Блокадный след в истории моего села. Будьте щедры, добры и сострадательны


Подделка монет не лучший способ заработать, однако все зависит от того, какие именно монеты вы решили копировать. Подделывая десятицентовики, банк вы точно не сорвете, тем не менее, есть несколько монет, которые стоят немалых денег. Например, монета 1933 года “Двойной орел” номиналам 20$ может сделать коллекционера миллионером.

Фальсификатор, известный как «Человек Омега», чеканит почти точные копии этой монеты. Почти точные? На самом деле монеты неотличимы – за исключением одного символа. Человек Омега преднамеренно наносит его на монету в качестве торговой марки. Это крошечное изображение знака омеги, видимое только под микроскопом. К нему относятся как к проявлению высокомерия Человека Омеги, потому что без знака даже эксперты не могут отличить подделку.На самом деле, копии сделаны настолько тщательно и детально, что некоторые коллекционеры осознанно платят тысячи долларов за его реплики. Даже если ему будет недостаточно миллионов, которые стоят эти монеты, он может собой гордиться. Но далеко не всем, кто подделывает монеты сходит это с рук.

Дети, которые делали монеты из игрушечных солдатиков

По нынешним стандартам, подделка монет не самый эффективный способ зарабатывания денег, однако для ребенок, карман которого набит блестящими монетками, вполне может почувствовать себя миллионером. Можно ли обвинить ребенка за желание быть независимым?

Очевидно можно, потому что в 1962 году трое ребят из Теннесси в возрасте 16-17 лет решили сделать собственные монеты, расплавив свинцовых солдатиков. Власти быстро положили этому конец, не дав потратить и цента. Все трое попали под суд по делам несовершеннолетних. На самом деле, правительство приняло это настолько серьезно, что дело закончилось вмешательством Секретной службы. Надо заметить, что подростки были также арестованы и за грабеж, поэтому, возможно, полиция сделала правильно, взявшись за них по-полной.

Художник, рисовавший деньги

Представьте на секунду, что вы можете написать число на бумаге, и она, как по волшебству, превратится в купюру этим номиналам. Добро пожаловать в мир художника Д.С.Д. Боггса.

Боггс прославился нарисованными от руки “репродукциями” американских денег, которые он затем обменивал на товары и услуги. Эта история началась в 1984 году, Боггс сидел в кафе, безобидно рисовал изображение однодолларовой купюры на салфетке, позднее к нему подошла официантка и забрала салфетку, пологая, что это плата за кофе. С того дня Боггс объездил весь мир, обменивая его «деньги» на всё, от еды до проживания в отелях.

В нескольких странах его обвинили в фальшивомонетничестве. Однако формально его “деятельность” не могла преследоваться по закону, так как он не пытался выдать свои деньги за реальные. Художник вообще рисовал только одну сторону банкноты, а на другой оставлял отпечаток своего пальца и подпись. Поэтому оказалось довольно-таки трудно обвинять его в чем-либо.

Фальшивомонетчик, которого поймал Ньютон

Исаак Ньютон – один из величайших умов, которых когда-либо знал мир, но мало кому известно, что наряду с формулированием своих гениальных идей, он являлся главой Королевского монетного двора и на протяжении нескольких лет вел борьбу с не менее гениальным фальшивомонетчиком.

Уильям Чалонер был одним из “лучших” фальшивомонетчиков в Великобритании. Он потратил целое состояние, чтобы превратить себя в городского джентльмена, несмотря на отсутствие видимых признаков легального дохода. Если это не наглость, то вот ещё: однажды он предложил свои услуги Монетному двору, чтобы разузнать все их секреты. Попытка не удалась.

Когда Чалонер был арестован лично Ньютоном, но подключил свои связи и был мгновенно освобожден. Постоянно искушая судьбу, Чалонер решил высмеять Ньютона, назвав его мошенником, оплачивающим брошюры из собственного кармана. Взбешенный его поведением, Ньютон целых полтора года собирал против мошенника неопровержимые улики, которые в конечном счете и привели Чалонера к казни.

Добрый самаритянин фальшивомонетчик

Большинство людей становятся фальшивомонетчиками из жадности. Почему бы не сделать свои собственные деньги, если их нужно много? Но Арт Уильямс не такой – он подделывал деньги из удовольствия.

Уильямс знаменит производством первоклассных100-долларовых купюр, которые не уступают в качестве легендарным контрафактным «Супер-банкнотам», похожим на настоящие 100 долларов как две капли воды. Но мы хотели бы уделить внимание менее известной стороне его жизни. Хотя подделки Уильямса были действительно выдающегося качества, по-настоящему заслуживает внимания и то, на что он их тратил.

Уильямс покупал на свои фальшивые сотни товары и провиант, которые немедленно направлял на благотворительность. Однако ничто не вечно, и Арт был в итоге арестован. К сожалению, во время интервью в 2002 году, он заявил, что испытывает гордость за свои поступки. Из-за этого его наказали ещё строже, расценив его заявление как “отсутствие раскаяния”. Урок здесь видимо такой: «никогда никому не помогайте».

Случайный фальшивомонетчик

Подделывание денег является преступлением, которое требует тщательного планирования, тонны материалов и детального знания предмета. Никто не может просто так, случайно, взять и начать подделывать… или может? Ответ, конечно, «да».

