Знаменитые люди похороненные на новодевичьем кладбище список. Могилы знаменитостей на новодевичьем кладбище

22 января 1991 г. началась последняя советская денежная реформа, получившая название «павловской» в честь ее создателя, министра финансов, а впоследствии премьера правительства СССР Валентина Павлова. Это была конфискационная денежная реформа, которая преследовала цель избавиться от «лишней» денежной массы, находившейся в наличном обращении, и хотя бы частично решить проблему дефицита на товарном рынке СССР. Формальной причиной для проведения реформы была объявлена борьба с фальшивыми рублями, якобы завозимыми в СССР из-за рубежа.

Денежный механизм СССР функционировал в условиях падения производства. В это время на территории СССР имели хождение безналичный рубль, наличный внутренний рубль, наличный инвалютный рубль (в 4,6 раза больше внутреннего рубля), переводной рубль системы СЭВ, сертификатные рубли Внешэкономбанка, боны союзного Минморфлота.

Предпосылками для реформы было то, что к середине 1990 г. советское руководство приняло решение о введении частной собственности на средства производства. Начался демонтаж основ социализма. Президенту СССР Михаилу Горбачеву было предложено несколько экономических программ перехода к рыночной экономике; наибольшую известность из них получила программа под названием «500 дней», созданная под руководством молодого ученого Григория Явлинского. Свою программу предложило и правительство СССР, которое, не отрицая необходимости перехода к рыночным отношениям, предлагало растянуть этот процесс на долгое время, оставить значительный государственный сектор в экономике, контроль за ней со стороны центральных бюрократических органов. Президент отдал предпочтение программе правительства и в январе 1991 года началась ее реализация.

22 января 1991 года Михаил Горбачев подписал Указ «О прекращении приема к платежу денежных знаков Госбанка СССР достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 года и ограничении выдачи наличных денег со вкладов граждан». О подписании Указа было сообщено в программе «Время», когда практически все финансовые учреждения и магазины уже были закрыты.

В соответствии с Указом Президента СССР с 0 часов 23 января 1991 г. был прекращен прием во все виды платежей денежных знаков Госбанка СССР образца 1961 г. и обмене их на денежные знаки других достоинств и на банкноты 50- и 100-рублевого достоинства образца 1991 г., а также введены ограничения в первом полугодии 1991 г., начиная с 23 января 1991 г., выдачи наличных денег со вкладов граждан в учреждениях Сберегательного банка и всех других банков максимальной суммой 500 рублей в месяц».

По заявлениям властей, эта мера должна была заморозить нетрудовые доходы, средства спекулянтов, коррупционеров, теневого бизнеса и фальшивые деньги, а в результате сжать денежную массу и остановить инфляцию.

Инициатором конфискационной денежной реформы был министр финансов СССР Валентин Павлов, который еще летом 1990 г. секретной запиской довел до сведения президента СССР Михаила Горбачева и председателя Совета министров СССР Hиколая Рыжкова свои соображения в пользу обмена 50 и 100 рублевых купюр образца 1991 г. По его сведениям, крупнокупюрные советские денежные знаки в большом количестве сконцентрировались за рубежом и в руках теневого капитала.

14 января 1991 года, незадолго до начала денежной реформы, Валентин Павлов был назначен председателем Совета министров (правительства) СССР. Таким образом, было официально закреплено стремление руководства страны к реформированию финансовой и политической системы.

По условиям реформы, обмен изымаемых купюр сопровождался сильнейшими ограничениями: граждане могли обменять 50- и 100-рублевые купюры на новые только в течение трех суток - с 23 по 25 января. Поменять деньги после указанного срока можно было только по решению специальных комиссий. Обменять можно было только наличными сумму не более 1000 рублей на человека - возможность обмена остальных купюр рассматривалась в специальных комиссиях до конца марта 1991 г. В Сбербанке со вклада можно было получить только 500 руб. новыми, кроме того, был установлен порядок оплаты товаров и услуг в безналичном порядке без ограничения сумм.

С целью проведения реформы были выпущены новые купюры 50 и 100 рублей образца 1991 года. Купюры образца 1991 г. достоинством 1, 3, 5, 10, 200, 500 и 1000 рублей были выпущены позже.

Старые купюры 1, 3, 5, 10 и 25 рублей образца 1961 г. и все имевшие хождение советские монеты продолжили обращение наравне с новыми, образца 1991 г. Новая купюра 25 рублей не выпускалась.

Также Госбанком СССР были выпущены новые монеты образца 1991 года, отличающиеся от прежних размеров номиналом 10 копеек (железо), 50 копеек (никелевый сплав), 1 рубль (никелевый сплав), 5, 10 рублей, 50 рублей (биметалл).

Поскольку обмен денег проводился в очень сжатые сроки, в сберкассах моментально выстроились длинные очереди. Обмен осуществлялся также по месту работы граждан и на почте.

Реформа ударила по тысячам людей, державшим рубли и «в чулке», и в Сбербанке. Рухнули состояния в 15-30 тысяч, копившиеся десятилетиями.

Между тем менее чем за две недели до этого, 10 января 1991 г., на заседании Верховного Совета Валентин Павлов опроверг слухи о грядущей реформе.

После завершения обмена крупных денег Павлов выступил в печати с обвинениями в адрес западных банков в скоординированной деятельности по дезорганизации денежного обращения в СССР.

В результате реформ планы правительства реализовались лишь частично: конфискационная процедура позволила изъять из обращения 14 миллиардов наличных рублей (приблизительно 10,5% от всей массы или чуть менее 17,1% от запланированных к изъятию 81,5 миллиардов).

2 апреля 1991 года, были в 2-4 раза повышены цены на продовольственные товары, транспорт, коммунальные услуги.

В декабре 1991 года эксперты газеты «КоммерсантЪ» подвели итоги всего 1991 года и выяснили, что с учетом «павловской» реформы цены за год выросли в 7,8 раза. При этом наибольший вклад в ценовую гонку внесли отнюдь не рыночные факторы, а различного рода форс-мажорные обстоятельства, такие как обмен купюр и официальные заявления о предстоящих катаклизмах в денежном обращении.

