Граник разговор о читателе. Учимся понимать

  • (Документ)
  • Архипова Н.И. Управление персоналом: УМК (Документ)
  • Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации (Документ)
  • Воробьев А.Д. Стратегическое управление персоналом (Документ)
  • Спивак В.А. Управление персоналом (Документ)
  • Автор не указан. Управление персоналом: учебник (Документ)
  • Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. (ред.) Управление персоналом (Документ)
  • n1.doc

    УДК 005.95(075.8) ББК65.050.2я73 Б43

    Рецензенты:

    Каф. «Экономика и управление на транспорте» УО «Белорусский

    Национальный технический университет»

    (зав. каф. д-р экон. наук, проф. Р. Б. Ивуть);

    Д-р экон. наук, проф. Р. С. Седегов

    Беляцкий, Н. П.

    Б43 Управление персоналом: учебник/ Н. П. Беляцкий. -Минск: Современная школа, 2008. - 448 с.

    ISBN 978-985-513-324-8.

    Учебник написан в соответствии с типовой программой курса «Управление персоналом» и включает наиболее актуальные проблемы управления персоналом, решение которых позволяет современному менеджеру обеспечить выживаемость предприятия и его развитие. В нем представлены современные трактовки управления человеческими ресурсами, а также наиболее актуальные разделы этого управления: основы управления персоналом, включая миссию, кадровый потенциал, стратегию; функции и методы управления, в том числе методы подбора и планирования персонала, управление знаниями.

    Для студентов экономических специальностей вузов, магистрантов и аспирантов, учащихся средних специальных учебных заведений, слушателей курсов повышения квалификации, экономистов ведомств и субъектов хозяйствования.

    УДК 005.95(075.8) ББК 65.050.2я73

    ISBN 978-985-513-324-8 © Беляцкий Н.П., 2008

    © Оформление. «Мисанта», 2008 © ООО «Современная школа», 2008

    ВВЕДЕНИЕ.................................................................... .....................................7

    1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ...............................................11

    1.1. Основные понятия в управлении персоналом ............................................11

    1.1.1. Сущность управления персоналом....................................................11

    1.1.2. Основные понятия в управлении персоналом..................................12

    1.1.3. Этапы развития управления персоналом...........................................15

    1.1.4. Актуальность управления персоналом...............................................18

    1.1.5. Современные направления развития управления персоналом........20

    Задания для самостоятельной работы.........................................................23

    1.2. Концептуальные основы управления персоналом ......................................23

    1.2.1. Ориентация на человека и условия его работы.................................23

    1.2.2. Управление персоналом как научная дисциплина............................25

    1.2.3. Цели управления персоналом.............................................................26

    1.2.4. Взаимосвязь задач управления персоналом и производственных задач.............................................................................................28

    1.2.5. Эффективное управление персоналом и выживаемость организации........................................................................................30

    1.2.6. Структура концепции управления персоналом.................................32

    Задания для самостоятельной работы.........................................................34

    1.3. Кадровый потенциал ..................................................................................35

    1.3.1. Структура персонала...........................................................................35

    1.3.2. Понятия персонального и кадрового потенциалов...........................37

    1.3.3. Кадровый потенциал службы управления персоналом....................38

    1.3.4. Кадровый цикл....................................................................................40

    Задания для самостоятельной работы.........................................................42

    1.4. Основы стратегического управления персоналом ......................................42

    1.4.1. Понятие стратегического управления персоналом...........................42

    1.4.2. Факторы стратегического управления персоналом..........................45

    1.4.3. Стратегия кадровой политики............................................................47

    1.4.4. Стратегия деловой активности...........................................................49

    Задания для самостоятельной работы.........................................................59

    1.5. Миссия .......................................................................................................60

    1.5.1. Взаимосвязь стратегии управления персоналом

    С миссией организации.......................................................................60

    1.5.2. Развитие понятия миссии...................................................................61

    1.5.3. Функции миссии.....................................................................?...........62

    1.5.4. Жизненный цикл миссии...................................................................67

    1.5.5. Примеры миссий.................................................................................75

    1.5.6. Практикум...........................................................................................81

    2. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ............................................ 86

    2.1. Планирование персонала ...........................................................................86

    2.1.1. Основы планирования персонала.................... ..................................86

    2.1.2. Виды планирования персонала..........................................................89

    2.1.3. Подразделы планирования персонала...............................................96

    2.1.4. Границы и особенности планирования персонала на предприятиях............................................................................................109

    Задания для самостоятельной работы.......................................................110

    2.2. Формирование резерва.............................................................................111

    2.2.1. Критерии и виды резерва..................................................................111

    2.2.2. Источники итехнология формирования.........................................114

    2.2.3. Модели должностей..........................................................................118

    Задания для самостоятельной работы.......................................................121

    2.3. Специфические функции ..........................................................................121

    2.3.1. Маркетинг персонала........................................................................121

    2.3.2. Лизинг персонала..............................................................................126

    2.3.3. Контроллинг персонала....................................................................128

    Задания для самостоятельной работы.......................................................136

    2.4. Управление знаниями ...............................................................................136

    2.4.1. Понятие управления знаниями........................................................136

    2.4.2. Функции управления знаниями.......................................................142

    2.4.3. Управление знаниями как фактор успеха предприятия..................148

    2.4.4. Управление знаниями и организационная культура.......................151

    2.4.5. Управление знаниями сотрудников.................................................152

    2.4.6. Управление компетентностью организации....................................156

    Задания для самостоятельной работы.......................................................157

    3. РУКОВОДСТВО ПЕРСОНАЛОМ.............................................................. 159

    3.1. Методы подбора персонала......................................................................159

    3.1.1. Инструменты приобретения персонала...........................................159

    3.1.2. Техника подбора персонала..............................................................164

    3.1.3. Техника назначений..........................................................................172

    3.1.4. Техника подбора управленческой элиты - Assessment-Center.......176

    3.1.5. Построение системы управления персоналом SAP R/3..................180

    3.1.7. Практикум.........................................................................................207

    3.2. Опрос персонала ......................................................................................208

    3.2.1. Функции и цели опроса сотрудников..............................................208

    3.2.2. Разработка опросных листов............................................................214

    3.2.3. Техника постановки вопросов при работе с кандидатом

    На должность в процессе собеседования.........................................224

    СОДЕРЖАНИЕ _________________________________________________________5

    3.2.4. Интервью как инструмент собеседования и отбора персонала......227

    3.2.5. Практикум.........................................................................................231

    3.3. Ведение переговоров................................................................................231

    3.3.1. Понятие переговоров........................................................................231

    3.3.2. Подготовка переговоров...................................................................233

    3.3.3. Техника переговорного процесса.....................................................234

    3.3.4. Когнитивная техника переговоров...................................................237

    3.3.5. Основы умения слушать....................................................................242

    Задания для самостоятельной работы.......................................................244

    3.4. Оценка персонала ....................................................................................245

    3.4.1. Сущность и методы оценки должностей..........................................245

    3.4.2. Особенности оценки персонала.......................................................246

    3.4.3. Основные проблемы традиционных методов оценки персонала 249

    3.4.4. Критерии оценки работы персонала................................................252

    3.4.4. Критерии и методы оценки руководителей.....................................256

    Задания для самостоятельной работы.......................................................260

    4. РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА ...........................................................................262

    4.1. Сущность развития персонала ..................................................................262

    4.1.1. Современное понятие развития персонала......................................262

    4.1.2. Задачи и методы развития персонала...............................................267

    4.1.3. Условия развития персонала.............................................................270

    4.1.4. Элементы и этапы развития персонала............................................271

    Задания для самостоятельной работы.......................................................273

    4.2. Индивидуальное развитие персонала.......................................................273

    4.2.1. Динамика требований к персоналу управления..............................273

    4.2.2. Качества лидера.................................................................................281

    4.2.3. Развитие ответственности персонала...............................................298

    4.2.4. Стратегия индивидуального развития - марка Я к..........................305

    Задания для самостоятельной работы.......................................................307

    4.3. Групповое развитие персонала.................................................................308

    4.3.1. Понятие группового развития..........................................................308

    4.3.2. Тотальная квалификация..................................................................312

    4.3.3. Групповое самообучение..................................................................320

    Задания для самостоятельной работы.......................................................323

    4.4. Тенденции развития персонала................................................................324

    4.4.1. Организационное развитие...............................................................324

    4.4.2. Новые концепции развития персонала............................................327

    4.4.3. Стратегическое развитие персонала.................................................330

    4.4.4. Тенденции развития персонала: опыт Швейцарии.........................332

    Задания для самостоятельной работы.......................................................346

    4.5. Элементы развития персонала.................................................................347

    4.5.1. Цели, методы и концепция...............................................................347

    4.5.2. Целевые группы и ответственность..................................................353

    4.5.3. Маркетинг и тренинговые программы.............................................356

