Герои славянской мифологии: Боян. Боян (Баян) – славянский бог музыки и поэзии

пуян «богатый», общетюрк. бай «богатый», от глагола baj - «становиться богатым». В казахском языке баян означает «повествовать, излагать, докладывать».

Великий Новгород, информационная табличка на улице Бояна

Имя Боян является очень распространенным и у южнославянских народов, особенно у сербов, болгар, македонцев, черногорцев. Кроме имени Боян, на территориях с преимущественно болгарским населением с X века засвидетельствованы имена, этимологически схожие - Боимир (Х в.), Бояна (XVI в.), Бойо (XV в.) с др. Также стоит упомянуть легендарного основателя Аварского каганата Баяна I и древнеболгарскаго княза Батбаяна .

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Боян" в других словарях:

    Боян - (XI в.) – древнерусский поэт певец. Как «творец песен» Б. назван в зачине «Слова о полку Игореве» (см. Автор «Слова о полку Игореве»): «Боянь бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым вълком по земли, шизым… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

    В восточнославянской мифологии эпический поэт певец. Известен по «Слову о полку Игореве» (имя Б. встречается также в надписях Софии Киевской и в новгородском летописце): «Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по… … Энциклопедия мифологии

    Археологическая культура эпохи неолита (4 е тыс. до н. э.), на территории Румынии, Болгарии и Молдавии. Название по оз. Боян (Румыния). Остатки поселений, орнаментированная керамика. Хозяйство: земледелие, скотоводство, охота, рыболовство … Большой Энциклопедический словарь

    А, муж. Слав. редк.Отч.: Боянович, Бояновна; разг. Бояныч.Происхождение: (От бой (ср. боец, бой))Именины: 10 апр. Словарь личных имён. Боян См. Баян. День Ангела. Справочник по именам и именинам … Словарь личных имен

    Баян, поэт, певец Словарь русских синонимов. боян сущ., кол во синонимов: 4 баян (17) певец (95) … Словарь синонимов

    Современная энциклопедия

    БОЯН. см. баян. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    А, м. Слав. редк. Отч.: Боянович, Бояновна; разг. Бояныч. [От бой (ср. боец, бой).] †10 апр. Словарь русских личных имен. Н. А. Петровский. 2011 … Словарь личных имен

    Боян - (Баян), русский песнотворец 11 12 вв., слагавший песни славы в честь подвигов князей. Впервые упомянут в Слове о полку Игореве (соловей старого времени, вещий певец); в Задонщине назван в Киеве гораздым гудцом. Имя стало нарицательным для… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Баян 1.

Какое-то событие/происшествие/медиа-файл/объект/новость, что уже все видели и слышали.

Молодежный сленг , Сленг падонков

2.

Старая история, картинка, видео, которые уже были просмотрены пользователем. Означает неодобрение, намек на то, что информация уже давно известно.

Эта картинка – баян! Зачем ты мне ее прислал?

Интернет-мем , Компьютерный сленг

3.

Анекдот, смешная история, которую уже много раз слышали. История просхождения такая: несколько лет назад был популярен анекдот типа «вчера хоронили тёщу. Порвали два баяна». Поскольку те, кто публиковал анекдот, не знали о том, что анекдот уже был опубликован, его печатали много раз. Сотни раз. В каментах, чтоб не загружать трафиком коллег, авторы постов ставили как нарицательное «баян». Впоследствии, это название стало применяться для всех старых, всем известных анекдотов.

Да это же баян!

Интернет-сленг , Сленг падонков

4.

Медицинский шприц, используемый наркоманами для инъекций.

Я пользую только ширяновские баяны. У них ход мягкий.

Жаргон наркоманов

5. Баян

Станок для снятия отпечатков пальцев.

Уголовный жаргон


Cловарь современной лексики, жаргона и сленга . 2014 .

Синонимы :

Смотреть что такое "баян" в других словарях:

    Баян - а, муж.; стар. Баиан, а.Отч.: Баянович, Баяновна; разг. Баяныч.Производные: Бая; Яна.Именины: См. Боян Словарь личных имён. Баян (муж.)(др. тюрк.) беспрельно счастливый (жен.)(др. тюрк.) крепкая, могу … Словарь личных имен

    Баян I - Баян Аварский каган 562 602 Предшествен … Википедия

    баян - 1. БАЯН, а; м. Большая гармоника со сложной системой ладов. ● По имени легендарного древнерусского певца сказителя Бояна (Баяна). ◁ Баянный, ая, ое. Б. регистр. 2. БАЯН см. Боян. * * * баян один из наиболее совершенных и распространённых видов… … Энциклопедический словарь

    баян - См … Словарь синонимов

    Баян - тульской фабрики. БАЯН, русская хроматическая гармоника. Название по имени древнерусского певца сказителя Баяна (Бояна). Используется как сольный и ансамблевый инструмент, входит в оркестр народных инструментов. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Баян - см. Слово о полку Игореве. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

    БАЯН - в «Слове о Полку Игореве» так называется песнопевец древних времен. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. БАЯН песнопевец в «Слове о полку Игореве». Полный словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Боя́н (Баян ) - древнерусский певец и сказитель, «песнотворец», персонаж Слова о полку Игореве .

