Энциклопедия технологий и методик.

Холуйская лаковая миниатюра зародилась в селе Холуй Ивановской области. Миниатюры исполняют на папье-маше с использованием специальных темперных красок.

Темпера была основным материалом для самостоятельной живописи еще 5-7 веков назад, а история использования этих красок насчитывает более трех тысяч лет. Например, темперными красками были выполнены росписи саркофагов египетских фараонов, так же их широко использовали византийские художники и русские мастера (вплоть до конца XVII века). Темпера используется и в монументальной живописи, т.к. она водостойкая, а многообразие приемов и фактурность позволяют мастерам работать в различных техниках, будь то письмо тонким слоем или густое пастозное письмо.

Уголок иконописца. Государственный музей холуйского искусства.
Фото О. Поповой, 2016

В Государственном музее холуйского искусства. Фото О. Поповой, 2016

Темпера присутствует в традиционной технике иконописи. Ее наносят по левкасу (грунт с добавлением льняного масла) на деревянную основу. Холуйские мастера (так же, как и мастера из Мстеры и Палеха) основывают свое творчество на технике древнерусских иконописцев. По мнению искусствоведов, первыми иконописцами в Холуе были монахи Троицкого монастыря, принадлежавшего Троице-Сергиевой лавре. Они обучали местных жителей, и к концу XVII века Холуй стал носителем традиций иконописи лавры СергиевогоПасада.

Главное отличие холуйских мастеров от их соседей из Мстеры и Палеха в том, что они обучались мастерству на покрытых лаком и окрашенных в черный цвет листах картона. Данное решение предложил искусствовед А.В. Бакушинский для экономии материалов, чтобы не портить предметы, планируемые для росписи.

В 1861 году в Холуе было открыто первое во Владимирской губернии художественное училище. Затем в 1882 году появились рисовальные классы, которые были преобразованы в иконописно-рисовальную школу. А в 1901 году появились иконописные мастерские.

После революции Холуйские мастерские были закрыты, и людям приходилось заниматься делами, далекими от художества. Но вопреки тому, в 1934 году, по примеру своих соседей, холуйские мастера объединились в артель и стали искать свой собственный стиль в лаковой миниатюре.


Фото с сайта
gorohovec.ru

А.В. Бакушинский (1883-1939)

А.В. Бакушинский вел работу по восстановлению народных промыслов (Палех, Мстера, Холуй, хохломская и городецкая росписи, дымковская игрушка) с первых лет после Октябрьской революции.

Он выработал свои методы работы, которые сохранили значение и в наше время. Бакушинский глубоко изучал историю этих промыслов и, знал их художественные особенности, работал над сохранением искусства промыслов, как над большим художественным явлением. Он работал непосредственно с мастерами и с художественными руководителями, формировал их взгляды на творчество. Именно А.В. Бакушинский дал первые теоретические обоснования становлению художника народных художественных промыслов и исследовал проблему передачи профессионального мастерства и традиции ученичества. Он чутко поддерживал творческий замысел каждого мастера, отмечая его находки и промахи.

В 1959 году был создан Музей холуйского искусства, сейчас он имеет статус государственного музея.

Государственный музей холуйского искусства. Фото О. Поповой, 2016

С 1961 г. холуйская миниатюрная живопись стремительно развивалась. Она вышла на международный рынок. Первые заказы на лаковые миниатюры были из Лондона, затем из Германии, Франции, США, Бельгии и Италии.

С. Теплов "Кохма", 2005 г. Фото О. Поповой, Холуй 2016 г.

Б. Киселев "В саду у Черномора", 1965 г. Фото О. Поповой, Холуй 2016 г.

Помимо миниатюр, мастера начинают изготавливать декоративные лаковые панно. Тиражи лаковых изделий насчитывают более 700 штук. Помимо традиционного черного фона, в работах все чаще начинают использовать насыщенный красный, зеленый и вишневый цвет. Сюжетыразнообразны: русский фольклор, былинные и сказочные мотивы, исторические, литературные, пейзажные песенные, сатирические и многие другие сюжеты, образы деятелей русской культуры. У каждого мастера есть индивидуальные отличия, своя манера исполнения сюжета.При этом сохранено единство стиля, а Холуйобрел статус мирового центра лаковой миниатюрной живописи.

