Что делать если школьник не хочет учиться. Что делать если ребенок не хочет учиться.

В жизни каждого родителя наступает период, когда ребёнок становится школьником.

Во многом адаптация ребёнка в школьный период зависит от процесса воспитания. Школа - второе место после садика, где дети социализируются: учатся общаться, договариваться, отстаивать свою позицию, «искать себя», дружить и т.д. Случается так, что по определённым причинам дети отказываются ходить в школу.

Какие же причины отбивают у ребёнка желание посещать учебное заведение?

1. Ребенок не хочет в школу - еще «не созрел»

Часто бывает, что малыш в 5-6 лет уже умеет читать и писать и родители решают, что их чадо готово учиться и отдают в школу. Но, помимо уровня интеллектуального развития родителям следует обратить внимание на другие качества ребенка, определяющие его готовность к школе.

. Физиологическое развитие. Если физиологически ребенок готов идти в школу, то он должен обладает усидчивостью, способностью не отвлекаться, выполняя конкретное задание, как минимум в течение 15 минут. У школьника должно быть развито чувство времени практически как у взрослого человека. Если физиологически ребёнок ещё не созрел для процесса обучения, то у учителя будут возникать постоянные жалобы, замечания на плохое поведение, неусидчивость, отвлекание одноклассников.

. Морфологическое развитие. Определяется по пропорциям тела и проверяется «Филиппинским тестом». Для этого ребенка просят дотянуться правой рукой до левого уха, подняв и опустив руку над головой. Взрослый человек это сделает с легкостью, но если малыш не может выполнить такое упражнение - значит руки у него пока еще коротки, соответственно организм не готов к школьному обучению. Прежде всего, это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью воспринимать и перерабатывать информацию. Подобный тест часто является основным показателем определения «школьной зрелости» детей.

Таким образом, если физиологическое или морфологическое созревание еще не настало, то ребёнку будет очень тяжело даваться обучение в школе. Созревание у каждого человека проходит индивидуально и паспортный возраст может резко отличаться от биологического. Если вдруг у вашего чада низкий уровень физиологического и морфологического развития, то по возможности, лучше подождите ещё год, прежде чем отдавать его в школу. За это время эти процессы в детском организме дозреют и он будет полностью готов. В противном случае у ребёнка может снизиться мотивация к обучению, появится отказ от посещения школы, что вызовет полное негативное отношение к учебе в целом.

2. Ребенок не хочет в школу - конфликты с одноклассниками

Как и в любом коллективе у школьника могут возникнуть проблемы в общении со сверстниками. Причину возникновения конфликта можно узнать у ребёнка.

Для того, чтобы он поделился и раскрылся, необходимо спокойно и ненавязчиво начинать разговор, проговаривая эмоции и состояние ребёнка, которые вы увидели у него на лице. Если вы будете требовать и давить, то ребёнок «замкнётся в себе» и все ваши попытки окажутся тщетными.

Также можно подойти к учителю и узнать подробности ситуации.

Но ни в коем случае нельзя вмешиваться в конфликт детей и самим разбираться со сверстниками вашего ребёнка — это может усугубить ситуацию.

Он должен сам достойно выйти из сложившейся ситуации с помощью ваших советов или следуя рекомендациям психолога.

3. Ребенок не хочет в школу - конфликт с учителем

Ещё одна частая причина отказа посещать учебное заведение. Выслушайте все жалобы ребёнка на учителя, с которым у него конфликт, но не делайте поспешных выводов. Не стоит кричать и ругаться, чтобы он не замкнулся в себе и не закрылся окончательно. Надо выслушать обе стороны.

Придите к учителю и спокойно, как бы это ни было сложно, расскажите, что произошло, по мнению вашего ребёнка. Затем узнайте точку зрения педагога, чтобы быть объективным. Поймите, что у учителя помимо вашего ребёнка, как минимум, ещё 20 человек и ему нелегко. Попробуйте войти в его положение и поддержать, поговорив, что вы понимаете как тяжело удерживать внимание и найти контакт с таким количеством детей одновременно.

Выслушайте мнение преподавателя и попробуйте совместно найти выход из сложившейся ситуации, который устроил бы всех. Если вы начнёте отстаивать права ребёнка, то конфликт с учителем будет и у вас, а это не разрешит ситуацию, а лишь усугубит её. Можно подключить школьного психолога, который трезво оценит ситуацию и поможет найти верный выход.

4. Ребенок не хочет в школу - ребёнок не соответствует требованиям школьной среды

Иногда бывает так, что родители отдают своего ребёнка в престижную школу, лицей или гимназию, но не могут обеспечить ему того же «статуса», что у одноклассников. Модные и крутые гаджеты - вот что является мерилом быть первым, лучшим среди других. Если кто-то не соответствует таким «меркам», попадает в аутсайдеры, становится белой вороной и поводом для насмешек.

Родителям надо помнить, что пока их малыш ходит в детский сад, сверстники особого значения на одежду и игрушки внимания не обращают. А вот в школе лучше соответствовать принятым условиям и среде. Детский мир жесток и если хотите, чтобы социум принимал вашего ребёнка, обеспечьте соответствующие условия или переводите в школу попроще.

Позвольте маленькому человеку самостоятельно выбирать себе вещи, исходя из «школьной моды». Это не означает, что вы должны покупать ему супер навороченные модные вещи в бутике, но уж точно не те, которые вам кажутся теплее и симпатичнее. Ребёнок лучше знает, что выбрать, чтобы не выбиваться из массы.

Постепенно и ненавязчиво объясняйте своему чаду, что выделяться лучше какими-то достижениями и качествами, которые пригодятся в жизни и помогут достичь большего. Но сами вы должны понимать, чтобы выбиться из серой массы, сначала ребёнок должен стать «своим», помогите ему в этом, и он сможет достичь большего.

