Джентльмены удачи черно белый. Интересные факты о фильме «Джентльмены удачи

«Джентльме?ны уда?чи» - советский односерийный художественный фильм, снятый в 1971 году режиссёром Александром Серым. Один из культовых советских фильмов, лидер советского кинопроката в 1972 году - свыше 65 миллионов зрителей. Предлагаем вам online просмотр этого замечательного фильма.

О фильме

История создания
  • Съёмки фильма начались в декабре 1970 года.
  • Режиссёр фильма Александр Серый сам бывал в местах заключения и уголовный жаргон знал не понаслышке. Один из сценаристов фильма, Георгий Данелия, решил помочь коллеге, недавно вернувшемуся из-за решётки, в творчестве и совместно с Викторией Токаревой написал сценарий и получил добро на съёмки в Госкино. Также он принял активное участие в подборе актёров и съёмках фильма. Свою роль в создании фильма Георгий Данелия охарактеризовал как «художественный руководитель», хотя режиссёром оставался Александр Серый.
  • Милиция отнеслась к сценарию будущего фильма в целом благосклонно, но попросила избавиться от настоящего бандитского жаргона. Пришлось придумывать собственный «уголовный» лексикон.
  • Картина имела успех в прокате и стала популярной. Многие реплики из фильма стали крылатыми фразами.
Сюжет

В Средней Азии трое преступников похищают золотой шлем Александра Македонского с места раскопок археологической экспедиции. Заявив в Москве в милицию, глава экспедиции профессор Мальцев (Эраст Гарин) случайно сталкивается в автобусе с человеком, как две капли воды похожим на главаря преступников - бандита по кличке «Доцент». Им оказывается милейший человек, заведующий детским садом Евгений Иванович Трошкин (Евгений Леонов), участник Великой Отечественной войны, талантливый педагог и неплохой артист. Недоразумение тут же разъясняется, но о Трошкине вспоминают позже: всех троих воров поймали и осудили, но шлема у них не нашли. Сотрудники милиции уговаривают заведующего детсадом воспользоваться сходством с целью найти похищенный шлем. Трошкин долго не соглашается, но крайне настойчивые сотрудники милиции и лично профессор Мальцев в конце концов переубеждают его…

Трошкин направляется в Среднюю Азию, в одну из колоний, где сидят его «подельники» - Косой и Хмырь. Лже-Доцент, по легенде, ударился головой и частично потерял память: забыл, где спрятан шлем. Но вот беда - Косой и Хмырь мало что знают о связях и планах Доцента. Не являясь москвичами, при всём желании они не могут назвать места, где побывал Доцент и где они в последний раз видели шлем. Надо ехать в Москву, «показывать пальцем». Сотрудники милиции готовят «побег» для троицы, далее Трошкин должен привезти их в Москву, чтобы там продолжить «работу» на месте. Вместе с троицей убегает ещё один заключённый («Все побежали - и я побежал!»), мелкий расхититель социалистической собственности из Средней Азии Василий Алибабаевич. Его приходится взять с собой. Но побег идёт не по плану: заключённые сворачивают не туда и едут в цистерне с жидким бетоном в незапланированном направлении… Они оказываются в незнакомом городе, без денег, документов и даже без верхней одежды. Находчивость Трошкина помогает им заработать (а сообщники уверены, что «украсть») немного денег, чтобы хватило на одежду и гостиницу.

Наконец, связь с органами налажена, и все четверо добираются до Москвы, где сначала поселяются в старом доме, приготовленном к сносу, но из-за худого примуса, на котором Василий Алибабаевич готовит вкусную еду, случается пожар в доме, и тогда четвёрка уезжает на «дачу одного барыги» (на самом деле это дача профессора Мальцева). Возя? своих двоих подручных и «одного лишнего» по Москве с милицией «на хвосте», Трошкин потихоньку обрисовывает круг общения настоящего доцента. Кроме милицейского задания, Трошкин, уже добровольно, берёт на себя другую миссию: пробудить в ворах-рецидивистах совесть, попытаться заставить их переосмыслить прожитую жизнь. Только делать это Трошкину приходится, не выходя из образа закоренелого бандита и безжалостного убийцы.

Затем поступает срочное указание: операцию свернуть, так как Доцент сбежал из мест заключения и вскоре наверняка выйдет на своих подельников. Трошкин решает раскрыться перед «подельниками», но опаздывает: те решаются на отчаянный ход - добровольно отдать себя в руки правосудию (воспитательные усилия Трошкина дали некоторый результат). Они оглушают его, связывают и бросают в доме. Сообразив в этот момент, где спрятан шлем, с которого всё началось, они отправляются к озеру, где их находит настоящий Доцент. Бандит заставляет Косого нырнуть за ним - археологическая ценность вновь попадает в руки Доцента. Далее двойники встречаются на льду озера: Трошкин освободился и примчался на помощь своим новым друзьям.

Кровопролития удаётся избежать, поскольку подельники оглушают веслом сначала Доцента, а потом и Трошкина, решив, что «чем больше Доцентов они сдадут, тем меньше будет срок». Затем к месту действия приезжает милиция…

