Фрунзик мкртчян биография семья. Фрунзик Мкртчян: грустная судьба смешного человека

Мкртчян Фрунзик Мушегович

Народный артист СССР (1984)
Лауреат Государственной премии Армянской ССР (1975, за фильм «Треугольник»)
Лауреат первого приза на Всесоюзном кинофестивале в Ереване (1978, за фильм «Солдат и слон»)
Лауреат Государственной премии СССР (1978, за фильм «Мимино»)

Родителям Фрунзика было 5 лет, когда они попали в детский дом. В нем они вместе выросли, в 1924 году поженились, а когда в Армении открылся один из крупнейших в Советском Союзе текстильных комбинатов, вместе устроились туда на работу. Отец Фрунзика Мушег работал на заводе табельщиком, а мама Санам - посудомойкой в заводской столовой. У них было четверо детей, и одному из сыновей они дали имя Фрунзик в честь героя гражданской войны Фрунзе. Отец очень хотел, чтобы хорошо рисовавший Фрунзик стал художником, но в десятилетнем возрасте мальчик увлекся театром и начал ходить в драматический кружок. Он любил организовывать представления у себя дома на лестничной клетке - вешал занавес и устраивал перед расположившейся на лестнице публикой моноспектакли. Дети сидели на коленях у своих родителей и не стеснялись аплодировать маленькому актеру. В том, что Фрунзик чрезвычайно одарен, уже тогда не сомневался никто.

Чтобы прокормить большую семью, Мушег Мкртчян однажды украл небольшой кусок ткани на комбинате и был осужден на десять лет, после чего дети и его жена начали голодать, так как Санам получала за свою работу посудомойки всего 30 рублей.

В 1947 году Фрунзик окончил школу и пошел работать на завод, но через несколько лет поступил в Ереванский театрально-художественный институт и, еще будучи студентом второго курса института, получил приглашение в театр имени Сандукяна на роль Эзопа, которую должен был играть в паре со своим педагогом. Но после первого же спектакля учитель уступил роль Фрунзику. В 1956 году Мкртчян окончил театральный институт и был принят в труппу театра имени Сундукяна. Армен Джигарханян рассказывал: «Впервые Фрунзика я увидел не в кино, а на сцене. В середине 1950-х он уже был популярен. Народ ходил в Театр имени Сундукяна специально «на Фрунзика». И действительно, глядя на его сценическое существование, ты понимал, что он - Артист с большой буквы. Есть такие Богом поцелованные натуры, которые сразу рождаются артистами. Тайны мастерства у них в крови».

Во время учебы Мкртчян женился, но его первый брак был недолгим: бытовые и материальные проблемы привели к тому, что супруги вскоре расстались. Со своей второй женой Данарой Фрунзик Мкртчян познакомился в середине 50-х, когда она приехала поступать в Ленинакан в театрально-художественный институт. Сразу после окончания института Мкртчян впервые снялся в кино - в небольшом эпизоде в фильме Александра Роу «Тайна озера Севан». А его полноценный дебют на киноэкране состоялся в 1960 году - в фильме Г.Маляна и Г.Маркаряна «Парни музкоманды», в котором он сыграл музыканта по имени Арсен.

Но следующей работы в кино Мкртчяну пришлось ждать пять лет, и ей стала в 1965 году роль профессора Берга в комедии «Тридцать три» режиссера Георгия Данелии. Однако фильм по идеологическим причинам был очень быстро снят с проката.

Следующей работой Мкртчяна в кино стала роль в фильме Ролана Быкова «Айболит-66». В эту картину Мкртчян попал благодаря протекции актера и режиссера Фрунзе Довлатяна, который предложил Быкову попробовать Мкртчяна на роль одного из разбойников. Актер был утвержден на роль, и вскоре Мкртчян вместе с Алексеем Смирновым и с самим Роланом Быковым в роли Бармалея попал в яркую и эксцентрическую троицу разбойников, которая сразу завоевала симпатии зрителей после выхода на экраны в 1966 году. Альберт Мкртчян рассказывал: «Отец не дожил до славы сына. А вот мама успела. Она очень любила Фрунзика. Мы - я и наши две сестры - даже обижались на нее. Но мама говорила, что мы и без того боевые, а вот Фрунзик - беспомощный. Когда брат был уже очень популярен, он приезжал домой, вставал под душ и звал маму. Она приходила и мыла его. Была такая музыка матери и сына».

В том же 1966 году на экраны СССР вышла искрометная комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница», в которой Мкртчяну досталась роль дяди главной героини Джабраила. В этой картине также сыграла и его настоящая супруга, актриса Данара Мкртчян.

После выхода этих двух фильмов Фрунзик Мкртчян сразу же стал одним из самых востребованных комедийных актеров страны. Сам Фрунзик признавался в своей любви именно к жанру комедии и, в частности, к Чарли Чаплину: «Чаплин для меня, как Бах в музыке - учитель человечества. Подобно тому, как жизнь кишит сюрпризами, так и Чаплин не переставал меня удивлять. Однажды московское телевидение снимало обо мне документальный фильм. Начинался он кадрами, где маленький мальчик смотрит в кинотеатре фильм с Чаплиным и загорается желанием однажды так же, как и он, сыграть в кино. Это было неслучайно. Я стал комиком потому, что мечтал об этом с детства. Я очень уважаю всех первопроходцев киногротеска. Они были тем, кем стал Гагарин в космонавтике. Только я лично никого не могу поставить в один ряд с Чаплиным».

Жизнь Мкртчяна складывалась успешно. Вскоре у супругов родились дочь Нунэ и сын Вазген, и его супруга Данара устроилась работать в театр.

Мкртчян был известен тем, что нередко помогал близким ему людям в беде, причем делал это тихо, без всякой помпы. Альберт Мкртчян рассказывал: «К славе он относился спокойно и никогда не страдал звездной болезнью. Но люди бурно реагировали на «живого» Фрунзика, что было равносильно вторжению на личную территорию. Каждый прохожий в Ереване считал его родным человеком. Однажды мы спустились в московское метро и смогли проехать только одну остановку - с аплодисментами. Никаких материальных благ он не нажил. Но просящим он не мог отказать. Тут его известность помогала добывать и квартиры, и машины, и лекарства. Он был удивительно тонким и добрым человеком. Даже чересчур добрым. Все имели к нему претензии, а он ни к кому их не имел. Фрунзик был настоящим народным депутатом, неофициальным, разумеется. Помог тысячам людей. Ему же никто не мог отказать… Он помогал родственникам, друзьям, соседям и совершенно незнакомым людям. Спустя месяц после смерти нашей матери к нам постучалась в дверь изможденная женщина. Узнав, что наша Санам (мать Фрунзика Мкртчяна) скончалась, она забилась в истерике и все время повторяла: «Мои дети теперь умрут…» Оказывается, наша мать пообещала поговорить с Фрунзиком насчет квартиры для несчастной. Женщина жила без мужа, с пятью детьми в съемной комнатке. Я глянул на Фрунзика и понял, что душа его плачет. Он сказал только одно слово: «Хорошо». Он пошел в ЦК, где его все уважали, и через три месяца выбил для женщины и ее детей квартиру. Он никогда помногу не разглагольствовал, большие дела делал тихо, без помпы».

В начале 1970-х годов в семье Мкртчянов случилось несчастье. Данара заболела тяжелым психическим расстройством - шизофренией, и ей пришлось расстаться театром, в то время как Фрунзик стал необыкновенно популярным актером и часто выезжал на съемки. Болезнь Данары привела к тому, что Мкртчяну приходилось часто отказываться от хороших ролей. Но, несмотря на то, что из-за несложившейся семейной жизни Фрунзик мог быть иногда недисциплинированным актером, обычно он очень старательно готовился к работе, долго и мучительно искал образ. В первой половине семидесятых вышло не так много фильмов с его участием, тем не менее в 1975 году актер был награжден Государственной премией Армянской ССР - руководство республики решило отметить его роль в фильме «Треугольник», который вышел на экраны в 1967 году.

