Вечеринка в стиле Бал-маскарад: сценарий, наряды, оформление и конкрусы.

Премьера оперы «Бал маскарад» прошла в Риме в 1859 году. Это двадцать третья опера итальянского композитора, творчество которого неизгладимо повлияло на всё оперное искусство Италии XIX века. Оперу отличает богатство мелодии и вокальное разнообразие. Музыкальные критики того времени отмечали, что музыкально в ней всё вплоть до каждой фразы. Опера не прошла и мимо России. Впервые «Бал-маскарад» был исполнен итальянской труппой осенью 1861 года в Петербурге. А зимой в 1880 году и российские зрители Большого театра смогли насладиться премьерой. Тогда опера впервые зазвучала на русском языке.

История оперы в России растянулась на долгие годы. После премьеры она выдержала некоторые изменения, а потом в 1902 году и вовсе исчезла с российской сцены. Но она исчезла, чтобы вернуться вновь! Правда в следующий раз зрители Большого театра смогли насладиться ею лишь в 1974 году. Но долгое ожидание того стоило. Декорации были бесподобные!

Краткое содержание

Действие I Губернатор Бостона Ричард Варвих знакомится со списком гостей на его бал находит среди всех имя своей тайной возлюбленной - Амелия. Эта девушка является женой его друга и по совместительству секретаря. Внезапно заходит секретарь Ренато, дабы поставить друга в известность о заговоре против него. Но губернатор напрочь отказывается выслушать его. В этот же момент объявляется о судье, которому нужно согласие Ричарда для изгнания ведьмы Ульрики из местных окрестностей. Но Ричард наказывает всем переодеться в иную одежду и отправится к колдунье.

К Ульрике приходит и Амелия, чтобы покончить с запретной любовью к губернатору. Ульрика не сразу решилась рассказать Ричарду о его судьбе, но он был настойчив. Как оказалось, колдунья увидела приближение смерти губернатора от руки его друга. Она предсказала, что убийца тот, кто раньше всех наградит его своим рукопожатием. Все окруженные отнекивались от протянутой руки губернатора. Однако вскоре появился Ренато и с радостью пожал руку друга. Толпа была в ужасе и не верила предсказанию гадалки.

Действие II Глубокая ночь. Амелия и Ричард объясняются в любви. Внезапно появляется Ренато, но его жена накидывает на лицо вуаль, чтобы не быть узнанной мужем. Он предупреждает Ричарда об участниках заговора о его убийстве и ему приходится покинуть возлюбленную. Но перед этим Ричард берет строгое обещание с Ренато не заглядывать в ее лицо и довести ее до города. Однако обещание Ренато не сог сдержать из-за того, что заговорщики узнали о том, что их планы раскрыты. Они нашли Ренато и решили выяснить кого он сопровождает. Ренато грозила смерть и Амелия сама показала своё лицо. Заговорщики высмеивают Ренато, а он в свою очередь назначает им встречу на следующий день.

Действие III порыве гнева Ренато готов был убить свою жену, но потом решает, что смерти достоин Ричард, а не она. Тогда он объявляет себя готовым к участию в заговоре против губернатора и клянется жизнью сына в чистоте своих намерений. Амелию принудили выбрать убийцу Ричарда путём жеребьёвки и она вытянула имя мужа. Ренато решает, что самое лучшее место для убийства - это бал-маскарад, ведть там он будет в маске.

В самом разгаре бала Ренато ударяет друга кинжалом и намеревается скрыться, однако толпа не позволяет ему сделать этого. С Ренато срывают маску и тем самым обнаруживают убийцу губернатора. Умирая, губернатор просит пощады для Ренато и говорит, что теперь расстался с любовью к Амелии навсегда.

История создания

Премьера состоялась 17 февраля 1859 года в Риме, в театре Аполло. Эта 23-я опера великого итальянского маэстро создана по пьесе «Густав III Шведский» француза-драматурга Э. Скриба, в основе которой лежит исторический факт – убийство короля Густава Ш. Причиной этого трагического события, происшедшего на маскараде, послужили личные мотивы – ревность, конфликт между друзьями, столкновение любви и долга.

Верди, однако, не по душе пришлись мистико-романтические настроения, которыми пронизана пьеса, а также опера по ней «Густав III, или Бал-маскарад» автора музыки Обера, поставленная в 1832 году в Париже. Он хотел создать произведение, неотъемлемое от итальянской действительности, близкое народу, но и наряду с этим политически актуальное.

