Что означает исход. Сколько лет водил Моисей евреев по пустыне? Исход евреев из Египта

Даже новичок должен понимать, что такое исход в ставках. Это самый популярный формат в букмекерских конторах. Когда-то очень давно игроки могли поставить лишь на победу одной из команд или же спрогнозировать ничью. Сегодня вариантов ставок более, чем достаточно.

Что такое ставки на исход в футболе?

Любой футбольный поединок может закончиться по одному из трех сценариев:

  • Побеждает первая команда (П1);
  • Побеждает вторая команда (П2);
  • Ничья (х).

Игрок ставит на один из возможных вариантов исхода. Если ставка на исход матча сыграет, игрок побеждает и получает вознаграждение. Если итог указан неверно, считается, что игрок проиграл, а значит и потерял поставленные деньги. В широком смысле расчет итогов матча – основная миссия любого типстера.

Двойной исход в ставках: что это такое?

Ставки на футбол по типу «двойной исход» - это ставки, которые позволяют удовлетворить сразу два итога конкретного футбольного матча . Например, игрок может поставить на победу первой команды (П1) или ничью (Х).

Двойные исходы в ставках на спорт еще называют вторыми шансами. Беттер, отдавая предпочтение именно такому формату взаимодействия с букмекерами, пытается хоть как-то подстраховаться. Здесь также важна стратегия ставок на исход, а также умение работать с коэффициентами на выигрыш.

Важный нюанс: подобные ставки возможные не только в футболе, но и во многих других видах спорта, где по окончанию игры может быть спрогнозировано только три варианта концовки спортивной схватки.

Также стоит учесть, что в ставках на исход матча во внимание принимается только результат, зафиксированный в период основной игры . Если был овертайм, дополнительное время, серия пенальти и итоги существенно изменились, на выигрышность ставки это никоим образом не повлияет.

«Исход» - это общественное объединение, занимающееся профилактикой наркомании и социальной реабилитацией наркозависимых, а также оказанием помощи наркозависимым и их близким в преодолении проблем, связанных с употреблением наркотиков и алкоголя.

«Исход» - это поэтапная, долгосрочная программа социальной реабилитации наркозависимых.

«Исход» - это одно из самых больших и высокоорганизованных терапевтических сообществ для наркозависимых в России. В его состав входит несколько региональных организаций, около 90 консультативных пунктов и групп помощи, а также 35 стационарных реабилитационных центров, расположенных в Подмосковье, Санкт-Петербурге, Черноземье, в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях, в Республике Адыгея, общей вместимостью - 750 мест. Также более 800 человек одновременно находятся на втором (адаптационном) этапе программы в разных регионах России.

Наше сообщество образовано в 2000 году в городе Краснодар. На сегодняшний день мы имеем более чем десятилетнюю историю и успешный опыт работы в этом направлении. За время своего существования служение «Исход» стало спасительным для огромного количества людей и принесло много добрых плодов: это тысячи измененных жизней, сотни восстановленных и созданных семей, рожденные дети, большой объем профилактической работы с молодежью и другая социально значимая деятельность.

Цели и задачи организации:

  1. Противодействие наркотизации общества посредством регулярного проведения последовательных профилактических мероприятий в молодежной и подростковой среде.
  2. Организация и проведение социальной реабилитации наркозависимых с их последующей ресоциализацией.
  3. Консультативная поддержка и организация групп самопомощи для родственников наркозависимых.
  4. Информирование общественности о проблеме наркомании.
  5. Организация широкого взаимодействия всех заинтересованных сторон по проблеме распространения наркомании в обществе.
  6. Разработка и реализация программ по социальной реабилитации наркозависимых и их постреабилитационной поддержке.

История и смысл названия:

Название «Исход» глубоко символично, так называется вторая книга Ветхого Завета. В ней описаны события, связанные с пребыванием и последующим чудесным избавлением Божьего народа из жестокого египетского рабства, в котором они находились более 400 лет. Для нас, как и для многих верующих всего мира, христиан, мусульман, иудеев эта история стала прообразом освобождения человека из рабства греха и надежным путеводителем на этом пути.

Почему свое дело мы называем служением?

Потому что для нас это не работа или бизнес, а призвание и смысл жизни. Потому что ежегодно в России от наркотиков и алкоголя умирает (вдумайтесь в эту цифру!) более 350 000 человек. Потому что сегодня наша страна занимает первое место в мире по потреблению героина и абсолютной убыли населения! Потому что мы воспринимаем все это как пожар в собственном доме, в котором мы сами чуть не погибли. Мы спаслись и теперь наш долг перед нацией и перед Богом спасать тех, кому сегодня грозит такая опасность.

Святое Писание говорит: «Спасай взятых на смерть и неужели откажешься от обреченных на убиение? Скажешь ли: "вот, мы не знали этого"? А Испытующий сердца разве не знает? Наблюдающий над душою твоею знает это, и воздаст человеку по делам его.» Библия, Ветхий Завет, Книга Притчей 24:11,12.

Наша религиозная и конфессиональная принадлежность:

Общественное объединение "Исход" и его программа социальной реабилитации являются христианским служением обществу, нас объединяет и вдохновляет общая вера в Бога, единые духовные и нравственные ценности, основанные на учении и заповедях Христовых. Нами движет любовь и сострадание к ближним. Почти все сотрудники организации (99%) - глубоко верующие люди, постоянные прихожане или члены местных христианских общин-церквей. Для нас это больше, чем номинальная принадлежность к вероисповеданию, мы относимся к христианству как к практическому руководству в жизни, служении, семье, в отношениях с людьми. Мы считаем абсолютно необходимым, чтобы сотрудники программы реабилитации были образцом и примером нравственной, добродетельной жизни, только в этом случае они получают моральное право призывать и учить этому других.