Эта история произошла во времена Великой гражданской войны. Её героем стал Сэмюэль Кёртис Апхэм по кличке ” Честный Сэм”, который случайно наводнил Конфедерацию тысячами поддельных банкнот.

Как? Когда началась война, старый Честный Сэм захотел подзаработать, и решил сделать фальшивую версию 5-долларовой купюры Конфедерации – в качестве декоративного сувенира. Однако деньги Апхэма оказались настолько реалистичными, что люди решили отрезать предупреждение, помещенное Апхэмом на все купюры, и потратить их как настоящие.

После того, как 5-долларовые банкноты были распроданы, Апхэм решил попробовать ещё раз, но с 10-долларовыми, потому что игрушечные деньги с более высоким номиналам выглядят ещё забавнее. Когда Апхэм наконец обнаружил, что произошло, он, тем не менее, решил продолжить выпускать фальшивки, т. к. они обесценили реальные деньги Кофедератов.

Фальшивки у Апхэма получались настолько хорошо, что к концу войны его «банкноты» были фактически идентичны настоящим. В попытке борьбы с ним Конфедерация установила смертную казнь за фальшивомонетничество. Но так как Апхэм жил не в Конфедерации, это ровным счетом ничем ему не грозило.

Дама, “стяпавшая” деньги на кухне

Исторически сложилось, что фальшивомонетничество является преимущественно мужским занятием. Тем не менее есть несколько женщин, которые тоже обучились этому ремеслу. Среди них Мария Баттерворт – леди, которая стала настоящей королевой контрафакции, делая фальшивки на своей кухне.

Метод Баттерворт был прост: не используя ничего, кроме утюга и ручки, она могла перевести рисунок банкноты на лист бумаги, который затем, на досуге, подробно обрисовывала. К 1723 году Баттерворт расширила свой бизнес, подключив к нему половину своей ненормальной семейки.

В отличие от практически всех остальных в этом списке, Баттерворт так никто и не поймал. Полиция, правда, проводила обыск её дома после семи лет штамповки поддельных денег, но не ничего подозрительного не заметила (нельзя же арестовать кого-то за наличие утюга). Баттерворт поблагодарила звезды и покинула преступный мир, дожив до 89 лет в ладу с законом.

Неудавшийся нацистский план

Возможно, одним из самых хитроумный нацистский планов была операция Бернхард – заговор с целью разрушить британскую экономику путем наводнения Англии миллионами поддельных фунтов стерлингов.

Но прежде чем операция начала осуществляться, британским шпионам удалось о ней разузнать. Когда первые несколько поддельных купюр были обнаружены, банкноты стоимостью выше пяти фунтов были изъяты из обращения, и план был зарублен на корню. К концу войны распространять фальшивые деньги было негде, поэтому нацисты бесцеремонно бросили большинство купюр в озеро Теплица.

Если вам интересно, насколько были похожи фальшивые купюры на настоящие, то судя по тем образцам, что попали в Великобританию, подделки были исключительного качества.

Струйный фальшивомонетчик

«Струйный фальшивомонетчик» – это прозвище Альберта Талтона, который с помощью струйного принтера, ноу-хау и старания, в середине двухтысячных выпустил в оборот около семи миллионов фальшивых долларов.

Он использовал многоступенчатый процесс впечатляющей легкости, но с одним большим недостатком – все банкноты носили один и тот же серийный номер. И все же он провернул махинацию с помощью принтера, который можно было купить в магазине за 200 баксов.

Продвинуться в этом помогла Талтону его любовь к экспериментам. Ещё в самом начале Талнот обнаружил, что реальная 100-долларовая купюра желтеет, если по ней провести специальным маркером для проверки подлинности, а так как большинство розничных продавцов проверяли именно так, то это была действительно единственная вещь, которую ему нужно было реализовать, чтобы сделать свои подделки убедительными.

В общем, Талтон купил маркер и начал проверять им каждую бумагу, на которую натыкался. Материей способной обмануть маркер-детектор оказалась туалетная бумага. Или, точнее,бумага из вторсырья.

Обладая этой информацией, Талтон купил столько принтеров, сколько могло поместиться в его доме и начал буквально распечатывать свои собственные деньги. Деньги из туалетной бумаги, напечатанные на струйном принтере.

Старик рисовавший собственные доллары

В отличие от Боггса, который создал свои деньги из любопытства, Эдвард Мюллер создал свои по необходимости.

Большинство героев этой статьи часами кропотливо воссоздавали банкноты с идеальной точностью, деньги же Мюллера Секретная служба назвала «забавной подделкой» – возможно, он и их нарисовал в карандаше. Несмотря на это, он остается фальсификатором с самой долгой карьерой в американской истории, с 1938 по 1948 года.

Спустя годы, оборудование 62-летнего Мюллера испортилось, и его доллары стали заметно хуже по качеству. В конечном счете, неудачная попытка ремонта привела к орфографической ошибке в написании фамилии Вашингтон как «Ваишнгтон». Ещё смешнее получилось, когда правительство, наконец, разыскало этого неуловимого преступника. Сотни людей, которым попались эти банкноты, решили сохранить их как сувениры, вместо того, чтобы обменять на настоящие. Что, несомненно, позволило Мюллеру продолжать прожить своей тихой, безвредной жизнью на несколько лет дольше.

Однако все хорошее когда-нибудь заканчивается, и Мюллера в конце концов поймали, когда его дом сгорел, и дети обнаружили на пепелище оборудование.