    4.5.4. Выявление и оценка потенциала......................................................357

    4.5.5. Планирование преемственности......................................................360

    4.5.6. Индивидуальные собеседования по развитию персонала...............362

    4.5.7. Аудит-менеджмент и РП..................................................................364

    4.5.8. Определение необходимого уровня компетентности и квалификации.............................................................................................365

    Задание для самостоятельной работы........................................................375

    5. ДЕЛОВАЯ КАРЬЕРА................................................................................... 377

    5.1. Основы деловой карьеры ..........................................................................377

    5.1.1. Понятие деловой карьеры.................................................................377

    5.1.2. Карьера как система..........................................................................381

    5J.3. Ваша карьера......................................................................................383

    Задание для самостоятельной работы........................................................387

    5.2. Планирование карьеры предприятием .....................................................387

    5.2.1. Цели планирования и карьерная мотивация...................................388

    5.2.2. Процесс планирования карьеры.......................................................389

    Задание для самостоятельной работы........................................................393

    5.3. Индивидуальное планирование карьеры ..................................................393

    5.3.1. Модель индивидуального планирования карьеры..........................393

    5.3.2. Отличие карьеры современного предпринимателя от карьеры классического менеджера.................................................................398

    5.3.3. Индивидуальный выбор карьеры.....................................................402

    5.3.4. Личный план карьеры.......................................................................408

    Задания для самостоятельной работы.......................................................410

    5.4 . Карьерная политика личности: методические рекомендации ..................410

    5.4.1. Наемный менеджер вначале карьеры..............................................410

    5.4.2. Карьероориентированное развитие личности.................................417

    5.4.3. Проекты развития личности.............................................................423

    Задания для самостоятельной работы.......................................................426

    5.5. Карьера на европейских предприятиях ....................................................427

    5.5.1. Предпосылки успешной карьеры евроменеджера...........................427

    5.5.2. Факторы карьеры евроменеджера XXI в..........................................432

    5.5.3. Карьера без должности руководителя..............................................437

    5.5.4. Инструменты продвижения персонала западных фирм.................441

    Задание для самостоятельной работы........................................................449

    ЛИТЕРАТУРА................................................................................................ 451

    ВВЕДЕНИЕ
    XXI век предъявляет новые требования менеджменту персонала. Осознание необходимости управления людьми с учетом их сильных и слабых сторон (качеств) явилось следствием потребности экономического роста, а также следствием стремительного роста объема информации, знаний, технологического прогресса и возрастающей конкуренции. Условия стратегических неопределенностей и предпринимательских рисков предъявляют новые требования к персоналу, организациям и менеджменту. Классические теории менеджмента терпят фиаско. Аксиомой выживания предприятия в двухтысячных годах становиться управление человеческими ресурсами или управление персоналом.

    В каждом учебном заведении мира управление человеческими ресурсами HUMAN RESOVRCE MANAGEMENT (HRM) является неотъемлемой частью цикла дисциплин менеджмента. Понятие человеческих ресурсов касается персонала, отдельного человека как личности (персоны). Заметим, что слово персонал не имеет множественного числа и, наоборот, «кадры» - единственного. Акцент на человеческие ресурсы отдельного сотрудника, его качества, знания, опыт, способности и неповторимость личности соответствуют: рационалистическому подходу к управлению персоналом с целью создания возможностей максимизировать производительность каждого работника.

    При управлении человеческими ресурсами сотрудник рассматривается как личность, а ориентация на сотрудника - «индивидуализация» или адаптация к каждому работнику с параллельным учетом индивидуальных особенностей и должностных требований, а также целей предприятия. Иначе говоря HRM включает также и деловое администрирование. Ценностные ориентации фирмы находятся на первом плане, но они неотделимы от индивидуализации рабочих процедур. Задача менеджера состоит в том, как соединить или, может быть, обособить технику применения правил и организационных процедур с индивидуальными свойствами их исполнителей, как обеспечить формирование, и главное развитие тех качеств, которые необходимы: а) себе, б) сотрудникам, в) решению задач и выполнению функций, г) собственникам.

    При изучении HRM будет нелегко отказаться от того подхода к управлению персоналом, который ограничивается организацией труда и мотивацией работников в процессе их деятельности на основе принципов и методов воздействия на их работу. HRM опирается на взаимодействие руководителя и сотрудников в процессе совместной деятельности.

    В 1980-е годы от выражения «управление человеческими ресурсами» морщились лбы у менеджеров на предприятие большинства западных стран. В начале XXI века упоминание о необходимости внимания к управлению персоналом не вызывает сомнения на белорусских предприятиях, а западные фирмы структурировали это понятие весьма глубоко и рассматривают менеджмент персонала как ядро любого другого менеджмента. Между тем управление персоналом означает куда больше, чем ипу слов. Идея в том, что в центре стоит человек не как единица измерения (рабочая сила), не как фактор производства или элемент зостроения организационной структуры, объект-субъект управления или «инстанция» администрирования. Менеджмент персонажа - это управление человеческими ресурсами и поэтому человек здесь представлен своими личными качествами. Они неотделимы от его профессиональных способностей, компетентности, делошх возможностей и интересов. Совокупность этих качеств есть сам сотрудник. Они интегрированы в общий процесс менеджмента, представляют его единственно активную часть и требуют особого управления. Его названия «управление человеческими ресурсами» Human resource management (HRM), «управление персоналом», «менеджмент персонала» выкристаллизовались из особенностей языковых трактовок одинаковых понятий и будут нами во:прини-маться как синонимы, имеющие равноценное содержание. Это тождественно равные понятия.

    Управление людьми в организациях оказалось столь обдирной сферой деятельности, что она была разделена уже в начал; XX века на отдельные блоки и виды. Часть из них впоследствии называли общими и специфическими функциями менеджмента. Другая, более специальная, составила содержание отдельных профессий, научных дисциплин и областей практической деятельности.

    Принципы эффективного управления человеческими ресурсами включают ориентацию на успехи организации и профессионализм. Это обеспечивается индивидуализацией работы с персоналом, ориентацией на клиентов и на качество, а также вниманием к гарантиям сотрудников.

    Управление персоналом - не самоцель. Оно служит успехам организации, выполняет сервисные функции по отношению к ним, а также сотрудникам, потому что гарантировать рабочие места могут только успешно работающие предприятия. Успехи в управлении персоналом измеряются критериями успехов всего предприятия, а не отдельных его подразделений.

    Книга предлагает описание HRM с ориентацией на будущее. Она не отражает сложившуюся ситуацию на предприятиях Беларуси, а предлагает для них те возможности, которые дают современные инструменты HRM, адаптированные на лучших фирмах стран с рыночной экономикой. Использование этих инструментов на отечественных фирмах требует по крайней мере их знания.

    Что сегодня может быть названо ведущим звеном интенсификации жизненных процессов, начиная от государства, организации и до их основного и первичного слагаемого - человека? Интернационализация, трансформация, приватизация или глобализация, усиление конкуренции, укрепление внутреннего рынка, выпуск экспортоориентированной продукции или бескомпромиссная ориентация на клиента, или качество? А может ориентация на групповую работу, управление знаниями и рабочим временем, виртуализация и гибкость? При любом ответе решающая роль будет принадлежать управлению человеческими ресурсами (HRM), ответственности за их использование. В будущем руководители станут партнерами сотрудников, а сотрудники - стратегическими партнерами топ-менеджмента. Но для такого стратегического партнерства нужны преобразования, которые вызваны объективными предпосылками внешней среды. Они затрагивают организационные формы, корпоративную культуру, производственный климат и прежде всего HRM. На осуществление таких преобразований ориентируется этот учебник.

    Управление персоналом как фактор успеха? Ответ на этот вопрос неотделим от того, что управление персоналом - это HRM, a также практика работы каждого руководителя. При этом всегда имеет значение стратегия персонала и необходимость профессионального отношения к самому понятию «персонал». Управление персоналом состоит из функций, важнейшие из которых направлены на извлечение пользы от сотрудников. Глобализация экономики привела к переосмыслению функций управления человеческими ресурсами на оперативном и стратегическом уровнях. Современная фаза радикальных преобразований классического менеджмента имеет отношение прежде всего к менеджменту персонала. Он стал ядром этих преобразований причем независимо от исходного состояния самого управления той или иной организации. Благодаря этому ядру возможен «туннельный» эффект на пути к современной организации в странах переходной экономики, возможен резкий прорыв, импульс в развитии управленческих отношений. Прежде всего речь идет о преодолении социально-психологического барьера при восприятии самого управления человеческими ресурсами.

    Учебник содержит иллюстрированный материал, который отражает опыт работы с персоналом на отечественных и зарубежных предприятиях. В книге находит отражение тот факт, что в будущем менеджмент персонала не будет концентрироваться только на оперативно-тактическом уровне, а потребует стратегических обоснований и разработок.