В ролях

  • Евгений Леонов - Евгений Иванович Трошкин/«Доцент» Сан Саныч Белый
  • Георгий Вицин - Гаврила Петрович Шереметьев, он же «Хмырь»
  • Савелий Крамаров - Фёдор Петрович Ермаков. он же «Косой»
  • Раднэр Муратов - Василий Алибабаевич Алибаба
  • Эраст Гарин - Николай Георгиевич Мальцев, профессор-археолог
  • Олег Видов - Владимир Николаевич Славин, старший лейтенант милиции
  • Николай Олялин - Верченко, полковник милиции
  • Наталья Фатеева - Людмила, дочь профессора Мальцева
  • Екатерина Мазурова - мама Трошкина
  • Анатолий Папанов - шахматист в гостинице
  • Любовь Соколова - заведующая детским садом
  • Владимир Уан-Зо-Ли - начальник колонии
  • Павел Шпрингфельд - Прохоров, гардеробщик в концертном зале
  • Анатолий Яббаров - Митяй, подельник гардеробщика
  • Наталья Воробьёва - воспитательница В детском саду
  • Алексей Ванин - бывший вор, спустивший «Доцента» с лестницы
  • Зоя Василькова - Маша, дворник
  • Вячеслав Гостинский - благообразный зритель
  • Александр Лебедев - милиционер
  • Галина Микеладзе - певица
  • Владимир Протасенко - Мишка, друг «Косого»
  • Роман Филиппов - Никола Питерский
  • Л. Любомудрова
  • Светлана Старикова - девушка Таня на улице (в титрах не указана)
  • Александр Лукьянов - эпизод (в титрах не указан)
  • Николай Данелия - мальчик с собакой(в титрах не указан)
  • Игорь Угольников - Игорёк, читающий стихотворение про злого и страшного волка (в титрах не указан)
  • Юрий Потёмкин - заключённый (в титрах не указан)
  • Николай Сморчков - оперативник (в титрах не указан)
  • Иван Турченков - заключённый (в титрах не указан)
  • Верблюд Вася
Исполнение песен
  • Лариса Мондрус - исполнение песен
Съёмочная группа
  • Авторы сценария: Георгий Данелия, Виктория Токарева
  • Режиссёр: Александр Серый
  • Операторы: Виктор Пищальников, Михаил Агранович, Георгий Куприянов
  • Композитор: Геннадий Гладков
  • Художник: Борис Немечек
  • Монтажёр: М. Ренкова
  • Исполнение музыки: оркестр Вадима Людвиковского
  • Исполнение песен: Лариса Мондрус
Технические данные
  • Производство: Мосфильм
  • Художественный фильм, односерийный, телевизионный, цветной
Интересные факты
  • Евгений Иванович Трошкин заведовал московским детским садом № 83.
  • «Мужик в пиджаке» - это памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову, установленный напротив дома на Каланчёвской улице, в котором он и родился. Памятник работы скульптора Исаака Бродского, установлен в 1965 году, когда и площадь именовалась Лермонтовской, и станция метро «Красные ворота» тоже носила его фамилию.
  • Мальчика Игорька в маске волка сыграл будущий известный артист Игорь Угольников.
  • Фраза «Археологи из Томска» считается среди томичей самым известным упоминанием о Томске в кинематографе. В ироничном смысле употребляется по отношению к томским археологам, работающим в других регионах.
  • Доцент спрятал шлем в проруби в Малаховке. Речка, на которой находится Малаховский пруд, называется Македонка.
  • В фильме сбежавшие из тюрьмы Хмырь, Косой и Василий Алибабаевич прятались в цистерне с жидким бетоном. На самом деле Георгия Вицина, Савелия Крамарова и Раднэра Муратова погрузили в цистерну с подкрашенной хлебной закваской. Когда нужные кадры отсняли, Георгий Вицин опять полез в цистерну. Кто-то сказал ему, что жидкость, настоянная на 23 лекарственных травах, делает моложе на 15 лет.
  • Партия, в которой Хмырь выиграл шляпу у азартного героя Анатолия Папанова, выглядит следующим образом: 1. e2-e4 e7-e5 2. Кg1-f3 Кb8-c6 3. Сf1-c4 Кc6-d4 4. Кf3:e5 Фd8-g5 5. Кe5:f7 Фg5:g2 6. Лh1-f1 Фg2:e4+ 7. Сc4-e2 Кd4-f3x. Судя по всему, Хмырь действительно неплохо играет в шахматы, поскольку отлично знает очень эффективную и неожиданную дебютную ловушку.
  • На даче герой Крамарова «Косой» курит сигары марки Hoyo De Monterey.
  • Премьера кинокомедии состоялась 13 декабря 1971 года в московском кинотеатре «Россия», а на следующий день спекулянты уже продавали билеты по три рубля. В кассе они стоили 20 копеек, но достать их было невозможно.
  • По независимым опросам Livejournal.com и Liveinternet.ru фильм вошёл в «100 лучших российских фильмов».
  • Памятник «джентльменам удачи» - Доценту, Косому, Василию Алибабаевичу и верблюду Васе установили в апреле 2006 года в казахстанском городе Тараз - бывшем Джамбуле. Автор скульптурной композиции Темирхан Колжигин рассказал, что заказал памятник местный предприниматель Агадил Ерекбаев, открывший рынок в центре города и решивший таким образом украсить его. В группе, правда, не хватает Хмыря. Композиция выполнена из бетона и окрашена бронзовой краской. Высота фигур более двух метров.
Ошибки в фильме
  • Евгений Иванович едет из дома на работу на автобусе ЛиАЗ-677 89-го маршрута, который в то время ходил по маршруту: Площадь Ногина - Улица Герасима Курина. Позднее он говорит: «Меня знает весь Черемушкинский район». Это значит, что он не может жить или работать в районе Черемушек, так как данный маршрут автобуса туда вовсе не заходит.
  • Доцент занимает лучшее место в тюремной камере (у окна). Далее выясняется, что лучшее место принадлежит Василию Алибабаевичу, не похожему на тюремного авторитета.
  • Отпечаток ботинка уже присутствует на штанах «Доцента» до того, как его пинает Никола Питерский.
  • Гардеробщик назначает встречу Трошкину у Большого театра в 17 часов. Но неудавшаяся встреча проходит в канун Нового года, а в это время в 5 часов вечера на широте Москвы уже темно.
  • Герои фильма садятся в такси. На машине присутствуют щётки стеклоочистителей («дворники»). Когда герои выходят из машины, щёток уже нет.
  • Полковник называет Трошкину адрес, где они будут жить: «Конный переулок, дом № 8». Это в районе метро «Шаболовская» - метро «Октябрьская». Но когда показывают вид из окна «этого дома», видны район Чистые пруды и театр «Современник» (совершенно разные районы Москвы).
  • В вагоне электропоезда ЭР2 девять больших и одно малое окно. В начале сцены, когда герои едут в электричке на дачу, видно, что они сидят друг напротив друга и позади них два больших и одно малое окно. Когда камеру разворачивают на 180 градусов и показывают Шереметьева и Василия Алибабаевича, позади них также два больших и одно малое, хотя должно было быть шесть больших окон (то есть герои пересели в купе напротив у другого борта).
  • В самом конце фильма милиционеры подъезжают на двух «Волгах»: чёрного и вишнёвого цвета, а отъезжают на двух вишнёвых.
  • В самом конце фильма у Василия Алибабаевича руки подняты вверх. Когда профессор подходит к нему, то шлем оказывается у него на голове. Как Василий Алибабаевич мог его надеть, если его руки были подняты?!
  • В сцене, где Трошкин пришёл одолжить денег в детский сад, на его руке видна татуировка: горящая электролампочка. Чуть позже, когда он таскает батареи, та же лампочка переворачивается на 180 градусов.
  • В сцене зарядки на морозе у всех «сбежавших» наколки чёткие. Но едва они начинают растираться снегом - те смазываются, фактически превращаются в кляксы.
  • В конце фильма, когда подъезжают милицейские машины, по количеству следов видно, что этот дубль повторяли несколько раз.

