Джазовые вокалисты. Лучшие джазовые исполнители, которые сделают ваш день

Джаз - одно из направлений музыки, возникшее в конце 19-го века на территории США в результате слияния культур Европы и Африки. Основными «тремя китами» джаза являются:

  • Полиритмия
  • Импровизация
  • Свинг

Исходя из этого становится ясным, что джазовый вокал подразумевает не только наличие идеального слуха и голоса, но и способность импровизировать. При этом немаловажным является подвижность голоса и способность гармонично видоизменять исполнение, связывая свое понимание мелодии с формой произведения. Также огромную роль в джазовом исполнении играет слаженное партнерство, выраженное в чутком понимании и схватывании на ходу импровизированного исполнения..

Родоначальниками «классического джаза» были Луис Армстронг, Билли Холидей, Бэсси Смит и др. Со временем стали появляться новые музыкальные стили, в основе которых всё же оставался джаз: блюз, соул, фанк и пр. Поэтому с развитием джаза заметно эволюционировала и методика обучения джазовому вокалу. Особое внимание уделяется не только подаче и фразировке, но и обучению основным приёмам, используемым в джазе.

Основные приемы джазового вокала:

  • Глиссандо
  • Гортанное (носовое) пение
  • Вибрации
  • Фальцет
  • Резкое изменение нот
  • Шепот и пр.

Кто может обучиться джазовому вокалу?

Первостепенно данному направлению стоит отдать предпочтение людям, которые имеют хотя бы первичное музыкальное образование, знающим возможности своего голоса. Но это не значит, что новичку здесь не место. Если вы любите джаз, то никто не смеет стоять на вашем пути. Джаз – это мир познания своего голоса, джаз – это импровизация и эмоциональный выплеск своего понимания музыки. Педагоги по вокалу легендарной Школы рок-музыки “Красный Химик” смогут претворить ваши желания в жизнь, раскрыв все возможности вашего голоса, научат основным вокальным приёмам и раскроют все секреты вокального мастерства. Возрастных ограничений для обучения вокалу в Школе «Красный Химик» нет.

Курс джаз-вокала состоит из:

  • Изучения теории стиля «джаз»
  • Постановки голоса и дыхания
  • Развития четкой дикции и артикуляции
  • Раскрытия секретов и приемов джаз-вокала
  • Изучения упражнений для повышения выносливости голосового аппарата
  • Расширения диапазона
  • Публичные выступления и вокал-импровизация
  • Раскрепощение и развитие эмоциональной свободы и пр.

Почему джазовый вокал лучше изучать именно в школе «Красный Химик»?

В штат преподавателей нашей школы входят профессионалы, активно занимающиеся певческой деятельностью. Школа «Красный Химик» и её преподаватели отмечены с лучшей стороны методистами из (Российской Академии музыки им. Гнесиных). Большая часть наших учеников после пройденных курсов поступают на вокальные факультеты ведущих музыкальных учебных заведений. Наши преподаватели не только поднимут ваш профессиональный уровень, но и сделают всё, чтобы вы смогли заниматься в дальнейшем концертной и студийной деятельностью.

Стоимость обучения в месяц составляет 9000 рублей: это 4 урока практического вокала и 4 урока теории музыки и сольфеджио. Занятия проходят как индивидуально, так и в группах. Одно практическое занятие вы получаете в подарок при оплате первого месяца.

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Хотите попробовать?

Да, хочу!

Наши выпускники

солистка группы "Слот"

Дария Ставрович (Нуки) родилась в семье преподавателя и врача 1.02.1986-го года (г. Вельск, Архангельская обл.). Школу Дария оканчивала в Арзамасе, после чего поступила в Нижегородское музучилище. По приезду в Москву Ставрович окончила школу вокала «Красный Химик», где ей уроки преподавал Арнольд Манукян.

