Где живут тибетцы. Тибетская народность

Вопрос о том, как сложился тибетский этнос, до настоящего времени не выяснен окончательно. Дело в том, что археологические раскопки на Тибетском нагорье долгое время практически не велись и существующие находки имеют случайный характер. Письменных источников тоже не много. Да и имеющиеся очень специфичны. Тибетцы о своем недавнем-то прошлом пишут в мифологизированных образах, что уж говорить об их древней истории.

Сами тибетцы утверждают, что они произошли от обезьяны. Правда, не по Дарвину - в процессе эволюции, а скорее по Моргану - в процессе производства потомства. Вот что они рассказывают. В одну прекрасную долину пришел царь обезьян. Его полюбила ужасная демоница, обитавшая в пещере среди скал. Обезьяна не склонна была к браку, но демоница настояла на этом. От них пошло потомство, которое стало быстро размножаться. Так и появились в Тибете люди. От отца они унаследовали смирение, а от матери - гневный нрав, любовь к мясу и красные лица (тибетцы называют себя краснолицыми).

Эту народную легенду очень любят историки, занимающиеся Тибетом; ее можно встретить во многих книгах в разных вариантах. Но сами тибетские авторы, особенно образованные буддисты, не склонны относиться к ней серьезно. До нас дошло мало добуддийских источников; все буддийские - утверждают, что обезьяна была не простой обезьяной, а учеником бодхисаттвы Авалокитешвары, возможно, и им самим и что она ответила на страстные призывы демоницы не ради наслаждения, а чтобы населить этот безжизненный край людьми, которые бы почитали Будду . Другие тибетские авторы за ответом о своем происхождении обращаются к индийской мифологии - самому авторитетному для них источнику. Предками ти- бетцев они называют героев великого индийского эпоса «Махаб- хараты»: «Когда пять Пандавов сражались с двенадцатью армиями Кауравов (Пандавы и Кауравы - в «Махабхарате» два главных рода, сражающиеся между собой.), царь Рупати и тысяча воинов, переодевшись женщинами, бежали в скалистый район Гималаев. От них, как считают, и произошли тибетцы» [Будон 1999, 247].

Это - легенды. Подобные им есть у каждого народа. Все они отражают мифологическое сознание древних (и не только древних) людей. В реальности же тибетцы - это сложный этнический комплекс. На рубеже XIX-ХХ вв. существовала теория о центральноазиатском происхождении человека, в которой Тибет занимал особое место [Ларичев 1972]. Позднее ученые отказались от нее. Но даже если бы она оказалась верной, проследить сложение тибетского этноса от прачеловека было бы, конечно, невозможно, как невозможно обозначить путь «от начала» любого современного этноса. Если согласиться с идеей о происхождении человека из одного какого-то очага, то надо признать, что формирование всех этносов - это смешение пришедших в данное место людей с пришедшими туда ранее. Так произошло и с тибетцами.

Процесс образования тибетского народа мы можем наблюдать начиная с того момента, когда о нем стали писать китайские источники. Китайцы, изобретя свою письменность очень давно (середина II тысячелетия до н.э.) и создав на ней огромную историческую литературу, с объемом которой вряд ли может сравниться какая-либо другая в мире, очень любили описывать «варваров», проживавших вокруг Китая. Рассказывали они и про своих западных соседей. В частности, в древнейших китайских письменных памятниках, таких, как гадательные надписи династии Шан (XVI-XI вв. до Н.Э.), прославленные стихи «Шицзин» (XI-VI вв. до н.э.), хроники первой и второй династии Хань (II в. до н.э. - II в. н.э.), встречается упоминание племен цянов, которые, очевидно, и являлись прототибетцами. Цяны были кочевниками: это подтверждается тем фактом, что в написании их имени использованы иероглифы «овца» и «человек». Но они занимались и земледелием. Цяны проживали на северо-востоке современного Тибета, в районе между озером Кукунор на севере, Ганьсуйским коридором (провинция Ганьсу) на востоке и течением реки Цангпо на юго-западе. Они не имели сложившейся государственности и жили в постоянно меняющих свою конфигурацию племенных союзах.

1 Пандавы и Кауравы - в «Махабхарате» два главных рода, сражающиеся между собой.

К северу от цянов, на территории северо-западной части современной провинции Ганьсу, жили юэчжи. Юэчжи были индоевропейцами, точнее, иранцами. В начале II в. до н.э. они подверглись нападению гуннов. Часть из них ушла на запад и созда- ла так называемое Кушанское царство (I-III вв.), а часть, оттесненная китайцами, смешалась с цянами.

В IV в. н.э. цяны были частично завоеваны туюхунями, тюрко-монгольским племенным союзом, просуществовавшим до VII-VIII вв., который тибетцы называли «Аша». Туюхуни были ассимилированы окружающими народами, соответственно и цянами тоже.

В истории цянов было, по-видимому, несколько крупных волн миграции в разных направлениях. В частности, две из них (одна - на запад, в районы Нгари и Ладака, а вторая - на юго-запад, в долину р. Цангпо) сыграли решающую роль в этногенезе тибетцев. (Еще одна часть ушла на юг, где участвовала в форми- ровании бирманского этноса.) На западе они перемешались с дардами, племенами индоиранской ветви, на юге - с разными группами монов, гималайских аборигенов, на юго-западе - с «неведомыми нам племенами, населявшими эти области в эпоху позднего палеолита и неолита» [Кычанов, Савицкий 1975, 22]. Это действительно «неведомые» племена - мы о них знаем очень мало. Но ученые уверены, что таковые существовали, что цяны пришли не на пустое место. Ведь в районе Тэнгри, Кукушили и в других местах были найдены орудия труда, датируемые палеолитом .

Такой была ситуация с прототибетцами на Тибетском нагорье по самому распространенному в науке мнению. Их основным компонентом являлись цяны, которые в зависимости от места своего бытования и в разные исторические периоды смешивались с различными группами индоевропейцев, тюрко-монголов. Отсюда антропологическое многообразие тибетского населения, которое, как правило, отмечают исследователи, - от ярко выраженного монголоидного типа на севере и северо-востоке до европеоидов кавказского типа на юго-западе.

Но наука не была бы наукой, если бы время от времени в ней не появлялись люди, отрицающие все, что говорилось прежде. В вопросе о происхождении тибетцев таким человеком можно назвать американского ученого Х.И.Бэквита. Он считает, что «цяны этнически не имеют никакого отношения к тибетоязычному народу, который основал тибетскую империю в VII в. н.э.» , что «нет совершенно никаких указаний на гипотетически номадную структуру в Южном и Центральном Ти- бете» , что «в любом случае тибетцы и цяны в VII в. и позднее были и есть народы, не имевшие отношения друг к другу, в лингвистическом плане - абсолютно, а в культурном - частично» и что «тибетский народ является, по всей видимости, автохтонным в такой же мере, как и любой другой народ Евразии» . Я тоже полагаю, что в теории о происхождении тибетцев есть какой-то «перегиб» с цянами. Если бы исторические записи в таком количестве нам оставили не китайцы (для которых цяны были соседями), а, к примеру, индийцы или иранцы, то разве наши представления о формировании тибетского народа не были бы несколько иными?

