Загадки про музыкальные инструменты для малышей. Загадки про музыкальные инструменты

Елена Шадрина
Тематическое музыкальное занятие «Музыкальные инструменты»

Цель : развивать тембровый слух

Задачи :

Учить детей отгадывать загадки о музыкальных инструментах ;

Реагировать на смену частей музыкальной игры , в соответствии выполнять движения;

Различать на слух тембры музыкальных инструментов : арфа, виолончель, контрабас, скрипка, труба, орган, гитара, аккордеон, музыкальный треугольник , металлофон, барабан, дудочка, бубен;

Познакомить со звучанием кастаньет и способом игры на них;

Выразительно исполнять песню, передавая веселый радостный характер;

Передавать ритмический рисунок с помощью музыкального треугольника и барабана;

Учить озвучивать русскую народную потешку на детских музыкальных инструментах (арфа, дудка, свистулька, барабан, трещотка, тарелочки и т. д.)

Исполнять русскую народную мелодию оркестром.

Методы эстетического воспитания :

Приучения, упражнения в практических действиях;

Убеждения в процессе формирования первоначальных проявлений вкуса

Дети заходят в зал, садятся на стулья.

Музыкальный руководитель : Ребята, сегодня мы с вами поговорим о музыкальных инструментах .

На земле у каждого

Есть родимый дом.

Хорошо и весело,

И уютно в нем.

У собаки – конура,

У лисы – нора,

У малиновки – гнездо,

У совы – дупло.

Отгадай загадку,

Маленький мой друг,

Где живет, по-твоему,

Музыкальный звук ?

Может в крике чайки,

В клетке у орла?

Или в трубном зове

Доброго слона?

Дети : Музыкальный звук живет в музыкальных инструментах .

Музыкальный руководитель : Правильно, музыкальные звуки живут в музыкальных инструментах . А звучать музыкальные инструменты начинают тогда , когда на них играют музыканты .

Ребята, у меня есть волшебный короб, в котором находятся загадки про музыкальные инструменты . Хотите их отгадать?

Дети : Да!

Музыкальный руководитель : Подходите по одному и вытягивайте загадку.

1. Если хочешь поиграть,

Нужно в руки ее взять

И подуть в нее слегка –

Будет музыка слышна .

Подумайте минуточку…

Что же это?

Дети : Дудочка!

2. У него рубашка в складку,

Любит он плясать в присядку,

Он и пляшет, и поет –

Если в руки попадет.

Сорок пуговиц на нем

С перламутровым огнем.

Дети : Баян!

3. Он под шапочкой сидит,

Не тревожь его - молчит.

Стоит только в руки взять

И немного раскачать,

Слышен, будет перезвон :

«Дили-дон, дили-дон.»

Дети : Колокольчик!

4. Инструмент – как огромная скрипка.

Звук густой как баритон.

Музыкант играет сидя .

Как, скажи, зовется он?

Дети : Виолончель!

Дробь отбивает,

Шагать помогает.

Дети : Барабан!

6. В руки молоточки взяли

По пластинкам застучали.

Слышен музыкальный звон ,

Так звучит…

Дети : Металлофон!

7. Есть бубенчики на нем,

По нему мы громко бьем.

С ним сейчас играть мы будем,

Дайте в руки звонкий …

Дети : Бубен!

На столике перед детьми лежат картинки музыкальных инструментов . Дети отгадывают загадку, находят изображение этого музыкального инструмента и вывешивают его на магнитную доску.

Музыкальный руководитель : А сейчас я предлагаю вам поиграть с бубном в музыкальную игру «Кто скорей ударит в бубен»

Игра «Кто скорей ударит в бубен» украинская народная мелодия

Музыкальный руководитель : Сейчас я предлагаю вам послушать тембры музыкальных инструментов и определить их .

«Определи инструмент »

На магнитофоне записаны тембры музыкальных инструментов : арфа, виолончель, контрабас, скрипка, труба, орган, гитара, аккордеон.

1. Звучит арфа

2. Звучит виолончель

3. Звучит контрабас

4. Звучит скрипка

Аня Елкина исполняет на скрипке пьесу

5. Звучит труба

6. Звучит орган

Дети смотрят на экране видеозапись игры на органе.

7. Звучит гитара

8. Звучит аккордеон

Медсестра Татьяна Федоровна исполняет на аккордеоне пьесу «

Музыкальный руководитель : Как вы хорошо определяете тембры музыкальных инструментов . А сейчас я предлагаю вам определить тембры детей. Давайте поиграем в игру «Узнай по голосу»

Музыкальный руководитель : А сейчас мы подойдем к этой необычной ширме, где вас ждут музыкальные загадки .

