Аксаков краткая биография для детей. Сергей аксаков краткая биография

В повседневной жизни нас часто подстерегают хлопоты и неприятности. Использование оберегов и защитных талисманов решит проблему появления внезапных неудач.

Ключ: купить ненужный ключ, который ничего не открывает. Пусть он будет маленьким и незаметным. Еще с древних времен ключи были если не магическими, то уж точно важными для благополучия предметами. Маги использовали их как защиту от заклинаний и злых духов. Сейчас же ключики можно класть у входной двери в коридоре или вешать на стены рядом с выходом, чтобы оберегать жилье от негатива. Каждый раз, когда вы выходите из дома, нужно говорить ключику: «Дом мой охраняй, зло и беды отгоняй».

Каждый из оберегов можно использовать независимо друг от друга. В совокупности они помогут построить эффективную защиту вашего дома от негативной энергии , а также принесут удачу в делах и вне дома. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

(1791-1859)

Знаменитый русский писатель. Отпрыск старинного дворянского рода, Аксаков, несомненно, получил в детстве живые впечатления гордого семейного сознания этой родовитости. Дедушка Степан Михайлович мечтал, что внук станет именно продолжателем “знаменитого рода Шимона” - легендарного варяга, племянника короля норвежского, выехавшего в Россию в 1027 г.

Любовь к природе - совершенно чуждую его матери, истой горожанке, - будущий писатель унаследовал от отца. В первоначальном развитии его личности все отходит на второй план пред воздействием степной природы, с которой неразрывно связаны первое пробуждение его наблюдательности, его первое жизнеощущение, его ранние увлечения. Наряду с природой крестьянская жизнь вторгалась в пробуждающуюся мысль мальчика. Крестьянский труд рождал в нем не только сострадание, но и уважение. Женская половина дворни, как всегда, хранительница народно-поэтического творчества, знакомила мальчика с песнями, сказками, святочными играми. И “Аленький цветочек”, записанный много лет спустя по памяти с рассказа ключницы Пелагеи, - лишь малый обрывок того огромного мира народной поэзии, в который вводили мальчика дворня, девичья, деревня. Но ранее народной литературы пришла городская. С характерным для него упоением он погрузился в “Россиаду” Хераскова и сочинения Сумарокова; его “сводили с ума” сказки “Тысячи и одной ночи”, а наряду с ними читались “Мои безделки” Карамзина и его же “Аониды”.

Довольно рано к влияниям домашним и деревенским присоединились влияния казенной школы. И казанская гимназия, куда Аксаков поступил на десятом году жизни, и новый воспитатель, суровый и умный Карташевский, и товарищи, и новые интересы - все это сводилось в целый мир, благотворно влиявший на открытую впечатлениям душу. Гимназия была выше обычного уровня; даже по замыслу основателей она должна была представлять собой нечто вроде лицея. В гимназии Аксаков провел всего три с половиной года, конец которых обогащен новыми литературными интересами. В университете он пробыл лишь полтора года, продолжая также брать уроки в гимназии, но эти полтора года много значат в его развитии. Трудно даже сказать, что сыграло здесь большую роль: собирание бабочек или товарищеский журнал, который он издавал вместе с И. Панаевым, увлечение театром или литературные споры, французские лекции натуралиста Фукса, несомненно, сыграли серьезнейшую роль в упрочении той врожденной наблюдательности Аксакова, которая впоследствии давала И.С. Тургеневу право ставить его в известных отношениях выше Бюффона. Здесь он осмыслил свою любовь к природе, здесь закрепил любовь к литературе.

Получив университетский аттестат, Аксаков провел год в деревне и в Москве, а затем переехал с семьей в Петербург. Карташевский уже приготовил для своего питомца должность переводчика в комиссии составления законов, где он сам состоял помощником редактора. В Петербурге Аксаков сблизился с артистом Шушериным, бывал у адмирала Шишкова, познакомился со многими актерами и писателями, пламенно увлекался театром, много беседовал о литературе, но не видно, чтобы какие бы то ни было искания в той или другой области занимали его. О политической мысли и говорить нечего; она проходила мимо него, и он вполне присоединялся к вкусам Шишкова. Князь Шихматов казался ему великим поэтом. У Шишкова собирались Державин и Дмитриев, граф Хвостов, князь Шаховской и другие, составившие потом консервативную “Беседу русского слова”. В эти годы Аксаков жил то в Петербурге, то в Москве, то в деревне. После женитьбы (1816) на Ольге Семеновне Заплатиной он пытался поселиться в деревне. Пять лет он прожил с родителями, но в 1820 г. получил в вотчину то самое Надеждино (Оренбургской губернии), которое некогда было поприщем злодейств изображенного им Куроедова.

В августе 1826 г. Аксаков расстался с деревней - и навсегда. Наездом он бывал здесь, живал подолгу в своей подмосковной, но, в сущности, до смерти оставался столичным жителем. В Москве он встретился со своим старым покровителем Шишковым, теперь уже министром народного просвещения, и легко получил от него должность цензора. О цензорской деятельности Аксакова говорят различно, но, в общем, он был мягок; формализма не выносила его натура. Близость с Погодиным расширила круг литературных знакомых. “Новыми и преданными друзьями” его стали Юрий Венелин, профессора П.С. Щепкин, М.Г. Павлов, потом Н.И. Надеждин. Обновились и театральные связи; частым гостем был М.С. Щепкин; бывали Мочалов и др. В 1832 г. Аксакову пришлось переменить службу; от должности цензора он был отставлен за то, что пропустил в журнале И.В. Киреевского “Европеец” статью “Девятнадцатый век”. При связях Аксакова нетрудно было пристроиться, и в следующем году он получил место инспектора землемерного училища, а затем, когда оно было преобразовано в Константиновский межевой институт, был назначен первым его директором и устроителем. В 1839 г. Аксаков, теперь обеспеченный большим состоянием, которое досталось ему после смерти отца, покинул службу и, после некоторых колебаний, уже не возвращался к ней. Писал он все это время мало, и то, что он писал, очень незначительно: ряд театральных рецензий и несколько небольших статей. Его перевод мольеровского “Скупого” шел на московском театре в бенефис Щепкина. В 1830 г. напечатан в “Московском Вестнике” (без подписи) его рассказ “Рекомендация министра”. Наконец, в 1834 г. в альманахе “Денница” появился, также без подписи, его очерк “Буран”. Это - первое произведение, говорящее о настоящем Аксакове.