Каково было наказание? Его посадили на год и один день в тюрьму, и выписали смешной штраф в 1$.

Но история на этом не заканчивается - когда руководители киностудии XX Century Fox услышали историю Мюллера, то немедленно купили права на нее, заплатив Мюллеру достаточно большую сумму, чтобы он мог прожить остаток дней, ни в чем не нуждаясь.

Можете ли вы отличить подделку от оригинала? Сотни разнообразных изображений и фотографий наводнили все социальные сети и не всегда легко разобраться, что на них правда, а что ложь.
Рейс 447 Air France

Поговаривали, что это фото с крушения самолёта компании Air France, летевшего рейсом 447. В действительности же, как оказалось, это кадр из всем известного телесериала «Остаться в живых».
Цунами в Индийском океане


Это одно из многочисленных фото, гулявших по сети, после случившегося в 2004 году цунами в Индийском океане. На самом же деле это город Антофагаста в Чили, и волны, взятые совершенно из другой фотографии.
Дети за компьютерами


Это фото появилось в интернете сразу после страшного потопа на Филиппинах в 2012 году. Подделку заметило довольно много людей, усмотрев, что дети и их отражения в воде не совпадают.
Турист на башне во время теракта 9\11


Это фотография, возможно, одна из самых известных мистификаций. Долгое время люди свято верили, что этот снимок с камеры, расположенной почти в самом эпицентре взрывов. Позже стало ясно, что это фотошоп.
Акула против вертолета


Для большинства людей наличие «руки» мастера фотошопа вполне очевидно, но многие долгое время не могли примириться с этим фактом.
Фея из Дербишира


Задуманная как первоапрельская шутка фотография бутафорской феи, сделанная Дэном Бэйнсом из Дербишира, наделала много шума. После того, как Бэйсона вынудилили сознаться в том, что фотография – подделка, нашлись эдакие защитники фей, осуждавшие его за то, что он открыл людям неромантичную «правду».
Чтение вверх тормашками


Как бы издевательски забавен ни был этот фотошоп, это всего лишь фотошоп.
Акулы в Кувейте


Нет и ещё раз нет, не было в Кувейте никаких акул. Это «слегка» подправленная фотография одной из станций метро в Торонто
Вид Земли, Меркурия и Венеры с Марса


Это фото сгенерировано одной из специальных астрономических компьютерных программ.
Радужная сова


Эту самую обычную, как выяснилось, сову уже окрестили самым редким видом. А водится это чудо природы, по легенде, только лишь в лесах Китая и Штатов.
Нефтяная платформа, торнадо и молния


Нефтяная платформа – чистой воды фотошоп, в то время как часть фото с торнадо и молнией вполне реальна. Эта часть фотографии была сделана Фредом Смитом 15 июня 1991 года во Флориде.
Ирландский островной замок


Эта фотография одна из тех, интерес к которым, то возрастает, то угасает время от времени. Вообще-то это фотография немецкого замка, совмещённая с фотографией скалистого острова в Таиланде.
Ножка малыша


Для того чтобы увидеть такие очертания ножки, малыш должен обладать по крайней мере силой Геракла.
Мистическое Дерево


По легенде, это одно из самых мистических деревьев на всей земле. А в действительности это искусственное Дерево жизни в диснеевском Королевстве животных во Флориде.
Заяц-фенек


Одна из первоапрельских шуточных фотографий преображённого котёнка.
Детёныш белого медведя


Как бы реально не выглядела это плюшевая игрушка медвежонка, это всего лишь плюшевая игрушка, купить которую можно в интернете.
Голубой арбуз


Многие утверждали, что на фото – кусочек редчайшего голубого арбуза из Японии. Возможно, мы вас разочаруем, но в природе нет голубых арбузов.
Джон Леннон играет на гитаре с Че Геварой


А вы бы поверили, что однажды Леннон сел и сыграл на гитаре со знаменитым революционером и марксистом (а также с модным принтом на футболках)? Ничего такого на самом деле никогда не было.
Этот снимок – обыкновенный фотошоп, с помощью которого на место головы гитариста Уэйна «Текс» Габриела «наложили» лицо Че Гевары.


Обнимающиеся Мерлин Монро и Джон Кеннеди


И это тоже подделка, созданная Элисоном Джексоном, известным своими фотографиями с использованием двойников знаменитостей.
На настоящей фотографии справа, сделанной 19 мая 1962 года Монро и Кеннеди посещают вечеринку, организованную для сбора средств демократической партии в Нью-Йорке. А снимков, где парочка обнимается или проявляет другие признаки влюблённости, на самом деле никогда не было.
Люди в окутанном смогом Пекине любуются на искусственный закат


Даже настоящее фото может врать из-за недостатка информации. Этот снимок из фотобанка Getty photo, который был распространён благодаря Daily Mail, изображает мрачную жизнь Пекина, где даже Солнце можно разглядеть только через цифровой экран монитора. Смог в Пекине поистине ужасен. Но фотография вводит всех в заблуждение.
В действительности на снимке представлен рекламный видеоролик китайского туризма для провинции Шаньдун, который крутился на гигантских экранах на площади Тяньаньмэнь. Солнце же появляется в ролике на несколько секунд и является частью рекламы. Эту рекламу прокручивают в Пекине круглогодично независимо от плотности смога.
Фото из советской психиатрической клиники 1952 года