Новый виток популярности для Мкртчяна наступил во второй половине семидесятых годов. Этому поспособствовал выход на экраны СССР комедии Георгия Данелии «Мимино», в которой он вместе с Вахтангом Кикабидзе создал великолепный актерский дуэт.

Много смешных реплик, ставших позже крылатыми - «Я тут так хохотался», «О чем эти «Жигули» думают?», «Я тебе один умный вещь скажу…» и другие, - Фрунзик придумал сам. В частности, сцена допроса свидетеля Хачикяна в суде была импровизацией актера.

Когда вместе с Вахтангом Кикабидзе и Георгием Данелия Фрунзик поехал в Кремль получать Государственную премию за фильм «Мимино», охранники потребовали у них предъявить документы. На что Мкртчян с укоризненной улыбкой ответил: «Разве иностранные шпионы в Кремль без документов ходят?»

После выхода этой картины, наполненной искрометными шутками, режиссеры снова вспомнили о Мкртчяне. Один за другим начали выходить фильмы с его участием. Мкртчян снялся в музыкальной комедии «Багдасар разводится с женой», лирической драме «Солдат и слон», сказке «Приключения Али-бабы и сорока разбойников», комедии «Суета сует» и других фильмах.

Со своими друзьями и коллегами о своей сложной семейной жизни Фрунзик Мкртчян предпочитал не общаться. На людях он всегда оставался веселым, жизнерадостным человеком, большим выдумщиком и мастером розыгрышей. Он мог запросто забраться ночью по водосточной трубе под окно друга и спеть серенаду с шампуром шашлыка в руке. Друг Фрунзика Мкртчяна актер и режиссер Хорен Абрамян вспоминал: «С творческих капустников, которые в театре нередко затягивались до утра, мы выходили на улицу и вытворяли такое. Помню, хорошо выпившие, мы выкатились однажды в 5 утра на центральную площадь, где стоял огромный памятник Ленину и трибуна, и устроили свой парад. Там всегда находился дежурный милиционер, но Фрунзика это не смущало, отказать ему было невозможно. Он залезал на трибуну и начинал распределять всем роли. Один из нас был Генеральным секретарем, другой - министром иностранных дел, третий - членом Политбюро. Фрунзик чаще всего изображал народ. На наши лозунги с трибуны он из толпы выкрикивал всякие ругательства. Когда милиционер хватал его за шкирку, он возмущенно кричал на всю площадь: «Это кричал не я, кто-то из демонстрантов». Мог Фрунзик с криками и воплями остановить и поздний трамвай. Забравшись на крышу, он изображал Ленина на броневике…»

Мкртчяна любили и зрители, и коллеги по работе. Георгий Данелия, снявший его в трех своих фильмах, как-то заметил: «С ним очень легко работалось. Он все время придумывал интересные ходы, и режиссеру оставалось только отбирать нужное». А Ролан Быков, благодаря Довлатяна за предложенную кандидатуру Мкртчяна на роль разбойника в фильме «Айболит-66», признался: «Ты мне подарил солнце».

Между тем болезнь жены Фрунзика Данары прогрессировала, и в начале 1980-х годов Мкртчяну пришлось поместить ее в психиатрическую лечебницу. Он остался один с двумя детьми. После этого нелегкого решения ему пришлось разрываться между работой и семьей - Мкртчян продолжал активно работать в театре и в кино. В том числе, и в картинах у своего брата, который рассказывал: «Все роли для актера дороги, потому что в каждой остается часть его души, после съемок актер просто стареет. А самой драматичной его ролью была роль почтальона в моем фильме «Песнь прошедших дней». Это во многом автобиографичный фильм. У нас во дворе во время войны жил инвалид, который вернулся с фронта в Ленинакан и работал почтальоном. Однажды нам, пацанам, дали похоронку. Мы обрадовались и с криками «ура!» принесли конверт пожилой женщине. Мы думали, что это письмо с фронта… Фрунзик на всю жизнь запомнил этот случай. В фильме он должен был играть человека, который приносит матери похоронку на ее последнего, четвертого сына… Он чувствует, что если сделает это, то просто сойдет с ума. И возле церкви почтальон начинает этот бумажный конверт есть… Этот эпизод мы снимали в городе нашего детства, в Ленинакане. Фрунзик три дня не выходил из гостиничного номера, пил. Потом вышел, небритый, с синяками под глазами, и сказал: «Я готов сниматься в этом эпизоде». С ролью он играл, как кошка с мышкой, - три дня он превращался в старика-инвалида».

В середине 1980-х Мкртчян решился на третий брак. Его новой женой стала дочь председателя Союза писателей Армении Грачьи Оганесяна Тамара. Сразу после свадьбы молодожены переехали в новую четырехкомнатную квартиру в центре Еревана, но и этот брак Мкртчяна оказался неудачным, и спустя несколько лет он развелся.

С середины восьмидесятых годов Мкртчян практически перестал сниматься в кино. Предложения к нему продолжали поступать, но он от них отказывался, шутливо заявляя: «Разве в моем возрасте играют в кино?» А в начале 1990-х Мкртчян ушел из театра имени Сундукяна. К уходу его подтолкнуло решение коллектива избрать главным режиссером Хорена Абрамяна. Мкртчян, 35 лет отдавший театру, сам претендовал на эту должность, и решение коллег его обидело. После ухода из театра имени Сундукяна Фрунзик Мкртчян решил создать собственный театр, но руководить им Фрунзику довелось недолго.

Здоровье Мкртчяна было подорвано - врачи диагностировали у актера проблемы с сердцем, печенью и желудком. Его дочь Нунэ к тому времени вышла замуж и уехала с мужем в Аргентину, и смыслом жизни Фрунзика стал сын Вазген. И тут без того слабое здоровье подорвала новая трагедия. Оказалось, что Вазген унаследовал болезнь матери. В 1993 году Мкртчян повез его на лечение во Францию, где выяснилось, что болезнь сына неизлечима. Рассказывают, что, когда Вазгена на какое-то время поместили в ту же французскую клинику, где находилась Данара, они даже не узнали друг друга. Друг Фрунзика Мкртчяна актер и режиссер Хорен Абрамян вспоминал: «В семье Фрунзик был очень несчастлив. У него в доме не было домашнего уюта. И пил он так страшно, я думаю, потому, что ему не хватало теплых отношений в семье».

Мкртчян вернулся в Ереван, лишенный из-за военных действий с Азербайджаном света и тепла, и здесь его ждал новый удар: умер его близкий друг - народный артист Армении Азат Шеренц. Мкртчян сам попал в больницу, где у него случилась клиническая смерть, но врачи спасли жизнь артиста. Альберт Мкртчян рассказывал: «Когда врачи поставили трагический диагноз любимой жене, а потом и сыну, Фрунзик боролся до конца. Он много работал, чтобы обеспечить им достойное лечение. А еще - страшное землетрясение в Ленинакане в 1988 году. От нашего родного дома не осталось ничего. Погибли многие знакомые, друзья. И в Ереване жизнь в начале девяностых была очень тяжелой. Зимой 1993 года практически не было освещения и отопления. А Фрунзик очень любил «Адажио» Альбинони. Мы с друзьями приспособили к его магнитофону аккумулятор от машины, и он мог слушать свою любимую мелодию».

