Доктор живаго комментарии. Русский язык и литература

У большинства людей понятие «немецкий рейх» ассоциируется с фашисткой Германией, но подобная аналогия является не совсем точной. С нацистским периодом в истории страны связан термин «третий рейх». Но когда в таком случае были два остальных? Давайте выясним это, особенно подробно остановившись на понятии «первый рейх».

Значение термина

Что же вообще историки понимают под словом «рейх»? Перевод с немецкого языка на русский таков: «территория, находящаяся под властью правителя». Слово является производным от rīkz - "правитель", "господин". Более упрощенное значение - «империя».

Сам термин вошел в массы в 20-е годы прошлого века. Именно тогда, после крушения кайзеровской Германии в Первой мировой войне, немецкие патриоты стали именовать её "второй рейх". Они верили, что возрождение могущества великой страны возможно. Эти надежды были связаны с приходом третьего рейха. Позже данные настроения были использованы гитлеровской пропагандой, которая данным термином стала именовать свое государство.

Но давайте заглянем глубже в историю и выясним, что, по мнению немцев, живших в начале прошлого столетия, означал термин «первый рейх».

Попытки возрождения Римской империи

В период, когда Римская империя распадалась на части, варварские германские племена хотя в значительной мере и способствовали её уничтожению, но тем не менее подобные цели перед собой не ставили. Они хотели жить на землях империи, пользоваться благами, но не ликвидировать её. Поэтому вожди этих племен, селясь вместе со своими людьми на римских землях, довольно часто принимали звание федератов, то есть союзников римлян.

Даже германский полководец Одоакр, фактически ликвидировавший Западную Римскую империю, формально действовал по поручительству восточного императора. Создав на территории Италии собственное варварское государство, он признавал его частью империи. Подобный же статус имел соперник Одоакра, а позже приемник остготский - король Теодорих. Даже франкский правитель Хлодвиг принял консульские инсигнии от константинопольского императора, таким образом формально став чиновником империи.

По прошествии сотен лет, после падения Рима, правители многочисленных германских государств в Европе мечтали о возрождении империи на Западе. Сделать это удалось франкскому королю Карлу Великому. Разгромив королевство лангобардов, живших тогда в Италии, он был коронован в 800 году папой Римским короной императора Запада. Впрочем, его государство просуществовало не очень долго, раздираемое в междоусобных войнах наследников Карла. Но начало возрождения империи было положено.

Начало германской государственности

Империя Карла Великого распалась на три больших государства, которые, в свою очередь, дробились на множество более мелких герцогств. В 919 году у руля Восточно-Франкского королевства стал герцог Саксонии Генрих Птицелов. История Германии, по мнению ряда специалистов, берет свой отсчет именно с этой даты. Генрих смог объединить разрозненные герцогства в единое государство, насколько это было возможно в условиях феодальной раздробленности, и даже успешно проводил внешнюю экспансионистскую политику, в основном против славян.

Но в 936 году Генрих Птицелов умер. Его сменил сын - Оттон I Великий. Считается, что именно он основал первый рейх.

Основание Священной Римской империи

Начало правления Оттона, как часто бывало в то время, ознаменовалось подавлением ряда внутренних восстаний и укреплением королевской власти. После этого его взор обратился к землям за пределами Германии.

Одной из самых привлекательных целей для молодого германского короля была Италия. Эта цветущая страна на тот момент погрязла во внутренних раздорах и конфликтах. Предлогом для Оттона начать поход послужила жалоба вдовы итальянского короля Лотаря Адельхейды на притеснение со стороны Беренгара, утвердившегося на престоле. Германский король предпринял удачный поход в Италию в 951 году, вследствие которого её правитель хотя и сохранил свой титул, но должен был демонстрировать покорность.

Правда, чуть позже Беренгар проявил строптивость, что и послужило причиной следующего похода Оттона в 961 году. Именно тогда он низложил мятежного итальянского короля и женился на Адельхейде. Уже через год папа Римский Иоанн XII короновал Оттона императорской короной. Так под скипетром одного правителя были объединены Германия и Италия, так возникла Священная Римская империя

Противостояние с папством

Дальнейшая история рейха была ознаменована острым противостоянием императора с папами. Оно было связано с борьбой за первенство между духовной и светской властью, за право назначать епископов, за контроль над итальянскими городами, а также рядом других политических вопросов.

Противостояние началось ещё при жизни Оттона I и его непосредственных наследников, но особенно обострилось при двух императорских династиях: Салической и Гогенштауфенов. После нескольких столетий борьбы папство при поддержке набирающей особенную силу в Европе французской монархии в середине XIII века одержало победу. Представители династии Гогенштауфенов были практически все истреблены, а авторитет императорской власти был сведен к нулю.