Алина Перова родилась 15.03.1982 года в Нижнем Новгороде. Всю свою сознательную жизнь Алина связывала с музыкой, считая сцену своеобразным наркотиком. Постоянно работая над собой и своими навыками, Алина перебралась в Москву, где продолжила свое обучение. Одним из заведений, где Алина брала уроки вокала, стала школа «Красный Химик». Ее преподавателем был Арнольд Манукян.

Ранэль Богданов появился на свет 26.04.2005-го года в г.Казань. С раннего детства у мальчика был выражен хороший слух, поэтому родители занялись его музыкальным воспитанием. Ранэль в 2014-м году принял участие в фестивале «Детская Новая волна», где стал четвертьфиналистом. До этого принимал участие в различных российских и международных музыкальных конкурсах, где не единожды становился победителем.

Специфика джазового вокального исполнительства (общие тенденции)

Специфика джазового вокала в сравнении с академическим пением проявляется в различных требованиях к голосу, технике и эстетике исполнения.

В академическом пении выдвигаются определенные, достаточно жесткие требования к характеристикам голоса певца. Прежде всего, певец должен обладать диапазоном не менее двух октав (на начальном этапе развития). Академические голоса классифицируют по тембрально-тесситурным характеристикам: сопрано, меццо-сопрано, контральто, тенор, баритон, бас). Каждый голос должен соответствовать определенным требования к диапазону, соответственно которым композиторы пишут вокальные произведения. Профессиональный голос должен также обладать тембральной красотой, красочностью, достаточной силой.

В джазовом вокале разделений голосов по тембрально-тесситурным характеристикам нет (различают высокий/низкий, мужской/женский), также как и жёстких требований к диапазону. Наличие широкого диапазона приветствуется (Элла Фитцджеральд - более двух октав), но не обязательно (Билли Холидэй - октава). В джазе говорят о наличии у певца специфического «джазового тембра», однако отсутствие такового не является признаком непригодности певца к джазовому пению. Более приемлемыми, например, считаются низкие женские голоса, но певицы со светлыми высокими голосами также добиваются в джазе признания (Барбара Стрэйзанд, вокалистки «Real Group»). Тембр голоса, не подходящий для академического пения, может найти применение в джазе: здесь свои законы красоты. Сила голоса для джазовых вокалистов также не является непременным критерием (благодаря микрофонному пению).

Требования к технике исполнения и технические приемы. Академическое пение прикрытое, требует округления звука. Голос на всех участках диапазона должен звучать ровно как тембрально, так и динамически. Академические певцы пользуются головным и грудным резонаторами, их смешением в среднем участке диапазона. Таким образом, регистры сглаживаются и переход между ними не слышен. Недопустимо горловое и носовое пение. Важнейшее профессиональное качество - наличие кантилены - связного звучания, когда звуки «перетекают» из одного в другой. Выступления с большим симфоническим оркестром в концертных залах требуют создания в голосовом аппарате условий, способствующих большей звучности. Все академические певцы поют практически в одной манере, так как имеют единые и достаточно определенные критерии звучания голоса . Существует две группы технических приемов, используемых в академическом вокальном искусстве: 1) применяемые по желанию композитора (глиссандо, трели, форшлаги и т. д.); 2) применяемые по усмотрению вокалиста-интерпретатора (как, например, портаменто (portamento) - плавный скользящий переход от одного звука к другому). Мужчины в качестве дополнительной краски пользуются фальцетным пением, что для женщин является неприемлемым. Для исполнения речитативов в операх используется такой прием, как декламация - пение в разговорной манере.

