Федор эмин писатель. Эмин федор александрович

Из хорошо известной Вам области знаний подберите содержательный пример просто­го категорического (атрибутивного) суждения вида А (по логическому квадрату). Ука­жите составляющие его элементы: кванторное слово, субъект, предикат, субъектно-предикатную связку. Сформулируйте другие простые категорические суждения, кото­рые с А находятся в отношении: подчинения (I), контрадикторности (О), контрарности (Е). Укажите истинностные значения I, О, Е для двух истинностных значений А. Дайте анализ распределённости терминов в рассмотренных суждениях А, I, О, Е. Осуществи­те в отношении выбранного Вами суждения А логические операции превращения, об­ращения, противопоставления предикату. Проведите анализ распределённости терми­нов в образовавшихся в результате этих операций суждениях.

Все врачи должны уметь писать рецепты.

Кванторное слово «все».

Термин-субъект, выраженный словосочетанием «врачи».

Термин-предикат, выраженный словосочетанием «должны уметь писать рецепты».

Утвердительная предицирующая связка, не имеющая в данном предложении словесного выражения.

Субъект распределён, предикат не распределён.

Условия совместимости и несовместимости суждений устанавливаются в так называемом логическом квадрате.

1. Все врачи должны уметь писать рецепты

2. Ни один врач не умеет писать рецепты

3. Некоторые врачи должны уметь писать рецепты

4. Некоторые врачи не должны уметь писать рецепты

Превращение

Ни один врач не умеет писать рецепты.

Врач – распределен, умеет писать рецепты – не распределен.

Об­ращение

Если все врачи – должны уметь писать рецепты, лишь некоторые должны уметь писать рецепты существа - врачи.

Врачи – распределен, должны уметь писать рецепты существа – не распределен.

Противопоставление предикату

Все неврачи не умеют писать рецепты.

Неврачи – распределен, умеют писать рецепты – не распределен.

Противность (контрарность): А<=>Е. Контрарность есть отношение наибольшей противоположности. Суждение ни один врач не умеет писать рецепты является полным отрицанием суждения все врачи должны уметь писать рецепты, поскольку оба эти суждения подразумевают все предметы, включенные в класс, то есть всех людей. Но несовместимость их не является максимальной: общеутвердительное и общеотрицательное суждения могут быть одновременно ложными. Если истинно суждение некоторые врачи должны уметь писать рецепты (которого достаточно для опровержения суждения ни один врач не умеет писать рецепты) или суждение некоторые врачи не должны уметь писать рецепты (опровергающее суждение все врачи должны уметь писать рецепты), то соответствующие общеутвердительное и общеотрицательное суждения окажутся ложными.

Противными являются противоположные общеутвердительное и обще-отрицательное суждения. Из истинности каждого из них следует ложность другого, но из ложности одного не следует ложность другого; противные суждения не могут быть одновременно истинными, но могут быть одновременно ложными.

Подчинение (субординация): A<=>І, E<=>O. Если истинно суждение все врачи должны уметь писать рецепты, то явно истинно суждение некоторые врачи должны уметь писать рецепты; если истинно суждение ни один врач не умеет писать рецепты, то истинно суждение некоторые врачи не должны уметь писать рецепты. Но если истинно суждение некоторые врачи должны уметь писать рецепты, то суждение все врачи должны уметь писать рецепты может быть как истинным, так и ложным; если истинно суждение некоторые врачи не должны уметь писать рецепты, то суждение ни один врач не умеет писать рецепты может также быть истинным и ложным. Если суждение все врачи должны уметь писать рецепты ложно, то суждение некоторые врачи должны уметь писать рецепты может быть как истинным, так и ложным; если ложно суждение ни один врач не умеет писать рецепты, то суждение некоторые врачи не должны уметь писать рецепты может быть как истинным, так и ложным.

Подчиненными являются частные суждения по отношению к соответствующим общим. Ложность частного суждения влечет за собой ложность общего, истинность общего суждения влечет за собой истинность частного, но не наоборот. Подчиняющее и подчиненное суждения могут быть вместе истинными и вместе ложными.

Противоречивость (контрадикторность): А<=>О, Е<=>І. Чтобы опровергнуть суждение все врачи должны уметь писать рецепты, достаточно показать, что некоторые врачи не должны уметь писать рецепты; равным образом истинность суждения некоторые врачи должны уметь писать рецепты опровергает суждение ни один врач не умеет писать рецепты. Если истинны суждение некоторые врачи должны уметь писать рецепты и суждение все врачи должны уметь писать рецепты, то суждение ни один врач не умеет писать рецепты ложно. Если истинны суждения некоторые врачи должны уметь писать рецепты и некоторые врачи не должны уметь писать рецепты, то суждения ни один врач не умеет писать рецепты и все врачи должны уметь писать рецепты также будут ложными. Если суждение некоторые врачи должны уметь писать рецепты ложно, то ложным будет суждение все врачи должны уметь писать рецепты, а, следовательно, суждение ни один врач не умеет писать рецепты будет истинным, как и суждение некоторые врачи не должны уметь писать рецепты.

Противоречащими являются общие и противоположные им частные суждения. Истинность одного противоречащего суждения влечет за собой ложность другого и наоборот. Противоречащие суждения не могут быть вместе ни истинными, ни ложными.

Подпротивность (субконтрарность): І<=>O. Если некоторые врачи умеют писать рецепты, то должны уметь писать рецепты будут некоторые врачи при условии, что ложны суждения все врачи должны уметь писать рецепты и ни один врач не умеет писать рецепты. Если некоторые врачи не должны уметь писать рецепты, то должны уметь писать рецепты будут некоторые врачи при условии, что ложны суждения все врачи должны уметь писать рецепты и никто из врачей не умеет писать рецепты. Если же ложно суждение некоторые врачи умеют писать рецепты, то суждение некоторые врачи не умеют писать рецепты ложным быть не может, потому что в таком случае оказалось бы ложным и суждение ни один врач не умеет писать рецепты. Ибо если ложно, что ни один врач не умеет писать рецепты и ложно, что все врачи должны уметь писать рецепты, то по крайней мере некоторые врачи обязательно должны уметь писать рецепты.

Отрицанием высказывания A называется высказывание, которое истинно, когда A ложно, и ложно, если A истинно. Обозначение: Читается: «неверно, что A».

Данное определение записывают с помощью таблицы истинности, в которой буква «И» означает истинное высказывание, а буква «Л» – ложное.

A И Л

Например: отрицанием высказывания {через две точки можно провести две прямые} является высказывание {через две точки нельзя провести две прямые}. Отрицанием высказывания {число 37 не делится на 2} будет высказывание {число 37 делится на 2}.