    Картина «Джентльмены удачи» - яркий пример того, насколько разительно задуманное может отличаться от сделанного.
    В январе 1970 года маститый уже режиссер Георгий Данелия и молодая писательница Виктория Токарева принесли на «Мосфильм» сценарную заявку под условным названием «Рецидивист». У этой заявки и появившейся два года спустя ленты нет почти ничего общего. Кроме разве что Косого в исполнении Савелия Крамарова. Даже герой Евгения Леонова - а именно на него в первую очередь и писался сценарий - изменил по ходу дела и свою профессию, и привычки. Если в первоначальном варианте он был майором милиции, то в картине предстает добродушным воспитателем детского сада.


    «Мы хотим создать фильм, в котором будут участвовать лучшие комедийные актеры: Леонов, Никулин, Крамаров, Миронов, Ролан Быков и др.» - с этого обращения к худсовету начинается сценарная заявка. По задумке Данелия и Токаревой, роли должны были распределяться так:

    Ролан Быков - фальшивомонетчик по кличке Миллиметр;
    Юрий Никулин - профессиональный альфонс, многоженец;
    Андрей Миронов - жулик по кличке Пижон. Ворует машины и продает их в Тбилиси;
    Савелий Крамаров - мелкий карманник по кличке Косой.

    Сценарная заявка еще не была утверждена, а почти все актеры уже отказались от участия в картине. Каждый - по своей уважительной причине. Миронова ждали другие съемки, Никулин не захотел вновь появляться на экранах в комедийной роли, у Быкова оказались более важные дела.


    Сюжет переписали, придумали новых героев и принялись мучительно искать актеров. Прежде чем Георгий Вицин стал Хмырем, худсовет отсмотрел десятки претендентов. В их числе - Лев Дуров, Рудольф Рудин, Виктор Сергачев. Многие из этих проб были довольно удачными, но выбор в итоге все равно пал на Георгия Вицина. Правда, с ремаркой «поработать над гримом».

    На роль чудаковатого профессора-археолога Мальцева единогласно утвердили Эраста Гарина. А вот с Крамаровым, которого авторы сценария пригласили одним из первых, вышла накладка. Худсовету показалось, что во время кинопроб артист полностью выложился буквально в одном маленьком эпизоде. А хватит ли его актерских ресурсов на полноценную роль? - переживали на «Мосфильме». Кандидатуру Крамарова все-таки утвердили, но с условием, что он будет искать новые краски в образе Косого.


    Дольше всего подбирали исполнителя роли Василия Алибабаевича. Сначала хотели пригласить Фрунзика Мкртчяна. Но после того как ереванские правоохранительные органы намекнули, что Фрунзик стоит у них «на особом счету» (где-то провинился), этот вариант отпал. И тогда со всей страны потянулись на «Мосфильм» лица «нерусской национальности».

    В итоге не прошел ни один, даже фактурный Владимир Этуш показался высокому мосфильмовскому начальству неубедительным. В протоколе заседания худсовета значится: «Из представленных на кинопробе не годится ни один, сделать кинопробу И. Рутбергу». Когда не повезло и Рутбергу, претендентов начали отсматривать по новой. И лишь тогда обратили внимание на артиста Государственного театра киноактера Раднэра Муратова, который и стал тем самым неповторимым Василием Алибабаевичем.


    До сих пор непонятно: как советское начальство не запретило комедию, где главные герои - воры и рецидивисты, а с экрана льется блатная речь? Думается, здесь свою роль сыграл авторитет Георгия Данелия, который выступил в довольно необычном амплуа - не режиссера, а художественного руководителя картины. И все-таки - от греха подальше - после долгих обсуждений сценарий разослали почти всем крупным милицейским чиновникам: на утверждение. И каждое из ведомств, ознакомившись с сюжетом, внесло свои поправки.


    Вот, к примеру, выдержки из отзыва первого заместителя начальника ГУИТУ МВД СССР Ф. Кузнецова: «Авторам в основном, бесспорно, удалось, используя острый комедийный сюжет, обнажить и осмеять ложную романтику нарушителей социалистического правопорядка, показать неотвратимость наказания за совершенные преступления. <…> Вместе с тем нельзя не заметить и некоторых существенных недостатков сценария, устранение которых, по нашему мнению, повысит воспитательную роль фильма, усилит его общественное звучание. Вызывает недоумение образ полковника Верченко - представителя «всесоюзного розыска». Авторы наделили его всевозможными пороками: малокультурен, неискренен, резок, раздражителен и т.д. Полковник Верченко - образ, естественно, собирательный. Стало быть, его моральные и деловые качества следует понимать как суть облика многих руководящих и ответственных работников органов, которым поручено бороться с преступностью».

    Не понравилась сотрудникам МВД и блатная речь героев фильма: «Текст сценария явно перенасыщен жаргоном преступников. Вызывает серьезное опасение, что фильм, снятый по этому сценарию, явится пропагандистом блатной терминологии, которая может быть поддержана молодежью».

    Пришлось сценаристам вкладывать в уста своих героев более невинные ругательства: сарделька, сосиска, редиска, петух гамбургский и даже Навуходоносор.


    Многие уверены, что «Джентльменов удачи» снял Георгий Данелия. На самом деле режиссер картины - Александр Серый. Просто в те годы за Серым стойко закрепилась слава неудачника, поэтому Данелия, сокурсник по Высшим режиссерским курсам, решил ему помочь.

    А случилось вот что. В 1958 году на какой-то вечеринке в ресторане Серый приревновал свою возлюбленную к одному из посетителей. В кровавом поединке будущий режиссер вышел победителем. Его соперник, молодой архитектор, на всю жизнь остался инвалидом, а Серый вместо защиты дипломной работы из съемочных павильонов перекочевал в исправительно-трудовую колонию. На пять лет.


    Что удивительно: когда Серый вышел из тюрьмы, та самая возлюбленная, из-за которой завязалась драка, верно ждала своего Отелло. Они поженились, у них родилась дочь. Еще удивительней то, что в кинематографических кругах «откинувшегося» с зоны режиссера встретили довольно радушно. По крайней мере кислород ему не перекрыли, мосфильмовское начальство даже доверило новобранцу два фильма. Название их, правда, уже кануло в Лету, потому что картины получились, мягко говоря, не очень хорошими. Одним словом, как кассового режиссера Серого на «Мосфильме» никто не воспринимал. Кроме Георгия Данелия, который перед съемками «Джентльменов» лично уговорил худсовет, что Александр сможет-таки сделать достойную картину.