Новое укрепление власти императоров

История Германии последующего за этими событиями периода известна как Междуцарствие. Продлилось оно 20 лет. В этот период ни один феодальный род не мог прочно укрепиться на императорском троне. Реальная власть императора зачастую не распространялась дальше его собственного герцогства. Причем довольно часто существовало сразу несколько претендентов на корону. Каждый из них считал именно себя истинным императором.

Существующее положение дел изменилось в 1273 году, когда на императорский престол взошел Рудольф Габсбург, одновременно являвшийся герцогом Австрии. Ему значительно удалось укрепить власть императора. Хотя по наследству он её передать не смог, но тем не менее именно его правление послужило подспорьем для будущего возвышения Габсбургов.

При следующей династии Люксембургов, которые были одновременно и королями Чехии, императорская власть укрепилась ещё больше. Правда, для этого правителям Священной Римской империи пришлось идти на значительные компромиссы со своими вассалами. В 1356 году Карлом IV была издана так называемая "Золотая булла", регламентировавшая порядок избрания императоров.

Возвышение Габсбургов

В 1452 году императором стал член рода Габсбургов Фридрих III. С этих пор представители данной династии практически непрерывно, кроме одного исключения, были во главе первого рейха до самой его гибели.

Сыну Фридриха III Максимилиану благодаря удачным династическим бракам удалось обеспечить доминирование Габсбургов в Европе при своих потомках. Так, его наследник Карл V одновременно являлся императором Священной Римской империи, правителем Нидерландов, королем Венгрии, Чехии, Испании, что под его контроль ставило богатые колонии Нового Света, а также ряд других более мелких земель. После смерти этого правителя данные территории были поделены между сыном Филиппом, который стал королем Испании, и братом Фердинандом I, ставшим императором.

Тридцатилетняя война

Но целый ряд последующих событий хотя и не привел к полному краху Габсбургов, но значительно ослабил их позиции в Европе. Главным событием, способствовавшим этому, была Тридцатилетняя война, которая началась в 1618 году. Её причиной послужило желание германских протестантских князей на подконтрольных им территориях исповедовать ту религию, которую они желают. Естественно, это вызвало противодействие Габсбургов, которые были католиками.

Тридцатилетняя война была одним из самых продолжительных и кровавых конфликтов, которые знала Германия. Рейх Габсбургов настроил против себя не только протестантских князей, но и некоторых католических королей. Например, Франция в данной войне выступила союзником протестантов, так как была давним соперником габсбургской монархии.

В итоге после тридцатилетнего затяжного конфликта в 1648 году был подписан Вестфальский мир. В соответствии с ним император согласился уважать право местных князей исповедовать ту религию, которую они желают, юридически признавал выход из состава империи Италии, Швейцарии и Нидерландов, хотя фактически это произошло ещё ранее. Таким образом Габсбурги утратили свое доминирование в Европе.

Завершающий этап истории Священной Римской империи

Это поражение ещё не означало конец императорской власти, хотя она была значительно ослаблена и теперь фактически полностью распространялась только на родовые владения Габсбургов - Австрию, Венгрию, Чехию и ряд других земель. После смерти в 1742 году императора Карла VI, который не имел мужского потомства, корона на три года даже попала в руки баварского дома Виттельсбахов, но вскоре была возвращена Габсбургам.

Правление императрицы Марии-Терезии можно считать последней попыткой возродить мощь Священной Римской империи. При ней были одержаны некоторые военные победы, а также бурно развивалось искусство. Монеты рейха того времени наглядно демонстрируют влияние просвещения на австрийский двор.

Но это был расцвет перед сумерками.

Конец первого рейха

С конца XVII века начался целый ряд французских революционных и наполеоновских войн, сотрясавших всю Европу. Коалиция, в которую входила Священная Римская империя, терпела одно поражение за другим. Особенно существенной была победа Наполеона над русско-австрийской армией под Аустерлицем в 1805 году. Уже в следующем году Франц II был вынужден отречься от короны Священной Римской империи, оставив за собой только титул австрийского императора.

Так первый рейх закончил свою историю.

Следующие рейхи

Тем временем после падения Наполеона особенно усилилось королевство Пруссия, которое находилось на севере Германии со столицей в Берлине. Этим государством был проведен ряд удачных войн. В ходе одной из них в 1870 году была разгромлена Франция. После этого прусский король Вильгельм объединил под своей властью почти все германские земли за исключением Австрии и принял титул императора (кайзера). Это государственное образование принято называть "второй рейх". Впрочем, уже в 1918 году вследствие поражения в Первой мировой войне императорскую власть в Германии сменила Веймарская республика.