Н.М. Швецов. Шкатулка "Мертвые души", 1985 г.

Е.Н. Власов. Шкатулка "Снегурочка", 2012 г.
Фото В. Леонова, "Народные художественные промыслы: вчера, сегодня, завтра", Новый Манеж 2015 г.

В 1989 году образовалось Холуйское художественное училище миниатюрной живописи, которое и сейчас готовит мастеров для народных художественных промыслов.

В наши дни так же существует Холуйская художественная фабрика лаковой миниатюры, где на сегодняшний день трудится около 200 человек. Стиль и традиции тщательно сохраняются и контролируются художественным советом.

Анна Горбунова

ru.wikipedia.org, muzeum-kholui.ru, kholuy.ru

Издавна существует на этой земле русское декоративное искусство.
В залесной стороне, на северо-востоке от Москвы, раскинулся край ранее называемый суздальским, а в последствии разделившийся на области - Владимирскую, Ивановскую, Московскую и другие.
Именно здесь создавалась самобытная русская культура, складывались богатые художественные традиции.


Снегири

Поселок Холуй - уголок Ивановской области, воплощение прелести среднерусской природы.
Холуй упоминается в исторических источниках как вотчина Троице-Сергиевой лавры и Спасо-Ефимиева монастыря и с XVI был приспособлен к иконописному делу.

Жар-птица. Холуй.Кожемякина

Сегодня поселок Холуй известен как один из центров миниатюрной лаковой живописи на папье-маше. Традиции, заложенные в иконах, перешли на лаковую миниатюру и получили свою новую жизнь. Отличие современной Холуйской лаковой миниатюры заключается в реалистичности изображения, теплоте и доброте души человека, которая передается от автора к зрителю. Цвета не яркие, сдержанные, каждая линия композиции несет в себе глубокий смысл. Вдохновение для творчества художников идет от окружающей природы.


Летучий Корабль Холуй (Шишанов)

Холуйские произведения посвящены мудрым сказкам, былинам, любовной лирике, истории. Особое место занимает неповторимый архитектурный пейзаж. При изображении сюжета шкатулка оформляется не плоскостно, а в качестве предмета, живопись дополняется затейливым золотым орнаментом. Золото также используется в росписи по живописи. выполненной красками.


Снегурочка Холуй

Ассортимент выпускаемой продукции разнообразен и включает в себя около 1000 сюжетов и видов изделий. Это шкатулки, пудреницы, ларцы, панно, складни, броши, кулоны и иконы.

Искусство лаковой миниатюры Холуя - самобытное и интересное направление в русском декоративно -прикладном искусстве.

Брошь Холуй


Иван Царевич Холуй

В XVIII-XIX вв. предметы из папье-маше, украшенные лаковой миниатюрой, - шкатулки, чайницы, табакерки, сигаретницы - пользовались большой популярностью в различных слоях русского общества - от аристократии до простого горожанина. Их декоративное убранство и живописные сюжеты раскрывают целый мир представлений и образов старой России.

Массовое производство этих изделий началось в 1795 г., когда московский купец П.И. Коробов в подмосковном селе Данилково (ныне Федоскино) основал фабрику по производству лаковых козырьков для головных уборов обмундирования русской армии. Он вывез несколько мастеров из немецкого города Брауншвейга со знаменитой лаковой фабрики И. Штобвассера и с их помощью наладил у себя производство лаковых табакерок и прочих изделий из папье-маше.



Жар-птица Холуй


Каменный Цветок Холуй (Путилова И.)

Это были коробочки, украшенные незатейливым орнаментом и табакерки, на крышки которых наклеивались бумажные картинки-гравюрки, покрытые сверху светлым лаком. На картинках обычно изображались события недавней истории- эпизоды войны 1812 года, военных действий против турок.