Конъюнкцией двух высказываний A и B называется высказывание, которое истинно в том и только в том случае, если истинны оба высказывания. Таблица истинности имеет вид:

A И И Л Л
B И Л И Л

Например: конъюнкцией высказываний {3 < 8} и {8 < 11} является высказывание {3 < 8 < 11}. Или, конъюнкцией высказываний {точка A лежит на прямой a} и {точка A лежит на прямой b} является высказывание {точка A лежит на прямой a и на прямой b}.

Дизъюнкцией двух высказываний A и B называется высказывание, которое ложно тогда и только тогда, когда ложны оба высказывания. Обозначение: , читается: «A или B». Таблица истинности имеет вид:

A И И Л Л
B И Л И Л

Примеры: дизъюнкцией высказываний

{3 < 8} и {3 = 8} является высказывание {3 < 8 < 11};

{точка A лежит на прямой a} и {точка A лежит на прямой b} является высказывание {точка A лежит на прямой a или на прямой b}, где связка "или" не имеет разделительного смысла. То есть точка A может лежать либо только на прямой a, либо только на прямой b, либо же на прямой a и прямой b одновременно.

Свойство 16.9.

Операции дизъюнкции и конъюнкции коммутативны.

и .

Операции дизъюнкции и конъюнкции ассоциативны.

и
Высказывание истинно только если одновременно истинны A, B и C, а во всех других случаях – ложно. Высказывание также истинно, только если A, B и C одновременно истинны. Совпадение истинности двух высказываний доказывает их эквивалентность. Аналогично высказывание ложно, только если ложны одновременно все три высказывания A, B и C, но в этом случае ложно и Во всех остальных случаях оба высказывания и – истинны. Следовательно,
Пусть – истинно. Это возможно, только если истинны C и а это значит, что C – истинно, а A и B не являютя одновременно ложными. Отсюда следует, что истинным является одно из двух высказываний или то есть – истинно. Далее, если – ложно, то C и не являются одновременно истинными, то есть либо C ложно, либо ложно или либо ложно C, либо ложны одновременно A и B. Отсюда одновременно ложны и то есть ложно Следовательно, высказывания по определению равносильны и справедливо равенство Пусть – истинно. Тогда истинно либо C, либо то есть либо истинно C, либо одновременно истинны A и B. В любом случае тогда истинны и одновременно, а значит, истинно Если же – ложно, то одновременно ложны и C, и то есть C – ложно, а A и Bне являются одновременно истинными (либо A ложно, либо B ложно). Тогда ложно либо либо то есть – ложно. Отсюда

Свойство 16.12.

Дизъюнкция любого высказывания A и его отрицания – тождественно истинна. Обозначение:

Высказывание «если A, то B» называют импликацией высказываний A и B, если оно ложно лишь в случае, когда A – истинно, а B – ложно. Обозначение: Таблица истинности имеет вид:

Импликацией, обратной данной импликации , называется импликация .

Импликацией, противоположной данной импликации , называется импликация .

Например: импликацией высказываний {100 делится на 4} и {100 – четное число} является высказывание {если 100 делится на 4, то 100 – четное число}. Импликация обратная данной будет тогда такой: {если 100 – четное число, то 100 делится на 4}. Как мы видим, если импликация истинна, то обратная к ней не всегда будет истинна. Противоположной к исходной будет импликация {если 100 не делится на 4, то 100 не является четным числом}.

Эквиваленцией высказываний A и B называется высказывание, которое истинно, когда оба высказывания A и B истинны или оба ложны. Обозначение: Таблица истинности имеет вид:

A И И Л Л
B И Л И Л

Например: эквиваленцией двух высказываний {точки A и B лежат в разных полуплоскостях от прямой a} и {отрезок AB пересекает прямую a} является высказывание {точки A и B лежат в разных полуплоскостях от прямой a тогда и только тогда, когда отрезок AB пересекает прямую a}.

Приведите четыре содержательных примера простого категорического силлогизма (по одному примеру для каждой фигуры; модусы любые). Для каждого примера дайте его логический анализ: укажите модус, термины, распределённость терминов, большую и меньшую посылки (их вид), обоснуйте правильность вывода, используя ссылки на из­вестные правила простого категорического силлогизма.

Ни один ленивый человек не сдаёт экзамены (большая посылка)

Некоторые студенты сдают экзамены (меньшая посылка)

Некоторые студенты не ленивы (заключение)

Модус - Ни один ленивый человек не сдаёт экзамены.

Термины – ленивый человек, экзамены, студенты.

Термин ленивый человек распределён.

Термин студенты не распределен.

Все информативные вещи полезны (большая посылка)

Некоторые сайты не полезны (меньшая посылка)

Некоторые сайты не информативны (заключение)

Модус - Все информативные вещи полезны

Термины – информативные вещи, сайты, информативны

Термин информативные вещи распределён.

Термин сайты не распределен.

Все фрукты питательны (большая посылка)

Все фрукты вкусны (меньшая посылка)

Некоторые вкусные продукты питательны (заключение)

Модус - Все фрукты питательны

Термины – вкусные продукты, фрукты

Термин фрукты распределён.

Термин вкусные продукты не распределен.

Некоторые кружки красивы (большая посылка)

Все кружки полезны (меньшая посылка)

Некоторые полезные вещи красивы (заключение)

Модус - Некоторые кружки красивы

Термины – кружки, полезные вещи.

Термин кружки распределён.

Термин полезные вещи не распределен.

Посылки силлогизма разделяются на большую (которая содержит предикат заключения) и меньшую (которая содержит субъект заключения). По положению среднего термина силлогизмы делятся на фигуры , а последние по логической форме посылок и заключения - на модусы . Данные силлогизмы соответствуют правилам построения.

Приведите содержательный пример энтимемы. Произведите восстановление энтимемы и дайте её логический анализ (аналогично п. 4).

Этот физический процесс не является испарением, так как не происходит перехода вещества из жидкости в пар.

Суждение, стоя­щее после слов «так как», является посылкой. В энтимеме про­пущена большая посылка:

Испарение есть процесс перехода вещества из жидкости в пар.

Этот физический процесс не есть процесс перехода вещества из жидкости в пар.

Этот физический процесс не есть испарение.

Модус - испарение есть процесс перехода вещества из жидкости в пар.

Термины – испарение, физический процесс.

Термины не распределёны.

Большая посылка - Испарение есть процесс перехода вещества из жидкости в пар

Меньшая посылка - физический процесс не есть испарение.

Данный категорический силлогизм построен по II фигуре; особые правила ее соблюдены, так как одна из посылок и заключение отрицательные, большая посылка общая, представляющая собой определение понятия «испарение».


Похожая информация.