Снимок слева не является каким-то паронормальным явлением, происходившим в психбольнице советских времён. Это танцевальное шоу Пины Бауш под названием «Синяя Борода». А скриншот справа – это ещё один снимок спектакля, сделанный в 1977 году.
Сериал «Американская история ужасов» позаимствовал этот причудливый образ для съёмок 3 сезона.
Фото Джона Кеннеди и его дочери Каролины


Сайт исторических фотографий недавно опубликовал снимок (слева), где Джон Кеннеди со своей дочерью Каролиной надели маски. При помощи фотошопа лицо президента и маску Каролины зачем-то поменяли местами.
Дети, которых пересылали по почте


Неужели люди способны наклеивать марки на своих детей и отправлять их посылкой в другой город? Всё было не совсем так.
На самом деле в начале 1910-х были случаи так называемых «почтовых рассылок» детей, но только с двумя важными оговорками. Во-первых, снимки не являются свидетельством того, что детей отправляли по почте – эти забавные фото создавались исключительно ради смеха. Во-вторых, «почтовая рассылка» детей совсем не то, что под этим многие подразумевают.
К примеру, 6-летняя Майя Пирстоф была «отправлена» 19 февраля 1914 года из Грейнджвилла, штат Айдахо к своей бабушке и дедушке за 73 километра. Однако она была на попечении у своего родственника, работающего в железнодорожной компании. По сути, было дешевле отправить девочку «посылкой» нежели купить ей билет.
В 2009 году Екатерина Штейнберг дала свои разъяснения на сей счёт: «Очевидно, что многие были поражены и даже испуганы этими фотографиями. Я встретилась с Нэнси Поуп, историком в Национальном музее почты. Она пояснила, что снимки на самом деле были постановочными. А доказательств того, что детей отправляли почтой, было очень мало. Известны лишь два случая, в которых детей отправляли как «груз» в вагоне поезда из-за дороговизны билетов».
Сирийский ребёнок, спящий возле могил своих родителей


Фото слева обошло весь мир под заголовком «Сирота из Сирии, спящий между могилами родителей».
Это душераздирающее фото стало частью арт-проекта фотохудожника из Саудовской Аравии. Автор снимка Абдул Азис аль-Отейби просто хотел показать безграничную любовь ребёнка к своим родителям. Данная фотография не имеет ничего общего с нынешним гуманитарным кризисом в Сирии.
Элле Фицджеральд отказали в концерте в ночном клубе «Мокамбо», потому что она была чёрной


В 1954 году американская джазовая певица Элла Фицджеральд столкнулась с проявлением расовой дискриминации в Западном Голливуде. Однако Мерлин Монро сообщила, что зарезервировала столик, чтобы посмотреть выступление певицы и вопрос был улажен.
Эта история отчасти достоверна: Монро действительно помогла Элле Фицджеральд попасть на концерт в 1954 году. Но цвет кожи здесь был совсем ни при чём (в клубе побывало немало чёрных исполнителей). Менеджер клуба «Мокамбо» Чарли Моррисон считал певицу «недостаточно гламурной». А Монро была фанаткой Фицджеральд и поспособствовала тому, чтобы менеджер изменил своё мнение.
Человек, который делал посмертные маски солдатов Первой мировой войны


Эти маски, висящие на стене, на самом деле предназначались для ветеранов Первой мировой войны, лица которых были обезображены в ходе сражений. Они придавали солдатам немного уверенности в себе. Френсис Дервент Вуд открыл клинику, в которой создавались специальные маски для вернувшихся с войны изувеченных солдат, которым не помогла пластика лица. Эффект от такой маски был аналогичен эффекту, создаваемому пластическими хирургами. «У человека появлялось чувство собственного достоинства и уверенность в своих силах, он снова начинал гордиться своей внешностью»,- утверждал Вуд.
Вырезанная статуя Будды в монастыре Нгуен Кханг Таксанг


Снимок слева сделан в фотошопе одним художественным коллективом под названием Reality Cues в рамках проекта «Лаборатория граффити». А вот на фото справа изображён живописный район Улинъюань в китайской провинции Хунань.
Первый мобильный телефон, снятый в 1922 году


В старых архивах киностудии «Пате» был обнаружен кино сюжет, отснятый в 1922 году под названием «Беспроводной телефон Евы». Ролик был показан даже самыми уважаемыми СМИ и стал якобы доказательством существования в те времена первого мобильного телефона. На самом деле это было всего лишь переносное радио.
В начале 1920-х годов понятие «беспроводной телефон» относилось к радио технологиям. Тогда радио только набирало свои обороты и делало переход к коммерческому вещанию. На видео нет никаких свидетельств того, что по устройству можно куда-либо звонить. Женщины просто прогуливаются и слушают радио.
Фотография Бассейна Фей, сделанная на острове Скай в Шотландии


Так вышло, что эта фотография была сделана в Новой Зеландии у реки Куинстаун, а все деревья покрашены с помощью фотошопа в фиолетовый цвет. Тем не менее, даже исходная фотография поражает своей красотой.

Одно из мест, где можно проверить картину на подлинность, - «Научно-исследовательская экспертиза имени П. М. Третьякова» (НИНЭ). «Мы обрабатываем больше сотни картин и других произведений искусства в месяц. Примерно 50-60% оказываются не подлинными», - рассказал Александр Попов, директор компании.

Самый простой способ подделки картин - перелицовка. Для этого берут старую, но не очень ценную картину, стирают подпись настоящего художника и подписывают ее именем известного мастера. Это, например, популярный метод подделки картин Айвазовского - кто из его коллег и современников не рисовал море?