Произошло падение жизненного уровня населения. К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику.

Главным последствием реформы стала утрата доверия населения к действиям правительства. Многие политики и историки считают, что политические и финансовые реформы, проводившиеся в СССР в 1991 г., окончательно подорвали доверие граждан СССР к союзному руководству и оказали значительное влияние на дальнейшие события (августовский путч, Беловежское соглашение).

Реформа 1991 г.

Правительство СССР в попытках переломить кризисную ситуацию действовало крайне непоследовательно. Можно вспомнить решение Совета Министров СССР (1990) о предстоящем пересмотре цен (то есть об их повышении), о чем во всеуслышание объявил Н. Рыжков. Реакция на это заявление была незамедлительной. В считанные дни резко вырос спрос на все товары, и по всей стране распространился тотальный дефицит. На Совет Министров обрушился шквал критики, и правительство отложило пересмотр цен. Другим примером непоследовательности действий правительства было введение в конце 1990 года пятипроцентного налога на все продажи для пополнения государственного бюджета. Но вскоре (под давлением отраслевых лобби) правительство приняло решение значительно сузить круг облагаемой налогом продукции и значение этого налога сошло на нет.

В конце 1990 года главой правительства стал бывший министр финансов в правительстве Н. Рыжкова В. Павлов, представлявший интересы консервативных экономических и политических кругов и ВПК. Чтобы остановить центробежные тенденции, был взят курс на ужесточение экономических мер. Никаких разговоров о приватизации и либерализации уже не было.

Вскоре В. Павлов обвинил частные банки некоторых зарубежных стран в том, что они стремятся дестабилизировать обстановку в СССР. Президент Горбачев дал разрешение органам МВД и КГБ вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий (включая совместные), что привело к резкому сокращению инвестиционной и торговой активности иностранного капитала на территорииСССР. 23 января 1991 года Павлов провел изъятие из обращения 50 и 100-рублевых купюр. Одна из причин этой меры заключалась в следующем: дело в том, что операция рубль-форинт-доллар и рубль-злотый-доллар приносила куда больший доход, чем рубль-доллар, ибо курс форинта и злотого по отношению к рублю был искусственно занижен. Неизвестно, какое количество крупных рублевых купюр оказалось таким образом за границей; во всяком случае Павлов называл цифру в 100 млрд. руб.

Обмен крупных купюр, производившийся свободно лишь в размере месячного оклада и сопровождавшийся к тому же замораживанием значительной части вкладов, больнее всего ударил по рядовым гражданам. К тому же накануне обмена многие предприятия и учреждения получили деньги для выплаты заработной платы почти исключительно крупными купюрами. Из-за отсутствия мелких купюр сберегательные кассы не производили обмена денег пенсионерам. Возникла угроза того, что за отпущенные три дня обменять деньги смогут не все. Правительство было вынуждено дважды пересматривать сроки обмера крупных купюр. После каждого переноса сроков денежный выигрыш государства от обмена уменьшался. Сразу после обмена он составлял около 10 млрд. руб., в марте - 8 млрд. руб., а к апрелю уменьшился до 4 млрд. руб. Тем не менее, обмен денег создавал определенные возможности для стабилизации денежного обращения. Однако этот последний для рубля шанс на выздоровление был сорван дальнейшими шагами правительства.

Хотя в апреле 1991 года номинальная денежная масса была минимальной, срыв стабилизации денежного обращения пришелся именно на апрель, т. е. На момент проведения реформы цен, призванной по идее закрепить результаты январского обмена денежных купюр. В результате этой реформы примерно в три раза выросли государственные розничные цены, был достигнут предел покупательной способности населения и произошло снижение кооперативных и базарных цен. Однако одновременно правительство пошло на выплату значительных денежных компенсаций. Вследствие этого печатный станок был запущен и уже больше не останавливался.

Основными причинами существенного увеличения денежной эмиссии июне-сентябре был начавшийся распад СССР и отказ бывших республик, а ныне суверенных государств перечислять средства в союзный бюджет. В этих условиях президент М. С. Горбачев пошел на нарушение союзного законодательства, взяв в июле в обход Верховного Совета из Государственного банка 93 млрд. руб. на содержание армии и государственного аппарата. В результате начавшаяся еще до перестройки и сопровождавшая каждый ее шаг инфляция из-за гигантского расширения денежной массы переросла в гиперинфляцию. Реформа цен не изменила положения дел на потребительском рынке. Рост дефицита обгонял рост цен. Правительство рассчитывало на прямо противоположный эффект. Кабинет Министров полагал, что с учетом выплат правительственных компенсаций ему удастся снизить жизненный уровень населения на 40%, приблизив его к уровню 1978-1979 гг. В таком случае, по мнению наших министров, население, чтобы сохранить привычный ему уровень жизни, станет снимать со сберкнижек по 2 тыс. руб. в год. Этим поглотится прирост сбережений последних лет и экономика вернется к безинфляционным 1971-1973 гг.

Деноминация 1998г.

Кризис плановой хозяйственной системы в нашей стране, проявляющийся в спаде производства, несбалансированности, диспропорциональности экономики, низком уровне производительности труда и качества продукции, привел к необходимости перехода к новым экономическим отношениям - рыночной экономике. Переход на новые производственные отношения, структурная перестройка экономики привели к глубокому экономическому кризису - падению производства, росту цен и развертыванию инфляции. Исторически инфляция в экономике России возникла еще в 50-х начале 60-х годов и связана с резким падением эффективности общественного производства. Однако она носила скрытый характер и проявлялась в товарном дефиците и значительном разрыве в ценах: низких на конечную продукцию и высоких на все виды сырья. Открыто взрыв инфляции произошел в январе 1992 г. С этого момента инфляционный процесс стал быстро нарастать, что привело к обострению экономических и социальных противоречий. Поэтому среди проблем, требующих немедленного решения в период перехода к рынку, одно из важнейших мест занимает задача сокращения темпов инфляции и стабилизации денежного обращения. Денежная и финансово-кредитная системы - одни из тех секторов экономики, где наиболее эффективно работают рыночные механизмы.