Однако есть данные, которые не позволяют полностью поддержать идеи Х.И.Бэквита. Все-таки цяны, видимо, говорили на каком-то прототибетском языке . А если учесть, что диалект тибетского языка, распространенный в Амдо - на древней родине цянов, действительно на- много архаичнее, чем лхасский, что тибетско-бирманская лингвистическая семья - это объективная реальность, то и гипотеза о цянах как о главном компоненте тибетского народа представляется весьма правдоподобной. Кроме того, основанием для утверждения древней общности Южного (где появилось государство тибетцев) и Северо-Восточного Тибета (где жили цяны) служат, в частности, мегалиты (культовые сооружения из необработанных камней, имеющие отношение к культу предков и относящиеся к III-II тысячелетию до н.э.) и могильники, встречающиеся в Тибете в районе Трансгималаев, в Чантанге и в Амдо. Ю.Н.Рерих находил их похожими на памятники, встречающиеся на обширной территории - от юга России до северо-запада Китая, что подтверждает культурное единство этого мира [Рерих Ю.Н. 1999, 29-55].

Теперь о названии «Тибет». И здесь мы имеем дело с загадкой. Все вокруг называют эту страну Тибетом, а сами тибетцы не знают, или до последнего времени не знали, этого слова. Китайцы в VI-VII вв. именовали своих западных соседей «Ту-фань», а во времена тибетской империи VII-IX вв. - «Ту-бо». Арабы с IX в. употребляли слово «Туббат» или «Тиббат». Монголы (самые ранние существующие письменные источники относятся к XIII в.) называли их «Тубэд», «Тубуд», и этот этноним принесли в Европу путешественники Плано Карпини, Рубрук, Марко Поло. Сами же тибетцы именуют себя «бод» (в современном лхасском произношении «по »). Первоначальное значение этого слова давно утрачено. Ученые предполагают, что оно означало что-то вроде «родной стороны» . Многие связывают его с названием древней религии тибетцев «бон». В свое время этот этноним использовался лишь применительно к жителям центрального района Уй. Наверное, это и есть древнее название тибетцев. Оно сохранилось в этнонимах «бхота», «бхотии», употребляемых по отношению к тибетским племенам их индий- скими соседями. Возможно, даже «баутаи» из «Географии» Птолемея суть тибетцы .

А вот что такое «Тибет»? Гипотез о происхождении этого названия почти столько же, сколько людей, пытавшихся его объяснить. Большинство ученых согласны в том, что второй слог «бет» («буд», «бат», «фань», «бо» и т.д.) восходит к тибетскому слову «бод». Неясным же является значение слова «ти». Некоторые возводят его к выражению «Ти Бод», что в переводе с тибетского означает «Это - Тибет», предполагая, что таков мог быть ответ тибетцев на вопрос иностранца [Кычанов-Савицкий 1975, 24]. Другие вспоминают китайские источники, указывающие на мифического предка тибетцев по имени Ту-фа . Третьи берут за основу выражение «Тодбод» (stod bod) (в произношении - топо), означающее «Верхний Бод» , или «Тхубод» (mtho bod) практически с тем же значением [Зайцев-Кузнецов 1969, 194]. Многие горные народы имеют обычай включать в название своей страны слово «верхний», особенно если в ней имеются и низинные районы. Или их так называют соседи. Некоторые китайские исследователи слог «ту» считают восходящим к слову «великий», переводя, таким образом, «Ту-бо» как «Большой, или Великий, Тибет».


Читать далее:

Тибет (Tibet) - район на западе Китая, расположен на Тибетском нагорье, в самом высокогорном регионе Земли и занимает площадь 1 228 400 км². На юге региона находятся склоны Гималайского хребта, а на границе с Непалом - гора Эверест. Столица и крупнейший город - Лхаса.


В различные периоды истории Тибет был независимым государством либо территорией в составе Монгольской империи или вассальной землёй цинского Китая. Перешёл под контроль Китая в 1950 году после победы под Чамдо.


Традиционно территория Тибета делилась на провинции У-Цанг, Кхам и Амдо. Правительство Китая раздробило территорию исторического Тибета, выделив в нём Тибетский автономный район (ТАР) и переподчинив некоторые территории другим провинциям.


Сейчас Тибетский автономный район (ТАР) в Китае занимает меньше половины всего исторического Тибета (провинцию У-Цанг и западную часть Кхама), а население ТАР составляет всего лишь одну треть от населения исторического Тибета. Территория исторического Амдо и остальная часть Кхама административно входят в другие китайские провинции: Юньнань, Сычуань, Цинхай и Ганьсу.


Долгое время Тибет был самой труднодоступной частью света. Причиной этого были не столько суровые климатические условия высокогорья и природная изолированность этого региона, сколько политика правителей Тибета, запрещавших доступ сюда иностранцам.


Регион не стал доступнее и в ХХ веке. Затяжной и кровавый конфликт между сторонниками независимости Тибета и официальным Пекином делал невозможным путешествие по этому краю. Тибет долго был запретной зоной для туристов и открылся для посещения лишь в 1984 году.


Тибетская оппозиция расценивает политику китайских коммунистических властей в регионе как геноцид тибетского народа. Китайское правительство в ответ говорит о том, что якобы после 1959 года в Тибете было ликвидировано рабство, возросла грамотность и стабильно повышается уровень жизни населения.

География

Тибет занимает площадь 1 228 400 км². Средняя высота территории: 4 000 метров над уровнем моря.

Самая высокая гора: Джомолунгма (Эверест).

На территории Тибета берёт исток ряд великих рек, которые протекают затем по территории проживания других народов и поэтому более известны по названиям на языках этих народов (указаны в скобках), а не по тибетским. Это Ярлунг-Дзангбо (Брахмапутра), Ма-Чу (Жёлтая река), Джи-Чу (Янцзы), Сенгге-Дзангбо (Инд), Пунг-Чу (инд.: Арун), Наг-Чу (бирм.: Салуин) и Дза-Чу (Меконг).

Крупнейшие озёра: Цонаг, Нам-Цо, Ямджоюм-Цо, Мапамъюм-Цо (Манасаровар).

Средняя температура: 14 °C в июле и −4 °C в январе.

Средний уровень осадков: сильно различается, в западных областях 1 мм в январе и 25 мм в июле; в восточных областях 25-30 мм в январе и 80 мм в июле.

Последние изменения: 17.11.2009

Население

Тибетцы заняты в основном в сельском хозяйстве и животноводстве. Проживающие на территории Тибета китайцы - в управлении, торговле, секторе обслуживания. Связано это с тем, что до включения в состав Китая Тибет отличался малоразвитой аграрной экономикой. Специалистов для новых отраслей, создаваемых китайским правительством, среди этнических тибетцев не было.