Последние месяцы Фрунзик Мкртчян жил дома, где за ним ухаживал его младший брат Альберт, который позже рассказывал: «28 декабря 1993 года я весь день провел у него дома. Мы сидели, разговаривали об искусстве. Фрунзика интересовало только это. Помню, он в очередной раз поставил кассету с «Адажио» Альбиони, которое собирался использовать в своем следующем спектакле. Потом я уложил его спать и на несколько часов поехал домой. Было пять вечера. Добравшись до дома, я тут же принялся названивать Фрунзику - у меня было какое-то недоброе предчувствие. Хотя и понимал, что это невозможно - телефон Фрунзика был неисправен, и с него можно было только звонить, а не принимать звонки. А в семь вечера мне позвонили и сказали, что Фрунзика больше нет. Ему стало плохо, и «скорая» уже ничего не смогла сделать. Инфаркт. Ему было 63 года… Трагичная ли была у Фрунзика жизнь? А у какого большого художника жизнь не трагична? Это, наверное, плата за тот талант, которым их наградил Господь. Главной его трагедией стала душевная болезнь сына, передавшаяся ему от матери. Вазген умер в прошлом году. Дочери не стало через пять лет после смерти Фрунзика. У нее была опухоль матки, ей сделали удачную операцию. Нунэ сидела в своей палате вместе с мужем, и у нее оторвался тромб. Брат, конечно, понимал, какой он актер. Но никогда не показывал этого. Потому что он был Человек с большой буквы, как писал обожаемый им Горький. Кто после него остался? Народ, который его обожает. Я остался, наша младшая сестра, наши внуки. Так что род Мкртчянов продолжается. Кто-нибудь из него обязательно будет таким же талантливым, как Фрунзик».

На похороны Фрунзика Мкртчяна собралось огромное количество ереванцев. Прощание с любимым артистом затянулось, и похороны проходили в сумерках. Стоявшие на обочинах машины фарами освещали темные мостовые, и тысячи людей шли по улицам с зажженными свечами, пока гроб с телом артиста несли по живому многокилометровому освещенному коридору…

Журналист Иосиф Вердиян после смерти Фрунзика Мкртчяна написал: «Через пару недель после похорон Фрунзика я пригласил его брата, известного кинорежиссера Альберта Мкртчяна, к себе, и мы несколько часов кряду проговорили на кухне о его великом брате. Запомнилось: «Фрунзик желал смерти, он рвался к ней, он мечтал о ней, жестоко гася в себе жизненные инстинкты. Его не время погубило и не пристрастие к вину и табаку... Нет, он сознательно шел к своей погибели, не имея сил пережить болезнь сына и жены - огромное семейное горе».

Фрунзик Мкртчян похоронен в Пантеоне героев армянского духа в Ереване.

На его родине в Гюмри установлен памятник великому Артисту.

Леонид Филатов подготовил о Фрунзике Мкртчяне передачу из цикла «Чтобы помнили».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Материалы сайта www.peoples.ru
Материалы сайта www.tvkultura.ru
Материалы сайта www.rusactors.ru
Текст статьи «Слушай, как я думал, что я - один?», автор И.Вердиян
Текст статьи «Фрунзик Мкртчян: грустное солнце», автор И.Изгаршев
Текст статьи «Фрунзик по имени Солнце», автор В.Рамм

Фильмография:

1955 «В поисках адресата»
1956 «Из-за чести»
1959 «О чем шумит река»
1960 «Парни музкоманды»
1965 «Двадцать шесть бакинских комиссаров»
1965 «Тридцать три»
1966 «Айболит-66»
1966 «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
1966 «Формула радуги»
1967 «Из времен голода»
1967 «Треугольник»
1968 «Белый рояль»
1969 «Адам и Хева»
1969 «Мы и наши горы»
1969 «Не горюй!»
1969 «Вчера, сегодня и всегда»
1970 «Взрыв после полуночи»
1972 «Хатабала»
1972 «Мужчины»
1972 «Айрик» («Папа»)
1972 «Памятник» (короткометражный)
1977 «Мимино»
1977 «Наапет»
1977 «Солдат и слон»
1978 «Суета сует»
1979 «Добрая половина жизни»
1979 «Приключения Али-бабы и сорока разбойников»
1980 «Пощечина («Кусок неба»)
1981 «Крупный выигрыш»
1982 «Песнь прошедших дней»
1983 «Одиноким предоставляется общежитие»
1983 «Пожар»
1984 «Легенда о любви»
1985 «Танго нашего детства»
1987 «Как дома, как дела?»


Глядя на фотографии успешных и знаменитых людей, складывается мнение, что все горести и невзгоды обходят их стороной. Но на самом деле это не так. В «звёздных» семьях тоже случаются трагедии. Вот только знают об этом поклонники далеко не всегда. Ведь на экранах любимые актёры всё так же искромётно шутят. Всё это в полной мере относится к семье Фрунзика Мкртчяна, которому судьба приготовила нелёгкие испытания.

Фрунзик Мкртчян


Этот актёр не нуждался в представлении, В СССР его знали все. А в родной Армении он до сих пор национальный герой, его портреты можно увидеть на улицах Еревана. Полное имя актёра Фрунзе Мушегович Мкртчян. Но на родине его чаще называли Мгер, что в переводе означает «светлый».


Официальное имя Фрунзе дано в честь знаменитого советского полководца времён гражданской войны Михаила Фрунзе. Родился Мгер-Фрунзе в городе Ленинакане Армянской ССР 4 июля 1930 года. Теперь это город Гюмри. Родители Фрунзе – беженцы от армянского геноцида в Турции. Их, одиноких пятилетних детей, нашли на дороге и отправили в один детский дом.

По воспоминаниям брата, Фрунзик действительно был с самого детства очень добрым и светлым человеком. А еще он был худым, с большим носом, неуклюжим, и над ним все посмеивались. Но скоро выяснилось, что этому большеносому мальчику с печальными глазами природа подарила огромный талант. Актёрские способности он проявлял с детства. С 10 лет мальчик устраивал самодеятельные спектакли для местных детей.


Очень рано Фрунзик закончил бросил школу и перепробовал много профессий. Но о профессии актёра не забывал никогда. Сначала он играл в театральном кружке при текстильном комбинате, потом пошёл учиться в студию при Ленинаканском драмтеатре. И в 1947 был зачислен туда в труппу.


Фрунзик сначала стал знаменитым в родной Армении, снимаясь в кино и играя в театре. А потом, после выхода кинофильма «Кавказская пленница» его слава превратилась во всесоюзную. Мкртчяна обожали не только зрители, но и коллеги, что бывает нечасто. Мать же и вовсе любила его больше остальных детей, на что они даже иногда обижались. А вот в личной жизни актёр удачлив не был. Первый раз он женился на однокурснице Кнаре. Но брак продлился недолго и примерно через год распался.

Донара Пилосян


Во второй раз Фрунзик женился на молодой актрисе Донаре Пилосян. Когда они познакомились, Фрунзику было уже около 30, ей всего 18. Юную красавицу покорило обаяние знаменитого актёра. Сначала у Мкртчянов родилась дочь Нунэ, потом сын Вазген


Если у нынешних поклонников кино спросить, кто такая Донара Пилосян, вряд ли кто-нибудь, кроме уроженца Армении, на этот вопрос ответит. А между тем её видели и знают все! Ведь она играла роль жены товарища Джабраилова, персонального водителя товарища Саахова, в культовой комедии «Кавказская пленница» Гайдая. А в 1977 году вместе с мужем она снялась в комедии «Багдасар разводится с женой». .


Донара было известной армянской театральной актрисой. В кино она снималась редко и была мало известна за пределами Армении.


Фрунзику же кинороли приносили огромную популярность. Он с женой переехал в Ереван, купил машину. Сначала у Мкртчянов родилась дочь Нунэ, потом сын Вазген. Фрунзик обожал своих детей, очень любил дарить им игрушки, и сам же в эти игрушки с ними играл. Больше всего, правда, он любил их разбирать, чтобы узнать, как они работают. После этого не только сам актёр, но и никакой мастер не мог уже починить эти игрушки.

Семейная драма


Казалось бы, всё в семье идёт хорошо. Но характер Донары стал необъяснимым образом портиться. Она не хотела бросать актёрскую карьеру и сидеть дома с ребёнком. Поначалу Фрунзик полагал, что она завидует его актёрскому успеху и надеялся, что после рождения второго ребёнка всё наладится. Но со временем ситуация только усугублялась.