Другой тип подделок - те, что создаются с нуля. Чтобы подделку нельзя было определить по возрасту холста, мошенники счищают краску со старых картин и пишут по холсту заново.

Третий тип - работы, ошибочно приписываемые тому или иному автору. «В основном это связано со всякими семейными легендами. Висит на стене картина со времен прадедушки, кто-то когда-то решил, что это Поленов или Айвазовский. Никто ее специально не подделывал, это просто ошибка», - объяснил Попов.

Как обнаружить подделку

Когда картина попадает на экспертизу, сначала ее осматривает специалист, который изучает творчество автора. Часть картин отсеивают уже на этом этапе. Если же есть шанс, что полотно окажется подлинным, исследование продолжается.

Так, перелицовку можно выявить, рассматривая подпись художника под микроскопом. Со временем на картине образуются трещины - кракелюр. Если подпись нанесена уже на старую картину, свежая краска подписи затекает в трещины и под микроскопом это видно.

Увидеть «подноготную» картины, не испортив ее, можно при помощи рентгена, а также в инфракрасном и ультрафиолетовом свете. Это позволяет выявить подготовительный рисунок или следы реставрации.

Например, известно, что Айвазовский, работая над картиной, обычно прочерчивал карандашом линию горизонта. Если картина приписывается Айвазовскому и под слоем краски обнаруживается такая линия, это один из аргументов в пользу подлинности полотна. Увидеть такие линии можно при помощи инфракрасной камеры. Она реагирует на графит, что позволяет увидеть подготовительный рисунок и всякие полустертые надписи карандашом.

«Важная часть исследования - сравнение рентгенограмм исследуемой работы с рентгенами работ того же художника, которые точно подлинные», - рассказал Попов.

Если картина поддельная, исследование слоев, скрытых под верхним слоем краски, может помочь обнаружить фальшивку. Это, например, произошло с картиной, приписываемой художнице Маревне , которая попала на экспертизу в НИНЭ.

Художница эмигрировала из России незадолго до революции, жила в Париже, затем в Англии. Картину пытались выдать за творчество Маревны 1930-х годов. Однако при исследовании в рентгеновском диапазоне под натюрмортом обнаружился советский плакат с фрагментами надписи «Мир. Труд. Май» и голубями. Маловероятно, что европейская художница могла нарисовать картину на советском плакате.

Из чего состоят краски

Подделку также можно определить по составу красок. Есть справочники, в которых указано, когда какую краску выпускали. Благодаря этому можно хотя бы примерно определить, когда была написана картина.

«Есть любопытная история, которая помогла нам датировать несколько картин. В 1921 году прекратили выпускать краску, которая называется „индийская желтая“. Получали ее из мочи коров, которых откармливали манговыми листьями. Для коров они ядовиты, и в конце концов ее выпуск был запрещен как слишком жестокий», - рассказал Александр Попов.

Определить, какими красками написана картина, можно с помощью спектроскопии. Например, можно узнать перечень всех химических элементов, из которых состоит образец, но без указания их количества.

«Пусть наш образец состоит из титана (Ti) и кислорода (O). Но если вы знаете только список элементов, „составить“ из них реальное вещество практически невозможно», - объяснила Ирина Балахнина, сотрудник Лаборатории лазерной диагностики биомолекул и методов фотоники в исследовании объектов культурного наследия физического факультета МГУ.

Можно с помощью спектроскопии выяснить, в каком количестве содержатся элементы в образце. «Пусть у нас один Ti и два О. Получилось TiO 2 . Это вещество - диоксид титана IV. А мог бы получиться Ti 2 O 5 - оксид титана V. Но даже этого недостаточно (особенно если элементов много). Нужно знать, как эти элементы связаны между собой. То есть понять, какие там связи есть и как они расположены между собой», - рассказала ученый.
Наконец, можно получить информацию о структурах молекул и связях атомов внутри них. Исследуемый образец (TiO 2) может оказаться в одной из трех кристаллических структур: рутил, анатаз или брукит. Состав у них одинаков, но связь Ti - O может быть по-разному расположена в пространстве. Поэтому их спектры будут сильно отличаться друг от друга.

«Благодаря этому мы без труда определим, что за вещество перед нами. Например, получился рутил. Что это нам может дать? Оксид титана - это титановые белила, часто встречающаяся белая краска. Известно, что до 1940-х годов титановые белила выпускались в кристаллической модификации - анатаз. А потом в основном в форме рутила. Можно определить подделку, если мы взяли образец с картины, которая „должна быть XVIII века“», - объяснила Балахнина.

При анализе художественных произведений используется колебательная спектроскопия. «Для получения данных о колебаниях есть два основных метода, основанных на разных физических эффектах, - спектроскопия комбинационного рассеяния и инфракрасная спектроскопия. Мы в лаборатории занимаемся обеими», - рассказала исследователь.

Кроме экспертизы искусства, у колебательной спектроскопии есть огромное количество применений. Так, использование данных инфракрасной спектроскопии при позволяет устанавливать скорость их движения, удаленность и химический состав. На орбитальном модуле проекта «Экзомарс» ИК-спектрометры предназначены для исследования химического состава атмосферы Марса.

На Земле колебательная спектроскопия также часто используется в криминалистике, так как позволяет выявлять наркотики, взрывчатку, биологические жидкости и другие вещества даже в микроскопических количествах.