студент 2 курса ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г. Москва

Научный руководитель: Степанов А.А.,

ассистент кафедры экономики труда и управления персоналом ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г. Москва

Данная тема была всегда актуальна, и с течением времени становится все актуальнее, потому что меняется обстановка в мире, меняются сами люди и для мотивации порой недостаточно придерживаться основных её теорий. Ни для кого не секрет, что залог успешной работы предприятия или некой фирмы - это наличие мотивации у каждого сотрудника. Для каждого человека найдется то, ради чего он будет выполнять свою работу изо дня в день, да и не просто выполнять, а прилагать максимум усилий и возможностей. В данной статье я расскажу про то, что из себя представляет мотивация, какое значение она несет для успешной организации труда, основные виды и теории мотивации и опишу несколько примеров мотивационной деятельность за рубежом и в нашей стране. Основной задачей данной статьи является раскрытие сущности содержательных теорий мотивации и принципы их применения.

1. Мотивация. Основные понятия

В наше время очень тяжело учитывать человеческий фактор в деятельности организации, потому что даже самая уникальная организация с самой усовершенствованной системой управления не будет успешно существовать, если отсутствуют мастера своего дела, настоящие гуру, которые все сделают для выполнения задачи. Очень часто ныне, когда пытаются повысить эффективность работы организации зацикливаются на конкретном человеке, а не на команде в целом. На самом деле, самый лучший руководитель - это тот, кто по настоящему может разобраться в человеке, понять что у него внутри, что ему нравится, что не нравится, потому что по статистике очень много людей, работающих в организации не знают в какой виде деятельность они лучше, и в чем их преимущества. Все очень просто, и все это знают, если человек делает то, что он действительно любит, он спокоен и умиротворен и его окружается такая же обстановка,это создает некую идиллию. Создать мотивационную волну для своих коллег, вот основная задача любого менеджера, он должен уметь сделать так, чтобы люди, работающие в организации, выполняли больший объем работы быстрее, не теряя эффективности, при этом сама мотивация будет определять основу поведения, а точнее поставит определенные рамки поведения.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что под словом мотивация подразумевают способность и желание людей, прилагать огромное количество сил для достижения результата и выполнения задач организации для удовлетворения собственных же потребностей. Мотивация дает ответ на такой вопрос: Почему именно так поступил данный человек, а не по-другому. На мотивацию человека также оказывают влияние внутренние и внешние воздействия, которые заставляют его действовать, и задают направление этой деятельности и естественно это все направленно на достижение конкретных целей. Мотивация персонала очень важна для менеджера.

2. Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации

Перейдем к видам мотивации, их всего два, положительная и отрицательная. Первая подразумевает желание добиться успеха, невероятная активность, положительные эмоции и т.д. А вторая это страх быть наказанным за ошибки и быть осужденным, в этом случае появляются неприятные эмоции и человек старается уйти от неудачи. А теперь пару слов о том, как же все-таки происходит процесс мотивации. Начинается он как положено, с недостатка чего-либо или попросту появление потребности, которая в свою очередь рождает мотив (побуждение), который направлен на достижение этой цели.Основная суть мотивации заключена в том, что наши потребности создают побуждения, цель которых это получение вознаграждения.

Хочется отметить, что существует очень много способов воздействия на человека, самой распространенной схемой было “ Кнут и пряник “ грубо говоря, человека принуждали работать, за вознаграждения, но в этом способе отсутствует понимание интересов рабочих, то есть они использовались просто для выполнения задачи.

Впервые интерес к управлению организацией был в 1911 году после публикации “ Принципы научного менеджмента” У.Тейлора. По традиции это считается началом признания управления наукой. Так же существовало очень много школ управления, где и мотивация и влияние на людей было очень разнообразно.

Итак, теперь мы рассмотрим Содержательные теории мотивации.

В основу этих теорий входит выявление внутренних побуждений, которые заставляют человека поступить именно так и никак иначе. На данном этапе мы рассмотрим существующие содержательные теории, их пять.

1) Пирамида потребностей Абрахама Маслоу 2) Двухфакторная теория Герцберга 3) Теория X и У Мак Грегора 4) ERG теория Альдер- фера 5) Теория приобретенных потребностей МакКлелланда

Перед тем, как мы рассмотрим их поподробнее хочется сказать, что существуют два понятия: потребность и вознаграждение и вот связь между этими понятиями в каждой из теории нужно уметь улавливать. Так же существует единое разделение потребностей: первичные и вторичные. К первым относятся в основном физиологические потребности, такие как еда, вода, сон.

Ко вторым относятся в основном психологические потребности, такие как уважение, власть и успех. Как уже было упомянуто потребность пробуждает устремленность в человеке. Очень хороший пример, человек нуждается в сложной работе, и это может устремить его совершить попытки достичь цели в виде получения места, обеспечивающего ее. И в итоге если он получает это место и понимает, что работа не такая уж и сложная, человека будет хуже выполнять работу или даже искать другу, но все равно боясь, что та окажется еще легче. В психологии так же бытует мнение, что люди часто пытаются вспомнить то поведение, когда у них все получилось и они выполнили все задачи и они будут равняться именно на это поведение, им захочется испытать еще раз состояние удовлетворения потребностей, и так же существует обратное, то есть не допустить того поведения, кого вас ожидал провал, это один из примеров внутренней мотивации, самомотивации. Хочется еще отметить, что люди все абсолютно разные и кого то устраивает его скучная не тяжелая работа, поэтому создание таких задач, для выполнения которой нужно больше времени и сил, не всегда имеет очень хороший мотивационный эффект, но не для всех. Для мотивации вообще нет единого шаблона или лучшего способа, босс всегда должен учитывать случайность и особенности каждого работника. Теперь немного подробнее о связи вознаграждения и потребности. В принципе связь очень простая, мы что-то делаем, и за это что-то получаем, взаимообмен. Потребности бывают разные, и очень часто в организации это потребности самой организации, но в любом случае вознаграждение это что то, что составляет определенную ценность для сотрудника и у всех разные представления о том, что для них ценность. Следовательно, вознаграждения бывают двух видов, внутренние и внешние. Первые, это более духовные и психологические ценности: самоуважение или попросту удовлетворение собственной проделанной работой (что-то кстати очень редко происходит), а Вторые, это зарплата, престиж, статус в компании, страховка или отпуск, который оплачивает организации. Кстати говоря, вознаграждения тесно связаны с материальной и нематериальной мотивацией. Материальная мотивация, это все что связано с деньгами, то есть когда организация материально помогает вам, оплачивает отпуск, служебный автомобиль выдает или попросту премия. А нематериальная мотивация, это мотивация, которая влияет на работника эмоционально и физически. Например доска почета, или грамота - лучший работник, дополнительные выходные и попросту какие- либо льготы. Но вот для того, чтобы руководитель знал, как правильно распоряжаться вознаграждениями, ему нужно знать потребности своих сотрудников, в этом и цель содержательных теорий мотивации.