В лесу Холуй (Кособрюхова)


Тройка Холуй

В 1817 г. фабрика П.Коробова перешла к его зятю П.В. Лукутину, который значительно расширил производство, открыл художественную школу для мастеров, лично занимался подбором оригиналов для живописи, что позволило на протяжении многих лет фабрике Лукутиных занимать первое место среди отечественных лаковых заведений. Через три года, в 1831 г. на художественно-промышленной выставке в Москве за представленные изделия П.В. Лукутин был награжден золотой медалью на Анненской ленте, а в 1839г. на выставке в Петербурге- золотой медалью на Владимирской ленте.


Конек-Горбунок Холуй


Гуси-лебеди Холуй (Чернова)

Его сын, Александр Лукутин, был самым почитаемым владельцем фабрики. При нем сохраняется высокий профессионализм мастеров, совершенствуются технологии, изделия приобретают мировую славу. Применяются два способа лаковой многослойной росписи - "по-плотному" и "по-сквозному". При первом, который выполнялся корпусными непрозрачными красками, обеспечивались плотность и прочность красочного слоя под лаком, создавался значительный простор для развития цветовой гаммы. Способ "по сквозному" состоял в использовании лессировочных (прозрачных) красок. Обычно лукутинские мастера сочетали оба способа, чередуя глубокие насыщенные тона с мягкими нежными, а плотные - с прозрачными.


Лесная сказка Холуй

Развивается наиболее сложный и трудоемкий жанр миниатюрной живописи -портрет. С удивительной виртуозностью и мастерством живописцы раскрывали внутренний мир человека, будь то знаменитость или обыкновенный крестьянин.

На вторую половину 19 в. приходится период расцвета жанра. В жанровых сценах лукутинских миниатюр предстают образы России, раскрываются многие стороны жизни общества того времени. Русское искусство обращается к своим национальным корням, появляется интерес к историческому прошлому, культуре народа. Народная тема раскрывается в типажах уличных торговцев, многократных вариациях излюбленных сюжетов - таких, как "бабушкины сказки", "крестьянское семейство", "русская пляска", знаменитые тройки, чаепития.


Морозко Холуй

В 1904г., лукутинская фабрика была закрыта, мастера распущены по домам.

Однако, уже в 1910 г. десять мастеров, получив под залог имущества ссуду, открыли в соседней деревне Семенищево трудовую артель объединившую многих лукутинских художников-живописцев. Революционные годы оказались очень тяжелыми в жизни промысла. Не было сырья и материалов, готовые изделия не находили сбыта. Положение изменилось только в 1923 году, когда на Всесоюзной выставке в Москве федоскинским изделиям был присужден диплом 1 степени за высокую художественную технику. Изделия артели стали экспортироваться за границу, участвовать в международных выставках.



Нарциссы Художник: Лащенко А.


За околицей Художник: Шубин

В 1931 году, после более чем тридцатилетнего перерыва, по просьбе старых мастеров в Федоскино открылась профессионально- техническая школа, где обучали мастерству письма и изготовления полуфабриката.

В 1960-х годах появляются новые подходы к декоративным решениям федоскинских изделий. Происходит возрождение промысла, появляются авторские произведения, несущие новое понимание миниатюрной живописи на папье-маше, пробуется применение ранее не используемых материалов, реконструируются утраченные технологии. Особое внимание уделяется форме и назначению предметов, введению сюжетов с камерным звучанием.


Холуй Художник: Жуков А.
Екатерининский дворец Художник: Архипов

Снегурочка Художник: Девяткин С.
В Палехе зима Художник: Жуков А.

К концу 1980-х годов, в связи с политическими изменениями российского общества, появился рынок для уникальных и дорогих изделий. Современные авторы значительно расширили возможности лаковой миниатюры, приумножили богатство декоративных приемов, уделяя особое внимание форме изделия. Мастера Федоскино, основываясь на вековых традициях, продолжают славную историю промысла, создают новые, замечательные произведения искусства.



Иван Царевич и Серый Волк Художник: А. Морозов




Царское село Художник: Дмитриев С.

Ростов Великий Художник: Девяткин С.


