Значение слова «перспектива. Значение слова «перспектива

значения слова перспектива в толковых словарях русского языка:

Толковый словарь Ожегова.

перспектива

- будущее, ожидаемое, виды на будущее
Пример: Хорошие перспективы на урожай . В перспективе (в будущем , впереди).
***
2. - вид, картина природы с какого-нибудь отдаленного пункта наблюдения, видимая даль
Пример: Морская п.
***
3. - искусство изображать на плоскости трехмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, четкости предметов, которое обусловле но степенью отдаленности их от точки наблюдения
Пример: Законы перспективы.

Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.

перспектива

1. ж.
1) Даль, пространство, охватываемые глазом.
2) а) Искусство изображать, воспроизводить на рисунке, на плоской поверхности
предметы в соответствии с кажущимся изменением величины, очертаний, четкости,
обусловленным степенью отдаленности их от наблюдателя.
б) Кажущееся изменение величины, формы, положения предметов, вызываемое
удаленностью их от наблюдателя.
в) Характер, качество изображения на рисунке, на плоской поверхности этих
изменений в формах предметов; живописное, графическое их изображение .
г) Совокупность правил построения изображения трехмерных предметов на
плоскости.
3) Вид, панорама , картина природы, какой-л. местности как она представляется
наблюдателю издали, с какого-л. определенного пункта наблюдения.
4) а) перен. разг. Возможность или неизбежность чего-л. в будущем.
б) План, программа действий.
5) устар. Прямая, длинная улица; проспект .
2. ж.
Отдел начертательной геометрии, излагающий правила, способы изображения
пространственных тел с помощью проектирования их на плоскость .

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.

перспектива

, -ы, ж.
1. Искусство изображать на плоскости трехмерное
пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний,
четкости предметов, к-рое обусловлено степенью отдаленности их от точки
наблюдения. Законы перспективы.
2. Вид, картина природы с какого-н.
отдаленного пункта наблюдения, видимая

Словарь Ушакова

Перспектива

перспекти ва , перспективы, жен. (от лат. perspectus - сквозь что-нибудь увиденный, рассмотренный) (книж. ).

1. Даль, пространство. В перспективе все это имело другой вид.

2. только ед. Искусство изображать, воспроизводить на рисунке, на плоской поверхности предметы в соответствии с тем кажущимся изменением их величины, очертаний, четкости, которое обусловлено степенью отдаленности их от зрителя, от точки наблюдения (живоп. ). Законы перспективы. Линейная перспектива. Воздушно-световая перспектива.

| Кажущееся изменение величины, положения и очертания предметов по степени их отдаленности от зрителя, от *****

3. Отдел начертательной геометрии, изучающий правила изображения тел с помощью центрального проектирования их на какую-нибудь поверхность (мат. ).

4. Вид, панорама, картина природы, какой-нибудь местности, как она представляется наблюдателю издали, с какого-нибудь отдаленного пункта наблюдения. С балкона открывалась великолепная перспектива.

5. Проспект, прямая, длинная улица (устар. ). Невская перспектива (теперешний Проспект 25 Октября в Ленинграде).

6. перен. , только мн. Планы, виды на будущее, судьбы кого-чего-нибудь в будущем. "История вкп(б) " говорит, что к концу восстановительного периода "со всей силой вставал вопрос о перспективах, о характере нашего развития, нашего строительства, вопрос о судьбах социализма в Советском Союзе". Хозяйственные перспективы. Перспективы на урожай хорошие. Перспективы посевной кампании. Политические перспективы Европы.

7. перен. То, что должно наступить по предположению кого-нибудь; неизбежность или возможность чего-нибудь (разг. ). Ему мерещилась приятная перспектива поездки на пароходе. Ему грозила перспектива провести лето в пыльном городе. Нечего сказать, приятная перспектива.

В перспективе (иметь что, быть у кого) - в будущем, впереди, в виду. У него в перспективе научная экспедиция.

Современный экономический словарь. 1999

ПЕРСПЕКТИВА

Культурология. Словарь-справочник

Перспектива

(фр. perspective , от лат. perspicio – ясно вижу)

1) система изображения предметного мира на плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком;

2) воздушная перспектива передает изменения в цвете и в ясности очертаний предметов на расстоянии.

