступени начального общего образования Выпускники начальной школы осознáют значимость чтения для своего

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Предмет: литературное чтение Класс: 2 Количество часов по учебному плану: всего- 136 часов в год (4 часа в неделю) УМК: 1. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс: Учебник.

Аннотация к рабочей программе по литературному чтению Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Пояснительная записка Автор программы: учитель начальных классов МАОУ «СОШ 67 г. Челябинска» Цыганова Светлана Константиновна, высшая квалификационная категория.

Литературное чтение Предметные результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение» предметной области " Русский язык и литературное чтение" отражают: 1) понимание литературы как явления национальной

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.) с учетом

Аннотация к рабочей программе по литературному чтению Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального

Рабочая программа по литературному чтению в классе (Система Л.В. Занкова) Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение» Личностные универсальные учебные

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО:

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ Предмет Уровень образования Разработчики программы Нормативно-методические материалы Реализуемый УМК Цели и задачи изучения предмета Литературное чтение Начальная школа (1

Аннотация к рабочей программе по литературному чтению. Класс: 1 «Д» Составители: учитель начальных классов, Кожевникова А.В. Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовнонравственного развития

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития

Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образца стандартного начального общего образования, концепции и духовно-нравственного развития и воспитания личности

Планируемые результаты изучения предмета ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Название раздела Виды речевой и читательской деятельнос ти Круг детского чтения Предметные результаты ученик научится -читать (вслух) выразительно

1 Пояснительная записка Программа учебного предмета "Литературное чтение" индивидуального обучения на дому составлена для ученика 1 В класса, имеющего НОДА. У учащегося наблюдается слабое развитие моторики,

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» «Утверждено» Директор Православной гимназии г.калининграда / А.И.Хребтова/ Приказ от августа

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета литературное чтение В результате изучения учебного предмета литературное чтение в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Личностные

АННОТАЦИЯ рабочей программы учебного предмета ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 Общая характеристика учебного предмета Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного

Литературное чтение Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования (приказ Министерства образования

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ 1257 Согласовано «Утверждаю» на метод. объединении директор БГОУ гимназии 1257 2013 г. 2013 г. Председатель метод. объединения РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 3 класс Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,

УМК Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий литературное чтение, 2 класс, М.: Просвещение, 2012 Учебник. Планируемые результаты изучения учебного предмета. Название раздела Предметные результаты Метапредметные ученик

Название курса Литературное чтение Класс 1-4 Кол-во часов Курс «Литературное чтение» рассчитан на 414ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель) после

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 классов составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования НОО (Приказ

Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» 1.Введение Рабочая программа разработана в соответствии с: 1) Положением о РП МБОУ ОШ 7, утверждённой приказом

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г. Калининграда гимназия 32 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Межпредметный модуль «Устное народное творчество» 2 класс Предмет, класс Количество часов на год: 24

1.Пояснительная записка Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности

1 Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 в 1 классе на 2016-2017 уч.г. Результаты изучения учебного предмета Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Классическая школа» г. Гурьевска Рабочая программа учебного предмета литературное чтение_ в классе (базовый уровень) (наименование предмета) Составила:

Аннотация к рабочей программе по литературному чтению 1-4 класс Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы по литературному чтению Ефросинина

Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования второго поколения Литературное чтение Примерная основная образовательная программа (ООП) ФГОС второго поколения Основная

Аннотация к рабочей программе по литературному чтению в 3 классе Программа по литературному чтению для 3 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Гурьевска Рабочая программа учебного предмета литературное чтение_ в классе (наименование предмета) Составила: Вологжина Н.В., учитель

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.02 К ООП НОО МБОУ «КСОШ 5» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 1-4 классы 2016 год Рабочая программа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ составлена на основе Федерального государственного образовательного

Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3-х класса ГБОУ «Школа 2048» составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; с Федеральным

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ДИСЦИПЛИНЫ Литературное чтение Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 44 Приморского района Санкт-Петербурга Принято решением Педагогического совета ГБОУ школы 44 Приморского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Мурманска средняя общеобразовательная школа 53 Рассмотрено на заседании МО Руководитель МО А.Р. Брощук «Согласовано» Зам. директора по УВР В.Д.