Лето Художник: Блинов В.К


Суздаль Художник: Елкин В. А.


Русалочка Художник: Блинов В. К.


Художник: Жуков А.


Лебединое озеро Художник: Дмитриев С.


Сказка о Молодильных яблоках Художник: А. Морозов

Холуй — село древнее. Видимо, после того как полчища Батыя сожгли Суздаль, Ростов и Владимир, в здешних местах начали селиться суздальцы. Теза изобиловала рыбой, и первым их занятием стала рыбная ловля. Из ивовых ветвей они сооружали сети-запруды, называвшиеся «холы» или «холуи». Не отсюда ли название поселка?

Среди переселенцев было немало иконописцев. И к XVIII веку Холуй вместе с недальним Палехом и Мстерой становится центром иконописания. Судоходными реками он был связан со всей Русью, поэтому стал вскоре местом многолюдных ярмарок, где в большом количестве продавали произведения местных живописцев.

Со временем палехские художники стали писать дорогие иконы, строго соответствовавшие тому или иному стилю. Иконописцы Мстеры обратились к реставрации и выделке «подстаринных» икон. Холуйские же мастера занялись в основном изготовлением «расхожих» (дешевых, наскоро написанных) образов, которые разносили коробейники. В отличие от мстерцев и палешан землепашеством холуяне не занимались и на жизнь зарабатывали писанием икон.

Положение иконописцев резко ухудшилось в конце XIX века, когда иностранная фирма «Жако и Бонакер», выпускавшая банки для ваксы, занялась производством икон, штамповавшихся на жести. Как обогнать машину? Сохранилось предание, что один холуянин возами доставлял продукцию к дому хозяина. Подготовку ликов он производил не кистью, а всеми десятью пальцами, обмакнув их в краску. Каждое прикосновение — лицо, которое он прописывал кистью. Естественно, что при таком поспешном письме холуйские мастера далеко отступали от канонов иконописи. Религиозным сюжетам они придавали характер бытовых сцен, подсмотренных в жизни. И все чаще обращались к приемам станковой живописи, постепенно утрачивая традиционное мастерство.

Стремление работать быстрее и быстрее приводит к разделению труда иконописцев. В производстве иконы участвуют до десяти мастеров: один пишет «доличное», второй — лики и руки, третий чеканит орнамент. Каждый умеет делать лишь свою часть работы, что получается в целом, его не волнует. Икона перестает быть художественным произведением, искусство превращается в ремесло.

В 1884 году в Холуе открылась школа иконописания, призванная остановить этот процесс. Руководили ею выпускники Петербургской академии художеств Н. Харламов, а затем Е. Зарин. Из стен школы вышли и зачинатели холуйской миниатюры. После революции иконописцы остались без работы. Многие ушли из Холуя. Оставшимся было жалко своего искусства, при встрече они горячо обсуждали, какое найти ему применение. В конце 20-х годов ХХ века некоторые мастера начали прибиваться к Мстере. Там была артель, где делали «коврики»: маслом писали на холсте копии известных произведений. Вскоре в Холуе открылся ее филиал, а потом завели и собственную артель.
В то время Палех и Мстера уже славились своим искусством. Настоящего художника «коврики» удовлетворить не могли. И в 1932 году холуяне решили попробовать силы в миниатюре.

Первые шаги давались трудно. Ведь миниатюрная живопись имеет совсем другие законы, чем иконопись или фреска. В то время мало кто верил, что Холуй найдет собственный стиль, отличный от палехского и мстерского. «Третьему из-под двух не выбраться», — говорили вокруг. Но эти опыты поддержал профессор А. Бакушинский. «Стиль Холуя должен быть более реалистичным, чем у Палеха и Мстеры, но более декоративным, Нежели у Федоскина», — предложил Бакушинский. В 1937 году холуяне показали свои произведения на Всемирной выставке в Париже. Работы Мокина и Пузанова были удостоены бронзовой медали. Холуй постепенно завоевывал известность.

