Бог залетевший на брачное ложе 4. Бог любви и брака у славян

Когда я несколько лет назад побывал в Иерусалиме, меня поразило – насколько там необычно ведут себя жители. При всём своём восточном темпераменте, они постоянно словно сдерживаются, чтобы лишний раз без особой нужды не задевать друг друга. В иных городах я такой деликатности никогда не замечал. Нет, конечно, и в Иерусалиме бывает всякое – столкновения и на религиозной и на этнической почвах, – поскольку на земле нет города более пёстрого по религиозно-этническому составу населения. Но всё-таки общая сдержанность жителей Иерусалима является, на мой взгляд, их доминирующим свойством.

Да простит меня читатель, но я позволю себе процитировать одно из своих непосредственных наблюдений жизни Иерусалима из своего очерка «Родная Святая Земля», написанного по свежим следам моего паломничества:

«Я не буду подробно описывать все свои впечатления от этого города. Их столько, что можно написать ни одну статью. Общее впечатление можно выразить одним словом - Вечность. Все-таки не Рим должен именоваться, в первую очередь, вечным городом и ни один другой город мира, а именно Иерусалим, град Великого Царя Господа нашего Иисуса Христа. Действительно, в Иерусалиме мне казалось, что время закончилось, что мы находимся в некоем пограничном пункте бытия, когда ты уже не совсем на земле, но еще и не совсем на небе. Тут возникает странное ощущение пространства, словно пересекаются отдельные параллельные миры, проникающие беспрепятственно друг в друга, проходящие друг через друга. Это не просто город контрастов, это город, в котором сошлись все культуры мира, все эпохи, все религии, все человеческие типы и темпераменты. У Иерусалима нет, по большому счету, никакого своеобразия, потому что он выше всяких определений. Этот город – вселенная, а у вселенной своеобразия быть не может. И, безусловно, Иерусалим – метафизический центр мира.

Когда мы всей нашей паломнической группой, около тридцати человек, шли по Крестному Пути Спасителя, мы заняли всю ширину узенькой дороги, пролегающей через иерусалимский рынок. Справа и слева от нас шла оживленная торговля. Ширина дороги не превышала трех-четырех метров. … Я еще подумал, как же мы будем идти, ведь идти, собственно, негде. Но удивительно, что встречные потоки людей, состоящие из мусульман, иудеев, арабов и других племен и наречий проходили мимо нас, сквозь нас, словно не видя нас совсем. Ни одного из нас никто из встречных ни разу не задел даже краем одежды. И мы прошли, словно по широкому проспекту. Потом я обратил внимание, что в самых людных местах Иерусалима никто друг друга не задевает, и при таком скоплении народа всем хватает пространства. И, наконец, до меня дошло. Ведь если здесь кто-нибудь толкнет по-настоящему другого, например, мусульманин иудея или наоборот, то начнется такая война, такая вселенская резня! Подобное уже не раз бывало в истории этой древней земли. Вот почему никто как бы не видит никого другого».

Поэтому любой качественный сдвиг в жизни Иерусалима имеет вселенские последствия. И когда президент США Трамп, под нажимом мирового сионизма (а это и не скрывается), принял противоречащее всему мировому сообществу решение о признании Иерусалима столицей Израиля, у меня в голове невольно возникла строка из одной военной песни: «Кончилось мирное время…». Кончилось в глобальном и окончательном плане, поскольку в плане локальном мирного времени уже давно нет. Ведь совершенно очевидно, что у современного Израиля нет никаких эксклюзивных прав на Иерусалим – ни духовных, ни исторических – сколько бы раз его руководство самочинно ни объявляло этот город столицей. В древнее время Иерусалим был центром единого Израильского царства, в котором иудеи поклонялись Истинному Богу. В Х веке до н.э. Израильское царство распалось на два царства – Израиль (северную часть) и Иудею (южную часть). Иерусалим стал центром Иудейского царства, в котором продолжалось почитание Истинного Бога. Израильское же царство стремительно уклонялось в язычество. В Третьей книге Царств читаем, что израильский царь Иеровоам «…сделал двух золотых тельцов и сказал [народу]: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской. … И построил он капище на высоте и поставил из народа священников, которые не были из сынов Левииных» (3 Цар 12:28). Когда в 1947г. решался вопрос о создании еврейского государства, то будущее руководство решило назвать его не Иудеей, а Израилем, тем самым сознательно связав его с богоборческой, отпавшей от истинного Богопочитания, древней его частью.