5. Ребенок не хочет в школу - не успевает за другими детьми, большие нагрузки, устаёт

Условия могут быть как, и в предыдущей причине — желание родителей, чтоб их ребёнок учился в престижной школе. Зачастую в таких школах высокие требования и большие нагрузки, с которыми справиться дано не всем деткам. Если ваш ребёнок среднестатистичекого развития интеллекта, то ему очень трудно «тянуться» и его силы не соответствуют поставленным задачам и требованиям.

Каждый родитель желает самого лучшего для своего дитя. Соотношение баланса между способностями и требованиями учебного заведения помогут поддерживать у ребёнка хорошую мотивацию к обучению и посещению школы на протяжении всего учебного процесса.

У учителя нет возможности постоянно уделять время вашему малышу и подтягивать его. От этого у педагога может возникнуть раздражение на него, а одноклассники начнут смеяться.

Если вы хотите, чтобы ребёнок продолжал учиться в этой школе, то вам придётся заниматься с ним дома самим или нанимать репетитора, но не переусердствуйте. Следите за тем, чтобы ребенок не переутомлялся, в противном случае организм начнёт давать сбой, а там и до болезней недалеко.

6. Ребенок не хочет в школу - потеря интереса к учебе

Дети легко и лучше обучаются в игровой форме. Тут многое зависит от учителя, но не каждый педагог может заинтересовать и провести занятие так, чтобы это было интересно, увлекательно и играючи.

Если вашему чаду попался такой преподаватель, можно научить ребёнка самостоятельно интересно изучать материал, используя различные источники информации.

Также причиной потери интереса к учебе может послужить быстрое освоение новой информации и выполнение всех заданий на уроке. Учитель ориентируется на средний показатель класса, но есть дети, которые очень быстро справляются с заданиями и им становится скучно.

Если ваш ребёнок относится к разряду таких, то вам необходимо наладить хороший контакт с педагогом, убедить его давать сложные задания или увеличить их количество. В этом случае школьник будет занят и проблем учителя с ним не возникнет. На крайний случай можно попробовать перевести ребёнка в класс или школу посильнее.

7. Ребенок не хочет в школу - давление со стороны родителей

Каждый родитель знает, что основная задача ребёнка - учиться, учиться и ещё раз учиться.

Если со стороны родителей идёт постоянный прессинг и они заставляют свое чадо учиться лучше, чем есть в настоящий момент, наказывают за их неоправданные ожидания, то рано или поздно ребёнок начнёт ненавидеть как школу, так и родителей.

Необходимо разговаривать с детьми и объяснять, что учёба нужна им, а не вам. Объясняйте, что хорошие отметки и высокие баллы по ЕГЭ и ГИА позволят поступить в то учебное заведение, в которое хочет сам ребёнок.

Самой лучшей мотивацией к учебе является его собственное понимание значимости учебы. В этом вы можете ему помочь, используя «сократический диалог».

Подобное общение подразумевает постановку вопросов таким образом, которые способствуют работе мышления, концентрации внимания.

Пример: — Саша, ты кем хочешь быть когда вырастишь?

— Врачом.

— А что надо сделать, чтобы получить профессию врача?

— Закончить медицинский университет.

— А что нужно, чтобы его закончить?

— Поступить.

— А что надо делать, чтобы поступить и т.д.

Чередой вопросов вы подводите ребёнка до момента, когда он говорит, что необходимо учиться для хороших знаний предмета, которые помогут стать отличным специалистом.

Общие рекомендации для родителей, чтобы поддерживать у ребёнка желание посещать школу

1. Будьте другом вашему дитю . Если отношения не налажены, то не о каком доверии со стороны ребёнка речи быть не может. Для этого старайтесь всегда безоценочно выслушивать всё, что он говорит и поставить себя на его место, чтобы лучше понять. Если вы будете критиковать, ругать его, то он закроется, не будет ничего рассказывать. Тогда о его проблемах, школьной жизни, отношениях со сверстниками вам придется узнавать из уст учителя, директора или других детей.

Чтобы контролировать ситуацию и во время прийти на помощь, надо владеть информацией. Только дружеские отношения помогут вам быть в курсе всех жизненных событий вашего ребенка.

2. Учите ваше чадо самостоятельно разбирать и изучать материал , если он что-то не понял на уроке. В интернете можно найти огромное количество материала в интересной подаче и с разъяснением. Объясните, что учитель не может индивидуально заниматься с каждым учеником. Если видите, что у ребёнка начали снижаться отметки по какому-то предмету, важно поговорить с ним, возможно, какую-то тему он не понял, ребята пошли дальше, а он застрял на этой. Помогите разобрать ему материал или наймите репетитора, чтобы отставание в учебе не накапливалось как снежный ком.

3. Наладьте дружеские отношения с учителем . Проявляйте эмпатию, сопереживание по отношению к педагогу. Он ваш союзник и ваша задача общими усилиями сделать так, чтобы хорошо было и учителю и ученику. Предлагайте свою помощь, благодарите учителя за то, что он помогает вашему ребёнку становиться взрослым, умным, успешным и образованным человеком.

4. Если у вас что-то не получается или вы не знаете как поступить , обращайтесь к школьному психологу или к другому специалисту. Главное - не навредить своему ребёнку, а квалифицированный специалист поможет лучше, быстрее и качественнее решить проблему.

Если хотите, чтобы школьные годы прошли у вас и вашего ребёнка спокойно и легко, надо постараться учить свое чадо общаться со сверстниками, учителями и самостоятельно искать решение поставленных задач. Но вы должны в любой момент находиться рядом, поддерживать и помогать ему.