С Палехом и Мстерой много общего. Роспись одинаковых вещей, одной и той же яичной темперой. В основе образного языка приемы древнерусской живописи. Но Холуй имеет и свое лицо. В чем же его своеобразие? Черный фон облекает предмет и является основой росписи. Мстерцы закрашивают его и пишут на светлых тонах. Четко отграничивая живописное поле, отчего миниатюра кажется приклеенной. У палешан наоборот, черный фон проходит через все изображение, строя внутреннее пространство произведения. А холуяне? Они умеют писать и на светлом фоне, но обычно приглушают его к краям. Однако нередко впускают черный фон и внутрь композиции как организующее цветовое начало. Иногда же используют его по примеру палешан как пространство, слегка подцвечивая, тонируя, чтобы чернота не казалась такой бездонной.

Лаковой миниатюре свойственен развернутый сюжет, который должен легко «читаться». Мстера наиболее повествовательна: «пересказ» сюжета здесь такой подробный, что главные эпизоды как бы уравнены со второстепенными. Поэтому все фигуры мелкие, словно тающие в пейзаже. Палех и Холуй не столь многословны. Главное событие тут «придвинуто» к зрителю, более крупные фигуры являются основными цветовыми пятнами.
Своеобразие холуйского искусства во многом обусловлено особенностями здешней иконописи. Миниатюра более жизнеподобна, чем палехская, которая ближе к канонам иконописи. Например, силуэты фигур у холуян менее условны. Положите рядом мстерскую шкатулку, и более строгий силуэт окажется у Холуя. Еще отличие: условную форму палешане выявляют золотыми и серебряными штрихами, завершающими роспись. У холуян образы более материальны и форма моделируется цветом. Но красочное пятно все-таки остается в Холуе локальным. Во Мстере его нагружают полутонами, и пятно напоминает тканый узор. Можно сказать, что работы холуян живописнее палехских, но графичнее и декоративнее мстерских.

Подобные особенности позволяют холуйским художникам и создавать символические образы (тогда отчетливее проступают иконописные основы миниатюры), и передавать непосредственные жизненные впечатления — и тогда вперед выступают «пленэрные» возможности искусства Холуя.

Холуйская миниатюра - одна из разновидностей традиционной русской лаковой миниатюры. Народный промысел, развившийся на базе иконописного искусства в поселке Холуй Ивановской области. Изображения выполняются темперой на шкатулках, ларцах, кубышках и т.д., изготовленных из папье-маше.

История холуйской миниатюры

Первоначально мастера пос. Холуй писали иконы. Это были в основном недорогие произведения, предназначенные для сельского населения. Также выполнялись работы и для Троице-Сергиевской лавры. Миниатюры начали создавать в поселке только после Октябрьской революции. Следовательно, этот промысел можно считать самым молодым из всех подобных. К примеру, палехская миниатюра возникла гораздо раньше - в XVII веке. Первые холуйские произведения были выполнены не на шкатулках или ларцах. По предложению А.В. Бакушинского в целях экономии было решено рисовать миниатюры просто на листах картона. В результате изображения начали напоминать обычные произведения станковой живописи. Поэтому постепенно холуйские мастера все-таки перешли на декоративное оформление предметов бытового назначения, выполненных из папье-маше. Художественная артель по лаковой живописи была создана в 1934 году.

Признание холуйской миниатюры пришло далеко не сразу. Однако художники артели, такие как К. Костерин, С. Мокин, Д. Добрынин, В. Пузанов-Молев приложили максимум усилий для выработки собственного неповторимого стиля. Проведенная ими колоссальная работа дала свой положительный результат. В 1937 г. холуйская миниатюра получает бронзовую медаль на Всемирной выставке в Париже. Выставляется на знаменитых мировых выставках она и в последующие годы.

После Великой Отечественной войны сюжеты и темы холуйских миниатюр становятся гораздо разнообразнее. В это время начинают проявляться черты нового, абсолютно оригинального и своеобразного направления русского лакового промысла, отличного от произведений Палеха, Федоскина и Мстеры. Холуйская миниатюра широко экспортируется за рубеж - в США, Канаду, Италию, Испанию, Англию и другие страны.