По просьбе Верди Антонио Сомма написал либретто к опере «Месть и домино», но в связи с покушением на Наполеона Ш политическая обстановка накалилась, а постановка оперы была запрещена. Полицейский цензор написал новое либретто, которое Верди совсем не понравилось, и он отказался писать к нему музыку. Власти же обязали или переделать его, или заплатить неустойку. Композитор отказался искажать своё произведение и обратился в суд.

Прошел целый год и Верде выиграл процесс, однако он пошёл на некие компромиссы. Композитор заменил шведского короля на американского губернатора. В Америке не было места монархии, а значит у зрителей не должно было последовать никаких ассоциаций, которых так боялись власти Неаполя. Король Густав III превратился в губернатора Бостона Ричарда Варвика, а убийцей его стал собственный секретарь. Имена всех героев оперы были так же заменены, а основой оперы стали личные драмы главных героев. Тем самым политическая подоплёка в опере была заглушена.

Композитору пришлось претерпеть все эти изменения, чтобы сохранить своё творение. В результате перипетий и судебных разбирательств опера была переделана.

История рассказывает нам об убийстве короля Густава. В опере же этого героя заменили на вымышленного губернатора. Однако современные постановки всё-таки вернулись к первоначальному варианту, и используют шведские имена героев. Изменилось и название, и место действия, и имена главных героев. Политический мотив, к которому Верди стремился, был несколько приглушён, во главу угла был поставлен конфликт между героями, а также их личные переживания. Однако автор текста, Антонио Сомма, не посчитал нужным подписываться под либретто, теперь вместо его фамилии значились только две буквы NN.

Интересные факты

  • Итальянский писатель Д"Аннунцио назвал оперу самой мелодраматической из всех мелодрам. А критики называли постановку и хорошей, и отвратительной одновременно. Арии, музыка – прекрасны, оформление сцены – ужасно. Последнее признавал и сам композитор.
  • В декабре 1880 года состоялась премьера в Большом театре, но после небольшого количества постановок опера исчезла из репертуара на 77 лет! На сцену Большого театра «Бал-маскарад» вернулся с поражающими воображение зрителя великолепными декорациями, выполненными главным художником Ла Скала из династии Николая Бенуа.
  • В честь колдуньи из «Бала-маскарада» Ульрики назвали астероид, который в начале прошлого века открыл астроном С. Белявский.

Д. Верди опера «Бал-маскарад»

В истории оперы, пожалуй, не найдется еще одного шедевра, имеющего два комплекта главных героев, к тому же столь далеких друг от друга: шведских аристократов в одном случае и американских чиновников – в другом. Такова главная интрига создания седьмой по популярности оперы Джузеппе Верди «Бал-маскарад», которая и сегодня исполняется в обеих сюжетных вариациях.

Действующие лица

Описание

Ричард, граф Уорвик

Густав III

тенор губернатор Бостона король Швеции

Ренато

Граф Рене Анкарстрём

баритон креол, секретарь губернатора секретарь короля
Амелия сопрано супруга Ренато (Рене)

Ульрика

Мадемуазель Арвидсон

меццо-сопрано предсказательница
Оскар сопрано паж

Самуэль

Граф Риббинг

бас организаторы заговора против Ричарда (Густава III)

Том

Граф Хорн

бас

Краткое содержание (версия оригинального либретто)


Утро в королевском дворце Стокгольма, 1792 год, Густав III принимает посетителей. Его секретарь, граф Анкарстрём, предупреждает об опасности – здесь среди толпы присутствуют граф Риббинг и граф Хорн, планирующие его убийство. Но для Густава важнее то, что Анкарстрём не догадывается о любви, которую он питает к жене секретаря, Амелии – её имя в списке гостей грядущего маскарада взволновало короля. Однако после приятных воспоминаний о возлюбленной Густав обращает внимание еще на одну приглашенную – Мадемуазель Арвидсон. Узнав, что это известная гадалка, король решает её навестить. Заговорщики видят шанс реализовать свои планы.

В жилище Мадемуазель Арвидсон тесно от наплыва посетителей, встречи с ней ищет знатная дама. Густав, инкогнито находящийся среди людей в костюме рыбака, узнает в этой даме Амелию – она пришла просить помощи в избавлении от запретной любви. Гадалка рекомендует ей собрать травы, растущие на поле для казни. Когда Амелия уходит, Густав просит предсказательницу сообщить о его будущем. Она предрекает, что его убьет тот друг, который первый подаст ему руку. Поскольку им оказывается Анкарстрём, все смеются над столь невероятным пророчеством.