Вопрос о количестве и национальном составе населения Тибета весьма сложен. Связано это, во-первых, с отсутствием точного определения территории Тибета, во-вторых, с предвзятостью источников.


Правительство Тибета в изгнании сообщает о шести миллионах этнических тибетцев и семи с половиной миллионах этнических китайцев (Хань).


Однако правительство Китая приводит следующие данные:


Тибетский автономный район: 2 616 329 тибетцев, 158 570 ханьцев и более 30 000 других национальностей (2000 год).


Так называемый «Великий Тибет», к которому тибетское правительство в изгнаниии относит также территории, не имеющие в нынешнем Китае автономного статуса: 5,24 миллиона тибетцев, 3,62 миллиона хань (китайцев) и 1,64 миллиона представителей других национальностей (2000 год).


Уровень грамотности среди тибетцев составляет менее 50 %.


Тибетское правительство в изгнании и правозащитные организации считают, что тибетский этнос подвергается целенаправленному уничтожению с начала аннексии Китаем в 1950 году (по данным международных правозащитных организаций - численность сократилась как минимум в 5 раз). С того времени по сей день местное коренное население Тибета устраивало множество акций сопротивления китайским властям. Каждый раз бунты подавлялись очень жестко с многочисленными случаями убийства и повсеместным применением пыток в тюрьмах.


До 1959 года в Тибете существовало всего 2 тюрьмы. Сегодня только в центральном районе Тибета насчитывается 12 тюрем на площади в 5 тысяч км. Остается неизвестным количество тюрем на северо-востоке Тибета из-за дробления этой области и переподчинения земель другим провинциям.


Генеральная ассамблея ООН неоднократно принимала резолюции осуждающие нарушение прав человека Тибетского народа, но все резолюции остаются лишь на бумаге.


Численность тибетцев в изгнании - около 134 тыс. человек: в Индии - 100 000 человек, в Непале - 20 000, в Бутане - 1 500, в Швейцарии - 2 000, в Европе - 400, в Австралии и Новой Зеландии - 200, в США - 8 000, в Канаде - 1 200, в Скандинавии - 100.

Последние изменения: 17.11.2009

Культура

Этнические тибетцы исповедуют тибетский буддизм и религию бон. Тибетский язык относится к тибето-бирманской языковой группе сино-тибетской языковой семьи. С момента вхождения в состав Китая официальным языком на территории Тибета является китайский, однако делопроизводство разрешено вести на тибетском, также в начальной школе обучение зачастую ведётся на тибетском, с постепенным переходом на китайский язык к старшим классам. Но обучение в школах повсеместно платное и большая часть населения совершенно неграмотна.


С 1959 года, когда китайские власти окончательно закрепились на территории Тибета, был полностью запрещен местный старинный обряд погребения «Небесные похороны». Только с 1974 после многочисленных просьб монахов и рядовых тибетцев китайское правительство позволило возобновить церемонию «Небесных похорон». Именно такой способ погребения тибетцы по сей день считают для себя единственно возможным. Исключение делается лишь для Далай-Ламы и Панчен-Ламы. Их тела после смерти бальзамируются и покрываются золотом.

Все монастыри Тибета сейчас контролируются Комитетами Коммунистического Демократического Управления. Члены этого комитета - китайцы, живут в монастырях и проводят в жизнь религиозную политику китайского правительства.


Данные комитеты официально установили критерии приёма тибетцев в монастыри.


Выдержка:


Кандидату должно быть, по крайней мере, 18 лет, он должен «любить свою страну и коммунистическую партию», иметь разрешение родителей и получить одобрение Комитета демократического управления монастырями; получить согласие областных или районных властей в Бюро общественной безопасности. Кандидат и его родители должны быть «политически благонадежными».


По данным международных правозащитных организаций из 6 тысяч тибетских монастырей 95 % разрушены или полностью снесены.


Например, женский монастырь города Шикаце, построенный ещё в XII веке, был полностью уничтожен по приказу китайских властей с формулировкой - «строительство монастыря изначально не было согласовано с властями».

Последние изменения: 17.11.2009

4 июня 1926 года в Тибете Далай-Ламой был введён налог на уши. Страна создавала армию, срочно требовались деньги, а все обычные налоги уже были. Надо признать, что никто из тибетцев не отрезал себе уши, чтобы не платить налог. Все платили. Деньги на армию были собраны в течение одного года.


Лидерство по числу невероятных налогов также принадлежит Тибету. За что только не заставляли раскошеливаться на рубеже XIX-XX веков. Тибетцы должны были платить налог на свадьбу, на рождение детей, на право петь, танцевать, звонить в колокольчик и бить в барабаны. Усталому путнику не дозволялось даже просто так вздремнуть на травке: за ночлег он должен был заплатить налог хозяевам земли.

Последние изменения: 17.11.2009

История

Тибет находится между двумя центрами древнейшей культуры - Индией и Китаем, но географическое положение Тибета таково, что он практически изолирован от них. Нет данных о том, что тибетцы произошли из Центральной Азии или из Восточной Азии, но на основании того, что их язык входит в сино-тибетские языки вместе с китайским и бирманским можно строить гипотезы о совместном происхождении этих народов. Тем не менее, все исторические свидетельства начинаются со времён, когда тибетская культура уже существовала независимо от соседей.


Более детально тибетская история известна c VII по XI век, когда империя распространялась от Бенгалии на юге до Монголии на севере. Тибетцы противостояли в большей степени Китаю чем Индии по причине труднопроходимости Гималаев, Китай тибетцы называли Rgya-nag (Чёрная Империя), а Индию - Rgya-gar (Белая Империя).


617-650гг.. - правление царя Сонгцена Гампо, который известен тем, что что принёс в Тибет буддизм. Про него сложено много противоречивых и фантастических легенд, отчего восстановить исторически ход событий непросто. После смерти Сонгцена Гампо формально власть перешла к его внуку, но реально страной стал править министр, а буддизм пришёл в упадок.

755-797гг.. - правление Трисонг Децена, который восстановил в стране Учение Будды, пригласив для этой цели из Индии великих индийских гуру Шантаракшиту и Падмасамбхаву, которые организовали перевод с санскрита текстов Учения и создали буддийскую сангху Тибета. В Центральном Тибете был построен монастырский университет Самье, который до сих пор является одним из важнейших центров буддизма.


815-838гг.. - правление Ралпачана, внука царя Трисонг Децена. Он пригласил мастеров, скульптуров, художников из Непала, Индии, Китая, Кашмира для выполнения задуманного им плана строительства буддийских храмов и монастырей. Он ввёл в органы управления страной монахов, дав им права решающего голоса наравне с главными министрами, приравняв статус монаха к статусу высшего чиновничества.