Если надо что-то объяснить, попробуйте разыграть ситуацию с ребёнком, где он сам будет в роли обидчика, а вы сыграете его роль. Ничто так не помогает понять другого человека, как пребывание в его «шкуре».

Будьте ребенку другом, тогда он будет прислушиваться к вашим советам, доверять и просить помощи. Поддерживайте, хвалите и любите своего ребёнка. Вы - команда!

Детские переживания и страхи связанные со школой. Мнения психологов и самих детей.

Сталкиваясь с реальными трудностями в школе родители и дети начинают сомневаться в том, что школьные годы — это лучшее время в жизни. Что делать, если ребенок не хочет идти в школу?

Как научиться общаться с ребенком?

А почему, собственно, ребенок должен хотеть идти в школу? Среди аргументов, которыми родители и другие взрослые пытаются объяснять малышу почему он должен об этом мечтать чаще всего встречаются следующие тезисы:

Все дети ходят в школу. В ответ у ребенка возникает справедливый протест, ведь он личность и в своем юном возрасте уже не желает быть просто элементом «серой массы». Но в глубине его души просыпается и ещё одно чувство — первобытный, заложенный на генетическом уровне страх быть изгнанным из стаи и остаться за бортом жизни. Поэтому эта фраза ничто иное, как запугивание.

Ребенок не хочет ходить в школу и быть «как все»

В школе тебе понравится, я очень любил (любила) ходить в школу. Скорее всего, взрослые не врут, когда так говорят. Но необходимо делать поправку на то, что с годами в памяти стирается всё плохое. И значит, это уже не совсем правдивое суждение



  • Посмотри Машеньке нравится учиться и она получает хорошие отметки. Вдобавок эти слова могут сопровождаться ехидной улыбкой той самой Машеньки
  • Такими фразами взрослые подталкивают ребенка к тому, что он должен участвовать в конкурентной борьбе. Может это и не плохо, но это опять-таки мотивация только для руководствующейся инстинктами, «животной», части личности, никак не связанная с высокими чувствами и стремлениями, которые делают человека человеком
  • В школе интересно, там тебя многому научат. Единственный абсолютно верный тезис, который не идет в разрез с внутренними устремлениями ребенка и соответствует идеям христианской морали и светского гуманизма


Ребенок не хочет идти в школу, причины

  • Причины по которым детям нравится ходить в школу можно вместить в два тезиса: во-первых, там есть общение с другими, близкими по духу детьми, во-вторых, в школе можно получить знания и расширить свой кругозор.

Причин по которым ребенок может постоянно наотрез отказываться идти в школу соответственно тоже две:

  • Проблемы в коллективе. Конфликт может быть с учителем, группой старших ребят или с конкретным одноклассником. Но если ребенок не хочет идти в школу, значит это травмирует его настолько сильно и часто, что положительное общение с другими людьми не позволяет восстановить душевное равновесие


  • Разочарование в школе, как в месте где можно получить знания. С этим рано или поздно сталкивается каждый ребенок, и если первоклашки все поголовно уверены, что в школе их учат чему-то полезному, то дети постарше неизбежно начинают задавать острые вопросы, наподобие: зачем учить наизусть 15 дат из биографии писателя, если завтра они забудутся, или почему учебники новейшей истории так часто переписываются
  • И если ребенок в этот момент ещё не воспринимает школьный аттестат, как необходимую формальность, то он неизбежно теряет интерес к школе, а возможно и вообще начинает её прогуливать


Прогуливание школьных занятий — это весело

Причины, по которым малыши не хотят ходить в школу

Причина первая — ребенок испытывает в школе психологический дискомфорт. Возможно, виною тому внешние факторы: некомпетентность и резкость учителя или выходящее за рамки поведение кого-то из учеников. Бывает так, что один неуправляемый ребенок бьет и обижает целый класс

Иногда причина плохой адаптации в коллективе и в самом ребенке, возможно, его отдали в школу слишком рано и он просто не в состоянии высиживать уроки или он ещё не умеет общаться с другими детьми.



Причина вторая — ребенку в школе скучно. Дети начинают учить буквы и цифры задолго до школы, поэтому в начальных классах чувствуют себя вундеркиндами, попавшими в учреждение для отстающих детей. Они знают и умеют все, о чем рассказывает учитель, на уроках они зевают и скучают.

Но, талантливый преподаватель всегда найдет способы заинтересовать детей грамотной и уникальной подачей нового материала. Поэтому, если есть такая возможность, учите своих детей у умных и талантливых педагогов.



Причина третья — ребенок не в состоянии усвоить школьную программу. Большие проблемы, когда родителей вызывают в школу и заявляют, что их чадо нужно оставить на второй год или перевести в спецшколу часто начинаются с мелочи.

Бывает ли у вас такое, что встречая в тексте незнакомое слово, вы его пропускаете? Когда такое происходит со школьником, он может перестать понимать весь дальнейший материал. Поэтому очень важно вовремя заметить тот самый пробел в знаниях.



Почему ученики средних классов и старшеклассники не хотят ходить в школу?

  • В подростковом возрасте время будто бы ускоряет ход, нужно успеть всё и сразу: влюбиться, нагуляться с друзьями, доказать, что ты уже взрослый, проявить свою индивидуальность, построить планы на будущее
  • Неудивительно, что учеба часто уходит на задний план. К тому же в этом возрасте возможны самые неприятные социальные конфликты. Многие фильмы, которые очень тяжело воспринимаются и надолго запоминаются сняты именно про подростков
  • Всем известный фильм «Чучело», пожалуй, существенно уступает по уровню жестокости и градусу чувств эстонскому фильму «Класс» вышедшему в 2007 году. Среди российских кинолент схожей тематики заслуживают внимания фильмы «Волчок» и «Похороните меня за плинтусом»


Подростковая жестокость — причина по которой не хочется идти в школу

Взрослые часто воспринимают уход подростков в какую-то из субкультур, как невинные шалости. Но это скорее крик о помощи. Философия эмо подразумевает постоянную меланхолию и желание свести счеты с жизнью. Готы носят черное в знак траура по всему миру, который катиться в бездну. Безнадежность и жестокость в текстах рэперов часто соответствует реальному миру, в котором живет подросток.