В немецком государстве 20-х годов XX века были довольно сильны реваншистские настроения, которые выражались в надеждах на создание третьего рейха. Именно на волне этих чаяний пришла к власти национал-социалистическая партия во главе с Адольфом Гитлером. Ему удалось создать почти что идеальную машину для порабощения, погрузив в хаос войны весь мир. Тем не менее силам союзников удалось переломить ход боевых действий и одержать безоговорочную победу над фашисткой Германией.

Именно с тех пор термин «рейх» прежде всего ассоциируется с нацизмом.

18.06.2015

Третьим рейхом фашистскую Германию порой называют даже школьные учебники. Такое наименование давно привычно для нашего слуха, а вот откуда оно появилось? Вообще «рейх» - это ряд территорий, объединенных в одно государственно-политическое образование. По сути дела, это государство.

Деление истории Германии на периоды существования трех рейхов появилось в 20-е гг. прошлого века. Тогда Первым рейхом назвали крупнейшее государство Европы - Священную Римскую империю, в которую вошли части современных Италии, Бургундия, Нидерланды, Швейцария, Лотарингия и другие страны. Ядром и объединяющей силой этой мощной империи представители «теории рейхов» назвали Германию. Длилось благополучное существование огромного государства с 962 по 1806 годы, то есть несколько веков.

Потом пришло время Второго рейха. Это период, охватывающий время с 1871 по 1918 годы (то есть до окончания Первой Мировой Войны). Его называют также временем Германской империи Гогенцоллернов. Начало Третьего рейха - это 1933 год. Гитлер, пришедший к власти в момент сильнейшего экономического кризиса, сделал ставку на то, что уставшие от голода и тяжелых условий жизни люди пойдут за ним - за вождем, пообещавшим возрождение Германии и счастливую жизнь «истинным арийцам».

К сожалению, его расчет оказался верным: простое население страны поверило в то, что глава национал-социалистической партии действительно способен построить идеальное государство, в котором они будут богаты и безоблачно счастливы. По сей день остается загадкой: что это было - какой-то массовый гипноз или просто-напросто страх оказаться «по другую сторону баррикад» (ведь расправа угрожала всем инакомыслящим), но факты бесстрастно доказывают, что с 1933 по 1945 годы. Германия действительно строила свой идеальный Третий рейх, сооружая собственный маленький рай на миллионах загубленных человеческих жизней.

Иногда этому Третьему рейху придают некое мистическое значение, связывая его с гипотезой эпохи царства Святого Духа на Земле, появившейся еще в средневековье. Тысячу лет должно длиться это царство. Гитлеру такая «мистическая поддержка» могла быть только на руку: все это помогало ему внушить людям, что лишь совершенная раса - то есть настоящие арийцы - имеет право на жизнь, все остальные либо должны быть ее рабами, либо вообще должны быть уничтожены.

Страшный Третий рейх охватил «всего лишь» 12 лет и закончился вместе с поражением фашистской Германии в войне. Но это время - не более чем секунда в истории человечества - показало всему человечеству, какими жуткими могут быть последствия того, кто-то возомнил себя хозяином жизни на Земле, распоряжающимся жизнью и смертью по своему усмотрению. Хочется верить, что человечество усвоило этот страшный урок и больше не допустит подобного никогда.

Третий рейх - это неформальное наименование Германии в хронологический отрезок с весны 1933-го до мая 1945 года. Несмотря на столь короткую жизнь, он сыграл значительную роль в истории прошлого века, оставив после себя множество до сих пор не разгаданных тайн. Попробуем кратко описать наиболее значительные этапы судьбы государства в тот период. Естественно, начинать следует с того момента, когда Гитлер пришел к власти, вспомнить, какими идеями он покорил сердца многих немцев и отравил их разум. Но война - это не единственное, чем отличился этот политический деятель. Под своим крылом он собрал многих выдающихся ученых и дал им возможность работать и изобретать. Это решение позволило Германии обзавестись самыми необыкновенными техническими приспособлениями, благодаря которым страна быстро оправилась от ужасающих разрушений.

Происхождение названия

Словосочетание Drittes reich в переводе с немецкого обозначает «Третья империя». Интересно, переводится на русский по-разному. Термин «рейх» можно трактовать как «государство» и «империю», однако наиболее близок он к такому понятию, как «держава». Но еще в немецком языке он может приобретать мистический смысл. Согласно ему, рейх - это «царство». Автором данного понятия стал немецкий деятель Артур Мёллер ван ден Брук.

Первый и второй рейхи

Третий рейх... Данный термин знаком почти каждому человеку. Но мало кто может объяснить, отчего государство было названо именно так. Почему третий? Дело в том, что ван ден Брук понимал под этим словом неделимую державу, которая задумывалась как пристанище для всего немецкого народа. По его представлениям, Первый рейх - это Римская империя германской нации.