    Иерархия инструментов предпринимательского управления персоналом организации такова, что на каждом уровне используется свой арсенал методов работы с информацией и людьми в соответствии со схемой:

    Оперативный уровень - реализация активности (кто, когда, где?);

    Тактический уровень - разработка программ (чем?);

    Стратегический уровень - средства и их комбинации (как?);

    Уровень политики предприятия - разработка целей управления персоналом (что?);

    Уровень философии бизнеса - разработка фирменных ценностей и миссии.

    В учебнике излагаются основополагающие идеи инновационного управления людьми в организации, а также основные функ-. ции менеджмента персонала в соответствии с динамикой требований к современному руководителю. Его изучение позволяет самостоятельно освоить современные знания и практический опыт в области управления персоналом.

    В учебник включены содержащие инновационный подход к управлению персоналом авторские разработки из других изданий:

    Беляцкий Н.П., Велесько Е.И., Ройш П. «Управление персоналом», Беляцкий Н.П. «Менеджмент: основы лидерства», Беляцкий Н.П. , Ройш П. «Управление человеческими ресурсами».

    Настоящий учебник отличает его ориентация на углубленное изучение тех особенностей работы персонала и с персоналом организации, которые отражают современное содержание управления человеческими ресурсами на основе реализации интеллектуального потенциала сотрудников и формирования организационных знаний. Учебник будет полезен не только студентам, но и практическим работникам-руководителям.

    1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

    1.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ

    1.1.1. Сущность управления персоналом

    Предприятие - это не только кибернетическая, организационная, техническая, информационная система, а прежде всего экономическая и социальная система, в которой действует человек как ее важнейший элемент - живой, творчески активный, со своими достоинствами и недостатками. Личностный потенциал человека, его деловые качества служат источниками и исходными принципами развития организации. В связи с этим управление персоналом является универсальной задачей и основной функцией руководителя. Он управляет теми сотрудниками, которым сам делегировал полномочия, задачи, компетентность. В то же время управленческая ответственность остается за руководителем, который отвечает за работу сотрудников.

    Однако нередко руководитель действует по интуиции, на основе своего опыта или личных убеждений, которые считает правильными. Дело в том, что руководитель, в недалеком прошлом своей карьеры инженер или экономист, концентрирует свое внимание на конструкции, технологии выпускаемых изделий, их себестоимости, оборудовании, комплектующих изделиях, контрольных операциях. В то время как сотрудники часто остаются вне поля его зрения, ему чужды их отношения, чувства, они для него только подчиненные. Однако когда специалист становится руководителем, ему приходится управлять не технологическим процессом, снабжением или сбытом, а людьми, причем не людьми как элементами системы управления, а каждым человеком как личностью, персоной.

    Сущность управления персоналом заключается в решении таких проблем.

    Управление персоналом не ограничено жесткими рамками. К началу XXI в. теория и практика уже выработали ряд достаточно устойчивых проверенных критериев, одним из которых является оперативное управление персоналом.

    Суть оперативного управления персоналом часто зависит от характера деловых и человеческих отношений, которые сложились на предприятии. Они различаются в зависимости от особенностей производства, условий труда и вида выпускаемой продукции или услуг. Управление персоналом осуществляется в единстве с технологическим управлением, производственными и трудовыми процессами. Оно позволяет отождествлять производство с предприятием, а предприятие с менеджментом. Однако необходимо учитывать, что управление персоналом является только частью менеджмента, его постоянной составляющей независимо от вида самого менеджмента - производственного, финансового, экологического или банковского.

    1.1.2. Основные понятия в управлении персоналом

    Под управлением персоналом, или менеджментом персонала, или управлением человеческими ресурсами, понимается система видов деятельности, прежде всего руководящей, как отдельных менеджеров, так и всего аппарата управления. Предприятие ищет абстрактную рабочую силу, но имеет дело с конкретными людьми. Это порождает две области функций менеджмента персонала:

    Руководство людьми (персоналом);

    Расчетно-аналитическая работа с цифровым материалом (расчет потребностей в персонале, определение его стоимости, анализ состояния персонала, составление штатного расписания), разработка требований к персоналу, делопроизводство.

    Понятие руководства персоналом используется в различных вариантах, аспектах и на нескольких уровнях. На уровне предприятия как системы оно включает разработку подсистемы регулирующих отношений. На уровне процессов производства речь идет о непосредственном управлении сотрудниками на уровне продуктов как овеществленной рабочей силе, которая была задействована при определенной расстановке работников, руководство персоналом сводится к оценке его результативности.

    Руководство персоналом имеет три уровня, которые обусловлены различными масштабами задач и временем их выполнения: оперативный, тактический и стратегический менеджмент персонала.

    Оперативный уровень охватывает непосредственную область деловой активности персонала и соответствующую сферу влияния менеджмента персонала. Здесь представлены все функции управления персоналом, начиная от анализа данных о сотрудниках и заканчивая расчетом их стоимости, а также руководство персоналом.

    Тактический уровень подчеркивает принадлежность работы с персоналом общим процессам менеджмента персонала.

    Стратегический уровень включает две важнейшие ориентации производственного менеджмента персонала: на отношения и на информацию. Он призван повысить готовность к конкурентной борьбе, поддержать деловую стратегию, обеспечить прогнозирование сегментов внешнего рынка рабочей силы.

    Вторая область функций менеджмента персонала составляет содержание работы отдела по работе с персоналом (отдела кадров), который выполняет сервисные функции по обеспечению руководства людьми.

    Основные понятия менеджмента персонала представлены в табл. 1.1.

    Данные таблицы позволяют понять основу менеджмента персонала и разобраться в его содержании, основные аспекты которого представлены на рис. 1.1.

    Таблица 1.1 Определения понятий в управлении персоналом


    Понятие

    Содержание

    Кадровая политика

    Принципы, цели и стратегии в области работы с персоналом, на которые ориентированы все мероприятия по управлению человеческими ресурсами

    Персонал

    Сотрудники организации: руководители, специалисты, рабочие, младший обслуживающий персонал

    Приобретение персонала

    Поиск необходимых сотрудников, выбор их из числа кандидатов, а также подготовка и вступление в должность новых сотрудников

    Планирование персонала

    Предварительное осмысление и определение тех мероприятий, которые необходимо осуществить в основных областях работы с персоналом

    Назначение персонала

    С одной стороны, создание рабочих мест, подготовка условий работы, организация труда и рабочего времени, с другой - занятие сотрудниками рабочих мест и необходимой позиции в соответствии с проводимой кадровой политикой

    Индивидуальное развитие персонала

    Всестороннее установление потребностей в образовании, получении новых знаний, совершенствовании стиля управления, методов работы персонала и систематическое содействие сотрудникам в повышении их деловой активности

    Групповое развитие

    Формирование условий реализации в группе индивидуальных способностей и знаний, развитие групповой компетентности

    Организационное развитие персонала

    Формирование условий реализации групповой компетентности, развитие персонала в конкретной организации на основе взаимодействия подразделений

    Высвобождение персонала

    Мероприятия по сокращению штатов и увольнению сотрудников

    Оценка персонала

    Использование методов прямого или косвенного определения вклада отдельных сотрудников в конечный или промежуточный результаты работы подразделений

    Оценка качества работы персонала

    Установление степени соответствия сотрудников своему назначению

    Делопроизводство

    Централизованные регламентированные действия и мероприятия в отношении персонала, например, оформление записей в трудовой книжке

    Руководство персоналом

    Децентрализованное управление персоналом непосредственно руководителями подразделений, которые используют определенные инструменты управления, например, беседу с сотрудниками, диалог

    Контроллинг персонала

    Присоединение к внутрипроизводственной системе контроля, планирование и регулирование области работы с персоналом

    Планирование персонала - Как?

    Кадровая политика -- Что?

    Развитие персонала -- Когда?

    Кадровое 1 хозяйство - Чем?


    Задачи (примеры)

    Инструменты (варианты)

    Приобретение

    Штатное расписание

    Назначения

    Должностные обязанности

    Ротация

    Деловое общение

    Контроль

    Опрос

    Обучение

    Статистические методы

    Делегирование

    Диалог

    Управление персоналом - Кто?

    Рис. 1.1. Система управления персоналом

    К ним относятся приемы и методы, используемые при выполнении отдельных функций управления персоналом. Это техника работы руководителя с людьми. Различают инструменты индивидуальной работы, например, собеседование, и групповой, например семинар, конференция.

    В настоящее время развитие гуманитарного знания, его синтез все чаще связывается с «философией текста» (Руднев В.П.). Текст признается в науке «объективированной формой бытия культуры, характеризующейся такими свойствами, как единство материального и идеального, субъективного и объективного, индивидуального и социального» . С этой точки зрения, Мир рассматривается как универсальный текст. Универсальный характер, в свою очередь, носит и понимание, распространяясь на все, что может быть выражено в языке и представлено в тексте. Возможность понимания рассматривается философами как сущностная характеристика человека, так как желание быть понятым одно из самых сильных в структуре духовных потребностей. Психолого-педагогическая ветвь гуманитарного знания не остается в стороне от данной проблемы, и в психолого-педагогической литературе активно обсуждаются вопросы формирования «Человека Понимающего».