Джазовое пение изначально более открытое и свободное, чем академическое. Открытость звучания объясняется, скорее всего, открытым звучанием родной для джаза английской речи и особенностями голосового аппарата певцов-афроамериканцев. Джазовый вокал не культивирует сглаженности регистров, напротив, контрастность звучания голоса в разных регистрах является дополнительной краской. Пение в низкой тесситуре сопровождается усиленным подчеркиванием грудного тембра, несколько глухого и грубого. В звучании среднего и верхнего регистров допускаются горловые призвуки, фальцет. Основная сложность пения в джазовой манере заключается в необходимости часто (иногда в пределах одной фразы) менять технику звукообразования. Для академических певцов напротив важно применять одинаковую технику звукообразования в пределах всего произведения. Каждый джазовый певец старается выработать индивидуальную манеру пения, несхожую с манерой других певцов, для чего в полной мере использует особенности собственного голоса. Джазисты не только не устраняют, но порой преувеличивают те голосовые черты, которые с точки зрения академического пения считаются недостатками: хрипотца, сипение, частичное несмыкание связок, несглаженность регистров, горловое и носовое звучание, отсутствие кантилены, неестественная преувеличенная вибрация.

Палитра технических приемов джазового вокала обширна. Глиссандо и портаменто применяются очень широко и зависят только от певца. Фальцетное пение, вызывающее ощущение неопёртого, воздушного звучания, распространяется на все регистры голоса, применяется как мужчинами так и женщинами. Часто фальцет комбинируется с «придавленным» гортанным звучанием, что придает пению динамическую и тембровую контрастность. Носовые призвуки также не отвергаются джазистами: нарочито гнусавое звучание часто применяется в качестве имитации некоторых инструментов. Наряду с шепотом и говорком, применяется смех, плач, стоны и так называемые «шаутс» и «холлерс» эффекты - омузыкаленные выкрики, характерные для негритянской манеры пения, абсолютно свободные в мелодико-интонационном отношении . Особенности исполнительского воплощения. Вокалисты, как джазовые, так и академические, интерпретируя тот или иной музыкальный материал и подчиняясь законам исполняемой музыки, преследуют различные цели. Вокальное академическое искусство в известной мере консервативно. Однако нельзя сказать, что академической музыке чуждо развитие. Взгляды на эстетику пения были различными в разные эпохи.

Например, в XIX веке практиковалось пение несглаженными регистрами. Разнились в отношении вокала и национальные школы. Были периоды, а на сегодняшний день существуют стили и жанры, для которых характерна «инструментальная» трактовка голоса, когда от певца требуется развитая, почти инструментальная техника исполнения, приглушаются собственно певческие черты. Неизменным является следующее:

1) академический вокалист обязан наиболее точно воплотить замысел композитора, зафиксированный в нотном тексте. Элементы импровизации присутствовали лишь в ариях da capo XVII-XVIII вв. и отчасти операх XIX в.;

2) важными приоритетами академического пения являются его эстетическая красота, техническое совершенство (отсюда и жёсткие требования к голосу, технике, необходимость постановки голоса);

3) словесно-поэтическая сторона академического вокального произведения также важна, как и музыкальная.

Особенности джазовой вокальной интерпретации заключаются в следующем:

1) джазовые вокалисты - это, прежде всего, импровизаторы и интерпретаторы. Свобода вокалиста не ограничена нотным текстом и указаниями композитора (в определенном смысле сам певец является автором);

2) в джазовом вокале мало значения придают красоте звучания голоса, но стремятся добиться интересной джазовой фразировки, особой интонации, ритмики, свинга, т. е. как можно ярче в своем пении передать специфику джаза;

3) джазовый вокал более «инструментален», чем академический. Вокалисты чаще идут не путем противопоставления голоса и инструмента, а, наоборот, путем подражания инструментальным приемам и звучанию;

4) Инструментальность пения стала причиной формального отношения к поэтическому тексту либо отказа от него. Существует немало примеров исполнения целых композиций посредством одного лишь скэта, т. е. без текста.

Академическое пение

Джазовое пение

диапазон не менее двух октав

диапазон значения не имеет;

желательно наличие оригинального, узнаваемого тембра

Требования к технике исполнения

манера звучания «прикрытая», купольная, округлая

регистровый механизм предполагает смешанное прикрытое звучание с плавным переходом от грудного резонирования к головному. Регистровая смена на переходных нотах незаметна, используется единый тембр и механизм. Хорошо выражено головное резонирование, полетность. обязательно наличие кантилены фальцет допустим только у мужчин Недопустимо горловые и носовые призвуки требуется создания в голосовом аппарате условий, способствующих большей звучности.