Что делать если ребенок испытывает в школе напряжение?

Старайтесь утром не поднимать ребенка с постели криками и пинками. От того с каким настроением дети проснутся, зависит их настроение в школе. Разбудить можно и без криков. Будильником может служить любимая песня или любимый мультик.

  • Всегда давайте детям минут 10 на переход ото сна к бодрствованию
  • Кладите детям в школу фрукты и шоколад. Это поможет подзарядиться энергией между уроками
  • После школы не заставляйте сразу же заниматься уроками. Лучше, если они погуляют на улице, а потом возьмутся за домашнее задание


Весело побегать — это важно и полезно

Психодиагностика: почему ребенок не хочет идти в школу?

Поиграйте с малышом в куклы. Если в доме есть много игрушек предложите ребенку выбрать из них себя, маму, папу, учительницу, одноклассников. Чем ярче и позитивнее будет образ игрушек — тем лучше. Выбор игрушек, которые воспринимаются негативно, к примеру зубатого динозавра или колдуньи свидетельствует о негативном отношении ребенка к человеку, которого эта игрушка символизирует.

Поговорите с ребенком. Определить, насколько сильно он травмирован школьными занятиями можно так — выберите время когда ваш сын или дочь весел и спокойно играет и не повышая голоса скажите: «Завтра нужно идти в школу». Проследите за реакцией. Возможно, увлекшись игрой он просто не обратит внимание на ваши слова, возможно он захнычет: «Опять эта школа!». И самым грустным вариантом будет такой — ребенок испугается и начнет плакать.



SOS — ребенок плачет

Слезы ребенка являются выражением крайней степени горя, недовольства и обиды. Иногда родители просто не обращают внимания на плачущего ребенка. И это с одной стороны правильно потому, что плач может быть методом манипуляции самими детьми своими родителями и, с другой стороны, неправильно потому, что он может быть криком о помощи. Бывает, что дети сами уходят от разговоров на тему школы и нежелания туда ходить. В таком случае вам самим нужно будет искать причину такого поведения.



Как понять, что происходит с ребенком?

Возможно, в школе ребенок испытывает негативные эмоции? Такие как обида, страх, гнев, печаль, тоска? Вы, может быть, усомнитесь, что маленький ребенок вообще может переживать такие эмоции переживать.

Может, и еще как, может. Поэтому первое, что должен сделать родитель, который хочет разобраться в ситуации — отбросить все свои прежние представления и постараться взглянуть на вещи по-новому.



Иногда, дети в школе становятся объектами настоящего террора, как со стороны учителей, так и со стороны детей. Невозможно объяснить причину, по которой тот или другой ребенок становится козлом отпущения в классе.

Почему дети сбиваются в стайки начинают терроризировать других детей? Мир подростков более жесток, чем мир взрослых. У школьников нет свободы выбирать ходить в школу или нет, возможно, если бы вы сталкивались на работе с такими же проблемами, то вы бы уже давно её сменили.

Но у детей, без поддержки взрослых, нет такой возможности, поэтому у них есть что-то общее с заключенными, отсюда и жестокие правила выживания в коллективе.



Как устранить причину, почему ребенок не хочет в школу?

Научите ребенка защищаться. Причина террора в школе, возможно, спрятана на генетическом уровне и заложена в формулу «побеждает сильнейший». А возможно она и в неправильном воспитании детей.

Потому, что стараясь научить детей буквам и счету, родители упускают такой предмет как доброта, умение сопереживать и сострадать чужой боли. А что делать, если ваш добрый и сострадательный ребенок попал в коллектив, где обижают как раз за такие качества души? Учить его быть злым и наращивать кулаки?

Наверное, учить быть злым и бездушным не нужно, а насчет умения дать отпор обидчикам как раз можно подумать. Потому, что начиная с юных лет человек должен уметь постоять не только за себя, но еще и за более слабого.



Помогите найти новых друзей. Еще один вариант выхода из подобной ситуации — посещение ребенком всевозможных кружков и секций. Это важно потому, что попадая в новый дружелюбный коллектив ребенок начинает понимать, что есть места, в которых, общаясь с ровесниками, он может чувствовать себя комфортно.

Комфортному общению будет способствовать и увлечение каким-либо занятием. Абсолютно нет разницы, каким будет это увлечение. Пение, музыка, танцы, шитье мягких игрушек, спортивные секции нужны ребенку не только для развития полезных навыков, но и для обучения общению со сверстниками.



Танцы — это красиво и полезно

Психологическая защита. Научите ребенка отвечать на негативные выпады окружающих так, чтобы максимально сгладить конфликт. Существует психологическая теория трансактного анализа, которая поможет разложить по полочкам любой диалог и выбрать наиболее верную реакцию на реплику собеседника. Книга М. Литвака «Психологическое айкидо», наверное, подойдет для ребенка лучше всего, так как в ней мало страниц и много конкретных примеров.

Для того, что бы быть в курсе происходящего с вашим ребенком, нужно постоянное общение с ним. Важно не просто спросить у детей: «Как там в дела в школе?» и тут же убежать на кухню, а отвести этому занятию полчаса или час.

Важно самим родителям научиться быть другом для своих детей. Другом, которому не страшно и не стыдно рассказать о всех накопившихся в школе обидах. Другом, который все поймет, все простит, все подскажет и который всегда любит.



