Дени дидро высказывания. Цитаты и высказывания дени дидро

Предварительный просмотр:

Тема урока: Чтение стихотворения Сергея Александровича Есенина «Задремали звёзды золотые...»

Тип урока: комбинированный

Учебник: В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова, М.В. Голованова

«Родная речь», 4 класс

Цели урока:

  • продолжить знакомство с биографией и творчеством русского поэта С.А. Есенина;
  • познакомить со стихотворением «Задремали звёзды золотые...»;
  • провести анализ этого лирического произведения.

Задачи урока:

Образовательные:

  • совершенствовать выразительное чтение;
  • научить осознанному выбору средств выразительности;
  • научить приёму словесного рисования.

Воспитательные:

  • воспитывать умение ценить красоту природы

Развивающие:

  • развивать воссоздающее воображение;
  • продолжать развивать речь детей.

Оборудование:

  1. Учебник В.Г. Горецкого и др. «Родная речь»

4 класс, 2 часть;

  1. Аудиозапись произведения А. Грига «Утро»;
  2. Фотография с изображением восхода солнца;
  3. Портрет С.А. Есенина.
  4. Демонстрационные карточки

Ход урока.

I. Организация учащихся.

II. Проверка домашнего задания.

С творчеством какого поэта мы начали знакомиться на прошлом уроке? (С.А. Есенина)

Кто запомнил, где родился и вырос Сергей Александрович? (В селе Константиново Рязанской губернии)

В каком году родился Есенин? (1895)

А сколько лет ему было, когда он начал писать стихи?

(9 лет)

В каком году закончилась жизнь Есенина? (В 1925 году.)

Можно ли назвать его жизнь долгой? (Нет, он прожил всего 30 лет.)

Вы правы, но за эту недолгую жизнь С.А. Есенин написал очень много прекрасных произведений. И сейчас люди помнят о нём, и с удовольствием читают его стихотворения.

Что вам было задано на дом? (Выучить наизусть стихотворение «Погасло солнце. Тихо на лужке...»)

Кто хочет рассказать? (учитель спрашивает 3-4 чел.)

Физкультминутка.

III. Подготовительная работа.

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством

С.А. Есенина. Послушайте отрывок из музыкального произведения Александра Грига и скажите, что описывает композитор? (Утро, восход солнца)

Какое время суток больше похоже на эту музыку?(Утро)

Правильно, это произведение так и называется «Утро». Скажите, что особенного происходит утром, что композитору Александру Григу даже захотелось написать музыку? (Встаёт солнце, всё просыпается, начинают петь птицы и т. д.)

Посмотрите, пожалуйста на доску, художник-фотограф тоже встречал восход солнца и захотел, чтобы все увидели, как это происходит. Что занимает главное место на этом снимке? (Солнце)

Какое оно? (Яркое, сияющее, жёлтое)

А остальная часть снимка какая? (Не такая яркая, темнее. Всё покрыто туманом.)

Что ещё здесь изображено? (Река, деревья, небо)

Какие они? Каких красок больше? (Яркое солнце, светлое небо, бело-серый туман, тёмные деревья.)

Какое впечатление производит эта фотография? (Ещё не всё проснулось, только яркое солнце появилось на небе, но кажется, что скоро произойдёт пробуждение природы.)

А теперь послушайте, как описывает рассвет, утро Сергей Есенин в своём стихотворении «Задремали звёзды золотые...». Попробуйте представить то, что описывает поэт.

IV. Первичное чтение. (Читает учитель)

С.А. Есенин «Задремали звёзды золотые...»

Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром

V. Беседа эмоционально-оценочного характера.

Что вы увидели? (Гаснут звёзды. Показывается солнце. Дует лёгкий ветерок. Небо становится розоватым. Начинают просыпаться птицы, животные. На траве и деревьях лежит роса. Всё кажется нарядным, красивым.)

Какое настроение у вас появилось после прочтения этого стихотворения? (Радость, восхищение красотой природы, ожидание чуда)

VI. Вторичное чтение и анализ.

Откройте учебники на странице 65. Возьмите в руки карандаши, прочитайте произведение ещё раз про себя и подчеркните те слова, которые помогли вам почувствовать радость. (Дети читают по одному четверостишию и объясняют почему они выбрали эти слова: звёзды золотые, свет, небосклон, улыбнулись, горят серебряные росы, яркий перламутр, обрядилась, шаловливо, с добрым утром.)

А теперь объясним значение сложных и незнакомых слов, которые нам встретились в этом произведении. Для этого нам нужно ещё раз обратиться к тексту.

Читает первое четверостишие. Скажите, а как вы понимаете значение слов «задремали звёзды»? (потухли, исчезли)

Золото – драгоценный металл жёлтого цвета.

Следующая фраза «задрожало зеркало затона» вам понятна? (нет)

Посмотрите на доску. Я для вас выписала сложные слова.

Затон – это вдавшийся в берег речной залив, заводь.

Почему же водная гладь задрожала, заколебалась? (Подул ветерок)

Как вы понимаете слова «брезжит свет на заводи речные»? (дети затрудняются ответить)

Брезжит – чуть светится Заводь = затон

Откуда же берётся этот свет? (Солнце появляется из-за горизонта и отражается в воде.)

Обратите внимание на следующую фразу «и румянит сетку небосклона». Что значат эти слова: румянит, сетка, небосклон?

Румянит – делает красным, румяным

Сетка – расчерченная, обычно в клетку, поверхность

Небосклон – часть неба над горизонтом

Попробуйте сказать эту фразу своими словами. (Солнечные лучи, попадая на небо, окрашивают его в розовый цвет, но при этом яркие лучи «расчерчивают» небо жёлтыми полосками.)