Архитектурный словарь

Перспектива

Протяженная аллея или улица, воспринимаемая как многоплановая композиция с развитием в глубину.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Фразеологический словарь русского языка

Перспектива

В перспективе - в ближайшем будущем, впереди

Словарь лингвистических терминов

Перспектива

Соотносительное размещение предмета, наблюдателя, источника освещения и границы обозримого пространства. План – объем поля зрения, занимаемый предметом и позволяющий фиксировать предмет с большей или меньшей степенью подробности.

Справочный Коммерческий Словарь (1926)

Перспектива

в прямом смысле искусство изображать предметы так, как они представляются зрителю с известного отдаления; вид вдаль, на далеко находящиеся предметы. В переносном смысле - предвидение будущего, будущность; так, напр., говорят - торговые перспективы - виды на будущее торговли; перспективный план какого-либо предприятия - план, намечающий развитие деятельности предприятия на определенный, более или менее продолжительный период времени.

Античный мир. Словарь-справочник

Перспектива

способ изобр. предметов и фигур на плоскости, передающий их взаимное расположение в пространстве; при этом все параллельные линии по мере удаления сближаются, сходясь в одной общей точке на горизонте (т. н. центральная П.). В антич. живописи, использовавшей элементы П. начиная со 2-й пол. V в. до н. э. (Агафарх), каждый предмет изобр. самостоятельно и имел свою точку схода, единая неподвижная т. зр. отсутствовала; точно так же для др.-гр. художника не существовало понятия глубины планов, но был лишь один передний план.

Лит.: Виппер Б, Р. Статьи об искусстве. М., 1970. С. 296 - 299.

(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Фразеологический словарь (Волкова)

Перспектива

В перспективе (иметь что , быть у кого ) - в будущем, впереди, в виду.

У него в перспективе научная экспедиция .

Гаспаров. Записи и выписки

Перспектива

♦ Из письма: "Не так важно, любим ли мы Пушкина и Овидия, как - заслужили ли мы, чтобы они нас любили. И тогда ясно: не только они нас не любят, но больше: Овидий недоумевал бы на Пушкина, а Пушкин смотрел бы на Блока, как на Жюля Жанена. Под взглядом в прошлое культура срастается в целое (идиллия волков и ягнят на одном хрестоматийном лугу), под взглядом из прошлого - рассыпается на срезы. Как одесская лестница: снизу - сплошные ступеньки, сверху - сплошные площадки". См. КОММЕНТАРИЙ.

Словарь экономических терминов

Перспектива

перспективный, будущий период.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Перспектива

Ы, ж.

1. Даль, открывающаяся с какого-н. места; видимое глазом пространство.

* Горная перспектива. *

2. только мн. , перен. Ожидаемое будущее; планы.

* Блестящие перспективы. *

|| прил. (ко 2 знач.) перспективный , -ая, -ое.

* Перспективная работа. *

Тезаурус русской деловой лексики

Энциклопедический словарь

Перспектива

(франц. perspective, от лат. perspicio - ясно вижу),

  1. система изображения предметного мира на плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком.
  2. Линейная перспектива, способ изображения пространственных фигур на плоскости с помощью центральной проекции, при которой точка Р пространства проектируется на плоскость в точку P", являющуюся точкой пересечения прямой ОР с плоскостью (О - центр перспективы). В изобразительном искусстве линейная перспектива используется при построении иллюзорного пространства.
  3. Воздушная перспектива передает изменения в цвете и в ясности очертаний предмета на расстоянии.
  4. Обратной перспективой называется система условных приемов, используемых в искусстве для передачи пространства на плоскости (увеличение предметов при их удалении, объединение нескольких точек зрения).
  5. Вид вдаль.
  6. Планы, виды на будущее.
  7. Длинная прямая улица, проспект (устар.).

Словарь Ожегова

ПЕРСПЕКТИ ВА, ы, ж.

1. Искусство изображать на плоскости трёхмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, чёткости предметов, к-рое обусловлено степенью отдалённости их от точки наблюдения. Законы перспективы.

2. Вид, картина природы с какогон. отдалённого пункта наблюдения, видимая даль. Морская п.

3. перен., обычно мн. Будущее, ожидаемое, виды на будущее. Хорошие перспективы на урожай. В перспективе (в будущем, впереди).

| прил. перспективный, ая, ое (к 1 и 3 знач.; спец.). Перспективная аэрофотосъёмка. П. план работ.