Понимать друг друга — это важно

Проблемы, связанные со школой, неизбежны практически для любой семьи. Одной из самых больных и актуальных является нежелание детей получать знания. Невыученные уроки, постоянный жёсткий контроль, плохие оценки, недовольство учителей и как результат всего этого - нервный срыв у школьника и его родителей.

Хватаясь за голову, мать с отцом приходят в отчаяние, не представляя, что делать, если ребёнок не хочет учиться, читать, выполнять домашние задания и вообще ходить в школу. На самом деле решение этой проблемы лежит подчас на поверхности и требует лишь объективной оценки со стороны родителей. Для начала им следует выяснить, почему он не хочет учиться.

Не получается

Все дети обладают разными интеллектуальными способностями и талантами. Если дитя в душе - романтик и мечтает стать художником или музыкантом, а в реальности ему приходится ходить в школу с математическим или естественнонаучным уклоном, нечего ждать от него рвения в учёбе. И если ребёнок не хочет учиться в школе именно по данной причине, это вина родителей, которые не раскрыли в нём талант в своё время.

Выход один - выявить у чада профориентацию, склонности и таланты и направить его развитие в нужное русло: записать в художественную школу, подобрать соответствующие кружки и студии. А может быть, он элементарно не справляется со школьной программой, так как у него не хватает на это умственных способностей. Стоит задуматься о коррекционных классах и специализированных школах, которые окажутся по плечу маленькому ученику.

Тотальный контроль


Приходя домой, любому школьнику требуется 1–1,5 часа отдыха, причём такого, чтобы не было никакого напоминания об учёбе. На самом же деле кто-то из домашних (мать, отец, бабушка, старшие братья и сёстры) начинают тут же засаживать его за уроки, требовать дневник, ругаться за плохие оценки. Рассеянность и усталость не дают ему делать домашние задания качественно и полноценно, он начинает раздражаться, частенько срывается и остаётся без отдыха. После таких ежедневных истязаний понятно, почему ребёнок не хочет учиться, читать, делать что-то к школе. Выход один: просто давать ему отдохнуть после школы, позаниматься любимым делом.

Бесконтрольность

Есть кардинально противоположная ситуация: родители работают допоздна или сменами, у них нет возможности проконтролировать выполнение домашних заданий их чадом. А у ребёнка ещё и самоконтроль и самоорганизованность не развиты с самого раннего детства (они должны быть привиты ему уже к школьному возрасту). Конечно, он не будет сам себя насильно заставлять делать уроки, когда вместо этого можно посидеть за компьютером или погулять с друзьями. Привычку учиться и ответственность за выполненные уроки должны быть привиты малышу уже к 5–6 годам, перед его отправкой в школу. Потом это сделать будет гораздо сложнее.

Личностные отношения в школе

На самом деле родители очень мало знают о жизни своего ребёнка в школе: только с его слов (он может и нафантазировать) и со слов учителей (которые порой могут не замечать проблем личного характера своих учеников). На самом же деле нежелание учиться обостряется ближе к переходному периоду, в 10–12 лет, когда дети хотят признания среди сверстников, но не получают его. Несложившиеся отношения с одноклассниками, конфликтные ситуации с учителями, дедовщина, которая не является редкостью во многих школах, - вот те 70% причин, по которым дети ни в какую не хотят идти каждое утро в школу.

И многие другие причины


Это далеко не все причины нежелания ребёнка учиться. Иногда родителям бывает сложно разобраться в них самостоятельно и даже с участием классного руководителя и учителей. В таком случае могут помочь только советы психолога, специализирующегося на школьных детских проблемах. Не нужно считать консультации такого специалиста чем-то постыдным: моральное и психическое здоровье детей гораздо важнее каких-то социальных предрассудков. Ведь причин детского нежелания учиться на практике - огромное количество:

  1. Неблагоприятная атмосфера внутри семьи: постоянные конфликты и ссоры родителей способствуют замкнутости и нервозности школьника, что снижает мотивацию в обучении и замедляет его интеллектуальные процессы.
  2. Неблагополучные друзья: если ребёнок находится в одной компании с детьми, которые по каким-то своим причинам не желают учиться, он поддержит их в этом.
  3. Комплексы: если у школьника есть дефекты внешности или речи, он будет комплексовать, не будет отвечать на уроках, будет постоянно бояться насмешек со стороны других детей или учителей.
  4. Гиперактивность: чадо отличается лишней энергией, которую ему некуда девать. Результат - плохое поведение, сорванные уроки, испортившиеся отношения с учителем и отсутствие смысла продолжать обучение в столь тесных и сжатых условиях. Спортивные кружки и секции - вот единственное для него спасение. Еще несколько советов можете прочесть в нашей .
  5. Зависимость: в начальных классах - от прогулок с друзьями, в 10–12 лет - от компьютера, в подростковом возрасте - от уличной компании и вредных привычек. Всё это отвлекает от учёбы и ни к чему хорошему не приводит, если вовремя не спохватиться.

Если родителям удастся выяснить, почему ребёнок не хочет учиться, на 50% проблема уже решена. Дальнейшая судьба школьника будет во многом зависеть от родителей, их правильной, адекватной реакции на сложившуюся ситуацию. Ругань, скандалы, истерики, наказания вплоть до ремня никогда не являлись удачным решением проблемы. Понять малыша и помочь ему преодолеть имеющиеся трудности - вот основная задача родителей школьника, у которого не всё ладится с учёбой.