    Кстати, вот еще забавный факт. Когда Серый пришел обсудить будущий фильм с уже назначенным МВД консультантом - Ильей Голобородько, в то время первым заместителем начальника политотдела Главного управления исправительно-трудовых учреждений МВД, - тот отправил режиссера… на зону. Мол, если хотите, чтобы картина получилась достоверной, нужно вам, человеку творческому, поехать в колонию и лично похлебать недельку-другую тюремную баланду. Серый не решился раскрывать подробности своей биографии (а вдруг еще снимут с режиссерского поста) и послушно уехал на две недели в зону неподалеку от Горького. Правда, как сам он потом признался, все это время тихо просидел в гостинице.


    Прокатную судьбу картины определил - как это часто бывало - генсек Леонид Ильич Брежнев. Он одним из первых посмотрел фильм у себя на даче - и каждый кадр ему подробно комментировал полковник Чурбанов. В то время зять генсека работал в МВД, так что о жизни в колониях знал много. В итоге искренний интерес Брежнева к картине снял все вопросы. Обсуждение фильма на худсовете прошло на удивление мирно. Претензию сформулировали одну-единственную - мол, золотой шлем, который выуживали из проруби горе-рецидивисты, выглядит на экране слишком бутафорским.

    Начальство было так довольно, что молодой сценаристке фильма Виктории Токаревой даже увеличили гонорар - к уже выплаченной немалой сумме в шесть тысяч рублей было добавлено еще две тысячи. Правда, на режиссерской ставке успех картины никак не отразился.

    Комедия «Джентльмены удачи» стала самой яркой в творческой биографии Александра Серого. Позже он снял фильмы «Ты - мне, я - тебе» и «Берегите мужчин». Но превзойти себя так и не смог.


    Прошло уже более 40 лет, но до сих пор показ "Джентльменов удачи" на любом телеканале зашкаливает все существующие рейтинги. И сколько ни смотришь - не надоедает. Как выдержанное марочное вино. Потому что сделано по лучшим профессиональным рецептам доброго советского кино.

    К сожалению, многих героев уже нет в живых: великолепных и незаменимых Евгения Леонова, Савелия Крамарова, Эраста Гарина, Анатолия Папанова, Любови Соколовой. Давно нет и режиссера фильма - Александра Серого, человека с довольно странной судьбой. Закончив Высшие режиссерские курсы, он снял в соавторстве с другими режиссерами два фильма: "Выстрел в тумане" (в нем снимались Лионелла Пырьева, Роман Хомятов, Николай Рушковский) и комедию "Иностранка" (с Риной Зеленой, Сергеем Филипповым, Зоей Федоровой). А потом из - за своего несдержанного характера и буйного темперамента попал в тюрьму. Отсидев срок, снял "Джентльмены удачи", при этом очень тяжело болел (у него обнаружили рак крови). Потом еще снял две комедии: "Ты - мне, я - тебе" (по сценарию Григория Горина, с Леонидом Куравлевым, Светланой Светличной и Татьяной Пельтцер) и "Берегите мужчин" (с Ниной Руслановой и Леонидом Куравлевым). Снимая комедии, сам он жил в "жанре" трагедии. Его постоянно преследовал, пытаясь отомстить, человек, которого он сделал инвалидом. Преследователь, болезнь и жизненная неустроенность толкали Александра в глубокие депрессии. В конце концов, он покончил жизнь самоубийством.


    Начало "Джентльменам удачи" положила дружба. Именно она подсказала молодому режиссеру Георгию Данелия, уже успевшему громко заявить о себе фильмами "Сережа", "Я шагаю по Москве", "Тридцать три", "Не горюй", помочь вышедшему из тюрьмы другу и сокурснику, в то время безработному Александру Серому, запуститься с новым фильмом. Для этого Данелия и взялся писать сценарий комедии. А в помощницы позвал модную 33-летнюю писательницу Викторию Токареву. Кинотусовка упорно судачила об их бурном романе во время написания сценария, хотя жена Данелии, Любовь Соколова, хранила молчание и не подавала виду, что знает об этом. Как бы там ни было, сценарий получился на славу.

    Тему выбрали из недавнего тюремного прошлого Александра Серого, герои же несколько раз менялись. В первом варианте криминальных типов должен был перевоспитывать своей добротой молодой милиционер. Но когда сценаристы пошли согласовывать работу к высокому милицейскому начальству, им резонно возразили, что если жуликов можно перевоспитать всего-навсего добротой, зачем же тогда карательные органы? Так главным героем стал воспитатель детского сада. Его визави - вор-рецидивист Доцент. Обе роли блестяще сыграл Евгений Леонов. Евгений Павлович был настолько дотошным профессионалом, что, готовясь к съемкам, даже специально ходил в Бутырскую тюрьму и смотрел в глазок камер, изучая поведение и манеры заключенных.


    Наверное, по количеству известных артистов "Джентльмены удачи" побили все рекорды советского кино. Даже в эпизодических ролях - "звезда на звезде": Олег Видов, Эраст Гарин, Николай Олялин, Любовь Соколова. У одной из самых красивых и оглушительно популярных актрис того времени Натальи Фатеевой в период съемок фильма была еще грудная дочка Наташа, и потом, ей совсем не хотелось сниматься в крохотной роли. Но, как она позже призналась, мудро рассудила, что нельзя исчезать с экрана, а то забудут, да и деньги - не лишние. Сниматься в маленьком эпизоде наотрез отказывался и Анатолий Папанов, но долгие уговоры Данелии все же сработали.

    Когда в конце 1971 года "Джентльмены" вышли на широкий экран, официальный прием и зрительский были прямо противоположными. У зрителей - ошеломляющий успех, фильм сразу и безоговорочно стал хитом, заняв первое место в прокате СССР. А критики и чиновники от кино обвиняли его во всех смертных грехах. Главное, что "шили" фильму - дурновкусие. Но, как вспоминал потом Евгений Леонов: "Фильм был очень популярен. Скажи кому-нибудь из зрителей, мол, мне не нравится - там, дескать, с эстетикой не все ладно - так тебя же еще и побьют за это".