Музыкально-дидактическая игра «Веселые инструменты »

1. Звучит дудочка

2. Звучит барабан

3. Звучит музыкальный треугольник

А сейчас давайте, исполним песню «Треугольник и барабан»

4. Звучит металлофон

5. Звучит бубен

6. Звучат кастаньеты

Музыкальный руководитель : Кастаньеты – испанский народный инструмент со звонким , щелкающим звуком. На кастаньетах отстукивают четкий ритм.

Дети смотрят видеоролик о приемах игры на кастаньетах.

Музыкальный руководитель : А сейчас я предлагаю вам попробовать самим поиграть на кастаньетах.

Экспериментирование с кастаньетами.

Музыкальный руководитель : Ребята, а скажите, на что похож звук кастаньет?

Дети : На цокот копыт, дятел стучит на дереве.

Музыкальный руководитель : Дети, скажите, пожалуйста с помощью каких музыкальных инструментов мы можем изобразить дождь?

Дети : Колокольчик, музыкальный треугольник , металлофон.

Музыкальный руководитель : Раскаты грома?

Дети : Барабан, кастаньеты.

Музыкальный руководитель : А сейчас я предлагаю вам озвучить русскую народную потешку на детских музыкальных инструментах .

Как у нашего соседа

Весела была беседа :

Утки - в дудки,

Гуси – в гусли,

Овцы – в донцы,

Тараканы – в барабаны.

Чечетки – в трещотки,

Свиристели – в свирели,

Кукушки в колотушки

Скворцы в бубенцы,

Две синички крошки

Заиграли в ложки.

Играют, играют

Всех потешают

Удары по музыкальному треугольнику в ритме стиха.

Тарелочки

Трещотки

Свистульки

Колотушки

Бубенчики

Деревянные ложки

Тутти на всех инструментах

Музыкальный руководитель : И в завершении нашей музыкальной гостиной давайте сыграем в оркестре.

Оркестр «Кадриль» русская народная мелодия

Русские народные музыкальные инструменты: балалайка, домра, гусли, колокола и другие. Детские познавательные видеофильмы о русских народных музыкальных инструментах из цикла «Большая музыка для маленьких детей» . Загадки, стихи, речевые упражнения.

На дворе – Масленица! Русское раздольное гуляние! И как же в этот день не вспомнить о наших исконно русских народных музыкальных инструментах. Поэтому я предлагаю всем нам сегодня отправиться в Большой Концертный Зал имени Петра Ильича Чайковского на занятие для детей дошкольного и младшего школьного возраста «В старину на Руси» , а также побеседовать с детьми о русских народных музыкальных инструментах.

Русские народные музыкальные инструменты: детям о Руси.

Видео о русских народных музыкальных инструментах для детей.

В этих прекрасных познавательных и очень красивых музыкальных видеофильмах для детей Вы увидите основные инструменты оркестра русских народных инструментов (балалайку, домру, гусли и другие), узнаете о том, какая музыка звучала раньше на народных гуляниях, откуда произошло слово «балалайка», как проходили ярмарочные гуляния и колядование и многое другое. Приятного просмотра! И спасибо большое телеканалу «Радость моя», который делает для наших детей такие замечательные программы!

Во второй части этой программы для детей Вы не только продолжите знакомство с известными русскими народными музыкальными инструментами и известными произведениями для русского народного оркестра, но и узнаете о таких малоизвестных, но очень интересных народных музыкальных инструментах, как «ладошки», «черепашка», «кокошник», а также… рубель, пила, ложки и трещотки!

Лучше всего каждый видеоролик посмотреть отдельно и после просмотра обсудить с малышом. Спросите, что больше всего удивило в фильме, что нового он узнал, что еще хотел бы узнать о русских инструментах. А после этого через несколько дней вспомните еще раз путешествие в мир русских народных музыкальных инструментов – загадайте загадки. Пусть ребенок попробует, опираясь на полученный опыт, отгадать названия русских народных инструментов. А помогут отгадывать наши картинки, задания и стихи. Не спешите рассказать сразу обо всем! Вполне достаточно за один раз познакомить малыша с 1-2 инструментами!

Русские народные музыкальные инструменты: загадки, стихи, картинки и задания для детей.

Отгадайте загадку:

У неё есть три струны,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё плясать
И по-русски приседать. (Балалайка).

О каких признаках этого инструмента говорится в загадке? (У балалайки три струны, их щиплют рукой, этот предмет нужен чтобы играть музыку).

К каким инструментам относится балалайка – к струнным, к ударным или к духовым? Да, это струнный инструмент. Почему? (у нее есть три струны, на струнах играют мелодию).

Балайка – это струнный щипковый инструмент . Почему же «щипковый»? Вспомните с ребенком, как играет музыкант на балалайке.