Ее судьба началась в 962 году и прервалась в 1806-м в результате разгрома, который нанес ей Наполеон. Вторым рейхом называли Германскую империю, созданную в 1871 г., в тот период, когда правил Ее история завершилась после революции 1918 года. Это так называемая кайзеровская Германия. А Третий рейх, по мнению ван ден Брука, выступил бы преемником ослабленной Веймарской республики и должен был стать идеальным целостным государством. Уже от него эту идею взял Адольф Гитлер. Таким образом, история Германии, кратко говоря, как раз и укладывалась в сменяющие друг друга рейхи.

Краткая история

К конце 20-х - начале 30-х гг. мировая экономика была под властью глобального кризиса, ослабившего в том числе и Германию. С этим и связано начало в 1934 г. судьбы Третьего рейха. В государстве крайне обострилась политическая обстановка. Тогда же возросла важность Национал-социалистической рабочей партии. На июльских выборах 1932 года она набрала 37 % голосов. Но, хотя она и превзошла прочие партии, все же этого было недостаточно, чтобы образовать правительство.

На следующих выборах результат был еще меньшим (32 %). Весь этот год президент Гинденбург призывал Гитлера стать членом правительства, предлагал ему место вице-канцлера. Однако тот был согласен лишь на должность рейхсканцлера. Лишь следующей зимой Гинденбург поддался на эти условия. И уже 30 января Адольф Гитлер занял пост рейхсканцлера.

Уже в феврале запретили компартию, а в отношении её деятелей начались жесткие преследования, которым подверглась почти половина ее членов.

Незамедлительно распустили рейхстаг, а на проходящих в марте выборах победу одержала НДСАП. Новосозданное правительство уже на первом собрании, 23 марта, одобрило чрезвычайные властные права Гитлера.

В июле были запрещены все существующие партии за исключением нацистской. Также распустили профсоюзы, а вместо них образовался Германский трудовой фронт. положил начало арестам и уничтожению евреев.

Популярность Гитлера постоянно росла. Заметную роль в этом сыграла пропаганда: кайзеровская Германия и слабая осуждались, припомнили еще и поражение в Первой мировой войне. Также рост популярности фюрера объяснялся концом Великой депрессии и заметным экономическим развитием. В особенности примечателен тот факт, что именно в этот период страна заняла лидирующую позицию по выпуску таких металлов, как алюминий и сталь.

В 1938 г. к рейху присоединилась Австрия, а за ней в 1939-м - и Чехословакия. В следующем году главы СССР и Германии подписали Договор о ненападении.

Вторая мировая война и Третий рейх

В сентябре 1939 г. солдаты рейха вошли в Польшу. Франция и Британия в ответ на это объявили Германии войну. За три последующих года рейх разгромил часть европейских стран. В июне 1941 г. Германия атаковала СССР, оккупировав некоторые из его земель.

На завоеванных участках устанавливался режим устрашения. Это спровоцировало появление партизанских отрядов.

В июле 1944 г. была предпринята попытка переворота (потерпела крушение) и неудавшееся покушение на жизнь Гитлера. В государстве организовывались партизанские подпольные отряды.

7 мая 1945 г. заключили акт о безоговорочной капитуляции Германии. 9 мая стало днем окончания военных действий. И уже 23 мая было арестовано правительство Третьего рейха.

Государственное и территориальное устройство Третьего рейха

Главой империи был канцлер. Исполнительная власть была сосредоточена в руках правительства. Законодательным органом являлся имперский сейм, который избирался народом. В пределах Германии была разрешена деятельность только Национал-социалистической рабочей партии.

Третий рейх подразделялся на четырнадцать земель и два города.

Страны, вошедшие в государство в результате экспансии, и те, в которых жили главным образом этнические немцы, включались в него как имперские округи. Они носили название "рейхсгау". Так, Австрия была поделена на семь таких образований.

На оставшихся оккупированных землях организовывались рейхскомиссариаты. В общей сложности создали пять подобных образований, ещё четыре планировалось сформировать.

Символы Третьего рейха

Пожалуй, самый знаменитый и знакомый символ, характеризующий Третий рейх, - это флаг красного цвета со свастикой, которая и поныне запрещена во множестве стран. К слову, она изображалась практически на всей государственной атрибутике. Интересно, что оружие рейха, в первую очередь холодное, создавалось с учетом особенностей униформы и национальной символики. Еще одним атрибутом являлся железный крест с расширяющимися концами. Герб являл собою изображение черного орла, в когтях у которого находился со свастикой.