Амелия под покровом ночи приходит в пустынное место за травами. Густав тайно следует за ней, признается в любви и получает подтверждение взаимности своего чувства. Внезапно появляется Анкарстрём, предупреждая короля о том, что его выследили заговорщики. Амелия набрасывает вуаль. Густав и Анкарстрём меняются плащами. Перед тем как скрыться, монарх берет слово со своего секретаря, что тот проводит даму, не открывая ее лица. Неприятели окружают пару, полагая, что перед ними – Густав. Амелия защищает мужа, но тем самым выдает себя. Анкарстрём становится объектом насмешек и клянется отомстить.

В доме Анкарстрёма происходит драматическая сцена – граф полон решимости убить свою жену, но понимает, что главный виновник не она, а Густав. Он принимает у себя заговорщиков и заставляет Амелию тянуть жребий – кто из них убьет короля. Эта участь падает на него самого. Густав подписывает указ о переводе Анкарстрёма на службу в Англию. Амелия пытается предупредить возлюбленного об опасности посредством анонимного письма, но король его игнорирует.

Вечер бала-маскарада. Анкарстрём выпытывает у Оскара под какой маской скрывается его господин. Амелия пытается уговорить Густава покинуть бал, но не успевает - секретарь ударяет его ножом. Король заверяет своего убийцу, что между ним и Амелией ничего не было, произносит слова прощения и умирает.

Фото :





Интересные факты

  • Нет ни одной крупной оперной звезды в 20 веке, кто бы не участвовал в постановках «Бала-маскарада». В партии Густава (Ричарда) блистали Л. Паваротти, Ю. Бьёрлинг, Д. Ди Стефано, К. Бергонци, П. Доминго, Х. Каррерас, в партии Анкарстрёма – Э. Бастианини, Р. Меррилл, Т. Гобби, П. Каппуччилли, Р. Брузон, Д. Хворостовский, в партии Амелии – М. Каллас, К. Риччиарелли, Б. Нильсон, Л. Прайс, Р. Тебальди, М. Кабалье.
  • Исторический факт, послуживший основой сюжета - нападение на Густава III, случился на балу-маскараде в Шведской королевской опере 15 марта 1792 года. Король был смертельно ранен из пистолета и скончался двумя неделями позже. Заговор носил сугубо политические мотивы – группа консервативной знати, среди которой был и Я. Ю. Анкарстрём (королевским секретарём он, разумеется, не служил), желала освободиться от правителя, следующего принципам просвещенного абсолютизма. До самой своей казни Анкарстрём не выдавал следствию имен своих соратников. Однако они все равно стали известны и наказаны. Что касается любовной линии – она была абсолютной выдумкой, начиная с никогда не существовавшей Амелии. По свидетельству современников, Густав III вообще не испытывал интереса к женщинам.
  • «Бал-маскарад» - это опера, наполненная зловещим смехом. Здесь есть и смеющаяся ария, и даже смеющийся квинтет.
  • В этой работе Верди использовал новый для себя тип героя – пажа Оскара. Это мужская роль для женщины. Такой персонаж типичен для французской оперной традиции, с куплетными песнями и виртуозно декорированной колоратурной партией.
  • Ульрика (Мадемуазель Арвидсон) – один из самых ярких персонажей Верди, написанных для меццо-сопрано. Эта героиня сравнима с цыганкой Азученой из «Трубадура» и является одним из способов композитора обозначить фатальный характер событий.
  • Исполнители главных мужских ролей на премьере оперы Гаэтано Фраскини (Ричард) и Леоне Джиральдони (Ренато) ранее уже становились первыми интерпретаторами вердиевских героев. Фраскини пел еще 4 премьеры – «Альзиру», «Корсара», «Битву при Леньяно» и «Стиффелио». Жаральдони исполнял заглавную партию на премьере «Симона Бокканегры ».

Лучшие арии оперы

«La rivedra nell estasi» - ария Ричарда (слушать)

«Eri tu che macchiavi quell’anima» - ария Ренато (слушать)

«Re dell"abisso» - ария Ульрики (слушать)

«Volta la terrea» - ария Оскара (слушать)

История создания и постановок

К драматургу Антонио Сомма Верди обратился по поводу работы над либретто «Король Лир», которое осталось незавершенным после смерти его давнего соавтора Сальваторе Каммарано. Так, в 1853 и 1855 годах были созданы два варианта либретто «Короля Лира», которые так и не обрели свою музыкальную форму. Тем временем театр Сан Карло в Неаполе ждал новую работу маэстро. В сентябре 1857 Верди предлагает Сомме написать текст на сюжет пьесы Э. Скриба «Густав III, или Бал-маскарад». Композитора захватила эта история, дважды успевшая лечь в основу опер: в 1833 году – «Густава III» Д. Обера, в 1843 – «Регента» С. Меркаданте.