Кто может своими словами описать то, что хотел нам рассказать Есенин? (Встаёт солнце, гаснут звёзды. Солнечные лучи пронзают небо, расчерчивая его и освещая розовым цветом. Солнце отражается в воде. Дует лёгкий ветерок.)

Какие краски здесь преобладают? (Жёлтый,розовый, красный, голубой.)

Читает второе четверостишие. Что описывает автор в этом четверостишии? (Берёзы)

С кем он их сравнивает? (С человеком, с девушками)

Как называют этот приём, когда изображают неживые предметы в виде живых существ? (олицетворение)

А кто был внимательным и может ответить, был ли такой же приём в первом четверостишии? (Да, звёзды задремали.)

А как вы догадались, что Есенин сравнивает человека с девушками? (Улыбнулись, сонные, косы, серёжки)

А берёзы на самом деле умеют улыбаться или могут быть сонными? (Нет. Автор приписывает берёзам характерные черты поведения человека по утрам.)

А почему росы «серебряные»? (В росинках отражается солнце, они блестят и кажутся серебряными.)

Серебро – благородный металл серовато-белого цвета

Что значит «горят»? (Переливаются разными цветами, очень яркие.)

А этом четверостишии какие краски преобладают? (зелёный, серебристый, белый)

Кто может своими словами рассказать, что описал автор?

Читает последнее четверостишие.

Посмотрите на иллюстрацию. Здесь изображён плетень.

Плетень – это изгородь, сделанная из веток и сучьев

Замените слово «заросшая» другими, близкими по смыслу словами: густая, частая, большая. Меняется смысл? Какое слово точнее, ярче? (Смысл меняется. Слово автора лучше подходит.)

Как вы понимаете фразу «обрядилась ярким перламутром»?

Обрядить – нарядить, надеть

Перламутр – ценное вещество с переливчатой окраской, внутренний слой некоторых раковин

(Мелкие капельки росы и солнечный свет создают впечатление того, что крапива стала перламутровая)

Что значит «шаловливо»?

Шаловливо – легкомысленно-игриво

А почему крапива качается? (Дует ветер.)

А крапива может разговаривать? (Нет. Это тоже олицетворение.)

А всё-таки крапива может издавать какие-либо звуки?(Крапива качается от ветра и листья шелестят. Этот шелест похож на шёпот человека – олицетворение.)

О чём говорит нам фраза «С добрым утром!»? (Всё живое, и даже крапива, радуется наступлению нового дня, солнцу и желает всем добра.)

А в этом четверостишии какие цвета преобладают? (Зелёный, перламутровый.)

Кто может описать своими словами эту картину?

Физкультминутка.

Итог анализа.

Мы говорили, что стихотворение вызывает у вас радость, даже крапива желает всем добра, какой мы можем сделать вывод? (Это доброе, радостное стихотворение, описывающее красоту природы, лирическое.)

VII. Подведение итогов. Домашнее задание.

С каким стихотворением мы сегодня познакомились? («Задремали звёзды золотые...»)

Кто запомнил, какое музыкальное произведение мы слушали сегодня на уроке? («Утро»)

Как зовут композитора? (Александр Григ)

В этом году мы познакомились только с двумя стихотворениями Есенина. За свою короткую жизнь он успел написать много стихотворений и поэм. Есенин очень любил природу, видел красоту родного края и умел описать её. Есть такое выражение: «Любить и понимать природу, значит любить свою Родину.»

Откройте дневники и запишите домашнее задание: стихотворение «Задремали звёзды золотые...» выучить наизусть, найти и прочитать другие стихотворения о природе С. А. Есенина. Урок окончен.


Ж.ЖИТЕЛЕВА,
В.ЖИТЕЛЕВ,
школа № 19,
г. Люберцы,
Московская обл.

Медленное чтение стихотворения Есенина «Задремали звезды золотые...»

Понятие о метафоре

Целью урока , методическая разработка которого предлагается вниманию учителя-словесника, является обучение шестиклассников углубленному пониманию текста произведения на лингвистическом уровне. Это возможно на стыке двух школьных дисциплин – русского языка и литературы. По нашему мнению, в средних классах необходима серия уроков, решающих эту задачу. Ведь конечная и главная цель литературного образования школьников – воспитание у подростков интереса к художественной литературе в ее лучших образцах и глубокого понимания словесного искусства.

Занятие проводила Ж.И. Жителева.

До начала урока на классной доске записываются слова:

залив, затон, заводь
рядиться, нарядиться, обрядиться
небосклон
плетень
сережка
перламутр

ХОД УРОКА

Предварительная работа с лексикой стихотворения

В нашем языке (впрочем, как и во всех языках) постоянно идет процесс исчезновения одних слов и появления других. Это связано главным образом с изменением условий жизни людей.

Сегодня мы прочитаем стихотворение, которое создано не так уж давно, менее ста лет назад. В этом небольшом стихотворении встретим слова, о которых нельзя сказать, что они исчезли из русского языка, но, к сожалению, они уже мало кому известны.

Я сказала «к сожалению», потому что слова, уходя из языка, обедняют нашу речь и уносят с собой частичку души нашего народа, то есть мы с вами лишаемся отчасти того духовного наследия, которое создавалось предшествующими поколениями наших соотечественников.

Вот три слова: залив, затон, заводь . Одно из них – залив – должно быть знакомо вам: на уроках географии слышали его. Что оно означает? (« Часть водоема, например, моря, выступающая в сушу» ).

