Все про амиши как они лечатся. Амиши — кто они такие? Избегание и отлучение

Так как мои фотки не вызывают никакой реакции , что весьма удручает… учитывая ливень за окном… Короче, мной принято волевое решение — прекратить заниматься никому не нужной фигней, не буду больше их постить. Вместо этого придется развлекать вас местными байками.

Намедни, то бишь на прошлой неделе, довелось мне пообщаться с амишами.

Для тех, кто не в танке

Амиши — это одно из ответвлений в меннонизме. Название происходит от имени Якоба Аммана, меннонитского лидера в Эльзасе во второй половине XVII века. Главная черта их вероучения - более строгое следование Священному Писанию. Первостепенное значение амиши придают содержащемуся в Послании Павла к Римлянам положению об отделении церкви от государства.

Лидеры амишей не являются профессиональными служителями церкви. Они избираются по жребию и занимаются своей деятельностью безвозмездно.

Амиши не имеют молитвенных зданий. Богослужения проводятся по очереди в частных домах единоверцев. Службы проходят через воскресенье. В те воскресенья, когда служб нет (Воскресенья дружбы), амиши отдыхают и навещают друзей. Каждая амишская община имеет двух проповедников. Епископ и диакон служат в двух общинах, проводя в них богослужения поочередно в разные воскресенья. Разговаривают амиши между собой на диалекте немецкого, но вообще прекрасно говорят по-английски.

Женщины носят длинные однотонные платья, обычно черного, синего или зеленого цвета, но с обязательным передником: у замужней женщины он черный, у незамужней - белый. Платья не отличаются особым разнообразием цветов и покроев — их всего два: платье с вшитой юбкой и платье с фартуком, (похоже на российскую школьную униформу 70-х — 80-х годов). Все девочки и женщины носят чепчики — белые или чёрные, прикрывающие затылок и завязывающиеся тесёмочками под подбородком.

Мужчины ходят в черных и темно-синих костюмах. Одежда сшита так, что нет ни единой пуговицы. Все потому, что пуговицы считались предметом роскоши, и не использовались или использовались минимально, так, чтобы их не было видно на одежде. Если же имелось несколько открытых пуговиц на пальто или пиджаке, то эту oдежду необходимо было снять при входе в церковь, вернее, дом, где молились. Брюки поддерживают подтяжки; пуговиц на брюках нет, их заменяет система крючков и петель. Рубашки чистых цветов; белая - для церковной службы. Гардероб у мужчин дополняет черная войлочная шляпа или соломенная. Дети одеваются так же, как взрослые, мальчики обычно носят соломенные шляпы.

Во взаимоотношениях с мирским окружением ведут себя замкнуто.Они сохранили быт и облик почти в неизменном виде с XVII века. Живут амиши общиной, помогают друг другу, ведут натуральное хозяйство, рожают много детей, не пользуются продуктами цивилизации, как то: электричеством, автотранспортом (амишу разрешается ехать в машине пассажиром, но не водителем), одежду шьют себе сами, только материал покупают в магазине, не ходят в общественные школы: у них свои есть, где образование восьмилетнее. Налоги амиши платят, а вот в фонд национального страхования — нет, значит, и пенсию они не получают: заботятся о своих стариках сами. Лечат себя тоже сами, наверное, есть у них знахари свои, ведь за восемь классов вряд ли освоишь премудрости медицины. Но здоровье, надо полагать, у них неплохое: это и естественный отбор, и здоровый образ жизни. Запреты на использование электричества, автомобилей и прочих элементов цивилизации диктуются не религиозными, а нравственными убеждениями эмишей: осуждается не само использование технических благ, а их возможные нравственные последствия. Фотографироваться амиши не любят, так как верят, что их изображения могут быть использованы «во зло».

Амиши крайне редко связывают себя брачными узами с кем-то вне своей общины, и лишь для меннонитов делается исключение. В результате перекрестных браков внутри небольших общин амиши подвержены генетической деградации. Если детям не нравится быт родителей, они вполне могут выбрать другую жизнь. Основной закон амишей — «рай через тяжелый труд».

В начале XVIII века часть амишей переселилось в США (штаты Пенсильвания, Огайо, Индиана), где квакер Вильгельм Пенн, провозглашавший свободу вероисповедания, предоставил амишам и меннонитам убежище в юго-восточной части штата. Главный город округа и центр «страны эмишей» - Кросс-Кис (современное название — Интеркорс).