Словарь Ефремовой

Перспектива

  1. ж.
    1. Даль, пространство, охватываемые глазом.
    2. :
      1. Искусство изображать, воспроизводить на рисунке, на плоской поверхности предметы в соответствии с кажущимся изменением величины, очертаний, четкости, обусловленным степенью отдаленности их от наблюдателя.
      2. Кажущееся изменение величины, формы, положения предметов, вызываемое удаленностью их от наблюдателя.
      3. Характер, качество изображения на рисунке, на плоской поверхности этих изменений в формах предметов; живописное, графическое их изображение.
      4. Совокупность правил построения изображения трехмерных предметов на плоскости.
    3. Вид, панорама, картина природы, какой-л. местности как она представляется наблюдателю издали, с какого-л. определенного пункта наблюдения.
    4. :
      1. перен. разг. Возможность или неизбежность чего-л. в будущем.
      2. План, программа действий.
    5. устар. Прямая, длинная улица; проспект.
  2. ж. Отдел начертательной геометрии, излагающий правила, способы изображения пространственных тел с помощью проектирования их на плоскость.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Перспектива

Представим себе, что между нашим глазом и рассматриваемым предметом помещается прозрачная, вертикальная плоскость (например стеклянная). Лучи зрения, направляясь от каждой точки предмета к нашему глазу, пересекают эту плоскость в точках, образующих П., или картину предмета. Вертикальная плоскость, вмещающая в себе картину, называется картинной плоскостью ; место глаза наблюдателя - точкой зрения. Пусть KS (черт. 1) есть картинная плоскость, M - точка зрения наблюдателя, стоящего на горизонтальной плоскости PQ в точке N и смотрящего на какой-нибудь предмет, находящийся от него за картинной плоскостью.

Плоскость PQ называется земной плоскостью , а ее пересечение с картиной, т. е. линия RS - земной линией, или основанием картины. Опустим из точки зрения M перпендикуляр МО на картину, который пересечет ее в точке О , называемой проекцией точки зрения . Горизонтальная плоскость, проходящая через указанный перпендикуляр МО , - называется плоскостью горизонта (на чертеже она означена пунктиром), а линия ее пересечения DE с картиной - линией горизонта, или просто горизонтом. Отложив от точки О на линии горизонта две части OD и ОЕ , равные расстоянию МО глаза от картины, получим две точки D и Е , называемые точками отдаления. Пусть на земной плоскости находится плоский предмет, например треугольник ABC , на который наблюдатель смотрит из точки зрения М. Проведем лучи зрения от точек A , B и C в точку M , и пусть эти лучи пересекают картину в точках a , b и c . Соединив эти последние прямыми линиями, получим П. abc треугольника ABC. Вообразим себе, что плоскость картины KS вращается около земной линии RS (в направлении, показанном строками на дугах) до тех пор, пока не совпадет с земной плоскостью PQ , так что обе плоскости составят одну общую плоскость PQ (черт. 2). Плоскости эти называются совмещенными, или эпюром. На эпюре N есть место наблюдателя, RS - земная линия, или основание картины, O - проекция точки зрения, DE - линия горизонта, точки D и E точки отдаления. П. треугольника ABC , помещенного за картинной плоскостью, есть abc. Нужно уметь изображать на эпюре П. каждого предмета, находящегося за картинной плоскостью, а для этого достаточно только уметь находить перспективу одной точки, потому что соединением на картине П. точек, получится П. предмета.

Черт. 2. ×åðò. 3.

Пусть дана точка А (черт. 3), лежащая на земной плоскости, найдем ее П. Для этого найдем на картине две прямые линии, проходящие через П. точки, место пересечения которых и определит искомую П. Из точки зрения M и из данной точки А опустим перпендикуляры MO и AV на картину и основания их О и V соединим прямой OV , на которой лежит П. a точки A , потому что эти перпендикуляры параллельны между собой и лежат в одной плоскости с лучом зрения AM и с линией OV , а П. точки А должна находиться на луче зрения и на картине. Из тех же точек M и А проведем две горизонтальные и параллельные между собой прямые под углом 45° к картинной плоскости, а именно MD и АХ (причем первая пройдет через точку удаления D , так как прямоугольный треугольник MOD должен быть равнобедренным, имея угол в 45°, т. е. MO = OD ). Основания D и Х этих прямых соединим прямой DX , на которой лежит П. точки А , потому что прямые MD и АХ параллельны и лежат в одной плоскости с линией DX и с лучом зрения AM. Точка пересечения а прямых OV и DX есть П. точки А. Следовательно, чтобы найти П. точки A , лежащей на земной плоскости, должно: провести на земной плоскости из точки А две прямые до встречи с земной линией, а именно: одну перпендикулярную земной линии и другую под углом 45° к ней; точку встречи первой - соединить с проекцией глаза, а второй - с той из двух точек отдаления, через которую проходит параллель из точки зрения ко второй прямой. Пересечение двух прямых, соединяющих указанные точки, дает П. точки. Указанное построение выполняется в совмещенном положении плоскостей (на эпюре) с тем только различием, что данная точка берется не за картиной в точке A , а перед ней, на стороне глаза, в точке А" (черт. 4), на перпендикуляре АА" к земной линии, делящемся в основании его В пополам.