Слова затон и заводь близки к нему по своему значению. Почему это так, мы поймем, когда подберем родственные им слова. Назовите глаголы, имеющие общий корень с существительным залив. (Заливать, лить.) Не догадаетесь ли сами, какие глаголы родственны существительному затон ?.. По аналогии с цепочкой однокоренных слов залив – заливать – лить постройте ряд слов, родственных существительному затон. (Затон – затонуть – тонуть.) Затоном называют залив реки.

Нетрудно догадаться, от какого слова происходит существительное заводь . (От существительного вода.) Существительное заводь, как и существительное затон, означает «залив реки».

Глаголы: рядиться, нарядиться и обрядиться обозначают одно и то же, но лишь один из них входит в наш активный словарный запас. Назовите этот глагол. (Нарядиться.) Остальные теперь уже устаревшие слова и употребляются крайне редко.

Слово небосклон кому-нибудь из вас знакомо?.. Значение этого существительного подсказывают слова, из которых оно состоит. А из каких слов оно состоит? (Из существительных небо и склон.) Слово склон надо объяснять?.. Что оно означает, например, в выражении склон холма ? («Наклонная поверхность холма»). Так как же объяснить себе значение слова небосклон ? («Это часть неба вдоль горизонта, которая имеет кажущийся уклон»). Проверим свое толкование по толковому словарю. В Словаре русского языка Ожегова прочтем: «Часть неба над горизонтом».

Слово плетень знакомо вам? Назовите однокоренные слова к этому существительному. (Плести, сплетать.) Плетнем называют изгородь, сплетенную из прутьев и ветвей.

Теперь о слове сережка . Вроде бы и нечего здесь сказать: украшения в ушах видели все. А вот видели ли вы сережки на березах? Выражение сережки березы слышали? Что называют сережками березы ? (Соцветия мелких цветов березы.) Здесь мы наблюдаем интересное языковое явление: название одного предмета переносится на другой предмет, потому что людьми подмечено между этими предметами что-то общее, похожее. Удивительным свойством языка – переносить название с одного предмета или явления на другой предмет или явление – часто пользуются поэты.

Нам осталось прояснить еще одно слово – перламутр . Как вы думаете, это исконно русское слово или оно заимствовано из какого-нибудь иностранного языка?

Из словарей мы узнаем, что оно заимствовано из немецкого языка и означает вещество, из которого состоит внутренний слой раковин. Перламутр обладает переливчатой радужной окраской и применяется для изготовления украшений. Из перламутра образуется жемчуг в раковинах.

Чтение стихотворения. Беседа с классом

Теперь внимательно послушайте стихотворение замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина. Оно небольшое, но таит в себе много загадок для малоопытного читателя, поэтому может оказаться для некоторых из вас непонятным, а значит, и неинтересным. Но эти загадки обернутся сверкающими поэтическими гранями.

Учитель читает стихотворение.

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!».

Откройте учебник* на стр. 317. Перед вами стихотворение Есенина. Как видите, оно без заголовка. Можете ли вы дать название стихотворению? Какая строчка подсказывает нам заглавие стихотворения? (Последняя: С добрым утром! Стихотворение можно назвать «Утро».)
А не скажете ли, какое утро рисует поэт: до восхода солнца или когда солнце уже взошло? Обратите внимание: свет румянит сетку небосклона. Когда солнечный свет может румянить небо? Когда зорька может быть красной, румяной? (До восхода солнца.)
Как вы думаете, утро какого времени года описывается в стихотворении: весны, зимы, лета, осени?
В целом содержание стихотворения ясно. Но давайте перечитаем его еще раз, чтобы глубоко проникнуть в каждую строчку этого небольшого произведения.

Задремали звезды золотые.

Скажите: могут ли звезды задремать? (Не могут.) Тогда какой же смысл заключают в себе слова задремали звезды ?
Как вы думаете, в прямом или переносном значении употреблен здесь глагол задремали ? (В переносном.) Придумаем предложение, в котором этот глагол будет употреблен в своем прямом значении, например: Ребенок задремал . Представьте себе, что вы видите ребенка, который задремал. Наверное, у каждого из вас возникнет при этом такая мысль: вот ребенок бегал, прыгал, играл, резвился и, наигравшись, успокоился, угомонился, затих, задремал .
А теперь вернемся к выражению задремали звезды . Скажите, одинаково ли светят звезды ночью и утром? (Ночью звезды сверкают ярко, они лучисты, крупнее, интереснее; к утру тускнеют, кажутся спокойными, вроде бы задремали.) Так одним обычным словом, но употребленным в переносном значении, поэт заставляет нас увидеть ночные и утренние звезды и сравнить их между собою, рисует картину окончания ночи и приближения утра.

Задрожало зеркало затона.

Разве у затона есть зеркало? Что же названо зеркалом затона ? (Поверхность воды затона.) Название одного предмета – зеркало – перенесено на другой предмет – поверхность воды. Какое же свойство водной поверхности выделяет поэт, называя ее зеркалом? (Способность отражать свет, подобно зеркалу.) Автор заставляет читателя увидеть это огромное водное «зеркало».
Еще раз перечитаем эту строчку...
Слова дрожь, дрожание, дрожать мы с вами хорошо знаем. Может ли водная поверхность водоема дрожать ? (Не может.) Выходит, и глагол задрожало употреблен не в прямом значении? Как же понимать эту фразу? (На водной поверхности затона появилась рябь, то есть мелкие волны.) А знаете ли вы, из-за чего появляется рябь? Легкий ветерок ранним летним утром – признак теплого, солнечного дня.

Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.

Представляете ли вы в своем воображении сетку небосклона ? Как можно на живописном полотне проиллюстрировать слова свет румянит сетку небосклона ? (Между легкими облачками, окрашенными в красный и розовый цвета, в разных местах проглядывает голубое небо.)

Брезжит свет на заводи речные.

Надо объяснять глагол брезжит ? О раннем утре, когда после ночной тьмы только что начинает светать, говорят: брезжит рассвет, брезжит заря, брезжит свет . Читая стихотворение, мы видим брезжущий рассвет не только на небосклоне, но и в «зеркале» заводей.

Перечитаем целиком и выразительно первую строфу. Поэтической картине постепенного наступления утра будет соответствовать спокойное, размеренное чтение.

Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.

В этом предложении только одно слово употреблено в прямом значении. Какое? (Березки.) Я перечитаю предложение, пропустив в нем слово березки , а вы скажите, о ком или о чем в нем речь.

Улыбнулись сонные, растрепали шелковые косы.

О ком так можно сказать? (Только о девушках, или, выражаясь языком народного поэтического творчества, о красных девицах.)

Девичьи косы, даже растрепанные девичьи косы, каждый из нас без труда представит в своем воображении; а кто скажет, что такое косы березы ? (Это тонкие длинные ветви, свисающие с сучьев березы.)

Березы ли растрепали свои ветви-косы? (Ветви берез треплет ветер, тот самый ветерок, от которого задрожало зеркало затона.)

В каком же смысле здесь употреблено прилагательное шелковые ? (В смысле «красивые».) Вспомним первую строчку стихотворения: звезды золотые. Прилагательное золотые в этом выражении имеет то же самое значение; какое? (Красивые.)

А как вы понимаете выражение сонные березки ? Они «задремали», как и звезды? (Не «задремали», а, напротив, «проснулись», однако не отошли еще полностью от ночного сна.) Проснулись – и с радостной улыбкой встречают наступление нового дня! Совсем как люди! Совсем как девушки!

Прочитаем вторую строфу целиком...

Горят серебряные росы . Как это вы себе представляете? (На березках сверкают капельки росы так ярко, словно бы горят.) В каком смысле употреблено прилагательное серебряные ? (Серебристого цвета, красивые.) Капли росы, освещенные солнцем, сверкают всеми цветами радуги, а не освещенные солнцем имеют серебристый цвет.

Прочитаем последнюю строфу...

Крапива обрядилась ярким перламутром. Что бы вы изобразили на картине? (Крапиву в сверкающих каплях росы.)

Размышления о прочитанном. Понятие о метафоре

Теперь, когда стихотворение прочитано, поразмыслим о прочитанном. Поразительный факт: самые обычные слова (задремали, зеркало, сетка) потребовали от нас напряженной работы мысли.
Вот мы с вами нарисовали словесно картину к фразе Крапива /обрядилась ярким перламутром . Как видите, перламутром назван вовсе не перламутр, а роса, то есть название одного предмета – перламутр – перенесено на другой предмет – росу. Слово, переносящее название одного предмета на другой предмет, в языкознании называется метафорой . Греческое слово метафора и означает «перенос».
Отыщем другие существительные-метафоры в стихотворении. Что называет поэт зеркалом ? Название одного предмета – зеркало – перенесено на другой предмет – поверхность водоема. Существительное зеркало в данном случае является метафорой.
Смотрим следующие две строчки. Каждый из нас хорошо знает, какая вещь, какое изделие называется словом сетка. А в стихотворении что названо сеткой? (Своеобразный рисунок расположения облаков на небе.) Вот еще одно существительное, употребленное в метафорическом значении.

Какое слово заменено словом косы ? (Существительное ветви.)

Метафора ли существительное сережки в сочетании сережки берез ? До сих пор мы имели дело с метафорами, созданными самим поэтом: зеркало затона, сетка небосклона, косы березок, перламутром названа роса. Теперь же мы встретили метафору, которая существует в русском языке, так что можно не заметить метафоричность этого слова. Загляните в толковый словарь русского языка, и вы без особых усилий обнаружите немало выражений, в которых существительные употребляются в метафорическом смысле. Например, в словосочетаниях глазное яблоко, дверная ручка, нос корабля, хвост поезда, ножка стола, спинка стула и многих-многих других. Подобные выражения являются настолько обыденными в нашей речи, что мы и не ощущаем заключенной в них метафоры.

В стихотворении есть и метафоры-прилагательные. Прилагательное, употребленное в метафорическом значении, переносит признак, свойственный одному предмету, на другой предмет.
Может ли быть сонным неодушевленный предмет – дерево? В данном случае березкам приписывается свойство живых существ. Ветви берез названы шелковыми . Метафора ли это? А прилагательное серебряные в выражении серебряные росы ?
Можно ли считать метафорой прилагательное золотые ?

Какой общий смысл заключен во всех трех прилагательных: золотые, шелковые, серебряные ? (Красивые.)

Стихотворение заканчивается словами С добрым утром! Как вы думаете, метафора ли прилагательное доброе в выражении доброе утро ?

Подобно выражению доброе утро или с добрым утром, в русском языке существует много других устойчивых словосочетаний с прилагательными, употребленными в метафорическом смысле, например: золотая пора, туманный смысл, крылатые выражения, черные дела и другие.

Итак, существительное-метафора переносит название одного предмета на другой; прилагательное-метафора переносит признак, свойственный одному предмету, на другой предмет. В роли метафоры может употребляться и глагол.