В 822г. был заключён мирный договор с Китаем, подтверждающий право тибетцев на занятую территорию.
Во время правления Ралпачана империя ослабевала, правительство погрузилось в запутанные интриги, активность проявили сторонники религии Бон.


838-841гг.. – правление Ландармы. В результате переворота царь Ралпачан был убит, власть получил Ландарма, который опирался на бонских сторонников и жестоко преследовал буддизм. Монахи и учёные вынуждены были скрыться в дальних провинциях или бежать в сопредельные страны.


У Ландармы не было наследников, и после его смерти империя распалась на много малых царств: Гуге, Ладак, Пулань и др. С этого момента на несколько сотен лет отсутствует систематическое изложение тибетской истории.


842-1247гг.. - период раздробленности Тибета.


В конце XVIII - начале XIX веков в свете соперничества Великобритании и России в Азии, Тибет стал объектом колониальных интересов этих держав. В целях недопущения преобладания влияния сильного соперника, обе державы признавали нахождение Тибета под суверенитетом ослабевшего Китая. Великобритания, несмотря на договорённости, испытывала значительные опасения, связанные с фигурой одного из ближайших приближенных Далай-Ламы - пророссийски настроенного Агвана Доржиева. Кульминацией соперничества за Тибет и Большой Игры в целом стала британская экспедиция в Тибет в 1903-1904 под командованием Френсиса Янгхазбенда.


В 1911 году в Китае с Учанского восстания началась Синьхайская революция. В её ходе губернаторы отдельных провинций и территорий Китая один за другим заявляли о своей независимости от Пекина. Не остался в стороне и Тибет, провозгласивший независимость от центральной власти в конце 1911 года. Прочие страны мира считали происходящие в стране революционные события внутренним делом Китая, и заняли позицию строгого нейтралитета, ожидая, пока какая-нибудь из многочисленных противоборствующих сил не одержит верх и не создаст новое правительство, способное представлять страну на международной арене, поэтому независимость Тибета никто не признал.


В 1950 китайские войска вошли в тибетский район Чамдо, подавив номинальное сопротивление плохо вооружённой тибетской армии. В 1951 под давлением китайских военных представители Далай-ламы подписали с Пекином «Соглашение о Мирном Освобождении Тибета из 17 пунктов», в котором подтверждались китайские права на Тибет. Это соглашение было ратифицировано тибетским правительством через несколько месяцев.


В дальнейшем китайцы постепенно наращивали своё присутствие в Тибете. В 1956 г. был учреждён Подготовительный комитет по созданию Тибетского автономного района. Согласно китайским источникам, в 1959 г. в Тибете были проведены «демократические реформы», в ходе которых был ликвидирован «отсталый феодально-крепостнический режим». Правительство Тибета во главе с Далай-ламой бежало и с 1959 года функционирует на территории Индии. В 1965 г. был официально провозглашён Тибетский автономный район. В дальнейшем Китай проводит активную политику освоения Тибета и развития его инфраструктуры. На территории Тибета разместились войска, и расположилось значительное количество приехавших этнических китайцев.


Второй и последний выпуск марок Тибетского правительства в изгнании, 1974г.


По утверждению правительства в изгнании, китайцы на территории Тибета стали превосходить в количестве коренное население. Официальная статистика, однако, этого не показывает. Сопоставляя разные данные, можно оценить, что подавляющее большинство этнических китайцев сосредоточено в районе Лхасы, где их количество составляет порядка трети населения. В остальных районах Тибетского автономного района тибетцы превалируют.


В 2008 году в Тибете произошли массовые беспорядки, зачинённые тибетскими монахами. Монахи устроили мирную акцию протеста к годовщине изгнания Далай Ламы в Индию, которая позже переросла в массовые беспорядки. В провинции Сычуань было совершено нападение на китайский полицейский участок, начались разгоны митинга, по некоторым данным китайская полиция применила огнестрельное оружие. Китайская сторона это отрицает.

Последние изменения: 17.11.2009

С населением более 5 миллионов человек, тибетская национальность живёт в основном в Тибетском автономном районе на юго-востоке Китая и соседних провинциях Цинхай, Ганьсу, Сычуань и Юньнань. Тибетский народ имеют свой собственный разговорный и письменный язык. Тибетский язык относится к камбоджийскому отрасли, сино-тибетской языковой системе.

Тибетские районы богаты природными ресурсами, и тибетский народ в основном проживают на повышение сельского хозяйства и акции. Большинство тибетцев являются набожными буддистами, и наблюдает тибетский буддизм. Ламаистские монастыри распространялись по всему тибетским областям, и обладают богатой культурой и превосходным мастерством строительства тибетцев. Дворец Потала на Зы Хуйшан (Marpo Ri) в Лхасе, столице Тибета, является дворцовым комплексом с самой высокой высотой в мире. Хорошо известно, для строительства стиля, религии, фрески, скульптуры искусства и драгоценных культурных реликвий.

История

В древние времена предки нынешних тибетцы жили вдоль Yaluzangbu (Брахмапутра) реки. В 6 веке вождь племени Ярлунг завоевал несколько соседних племен, чтобы стать королем. Он был известен как Zanpu (король), и установили династию Po. В начале седьмого века Сонгцен Гампо (внуку) единого весь Тибет и перенес столицу в Лхасу. Это, как известно, китайская история как Tupo царства. В 641 г., Сонгцен Гампо женился на принцессе Wencheng, династии Тан (618 - 907 н.э.), и получила титул «короля западе Китая». В 710 году, Xidezuzan (царь Тибета) женился на принцессе Jincheng династии Тан. Контакты между Тибетом и центральном Китае оказали сильное влияние на тибетском обществе в сферах политики, экономики и культуры. В 1934 году правительство Китайской Республики создана жителем агентству в управлении делами в Тибете, и в 1965 году, Тибетский автономный район был создан.

Предпочтения в еде

Цампу, як масло чайного и тибетского ячменя вина являются основным продуктом питания для тибетского народа. Люди также как и молочных продуктов и воздушно-сухой говядины и баранины. Тибетцы едят Цампу почти в каждой едой. Цампу является жареная ячменная мука смешивается с маслом яка чай или тибетский ячмень вина. Тибетцы обычно смешивают пищу с пальцами правой руки, и месить его на мелкие куски перед едой.

Як масло чай сделан из вареных листьев чая, соли и сливочного масла яка. Все смешивается и энергично месили в деревянных цилиндров до хорошо сочетаются. Як масло чайного тепло и питательные, и тибетцы пьют его в течение всего дня. Тибетское ячменное вино является очень популярным алкоголем в среди тибетцев. Этот мягкий алкоголь, приготовленный из местных вырос ячмень, вкус кисло-сладкий.