Иерусалим является мистическим религиозным центром, и он по определению не может быть столицей светского, секулярного по сути государства. Что касается исторических оснований современного Израиля на признание Иерусалима своей столицей, то их здесь тоже нет. Не надо объяснять, что у Палестинской автономии исторических прав на Иерусалим уж точно не меньше, чем у Израиля. Поэтому, как ни крути, публичное признание американо-израильскими сионистами Иерусалима столицей Израиля является опаснейшей провокацией, которая может стать спусковым крючком новой мировой войны. Эта война нужна и американским сионистским ростовщикам, которые своими финансовыми фокусами сами себя загнали в угол, и сионистам Израиля, вынашивающим давнюю мечту о земном Царстве во главе с Машиахом. И мы надеемся, что Россия, исходя из векового исторического опыта противостояния мировому злу, сегодня в состоянии вновь стать удерживающей силой.

Клирик Александр Шумский служит в московском храме святителя Николая Мирликийского в Хамовниках. Батюшка - известный православный публицист, член Союза писателей России. Многие знакомы с ним по его злободневным проповедям.

Кто такой Александр Шумский

Рождение и детство

Вырос Саша в семье ученых - советских интеллигентов. Отец работал журналистом, мать - педагогом. А бабушка Татьяна Власова была академиком педагогических наук по специализации дефектология. Дед Иван Алимарин - тоже ученый, известный химик, академик АН СССР.

Хотя семья была нецерковная, но атеистической ее тоже не назовешь. Детей воспитывали в строгости и честности, в соответствии с христианскими ценностями.

Татьяна Власова одно время работала в ЦК КПСС, была лично знакома и дружила с Екатериной Фурцевой, легендарным министром культуры Советского Союза. Естественно, состояла в коммунистической партии, но Бога не хулила.

Семья Шумских по советским меркам считалась зажиточной. Просторная квартира в Москве на Зубовском бульваре, автомашина «Жигули». Как вспоминает Александр, ему даже было стыдно перед сверстниками за такое «богатство».


Студенческие времена

После школы Саша поступил на исторический факультет Московского государственного педагогического университета, который тогда носил имя В.И.Ленина. Пошел по стопам матери и бабушки, но и про свое школьное увлечение историей не забыл.

Шумский с теплом вспоминает студенческие годы. Пединститут многому научил, и не только в области знаний, но и житейского опыта.

Как в большинстве советских вузов, в московском институте была военная кафедра, и по завершению учебы нужно было в течение двух месяцев проходить сборы в военных лагерях.

Александр вспоминает урок, который преподнес будущим педагогам военный преподаватель, участник Великой Отечественной войны, полковник Иван Федорович Карайкоза.

Когда выпускники вуза, выходцы из восточных республик (теперь это страны СНГ) стали в очередной раз неумно шутить над военными порядками в Советской армии, боевой офицер их привел в чувство.

Вот моя инвалидная команда, ходить и бегать не могут. Но если вот таких хлопцев похоронить, то у них в могиле язык будет еще три дня болтаться.

Будущий иерей закончил истфак МГПИ им. Ленина не просто на отлично, но и защитив кандидатскую диссертацию по педагогике.

После института работал простым учителем истории в московской школе.

Духовное образование

Как рассказывает священнослужитель в одном из интервью, в храм его привела классическая литература. Конкретно - Федор Михайлович Достоевский.