Говорят, что друзья с самого начала отговаривали Фрунзика от женитьбы, мотивируя это тем, что у Донары вспыльчивый и непредсказуемый характер. Возможно, это было заметно уже с юности. Теперь же жена устраивала мужу страшные скандалы и истерики, ревновала ко всем женщинам без всякого повода. Жизнь актёра превратилась в ад.


По совету друзей Фрунзик отвёл жену к специалистам. Вывод был неутешительный: это не издержки характера, а серьёзная психическая болезнь. К тому же неизлечимая. Из-за проблем в семье Фрунзик в начале 70-х отказался от многих замечательных ролей и начал злоупотреблять алкоголем.

Доходило до того, что из-за его пьянства практически срывались съёмки. С детьми тоже не всё было в порядке. После замужества дочь Нунэ переехала с мужем в Аргентину. Уехала насовсем. Поговаривали, что она погибла в автокатастрофе., и это добавило горечи и в без того непростую жизнь Фрунзика Мкртчяна.


Это не совсем так, Нунэ не погибла, она пережила отца на 5 лет. Причиной слухов стала его реплика, что дочери уже нет. Все и решили, что она погибла, а расспрашивать не стали. Вероятно, Фрунзик имел в виду, что с ним дочь практически не общалась.

Актёр всеми силами пытался лечить любимую жену, сначала в Армении, потом поместил в психиатрическую клинику во Франции. Но всё было бесполезно. В последний раз Донара вышла на сцену в 1982 году. Потом она оказалась навсегда заперта в клинике.

Последние годы


У сына Фрунзика Вазгена обнаружились симптомы такой же болезни, как и у его матери. Его тоже не раз помещали в клинику, пытались лечить. И тоже без особого успеха.

Фрунзик Мкртчян женился в третий раз, но брак не продлился долго, и с третьей женой он разошелся. К концу жизни он оказался совершенно одинок, несмотря на толпы поклонниц.


В кино Фрунзик в тот период практически не снимался, говорил, что в его возрасте это уже ни к чему. В основном он занимался собственным театром и совершенно не следил за своим здоровьем. 29 декабря 1993 года Фрунзик Мкртчян умер во сне от инфаркта. Хоронили любимого актёра 31 декабря в Ереване. Родные считают, что он так и не смог пережить горе, которое принесла ему страшная болезнь жены и сына.


Донара Мкртчян так и не вышла из лечебницы. В минуты просветления она удивлялась, почему её заперли в странном помещении и не отпускают домой к детям и мужу. Иногда она декламировала больным отрывки из своих ролей и даже организовала в клинике драмкружок для пациентов. Умерла Донара Николаевна в 2011 году в Севане, Армения.

Грустная история любви и история - настоящая восточная сказка на фоне мировой политики.

На протяжении жизни Фрунзик Мкртчян записывал свои мысли на магнитофон – перед смертью он попросил передать запись единственной наследнице.

Внучка знаменитого советского актера Ирэна Тертерян расшифровала уникальную аудиозапись с посланием любимого деда. Откровения «клоуна с осенью в сердце» будут опубликованы в виде книги.

Внучка Ирэна Тертерян, единственный потомок Фрунзика Мкртчяна, вернулась на родину в Ереван только через 13 лет, чтобы почтить память своего знаменитого деда.

Она приехала из далекой Аргентины, куда эмигрировала еще ребенком. Ирэна вернула Родине «завещание» великого актера.

– О таинственной аудиозаписи мне рассказала мама, дочь Фрунзика Мкртчяна Нунэ, – рассказывает в интервью «Жизни» Ирэна. – Она говорила, что дед хотел написать книгу и потому записывал свои мысли. Мама мечтала опубликовать записи деда, но болезнь подкосила ее…

Мкртчян обожал сына Вазгена и так страдал из-за его болезни

После неудачной операции дочь Фрунзика Нунэ умерла. Ирэне тогда исполнилось 13 лет.

– Спустя годы я осознала важность возложенной на меня миссии, – говорит Ирэна. – Я единственный потомок Фрунзика Мкртчяна, и в моих руках его душа, все, что он хотел передать потомкам. И тогда я решила завершить дело дедушки и моей мамы и опубликовать книгу…

Сегодня в ереванском издательстве уже работают над обложкой книги. Двести страниц откровений великого актера на армянском языке планируется выпустить к концу июля.

– Помню, как дед учил меня рисовать, – вспоминает Ирэна. – Он говорил, что искусство может быть подвластно человеку: если уголки губ у нарисованного человечка поднять вверх, то он будет улыбаться, вниз – плакать. Каждый человек – тоже рисунок, только он – изображение его судьбы, и пока она машет своей кистью, он живет…

Судьба

Доля самого комического актера с отпечатком неизгладимой грусти на лице Фрунзика Мкртчяна незавидна. Неудивительно, что пережив на склоне лет клиническую смерть, Фрунзик не хотел возвращаться. «Зачем вы меня вернули, там так хорошо!» – говорил Фрунзик Мушегович врачам, которые и не предполагали, что актер выживет.

– Я был рядом в тот момент, – рассказывает «Жизни» родной брат актера, режиссер Альберт Мкртчян. – Фрунзик, очнувшись, сказал мне: «Там все серебряное, так спокойно».

Личная жизнь актера не сложилась. Болезнь первой жены, нездоровье сына, отдаленные отношения со второй семьей. Родные говорят, что к тому моменту, когда Мкртчяна настигла болезнь, он был глубоко уставшим человеком. Бесконечные съемки. Он жил в самолетах, ел в самолетах – всю его жизнь заполняла работа. Но она и спасала его от тяжелых раздумий о своей не очень счастливой судьбе…

Супруги Донара и Фрунзик сыграли самих себя в комедии «Кавказская пленница»

– Фрунзик был моим сердцем, – признается «Жизни» брат актера. – Я готов был сделать все для него. Но я не люблю, когда о нем говорят как о человеке несчастном. Бог даровал ему такой талант, поэтому на судьбу Фрунзик никогда не обижался… Он по-настоящему любил жизнь. Но она не отвечала ему взаимностью. Умер актер в 63 года. Его сердце отказалось работать.

Семья

Личная жизнь Фрунзика Мкртчяна была сложной и поэтому особо скрытной. С первой женой Донарой они сошлись благодаря профессии. Красивая девушка тоже была родом из родного Фрунзику города Ленинакана. Прежде чем поступить в театральное училище, Донара обратилась за помощью к знаменитому земляку. А через некоторое время они поженились. Актрису Донару Мкртчян зрители запомнили в роли жены товарища Джабраилова (героя Фрунзика Мкртчяна) в фильме «Кавказская пленница».

– Они прожили вместе достаточно долго, – говорит «Жизни» Альберт Мкртчян, – у них было двое детей Нунэ и Вазген. Донара очень ревновала мужа. Оттого частыми в доме были скандалы, а позже на нашу семью свалились настоящие несчастья…

Донара становилась неадекватной – частое отсутствие мужа она трактовала как измену и предательство. Родственники стали замечать, что поведение женщины иногда бывает просто непредсказуемым. Врачи поставили диагноз – шизофрения. Вскоре Донара перестала узнавать даже родных детей. На том несчастья актера не закончились, у сына Вазгена стали проявляться те же симптомы – несчастный Фрунзик был просто потерян…

– Донара тогда уже находилась на постоянном лечении в клинике, - говорит Альберт. – Последние годы актер и его сын жили вдвоем. А позже Вазгена тоже поместили в больницу.

Счастье Тамар и Фрунзика было коротким

После смерти Фрунзика Мкртчяна о существовании Донары просто забыли. В прессе появились публикации о ее смерти. Но как оказалось, первая жена актера до сих пор жива.