Неодушевленному предмету – звездам – приписывается действие, свойственное живому существу, – задремали ?

Другие глаголы-метафоры в стихотворении Есенина вы отыщете дома самостоятельно.

Метафора по своему значению близка сравнению: один предмет или явление уподобляется другому предмету или явлению. О метафоре можно сказать, что это неполное, усеченное сравнение. Слово, употребленное в метафорическом смысле, приобретает чрезвычайную выразительность, образность, наглядность, эмоциональность. Поэтому метафора широко используется в произведениях художественной литературы, особенно в поэзии.

Домашнее задание

    Найдите в стихотворении глаголы-метафоры.

    Подготовьте выразительное чтение стихотворения наизусть.

    Проведите конкурс рисунков к стихотворению.

* Литература. Учебная хрестоматия для 6-го класса средней школы. Автор-составитель Полухина В.П. М.: Просвещение, 1992. С. 317.

1. Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его - и мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря

2. В природе человеческой два противоположных начала: самолюбие, влекущее нас к себе самим, и добродетельность, толкающая нас к другим. Если бы одна из этих пружин сломалась, человек был бы злым до бешенства или великодушным до безумия

3. Неизменно помни, что природа не Бог, человек - не машина, гипотеза - не факт

4. Либо Бог разрешил, либо всеобщий механизм, называемый судьбою, захотел, чтобы мы в продолжение жизни были предоставлены всякого рода случайностям; если ты мудр и лучший отец, чем я, ты с молодых лет убедишь своего сына, что он хозяин своей жизни, чтобы он не жаловался на тебя, даровавшего ему жизнь

5. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать

6. Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном

7. Истина любит критику, от нее она только выигрывает; ложь боится критики, ибо проигрывает от нее

8. Каждое произведение ваяния или живописи должно выражать собою какое-либо великое правило жизни, должно поучать, иначе оно будет немо

9. Природа подобна женщине, которая, показывая из-под нарядов то одну часть своего тела, то другую, подает настойчивым поклонникам некоторую надежду узнать ее когда-нибудь всю

10. Врачи непрестанно трудятся над сохранением нашего здоровья, а повара - над разрушением его; однако последние более уверены в успехе

11. Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна

12. Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла

13. В тот момент, когда художник думает о деньгах, он теряет чувство прекрасного

14. Два качества необходимы художнику: чувство нравственности и чувство перспективы

15. Живописец и скульптор - оба поэты, но последний никогда не впадает в шарж. Скульптура не терпит ни шутовства, ни паясничества, ни забавного, даже редко комического. Мрамор не смеется

16. Искренность - мать правды и вывеска честного человека

17. Монастырь - это темница, куда ввергают тех, кого общество выбросило за борт

18. Есть моральная тактичность, которая у гуманного человека сказывается во всех его поступках и которой не имеет злой человек

19. Стараться оставить после себя больше знаний и счастья, чем их было раньше, улучшать и умножать полученное нами наследство - вот над чем мы должны трудиться

20. Гнить ли под мрамором или под землей - все равно гнить

21. Такова жизнь: один вертится между шипами и не колется; другой тщательно следит, куда ставить ноги, и все же натыкается на шипы посреди лучшей дороги и возвращается домой ободранный до потери сознания

22. Жизнь злых людей полна тревог

23. Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей

24. Истина любит критику, от нее она только выигрывает; ложь боится критики, ибо проигрывает от нее

25. Что такое истина? Соответствие наших суждений созданиям природы

26. Если ложь на краткий срок и может быть полезна, то с течением времени она неизбежно оказывается вредна. Напротив того, правда с течением времени оказывается полезной, хотя может статься, что сейчас она принесет вред

27. Искренность - мать правды и вывеска честного человека

28. Предварительное знание того, что хочешь сделать, дает смелость и легкость

29. Знание того, какими вещи должны быть, характеризует человека умного; знание того, каковы вещи на самом деле, характеризует человека опытного; знание же того, как их изменить к лучшему, характеризует человека гениального

30. Признание своей немощности - великий урок, который мы извлекаем. Не лучше ли приобрести доверие к себе других людей искренностью признания, что я ничего не знаю, чем бормотать слова и вызывать жалость к себе потугами все объяснить? Свободно сознающийся в незнании того, что он не знает, побуждает меня верить тому, что он берется мне объяснить

31. Необъятную сферу наук я себе представляю как широкое поле, одни части которого темны, а другие освещены. Наши труды имеют своей целью или расширить границы освещенных мест, или приумножить на поле источники света. Одно свойственно творческому гению, другое - проницательному уму, вносящему улучшения

32. Глубокие мысли - это железные гвозди, вогнанные в ум так, что ничем не вырвать их

33. Умный человек видит перед собой неизмеримую область возможного, глупец же считает возможным только то, что есть

34. Даже согласившись, что люди гениальные обычно бывают странны, или, как говорится, нет великого ума без капельки безумия, мы не отречемся от них; мы будем презирать те века, которые не создали ни одного гения. Гении составляют гордость народов, к которым принадлежат; рано или поздно им воздвигают статуи, и в них видят благодетелей человеческого рода

35. Люди перестают мыслить, когда перестают читать

36. Если разум - дар неба и если то же самое можно сказать о вере, значит, небо ниспослало нам два дара, которые несовместимы и противоречат друг другу. Чтобы устранить эту трудность, надо признать, что вера есть химерический принцип, не существующий в природе

37. Перелистайте историю всех народов земли: везде религия превращает невинность в преступление, а преступление объявляет невинным

38. Нет такого уголка в мире, где различие в религиозных воззрениях не орошало бы землю кровью

39. Везде, где признают Бога, существует культ, а где есть культ, там нарушен естественный порядок нравственного долга, и нравственность падает

40. Религия мешает людям видеть, потому что она под страхом вечных наказаний запрещает им смотреть

41. Люди жили бы довольно спокойно в этом мире, если бы были вполне уверены, что им нечего бояться в другом; мысль, что Бога нет, не испугала еще никого, но скольких ужасала мысль, что существует такой бог, какого мне изображают!