Практически все родители в определенный период сталкиваются с ситуацией, когда их дети не проявляют большого желания учиться в образовательном учреждении. Хватаются за головы: «Как же так, ведь он такой умненький и талантливый, совсем недавно он с удовольствием учился и приносил из школы хорошие оценки, учителя его хвалили, но сейчас - будто подменили…»

Что только не предпринимают папы и мамы, бабушки и дедушки в своем благородном стремлении наставить чадо на путь истинный, используют метод кнута и пряника, стыдят, хвалят, рисуют «лентяю» его незавидное будущее, приводят в пример более удачливых в учебе сверстников, а исчерпав все методы воздействия, отчаявшись, идут с сыном или дочкой к психологу.

Между тем причины, по которым ребенок не хочет ходить в школу, довольно просты, однако, требуют тщательного разбора.

Масштаб проблемы

А известно ли вам, что изначально слово «школа» в переводе с греческого означало «свободное времяпрепровождение, беседа». Философы приглашали желающих на своеобразные «уроки», где обменивались опытом, ведя неспешные беседы в спокойной обстановке. А теперь сравните древнегреческую и современную школы. Сегодня система образования далека от исконной: строгий контроль за успеваемостью, оценки.

Школа выполняет свое предназначение - дать детям определенные знания, а индивидуальные особенности конкретного обучающегося - это уже второстепенный вопрос. Родители хотят того же, чтобы их дети на протяжении одиннадцати лет усваивали информацию, приносили удовлетворительные оценки, чтобы впоследствии могли поступить в вуз и получить образование. Ребята же непосредственны и искренни, многие из них не приемлют навязанную в ультимативной форме систему обучения.


Так что, нежелание учиться является адекватной реакцией. Вспомните себя в их возрасте? А так ли уж было велико ваше стремление посещать школу каждый день? Все ли предметы вызывали у вас одинаковый интерес? Все ли учителя были любимы вами? Вряд ли. Да и современная система образования в наши дни далека от идеальной.

Если разобраться, то все дети без исключения хотят учиться. Однако у всех школьников разные способности. Одни наделены аналитическим складом ума, другие обладают творческими способностями, третьи тяготеют к гуманитарным предметам.

Между тем всем им приходиться овладевать одними и теми же науками, многие из которых им попросту не даются. Так что, перед тем как навешивать на ребенка ярлык бездельника, попробуйте вникнуть в проблему, разобраться, что лежит в основе потери интереса к учебе, и если вы вовремя не смогли раскрыть в нем талант, подумайте, может быть, в сложившейся ситуации есть и ваша вина тоже?

Пока не поздно нужно принимать меры, которые заключаются в выявлении у ребенка профориентации, склонности к тем или иным изучаемым наукам, и при необходимости переводить в учебное заведение, где углубленно изучают эти предметы, подбирать кружки, записывать на факультативы.


10 причин, по которым ребенок не хочет учиться в школе

Если родители сумеют выяснить причину, по которой их ребенок не хочет учиться, то можно сказать, что проблема наполовину решена. Главными факторами, вызывающими отрицательное отношение к школе, являются:

  1. Тотальный контроль со стороны родителей. Ребенка, вернувшегося из школы, сразу же заставляют делать уроки, скрупулезно осматривают дневник, тетради, начинают ругать за неудовлетворительные оценки. Между тем ему требуется не менее 1,5 часов, чтобы восстановиться и передохнуть. Усталость, рассеянность приводят к тому, что он становится раздражительным, в нем поднимается буря протеста против подобного контроля и, как следствие, возникает нежелание учиться.
  2. Отсутствие контроля. Бывает и так, что родители впадают в другую крайность, предоставляя ребенку полную свободу действий, мол, он уже взрослый и ответственный. Ребятам же хочется погулять, поиграть с товарищами, посмотреть телевизор, поиграть в компьютерные игры. Не переоценивайте возможности сына или дочери, контроль в разумных пределах еще никому не вредил.
  3. Конфликты в школе. Ребенок может не рассказывать родителям о своих личностных проблемах. Он может ссориться с другими ребятами, педагогами и не афишировать этот факт. Между тем это основная причина, по которой дети не хотят учиться и посещать учебное заведение, и являются неуспевающими.
  4. Переоценка ценностей. На малыша, с самого раннего возраста проявлявшего выдающиеся способности, родители возлагают большие надежды. Каким же горьким бывает разочарование, когда ребенок, которого они с гордостью называли гением, вдруг заявляет, что ему неинтересно учиться. Такие ребятишки не могут учиться из-под палки, а чрезмерное давление их только раздражает.
  5. Нет стимулов. Если ребенок не хочет учиться, вполне возможно, что у него нет мотивации. Не все дети понимают, зачем нужно каждый день ходить в школу, не все ориентированы на долгосрочный результат, на окончание учебного заведения хотя бы без троек.
  6. Спекуляция на здоровье. Часто болеющие дети иногда могут симулировать признаки болезни. Родители жалеют свое чадо, часто позволяя ему оставаться дома, вместо того, чтобы отправляться в школу. Хитрец же, получая поблажку, начинает размышлять примерно так: «Зачем нужна эта школа, оценки, если все равно за прогулы не накажут?» Хорошие отметки ведь и так поставят, жалея «бедного больного».
  7. Неблагоприятная обстановка в семье, скандалы между родителями способствуют раздражительности и нервозности у ученика, снижает интеллектуальные процессы и желание учиться.
  8. Плохая компания. Очень часто ребенок-подросток не хочет учиться, если он находится под влиянием других детей, для которых в приоритете другие ценности и, возможно, дурные привычки.
  9. Закомплексованность. Если у ребенка есть какие-то дефекты внешности или он сильно отстает по какому-либо предмету, вполне логично, что он не будет испытывать желание ходить в школу, опасаясь насмешек в свой адрес.
  10. Чрезмерная активность. Если мальчик или девочка отличаются гиперактивностью, ему будет сложно высидеть все уроки в школе, выдержать учительский контроль.


