Ярость какой танк был. Фильм "Ярость": рецензия, отзывы

— ...И каковы общие впечатления? — осведомился Ганс Шмульке, выйдя на крыльцо офицерского клуба. Нынешним вечером крутили кино и весь свободный от боевого дежурства состав базы собрался взглянуть, что же такого наснимали американцы про танк M4A3E8 «Шерман».

— Впечатления позитивные, — отозвался Парамон Нилыч Котятко. — Особенно у коллег из США, что неудивительно, — вон они, развлекаются с новой игрушкой...

На плацу перед ангарами стоял новенький танк «Fury», только сегодня доставленный на базу.

— Однако у нас, большевиков, — продолжил товарищ комиссар, — к истории принят диалектический подход, то есть принцип комплексности изучения проблемы. Шмульке, вам что-нибудь говорит имя Белтона Янгблада Купера?

— Никак нет, герр комиссар! А должно говорить?

— Разумеется. Белтон Купер является, пожалуй единственным американским мемуаристом, написавшем подробнейшую книгу о применении танков «Шерман» после высадки в Нормандии и вплоть до конца войны. Герой фильма «Fury», Дон «Wardaddy» Колльер и его экипаж по сценарию служили в 66-м танковом полку 2-й бронетанковой дивизии. Дивизия высаживалась на Омаха-бич, воевала в Бельгии, участвовала в Арденнской операции и закончила бои на Эльбе, юго-западнее Берлина. Белтон Купер был их непосредственным «соседом» — офицером связи 18-го ремонтного батальона 3-й танковой дивизии.

— Слышал, — согласился унтер-офицер. — Всего в армии США тогда было шестнадцать бронетанковых дивизий, но «тяжёлыми» считались столько 2-я и 3-я, поэтому их использовали в самых крупных войсковых операциях, и действовали обе дивизии фактически бок о бок, от операции «Оверлорд» до сражений на Рейне и Эльбе...

— Именно поэтому воспоминания Белтона Купера имеют для нас особенную ценность; «Fury» — лишь красивая иллюстрация к его книге, но не более. Между прочим, в США мемуары Купера «Death Traps: The Survival of an American Armored Division in World War II» не имели большого успеха по довольно странной причине: критике не понравилось то обстоятельство, что Купер описывал не героические подвиги и не создал историю лёгких побед несокрушимого американского оружия, а предпочёл говорить неприятную правду. О просчётах командования, технических недостатках своих танков, тактических ошибках. О смерти, грязи и крови — то есть о войне. И наоборот, в Европе и России книга получила признание специалистов как уникальный документ своего времени, написанный профессионалом.

— Предположим, — осторожно сказал Ганс Шмульке, — M4A3E8 действительно не был шедевром танкостроительной мысли. И конкуренции с германскими танками зачастую не выдерживал.

— Не только с танками! — воскликнул комиссар. — После сражения у Сен-Ло, когда на рембазу дивизии Купера начали поступать повреждённые машины, эвакуированные с линии фронта, выяснилось множество пренеприятнейших вещей. Для начала, большинство «Шерманов» были подбиты вовсе не «Тиграми» или «Пантерами», и не противотанковой артиллерией. Знаменитые «панцерфаусты», ручные гранатомёты, наносили самый большой ущерб — «фауст» легко пробивал броню «Шерманов», невзирая на её усиление напротив сиденья водителя и снарядных полок по бокам...

— Тоже известный факт, — согласился унтер-офицер. — «Панцерфаусты» были эффективнее американских «базук».

— Но и это далеко не всё, — продолжил товарищ Котятко. — В случае пробития осколки перерубали электропроводку, броневая оплётка проводов не спасала. От короткого замыкания «Шерман» очень часто загорался, и, если уцелевшие члены экипажа не успевали рвануть скобу огнетушителя, танк выгорал изнутри полностью. Под воздействием высокой температуры броня «отпускалась», теряла закалку, и восстановить машину было уже невозможно. Добавим сюда бензиновый двигатель, горевший куда чаще, чем дизели на советских танках.

— «Пантера», основной конкурент «Шермана» на Западном фронте, тоже была пожароопасна, — заметил Ганс Шмульке. — Но её спасала лучшая броневая защита и возможность вести танковую дуэль с большего расстояния. 76-миллиметровае орудия M4A3E8 никак не могли конкурировать с KwK42 «Пантеры».

— Купер говорит прямо: «Миф о том, что наши танки хотя бы отдалённо сравнимы с немецкими, был развеян полностью. Мы осознали, что сражаемся с немецкой бронетехникой, которая намного превосходит всё, что мы можем ей противопоставить. В результате множество молодых американцев погибнет на поле боя …» Достаточно вспомнить о том, что за 11 месяцев боёв в Европе 3-я бронетанковая дивизия потеряла 580% танкового парка. Пятьсот восемьдесят процентов! Выходит, парк полностью обновлялся без малого шесть раз! Эта цифра — отличный повод задуматься как сторонникам точки зрения, что американцы якобы вообще не воевали, так и тем, кто склонен обвинять советское командование в «заваливании врага мясом».