практически единая манера пения у различных (ввиду наличия достаточно определённых критериев звучания голоса)

манера пения «открытая», свободная;

не культивируется сглаженность регистров, напротив, контрастность звучания голоса в разных регистрах является дополнительной краской. Сложность джазового пения заключается в необходимости часто (иногда в пределах одной фразы) менять технику звукообразования;

допустимы хрипотца, сипение, частичное несмыкание связок, горловое и носовое звучание, преувеличенное вибрато или его отсутствие, применение фальцетной техники у мужчин и женщин;

стремление к выработке индивидуальной манеры пения

Технические приемы

применяемые по предписанию композитора (глиссандо, трели, форшлаги и т. д.);

применяемые по усмотрению вокалиста-интерпретатора (portamento, фальцет) Декламация - пение в разговорной манере.

Glissando, portamento, фальцетное пение, резкая смена регистров, «шаутс» и «холлерс» эффекты, горловое звучание, носовые призвуки, шепот, говорок, смех, плач, стоны.

Особенности исполнительского воплощения

академический вокалист обязан наиболее точно воплотить замысел композитора;

среди приоритетов - эстетическая красота пения, техническое совершенство (отсюда и жесткие требования к голосу, технике, необходимость постановки голоса);

поэтическая сторона вокального произведения также важна, как и музыкальная.

свобода интерпретации джазового вокалиста не ограничена нотным текстом и указаниями композитора;

джазовый вокал более «инструментален», чем академический. Вокалисты чаще идут не путём противопоставления голоса и инструмента, а, наоборот, путем подражания инструментальным приемам и звучанию (скэт) инструментальность пения стала причиной формального отношения к поэтическому тексту.

Специфические черты джазового вокала, формировавшиеся в процессе его исторического развития, укрепились и еще более углубились с приходом бибопа. Изначально инструментальное направление, бибоп внес свои коррективы и в развитие не только инструментального, но и вокального джаза.

«Джаз - это жизнь… Джаз - это стиль… Джаз - это свобода…» И конечно, джазовый вокал невозможен без вокальной импровизации! Уроки джазового вокала в нашей ассоциации помогут вам овладеть всеми необходимыми вокальными приемами и добиться успеха в исполнении джазовой музыки! На современной эстраде часто эстрадный и джазовый вокал тесно переплетены друг с другом, поскольку в эстрадную популярную музыку часто привносятся элементы джазовой музыки. Настоящий джазовый вокал тесно связан с традиционным джазом афроамериканского происхождения и латиноамериканского. Джазовый вокалист должен иметь сильный голос с большим рабочим диапазоном, хорошо развитый мелодический и гармонический слух, должен владеть искусством вокальной импровизации и различными приемами звукоизвлечения, свойственными джазовому вокалу.

Ближайшие концертные мероприятия уже в декабре и январе в концертных залах и клубах Москвы !

Записывайтесь на занятия! Вы еще успеете подготовиться к выступлению!


Джазовая вокальная импровизация

Импровизация - это неотъемлемая составляющая джазовой музыки. Без импровизации нет джаза. Поэтому далеко не все вокалисты берутся за исполнение джазовых композиций. Сама по себе импровизация строится на знании гармонических последовательностей и умении использовать различные мелодические и ритмические варианты на их основе.

Джазовой же вокальной импровизации свойственна имитация инструментальных приемов исполнения. Говоря простым языком, копирование звучания и техники исполнения на различных инструментах джаз-банда. Отсюда высокие требования, предъявляемые к мастерству джазового вокалиста. Джазовый вокал предполагает наличие подвижного голоса у певца, способного точно повторять (имитировать) партию инструмента и быстро интонировать. Джазовым вокалистам мы рекомендуем помимо уроков джазового вокала посещать уроки джазовой гармонии и уроки джазовой импровизации.