Потому что он - путеводец ко Христу для всей русской интеллигенции, и многие пришли к Богу, читая именно его романы. Все романы Достоевского глубоко религиозны, православны и христоцентричны. Главная тема в каждом из них - это Христос: Красота, спасающая мир. Через творчество Достоевского я обратился к Богу.

Александр Шумский

Александр часто ходил в церковь и молился, ни о каком духовном образовании он поначалу не помышлял. Но появился духовный наставник, благодаря которому он и в Московскую духовную семинарию поступил, и сам потом в одном из самых популярных в Москве храмов службу начал вести.

В 1993-м году был рукоположен в сан диакона, а через 12 лет стал священником.


Церковная служба

Оба рукоположения - и в сан диакона, и в сан священника - были совершены Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Церковь святого Николая Чудотворца в Хамовниках находится в центре Москвы и является одной из самых древних и почитаемых верующими столицы. Она знаменита еще и тем, что в ней пребывает чудотворный образ иконы Божией Матери «Споручница грешных».

Здесь и ведет службу бывший студент пединститута. В 2013 году за 20-летнее служение в сане он был удостоен права ношения наперсного креста.

Службы в храме святого Николая проходят каждый день. По воскресениям и праздникам - в 7 и 10 утра две Божественные Литургии, вечером службы начинаются с 17 часов. А в другие дни - в 8 утра и в 17 вечера.

В церкви введены дежурства для священников, в дневные часы побеседовать с ними можно в любое время.

Основные вехи на пути к служению Богу в священном сане:

  • исторический факультет МГПИ (Московского государственного педагогического института) им. Ленина;
  • учитель истории в школе;
  • защита кандидатской диссертации по педагогике;
  • Московская Духовная Семинария (г. Сергиев Посад);
  • рукоположение в сан диакона;
  • рукоположение в сан священника.

Проповедническая деятельность

Патриотизм, загадка русской души, противостояние Западу и пятой колонне в России, любовь к Родине - вот основные темы, которые развивает в своих проповедях клирик Шумский. Красной нитью в них проходят слова старца.

Отечество - это предградие Царствия Небесного.

Святитель Филарет (Дроздов)

Многих шокирует параллели, которые проводит настоятель Николо-Хамовнического храма между императором Александром I, генералиссимусом Сталиным и президентом Путиным.

Александр Первый победил в своей великой войне, Сталин – в своей. Владимиру Путину еще предстоит победить вместе со всеми нами в нашей великой войне с Западом.

Александр Шумский

Проповеди священника можно послушать не только в церкви, но и в интернете, например, на православном канале YouTube «Русская народная линия». Его автора отличает зубодробительная манера выражений. Свои взгляды проповедник высказывает открыто и прямо, не боясь порой идти вразрез с мнением Православной Церкви.

Он клеймит позором актера и запрещенного в служении священника Ивана Охлобыстина, сравнивая его с ложным белым грибом, красивым снаружи, но гнилым внутри. Выступает против бездумных телесериалов, в частности, «Интерны».

Набрасывается на телеведущего Урганта, считая его позором Первого канала. «Глумление над российским гимном», которое «хохмач» допустил в одной из своих передач — это ничто иное, как «знак подготовки нового либерального реванша».

Первый государственный федеральный канал все больше начинает напоминать НТВ периода «лихих девяностых», когда в СМИ безраздельно господствовали очумевшие либералы. Даже нынешнее НТВ порой выглядит предпочтительнее Первого канала.

А. Шумский

YouTube - не единственный интернет-ресурс, где можно посмотреть ролики миссионера-проповедника. Они размещены и в Яндексе, и на Майл.ру, и на других известных видео-хостингах.

Названия проповедей говорят сами за себя:

  • Путин - Богом данный Президент, выполняющий функции Царя;
  • Россия - не оккупированная страна;
  • без Великой Победы мы бы не жили;
  • без семьи нет России.