42. Если какое-нибудь явление превышает, по нашему мнению, силы человека, то мы тотчас же говорим: это дело Божие; наше тщеславие не может удовольствоваться меньшим. Не лучше ли было бы, если бы мы вкладывали в свои рассуждения несколько меньше гордости и несколько больше философии? Если природа представляет нам какую-нибудь загадку, какой-нибудь трудно распутываемый узел, то оставим его таким, каков он есть, и не будем стараться разрубить его рукой существа, которое становится для нас новым узлом, еще труднее распутываемым, чем первый

43. Только честному человеку подобает быть атеистом

44. Дать обет бедности - значит поклясться быть лентяем и вором. Дать обет целомудрия - значит обещать Богу постоянно нарушать самый мудрый и самый важный из его законов. Дать обет послушания - значит отречься от неотъемлемого права человека - от свободы. Если человек соблюдает свой обет - он преступник, если он нарушает его - он клятвопреступник. Жизнь в монастыре - это жизнь фанатика или лицемера

45. Философы говорят много дурного о духовных лицах, духовные лица говорят много дурного о философах; но философы никогда не убивали духовных лиц, а духовенство убило немало философов

46. Чудеса там, где в них верят, и чем больше верят, тем чаще они случаются

47. Расплата в этом мире наступает всегда. Есть два генеральных прокурора: один - тот, кто стоит у ваших дверей и наказывает за проступки против общества, другой - сама природа. Ей известны все пороки, ускользающие от законов

48. Напрасно трус бьет себя кулаком в грудь, чтобы набраться храбрости; ее нужно иметь прежде того и лишь укреплять в общении с теми, кто ею обладает.

49. Есть моральная тактичность, которая у гуманного человека сказывается во всех его поступках и которой не имеет злой человек

50. Разве вам не известно, что настоящее блаженство заключается в том, что все люди нуждаются друг в друге, и что вы ожидаете помощи от себе подобных точно так же, как они ждут ее от вас?

51. Где бы ты ни очутился, люди всегда окажутся не глупее тебя

52. Награждая хороших, мы тем самым наказываем дурных

53. Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывались о его друге

54. Моя дружба слишком осмотрительна, если опасность моего друга не заставляет меня забывать о моей собственной опасности

55. Когда мужчины неуважительно относятся к женщине, это почти всегда показывает, что она первая забылась в своем обращении с ними

56. Женщины пьют льстивую ложь одним глотком, а горькую правду каплями

57. Любовь часто отнимает разум у того, кто его имеет, и дает тем, у кого его нет

58. Разве мы властны влюбляться или не влюбляться? И разве, влюбившись, мы властны поступать так, словно бы этого не случилось?

59. Ревность - это страсть убогого, скаредного животного, боящегося потери; это чувство, недостойное человека, плод наших гнилых нравов и права собственности, распространенного на чувствующее, мыслящее, хотящее, свободное существо

60. Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными. И такова настоящая любовь отца

61. Можно обнаруживать постоянство при малодушии и скудоумии; но твердость может обнаруживать только характер, отличающийся силой, возвышенностью, умом. Легкомыслие, податливость и слабость противоположны твердости

62. Страсти без конца осуждают, им приписывают все человеческие несчастья и при этом забывают, что они являются также источником всех наших радостей

63. Величайшее недоразумение - это вдаваться в мораль, когда дело касается исторических фактов 64. Для того чтобы трогать, не нужно быть растроганным

65. Тот, кто рассказывает тебе о чужих недостатках, рассказывает другим о твоих

66. Если бояться смерти, ничего хорошего не сделаешь; если все равно умираешь из-за какого-нибудь камешка в мочевом пузыре, от припадка подагры или по другой столь же нелепой причине, то уж лучше умереть за какое-нибудь великое дело

67. Люди, выдающиеся своими талантами, должны тратить свое время так, как этого требует уважение самих к себе и к потомству. Что подумало бы о нас потомство, если бы мы ничего не оставили ему

68. Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном

69. Хороший стиль кроется в сердце

70. Величайшее недоразумение - это вдаваться в мораль, когда дело касается исторических фактов

71. Верх безумия - ставить себе целью разрушение страстей

72. Моя дружба слишком осмотрительна, если опасность моего друга не заставляет меня забывать о моей собственной опасности

73. Набросок - сознание пыла и гения, картина - создание труда, терпения, долгого изучения и законченных знаний в искусстве

74. Напрасно трус бьет себя кулаком в грудь, чтобы набраться храбрости; ее нужно иметь прежде того и лишь укреплять в общении с теми, кто ею обладает

75. Народ, который думает, что честными делает людей вера, а не хорошие законы, кажется мне весьма отсталым

76. Нет достоинства при отсутствии ясных и четких понятий общего блага

77. Нет такого уголка в мире, где различие в религиозных воззрениях не орошало бы землю кровью

78. Образование придает человеку достоинство, да и раб начинает сознавать, что он не рожден для рабства

79. Отнимите у христианина страх перед адом - и вы отнимите у него веру

80. Порок раздражает людей только время от времени, а внешние его черты раздражают их с утра до вечера