— Ужас, — вздохнул унтер-офицер. — Показатели действительно удручающие.

— Тут следует вспомнить о ещё одной критической ошибке, допущенной американскими штабистами, — сказал Парамон Нилыч. — Предполагалось, что после высадки в Нормандии и первых дней боёв потери в бронетехнике резко сократятся, а они, наоборот, увеличивались. Соответственно, боевые части снабжались запчастями по первоначальному плану, то есть совершенно недостаточно! А инструкция гласила: свинчивать запчасти с повреждённых танков нельзя, следует пользоваться только резервами рембаз дивизии. В итоге все предписания были позабыты, любой сильно повреждённый «Шерман» моментально списывали и разбирали, а не отправляли в тыл на капитальный ремонт. Это, кстати, тоже сильно сказывалось на статистике потерь.

— Как это по-русски? Шапкозакидательство? Ведь можно было изучить данные советских союзников по потерям бронетехники во время наступления! В 1944 году СССР уже научился танковым прорывам и глубокому охвату!

— Видимо, просто не обратили внимания или излишне рассчитывали на поддержку авиации, — развёл руками товарищ Котятко. — Ну и, наконец, перейдём к центральному вопросу — «Fury» и его аналоги против «Тигров». И не только «Тигров». Купер безжалостен: «Самая, пожалуй, мощная из собранных когда-либо сухопутных армий, поддержанная мощными группировками стратегической и тактической авиации, теряла темп и несла чудовищные потери… Происходило это потому, что её главное наступательное оружие, средний танк М4, в значительной степени уступал аналогичным типам боевых машин противника ». Ладно бы «Шерманы», но Белтон Купер утверждает, — и у нас есть все основания ему доверять! — что лобовую броню «Тигра-II» не пробивала даже 155-миллиметровая нарезная пушка самоходки М12. Что уж говорить о танках M4!

— Зато у американцев были другие преимущества, — возразил унтер-офицер. — Высокоподвижные оперативные группы с пехотой, вооружённые 81-миллиметровыми миномётами и самоходными гаубицами М7, способными поддержать в бою танки!

— Но танковая дуэль один на один проигрывалась почти всегда. Описан случай, произошедший во время Арденнской операции. «Шерман» столкнулся нос к носу с «Пантерой», причём у германского танка башня была повёрнута на 90 градусов относительно противника. Пока немцы медленно разворачивали башню, американские танкисты успели произвести по лобовой броне три выстрела, получив три рикошета! Когда «Пантера» ответила, «Шерман» превратился в решето, выжил только командир... А в связи с крайне высокими потерями создалась острая нехватка танковых экипажей.

— Это у американцев-то? — усмехнулся Ганс Шмульке. — С их почти неограниченными людскими резервами? Отсутствие в Германии обученных танкистов вполне объяснимо: конец войны, множество танкистов погибло, новых просто не успевали обучать...

— Такая история кажется невероятной, но она была печальной реальностью. На пополнение в 3-ю танковую дивизию пришло 17 танков. «Из кадрового отдела прислали ещё 35 парней, лишь несколько часов тому назад сошедших в Антверпене с парохода и до сих пор не получивших никакого инструктажа. Мы спросили, сколько из них прежде имело дело с танками, оказалось, что никто. Большинство не то что никогда не были в танке — они даже не видели танка вблизи

— И что же?

— За несколько часов новичкам попытались объяснить, «что такое танк и как им пользоваться». Дали произвести по три выстрела. И отправили в бой. Было около трёх часов дня. В семь вечера Белтон Купер вернулся с рембазы в расположение 33-го танкового полка, куда были распределены новоприбывшие, и узнал, что из 17 новых машин подбиты 15. Узнать, выжил ли кто-нибудь из пополнения, Куперу не удалось... При всех недостатках кадровой политики в Красной армии, у нас такого не допускалось.

— М-да, — покачал головой унтер-офицер. — Я и раньше-то знал, что путь американских танкистов от Омаха-бич до Эльбы вовсе не был лёгкой прогулкой, но никак не предполагал, что они сталкивались с такими невероятными трудностями и несли настолько катастрофические потери!

— Было место и личному подвигу, причём некоторые случаи — ну просто из реалий Восточного фронта! — сказал Парамон Нилыч. — В районе Гастенрата единственный оставшийся в живых танкист обездвиженного «Шермана» целую ночь отбивался от немецкой пехоты, расстрелял все снаряды — причём сделал хитро: башня была заклинена, орудие направлено на покрытие шоссе. Как только к танку попытались подобраться немецкие пехотинцы, он выстреливал фугасом в землю, снаряд рикошетил и взрывался в воздухе, поражая солдат противника. До утра он отстреливался из всех видов оружия: сначала из пулемётов, потом из автомата и пистолета — а когда боеприпасы кончились, заперся в танке. По счастью, его успели спасти: к рассвету подоспела американская моторизованная пехота...