Основа программы социальной реабилитации наркозависимых:

Всестороннее развитие личности и необходимых ей социальных навыков для полноценной, здоровой жизни. Преодоление эгоизма и безответственности, принятие христианского мировоззрения, служение обществу. Развитие духовности, эмоционально-волевой сферы, интеллекта, уверенности в себе, способности к ответственности, общению и поддержанию долгосрочных продуктивных отношений в обществе. Воцерковление.

Нашим

желанием

всегда

было

и остается «Помочь ещё одному!»

Ставки на исход матча – это ставки на результат события (победа команды или ничья). Вероятность выигрыша команды, сказывается на остальных рынках (тотале, форе и т. д.). Исход – это основа линии букмекеров.

В росписи рынок обозначается по-разному:

  • П1, хозяева или просто 1 – первая команда (спортсмен) выиграет;
  • Х – ничейный результат;
  • П2, гости или просто 2 – победит вторая команда (спортсмен).

Также есть двойные исходы:

  • 1Х – хозяева не проиграют;
  • 12 – победа любой команды (ничьи не будет);
  • Х2 – гости не проиграют.

Пример ставки на исход

В линии БК (обычно слева), выберите вид спорта, соревнование и матч. Определитесь с победителем встречи и нажмите по коэффициенту. В купоне справа укажите сумму пари и кликните Поставить (Сделать ставку , Заключить пари ).

Ставка на исход матча в футболе или хоккее подразумевает результат основного времени, если обратного не указанно в условиях сделки. К примеру, если счет 0:0 и сильнейший определился в овертайме, считается, что поединок завершился в ничью.

Виды ставок на исход

Стандартные ставки – исход основного времени и двойной шанс .

Исход всего матча – с учетом дополнительного времени, овертайма, серии буллитов или пенальти.

Исход временных промежутков , например, результат в первые 15 минут или с 61-й по 75-ю минуту.

Другие виды: ставки в таймах (периодах, сетах); ставки тайм/матч .

Плюсы ставок на исход

Высокие лимиты. Основной денежный поток приходится на исходы, поэтому конторы предлагают самые большие максимумы на рынки 1-Х-2.

Выгодные коэффициенты. На основных исходах и тоталах – самая низкая маржа . В легальных конторах на популярных событиях, значение составляет 1-3%.

Много статистики для анализа. Информация о результатах прошлых противостояниях есть в открытом доступе. Воспользуйтесь любым сервисом спортивной статистики .

Не ставьте на ярко выраженных фаворитов. Бессмысленно играть на котировках 1.2-1.3. Лидер сильно переоценивается игроками, поэтому конторы искусственно занижают коэффициенты на их триумф. Почему не получится заработать на мизерных котировках, читайте

Предыстория

Евреи попали в Египет вслед за Иосифом , когда он стал фактическим правителем страны: по его приглашению в Египет отправилась вся его семья в количестве 67 человек. Если это произошло на рубеже XVIII-XVII вв до н.э., в период оккупации Египта гиксосами , то может объяснить отсутствие египетских записей о происшедшем событии: египтяне не владели в это время основной территорией страны, а архивы гиксосов были уничтожены после их изгнания.

Пленные азиаты. Барельеф из храма в Абу-Симбеле, построенного при Рамзесе II

После переселения благодаря влиянию высокоразвитой культуры и выгодному положению племени их численность стала быстро расти. Но со сменой фараона отношение египтян к пришельцам меняется, израильтяне попадают в рабство.

При фараоне Рамсесе II в начале XIII века до н.э. была затеяна огромная программа строительства. Евреев оторвали от животноводства и отправили работать на стройках и на полях.

Согласно традиционной точке зрения, египетское рабство продолжалось 210 лет. Не следует путать с общим сроком пребывания в Египте, который составил 430 лет.

Условия жизни израильтян в годы, предшествующие Исходу, стали крайне тяжёлыми. Когда фараон увидел, что принятые им меры не в состоянии задержать рост численности народа, им было издано повеление убивать родившихся еврейских мальчиков. В это время родился будущий вождь и освободитель еврейского народа Моше (Моисей).

Подготовка к Исходу

Моше был чудом спасён от гибели и младенцем попал в руки дочери фараона Батьи. Так он был воспитан при царском дворе в качестве приёмного внука фараона, но не забыл своего еврейского происхождения.

В зрелом возрасте Моше, опасаясь наказания за убийство египетского надсмотрщика, бежал из Египта на гористый, малодоступный Синайский полуостров , в Мидьян , где после 40 лет пастушеской жизни он получил от Бога повеление вернуться в Египет и, забрав оттуда свой народ, поставить их на служение Богу.

Вернувшись в Египет уже в качестве посланника и пророка Божьего, Моше потребовал от фараона отпустить его народ, демонстрируя для доказательства божественности требования чудеса - т.н. десять казней египетских : каждое "чудо" сопровождалось страшными бедствиями для египтян, ведь в ответ на эти требования фараон еще более отягощает работы израильтян. В честь последнего из этих чудес получил своё название еврейский праздник Песах (от פסח - миновал): ангел смерти казнил всех египетских первенцев и «миновал» дома евреев, которые были отмечены кровью жертвенного агнца.

Исход

Фараон, однако, вскоре начинает жалеть, что отпустил евреев, и выходит в погоню за ними, через неделю его армия настигла их у Чермного, или Красного, моря , где воды моря расступились перед израильтянами и сомкнулись над войском фараона.