Построение делается так: из точки А" опускается перпендикуляр А"В на земную линию, из основания В которого описывается радиусом равным ВА 1 дуга до пересечения в Х с земной линией; точка В соединяется прямой ВО с проекцией О глаза, а точка X - прямой XD с точкой отдаления D . Пересечение этих двух линий дает П. a точки А. Если точка А не лежит на земной плоскости, то находят П. высоты точки над земной плоскостью, т. е. П. перпендикуляра AB (черт. 5), где точка В есть проекция точки А на земную плоскость, или план точки А. Если из точки зрения M проведем лучи зрения в концы этой высоты A и B , то пересечение этих линий a и b с картиной определит П. ab высоты AB. Для определения П. высоты сделаем два замечания: 1) П. ab высоты AB перпендикулярна земной линии RS , потому что ab параллельна AB , как сечение картинной плоскости KS плоскостью МАВ , проходящей через прямую АВ , параллельную плоскости KS. 2) Если (как и в случае, когда точка А лежит на земной плоскости) из точек А и M опустим перпендикуляры AV и МО на картину и их основания соединим прямой VO , то эта прямая пройдет через П. точки A . Чтобы найти П. высоты AB , поступают так: опускают перпендикуляр AV из точки А на картину и основание его V соединяют с проекцией О глаза прямой OV , на которой лежит П. a точки A ; после того находят П. b проекции В точки А на земную плоскость (способом, уже показанным раньше) и из этой точки b восстанавливают на картине перпендикуляр ba к земной линии RS до пересечения с проведенной прямой OV в точке a , которая есть П. А , а линия ba есть П высоты AB.

Черт. 5. Черт. 6.

В совмещенном положении плоскостей это построение делается так: план, или проекцию, точки А берут опять на стороне глаза в точке В" (черт. 6), строят П. этой точки (как точки, лежащей на земной плоскости); от основания G перпендикуляра, опущенного из В" на земную линию RS , на продолжении его откладывают истинную высоту GV точки А и точку V соединяют с проекцией О глаза прямой OV ; перпендикуляр ba к земной линии RS встретит линию OV в П. a точки A , и П. высоты AB будет ab . Для построения П. какого угодно предмета поступают так: рисуют план предмета на земной плоскости на стороне глаза, симметрично относительно картины с действительным планом, лежащим за картинной плоскостью, и строят П. точек плана; потом, измеряя в действительности высоты разных точек предмета, строят их П. Полученные таким образом точки на картине определяют искомую П.

Д. Гика.

Приложение вышеизложенных основных правил перспективного построения к изображению на картинной плоскости параллельных между собой линий приводит к следующим заключениям. 1) Если линии параллельны между собой и к картинной плоскости, то изображения их на последней тоже параллельны между собой, причем горизонтальные останутся и в изображении горизонтальными. 2) Линии, параллельные между собой и перпендикулярные в картинной плоскости, изобразятся линиями сходящимися, которые по достаточном продолжении пересеклись бы все в одной точке на линии горизонта - проекции точки зрения. 3) Линии, параллельные между собой, но не параллельные и не перпендикулярные к картинной плоскости, изобразятся на последней линиями, имеющими на линии горизонта точки схода, определяемые без затруднений. Прилагаемый здесь черт. 7 изображает построенную по вышеизложенным правилам внутренность здания рынка.

Черт. 7. Внутренность здания рынка.

В ней точка схода обозначена буквой A , что соответствует букве О на предыдущих чертежах.