– Моя бабушка живет в пансионате под Ереваном, – рассказывает «Жизни» Ирэна Тертерян. – В прошлом году мы с ней встретились впервые после 13 летней разлуки. Чувствует она себя хорошо, даже узнала меня. Правда, сказала, что я ее дочь – Нунэ… Она до сих пор думает, что ее дети живы. А ведь дядя Вазген умер через несколько лет после смерти дедушки, ему было 33 года. Бабушка Донара по сей день живет воспоминаниями. Когда я зашла к ней попрощаться перед отъездом, нам пришлось вновь знакомиться – в этот раз она меня не узнала…

Любовь

– Фрунзика обожали женщины, – улыбается Альберт Мкртчян, – несмотря на огромный нос, в нем было столько обаяния, что не каждая могла устоять. Помню такой случай. Катались мы с Фрунзиком на машине по Еревану. Он тут решил «пятаки» покрутить. Даже милиция на его забавы реагировала спокойно. Тут брат увидел женщину необыкновенной красоты. Мы приблизились. Фрунзик открыл дверь машины, пригласил сесть. Женщина растерялась, но ответила достойно: «Я бы с радостью, уважаемый Фрунзик, но в городе Он». Мы часто вспоминали с братом этот случай и смеялись…

Актеру удалось покорить сердца только двух женщин –Донары и Тамар.

Вторая супруга Фрунзика, женщина необыкновенной красоты и талантливая актриса, Тамар Ованесян работала в том же театре им. Г. Сундукяна, что и сам Мкртчян.

– Вместе они прожили около четырех лет, – вспоминает Альберт. – Ничего хорошего из этого не получилось, к тому же у них была большая разница в возрасте – 15 лет…

– У них были довольно сложные отношения, – рассказывает знакомая Тамар Жанна. – Два сильных, талантливых человека – они не могли порой найти общего языка. В творчестве они удивительно дополняли друг друга. А в жизни что-то получалось не так. Жили в разных квартирах, но были официально зарегистрированы как супруги. Женились, разводились и снова сходились. Многие обвиняли Тамар в смерти Фрунзика, считая, что она довела актера до инфаркта своим своенравным характером. Тамар очень переживала, что не родила от Фрунзика ребенка…

Вот уже 13 лет Тамар Ованесян живет в Америке. Сегодня даже родные не знают, как сложилась ее судьба.

– Там она устроилась работать в армянском театре, – рассказывает брат Тамар. – С годами связь потеряли. О том, как она живет сегодня, мне ничего не известно…

Ирэна

Похоронив отца, дочь Фрунзика Нунэ покинула Армению. Внучке Ирэне было тогда всего девять лет.

– Она мне такая же внучка, как и Фрунзику, – ревниво подчеркивает Альберт Мкртчян. – На некоторое время мы потеряли всякую связь. Она росла в Аргентине, можно сказать, что ее воспитанием занимался отец. Ведь дочь Фрунзика Нунэ ушла из жизни, когда ее Ирэночка была еще подростком. Это случилось через пять лет после смерти Фрунзика…

Связь с единственной наследницей Фрунзика наладил его брат. Режиссер Альберт Мкртчян как-то приехал в Аргентину на демонстрацию своего фильма.

– Я знал, что там живет Ирэна, пытался найти ее, – говорит Альберт. – Но встретились мы позже уже в Ереване…

Лучезарная улыбка Ирэны удивительно похожа на улыбку любимого дедушки

Ирэна и ее двоюродный дед Альберт Мкртчян виделись всего несколько часов.

– Мы почти не знаем друг друга, я помню ее совсем маленькой, а теперь она такая красавица стала, есть в ней что-то от ее матери Нунэ…

Сегодня 23 летняя Ирэна мечтает связать свою жизнь с литературой.

– С детства она была удивительно одаренной девочкой, – рассказывает бабушка Ирэны со стороны отца Ирина Тертерян. – Она могла бы быть и замечательной актрисой, как ее дед Фрунзик, и найти свое место в музыке, как ее дед Авет Тертерян, известный армянский композитор. Но куда ее выведет судьба, пока неизвестно.

Марина Русских

Актер, который почти всегда вызывал у зрителей улыбку, огорчил публику только один раз, когда умер 29 декабря 1993 года. Хоронили Фрунзика Мушеговича Мкртчяна в канун Нового года.

Позже авторы документального фильма, рассказывающего о судьбе армянского актера, подчеркнут в синхроне: новогодней ночью армяне пили первый бокал без звона и молча. Время было тяжелым, почти блокадным, в дома не подавалось электричество, и всем казалось, что привычная нормальная жизнь закончилась. Любительские кадры похорон наложили на звук национального духового инструмента: душа навзрыд, когда слышишь «причитание» дудуки — парафраз народных мелодий — и видишь в кадре заплаканные лица тысяч и тысяч ереванцев, аплодирующих актеру в последний раз... Такие кадры не скомпилируешь.


Сейчас чаще всего актера вспоминают в роли шофера Хачикяна в фильме «Мимино», а предвзятому зрителю Мкртчян знаком по эпизоду в картине «Не горюй!». Помните, как сидят в долговой яме двое проштрафившихся и персонаж Мкртчяна вдруг спрашивает визави: «Хочешь конфетку?» И тут же сам себе отвечает: «А нету!»

Многие называли его «грустный веселый человек». Все-таки существует трагическое начало в комическом. Известного всему миру клоуна Енгибарова журналисты тоже ведь называли клоуном «с осенью в сердце»...


СМИ утверждали, что во время съемок «Мимино» Фрунзик Мкртчян начал сильно пить. Несколько раз съемки даже приходилось отменять. В итоге режиссер Данелия поставил перед актером жесткое условие — либо алкоголь, либо роль. Несколько дней Мкртчян не притрагивался к спиртному. А потом, пишут, пришел к режиссеру и грустно сказал: «Я понял, почему миром правят бездарности. Они не пьют и с самого утра начинают заниматься своей карьерой». И лучшую сцену допроса свидетеля Хачикяна в суде Мкртчян мастерски сымпровизировал.


Казалось бы, тогда, при жизни в Советском Союзе, всеобщее обожание — пропуск в счастливую и обеспеченную жизнь. Например, паспортный контроль в аэропортах известный актер проходил без документов: просто показывал свой знаменитый профиль. Большой нос, грустные глаза, изломанные в печали брови... Его называли комиком без улыбки, как великого Макса Линдера. Родные актера говорили, что еще в детстве Фрунзик был беспомощным, «над ним все смеялись». Площадку коммунальной квартиры маленький актер превратил в театральную сцену. Разыгрывал на ней моноспектакли, говорил «что в голову взбредет». А соседи-зрители смеялись...


Легенда гласит, что сам актер к своему массивному носу относился с юмором и даже сочинял о себе анекдоты. Вахтанг Кикабидзе в одном из интервью рассказал такую историю: «Мы с Арчилом Гомиашвили пошли на премьеру спектакля «Сирано де Бержерак», в котором Фрунз играл роль Сирано. В этом спектакле есть очень долгий монолог Сирано, где он рассуждает на тему своего большущего носа. У Фрунза этот монолог получился очень коротким, даже минуты не потянул. Когда мы после спектакля ехали в машине, я ему говорю: «Слушай, Фрунз, ты почему этот длинный монолог так сократил? Все-таки классическое произведение...» А он отвечает: «Буба джан, когда долго говоришь про нос, армянам это неприятно».


Родной брат актера Альберт Мкртчян вспоминал случай в США. «У меня хранится статья из газеты «Нью-Йорк таймс». «Пять минут молчания Мгера Мкртчяна» называется. Дело в том, что на одном из его выступлений в Америке больше половины зала составляли американцы, которые не говорили ни по-русски, ни по-армянски. Тогда брат вышел на авансцену и пять минут молча стоял и смотрел в зал. Публика от хохота сползала со своих кресел на пол. А Фрунзик еще раз окинул их взглядом, поклонился и ушел».