Строгое следование меннонитскому традиционализму привело к расколу амиши. В 1865 году от амиши отошли ультраконсервативные единоверцы. Наиболее либеральные группы слились в 10-20-е годы XX века с меннонитской церковью в США и вошли в Центральную конференцию меннонитов (основанную в 1899 году).

Амиши, не соединившиеся с меннонитской церковью, учредили в 1910 году консервативную амишскую меннонитскую конференцию, которая была переименована в 1954 году в Консервативную меннонитскую церковь.

Численность амишей в США на конец XX в. — 90-120 тысяч человек, проживающих преимущественно в штате Огайо. Амишей и меннонитов в США собирательно называют «pennsylvania dutch» («пенсильванские голландцы»). Амиши называют остальных жителей США «англичанами».

В 198 году на экраны вышел фильм под названием «Свидетель» с Гаррисоном Фордом в главной роли. Многие полагают, что лучшего фильма про амишей и найти сложно, ибо режисёр показал общину амишей с огромным уважением.

Семья амишей с которой я общался, производит впечатление. Статные, худые, в старинной немного мешковатой одежке. Амиши очень высокие: мужчины под два метра, женщины под метр 1.80. Мужчины бород не бреют и ходят в соломенных шляпах. Такие хорошие, крепкие, открытые люди, настоящие крестьяне. Большие, крепкие, натруженные руки. Мне сразу почему-то подумалось, что именно благодаря таким был завоеван Запад. Говорят по-английски очень чисто без акцента. Неукоснительно соблюдается уважение к старшим, если говорит глава семьи, то все остальные хранят молчание.

Эта семье приехала в Канаду из Штатов навестить знакомых. Однако, американцы на них за что-то взъелись и дали им в дополнение к имеющимся у них американским паспортам бумагу, свидетельствующую о том, что у них нет гражданства. Вот и получается, что в Штатах их не очень долюбливают, а по их словам с приходом Буша к власти все только ухудшилось и их стали постепенно выживать. В Канаде они тоже нежелательные гости, учитывая канадско-американские добрососедские отношения. Короче говоря амиши решили рвать когти…. правильно, в Россию Они говорят, нам столько твердили, что русские — это зло, что они плохие, а мы убеждаемся что это все не так. Мы бывали в вашей стране и нам там очень понравилось. Так что, говорят хотим получить вид на жительство, переехать в Россию (подумывают о Калининградской области), активно учат русский язык (дочки уже сносно пишут и болтают, взрослые читают печатный текст и продолжают активно карпеть). Написали письмо министру сельского хозяйства Гордееву и губернатору Калининградской области с просьбой оказать содействие.. Вообщем, дело движется…

Амиши — движение последователей Якоба Аммана. Оно возникло в 1693 году в Швейцарии, но в связи с гонениями, амишам пришлось покинуть Европу и переселиться в Америку. Большинство амишей сейчас проживает в США, но также есть они в Канаде.

(Всего 10 фото)

1. Бандлинг. Это традиция по которой молодая пара должна определенное время спать в одной кровати, но не прикасаться друг к другу. По виду - кровать для молодых - обычная двуспальная, но с доской разделяющей два спальных места. Сейчас это уже редкость, но всё таки можно встретить бандлинг в такой форме, когда молодая невеста в течении месяца спит в мешке, в которую помещает её мать. И с утра мать проверяет, чтобы мешок был на месте и муж не прикасался к молодой жене.

2. Орднунг (порядок). Это перечень правил, которые давным давно старейшины данной общины приняли за веру. Это перечень не только религиозных, но и гражданских правил. Все они основаны на Библии.

3. Технология. Для амишей характерны повозки и ручной труд. Всё делается руками или с помощью домашнего скота, в основном лошадей. При всей своей сложности и трудоёмкости вся выпечка амишей считаются самой вкусной в США.

4. Одежда и стиль. Ремни, перчатки, галстуки, кроссовки: запрещены! У амишей очень простой стиль одежды - в соответствии с их общей философии жизни. Женатые мужчины должны растить бороды в то же время усы полностью запрещены. Женщинам запрещено носить узорную одежду или украшения, а также они не имеют права стричь волосы. Длина одежды строго регулируются орднунгом общины.

5. Амиши разные. Все амиши разные. Если считать по основным ответвлениям то их восемь, но они дробятся ещё сильнее т.к. например в одной общине длина разрешенных полей на шляпе может быть меньше, чем у соседей и это, в принципе, большая проблема, которая может привести к спорам между общинами.