Совместные действия Правительства и Банка России в сфере денежно-кредитной политики в последние годы позволили достичь снижения инфляции до приемлемого уровня и удержания под контролем динамики инфляции и валютного курса. В этих условиях стало возможным проведение с 1 января 1998г. укрупнения российской денежной единицы - деноминации рубля.

Объективных причин у деноминации 1998 г. было не мало. Первая и достаточно "открытая" причина - "война с долларом". В рамках "войны с долларом" проводится и повышение "престижа" рубля. Все-таки "деревянным" он больше не будет. Другая причина - легализация теневых денег. А их было около 40 % от общей денежной массы. Во время деноминации можно проследить основные пути нелегальной наличности и установить ее точный объем. Одна из срытых причин - контроль инфляции. В процессе деноминации фактически нельзя было не только округлять цены в большую сторону, но и просто повышать цены. Наиглавнейшая причина - психологическая. За годы бартерного расчета между предприятиями, предприятиями и государством, предприятиями и рабочими, позволяющим обходится без выплаты налога, сформировалась психология руководителей, которая требует оплаты только бартером, без налогов. В период деноминации проводилась жесткая политика превращения денег именно в инструмент расчета между государством, предприятием и рабочим. Т.е. государство пыталось переломить такой подход к оплате, и, "влив" деньги в экономику, увеличить их объем в реальном секторе без инфляции. Кроме того, перейдя с миллионов на тысячи, человек автоматически старается меньше тратить и пытается, чтобы его деньги работали, а поскольку доходность вложения в бумаги - будь то облигации или валюта - стремительно падает, то реальные деньги должны пойти в промышленность, которой их как раз и не хватает. То есть, под предлогом деноминации правительство пытается не просто упростить расчеты, а оздоровить экономику целой страны, и были все причины полагать, что такой план удастся.

Объявленной целью деноминации является упрощение расчетов (избавление от “лишних нулей”). Новые банкноты практически не отличаются по рисунку от ныне действующих. Основные отличия - в большей защищенности от подделок. Самая мелкая из новых купюр - пятирублевая, самая крупная - пятисотрублевая. Вводятся металлические деньги достоинством 1, 2 и 5 копеек и 1, 2, и 5 рублей. В принципе, система расчетов не упрощается, а неизбежно усложняется необходимостью вести учет денежных купюр двух видов по каждому номиналу.

Подконтрольными режиму средствами массовой информации активно пропагандируется безвредность деноминации, которая, якобы, не приведет ни к каким отрицательным последствиям для граждан и не усугубит ситуацию в экономике. В действительности, уже одно объявление о деноминации привело к повышению цен. Розничные торговцы начали “округлять” цену на товар. По ряду причин, включая недоверие к власти со стороны экономических субъектов, новый инфляционный виток был неизбежен.

Среди народа распространялось мнение, что в связи с тем, что у руля власти находятся люди, подобные Чубайсу, можно с уверенностью сказать, что деноминация рубля является новым методом грабежа населения, актом, формирующим финансовый источник для новой политической кампании. По мнению экспертов Аналитического центра КРО, изымаемые из обращения старые денежные купюры составят тайный фонд правящей клики, предназначенный для неучтенных выплат на ведение избирательной кампании. Фактически весь 1998 г. агенты режима будут финансироваться напрямую из этого фонда, получая на руки неучтенные купюры.

Разумеется, избавление от трех лишних нулей на ценниках удобно для ежедневных покупок, но… и только. Основное значение деноминации - не экономические, а политические выгоды. Таким образом, правительство пыталось продемонстрировать окончание инфляционных тенденций в экономике и окончательный разрыв с экономическими проблемами начала девяностых годов. Для этого деноминация увязывалась с экономическим ростом, окончанием спада и проявлением "положительных тенденций" в экономике. Деноминация содействовала повышению доверия населения к национальной валюте. Способствуя укреплению рубля, деноминация должна оказать эффективное воздействие на приток капитала в сферу производства товаров и услуг, рост производственных инвестиций. Естественно, деноминация влечет за собой и определенные проблемы, но они решаемы. Так, например, опасения разового роста цен вследствие их округления снимаются решением Правительства Российской Федерации о необходимости указания цен на товары и услуги одновременно в новом и старом масштабе. Решение о деноминации положительно оценивалось международными финансовыми организациями. Новый рубль может содействовать повышению рейтинга России на мировом рынке, будет способствовать росту инвестиций в российскую экономику, снижению цены заимствований Российской Федерации на мировых рынках. Деноминация рубля завершает период высокой инфляции, сопровождавшийся значительным обесценением денежной единицы, и способствует повышению доверия к национальной валюте, укреплению ее курса к иностранным валютам и должна стать завершающим этапом нормализации денежного обращения после введения свободных цен и бурного развития инфляционных процессов в России в 1992 - 1994 годах. Проведением денежной реформы государство четко заявляет, что вышло из периода нестабильности. Впереди - экономический рост, и для него необходима сильная валюта.

К сожалению, год спустя, стало очевидно, что в очередной раз желаемое было выдано за действительное. Практические результаты последовательно осуществляемой в последние годы денежно - кредитной политики привели к кризису.

Введение в обращение купюры номиналом 5000 руб.

Банк России ввел в обращение купюру номиналом 5000 рублей.

Основными факторами, влияющими на введение новых купюр, банкиры называют рост средней заработной платы, уровень инфляции, а также соотношение между объемами наличных и безналичных платежей. Если последняя причина в России вряд ли столь ощутима, то о росте среднестатистической заработной платы и инфляции известно всем. «По данным Росстата, если среднемесячная номинальная заработная плата в 2004 году составляла 6740 рублей, то в марте 2006 года она составляла уже 9995 рублей. При этом в некоторых регионах Сибири и Дальнего Востока ее уровень поднялся до 20 и более тысяч рублей. Эти цифры позволили прийти к выводу, что пришло время 5000-рублевой купюры», - говорит начальник Главного управления Банка России по Архангельской области Михаил Карпунин.

В Банке России планируют, что удельный вес банкноты номиналом 5000 рублей через несколько лет составит 10-15 процентов от всех находящихся в обращении банкнот.