    Данными методологическими положениями определяется значимость исследования понимания текста и способов формирования умения его понимать. В представленной работе текст рассматривается в узком (лингвистическом) смысле как «произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа…» . В течение ряда лет на основе модели «идеального читателя» (Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая) разрабатывались теоретические основы обучения младших школьников пониманию текста, а также система приемов формирования данного умения. Таким образом, предметом нашего исследования является формирование умения понимать текст на начальном этапе обучения чтению.

    Исследования современных психологов доказали, что в понимании участвуют многие психические функции, значит, строя систему формирования приемов понимания текста, необходимо задуматься о способах активизации этих психических функций в процессе общения читателя с текстом. На фоне интеллектуальной, эмоциональной и духовной активности читателя нет непосильных задач в понимании. Стимулировать такую активность, на наш взгляд, может психологически обоснованная система работы с текстом.

    В основе обучения пониманию текста лежит формирующая методика, созданная в результате изучения процесса, направленного на понимание текста . Цель методики – помочь учителю (воспитателю, родителям) в обучении ребенка приемам понимания, которые он сможет самостоятельно применять тогда и в том порядке, который будет задавать конкретный текст. Методика предусматривает активизацию по ходу чтения психических процессов, участвующих в понимании (внимание, память, воссоздающее и творческое воображение, мышление, эмоции), формирование навыков самоконтроля, развитие самостоятельности мышления, эстетических чувств, волевых качеств. В то же время она соответствует требованиям, предъявляемым к урокам литературного чтения в начальной школе: развивает внимательное отношение к художественному слову, способность к сопереживанию и сотворчеству, умение выражать собственные мысли и т.д.

    На следующем этапе исследования встала задача экспериментальной проверки и внедрения формирующей методики в учебный процесс. Возникло предположение, что для ее решения необходимо так организовать обучение, чтобы ученик был включен в коллективно распределенную деятельность, осуществляемую в процессе его взаимодействия с учебником, учителем, другими учениками. В связи с этим возникла потребность, во-первых, создать учебную книгу, которая содержит систему приемов понимания текста и располагает средствами организации индивидуальной самостоятельной работы. Во-вторых, разработать основы психолого-педагогической подготовки к работе по новой образовательной технологии учителя, который, в свою очередь, будет являться организатором коллективной работы на уроке.

    В дидактике существует представление о том, что учебная книга есть «своеобразный сценарий (прообраз, проспект) предстоящей деятельности обучения» (М.Н. Скаткин). Учебник рассматривается как модель педагогической системы, элементами которой являются: наличие цели с требованиями диагностичности; содержания с учетом общедидактических принципов; разработки дидактических процессов (системы действий ученика и обеспечения управления этими действиями); организационных форм обучения (В.П. Беспалько).

    В то же время современные представления об учебной деятельности характеризуют ее как деятельность коллективно-распределенную, источники которой содержатся в управляющем влиянии системы социальных отношений в классе (учитель и учащиеся) (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман и др.). Задача организовать и направить диалог (полилог) в рамках данной деятельности традиционно приписывалась учителю. В настоящее время изменившиеся подходы к учебной книге позволяют ей занять особое место в коллективно-распределенной деятельности на уроке, выполняя не только функции закрепления и тренажа, но и полноправного участника на всех этапах обучения.

    Изменение функций учебника требует создания для него особой структуры и способа изложения материала, выстраивания его в «диалоговом режиме». В одном случае текст учебника становится сродни рассказу учителя, в другом – беседе авторов и ученика, ведущей к совместному поиску истины.

    В результате многолетней теоретической и опытно-экспериментальной работы научного коллектива под руководством Г.Г. Граник (Психологический институт РАО) создаются учебные книги нового поколения, решающие проблему обучения пониманию текста. Учебная книга для начинающих читателей необычна . Авторы хотели, чтобы она стала естественным мостиком от детских книжек к учебнику, который разовьет интерес к чтению и будет его поддерживать, соединит цели обучения с тем миром, в котором живет 6-10-летний ребенок.

    В данном учебном пособии предпринята попытка отразить идею учебника, представляющего собой модель процесса понимания, последовательно включающего в работу над текстом его звенья. Реализация данной задачи состоит в формировании у начинающего читателя средствами учебника определенных приемов работы с текстом, приводящих к осознаванию разных видов текстовой информации. Последнее рассматривается как один из критериев понимания. (В исследовании мы опирались на лингвистическую теорию видов текстовой информации, созданную И.Р. Гальпериным).

    Каждая страница книги построена так, что ее содержание и оформление организуют диалог ребенка с учебником и, как результат, самостоятельное обучение приемам понимания текста. Это достигается с помощью специально подобранного текста; оригинальных заданий на понимание; страничек для самоконтроля; игровых персонажей в тексте и на рисунке; иллюстраций; цвета.

    Основной прием понимания текста, которым овладевает ребенок в процессе обучения, носит название «диалог с текстом». Диалог этот состоит в поиске скрытых в тексте вопросов, выдвижении своих предположений-ответов, гипотез о дальнейшем содержании текста, проверке предположений по тексту, то есть в осуществлении самоконтроля. (По отношению к учебному тексту прием «постановка вопроса и поиск ответа на него», а также ряд производных приемов понимания исследованы Л.П. Доблаевым . Другие приемы работы с текстом либо вплетены в него (внимание к слову, включение воображения), либо являются его итогом (выделение концепта текста). Учебное пособие построено таким образом, что ребенок незаметно вовлекается в беседу с книгой.

    Беседуя с текстами, построенными в форме учебного диалога, ученик непроизвольно включается в овладение данным приемом понимания. В то же время, выполняя предлагаемые книгой задания, он усваивает операции диалога с текстом осознанно. Учебное пособие не оставляет школьника один на один с заданием на понимание. Если задание дано, то, как правило, есть объяснение, КАК его выполнять, дается материал для проведения самоконтроля. Операция самоконтроля имеет для ученика начальных классов особое значение. С целью ее формирования в учебное пособие введены специальные страницы «Проверь себя», которые содержат ответы на задания по ходу работы с каждым текстом. Когда основные операции диалога освоены, учебная книга с помощью специальных обозначений постоянно напоминает ребенку о необходимости использовать одну из них для понимания.

    Постепенно диалог с текстом усложняется, вбирая в себя все новые и новые приемы работы с текстом. В диалог включается не только мыслительная работа, но и воображение. Ребенок постепенно поднимается по ступенькам понимания к сотворчеству с автором текста – диалогу на новом уровне, когда «не глаз, а ум и сердце читают». В итоге диалог становится неотъемлемой частью чтения любого текста, с которым сталкивается ребенок.

    Исследовательская работа по использованию данных книг в учебном процессе показала, что нетрадиционность заданий, специальный подбор текстового материала, а, главное, система работы, помогающая учиться, вызывает у детей живой интерес, желание работать с книгой. Обучение диалогу с текстом помогает вывести в речевой план, а значит, в план осознавания, размышления над текстом. А это, на наш взгляд, одна из самых важных ступеней в диалоге, ведущем к пониманию.

    Особенностью функционирования данной учебной книги на уроке литературного чтения является то, что она организует сотрудничество, коллективную мыследеятельность учащихся и учителя в учебном полилоге по поводу понимания литературного текста, воздействуя как на учащихся, так и на учителя. Представляется возможным охарактеризовать несколько аспектов результативности работы по формированию у младших школьников системы приемов понимания текста в коллективно-распределенной учебной деятельности.

    Мотивационный. По словам учителей, урок литературного чтения «заряжает энергией», так как именно на этом уроке ярче всего проявляется индивидуальность ребенка, обобщается и применяется его жизненный опыт, ребенок больше всего открывается для размышления, удовлетворения потребностей самого высокого уровня (в познании, в красоте, в саморазвитии).

    У детей высокая учебная мотивация на данном уроке определяется возможностью высказаться, отсутствием страха ошибиться, так как мнение каждого ребенка по поводу прочитанного ценно. Необычное построение и оформление учебных книг также поддерживает познавательный интерес и желание учиться.

    Операционный. У школьников формируются приемы понимания текста, общения с книгой, которые он переносит при чтении текстов (познавательных, художественных, естественно-научных и др.) на разных уроках. Тем самым закладывается одно наиболее важных учебных умений – умение учиться.

    У учителей, работающих по данным учебным книгам, как правило, нет сложностей с подготовкой к уроку. Содержание и формы работы на уроке, направление коллективно-распределенной деятельности подсказывает им сам учебник.