«Песнь немцев»

Гимн Третьего рейха - это созданная почти за век до начала правления Гитлера «Песнь немцев». Автором текста был Гофман фон Фаллерслебен. Музыкальное сопровождение написал Йозеф Гайдн. Гимн Третьего рейха сейчас является главной композицией объединенной Германии. Интересно, что «Песнь немцев» в наши дни не вызывает столь сильных негативных ассоциаций, к примеру, как свастика. Однако это не относится к воинским маршам Третьего рейха.

Во всяком случае, части из них. Так, например, композиция, написанная Хорстом Весселем, являлась маршем штурмовых отрядов и гимном правящей партии. В наши дни она запрещена уголовным законодательством Германии и Австрии.

Борис Пастернак – это целая вселенная, галактика, которую можно изучать бесконечно. «Доктор Живаго» — планета, где собраны тончайшие сочетания поэзии и реальности. У этой книги особый дух, своя душа. Её надо читать как можно медленнее, размышляя над каждой фразой. Только тогда можно почувствовать возвышенность романа и найти поэтические искорки, которыми наполнена каждая страница.

К мыслям о создании романа Пастернака «подтолкнула» Анна Ахматова в мае 1944 года, когда предложила ему написать «Фауста» ХХ века. И Борис Леонидович согласился. Только он написал не так, как от него ожидали, а по-своему. Ведь Юрий Живаго тоже, как и Фауст, недоволен собой, своей жизнью и стремится изменить ее. Но не путем заключения сделки с дьяволом, а кропотливой работой над своей душой и ее нравственным началом.

Нравственное начало в те непростые годы было необходимо как никогда. Время диктовало свои условия, но далеко не все стремились молча принять их. Пастернака терзало ощущение какой-то затравленности и бессилия. Репрессии, аресты, самоубийства. Невыносимо. «Ненасытная машина» поглощала все на своем пути, не оставляя шансов на выживание. Именно поэтому в «Докторе Живаго» вся жизнь главных героев буквально пронизана страданием, душевными муками, неизвестностью и бедностью. Однако Пастернак искренне верил, что «красное чудовище» рано или поздно умерит свой пыл и сменит гнев на милость. Но все было только хуже. Вскоре оно добралось и до самого Бориса Леонидовича. Партийное руководство стало активно душить литературу. Пастернак не был репрессирован, но в 1946 году в его адрес стали поступать предупреждения как поэту, не признающему «нашей идеологии». В официозное послевоенное искусство он не вписывался ни как поэт, ни как прозаик.

Несмотря на всё происходящее, напряженная работа над романом продолжалась. Заглавия сменяли одно за другим: «Смерти не будет», «Мальчики и девочки», «Иннокентий Дудоров». Юрий Андреевич мог оказаться доктором Живультом. Интересно, что в романе нашли отражение и личные связи Пастернака. Прототипом Лары становится Ольга Ивинская, к которой автор испытывал нежные чувства.

Публицистическая судьба книги

«Через тернии к звездам». Этой фразой можно описать тот непростой путь, который проделал роман, чтобы оказаться в руках у его многочисленных читателей. Почему? Пастернаку отказали в публикации книги. Однако в 1957 году она была издана в Италии. В Советском Союзе ее опубликовали только в 1988 году, когда автор уже не мог узнать об этом.

История романа «Доктор Живаго» в некотором смысле особая. В 1958-м году Борис Леонидович был номинирован на Нобелевскую премию, от которой отказался. Кроме того, на публикацию книги был наложен запрет, и это еще больше подогрело интерес к произведению. Читатели ожидали от романа чего-то особенного. Но позже их постигло разочарование. Этого не скрывали даже близкие друзья Бориса Пастернака, среди которых были и довольно известные писатели А. И. Солженицын и Анна Ахматова, которая бросила реплику, посеявшую между поэтами отчуждение.

Жанр романа «Доктор Живаго»

Определить однозначно жанр романа сложно. Произведение можно считать автобиографичным, так как в нем имели место быть основные вехи жизни писателя. Можно смело утверждать, что оказавшийся в водовороте происходящих событий и тонко ощущающий окружающий мир во всех его изменениях и вибрациях герой романа – это второе «я» Бориса Пастернака.

В то же время роман является и философским, так как вопросы бытия занимают в нём не последнее место.

Произведение интересно и с исторической точки зрения. Пастернак соотносит свой роман с правдивой картиной жизни. «Доктор Живаго» - Россия, показанная нам такою, какая она есть на самом деле. С этой точки зрения книга художника – традиционное реалистическое произведение, раскрывающее историческую эпоху через судьбы отдельных людей.

По своей же метафоричности, образности, символике и поэтике «Доктор Живаго» — роман в стихах и прозе.