Рабочая программа по литературному чтению создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования согласно Приказу Министерства образования и науки Российской

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Формирование функционально грамотных людей одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение

Учебник 3 класса нацелен на формирование нравственно-эстетического опыта и воспитание литературного и художественного вкуса младших школьников, на развитие чтения как базового учебного действия, составляющего основу других универсальных учебных действий, в том числе работы с информацией. В учебнике реализуется деятельностный подход, который позволяет ученикам освоить позицию исследователя, учиться понимать специфику художественного текста, различие народных и авторских произведений, особенности разных видов искусства.

Литературное чтение. 3 класс. Часть 1. Свиридова В.Ю.

Описание учебника

ЗДРАВСТВУЙ, ЧИТАТЕЛЬ!
Продолжим наше путешествие в мир литературы. Тебе предстоит исследование, не менее захватывающее, чем детектив.
Как и в учебниках 1 и 2 классов, будем двигаться по кругу. Ведь именно так издревле понимал движение времени человек, только начинавший постигать мир. Ему казалось, что всё в мире повторяется, как в природе: ход солнца по небу, годовой круг со сменой времён года…
Не забывай, что в центре нашего внимания всегда тот, кто совершает этот путь, -Человек. Ты с твоими мыслями и чувствами.
Пройди этот нелёгкий путь, чтобы лучше понять и мир, и себя, и своё место в мире. Ведь это путешествие по кругу волшебное: к его началу ты вернёшься другим, преображённым. Изменится твоя душа.
В ДОБРЫЙ ПУТЬ!
Солнце не ведало, где его дом, Звёзды не ведали, где им сиять, Месяц не ведал мощи своей.
Из скандинавских мифов
Литература, искусство — словно волшебная машина времени, на которой можно перенестись в далёкие эпохи. В каждом произведении мы видим следы того или иного времени и его представлений. Давай перенесёмся в самые древние времена, когда ещё не было искусства и науки.
Сейчас числа изучает математика, устрой-Шй ство Земли — география, события давно прошедшие — история, о душе человека говорят литература и искусство. А до того как появились точные научные знания и искусство, человек воспринимал мир в целостности. Древние люди объясняли устройство мира, явления природы, свою жизнь с помощью мифов*.
В первобытные времена (о них ты знаешь из учебника «Окружающий мир») человек был ещё слаб перед природными стихиями воздуха, воды, огня, земли. Он остро чувствовал свою зависимость от природы. Ему казалось, что мир населён непонятными силами и неведомыми существами. Прогневить их — значит навлечь на себя беду. Миф подсказывал, как человеку вести себя, чтобы выжить в таком непонятном и опасном мире.
Миф — это представления людей, живших в глубокой древности, о мире и правилах поведения в нём. Мифы передавались от поколения к поколению в виде обрядов, ритуалов и священных преданий.
Все мы в раннем детстве задавали вопросы взрослым о том, откуда появились разные предметы и как они устроены. Так и древние люди задавали эти вопросы — самим себе.
Один из главных вопросов: как появился и как устроен наш мир? Не забудь, мы говорим о древности, когда науки ещё не было.
Хорошо сохранились и широко известны мифы Древней Греции. Вот как в них говорится о происхождении мира.
«В начале существовал лишь вечный, безграничный, тёмный Хаос. В нём заключался источник жизни. Всё возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля — Гея. Широко раскинулась она, могучая, прекрасная, дающая жизнь всему, что живёт и растёт на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое Небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар — ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, всё оживляющая Любовь… Начал создаваться мир…»
(По Н. А. Куну)
Из беспорядка, хаоса творится порядок, или, как говорили древние греки, космос*. На основе текста дополните противоборствующие, контрастные пары: свет — … жизнь — …
Древний человек делил всё в мире на своё и чужое. Своё было знакомым и потому воспринималось как неопасное, доброе, хорошее. Чужое же казалось опасным, злым, плохим. Так делил человек даже время, пространство, людей.
Пространство верх — низ, право — лево
небо — земля. Время день — ночь, лето — зима Общество старший — младший
Попытайтесь предложить свои варианты подобных пар. Вам помогут знания об анто-
нимах* из курса русского языка.
Вернитесь к тексту греческого мифа и найдите, из каких трёх частей состоял мир, первоначально созданный из Хаоса.
Мифы — это не рассказы, не сказки, а древний взгляд на мир и способ жизни в нём. Удивительно похожи мифы разных народов. Какими бы разными мы ни были, у нас одни корни.
В Хрестоматии ты можешь почитать отрывки из мифов разных народов о происхождении мира.
Вот как рассказывается о создании мира в собрании карельских сказаний «Калевала».

Литературное чтение. 3 класс. Часть 1.




Top