6. Наказания. Потеря бороды - это большая проблема, это потеря статуса и уважения. У амишей есть даже банды, которые промышляют такими деяниями. Недавно одну такую банду, которая резала бороды, за 15 фактов подобных преступлений приговорили к 15 годам тюрьмы для каждого.

7. Инбридинг. Да будет вам известно, что все американские амиши произошли всего лишь от 200 семей. Т.е. у амишей большая проблема с инбридингом т.е. близкородственными связями. Поэтому у них часто рождаются больные дети, которые часто погибают. Смертность среди новорожденных амишей очень велика. Сами же амиши говорят: "Такова воля бога..."

8. Здоровье. Показатели здоровья амишей примерно в 2 с лишним раза лучше, чем у любого американца. Всё это связано со здоровым образом жизни.

9. Rumspringa. Амиш подросток имеет право выбрать себе жизнь. Ему дается период, за который он должен принять решение: остаться в общине и стать амишем или навсегда покинуть общину и никогда не возвращаться и не встречаться с родственниками.

10. Мейдунг. Нарушение орднунга и изгнание из общины. Например, связь с девушкой вне общины, постоянные контакты с людьми не из общины. Мейдунг пожизненный. Вернуться обратно в общину нельзя.

Многие из вас, наверно никогда даже не слышали про амишей.

Амиши — своеобразный народ, проживающий преимущественно в США. В отличие от мормонов, которым можно сказать принадлежит штат Юта, амиши не имеют своей страны как таковой, хотя владеют землями. Страна амишей — образное выражение, указывающее на зоны проживания амишей. Это полноценный народ — со своей культурой, своими обычаями и традициями.

Амиши - христианское течение меннонитского происхождения. Основатель - Якоб Амман, священник из Швейцарии, эмигрировавший в Эльзас. Церковную доктрину амишей можно характеризовать как наиболее консервативный вариант меннонитства.

Значительная часть современных амишей (более 200 тысяч) живут в США и Канаде. Наиболее консервативные группы амишей США сохраняют в быту пенсильванский немецкий язык (Pennsylvania Dutch, искаженное deutsch).

После длительных и масштабных гонений, которым амиши подвергались на родине за обычай крещения во взрослом возрасте и противостояния союзу церкви и государства, они наконец обрели тихую гавань в Америке благодаря видному квакеру Уильяму Пенну. Амиши, радикальные меннониты из Швейцарии и Пфальца, неоднократно принимали мученическую смерть на родине от рук нетерпимых противников, нередко их сажали в мешки и топили в реках. Поскольку под угрозой оказалась сама жизнь амишей, они в массе переселились в Пенсильванию по приглашению Уильяма Пенна, в рамках его «святого эксперимента» религиозной терпимости. 1727 г. Игра Empire Total War (Sega 2009 г.)

Главная черта их вероучения - более строгое следование Священному Писанию. Первостепенное значение амиши придают содержащемуся в Послании ап.Павла к Римлянам положению об отделении церкви от государства. Основная их часть по возможности отказывается от любых технических средств, связывающих их с внешним миром: электричества, водопровода, центрального отопления, телефона и пр.

Амиши - приверженцы старого традиционного образа жизни. Большинство из них носит одежду и головные уборы определенных цветов и фасонов, ездит в старинных повозках, запряженных лошадьми, использует только стальные колёса, пашут землю конным плугом. Дети и женщины ходят босиком в теплое время года. Амишам запрещается служить в армии, фотографироваться, водить автомобили и летать на самолётах, иметь компьютеры, телевизоры, радиоприёмники, носить наручные часы и обручальные кольца. Браки амиши заключают только со своими единоверцами. В свободное от работы время мужчины-амиши занимаются изготовлением мебели, женщины-амиши шьют одежду, в обоих случаях всё делается вручную и по моде начала XVIII века. Поскольку амиши заключают браки исключительно с представителями своих общин, в их среде распространены генетические заболевания одного типа, а у женщин очень часто случаются выкидыши, тем не менее рождаемость у амишей традиционно высокая, в семьях насчитывается по 8-10 детей, в результате чего в каждом поколении их численность удваивается. По достижении определённого возраста амиши имеют право покинуть отчий дом на 3 года и отправиться жить во «внешний мир», где они могут грешить как заблагорассудится их душе, но по окончании этого срока амиш обязан вернуться домой и принять решение: либо он полностью погружается в традиционный уклад жизни амишей и остаётся в общине, соблюдая все правила поведения, либо он навсегда покидает общину, живёт как хочет, и тогда даже самые ближайшие родственники никогда более не подадут ему руки помощи, как бы она ни была ему нужна. В результате неподготовленный к жизни в современном обществе амиш становится зачастую изгоем этого общества и, не найдя в нём своего места, возвращается жить в общину. Чаще всего из «внешнего мира» не возвращаются в общину женщины-амиши. На надгробиях умерших амиши не пишут их имён, фамилий, дат рождения и смерти, так как считают, что умершим это уже не нужно.