    Рефлексивный. Осознанное отношение ребенка к применению приемов, помогающих пониманию, к необходимости самоконтроля активизирует рефлексивные механизмы психики.

    Учителем яснее осознается проблема понимания при работе с книгой, связанные с этой проблемой развивающие цели обучения. Возможность использования заданий из учебных книг в качестве как обучающих, так и диагностических позволяет учителю отслеживать результативность процесса обучения и соответственно корректировать его. У учителей чаще проявляется критичность по отношению к своим действиям, развивается терпимое отношение к детям.

    Коммуникативный. Обучение диалогу с текстом помогает «разговорить» детей: ученики с большим желанием высказывают свое мнение, учатся слушать точку зрения товарища или учителя и не боятся ее критиковать. Отмечается также перенос освоенных приемов понимания в сферу межличностного общения.

    У учителей появляется желание делиться с коллегами своими творческими находками, исчезает тревожность перед административными проверками, меняется на более демократичный стиль отношений с детьми. Администраторы (завучи, методисты) отмечают, что на уроках этих учителей создается особое настроение, когда у присутствующих исчезает желание конспектировать и анализировать, а появляется потребность удивляться и соучаствовать.

    Творческий. Экспериментальное исследование в школе показало, что предлагаемая система работы над пониманием текста в процессе применения каждым учителем обогащается его видением, его опытом, его методическими находками. Использование учебного пособия, организующего коллективно-распределенную деятельность над пониманием текста на уроке, раскрепощает учителя. Зная общее направление обучения, учителя изобретают многочисленные варианты включения материалов учебного пособия в работу, дополняют их своими заданиями, находят интересные связи с разными учебными предметами. Так, есть опыт использования методики обучения пониманию текста на уроках литературного чтения, развития речи, русского языка, математики, природоведения, риторики, культуры речи, предмета «речь и этикет», спецкурса по развитию творческого воображения и т.д.

    По мере включения в работу учителя убеждаются, что специальное обучение приемам понимания текста не только облегчает учебный труд ребенка, но и выводит детей в ходе обсуждения текста на такие глубины понимания, которые взрослый не всегда в состоянии увидеть. Раскрепощенное, свободное от стереотипов восприятие ребенка дополняется оригинальными размышлениями о прочитанном, а затем превращается в собственное творчество.

    Уроки литературного чтения, тексты, которые анализировались на них, дети вспоминают и через несколько лет после окончания начальной школы. Возможно, это происходит потому, что на этих уроках различия в способностях не имеют особого значения. Каждый ребенок интересен как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. Овладение приемами понимания текста слабым ученикам позволяет почувствовать свое «могущество» над знаниями (Я могу!), а сильным открывает дорогу к новым вершинам.

    В ходе опытно-экспериментальной работы выяснилось, что для реализации выдвинутых идей в школьной практике необходима готовность учителя к работе над пониманием текста. Психолого-педагогическая подготовка учителей к работе по новой методике проводится в разных формах: лекции по теоретическим основам понимания текста; педагогические мастерские; семинары-практикумы по овладению методикой обучения пониманию текста; мастер-классы; круглые столы по обмену опытом внедрения методики; разработка тематического планирования уроков; проведение уроков и их анализ; обсуждение видеозаписей уроков; обобщение педагогического опыта по использованию методики и т.д. Педагоги, включившиеся в овладение методикой обучения пониманию текста, становятся проводниками ее идей в своих школах, соавторами при создании методических пособий .

    Многолетняя исследовательская работа привела к выводу о том, что умение работать с текстом должно закладываться на этапе профессиональной подготовки специалиста. Исследование, проведенное на выпускном курсе педагогического университета, показало, что многие выпускники вуза испытывают трудности в работе с текстом. Так, выполняя самостоятельный анализ текста, адекватно его понимают лишь 21,6% студентов – будущих педагогов начальных классов; 43,2 % - продемонстрировали отрывочное, фрагментарное понимание, низкий уровень развития читательского воображения; 35,2 % студентов показали полное непонимание прочитанного.

    С целью обучения студентов приемам понимания текста создан и апробирован специализированный курс. Программа спецкурса предполагает изучение теоретических основ и практическое применение методики обучения приемам понимания текста. Целями данного обучения является воспитание Читателя, интеллектуально и эмоционально активного, открытого нравственному воздействию текста, формирование у него ценностного отношения к чтению, умения извлекать текстовую информацию. В процессе обучения студенты получают знания об основных приемах работы с книгой, психолого-педагогических основах их выделения и применения при чтении. У студентов формируется умение применять приемы понимания по отношению к конкретному тексту, разворачивать и сжимать текстовую информацию. Кроме специализированного курса приемы работы с текстом рассматриваются при изучении таких дисциплин, как «Организация самостоятельной работы», «Русский язык и культура речи», «Педагогическая психология (психодидактика)» и т.д.

    Подводя итоги исследования, посвященного формированию у младших школьников системы приемов понимания текста, необходимо отметить, что работа с текстом превращается и для педагога, и для школьников в увлекательное занятие, которое позволяет им получать удовольствие от возможности сотворчества с книгой и сотрудничества друг с другом; создает ситуацию успеха, когда «ты понимаешь и тебя понимают». По учебным книгам дети учатся с радостью, а радостный труд успешнее в несколько раз. Этот труд позволяет ребенку сделать первые шаги к тому, чтобы стать Читателем, «Человеком Понимающим». Таким образом, обучение приемам понимания художественного текста становится реально выполнимой задачей, которая является частью большой и сложной работы по воспитанию ответственности за свою духовную жизнь, за культуру мышления.


    Понимание текста

    Довольно сложная задача для младших школьников – это понимание текста. Чтобы решить эту задачу, ученик должен понять, что же от него требуется. Тем более при изучении литературы понимание текста совершенно не обходимо. Многие международные организации, которые проводят сравнительные проверки разных систем образования, включают, как один из важнейших, тест на понимание текста. И надо сказать российское образование не занимает по этому показателю ведущих мест. По данным организации «Piza», в 2003- 2004 году Россия заняла 28 место (по этому показателю) из 37 стран, принимающих в нем участие. В 2006 году – лишь 35 из 42. Исследования специалистов лаборатории во многих городах и не в течение одного года выявили поразительную цифру: только три человека из тысячи владеют приёмами понимания. Три из тысячи – это 0,3%. Эта цифра коррелирует с тем, что только 0,3% слушает серьёзную музыку, посещает художественные выставки, читает серьёзную художественную литературу и конечно может решать серьезные задачи. Поэтому перед авторами встала серьезная задача научить детей понимать. Были найдены возможности обучать пониманию. Один из приёмов обучения пониманию детей, авторы назвали «диалог с текстом» Когда ребёнок читает текст – у него должен возникнуть вопрос в связи с прочитанным – почему это так, что будет дальше? И не только вопрос, но и предложение и своя гипотеза. И при дальнейшем чтении он её проверяет. Гипотеза или совпадает или не совпадает. С дальнейшим развитием текста, но все равно ребёнок учится пониманию. Он корректирует себя или уверяется в том, что он прав.

    Концепция учебного пособия по пониманию текста

    «Путешествие в Страну Книги»

    К сожалению, сегодня все меньше детей любят читать. Это трагедия нации. По статистике, одной из мировых компаний, исследующих книжный рынок «Nop World» - россияне перестали быть самой читающей страной, уступив пальму первенства Индии, Филиппинам, Китаю, Таиландцам, Египтянам. Больше всех сейчас читают индийцы, которые тратят на это занятие 11 часов в неделю. Россияне находиться на 8 месте и тратят на чтение 7 часов в неделю.

    Одна из причин – детей не учат общению с книгой. Школьников обучают технике чтения, пере­сказу, ответам на готовые вопросы, что в лучшем случае помогает понять фабулу произведения.

    В последнее время в современной начальной школе в качестве наиболее важной задачи рассматривается обучение пониманию текста. Это не случайно. Разрабатывая новую концепцию обучения родному языку «Русская филология», научные руководители академики РАО Г.Г.Граник и В.В.Рубцов около сорока лет изучали психолого-педагогические особенности создания учебников. Они пришли к выводу: самый лучший учебник не сможет решить свою обучающую задачу в полной мере, если ребенок не владеет приемами работы с текстом.

    В модель формирования у младших школьников приемов понимания текста включен новый тип учебного пособия по литературному чтению, в котором учтены психологические особенности детей младшего школьного возраста, а также психологические закономерности процесса понимания текста. Отличительной особенностью этой учебной книги можно считать то, что она является равноправным участником учебного процесса. С одной стороны, она организует взаимодействие учителя и учеников на уроке, а с другой стороны, создает необходимые условия для самостоятельной работы ученика.

    Теоретической основой обучения пониманию текста, заложенной в учебную книгу, является модель «идеального читателя» (Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А.), то есть система приемов пониманиятекста , к формированию которой надо стремиться в обучении.