О балалайке есть еще одна загадка: «Из дерева вырубается, а в руках плачет».>О каких еще музыкальных инструментах, можно сказать, что они «из дерева вырубаются»? (Вспомните с ребенком известные музыкальные инструменты, изготавливаемые из дерева – домра, гитара, скрипка и другие)

Балалайка – инструмент очень веселый! Ноги сами в пляс идут. И не зря название этого инструмента похоже на слова «балаганить», «балагурить», «балаболить», «балакать», «баловаться». О каком человеке говорят, что он «балагурит» ? А о ком можно сказать, что он «балаболит»? Есть такое мнение среди ученых, что слово балалайка произошло от татарского слова «бала» — ребенок.

Загадайте ребенку загадку о домре:

Играет, а не гитара.
Деревянная, а не скрипка.
Круглая, а не барабан.
Три струны, а не балалайка.

Что это за музыкальный инструмент? Мы его видели в видеофильме. Это домра! Вот она — рассмотрите домру на картинке.

Есть еще одна загадка о домре:

Ой, звенит она, звенит!
Всех игрою веселит
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.

К этой загадке подходит несколько отгадок. Какие? Это может быть и уже знакомая детям балалайка, и домра — любой инструмент, у которого три струны. Домра – это очень старинный музыкальный инструмент. Дети видели домру в ролике выше и узнают ее на картинке.

Расскажите ребенку о домре: «На домрах играли музыканты – скоморохи. Под игру домры рассказывали былины.
Некоторые ученые считают, что уже очень давно у музыкантов были разные домры: от самой маленькой – она называлась очень смешно, как бы ты ее назвал? (Выслушайте предположения детей) Называлась она «домришка» 🙂 До самой большой под названием «домра басистая». Спросите ребенка, как он думает — какой звук был у маленькой домры (высокий), а у домры басистой? (низкий)

У нашей русской домры есть много родственников. Какие у нас с тобой есть родственники? Перечислите их с малышом. А вот какие родственники есть у русской домры – У грузин чунгури, у украинцев – бандура, у казахов – домбр, у калмыков – домр, у туркменов – дутар».

Рассмотрите с ребенком домру. Чем она похожа на балалайку? (У нее тоже три струны, корпус у нее тоже деревянный). А чем домра отличается от балалайки? (У балалайки треугольный корпус, а у домры он круглый – как половина шара)

Оказывается, у скромной русской домры — огромная родня. У грузин – чунгури, у украинцев – бандура, у туркменов – дутар, у киргизов и татар – думра, у казахов – домбр, у калмыков – домр.

На чём в гостях, вдали от дома,
Играл Садко царю морскому?
Тот музыкальный инструмент
Сломал он, улучив момент.

А Ваш малыш знаком с былиной о Садко? Если нет, то посмотрите замечательный фильм по этой былине.

Слово «гусли» похоже на слово «гудеть», «гудьба». И их звук похож на гудение. Во многих былинах гусли называются «яровчатыми». Откуда произошло такое странное слово «яровчатый»? Дело в том, что раньше — давным–давно корпус гуслей делали из дерева явора. Вот и называли их поэтому «яворчатыми» или «яровчатыми».

А в сказках часто гусли называют «звончатыми». Спросите ребенка, почему? Какие еще музыкальные инструменты можно назвать этим красивым словом – «звончатые» (например, звончатые колокола).

Кто же играет на гуслях? Гусляр.

Загадайте загадки:

Кричит без языка, поет без горла,
Радует и бедует, а сердце не чует. (Колокол)

Язык есть, речей нет, вести подает. (Колокол)

Колокола – это какой музыкальный инструмент – струнный, духовой или ударный? Что нужно сделать, чтобы получить музыкальный звук? Ударить в колокол! Значит, это ударный инструмент.

Есть разные колокола. У одних колоколов внутри корпуса есть язык как и у нас во рту, только металлический. И корпус колокола тоже сделан из специального металла. Язык колокола ударяет по корпусу. Получается красивый звук. Найдите на картинке язык колокола.

А есть колокола без языка. Попросите ребенка догадаться, как же может звучать колокол без языка? Что надо сделать, чтобы он зазвучал? Да, надо ударить по корпусу колокола снаружи, и он зазвучит. Чем же можно ударить? Палочкой – «колотушкой».

Спросите ребенка, где он видел настоящие колокола? Наверняка, на колокольне!

А как же быть, если нужно изобразить колокольный звон в театральном спектакле или в музыке? Ведь не принесешь колокольню в театр или в концертный зал? Попросите ребенка придумать, чем можно заменить колокола? Оказывается, для этого существуют оркестровые колокола – специальный музыкальный инструмент. Это небольшие металлические трубки или пластинки, которые висят на перекладине. Их заставляют звучать, ударяя колотушкой, обтянутой кожей. И получается колокольный перезвон. Вот как выглядят оркестровые колокола.

Почему в этой загадке говорится, что гармонь то худеет, то толстеет? Попросите ребенка изобразить руками, как играют на гармошке и как гармошка растягивается – она толстеет, и как она сжимается – худеет.