На сегодняшний день эта разновидность лакового промысла претерпела значительные изменения. За годы существования холуйской миниатюры художники мастерской полностью преодолели некоторые недостатки и ограниченность изображений. Современная холуйская миниатюра несет в себе четко прослеживающиеся индивидуальные черты и имеет своеобразный облик. В наши дни на территории поселка Холуй действует ООО «Холуйская миниатюра». Декоративную продукцию этой мастерской можно приобрести и в интернете.

Отличительные особенности холуйской миниатюры

От лаковых миниатюр Палеха и Мстеры произведения мастеров Холуя отличаются, прежде всего, цветовой гаммой. При выполнении изображений по большей мере используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона. Холуйская миниатюра проработана не так детально, как палехская. Золотая краска используется в ней гораздо скупее. Кроме того, имеются значительные отличия и в выборе самих тем. Очень часто используются реалистичные сюжеты. К основным отличительным особенностям лаковых изделий поселка Холуй можно отнести также:

Наличие орнамента;
. смешение временных сюжетов. Подобный прием был характерен для древнерусской иконописи. Темы холуйских миниатюр часто несут повествовательный характер;
. декоративная выразительность сюжетов;
. использование былинных и исторических тем.

Круг сюжетов необыкновенно широк. Помимо былинной и исторической, используются сказочная и литературная тематика. Часто на холуйских изделиях можно видеть живописные пейзажи. Примечателен также и интерес к изображению архитектурных объектов. Необыкновенно красивы городские пейзажи с детально проработанными зданиями Петербурга, Суздаля, Кижей и других русских городов. При этом плотные изображения архитектуры чередуются с ажурной зеленью. На черном фоне все это смотрится необыкновенно эффектно.

Пейзаж часто вводится в самые разные темы изображений. По стилю он несколько напоминает мстерский. Отличие - в большей графичности. Холуйская миниатюра не загромождена большим количеством мелких деталей. На коробочках, шкатулках и ларцах, декорированных в начале прошлого века, часто можно видеть темы Гражданской и Отечественной войны, революционных событий 1917 года. Также в XX веке мастера Холуя иногда отдавали предпочтение актуальным сюжетам из тогдашней советской жизни. К примеру, некоторые предметы украшены изображениями на тему освоения космоса.

Экспонаты холуйской лаковой миниатюры представлены во многих крупных музеях в Москве, Санкт-Петербурге, Иваново и т.д. Открыта экспозиция и в самом поселке. Музей поселка Холуй был основан в 1959 г. по инициативе группы художников - А. В. Крюкова, К. В. Костерина, Б. В. Тихонова и других.

Художественный хо́луйский промысел считается самым молодым из русских лаковых промыслов. Но если учитывать то, что он рождён мастерами- иконописцами древнего Хо́луя, то иконописный промысел известен здесь с XVI в. И в таком случае Холуй был самым древним из них.

Первоначально здесь занимались иконописью в основном для Троице-Сергиевой лавры, а также писали недорогие иконы для окрестных жителей. После революции 1917 г. иконопись стала не актуальна. Иконы даже запрещали писать, и промысел стал угасать.

В настоящее время хо́луйская миниатюравид русской народной миниатюрной живописи темперными красками на лаковых изделиях из папье-маше. Из папье-маше изготавливают шкатулки, коробочки, ларцы и др. предметы, а также декоративные лаковые панно и иконы.

Роспись «Пастушок»

Возник промысел в 1932 г. в пос. Хо́луй Ивановской области на базе местного иконописного промысла. Сначала это был филиал мстёрской артели «Пролетарское искусство», а в 1934 г. была образована самостоятельная Холуйская художественная артель. С 1960 г. она была переименована в Холуйскую фабрику художественной лаковой миниатюры.

Технология изготовления изделий из папье-маше в Холуе

Подробно об этом процессе мы рассказали в статье «Процесс производства федоскинской шкатулки» . Эта технология была заимствована Холуем, Мстёрой и Палехом оттуда.