Постановка дыхания на уроке джазового вокала

Правильная постановка дыхания - это тот фундамент, на котором можно построить здание в любом архитектурном стиле или выстроить голос для пения в различных музыкальных направлениях: эстрадный вокал, джазовый вокал, классический вокал и т.д. Если вы слышите сильный объемный голос у певца, то это не столько природные данные, сколько хорошая постановка дыхания. Именно такие голоса нам запоминаются, способны воздействовать на нас, и мы хотим подражать им.

Чем отличается постановка голоса для джазового вокала от постановки голоса для других видов пения, вы можете прочитать здесь. Упражнения, развивающие голос для джазового пения, и упражнения, подготавливающие голос к эстрадному пению или академическому вокалу, — по сути одни и те же. Разница в том, что на уроке джазового вокала преподаватель для распевок использует не только всем хорошо знакомый мажорный и минорный звукоряд из классической гармонии, но и блюзовую гамму с характерными для нее гармониями. Кроме того, в разных видах вокала используется разная подача звука, разные приемы звукоизвлечения.

Без специального тренинга вы не сможете развить диапазон голоса и освоить различные вокальные техники пения. А значит, сможете петь только самые простые джазовые композиции при условии, что тональность песни вам удобна, диапазон мелодии маленький и манера исполнения - полуречитативная. Полноценный же джазовый вокал подразумевает сильный развитый голос вокалиста с большой технической свободой исполнения и умением импровизировать (см. Джазовая вокальная импровизация).

Часто на первом этапе обучения джазовому вокалу наши ученики, нацеленные на профессиональное развитие, занимаются постановкой голоса с академического вокала. Ведь выступая на театральной сцене, академическим певцам приходится петь без микрофона в сопровождении большого симфонического оркестра. В таком режиме пения ваш голос выдержит нагрузку, только если на уроках джазового вокала вы его правильно тренировали.

Для джазового вокалиста, впрочем, как и для хорошего эстрадного певца, огромное значение имеет правильная постановка голоса. Именно поэтому мы рекомендуем нашим ученикам на уроках джазового вокала большую часть времени петь без микрофона, чтобы правильно настроить дыхательно-голосовой аппарат, чтобы вашему голосу не страшны были любые нагрузки и любые условия пения. Подробно о постановке голоса и постановке дыхания вы можете прочитать на странице .

Нужно ли развивать слух для занятий джазовым вокалом?

Если у вас неразвитый музыкальный слух, вам нужно развивать его независимо от того, каким именно вокалом вы собираетесь заниматься: эстрадным вокалом, джазовым вокалом, народным вокалом, академическим вокалом. Всем нам понятно, что если мы не попадаем в ноты, не можем повторить мелодию точно, то и хорошего пения не получится.

Если вы занимаетесь вокалом для себя, хотите петь караоке, то вам необязательно проходить целый курс сольфеджио (освоение музыкальной грамоты). Достаточно просто вокального сольфеджио, с помощью которого вы разовьете устойчивую координацию между слухом и голосом.

В том случае же если вы хотите профессионально заниматься джазовым вокалом, вам обязательно нужно осваивать , и мелодический, и гармонический. Подробно об этом читайте на страницах Музыкальная грамота и Развитие слуха.

Как строится урок джазового вокала

После усвоения основополагающих принципов джазового пения вы начинаете разучивать репертуар, который вам хотелось бы петь и который вам поможет в освоении техники джазового пения. На уроках джазового вокала вы будете осваивать композиции Гершвина, музыку Голливуда, латиноамериканский джаз и другие современные джазовые композиции. Освоение репертуара по джазовому вокалу происходит с использованием минусовых фонограмм, а также под живой аккомпанемент. Теперь у нас вы можете заниматься вокалом дешевле!