Для большинства — это «любовный роман» с занимательным сюжетом.

Таким образом, перед нами многожанровый роман.

Композиция «Доктора Живаго»

Как только мы начинаем знакомство с книгой, то с первой же главы сознание ставит галочку напротив пункта «структурные элементы композиции». Один из них – тетрадь главного героя, ставшая гармоничным продолжением его прозаического начала. Стихи подтверждают трагедийность восприятия действительности автором и доктором Живаго, обнаруживают преодоление трагедии в творчестве.

Важная композиционная черта романа – нагромождение случайных встреч, неожиданных поворотов судьбы, различных совпадений и стечений обстоятельств. Героям романа зачастую кажется, что подобные жизненные виражи в принципе невозможны и невероятны, что это какой-нибудь сон, мираж, который исчезнет как только они откроют глаза. Но нет. Все реально. Примечательно, что без этого действие романа не могло бы развиваться вовсе. «Поэтика совпадений» не зря заявляет о себе. Она обоснована художественным своеобразием произведения и мироощущением автора, стремящегося как можно точнее передать читателю свое видение той или иной ситуации.

Кроме того, в структуре романа действует принцип кинематографического монтажа, подбора независимых сцен — кадров. Фабула романа строится не на знакомстве героев и дальнейшем развитии их отношений, а на скрещении параллельных и независимо развивающихся судеб.

Темы романа Пастернака

Тема пути – еще одна из ведущих в романе. Один сбивается с этого пути и уходит в сторону, а дугой обретает здесь духовное возмужание, обрекая себя на трудные раздумья в одиночестве. К кому из них относится Живаго? Ко второму. Бегство доктора из полузамерзшей голодной Москвы на Урал – шаг вынужденный. Отправляясь в путь, Юрий не ощущает себя жертвой. Он чувствует, что найдет истину и откроет сокровенную правду о себе. Так и происходит. Творческий дар, подлинная любовь и жизненная философия – вот что получает человек, который вырвался за рамки своего сознания, покинул «тихую гавань», не побоявшись отправиться в неизведанное.

Автор возвращает нас к ещё одной стороне реальности – к человеку, возвышая любовь как одно из самых прекрасных явлений жизни. Тема любви – еще одна тема романа. Он буквально пронизан любовью: к детям, к семье, друг к другу и к Родине.

Темы, заявленные в романе, нельзя разделить. Они похожи на искусное плетение, которое тут же разрушится, если убрать хотя бы одну ниточку. Природа, любовь, судьба и путь словно кружатся в изящном танце, который дает нам понимание гениальности этого романа.

Проблемы в романе

Одна из основных проблем в романе - судьба творческой личности в революции.

Стремление к правде повлекло за собой столкновение идеалов с реальностью. Творчество столкнулось с революционной действительностью и отчаянно защищалось. Люди были вынуждены отстаивать свое право на индивидуальность. Однако их стремление к творческой самобытности жестоко подавлялось и отбирало какую-либо надежду на освобождение.

Примечательно, что в тексте говорится о физической работе, как о настоящем творческом деле. Проблема красоты, философии женственности и даже «царственности» человека, занятого простым трудом, связана в первую очередь с образом Лары. В будничных хлопотах – у плиты или корыта — она поражает «дух захватывающей притягательностью». С восхищением вглядывается Пастернак в «красивые здоровые лица» «людей из народа», всю жизнь трудившихся на земле. Писателю удалось показать национальный характер героев. Они не просто любят, думают, действуют – во всех поступках проявляется их глубокая национальная укоренённость. Они даже разговаривают, «как разговаривают одни только русские люди в России».

С главными героями в произведении связана проблема любви. Эта любовь судьбоносная, предназначенная героям свыше, но сталкивающаяся с преградами в виде хаотичности и неустроенности окружающего мира.

Интеллигенция в романе «Доктор Живаго»

В душах русской интеллигенции того времени жила готовность к подвижничеству. Интеллигенция ожидала революцию, представляя ее достаточно отвлеченно, не осознавая, к каким последствиям она может привести.

Благодаря духовной жажде и стремлению постичь окружающий мир, Юрий Андреевич Живаго становится мыслителем и поэтом. В основе духовных идеалов героя лежит чудо: на протяжении всей своей жизни он так и не утратил способности воспринимать мир, жизнь человека и природу – как чудо! Всё – в жизни, и всё – жизнь, лишь она была, есть и будет. В этой философии два момента обращают на себя внимание и объясняют причины трагического положения дел героя в современном ему обществе: неопределённое положение Юрия и неприятие «насильственности». Убеждение, что «надо привлекать добром», не позволяло Живаго прибиться к какой-то из двух враждующих сторон, потому что в основе программ их деятельности лежало насилие.