Несмотря на весь уклад жизни, амиши очень богатые люди. Они продают мебель, одежду (всё это ручной работы, сделанное под старину), а так как амиши ведут натуральное сельское хозяйство, то с приходом в Америке к началу 90-х моды на здоровый образ жизни их с/х продукция начала массово и по высоким ценам скупаться озабоченными своим здоровьем американцами.

Специальных культовых зданий у большинства амишей нет, и собрания проходят поочередно в домах членов общины. Службы проходят через воскресенья. В те воскресенья, когда служб нет (Воскресенья дружбы), амиши отдыхают и навещают друзей. Каждая амишская община имеет двух проповедников. Епископ и диакон служат в двух общинах, проводя в них богослужения поочередно в разные воскресенья.

Численность амишей составляет более 200 тысяч человек, по этническому происхождению это в основном эльзасцы. Осознавая себя принадлежащими к одной деноминации, амиши, тем не менее, распадаются на разные группы. Наиболее консервативной является Меннонитская церковь амишей старого порядка. В 1866 году в Индиане в результате движения за духовное пробуждение амишей была основана Евангелическая меннонитская церковь. В 1910 году была создана Консервативная меннонитская конференция. Её приверженцы стали проводить богослужения в специальных домах собраний, организовали воскресные школы. Другая отделившаяся организация - Амишские меннонитские церкви Бичи - разрешила использовать автомобили, трактора и электричество. Эта же организация ведет и миссионерскую деятельность, что не практикуется другими амишами. На территории СНГ есть небольшая община амишей Бичи в г. Черкассы (Украина).

Больше об амишах

История амишей восходит к 17 веку хронологически, и к Германии и Швейцарии территориально. Никакого отношения к Дании и Голландии амиши не имеют. Соответственно и язык амишей — немецкий. Они и сейчас говорят на своём языке, отличающемся от современного немецкого. Поэтому в США называют амишей «Dutch», а они американцев — «English». Есть даже община в штате Индиана, где употребляется именно швейцарский диалект немецкого.
Амиши — ответвление меннонитов. Напомню, меннониты — протестантское течение, характеризующееся анабаптизмом (перекрещенчеством), возникшее в 40-х годах 16 века. Меннониты, как и все анабаптисты, не признают крещения детей и считают что вера — дело сознательное, и решать вопрос выбора веры каждый должен сам. А потому крестились повторно, в возрасте 16-20 лет, не засчитывая раннее крещение (что было для католиков однозначной ересью). Амиши не просто разделяют это положение, но это сильно влияет на само устройство их общества. Уже принимая во внимание данное положение вероучения, говорить об амишах как о секте не совсем верно. Амиши всегда признавали веротерпимость и в теории и на практике, хотя и с оговорками, ведь само общество амишей всё же моноконфессионально. Кроме того, амиши, в отличие от других протестантских течений и сект, никогда не проповедовали своё учение. Это отчасти связано и с другим важным пунктом учения меннонитов — ненасилием. Меннон отвергал политическое, воинствующее назначение церкви (которые проповедовались анабаптистами Мюнцером и Иоанном Лейденским), и даже написал специальное сочинение против Иоанна Лейденского и его притязания на власть. Амиши, как и меннониты, всегда стояли вне войны и политики. Поэтому было бы неверно говорить о том, что амиши не признают государство США, они в принципе, как последовательные меннониты, игнорируют политику и войны. Пацифизм — строгое правило амишей, которым не разрешается не только воевать или применять насилие, но даже хранить оружие. Ни в одной войне амиши не участвовали.
Итак, мы установили, что амиши происходят от немецких меннонитов. Их можно назвать «консервативными меннонитами», причем этот консерватизм относился не только и не столько к вере, сколько к образу жизни. Или иначе говоря, амиши воспринимали образ жизни как нечто тесно связанное с верой и душой. История церкви (а соответственно и народа) амишей началась с раскола группы меннонитов Швейцарии и южной Германии в 1693 году. Лидер «раскольников» — Якоб Амман, по его имени и получили своё название амиши. Как и все меннониты, амиши были гонимы, преследуемы, а потому их эмиграция из Европы вполне понятна. В начале 18 века, по приглашению Уильяма Пенна амиши переселились на юг американского штата Пенсильвания. И сейчас именно Пенсильванию, а точнее «графство» Ланкастер — можно назвать «страной амишей». Их здесь проживает более 20 тысяч человек, так же много амишей живет в штате Огайо. Всего же сейчас насчитывается около 225 тысяч амишей, проживающих на территории США (в 22 штатах) и Канаде (Онтарио). Как же переселился такой большой народ, откуда он взялся и как сохранился? Ответ простой — ниоткуда не взялся и никак не переселялся! В 1720-х годах в Пенсильванию переселилось около 300 человек, от них и берет своё начало народ амишей. Приезжали эмигранты и в 19 веке, но в любом случае народ как таковой сложился уже в Америке. У амишей многодетные семьи (обычно по 7-8 детей). По оценкам демографов численность амишей удваивается каждые 16-20 лет. Конечно, особенно удивителен этот рост на фоне сегодняшнего общего демографического кризиса в развитых странах. Потому не удивляйтесь, что в истории 18 и 19 веков амиши роли не играли — они воспринимались как кучка чудаковатых поселенцев, а в Америке таких было полно. Хотя в 19 веке они сильно чудаковатыми в своем быту не выглядели. В каждой второй статье в журнале или интернете вы можете прочесть что они сохранили быт и образ жизни 17 века. Конечно, это сказки. Сами амиши опровергают это, что и подчеркивается в словах, вынесенных в эпиграф. Почему же такое утверждают поверхностные наблюдатели? Потому что для них любой непохожий на современный быт — «17 век», хотя у амишей много из 18 века, и из 19, и даже из 20. Амиши действительно очень консервативны, но их консерватизм осмысленный. Только приглядевшись, мы поймем, что амиши — не изолированное общество, оно включено в общую цивилизацию. Но обладает значительной автономией во всех аспектах — от политического до морального и бытового. Итак. Народ как таковой возник и начал формироваться — по культуре, по принципам веры, да и по крови — в конце 17 — начале 18 века. История его не так богата событиями, но сам он от того не менее интересен. Здесь мы подходим как раз к вопросу, чем же важны для нас амиши, чем они такие особенные? В чем не похожи на мормонов, к примеру?