Работа с микрофоном

Выступления на концертах

Джазовый репертуар пользуется большой популярностью у публики. Поэтому наши учащиеся выступают на наших концертах, посвященных исполнению джазовой музыки. Концертное выступление - важный этап обучения джазовому вокалу. Вы получите незаменимый опыт публичных выступлений и проверите на прочность себя и результат .

Стоимость занятий начинается от 600 рублей за 60 минут. На стоимость влияют опыт репетитора, необходимость выезда к ученику и нужный вам уровень знаний.

Некоторые репетиторы проводят бесплатное ознакомительное занятие, дают скидку, если вы заплатите вперед за несколько занятий или готовы заниматься в мини‑группе.

600

2200

средняя цена
за час занятий

3700+

Преподаватель джазового вокала - отзывы

218

Плюсы: Не хочется писать о Татьяне Васильевне формальных слов:"пунктуальная","опытная"и "доброжелательная".Они мало что могут рассказать о ней.Татьяна Васильевна приходила заниматься с дочерью 9 лет классическим вокалом.Приятно,что она хотела научить,а не культурно просидеть время занятий.Дело в том,что музыкальная школа особых знаний не дает.И дочка так и не умела дирижировать,читать с листа и петь по нотам.Татьяна Васильевна выявила ее слабые стороны и стала работать над ними.Учила...

дирижировать,правильно открывать рот,петь по нотам и слушать себя.Разбирала ошибки и показывала правильный вариант пения.Не жалела своего певческого таланта и много раз показывала,как должна звучать нота.На занятии они многое успевали отработать.Педагог сама подбирала учебный материал:Вокализ,Песню,а не работала со стандартным сборником упражнений. Минусы: Нет Описание: Возможно,ЭТОТ ОТЗЫВ ПОМОЖЕТ СДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР УЧЕНИКАМ И РОДИТЕЛЯМ В ВЫБОРЕ УЧИТЕЛЯ.

Оценка 5

Наталья , Красногорск

Услуги заказа: Вокал. Академический вокал.

1250

Педагог понравилась мне своим отношением, характером и профессионализмом. Мы больше занимались джазовым вокалом, скорее даже смесь с поп-музыкой. Елена Анатольевна была всегда пунктуальна, с ней не возникало никаких проблем. Мы занимались различными упражнениями на дыхание. Безусловно, у меня есть улучшение в голосе.

Оценка 5

Юлия , м. Алтуфьево, Чистые пруды

Услуги заказа: Вокал. Академический вокал. Джазовый вокал.

1000

Так случилось, что отзыв о Марине Владимировне я пишу, спустя 8 месяцев от начала занятий. Вокалом занимаюсь более 5-ти лет, пришлось сменить 6 педагогов. То, что я занимаюсь сейчас именно у Марины Владимировны – Большая Удача для меня. Это педагог, который с первого занятия дает установку на Успех, на Развитие. Это очень требовательный, высококлассный, профессиональный суперпедагог. И очень красивая женщина, и прекрасный человек!!! По приходу к Марине Владимировне я имела...

целью: раскрыть свои голосовые данные, не бояться петь на людях, научиться правильному дыханию, да и просто петь, наслаждаясь своим голосом, доставляя радость себе и другим людям. В первые же месяцы занятий стали видны (вернее, слышны))) результаты. Марина Владимировна кропотливо, с терпением, любовью и верой в меня ведет в те тонкости вокального мастерства, о которых я даже и мечтать боялась!!! Голос крепнет, разрабатываются мышцы, отвечающие за правильную постановку голоса, исчезают страхи, внутренние блоки и зажимы, мешающие раскрыться голосу. Я начинаю понимать и чувствовать, как работает мое тело при пении. Деление урока на 3 части: распевка, работа с вокализом, работа над репертуаром, - даёт ощутимые результаты. Каждое занятие открывается и разрабатывается что-то новое в вокальном мастерстве. Марина Владимировна с великим терпением показывает и объясняет, как надо правильно выполнить то, что не получилось. Она подбирает такую ассоциацию, которая поможет верно взять нужную ноту, букву. Огромное значение уделяется правильному дыханию: как дышать, чем дышать, куда дышать; учимся петь так, чтобы все тело работало и чувствовало весь процесс пения. Занятия проходят очень плодотворно, радостно, насыщенно. У меня огромный стимул научиться всему, что я смогу впитать в себя! Я очень рекомендую всем, кто хочет раскрыть свой голос, свои вокальные способности; всем, кто хочет профессионально развиваться, как певец, вокалист, - обратиться за помощью именно к Ефановой Марине Владимировне. Она точно знает, как Вам помочь!!!