Особенно широкое распространение получила проповедь иерея на Патриаршей Литургии в Богоявленском кафедральном соборе «Митрополит Алексий как символ русского единства».

Проповедник предупреждает, что Россия окружена со всех сторон врагами, которые хотят ее захватить:

Мы все помним страшный исторический момент, когда распалась великая страна, называвшаяся СССР. И от дальнейшего распада Россию удержала, в первую очередь, наша Православная Церковь, единственная духовно-нравственная сила, оставшаяся верной своему высокому призванию соединять и умиротворять.

А. Шумский


Писательская деятельность

Священник Александр - автор свыше 500 публикаций. Является членом Союза писателей России, лауреат премии «Имперская культура» имени Эдуарда Володина по разряду «Критика» за пропаганду русского православного литературного слова. Помимо всего прочего возглавляет Николо-Хамовнический учебный центр.

Его публицистические статьи можно приравнять к проповедям - такие же горячие и откровенные.

Вот самые свежие публикации в октябре 2018 года:

  1. Нескончаемый националистический лабиринт. Не будем «кормить Кавказ» - будем «кормить» оккупационные войска НАТО: отклик на статью В. Габрусенко «Надолго ли мир на Кавказе».
  2. Любовь и проклятие - вещи несовместимые. Священник считает стихотворение Валерия Новоскольцева «Россия-2018» зарифмованной революционной прокламацией.
  3. Варфоломей – ученик Великого Инквизитора. Для нашей Церкви потуги Варфоломея Алоизовича Стамбульского послужат укреплению православного ядра, ослаблению либералов-неообновленцев и установлению ясности, отрадной для русского православного сердца.
  4. Пенсионная реформа: не ошибка, а необходимость. Сейчас самое главное - не подогревать внутреннюю ситуацию в стране, а проявить терпение и молиться за нашего Президента.
  5. Сколько шнуру ни виться, все равно конец будет. О «москвофобском» видеоклипе группировки «Ленинград» «Не хочу быть москвичом».

Что касается книг, то они тоже отличаются активной гражданской позицией и патриотизмом. Самую известную - «За Христа до конца»- автор посвятил своему отцу Владиславу Станиславовичу Шумскому.

Книга написана в жанре духовно-нравственной публицистики. По сути, это те же статьи, собранные в формат книги. Они выражают оптимизм автора: православная вера жила и будет жить, Россия и русский народ покажет всему миру истинные пути спасения.

Видео о проповеди священника «Великая Победа»

На этом видео можно посмотреть одну из проповедей священника на тему «Великая Победа».

20 февраля 2017 года ушли из земной жизни три необыкновенных русских человека. Они совершенно разные по своему поприщу: учёный, монах, дипломат. Но вместе с тем все мы чувствуем мистическую глубинную связь между этими русскими людьми. Каждый из них был на своём рубеже обороны нашей Родины. Что их особенно роднит? Они - воплощение русского благородства, благородства, которое во все времена спасало наш народ и наше Отечество от окончательной погибели.

Игорь Ростиславович Шафаревич. Великий математик, выдающийся мыслитель, несгибаемый патриот и глубоко верующий человек. Когда он говорил своим тихим голосом, все вокруг замолкали, внимая каждому его слову. Он сразу выделился в так называемом правозащитном или, как чаще принято говорить, диссидентском движении. Чем выделился? Своим отношением к русскому народу и русской истории. Можно с уверенностью сказать, что Игорь Ростиславович спас честь русской интеллигенции. Благодаря ему это понятие не сопрягается отныне исключительно с именами людей, которые, борясь с советской властью, стремились и стремятся жить по заветам печально известного Владимира Печерина: «Как сладостно отчизну ненавидеть / И жадно ждать её уничтоженья». На одной из встреч молодой человек обратился к Шафаревичу: «Я хочу взять в руки автомат и идти защищать своё Отечество, бить врага!» Игорь Ростиславович ответил: «Возможно, когда-то это тоже понадобится, но сейчас я призываю вас к другому - создать русскую семью и воспитать хотя бы троих детей: это важнее автомата».