4. Итак, первая теория: Пирамида потребностей Абрахама Мас-

Самая известнейшая теория, из всех существующих, она в принципе проста для понимания, но очень интересна.


Исходя из его теории, люди всегда испытывают какие-либо потребности. Его пирамида представляет из себя 5 ступеней потребностей, при этом, пока не удовлетворена потребность низшей ступени, нельзя переходить к следующий, все строго в иерархичном порядке. Так же Маслоу определил, что только неудовлетворенные потребности мотивируют людей. Абрахам выделил первичные и вторичные потребности. К первым относятся физиологические потребности (попросту то, что помогает людям выживать), зачастую людей не интересует, что они будут делать, их интересует сколько им за это заплатят. Потребность в безопасности (Такие потребности обычно испытывают люди, которые пытаются застраховать себяот всего, например, приобретают страховой полис или ищут хорошую работу, чтобы не было проблем на пенсии). Чтобы ими управлять эффективно, нужно создать все условия для социального страхования, их труд нужно достойно оплачивать. К вторичным относятся оставшиеся 3 группы. Потребность в принадлежности (Люди, которые опираются на данную потребность всегда пытаются ладитьсо всеми, поддерживать дружественную обстановку с коллегами). Для эффективного управления такими людьми нужно побольше времени сталкивать коллектив, или делать совместные мероприятия. Потребность в уважении и признании (Люди, которые опираются на данную потребность просто хотят, чтобы их ценили и уважали). Управляя такими людьми, нужно часто напоминать им о том, что их труд ценен. И потребность в самовыражении. (Люди, которые опираются на данную потребность, хотят расти, как личность). Чтобы управлять такими людьми, нужно давать им очень оригинальные задания, поскольку эти люди очень креативны. Подводя небольшой итог, хочется сказать, что Маслоу придерживался того, что низшие потребности, представляют все-таки больший интерес для удовлетворения,нежели верхние части пирамиды, а также, что человек будет удовлетворять ту потребность, которая будет для него самой важной в определенное время.

5. Двухфакторная теория Ф. Герцберга

Его работы оказали огромное влияние на практику управления.

В основу его исследований вошло изучение влияний, которые либо мотивируют, либо демотивируют человека. До его исследований считалось, что Неудовлетворенность и удовлетворенность трудом абсолютно противоположны. Герцберг же установил очень оригинальный вывод о том, что эти два понятия абсолютно независимы, а то есть при устранении того, что вызывает неудовлетворенность, увеличение удовлетворенности не происходило и наоборот.


Он выделил два процесса:

  • 1) Первый процесс это когда удовлетворенность есть, и она пропадает. По этому процессу он сделал вывод, что на него влияют только внутренние факторы, которые связаны с тем, где человек работает и сам характер работы. Также он выделил факторы, которые сильнее всего мотивируют к качественному выполнению работы: Одобрение результаты твоих трудов, твое признание, уважение и успех на работе.
  • 2) Второй же процесс это когда неудовлетворенность есть и она пропадает. По этому процессу он сделал вывод, что на него влияют только внешние факторы, которые назвал гигиенические, то есть те, которые связаны с миром, который нас окружает или попросту с обстановкой вокруг организации. Например, условия, в которых приходится работать, взаимоотношения с коллегами и начальство, внешняя политика организации) и если эти факторы отсутствуют, то у человека появляется неудовлетворенность. А основной вывод из этого процесса, это то, что если зарплата рассматривается как следствие политики организации, что это гигиенический фактор, а если, как форма признания за хорошую работу, то, мотиватором. И во время построения системы материального стимулирования работников, нужно учитывать две функции денег как гигиенический фактор и как мотивационный.
  • 6. Теория Д. МакГрегора

Он выделял два подхода менеджеров к работе. Так называемые теории X и У.

Теории абсолютно противоположные и рассматриваются с разных взглядов на природу человека.Итак, теория X носит негативный характер, теория У -положительный характер. МакГрегор долгое время наблюдал за взаимоотношения между менеджерамии подчиненными, и выявил 4 постулата к каждой теории, на которых строится мировосприятие менеджеров. Теория X: 1) Ненависть к работе, избегание работы 2) Работников которые ненавидят свою работу необходимо принуждать, контролировать 3) Работники не могут без контроля, поскольку постоянно пытаются избежать ответственности. 4) Для работника главное гарантированное рабочее место. Теория У: 1) Восприятие сотрудников своей работы, как отдых или игра. 2) Работники организованы, если им интересно чем они занимаются. 3) Работники ответственны и свободно принимают решения. 4) У работников высоко развито воображение и креативность.

Видно, что действительно абсолютно разные теории, что теория X это жестокий контроль всех переменных, а теория У добровольное участие всех членов организации. За свою простоту теория МакГрегора вызвала широкое признание. И нельзя не сказать, что позднее в 80 годах 20 века, В.Оуччи предложил новую теорию Z, которая представляла из себя стремление людейработать в группе. Основой этой теории было то, что человек является основной частью коллектива и то, что он обеспечивает успех предприятия. Подводя небольшой итог теории МакГрегора можно сказать, что теория X это слабый работник,теория У - это творческий работник, а теория Z -это работник коллектива.

7. ERG теория Альдерфера

Одна из молодых теорий потребностей, очень похожа на теорию А. Маслоу.

В его пирамиде потребностей:

  • 1) Потребность существования (Existence)
  • 2) Потребность в социальных связах (Relatedness)
  • 3) Потребность в росте (Growth)

На рисунке видна основная связь между двумя пирамидами. Заключается она в том, что две низшие ступени пирамиды Маслоу (Физиологические и Потребность в безопасности) тоже самое, что и потребность существования у Альдерфера) . Социальная потребность и Потребность в уважении у Маслоу, тоже самое, что и потребность связи у Альдерфера. И наконец, Личностные потребности Маслоу тоже самое, что и потребность роста у Альдерфера. Вот так их можно сравнивать. Основное отличие этих пирамид это то, что у Маслоу строго иерархический порядок, пока неудовлетворена низшая потребность нельзя переходить к высшей ступени, а у Альдерфера может быть движения как вверх по ступеням пирамиды так и вниз при этом в случае неудовлетворения потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека на этот уровень.

8. Теория Мак-Клеланда

Его модель делает упор на потребности высшего уровня. Макклелан д выделил 3 потребности:

  • 1) Социальные потребности
  • 2) Успех
  • 3) Власть

Социальные потребности, они же потребности в причастности, схожи с потребностями Маслоу. Людям с такими потребностями интересно работать, руководителям не следует ограничивать таких людей в общении, и надо частенько одобрять их деятельность.

Потребность в успехе. Люди с такими потребностями сами себе обозначают цель и идут к ней, при этом цель не прям очень сложная, а та которую они точно выполнят. Таким людям очень нравится принятие решений, чувствовать что они нужны. Также их необходимо иногда поощрять.