— На войне как на войне, — философски заключил Ганс Шмульке. — Выходит, что приключения «Fury» — это вовсе не художественное преувеличение реальности, а скорее преуменьшение? Бывали истории пострашнее и похуже?

— Выходит, так, — подтвердил комиссар. — Война вообще очень тяжёлая работа.

Любой интересующийся историей применения танков «Шерман» в армии США в период 1944-1945 годов может подробно ознакомиться с описанными здесь событиями в книге Белтона Я. Купера ««Смертельные ловушки. Выживание американской бронетанковой дивизии во Второй мировой войне», перевод на русский язык, изд. «Эксмо», 2007 г.

В выходящем на экраны фильме о Второй мировой войне под названием «Ярость» в центре событий оказалась танковая война, разыгравшаяся в 1945 году, когда союзники вели наступление на Германию.

В этой картине сержант армии США (его играет Брэд Питт) командует средним танком «Шерман», участвуя в боях с фашистскими войсками, обладающими превосходящей огневой мощью. «Шерманам», среди прочего, противостоят хорошо вооруженные тяжелые танки «Тигр I». В «Ярости», премьера которой состоится в кинотеатрах страны 17 октября, показан последний в мире работающий танк «Тигр».

Танк «Шерман» (его официальное название «средний танк» М4) был самым многочисленным на фронтах Второй мировой войны. Как сообщает Энциклопедия Британника, эту рабочую лошадку использовали американские сухопутные войска, американский корпус морской пехоты, а также Британия, Канада и «Свободная Франция». Этот танк был сконструирован и производился в США, и в период с 1942 по 1946 год было выпущено всего 49324 машины «Шерман».

М4 был надежным танком, однако тяжелый немецкий «Тигр» превосходил его. «Тигр I» (официальное название Panzerkampfwagen VI Tiger Ausf. H) использовался на всех германских фронтах во время Второй мировой войны. Эта грозная машина весила 50 тонн и имела мощную броню. В целом в период с августа 1942 по август 1944 года было изготовлено около 1350 танков «Тигр».

В одной из сцен в «Ярости» четыре танка М4 вступают в ближний бой с одним «Тигром I», из которого выходит только один «Шерман».

Тот танк М4, что показан в картине, мог пробить лобовую броню башни «Тигра I» с расстояния от 500 до 1000 метров, в то время как немецкая машина имела возможность уничтожать «Шерманы» в лобовой атаке на дистанции 800 метров, о чем говорится в наставлении для экипажа «Тигра».

Оба танка, показанные в фильме - «Шерман M4E8» и «Тигр 131» - самые настоящие, и взяли их на съемки из танкового музея в английском Бовингтоне.

«Тигр 131» был построен в немецком Касселе в феврале 1943 года, после чего его отправили в Тунис в состав германского 504-го тяжелого танкового батальона, о чем сообщается на вебсайте танкового музея. 21 апреля 1943 года этот «Тигр» был выведен из строя танком «Черчилль» из состава британского 48-го королевского танкового полка, захвачен и отремонтирован. 25 сентября 1951 года машину передали в танковый музей.

«Тигр» был «одной из самых грозных боевых машин, применявшихся нацистами», обладая возможностью уничтожать танки противника с расстояния более чем в 2 километра, рассказал Би-Би-Си директор музея Ричард Смит (Richard Smith).

Но несмотря на свой грозный вид и устрашающие характеристики, «Тигр» не был непобедимым. Зимой его гусеницы замерзали в грязи и снегу, и этим преимуществом в бою часто пользовались русские войска. Двигательная установка танка имела низкую мощность, из-за чего им было трудно управлять. У этих машин возникали проблемы и из-за их крупных размеров. Вес «Тигра» могли выдержать далеко не все мосты, в связи с чем у его первых версий была воздухозаборная труба, позволявшая танку переправляться через реки глубиной до 4 метров. В более поздних модификациях эта труба исчезла.

30 октября в прокат вышел один из самых сильных фильмов этой осени, потенциальный номинант на премию "Оскар" - "Ярость". Главную роль в военном "экшне" - сержанта Дона Колиера - сыграл Брэд Питт. Оператор в этой картине - русский. Роман Васьянов более всего известен по своему первому фильму "Стиляги", хотя на его счету уже немало картин, в том числе и в Голливуде. Обозреватель "РГ" расспросила Романа работе над "Яростью".

Роман, вы же не в первый раз работали с режиссером Дэвидом Эйром?

Роман Васьянов: Это наша вторая картина. Еще мы сняли фильм "Патруль", где снимались Джейк Джилленхолл и Майкл Пенья. Это был маленький независимый проект - мы сняли его за 22 съемочных дня. Он был в российском прокате и прошел очень хорошо. В общем итоге - фильм стал небольшим хитом, заработал много денег по миру, и был высоко оценен критиками.

За сколько дней сняли "Ярость"?

Роман Васьянов: Было порядка 60 съемочных дней. Мы снимали "Ярость" в Европе: в дождь, в грязи - при плохой погоде.