Но в процессе работы возникли сложности: бурбонская цензура запретила либретто к постановке. По её мнению, короля лучше заменить на герцога, действие перенести в дохристианскую эпоху, заговорщикам не стоит питать ненависть к королю, а следует просто вести борьбу за власть, и – никакого огнестрельного оружия на сцене! Авторы посвятили рождественскую неделю 1857 года работе над редактированием либретто. В итоге действие развернулось в Померании, король стал герцогом, а опера получила название «Месть в домино». Казалось бы, компромисс найден, и Верди возвращается в Неаполь в январе 1858 года с партитурой измененной оперы.

Вот-вот должны были начаться репетиции, но 14 января случилось неудачное покушение на императора Наполеона III, через несколько дней был схвачен его виновник, оказавшийся итальянцем, и над оперой вновь нависла серьезная угроза. Следующие требования цензуры гласили: заменить жену на сестру, убрать бал, удалить эпизод со жребием, вообще не показывать на сцене убийство. Импресарио театра Сан Карло попытался самостоятельно переработать либретто, поменяв время и место действия, главных героев и сюжет – опера стала бы называться «Аделия из Адимари», но Верди на это согласия не дал и инициировал расторжение контракта. Театр подал на него в суд, который, впрочем, маэстро выиграл.

«Бал-маскарад» — опера Джузеппе Верди на либретто Антонио Сомма по сюжету Э. Скриба. Первая постановка состоялась в римском Театро Аполло 17 февраля 1859. Сюжет оперы основан на истории убийства короля Швеции Густава III, но был сильно изменён по требованию цензуры. В настоящее время при многих постановках используются изначальные шведские имена.

«Бал-маскарад» — единственная из опер Верди, место действия которой Соединенные Штаты Америки. Более того, оно было перенесено туда случайно или, вернее, цензором. Сюжет оперы Верди был написан по пьесе французского драматурга Эжена Скриба, и его пьеса первоначально была основана на эпизоде убийства короля Швеции Густава III. Но в 1858 году, почти накануне премьеры, произошло покушение на Наполеона III. Власти Неаполя были напуганы: они сочли, что опера об убийстве короля может вдохновить неаполитанцев на восстание. В результате от Верди потребовали внести в сюжет определенные изменения. Цензоры (народ всегда очень умный и хитрый) согласились, что сюжет никого не заденет, если убитым будет никакой не король вообще, а просто наместник в каком-нибудь колониальном Бостоне.Таким образом, опера в конце концов была исполнена на следующий год — не в Неаполе после всех этих перипетий с цензурой, а в Риме. И теперь мы это с уверенностью говорим — не было никакого восстания, и ни один король не был убит в результате постановки этой оперы. Когда «Метрополитен-опера» возобновила постановку в 1940-х годах, а затем снова в 1950-х, место действия было перенесено в Швецию, где оно и должно было быть по первоначальному замыслу. Но и при этом не обошлось без курьезов. Например, постановщики сохранили имена персонажей — так их певцы и выучили.

Премьера оперы «Бал-маскарад» состоялась 17 февраля 1859 года в Риме. Про эту, 23-ю по счёту оперу Верди, отличающуюся богатством мелодий и вокальным разнообразием, говорили, что каждая фраза в ней музыкальна, а каждая мелодия вокальна. Русская премьера «Бала» прошла на сцене Большого театра 8 декабря 1880 года. Выдержав ещё постановку и возобновление в 90-е годы XIX века, «Бал-маскарад» исчез с афиши в 1902, чтобы вернуться на сцену Большого только через 77 лет в постановке Альгиса Жюрайтиса и Семёна Штейна и в роскошных декорациях главного художника Ла Скала, представителя знаменитой русской «живописной» династии Николая Бенуа.

Действующие лица.