Архитектурный стиль

Замок-как дом является наиболее представительной в Тибете. Они часто являются камнем структуру древесины примитивной простоте, ищу достойную и стабильную. Даже стены, построенные тесно рядом с холма остается вертикальной устойчивости. Такой вид домов обычно в два-три этажа с круговым коридором построен внутри.
В выпаса области, люди обычно живут в палатках волос яка. В палатке, как правило, квадратной поддержке восьми вертикально столбы. Изготовлен из яка волос, палатки достаточно долговечна от ветра и метели. Между тем удобнее будет демонтирован, поднять и удалить, пригодных для жизни пастухов.
В какой бы тип дома, всегда есть алтарь для поклонения таблицы Будды. Это означает благочестие тибетцев с их религией.

Костюмы

Тибетского народа имеют очень характерный одежды. Вообще говоря, они носят короткие верхней одежды из шелка или ткани с длинными рукавами внутри, широкая и свободная одежда снаружи, так и длинные сапоги крупного рогатого скота шкуры. Для удобства работы или труда, они обычно подвергают свои правое плечо или обе руки, связывая пару рукава вокруг своей талии. И мужчина и женщина имеют косички, но человек всегда катушек до косичками на голове в то время как женщины расчески волосы либо на два или много мелких косички наводнения вниз на плече, в конце которого некоторые красивые украшения связаны. Женщина предпочитает носить фартук с красивыми узорами.
Тибетцы считают Hada как самый драгоценный подарок. Hada представляет собой полосу белоснежных шарф сделан из пряжи или шелка. Он символизирует добрую волю и уважение, и могут быть представлены в различных случаях праздника, прибытие и отъезд гостей и т.д. Однако, есть своего рода Hada с пяти цветов, синего, белого, желтого, зеленого и красного, соответственно, указывающие небо, облака, землю, реки и Бог отвечал за Дхарму Будды. Пять цветов Hada очень ценил дар и может быть представлена только в величайших мероприятий, таких как деятельность буддистов.

Таможня

Вручение Хада является своего рода очень часто вежливости в Тибете. Вручение Хада, чтобы показать чистоту, преданность, верность и уважение к приемникам. Даже когда люди отвечают друг с другом, они не забудут Хада. Они всегда прилагаю мини-Хада в письме для приветствия и выразил добрые пожелания. Что более интересно, что, когда тибетцы выходят они, как правило, занимает несколько Hadas с ними в случае, если они могут дать их друзьям и родственникам с которыми они сталкиваются в пути.
Буддийские верующие должны читать или повторять писания буддизма очень часто. Для неграмотных людей, что они могут сделать, это включить молитвы колеса, с писания внутри. Включение молитвенное колесо эквивалентно пение некоторых писаниях, и это стало рутинной работы для тибетского народа.

Фестивали

Самый важный праздник в Тибете тибетский Новый год, с 1 января по тибетскому календарю. Именно по говорил прощания с прошлым годом и приветствуя новые. С середины декабря люди начинают готовиться и делать фестиваль шопинга. После очистки и украшая дом, представляя жертву на алтарь семьи будет обедать вместе. Фейерверки и факелы горят, чтобы отпугнуть злых духов и неудачу. Они также будут идти по дороге, пока они не достигнут пересечения, которое они считают, может отказаться от злых духов и приносят удачу в наступающем году. В первый день Нового года, люди будут носить свою лучшую одежду, и приветствуют своих соседей и родственников, с наилучшими пожеланиями, и тост с ячменное вино. Существует интересный конкурс в этот день, для воды. Молодой человек из каждой семьи будет пытаться получить первое ведро воды из реки или колодца. Согласно тибетским традициям, в Новый год, первое ведро воды золото воду, второй серебряной воды ведром, и они принесут удачи, счастья и удачи для людей, которые получают их.

Есть много культуры мероприятий, проводимых на улицах Лхасы во время новогоднего праздника. Возьмите Основные Китай Тибет тур, чтобы испытать местные зрелища Тибета.

Shoton фестиваль (смотреть онлайн видео Shoton Festival) является самым оживленным фестиваль в летний период. Shoton, то есть йогурт Банкет в тибетском языке, возникла в монастыре Дрепунг как празднование конца месяца долгое отступление ламы. В прошлом ламы заперлись далеко, чтобы посвятить целиком буддизма в течение месяца в летний период. Когда срок закончился, ламы были встречены и приветствует местных жителей с йогуртами и спектакли. Shoton фестиваля падает с 1 июля по тибетскому календарю, и длится в течение 5 дней. Во время фестиваля люди в Лхасе будет выходить и собираться в Norbulingka. Они приносят продукты, такие как молочные продукты и чай маслом яка, разбили палатки и устраивать пикники там. Тибетское оперных трупп собираются давать спектакли там, так Shoton фестиваля также получила другое название, тибетский оперный фестиваль. Подробнее о фестивале Shoton

Обширное Тибетское нагорье, отделенное от окружающих низменностей высокими хребтами - Куньлунем с севера и Гималаями с юга, - посередине разделено Трансгималайским хребтом, представляющим естественный рубеж между сухими степями северного плато и живописными речными долинами реки Цангпо (Брахмапутры) и ее притоков. Высокогорная равнина, примыкающая с юга к Куньлуню, - пустыня, не населенная и по наше время. Южнее, по склонам горных хребтов, идут травянистые степи, где возможно овцеводство, а еще южнее, по берегам рек, издавна бытовало земледелие. Северная пустыня и Гималайский хребет преграждают доступ в Тибет с севера и с юга. Поэтому Тибет заселялся с запада и востока.

На западе, в верховьях Инда, с незапамятных времен создавали свои поселения земледельческие племена - моны и дарды. По расе, языку и культуре эти племена были близки к народам Северо-Западной Индии и Памира. В V–VI вв. Дардистан входил в состав державы эфталитов, а после ее разгрома получил самостоятельность. Политического объединения у дардов и монов не возникло. Они делились на множество мелких княжеств, независимых друг от друга. Вследствие примитивности их организации они не могли оспаривать первенство у продвигавшихся с востока предков тибетцев.

На западной границе Китая, в современных провинциях Шэньси и Ганьсу, жили бок о бок два разных народа: монголоидные пастухи-кяны, народ тибетской группы, и земледельцы-жуны. Хотя древние китайские авторы, очевидно метафорически, называли тибетцев «западными жунами», это были два разных народа в древности говоривших на разных языках. Однако смешанные браки и общая судьба, определявшаяся совместной борьбой против Китая, привели к тому, что тибетский язык вошел в обиход не истребленных китайцами жунов. Смешавшись, эти народы распались на несколько гибридных племен, из которых наибольшее значение для истории имели танчаны, дансяны, ди-бома (в Сычуани) и байлан. Впоследствии эти племена жундистского происхождения, слившись образовали народность, называемую средневековыми тангутами.