«Существуют тысячи баз данных колебательных спектров различных веществ. Сопоставив спектр образца со спектрами из базы, можно определить состав любой краски. Кроме пигмента - порошка - в краску входит связующая основа. В акварели это вода, в масляных красках - масло: от растительного до синтетического. Спектр краски состоит из спектра пигмента и спектра масла. Каждое масло тоже имеет свой спектр», - рассказала Балахнина.

При высыхании молекулярный состав масла меняется, поэтому спектр тоже меняется, но, к сожалению, определить по спектру, давно ли масло сохнет, и таким образом точно датировать картину нельзя. Сотрудники лаборатории проанализировали ИК-спектры цинковых белил в более чем двухстах картинах, написанных в разное время, подлинность которых не вызывала сомнений. Однако оказалось, что построить кривую зависимости спектра от возраста картины нельзя, потому что на высыхание влияет не только время, но и условия хранения картин (температура, влажность и прочее).

Откуда берутся подделки

«Много поддельных картин приходит с западных аукционов. Кроме известных Sotheby’s и Christie’s есть огромное количество локальных аукционов в Европе и Америке», - объяснил Попов.

На таких аукционах нет экспертизы, а правила возврата часто бывают специфическими. Например, если вещь оказалась поддельной, ее принимают обратно лишь в течение недели, а то и не принимают вовсе. Участие в таких аукционах - это удел профессионалов. У любителя на таком мероприятии есть все шансы купить фальшивку.

«Собрание таких музеев, как Третьяковская галерея, часто сформировано из старых коллекций, которые были собраны еще при жизни художников. Поэтому поддельных вещей там не может быть в принципе», - рассказал Попов.

Подделки или неверно атрибутированные вещи чаще всего попадают в музей в качестве подарков. Какой-нибудь коллекционер решает подарить музею собранные им картины. Они попали к нему из разных источников, и какая-то их часть может быть поддельной или ошибочно приписанной известным художникам. Отказаться от части коллекции, сказав: «Вот за это спасибо, а вот такого нам не надо», музей не может из чисто человеческих соображений.

«Потом уже музейщики проводят исследование, выбраковывают вещи, которые не стоит выставлять. Все это хранится где-то в фондах, потому что все всё понимают, но и выкинуть их невозможно. Тем более что у музеев обычно нет места и для огромного количества безупречно подлинных картин и зачастую выставляется лишь 5% от всего собрания», - объяснил Попов.

Во времена кризиса самыми расхожими становятся товары первой необходимости, а также неизбежно растет число подделок чего угодно - от дорогих сумок до швейцарского сыра. Мы уже о том, как на свет появились первые подделки, как с ними боролись ремесленники и крупные корпорации и как фейки изменили отношение общества к роскоши. Теперь мы обратились к официальному «хит-параду» самых подделываемых брендов в мире, который можно считать негласным рейтингом их популярности. Подобный отчет ежегодно публикуется Всемирной таможенной организацией и, как это принято, рассказывает о статистике за прошлый год. Вооружившись им, рассказываем, почему миллионы людей так стремятся обладать вещами этих марок, даже если денег на оригиналы нет.

Текст: Элина Чеббоча

Nike

Хотя для компании Nike лидерство в списке самых подделываемых брендов может быть не самым желательным комплиментом, стоит отметить, что производители контрафактных товаров считают этот спортивный бренд самым важным - намного важнее adidas, который в списке подделок стоит на пятом месте. Несмотря на огромное количество контрафакта, оригинальные Nike пользуются огромной популярностью в Северной Америке и Европе, и компания объявила о росте общей выручки до 8 миллиардов долларов, то есть увеличила ее на 1 миллиард долларов по сравнению с прошлым годом . Можно только догадываться о том, какой из товаров Nike подделывают больше всего, однако eBay кишит инструкциями о том, как отличить настоящие AirForce 1 от поддельных . Что сказать - у нарушающих закон производителей и правда хороший вкус.

Apple


По количеству случаев Apple стоит на втором месте в списке самых подделываемых брендов второй год подряд. Если проанализировать поисковые запросы в Google, то выяснится, что пиковый поиск фейковых товаров бренда был в июле 2011 года, через пару месяцев после релиза iPad 2 и на пике доминирования iPhone 4 на рынке смартфонов. Единственным товаром, который обгонял фейковый айфон в поисковике по популярности, были наушники Beats by Dre и делали они это в течение почти двух лет. Однако после того как в мае этого года Apple приобрели компанию Beats Electronics за 3 миллиарда долларов, поиск фейковых наушников пошел на спад, что может быть связано как с уменьшающейся популярностью Beats by Dre, так и с выходом нового айфона.

Rolex


Поддельные часы Rolex, кажется, даже популярнее настоящих, хотя последние до сих пор считаются необходимым аксессуаром, демонстрирующим финансовое состояние их владельца. Хотя компания каждый год производит примерно миллион часов, снабжая каждые из них индивидуальным сертификатом, который выдается Швейцарским институтом, мастера фейкового бизнеса Юго-Восточной Азии ежегодно продают около 40 миллионов поддельных Rolex. Такой разброс объясняется ценой: настоящие часы продаются в ценовом диапазоне от нескольких тысяч долларов до бесконечности, а поддельные - от 10 до 50 долларов за штуку. В результате Rolex терпят огромные убытки, приближающиеся к одному миллиарду долларов ежегодно.