Ричард, граф Уорик, губернатор Бостона (Густав III - король Швеции) - тенор
Амелия, жена Ренато - сопрано
Ренато, муж Амелии, секретарь Ричарда - баритон
Оскар, паж - сопрано
Ульрика, гадалка - контральто
Судья - тенор
Сильван тенор
Сэмюэль бас
Том бас

Акт I
Картина первая

Утро. Ричард, губернатор штата Массачусетс,(Густав III) принимает посетителей, среди них — враги Ричарда: Сэмюэль и Том, чей недовольный ропот смешивается со всеобщим восхвалением губернатора. Паж Оскар приносит Ричарду список приглашённых на бал, который должен состояться в скором времени. Среди приглашённых и Амелия, жена секретаря и друга губернатора креола Ренато, в которую он тайно влюблён. Ренато сообщает Ричарду, что Сэмюэль и Том готовят заговор, угрожающий жизни губернатора. Затем они, а также Оскар и судья отправляются в масках к негритянке Ульрике, прославленной волшебнице.

Картина вторая

Ульрика колдует в своём жилище. Появляется Ричард в костюме рыбака, но в этот момент Сильвано, слуга Амелии, просит принять его госпожу. Ульрика остаётся с ней наедине. Ричард, спрятавшись, слышит их разговор. Амелия признаётся, что влюблена и просит дать ей зелье, которое излечило бы её от преступной страсти. Колдунья велит Амелии пойти ночью на пустырь, где совершаются казни и собрать там волшебную траву. Как только молодая женщина уходит, Ричард просит Ульрику предсказать ему судьбу. Ульрика говорит, что он умрёт от руки друга. Ричард настроен скептически. Колдунья предупреждает графа, что его убийцей станет тот, кто первым пожмёт его руку. Этим человеком оказывается Ренато, и все убеждаются в лживости её предсказаний.
Акт II

Ночь. Пустынное поле в окрестностях Бостона. Луна освещает силуэты виселиц. Сюда пришла Амелия. Она влюблена в Ричарда, и мысль о разлуке с ним для неё невыносима. Появляется Ричард и признаётся ей в любви. С восторгом он узнаёт, что Амелия тоже любит его. Их идиллию нарушает неожиданный приход Ренато: он предупреждает губернатора о близкой опасности. Ричард просит позаботиться о его даме, скрывшей лицо под вуалью, и бежит. Ренато преграждает дорогу заговорщикам, Амелия, придя к нему на помощь, случайно открывает своё лицо. Сэмюэль и Том подсмеиваются над Ренато. Он же, горя жаждой мщения, договаривается с ними о встрече, намереваясь участвовать в заговоре.

Акт III
Картина первая

Кабинет в доме Ренато. В глубине — портрет Ричарда во весь рост. Ренато угрожает Амелии смертью, она просит позволить ей в последний раз обнять сына. Муж понимает, что должен мстить не ей, а другу-предателю и с горечью обращается к портрету. Приходят Сэмюэль и Том и вместе с Ренато решают тянуть жребий, кому убить графа. Ренато заставляет Амелию вынуть жребий: он падает на её мужа. Убийство должно произойти во время бала-маскарада, и заговорщики уже предвкушают победу.
Картина вторая
Кабинет Ричарда. Он подписывает указ, по которому Ренато и его жена должны переехать в Англию. Грустные предчувствия теснят его душу, когда он думает об Амелии.
Картина третья
Бал. Ричард спешит увидеть возлюбленную Смешавшись с толпой гостей, Ренато узнаёт у Оскара, под какой маской скрылся Ричард. Амелия предупреждает его об опасности, оба вновь охвачены страстью. Ричард сообщает Амелии о предстоящей разлуке. Когда он прощается с ней, Ренато наносит ему смертельный удар. Среди всеобщего замешательства Ричард оправдывает Амелию. Он умирает, простив своих убийц.


Древний Египет и современная автору Франция, средневековая Испания, Сицилия и Генуя… не обошел композитор вниманием и Соединенные Штаты Америки. Впрочем, задумывая оперу «Бал-маскарад», автор менее всего предполагал, что ее события будут разворачиваться за океаном. Изначально речь шла о подлинном факте из истории Швеции: в марте 1792 года лидер аристократов, недовольных либеральным настроем короля Густава III, во время бала-маскарада нанес монарху смертельную рану. В эту политическую историю французский драматург Эжен Скриб вплел любовную интригу: в его пьесе «Густав III Шведский» убийца короля ревнует к нему свою жену. Драму Скриба уже взял за основу оперы французский композитор Даниэль Обер, но Верди тоже решает обратиться к данному сюжету.