Вспомните с малышом песенку «Я играю на гармошке у прохожих на виду. К сожаленью, День рождения только раз в году». На каком инструменте играл Крокодил Гена? Конечно, на гармони – на гармошке!

У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть - не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается.
(Гармошка)

В загадке говорится о пуговках на гармони. Что за пуговки есть у гармони? Рассмотрите внимательно картинку. Зачем нужны эти пуговки- кнопочки?

Предложите ребенку послушать еще одну загадку о гармони и сказать, какой называется гармонь в этой загадке.

В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее?

Как называют гармонь в этой загадке – она какая? (Русская, звонкая, нарядная, двухрядная). Почему гармонь называют двухрядной? Где у нее эти два ряда? А если бы было три ряда, то как бы мы могли сказать про гармонь? (Пусть ребенок попробует по аналогии придумать слово «трехрядная»). А если был бы один ряд, то как бы мы сказали? (Однорядная).

Гармонь – это очень интересный музыкальный инструмент. Он и не струнный, и не ударный, и не духовой. Он клавишно-пневматический.

Почему «клавишный» ? Потому что у него есть клавиши – кнопочки. Музыкант нажимает на кнопочки, и раздается звук. Правой рукой музыкант играет мелодию, а левой аккомпанирует.

Рассмотрите с ребенком части гармони на рисунке. По бокам у гармони клавиатура с кнопками или клавишами. А между ними – камера, в которую накачивается воздух. Воздух накачивается к звуковым планкам гармошки, и она звучит. Именно поэтому инструмент – «пневматический» , в нем работает невидимка-воздух. Вспомните с ребенком, какую еще работу выполняет воздух-невидимка, как он людям помогает (интересный материал о том, какую работу выполняет воздух Вы найдете )

Интересно об истории любимой русским народом гармошки рассказано в телепередаче «История одной вещи. Гармонь». Это передача для взрослых. Но, показав малышу отдельные фрагменты из нее, Вы поможете ему увидеть, как работает гармонь, какие кнопочки на ней, услышать как гармонь звучит, ее переливы. А также узнаете много нового об истории гармони в России.

Жалейка, рожок, свирель – народные духовые инструменты.

А на ней пастух играет
И овечек собирает,
Фью-фью-фью,
Фью-фью-фью,
Идём мы к пастуху. (Свирель)

Свирель – это деревянная дудочка. С одной стороны у нее острый клюв. В самой дудочке есть игровые отверстия. Бывает и двойная свирель, которая состоит из двух спаренных дудочек. Свирель изготавливается из дерева с мягкой древесиной — крушины, орешника, клёна или черёмухи, ивы, бузины. Сердцевину дерева вынимали тоненькой палочкой, один конец дудочки срезали. А в дудочке делали обычно 6 отверстий, но могло быть от 4 до 8 отверстий. Вот и получалась свирель – деревянная дудочка, на которой играли пастухи. Ее еще называли на Руси «сопилкой»

Рожок.

Мы собрали хоровод.
Пригласили весь народ,
А пастуший рожок
Дополняет наш кружок.

Какой инструмент – рожок: духовой, струнный или ударный? Конечно же, духовой. Почему? Конечно же ребенок ответит, что в него дуют, чтобы получился звук. И действительно, духовыми инструментами называются те музыкальные инструменты, в которых звук получается в результате колебаний воздухе в трубке.

Рожок представляет собой конической формы прямую трубу. В этой трубе пять отверстий вверху, и одно отверстие внизу для игры. В трубу дуют, зажимают игровые отверстия пальчиками, и получается звук. А свирель – это какой инструмент – тоже духовой или нет?

Рожки бывают разные: во владимирские рожки играли во Владимирской области. А как называют рожки, в которые играли в Костроме? (Костромские – пусть ребенок сам образует это слово от слова «Кострома»). А в Ярославле? (Ярославские). В Курске? (Курские).

Из чего можно сделать рожок? Из березы, клена, можжевельника. Раньше их делали из двух половинок и скрепляли берестой. А сейчас появились токарные станки, и рожки делают сразу же целиком. Звук рожка очень пронзительный, сильный.

На рожке играют наигрыши. Наигрыши бывают разные. Под песенные наигрыши поют песни, под плясовые и танцевальные можно плясать. А для чего нужны сигнальные наигрыши? Что за сигналы можно подать с помощью рожка? Когда людям могут пригодиться эти сигналы? (напомните ребенку, что на рожках раньше играли пастухи. А это значит, что звуком рожка пастух собирал стадо, охранял его)

Если Вы хотите больше узнать о рожках, то можете посмотреть передачу канала «Ремесло» об этих народных инструментах. Это ролик для старших детей и взрослых.

Речевое упражнение «Оркестр»

А теперь, когда ребенок познакомился с наиболее известными русскими народными музыкальными инструментами, можно поиграть в слова. Попросите малыша отгадать, как называется музыкант, который играет на данном инструменте.