Вышеизложенные правила геометрической П. не могут быть полностью применены к художественным изображениям даже и в тех случаях, когда изображаются здания. Для примера положим, что вертикальное стекло или картинная плоскость параллельны горизонтальной линии, проходящей через центры трех равной величины шаров. Положим, что П. точки зрения приходится в центре одного из шаров, а другие два шара находятся направо или налево от первого. Если из действительной точки зрения провести, как из вершины, три конуса, охватывающие три шара - пересечение одного конуса с картинной плоскостью будет круг, а двух других - эллипсы; следовательно, только один шар в перспективе изобразится кругом. Однако странно было бы изобразить на плоской картине овал для изображения шара, потому что картина может быть рассматриваема из различных точек, в особенности если ее размеры велики. Изображая шар всегда кругом на картине, художник отступает от геометрической П.; подобным образом, изображая колоннаду, параллельную картинной плоскости, не делают боковые колонны толще центральных или в толпе людей - боковые фигуры толще средних. Если изображена группа людей внутри здания, то параллельные линии, не параллельные картинной плоскости здания, должны иметь точку схода и фигуры людей, расположенные вдоль этих линий, будут по мере удаления уменьшаться на изображении сообразно с требованиями геометрической П., но фигуры центральные и боковые изображаются не с полным выполнением этих правил, а представляют смешение ортогональной проекции с картинной. Изображения камеры обскуры не могут полностью служить для руководства художников, потому что края таких изображений перспективно обезображены (см. Фотографическая П.). В изображениях внутренности зданий, в особенности малых пространств, художники бывают принуждены отступать от геометрической П. в том отношении, что точку зрения должны избирать более удаленной от картинной плоскости, чем в действительности, для того, чтобы небольшая комната, например, не показалась очень глубокой или чтобы предметы, несколько удаленные, не казались бы чрезмерно далекими, что составляет обыкновенный недостаток фотографических изображений.

П. воздушная основана на физических законах, но в большинстве частностей художник обращается к личным и непосредственным наблюдениям. Воздух поглощает свет, изменяя тона отдаленных предметов; общий тон дали приближается к синему или голубому. Близкие предметы даже и в случае их действительной одноцветности кажутся разнотонными в разных частях, освещенных светом, отраженным другими предметами, как близкими, так и удаленными. Очертания отдаленных предметов, представляя в сущности границы между неодинаковыми тонами, вследствие слияния тонов менее определенны, чем контуры предметов, к нам близких. Старинные художники не соблюдали воздушной П. в фоне религиозных и мифологических картин, пейзажисты первые научились передавать ее в своих произведениях, которые без воздушной П. почти не имеют никакого художественного значения.

Ф. Петрушевский.

Словари русского языка

ПЕРСПЕКТИВА

ПЕРСПЕКТИВА

ПЕРСПЕКТИ́ВА

1. Даль, пространство. В перспективе все это имело другой вид .

2. только ед . Искусство изображать, воспроизводить на рисунке, на плоской поверхности предметы в соответствии с тем кажущимся изменением их величины, очертаний, четкости, к–рое обусловлено степенью отдаленности их от зрителя, от точки наблюдения (живоп.). Законы перспективы. Линейная перспектива. Воздушно–световая перспектива .

|| Кажущееся изменение величины, положения и очертания предметов по степени их отдаленности от зрителя, от точки наблюдения. Нарушить перспективу .

|| Характер, качество изображения на рисунке, на плоской поверхности этих изменений в формах предмета, живописное, графическое воспроизведение их (живоп.). Отсутствие перспективы. Неправильная перспектива .

3. Отдел начертательной геометрии, изучающий правила изображения тел с помощью центрального проектирования их на какую–н. поверхность (мат.).

4. Вид, панорама, картина природы, какой–н. местности, как она представляется наблюдателю издали, с какого–н. отдаленного пункта наблюдения. С балкона открывалась великолепная перспектива .

5. Проспект, прямая, длинная улица (устар.). Невская перспектива . (теперешний Проспект 25 Октября в Ленинграде).

6. перен., только мн . Планы, виды на будущее, су́дьбы кого–чего–н. в будущем. “История ВКП(б)” говорит, что к концу восстановительного периода “со всей силой вставал вопрос о перспективах, о характере нашего развития, нашего строительства, вопрос о судьбах социализма в Советском Союзе”. Хозяйственные перспективы. Перспективы на урожай хорошие. Перспективы посевной кампании. Политические перспективы Европы .