Несмотря на продолжительное общение с китайцами, они сохранили еще в III в. своих князей и свой быт. Хотя большинство их знало китайский язык, но у себя дома они пользовались языком ди. Наряды и обряды их были похожи и на китайские, и на тибетские, что указывает на тесную связь тангутов с обоими упомянутыми народами, однако этническая самостоятельность их в III в. утеряна не была. Численность отдельных племен иногда превышала 10 тыс. человек. Не только по происхождению, но и по быту отличались друг от друга тибетцы-кяны и тангуты.

«Народы си-жун (в данном случае тибетцы. - Л.Г.) вместо одежд употребляют шкуры зверей; не имеют постоянных жилищ и ведут кочевой образ жизни, снискивая себе пропитание скотоводством. Определенных названий родам и поколениям не имеют, имя отца или матери служит названием и роду их. Они разделяются на множество родов, не имеющих государя и не признающих единовластия, а живущих общинами. Народ чрезвычайно храбрый, умереть в сражении почитается у них счастьем, умереть от болезни - несчастьем. Подобно животным, они крайне терпеливо переносят стужу: даже женщины при родах не уклоняются от суровости климата». «Танчанские цяны (в данном случае тангуты. - Л.Г.) составляют особый род. Они имеют постоянные жилища и живут домами. Избы их обтянуты полостями из буйволовой и овечьей шерсти (черной). В их владении нет ни законов, ни службы, ни налогов. Только в военное время они собираются в одно место, а в прочее каждый занимается своим ремеслом и друг с другом сношений не имеют. Одежду шьют из мехов и шерстяных тканей, пропитание получают от косматых буйволов, овец и свиней. По смерти отца, дядей и братьев берут за себя мачех, теток и невесток. Письма не имеют, а течение годов замечают по осенним и весенним переменам. По истечении каждых трех лет бывает собрание, на котором бьют быков и баранов для жертвоприношения Небу. Из дома князя Лян-цзин происходят наследственно старейшины, а снискавшие приверженность знаменитых объявляют себя королями».

Тексты не нуждаются в комментариях. Почти ни один из обычаев не является общим, различны и стадии общественного развития: у кянов - родовой строй в расцвете, у жунов - на исходе. Дальнейшая судьба их была также различна: жуны, вобрав в себя тибетское племя дансянов и остатки южных хуннов, впоследствии образовали государство Си-Ся, а потомки кянов сохранили свой быт и дикую волю до XIX в.

Потомками кянов можно считать скорее нголоков в верховьях Желтой реки, чем тибетцев-ботов, отколовшихся от кянов в неопределенное время до новой эры. Боты, распространившись вверх по среднему течению Брахмапутры, вступили на путь создания классового государства, а кяны, потерпев ряд кровавых поражений, отступили в горы, откуда еще в 1899 г. своими набегами устрашали соседей и ревниво оберегали свою независимость.

По словам П.К. Козлова, они заносчиво заявляют: «Нас, нголоков, нельзя сравнивать с прочими людьми. Вы, кого бы это из тибетцев ни касалось, подчиняетесь чужим законам: законам далай-ламы, Китая и каждого своего маленького начальника… вы боитесь всего. Не только вы, но ваши деды и прадеды были таковы. Мы же, нголоки, с незапамятных времен подчиняемся только собственным законам и побуждениям. Каждый нголок родится уже с сознанием своей свободы и с молоком матери познает свои законы, которые никогда не должны быть изменены. Каждый из нас чуть не рождается с оружием в руках… наше племя одно из самых высоких, достойных в Тибете, и мы вправе с презрением смотреть не только на тибетцев, но даже и на китайцев». В этих словах жива этнопсихологическая структура древних кянов, толкавшая их на кровавые войны, в которых большая часть их погибла. Несмотря на все высокомерие, нголоки - реликт эпохи расцвета родового строя.

Не кочевые племена, а оседлые земледельцы, осевшие на среднем течении великой реки Цангпо (Брахмапутры), создали тибетскую культуру и государственность. Во время правления Пудэкунгье, которое датировать не удалось, в Тибете возникли земледелие и ирригация. На плодородной почве речных долин произрастали пшеница, ячмень, гречиха и горох. Воду на поля отводили из горных речек каналами, около которых воздвигались каменные укрепленные поселения. К тому же неопределенному времени тибетские хроники относят начало металлургии. Выплавлялись три металла: серебро, медь и железо. Через реки перебрасывались мосты, и даже появилось ткачество на станке. Значительный подъем хозяйства датируется концом IV - началом V в., когда была упорядочена ирригация, широко практиковалась заготовка кормов для скота, используемого при пахоте, и были выведены новые породы мула и хайныка (помесь яка и коровы).

Технический прогресс создал такое изобилие продуктов, что население Тибета быстро росло. К VII в. оно достигло 2860 тыс. человек, т. е. предела, выше которого не поднималось вплоть до XX в. Больше, при указанном уровне техники, страна прокормить не могла. Естественно, прирост населения шел за счет земледельческих районов, и племена, поселившиеся в речных долинах, по бытовому укладу, обычаям и культуре все больше отдалялись от своих кочевых собратьев. Наконец, они преобразились в народ, которому предстояло совершить великие дела.

Основные моменты

Тибетский автономный район стал доступен иностранным туристам всего 30 лет назад. Несмотря на административные и природные препятствия, стоящие перед путешественниками: необходимость получать разрешение на въезд от китайских властей и разреженный горный воздух, число туристов из-за границы увеличивается из года в год.

Регион расположен на высокогорном плато, подавляющая часть территории находится на высотах более 4 тысяч метров. Тибет полон загадочности и таинства со своей тысячелетней историей. Тут воедино слились красоты гималайских гор и древние философские учения. Попав в Тибет, сразу чувствуешь, что мистические тайны этой страны не просто слухи. Они вокруг вас.


Природные достопримечательности Тибета


Монотонные пейзажи Тибета с плоскими долинами, лежащими между заснеженных гор, располагают к медитации. Наиболее выразительные природные объекты одновременно служат предметом поклонения буддистов. На пирамидальной горе Кайлас, достигающей в высоту 6714 м, по преданию, обитает одно из воплощений Будды. Добраться до места паломникам технически крайне сложно: нужно проехать несколько сотен километров к западу от города Лхасы, а потом передвигаться пешком, совершая кору, или ритуальный обход, вокруг горы.

На самую вершину Кайласа никто еще не поднимался: против попыток альпинистов бурно протестовали верующие со всего мира. У подножия горы лежит озеро Манасаровар, кора вокруг которого займет несколько дней. Еще одно почитаемое озеро, Ямдрок Тцхо, расположенное между Лхасой и Гьянгдзе, славится необычным цветом своих вод, постоянно меняющим оттенки.