Но снимали не в Германии, о которой речь в фильме?

Роман Васьянов: Нет. В Германии сейчас, в принципе, никакие фильмы не снимаются. Там все дорого. Мы снимали в Британии.

Как вас нашел Дэвид Эйр?

Роман Васьянов: После того, как я снял "Стиляги", сделал еще небольшую работу "The Gift" ("Подарок") - фильм с роботом. Мы выиграли Гран-при фестиваля "Каннские львы". После этого мне позвонили из одного из ведущих мировых операторских агентств и пригласили на интервью. Дэвид в этот момент как раз интервьюировал операторов для фильма "Патруль". Через полтора месяца после собеседования он мне позвонил и пригласил на работу.

В процессе съемок "Ярости" на вас влияли другие фильмы о войне? Что вы смотрели?

Роман Васьянов: Мы пересмотрели много, в том числе и американское классическое кино. Я Дэвиду показал наши фильмы "Проверка на дорогах", "Мой друг Иван Лапшин", "Иди и смотри". На мой взгляд, "Ярость" тем и замечательное кино, что это - не американская пропаганда про Вторую мировую войну, а чувственный правдивый фильм. Здесь собрано все лучшее из военного кино - европейского, советского и голливудского. Сильная драма, хороший актерский ансамбль, захватывающий сюжет, который два с половиной часа держит зрителя. Также есть большие батальные сцены, которые в Голливуде умеют делать так хорошо, как нигде больше.

Сравнения с "Белым тигром" Карена Шахназарова и со "Сталинградом" Федора Бондарчука вас не смущают?

Роман Васьянов: У нас получилось кино ни на что не похожее. Фильм "Белый тигр" - это притча про танк, метафора. А в "Ярости" - история пятерых солдат из танка, которые проходят войну, при этом меняются. По сути, показана жизнь семьи - этих пяти танкистов. Брэд Питт - главный, Дон Колиер, Шайя Лабаф - Святоша, Логан Лерман - мальчишка-новобранец Норман Эллисон, Майкл Пенья - Толстяк Гордо, Джон Бернтал - Грэйди Трэвис. Показаны человеческие истории. Танки - это фон. А в фильме Шахназарова танки - главные герои.

Танк "Тигр" у вас настоящий?

Роман Васьянов: Мы снимали настоящий единственный в мире оставшийся на ходу "Тигр", который находится в Англии, недалеко от Лондона, в Бовингтоне, в единственном в мире танковом музее. "Тигр" был взят англичанами в 1943 году в Северной Африке и привезен в Лондон абсолютно сохранившимся. Он отличается от остальных "Тигров", которые есть в мире, тем, что в нем ничего не переделано, все - от двигателя до затычек - реально. И на нашей съемке он был заведен первый раз с 1945 года. На съемки этой сцены приехали серьезные коллекционеры со всего мира и просто смотрели, потому что такого "шоу" нигде нет. Прилетел даже знаменитый режиссер Питер Джексон из Новой Зеландии, потому что он - большой коллекционер.

Наш фильм отличается тем, что в нем нет ни костюмов, ни реквизита - а есть кропотливо собранные со всего мира детали. Все, что вы видите в кадре - вплоть до одежды на Брэде Питте и его команде - абсолютные подлинники, которые либо одалживались для съемок, либо специально собирались. Потому что Дэвид Эйр - сам военный человек. Он служил на подводной лодке 8 лет. И он фанатик всего военного. Поэтому в картине, помимо художника по костюмам Анны Шепард (она работала также в фильме "Спасти рядового Райана"), формой, военной атрибутикой и интерьерами занимался специальный человек, который хорошо знает историю и весь этот рынок.

Все свозилось со всего мира. В том числе и пять американских танков - "Шерманов". На одном из них и воюют главные герои.

Вы интересно начали рассказывать про танковый музей в Бовингтоне…

Роман Васьянов: В нем есть и наш Т-34, и "Шерман", и другие танки. В том числе и "Тигр", о котором мы говорили. Он - звезда коллекции. При этом сотрудники музея официально признают, что российский Т-34 - это "танк №1" Второй мировой войны. По многим факторам, вплоть до скорости сборки.

"Тигр" делал Фердинанд Порше - конструктор, который известен дорогими автомобилями. Американский танк "Шерман" создавал Крайслер. Известно, что "Шерманы" делались так, чтобы как можно больше этих танков можно было погрузить на корабли. Поэтому они продолговатые и узкие. При этом ухудшались их боевые качества. Например, они были выше, и "Тигр" их мог подбить с километра. А чтобы "Шерман" подбил "Тигра", он должен был приблизиться на расстояние 200 метров. В итоге, в первую неделю военной кампании союзников в Нормандии было потеряно 750 танков. Это очень много.

В фильме "Ярость" все танки настоящие?