Странствия евреев по пустыне

С первых же дней скитания в безводной пустыне израильтяне подвергаются разным лишениям. Отсутствие питьевой воды и скудная пища вызывают ропот, и не раз дело доходит до открытого бунта против Моше и Аарона. Моше вынужден по повелению Бога совершить несколько чудес: опреснить горькую воду, высечь родник в скале, накормить народ маной небесной, а позднее мясом перепелов, стаи которых неожиданно покрывают пустыню.

На этом же этапе странствования происходит первое военное столкновение с амалекитянами - народом, преградившим израильтянам дорогу к горе Синай . В разразившейся битве израильтяне одерживают победу благодаря Моше, который своеобразно «командует боем», стоя на вершине горы и вознося руки к небу .

Синайское откровение

Преодолев все препятствия, спустя семь недель после Исхода народ подходит к горе Синай (отождествляемой по разным данным с горой Хорев, Сас-Сафсафех или Сербалом), где Моше удостаивается откровения Яхве. Здесь Бог открывается всему народу при трубных звуках в грандиозном зрелище огня, сопровождаемого громом и молниями. Он во всеуслышанье оглашает Десять Заповедей , в которых объявляет Себя единым Богом Израиля, запрещает поклонение каким-либо другим богам и дает сжатый и четко сформулированный кодекс этических норм .

Возвратясь с горы, Моше записывает все сказанное ему Богом и читает народу. Потрясенный увиденным и услышанным, народ восклицает: «Все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны» . Моше совершает торжественную церемонию заключения союза (Завета) между Яхве и еврейским народом и вновь поднимается на гору, где получает Скрижали Завета .

Там же произошла религиозная и общественная организация народа: была сооружена Скиния (походный Храм), по воле Всевышнего колено Леви (левиты) было выделено для её обслуживания, а из самого колена были выделены коэны - потомки Аhарона , призванные осуществлять само священнослужение.

Золотой Телец

Синайское откровение, дарование Закона (Торы) и заключение Завета - кульминация исхода и апогей бурной и стремительной деятельности Моше. Однако за этой кульминацией почти непосредственно следует падение. Сорок дней проводит Моше на горе. Люди теряют веру в Моше и требуют от Аарона изготовить вещественного бога, «который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, который вывел нас из земли Египетской, мы не знаем, что сделалось» (Исх. 32:1).

Это событие становится переломным в истории Исхода. Начинается отчуждение между Моше и народом, освобожденным им от рабства. «Мошепоставил себе шатер... вдали от стана и назвал его скинией собрания... И когда Моше выходил к скинии, весь народ вставал и становился каждый у входа в свой шатер и смотрел вслед Моше, доколе он не входил в скинию» .

Моше вновь поднимается на гору, где по велению Бога записывает слова Завета на новых скрижалях. Он удостаивается не только косвенного доказательства присутствия Бога, слыша Божий глас, но и частично зримой теофании, после чего лицо его озаряется светом. Когда Моше спускается с горы, чтобы во второй раз передать слова Бога, народ, пораженный сиянием его лица, боится подойти к нему. С тех пор, появляясь перед народом после каждой беседы с Богом, Моше закрывает лицо покрывалом .

После годичной стоянки у священной горы народ, насчитывавший более 600 000 человек, способных носить оружие (что для всего народа составит более 2 000 000 человек), отправился в дальнейший путь к Земле Обетованной , то есть к Ханаану .

Дальнейшее странствие

Несмотря на то, что цель странствий - земля Ханаан, была установлена ещё при выходе из Египта, народ проводит в пути 40 лет в наказание за то, что, евреи усомнились в своей способности (а значит и в силе опекающего их Бога) захватить обетованную (обещанную) землю. Путь израильтян по пустыне сопровождался как трудностями и бедствиями, так и божественными чудесами: дарованием манны небесной , появлением воды из скалы и многими другими.

Движение было медленным, лишь через 40 лет странствования уже новое поколение подошло к границам Ханаана к северу от Мёртвого моря, где сделало последнюю остановку на берегу Иордана . Там с вершины горы Нево Моше окидывает взглядом будущее место жительства еврейского народа и, сделав нужные распоряжения и назначив своим преемником опытного воина Йехошуа бин Нуна , умирает, так и не вступив в Ханаан.

Библейская критика

Проблема исторической достоверности Исхода - один из кардинальных вопросов современной библеистики и еврейской истории. Единственным источником является библейское повествование, на котором основываются все более поздние литературные традиции. В египетских источниках Исход не упоминается, хотя некоторые египетские документы могут служить косвенным свидетельством историчности основных моментов библейской традиции. Так, папирус Анастаси (13 в. до н. э.) сообщает о восточных кочевниках, испрашивающих разрешение на пребывание в Египте во время засухи. На многих рельефах 2 тыс. до н. э. изображены племена семитского типа, прибывающие в Египет, а также семиты, работающие под надзором надсмотрщиков (ср. Исх. 1:11) на полях, на строительстве и на производстве кирпича.

Уже в эллинистической литературе Египта эпохи Птолемеев антисемитски настроенные греческие историки (Манефон , Лисимах Александрийский) пытались представить Исход либо как изгнание гиксосов , либо как удаление из страны прокаженных.

Со 2-й половины 19 в. некоторые ученые (например Ю. Вельхаузен) отрицают историчность Исхода и даже само пребывание израильтян в Египте, но большинство исследователей признает историческую достоверность ядра библейского рассказа об этом событии. Один из наиболее убедительных доводов заключается в том, что ни один народ не создает легенду о порабощении его предков на заре национальной истории и не рассматривает это порабощение как предпосылку его консолидации в народ, - если только на самом деле он не пережил подобной травмы.