Говорят, и сегодня во многих офисах Еревана висят портреты талантливого земляка Фрунзика Мкртчяна.

Личная жизнь актера была скрытной и сложной. Как выяснилось позже, жутко несчастной. Не похожей на жизнь звезды советского экрана.

По трагическим совпадениям до сегодняшнего дня ни сын, ни дочь, ни супруга актера — никто не дожил. У Фрунзика Мкртчяна было три брака, с актрисой Дамирой — второй женой — они познакомились еще в институте. Родили двоих детей. В профессиональном кругу говорили, что смерть дочери окончательно добила сердце Фрунзика Мкртчяна, однако на самом деле Нунэ умерла через пять лет после того, как не стало актера. Об этом рассказал его брат Альберт: перенесшая сложную операцию Нунэ сидела в палате вместе со своим мужем, и у нее оторвался тромб... Кстати, взрослого душевнобольного сына Вазгена после смерти Фрунзика усыновил тоже он... Вазген умер в 33 года от цирроза печени. Это случилось совсем недавно.


События развивались и «добивали» Фрунзика Мушеговича по нарастающей: жизнь в доме через некоторое время стала невыносимой из-за сцен ревности Дамиры. Как сказано было в том же документальном фильме, после спектаклей или съемок артисту не хотелось даже возвращаться домой. Истерики и скандалы жены были необъяснимы и учащались. Рождение второго ребенка — сына — ничего не изменило. Так продолжалось до тех пор, пока известный артист не обратился к врачам. Приговор — шизофрения.

А поначалу их совместной жизни она даже сопровождала мужа на съемках... Например, в «Кавказской пленнице» Дамире отвели эпизод: она сыграла жену водителя товарища Саахова. Помните красивую женщину, которая печально рассказывает у ворот герою Юрия Никулина о местных обычаях — похищении невест? Словом, когда усилия местных специалистов оказались бессильны, Дамиру отправили в психиатрическую клинику во Франции.


Позже Фрунзик снова женился на очаровательной женщине — дочери председателя Союза писателей Армении Оганесяна. Рассказывают, что, когда актер в очередной раз отправился в ЗАГС, один из друзей пожурил его, мол, не зачастил ли он в это учреждение. На что Фрунзик со свойственным ему юмором ответил: «Чаплин вообще раз восемь женился. Я что, хуже?» Увы, но и этот брак распался. «Был ли он замкнутым человеком? — рассуждает Альберт Мушегович. — Нет, он же жил среди людей. И в то же время жил один. Однажды, когда его спросили, почему он один ходит по ночным улицам, Фрунзик удивился: «Почему один? Кошки ходят, собаки. Так что я не один».

После неудач в личной жизни Фрунзик замкнул свое внимание на детях и театре. Казалось, все налаживается. Дочь Нунэ вышла замуж и уехала с мужем в Аргентину. Смыслом жизни Фрунзика стал сын Вазген. Однако поведение юноши тоже стало тревожить отца. Вазгена консультировали лучшие врачи-психиатры, которые, увы, в этом случае были бессильны. Мальчику по наследству передалась психическая болезнь матери. Рассказывают, что, когда Вазгена на какое-то время поместили в ту же французскую клинику, где находилась Дамира, они даже не узнали друг друга. Трагедия...

В последние годы жизни Фрунзик отказался от кино, сосредоточив все силы на создании своего театра. Коллеги по ереванскому театру имени Сундукяна называют его актером от начала до конца. Фрунзику Мкртчяну покорялись все роли: трагика, комика, классические, современника... И у известного и любимого всеми актера должно было бы все сложиться... И театр мог бы и должен был быть... Не успел. Или устал?

Он умер мгновенно во сне. Инфаркт. Народному артисту СССР, лауреату Государственной премии СССР, лауреату Государственной премии Армянской ССР Фрунзику Мкртчяну было всего 63 года.

Альберт Мкртчян как-то высказал свою версию смерти брата: «Фрунз желал смерти, он рвался к ней, он мечтал о ней, жестоко гася в себе жизненные инстинкты. Его не время погубило и не пристрастие к вину и табаку... Нет, он сознательно шел к своей погибели, не имея сил пережить болезнь сына и жены — огромное семейное горе».



Народный артист СССР (1984)
Лауреат Государственной премии Армянской ССР (1975, за фильм «Треугольник»)
Лауреат первого приза на Всесоюзном кинофестивале в Ереване (1978, за фильм «Солдат и слон»)
Лауреат Государственной премии СССР (1978, за фильм «Мимино»)

Родителям Фрунзика было 5 лет, когда они попали в детский дом. В нем они вместе выросли, в 1924 году поженились, а когда в Армении открылся один из крупнейших в Советском Союзе текстильных комбинатов, вместе устроились туда на работу. Отец Фррунзика Мушег работал на заводе табельщиком, а мама Санам - посудомойкой в заводской столовой. У них было четверо детей, и одному из сыновей они дали имя Фрунзик в честь героя гражданской войны Фрунзе. Отец очень хотел, чтобы хорошо рисовавший Фрунзик стал художником, но в десятилетнем возрасте мальчик увлекся театром, и начал ходить в драматический кружок. Он любил организовывать представления у себя дома на лестничной клетке - Фрунзик вешал занавес и устраивал перед расположившейся на лестнице публикой моноспектакли. Дети сидели на коленях у своих родителей, и не стеснялисьаплодировать маленькому актеру. В том, что Фрунзик чрезвычайно одарен, уже тогда не сомневался никто.

Чтобы прокормить большую семью, Мушег Мкртчян однажды украл небольшой кусок ткани на комбинате, и был осужден на десять лет, после чего дети и его жена начали голодать, так как Санам получала за свою работу посудомойки всего 30 рублей.

В 1947 году Фрунзик окончил школу и пошел работать на завод, но через несколько лет поступил в Ереванский театрально-художественный институт, и еще будучи студентом второго курса института получил приглашение в театр имени Сандукяна на роль Эзопа, которую должен был играть в паре со своим педагогом. Но после первого же спектакля учитель уступил роль Фрунзику. В 1956 году Мкртчян окончил театральный институт и был принят в труппу театра имени Сундукяна. Армен Джигарханян рассказывал: «Впервые Фрунзика я увидел не в кино, а на сцене. В середине 1950-х он уже был популярен. Народ ходил в Театр имени Сундукяна специально «на Фрунзика». И действительно, глядя на его сценическое существование, ты понимал, что он - Артист с большой буквы. Есть такие Богом поцелованные натуры, которые сразу рождаются артистами. Тайны мастерства у них в крови».

Во время учебы Мкртчян женился, но его первый брак был недолгим, бытовые и материальные проблемы привели к тому, что супруги вскоре расстались. Со своей второй женой Данарой Фрунзик Мкртчян познакомился в середине 50-х, когда она приехала поступать в Ленинакан в театрально-художественный институт. Сразу после окончания института Мкртчян впервые снялся в кино - он сыграл в фильме Александра Роу «Тайна озера Севан»в небольшом эпизоде. А его полноценный дебют на киноэкране состоялся в 1960 году в фильме Г. Маляна и Г. Маркаряна «Парни музкоманды», в котором он сыграл музыканта по имени Арсен.

Но следующей работы в кино Мкртчяну пришлось ждать пять лет, и ей стала в 1965 году роль профессора Берга 1965 году в комедии «Тридцать три» режиссера Георгия Данелии. Однако фильм по идеологическим причинам был очень быстро снят с проката.

Следующей работой Мкртчяна в кино стала роль в фильме Ролана Быкова «Айболит-66». В эту картину Мкртчян попал благодаря протекции актера и режиссера Фрунзе Довлатяна, который предложил Быкову попробовать Мкртчяна на роль одного из разбойников. Актер был утвержден на роль, и вскоре Мкртчян вместе с Алексеем Смирновым и с самим Роланом Быковым в роли Бармалея попал в яркую и эксцентрическую троицу разбойников, которая сразу завоевала симпатии зрителей после выхода на экраны в 1966 году. Альберт Мкртчян рассказывал: «Отец не дожил до славы сына. А вот мама успела. Она очень любила Фрунзика. Мы — я и наши две сестры — даже обижались на нее. Но мама говорила, что мы и без того боевые, а вот Фрунзик — беспомощный. Когда брат был уже очень популярен, он приезжал домой, вставал под душ и звал маму. Она приходила и мыла его. Была такая музыка матери и сына».