Стрельников выведен в романе антиподом Живаго. Он является безжалостным, незаменимым резонером, готовым подтвердить своим весомым пролетарским словом любой, самый жестокий приговор. Его бесчеловечность представлялась чудом классовой сознательности, которая в итоге привела его к самоубийству.

Интеллигенция сыграла в формировании революционной действительности далеко не последнюю роль. Стремление к новизне, переменам и к смене правящего слоя стерло с лица земли ту тоненькую прослойку настоящей интеллигенции, которую составляли ученые, творческие деятели, инженеры и врачи. На их смену стали приходить новые «особи». Пастернак заметил, как в гнилостной атмосфере нэпа начал складываться новый привилегированный слой с претензией на интеллектуальную монополию и на преемственность по отношению к старой русской интеллигенции. Вернувшись в Москву, Юрий Живаго зарабатывал на жизнь пилкой дров у состоятельных людей. Однажды он зашёл за расчётом. На столе лежали книжечки Юрия Андреевича. Желая походить на интеллектуала, хозяин дома зачитывался сочинениями Живаго, а самого автора не удостоил и взглядом.

Революция и христианские мотивы

«Зерно не даст всхода, если не умрёт», — Пастернак любил эту евангельскую мудрость. Оказываясь в самом тяжёлом положении, человек всё равно лелеет надежду на возрождение.

По мнению многих исследователей, модель личности Б. Пастернака ориентирована на Христа. Юрий Живаго - не Христос, но «вековой прототип» отражен в его судьбе.

Для понимания романа необходимо разобраться в подходе автора к Евангелию и к революции. В Евангелии Борис Пастернак воспринял прежде всего любовь к ближнему, идею свободы личности и понимание жизни как жертвы. Именно с этими аксиомами оказалось несовместимо революционное мировоззрение, допускающее насилие.

В юности герою Пастернака революция казалась грозой, в ней чудилось «что-то евангельское» - по масштабности, по духовному наполнению. Стихийное революционное лето сменилось осенью распада. Кровавая солдатская революция пугает Юрия Живаго. Вопреки этому преклонение перед идеей революции прорывается искренним восхищением первыми декретами советской власти. Но он трезво глядит на происходящее, всё более убеждаясь, что реальность расходится с провозглашёнными лозунгами. Если вначале Живаго — врачу казалось оправданным хирургическое вмешательство ради исцеления общества, то, разочаровавшись, он видит, что из жизни исчезают любовь и сострадание, а стремление к истине подменяется заботами о пользе.

Герой мечется между двумя лагерями, отвергает насильственное подавление личности. Конфликт развивается между христианской и новой моралью, основанной на насилии. Юрий оказывается «ни в тех, ни в сих». Его отталкивают борцы своим фанатизмом. Ему кажется, что вне борьбы они не знают, чем заняться. Война же поглощает всю их сущность, и в ней нет места творчеству и не нужна истина.

Природа в произведении «Доктор Живаго»

Человек – часть природы. Мир природы в романе одушевлён и овеществлён. Он не возвышается над человеком, а как бы существует параллельно с ним: печалится и радуется, возбуждает и успокаивает, предупреждает о грозящих переменах.

Трагическая сцена похорон матери Юры открывает произведение. Природа вместе с людьми скорбит по хорошему человеку. Ветер поёт заунывную песню в унисон с прощальным пением похоронной процессии. И, когда Юрий Андреевич уходит из жизни, одни цветы становятся заменой «недостающего пения». Земля забирает «ушедшего» в мир иной.

Пейзаж в романе – это и живописная картина, рождающая в душе человека чувства восхищения, наслаждения прекрасной природой. «Не налюбуешься!» — как можно жить и не замечать этой красоты?

Любимый образ – Солнце, которое «застенчиво» освещает местность, являясь особой достопримечательностью. Или, «садящееся за домами», оно бросает красные мазки на предметы (флаг, следы крови), словно предупреждая о грозящей опасности. Другой обобщающий образ природы – спокойное высокое Небо, располагающее к серьёзным философским размышлениям, или, вспыхнув «розовым трепещущим огнём», сопереживающее событиям, происходящим в человеческом сообществе. Пейзаж уже не изображается, а действует.

Человек оценивается через природу, сравнение с ней позволяет составить более точную характеристику образа. Так Лара, с точки зрения других персонажей, «берёзовая роща с чистою травою и облаками».

Пейзажные зарисовки волнуют. Белые кувшинки на пруду, жёлтая акация, благоухающие ландышей, розовые гиацинты – всё это на страницах романа источает неповторимый аромат, который проникает в душу и наполняет её животрепещущим огнём.