Потребность власти выражается в том, что что человеку хочется управлять другими людьми, такие люди любят брать на себя ответственность (такие люди стремятся к власти ради решения групповых задач). К сожалению существуют люди, которым нужна власть, банально ради статуса, они при этом ставят под удар интересы организации.

Сам Мак-Клеланд считает, что для того, чтобы быть успешным менеджером необходимо иметь потребность во власти первого типа, которая направлена на решение групповых задач. Руководитель обязан давать возможность пытаться развить в себе данную потребность и удовлетворить её.

9. Примеры использования содержательных теорий мотивации на практике

В зарубежной практике:

Техасская фирма "Форней Энджиниринг" установила денежные призы тем, кто ходит в походы, выполняет рекомендации по сохранению здоровья, снижает свой вес.

В 1988 г. Министерство труда Японии обязало предпринимателей иметь в штатном расписании инструктора-методиста по физкультурно-оздоровительной работе, специалиста по питанию, тренера, психолога. Цель работы этой группы специалистов профилактика заболеваний и стрессов.

Примерно 65% коммерческих предприятий Японии ведут физкультурно-оздоровительную работу с рабочими и служащими. Например, реализация физкультурно-оздоровительной программы в Токийской газовой компании в течение 10 лет позволила сократить уровень заболеваемости на 67%. В компании есть специальная группа из 5 человек, занимающаяся укреплением здоровья персонала.

Служащие корпорации по производству бутылок "Ниппон Джи- фу", желающие получить продвижение по службе, обязаны заниматься туризмом и физкультурой. Каждый кандидат на повышение должен представить руководству свою физкультурно-оздоровительную программу. По специальным тестам систематически проверяется физическая подготовка сотрудников.

В нашей стране:

Так, ОАО «Сургутнефтегаз» предлагает своим работникам льготные путевки на санаторно-курортное лечение, компенсируя затраты в размере 65%, ОАО «Газпром» компенсацию затрат на санаторно-курортное лечение представляет в размере 80%, ОАО «ГМК Норильский никель» работникам, отработавшим необходимый стаж (в районах Крайнего Севера: для мужчин - не менее 6 лет 8 месяцев, для женщин - не менее 5 лет), компенсирует расходы на зубное протезирование Однако забота о здоровье сотрудников не должна ограничиваться предоставлением возможностей по лечению (санаторное и реабилитационное лечение). Хорошие руководители понимают необходимость профилактики заболеваний, поддержания хорошей физической формы работников.

Первая Спортивная Бизнес-Олимпиада - мероприятие, аналогов которому в России до сих пор нет. В нем принимают участие не только крупнейшие российские корпорации, компании, имеющие международный статус, но и малые предприятия. Спортивная Бизнес- Олимпиада проходит на крупнейших спортивных площадках Москвы. Проводятся турниры по теннису, мини-футболу, мини-гольфу, баскетболу, волейболу, боулингу, бильярду, пейнтболу, дартсу, плаванию, легкой атлетике.

Можно видеть, что лучшие компании идут на серьезные затраты ради создания условий, способствующих максимально полному удовлетворению базовых потребностей их сотрудников. Это окупается не только сокращением расходов на медицинское обслуживание; растет удовлетворенность работников своим трудом и их приверженность компании. В итоге организация получает дополнительные выгоды в виде роста производственных показателей своего персонала.

В наше время, огромное значение отдается мотивации, появляется все больше теорий, которые к сожалению копируют в том или ином виде старые. Сам процесс мотивации является получением максимальной отдачи от работников, и использования трудовых ресурсов, для того, чтобы повысить производительность предприятия. В моей работе были перечислены 5 теория мотивации и все они различаются немного, но несут в себе основной смысл, понять нашего сотрудника, обеспечить для него все необходимое, чтобы тот исполнил свою работу на максимальном уровне. Все группы потребностей очень различны, и каждую нужно постараться учесть в своей деятельности, чтобы быть успешным руководителем, так же не стоит забывать, что немаловажной особенностью в мотивации является возрастной состав персонала, материальное составляющее. Не существует идеальной модели управления мотивацией, но можно приблизиться к максимально эффективному и положительному способу мотивировать сотрудников, но для этого нужно терпение и желание.

Список использованной литературы:

  • 1. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие. - М.: ИН- ФРА-М, 2003
  • 2. Видяпин В.И. Бакалавр экономики. Хрестоматия Т.2- М.: Инфра-М, 2002
  • 3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент.- М.:Экономистъ,
  • 4. Двухфакторная теория Ф. Герцберга (Мотивационногигиеническая): Электронный ресурс //
  • 5. Дмитренко Г.А., Шарапатова Е.А., Максименко Т.М. Мотивация и оценка персонала: Учеб, пособие. - К.: МАУП, 2002 // http://biglibrary.ni/category38/bookl 15/part3
  • 6. Магура М., Курбатова М. Содержательные теории мотивации // Управление персоналом. - N 13-14. - 2007
  • 7. Магура М., Курбатова М.: Секреты мотивации или мотивация без секретов. - СПб:Питер, 2007
  • 8. Сьянов А.В., Степанов А.А.. Современные формы государственно-частного партнерства в сфере образования (на примере кемеровского филиала МЭСИ) Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 2 (14). С. 24-29.

Синицына С. Ю.

Студентка магистрант факультета Управление персоналом

РЭУ им. Г. В. Плеханова

Федор Александрович Эмин

Эмин Федор Александрович (1735-18.04.1770), писатель и журналист. Родился в Константинополе, образование получил в Италии. Служил в янычарах, через Алжир и Испанию попал в Лондон и крестился в русском посольстве; в 1761 прибыл в Петербург. Зная латынь и несколько новых языков, преподавал в Сухопутном шляхетском корпусе, был переводчиком Коллегии иностранных дел (1762-64) и (с 1764) «Кабинета» Екатерины II. Литературная деятельность Эмина началась в кругу переводчиков шляхетского корпуса и была очень интенсивной. В 1763-69 вышло 19 томов его сочинений и переводов - преимущественно романов. Эмин ввел в русскую литературу авантюрный («Непостоянная фортуна, или Похождение Мирамонда», ч. 1-3, 1763), политико-воспитательный («Приключения Фемистокла…», 1763), любовно-героический («Награжденная постоянность, или Приключения Лизарка и Сарманды», 1764) и др. виды романа; «Письма Ернеста и Доравды» (ч. 1-4, 1766) представляли назидательно-моралистическую переработку сюжета «Новой Элоизы» Ж. Ж. Руссо. Хотя в романах Эмина нет изображения России, однако в них затронуты насущные общественные вопросы. Эмин выступал за предоставление служилой интеллигенции и купечеству таких же привилегий, как и дворянству, вел резкую полемику с писателями А. П. Сумароковым, М. М. Щербатовым в комедии «Ученая шайка» (неизд.), рукописных сатирах, в своем журнале «Адская почта». Им написана по заказу правительства «Российская история…» (т. 1-3, 1767-69; доведена до 1213). Многие произведения Эмина посвящены нравственно-философским проблемам: «Нравоучительные басни» в прозе (1764), религиозное сочинение «Путь к спасению» (1780, посм.).