Новая банкнота, как и все другие образца 1997 года, является частью так называемой городской серии. К уже попавшим на купюры Красноярску, Санкт-Петербургу, Москве, Архангельску и Ярославлю присоединяется столица Дальневосточного федерального округа Хабаровск. На лицевой стороне нового денежного знака изображен памятник генерал-губернатору Восточной Сибири, основателю Хабаровска Муравьеву-Амурскому, а на оборотной - мост через реку Амур.

«Ее выпуск не способен вызвать инфляцию и привести к росту денежной массы. Скорее, это можно рассматривать как своего рода ответ на процессы, происходящие в стране, с учетом потребности денежного обращения», - считает первый заместитель начальника Главного управления Банка России по Архангельской области Григорий Бондаренко. Однако некоторые эксперты говорят, что выпуск новой банкноты связан некоторым образом и с инфляцией. Как ранее сообщал аналитик инвестиционной компании «Проспект» Игорь Лавущенко, у введения новой купюры не одна, а две взаимосвязанные причины: увеличение денежной массы и рост инфляции.

В Центробанке подчеркивают, что выпуск купюры номиналом 5000 рублей является отражением экономической ситуации в России, которая характеризуется ростом денежных доходов населения. Новыми банкнотами планируется заместить часть банкнот номиналом 1000 рублей.

Основными причинами, которые принимаются во внимание при введении в обращение новых денежных купюр, традиционно являются, как уже было сказано, размер средней заработной платы и уровень инфляции в стране, а также соотношение между объемами платежей, осуществляемыми в наличной и безналичной форме. Как утверждает Григорий Бондаренко, при расчете максимального номинала банкноты Центральный банк опирался, прежде всего, на величину средней заработной платы в стране.

Другой причиной введения 5-тысячной банкноты стало укрепление рубля - наши деньги стали привлекательнее иностранных. Сегодня рубль обслуживает сделки крупного бизнеса - соответственно рассчитываться мелкими деньгами сложно.

В мире существует два варианта ввода в обращение банкнот. Один путь - когда одновременно выпускается вся серия новых купюр. Как правило, так происходит в случае, если эта замена связана с какими-либо экономическими реформами или по политическим причинам. В большинстве экономически развитых стран введение банкнот новых номиналов осуществляется поочередно, по мере того как возникает потребность в замене или введении новой купюры. Удобство от введения денежного билета более высокого номинала заключается в сокращении физического объема хранимых, перевозимых и обрабатываемых наличных денег. Например, инкассаторы могут погрузить в машину более крупную сумму денег, что способствует увеличению числа предприятий, обслуживаемых на одном маршруте, и снижению затрат по перевозке наличности.

По мнению банкиров, введение новой купюры приведет к сокращению расходов по поддержанию в обращении требуемого количества банкнот и позволит снизить количество подделок. Предполагается сокращение количества купюр в наличных расчетах, что даст возможность кассиру уделять больше внимания проверке подлинности конкретного денежного знака, а присутствие дополнительных защитных признаков должно снизить риск приема фальшивой купюры.

Однако сейчас у кассиров могут возникнуть серьезные трудности с наличностью - не секрет, что кондуктор в муниципальном автобусе вряд ли сможет сдать сдачу с 5000 рублей. Это же касается небольших магазинов, рынков, ларьков… «Есть такое понятие, как культура обслуживания. Организация обязана обеспечить наличие размены. Это в ее интересах», - считает Григорий Бондаренко. По словам начальника отдела эмиссионно-кассовых операций Главного управления банка России по Архангельской области Екатерины Синицкой, чтобы избежать подобных трудностей, некоторые организации заказывают в банках конкретное количество номиналов денежных купюр. Никто не говорим о том, что пятитысячные банкноты сразу наводнят всю страну. Их введение в обращение будет осуществляться по мере необходимости.

Возможное реформирование денежного оборота

Центробанк рассматривает планы масштабного реформирования наличного денежного оборота. Как заявил первый зампред ЦБ РФ Георгий Лунтовский, Центробанк пытается отказаться от выпуска одно- и пятикопеечных монет, а также рассматривает возможность замены десятирублевых банкнот монетами такого же достоинства. Копеечная мелочь уже не нужна - она мертвым грузом оседает в копилках, а десятирублевые купюры слишком дороги и быстро выходят из обращения:

"Мы хотим заместить банкноты достоинством десять рублей на монеты с тем же достоинством", - заявил Лунтовский. По его словам, объемы выпуска десятирублевых банкнот в связи с этим постепенно сокращаются. Планы замещения бумажных денег металлическими Лунтовский объяснил недолговечностью десятирублевок. "Монета служит гораздо дольше бумажной банкноты".

Если срок службы 10- и 50-рублевых купюр составляет всего шесть-семь месяцев, то монеты могут без замены обращаться 15-20 лет. Однако, по словам представителя ЦБ, одномоментного прекращения выпуск десятирублевок не будет. Просто постепенно их тираж будет сокращаться и замещаться монетами. Кроме того, по мере ввода в обращение пятитысячных купюр будет сокращаться удельный вес купюр достоинством одна тысяча и 500 рублей, на которые сейчас приходится 90% всех банкнот. Что касается планов выпуска банкнот достоинством в десять тысяч рублей, Лунтовский заявил: "У нас в планах на ближайшие годы нет".

Что касается выпуска мелких монет достоинством в одну и пять копеек, то здесь ЦБ и Госзнак пока не могут добиться желаемого. Они бы очень хотели отказаться от чеканки мелочи, но пока сделать этого не могут в силу ряда причин. При этом чеканка мелких монет обходиться государству дорого. Например, чеканка монеты, достоинством 1 копейка, обходиться примерно в 26 копеек. По некоторым оценкам, убытки от чеканки копеек составляют 100-150 миллионов рублей в год. Нерентабельно выпускать и пятаки. Однако, помимо фактора экономической целесообразности, существует и другая сторона. У нас большинство цен - в аптеках, магазинах, учреждениях связи - всюду не «круглые», а указаны с точностью до копейки: 16 рублей 46 копеек, 24 рубля 37 копеек, да и пенсия тоже рассчитывается до копейки. Отмена этой монетки повлечет обязательное округление цен. Слабо верится, что какие-то товары подешевеют, в большинстве случаев округлять будут вверх. Сам господин Лунтовский в связи с этим, по всей видимости, честно заявил следующее: «Мы их выпускаем, а они к нам даже не возвращаются. Я знаю многих людей, которые однокопеечные монетки в бутылках хранят в виде сувенира. <…> Есть информация, что некоторые предприимчивые граждане и вовсе отдают их на переплавку, поскольку стоимость металла выше номинала. То есть эти деньги не просто к нам не вернулись, а их, возможно, и не существует уже. Вот и получается замкнутый круг: мы выпускаем, их не возвращают, а нам приходится снова пополнять запасы».