Подрастали сыновья, мало похожие на Аксакова темпераментом, умственным складом, идейными интересами. Пылкая молодежь, с ее высокими умственными запросами, с ее чрезвычайной серьезностью, с ее новыми литературными вкусами не могла иметь влияния на сорокалетнего человека, по натуре не склонного к переменам. Аксаков родился несколько раньше времени. Его дарование было создано для новых форм литературного творчества, но не в его силах было создать эти формы. И когда он их нашел - быть может, не только у Гоголя, но и в “Капитанской дочке” и “Повестях Белкина”, - он сумел воспользоваться тем богатством выражения, которое они предоставляли его природной наблюдательности. В нем родился писатель. Это было в половине 30-х гг., и с тех пор творчество Аксакова развивалось плавно и плодотворно. Вслед за “Бураном” начата была “Семейная хроника”.

Уже в эти годы известная популярность окружала Аксакова. Имя его пользовалось авторитетом. Академия наук избирала его не раз рецензентом при присуждениях наград. Он считался мужем совета и разума; живость его ума, поддерживаемая близостью с молодежью, давала ему возможность двигаться вперед если не в общественно-политическом или морально-религиозном мировоззрении, основам которого, усвоенным в детстве, он всегда оставался верен, то в конкретных проявлениях этих общих начал. Он был терпим и чуток. Не будучи не только ученым, но и не обладая достаточной образованностью, чуждый науки, он тем не менее был нравственным авторитетом для своих приятелей, из которых многие были знаменитые ученые. Подходила старость, цветущая, покойная, творческая.

Временно оставив “Семейную хронику”, он обратился к естественно-научным и охотничьим воспоминаниям, и его “Записки об уженье рыбы” (1847) были его первым широким литературным успехом. Автор не ждал его, да и особенно ценить не хотел: он просто для себя “уходил ” в свои записки. Идейная борьба, захватившая всех, достигла чрезвычайного напряжения, и быстро стареющий Аксаков не мог переживать ее перипетий. Он болел, зрение его слабело, и в подмосковном сельце Абрамцеве, в уженье на идиллической Воре, он охотно забывал о всех злобах дня. “Записки ружейного охотника Оренбургской губернии” вышли в 1852 г. и вызвали еще более восторженные отзывы. Среди этих отзывов наиболее интересна известная статья И.С. Тургенева.

Одновременно с охотничьими воспоминаниями и характеристиками вызревали замыслы рассказов о детстве и ближайших предках. Вскоре по выходе “Записок ружейного охотника ” стали появляться в журналах новые отрывки из “Семейной хроники”, а в 1856 г. она вышла отдельной книгой. Все спешили наперерыв отдать дань уважения таланту, и это шумное единогласие критики было лишь отголоском громадного успеха книги в обществе. Все отмечали правдивость рассказа, умение соединить историческую истину с художественной обработкой. Радости литературного успеха смягчали для Аксакова тяготы этих последних лет. Материальное благосостояние семьи пошатнулось; здоровье Аксакова становилось все хуже. Он почти ослеп - и рассказами, и диктовкой воспоминаний заполнял то время, которое не так еще давно отдавал рыбной ловле, охоте и деятельному общению с природой.

Целый ряд работ ознаменовал эти уже последние годы его жизни. “Семейная хроника” получила свое продолжение в “Детских годах Багрова-внука”. Длинный ряд второстепенных литературных работ подвигался параллельно с семейными воспоминаниями. Частью, как, например, “Замечания и наблюдения охотника брать грибы”, они примыкают к его естественно-научным наблюдениям, в значительной же части продолжают его автобиографию. Вышли “Литературные и театральные воспоминания”, вошедшие в “Разные сочинения” (1858), “История моего знакомства с Гоголем”. Эти последние сочинения писаны в промежутках тяжкой болезни, от которой Аксаков скончался в Москве.

Об Аксакове справедливо было сказано, что он рос всю жизнь, рос вместе со своим временем и что его литературная биография есть как бы воплощение истории русской литературы за время его деятельности. Русская литература чтит в нем лучшего из своих мемуаристов, незаменимого культурного бытописателя-историка, превосходного пейзажиста и наблюдателя жизни природы, наконец, классика языка.

Сергей Тимофеевич Аксаков, русский писатель, литературный и театральный критик, автор книг "Записки об ужении рыбы” (1847), "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии” (1852), "рассказы и воспоминания охотника о разных охотах” (1855), "Семейная хроника” (1856); мемуаров "Литературные и театральные воспоминания” (1858), "История моего знакомства с Гоголем” (1880) и многих других, более всего известен широкому читателю как автор повести "детские годы Багрова-вкука” (1858) и сказки "Аленький цветочек”, бывшей первоначально приложением к повести. Книги А. занимают особое место в русской литературе ХIХ века. Их основной предмет непритязателен (мир природы, патриархальная жизнь нескольких поколений дворянской семьи, семейные предания), их язык, по мнению многих, — совершенен. "Все мы должны у него учиться,”— писал И.С.Тургенев, восхищаясь языком аксаковской прозы.

А. родился в 1791 г. в Уфе. Отец его, Тимофей Степанович, был прокурором, мать, Мария Николаевна происходила из чиновной аристократии и отличалась редким умом и образованностью. М.Н.Аксакова оказала исключительное влияние на формирование будущего писателя, между матерью и сыном сложились отношения редкие по доверительности и дружелюбию.