Задания для игры:

  • На гитаре играет гитарист, а на домре играет кто?… (домрист), а на баяне — ? …(баянист). А на гармони играет кто?… (Гармонист). На флейте — ?… (флейтист)
  • А как называют музыканта, который играет на гуслях? (гусляр)
  • А кто играет на балалайке? (балалаечник)
  • На барабане играет… ? (барабанщик), а на жалейке?… (жалейщик). А на свирели — ? (свирельщик)

Главное в этом задании – стимулировать словотворчество детей, их желание экспериментировать со словами, развивать языковое чутье. Все дети в этом задании ошибаются, и это отлично! Если ребенок, например, скажет «На балалайке играет балалай», ответьте ему: «Такое слово могло бы быть в русском языке, но люди договорились называть этого музыканта по-другому. Догадайся, как». Пусть малыш попробует придумать другие слова. Дети могут назвать такие слова – «балалайщик», «балалист» и другие. Стимулируйте ребенка искать правильный вариант, но ни в коем случае не смейтесь над ошибками. Ведь это не ошибки, а словотворчество ребенка, его активный поиск точного слова, его экспериментирование с языком. В конце, если малыш так и не догадался, подскажите началом слова: «балала-е…» и назовите правильный вариант – «На балалайке играет балалаечник». В любом случае похвалите ребенка за его поиски ответов.

Еще раз хочу обратить внимание на то, что в этой игре главное не запоминание ребенком правильных названий профессий музыкантов, а активный поиск ответа и экспериментирование со словом.

Загадка — картинка для дошкольников.

На каких инструментах играют эти сказочные герои?

Вот и подошло к концу наше первое знакомство с русскими народными музыкальными инструментами. Но мы с Вами не прощаемся!

По просьбам читателей сайта для более удобного использования материала я выкладываю картинки из этой статьи в высоком разрешении в виде презентации «Русские народные музыкальные инструменты» в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (найти их можно в разделе группы «Документы» — для тех, кто не знает где это находится — это правый столбик странички группы). Эту презентацию можно редактировать.

А с детьми можно выполнять задания и рассматривать картинки из статьи, данные в презентации ниже.

Еще на сайте о музыкальных инструментах для детей:

Презентация «Русские народные музыкальные инструменты» для игр и занятий с детьми.

В презентацию вошли картинки из этой статьи для занятий с детьми. Скачать презентацию бесплатно можно:

  • здесь по этой ссылке: ,

    Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

    "Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

    Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Загадка про альт

Назовите без ошибки
Инструмент чуть больше скрипки.
Он ее ближайший друг,
Но немного ниже звук.
Есть и струны, и смычок,
В музыке не новичок!
(Альт)

Загадки про балалайку

Три струны, играет звонко
Инструмент тот - «треуголка».
Поскорее узнавай-ка,
Что же это?
(Балалайка)

В три струны ударю,
Частушки петь заставлю.
(Балалайка)

Весела я весела,
Частушки петь могла б сама.
(Балалайка)

Загадки про барабан

Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути,
И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый…
(Барабан)

Ростом мал и пузат,
А заговорит —
Сто крикливых ребят
Сразу заглушит.
(Барабан)

В пути не смолкает,
Вдаль увлекает,
Сам не шагает,
Шагать помогает.
(Барабан)

Загадки про баян

У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет -
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый наш…
(Баян)

То толстеет, то худеет.
На коленке сидит,
На весь двор голосит.
(Баян)

Сам не поёт — играет,
Людям петь помогает.
(Баян)

Загадки про гармонь

В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее?
(Гармонь)

Загадки про гитару

А это что за чудеса?
В лесу мы слышим голоса,
Ребята у костра сидят,
Поют и на нее глядят.
Чтобы она вдруг зазвучала,
Щипни струну ты для начала.
А струн бывает семь иль шесть,
Ее достоинств нам не счесть.
Всем под нее легко поется,
Скажите, как она зовется?
(Гитара)

Звенит струна, поет она,
И песня всем ее слышна.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовем…
(Гитарой)

Загадки про дирижера

Я на сцену в полумраке
Выйду в элегантном фраке.
Тонкой палочкой взмахну —
Скрипочки зальются,
Всколыхнет арфист струну,
Трубы отзовутся.
Как оркестр играет славно!
Ну а я в нем — самый главный!
(Дирижер)

Загадки про дудочку

В лесу вырезана,
Гладко вытесана,
Поет-заливается.
Как называется?
(Дудочка)

Загадки про композитора

Он пишет музыку для нас,
Мелодии играет,
Стихи положит он на вальс.
Кто песни сочиняет?
(Композитор)

Загадки про контрабас

Скрипке он как старший брат,
Ей помочь в оркестре рад.
Он и альту верный друг,
У него басовый звук.
Он смычковый исполин,
Крупный важный господин.
(Контрабас)