При этом, по словам специалистов, некоторые россияне умудряются неплохо зарабатывать на мелочи. По словам Лунтовского, часть монет достоинством в одну и пять копеек идет на переплавку - то есть люди их получают по номиналу, а реализуют по более высокой цене. Зампред ЦБ заметил, что пути решения этой проблемы в настоящее время обсуждаются. "Мы направили письма в Госдуму, Совет Федерации, Минфин с просьбой высказаться по этому поводу. Поднимали мы эту тему на Национальном банковском совете. Сейчас вопрос об изъятии из обращения одной и пяти копеек активно обсуждается, идут дискуссии", - заявил Лунтовский. Усложняет процесс и то, что копейка существует в российских законах, и чтобы вычеркнуть ее из нашей экономической реальности придется вносить поправки в закон о ЦБ. Причем сделать это полностью не удастся. Депутат Государственной думы, заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева поясняет, что копейки не будет в наличном обороте, но она не исчезнет совсем, и «останется в безналичном расчете». Находятся и радикальные оппоненты инициативы ЦБ. «У нас сегодня нет никаких оснований для того, чтобы дискредитировать нашу национальную валюту», - считает член фракции КПРФ в Госдуме Владимир Кашин.

денежный девальвация деноминация дефляция

Накануне распада СССР уже остро ощущалась неуправляемость экономики в целом, и в этих условиях на первый план автоматически выходит проблема государственных денег и управления ими. 14

января 1991 г.

Председателем Правительства СССР был назначен B.C. Павлов (1937-2003 гг.), бывший в течение двух лет министром финансов СССР, один из самых компетентных и решительных финансистов и государственных деятелей позднего советского периода. Денежной реформой 1991 г., проведенной под его руководством, предусматривался обмен наличных денег, причем только крупных купюр (50 и 100 руб. образца 1961 г. на новые 1991 г. выпуска), для борьбы со спекуляцией, коррупцией, контрабандой, изготовлением фальшивых денег, нетрудовыми доходами. Обмену подлежали денежные средства в размере месячного оклада. Вклады в сберегательных кассах на сумму более 10 тыс. руб. временно сроком на пол года замораживались. При этом в течение двух месяцев выдача наличных денег гражданам с их вкладов в банках ограничивалась 500 руб. в месяц. В условиях спада производства и острого товарного дефицита, проведенная реформа в принципе не повлияла на общее экономическое положение. Она имела конфискационный характер, но была мягче, чем в 1947 г., было конфисковано менее 15% банкнот по сравнению с 50% в 1947 г.97 В преддверии распада СССР при всех благих намерениях правительства обмен денег был хаотичным и вызвал недовольство населения.

В ходе дальнейшей либерализации наблюдался колоссальный рост цен, что лишь подтвердило незначительность эффекта этой реформы, не затронувшей безналичную сферу расчетов, которая и была той огромной подводной частью айсберга, которая определила кризис системы расчетов в целом. Начавшийся осенью 1991 г. распад СССР и отказ республик перечислять средства в союзный бюджет привели к существенному увеличению денежной эмиссии Госбанком СССР. Причинами проведения в это время денежных реформ в бывших союзных республиках и выпуска национальных валют стали распад СССР и образование 15

новых независимых государств, поставивших задачу создания национальных денежных систем. В 1993 г. в условиях больших перемен и противоречий во властных структурах была проведена своеобразная денежная реформа в России, в ходе которой от российской денежной системы решительно отделилась наличная денежная масса стран ближнего зарубежья, которые уже не поставляли товары, а лишь накапливали задолженность по безналичным расчетам. Все банковские и казначейские билеты Госбанка СССР, банкноты образца 1961 - 1992 гг. были изъяты из обращения. Монеты образца 1961 г. из обращения изъяты не были. Были выпущены и оставлены в обращении только банкноты Банка России образца 1993 г. номиналом 100, 200, 500, 1000, 5000, 10000 и 50000 руб. Гражданам Российской Федерации предоставлялось право обменять один раз лично до 100 тыс. руб. с зачислением остальных сумм на срочный депозит в Сбербанке России. Лимит обмена для неграждан, временно находившихся в России, был установлен в 15 тыс. руб. Таким образом, официально почти незаметными действиями, которые в то время не объявлялись как денежная реформа, советский рубль был заменен в обращении новыми банкнотами Центрального банка Российской Федерации.

Первоначально статус рубля в качестве национальной валюты России был определен Законом РФ «О денежной системе Российской Федерации» от 25 сентября 1992 г. № 3537-1. Позднее в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., в ст. 75 указывалось: «Денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль». И далее, 26 апреля 1995 г. был принят Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», упразднивший предыдущий закон о денежной системе, но повторивший формулировку из него: «Официальной денежной единицей (валютой) России является рубль. Один рубль состоит из 100 коп.» (ст. 3).

Однако на протяжении последующих 1990-х годов денежное хозяйство в стране продолжало выходить из-под контроля и количественно становилось неуправляемым. Приближался новый кризис в условиях отсутствия позитивных сдвигов от попыток достичь активности в производстве путем приватизации и обеспечить поступление в казну налогов от приватизированных предприятий.