Свои ранние годы А. провел в Уфе и в родовом имении Ново-Аксаково в Оренбургской губернии. Окончил Казанскую гимназию и поступил в Казанский университет. Еще в гимназии начал писать стихи, «вирши без рифм”, в духе сентиментальной поэзии. В университете увлекся театром, активно участвовал в работе студенческого театра, обладал даром декламации. Слава А.-чтеца была столь широка, что Г.Р.Державин с нетерпением ждал приезда юноши в Петербург, чтобы послушать в его исполнении свои стихи.

В 1808 г. А. приезжает в Петербург и поступает на службу государственным чиновником. Знакомится с Г.Р.Державиным, А.С.Шишковым, принимает участие в заседании литературного кружка, возглавляемого Шишковым, "Беседа любителей русского слова”. В печати дебютирует в 1812 г. басней ‘Три канарейки”. В 1811 г. переезжает в Москву, сближается с московскими театральными кругами, переводит пьесы Шиллера, Мольера, Буало, выступает в печати как театральный критик.

С 1820—1830-х гг. дом А., который в 1816г. женился на дочери суворовского генерала О. С. Заплатиной, становится одним из центров литературно-театральной жизни Москвы. На аксаковские "субботники” в течение многих лет регулярно собираются крупнейшие московские деятели культуры и искусства — актер М.С.Щепкин, историк М.П. Погодин, писатель М. Н. Загоскин, профессора Московского университета С.П.Шевырев и Н.И. Надеждин. Весной 1832 года у Аксаковых стал бывать Гоголь, который сохранил дружбу с А. на протяжении всей своей жизни. Когда подросли сыновья Константин и Иван (а всего в семье А. было 14 детей), в доме Аксаковых обосновался кружок славянофилов, в который входили К. и И. Аксаковы, А.С. Хомяков, братья Киреевские. А. принимал активное участие в их беседах и спорах.

В 1837 г. А. покупает имении Абрамцево, где принимается за работу над материалами "Семейной хроники”. Заметное ослабление зрения подтолкнуло А. к интенсивному литературному труду Страстный охотник, рыболов и А. решает описать свой опыт ‘жизни в природе” и связанные с этим переживания и впечатления.

В 1847 г. выходят "Записки об ужении рыбы”, которым предпослан эпиграф, во многом определяющий дальнейшее направление творчества А.: "ухожу я в мир природы, в мир спокойствия, свободы...” Книга имела большой успех. Затем появляются "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии” (1852), "рассказы и воспоминания охотника о разных охотах” (1855). Охотничья трилогия представляет собой жанр свободных воспоминаний с включенными в текст повествования случаями, анекдотами, охотничьими байками и др.

Главное место в художественном наследии А. занимает автобиографическая проза. В "Семейной хронике” (1856) прослеживается жизнь трех поколений усадебных дворян Багровых. Книга "детские годы Багрова-вкука” (1858) является продолжением "Хроники”. При этом "детские годы” произведение, написанное для детей. В одном из писем внучке Оленьке, своей любимице, А. обещает сочинить для нее книжку "...про весну младую,// про цветы полей, // про малюток птичек (...)// про лесного Мишку,// про грибочек белый (...)". В процессе работы замысел автора существенно расширился и изменился. Возникла книга, описывающая жизнь ребенка от младенчества до девятилетнего возраста на фоне тщательно воссозданного быта русской усадьбы конца XVIII века, на фоне грандиозных по степени одухотворенности картин природы.

Основной предмет книги определил сам автор — жизнь человека в детстве, детский мир, созидающийся под влиянием ежедневных новых впечатлений... Жизнь человека в дитяти”. Маленький Сережа растет, познает мир, который кажется ему ярким, загадочным, бесконечным. Читатель видит предметы и явления, описанные в книге глазами маленького героя, чувствует свежесть и непосредственность детского восприятия. Бытовые картины, жизнь природу, переживания и впечатления Сережи, простые и важные события его жизни — разговоры с маменькой, смерть дедушки, рождение брата соединяются в единое полотно книги повествования.

Сережа Багров, безусловно, является автобиографическим героем, и, конечно же, наследует отличительную черту А. — страстную любовь к природе, ее глубокое понимание. Так, приход весны — событие огромной важности в жизни Сережи: "...все замечалось мной точно и внимательно, и каждый миг весны торжествовался мной как победа”. Природа - одно из главных действующих лиц повести. Ее описания у А.— не картины, не пейзажи в общепринятом смысле, а сама жизнь, свободно дышащая и разнообразно себя проявляющая. Надо обладать особым складом души, особым взглядом, чтобы чувствовать это. Герой книги обладает этим даром в полной мере. "Наконец мы въехали в урему (пойму реки — И.А.), зелёную, цветущую душистую урему. Веселое пение птичек неслось со всех сторон (...) Около деревьев в цвету вились и жужжали целые рои пчел, ос и шмелей. Боже мой, как было весело!” — такой видит сибирскую весну Сережа.

В основе повествования лежит неторопливый, обстоятельный и в то же время емкий устный рассказ. Язык А. давно признан образцом русской литературной речи. О стиле А. с похвалой отзывались Гоголь, Тургенев, Толстой, Белинский, Тютчев и другие. Книга "детские годы Багрова-внука” была очень тепло принята критиками и читателями. В истории русской литературы повесть А. встала рядом с трилогией Толстого "детство”, "Отрочество”, "Юность”. До сих пор "детские годы Багрова-внука” - одно из лучших произведений автобиографически-мемуарной прозы, в центре, которого герой-ребенок.