    Как работает «идеальный читатель»?

    Он начинает размышлять над текстом до чтения, активно осмысливает и переживает (или сопереживает) по ходу чтения, продолжает размышлять над текстом после чтения, пытаясь «найти себя новым в чужом». Такой читатель не торопится, старается не пропускать не вполне понятные или очень важные слова, вычитывая из них и то, что написано, и то, что остается за строкой, находится в подтексте. Он задает себе вопросы по ходу чтения, задумывается над дальнейшим развитием событий (то есть прогнозирует), сверяет свои размышления с текстом и корректирует их, избегая категоричных, жестких установок. Такое чтение похоже на беседу, диалог с текстом.

    Отличительной чертой чтения «идеального читателя» является активность воображения, которое является верным другом не только понимания, но и запоминания прочитанного.

    Вся работа «идеального читателя» организована желанием понять автора текста, делая своеобразные «открытия в себе». Эта особенность понимания роднит его с творческим мышлением, поэтому принято считать, что понимание и творчество – синонимы.

    Завершающие шаги понимания, которые делает «идеальный читатель» после чтения, связаны с его умением перейти с языка фактов и образов на «язык мысли».

    Обучение младших школьников приемам понимания текста охватывает период с 1-го по 4-й класс. Его цель – помочь учителю, воспитателю, родителям в обучении ребенка приемам понимания, которые он сможет самостоятельно применять тогда и в том порядке, который будет задавать конкретный текст.

    В соответствии с логикой обучения выстроено учебное пособие «Путешествие в Страну Книги».

    Данное учебное пособие можно ис­пользовать независимо от того, по какому базовому учебнику чтения занимается ребенок. В «Путешествии…» на специально подобранных художественных текстах или отрывках из художественных произведений ил­люстрируются описанные учеными приемы, облег­чающие понимание текста.

    Учебное пособие «Путешествие в Страну Книги» состоит из четырех книг для работы в течение четырёх лет обучения в начальной школе. Каждая книга имеет главную обучающую задачу.

    В первой книге пособия акцент сделан на овладе­ние ребенком одним из главных приемов понимания текста. Это диалог с текстом . Он включает в себя умение осознавать скрытые в тексте во­просы, прогнозировать, осуществлять самоконтроль, то есть проверять свои гипотезы. В последующих частях пособия задания на использование этого приема повто­ряются, усложняются, так как он постепенно должен стать неотъемлемой частью чтения любого текста.

    Вторая книга пособия направлена на обучение выделению концепта текста (системы взгля­дов автора). Особое место в этом занимает работа с мини-текстом - пословицей. Ребёнку предлагаются задания, расположенные в порядке возрастания сложности и са­мостоятельности в поиске смысла пословицы.

    Работа с мини-текстом продолжается в третьей и чет­вертой книгах пособия и имеет несколько сторон. Одна из них - научить ребенка понимать мысль, заключенную в пословице, применять пословицу в уместной ситуации, то есть осуществлять перенос мысли. Не менее важная сторона работы - удивляться и восхищаться красотой, точностью, неисчерпаемым разнообразием отра­жения мудрости в народных изречениях. И, наконец, творческим компонентом может быть самостоятельный подбор пословиц, и даже создание своих пословиц.

    Третья книга учебного пособия посвя­щена развитию воображения в процессе чтения и подго­товке к разговору о художественных средствах языка. Распространенное в школе восприятие слова как знака часто не позволяет детям разглядеть красоту художест­венного произведения. В учебной книге перед ребенком ставится задача вычерпывания смыслов из слов-образов, проводится большая работа над сравнени­ем, которое является основой художественных средств.

    Особенно важно умение пред­ставлять переживания героев, эмоционально откликаться на происходящие события. Только после того как ребенок будет захвачен художественными образами, логично пере­ходить к рациональному анализу секретов создания кра­соты текста. Такой анализ является одной из важных за­дач третьей книги пособия.

    В заключительной книге пособия все усилия в обуче­нии направлены на вычерпывание из текстов смыслов и эмоций , на получение удовольствия от мудрой мысли или поразительного, прекрасного слова. Изученные ра­нее приемы понимания используются здесь на более вы­соком уровне: сложнее становятся тексты и задания к ним.

    Каждая книга учебного пособия содержит обучающие, тренировочные и проверочные страницы-карточки и позволяет организовать как коллективную учебную деятельность, так и самостоятельную работу ребенка.

    В каждой карточке уделено внимание одному или нескольким приемам, на это указывает ее цвет. В голубых карточках основной прием - диалог с текстом; в желтых - работа над разными вида­ми текстовой информации; в розовых - развитие вооб­ражения; в зеленых - внимание к незнакомым словам, художественным средствам.

    Чтобы помочь ребенку лучше разобраться в фактах, событиях, описанных в тексте, и проконтролировать его понимание, в карточках предлагаются задания провести беседу с текстом, пересказать его, включить воображение, состав­ить рассказы по предложениям, делать ремарки к реп­ликам персонажей, рассказать о героях, представ­ляя, что стоишь в стороне и наблюдаешь за ними, и т. д.

    Необходимо сказать несколько слов о методике работы. Обучающие карточки, которые содержат новый материал о тексте и его понимании, называются карточки-подсказки . С помощью тренировочных карточек можно вести и коллективное, и индивидуальное обучение, в процессе которого каждый ребенок будет работать в своем темпе, осуществляя самоконтроль. Для контроля правильности выполнения заданий в конце книги отведены специальные страницы с ключом «Проверь себя» . Конечно, ответы на них даются примерные и краткие. Иногда ответ вообще отсутствует, чтобы не создавать у учителя жесткую установку и не блокировать собственные размышления ребенка над книгой.

    Учитель может использовать систему обучения пониманию текста на уроках литературного чтения, развития речи, риторики, а также на внеклассных занятиях. Родителям это учебное пособие поможет превратить домашнее чтение ребенка в увлекательное и полезное дело.

    Необходимо, чтобы в процессе обучения дети стали осознанно применять приемы понимания и переносили их на тексты, которые читают в школе и дома. Постепенно чтение с использованием приемов понимания станет для них естественным.

    Растущий человек не может развиваться вне мира художественной литературы. Ведь литература – это запечатленный опыт ума, чувств, взаимоотношений людей. Однако взрослые часто не знают, как вырастить Читателя. Возможно, именно это учебное пособие поможет детям сделать первые шаги на пути к Книге.

    _____________________

    художественный текст

    Г.Г. Граник, С.А. Шаповал, Л.А. Концевая, С.М. Бондаренко

    ЛИТЕРАТУРА

    8

    Задачник классы практикум

    Под научным руководством академика Г.Г. Граник

    ОБ ЭТОЙ КНИГЕ

    Потребность ПОНИМАТЬ -одна из самых главных в человеческой жизни. Что это такое? Что бы это значило? На что это похоже? Как это получилось? В чем смысл этого всего? Как мне к этому относиться? -подобные во­просы человек задает себе всегда, с самого детства до самой старости. В том числе и по отношению к кни­гам, которые читает. С вопросов и начинается Диалог – с книгой, с автором, с Культурой, с самим собой...

    Писатели часто говорят о сотворчестве, о жажде общения с Настоящим читателем. Его называют еще Понимающим, Умным, Хорошим читателем, а педа­гоги и ученые хотят видеть современного ученика чи­тателем Квалифицированным, Зрелым, Умелым, Эстетически развитым - Читателем с большой буквы.

    Помочь вырастить такого Читателя - цель предла­гаемой книги. Для этого в ней собраны и доступно объяснены многие из приемов, которыми должен владеть Читатель, в отличие от простого "потребите­ля" книги. Эти приемы охватывают и психологию (ПОНИМАТЬ...), и литературу как вид искусства (...ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ...), и язык (...ТЕКСТ). По­нимание является необходимым условием полноцен­ного общения Читателя с художественным произве­дением и его автором - только на этой основе стано­вится возможным размышление Читателя, его эмоциональный отклик, собственная нравственная позиция по отношению к произведению, личност­ный духовный рост.

    Книга состоит из двух разделов. В первом, обу­чающем разделе приведены теоретические сведения, необходимые для сознательного восприятия худо­жественного текста, и даны образцы выполнения за­даний. Второй, тренировочный - включает только за­дачи (оригинальные тексты со специально разрабо­танными к ним заданиями).

    Уникальной особенностью книги являются ответы ко всем задачам. В них воспроизводится механизм работы с художественным текстом: показано, на что Читатель должен обращать внимание, как следует рассуждать, каким путем можно прийти к реше­нию, то есть к пониманию смысла того, о чем чи­таешь.

    Подробные объяснения, как работать с этой кни­гой, ученик найдет на следующей странице. Инфор­мация для учителя - в конце книги. Мы надеемся, что наш задачник-практикум будет полезен и тем, кто учится, и тем, кто учит.