В 1998 г. в России была проведена денежная реформа в форме деноминации. 4 августа 1997 г. президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин (1931-2007) издал Указ об изменении номинальной стоимости рублевых банкнот, а также об изменении масштаба цен в соотношении 1:1000. В соответствии с решениями Комитета директоров Центральный банк Российской Федерации предпринял комплекс мер с целью изменения номинальной стоимости российского рубля, которая отражалась в банкнотах и монетах.

Согласованные принципы реформы предусматривали постепенный обмен банкнот и монет в процессе их обычного, регулярного обращения с тем, чтобы исключить какие-либо потери для граждан. Деноминация рубля предусматривала начиная с 1998 г. параллельное обращение новых и старых банкнот и монет, в то время как изъятие старых банкнот должно было проходить без ограничений в соотношении 1000:1 через обычные каналы денежного обращения - торговлю товарами, торговлю услугами, операции банковских учреждений. Выпуск в оборот банкнот и монет образца 1997 г. осуществлялся через учреждения Банка России и кредитных организаций для обеспечения выплат заработной платы, пенсий, пособий и других наличных платежей. В соответствии с намеченными мероприятиями банкноты Банка России предыдущего выпуска (1993-1995 гг.), заменившие советские рубли, а также монеты СССР и монеты Банка России, выпущенные в 1961 - 1996 гг. (включая и монеты СССР в 1, 2 и 3 коп., выпущенные до 1991 г.) должны были постепенно изъяты из обращения. После этого платежный оборот России должен был бы состоять из банкнот Банка России выпуска 1997 г. в купюрах 5, 10, 50, 100, 500 руб. и новых монет образца 1997 г. в 1, 5, 10, 50 коп. и 1, 2, 5 руб. Для удобства применения и ровного перехода к новым рублям их внешний вид оставался прежним с уменьшенной номинальной стоимостью в 1000 раз и с введением новых защитных знаков на банкноты. Предполагалось, что к 1 января 1999 г. банкноты ранних выпусков в основном уйдут из оборота, при том что официальный обмен банкнот, которые бы не были обменены или использованы, был бы продлен без ограничений до 2002 г. включительно. Эти первоначальные планы заранее были объявлены и уже начали реализовываться, пока в августе 1998 г. не произошел дефолт.

План о замене денег был открыто объявлен заранее. Однако в процессе его реализации в преддверии августовского кризиса 1998 г., имевшего как внутренние, так и международные корни, и после него обнаружились те же признаки конфискационных денежных реформ, которые проводились несколько раз в советское время. Впоследствии стало очевидно, что денежно-финансовые органы, предлагая такую реформу, как бы предвосхитили наступивший вскоре «дефолт» и поэтому пытались заранее сгладить ожидаемые крайне негативные явления.

Центральный банк РФ, в котором еще сохранялись традиции работы в советских условиях, предпринимал меры предосторожности, чтобы подстраховаться перед наступлением более драматических событий в будущем из-за расточительных краткосрочных заимствований на внутреннем рынке и за границей. Эти меры состояли в выпуске краткосрочных, реально не обеспеченных государственных кредитных облигаций (ГКО) с выпуском их и на внешний неустойчивый спекулятивный рынок. Таким образом, денежный кризис фактически начался уже в 1997 г. в связи с подготовкой открыто объявленной 4 августа президентом Б.Н. Ельциным и оказав- шей-ся на деле скрытой конфискационной денежной реформы. Эта реформа началась в условиях относительной стабильности де-нежного рынка и наличия внутренней конвертируемости рубля, в связи с чем у массы простых людей не могло не складываться впечатление, что рынок по инерции сохраняет устойчивость. В этих условиях авторы справедливо посчитали, что паники не должно быть. Возможно, только немногие могли предчувствовать, что вскоре произойдет полный крах финансовой системы, который включал бы в себя государственный внутренний и внешний «дефолт» и резкое падение курса рубля, что фактически конфисковало рублевые денежные сбережения населения (в который раз!). Так и остался открытым, невыясненным вопрос, какая общая сумма старых рублей реально была обменена на деноминированные рубли, что, собственно, и показало бы масштаб скрытой денежной конфискации.

В современных экономических публикациях, посвященных «дефолту» в России есть две разные точки зрения на произошедшие драматические события: объясняющая и в высшей степени критическая...

Первая точка зрения объясняет, какие меры предпринимались и почему, несмотря ни на что, кризис все же произошел и был неизбежен. Согласно этой позиции ничего, к сожалению, нельзя было поделать в тех неблагоприятных условиях, которые сопутствовали начальному периоду преобразований. Как свидетельствовал мировой опыт, наиболее распространенным современным методом мобилизации дополнительных финансовых ресурсов является выпуск гарантированных государством краткосрочных займов в виде облигаций, что соответствовало требованиям МВФ. Финансовый кризис в Юго-Восточной Азии начал проявляться в конце 1997 - начале 1998 г., что косвенно увеличило риски в России по иностранным инвестициям. Предпринятые правительством попытки продлить сроки выплат по обязательствам успеха не принесли, в то время как рынком было утрачено доверие к действиям правительства. К июню 1998 г. международные кредитные рейтинга России существенно снизились. Произошел массивный отлив иностранного капитала из России. Одновременно и без того очень небольшие официальные золотовалютные резервы резко сократились до ничтожного уровня - до 2 млрд долл. Причем у населения уже осели десятки миллиардов долларов, которые никак «не работали» в экономике и не были связаны с банковской системой. 20 июля 1998 г. было объявлено о прекращении выпуска краткосрочных государственных ценных бумаг.

Вторая точка зрения по поводу произошедшего «дефолта» - критическая. Основа ее заключается в ошибочности, неэффективности, обреченности на неудачу взятой на вооружение с самого начала бюджетной и налоговой политики, что привело к огромному росту государственного долга.

Августовский кризис 1998 г. продемонстрировал необоснованность усилий по стабилизации валютного курса в условиях неконтролируемого рынка, деградации и падения экономического производства и финансового хозяйства. Ухудшение состояния платежного баланса и начало финансового кризиса в Азии не были учтены с достаточной предусмотрительностью. Спорадические попытки стабилизации валютного курса путем валютных интервенций Центрального банка РФ при недостаточности ресурсов были обречены на неудачу. Ажиотажный внутренний спрос на доллары США со стороны резидентов и нерезидентов не мог быть удовлетворен ни путем заимствований за рубежом, ни путем интенсивных расходов остававшихся официальных золотовалютных резервов. Итог стал неизбежным - внутренний и внешний «дефолт».