Загадки про музыкальные ложки

За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких…
(Ложках)

Загадки про орган

Это что за инструмент высотою в целый дом?
В трубы, в дерево одет, украшения на нем.
Голосов имеет много этот звучный великан.
Он то ласковый, то строгий, а зовут его…
(Орган)

Загадки про патефон

Музыкант, певец, рассказчик,
А всего - труба да ящик.
(Патефон)

Загадки про рояль

Я стою на трех ногах,
Ноги в черных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня? …
(Рояль)

Загадки про саксофон

Он на солнце заблестит,
Нежным звуком одарит.
В джазе самый первый он,
Серебристый…
(Саксофон)

Загадки про скрипку

Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло все: играет…
(Скрипка)

Движенья плавные смычка приводят в трепет струны,
Мотив журчит из далека, поет про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив, его играет…
(Скрипка)

Загадки про муз. тарелки

Знайте, они с барабаном соседи.
Сделаны они из меди.
Вовремя нужно руками взмахнуть,
Звонко ударить, потом отдохнуть.
Партия их не пустяк, не безделка,
В музыке тоже бывают…
(Тарелки)

Загадки про фортепиано

Инструмент зовем роялем,
Я с трудом на нем играю.
Громче, тише, громче, тише -
Все игру мою услышат.
Бью по клавишам я рьяно,
Инструмент мой - …
(Фортепиано)

Загадки про хор

Песню запоем все вместе,
Зазвучит по школе песня.
Складно, слаженно и дружно.
Вместе петь, ребята, нужно.
Песней полон коридор -
Так старается наш…
(Хор)

На странице собраны загадки про музыкальные инструменты, музыку и тех, кто к ней причастен. Загадки будут полезны в первую очередь учителям музыки, воспитателям детских садов, учителям начальных классов. Разгадывая загадки, дети в игровой форме познакомятся с незнакомыми музыкальными инструментами. Желательно ребятам дать возможность увидеть и послушать звучание нового для них инструмента, а, возможно, и самим поиграть, например на музыкальных ложках.

Он свой морщинистый живот
То выставит, то спрячет,
То вместе с нами он поёт,
То вместе с нами плачет.
Аккордеон

Этот струнный инструмент
Зазвенит в любой момент -
И на сцене в лучшем зале,
И в походе на привале.
Гитара

Огромной бабочки крыло ей форму дивную дало.
Капризна эта недотрога и струн имеет очень много.
И чтобы музыку играть - их нужно все перебирать…
Арфа

Всем известна на Руси
Хоть кого о ней спроси!
У нее лишь три струны,
Но она - любовь страны!
Балалайка

Треугольная доска,
А на ней — три волоска.
Волосок — тонкий,
Голосок — звонкий.
Балалайка

Назовите без ошибки
Инструмент чуть больше скрипки.
Он ее ближайший друг,
Но немного ниже звук.
Есть и струны, и смычок,
В музыке не новичок!
Альт

А это что за чудеса?
В лесу мы слышим голоса,
Ребята у костра сидят,
Поют и на нее глядят.
Чтобы она вдруг зазвучала,
Щипни струну ты для начала.
А струн бывает семь иль шесть,
Ее достоинств нам не счесть.
Всем под нее легко поется,
Скажите, как она зовется?
Гитара

В лесу вырезана, гладко вытесана,
Поет-заливается, как называется?
Скрипка

Обтяни котел ты кожей - будет на меня похоже.
Можем тремоло играть, грома звук изображать…
Литавры

Ростом мал и пузат,
А заговорит -
Сто крикливых ребят
Сразу заглушит.
Барабан

Шестиструнку-чужестранку,
Этот звонкий инструмент,
Романтичную испанку,
Любят бард, солдат, студент,
И заслуженный артист,
И нагруженный турист.
Гитара

В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее?
Гармонь

Он простужен и встревожен, и из трубок будто сложен.
Он ворчит, а не поет. Это - дедушка …
Фагот

Проверяют звук и тон
Инструментом …
Камертон

Слева он - фортепиано,
Справа - кнопки от баяна.
А меха - как на гармошке.
Это ясно даже кошке,
Ну, конечно, это - он.
Инструмент …
Аккордеон

Пуговки есть, а не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
Не птичка, а поёт-заливается.
Гармонь

Угадай с одной попытки,
Ну-ка, время не тяни!
Я похожа на улитку,
Медным трубам я сродни.
Инструмент я духовой,
И, бывает, полковой.
Валторна

Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит —
В ногу всем шагать велит.
Барабан

Движенья плавные смычка приводят в трепет струны.
Мотив поет издалека, поет про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив! В них - радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив, ее названье …
Скрипка

Он церковный наш служитель.
Был для Баха вдохновитель.
Весь оркестр заменит один.
Как называется тот господин?
Орган