Хронология Исхода

1. Традиционная религиозная точка зрения опирается на 430 лет , которое евреи, провели в Египте с момента прихода туда патриарха Иакова , а с другой стороны это событие случилось за 480 лет до закладки Храма Соломона в Иерусалиме . Общепринято относить начало строительство этого Храма к 960-970 гг. до н. э., что даёт около 1445 г. до н. э. как дату исторического Исхода.

Но эта дата является противоречивой внутри самого религиозного летоисчиления, поскольку воцарению Соломона предшествовала эпоха Судей и царствование его отца - царя Давида . Даже только эти два периода в совокупности превосходят упомянутые 480 лет, даже не принимая в расчёт ни годы странствий евреев по пустыне (40 лет), ни время правления самого царя Соломона.

С другой стороны, используя как позднюю, так и раннюю датировку древнеегипетской хронологии, 1445 г. до н. э. приходится на время правления Тутмоса III, который, согласно археологическим данным, был известен своими завоевательными походами в Ханаан , что не могло принести ему столь быстрого владычества над огромным количеством евреев-рабов.

И наконец, указанная дата не удовлетворяет результатам археологических раскопок, относящихся к периоду завоевания евреями Ханаана: раскопки в Хацоре показали смену материальной культуры его жителей от кнаанейской на культуру древних евреев относяшуюся к 1250-1150 гг. до н. э.; в Лахише подобный же переход датируется 1150 г. до н. э.; в Мегиддо - ок. 1145 г. до н. э.

2. Помимо религиозной историографии, высказывалась теория, которая относила дату Исхода ко времени изгнания гиксосов из Египта. К таким выводам приходили как древние историки (Манефон , Иосиф Флавий), так и некоторые исследователи-египтологи начала XX века. Следуя этой теории, время прибытия патриарха Яакова в Египет приходится на период правления гиксосов, приблизительно на 1730 до н. э. и, отнимая от этой даты 430 лет египетского плена, мы получаем ок. 1300 до н. э. приблизительным годом Исхода из Египта.

3. Подавляющее большинство ученых относило Исход ко 2-й половине 13 в. Согласно этой гипотезе, хронология I Ц. 6:1 обретает историчность, если интерпретировать число 480 как означающее 12 поколений, каждое из которых в Библии считается 40-летним периодом (ср., например, Чис. 32:13), хотя их реальная длительность составляет в среднем 25 лет. В этом случае Исход должен быть отнесен приблизительно к 1270 г. до н. э - времени правления Рамсеса II. .

Такая датировка подтверждается современной археологией. Так надпись Мернептаха , преемника Рамсеса II, впервые упоминает имя «Израиль» и указывает на Ханаан как на местопребывание этого народа. Эта надпись свидетельствует о том, что к тому времени библейский исход уже произошел (по-видимому, в царствование Рамсеса II).

Долгое время стояла проблема нестыковки этой датировки с хронологией Древнего Египта. Рамсес II, по традиционным представлениям, правил позже.

Проведённый недавно радиоуглеродный анализ несколько сдвинул датировку событий древнеегипетской истории в сторону большей древности. Тем самым дата исхода, на 40 лет раньше даты первых пожаров во взятых ханаанских городах, состыковалась с датами событий в Древнем Египте.

Возможные маршруты Исхода

Маршрут Исхода

Кратчайший путь из Египта в Ханаан - «дорога земли Филистимской», идущая вдоль побережья Средиземного моря. В Библии, однако, сказано, что «Бог не повел их [то есть израильтян] по дороге земли Филистимской, ибо близка она» (Исх. 13:17), но провел их более долгим и трудным путем. Из надписи времен Сети I явствует, что вдоль приморской дороги были расположены египетские гарнизоны, контролировавшие сообщение между Египтом и Ханааном.

Место перехода через море

Согласно Торе, израильские племена, покинув свои поселения в дельте Нила и перейдя море, шли через пустыню Шур (Исх. 15:22). Расположившись станом в Рефидим, израильтяне сразились с амалекитянами (Исх. 17:8–13), а оттуда направились к горе Синай, с которой связаны кульминационные события Исхода. Далее выходцы из Египта двинулись через пустыню Паран к Кадеш-Барнеа , а оттуда - к Моаву . Продвижение от Кадеш-Барнеа до потока Зеред на границе Моава продолжалось 38 лет (Втор. 2:14). Задержавшись некрое время у горы Хор, израильтяне вышли к границе Эдома (Чис. 20:14), обошли Эдом и Моав и проникли в Башан , а затем повернули к югу, на плато Моав.

Реконструкция пути израильских племен из Египта в Ханаан наталкивается как на проблему идентификации упоминаемых в Библии мест, так и на противоречивые утверждения в самой Библии. Предлагаемые исследователями возможные маршруты следования израильтян от мест их поселения в Египте до Кадеш-Барнеа сводятся к трем основным гипотезам.

Согласно так называемой гипотезе северного пути , израильтяне, выйдя из Питома и Раамсеса, повернули на северо-восток в сторону Средиземноморского побережья. Море, которое они перешли (в Торе Ям-Суф - «Тростниковое море») - это одна из лагун в северной части современного Суэцкого канала или к востоку от него (озеро Танис): вокруг этих лагун растет тростник и дуют сильные ветры (Исх. 14:21).

Оттуда израильтяне повернули на юго-восток к Кадеш-Барнеа, в районе современной Кусеймы. На этом пути израильтяне прошли гору Синай, и, следовательно, она должна находиться между указанными лагунами и Кадеш-Барнеа. Большинство ученых, придерживающихся гипотезы северного пути, отождествляют гору Синай с Джабал-ал-Халал к западу от Кадеш-Барнеа.