Значение символики

Борис Пастернак – писатель тонкой душевной организации, живущий в согласии с природой и чувствующий нюансы жизни, умеющий наслаждаться каждым прожитым днём и принимающий всё происходящее как данное свыше. Человек, открывающий его КНИГУ, погружается в мир, наполненный звуками, красками, символами. Читатель будто перевоплощается в слушателя музыки, виртуозно исполняемой пианистом. Нет, это не торжественная музыка, звучащая в одной тональности. Мажор сменяется минором, атмосфера гармонии – атмосферой слома. Да, такова жизнь, и именно это её восприятие передаёт в романе художник. Как ему это удаётся?

Но на смену дню всегда приходит ночь, на смену теплу – холод. Холод, Ветер, Метель, Снегопад – неотъемлемая часть нашей жизни, важная составляющая, негативная сторона, с которой тоже надо научиться жить. Эти символы в романе Пастернака указывают на то, что окружающий человека мир может быть жестоким. Душевно необходимо готовить себя к этим трудностям.

Жизнь человека потому и прекрасна, что состоит не только из противоположностей, но и включает в себя множество самых разнообразных оттенков. Символом, олицетворяющим многообразие человеческих типов, является Лес, где в гармонии соседствуют самые разные представители животного и растительного мира.

Дорога, Путь – символы движения, стремления вперёд, символы познания неведомого, новых открытий. У каждого человека в жизни – своя Дорога, своя судьба. Важно, чтобы это не была дорога одиночества, которая непременно заводит в жизненный тупик. Важно, чтобы это был Путь, ведущий человека к Добру, Любви, Счастью.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Доктор Живаго»


Роман «Доктор Живаго» по жанру является философским, хотя он представляет несомненный интерес и с исторической точки зрения. В нем упоминаются такие важнейшие события русской истории начала XX века, как русско-японская война, Мерная мировая война, революция 1917 года, гражданская война, а также Великая Отечественная война.

Интересно, что Б.Л. Пастернак долго.искал название для своего романа. Первоначальными вариантами были названия «Смерти не будет», «Мальчики и девочки», «Иннокентий Ду-доров». Путь произведения к читателю не был прост. По идеологическим соображениям на родине писателю было отказано в публикации произведения. В 1957 году стараниями издателя Дж. Фельтринелли роман вышел в свет в Италии, а в 1958-м - автору была присуждена Нобелевская премия по литературе, от которой его вынудили отказаться. На родине писателя роман был опубликован лишь в 1988 году, поэтому о тносится к так называемой возвращенной литературе.

В центре произведения - судьба интеллигенции в революции. Главный герой произведения доктор Юрий Андреевич Живаго - человек творческий, философски осмысливающий окружающую действительность. Его фамилия не случайно сохраняет старинное окончание, которое словно свидетельствует

о присутствии на страницах романа «святаго живаго духа» («живаго» - старославянский вариант формы родительного падежа прилагательного «живой». Символично, что роман начинается сценой похорон матери Живаго, а заканчивается описанием похорон главного героя. Перед глазами читателей словно проходит судьба целого поколения. Образ Живаго олицетворяет, таким образом, идею ценности и уникальности человеческой жизни. Юрию Живаго противопоставлен на страницах романа Павел Антипов-Стрельников, человек, преданный идее. Его судьба в произведении складывается трагически. Если Живаго рассуждает о насущной значимости всего п каждого, то Стрельников мыслит абстрактными категориями. Однако в конечном счете и Стрельников, и Живаго оказываются жертвами революции. Революционные события в романе вообще воспринимаются спокойно только глухонемым попутчиком Живаго. Трагически складывается в романе судьба любимой женщины Ю. Живаго Лары, прототипом которой стала возлюбленная поэта О. Ивинская.

Б.Л. Пастернак использовал в романе интересный композиционный ход, расширяющий художественное пространство и усиливающий символическое звучание произведения. Это ставшая его органичной частью стихотворная тетрадь Юрия Живаго.

В романе много символических образов: метель, снегопад, свеча. Если свеча олицетворяет жизнь, то бури и метели связаны с темой невзгод и смерти.

В произведении также немало тонких пейзажных зарисовок, где Б.Л. Пастернак выступает автором, балансирующим на грани прозы и поэзии.

Важной темой в романе становится судьба Татьяны Живаго - дочери Юрия и Лары. На ее примере Б.Л. Пастернак показывает духовное обнищание людей, выросших в новую эпоху. Татьяна лишена глубины духовной жизни, которой обладали ее родители. Этот процесс нравственного и духовного оскудения России очень беспокоил Б.Л. Пастернака. Возможно, постановка этой проблемы явилась одной из причин того, что роман вызвал яростные нападки критики.




Top