Это - мастер на все руки.
В нем живут любые звуки:
Пианино, барабан,
Скрипка, дудочка, баян…
И еще один момент,
Автоаккомпанемент,
Спецэффектов в нем не счесть,
MIDI-выход даже есть,
Клавиши и генератор.
Что же это? - …
Синтезатор

Приложил к губам я трубку —
Полилась по лесу трель,
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется …
Свирель

Скрипке он как старший брат,
Ей помочь в оркестре рад.
Он и альту верный друг,
У него басовый звук.
Он смычковый исполин,
Крупный важный господин.
Контрабас

У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет —
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой …
Баян

Звук напряженный, сочный, певучий, сладко-таинственный, плавно-тягучий.
Ножкою острой стоит на полу. Место в оркестре ей - в правом углу.
Имя приятное - как карамель. И называется …
Виолончель

От гармони он родился,
С пианино подружился.
Он и на баян похож.
Как его ты назовёшь?
Аккордеон

Спя, на плече она лежала.
Прополз смычок по струнам, хрипло
Она внезапно завизжала:
- Ну, что ещё?- проснулась...
Скрипка

Бьют в него - не барабан.
Солнце встретит с ним шаман,
И на празднике он будет-
Скрипкам подыграет...
Бубен

Деревянные духовые инструменты

Вот семейство деревянных духовых. Знаем много интересного про них.
Эти духовые кажутся нам странными: из металла сделаны – а зовутся деревянными.
Дудочка пастушья – им родня. Есть про каждого загадки у меня.

Это мышка тут пищит? Или кто-то тут визжит?
Нам мотив пропикала крошка… (флейта-пикколо).

Он простужен и встревожен, и из трубок будто сложен.
Он ворчит, а не поет. Это – дедушка… (фагот).

Дитя кларнета и гобоя. И хоть блестит металлом он –
Прекрасно знаем мы с тобою, что деревянный… (саксофон).

Медные духовые инструменты

Группа медных духовых: есть загадки и про них!
Рог им силу звука дал, звонкой медью оплетал.
Медные, блестящие, большие инструменты эти духовые.
Чтоб на них мелодию играть, нужно дуть и кнопки нажимать.

Успех мне в группе медных обеспечен. Еще я есть в домах, где топят печи.
Сквозь весь оркестр пробьется голос мой – никто не устоит перед… (трубой).

Как завоет – в дрожь бросает. Часто воем всех пугает.
Рявкнуть может – о-го-го! Есть кулиса у него… (тромбон)

Это позднее дитя всех переросло шутя.
Голос низкий и с одышкой – и тяжеловата слишком… (туба)

Струнные смычковые инструменты

Струнно-смычковых – большая бригада. Я вам открою секрет.
Не смогут звучать инструменты как надо, если смычка рядом нет.

Движенья плавные смычка приводят в трепет струны.
Мотив поет издалека, поет про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив! В них – радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив, ее названье… (скрипка )

Звук напряженный, сочный, певучий, сладко-таинственный, плавно-тягучий.
Ножкою острой стоит на полу. Место в оркестре ей – в правом углу.
Имя приятное – как карамель. И называется… (виолончель )

Представьте себе великана такого: доброго, толстого, очень большого.
Звучит его голос солидно и плавно, так густо, насыщенно – право же, славно!
Назвать его имя – заданье для вас. Зовут музыканты его… (контрабас )

Струнные щипковые

Уж сотни лет они известны. Их знают все, они – не новые.
Всем инструменты интересны… Какие? Струнные щипковые!

Огромной бабочки крыло ей форму дивную дало.
Капризна эта недотрога и струн имеет очень много.
И чтобы музыку играть – их нужно все перебирать… (арфа)

Ударные инструменты

Инструменты многочисленные эти не случайно все ударными зовут.
Чтобы звуком нам могли они ответить – музыканты обязательно их бьют.

Сверху кожа, снизу тоже, зазвучать так громко сможет.
Деревянные подружки пляшут на его макушке.
Бьют его, а он гремит, в ногу всем идти велит… (барабан)

Меня не каждая включает партитура,
Но в геометрии я важная фигура… (треугольник)

Обтяни котел ты кожей – будет на меня похоже.
Можем тремоло играть, грома звук изображать… (литавры)

Нас увидишь за обедом – и в оркестре тут же следом.
Сделаны из звонкой меди, древности седой наследье… (тарелки)

Пара деревянных плашек четкий ритм для танца скажет.
В руки только их возьмешь – и в Испанию попадешь… (кастаньеты)

Хоть ударный инструмент – но мелодию в момент
Я сыграю точно в тон. А зовусь я… (ксилофон).