Роман Васьянов: Да. И это должно быть интересно всем, кто изучает историю, коллекционирует… Есть такая игра в интернете - World of Tanks. В нее играет 90 миллионов человек по всему миру. Разработчики из Белоруссии приезжали к нам на съемки, были консультантами по некоторым вопросам. У них сейчас в игре даже есть наш танк "Шерман". Я понимаю, что для старшего поколения такие вещи звучат странно, но они должны понять, что огромное количество людей играет в эту игру. Я сам играл в нее пару раз. Я не какой-то мега-игроман, но сам факт говорит о тщательности деталей. Мы консультировались и собирали информацию отовсюду. Общались и с нашими ветеранами, которые прошли битву на Курской дуге, и с американцами, которые высаживались в Нормандии в 1944-м. Была проведена огромная работа, чтобы получился честный фильм о войне.

Как работать с Брэдом Питтом? Я, глядя на него в этом фильме, время от времени вспоминала "Бесславных ублюдков". И еще у Питта очень современная модная прическа - действительно такие носили во время войны?

Роман Васьянов: Конечно. Если вы посмотрите фотографии того времени, именно такие прически и были. Особенно в последние два месяца войны. На самом деле, в "Бесславных ублюдках" у Питта такая же прическа. Просто у него там волосы не сальные, не грязные, как положено по сюжету в "Ярости", а зализанные.

Какой Брэд Питт на площадке? Капризный? Требовательный?

Роман Васьянов: Замечательный. Все критики оценили как раз его работу в фильме. Потому что "Бесславные ублюдки" - хорошее кино, но это - кино-поп-арт и, в принципе, китч. Смешной и идеальный Тарантино. В нашем же кино у Питта серьезная драматическая роль. Он - человек, который очень любит кино, киноман. И когда люди вокруг одержимы целью и хорошо работают, от него кроме поддержки ничего не получишь. К нему на площадку даже дети приезжали и смотрели, как мы снимаем.

Жена приезжала?

Роман Васьянов: Анджелина Джоли в это время в Австралии снимала свой новый фильм - "Несломленный".

Нет у Питта такого: с этой стороны меня снимайте, потому что я так лучше выгляжу?

Роман Васьянов: Это - миф. Я уже снимал многих голливудских звезд. Американская актерская школа отличается тем, что три с половиной месяца пять актеров сидят в Лондоне, никуда не выезжают, подыгрывают друг другу - даже если у них нет сцен в этот день. И, поверьте мне, не за самые большие деньги - это же не блокбастер с бюджетом 300 миллионов долларов.

Полное погружение! Шайя Лабаф вырвал у себя настоящий зуб. Надрезал себе щеку. Он сделал это для роли. Брэд Питт при подготовке к съемкам, вместе с остальными ребятами, спал в холодном танке, специально, чтобы вжиться в роль. У них самопожертвование для кино фантастическое. Именно поэтому они - мировые звезды. А не потому что приходят и говорят: тут снимайте - там не снимайте. Они все - адские трудоголики.

В фильме много кровавых сцен. Как оператор это снимает? Вы испытываете при этом какие-то чувства?

Роман Васьянов: Но вы все-таки не забывайте, что не настоящие люди "вмазаны" в танки. Это просто очень хорошая работа департамента, который занимается спецэффектами и художественным гримом. Все, что вы видите в фильме - от стоптанных сапог до дохлых лошадей - муляжи. Поэтому снимать несложно.

Тем более в фильме нет пафоса. Это кино без пропаганды. В нем показаны простые парни, которые воевали. Такие же, как и у нас - в Калуге, в Рязани… Кино о том, что у нас много общего, что в войне мы были вместе, что у нас одни цели. А не о том, что нас постоянно разъединяет. Поэтому мне кажется, "Ярость" пройдет у нас очень хорошо.

А что касается Брэда Питта, то со времен "Бойцовского клуба" - это одна из его лучших ролей. Для него, человека "со статусом", который может сниматься в любом американском фильме, в каком захочет, участие в нашем кино было вызовом самому себе. Чтобы быть не "бесславным ублюдком" Брэдом Питтом - лощеным, с блестящими зубами, которого все любят, а вот таким сумасшедшим капитаном, который ведет этот танк и своих людей, и воюет с абсолютной одержимостью.

Выдержанный в духе современного масштабного кино суровый фильм об ужасах войны, страхе смерти и необходимости оставаться человеком даже в самые страшные минуты своей жизни.

Апрель 1945 года. Войска союзников ворвались на территорию гитлеровской Германии и уверенно идут к Берлину. Почти не оказывающие серьезного сопротивления немцы сдаются тысячами, но даже на исходе войны любая стычка остается смертельно опасной. Экипаж танка, носящего гордое прозвище «Ярость», только что потерял своего стрелка-радиста, но вместо опытного бойца команда сержанта Дона Кольера получает необстрелянного юнца Нормана Эллисона, командированного из штаба и ни разу в своей жизни не выстрелившего в человека. Разбираться некогда, бои идут каждый день, а любая новая операция может оказаться последней даже для такого удачливого экипажа, как четверка «Ярости» и их новичок.