Отец Ивана и Константина Сергеевичей Аксаковых, род. 20 сентября 1791 года в гор. Уфе, умер 30 апреля 1859 г. в Москве. В «Семейной Хронике» и «Детских годах Багрова-внука» С. Т. Аксаков оставил правдивую летопись своего детства, а также характеристику своих родителей и родственников: первые изображены под фамилией Багровых, вторые - Куроедовы - под фамилией Куролесовых. Первоначальным воспитанием С. Т. Аксакова руководила его мать, урожденная Зубова, женщина по тому времени весьма образованная; четырех лет он умел уже читать и писать.
Дальнейшее воспитание и образование С. Т. Аксаков получил в Казанской гимназии и в Казанском же университете, о чем так подробно рассказано им в его «Воспоминаниях». Мать с трудом решилась на разлуку со своим любимым сыном, и эта разлука чуть не стоила жизни и сыну, и матери. Поступив первоначально в гимназию в 1799 году, С. Т. Аксаков вскоре был взят матерью обратно, так как в ребенке, вообще очень нервном и впечатлительном, стало развиваться, от тоски одиночества, нечто вроде падучей болезни, по собственному утверждению С. Т. Аксакова. Год он прожил в деревне, но в 1801 году уже окончательно поступил в гимназию. Отзываясь в своих «Воспоминаниях» вообще неодобрительно об уровне тогдашнего гимназического преподавания, С. Т. Аксаков отмечает, однако, нескольких и выдающихся учителей, каковы: воспитанники Московского университета И. И. Запольский и Г. И. Карташевский, надзиратель В. П. Упадышевский и учитель русского языка Ибрагимов. У Запольского и Карташевского С. Т. Аксаков жил в качестве пансионера. В 1817 году Карташевский породнился с ним, женившись на его сестре Наталье Тимофеевне, на той красавице Наташе, история которой составляет сюжет неоконченной повести того же названия, продиктованной автором незадолго до смерти.

В гимназии С. Т. Аксаков переходил в некоторые классы с наградами и похвальными листами, и 14-ти лет от роду, в 1805 г., поступил уже в число студентов только что основанного Казанского университета. Для помещения последнего была отведена часть гимназии, а некоторые преподаватели назначены профессорами, и лучшие ученики старших классов произведены в студенты. Слушая университетские лекции, С. Т. Аксаков в то же время продолжал по некоторым предметам учиться в гимназии. Разделения на факультеты в первые годы существования Казанского университета не было, и все 35 первых студентов слушали безразлично самые разнообразные науки - высшую математику и логику, химию и классическую литературу, анатомию и историю. В марте 1807 года С. Т. Аксаков оставил Казанский университет, получив аттестат с прописанием таких наук, какие он знал только понаслышке и каких в университете еще не преподавали.

В своих «Воспоминаниях» С. Т. Аксаков говорит, что в университетские годы «детски увлекался в разные стороны страстностью своей природы». Этими увлечениями, сохранившимися почти на всю жизнь, явились - охота во всех ее видах и театр. Кроме того, с 14-ти лет он начал писать, а вскоре и печатать свои произведения. Первое стихотворение его помещено было в гимназическом рукописном журнале «Аркадские пастушки», сотрудники которого старались подражать карамзинской сентиментальности и подписывались мифологически-пастушескими именами: Адонисов, Ирисов, Дафнисов, Аминтов и т. п. Стихотворение «К соловью» имело успех, и, поощренный этим, С. Т. Аксаков, вместе со своим другом Александром Панаевым и известным впоследствии математиком Перевозчиковым, основал в 1806 г. «Журнал наших занятий». В журнале этом С. Т. Аксаков явился уже противником Карамзина и последователем А. С. Шишкова, автора «Рассуждения о старом и новом слоге», отстаивая идеи первого начинателя славянофильства. Страсть к театру сказалось еще в университете тем, что С. Т. Аксаков устроил студенческую труппу, среди которой сам выделялся несомненным сценическим дарованием. В 1807 г. семейство Аксаковых, получившее большое наследство от тетки, Куроедовой, переехало из деревни сначала в Москву, а в следующем году - в Петербург, для лучшего воспитания дочери в столичных учебных заведениях: и здесь сценические интересы всецело овладели С. Т. Аксаковым, поступившим, по совету Карташевского, переводчиком в комиссию составления законов.

Страстное желание усовершенствоваться в декламации привело его к близкому знакомству с актером Я. Е. Шушериным, знаменитостью конца прошлого и начала нынешнего столетия, у которого молодой театрал, в разговорах о театре и в декламации, проводил большую часть свободного времени. Впоследствии С. Т. Аксаков рассказал об этом в очерке под заглавием: «Яков Емельянович Шушерин и современные ему театральные знаменитости», как Дмитревский, Яковлев, Семенова и др. Этот очерк, как и прочие театральные воспоминания (1812-1830), заключают в себе много ценных данных для истории русского театра первой трети настоящего столетия. Кроме театральных знакомств, С. Т. Аксаков приобрел и другие знакомства - с мартинистами В. В. Романовским, старинным приятелем семейства Аксаковых, и Лабзиным, а также с известным адмиралом А. С. Шишковым. Масонство не привлекало к себе С. Т. Аксакова, сближение же с Шишковым шло очень успешно, чему много способствовало декламаторское дарование молодого писателя. С Шишковым С. Т. Аксакова познакомил один из сослуживцев по комиссии составления законов - известный впоследствии своими литературными связями А. И. Казначеев, родной племянник адмирала. В доме Шишкова С. Т. Аксаков неоднократно устраивал спектакли. Оставив в 1811 году службу в комиссии, которая мало привлекала молодого театрала, он уехал сначала в 1812 году в Москву, а затем в деревню, где провел время нашествия Наполеона, записавшись вместе с отцом своим в милицию. Во время последнего московского пребывания С. Т. Аксаков через Шушерина близко познакомился с целым рядом московских литераторов - Шатровым, Николевым, Ильиным, Кокошкиным, С. Н. Глинкой, Вельяшевым-Волынцевыи и др. Несколько раньше этого времени он приступил к переводу Лагарпова переложения трагедии Софокла «Филоктет», предназначавшейся для бенефиса Шушерина. Эта трагедия напечатана в 1812 г. Годы 1814-1815 С. Т. Аксаков проводил в Москве и Петербурге. В один из приездов в Петербург он близко сошелся с Державиным, опять-таки благодаря своему уменью выразительно читать. В 1816 году С. Т. Аксаков написал «Послание к А. И. Казначееву», напечатанное впервые в «Русском Архиве» 1878 г. В нем автор негодует на то, что нашествие французов не уменьшило галломании тогдашнего общества.