Интерес к амишам пробуждается у всех, кто впервые о них слышит. Амиши — во многом аналог старообрядцев. Но не в традиционализме тут дело, дело в том, что амиши не признают современную цивилизацию! И это не просто слова. Общество амишей — не архаическое общество, незнакомое с цивилизацией, это общество людей, не принявших прогресс во всех его отрицательных проявлениях, воспринимающих его очень настороженно, и заимствуя новшества только по необходимости. Именно по неоходимости — ведь такой резкий рост численности народа порождает много проблем. Тем не менее значительная часть амишей и сегодня живет по старому укладу.
Амиши не признают современной техники и электричества, хотя и не считают их чем-то дьявольским. Скорее вредным, для души и для сообщества. Как они считают, современная техника разобщает людей, делает их индивидуалистами. К тому же это прихоть, роскошь, не нужная для жизни. А потому они не живут в 17 веке, но и в 21 веке тоже не присутствуют. Это как бы другое измерение, действительная альтернативная история (которая является согласно обычному необоснованному представлению, уделом только фантастов). Потому я и говорю об обществе амишей, как о реальной антиутопии — они живут в реальном мире, а не на бумаге. Это не утопия (как некоторые обыватели извращенно трактуют общество амишей), а практическая антиутопия. «Как если бы» амиши превратили в «так есть», показывая нам, что наша цивилизация и образ жизни — не единственно возможные.