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Эмин Федор Александрович (Магомет-Али Эмин) (1735-16(27).04.1770, Петербург) - писатель, философ, публицист. Некоторые исследователи предполагают, что он происходил из какого-то южнославянского рода. Известно, что до появления в России он в течение 8 лет путешествовал по разным странам. В 1761 году, перейдя в православие, стал преподавателем в Сухопутном кадетском корпусе, служил переводчиком в Коллегии иностранных дел. Перу Эмин принадлежит много романов, басен. В 1769 г он начал выпускать сатирический журнал «Адская смесь», на страницах которого изобличались общественные пороки в форме переписки двух бесов. Философские идеи Эмина большей частью облекал в художественную форму. Так, роман «Приключения Фемистокла» представляет собой описание философских споров отца и сына по вопросам не только общественной жизни, но и теории познания, этики, богословия. В философском романе «Непостоянная фортуна» рассматриваются проблемы образования, главным условием которого автор считал «добродетельное воспитание», потому что «ни к чему одна наука, если в человеке добродетели нет». Большой популярностью у современников пользовались «Нравоучительные басни» Эмина, в которых формулировались конкретные нравственные идеи. Человека, считал он, следует оценивать по его внутренним достоинствам: «Не поверхность, а внутренняя добродетель достойна похвалы». Особенно высоко ставил Эмин такое качество, как умение жалеть: «Кто над другим сожаления не имеет, тот и сам его во время крайней нужды не сыщет; злому добро делать опасно». Философию Эмин понимает как мудрость, а не ученость. Мудрость состоит в том, «чтоб разуметь вещественности точно, если оныя разуму человеческому природа постичь дозволит, чтоб добродетелью быть управляему и чтоб уделять своего знания и другим, для простирания общественной пользы». Знание бесполезное, мертвое он называл пустой ученостью. Фактически здесь Эмин сформулировал свое понимание просветительства . Он усматривал его в том, чтобы путем философского осмысления правил высоконравственной жизни и сатирического описания социальных пороков смягчить социальную несправедливость, поднять нравственность современников, в частности помочь им понять, что нужно уважать человеческое достоинство и в представителях низших сословий.

Н. П. Гречишникова

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина . Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков . – М., 2014, с. 795.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Путь к спасению, или Благочестивые размышления о покаянии и о непрестанном приуготовлении себя к смерти. М., 1856;

Приключения Фемистокла и разные политические, гражданские, философские и военные его с сыном своим разговоры: постоянная жизнь и жестокость фортуны его гонящей, 2-е изд. М., 1781.

Федор Эмин - личность фантастическая: из тридцати пяти лет своей жизни литературе он посвятил всего лишь пять, но за это время успел написать двадцать томов и создать массовую литературу на русском языке. Его биография представляет собой авантюрный роман, причем не один - Эмин нарассказывал про себя немало увлекательных историй. То он рождается в Константинополе, участвует в алжирско-турецкой войне и попадает в плен к морским разбойникам, то появляется на свет в Польше, становится янычаром, а потом переходит в православие, и так далее. О жизни и трудах профессионального авантюриста рассказывает Инна Булкина.

Федор Александрович Эмин - один из самых невероятных русских писателей, в своем роде «беззаконная комета», и, если продолжать эти стихотворно-астрономические метафоры, в литературной истории он промелькнул метеором: родился в 1735-м, начал писать в 1763-м, за пять с небольшим лет написал около двух десятков томов, создал массовую литературу на русском языке, в 1769-м издавал два журнала - еженедельную «Смесь» (по большей части переводную) и ежемесячную «Адскую почту», которую от начала и до конца писал сам, хотя очевидно - не без влияния «Хромого беса» Лесажа. Но как бы там ни было, он изобрел по-русски эту журнальную форму, которую затем позаимствовал молодой Иван Крылов для своей «Почты духов». В 1770-м, 35 лет от роду, Эмин скончался «от неизвестной болезни». Незадолго до смерти он умудрился продать петербургскому купцу С.Л. Копнину все свои сочинения - написанные и ненаписанные.

Мы о нем сегодня мало знаем, но мы вообще мало знаем литературу XVIII века: умерла так умерла. В этом смысле однажды «похоронивший» ее Белинский по сей день торжествует. Между тем Эмин не просто «сделал» массовую литературу на русском языке, он понимал ее как отрасль промышленности и как средство к существованию: в «Адской почте» он признавался, что пишет «для препровождения времени и для пропитания, которое единственно от пера…». В этом смысле он был чистый позитивист и создавал оппозицию другого порядка литературе - сумароковскому «служению» (потом, по классовой модели, ее стали называть «дворянской»). «Дворянской» литературе и аристократической идее как таковой он оппонировал последовательно, его идеал - английское купечество: «…чрез купечество Англия сделалась вольною землею», - утверждал герой-протагонист в «Письмах Эрнеста и Доравры».

Журнал «Смесь», издававшийся Федором Эмином Изображение: journalistic.narod.ru

К собственной биографии Эмин относился как к fiction: в разное время разным людям он рассказывал о себе разные вещи. Существуют по крайней мере четыре версии его происхождения, обычно их располагают хронологически - по порядку опубликования. Мы поступим иначе и попытаемся двигаться в сторону достоверности. Менее всего похожа на правду та, что появилась в «Словаре светских писателей» Болховитинова (1845) со ссылкой на «документ» - прошение Эмина о принятии его на русскую службу, представленное Коллегии иностранных дел в мае 1761-го. Там он сообщает, что родился в Константинополе, что отец его был «губернатором Лепанта», а мать - «невольницей-христианкой», что в детстве он знал польский и латынь, в юности выучил итальянский - в Венеции. Затем начинается уже чистой воды авантюрно-плутовской роман: по возвращении из Венеции он узнает, что отец в ссылке, устраивает побег, попадает в Алжир, принимает участие в алжиро-тунисской войне, конвоирует знатного пленника, произведен в полковники, возвращается в Константинополь, дает матери обещание сделаться христианином, отправляется в Европу, попадает в плен к морским разбойникам, бежит в Португалию, в Лиссабоне принимает крещение, кардинал обучает его догматам христианской религии, он вдруг чувствует отвращение к католичеству и отправляется в Англию, является к российскому посланнику, принимает православие и поступает на русскую службу. Болховитинов приводит все это «со слов Эмина» и заключает: «чему верить - неизвестно».