Есть и множество второстепенных причин, объясняющих, почему дети не хотят учиться в школе. Это может быть и психологические стрессы, и переутомляемость, и недосыпание (обычно это касается младших школьников), и чрезмерная ответственность ребенка, которая может привести к потере интереса к учебе.

Что делать родителям, если ребенок не хочет учиться

В первую очередь следует доверительно поговорить с ребенком, как со взрослым человеком, узнать, что именно является для него препятствием для успешного обучения. Установив причину, следует немедленно приступить к ее устранению. От того, насколько оперативно вы будете действовать, зависит успех процесса, который не будет быстрым.

Например, если причина отсутствия интереса к учебе кроется в чрезмерной родительской опеке, то необходимо слегка опустить вожжи и дать ребенку немного самостоятельности (в разумных пределах). Вполне может статься, что вначале он будет учиться хуже, но затем обязательно поймет, что ходить в аутсайдерах не слишком престижно, и предпримет определенные усилия для получения хороших оценок.

Установите доверительные отношения. Поинтересуйтесь, как ваш сын или дочка общается со сверстниками, возможно, с кем-то из них у него серьезный конфликт. С малышами - учениками −1-4-х классов (от 7 до 11 лет) - проблему можно решить, что называется, на месте. Достаточно прийти вместе в класс и поговорить с детьми, со всеми вместе или по отдельности. С детьми в подростковом (12-15) и старшем возрасте (16-18) несколько сложнее, так как в этом возрасте не хочется казаться слабым перед ровесниками.


Что еще нужно делать, если ребенок не хочет учиться в школе? Обязательно поговорите с учителями. Не все педагоги обладают тактичностью и бывают справедливы. Не допускайте, чтобы кто-то обижал вашего ребенка.

Проводите с детьми больше времени, ходите на концерты, в кино, гуляйте, занимайтесь спортом. Найдите общие интересы - это будет способствовать сближению.

Если вы не можете сами разрешить ситуацию, нелишним будет обращение за помощью к специалисту, иногда и к психиатру, если проблема очень серьезна.

Было бы неправильным считать, что посещение психолога - это нечто постыдное, ведь на кону стоит здоровье вашего ребенка. Вполне возможно, что даже одного посещения специалиста будет достаточно, чтобы сделать жизнь ребенка и всех членов семьи легче. Советы опытного психолога, специализирующегося на школьных проблемах, помогут снять напряжение и прекратят дальнейшие споры о важности и целесообразности обучения:


  1. Постройте доверительные отношения с ребенком, станьте для него другом. В этом случае тайн у него от вас не будет.
  2. Постоянно показывайте малышу, насколько он дорог вам и любим, и его плохие отметки не повлияют на ваше отношение.
  3. Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими, более успешными товарищами. Это может вызвать обратную реакцию.
  4. Позволяйте проявлять самостоятельность и самому решать, когда садиться за уроки и в каком порядке их делать. Однако ненавязчиво подскажите, что приступать сначала нужно к более сложным предметам, требующим максимальной концентрации внимания.
  5. Не устанавливайте жестких временных рамок, не принуждайте садиться за уроки. Договоритесь, что если малыш выполнить домашние задания до 19.00, то после это вы пойдете на каток, в кино, в зоопарк. Не бойтесь стимулировать.
  6. Не скупитесь на похвалу, помните, что лучшая награда - родительское одобрение.
  7. Не ругайтесь, за несделанные уроки, а констатируйте факты, например: «Ну вот, скоро ложиться спать, домашние задания еще не выполнены…»
  8. Не делайте уроки вместо ребенка, позвольте ему проявить собственную инициативу.
  9. Радуйтесь каждому, даже самому маленькому успеху. Ребенок должен поверить, что вы готовы разделить с ним его радости.
  10. Не стесняйтесь озвучивать чувства: «Я переживаю, что ты плохо выучил стихотворение. Вдруг учитель попросит тебя его рассказать, и ты получишь плохую оценку?».

В заключение хочется сказать всем взрослым: доверяйте сыну или дочери. Если ребенок произносит слова «Мне неинтересно учиться, я не пойду в школу», это не значит, что он хочет причинить вам обиду, возможно, он нуждается в помощи. Вам придется проявить незаурядное терпение, чтобы пройти со своим чадом этот долгий путь, стоит только захотеть.

Важно еще с первого похода ребенка в школу привить ему любовь к учебе. Большинство родителей, которые встречались мне за годы практики, скорее вырабатывали у своего чада отторжение книг и занятий. Поговорим о том, что делать, если ребенок отказывается делать уроки, а также чего предпринимать не стоит.

Поиск причин нежелания учиться

Для родителя, столкнувшегося с проблемой выполнения уроков ребенком, стоит усвоить одну, возможно, не совсем понятную истину - ребенок ни в чем не виноват. На отношение к школе и урокам не могут влиять плохие гены родственников, пример соседа или патологическая, по мнению некоторых родителей, лень ребенка. В младших классах дети не учатся именно из-за неправильного воспитания.

Список самых распространенных оплошностей, которые допускают родители:

  • Книга-наказание. Часто можно наблюдать картину, когда ребенка наказывают чтением или заставляют учить стих. А вы бы любили читать, если бы вас заставляли это делать ежедневно, вне зависимости от настроения, да еще сопровождая словами: «Ты должен!»?
  • Указывают только на ошибки. Довольно распространенное явление, когда процесс выполнения уроков превращается на игру «Ткни носом ребенка». Не забывайте - ребенок только учится, он не способен выполнять все задания идеально. Если ребенок не хочет делать уроки, у него уже выработан страх сделать ошибку, а на ошибках, как всем известно, и учатся.
  • Все свободное время на уроки. Ребенок целый день проводит в школе и только попадая в стены родного дома, он сразу слышит: «А ты уроки собираешься делать?». Он не должен постоянно проводить время за книжками. Нужно помнить, что детям необходим отдых и время на игры.
  • Обидные слова. Обзывать ребенка за нежелание учиться - убивать в нем индивидуальность и вырабатывать комплексы. Любое негативное воздействие (крик, обиды, принуждения) несет только деструктивный характер.