Либретто по просьбе композитора написал венецианский литератор Антонио Сомма. В январе 1858 года Джузеппе Верди завершил оперу, которая первоначально именовалась «Месть в домино» и передал ее в неаполитанский театр Сан-Карло. И тут в планы композитора и театра вмешалась политика: во Франции произошло покушение на Наполеона III, и совершил его политический эмигрант из Италии. В условиях жестокой реакции, последовавшей за этим событием, показать на сцене убийство короля было поистине немыслимо. Сначала опера была запрещена категорически, затем композитору предложили измененный вариант либретто, написанный… служащим полицейского цензурного управления: действие переносилось в средневековую Флоренцию, король становился простым дворянином, а сцена убийства на балу исключалась.

Джузеппе Верди был глубоко возмущен таким обращением с его произведением и отказался вносить требуемые изменения. Дело дошло до серьезного конфликта: импресарио театра намеревался предъявить иск композитору, тот тоже подал в суд, дело получило огласку и вызывало возмущение неаполитанцев. Проблемы с цензурой возникали у Верди и раньше – но до такого скандала дело не доходило еще ни разу, пришлось вмешаться даже королю Фердинанду II. В конце концов, был найден компромиссный вариант: запрет на оперу снимался, а в либретто вносились изменения – но не такие, как предполагалось первоначально. Действие переносилось в США – страну, где королей не было вообще никогда, Густав III превратился в Ричарда Уорика – губернатора Бостона, граф Анкарстрём – в его секретаря по имени Ренато, другие заговорщики – графы Риббинг и Горн – получили имена Сэмюэль и Том. Такое либретто отказался признать своим произведением Антонио Сомма, и оно было подписано NN. Впоследствии текст переработал Франческо Пиаве.

Музыка оперы «Бал-маскарад» чрезвычайно богата в мелодическом отношении, она изобилует выразительными оркестровыми штрихами, многие мелодии опираются на бытовые танцевальные и песенные жанры – например, ариозо Ренато в первом акте («Облеченный свыше властью» выдержано в ритме болеро, а обращение Амелии к колдунье Ульрике («Позабыть хочу я») по интонационному складу напоминает романс. Главный конфликт отражен уже в увертюре, где зловещая тема заговорщиков сопоставляется с лирической темой любви, которая впоследствии будет играть важную роль в характеристике Ричарда – в частности, на ней строится его ария в первом действии («Вновь передо мной блеснет она»), а во время его монолога во второй картине четвертого акта она появляется в оркестре. Вообще, контрастов в опере много: в мрачной сцене в жилище Ульрики звучит романтически-приподнятая, исполненная молодого задора ария Ричарда в ритме баркаролы («Волна не изменит мне в море седая»), а трагическая развязка происходит во время бала-маскарада. На контрастах строятся даже отдельные номера – так, в квинтете из четвертого действия сочетаются жажда мести, охватившая Ренато и заговорщиков, горе Амелии и беззаботность пажа Оскара. Вообще, этот персонаж своей беспечностью нередко оттеняет страшные события оперы – например, в заключительной картине трагической развязке предшествует его изящная песенка в вальсовом ритме.

Сценическая судьба оперы «Бал-маскарад», так серьезно осложнившаяся уже при ее создании, и в дальнейшем оставалась непростой. В Неаполе она так и не была поставлена – премьера состоялась в феврале 1859 года в Риме, в театре «Аполло». Спектакль прошел с огромным успехом.

Впоследствии при постановках оперы «Бал-маскарад» действие нередко переносится в Италию или – как первоначально предполагал Джузеппе Верди – в Швецию. Иногда при этом возникают несоответствия – когда изменяют место действия, а имена персонажей оставляют прежними (впрочем, иногда меняется и список действующих лицглавный герой становится Густавом III). Но, несмотря на все эти сложности, опера «Бал-маскарад» ставится в различных театрах мира. Она увековечена даже в космосе: астероид главного пояса, открытый российским астрономом С. Белявским в 1917 году, был назван Ульрикой – в честь колдуньи из оперы.

Музыкальные сезоны

Степень сложности подготовки


высокая

Декор


свечи, гирлянды, бархат, маски, цветочные композиции

Цветы


белые и темно-красные розы, фиолетовые тюльпаны, зеленый и белый бульденеж

Музыка


Бах, Корелли, Скарлатти, Вивальди, Фукс, Перселл
Цвета

Фиолетовый, зеленый, золотой, серебряный, черный, красный, белый, бордовый, пурпурный

Угощения

Медальоны из говяжьей вырезки, салат с морепродуктов, курица с розмарином, французский хлеб, пирожные, печенье, торт, фрукты, шампанское

Тематические развлечения

Танцы, аукцион, прогулка, игра «Театр», танцевальные карты, голосование за лучший костюм, фотосессия