В том же 1966 году на экраны СССР вышла искрометная комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница», в которой Мкртчяну досталась роль дяди главной героини Джабраила. В этой картине так же сыграла и его настоящая супруга актриса Данара Мкртчян.


После выхода этих двух фильмов Фрунзик Мкртчян сразу же стал одним из самых востребованных комедийных актеров страны. Сам Фрунзик признавался в своей любви именно к жанру комедии и, в частности - к Чарли Чаплину: «Чаплин для меня, как Бах в музыке - учитель человечества. Подобно тому, как жизнь кишит сюрпризами, так и Чаплин не переставал меня удивлять. Однажды московское телевидение снимало обо мне документальный фильм. Начинался он кадрами, где маленький мальчик смотрит в кинотеатре фильм с Чаплиным, и загорается желанием однажды так же, как и он, сыграть в кино. Это было неслучайно. Я стал комиком потому, что мечтал об этом с детства. Я очень уважаю всех первопроходцев киногротеска. Они были тем, кем стал Гагарин в космонавтике. Только я лично никого не могу поставить в один ряд с Чаплиным».


Жизнь Мкртчяна складывалась успешно, вскоре у супругов родились дочь Нунэ и сын Вазген, и его супруга Данара устроилась работать в театр.

Мкртчян был известен тем, что нередко помогал близким ему людям в беде, причем делал он это тихо, без всякой помпы. Альберт Мкртчян рассказывал: «К славе он относился спокойно и никогда не страдал звездной болезнью. Но люди бурно реагировали на «живого» Фрунзика, что было равносильно вторжению на личную территорию. Каждый прохожий в Ереване считал его родным человеком. Однажды мы спустились в московское метро и смогли проехать только одну остановку - с аплодисментами. Никаких материальных благ он не нажил. Но просящим он не мог отказать. Тут его известность помогала добывать и квартиры, и машины, и лекарства. Он был удивительно тонким и добрым человеком. Даже чересчур добрым. Все имели к нему претензии, а он ни к кому их не имел. Фрунзик был настоящим народным депутатом, неофициальным, разумеется. Помог тысячам людей. Ему же никто не мог отказать… Он помогал родственникам, друзьям, соседям и совершенно незнакомым людям. Спустя месяц после смерти нашей матери к нам постучалась в дверь изможденная женщина. Узнав, что наша Санам (мать Фрунзика Мкртчяна) скончалась, она забилась в истерике и все время повторяла: «Мои дети теперь умрут…» Оказывается, наша мать пообещала поговорить с Фрунзиком насчет квартиры для несчастной. Женщина жила без мужа, с пятью детьми в съемной комнатке. Я глянул на Фрунзика и понял, что душа его плачет. Он сказал только одно слово: «Хорошо». Он пошел в ЦК, где его все уважали, и через три месяца Фрунзик выбил для женщины и ее детей квартиру. Он никогда помногу не разглагольствовал, большие дела делал тихо, без помпы».



В начале 1970-х годов в семье Мкртчянов случилось несчастье. Данара заболела тяжелым психическим расстройством - шизофренией, и ей пришлось расстаться театром, в то время как Фрунзик стал необыкновенно популярным актером и часто выезжал на съемки. Болезнь Данары привела к тому, что Мкртчяну приходилось часто отказываться от хороших ролей. Но, несмотря на то, что из-за несложившейся семейной жизни Фрунзик мог быть иногда недисциплинированным актером, обычно он очень старательно готовился к работе, долго и мучительно искал образ. В первой половине 1970-х годов вышло не так много фильмов с его участием, тем не менее, в 1975 году актер был награжден Государственной премией Армянской ССР - руководство республики решило отметить его роль в фильме «Треугольник», который вышел на экраны в 1967 году.

Новый виток популярности для Мкртчяна наступил во второй половине 1970-х годов. Этому поспособствовал выход на экраны СССР комедии Георгия Данелии «Мимино», в которой Мкртчян вместе с Вахтангом Кикабидзе создал великолепный актерский дуэт.


Много смешных реплик, ставших позже крылатыми: «Я тут так хохотался», «О чем эти «Жигули» думают?», «Я тебе один умный вещь скажу…» - и другие Фрунзик придумал сам. В частности, сцена допроса свидетеля Хачикяна в суде была импровизацией актера.


Когда вместе с Вахтангом Кикабидзе и Георгием Данелия Фрунзик поехал в Кремль получать Государственную премию за фильм «Мимино», охранники потребовали у них предъявить документы. На что Мкртчян с укоризненной улыбкой ответил: «Разве иностранные шпионы в Кремль без документов ходят?»


После выхода этой картины, наполненной искрометными шутками, режиссеры снова вспомнили о Мкртчяне. Один за другим начали выходить фильмы с его участием. Мкртчян снялся в музыкальной комедии «Багдасар разводится с женой», лирической драме «Солдат и слон», сказке «Приключения Али-бабы и сорока разбойников», комедии «Суета сует» и других фильмах.


Со своими друзьями и коллегами о своей сложной семейной жизни Фрунзик Мкртчян предпочитал не общаться. На людях он всегда оставался веселым, жизнерадостным человеком, большим выдумщиком и мастером розыгрышей. Он мог запросто забраться ночью по водосточной трубе под окно друга и спеть серенаду с шампуром шашлыка в руке. Друг Фрунзика Мкртчяна актер и режиссер Хорен Абрамян вспоминал: «С творческих капустников, которые в театре нередко затягивались до утра, мы выходили на улицу и вытворяли такое. Помню, хорошо выпившие, мы выкатились однажды в 5 утра на центральную площадь, где стоял огромный памятник Ленину и трибуна, и устроили свой парад. Там всегда находился дежурный милиционер, но Фрунзика это не смущало, отказать ему было невозможно. Он залезал на трибуну и начинал распределять всем роли. Один из нас был Генеральным секретарем, другой министром иностранных дел, третий членом Политбюро. Фрунзик чаще всего изображал народ. На наши лозунги с трибуны он из толпы выкрикивал всякие ругательства. Когда милиционер хватал его за шкирку, он возмущенно кричал на всю площадь: «Это кричал не я, кто-то из демонстрантов». Мог Фрунзик с криками и воплями остановить и поздний трамвай. Забравшись на крышу, он изображал Ленина на броневике…»


Мкртчяна любили и зрители, и коллеги по работе. Георгий Данелия, снявший его в трех своих фильмах, как-то заметил: «С ним очень легко работалось. Он все время придумывал интересные ходы, и режиссеру оставалось только отбирать нужное», а Ролан Быков, благодаря Довлатяна за предложенную кандидатуру Мкртчяна на роль разбойника в фильме «Айболит-66», признался: «Ты мне подарил солнце».


Между тем болезнь жены Фрунзика Данары прогрессировала, и в начале 1980-х годов Мкртчяну пришлось поместить ее в психиатрическую лечебницу, оставшись одному с двумя детьми. После этого нелегкого решения ему пришлось разрываться между работой и семьей - Мкртчян продолжал активно работать в театре и в кино. В том числе, и в картинах у своего брата, который рассказывал: «Все роли для актера дороги, потому что в каждой остается часть его души, после съемок актер просто стареет. А самой драматичной его ролью была роль почтальона в моем фильме «Песнь прошедших дней». Это во многом автобиографичный фильм. У нас во дворе во время войны жил инвалид, который вернулся с фронта в Ленинакан и работал почтальоном. Однажды нам, пацанам, дали похоронку. Мы обрадовались и с криками «ура!» принесли конверт пожилой женщине. Мы думали, что это письмо с фронта… Фрунзик на всю жизнь запомнил этот случай. В фильме он должен был играть человека, который приносит матери похоронку на ее последнего, четвертого сына… Он чувствует, что если сделает это, то просто сойдет с ума. И возле церкви почтальон начинает этот бумажный конверт есть… Этот эпизод мы снимали в городе нашего детства, в Ленинакане. Фрунзик три дня не выходил из гостиничного номера, пил. Потом вышел, небритый, с синяками под глазами, и сказал: «Я готов сниматься в этом эпизоде». С ролью он играл, как кошка с мышкой, — три дня он превращался в старика-инвалида».