81. Страсти без конца осуждают, им приписывают все человеческие несчастья и при этом забывают, что они являются также источником всех наших радостей

82. Существует только одна добродетель - справедливость, одна обязанность - стать счастливым, один вывод - не преувеличивать ценности жизни и не бояться смерти

83. Широта ума, сила воображения и активность души - вот что такое гений

84. Я не знаю профессии, которая требовала бы более изысканных форм и более чистых нравов, чем театр

85. Я требую от учителя только добрых нравов, так же, как я потребовал бы их от каждого гражданина

86. Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком

87. Разве вам не известно, что настоящее блаженство заключается в том, что все люди нуждаются друг в друге, и что вы ожидаете помощи от себе подобных точно так же, как они ждут ее от вас

88. Только страсти и только великие страсти могут поднять душу до великих дел. Без них конец всему возвышенному как в нравственной жизни, так и в творчестве

89. Плохую картину можно спрятать, скверную скульптуру - разбить, но как поступить с фасадом дворца?

90. Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает

91. Бог христиан - это отец, который чрезвычайно дорожит своими яблоками и очень мало своими детьми

92. Совершайте добро, пока вы существуете

93. Влияние роскоши на нравы самое вредное

94. Что такое истина? Соответствие наших суждений явлениям

95. Умен лишь тот, кто так же глуп, как мы

96. Кто сомневается потому, что не знает оснований достоверности, тот простой невежда. Настоящий скептик тот, кто подсчитал и взвесил основания

97. Ничего не следует терять из того, что может быть полезно

98. Сказать, что человек состоит из силы и слабости, из разумения и ослепления, из ничтожества и величия, - это значит не осудить его, а определить его сущность

100. В театр приходят не смотреть слезы, а слушать речи, которые их исторгают

101. Крайняя чувствительность создает посредственных актеров; средняя чувствительность дает большинство плохих актеров, и только ее отсутствие дает великих актеров

102. Высочайшее искусство состоит в том, чтобы скрывать его

103. Продолжительное несчастье примиряет с женщиной всех мужчин, а потеря красоты - всех женщин

104. Мы добиваемся любви других, чтобы иметь лишний повод любить себя 105. Чтобы убедиться, что полезно быть добродетельным, нет надобности верить в бога 106. Книга, над которой зеваешь, не вредит никому

107. Ничего не следует терять из того, что может быть полезно

108. Наилучший порядок вещей — тот, при котором мне предназначено быть, и к черту лучший из миров, если меня в нем нет