Архимандрит Кирилл (Павлов). Последний великий старец. Во всяком случае, я так считаю. Наверное, появятся в будущем и другие великие старцы, но это будет потом. Более десяти лет этот святой человек пребывал в необычном состоянии. По свидетельству знакомых мне врачей, это была не кома в обычном медицинском смысле слова, это было некое особое состояние. К нему продолжали приходить духовные чада, и он так или иначе давал понять, что слышит их. По мнению ближайших к старцу людей, Бог благословил его на особое служение - бесстрастно молиться за весь мир и особенно - за Россию. Один из его сотаинников сказал: «Когда отец Кирилл отойдёт ко Господу, в нашей жизни начнутся большие перемены». Однажды мне посчастливилось лично с ним поговорить. Было это очень давно, в пору моей молодости. Я приехал в Троице-Сергиеву лавру, приложился к мощам преподобного Сергия. Потом мне неожиданно пришла в голову мысль - зайти в братский корпус к архимандриту Кириллу. Тогда многие к нему ездили и рассказывали удивительные вещи. Я подошёл к его келье (в тот день народа почему-то не было), присел на стул напротив двери и решил подождать. Через некоторое время дверь открылась, и я увидел высокого стройного монаха. Это был старец Кирилл. Он спросил меня: «Чего сидишь?» Я, оробев, ответил: «Хочу о жизни поговорить». Архимандрит пригласил меня в келью, посадил на стул, сел напротив и некоторое время меня внимательно рассматривал. Я, честно говоря, испугался. Потом он неожиданно спросил: «Проповедь произнести сможешь?» Я самоуверенно ответил: «Смогу». Тогда старец встал и сказал: «Рукополагайся». Вот и вся беседа.

Виталий Иванович Чуркин. Удивительно красивый русский человек, дипломат горчаковского замеса. Когда он выступал в ООН, давая отпор отвратительной американской лесбиянке, я испытывал необыкновенное чувство патриотического подъёма. Американка шипела, как змея, а Виталий Иванович со снисходительной улыбкой смотрел на неё, а потом хладнокровно и блестяще её уничтожал. Подлинное наслаждение! Видно было, что он себя не щадит. Умер он на боевом посту, в рабочем кабинете, как и подобает истинному русскому воину.

Помолимся, братия и сестры, за этих благородных русских людей!

И опять смешались слезы, и поцелуи, и слова, и выкрики, и рассказы о том, как князь Алексей и Вайда чудом спаслись от мятежников, наткнувшись на отряд регулярных войск Михельсона, который они привели с собой в Ново-Измайлово, и как Алешка, себя не помня, выбрался из погреба Силуяна (тот за голову хватался, недоумевая, почему же все-таки оказалась отворена потайная дверца!) – и бежал куда глаза глядят, пока не наткнулся на пугачевцев, да тут, откуда ни возьмись, появился Гринька и задурил мужикам головы, уверив, что Алешка – его брательник. Ребята отсиделись в лесу, а утром, дождавшись, когда уйдут грабители, забрались в барский дом, где уже проснулась и места не находила от страха Лисонька. Почти до полудня они втроем не могли решить, что делать и откуда взять подмогу, да вдруг во двор влетел на взмыленном коне князь Румянцев, который отстал от своего отряда, чтобы разузнать, что приключилось с его женой и близкими в захваченном пугачевцами Ново-Измайлове.

Елизавета бессчетно благодарила бога, узнав, что ее сестра жива и невредима, но тут пришли крестьяне, принесли обезглавленное тело Татьяны и уложили рядом с мертвым Вайдою и старым князем Измайловым, который тихо и неприметно оставил сей мир, обессиленный потерей крови, лютой болью и непосильным уже бременем вернувшегося счастья… И долго еще в этот день чередовались радость и горе, лились попеременно слезы счастья и слезы печали, и слишком многое было впопыхах забыто – чтобы потом, гораздо позже, напомнить о себе новой болью и новыми ранами.