В том же году С. T. Аксаков женился на дочери Суворовского генерала, Ольге Семеновне Заплатиной. Мать последней была турчанка Игель-Сюма, взятая 12-ти лет при осаде Очакова, окрещенная и воспитанная в Курске, в семействе генерала Воинова, Игель-Сюма умерла 30-ти лет. О. С. родилась в 1792 году. Тотчас после свадьбы С. Т. Аксаков отправился с молодой женой в заволжскую вотчину своего отца Тимофея Степановича. Эта заволжская вотчина - село Знаменское или Ново-Аксаково - описана в «Семейной Хронике» под названием Нового Багрова. Там у молодых в следующем году родился сын Константин. Пять лет прожил С. Т. Аксаков безвыездно в доме родителей. Семья ежегодно прибавлялась. В 1821 году Тим. Ст. согласился наконец выделить сына, у которого было уже четверо детей, и назначил ему в вотчину село Надежино, в Белебеевском уезде Оренбургской губ. Это самое село встречается в «Семейной Хронике» под именем Парашина. Прежде чем переехать туда, С. Т. Аксаков отправился с женой и детьми в Москву, где провел зиму 1821 года. В Москве он возобновил знакомства с театральным и литературным миром, завязав теснейшую дружбу с Загоскиным, водевилистом Писарев ым, директором театра и драматургом Кокошкиным, драматургом кн. А. А. Шаховским и др., и напечатал перевод 10-й сатиры Буало, за что его избрали в члены «Общества любителей российской словесности». Летом 1822 г. С. Т. Аксаков опять отправился с семейством в Оренбургскую губернию и оставался там безвыездно до осени 1826 года. Занятие хозяйством не удавалось ему; притом подрастали дети, их надо было учить; в Москве можно было искать должность.

В августе 1826 года С. Т. Аксаков простился с деревней навсегда. С этих пор до самой кончины, т. е. в течение тридцати трех лет, он был в Надежине только наездом всего три раза. Переехав с 6-ю детьми на постоянное жительство в Москву, С. Т. Аксаков возобновил еще с большей интимностью дружбу с Писаревым, Шаховским и проч. Он взялся за прозаический перевод «Скупого» Мольера (1828 г.), переведя еще раньше, в 1819 г., стихами «Школу мужей» того же автора; он явился деятельным защитником своих друзей от нападок Полевого, уговорил Погодина - издававшего в конце двадцатых годов «Московский Вестник» и от времени до времени и без того уделявшего место театральным заметкам С. Т. Аксакова -завести особое «Драматическое прибавление», которое сплошь писалось им одним. Враждовал с Полевым С. Т. Аксаков также и на страницах «Атенея» Павлова и «Галатеи» Раича. Наконец, в «Обществе любителей российской словесности» С. Т. Аксаков прочитал свой перевод 8-й сатиры Буало (1829 г.), обращая из нее к тому же Полевому резкие стихи. Вражду с Полевым со страниц журналов С. Т. Аксаков перенес на почву цензуры, сделавшись с 1827 г. цензором вновь учрежденного отдельного московского цензурного комитета; эту должность он получил благодаря покровительству А. С. Шишкова, бывшего тогда министром народного просвещения. Цензором С. Т. Аксаков прослужил 6 лет, несколько раз при этом временно исправляя должность председателя комитета. В 1834 г. он перешел на службу в межевое училище. Служба эта продолжалась тоже 6 лет, до 1839 г. Сначала С. Т. Аксаков состоял инспектором училища, а затем, когда оно было преобразовано в «Константиновский межевой институт», - директором его. В 1839 г. С. Т. Аксаков, расстроенный службой, которая дурно влияла на его здоровье, вышел окончательно в отставку и зажил довольно богато и открыто частным человеком, получив значительное наследство после отца, умершего в 1837 г. (мать умерла в 1833 г.).

В начале тридцатых годов круг знакомств С. Т. Аксакова изменился. Писарев умер, Кокошкин и Шаховской отошли на второй план, Загоскин поддерживал чисто личную дружбу. С. Т. Аксаков начал подпадать под влияние, с одной стороны, молодого университетского кружка, который составляли Павлов, Погодин, Надеждин и сын его, Константин Сергеевич, с другой же - под благотворное влияние Гоголя, знакомство с которым началось с 1832 г. и продолжалось 20 лет, вплоть до самой кончины великого писателя. В доме С. Т. Аксакова Гоголь обыкновенно читал в первый раз свои новые произведения; в свою очередь, С. Т. Аксаков Гоголю первому читал свои беллетристические произведения еще в то время, когда ни он сам, ни окружающие его не подозревали в нем будущего знаменитого писателя. Дружба с Гоголем поддерживалась и личными сношениями, и перепиской. Отрывки из воспоминаний С. Т. Аксакова о Гоголе напечатаны в 4-м томе полного собрания сочинений, под заглавием: «Знакомство с Гоголем». Под тем же заглавием в «Русском Архиве» 1889 г., а затем отдельным изданием появились не напечатанные еще черновые материалы для воспоминаний, выписки из писем, многие письма Гоголя к С. Т. Аксакову целиком и т. п. В 1834 г. в альманахе «Денница», изданном Максимовичем, известным ученым и другом Гоголя, С. Т. Аксаков поместил небольшой рассказ «Буран», который свидетельствовал о решительном повороте в его творчестве: С. Т. Аксаков обратился к живой действительности, окончательно освободившись от ложноклассических вкусов. Идя неуклонно по новому пути реалистического творчества, он уже в 1840 г. начинал писать «Семейную Хронику», которая, впрочем, в окончательном виде появилась только в 1846 г. Отрывки же из нее были без имени автора напечатаны в «Московском Сборнике» 1846 г. Затем в 1847 г. появились «Записки об ужении рыбы», в 1852 г. - «Записки ружейного охотника Оренбургской губ.", в 1855 г. - «Рассказы и воспоминания охотника». Все эти охотничьи «Записки» С. Т. Аксакова имели огромный успех. Имя автора стало известным всей читающей России. Его изложение было признано образцовым, описания природы - поэтическими, характеристики зверей, птиц и рыб - мастерскими изображениями. «В ваших птицах больше жизни, чем в моих людях», - говорил С. Т. Аксакову Гоголь. И. С. Тургенев в рецензии по поводу «Записок ружейного охотника» («Современник», 1853 г., т. 37, стр. 33-44) признал описательный талант С. Т. Аксакова первоклассным.