Идея тематической вечеринки бал - маскарад

Идея бал-маскарада заставляла быстрее биться сердце, и течь в венах кровь начиная с 16 столетия. Какой-то умный (или слишком влюбленный) француз придумал прийти на королевский бал в маске. Немного позже маска стала символом равенства богатых и бедных, умных и глупых, мужчин и женщин. В принимали участие лишь пестрые птицы без пола, возраста, даже, порой, голоса. Это была идеальная среда для вероломных интриг, сплетен, и, конечно же, запретной любви. А еще - человек в маске мог позволить себе быть другим. Одним маска помогала победить комплексы, а другим, напротив, позволяла тщательно скрыть свою развратную сущность. Истинное «Я» оставалось, где то там, в свете полдня. В полумраке же маскарадного бального зала рождался новый человек, который писал свою, загадочную историю. Так какой же будет загадочная история вашего праздника? Начинаем планировать вечеринку!

ПОДГОТОВКА К ВЕЧЕРИНКЕ БАЛ - МАСКАРАД

1. Выбор темы маскарада

Выбор темы зависит от нескольких факторов. Прежде всего, вашего общего виденья праздника и предпочтений. Вот несколько опробованных на практике предложений:

Mardi Gras

(тематический для почитателей ярких цветов и красок, перьев, бурного веселья и танцев)

Призрак оперы

(более сдержанный праздник в духе викторианской величественной эпохи, с классической музыкой и соответствующим теме драматизмом)

Аристократический бал 18 столетия

(роскошное мероприятие, главным акцентом которого является помпезность нарядов, множество драгоценных украшений, изысканные кушанья)

Старый Голливуд

(мир гламура светской тусовки, представители которой кокетливо прикрывают взгляд изысканной маской)

Кроме того, на выбор темы может повлиять и место проведения праздника (для викторианского бала необходимо арендовать большой танцевальный зал, а для старого Голливуда хватит и скромной гостиной вашего дома). Ну и, конечно, бюджет. Если, например, «Голливуд» и «Призрак оперы» - малобюджетные мероприятия, то на «Mardi Gras» и «Аристократический бал» - придется основательно раскошелиться.


2. Приглашения на бал - маскарад

После того, как с темой определились - начинаем приглашать гостей. Доминирующим символом для любой темы праздника в духе , является, конечно же, .

Для лицевой стороны планшета такой стильной пригласительной открытки использована идея оформления венецианских будуаров. Стены расписаны золотом, мерцающие в свете канделябров цветы, дорогие, утонченные ткани…

Этот вариант более прост и экономен. Маску-основу вырезаем из плотной бумаги (картона), и декорируем, с использованием подручных средств. Вместо серпантина (или вместе с ним) можно использовать аэрозольные серебряные блестки на основе клея или металлизированные крупные «горошины» конфетти.
Текст приглашения формулируем произвольно. Важно указать дату, время, тему праздника, место, дресс-код, и сроки RSVP информации.

3. Наряды для бал - маскарада

Нет ничего хуже, чем тематический праздник с гостями, которые проигнорировали строку о дресс-коде. Маскарад без костюмов изначально обречен на провал. Избежать неловкостей, конфузов и испорченного настроения помогут три простых правила:

I. Пригласительные открытки нужно вручить всем гостям как минимум, за две недели до мероприятия;

II. Ставить вопрос о дресс-коде четко, громко и категорично.

Постарайтесь объяснить своим гостям, что благодаря их сказочным костюмам тема вечеринки «оживет», что во время эпохи Возрождения маскарады проводились лишь для избранных, элиты общества, и под конец - объявите конкурс на самый лучший карнавальный костюм (с последующим вознаграждением победителя).

III. Подготовьте запасные маски для тех гостей, которые страдают «дефектами слуха», или - слишком прагматичны по своей сути, чтобы прочувствовать всю глубокую философию будущего праздника.

Запасная , вместе со строгим указанием: мужчины во фраках, женщины - в вечерних платьях - вполне способна спасти бал-маскарад, который может оказаться на грани провала.

А если гости добавят к наряду маленькую изюминку - туфли в стиле ярких птиц Рио - получится замечательный маскарадный туалет.

Костюм для бал-маскарада может быть как тщательно продуманным помпезным нарядом так и неким юмористическим образом с эротическим подтекстом.

Мужчины так же, в зависимости от темы праздника, могут прийти как в строгом фраке с бабочкой, так и в костюме развязного пирата в треуголке, или Зорро.

4. Маски для вечеринки бал - маскарад

Отличным решением для дорогого бала в духе Средневековья станет вот такая на основе гипса.