    Большинство тюремных выражений привнес в фильм (из личного горького опыта) Александр Серый: "канай отсюда", "рога поотшибаю", "моргалы выколю", "пасть порву". А вот хохму про памятник Лермонтову ("мужик в пиджаке") и выражения вроде "всю жизнь работать на лекарства будешь" - придумали сценаристы.

    Георгий Данелия не только писал сценарий и "пробивал" картину, но и заменял Серого на съемочной площадке, когда тот болел. И вообще, был художественным руководителем фильма. После "Джентльменов удачи" отношения у двух режиссеров почему-то разладились. По версии Данелии: "Мы не ссорились, нет, просто в какой- то момент я стал ему не нужен, и мы расстались". Ну а тандем Данелии с Викторией Токаревой дал зрителям еще один незабываемый хит - "Мимино".


    Верблюда, на котором едет бригада Доцента в начале фильма, зовут Вася.

    Косого зовут Федя Ермаков, Хмыря - Гаврила Петрович Шереметьев. Фамилия Доцента - Белый, Василия Алибабаевича - естественно, Алибаба, гардеробщика - Прохоров, профессора - Мальцев, а Евгения Ивановича - Трошкин.

    Евгений Иванович заведовал московским детским садом №83.

    Партия, в которой Хмырь выиграл шляпу у азартного героя Анатолия Папанова, выглядит следующим образом: 1. e2-e4 e7-e5 2. Кg1-f3 Кb8-c6 3. Сf1-c4 Кc6-d4 4. Кf3:e5 Фd8-g5 5. Кe5:f7 Фg5:g2 6. Лh1-f1 Фg2:e4+ 7. Сc4-e2 Кd4-f3x. Судя по всему, Хмырь действительно неплохо играет в шахматы, на уровне 2-го, а то и 1-го разряда. Во всяком случае, он отлично знает очень эффективную и неожиданную дебютную ловушку.

    В тумбочке детского сада, помимо 20-ти рублей, лежала и книга "Человек и вино".

    Город Джамбул, в котором у Алибабы мама и дом, находится на юге Казахстана. Раньше этот город назывался Аулие-Ата, а переименовали его в честь великого казахского поэта-акына Джамбула Джабаева.

    "Мужик в пиджаке" - это памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову, установленный напротив дома на Каланчёвской улице, в котором он и родился. Памятник работы скульптора Исаака Бродского, установлен в 1965 году, когда и площадь именовалась Лермонтовской, и станция метро "Красные ворота" тоже носила его фамилию.


Изначально сценарий назывался «Рецидивист». В нем была шайка мошенников (фальшивомонетчик, альфонс, карманник и жулик) и противостоящий им сотрудник милиции.
Ролан Быков – фальшивомонетчик по кличке Миллиметр;
Юрий Никулин – профессиональный альфонс, многоженец; Андрей Миронов – жулик по кличке Пижон. Ворует машины и продает их в Тбилиси;
Савелий Крамаров – мелкий карманник по кличке Косой.
Сценарная заявка еще не была утверждена, а почти все актеры уже отказались от участия в картине. Каждый – по своей уважительной причине. Миронова ждали другие съемки, Никулин не захотел вновь появляться на экранах в комедийной роли, у Быкова оказались более важные дела. Поэтому в киносценарии остался только жулик Косой. Все остальные персонажи были переписаны, а главным героем стал заведующий детским садом.

На роль Хмыря Георгия Вицина утвердили не сразу. Пробовались Рудольф Рудин, Лев Дуров и Виктор Сергачев. Однако режиссера все время что-то не устраивало. В итоге худсовет картины остановился на Вицине, хотя к его кинопробам была добавлена приписка «поработать над гримом».


Василия Алибабаевича сначала должен был сыграть Фрунзик Мкртчян , а Раднэр Муратов пробовался на роль начальника тюрьмы. Однако Мкртчян не смог приехать на съемки из-за участия в мероприятиях, посвященных 50-летию образования Армянской ССР. Времени для поиска нового кандидата уже не было, поэтому роль начальника тюрьмы была сокращена, а Муратов стал Василием Алибабаевичем.


Чтобы подстраховаться, сценарий «Джентльменов удачи» отправили всем крупным милицейским чиновникам . Каждый из них посчитал своим долгом внести какие-нибудь изменения. Например, один из таких добровольных консультантов написал: «Текст сценария явно перенасыщен жаргоном преступников. Вызывает серьезное опасение, что фильм, снятый по этому сценарию, явится пропагандистом блатной терминологии, которая может быть поддержана молодежью».


Снимали «Джентльменов удачи» всего три месяца , с февраля по апрель 1971 года. Тюрьму и побег - в Самарканде, дачу профессора археологии - в Серебряном Бору (это была дача одного из членов съемочной группы), а детский сад, театр и заброшенный дом, в котором прятались сбежавшие из тюрьмы герои, - в Москве.
Делать зарядку в 17-градусный мороз не хотелось не только - по сценарию - матерым рецидивистам, но и - по жизни - замечательным актерам Леонову, Вицину и Крамарову. Они пошептались между собой и предложили Муратову вопреки желанию режиссера оставаться в теплых фуфайках. Но вышла промашка: он попал на съемки позже всех и как-то не успел еще сродниться с коллективом, но зато уже вжился в образ своего добросовестного героя Василия Алибабаевича. Поэтому по команде «Мотор!» Муратов разделся и первым выскочил на мороз. Ну а дальше сработала актерская ревность - разделись все…


В фильме сбежавшие из тюрьмы Хмырь, Косой и Василий Алибабаевич прятались в цистерне с жидким бетоном. На самом деле Георгия Вицина, Савелия Крамарова и Раднэра Муратова погрузили в цистерну с подкрашенной хлебной закваской. О съемках у актера остались свои воспоминания: «Никогда не забуду, как нас опускали в цементный раствор. Я понял: актеры такой народ - если роль хорошая, куда хочешь залезут. Вот наступил этот день, когда нас стали туда опускать. Но оказывается, какой-то не такой цемент, а другой. В общем, цемент нас не принял, он нас выкинул… Подкатила цистерна с обыкновенной хлебной закваской. И еще она была подкрашена зеленой луковой эссенцией, но все равно состав был такой терпкий, липкий… Помните: „Какой цемент хороший! Не отмывается совсем!“. Съемки были под Самаркандом, и там была фабрика, а при ней душевая, и вот только минут через сорок-сорок пять еле мы этот состав кое-как от себя отскребли, поры наши вновь задышали, стали мы опять превращаться в человека, оглянулись, а Вицина нету. Оказалось, что он продолжает сидеть в цистерне, потому что узнал, что этот состав на 23 лекарственных травах и что это на 15 лет продлевает молодость».
Съемки едва не застопорились из-за верблюда. Почему-то все считали, что в Самарканде с «кораблями пустыни» проблем нет. Однако найти верблюда удалось только в зоопарке. И, разумеется, он не плевал в Косого. Плевок был не чем иным, как обильно вспененным на лице Савелия Крамарова шампунем. Кстати, верблюд дожил до наших дней - ему уже 40 лет и зовут его Алмаз. Он по-прежнему живет в самаркандском зоопарке.
Евгения Леонова так и не удалось посадить на верблюда. Актер категорически отказывался забираться между двумя горбами животного и проехать хотя бы сто метров. Пришлось применять киношную хитрость - Крамаров и Вицин ехали на настоящем верблюде, а Евгения Павловича везли на спине кого-то из съемочной группы.