2. Игра “Склад музыкальных инструментов”

Ведущая – На склад привезли целую партию музыкальных инструментов – только что с фабрики, все в коробках и ящиках. Но туда забрался шаловливый котенок, который изорвал в клочья все этикетки с названиями инструментов. Ребята, нужно помочь кладовщику разобраться. Давайте сложим названия инструментов, поставив буквы в нужном порядке. Детям даются наборы букв, из которых надо составить названия инструментов, например:

АТИГРА, МОРДА, БРАУТ, ПИКРАС, ЛЬЯРО, ГРАНО, ТРЫВЛИА, НОСФАСОК и т.п.

3. Игра “Незнайка все перепутал”

Ведущая – Незнайка взял тетрадь и решил написать названия всех известных ему инструментов. Но он перепутал в них все слоги! Ребята, давайте исправим эти ошибки.

ТРОМ-ТАВРЫ, ЛИ-БОН; БАЛА-НЕТ, КЛАР-ТАЙКА; ГИ-СОФОН, КСИ-ТАРА;

КСИЛО-ГАН, ОР-ФОН; ВАЛ-ГОТ, ФА-ТОРНА; ФЛЕЙ-ВЕСИН, КЛА-ТА и т.п.

4. Игра-потешка “Кто на чем играет”

На баяне – баянист. На гитаре – гитарист. На гармошке – гармонист. А на бубне?..

На кобзе – кобзарь. На дудке – дударь. На ложках – ложкарь. А на литаврах?..

На флейте – флейтист. На тубе – тубист. На кларнете – кларнетист. А на тамтаме?..

На органе – органист. На пианино – пианист. А на рояле?..

А кто играет на барабане? На балалайке? На скрипке? На контрабасе? На синтезаторе?

5. Игра “Разбросанный ветром оркестр”

1 вариант. На полу или на столе разбросаны листочки бумаги с названиями инструментов симфонического оркестра. По сигналу дети должны собрать их по группам и разместить так, как они располагаются в оркестре. Игра может быть и командной, и индивидуальной.

2 вариант. Инструменты симфонического оркестра перемешаны с инструментами народного или джазового оркестра. По сигналу надо “рассадить” их по нужным оркестрам.

6. Шуршащий оркестр “Шорох и шелест”

Дети делятся на несколько групп. Каждой группе раздаются шуршащие “инструменты”: листы бумаги и фольги, целлофановые обертки, полиэтиленовые пакеты и т.п. Ведущая предлагает украсить этими инструментами музыкальную пьесу (любая полька, вальс или марш). У каждой группы – свой остинатный ритмический рисунок. Сначала оркестр репетирует без музыки, постепенно накладывая и соединяя ритмическое остинато разных групп. Потом шуршащий оркестр выступает под фонограмму.

7. Шумовой оркестр

В оркестре участвуют орфовские инструменты, а также маракасики (из киндер-сюрпризов с крупой), “щипалки” (коробочки из-под йогуртов с натянутыми резинками). Для исполнения выбираются пьесы с четкой ритмической структурой в трехчастной форме или форме рондо.

Пример: Глинка “Марш Черномора”

1 фраза: акценты – громкие щипки за резинку “щипалок”, потом – маракасики. 2 фраза: пальчиком стучать по дну “щипалки” вместе с маракасиками. Реприза 1 фразы; на переходе к средней части перевернуть “щипалку” (для тихих щипков).

Средняя часть.

Сначала – палочки и треугольники с повторением. Потом (на пиццикато рр) – тихие щелчки у “щипалок”. Потом – играют все (палочки, треугольники, “щипучки”). Опять – тихие “щипучки”, потом – снова играют все.

Реприза – как в 1 части.

8. Подвижные игры про инструменты

“Инструменты, соберитесь!”

У каждого ребенка – роль какого-то инструмента симфонического оркестра. Дети заранее делают шапочки с рисунком и названием своего инструмента. Все танцуют под музыку, периодически прерываемую паузами. На паузах “инструменты” должны быстро собраться по группам в свои “домики”. Какая группа собралась быстрее всех – та и выиграла.

“Любой инструмент, замри!”

1 вариант. Во время звучания музыки дети свободно танцуют в характере и темпе звучащего музыкального фрагмента. На паузе между фрагментами они застывают в позе с воображаемым инструментом (отгадать – с каким!). Можно проводить эту игру под любую танцевальную музыку, прерывая ее паузами. Но с композициями из разных фрагментов – интереснее!

2 вариант. На каждую паузу ведущая называет какой-нибудь инструмент, имитируя игру на нем – а дети должны повторить и развить показ. После третьего или четвертого проведения ведущая начинает путать детей: называет один инструмент, а показывает другой. Дети должны быть внимательны, изображая игру на называемом инструменте (а не повторяя неверные движения ведущей.

Используемая литература:

  1. Бугаева З.Н. “Веселые уроки музыки в школе и дома”, Донецк, “Сталкер”, 2002.
  2. Тютюнникова Т.Э. Материалы семинаров “Учусь творить”.



Top