Оценка 5+

Музыка бывает как инструментальной, так и вокальной, но исторически первым инструментом человека, несомненно, был его голос.

В джазе существуют свои особенности пения, которые постепенно менялись параллельно с общей эволюцией джаза. Джазовый вокал является одним из важнейших средств джазовой выразительности. Вначале участие человеческого голоса в джазе было несколько аномальным явлением, т.к. вместо свободной импровизации (как у инструменталиста) исполнитель имел лишь образец текста. Тем не менее, они (голос и музыка)могут быть эквиваленты - например, джаз и пение Луиса Армстронга, с которого в 20-х г.г. фактически и начался джазовый вокал (недаром известная историческая книга, посвященная знаменитым джазовым певцам и певицам Америки, так и называется - "Дети Луиса", 1984 г.).

Хотя в действительности и не существует строгой формулировки джазового вокала, но если назвать его наиболее отличительные характеристики, тогда будет понятно, о чем идет речь, что же находится в центре (но при этом, как и любую музыку, его, главным образом, надо слушать, что и делают джазовые певцы, учась друг у друга).

Джазовый вокал определяется индвидуальными качествами певца (как и музыканта), сюда относятся джазовая манера исполнения, характерные вокальные тембры, уникальные тональные качества и сверх того - джазовая фразировка, джазовая "атака".

Со временем в процессе развития джазовой музыки вокалисты все чаще старались подражать в своих импровизациях нструменталиастам, что наиболее ярко проявилось в манере так называемого "скэт-пения" (т.е. фонетической импровизации, когда исполнитель использует не слова или фразы, а просто отдельные слоги).
Пение "фонемами" также является важнейшей отличительной чертой джазового вокала.Начало "скэту" положил, как гласит история, еще в 1926 г. все тот же Луис Армстронг, будучи как певцом, так и инструменталистом, поскольку на своей трубе он исполнял практически те же ноты и фразы что и пел, и наоборот.

В течение 40-х гг., в связи с появлением стиля "боп", джазовое пение значительно усложнилось, получив название - "боп-скэт", чему немало способствовала Элла Фитцджералд.

Исторически специфика джазового вокала во многом определяется его связью с фольклором североамериканских негров, и прежде всего с блюзом. Поэтому для него характерно расширение средств выразительности по сравнению с традиционной европейской техникой, проявляющееся в использовании глиссандо, фальцета, вибрации, носовых гортанных звуков, шепота или резкого форсирования нот, а также и других внешних звуковых эффектов.


Блюз имел как духовные, так и светские корни в истории афроамериканского вокала, однако теперь первые блюзовые певцы из народа отличаются от современных джазовых вокалистов, как лачуга бедняка от виллы в Голливуде.

Но и весь современный джазовый вокал по-прежнему неразрывно связан с блюзом, который красной нитью проходит через всю историю джаза и является его краеугольным камнем. На протяжении многих десятилетий нашего века в джазе были (и есть) тысячи вокалистов (певиц и певцов), как и нструменталистов, поэтому упомянуть всех их нереально и невозможно даже в самой полной "Энциклопедии джаза". Назовем хотя бы несколько имен.