Основная статья:

Тибетский пейзаж

История и современность

Сонгцен Гампо

На большем протяжении своей истории Тибет был независим, однако не всегда представлял собой единое государство. Первым, кто объединил страну под своей властью в VII в., был царь Сонгцен Гампо, взошедший на престол в 629 г.; этот год считается самой ранней исторически достоверной датой в истории страны. Впрочем, Сонгцен Гампо правил не всем нынешним Тибетом, а только районом долины Ярлунг вокруг Шигадзе и Лхасы, то есть, центром Тибета. Правда, этот царь совершал большие завоевательные походы. Долгосрочную славу Сонгцен Гампо снискал своей брачной политикой: он женился на непальской принцессе Бхрикути и китайской принцессе Вэньчэн, установив родственные связи с соседними государствами, - ныне обе принцессы почитаются как святые покровительницы Тибета под именами Зеленая Тара и Белая Тара. Обеим приписывается значительная роль в распространении буддизма в стране.

Жители Западного Тибета. В. Верещагин

Тибет продолжал крепнуть, и в VIII в. он даже покорил большие территории империи Тан, в том числе, на 67 лет овладел оазисом Дуньхуан. После эпохи распада государства, которой предшествовали гонения на буддистов в IX в., в XI в. буддизм вновь укоренился па этой земле. Собственная неповторимая версия тибетского буддизма сложилась только в XIV-XV вв. благодаря основанной реформатором Цонгкхапой «школы добродетели» или «школы желтых шапок» (гелугпа), в лоне которой в XVI-XVII вв. зародился институт Далай-ламы.

Проблема автономии

С 1722 г. Тибет принадлежал к империи маньчжуров. Ее представляли в Лхасе двое так называемых амбанов, которые осуществляли также политическое влияние; благодаря им владычество маньчжуров было не только формальным. В 1913 г. 13-й Далай-лама провозгласил независимость Тибета (который тем временем попал в сферу британского влияния), однако Республика Китай не признала ее.

13й Далай Лама в 1910 году

Неясный юридический статус подкреплялся противоречивыми фактами: Республика Китай никак не обозначала свою власть над Тибетом, для других же государств (кроме в какой-то степени Великобритании) Тибет во внешнеполитическом смысле не существовал. Расплата за отсутствие дипломатических сношений последовала в 1950 г., когда Китай насильно реализовал свои территориальные притязания на Тибет. Последний пробовал протестовать в рамках ООН, но союзнической поддержки практически не нашел.

Притеснения

Тибетский вопрос до сих пор стоит на повестке дня, и это связано не только с фактом китайского владычества, но и с тем, как оно осуществляется. Мао Дзэдун и коммунистическая партия, творившие произвол во всем Китае, распространили его и на Тибет, хотя здешнее население не признавало китайское правительство «своим» и оказывало чужеземной власти сопротивление.


Конфликт достиг своей кульминации в 1959 г., когда силой было подавлено народное восстание, в результате чего Далай-лама, а с ним и многие монахи, бежали из страны. С тех пор в городе Дхарамсала (Индия) действует «правительство Тибета в изгнании» и проблема Тибета приобрела международное значение. Еще хуже тибетцам пришлось в годы культурной революции, когда были распущены монастыри и «красная гвардия» Мао разрушила многие священные произведения искусства. Хотя эти варварские злодеяния творились не только в Тибете, но и по всему Китаю, здесь их несправедливость, в силу большего значения религии в общественной и повседневной жизни, сознавалась гораздо острее.

Непростые отношения Тибета и Китая в наше время

До наших дней дошли более поздние памятники религиозной архитектуры, построенные 300-400 лет назад, да и они серьезно пострадали в период маоизма, когда в Китае боролись с любыми проявлениями веры. К концу XX века правительство постаралось загладить свою вину перед Тибетом, восстановив древние достопримечательности в первозданном виде.

Предупреждение на трех языках: "Не распространять запрещенные мысли и предметы"

Широкая, по мнению китайцев, но недостаточная, как считают тибетцы, автономия была предоставлена району в 1965 году. Юные граждане получают начальное образование на тибетском языке, на нем же ведется делопроизводство. Время от времени Тибет охватывают волнения. Мировое сообщество на словах поддерживает их, но вмешиваться в процесс не рискует, учитывая вес Китая на международной арене.

Тибетский буддизм

Свой особый характер тибетско-буддистское учение поначалу приобрело вследствие того, что оно вобрало в себя элементы местной шаманистской религии бон, бытовавшей задолго до усвоения буддизма. К отличительным признакам относится важная роль ритуалов, которым приписывается магический эффект, практическое применение учения о реинкарнации для избрания духовных наследников покойных лам и гораздо более обширный в сравнении с китайским буддизмом пантеон с обилием наводящих ужас божеств, отчасти злых, отчасти добрых. Поэтому тибетская иконография очень сложна.

Храм Обезьян в Катманду

Согласно верованиям тибетских буддистов, носителем учения становится Далай-лама, воплощение Авалокитешвары, символизирующего сострадание. Самый почитаемый храм Тибета, Джоканг, расположен в Лхасе, столице района. Это центр притяжения для буддистов, совершающих поклонение, но и простым туристам вход в храмовые помещения не запрещен. Десятки важных религиозных объектов разбросаны по всему Тибету, к большинству из них проложены качественные автомобильные дороги. Иностранных послушников в тибетских монастырях не принимают, это связано и с сопротивлением китайской администрации, и с отсутствием такой традиции в местной ветви буддизма. В отсутствие Далай-ламы XIV, проживающего в изгнании в индийской Дармсале, высшим религиозным деятелем формально признается очередной Панчен-лама, проживающий в монастыре Ташилунпо, в городе Шигадзе.

Тибетская медицина

Народная медицина Тибета тесно связана с религиозными практиками. Многие путешественники приезжают в регион ради визита к врачу, чтобы услышать диагноз и пройти курс лечения. Желающие могут пройти краткосрочные курсы обучения основам тибетской медицины, но обольщаться насчет их ценности не стоит: истинные целители учатся своему ремеслу долгие годы.

Иллюстрации Традиционной Тибетской Медицины в пекинском музее Науки и Техники

Достопримечательности Лхасы

Туристам, приехавшим в Тибет всего на несколько дней, рекомендуется ограничиться Лхасой, сочетающей в себе черты китайского, непальского, индийского архитектурного стиля.

Самый узнаваемый объект города, расположенный на холме на высоте 3700 м над уровнем моря в западной части столицы, – гигантский дворец Потала, возведенный в XVII веке. Мощная крепость, предназначенная для защиты от чужеземцев, представляет собой обильно декорированное массивное прямоугольное здание из красного камня в окружении белых стен и лестниц. Резиденция Далай-лам вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе обширного комплекса.

Дворец Потала

Кроме Поталы, в него включена Норбулинка, или «Драгоценный парк», разбитый в 10 минутах езды к западу от Красного дворца. Летом и осенью здесь отмечаются светские и религиозные праздники. Самый популярный из них – августовский Фестиваль йогурта, или Шотон. По преданию, его придумали светские власти, чтобы подбодрить монахов, вынужденных проводить пол-лета в добровольном заточении из боязни наступить на порхающих на свежем воздухе насекомых. Во время торжества парк открыт всю ночь, в нем горят костры, выступают труппы с этническими песнями и танцами.