«Мужик в пиджаке» - это памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову, установленный напротив дома на Каланчёвской улице, в котором он и родился. Памятник работы скульптора Исаака Бродского установлен в 1965 году, когда площадь именовалась Лермонтовской, а станция метро «Красные ворота» тоже носила его фамилию.


Мальчика Игорька из детского сада (тот самый - в маске волка) сыграл будущий известный артист и телеведущий Игорь Угольников.


Премьера кинокомедии состоялась 13 декабря 1971 года в московском кинотеатре «Россия», а на следующий день спекулянты уже продавали билеты по три рубля. В кассе они стоили 20 копеек, но достать их было невозможно.
По посещаемости занимает 12-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.

Крылатые фразы и выражения из кинофильма „Джентельмены удачи“:

- Там еще дерево было вот такое!
- Елка что ли?
- Сам ты елка! Тебе же говорят - ВОТ!
***
Туфель женский, пожалуйста… Размер 42, 43, 45!
***
- А ты чего убежал?
- Все побежали и я побежал…
***
Лошадью ходи, век воли не видать!
***
Все! Кина не будет! Электричество кончилось!
***
Сан Саныч, давай червонец, пожалуйста, буду керосинка покупать!
***
Сколько я зарезал, сколько перерезал, сколько душ я на тот свет пустил…
***
- Пасть порву, моргалы выколю…
- Караул, хулиганы зрения лишают!!!
***
- Девушка, а девушка, а как вас зовут?
- Таня.
- А меня Федя!
- Ну и дура!
***
Украл, выпил, в тюрьму!..
***
А в тюрьме сейчас ужин - макароны!
***
- Памятник сидячий?
- Вот чудак-человек, кто ж его посадит?! Он же памятник!
***
- Вы из какого общества?
- Трудовые резервы!
- А Динамо бежит?
- Все бегут!
***
Точно говорю - это таксист деньги украл! Мне его рожа сразу не понравилась!
***
Заметут нас - точно! Сидим тут, как три тополя на Плющихе!..
***
А это наш младший… научный сотрудник.
***
Этот нехороший человек предаст нас при первой же опасности!
***
- Стол?
- Э тейбл.
- Девушка?
- Чувиха.
- Да нет же! Герл!
- Оу, йес, герл!
- Йес, Йес… ОБХС!
***
Всю жизнь на лекарства работать будешь!!!
***
Вась, я ему давеча русским языком говорю - у меня насморк! А он - пасть, пасть…
***
- А мама говорила, что ты летчик-испытатель…
- Летчик-налетчик…
***
Какой хороший цемент… Не отмывается совсем!..
***
Этот нехороший человек мне батарею на ногу сбросил, падла!
***
А бензин ослиной мочой кто разбавлял?
***
Эй, гражданина! Ты туда не ходи, ты сюда ходи! Снег башка попадет…
***
Так это в Турции… Там тепло…
***
А говорил, что порожняком пойдет!
***
О, обрили уже…
***
Такой хороший дэвушка, а отец - барыга, спекулянт…
***
Вот он, пришел… нехороший человек!..
***
Карту купи, деревня!
***
Это тебе не мелочь по карманам тырить!
***
А может хватит ромашка играть? Тут помню, тут не помню…
***
Сарделька-сосиска-Навуходоносор! петух Гамбурский!
***
Ухи-ухи-ухи-ухи!
***
Чем больше сдадим, тем лучше!
***
Правильно! И пусть канает!

Интересные факты о фильме "Джентльмены удачи"

1. Изначально сценарий назывался «Рецидивист». В нем была шайка мошенников (фальшивомонетчик, альфонс, карманник и жулик) и противостоящий им сотрудник милиции.

Ролан Быков – фальшивомонетчик по кличке Миллиметр;
Юрий Никулин – профессиональный альфонс, многоженец;
Андрей Миронов – жулик по кличке Пижон. Ворует машины и продает их в Тбилиси;
Савелий Крамаров – мелкий карманник по кличке Косой.

Сценарная заявка еще не была утверждена, а почти все актеры уже отказались от участия в картине. Каждый – по своей уважительной причине. Миронова ждали другие съемки, Никулин не захотел вновь появляться на экранах в комедийной роли, у Быкова оказались более важные дела. Поэтому в киносценарии остался только жулик Косой. Все остальные персонажи были переписаны, а главным героем стал заведующий детским садом.

2. На роль Хмыря Георгия Вицина утвердили не сразу. Пробовались Рудольф Рудин, Лев Дуров и Виктор Сергачев. Однако режиссера все время что-то не устраивало. В итоге худсовет картины остановился на Вицине, хотя к его кинопробам была добавлена приписка «поработать над гримом».

9. «Мужик в пиджаке» - это памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову, установленный напротив дома на Каланчёвской улице, в котором он и родился. Памятник работы скульптора Исаака Бродского установлен в 1965 году, когда площадь именовалась Лермонтовской, а станция метро «Красные ворота» тоже носила его фамилию.

Крылатые фразы и выражения из кинофильма "Джентельмены удачи".

— Там еще дерево было вот такое!
— Елка что ли?
— Сам ты елка! Тебе же говорят — ВОТ!

Туфель женский, пожалуйста… Размер 42, 43, 45!

— А ты чего убежал?
— Все побежали и я побежал…

Лошадью ходи, век воли не видать!

Все! Кина не будет! Электричество кончилось!

Сан Саныч, давай червонец, пожалуйста, буду керосинка покупать!

Сколько я зарезал, сколько перерезал, сколько душ я на тот свет пустил…

— Пасть порву, моргалы выколю…
— Караул, хулиганы зрения лишают!!!