В общих чертах этот процесс выглядит так: сначала из качественного древесного картона прессуются многослойные трубки, форма и размер которых разнообразны – это зависит от вида выбранного изделия. Эти трубки называются навивами . Они пропитываются горячим льняным маслом, а затем сушатся в специальных печах, пока масло не затвердеет.

Холуйский мастер из такого навива делает заготовку будущей лаковой миниатюры – полуфабрикат, на который далее наносят грунт. Грунтуют шкатулки смесью льняного масла, сажи и глины.

Высушенный грунт шлифуют и красят шкатулку красным (внутри) и черным (снаружи) лаком, после чего она попадает в руки художника.

Роспись

Роспись «Первый снег»

Холуйская миниатюрная роспись выполняется яичной темперой на лаковых изделиях из папье-маше. Темперные краски – одни из древнейших. Их история насчитывает более 3 тыс. лет. Темпера – водоразбавляемые краски, приготовляемые на основе сухих порошковых пигментов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии – натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры). Холуйская миниатюра выполняется яичной темперой на лаковых изделиях из папье-маше. Рецепт приготовления красок, используемых в Холуе для создания лаковой миниатюры, дошел из глубины веков. Такими красками работали мастера древней Руси, создавая свою знаменитую иконопись. Минеральный порошок растирается вместе с яичным желтком, водой и уксусом. Правильно приготовленные краски – важный залог успешной работы художника.

Темперу используют и другие промыслы лаковой миниатюры, кроме федоскинского и хохломского – там расписывают масляными красками.

Круглая шкатулка «Пастушок»

В росписи Холуя используются фольклорные, исторические, бытовые мотивы, в которых стилизованные фигуры изображаются на фоне условно-декоративного пейзажа. Используют также и современные мотивы, натюрморт и пейзаж.

Искусству мастеров Холуя присущи и особая декоративность, и любовь к реальному пейзажу, в котором отражаются впечатления окружающего мира и родных мест: виды Холуя, Владимира, Суздаля, Ярославля. Вместе с традиционным чёрным фоном всё чаще используют насыщенный красный, зелёный и вишнёвый цвета.

Холуйские художники работают тончайшими беличьими кистями.

Орнамент выполняется специально приготовленным сусальным золотом с добавлением вишневой смолы, что придает холуйской лаковой миниатюре неповторимость и уникальность.

Для придания блеска лаковой миниатюре золото полируют волчьим зубом.

Расписанная шкатулка покрывается несколькими слоями лака. Лаковое покрытие выравнивается на специальных матерчатых кругах.

Заключительный этап создания лаковой миниатюры – полировка. Лак полируется до тех пор, пока не исчезнут мельчайшие царапины. Все изделия выполняются исключительно вручную.

Холуйская художественная фабрика лаковой миниатюры в настоящее время дополнила ассортимент выпускаемой продукции предметами быта, подсвечниками, визитницами и др.

Иконопись

Государственный музей холуйского искусства (создан в 1959 г.)

Возрождается искусство иконописи. Но иконописная манера Холуя всегда отличалась своеобразием. Холуйцы легко отступали от строгих канонов иконописи и вносили в изображения черты народного лубка, хотя здесь в большей мере, чем в мстёрских и палехских работах, проявляются глубинные народные традиции владимиро-суздальского письма XIV в. Это выражается в лаконизме и образности, в подчёркнутой монументальности композиции. Царский указ 1667 г. гласил, что «поселяне, не разумеющие почтения книг божественного писания, пишут святыя иконы безо всякого рассуждения и страха».

Основу композиции Холуйского музея составляют иконы холуйского письма. Музей располагает также уникальной коллекцией вышивки с XIX в. по настоящее время.

Особенности холуйской миниатюры

Тарелка «Снегурочка»

Главное отличие холуйской миниатюры было заложено с самого начала: для экономии средств мастера обучались работе не на предметах, планируемых для росписи, а на листах картона, окрашенных в чёрный цвет и покрытых лаком. Ещё одно главное отличие холуйской живописи – использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого тонов. Холуйские миниатюры более реалистичны и более декоративны по сравнению с изделиями других промыслов.




Top