7. перен. То, что должно наступить по предположению кого–н.; неизбежность или возможность чего–н. (разг.). Ему мерещилась приятная перспектива поездки на пароходе. Ему грозила перспектива провести лето в пыльном городе. Нечего сказать, приятная перспектива .

В перспективе (иметь что, быть у кого) - в будущем, впереди, в виду. У него в перспективе научная экспедиция .


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ПЕРСПЕКТИВА" в других словарях:

    - (франц. perspective, от лат. perspicio ясно вижу), система изображения объёмных тел на плоскости, передающая их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве, в том числе удалённость от наблюдателя. Перспектива в… … Художественная энциклопедия

    перспектива - ы, ж. perspective f. 1. Даль, пространство, охватываемое глазом. БАС 1. Подгнившие избушки снесены, и на место их выстроены новые с веселыми перспективами и романическими перистилями. Данилевский Ек. Великая. // ПСС 18 6. || Вид, панорама чего л … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (ново лат., от perspicere насквозь видеть). 1) искусство изображать на картинках даль таким образом, как она представляется в действительности. 2) будущность. 3) вид в даль, открывающийся, с места наблюдения, на различные предметы, стоящие вдали … Словарь иностранных слов русского языка

    - – система изображения объемных тел на плоскости, а в сфере художественной – наука построения форм и определения пропорций, создающих натуральное (натуралистическое) отображение предметов и сцен реального мира, видимых с фиксированной точки зрения … Философская энциклопедия

    - (франц. perspective от лат. perspicio ясно вижу), 1) система изображения предметного мира на плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком.2) Линейная перспектива, способ изображения пространственных фигур на плоскости с… … Большой Энциклопедический словарь

    Перспектива. Въ перспективѣ (иноск.) все, чего ожидаетъ и чаетъ, на что, по извѣстнымъ даннымъ, можетъ надѣяться человѣкъ въ будущемъ, или опасаться (намекъ на перспективу видъ въ даль). Ср. (Надежда на заработокъ) эта чудеснѣйшая перспектива,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Жен., лат. вид вдаль, вперед, на расстоянье, с обстановкой по пути разными предметами; | видимое, мнимое умаленье предметов и перекошенье их очертаний, по законам зренья; | изображенье, по сим законам, толстых предметов на плоскости. | * Все,… … Толковый словарь Даля

    См. вид, ожидание... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. перспектива вид, ракур … Словарь синонимов

    перспектива - Перспектива, видимо, под воздействием ошибочного восприятия этого слова как якобы начинающегося с приставки пере возникло неправильное переспектива; однако повторим, для того чтобы лучше запомнить, верное: перспектива. Неправильное понимание… … Словарь ошибок русского языка

    - (фр. perspective, от лат. perspicio – ясно вижу) 1) система изображения предметного мира на плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком; 2) воздушная перспектива передает изменения в цвете и в ясности очертаний… … Энциклопедия культурологии

Предлагаю краткий обзор по одной из центральных тем в изобразительном искусстве с давних времён.

Перспекти́ва (фр. perspective от лат. perspicere смотреть сквозь, проникать взором ) — техника изображения пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний, формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.

В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.

Другими словами, перспектива ‑ это:

1. Изобразительное искажение пропорций и формы реальных тел при их визуальном восприятии. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте.

2. Способ изображения объёмных тел, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве.

В зависимости от назначения создаваемого изображения и авторского видения объекта выделяют несколько основных видов перспективы.

Прямая линейная перспектива

Она рассчитана на неподвижную точку зрения и предполагает единую точку схождения на линии горизонта (предметы пропорционально уменьшаются по мере удаления их от переднего плана).

Прямая перспектива долго признавалась как единственное верное отражение мира в картинной плоскости.

С учётом того, что линейная перспектива — это изображение, построенное на плоскости, плоскость может располагаться вертикально, наклонно и горизонтально в зависимости от назначения перспективных изображений.

Вертикальная плоскость, на которой строят изображения с помощью линейной перспективы, используется при создании картин (станковая живопись) и настенных панно (на стене внутри помещения или снаружи дома).