Кадр из фильма "Ярость"

Специально для съемок «Ярости» Бовингтонский британский танковый музей предоставил кинематографистам единственный в мире действующий экземпляр немецкого танка Тигр I

Настоящее суровое серьезное кино о войне по-прежнему остается штучным продуктом, по-настоящему глубокие картины, не скатывающиеся в череду спецэффектов, можно пересчитать по пальцам. Фильмов, удачно сочетающих картинку и мысль, и вовсе считаное число. Каждая подобная картина становится событием, каждый участник съемочного процесса подобной ленты словно сам приближается к героям боевых действий, каждый просмотр таких фильмов врезается в память зрителей. Вторая мировая война уходит от нас все дальше в исторической перспективе, ее герои превращаются в героев древних мифов, в полубогов и бесстрашных храбрецов, попирающих смерть. Поэтому каждая лента, окатывающая с головы до ног грязью, кровью, копотью настоящей суровой войны, на вес золота. Забывать о таком нельзя. Повторить такое недопустимо.

Танк «Ярость» - боевая машина экипажа героя Брэда Питта - это американский танк М4 Sherman, третья по распространенности в мире модель после советских Т-34 и Т-54

Дэвид Эйер , служивший в молодости подводником, после жестоких улиц Лос-Анджелеса перебрался в другое железное брюхо машины-убийцы. Главный герой «Ярости» - не персонаж Лермана , глотающий свою первую пороховую гарь, и даже не изможденный герой Брэда Питта , поклявшийся самому себе уберечь своих бойцов и отчаянно держащийся за эту миссию. Главный герой - это танк Шерман, сгусток смерти, напичканный пулеметами, гранатами и снарядами маленький бронированный путешественник в ад войны. Этот танк калечит людей и снаружи, и внутри себя, мир из него видится совсем иным, за его броней жизнь и борьба обретают иной смысл. Железная гусеничная машина проглатывает героев и переваривает, превращая людей в оружие, в зверей, псов войны, потому что только звери могут рвать врага на куски, продвигаясь к победе дюйм за дюймом.

Достойно показать войну в кино не так-то просто. Удержаться на острой грани, не свалиться в тарантиновскую сатиру «Бесславных ублюдков », но и не исчерпать десятилетние запасы пафоса «Сталинграда » - задача не из простых. Тем значительнее режиссерский успех Эйера. На пару с оператором Романом Васьяновым Эйер не только создал несколько фантастических боевых сцен, но и пропитал серым цветом войны каждый кадр, каждый миг экранного времени, каждый сантиметр декораций. Кровавые останки, растоптанные и растерзанные трупы, осколки и грязь ни на секунду не дают зрителю ощущения комфорта и расслабленности. Вместе с героями мы погружаемся в душное тесное чрево танка, вместе проходим бой, вместе наслаждаемся минутами затишья. С трудом можно вспомнить ленту о войне, которая поглощала бы сильнее «Ярости».

Впрочем, за танковыми дуэлями, ночными перестрелками и бесконечным ожиданием смерти Эйер слегка упростил характеры своих персонажей. Про тех, кто находится вне Шермана, и говорить неприлично, это лишь калейдоскоп лиц, но ведь и пять ведущих персонажей, по сути, остаются всего лишь танковыми бойцами, у которых сложно запомнить даже имена. В этом главное отличие «Ярости» от действительно гениального со всех точек зрения «Спасти рядового Райана ». Бесстрашный командир экипажа, богобоязненный наводчик, грубый неотесанный заряжающий, болтливый любитель выпить механик-водитель и мальчишка-радист - это все, что мы знаем об экипаже в начале фильма. С этим же мы остаемся на финальных титрах, лишь пара эпизодов чуть шире раскрывают перед зрителем души и умы героев, но этого абсолютно недостаточно для того, чтобы за солдатами увидеть людей.

«Тигр» из Бовингтона

По иронии судьбы изображать «Тигра» в кинематографе несколько раз довелось «переодетому» советскому Т-34. Его тщательно маскировали под немецкий танк, но взгляд знатока всегда раскрывал подделку. «Ярость » - один из немногих фильмов, где роль танка Tiger «играет» настоящая модель. Более того, на сегодняшний день это единственный в мире исправный Tiger на ходу . Пока неизвестно, какое влияние окажет эта немецкая машина на события фильма, но кое-что о её настоящей судьбе можно узнать уже сейчас.

За кормой этого танка долгая история, которая привела его из сборочного цеха завода Хеншеля в экспозицию Бовингтонского танкового музея. Этот Tiger (бортовой номер 131) был изготовлен в феврале 1943 года и направлен в состав 504-го тяжёлого танкового батальона, который на тот момент воевал в Африке. Между 12 марта и 16 апреля 1943 года танк прибыл в Тунис.