Сделать ее можно в домашних условиях, применив немного подручных средств и художественного таланта. Для одной маски понадобится: 20 лент медицинского гипса на марлевой основе (шириной 2,5 см и длиной 4 см), жирный крем, вода. Смажьте лицо кремом (чтобы избежать раздражения и аллергической реакции), наложите размоченные в воде гипсовые полоски. Позвольте гипсу высохнуть у вас на лице. С помощью острого ножа придайте готовому оттиску нужную форму. А дальше - дайте волю творчеству и фантазии.

Более простой вариант - маска-очки из ткани. Гипюр, жемчуг, стразы, кожа - это лишь малая часть инструментов, способных сделать женский взгляд из-под маски таинственным, загадочным, совершенным.

И самый элементарный вариант маски - гипюровая повязка на глаза. Тайна, экспрессия, харизма - это только несколько слов, из плеяды тех, которые вы услышите благодаря маске в свой адрес на вечеринке.

5. Декор для бал - маскарада

Идеальным местом для бал-маскарада станет танцевальный зал эпохи Ренессанса. Гобелены, картины, канделябры со свечами, громоздкая резная мебель… К сожалению, таких во всем мире осталось не больше десятка, да и те - музеи. Что же делать? Вернуть свой (или арендованный) дом на несколько столетий назад во времени!

Драпировка . Купите несколько отрезов бархата для драпировки стен «бального зала». Отлично подойдут бордовые, темно-зеленые и темно-синие ткани.

Свечи . Бал-маскарад требует создания романтический, загадочной атмосферы. Отключите центральное яркое освещение на вечер, воспользуйтесь боковыми светильниками и красиво оформленными свечами.

Маски . Маскарадные маски (с перьями, стразами, лентами) станут отличным украшением для стен, стола, входных дверей вашего дома.

Бокалы . Для вина, шампанского, других напитков стоит тоже декорировать в духе праздника.

Меню . Если вы планируете фуршет с самообслуживанием, то этот атрибут вам не понадобится. А если ваш бал-маскарад по сценарию должен медленно превратиться в званый ужин - подготовьте для каждого гостя такое меню. Впечатление о вашем празднике возрастет в несколько раз.

Гирлянды . Необычные подвески из цветов или бабочек придадут вашему вечеру шарма, необычности, загадочности.

Другое для маскарада . Серебряные, золотые, фиолетовые, зеленые воздушные шары, серпантин и электрические гирлянды тоже можно использовать в качестве декора для бал-маскарада (особенно, если тема праздника Mardi Gras). Для яркого праздника подойдет и живая зелень в качестве декора, и разноцветные ленты.

6. Музыка для взрослой вечеринки бал - маскарад

Участники бал-маскарада эпохи Ренессанса слушали элитарную музыку того времени: Баха, Корелли, Скарлатти, Вивальди, Фукса, Перселла. Пластинки и диски с классической музыкой можно найти в продаже. Вечные мелодии будут задавать тон вашему вечеру, поощрять гостей войти в образ, пообщаться на вечные темы и просто хорошо провести время.

ХОД ВЕЧЕРИНКИ БАЛ - МАСКАРАД (СЦЕНАРИЙ)

1. Развлечения на маскараде

Конечно, основным видом деятельности на бал-маскараде являются танцы. Классические (если вы при французском или итальянском дворе), зажигательные латинские (если вы на ярком карнавале). Неплохо было бы, если бы кто-то из гостей сделал имениннику необычный подарок - пригласил инструктора по бальным танцам для праздничного мастер-класса.

Можно также обыграть на вашем празднике идею танцевальных карт. Помните, при дворе Людовика 14 дама танцевала следующий танец с тем кавалером, имя которого значилось в ее карте. А еще можно поэкспериментировать с танцевальной картой, и внести туда не реальные имена ваших гостей, а имена героев, в которых они перевоплотились.

Игра «Театр»

Интеллектуальное, творческое и вместе с тем - веселое занятие. Гости делятся на две команды. Одна команда составляет короткий сценарий, другая - выполняет указания «режиссера». Основой сценария может стать известный фильм (на который вы общими усилиями сделаете пародию), театральное представление, или детская сказка.

Обязательный конкурс, который нужно провести среди ваших гостей, если они пришли на праздник в маскарадных костюмах и тщательно поработали над своим образом. Устройте тайное голосование (установив ящик для записок с голосами в прихожей), или - явное (посредством подсчета самых громких аплодисментов в адрес того, или иного героя вечера). А победителя наградите призом.




Top