    4 Читателю-ученику

    Книга о литературе, но не учебник; сборник за­дач, да не по математике, - именно такую кни­гу вы держите сейчас в руках. Ее содержание - задачи по литературе с подсказками и ответами.

    ПОЧЕМУ "ЗАДАЧИ"? ДЛЯ ЧЕГО ОНИ НУЖНЫ? Дело в том, что когда мы читаем художественное произведение, то должны "держать в голове" и вы­полнять много умственных действий сразу. Однако прежде чем пускаться в многотрудное плавание по большому тексту, следует отработать часть приемов в маленьком учебном бассейне. Именно это и дают воз­можность сделать задачи, собранные в нашем посо­бии.

    Решение этих задач поможет вам научиться пони­мать художественный текст. Вы узнаете, из че­го складывается такое понимание и от чего оно зави­сит. Психологические механизмы понимания рабо­тают не только когда вы читаете: они "живут" в нас всегда, и вы сами это обнаружите, как только с ними познакомитесь. Вы научитесь использовать особые правила и законы художественного восприятия и обращать внимание на сигналы, которые подает любой, не только художественный, текст.

    Но, чтобы решать задачи, нужно запастись некото­рыми знаниями. И они есть в этой книге, в первой ее части, названной "Подсказки".

    ПОЧЕМУ И ДЛЯ ЧЕГО "ПОДСКАЗКИ"? Под­сказки тем и отличаются от "объяснения нового ма­териала", что дают возможность 1) коротко и 2) в нуж-

    ный момент сообщить именно те теоретические зна­ния, которые необходимы для решения той или иной задачи.

    Авторы очень вас просят: обязательно поработайте с первой, теоретической, частью книги. "Подсказок" много, и они разные. Иногда в них говорится о том, что вам, может быть, уже известно. Например, о глагольной метафоре или иронии. А иногда речь пойдет о чем-то совершенно незнакомом. На­пример, об установке или о прогнозировании. Мы постарались рассказать обо всем так, чтобы вам было понятно и интересно.

    Почти после каждой "Подсказки" помещены трени­ровочные задания, на которых можно попробовать свои силы и проверить знания.

    Вторая часть книги - это разнообразные трениро­вочные задания. Если у вас здесь возникнут труд­ности, вернитесь к первой части, найдите по оглавле­нию нужную подсказку, и она обязательно вам помо­жет. Решив задачу, сверьтесь с ответом, помещен­ным после каждого задания.

    КАК РАБОТАТЬ С "ОТВЕТАМИ"? В книге не прос­то ответы в привычном для вас виде, а объяснения или ход решения задачи. Авторы старались пока­зать как бы "замедленную съемку" самого процесса понимания художественного текста. Такой тип "от­ветов" требует от вас возвращения к прочитанному, продумывания каждого вопроса, припоминания, размышления.

    Ответы, как вы увидите, могут быть вариативными. В некоторых из них отражена точка зрения авто­ров книги, с которой вам не обязательно соглашать­ся, ведь текст многозначен, и толкование его мо­жет быть разным. Однако вы должны уметь обос-

    новать, отстоять свое мнение! Иногда приводятся ответы учеников, ваших ровесников. Поспорьте и с ними, если не согласны.

    Многие ответы "открыты": в них, кроме прямого ответа на вопросы задания, дается дополнительная информация, которая расширит ваши представления о языке, о литературе, о мире и жизни... Ответы могут стать и новым этапом задания, если вы этого захотите.

    И вновь просьба: пожалуйста, не читайте ответ, пока не продумаете свой собственный. Пусть ваши ум и сердце поработают! А чтобы готовые решения рань- ше времени не "лезли в глаза", закрывайте их листом бумаги и открывайте только ту часть информации, которая нужна. Чтобы легче было найти нужный материал, запомните, что в одних задачах вопрос и ответ имеют одинаковый номер, в других ответ начинается с абзаца и заключен в скобки.

    Видеть гармонию, восхищаться, удивляться, смеяться и плакать над страницами книги, познавать мир и себя - всему этому можно научиться, хотя это и трудно. Но не бойтесь трудностей, ведь, когда вы в детстве учились читать и писать, у вас они тоже были, но сейчас вы наверняка не жалеете, что их преодолели. Неужели было бы лучше остаться не­грамотным?..

    Немногие осознают, что книга - это "праздник, который всегда с тобой", что от слова можно испытывать такое же наслаждение, как от музыки или прекрасного, увлекательного зрелища. Тот, кто любит книгу, приобретает друга и учителя, который всегда готов прийти на помощь, который помогает расти и становиться Человеком. Именно поэтому нам так хочется помочь каждому из вас стать Читателем.

    Желаем вам, ребята, удачи на этом пути!

    «Подсказки»

    I. ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТЕ

    Давайте прежде всего познакомимся с видами инфор­мации в художественном тексте. Известный совре­менный лингвист И.Р. Гальперин выделил три вида нформации: концептуальную, фактуальную и подтекстовую. Поговорим о каждой из них.

    Когда автор приступает к созданию литературного произведения, он всегда хочет донести до читателя свои мысли и чувства. Художественное произведение выражает систему взглядов автора, его мировоззрение, его "личность" в широком смысле слова. Все это и составляет концептуальную информацию. Этот вид информации получил свое название от слова концепция (лат. conceptio) - 1) система взглядов на те или иные явления, способ их рассмотрения; 2) общий замысел (художника, поэта, ученого и т.д.).

    Концептуальность - это главное, что держит текст и дает ему рассыпаться на отдельные эпизоды, описания рассуждения. Концепт иногда называют идеей, а в коле, особенно в начальных классах, используют термин главная мысль. Однако концепт не сводится к главной мысли, потому что в художественном произведении их может быть много; не забывайте: ведь в нем отражается система взглядов автора. Правда, есть литературные произведения, в которых одна главная мысль.

    Чаще всего это басни, притчи, пословицы... А в таких произведениях, как романы, повести, поэмы, многие рассказы и стихи, содержится именно концептуальная информация.

    Чтобы донести свою концепцию до читателя, автор создает художественное произведение, а значит, использует разные специальные приемы, в том числе и художественные средства. Он придумывает сюжет; появ-

    ляются литературные герои, они действуют, думают, чувствуют - одним словом, живут. Описание героев, фак­тов, событий, места действия, времени его протекания - все это фактуальная информация, или фабула (от лат. fabula - повествование, история; "основа", "ядро" повествования). Это как бы одежда авторской идеи, "внешнее произведение". Однако ни один автор не садит­ся за письменный стол для того, чтобы просто написать фабулу. С помощью фабулы, через описание характеров и судьбы людей, через движение сюжета, собственные рас­суждения автор передает концептуальную информацию, т.е. свои взгляды на жизнь и то, что его волнует. Фабула "состоит на службе" у концептуальной информации. Но служит она ей по-своему: с одной стороны, она наполняет текст жизнью, помогает передать заложенную в нем кон­цептуальную информацию, с другой - сама же ее "мас­кирует": затемняет заложенные в тексте мысли, как бы "отвлекает" от них и открывает возможности для раз­ночтения. Иногда в художественных текстах, особенно в бессюжетных стихотворениях, фактуальной информации может быть очень мало.

    Один и тот же концепт (концептуальная информация) может быть выражен разными фабулами. Если вы проч­тете захватывающие книги современного колумбийского писателя Габриэля Гарсия Маркеса - "Сто лет оди­ночества", "Осень патриарха", "Полковнику никто не пи­шет", "Хроника одного запланированного убийства", то увидите, что он пишет всегда об одном - об одиночестве. Сам Маркес говорил, что писатель всю жизнь пишет одну книгу, выходящую под разными названиями. И это отно­силось прежде всего к нему самому. Но какие у него раз­ные книги! И какие разные в них герои! Они могут вызы­вать у нас различные чувства, но при этом мы не можем не видеть общего: их трагедии - трагедии одиночества. В русской литературе в другое время, еще в XIX веке, эта тема была одной из главных у М.Ю. Лермонтова.

    Понять концептуальную информацию иногда не просто.

    Во-первых, сам текст может содержать элементы, которые толкуются неоднозначно. Во-вторых, прочтение зависит не только от текста, но и от читателя: от его жизненного опыта, умения читать, настроения... Иногда писатель, создавая произведение, задумывает одно, а получается совсем другое. Так, И.С. Тургенев, написав роман "Отцы и дети", считал, что в Базарове он создал привлекательный образ нового героя, а многие читатели и литературные критики отнеслись к нему воинственно-враждебно. Такие факты говорят о том, что текст, созданный писателем, начинает жить своей жизнью, независимой от автора.

    Понять концептуальную информацию помогает и подтекстовая информация, или просто подтекст. Что это такое?