4. Приемыш

Все усадьбы, где проходили пугачевцы, были истреблены с корнем или так залиты кровью, что невозможно было жить там, не тревожась бесчисленными призраками погубленных, замученных.

Не составляло исключения и Ново-Измайлово. Спровадили неприятеля, схоронили погибших (они все так и легли рядышком на новом кладбище близ часовни в парке имения – князь Михайла Иваныч и цыгане Вайда с Татьяною). Князь Алексей, поселив в усадьбе управляющего-немца – умелого, бесстрашного и бессердечного, – дал ему полную волю во всех мерах, которые тот счел бы нужным применить для восстановления барского дома и всего разоренного хозяйства; потом отправил Лисоньку с мужем и малым сыном в Рязановку, а свою семью увез в Любавино, надеясь, что время когда-нибудь развеет воспоминания о кровавой резне в Ново-Измайловском имении.

Все больше привязываясь к Любавину, кое было и впрямь и красиво, и расположено прекрасно, и в умелой руке приносило немалый доход, князь тем не менее теперь частенько подумывал о возвращении в Измайлово-подмосковное, когда-то в горести покинутое Михайлой Иванычем, а ныне вполне готовое к возвращению его наследников. Каждый год князь Алексей собирался весной, по просухе, съездить туда, однако всегда находились дела, отменявшие его планы. К тому же императрица, озабоченная среди прочего и состоянием русских интересов на Балканах, нередко призывала князя Измайлова в Санкт-Петербург для совета и беседы, ибо мало кто в России так знал о положении братьев-сербов и мало у кого так болела душа по этой разоренной славянской стране. Впрочем, пока решение балканского вопроса ограничивалось одними лишь советами да беседами, хотя времени эти поездки у князя отнимали немало.

Шли годы, и многое забывалось. Все реже терзала княгиню Елизавету тоска по погибшим Вайде и Татьяне, однако по-прежнему томило недоумение: что же все-таки произошло той ночью, когда был схвачен старый князь, когда чуть не погиб Алешка? Кто в сем повинен? Нет, Елизавета и помыслить не могла, чтобы Татьяна решилась причинить вред ее сыну, но все чаще мучило подозрение: а не повинна ли цыганка в пленении старого князя? Не она ли выдала его Аристову? Уж больно странно держалась Татьяна в тот вечер, странные слова говорила, а при разговоре о мести, как теперь вспоминали Елизавета и Маша, и вовсе сама не своя сделалась… А ведь ей было, ох, было за что гневаться на Михайлу Иваныча, за что мстить ему, – вдруг да не удержалась? И святые, говорят, искушаются – Татьяна же отнюдь не была святой! Имя цыганки обрастало с течением лет новыми и новыми слухами – все более страшными, даже жуткими. Елизавета только удивлялась, откуда они берутся, хотя знала, что крестьяне да дворня горазды посудачить о всякой небывальщине. Даже ее дети порою слушали эти байки, уши развесив, – что же говорить тогда о всяких Наташках, Агафьях, Агапках с Лукьяшками, да и о том же Гриньке?..

А Гринька, к слову сказать, так и прижился у Измайловых, превратившись из приемыша гулящей бабы Акульки в приемыша княжеского. Алексей и Елизавета, обуреваемые благодарностью за спасение сына, находили, что и самое щедрое воздаяние будет малой ценою за такое благодеяние; а поскольку Алеша нипочем не желал расстаться со своим новым другом и названым братаном , то и было решено: взять Гриньку с собой в Любавино и растить его вместе со своими детьми, как родного. Так и случилось, так и повелось, и все скоро привыкли, что вместе с баричами воспитывается приемыш.

А что? Люди и не к такому привыкают!