Для каждого родителя важно суметь сделать так, чтобы с учебой у их чада были связаны только приятные ассоциации.

Как заставить ребенка учиться?

Часто спрашивают именно так. Уже сама формулировка вопроса говорит о неправильном подходе родителей к воспитанию любви к знаниям у ребенка. Заставить его не получится. Все угрозы отдать в интернат, наказания или морали - путь в никуда. Страх - плохой мотиватор. Можно только заинтересовать в выполнении уроков.

Уроки - занятие для двоих

Когда ребенок пошел в первые классы, недостаточно полагать, что его всему должны учить в школе. Без помощи родителя выполнить задание невероятно сложно. Поддержка и помощь отца или матери окажет чудесное воздействие: малыш поймет, что ему есть на кого положиться, и он не один.

«Да!» играм

Мозг ребенка устроен так, что он получает знания, играя. Поэтому его жизнь должна быть полна интересных ему игр. После прихода со школы дайте возможность ребенку погулять и отдохнуть, снять напряжение после школы. Скажите, что у него есть, к примеру, 2 часа поиграть. За 10 минут до истечения срока игр напомните, что вам обоим пора идти делать уроки, а когда их закончите – можно будет опять поиграть.

Особо важный момент: превратить выполнение домашнего задания в игру. Можно попросить ребенка нарисовать то, о чем он прочитал. Также заучивая стишок, его можно вместе петь. Такие методики позволяют привить любовь к занятиям - у ребенка будет возможность проводить больше времени с родителями, и он это оценит.

Правильная мотивация

Нужно знать, как мотивировать ребенка к учебе, это принесет хорошие результаты. К примеру, малышу очень травятся танцы. Отдайте его танцевать, но скажите, что туда не берут детей, которые плохо учатся. Не стоит его мотивировать долгосрочной перспективой стать президентом или ученым. Поставьте перед ним цели, которые можно выполнить в течение короткого времени. Чувство ребенка, что он уже чего-то достиг, подвигнет его развиваться дальше.

Сводите ребенка, в награду за хорошие успехи или хотя бы за старания, посмотреть любимый мультик в кинотеатр или в цирк. Так он увидит, что учеба способна помочь достичь желаемого.

Умеренные нагрузки

Нужно выбирать учебное заведение исходя из способностей детей.

Марьяна считала, что повышение нагрузок поможет ее сыну добиться успеха в жизни. Мама заставляла сына все свободное время проводить за книгами и даже записала в школу для детей-гениев. Но Павел не тянул учебу на уровне с другими детьми, что вызвало обратный эффект - у ребенка нет желания учиться, появились комплексы, и отношение к матери испортилось.

Ребенок должен получать именно те нагрузки, которые может осилить. Правильным развитием можно помочь чаду использовать по максимуму данные природой возможности, но сделать из него гения не выйдет. В случае Марьяны выход оказался простым: Павла перевели в другую школу, расписали режим (на выполнение уроков 3 часа, а остальное время - игры), и мама начала помогать делать уроки 9 летнему ребенку. Уже спустя 2 месяца маму и сына было трудно узнать.

Как помочь ребенку учиться?

В этом деле нужно быть очень аккуратным. С одной стороны, нужно помогать своему чаду, а с другой - избалованные родительским вниманием дети привыкают, что уроки делают за них.

  • Займите позицию друга/советчика. Задача родителя - показать, как делается правильно и заинтересовать сделать самому. Будьте с ребенком на равных.
  • Похвала - отличный мотиватор.
  • Если ребенок медленно делает уроки - не торопите его. Постоянно находитесь с ним, и он перестанет отвлекаться при выполнении домашнего задания. Уберите со стола, где учится ребенок, лишние предметы. Еще лучше, выделите отдельное место для выполнения уроков. Это создаст подобие ритуала, способного улучшить концентрацию внимания ребенка. Он будет на подсознательном уровне знать, что сесть за этот стол - выучить уроки.
  • Не заставляйте его выполнять задания наперед. Делайте с ним только то, что задали на завтра.

В целом, выполнение уроков должно стать обычным занятием, наряду с играми, приемом пищи и водными процедурами. Не пытайтесь особо акцентировать внимание ребенка именно на уроках - у него иной способ мышления. Доводы того, как это важно, на него не подействуют.

Что делать, если ребенок стесняется отвечать на уроке?

Помочь ребенку преодолеть стеснение поможет:

  • Домашняя репетиция. Возможно, у ребенка негативный опыт ответа, и появился страх быть осмеянным. Отрепетируйте все до мелочей и вселите уверенность, что он справится.
  • Поиграйте в урок. Покажите, что, отвечая первым, ребенок избегает необходимости переживать томные моменты выбора преподавателем ученика, который выйдет к доске.
  • Поговорите с ребенком. Возможно, за стеснением отвечать кроется негативное отношение одноклассников - ваше чадо просто старается лишний раз не быть предметом всеобщего внимания.

В особых случаях стоит поговорить с учителем. Вероятно, он должен знать причины проблем ребенка, а иногда и сам является очагом возникновения этих причин.

Прививая ребенку любовь к учебе, помните, что он вам ничего не должен и принимайте его таким, каким он есть. Просто любите свое чадо и вложенная любовь вернется с лихвой.




Top