В храме Джоканг, который легко узнать по символу – двум золотым ланям, с двух сторон тянущимся к колесу дхармы, хранятся древние статуи Будды, привезенные в дар царю Сонгцэну Тампо, основателю тибетского буддизма. Фигуру монарха и его жен можно увидеть в соседнем зале Джоканга. Объект открыт для посещения с 8 утра до полудня ежедневно, часы работы во второй половине дня нужно уточнять на месте. Вокруг здания располагаются лавки ремесленников и торговцев сувенирами.

Второй по значимости монастырь Лхасы – Рамоче. В нем хранится бронзовая статуя юного Будды, по легенде, изготовленная мастером Вишвакарманом, заодно создавшим нашу Вселенную. На расстоянии примерно 10 км от города построены монастыри Сера и Дрепунг.

Паломники перед храмом Джоканг

Памятники Шигадзе

Город Шигадзе

Второй по величине город Тибетского автономного района, Шигадзе связан с Лхасой автомобильным и железнодорожным сообщением. Один из крупнейших монастырей тибетской ветви буддизма, Ташилунпо, служит резиденцией для Панчен-ламы, второго по значимости иерарха, наставника Далай-лам. Туристы приезжают сюда понаблюдать за повседневной жизнью монахов и полюбоваться 26-метровой золотой статуей Будды Майтрейи – «новоделом», которому недавно исполнилось 100 лет.

Светский памятник, городскую крепость-дзонг, в которой когда-то жили цари страны, в результате волнения 50-х годов и при маоистах полностью разрушили, но несколько лет назад в точности восстановили по сохранившимся фотографиям и рисункам.

Гьянгдзе

Знаменитая ступа поселка Гьянгдзе

Скромный поселок Гьянгдзе, лежащий в 240 км езды к юго-западу от Лхасы, известен монастырем Пелкор Чедё с четырехэтажной ступой Кумбум. Внутри изящного культового сооружения нашлось место для 108 залов и алтарей. Населенный пункт, практически не подвергшийся китаизации, обычно посещают путешественники, направляющиеся из Тибета в Непал.

В каждом доме в Центральном Тибете развеваются флажки пяти разных цветов. Голубой цвет символизирует небо, белый - облака, красный - солнце, зеленый - воду, а желтый - землю. На многих дверях нарисован лежащий серп, между концами которого парит круг, от которого отходит огненный шлейф: это Солнце и Луна. Изображение скорпиона на стене дома защищает его обитателей от напастей.

Разноцветные тибетские флажки

Информация для туристов

Туристы будут чувствовать себя комфортно с поздней весны до конца осени, насколько это возможно на высоте 3000-4000 м над уровнем моря. Зимой путешественникам недоступны некоторые высокогорные районы. Для минимальной акклиматизации и осмотра Лхасы достаточно одной недели, отдаленные монастыри и природные объекты потребуют поездки на 2-3 недели. Категорически не рекомендуется находиться в автономном районе 10 марта – это памятный день Тибетского восстания, когда возможны беспорядки. Власти Китая обычно не дают разрешения на въезд в регион на эти числа.

Где остановиться

За последние годы в Лхасе и других городах построено немало приличных отелей. В горах можно снять комнату у местных жителей: особых удобств гостям не предложат, но чистоту гарантируют. С собой обязательно брать теплую одежду, поскольку перепады между дневной и ночной температурой в любых частях Тибета весьма значительны. Дожди идут в июле и августе, но они не слишком обильны.

Еда

Цампа - традиционное тибетское блюдо

Кухня Тибета не создает дополнительной нагрузки на желудок: пряностями здесь, в отличие от других стран Азии, не злоупотребляют, предпочитают вареные блюда. Из-за особенностей местоположения в традиционном меню нет фруктов и рыбы. Алкогольных напитков, кроме слабого рисового вина и пива, не употребляют, пьют соленый чай с добавлением масла. Кредитные карты принимают в пределах столицы, в остальных случаях лучше брать с собой наличные мелкими купюрами.

Момо с курицей (похоже на наши пельмени)

Традиционная пища тибетцев - цампа, тесто из обожженного ячменя, которое едят с чаем и маслом яка, но это не ресторанное блюдо.

Популярны «момо», пельмени с начинкой; их можно заказать в любом из кафе Старого города. В Лхасе можно отведать также хорошую непальскую и индийскую, а также, разумеется, китайскую кухни.

Климат и здоровье

Восхождение на Эверест

Приезжающие в горные районы из Пекина туристы могут испытывать в пути кислородное голодание. В поездах на этот случай предусмотрены кислородные маски. Дышать в условиях высокогорья без привычки сложно даже спортсменам; сердечникам, гипертоникам, беременным женщинам и детям находиться здесь просто противопоказано. Чтобы облегчить адаптацию к недостатку кислорода, не рекомендуется во время путешествия употреблять алкоголь, переохлаждаться, нервничать, сидеть на диете или, напротив, переедать. Необходимо много пить, дозировать физическую нагрузку.

Уже в Лхасе, лежащей на высоте 3700 над уровнем моря, что для Тибета не очень высоко, может случиться приступ высотной болезни в форме сильных головных болей. После прибытия на самолете надо обязательно запланировать медленный процесс акклиматизации, в течение которого надо пребывать в покое - независимо от возраста и физического состояния. Тем более это касается более высокогорных районов. Также угрозу для здоровья представляют сильное солнечное излучение и большие перепады дневных и ночных температур. Помимо того, к северу от Трансгималаев зимой бывает холодно, как в Сибири.

Tibet Travel Permit

Как добраться

Для въезда в Тибетский автономный район, помимо обычной китайской визы, туристам необходимо получить «Tibet Travel Permit» – специальное разрешение на посещение Тибета. Его предоставляют только организованным группам от 5 человек, поэтому одиночкам приходится объединяться хотя бы на этапе выдачи въездных документов.

После въезда разрешение «Tibet Travel Permit» больше не понадобится. По отдельным регионам, включая Лхасу с окрестностями и Шигадзе, можно передвигаться свободно, для других же в свою очередь требуется другое разрешение, которое можно получить, например, в Лхасе через туристическую фирму, в которой вы заказываете тур.

При путешествии через Непал необходимо дополнительно оформлять двукратную непальскую визу, чтобы без проблем вернуться обратно в Катманду для вылета на родину.

В окрестностях Лхасы, в часе езды от столицы, открыт высокогорный аэропорт Гонггар, связывающий регион с Катманду и китайскими мегаполисами. Остальные аэропорты района предназначены для местных нерегулярных рейсов.

Из Пекина в столицу ежедневно отправляется поезд, добирающийся до места назначения через двое суток. Железная дорога со множеством туннелей и мостов, проложенная на высоте 4000 м, связывает Лхасу и Шигадзе. Крупные населенные пункты Тибета объединены сетью автомагистралей.




Top