Samsung


В прошлом году по совокупным продажам смартфонов Samsung обошли Apple и Nokia (которые, кстати, были на втором месте), и, соответственно, негласно спровоцировали рост производства поддельных смартфонов южнокорейской компании. В этом году Samsung продали 11 миллионов своего нового смартфона Galaxy S5 и, несмотря на большие продажи этого телефона, потеряли 10 процентов рынка в связи с нарастающей конкуренцией со стороны китайской компании Huawei, агрессивной политики Apple и, конечно же, производителей контрафакта. Дело опять же исключительно в цене: эра дорогих смартфонов подходит к концу, и большая часть покупателей не готова менять один 700-долларовый смартфон на другой той же компании каждый год. Контрафактный же смартфон Samsung можно найти на рынке за 150–170 долларов.

adidas


Вечное соперничество между adidas и Nike было выиграно Nike в этом году всухую - что в официальных продажах (из-за чемпионата мира по футболу, где в форме Nike сыграли 10 сборных), что в продажах контрафакта, где adidas уступают Nike четыре строчки. Однако в отличие от Nike, adidas не могут похвастаться увеличением продаж, так как теряют огромные деньги из-за подделок и, соответственно, закрывают, а не открывают торговые точки, которые заподозрены в продаже контрафакта. Из-за особенной популярности adidas Originals среди селебрити, которые служат ролевыми моделями множеству людей, а также из-за более слабых юристов, у adidas ежегодно сокращаются продажи. Взять хотя бы английский магазин, чей владелец с помощью eBay и своего помещения продал контрафакта adidas на 142 тысячи фунтов, что по нынешнему курсу составляет 14,5 миллиона рублей.

Louis Vuitton


Вещи бренда Louis Vuitton тоже считаются показателем статуса его владельца, и особенно это верно в отношении женщин, стремящихся иметь хотя бы один аксессуар именитого бренда в своем гардеробе. Из всего списка изымаемого контрафактного товара почти 20 % ежегодно приходится на Louis Vuitton. Хотя компания обложилась юристами, статусность бренда лишь увеличивает количество производимых подделок, а из-за ежегодного роста цены продаваемых аксессуаров - не позволяет настоящим LV конкурировать с подделками. Топ подделок Louis Vuitton возглавляют сумки бренда, которые научились делать максимально похожими на оригинал, в результате чего появилось несметное количество гайдлайнов по тому, как отличить настоящее от дешевого .

Chanel


Французы Chanel, хотя и не возглавляют список самых подделываемых товаров, точно обходят многие бренды по количеству контрафактных хитов. В них входят знаменитые на весь мир кошельки и сумки (их реплики могут продавать и за две тысячи долларов), а также, конечно же, духи Chanel N° 5. Согласно статистике, каждые третьи продаваемые в мире Chanel N° 5 - это подделка, а настоящие духи продаются каждые тридцать секунд, принося компании 100 миллионов долларов в год. К сожалению, контрафакт часто продается и в больших торговых центрах, так как не все покупатели знают, что цена оригинальных духов начинается с 74 долларов , и покупают поддельный по цене от 15 до 30 долларов, что по нынешнему курсу тоже немало.

Cialis


Фармацевтическая продукция лидирует среди всех других подделываемых товаров, опережая электронику и сигареты вместе взятые: за 2013 год только число перехваченных контрафактных препаратов составило полмиллиарда. Хуже всего, что самым подделываемым лекарством в мире стало средство от импотенции Cialis, которое в США выдают в аптеках только по рецепту, а у нас находится в свободной продаже. Сама компания, конечно, осведомлена о существующей проблеме и даже повесила предупреждение на сайте вместе с инструкцией о том, как отличить оригинал от подделки. Увы, несмотря на принимаемые меры, рынок контрафактного препарата для лечения проблем с потенцией стремительно набирает обороты в Индии, которая и производит большую часть ненастоящего лекарства. К тому же поддельный Cialis может усугубить существующие проблемы, так как содержит пестициды, свинец и ртуть. С той же осторожностью стоит приобретать и знаменитую Viagra - популярность этих чудо-таблеток у фальсификаторов лишь немного уступает объему подделок Cialis.

Gucci


Сумки Gucci, ремни Gucci и солнечные очки Gucci мгновенно выдают человека, который пришел к успеху. Поэтому обвешаться контрафактными аксессуарами не составит большого труда, так как популярность и статусность бренда провоцирует производителей реплик из Азии мгновенно делать стойку. Более того, компании не удается добиться справедливости и с точки зрения закона: недавно Gucci и Tiffany проиграли дело в американском суде, пытаясь запретить китайским банкам хранить деньги установленных производителей подделок.

Как правило, на фальсифицирование картин решаются очень талантливые, но неудачливые художники, чье самостоятельное творчество по каким-то причинам никому не интересно.

Другое дело - вечно живые классики изобразительного искусства, чьи знаменитые имена придают ценность даже самым незначительным вещам. Как же можно упустить такую возможность и не заработать денег на тиражировании их безграничного таланта?

Подобным образом рассуждали и герои этой статьи, прославившиеся как удивительные арт-фальсификаторы XX–XXI веков.