Несколько слов о быте и правилах общества (=народа) амишей.
Амиши не пользуются автомобилями. Никакими, включая трактора. Повозки, лошади, плуг. Это сразу ввыделяет амишей из современного общества. Конечно, амиш при острой необходимости покупает билет на автобус или едет в автомобиле — суеверий у них нет. Но владеть машиной, управлять ей — исключено.
Далее. Электричество не используется ни в каких целях. Дома отапливаются дровами. Для приготовления пищи используются традиционные печки или газ. Утварь, как можно заметить, скорее характерна для 19 века, чем для 17-18 вв. Но покрой одежды старинный — одноцветные платья и чепчики у женщин. Черные брюки, белые рубашки, а также долгополые шляпы у мужчин. Пуговицы не разрешены, так как для амишей они ассоциируются с военной формой и тем самым — с армией.
Никаких компьютеров, телевизоров, радио, телефонов, стиральных машин и прочих вещей они не используют. Для американцев постиранное вручную белье, сушащееся на веревке, конечно экзотика. Любопытство к амишам усугубляет то, что они не допускают никаких изображений людей (точнее человеческих лиц). Фотографии взрослого амиша — большая редкость. Почему взрослого? Да потому что детей запреты не касаются так сильно — они же не крещеные, и заповеди на них с такой строгостью не распространяются. Но обратите внимание — амиши не против фотографий и фотоаппаратов как таковых — а против изображения людей. В этом, они, кстати, следуют древневрейской традиции.
Картина вырисовывается более чем удивительная, тем более что весь быт амишей нельзя назвать архаическим — они используют современные материалы при постройке домов и сельхозпостроек (что хорошо видно на фотографиях), сантехнику, ткани. Но при этом у них есть кузницы и они производят немало вещей, прежде всего мебель и вышивки.
До недавнего времени амиши были преимущественно фермерами, но в наше время всё больше занимаются ремеслами, ведь земли не хватает. Всё это ещё раз показывает динамичность и жизнеспособность общества амишей, не являющихся банальными ретроградами и ортодоксами. Повторюсь, амиши — не секта, и не островок из прошлого. Это уникальное альтернативное общество.
Что же привлекает наблюдателя в этом обществе, помимо непривычного быта? Несомненно собственно общественные и культурные устои. Амиши живут общинами, никакого «патриарха» или «пророка» (как у мормонов) не было и нет. Причем старейшины общин могут принимать собственные решения, в силу чего между разными общинами существуют различия, но не приводящие к противостоянию. Амиши пацифисты и не служат в армии. Они не признают государство и не участвуют в выборах. При этом они платят некоторые налоги (вынужденно, конечно). Никакой медицинской страховки не предусмотрено. Да и паспортов насколько я понял, у них не имеется. Такое вот удивительное антиобщественное общество, анархизм в действии. Но при том нет никакого разброда, это монолитное общество со своим укладом. Больше всего амиши напоминают крестьян, только свободных крестьян.
Насчет религиозности. Да, вера в их жизни играет большую роль. Но с другими сектами и даже церквями амиши имеют мало общего. Начнем с того, что у них нет храмов и молитвенных домов. Нет и икон, конечно, а соответственно домашнего «красного угла». Священства тоже нет. Крещение совершается в возрасте около 18 лет, в среднем. А крещение — это не просто обряд, но вступление в церковь, изменение жизни. Вот так «религиозная секта»! До чего же всё-таки любят люди навешивать ярлыки, вместо того, чтобы разбираться в сути дела. Думаю картину довершит упоминание о частоте богослужений — они проводятся через воскресенье, то есть два раза в месяц. Да и сама жизнь их нисколько не проникнута религиозным ригоризмом, как мы увидим позже (описание быта и обычаев дам во второй статье).
Амиши — нисколько не аскеты, они вполне признают игры, украшение вещей, вкусную еду. Даже отношение к сексу у них не такое странное, как в обычном христианстве — нет отношения к нему, как к греху. Мораль при этом присутсвует вполне. И основы морали — простота, скромность. Опять наше наблюдение показывает единство быта и психологии в жизни амишей. Умеренность — это добродетель для них, но не идеал, а скорее норма, повседневность. Хорошо это выражает женская одежда — платья разных цветов, но все однотонные, длинные и без вырезов. Обстановка комнат простая и незамысловатая, но производит очень приятное впечатление благодаря уюту и аккуратности.