К счастью союзников, боевая история этого «Тигра» вышла не очень долгой: уже 21 апреля 1943 года в сражении с танками Churchill 48-го Королевского танкового полка он был выведен из строя и захвачен. Трофейную машину 2 июня 1943 года осмотрел сам Уинстон Черчилль, а 18-го числа того же месяца - Его Величество король Георг VI.

В октябре 43-го «Тигр» был доставлен в Глазго, участвовал в одном из парадов в Лондоне, после чего был отправлен на техническую экспертизу. Официально танк передали Бовингтонскому музею 25 сентября 1951 года, и с тех пор он стал одним из самых популярных и впечатляющих экспонатов коллекции.

В июне 1990 года было принято решение полностью восстановить танк. «Тигра» перебрали буквально по винтику, от катков до башни. Сотрудники музея очищали каждую деталь от грязи и ржавчины, которая, к счастью, оказалась неглубокой. Но это было лишь половиной дела. Большую сложность в восстановлении представляли отсутствующие элементы снаряжения, особенно с лобовой части танка. Множество деталей было восстановлено, не подвергались ремонту только явные боевые повреждения. Музейные работники потрудились на славу: почти всё, что размещено на танке, настоящее. Пожалуй, единственная неоригинальная деталь - тросы. К сожалению, телескопическая выхлопная труба, предназначенная для пересечения водных преград, исчезла ещё до передачи танка музею.

Но все эти заботы можно считать мелкими в сравнении с необходимостью установить на танк другой двигатель. «Родной» заводской Maybach HL210 работникам музея отыскать не удалось, зато в наличии был взятый с Tiger II двигатель HL230P30 V-12. Возможностей Бовингтонского музея для решения такой задачи было уже недостаточно. Музей получил дополнительное финансирование, а работу над танком продолжила компания ABRO (Army Base Repair Organisation).

Этот заключительный шаг в восстановлении «Тигра» затянулся, и проходил он далеко не гладко. Во время пробного запуска в корпусе танка двигатель взорвался, повредил коленчатый вал и оставил дыру в поддоне. После продолжительного исследования и ремонта двигатель снова испытали, и на этот раз он повредил сальник. И всё же в конце 2003 года работы были завершены: шестидесятилетний танк завелся и своим ходом приехал в музей.

Обратите внимание! Подробный процесс восстановления танка Tiger с эксклюзивными фотографиями можно увидеть на официальном сайте (на английском языке), посвящённом этому танку.

Съёмки «Ярости»: взгляд изнутри

Ведущий шоу «В командирской рубке» Николас Моран побывал на съёмочной площадке фильма «Ярость ». Узнайте, какие впечатления остались у Николаса после визита, какая атмосфера царит на съёмках и что читает режиссёр картины!

Давненько мы не видели хорошего кино о танкистах. Если взглянуть на мой список фильмов, которые должен посмотреть каждый танкист (в него входит и лента «Монти Пайтон и священный Грааль»), можно увидеть, что достойных фильмов о танках не было не то что годы, а десятилетия: «Герои Келли», «Войны Пентагона». И последние два фильма никак не назовёшь серьёзными. Сцена из картины «Мост слишком далеко», где ирландские гвардейцы Майкла Кейна прорываются через немецкую оборону, возможно, одна из лучших танково-артиллерийских баталий, запечатлённых на киноплёнке. Но она лучшая главным образом потому, что нам было не с чем сравнивать. Поэтому я (как, возможно, и все любители танков) внимательно следил за созданием фильма «Ярость » с того момента, как он был анонсирован. И когда мне предложили побывать на съёмочной площадке (подозреваю, эти ребята слышали, что я люблю танки и кое-что о них знаю), меня не пришлось долго уговаривать. Я сделал крюк по пути домой из России и заглянул в Великобританию. Ранее, на выставке E3, мы уже опубликовали информацию, что Wargaming общалась с парнями из «Ярости», и сейчас самое подходящее время рассказать вам, что я увидел на съёмочной площадке.

«Ярость»: когда танки равны актёрам


«Ярость»: когда танки равны актёрам

Первой остановкой стала знаменитая Pinewood Studios. Она просто кипела от активности и больше напоминала пчелиный улей. Мне сказали, что прямо сейчас здесь идет работа над семью фильмами. Там же я безуспешно попытался определить, что за нелепое транспортное средство готовилось к съёмкам на площадке Джеймса Бонда. Меня немедленно проводили в кабинет сценариста и режиссёра «Ярости» Дэвида Эйра, и первое, что я увидел по дороге, - ландшафтная модель поля. Следом мне на глаза попалась и другая модель - город. Макеты танка M4, полугусеничные грузовики, немецкие танки и другой реквизит были разбросаны по всей площадке. Возможно, неподалёку и были люди, но мне было не до них: моё внимание заняли танки. Должен признаться, я был слишком ошеломлён всем происходящим, и мысли о том, что надо бы делать фотографии и вести заметки, меня на тот момент покинули. Зато в самих помещениях студии фотографий было полно. Половина стен была заклеена фотографиями танков и военной хроники, а другую половину занимали справочные материалы о бронетехнике, чертежи, карты и схемы. И так во многих других помещениях: всё залеплено фотографиями и другими материалами о танках, орудиях, армии и зданиях.