— Девушка, а девушка, а как вас зовут?
— Таня.
— А меня Федя!
— Ну и дура!

Украл, выпил, в тюрьму!..

А в тюрьме сейчас ужин — макароны!

— Памятник сидячий?
— Вот чудак-человек, кто ж его посадит?! Он же памятник!

— Вы из какого общества?
— Трудовые резервы!
— А Динамо бежит?
— Все бегут!

Точно говорю — это таксист деньги украл! Мне его рожа сразу не понравилась!

Заметут нас — точно! Сидим тут, как три тополя на Плющихе!..

А это наш младший …научный сотрудник.

Этот нехороший человек предаст нас при первой же опасности!

— Стол?
— Э тейбл.
— Девушка?
— Чувиха.
— Да нет же! Герл!
— Оу, йес, герл!
— Йес, Йес… ОБХС!

Всю жизнь на лекарства работать будешь!!!

Вась, я ему давеча русским языком говорю — у меня насморк! А он — пасть, пасть…

— А мама говорила, что ты летчик-испытатель..
— Летчик-налетчик…

Какой хороший цемент… Не отмывается совсем!..

Этот нехороший человек мне батарею на ногу сбросил, падла!

А бензин ослиной мочой кто разбавлял?

Эй, гражданина! Ты туда не ходи, ты сюда ходи! Снег башка попадет…

Так это в Турции… Там тепло…

А говорил, что порожняком пойдет!

О, обрили уже…

Такой хороший дэвушка, а отец — барыга, спекулянт…

Вот он, пришел… нехороший человек!..

Карту купи, деревня!

Это тебе не мелочь по карманам тырить!

А может хватит ромашка играть? Тут помню, тут не помню…

Сарделька-сосиска-Навуходоносор! петух Гамбурский!

Ухи-ухи-ухи-ухи!

Чем больше сдадим, тем лучше!

Правильно! И пусть канает!

Советский фильм, мелодрама (2 серии) режиссёра Эльдара Рязанова. Одна из самых популярных советских кинокартин. Лидер проката 1978 года - свыше 58 млн зрителей. Снят по мотивам пьесы Э. Брагинского и Э. Рязанова «Сослуживцы».
Актёры для этого фильма были подобраны очень быстро, поскольку у Рязанова оставались своеобразные «актёрские резервы» после проб в других его фильмах: Светлана Немоляева пробовалась на главную женскую роль в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», туда же пробовались Олег Басилашвили и Алиса Фрейндлих (которая пробовалась также в фильмы «Гусарская баллада» и «Зигзаг удачи»). С «Иронией…» же связано и появление в «Служебном романе» Андрея Мягкова и Лии Ахеджаковой. Из всех актёров, исполнявших роли шести главных персонажей фильма только Людмила Иванова никогда до этого не работала с Рязановым


Комедию «Сослуживцы» Рязанов и Брагинский написали в 1970 году. Она была успешно поставлена во многих театрах страны. Идея снять фильм по ней возникла у Рязанова после съёмок «Иронии судьбы», когда режиссёр увидел неудачную телепостановку его комедии.

Снег на деревьях с не опавшей ещё зелёной листвой, запечатлённый в фильме, выпал в Москве 18 сентября 1976 года. Первоначально подобной сцены в фильме не планировалось, но режиссёр решил не упустить такой красивый каприз природы и удлинил фильм на три с половиной минуты.

Действие фильма происходит практически всё время в одном здании статистического учреждения. Примечательно, что три части этого здания на самом деле снимались в разных местах Москвы:
Вход в учреждение - это вход в дом по адресу ул. Кузнецкий Мост, д. 6, на пересечении с ул. Петровка, в котором находится нынешнее Федеральное агентство морского и речного транспорта.
Все внутренние помещения (включая кабинеты Калугиной, Самохвалова и зал заседаний) построены в павильонах Мосфильма.
Крыша - это крыша дома, находящегося по адресу Большой Гнездниковский переулок, 10.


Создатели фильма намеренно поселили героев в разных местах Москвы и Подмосковья, чтобы проследить маршрут движения каждого из дома на работу, а также подчеркнуть их социальный статус: директора Калугину - в «элитном» Скатертном переулке, её заместителя Самохвалова - на улице Горького возле Центрального телеграфа (центр Москвы); рядовых сотрудников в спальных районах: Новосельцева - на улице Достоевского, секретаршу Верочку - на Чертановской, Рыжову - в Подмосковье.

Семнадцать мгновений весны


В романе заслуженного деятеля искусств, лауреата Государственной премии РСФСР Юлиана Семенова, разоблачаются попытки сговора нацистских главарей с наиболее агрессивной частью военно-промышленного комплекса США в период второй мировой войны. Роман построен на документальной основе. Главный герой романа - дзержинец-интернационалист М.М. Исаев (Штирлиц). Согласитесь, если бы не последняя фраза, вы бы с большим трудом смогли догадаться, о каком произведении идет речь. Но именно так в начале 70-х звучала аннотация к роману Юлиана Семенова.

12-серийные «Семнадцать мгновений весны» - один из первых отечественных телесериалов. Режиссер - Татьяна Лиознова, самым известным фильмом которой к тому моменту были «Три тополя на Плющихе», в ролях – Вячеслав Тихонов, Лев Дуров, Леонид Куравлев, Олег Табаков, Леонид Броневой, Ростислав Плятт, Евгений Евстигнеев и многие другие.

Съемки «17 мгновений весны» начались 11 апреля 1971 года в Берлине. В течение двух лет съемочной группе пришлось поколесить по свету - по Германии, Прибалтике и Грузии. Когда работа близилась к концу, оказалось, что выход ленты на экраны под большим вопросом: закончились деньги. Из-за обилия актеров, декораций и нарядов картина получилась настолько дорогой, что не хватило средств на 12-ю, заключительную, серию.


Кстати, ни одного костюма не выпускали без утверждения консультанта полковника Брауна, который в свое время служил в разведке. Уточнялось все - от маленьких значков до петлиц и погон. Костюмы шили мастера из генеральских ателье. Когда группа приехала на съемки в Германию, немцы так безграмотно одели массовку, что у режиссера испортилось настроение. Спасла ситуацию художник по костюмам. Дело в том, что из Союза она привезла шестьдесят ящиков костюмов. Только для Вячеслава Тихонова заготовили сто рубашек - их негде было стирать, к тому же не было костюмера, которого из экономии не зачислили в группу. В итоге на следующий день статистов одели так, что немцы были просто потрясены.