Относительно крупные потери понесли также западные спекулятивные инвестиционные фонды, в том числе из США.

Искусственно введенный «валютный коридор» прекратил существование, в то время как стихийное плавание валютного курса стало обычной нормой. Это стало возможным в связи с принятием правительством твердого курса на пополнение валютных резервов Банка России за счет отчислений экспортерами значительной, постоянно возраставшей выручки от экспорта энергетической продукции по мировым ценам с устойчивой тенденцией к их повышению. Присутствие Банка России на валютном рынке стало определяться задачей выравнивания возникающих колебаний путем купли-продажи валюты. Этому предшествовало беспрецедентное падение обменного курса рубля: с 15 августа 1998 г. официальный обменный курс 6,3 руб. за 1 долл. уменьшился к концу 1999 г. до 27 руб. за 1 долл. Менее чем за полтора года рубль обесценился в 4,3 раза.

Валютный курс российского рубля, регулярно объявляемый Центральным банком РФ, приобрел значение солидной экономической категории. Официальный валютный курс Центрального банка РФ стал применяться для всех расчетов государства с предприятиями, ассоциациями и гражданами, а также для налогообложения и бухгалтерского учета. На базе официального валютного курса заключались многочисленные сделки купли-продажи иностранной валюты на внутреннем рынке, а с лета 2006 г. российский рубль стал в наличной форме доступным и частично конвертируемым за границей, тем самым превратившись в значимый международный денежный инструмент.

Уже в августе 1998 г. Правительство РФ обнародовало план преодоления кризиса, включавший:

введение плавающего обменного курса рубля по отношению к доллару;

Во времена Гражданской войны и «военного коммунизма» в стране имели хождение деньги царского и Временного правительств, советские денежные знаки, и целая масса различных денежных суррогатов. Количество денег было настолько огромным, что деньги стремительно обесценивались, процветал натуральный обмен, почти как первобытном обществе. Введение карточной системы окончательно разрушило экономику…

В 1921 году Всероссийский центральный исполнительный комитет, высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти Российской Советской Республики, принял решение вернуть разрушенную страну к деньгам.

Реформа 1922-1924 годов

Был воссоздан Государственный банк, все имевшиеся пятничники, керенки, николаевки и красные денежные знаки совзнаки, больше напоминающие не деньги, а почтовые марки, были обменяны на новые деньги в соотношении 10 000 к 1. Это было первой деноминацией в СССР.


Совзнаки, фактически являясь деньгами, официально деньгами не назывались, так как заявленной целью советского правительства было построение коммунистического общества, в котором деньги будут отсутствовать. Словосочетание «денежный знак» появилось только на купюре образца 1922 года.

Но советские деньги продолжали обесцениваться. В 1921 году реальная стоимость 100 тысяч совзнаков равнялась стоимости одной дореволюционной копейки. Поэтому Российская коммунистическая партия взяла курс на обеспечение денег золотом.

Начиная с 1922 года, Госбанк стал печатать червонцы. Это уже был не российский, а советский червонец. В 1922 году произошло объединение республик России, Украины, Беларуси и Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики, включавшей Азербайджан, Армению и Грузию в «Союз нерушимых республик свободных». Новой стране нужна была своя валюта.


Червонцы были оформлены однотипно и печатались на белой бумаге с общим водяным знаком. В народе они получили название «белые червонцы».

Советский червонец должен был убрать из оборота другие валюты и привести экономику к единой валюте. Червонец приравняли к 10-рублевой золотой монете царской чеканки, как самой стабильной денежной единице того времени. Но обеспечение червонца было лишь на 25% золотом, остальные 75% червонца обеспечивались товарами и краткосрочными обязательствами. Неудивительно, что червонец не стал стабильной валютой в 1922 году.

Лишь в 1924 году СССР достиг успеха, когда стали выпускать казначейские билеты Государственного банка СССР, чеканить серебряную и медную монеты, а главное червонцы из золота.

Коммунистический золотой червонец использовался во внешней торговле, котировался на биржах Австрии, Турции, Италии, Китая, Эстонии, Латвии, Литвы), а операции с ним проводились в Великобритании, Германии, Голландии, Польше, США и многих других странах.

С золотым червонцем связан исторический казус. Капиталистические страны отказывались принимать золотую монету с советский символикой, поэтому СССР стал чеканить царские николаевские червонцы образца 1911 и 1898 годов. На монете был изображен расстрелянный коммунистами царь Николай Первый. Идеология идеологией, а торговля торговлей.

С 1926 по 1932 год постепенно были обновлены все бумажные деньги 1922-1924 годов. Новые купюры были двусторонними, за исключением пяти червонцев. Водяной знак остался только на банкноте номиналом 5 червонцев. Стала использоваться более плотная бумага для печати.

В 1937 году была выпущена новая серия банкнот номиналами в 1, 3, 5 и 10 червонцев. На них впервые появился портрет Ленина. С этими купюрами наша страна в 1941 году вступила в Великую отечественную войну.

Во времена ВОВ денежные знаки продолжали хождение, даже довольствие фронтовики получали деньгами. Значение деньги, конечно, практически утратили, на фронте негде было что-то купить, к тому же офицеры и солдаты отправляли денежное довольствие своим семьям в тылу.

В тылу эти деньги тоже не играли существенной роли. На нелегальном рынке на присылаемые ежемесячно офицерские деньги можно было купить 3-4 литра молока или 1-2 буханки черного хлеба, но это было офицерское довольствие, солдаты получали значительно меньше.
Червонцы находились в обращении в СССР до денежной реформы 1947 года.

Послевоенная денежная реформа 1947 года

Вторая денежная реформа в СССР была проведена в период с 16 по 29 декабря, хотя слухи о ней появились вскоре после окончания Великой Отечественной войны.