Согласно другой точке зрения (гипотеза центрального пути ), израильтяне двигались от Гошена в Нижнем Египте на юго-восток; Тростниковое море - это Горькие озера между Суэцким заливом на юге и дельтой Нила на севере. Перейдя Тростниковое море, израильтяне повернули на юг, к восточному побережью Суэцкого залива, а оттуда - на северо-восток к Кадеш-Барнеа.

В рамках этой гипотезы гора Синай должна быть идентифицирована либо с Джабал-Синн-Бишр (около 50 км к юго-востоку от современного города Суэц), либо с Джабал-Яаллак, расположенной к юго-западу от Бир-ал-Хасана. Некоторые исследователи полагают, что от северного побережья Суэцкого залива израильтяне двигались на восток к Эцион-Геверу , и помещают гору Синай в Мидианских горах к востоку от Эйлатского залива или в районе горы Сеир к востоку от Аравы (ср. Исх. 3:1; Втор. 33:2; Суд. 5:4–5). В этом случае Кадеш-Барнеа следует искать на границе Эдома (ср. Втор. 1:2,19).

Гипотеза южного пути идентифицирует Тростниковое море с Суэцким заливом, где разница уровня воды между приливом и отливом может достигать двух метров (хотя тростники там не растут). Перейдя Тростниковое море, израильтяне следовали в южном направлении вдоль восточного побережья Суэцкого залива. В этом случае гора Синай должна находиться в южной части Синайской пустыни (Ср. I Ц. 19:8), что соответствует христианской традиции, отождествляющей гору Синай с Джабал-Сирбал, Джабал-Катарина или Джабал-Муса. От горы Синай израильтяне повернули на север к Кадеш-Барнеа (возможно, через Эцион-Гевер).

Карта Дельты по Геродоту

Проведённое американским учёным Карлом Дрюсом исследование позволило построить математическую модель образования сухого участка дна под влиянием длительного сильного ветра с востока. По данным Дрюса, это произошло в месте впадения в Средиземное море существовавшего в древности восточного рукава дельты Нила.

Он рассчитал действие сильных восточных ветров на воду озера Танис и получил в точности описанную в Торе картину - обнажённое дно, которое вновь покрылось водой через несколько часов. Это сильный аргумент в пользу "северного пути".

Маршрут движения из Кадеш-Барнеа

Из Кадеш-Барнеа, где израильтяне оставались некоторое время (Втор. 1:46), были посланы разведчики в Ханаан (Чис. 13:17–26) и предпринята попытка вторжения в него, закончившаяся поражением израильтян в столкновении с амалекитянами и ханаанеями (Чис. 14:40–45; Втор. 1:43–44). Относительно пути из Кадеш-Барнеа к плато Моав в Библии имеются две различные версии. Согласно одной (Чис. 33), израильтяне, прибыв в Кадеш-Барнеа через Эцион-Гевер, повернули на восток к Пунону в Эдоме (Чис. 33:42); пройдя затем через плато Моав , они достигли «степей Моавитских у Иордана, против Иерихона» (Чис. 33:43–48).

Согласно другой версии, израильтяне, пройдя от Кадеш-Барнеа к Эдому, просили у местного царя разрешения пересечь его земли (Чис. 20:14–17); получив отказ, они миновали Эдом и Моав (Чис. 21:4; Суд. 11:18) и достигли восточной границы Моава (по-видимому, пройдя через Эцион-Гевер). Там они нанесли поражение царю аморреев Сихону и царю Башана Огу (Чис. 21:21–35) и только после этого «остановились в степях Моава, при Иордане, против Иерихона» (Чис. 22:1).

Среди исследователей принято мнение, что эти две версии отражают происшедшие в разные времена передвижения различных племенных объединений израильтян («колен Лии» и «колен Рахили»). Первая версия повествует о движении одной группы племен, которое могло произойти не позднее конца 14 в. – начала 1З в. до н. э., когда заиорданские царства находились в процессе образования и не могли силой воспрепятствовать проходу израильтян. Вторая же версия описывает скитания другой группы, которая столкнулась с уже консолидировавшимися царствами, способными преградить кочевым племенам путь в свои земли.

Эта гипотеза позволяет в некоторой мере согласовать между собой обе даты Исхода - 14 в. (царствование Аменхотепа-Эхнатона) и 13 в. (царствование Рамсеса II). Указанная в Библии цифра шестьсот тысяч взрослых мужчин, вышедших из Египта (Исх. 12:37), по-видимому, представляет собой фольклорно-типологическое число, обозначающее необозримое множество.

См. также

Образ Моше и его религиозная революция

Историческая традиция связывает исход из Египта, странствование по пустыне и превращение израильских племен в единую нацию с личностью законодателя и вождя Моше (Моисея).

Согласно библейскому преданию, Моше рос и воспитывался в египетской среде. На связь Моше с Египтом указывает не только его имя (египетское мос[е] - `сын`), но и описываемая Библией, в полном соответствии с исторической действительностью, обстановка двора фараона; интересно отметить, что египетские исторические реалии и имена встречаются исключительно в цикле повествований о Моше.

Вместе с тем очевидно, что предание о Моше содержит ряд фольклорных элементов, роднящих его с легендами о рождении и детстве героев в эпосах других народов Древнего Востока. При этом, однако, существует возможность установить те черты личности Моше, которые определяют его место в национально-исторической традиции еврейского народа: Моше-пророк-вождь и Моше-законодатель.