Историю французского Просвещения можно разделить на два этапа:
1. Умеренное Просвещение (раннее) – Первая половина XVII столетия. Выдающиеся деятели – Монтескьё, Вольтер (Франсуа-Мари Аруэ). За указанный период широко распространяются идеи просвещённой монархии и равенства с юридической стороны.
В литературе идёт развитие разных прозаических жанров: бытовой роман (А. -Р. Ласаж «Хромой бес»); психологическая повесть (А. Прево «Манон Леско»); философская повесть (Вольтер).
2. Радикального Просвещения (1750–17770 гг.) Выдающиеся деятели – Дени Дидро (1713–1784гг.), Жан-Жак Руссо (1712– 1778).
Помимо концепции конституционной монархии возникают идеи республики, требование фактического равенства, появляется даже атеизм.
В литературе развивается просветительский сентиментализм и просветительский реализм.
Д. Дидро - писатель, пропагандист концепции Просвещения. Прославился созданием Французской Энциклопедии, а также основанием литературной реалистической эстетики. Он считал, что искусство должно отображать действительность, но в сочетании с авторскими замыслами. Искусство должно нести моральное просвещение и высмеивать пороки.
Дидро критиковал систему правил классицизма. Он ввёл в драматургию новую жанровую классификацию – средние жанры. К ним относится «мещанская драма» и её направления. Главным персонажем в ней являлся человек из третьего сословия.
Самые популярные романы Дидро: «Монахиня», «Жак- фаталист».
В «Монахине» изложена просветительская программа писателя. Произведение написано от первого лица. Оно представляет исповедь героини, которая выступает в качестве обвинителя.
Главное качество героини – ощущение свободы. Его стремились подавлять в монастыре и в обществе. Монастырь для героини становится тюрьмой.
Картина в романе символична – человек в четырёх стенах как в клетке, он бьётся о стену, но не способен обрести свободу.
Самые известные произведения трактаты Дидро: «Племянник Рамо», «Письмо о слепых…».
Большое влияние на развитие сентиментализма оказало творчество Жан-Жака Руссо.
Убеждения писателя весьма демократичны и радикальны. Они хорошо отображаются в трактатах «Рассуждения о науках и искусствах», «Рассуждение о неравенстве», «Об общественном договоре».
Руссо считал, что неравенство ведёт к падению нравственности. Материальные составляющие разделяют общество.
Писатель придерживался позиции возврата общества к неразумному состоянию. Он идеализировал первобытность человека.
В настоящее время произведения просветителей Франции XVIII века пользуются популярностью среди студентов факультетов иностранных языков, которые делают последовательный перевод отрывков из этих произведений.
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ: ФМ ВОЛЬТЕР, Д ДИДРО. ЖЖ РУССО
В историю XVIII в. вошел как эпоха Просвещения. Его родиной стала Англия, затем Франция, Германия и Россия. Для этой эпохи характерен девиз: все должно предстать перед судом разума! Обретающее широкий размах развитие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей, - вот духовная атмосфера этого времени. Такого рода умонастроения возникали уже в конце XVII в. Философы Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк - родоначальники просветительских идей. Исходные идеи эпохи Просвещения - культ науки (а следовательно, Разума) и прогресс человечества.
Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778) - один из идейных вождей французского Просвещения, знаменитейший писатель и мыслитель.
Вольтер раньше других остро почувствовал надвигающуюся революцию всей мощью своего дерзкого гения. Вместе с ярчайшими умами Франции он страстно содействовал идеологической подготовке социального взрыва. Он был признанным вождем философско-социального движения. Вольтер и его соратники требовали свободы мысли, устного и печатного слова. Он со всей силой непримиримости кричал на всю страну, на весь мир: "Осмельтесь мыслить самостоятельно!" Свое политическое кредо Вольтер выразил в крылатой фразе: "Лучшее правительство то, при котором подчиняются только законам!" Он возлагал надежды на мудрость и благость правителя, короля-философа. Ему импонировало общественно-политическое устройство Англии - ограничение власти короля, сравнительная веротерпимостьКстати, он ввел в научный оборот термин "культура".
Резко критикуя клерикализм, различного рода злоупотребления церкви, Вольтер признавал необходимость веры в Бога как перводвигателя Вселенной. Конечную причину движения сущего, мышление и вообще душевные явления Вольтер считал проявлением божественной силы. В этом он испытывал неотразимую силу влияния учения Ньютона. Вольтер не допускал самой возможности существования общества вне веры в Бога, и категорически возражал против идеи Бейля относительно общества, состоящего только из атеистов. По словам Вольтера, "это было бы просто страшно!" Согласно Вольтеру, "если бы не было идеи о Боге, ее бы следовало измыслить; но она начертана перед нами во всей природе!"
Любопытны рассуждения Вольтера о свободе воли. "благо общества требует, чтобы человек считал себя свободным... Я начинаю... более ценить жизненное счастье, чем истину... Отчего же не предположить, что верховное существо, даровавшее мне непостижимую способность разумения, могло дать мне и немножко свободы..."
Вольтер резко критиковал феодальный режим с его чудовищными злоупотреблениями. Он не уставал в своем призыве к активной деятельности с целью уничтожения всех форм варварства и дикости феодальных злоупотреблений.
Жан Жак Руссо (1712-1778) - По своим убеждениям Руссо - представитель демократического крыла идеологов Просвещения; он - философ, социальный мыслитель, писатель, крупнейший специалист в области философии искусства (особенно музыки) и педагогики. Своим страстным стремлением к изменению социального порядка, борьбой за научное мышление, всей своей разносторонней литературной деятельностью он, как и Вольтер, способствовал приближению революции во Франции.
Веря в существование Бога и признавая бессмертие души, Руссо утверждал, что материя и дух суть два извечно существующих начала. В вопросах теории дознания он придерживался идей сенсуализма, хотя и был сторонником врожденности нравственных идей. Руссо подвергал резкой критике феодально-сословные отношения и деспотический политический режим. Столь же резко критически он относился к частной собственности, видя в ней источник всех социальных зол. "Тот человек, - писал Руссо, - который, окопав и огородив данный участок земли, сказал "это мое" и нашел людей, которые были достаточно глупы, чтобы этому поверить, был настоящим основателем гражданского общества".
В своем знаменитом трактате "Об общественном договоре" Он смело восстал против современной ему цивилизации как цивилизации неравенства. Его негодование было направлено против такой культуры, которая оторвана от народа и которая освящает общественное неравенство. Руссо различал два вида неравенства: физическое, проистекающее из разницы в возрасте, здоровье, даровании и т.п., и политическое, выражающееся в различных привилегиях. Этому Руссо противопоставлял простоту и "невинность" первобытных людей. Руссо - сторонник естественного права. Его идеалом было далекое прошлое, когда все люди были равны: да и какие раздоры могли быть у людей, которые ничем не владеют!
Дени Дидро (1713-1784) - знаменитый мыслитель, ученый-энциклопедист. Характерная черта его политического мировоззрения - остро выраженный демократизм. Это удивительно одаренная, всесторонне развитая личность - философ, драматург, поэт, автор романов, теоретик искусства и художественный критик.
Дидро высказал мысль, согласно которой от молекулы до человека тянется цепь существ, переходящих от состояния живого оцепенения до состояния максимального расцвета разума. "Всякое животное - более или менее человек; всякий минерал - более или менее растение; всякое растение - более или менее - животное" . На вопрос, можно ли предположить, что и камень чувствует, Дидро ответил: "Почему бы и нет?" И действительно, прикоснитесь ладонью к камню, и информация о вашем прикосновении останется надолго на камне. Дидро, конечно, не знал и не мог знать информатики, но он силой интуиции прозревал нечто подобное. Это выразилось и в его тонкой характеристике сути живого. Специфическими особенностями жизни являются раздражимость и чувствительность, говорил Дидро, уделявший большое внимание биологическим проблемам. Образованность и прозорливость позволили Дидро высказать идею, ставшую предвестием эволюционной теории в мире живого.
Дидро утверждал, что душа - продукт единства организма, его целостности. Человек "есть некое целое, оно едино, и, может быть, это единство - в соединении с памятью - составляет душу, Я, сознание" . В своих "Элементах физиологии" Дидро высказал глубокую мысль: " Я не могу отделить даже в абстракции пространства и времени от существования. Значит оба эти свойства существенно характерны для него".
Дидро написал огромное число работ по философии для своего детища - знаменитой "Энциклопедии". Философским кумиром для Дидро был Ф. Бэкон с широтой, глубиной его воззрений и лучезарной яркостью слога.




Top