Другая версия - тоже со слов Эмина - опубликована в 1781 году как приложение к религиозно-нравоучительному трактату «Путь к спасению» (Эмин сочинял и такое - вероятно, он помнил, что «Путь паломника» Беньяна был на тот момент едва ли не самым популярным сочинением на английском языке). По этой версии Эмин родился на границе Венгрии и Турции, учился у иезуитов и с иезуитской миссией оказался в Азии. И «путь к спасению» предсказуемо проходит через крещение и приводит к православию. Будем считать, что это духовная версия авантюрного романа.

Еще одна история - опять же со слов Эмина - опубликована в «Опыте исторического словаря о российских писателях» Николая Новикова (1772). На этот раз он родился в Польше, родители его небогаты, иезуиты обучили его латыни и «другим употребительным в их школах наукам», с ними же он отправляется в путешествие, попадает в Турцию, там происходит что-то таинственное, о чем он сообщать не хочет, но последствием стало «ренегатство»: чтобы избежать «вечной неволи», он принимает мусульманство и становится янычаром. Но однажды знакомится с английским капитаном и вместе с ним отбывает в Англию. Там он является к российскому посланнику, дальнейшее известно.

Наконец, последняя версия - единственная с чужих слов - принадлежит «достойному веры» человеку, который будто бы знал Эмина с детства, поскольку учился вместе с ним … в Киевской академии. Эмин в самом деле родом из Польши, родился в местечке неподалеку от Киева (по Андрусовскому миру Правобережная Украина - Польша), жил в бурсе, «имея склонность к странствованиям», путешествовал и, по слухам, обретался в Константинополе. Этот рассказ появился во втором издании «Пути к спасению» в 1784-м.

Мы, точно так же как митрополит Евгений (Болховитинов), можем лишь развести руками и сказать: «чему верить - неизвестно», но есть все же некие константы. Похоже, Эмин в самом деле родился в польской Украине и учился у иезуитов (может, и в Киевской академии). По крайней мере этим объясняется его стремительное «овладение» русским языком. Впрочем, и у этой версии «с чужих слов» есть проблемы: на ней главным образом настаивал недруг и главный литературный конкурент Эмина Михаил Чулков. Когда с началом русско-турецкой войны Эмин официально отказывается от турецкого происхождения и объявляет себя не то венгром, не то поляком, Чулков в сатирической поэме «Плачевное падение стихотворцев» заявляет, что бывший «турецкий поданный» «в неведомой стране Хохландии родился».

Титульный лист «Писем Эрнеста и Доравры» Изображение: wikimedia.commons

Единственная правда в том, что Эмин действительно был авантюристом по призванию и по профессии (была в XVIII веке такая профессия!). Александр Строев в замечательной книге об «авантюристах Просвещения» объясняет этот феномен как своего рода «подсознание культуры», насквозь рационалистической, как «зеркало, в котором отражаются тайные желания и надежды, страхи и фантазмы общества». Но, кажется, случай Эмина, который из авантюриста сделался авантюрным писателем, несколько иного рода. Он прибыл в Россию «на ловлю счастья и чинов», но не сложилось: по службе он не пошел дальше «кабинетского переводчика», его авантюрная биография не вызывала доверия, и тогда он обратил ее в литературу. А литературу - в деньги. Он создавал «массолит» по всем правилам «массолита»: герои и героини его романов, «несмотря на многочисленные искушения рока, остаются добродетельными; все злодеи описываются самыми черными красками; первые, наконец, торжествуют, последние, наконец, как прах исчезают». Это была цитата из «Рыцаря нашего времени» Карамзина, герой которого читает «Непостоянную Фортуну, или Похождения Мирамонда». («Похождения Мирамонда» - первый оригинальный роман Эмина, он выдавал его за автобиографический и посвятил своему новому покровителю графу Григорию Орлову. К слову, прежнего своего покровителя, впавшего в немилость Ивана Шувалова, он там критикует. Это не столько к характеристике Эмина - скорее о нравах «столетья безумного и мудрого»).

Эмина читает и Параша из пушкинского «Домика в Коломне», помните:

В ней вкус был образованный. Она
Читала сочиненья Эмина.

Любопытно, как сам Эмин понимает назначение той литературы, которую создает и «продвигает». «Я последовал некоторым лекарям, кои полезные лекарства засладить стараются и часто оные позлащают по той причине, что теперь много есть таких больных, которые и того, что их здравию полезно, без прикрас не принимают». Тут характерно даже не рассуждение о пользе и приятности - расхожее и гораздо лучше выраженное в известном державинском сравнении поэзии со «вкусным лимонадом», а сама фигура писателя-лекаря. Это тот самый писатель-лекарь, который пользы ради кормит своего читателя «сластями» и которого - не в последнюю очередь - имеет в виду автор «Героя нашего времени», предупреждая, что намерен изобразить не добродетели, а пороки и что «довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины».

И в заключение заметим, что история писателя Эмина - редкий случай совпадения жизненных правил с правилами литературными: его жизнь, как и его сочинения, увлекательна и поучительна, и можно даже сказать, что в ней торжествует добродетель, ведь главным свойством этого невероятно плодовитого автора было трудолюбие. Впрочем, не исключено, что оно и привело его к ранней смерти: он в конце концов надорвался, взявшись за сочинение «Российской истории жизни всех древних от самого начала России государей...». Он получил на нее грант от Академии наук и писал (вернее, сочинял) как роман, опять же увлекательный и поучительный. Он намеревался довести свою «Историю» до «златого века Екатерины», но успел дописать лишь до 1213 года и был вознагражден эпиграммой все того же Михаила Чулкова:

Кто цифров не учил, но летописи строит
И Волгою брега Санктпетербургски моет, -
Дурак.
Кто взялся написать историю без смысла
И ставит тут Неву, где протекает Висла, -
Дурак.