Гринька стоял по возрасту как раз между Машей и Алешкою: на год младше одной и на год старше другого. Однако человек, не знающий таких подробностей, не усомнился бы, что в этой троице именно он – старший, поскольку был коновод и заводила. Нет, нельзя сказать, чтобы он подбивал княжичей на ненужные шалости. Сам озорничать любил, что верно, то верно, но буйного, азартного Алешку всегда от крайностей остерегал, Машу же оберегал как зеницу ока – и тогда, в порыве этой заботы, и впрямь казался старше своих лет.

Дети были неразлучны как в забавах, так и в обязанностях своих: учились вместе у гофмейстера и мадам, наемных воспитателей-иностранцев, на всех уроках сидели рядом.

Машеньке исполнилось шестнадцать: по меркам того времени, она созрела для замужества. Охотники со всей губернии – охотники за красотой и приданым графини Марии Валерьяновны Строиловой – непрестанно крутились вокруг, однако сия юная девица с разбором глядела на мужчин. Плоть от плоти, кровь от крови своей пылкой и неустрашимой матери, Машенька могла полюбить только человека, ее превосходящего. Она не думала ни об особенной красоте, ни о богатстве, ни о положении в обществе этого неизвестного. Только бы он был герой!

Таковым в ее окружении оказался только один человек. Тот самый приемыш Гринька.

Надобно сказать, что никто уже не звал его этим пренебрежительным детским прозвищем. Теперь он был Григорием и вполне этому дерзкому и бесшабашному имени соответствовал. Невозможно было признать заморыша, коего когда-то втолкнул старый Никитич в гостиную ново-измайловского дома, в этом высоком, еще худощавом, но уже с развернувшимися, широкими плечами юноше, быстроногом и проворном как в движениях, так и в мыслях.

Просто удивительно, до чего он был востер. И хотя в науках гуманитарных Алешка далеко опережал его живостью своего воображения, однако же в дисциплинах точных, где требовались расчет, сметливость и быстрота соображения, Григорию не было равных.

Изменилось и лицо его. Зеленые глаза стали настолько ярки и хороши, что прежде всего именно они обращали на себя внимание; и в свете этих глаз меркла та недобрая хитроватость черт, которая шла от прежней забитости и недоверчивости, – или почти меркла. Она проявлялась лишь порою, в минуты озабоченности. Скажем, когда Григорий задумывался о том, что, при всей любви к нему князя, княгини и их детей, он всего лишь приемыш, то есть никто, человек без роду, без племени, без состояния, всецело зависящий от милости своих покровителей… Впрочем, отношение к нему было самое лучшее, но все же неопределенность его положения не могла не заботить Григория, и он в лепешку разбивался, чтобы стать в этом доме человеком нужным и даже незаменимым.

Я получил твое письмо по вопросу супружеских отношений (у женатых священнослужителей и у мирских), о котором ты мне пишешь. Поскольку святые отцы не дают точных указаний, как именно поступать, это означает, что речь идет о чем-то, где ко всем людям нельзя подходить с одной меркой, что они предоставляют это такту и чести духовного разумения и силы каждого в отдельности. Привожу примеры женатых мирян и священнослужителей, ныне здравствующих и мне известных, чтобы сделать свою мысль более понятной.

Из их числа есть некоторые, имевшие связь по-сле вступления в брак и обретшие одни — одного, другие — двух, иные — трех детей и в дальнейшем жившие девственно. Иные имеют отношения один раз в году ради чадородия и затем вновь живут опять как брат с сестрой. Иные воздерживаются в периоды постов и затем имеют отношения. Иные не могут достичь и этого. Иные — один раз в середине недели , дабы было три дня до прича-стия и три дня по причастии. Иные претыкаются и здесь, посему и Христос по воскресении, явив-шись святым апостолам, первым делом сказал: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас... Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин 20,21-23).