Мотивации амишей

Почему амиши живут так а не иначе? Самый простой ответ — потому что привыкли. Конечно, привычка присутствует всегда и во всем. Ученик, переводясь из класса в другой, привыкает к новым учителям и одноклассникам. Примеров можно привести массу. Но ведь привычку, а тем более правила, принципы жизни можно сознательно выработать! Тем, кто говорит о естественном, стихийном развитии общества, не стоит об этом забывать. Цивилизация — не природа, и общество во многом живет по выработанным принципам, озвученным идеям, превращенным в заповеди. Только у амишей эти принципы более осмысленны, более разумны и естественны. Они не просто протестные, они позитивные. Отвергая насилие и политику, амиши поставили себя вне общества своего времени. Отвергая современную технику, они ставят себя вне всей цивилизации. Но отказ происходил не через отсечение, не через обеднение, а через сохранение и усиление своего, построенного на иных началах. Общество амишей — живое альтернативное общество, цель которого — не протест, а полноценная, дружная жизнь. Это не рай, в повседневности амишей много труда, подчас нелегкого (но не «работы» на чужих людей). Тяжелая, но одновременно более естественная и радостная жизнь, чем нам всем знакома. И не будем забывать о близости к природе, которая может и не осознается амишами, зато прекрасна видна нам, со стороны. Вот такой анахронизм, с точки зрения большинства -глупый архаизм, не имеющий будущего, сектантские причуды. Но посмотрите на фотографии играющих детей, посмотрите на картинки быта простых людей, не стремящхся к звездам. Лично у меня возникает ощущение, что попал в сказку, и становится по-доброму завидно. Минусы в обществе амишей тоже есть, и о них ещё разговор будет. Но изучить такое уникальное общество людей, сознательно живущих иначе, чем все остальные, мы просто обязаны. Если, конечно, хотим лучше понять себя, увидеть своё возможное будущее. Для иллюстрации — она житейская притча, рассказ о посещении туристами амишей. Рассказ взят с сайта амишей (поясню: сайты делают не сами амиши, а их друзья и доброжелатели, так что это скорее сайт об амишах).
«Итак, позвольте мне рассказать вам одну историю. Несколько лет назад группа из 52 человек приехала на автобусе поглядеть, как живут амиши. Для них была организована встреча с одним амишем, который отвечал на их вопросы. Первый вопрос был такой: «Что значит быть амишем?»
Амиш подумал немного, а затем он задал собственный вопрос. «У кого из вас в доме есть телевизор?» Поднялись пятьдесят две руки. «Теперь скажите, многие ли из вас считают, что, возможно, вам будет лучше без ТВ?» Опять пятьдесят две руки пошли вверх. «Ладно. Теперь, кто из вас собирается вернуться домой, и избавиться от телевизора?» Ни одной руки не поднялось.
«А теперь я вам скажу, что значит быть амишем. В нашей церкви, если мы видим, что это вредно для нашей души, мы будем обходиться без этого. А весь остальной мир не знает, что делать в таком случае. Мы считаем что позирование для фотографий является частью мирового заблуждения, направленного на прославление нашего тела. Библия говорит нам, что внутренний человек имеет большее значение. А черты лица не должны влиять на наше отношение к человеку, на его оценку. Мы прах и в прах возвратимся. Зачем делать кадры и украшать фотографиями стены дома из глины, в котором мы живем? Давайте остерегаться, чтобы не возвеличивать себя, превращаясь в идола.»
Идеи амишей не только лежали у истоков сложения их общества, но и продолжают направлять мысли сегодняшних амишей, пытающихся размежеваться с современной Америкой, и тем самым с современным цивилизованным миром в целом.

Строго говоря, амиши — это религиозное движение. Но я пишу про амишей потому, что их тут, в США, многие знают и частенько приводят в пример. Так и говорят: «Ну, ты настоящий амиш!». Вам интересно стало? — Ну так слушайте.

Я сейчас смотрю сериал «Friends». Потихоньку одолеваю серию за серией, поставив английскую звуковую дорожку. Мне нравится, заодно язык подтягиваю. Так вот в этом сериале или ситкоме амишей вспоминают через две серии на третью.

В основном, это выглядит так. Например, один из героев фильма собирается составить простенькую таблицу на компьютере. А второй его спрашивает: «А зачем на компьютере, обычной ручкой на бумаге разве нельзя?»

На что получает ответ: «No, Amish boy!» То есть, как бы: «Нельзя, неандерталец!» Уловили про амишей? Это люди, которые… дальше из Википедии:

…отличаются простотой жизни и одежды, нежеланием принимать некоторые современные технологии и удобства. Движение последователей Якоба Аммана возникло в 1693 году в Европе, но потом большинство амишей были вынуждены, спасаясь от преследований, эмигрировать в Америку. В настоящее время большинство амишей проживает в США и Канаде.

То есть, в Америке существуют отдельные поселения амишей. Причем, в отличие, например, от голландских поселений, которые больше театральные, постановочные, для амишей это нормальная жизнь.

Амишей много в нашем штате Иллинойс, также рядом — в Индиане и Мичигане. Ну, в общем, они по Америке хорошо расселились. Много амишей живет также в Канаде.

Амиши ценят ручной труд, простой сельский быт, практически не используют современную технику. Ездят на повозках с лошадьми, автомобилей у них не бывает.

Интересно, что у амишей в семье, как правило, 7 детей. Отсюда ясно, что популяция амишей одна из самых быстрорастущих в мире. Если в 1920 году амишей было всего 5000, то в прошлом 2011 уже 261150.