В середине 80-х Мкртчян решился на третий брак. Его новой женой стала дочь председателя Союза писателей Армении Грачьи Оганесяна Тамара. Сразу после свадьбы молодожены переехали в новую четырехкомнатную квартиру в центре Еревана, но и этот брак Мкртчяна оказался неудачным, и спустя несколько лет он развелся.


С середины 1980-х годов Мкртчян практически перестал сниматься в кино. Предложения к нему продолжали поступать, но он от них отказывался, шутливо заявляя: «Разве в моем возрасте играют в кино?» А в начале 1990-х годов Мкртчян ушел из театра имени Сундукяна. К уходу его подтолкнуло решение коллектива избрать главным режиссером Хорена Абрамяна. Мкртчян, 35 лет отдавший театру, сам претендовал на эту должность, и решение коллег его обидело. После ухода из театра имени Сундукяна Фрунзик Мкртчян решил создать собственный театр, но руководить им Фрунзику довелось недолго.



Здоровье Мкртчяна было подорвано - врачи диагностировали у актера проблемы с сердцем, печенью и желудком. Его дочь Нунэ к тому времени вышла замуж, и уехала с мужем в Аргентину, и смыслом жизни Фрунзика стал сын Вазген. И тут без того слабое здоровье подорвала новая трагедия. Оказалось, что Вазген унаследовал болезнь матери. В 1993 году Мкртчан повез его на лечение во Францию, где выяснилось, что болезнь сына неизлечима - ему по наследству передалась психическая болезнь матери. Рассказывают, что, когда Вазгена на какое-то время поместили в ту же французскую клинику, где находилась Данара, они даже не узнали друг друга. Друг Фрунзика Мкртчяна актер и режиссер Хорен Абрамян вспоминал: «В семье Фрунзик был очень несчастлив. У него в доме не было домашнего уюта. И пил он так страшно, я думаю, потому, что ему не хватало теплых отношений в семье».


Мкртчян вернулся в Ереван, лишенный из-за военных действий с Азербайджаном света и тепла, и здесь его ждал новый удар, - умер его близкий друг народный артист Армении Азат Шеренц. Мкртчян сам попал в больницу, где у него случилась клиническая смерть, но врачи спасли жизнь артиста. Альберт Мкртчян рассказывал: «Когда врачи поставили трагический диагноз любимой жене, а потом и сыну, Фрунзик боролся до конца. Он много работал, чтобы обеспечить им достойное лечение. А еще - страшное землетрясение в Ленинакане в 1988 году. От нашего родного дома не осталось ничего. Погибли многие знакомые, друзья. И в Ереване жизнь в начале девяностых была очень тяжелой. Зимой 1993 года практически не было освещения и отопления. А Фрунзик очень любил «Адажио» Альбинони. Мы с друзьями приспособили к его магнитофону аккумулятор от машины, и он мог слушать свою любимую мелодию».


Последние месяцы Фрунзик Мкртчан жил дома, где за ним ухаживал его младший брат Альберт, который позже рассказывал: «28 декабря 1993 года я весь день провел у него дома. Мы сидели, разговаривали об искусстве. Фрунзика интересовало только это. Помню, он в очередной раз поставил кассету с «Адажио» Альбиони, которое собирался использовать в своем следующем спектакле. Потом я уложил его спать и на несколько часов поехал домой. Было пять вечера. Добравшись до дома, я тут же принялся названивать Фрунзику — у меня было какое-то недоброе предчувствие. Хотя и понимал, что это невозможно — телефон Фрунзика был неисправен, и с него можно было только звонить, а не принимать звонки. А в семь вечера мне позвонили и сказали, что Фрунзика больше нет. Ему стало плохо, и «скорая» уже ничего не смогла сделать. Инфаркт. Ему было 63 года… Трагичная ли была у Фрунзика жизнь? А у какого большого художника жизнь не трагична? Это, наверное, плата за тот талант, которым их наградил Господь. Главной его трагедией стала душевная болезнь сына, передавшаяся ему от матери. Вазген умер в прошлом году. Дочери не стало через пять лет после смерти Фрунзика. У нее была опухоль матки, ей сделали удачную операцию. Нунэ сидела в своей палате вместе с мужем, и у нее оторвался тромб. Брат, конечно, понимал, какой он актер. Но никогда не показывал этого. Потому что он был Человек с большой буквы, как писал обожаемый им Горький. Кто после него остался? Народ, который его обожает. Я остался, наша младшая сестра, наши внуки. Так что род Мкртчянов продолжается. Кто-нибудь из него обязательно будет таким же талантливым, как Фрунзик».

На похороны Фрунзика Мкртчана собралось огромное количество ереванцев. Прощание с любимым артистом затянулось, и похороны Фрунзика проходили в сумерках. Стоявшие на обочинах машины фарами освещали темные мостовые, и тысячи людей шли по улицам с зажженными свечами, пока гроб с телом артиста несли по живому многокилометровому освещенному коридору…

Журналист Иосиф Вердиян после смерти Фрунзика Мкртчяна написал: «Через пару недель после похорон Фрунзика я пригласил его брата, известного кинорежиссера Альберта Мкртчяна, к себе, и мы несколько часов кряду проговорили на кухне о его великом брате. Запомнилось: «Фрунз желал смерти, он рвался к ней, он мечтал о ней, жестоко гася в себе жизненные инстинкты. Его не время погубило и не пристрастие к вину и табаку... Нет, он сознательно шел к своей погибели, не имея сил пережить болезнь сына и жены — огромное семейное горе».


Фрунзик Мкртчян похоронен в Пантеоне героев армянского духа в Ереване.


На его родине в Гюмри установлен памятник великому Артисту.


Леонид Филатов подготовил о Фрунзике Мкртчяне передачу из цикла «Чтобы помнили».


Использованные материалы:

Материалы сайта www.peoples.ru В поисках адресата (1955)

  • Из-за чести (1956)
  • О чем шумит река (1959)
  • Парни музкоманды (1960)
  • Двадцать шесть бакинских комиссаров (1965)
  • Тридцать три (1965)
  • Айболит-66 (1966)
  • Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1966)
  • Формула радуги (1966)
  • Из времен голода (1967)
  • Треугольник (1967)
  • Белый рояль (1968)
  • Адам и Хева (1969)
  • Мы и наши горы (1969)
  • Не горюй! (1969)
  • Вчера, сегодня и всегда (1969)
  • Взрыв после полуночи (1970)
  • Хатабала (1972)
  • Мужчины (1972)
  • Айрик (Папа) (1972)
  • Памятник (1972) короткометражный
  • Мимино (1977)
  • Наапет (1977)
  • Солдат и слон (1977)
  • Суета сует (1978)
  • Добрая половина жизни (1979)
  • Приключения Али-бабы и сорока разбойников (1979)
  • Пощечина ("Кусок неба") (1980)
  • Крупный выигрыш (1981)
  • Песнь прошедших дней (1982)
  • Одиноким предоставляется общежитие (1983)
  • Пожар (1983)
  • Легенда о любви (1984)
  • Танго нашего детства (1985)
  • Как дома, как дела? (1987)
  • 4 июля 1930 года - 29 декабря 1993 года



    
    Top