Ободренный таким успехом, уже на склоне лет, С. Т. Аксаков явился перед публикой с целым рядом новых произведений. Он принялся за воспоминания литературного и, главным образом, семейного характера. В 1856 г. появилась «Семейная Хроника», имевшая успех необычайный. Критика разошлась в понимании внутреннего смысла этого лучшего произведения С. Т. Аксакова. Так, славянофилы (Хомяков) находили, что он «первый из наших литераторов взглянул на нашу жизнь с положительной, а не с отрицательной точки зрения»; критики-публицисты (Добролюбов), наоборот, находили в «Семейной Хронике» факты отрицательного свойства. В 1858 г. появилось продолжение «Семейной Хроники» - «Детские годы Багрова-внука», имевшие успех меньший. «Литературные и театральные воспоминания обратили на себя малое внимание, хотя заключают много ценного материала и для историка литературы, и для историка театра. Для характеристики последних лет жизни С. Т. Аксакова важны сведения в «Литературных воспоминаниях» И. И. Панаева и воспоминания M. H. Лонгинова («Русский Вестник», 1859 г., No 8, а также статья в «Энциклопед. Слов.", изд. русск. писат. и учеными, т. II). Лонгинов рассказывает, что здоровье С. Т. Аксакова пошатнулось лет за 12 до кончины. Болезнь глаз принудила его надолго запереться в темной комнате, и, не приученный к сидячей жизни, он расстроил свой организм, лишившись притом одного глаза. Весной 1858 года болезнь С. Т. Аксакова приняла весьма опасный характер и стала причинять ему жестокие страдания, но он переносил их с твердостью и терпением.

Последнее лето провел он на даче близ Москвы и, несмотря на тяжкую болезнь, имел силу в редкие минуты облегчения диктовать свои новые произведения. Сюда относится «Собирание бабочек», появившееся в печати после его смерти в «Братчине» - сборнике, изданном бывшими студентами Казанского университета, под редакцией П. И. Мельникова, в конце 1859 г. Осенью 1858 г. С. Т. Аксаков переехал в Москву и всю следующую зиму провел в ужасных страданиях, несмотря на которые, продолжал еще иногда заниматься литературой и написал «Зимнее утро», «Встречу с мартинистами» (последнее из напечатанных при жизни его сочинений, появившееся в «Русской Беседе» 1859 г.) и повесть «Наташа», которая напечатана в том же журнале.

Сочинения С. Т. Аксакова много раз выходили отдельными изданиями. Так, «Семейная Хроника» выдержала 4 издания, «Записки об ужении рыбы» - 5, «Записки ружейного охотника» - 6. Первое полное собрание сочинений, составляющих почти полную автобиографию С. Т. Аксакова, появилось в конце 1886 г. в 6-ти томах, изданное книгопродавцем Н. Г. Мартыновым и редактированное частью И. С. Аксаковым, который снабдил его ценными примечаниями, а частью П. A. Ефремовым, который сообщил изданию значительную полноту в библиографическом отношении.

«Аленький цветочек» - сказка, которая согревала сердца не одного поколения российских граждан. Но мало кто знает, что один из сыновей автора этой сказки сыграл в истории Самарского края важную роль.

«С. Т. Аксаков и наш край». «Интересные сведения об Аксаковских местах Самарской области».
Вот об этом и будет сегодняшнее сообщение «Хроник самарочки».

Род Аксаковых является одним из стариннейших в России , ведь первые упоминания о нём относятся к 1027 году. Многие из этого дворянского рода занимали почётные должности и награждались за верную службу Отечеству лично русскими царями.

Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859) – самобытный русский писатель, личность которого настолько значительна в истории русской и мировой культуры, что 1991 год, год 100-летия писателя, был объявлен ЮНЕСКО годом Аксакова по всему миру.

«Пусть я и второстепенный писатель, но мой кирпичик уже лежит в фундаменте того, что создаст великого писателя». С.Т. Аксаков

Аксаков Сергей Тимофеевич - прозаик, мемуарист, критик, журналист, родился 20 сентября 1791 г. в Уфе.

Происходил из родовитой дворянской семьи. Отец, Тимофей Степанович, служил прокурором Верхнего земского суда в Уфе. Мать, Мария Николаевна (урожденная Зубова), принадлежала к уфимской чиновной аристократии.

Свои ранние годы С. Т. Аксаков провел в Уфе и в дедовском степном имении Новом Аксакове Бугурусланского уезда Самарской губернии (сейчас это Оренбургская область).

В автобиографических произведениях Аксакова это имение фигурирует под именем Новое Багрово. С детства он полюбил природу: рыбная ловля, охота, собирание ягод, дальние прогулки в лес или в степь заложили в нем глубокие и мощные пласты впечатлений, которые позднее, спустя десятилетия, стали неиссякаемым источником художественного творчества.