Дело в том, что амиши занимаются сельским хозяйством по старинке. А это значит, что коровы у них пасутся на лугах и курам они в корм антибиотиков не добавляют. С ума сойти просто! 🙂

То есть, у них пища натуральная. В магазине у меня жена всегда ищет коробки с яйцами от амишей. Они подороже, но там яйца с желтым желтком и вкусные.

Мебель от амишей делается только из дерева, без древесно-стружечных плит. Мебель довольно-таки дорогая, но очень крепкая и надежная.

Интересные ребята эти амиши. Сами живут и другим не мешают. Я долго размышлял, стоит ли про них писать на этом сайте, а потом решил, что кому-то это будет интересно.

Вот несколько фотографий амишей. Фотки не мои, я к ним в деревню не ездил пока. Но что-то мне подсказывает, что я туда съезжу! 🙂

Кстати, сами амиши никогда не фотографируются. И поэтому государство специально для амишей разработало паспорта без фотографий. Посмотрите, большинство фоток со спины или украдкой!










P.S. Оказывается, есть фильм про амишей с очень известными артистами. В главных ролях Харрисон Форд и Келли Макгиллис (помните врача из «Top Gun» с молоденьким Томом Крузом). А фильм называется «Свидетель». Вот его рекламный ролик.

Мир их прост и волшебен одновременно. Так кто такие амиши? В первую очередь, нужно сказать, что это религиозное течение. То есть речь идет не о племени или расе, а о людях, исповедующих определенные учения.

Кто такие амиши и откуда он появились?

В семнадцатом веке жил в Швейцарии священник, проповедовавший протестантство. Звали его Якоб Амман. Он был жутко недоволен происходящими в обществе событиями и был твердо уверен, что прогресс и Дьявол - понятия солидарные. Собрал Якоб своих приверженцев и отплыл в направлении Америки, дабы там устроить жизнь, угодную Богу, по его понятиям. С тех пор в Новом Свете отлично существуют и процветают поселения его последователей, благополучно отпочковываясь и распространяясь по всему миру. Во всяком случае, в США никому не придет в голову задавать вопрос: «Кто такие амиши?» В стране этих людей хорошо знают и уважают.

Верования амишей

Эти добрые люди всячески избегают благ цивилизации. Телевидение в поселениях запрещено, Интернет - табу! Иногда им разрешается слушать радио (отдельные каналы и программы). Амиши (фото) ведут натуральное хозяйство. Понятно, что еда у них экологически чистая и очень вкусная (чего современный «гурман» уже понять не сможет, пристрастившись к пищевым добавкам). Души поселенцев так же чисты, как и образ жизни. Любая нескромность для них неприемлема, не говоря уже о разврате. Тело свое они покрывают одеждой, напоказ прелестей не выставляют. Надо сказать, что их идеология тоже божественно неагрессивна. Говорят, что амиша можно бить или оскорблять, а он будет благословлять обидчика. И это не игра, а внутреннее убеждение! Естественно, что в такой общине нет и намека на вражду или соперничество. Подобные эмоции греховны. Еще добрые поселенцы впускают в дом всех, кто постучит, не спрашивая, кто они такие. Амиши не могут себе даже представить, что можно прогнать за порог того, кому нужна помощь!

Как живут амиши?

Верование очень строго. Они буквально следуют Святому Писанию. Храмов они не возводят. Молятся в своих жилых домах, собираясь поочередно у одного из членов общины. Службы проводят проповедники, которых обычно по два на общину. У амишей есть некоторые особенности в использовании предметов туалета. Так, например, мужчины не пришивают пуговиц к пальто и пиджакам. Женщины не носят ярких платьев, а о брюках вообще не помышляют. Семьи создают только со «своими», что, по словам ученых, может повредить общине, так как дети могут быть подвержены генетическим заболеваниям. Специальных исследований в этом направлении не проводилось, но по виду людей не скажешь, что они больны. Да и современный мир, от которого они стремятся убежать, столько угроз предоставляет, что неизвестно, что лучше: умирать из-за недостатка генофонда или от дьявольских соблазнов! Амиши в России массово не селятся. Если и есть некоторые последователи этой веры, то они малочисленны. На территории Руси есть свои «амиши», которые называются староверами. У двух этих течений сходные понятия, способы жизни и табу.

Если подытожить ответы на вопрос: «Кто такие амиши?», то можно сказать, что это люди, верования которых не позволяют им участвовать в «грехопадении» человечества. Это махонький кусочек многомиллиардного человечества, фактом своего бытия доказавший, что можно жить простой и доброй жизнью!




Top