И.И. Шишкин. Кама близ Елабуги

Построение перспективных изображений на наклонных плоскостях применяют в монументальной живописи — росписи на наклонных фризах внутри помещения дворцовых сооружений и соборов. На наклонной картине в станковой живописи строят перспективные изображения высоких зданий с близкого расстояния или архитектурных объектов городского пейзажа с высоты птичьего полета.

Построение перспективных изображений на горизонтальной плоскости применяют при росписи потолков (плафонов). Известны, например, мозаичные изображения на овальных плафонах станции метро «Маяковская» художника А.А. Дейнеки. Изображения, построенные в перспективе на горизонтальной плоскости потолка, называют плафонной перспективой.

В наше время доминирует использование прямой линейной перспективы в большей степени из-за большей «реалистичности» такого изображения, в частности из-за использования данного вида проекции в 3D-играх.

В фотографии для получения линейной перспективы на снимке используют объективы с фокусным расстоянием приблизительно равным диагонали кадра. Для усиления эффекта линейной перспективы используют широкоугольные объективы, которые делают передний план более выпуклым, а для смягчения — длиннофокусные, которые уравнивают разницу размеров дальних и близких предметов.


Обратная линейная перспектива

Это вид перспективы, применявшийся, к примеру, в византийской и древнерусской живописи, когда предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя. Созданное изображение при этом имеет несколько горизонтов, точек зрения и другие особенности.

При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от глаз, словно центр схождения линий находится не на горизонте, а внутри самого наблюдателя. Обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов. Обратная перспектива отвечает задаче воплощения сверхчувственного сакрального содержания в зримой, но лишённой материальной конкретности форме.

Обратная перспектива имеет строгое описание, математически она равноценна прямой перспективе. Обратная перспектива возникла в позднеантичном и средневековом искусстве (миниатюра, икона, фреска, мозаика) как в западноевропейском, так и в византийском круге стран. Интерес к обратной перспективе возрос в XX веке в связи с возрождением интереса к символизму и к средневековому художественному наследию.

Андрей Рублёв. Троица

Панорамная перспектива

Это изображение, строящееся на внутренней цилиндрической (иногда шаровой) поверхности. Слово «панорама» в буквальном переводе означает «всё вижу», то есть это перспективное изображение на картине всего того, что зритель видит вокруг себя.

При рисовании точку зрения располагают на оси цилиндра (или в центре шара), а линию горизонта — на окружности, находящейся на высоте глаз зрителя. Поэтому при рассматривании панорам зритель должен находиться в центре круглого помещения, где, как правило, располагают смотровую площадку. Перспективные изображения на панораме объединяют с передним предметным планом, то есть с находящимися перед ней реальными предметами.

Общеизвестными являются панорамы «Оборона Севастополя», «Бородинская битва», «Сталинградская битва».

Часть панорамы с реальными предметами, лежащими между цилиндрической поверхностью и зрителем, называют диорамой . В диорамах часто применяют подсветку для создания эффекта освещения.

Правила панорамной перспективы используют при рисовании картин и фресок на цилиндрических сводах и потолках, в нишах, на внешней поверхности цилиндрических ваз и сосудов, а также при создании цилиндрических и шаровых фотопанорам.

Аксонометрия

Аксонометрия (от др.-греч. ἄξων «ось» + μετρέω «измеряю») — один из видов перспективы, основанный на методе проецирования (получения проекции предмета на плоскости), с помощью которого наглядно изображают пространственные тела на плоскости бумаги.

Аксонометрия, как и обратная перспектива, долгое время считалась несовершенной и, следовательно, аксонометрические изображения воспринимались как ремесленный, простительный в далекие эпохи способ изображения, не имеющий серьёзного научного обоснования. Однако при передаче видимого облика находящихся близко небольших предметов наиболее естественное изображение получается именно при обращении к аксонометрии.

Аксонометрия делится на три вида:

1. Изометрия (измерение по всем трём координатным осям одинаковое);

2. Диметрия (измерение по двум координатным осям одинаковое, а по третьей — другое);

3. Триметрия (измерение по всем трём осям различное).

В каждом из этих видов проецирование может быть прямоугольным и косоугольным. Аксонометрия широко применяется в изданиях технической литературы и в научно-популярных книгах благодаря своей наглядности.


Сферическая перспектива

Сферические искажения можно наблюдать на сферических зеркальных поверхностях. При этом глаза зрителя всегда находятся в центре отражения на шаре. Это позиция главной точки , которая реально не привязана ни к уровню горизонта, ни к главной вертикали.