Были на площадке и забавные истории, которые со временем стали байками. К примеру, когда Штирлиц раскладывал из спичек различные фигурки или рисовал картинки, в кадре крупным планом появлялись чужие руки. Дело в том, что у Вячеслава Тихонова на левой руке красуется юношеская шалость - наколка «СЛАВА». Как ее ни гримируй, все равно будет заметно. Если присмотреться, Тихонов даже на общих планах старается спрятать тыльную сторону ладони от зрителя. Так что руки Штирлица на самом деле принадлежат ассистенту художника Феликсу Ростоцкому. Кроме того, он писал телеграмму за Евгения Евстигнеева, у которого просто был плохой почерк.


Фидель Кастро какое-то время недоумевал, почему на каждом вечернем заседании кубинского правительства не досчитывается нескольких ключевых министров. Наконец Фиделю шепнули, что ответственные товарищи сбегают домой, чтобы посмотреть по телевизору новый советский фильм о разведчиках – «17 мгновений весны». Кастро поступил радикально: потребовал привезти ему картину и устроил просмотр для членов правительства. Всех оставшихся двенадцати серий сразу!

Интересные факты о «Джентльменах удачи»

Фильм «Джентльмены удачи» в 1972 году посмотрели около 65 миллионов человек.


Очевидцы рассказывают, что в первые дни после премьеры спекулянты с утра скупали все билеты, красная цена которых составляла 20 копеек, и перепродавали их за 3 рубля. По посещаемости фильм занимает 12-е место среди советских фильмов за всю историю советского кинематографа.

Режиссером картины многие ошибочно считают Георгия Данелию. На самом деле «Джентльменов» снимал Александр Серый, а Данелия вместе с Викторией Токаревой был авторами сценария.

- «Из-за своего несдержанного, ревнивого нрава Саша оказался в тюрьме, - рассказывает Данелия. - Ему дали 8 лет, но вышел он досрочно, через четыре года, не имея ни денег, ни работы. Мы с ним дружили, вместе учились еще на Высших режиссерских курсах, поэтому я ему предложил: пишу сценарий и становлюсь художественным руководителем картины, а снимает он. На том и порешили».

Идею фильма подарил известный сценарист Валентин Ежов. Изначально, правда, сюжет был совсем иным: добрый капитан/лейтенант милиции силой убеждения перевоспитывал бандитов, но высшему милицейскому начальству эта задумка не понравилось. В итоге главным героем стал директор детского сада, а его антиподом - рецидивист по кличке Доцент.


Окончательный состав актеров также отличался от первоначального. Главная роль сразу была отдана Евгению Леонову. А вот воров-рецидивистов должны были играть Андрей Миронов, Ролан Быков, Юрий Никулин и Савелий Крамаров.

Миронов, Быков и Никулин сниматься отказались. У кого-то не было времени, кто-то был уже занят в других проектах. На роль Хмыря сначала пробовался Лев Дуров, но исполнил этого персонажа Георгий Вицин. Неудачными поначалу были и кинопробы Савелия Крамарова, но Данелия уговорил начальство, и Савелий Викторович стал Косым.

- «К тому времени Крамаров снялся у меня в нескольких фильмах, - рассказывал Данелия. - Мне поверили. Правда, когда актер эмигрировал, его пытались вырезать. Но я им написал, что они совершают идеологическую ошибку. Предложил посмотреть картину внимательнее, ведь актер Крамаров играет бандита и отщепенца. Подействовало! Оставили всё как было».

Самые большие проблемы были с ролью Василия Алибабаевича. «Меня знаете, почему взяли? Потому что все беленькие, а Радик Муратов - он черный», - рассказывал потом Раднэр Муратов. Его сначала пригласили на эпизодическую роль начальника тюрьмы, но, когда стало понятно, что съемки надо начинать, а одного из главных героев нет, решили попробовать его.
- Вся блатная речь в картине появилась благодаря Александру Серому - пригодился его тюремный опыт. Плакаты, висевшие в камере: «На свободу - с чистой совестью», «Запомни сам, скажи другому, что честный труд - дорога к дому», а также воровской жаргон: «канай отсюда», «пасть порву, моргалы выколю» - это всё оттуда, с зоны.


- «Но про “мужика в пиджаке” (памятник Лермонтову) мы с Данелией сами придумали», - вспоминает Токарева. Цензура очень серьезно раскритиковала диалоги в сценарии фильма. От авторов сценария потребовали максимально вычистить «блатной жаргон», в результате чего появились разные новые «квазиблатные» слова: «редиска», «сосиска», «Навуходоносор» и другие. А еще есть легенда, что от погребения «на полке» фильм спас глава МВД Николай Щёлоков. В преддверии Дня милиции ему показали опальных «Джентльменов удачи», и он так хохотал, что иной раз заглушал реплики, доносящиеся с экрана. Генсек Леонид Брежнев, который смеялся не меньше Щёлокова, по поводу жаргонных словечек сказал: «Да половину этих слов у нас каждый уличный мальчишка знает».

Кадр, когда Евгений Леонов едет на верблюде, снимался так: режиссер предложил дрессировщику посадить себе на плечи актера, спрятаться за верблюда и шагать с ним рядышком. Дело в том, что у Леонова никак не получалось взгромоздиться на верблюда Бориса. Забавная история произошла, когда снимали сцену, в которой Борис плюет в Крамарова. На самом деле никакого плевка, конечно, не предполагалось. Планировалось так: в одном кадре верблюд вытягивает губы, а в следующем - показывают Крамарова, облитого пеной для бритья. Но Крамаров так гримасничал и дразнил Бориса, что тот плюнул в него по-настоящему, от души. Великий актер долго потом отмывался!


Роль воспитанника московского детского сада № 83 Игорька была сыграна Игорем Угольниковым, в будущем ставшим известным артистом. Угольников не запомнился по этой роли, и узнать по ней будущего ведущего телевизионного шоу «Оба-на!» и звезду фильма «Ширли-мырли» почти невозможно.

Раднэр Муратов так рассказывал о съемках этого эпизода: «Наступил день, когда нас стали туда опускать. Подкатила цистерна с обыкновенной хлебной закваской, подкрашенной зеленой луковой эссенцией. Состав был такой терпкий, липкий… Вылезли мы после съемок из этого раствора и быстрее мыться, кое-как от себя отскребли его. Смотрим, а Вицина и нет. Оказалось, что он продолжает сидеть в цистерне, потому что узнал, что этот состав на 23 лекарственных травах и на 15 лет продлевает молодость».




Top