Хан ван Мегерен

В начале двадцатого века этот голландский живописец сделал целое состояние на искусной имитации картин Питера де Хоха и Яна Вермеера. В пересчете на нынешний курс ван Мегерен заработал на подделках около тридцати миллионов долларов. Самой известной и прибыльной его картиной считается «Христос в Эммаусе», созданной после ряда довольно успешных полотен в стиле Вермеера.


Однако более интересная история у «Христоса и судей» – другой «вермеерской» картины, покупателем которой стал сам Герман Геринг. Однако этот факт оказался для ван Мегерена символом признания и краха одновременно. Американские военные, изучавшие имущество рейхсмаршала после его гибели, быстро установили личность продавца столь ценного полотна. Власти Голландии обвинили художника в коллаборационизме и продаже культурного достояния нации.


Впрочем, ван Мегерен сразу же признался в изготовлении подделок, за что и получил всего один год тюрьмы. К сожалению, один из самых известных фальсификаторов двадцатого столетия умер от сердечного приступа через месяц после оглашения приговора.

Эльмир де Хори

Этот венгерский художник является одним из наиболее успешных мастеров арт-фальсификации в истории. После окончания Второй Мировой войны и до конца 1960-х годов де Хори сумел реализовать тысячи поддельных картин, выдавая их за оригинальные произведения Пабло Пикассо, Поля Гогена, Анри Матисса, Амедео Модильяни и Пьера Ренуара. Иной раз де Хори подделывал не только картины, но и каталоги, иллюстрируя их фотографиями своих фальшивок.


Тем не менее, спустя двадцать лет после начала карьеры де Хори был вынужден прекратить изготовление подделок. Мошенническая суть его деятельности была раскрыта при участии американского нефтяного магната Алгура Мэдоуза, который подал судебный иск против де Хори и его представителя Фернана Легро. В итоге де Хори переключился на создание собственных картин, которые стали весьма востребованными после его смерти в 1976 году.


Интересно, что некоторые якобы самостоятельные работы де Хори, продававшиеся на аукционах за солидные деньги, также вызывали у экспертов подозрения в своем истинном происхождении.

Том Китинг

Английский художник-самоучка и реставратор Томас Патрик Китинг годами сбывал арт-дилерам и богатым коллекционерам превосходные копии Питера Брейгеля, Жана-Батиста Шардена, Томаса Гейнсборо, Питера Рубенса и других известнейших мастеров кисти. За время своей работы Китинг изготовил свыше двух тысяч подделок, распространившихся по множеству галерей и музеев.


Китинг был сторонником социализма, поэтому считал систему современного искусства «гнилой и порочной». Протестуя против американской авангардной моды, алчных торговцев и продажных критиков, Китинг намерено допускал мелкие недоработки и анахронизмы, а также обязательно делал надпись «fake» прежде, чем наносить краску на холст.


В конце 1970-х Китинг дал интервью журналу The Times, раскрыв всю правду о своем ремесле. Замаячивший тюремный срок удалось избежать лишь по состоянию здоровья и чистосердечному признанию художника. Впоследствии Том Китинг написал книгу и даже участвовал в съемках телепрограмм об искусстве.

Вольфганг Бельтракки

Одним из самых оригинальных арт-фальсификаторов является немецкий художник Вольфганг Бельтракки. Основным источником вдохновения для него являлись такие авангардисты и экспрессионисты, как Макс Эрнст, Андре Лот, Кес ван Донген, Генрих Кампендонк и другие. При этом Вольфганг писал не только тривиальные копии, но и создавал новые шедевры в стиле вышеупомянутых авторов, которые позже выставлялись на ведущих аукционах.


Самая успешная подделка Бельтракки - «Лес» Макса Эрнста. Качество работы произвело огромное впечатление не только на экс-главу Национального центра искусства и культуры имени Жоржа Помпиду, где творчество Эрнста является магистральной специализацией, но и на вдову знаменитого художника. В итоге картина была продана почти за два с половиной миллиона долларов, а чуть позже перекуплена уже за семь миллионов для коллекции известного французского издателя Даниэля Филипаччи.


За свою карьеру Бельтракки подделал, по разным подсчетам, от пятидесяти до трехсот картин, в продаже которых ему помогали жена Елена и ее сестра Жаннетт. В 2011 году все вместе они и пошли под суд: Бельтракки получил шесть лет тюремного заключения, его супруга - четыре года, ее сестра - всего полтора года.

Пэй-Шен Цянь

Китайский художник Пэй-Шен Цянь начинал свою карьеру на родине с портретов солнцеликого Мао Цзэдуна. После иммиграции в США в начале 1980-х годов Цянь в основном торговал своим творчеством на улицах Манхэттена. Однако спустя несколько лет Пэй-Шен познакомился с предприимчивыми торговцами живописью, что изменило его жизнь навсегда. Подделка Джексона Поллока кисти Пэй-Шен Цяня

Спустя много лет обман был раскрыт Федеральным бюро расследований. По сведениям компетентных источников, Цянь и его сообщники, пользуясь услугами подставных фирм, заработали на копиях картин около восьмидесяти миллионов долларов.

Как отличить подделку от шедевра?

Самое интересное, что главному действующему лицу этой аферы все же удалось избежать наказания! В то время как Диас и Энжэл готовились к тюремных срокам, Цянь вместе с тридцатью миллионами долларов благополучно растворился на просторах родного Китая, откуда, как известно, своих граждан в лапы чужого правосудия не отдают.

На данный момент Пэй-Шен Цяню далеко за 70, и он продолжает заниматься любимым делом.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен




Top