Реформа была проведена в форме деноминации с конфискацией. По вкладам в Сбербанке суммы до 3 тысяч рублей обменивались один к одному, по вкладам от 3 до 10 тысяч рублей было произведено сокращение накоплений на одну треть суммы, по вкладам в размере свыше 10 тысяч рублей изымалось две трети суммы.

Те же, кто хранил деньги дома, при обмене получил один новый рубль за десять старых. При перерасчёте зарплаты деньги обменивались таким образом, что зарплата оставалась без изменения.

Поскольку сохранить планы власти в тайне от населения не удалось, за несколько дней до начала реформы в сберкассах стали выстраиваться очереди желающих положить деньги на сберкнижку. 2 декабря МВД констатировало «случаи, когда вкладчики изымают крупные вклады (30-50 тысяч рублей и выше), а затем эти же деньги вкладывают более мелкими вкладами в другие сберкассы на разных лиц».

Пытаясь спасти свою наличность, люди бросились скупать мебель, музыкальные инструменты, охотничьи ружья, мотоциклы, велосипеды, золото, драгоценности, часы, промтовары, продовольственные товары длительного срока хранения (шоколад, консервы, копчёные колбасы и т.п.), водку и другие спиртные напитки. Увеличились обороты в ресторанах крупных городов.

Результатом денежной реформы 1947 года стало падение цен. Розничные упали на 17 процентов, рыночные снизились более чем в три раза. При проведении реформы большое значение придавалось ликвидации дефицита, чтобы избежать ажиотажного спроса на товары и инфляции. В течение года товары придерживались, чтобы после обмена денег их выбросить на рынок.

После отмены карточек в конце 1947 года при зарплате в 500-1000 рублей килограмм ржаного хлеба стоил 3 рубля, гречки — 12 рублей, сахара — 15 рублей, сливочного масла — 64 рубля, подсолнечного масла — 30 рублей, мороженого судака — 12 рублей, кофе — 75 рублей. Литр молока стоил 3-4 рубля, десяток яиц — 12-16, бутылка пива «Жигулёвское» — 7 рублей; пол-литровая бутылка «Московской» водки — 60 рублей.

Кстати, в ходе следствия по делу Берия в 1953 году было выявлено, что перед проведением в 1947 году денежной реформы зампредсовмина СССР Берия поручил своему помощнику тайно разместить в различных сберкассах значительную денежную сумму — более 40 тысяч рублей.

Эффект денежной реформы был огромным. Были конфискованы накопленные в годы войны состояния, в банковскую систему поступило большое количество денежных средства, затем направленных на восстановление народного хозяйства, в три раза снизились цены на рынке. Так закончился этап военной экономики, страна полностью вернулась к мирной жизни.

«Хрущёвская» денежная реформа 1961 года

Сталинские деньги просуществовали до 1961 года, когда правительство Хрущева провело новую реформу, в ходе которой старые деньги обменивались на новые 10:1 и в том же соотношении были изменены цены всех товаров, тарифные ставки заработной платы, пенсии, стипендии и пособия, платёжные обязательства и договоры.

Однако курс доллара был изменён не в 10 раз, как внутренние цены и зарплаты, а лишь в 4,44 раза. Точно так же — ровно в 4,44 раза — было повышено и золотое содержание рубля. По официальной версии, эта реформа проводилась «…в целях облегчения денежного обращения и придания большей полноценности деньгам».

После проведения реформы 1961 года значительно облегчились взаиморасчёты. Округление цен в большую сторону позволило бюджету сэкономить, по разным оценкам, от 3 до 4,5 миллиарда рублей.

Снизилась себестоимость производства банкнот, так как новые деньги были гораздо меньшего формата. В то время появилась шутка. Если сталинские деньги за их большой размер называли «сталинскими портянками», то маленькие новые купюры прозвали «хрущевскими фантиками». Тем не менее, деньги 1961 года оказались долгожителями.

«Павловская» денежная реформа 1991 года

В 1991 году была проведена вторая денежная реформа с конфискацией. Реформа была названа в честь тогдашнего премьер-министра СССР Валентина Павлова. Формальной причиной для проведения реформы была объявлена борьба с фальшивыми рублями, якобы завозимыми из-за рубежа.

Руководство страны беспокоило наличие большой денежной массы, которая не была обеспечена товарами и услугами. Тогда у всех было на слуху слово «дефицит». Дефицит был всего, деньги у населения были на руках и руководство страны ничего лучше не придумало, как изъять часть денег у населения, чтобы выровнять денежную и товарную массу.

В условиях дефицита процветали подпольные предприниматели, спекулянты, которые в основном оперировали наличными деньгами. Правительство считало, что в результате денежной реформы сможет уничтожить теневой бизнес.

Реформа была проведена жесточайшим образом. О реформе было объявлено по телевидению в 21 час по Московскому времени того же дня, когда практически все финансовые учреждения и магазины уже были закрыты. Обмену подлежали все 10 и 100-рублевые купюры 1961 года выпуска на более мелкие того же года и не более 1000 рублей на одного человека.

Наиболее находчивые люди в ближайшие часы после этого смогли разменять имевшиеся у них 50-ти и 100-рублёвые купюры в кассах метро, железнодорожных вокзалов и у таксистов.

Некоторым удалось отправить крупные денежные переводы в отделениях почты при вокзалах, работавших до 24 часов. Очень изворотливые покупали за крупные купюры в кассах железнодорожных вокзалов и аэропортов билеты на дальние расстояния на несколько дней вперёд, а потом сдавали эти билеты и получали деньги.

На обмен наличных денег было отведено 3 дня. Сразу в банках появились огромные очереди, наличных средств не хватало, люди вместо работы или отдыха пытались сбыть деньги. Скупалось все в магазинах, даже то, что в условиях дефицита не пользовалось спросом. Лишь бы сохранить деньги.

Планы правительства реализовались лишь частично: конфискационная процедура позволила изъять из обращения 14 миллиардов наличных рублей. Эффект неожиданности реформы должен был помочь в борьбе со спекуляцией, нетрудовыми доходами,
фальшивомонетничеством, контрабандой и коррупцией, но на практике главным последствием реформы стала утрата доверия населения к действиям правительства…

компиляция




Top