При изображении предметов в сферической перспективе все линии глубины будут иметь точку схождения в главной точке и будут оставаться строго прямыми. Также строго прямыми будут главная вертикаль и линия горизонта. Все остальные линии будут по мере удаления от главной точки все более и более изгибаться, трансформируясь в окружность. Каждая линия, не проходящая через центр, будучи продлённой, является полуэллипсом.

К.С. Петров-Водкин. Купание красного коня

Воздушная (тональная) перспектива

Воздушная перспектива характеризуется исчезновением чёткости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются), таким образом, глубина кажется более светлой, чем передний план.

Воздушная перспектива связана с изменением тонов, потому она может называться также и тональной перспективой. Первые исследования закономерностей воздушной перспективы встречаются ещё у Леонардо да Винчи.

«Вещи на расстоянии, — писал он, — кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии. Не ограничивай вещи, отдалённые от глаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части тел неощутимы».

Великий художник отметил, что отдаление предмета от глаза наблюдателя связано с изменением цвета предмета. Поэтому для передачи глубины пространства в картине ближайшие предметы должны быть изображены художником в их собственных цветах, удаленные приобретают синеватый оттенок, «…а самые последние предметы, в нём видимые, как, например, горы вследствие большого количества воздуха, находящегося между твоим глазом и горою, кажутся синими, почти цвета воздуха…».

Воздушная перспектива зависит от влажности и запылённости воздуха и особенно во время тумана, на рассвете над водоёмом, горами, в пустыне или степи во время ветреной и пыльной погоды.

*(Если кто-то знает, друзья, - подскажите, пожалуйста, автора и название картины)*

Перцептивная перспектива

Академик Б.В. Раушенбах изучал, как человек воспринимает глубину наблюдаемого объекта в связи с бинокулярностью зрения, подвижностью точки наблюдения и постоянством формы предмета в подсознании. Он пришёл к выводу, что ближний план воспринимается в обратной перспективе, неглубокий дальний — в аксонометрической перспективе, дальний план — в прямой линейной перспективе.


Д. Каналетто. Вид на Большой Канал (Венеция)

Эта общая перспектива, соединившая обратную, аксонометрическую и прямую линейную перспективы, называется перцептивной.

Источники:
ru.wikipedia.org
scilib.narod.ru
myshared.ru
Яндекс.Картинки


Всем - хорошего дня и красивых впечатлений!

Слово «перспектива» заимствовано из французского языка (perspective), а происходит от латинского perspicere, что значит «смотреть сквозь». Этот термин изначально использовался в изобразительном искусстве, а сегодня больше известно иное, непрямое значение слова «перспектива». Давайте разберемся, что такое перспектива зависимости от контекста употребления этого слова.

Значения слова

  • Перспектива в значении «пространство, даль». Например: «Отошедший от причала корабль перестал казаться величественным: в перспективе все имеет другой вид». В этом значении слово употребляется только в единственном числе.
  • Перспектива как искусство воспроизведения на рисунке эффекта удаленности предметов от точки наблюдения. В этом случае можно говорить о законах перспективы и о ее видах: линейная, воздушно-световая и пр.
  • Перспектива как кажущееся изменение размера предмета, его положения или очертания по мере его удаленности от зрителя. Так, например, нам кажется, что рельсы вдалеке сходятся, а дорога уходит в небо.
  • Панорама местности, которая открывается наблюдателю, находящемуся в отдалении или на возвышении. Например: «Такой парижской перспективы, как с Эйфелевой башни, вы больше нигде не увидите».
  • Перспектива как математический термин. Название раздела в геометрии, который изучает изображение предметов по правилам центрального проектирования.
  • Перспектива как название прямой и длинной улицы, устаревшее название проспекта. Например, Невская перспектива - проспект в Санкт-Петербурге.
  • Перспектива как вид на будущее. Переносное значение слова, употребляется только во множественном числе. Например, хозяйственные перспективы, политические перспективы, перспективы на урожай и пр.: «На совещании были рассмотрены перспективы посевной компании».
  • Перспектива как неизбежность или возможность, предполагаемый ход развития событий. Переносное значение слова, употребляется в разговорной речи. Например: «И как вам такая перспектива?», «Такая перспектива меня не прельщает».

О значении термина «перспектива» как искусства воспроизведения вы также можете прочитать в статье




Top