    С понятием подтекста еще никто до конца не разобрался. Подтекст похож на чудо. Это смысл, который не выражен в тексте обычными словами и возникает как бы "из ничего". Но это только так кажется. Скрытый смысл, который способны таить в себе слова, словосочетания, предложения, отдельные отрезки текста, передается с помощью порядка слов, интонации, художественных

    средств. Создать подтекст помогают еще монтаж и "скважины".

    Монтаж - это порядок, в котором выстроены предложения, абзацы и отдельные отрезки текста, а "скважинами" принято называть пробелы, "пустые места" в тексте, которые читатель сам должен заполнить смыслами. И о монтаже, и о "скважинах" мы расскажем подробнее дальше, а если хотите прочитать об этом сейчас, то откройте с. 92 и 23.

    Подтекстовая информация как бы "слуга двух господ". Она "обслуживает" и фактуальную, и концептуальную информацию. Все виды информации в произведении тесно связаны.

    Для того чтобы лучше понять, как работают различные

    свойства текста, прочитаем, как И.Р. Гальперин разби­рает стихотворение в прозе И. С. Тургенева "Воробей".

    Вот этот текст:

    Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бе­жала впереди меня.

    Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.

    Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с жел­тизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

    Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воро­бей камнем упал перед самой ее мордой - и весь взъеро­шенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

    Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок оди­чал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

    Каким громадным чудовищем должна была ему казать­ся собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высо­кой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

    Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он приз­нал эту силу.

    Я поспешил отозвать смущенного пса - и удалился, благоговея.

    Да: не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, ге­роической птицей, перед любовным ее порывом.

    Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

    Сначала посмотрим, как различные виды информации реализуются в этом произведении.

    Фактуальная информация реализуется последователь­ным развертыванием сюжета в описании поступков, сос­тояний, характеристик персонажей: самого рассказчика,

    собаки, воробьев (молодого и старого), а также прямым указанием на место действия (аллея сада) и косвенным указанием на время протекания этого действия (вдруг ). Вот сочетания слов, представляющих этот вид информа­ции: Я возвращался с охоты... собака бежала впереди ме­ня... уменьшила свои шаги... начала красться... увидала молодого воробья... упал из гнезда... собака медленно при­ближалась... старый воробей камнем упал... заслонил со­бой свое детище и так далее, до слов: Да: не смейтесь.

    Концептуальная информация выражена словами: Лю­бовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь. Этими словами Тургенев утверждает свое понимание (концепцию) движущей силы мира.

    Прослеживая развертывание сюжета, можно обнару­жить разную подтекстовую информацию. Обратите вни­мание на словосочетание камнем упал. В нашем сознании невольно возникает образ ястреба или сокола. Ведь имен­но эти хищные птицы камнем падают на добычу. Следова­тельно, воробей здесь уподобляется им по своей смелости, стремительности, решимости. Это подкрепляется и такими словами, как ринулся, отчаянный, порыв и т. д. Подтекстовую информацию можно обнаружить также в словах: ...прыгнул раза два в направлении зубастой пасти. Здесь явно подразумевается угроза этому "чу­довищу". Это подтверждается и тем, что автор называет воробья не птичкой, а героической птицей.

    Как проявляется в рассматриваемом тексте когезия [связность текста]? Сопоставим следующие словосо­четания: уменьшила свои шаги и медленно приближалась; с отчаянным и жалким писком и голосок одичал и охрип: зубастая открытая пасть и громадное чудовище. В этих парах реализуется определенная связь: они по смыслу близки, они почти синонимичны.

    Присмотритесь к форме организации текста. Он разбит на небольшие абзацы. Чтение замедляется, поскольку между абзацами пауза всегда больше, чем между пред-

    ложениями внутри абзаца. Такая структура текста соз­дает впечатление о замедленном течении действия и вре­мени в произведении.

    Это повествование прерывается словом вдруг, словами ринулся, сорвавшись, упомянутым выше сочетанием кам­нем упал.

    Таким образом, само название этого стихотворения в прозе "Воробей" вобрало в себя значения "смелость", "са­мопожертвование во имя любви" и другие. Конечно, эти значения текстовые, поскольку навязаны слову воробей лишь в данном тексте 1 .

    Выявить подтекст иногда бывает довольно трудно, а еще труднее его осмыслить и выразить словами. Однако это занятие может быть очень увлекательным, как и весь про­цесс чтения. Вот что говорит о чтении Марина Цветаева:

    "А что есть чтение - как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов".

    Эти тайны можно раскрыть. Но для этого нужно уметь "беседовать" с текстом, вести с ним диалог. Попробуем разобраться, как это делается.

    Диалог с текстом

    Как доказал современный психолог Л.П. Доблаев, не­редко текст содержит в себе "скрытые" вопросы. При диалоге с текстом наша задача - их находить (если, ко­нечно, они там есть). А когда вопрос возник, мы начинаем рассуждать, в результате возникает возможность ответить на этот вопрос, выдвинуть гипотезу - одну или несколько. (Чем больше, тем лучше.) Нам, естественно, захочется узнать, правильно ли мы ответили, верна ли наша гипо­теза, и в дальнейшем чтении мы постараемся это прове­рить. Если ни текст, ни наш личный опыт не позволяют

    " Гальперин И.Р. Лингвистика текста // Энциклопедический словарь юного филолога /Сост. М.В.Панов. - М., 1984. - С. 153-154.

    нам выдвинуть никаких предположений, мы читаем текст дальше.

    Давайте вместе проделаем эту работу на простом при­мере. Мне надо было идти. У читателя возникает много вопросов: куда? зачем? почему "надо"? Мы не можем здесь выдвинуть гипотезу (область поиска безгранична), а можем только предположить, о чем пойдет речь дальше: наверное, там все это объяснится. Читаем следующее предложение: У меня была назначена встреча с дру­зьями. На основные вопросы ответ получен.

    Еще пример, теперь из художественного текста.

    В шесть часов вечера меня стало клонить ко сну,

    Почему так рано? Личный опыт нам подсказывает, что так бывает, когда человек либо не выспался накануне (причин может быть очень много), либо его организм ослаблен (из-за болезни, старости и т.п.). Ждем, когда нам объяснят, почему героя так рано стало клонить ко сну. Одновременно мы можем выдвинуть несколько гипо­тез относительно того, что будет дальше. Он ляжет спать?

    Или будет бороться со сном?

    и я решил было улечься,

    Раз решил было, значит, не улегся, что-то ему поме­шало. Что именно? Может быть, кто-то пришел? Или он вспомнил о чем-то, что должен был сделать? Ясно одно: дальше будет какое-то "но".

    но меня остановило одно обстоятельство,

    Значит, мы правильно предположили: что-то помешало ему лечь. Какое же это обстоятельство?

    о котором я совершенно забыл.

    Наверное, что-то важное, если нельзя спать, не справив­шись с этим "обстоятельством"?

    хотя должен был предвидеть его заранее.

    Упрек самому себе подчеркивает важность этого обстоя­тельства, но оно само ничуть не проясняется. Ждем сле­дующего предложения.

    Если я засну, то кто же будет накачивать воздух в камеру?

    "Обстоятельство" наконец прояснилось. Действительно, ничего важнее воздуха в жизни нет. Но зачем же накачи­вать воздух? И что было бы, если бы герой не вспомнил об этом и заснул?

    Дышать в ней было можно самое большее час; если про­длить этот срок даже на четверть часа, последствия могли быть самые гибельные. (Э. По. Необыкновенное при­ключение некоего Ганса Пфааля. Пер. М. Энгельгардта.)

    Конечно, наш пример - во многом экспериментальный, мы взяли фрагмент вне контекста специально, чтобы показать вам, как работает сам механизм диалога с текстом. Многие вопросы возникали потому, что мы не знали преды­дущего содержания, где объяснялось, как минимум, что это за камера, в которую надо накачивать воздух.

    Такой диалог возможен далеко не после каждого слова или предложения. Довольно часто содержание прочитан­ного мы "принимаем к сведению" и никакого конкретного вопроса задать не можем, кроме "И что же дальше? И что из этого?", а поэтому должны продолжать чтение и ждать следующей информации. Приведем несколько фраз такого типа - ими начинаются рассказы разных авторов.

    В одной из отдаленных наших губерний находилось имение Ивана Петровича Берестова. (А. Пушкин. Барышня-крестьянка.)

    Шувалов ожидал Лелю в парке. Был жаркий полдень. (Ю. Олеша. Любовь.)

    Савицкий, наш комдив, забрал когда-то у Хлебникова, командира первого эскадрона, белого жеребца. (И. Бабель. История одной лошади.)

    Двадцатилетняя Мария Нарышкина родом из глухого, забросанного песками городка Астраханской губернии. (А. Платонов. Песчаная учительница.)

    Диалог с текстом - это вершина общения читателя с художественным произведением. Подготовиться к такому диалогу вам помогут почти все задания в этом пособии. Многие задания и сами построены по принципу диалога (см. Предметный указатель).



    
    Top