Пророк

В качестве вождя и пророка Моше предстает перед нами посланником Бога, явившегося ему в пламени тернового куста («неопалимой купины») в Синайской пустыне, где Моше, после побега из Египта, пас стадо своего тестя. Здесь Бог уже именуется не Богом предков или Богом Всемогущим, а новым именем - Яхве. Недавно в науке было высказано предположение, что это весьма древнее наименование, существовавшее еще во времена патриархов и по своей грамматической конструкции сходное с аморрейскими именами, как например, Яхве-илу, означающее, согласно одной из интерпретаций, - Творец.

По словам Моше (Исх. 4:5), Бог, от имени которого он выступал, не кто иной, как Бог Авраама, Исаака и Иакова, или Бог Всемогущий. Именем этого Бога Моше требует от фараона освободить Его народ и отпустить Израиль из Египта. По библейскому сказанию, за отказ выполнить это требование на фараона и его страну обрушиваются тяжкие бедствия, известные как десять казней египетских .

Роль Моше как вождя народа особенно ярко выявляется в ситуациях, когда он сталкивался с народным возмущением и был объектом нападок. Несмотря на то, что Моше долгие годы («сорок лет», то есть на протяжении жизни целого поколения) руководил народом в скитаниях по пустыне, он сам, согласно преданию, не вступает в Обетованную землю , а умирает на горе Нево к востоку от Иордана .

Законодатель

Другая сторона образа Моше, запечатлевшаяся в историческом сознании народа, связана с его законодательной деятельностью. Библия повествует, что после скитаний по пустыне израильтяне дошли до горы Синай и там был заключен завет (союз) между Богом и народом. Кульминацией этого события было возвещение десяти заповедей, высеченных на двух скрижалях завета. Сущность завета выражается в словах: «А вы будете у меня царством священников и народом святым» (Исх. 19:6). Израильтяне обязываются соблюдать законы, переданные им Моше от имени Бога.

Они обычно состоят из трех основных частей: в первой дается обзор исторических событий, предшествовавших договору; во второй излагаются по пунктам права и обязанности, вытекающие из договора; в третьей перечисляются угрозы и проклятия нарушителю договора. Союз, заключенный между Богом и израильским народом, сходен по форме с такими хеттскими и аккадскими договорами II тыс. до н. э., что указывает на глубокую древность основной договорной формы в Израиле.

Предполагается, что древнейшая форма организации израильтян была «обществом союза», то есть объединением всех тех, кто вступил в союз с Богом как со своим сюзереном. В Синайском завете израильтяне обязуются хранить верность лишь своему Богу и не служить никакому другому божеству . Форма этих обязательств подобна формулам, содержащимся в вассальных договорах.

По мнению некоторых историков, в частности У. Ф. Олбрайта, можно проследить влияние религиозно-культовых тенденций в Египте XIV в. до н. э. на монотеистические идеи Моше. Эти тенденции выражались в элиминации некоторой части пантеона и в стремлении укрепить авторитет одного центрального божества. Фараон Эхнатон (Аменхотеп IV) провозгласил Атона (солнечный диск) единственным божеством всего Египта. Атон сочетал в себе функции всех остальных божеств и был, по убеждению веровавших в него, единственным творцом-хранителем всего мироздания.

Более поздняя традиция видела в Мошее законодателя, создавшего законы Пятикнижия. Эти законы собраны в трех сводах: «Книга завета» (Исх. 21–23), священнический (жреческий) кодекс (Левит) и Второзаконие (в одноименной книге). В XIX в. среди исследователей Библии преобладало мнение, что наиболее древним из этих сводов была «Книга завета», составленная в IX или VIII в. до н. э. Самым поздним считался священнический кодекс, составление которого относили к V в. до н. э. В настоящее время большинство исследователей пришло к заключению, что именно священнический кодекс, или его главные части, следует отнести к древнейшим слоям законодательства, а самым поздним сборником является Второзаконие .

Значение Исхода

Значение Исхода в эпоху Первого Храма

Исход был одним из основных мотивов исторического наследия в национально-религиозном самосознании израильтян, главным образом в Северном (Израильском) царстве. После разрушения Северного царства осознание важности Исхода как основополагающего события все более распространяется в Иудейском царстве. С обнаружением книги Второзакония в период реформы Иошияху осмысление Исхода в его широком значении становится решающим духовным фактором. Иеремия , предвещая, что в грядущем завет между Богом и Израилем будет заключен вновь, представляет картину будущего как повторение Исхода в истории: «Посему вот приходят дни, говорит Господь, когда не будут уже говорить: «Жив Господь, который вывел сынов Израиля из земли Египетской», но «жив Господь, который вывел сынов Израиля из земли Северной и из всех земель, в которые изгнал их, - ибо возвращу их в землю их, которую Я дал отцам их» (Иер. 16:14–15).

Значение Исхода в эпоху Второго Храма

В период вавилонского пленения изгнанники из Иудеи были настолько глубоко проникнуты мировоззрением пророков (см., например, Дан. 9), что возвращение в Сион и строительство Второго храма они стремились осуществлять по образцу библейского повествования об Исходе, сооружении

исход

Словарь медицинских терминов

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

исход

исхода, м. (книжн.).

    Движение, выход откуда-н. (устар.). Исход евреев из Египта.

    Окончание, завершение, результат. Роковой исход дела. В исходе (книжн.) - к концу чего-н. В исходе дня. быть на исходе (книжн.) - приближаться к концу, быть близким к полному израсходованию. День уже на исходе. Патроны были на исходе.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

исход

    Выход откуда-н. (устар.). Из бездны нет исхода.