Цель в том, чтобы каждый подвизался с рассуждением и честью, сообразно своим духовным си-лам. Вначале, естественно, препятствует возраст. Однако по прошествии лет и по мере того как плоть ослабевает, дух может возобладать, при том что тогда и женатые начинают понемногу вкушать от Божественных услад; и это еще более помогает тому, чтобы они естественным образом отвлекались от плотских утех, которые и видятся им то-гда весьма ничтожными. Итак, и состоящие в браке некоторым образом освящаются и попадают в рай этой тропой, не так круто идущей в ropy. В то время как иноки устремляются прямо к вершине, карабкаясь по скалам, и поднимаются в рай.

Ты должен иметь в виду, что вопрос этих отношений касается не одного тебя и ты не имеешь пра-ва решать его сам, но только по взаимному согласию, как говорит апостол Павел (1 Кор 7,5). Когда и это будет достигнуто, то по взаимному согласию требует опять-таки осторожности: сильный должен вставать на сторону слабого. Во многих случаях одна сторона, дабы не огорчить другую, говорит, что согласна, но внутренне терзается. Главным образом это жены, так как они имеют мало страха Божия и обладают живостью плоти. Нередко по не-достатку рассуждения некоторые благочестивые мужья, слыша из уст жены, что она согласна, сразу без разбору переходят к большому периоду воздержания, и тогда жены терзаются, срываются в раздражительность и т. д. Мужья думают, что жены продвинулись в доблести и желают жить еще более целомудренно, в течение еще большего времени, и тогда у женщин появляется соблазн узнать приятелей и т. д. Когда и это произойдет, тогда у них начинаются угрызения совести (по поводу падения), а мужья пытаются жить еще более целомудренно, видя жен не имеющими расположения, по-скольку считают, что те больше их продвинулись духовно и не имеют желания плотских вещей. Причиною, естественно, является женский эгоизм и ревность, так как они чувствуют себя отстающими. Когда жена видит мужа желающим жить духов-ною жизнью, она принуждает себя превзойти его.

Прости меня за вторжение в чуждую мне область, ведь дело монаха — не эти темы, а четки. Но, чтобы не огорчить тебя, я вынужден был написать тебе по этим вопросам (о них мне известно со стороны), которые многим братиям в миру досаждают и дают поле деятельности диаволу.

Имеет большое значение, сходный ли темперамент у супругов. Когда у одного темперамент умеренный, а у другой — живой или у одного — живой, а у другой — умеренный, должно жертвовать сильному в пользу слабейшего, и тогда постепенно получит помощь и восстановит свое здоровье и второй, и тогда, будучи здравы, оба будут подвизаться.

Я уже говорил вначале и возвращаюсь к этому: требуется честная и с рассуждением борьба за освящение и женатого. Если мы посмотрим на это несколько духовно, мы поймем, что и женатые должны сколько-нибудь подвизаться (полагаю, это тоже неправильно, если бы они, будучи женаты, имели бы своей целью только еду, сон и плотские утехи; человек не только плоть, но и дух). Плоть должна помочь освящению души, а не погребать душу . Не говорю, что тот, кто живет после одного-двух детей в девстве, или имеют отношения только раз в год для чадородия, или тот, кто воздерживает-ся в периоды постов, и т. д., должен первым получить оценку 10, вторые — 8, третьи — 6 и четвертые — 4. Бог видит усилия каждого и силы, данные Им каждому, и воздаст каждому соответственно. Я всех их равно люблю и восхищаюсь честно подвизающимися. Только бы они не совершали преступлений аборта и т. п.

Прошу у тебя прощения за свой плохой почерк. Поскольку у меня было одно духовное делание и затем сразу же множество писем, я пишу тебе в спешке, чтобы скорее приступить к своим занятиям.

Христос и Пречистая да будут с Вами.

Мое почтение отцу вашему, иерею.

С любовью о Господе монах Паисий


Мнение старца по этому вопросу не могло быть отличным от наставления апостола Павла (см.: 1 Кор 7,29) и апостола Петра (см.: 1 Пет 2,1).

1 Пет 2,11; 1 Кор 7,29.




Top