После великой Бесси Смит (20-е годы), "императрицы блюза", не менее великой джазовой певицей считалась Билли Холидэй, пример для подражания всех последующих поколений и первый эталон джазового вокала (1915-1959).

Затем долгие годы "Первой леди джаза" была несравненная Элла Фитцджералд(1918-1996).

Особое положение занимала неподражаемая джазовая певица Сара Воэн (1924-1990), и это была такая певица, которые вообще появляются на свет, возможно, раз в сто или более лет.

Великолепнейшей вокалисткой была белая певица Анита 0`Дэй, выступавшая с оркестрами Джина Крупы, Стэна Кентона и другими большими и малыми составами (р.1919), а также уникальная "звезда" госпелс (евангельских песнопений) Махелия Джексон (1911-1972).

Среди певцов-мужчин, стоявших (независимо от Луиса Армстронга) как у истоков джазового вокала, так и популярной музыки Америки в целом, в первую очередь следует назвать великого "крунера" Бинга Кросби (1904-1977) - очевидно, самого знаменитого вокалиста страны с конца 20-х и до конца 70-х г.г. Но уже в начале 40-х на почетном пьедестале славы его заметно потеснил тогда еще молодой Фрэнк Синатра (1915-1998) по прозвищу "Голос", эпоха которого продолжалась вплоть до его 80-летнего юбилея.

Это был действительно выдаюшийся певец, который установил новые стандарты современного вокала. Поистине уникальной личностью как в джазе, так и в популярной музыке являлся негритянский пианист и вокалист Нэт "Кинг" Коул (1917-1965), дочь которого Натали Koул теперь стала также известной певицей со своими собственными заслугами.

Всему миру знаком и Рэй Чарльз (1932-2004) как исполнитель ритм-энд-блюза, госпел, кантри, соул-музыки, джаза и популярных песен, пианист, органист и вокалист, летом 1994 г. побывавший на гастролях в Москве. И столь же несравненным вокалистом долгие годы oставался Джо Уильямс (1918-1999), исполнитель современного блюза и джазовых стандартов, в основном с оркестром Каунта Бэйси.

В истории джазового вокала XX века существовали также многочисленные вокальные ансамбли и группы (т.е. трио, квартеты и т.д., однородные или смешанные), которые вначале не были непосредственно частью джаза. Тогда это были обычно группы, исполнявшие современные популярные песни. Но в последующие годы тенденция таких групп включать в свой состав профессиональных джазменов значительно повысила уровень гармонической сущности их исполнений.

Эти группы постепенно полностью постигли голосовую фразировку приемов в манере современного джаза и были приняты на равных правах в джазовых кругах, тогда как их предшественники были больше связаны с областью популярной музыки (как сами по себе, так и через биг-бэнды).

В хронологическом порядке такими составами были женские окальные группы - трио сестер Босвелл (с 1931 г.), затем трио сестер Эндрьюз, трио сестер МакГайр, квартет сестер Кларк (выступавший с оркестром Томми Дорси в 40-е годы под названием "Сентименталисты"), квартет сестер Кинг.

Среди ранних мужских ансамблей наиболее знаменитыми были братья Миллс (негритянский вокальный квартет с гитарой) в 30-х и 40-х, в начале 50-х - квартет "Фоур Фрешмэн" и с середины 50-х - квартет "Хай-Лос". Огромный интерес вызвало появление в 1958 г. новой, несомненно, джазовой группы - смешанного вокального трио Лэмберт - Хендрикс - Росс, впервые выпустившего пластинку с использованием наложения записи техническим способом.
Необходимо упомянуть уникальную французскую группу "Свингл сингерс" из 8-ми человек (что-то вроде "третьего течения", которые пели темы И.С.Баха в сопровождении баса и ударных). Сейчас существуют вокальные ансамбли как более популярного направления (хор Рэя Конниффа из 16 человек), так и чисто джазовые - квартеты "Сингерс Анлимитед", "Манхэттен Трансфер" и т.д.




Top