    Завершение, конец. Счастливый и. дела. В исходе (на ис- ходе) дня (вечером). Летальный м. (смерть; спец.). Ладейныйи. (в шахматах).

    Начало, исходный момент, исток. Логический u. будущего построения. * Дать исход чему - дать возможность проявиться. Дать исход возмущению, горю, слезам. На исходе- о том, что кончается, чего почти не осталось. Горючее на исходе. Силы на исходе.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

исход

ИСХОД ("Книга исхода") вторая книга Пятикнижия.

Исход

вторая книга Пятикнижия.

Википедия

Исход

Исход (, Yetsi’at Mitzrayim, Y"ṣiʾath Miṣrayim, - библейское предание о порабощении евреев в Египте, их массовом выходе по воле Бога из Египта под предводительством Моисея, теофании у горы Синай, заключении завета между Богом и избранным народом, а также о скитаниях евреев до начала завоевания Ханаана. Изложено в Пятикнижии (главным образом в книге Исход).

Среди ученых и исследователей Библии, как светских, так и религиозных, нет согласия о степени историчности событий исхода, возможной дате, обстоятельствах и интерпретации эпизодов предания.

Предание об исходе является фундаментом иудаизма. Исход упоминается иудеями в ежедневных молитвах и отмечается ежегодно в празднике Песах. В христианстве предание оказало влияние на теологию некоторых движений. Ранние протестанты обратились к преданию об исходе, убегая от преследований в Европе. Аболиционисты и участники движения за гражданские права в США ссылались на исход как прообраз освобождения негров из рабства и прекращения дискриминации по расовому признаку. Католические богословы, разрабатывавшие теологию освобождения, апеллировали к исходу, обличая политическое притеснение и призывая к правосудию в Южной и Центральной Америке.

Исход (фильм, 1968)

«Исход » - советско-монгольский художественный фильм 1968 года.

Исход (Остаться в живых)

«Исход» - финал первого сезона американского телесериала « Остаться в живых ». Включает в себя 23-ю, 24-ю и 25-ю серии. В нём нет центрального персонажа, а показаны флешбэки разных героев, в основном о том, что они делали перед полётом в Лос-Анджелес. При первом показе в США серия была разделена на две части: обычной длительности и сдвоенную. В некоторых вариантах сериала все три серии объединяют в одну, и получается финал длительностью около двух с половиной часов. На DVD в России все три серии были изданы отдельно под названиями, соответственно, «Исход - Часть 1», «Исход - Часть 2» и «Исход - Часть 3».

Исход (роман)

«Исход» - роман- бестселлер американского писателя Леона Юриса. Именно этот роман принёс его автору мировую известность.

Роман описывает исторические события от еврейских погромов в России в конце XIX века до середины XX века - создания Государства Израиль. Основной темой романа является возвращение евреев на историческую родину и борьба за создание собственного государства. В центре повествования - история любви американской медсестры и еврейского подпольщика, оказавшихся в гуще событий.

Роман был переведен на 50 языков, его суммарный тираж превысил 7 млн экземпляров. В русском переводе роман был выпущен в 1973 году в Иерусалиме.

Исход (значения)

Исход :

  • Исход - массовый выход евреев из Египта, описанный в Книге Исход.
  • Книга Исход - вторая книга Торы и Библии.
  • Исход - исторический роман американского писателя Леона Юриса, 1958 год.
  • Исход - поэма на уэссекском диалекте древнеанглийского языка.
  • Исход - корабль, перевозивший нелегальных еврейских эмигрантов в Палестину в конце 1940-х годов.
Фильмы
  • Исход (фильм, 1960) - экранизация одноимённого романа Леона Юриса, США, 1960 год. Режиссёр - Отто Премингер.
  • Исход (фильм, 1968) - героико-приключенческий фильм, СССР - Монголия, 1968 год. Режиссёры - Анатолий Бобровский, Жамьянгийн Бунтар.
  • Исход (фильм, 1990) - советский фильм Олега Урюмцева.
  • Исход (фильм, 1997) - короткометражный фильм Стива МакКуина.
  • Исход (фильм, 2007) - гонконгский фильм Хо-Чунг Панга.
  • Исход: Цари и боги - американский фильм Ридли Скотта.
  • Исход - финал первого сезона американского телесериала «Остаться в живых».

Исход (судно)

«Эксодус» или «Исход-1947 » - один из многих кораблей, которые пытались нелегально доставить еврейских беженцев в Палестину, находившуюся в то время под британским мандатом.

Первоначально имел название «Президент Уорфильд», построен в 1928 г., рассчитан на 400 пассажиров. В конце 1946 г. был приобретен Хаганой для переправки еврейских беженцев в Палестину. Покинул берега Франции 11 июля 1947 года с 4 515 пассажирами на борту. Большинство из них были беженцами, оставшимися в живых после Холокоста, у которых не было разрешения на въезд в Палестину от мандатных властей. Кораблём командовали капитан и комиссар Хаганы.

Через два дня после отплытия по приказу Хаганы капитан сменил название на «Exodus - 1947» («Исход - 1947»)

После выхода из французских территориальных вод порта судно стали сопровождать шесть британских военных кораблей. 18 июля, в 40 км от территориальных вод Палестины, «Исход-1947» был атакован сопровождавшими его кораблями. Пассажиры оказали активное сопротивление поднявшимся на борт британским солдатам, и по ним был открыт огонь. Было убито три пассажира, многие получили ранения. Захваченное судно было доставлено в порт Хайфы.