В 1801 году Аксаков поступил в Казанскую гимназию, а в 1805 г. был принят в только что открытый Казанский университет. Гимназическая и студенческая пора с теплотой вспоминались писателю и годы спустя, во время работы над мемуарами.

Именно в гимназии и в университете проявился глубокий интерес к литературе, родившийся под влиянием преподавателя русской словесности Н. М. Ибрагимова.

Аксаков основательно изучил писателей XVIII в., от М. В. Ломоносова до Г. Р. Державина; пробовал он сочинять и сам, участвуя в рукописных студенческих журналах.

Первые стихотворные произведения Аксакова - "К соловью", "К неверной" и другие - окрашены в сентиментальные тона, свойственные и массовой лирике того времени и творчеству окружавших его начинающих поэтов. Увлекался он и театром, с успехом выступая в студенческих спектаклях.

В 1807 г. Аксаков приехал в Москву, а весною следующего года поселился в Петербурге и поступил на службу в комиссию по составлению законов, а затем в экспедицию о государственных доходах. Главные его интересы, однако, сосредоточивались не на служебной деятельности, а на художественной, литературной и театральной жизни столицы. Аксаков свел обширные знакомства - с адмиралом А. С. Шишковым, консервативному направлению которого в области литературного словоупотребления и стилистики он горячо сочувствовал; с Г. Р. Державиным, с актером Я. Е. Шушериным (впоследствии каждому из них писатель посвятил отдельный мемуары: «Воспоминание об Александре Семеновиче Шишкове», 1856; "Знакомство с Державиным", 1856; «Яков Емельянович Шушерин и современные ему театральные знаменитости», 1854). Эти произведения представлены на выставке в книге «Избранные сочинения». Круг петербургских знакомств был пополнен литераторами и театральными деятелями Москвы, С. Н. Глинкой, М. Шатровым. В это время происходит литературный дебют Аксакова - журнал "Русский вестник" (1812, № 7) печатает басню "Три канарейки". Занимается он и переводами: "Школа мужей" Ж.-Б. Мольера, "Филоктет" Софокла, и т. д. Из ранних произведений Аксакова выделяется послание "А. И. Казначееву" (1814) -- взволнованный отклик на опустошение Москвы, учиненное французским нашествием 1812 г.

В 1816 г. Аксаков женился на Ольге Семеновне Заплатиной, дочери проживавшего в Москве суворовского генерала, и уехал с молодой женой в Новое Аксаково. В 1817 г. в семье родился сын Константин - в будущем известный критик, поэт и ученый, один из основателей славянофильства. В 1819 г. родилась дочь Вера, в 1820 г. - второй сын, Григорий (Самарский губернатор в 1867 – 1872 гг., губернский предводитель Самарского дворянства в 1884-1891 гг.); позднее, в 1823 г. - Иван, впоследствии так же известный поэт, критик, публицист, видный деятель славянофильства.

Всего в семье было десять детей. Аксаковы уделяли их воспитанию исключительное внимание. Семью отличала общность интересов, высокий интеллектуальный и духовный настрой.

Зиму 1820/21 г. Аксаков провел в Москве, где сблизился с А. И. Писаревым, М. Н. Загоскиным (с которым подружился еще раньше, в Петербурге) и др. и продолжал свои литературные занятия (в частности, в 1821 г. опубликовал свой перевод сатиры Н. Буало). Весной 1821 г. Аксакова избрали в действительные члены Общества любителей российской словесности при Московском университете.

Осенью 1826 г. Аксаковы окончательно поселились в Москве. Благодаря знакомству с А. С. Шишковым, Аксаков занимает место цензора Московского цензурного комитета. Но по-прежнему главные интересы Аксаков посвящал литературной и театральной деятельности. В доме установился постоянный день для встреч - так называемые Аксаковские субботы. Помимо старых друзей в доме стали бывать новые лица: актеры М. С. Щепкин и П. С. Мочалов; математик П. С. Щепкин; физик, философ и агроном М. Г. Павлов; историк, писатель и журналист М. П. Погодин; критик, эстетик и журналист Н. И. Надеждин и другие.

Летом 1832 г. в доме А. на Сивцевом Вражке впервые появился Н. В. Гоголь, к которому все семейство относилось с глубоким трепетным почитанием.

Взаимоотношениям Аксакова и, позже, членов его семьи, с деятелями русской культуры посвящена работа Э.Л. Войтоловской, книга воспоминаний самого Сергея Тимофеевича "История моего знакомства с Гоголем". Издана переписка Аксаковых с Н.В.Гоголем, И.С.Тургеневым, К.К и Я.К. Гротами, М.А. Максимовичем.

Дом Аксаковых всегда открыт для друзей. Здесь появляются товарищи Константина Сергеевича по Московскому университету: Н. В. Станкевич, В. Г. Белинский, Ю. Ф. Самарин и другие. Дом Аксаковых, благодаря усилиям сыновей Константина и Ивана, становится одним из центров формирующегося славянофильства: здесь бывают виднейшие его представители: И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев и др. Наряду с московским домом Аксаковых, местом встреч и споров стало подмосковное имение Абрамцево, которое семья приобрела в 1843 г.

Во второй половине 50-х годов резко ухудшается здоровье писателя, он стремительно слепнет. И... продолжает работать: в 1856 г. выходит "Семейная хроника", а в 1858 г.- "Детские годы Багрова-внука".

Автобиографическая дилогия Аксакова, воспроизводившая жизнь трех поколений помещичьей семьи, строилась по законам художественно-документальной прозы с ее предельной верностью действительности, с минимальным участием вымысла, а также с повышенной ролью героя-рассказчика. "Заменить действительность вымыслом я не в состоянии. Я пробовал несколько раз писать вымышленное происшествие и вымышленных людей. Выходит совершенная дрянь, и мне самому становилось смешно," - писал Сергей Тимофеевич, характеризуя свой творческий метод. И.С.Тургенев поддержал замысел Аксакова написать книгу для детей и так отозвался о романе "Семейная хроника": "Эта ваша книга такая прелесть, что и сказать нельзя. Вот он настоящий тон и стиль, вот русская жизнь, вот зачатки будущего русского романа".