Эмин, Федор Александрович

-- литератор; родился, по всем показаниям, около 1735 г. Но в каком городе он родился, какой был нации, религии, где получил первоначальное образование и кто были его родители -- обо всем этом разные источники говорят до такой степени различно, что разобраться во всей этой путанице нет никакой возможности. Словом, о первых 25-ти годах жизни Э. существует четыре различных рассказа, полных счастливых случайностей и благополучно разрешающихся приключений, но не имеющих в силу крайней разноречивости между собой почти никакого биографического значения. Один из биографов Э. предполагает даже, что все эти рассказы вымышлены и притом вымышлены самим Э. с целью скрыть свое истинное происхождение и таким образом отвести глаза от какого-то таинственного и, очевидно, не делающего ему чести приключения в Турции, сущность которого никому не была известна. Таким образом жизнь Э. c 1735 до 1760 г. почти совершенно неизвестна, и из всех показаний о ней, не рискуя сделать грубую ошибку, можно вывести только следующие общие заключения: 1) родился Э., вероятнее всего, в Польше, но не в России, 2) родители его были не русские, 3) первоначальное образование получил он или дома, или в какой-нибудь иезуитской школе (существует показание, едва ли, впрочем, заслуживающее доверия, что одно время он учился в Киевской духовной академии), 4) вероисповедания он был сначала католического, а затем магометанского, 5) он обладал превосходными способностями, которые дали ему возможность знать от 6 до 9 различных языков и приобрести обширные энциклопедические познания, 6) он вел беспокойную, полную приключений жизнь и много странствовал по различным государствам, и наконец, 7) в Турции с ним случилось какое-то таинственное несчастное приключение, которое Э. тщательно скрывал в течение всей своей жизни и которое заставило его принять магометанство и даже прослужить несколько лет в турецкой армии янычаром; вот это-то приключение, очевидно компрометировавшее Э., в связи с его ренегатством и было, вероятно, первоначальной причиной запутанности и разноречивости показаний его о самом себе. С конца же пятидесятых годов XVIII столетия о нем имеются уже достоверные биографические данные. После долголетних скитаний Э. в 1758 г. или немного ранее этого приехал в Лондон и, прожив здесь некоторое время под именем Магомета Емина, явился к князю A. M. Голицыну, бывшему тогда посланником в Лондоне, рассказал ему свои приключения и выразил желание принять православную веру; Голицын согласился, и в домовой его церкви был совершен обряд крещения, причем новообращенный получил имя Федор и фамилию Эмин, а князь был его восприемником. 11-го апреля 1761 г. Э. взял себе из лондонского посольства паспорт и в скором времени уехал в Россию (в паспорте этом между прочим было сказано, что имя Э. до крещения было Мехмет Емин и что рожден он от русских (!) родителей). По приезде в июне того же года в Петербург Э. подал на имя императрицы Елизаветы Петровны прошение на итальянском языке об определении его на русскую службу, где он может быть полезен по знанию языков: английского, итальянского, испанского, португальского, польского и турецкого; прошение было подписано -- "Theodoro Emenonski". В скором времени, благодаря хлопотам одного знакомого, Э. поступил на службу учителем в сухопутный кадетский корпус. Потом, пользуясь покровительством графа Г. Г. Орлова, он перешел переводчиком в коллегию Иностранных Дел, а оттуда с чином титулярного советника был переведен в кабинет, где и служил вплоть до своей смерти. В своем прошении, как было сказано, Э. называет только 6 знакомых ему иностранных языков, в других источниках число их доходит до 9. Нет ничего невероятного в том, что число это несколько преувеличено, так как никто не экзаменовал Э. в его знаниях, но 4 языка он знал несомненно, так как мы встречаем его переводы с французского, итальянского, испанского и португальского. Это, впрочем, не имеет какого-либо важного значения; гораздо поразительнее и характернее для блестящих способностей Э. тот факт, что, приехав в 1761 г. в Петербург, не зная или почти не зная русского языка, он через 2 года был уже русским писателем и имел литературные споры с Сумароковым. В течение 9 лет, которые прожил он в России, им было издано более 25 книг переводов и своих собственных сочинений разного рода, среди которых встречаются и 3 тома "Российской истории", и назидательная книга "Путь ко спасению"! Правда, в первых произведениях слог его, по отзывам современников, страдает некоторой грубостью и шероховатостью, зато в следующих, вышедших, например, в 1764 г., Э. владеет русским языком настолько искусно, что в этом отношении смело может быть поставлен наряду с хорошими писателями того времени. Первые романы Э. вышли в свет в 1763 г., это были: "Награжденная постоянность, или Приключения Лизарка и Сарманды", изд. 1763 и 1788 гг., "Приключения Фемистокла и разные политические, гражданские, философические, физические и военные его с сыном своим разговоры, постоянная жизнь и жестокость фортуны, его гонящей", изд. 1763 г., "Бессчастный Флоридор, или История о принце Ракалькутском" -- перевод с итальянского, изд. 1763 г., и "Любовный вертоград, или Непреоборимое постоянство Камбера и Арисены" -- перевод с португальского, изд. в 1763 и 1780 гг. В 1764 г. вышли его "Нравоучительные басни в прозе", "Горестная любовь маркиза Де Толедо" -- перевод с испанского, изд. 1764, 1788 и 1793 гг., и лучший роман Э., посвященный графу Г. Г. Орлову, "Непостоянная фортуна, или Похождения Мирамонда", в 3-х частях; роман этот был издан три раза и читался нарасхват; в нем, между прочим, под именем Феридата автор рассказывает и свои собственные приключения -- "сия книжица истинные Мирамондовы приключения и мое несчастное похождение в себе заключает". В 1766 г. появились его "Письма Эрнеста и Доравры", в 4-х частях, изд. в 1766 и 1792 гг., подражание, а иногда и компиляция "Новой Элоизы" Руссо, и "История польская, соч. аббата Солиньяка", перевод с французского, в 2-х частях, а в 1769 г. "Краткое описание древнейшего и новейшего состояния Оттоманской Порты". В том же году Э. начал издавать ежемесячный журнал "Адская почта", который выходил только полгода и в котором почти все статьи принадлежали его перу. Кроме всего этого, им было написано духовно-нравственное сочинение "Путь ко спасению, или Разные набожные размышления, в которых заключается нужнейшая к общему знанию часть богословия", изданное в первый раз в 1806 г., уже после смерти автора, и после того выдержавшее еще несколько изданий. Важнейший труд Э. -- "История России" в 3-х частях, изданный в 1767, 1768 и 1769 гг. на средства Академии Наук, был доведен им только до Всеволода III, или до 1213 г. В этом труде сказалась вся удивительная ученость и начитанность автора, но, к несчастию, он, по словам митрополита Евгения, часто грешит против истины, решая важные исторические вопросы при помощи ссылки на свидетелей, показания которых не заслуживают никакого доверия, и цитируя таких авторов, существование которых вообще когда-либо на свете подвержено сильному сомнению. Как бы то ни было, произведения Э. читались охотно, что видно уж по одному тому, что многие из них были издаваемы два-три, а некоторые и большее число раз. Скончался Э. в Петербурге 18 апреля 1770 г., и на смерть его неизвестным автором были написаны стихи, помещенные в "Опыте" Новикова. Н. И. Новиков , "Опыт словаря о российских писателях". -- Митрополит Евгений , "Словарь русских светских писателей". -- Аскоченский , "Киев". -- М. Н. Логинов , "Русские писатели XVIII столетия" ("Русская Старина", 1873 г., т. 7, No 5). -- А. Лященко , "Библиогр.", 1892 г., No 8--9. -- Его же , "Публицистический элемент в романах Эмина", СПб., 1898 г.


Top