В связи с переполненностью, в которые ранее направлялись нелегальные еврейские эмигранты, английский министр иностранных дел Эрнест Бевин принял решение отправить захваченных пассажиров «Исхода-1947» обратно во Францию. Депортируемых разместили на транспортных кораблях Runnymede Park, Ocean Vigour и Empire Rival в антисанитарных условиях, в железных каютах без окон и без элементарного проветривания. Перед отправкой им сообщили, что их везут на Кипр.

31 июля корабли прибыли в недалеко от Марселя. В знак протеста против депортации пассажиры отказались подчиниться приказу сойти на берег. Из-за сильной жары среди них начались болезни. Информация о происходящем попала в прессу и стала известной всему миру. Через три недели стояния в порту англичане сообщили беженцам, что если они не сойдут с кораблей, их отправят в Германию. 22 августа три корабля покинули Порт-де-Бук, 28 августа прошли Гибралтар и ещё через неделю прибыли в Гамбург, находящийся в Британской зоне оккупации (:en:Allied Occupation Zones in Germany#British Zone of Occupation).

В порту Гамбурга английские власти, применив силу, высадили беженцев с кораблей и переправили в лагеря для перемещённых лиц в Поппендорф и Амштау. В течение двух недель лагеря охранялись британскими войсками, потом британские солдаты ушли, оставив лагеря в руках людей «Хаганы», которые выдали беженцам поддельные документы, чтобы те смогли свободно перемещаться. Позже эти беженцы были переправлены в Израиль.

Депортация беженцев - пассажиров «Исхода» широко освещалась прессой и вызвала бурю протестов во многих странах мира и в самой Великобритании. Журнал « Life » посвятил этой теме крупную публикацию, иллюстрированную множеством фотографий. Реакция на скандал с «Исходом» стала дополнительным фактором, повлиявшим на решение Великобритании передать вопрос о Палестине в компетенцию ООН.

История «Исхода» в сильно искажённом виде легла в основу одноименного романа « Исход » Леона Юриса.

Исход (фильм, 1960)

«Исход» - художественный драматический фильм продюсера и режиссёра Отто Премингера, снятый по мотивам одноименного романа Леона Юриса.

Фильм рассказывает о событиях 1947 года - на корабле « Исход », а также о борьбе евреев за независимость в подмандатной Палестине и создании Государства Израиль. В центре сюжета - история любви американской медсестры и еврейского подпольщика.

Исход (поэма)

Исход - поэма на уэссекском диалекте древнеанглийского языка. Она является стихотворным переложением 13 и 14 глав библейской Книги Исход и поэтому получила условное название «Исход» (Exodus). Сохранилось 589 строк поэмы. Поэма является классическим образцом героического религиозного эпоса: Моисей описан, как германский вождь, которого окружают «князья» (eorla); хищные птицы и волки пророчат гибель войску фараона: Волки в ярости, Мрачные звери боя, во мраке пели, Песнь погребальную войску вослед - Пророча многим скорую гибель .

По мнению некоторых специалистов, текст поэмы использовался в мистериях во время пасхальных богослужений.

Примеры употребления слова исход в литературе.

Необходимо, однако, иметь в виду, что при отмене наркотика и исчезновении симптомов абстиненции переносимость этого средства быстро падает, и наркоман, возвращаясь к наркотизации, снова начинает с небольших доз, ибо прием прежней большой дозы может вызвать в таком случае сильное отравление вплоть до смертельного исхода .

Только к исходу суток аврал завершился, противогазы были сняты, и мне было предложено снова провести контрольные измерения.

Ведь когда пришел к еврейскому пророку Елисею слуга заболевшего Адада, Азаил, чтобы спросить об исходе болезни, то Елисей посоветовал не сообщать царю ничего дурного.

Поисковики чувствуют, что силы на исходе , но, каждый год возвращаясь в Аджимушкай в поредевшем составе, работают.

К исходу дня англичане овладели большей частью позиций противника в Сиди-Баррани.

И хотя очевидно, что Андриканис выполнил постановление межпартийного суда, Таратута остался недоволен исходом дела и продолжал Андриканису угрожать.

Две неприятности со смертельным исходом заставили их быть осторожнее и прислушиваться к полупонятным объяснениям анса Бруна: так пареньки нарекли Рудольфа.

Если ее не лечить специальными антигенами - летальный исход через сто часов.

Наши Евангелия сложились уже на исходе апостольского века, поэтому Павлово наследие есть самый ранний из известных нам письменных документов Церкви.

Да и исход сражения трудно предугадать заранее: сухопарый Майер выглядел жалким сморчком по сравнению с атлетически сложенной фрау Беленке.

Эта скованность определяет видимые формы, принимаемые болезнью в организме больного: образ, каким она там распределяется, проявляется, прогрессирует, разрушая ткани, движение или функции, вызывая видимое на аутопсии поражение, запускает в том или ином месте проявления симптомов, провоцирует реакции, и, тем самым, направляется к благоприятному или фатальному исходу .

К исходу 20 августа войска 40-й и 47-й наших армий подошли к Ахтырке с севера и северо-запада, глубоко охватив левый фланг группировки противника, наносившей контрудар.

Печенеги, Балаклея и, нанося главный удар на участке Василецково, Семеновка, иметь задачу: прорвать оборону противника и стремительным ударом 199, 277 и 278 сд, 156 тбр, 22 тк и другими частями усиления в направлении Граково к исходу первого дня выйти на рубеж 133,8, 129,2, Граково, 148,8,150,3, 149,8, Вербовка.

На исходе ночи Ромашкин облюбовал тихую балочку, выставил охрану, а остальным приказал ложиться спать.

Почему такой работой занимается не федеральное правительство, начавшее войну, результатом которой всегда бывает беженский исход , и, значит, несущее ответственность за ее последствия, -- а ингушское правительство?




Top