С. Т. Аксаков диктует дочери свои воспоминания.
Акварель К. А. Трутовского

В документальной прозе Аксакова отчетливо проявились традиции романа воспитания, одним из лучших образцов которого в русской литературе стала его дилогия. К «Семейной хронике» и «Детским годам...» примыкают другие мемуарные произведения писателя: «Воспоминания» (опубликованы в 1856 г. вместе с «Семейной хроникой»), «Литературные и театральные воспоминания» (опубликованы в 1856-858 гг.). Все они, помимо художественных достоинств, обладают большой познавательной ценностью как исторические документы.
Очень необычной является еще одна книга Сергея Тимофеевича, опубликованная в 1859 году - "Собирание бабочек". Это одновременно и документально-художественное повествование, и пособие для начинающего энтомолога.

Приложением к "Детским годам Багрова-внука" стала знаменитая сказка Аксакова "Аленький цветочек". 23 ноября 1856 года Сергей Аксаков написал своему сыну Ивану письмо, в котором сообщал о своей работе над сказкой "Аленький цветочек", услышанной автором в детстве от своей ключницы Пелагеи. Аксаков записал сказку в той форме, в какой она была изложена, - со всеми диалектными и фольклорными особенностями речи рассказчицы.

Сказка постоянно выходила отдельными изданиями, эта книга есть во всех библиотеках, по сказке были созданы диафильм, мультфильм, художественный фильм. В сознании многих "Аленький цветочек" - народная сказка. Такова сила таланта Аксакова и волшебство его художественной речи.

Произведения Аксакова дороги нам, как чистый родник поэзии, неиссякаемый источник познания жизни, красоты окружающего нас мира природы. Книги Сергея Тимофеевича Аксакова обладают той удивительной силой нравственного воздействия на читателя, которая позволила им стать замечательным средством воспитания человека в человеке.

В 1909 году в «Самарских губернских ведомостях», в статье, посвященной 50-летию со дня смерти Аксакова, было сказано, что писателя почитает вся Россия, но особенно он «дорог и памятен Самарской губернии, с которой связан его род, начиная с дедушки». И в этом же году при Доме самарского дворянства был создан музей имени С.Т. Аксакова – Аксаковская комната.

К Самаре семейство Аксаковых имеет непосредственное отношение, оставив в истории нашего города яркий след. На самарской земле покоится прах его деда Степана Михайловича, сына Григория Сергеевича и внучки Ольги Григорьевны Аксаковых.

Григорий Сергеевич Аксаков (сын писателя) родился 4 октября 1820, Знаменское Бугурусланского уезда Оренбургской губернии.

Служил в Самаре вице-губернатором, губернатором, три раза избирался губернским предводителем дворянства. 20 января 1867 года Г. С. Аксаков был переведён на должность самарского губернатора. Его заслугами - в нашем городе появилась железная дорога, телеграф, земская больница (ныне имени Н.И. Пирогова), соборный храм во имя Христа Спасителя, просвещалось малограмотное крестьянство, развивалась экономика города.
Г.С. Аксаков активнейше участвовал в организации помощи голодающим крестьянам Самарской губернии, заботился о состоянии народного здравия и трезвости, нравственности и укреплении семьи. В 1873 году за заслуги перед городом Г.С. Аксакову присвоили звание Почётного гражданина Самары! До самой своей смерти Г.С. Аксаков служил нашему городу.

24 февраля (по старому стилю) 1891 года Г.С. Аксаков скончался. Гроб с телом усопшего 18 вёрст простой народ нёс на руках!

В Самаре Г.С. Аксаков жил с дочерью Ольгой, которой дед С.Т. Аксаков посвятил, известную всему миру, сказку «Аленький цветочек», в скромном доме на пересечении улиц Саратовской и Алексеевской (ныне Фрунзе и Красноармейской) напротив известного дома Курлиных.

На предполагаемом месте захоронения Григория Аксакова в селе Страхово по инициативе члена Оренбургского комитета по увековечению памяти выдающихся соотечественников, историка-краеведа Сергея Колычева на средства Страховского землевладельца Владислава Афанасьева был возведен памятный крест с надписью "Григорию Сергеевичу Аксакову - одному из лучших российских губернаторов, достойному сыну Великого отца". Навели порядок и в старинном барском парке в селе Неклюдово, где также установили памятный крест деду Сергея Аксакова, Степану, и на средства Бориса Ардалина построили часовню. А в селе Аксаково разработали туристический маршрут Самара-Музей-заповедник Аксакова.

Любопытные повороты в судьбе были и у других представителей рода Аксаковых. Внучка писателя и дочка губернатора Ольга, для которой в свое время и была написана сказка «Аленький цветочек», впоследствии основала кумысолечебное заведение. А внук Григория Аксакова Сергей Аксаков во время гражданской войны служил в Колчаковской армии, потом эмигрировал, жил в Шанхае и вернулся на родину лишь под конец жизни, в конце 50-х годов. Прямых потомков Аксаковых сегодня, к сожалению, не осталось. Род прервался - осталась лишь память о людях, верой и правдой служивших Отечеству.

Семья Аксаковых - замечательное и, по-своему, уникальное явление русской жизни. Это был тот редкий случай в русской истории, когда не одного человека, а целую семью окружало всеобщее почтение. Современников привлекала царившая в этой семье теплота и сердечность, чистота её нравственной атмосферы, широта культурных интересов, удивительно прочная связь старшего и молодого поколений.

***
Как всегда, пересказать интереснейший материал помогли статьи и заметки самарских краеведов, историков и литературоведов. Журнал и документальные фильмы, Энциклопедия "Самарские судьбы".




Top