Совершенно очевидно, что господин Эйр очень серьёзно и ответственно воспринимает работу над «Яростью», а в особенности историческую основу проекта. Когда в процессе беседы с ним мы начали вникать в мелкие технические детали, он проявил недюжинные знания в таких вопросах, где большинство нормальных людей, с которыми я разговаривал, начинали непонимающе таращить глаза. Во время обсуждения различий между производственными моделями танков «Тигр» он быстро достал книгу Вальтера Шпильбергера «Тигр» и моментально отыскал нужную страницу. Он явно провёл самостоятельное исследование. Во время беглого осмотра его книжной полки я заметил и другие видные книги о бронетехнике: издания Стивена Залоги, Томаса Йенца, Дэвида Флетчера.

И не один только Дэвид Эйр так увлечён историей: один из его старших помощников, ирландец по имени Оуэн, просто сиял от радости, когда распаковывал новую партию форменной одежды и показывал её мне и Эйру. Эта униформа скопирована с оригинальной одежды и действительно достойна восхищения. Изготовитель учёл все детали, вплоть до производственных штампов на внутренней стороне ткани и подкладках. Если не брать в расчёт настоящую военную одежду, это самая точная и детализированная форма, которую можно увидеть в кино. Энтузиазм Оуэна был искренним и неподдельным. В любом случае я определённо не был первым танкистом, которому показали сценарий: здесь были учтены детали, указать на которые мог только настоящий танкист.

Спустя некоторое время я покинул господина Эйра, чтобы он мог вернуться к работе, и мы отправились к остальным членам команды. И снова нас повсюду окружали чертежи и фотографии танков. Среди них я заметил распечатку LIDAR-скана внутренней части башни M4, очевидно, предназначенную для воссоздания точной копии башни. Её пришлось изготовить специально для фильма, как и корпус со съёмными панелями, чтобы внутрь могла проникнуть камера. Но, ей-богу, они воспроизвели интерьер башни абсолютно верно.

Мои провожатые фактически устроили мне VIP-экскурсию. Проходя по одной из вспомогательных зон, я увидел большую коллекцию ящиков, канистр, покрышек. Совсем как на настоящей войне: гораздо больше всякого вспомогательного барахла, чем оружия. Я видел готовящийся Kübelwagen и строящуюся из свежей древесины немецкую полевую кухню. Я поражён уровнем декораций и объёмом усилий, приложенных на этой съёмочной площадке и ещё более впечатлён тем, что только предстоит сделать. Но всё это было только началом.

Следующей остановкой после ланча в очаровательном хаосе студии Pinewood была другая студия, в деревушке Лонгкросс (Longcross). Здесь я убедился, что постройка настоящей полевой кухни - на самом деле ничто.

«Ярость»: когда танки равны актёрам


«Ярость»: когда танки равны актёрам

Среди танков, использовавшихся во время съёмок, был и Tiger 131, но, естественно, Бовингтонский музей не разрешил его взорвать. Поэтому для уничтожения создателям фильма пришлось сделать свой Tiger, и даже не один, если учитывать, что во время моего визита начались работы над изготовлением второй башни.

«Ярость»: когда танки равны актёрам

«Ярость»: когда танки равны актёрам

Здесь действительно круто. Лонгкросс когда-то был британским аналогом Абердинского испытательного полигона, что расположен в США. Здесь производились и испытывались танки. Сейчас это съёмочная студия, но всё ещё сохранилась площадка для испытания подвески, а большое круглое здание из стекла отмечает, где тестировались башни танка Chieftain. Так что макеты «Тигров» явно не будут здесь первыми танками.«Ярость»: когда танки равны актёрам «Ярость»: когда танки равны актёрам

Панель на переднем плане говорит о том, что это была часть испытательной площадки двигателей. Здесь установлено бронированное стекло, потому что двигатели могли тестироваться не только на производительность, но и на разрушение. Министерство обороны, очевидно, не хотело, чтобы инженеров поубивали осколки взорвавшегося двигателя. Между прочим, дорожные знаки поблизости указывают, что неподалёку расположен город Чобхэм (Chobham) - ещё одно важное место в истории развития танков. Местность для съёмок фильма о танках выбрана действительно соответствующая, если не сказать больше.

Я почти закончил. Господин Эйр сказал, что его любимый фильм - «Апокалипсис сегодня», поэтому он очень хотел, чтобы эта статья завершалась фотографией, на которой он пародирует полковника Килгора в той самой Обалденной Шляпе.

«Ярость»: когда танки равны актёрам

«Ярость»: когда танки равны актёрам

Должен сказать, я был очень впечатлён размахом работ и энтузиазмом почти всех без исключения членов съёмочной команды (разумеется, я раньше не занимался кино, так что сравнить мне не с чем), и я с нетерпением жду момента, когда увижу окончательный результат их трудов. Это была замечательная экскурсия.




Top