Имя

По одной из версий, самое слово "боян" или "баян" (две эти формы исстари употребляются безразлично; одно и то же лицо называется то Боян, то Баян) - хорошо известно у всех славян: у русских, болгар, сербов, поляков, чехов. Происходит от старославянского "бати", означавшего, с одной стороны: "ворожить", "заговаривать", с другой - "баснословить". Отсюда старославянские слова: "баальник", "баальница", "волхв", "ворожея"; "баание", "бание" - ворожба, "басня"; "баник", "бан" - баятель, "incantator". Отсюда и позднейшие русские формы: "баян", "боян", "балян" - краснобай, байщик, знающий сказки, басни; белорусская "баюн" - охотник болтать, сказочник. Вместе с значением нарицательным у всех славян слово "баян", "боян" встречается и как имя собственное, как название реки, местности или лица. По другой версии Боян - славянское имя, от боятися : «наводящий страх», «которого боятся» (аналогично таким известным древнерусским именам, как Хотен или Ждан). По третьей версии, имя тюркско -болгарского происхождения, ср. чуваш. пуян «богатый», общетюрк. бай «богатый», от глагола baj - «становиться богатым».

Имя Боян является очень распространенным и у южнославянских народов, особенно у сербов, болгар, македонцев, черногорцев. Кроме имени Боян, на территориях с преимущественно болгарским населением с X века засвидетельствованы имена, этимологически схожие - Боимир (Х в.), Бояна (XVI в.), Бойо (XV в.) с др . Также стоит упомянуть легендарного основателя Аварского каганата Баяна I и древнеболгарского князя Батбаяна .

В Трубчевске (1975), Брянске (1985) и Новгороде-Северском (1989) установлены памятники Бояну.

Напишите отзыв о статье "Боян"

Примечания

Литература

Дмитриев Л. А. // Энциклопедия «Слова о полку Игореве»: В 5 т. - СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. Т. 1. А-В. - 1995. - С. 147-153

// Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

В мультфильмах

  • Князь Владимир (2006; Россия) режиссёр Юрий Кулаков , Бояна озвучивает Лев Дуров .

Отрывок, характеризующий Боян

– Не знаю, позволят ли, – слабым голосом сказал офицер. – Вон начальник… спросите, – и он указал на толстого майора, который возвращался назад по улице по ряду телег.
Наташа испуганными глазами заглянула в лицо раненого офицера и тотчас же пошла навстречу майору.
– Можно раненым у нас в доме остановиться? – спросила она.
Майор с улыбкой приложил руку к козырьку.
– Кого вам угодно, мамзель? – сказал он, суживая глаза и улыбаясь.
Наташа спокойно повторила свой вопрос, и лицо и вся манера ее, несмотря на то, что она продолжала держать свой платок за кончики, были так серьезны, что майор перестал улыбаться и, сначала задумавшись, как бы спрашивая себя, в какой степени это можно, ответил ей утвердительно.
– О, да, отчего ж, можно, – сказал он.
Наташа слегка наклонила голову и быстрыми шагами вернулась к Мавре Кузминишне, стоявшей над офицером и с жалобным участием разговаривавшей с ним.
– Можно, он сказал, можно! – шепотом сказала Наташа.
Офицер в кибиточке завернул во двор Ростовых, и десятки телег с ранеными стали, по приглашениям городских жителей, заворачивать в дворы и подъезжать к подъездам домов Поварской улицы. Наташе, видимо, поправились эти, вне обычных условий жизни, отношения с новыми людьми. Она вместе с Маврой Кузминишной старалась заворотить на свой двор как можно больше раненых.
– Надо все таки папаше доложить, – сказала Мавра Кузминишна.
– Ничего, ничего, разве не все равно! На один день мы в гостиную перейдем. Можно всю нашу половину им отдать.
– Ну, уж вы, барышня, придумаете! Да хоть и в флигеля, в холостую, к нянюшке, и то спросить надо.
– Ну, я спрошу.
Наташа побежала в дом и на цыпочках вошла в полуотворенную дверь диванной, из которой пахло уксусом и гофманскими каплями.
– Вы спите, мама?
– Ах, какой сон! – сказала, пробуждаясь, только что задремавшая графиня.
– Мама, голубчик, – сказала Наташа, становясь на колени перед матерью и близко приставляя свое лицо к ее лицу. – Виновата, простите, никогда не буду, я вас разбудила. Меня Мавра Кузминишна послала, тут раненых привезли, офицеров, позволите? А им некуда деваться; я знаю, что вы позволите… – говорила она быстро, не переводя духа.
– Какие офицеры? Кого привезли? Ничего не понимаю, – сказала графиня.
Наташа засмеялась, графиня тоже слабо улыбалась.
– Я знала, что вы позволите… так я так и скажу. – И Наташа, поцеловав мать, встала и пошла к двери.
В зале она встретила отца, с дурными известиями возвратившегося домой.
– Досиделись мы! – с невольной досадой сказал граф. – И клуб закрыт, и полиция выходит.
– Папа, ничего, что я раненых пригласила в дом? – сказала ему Наташа.
– Разумеется, ничего, – рассеянно сказал граф. – Не в том дело, а теперь прошу, чтобы пустяками не заниматься, а помогать укладывать и ехать, ехать, ехать завтра… – И граф передал дворецкому и людям то же приказание. За обедом вернувшийся Петя рассказывал свои новости.
Он говорил, что нынче народ разбирал оружие в Кремле, что в афише Растопчина хотя и сказано, что он клич кликнет дня за два, но что уж сделано распоряжение наверное о том, чтобы завтра весь народ шел на Три Горы с оружием, и что там будет большое сражение.
Графиня с робким ужасом посматривала на веселое, разгоряченное лицо своего сына в то время, как он говорил это. Она знала, что ежели она скажет слово о том, что она просит Петю не ходить на это сражение (она знала, что он радуется этому предстоящему сражению), то он скажет что нибудь о мужчинах, о чести, об отечестве, – что нибудь такое бессмысленное, мужское, упрямое, против чего нельзя возражать, и дело будет испорчено, и поэтому, надеясь устроить так, чтобы уехать до этого и взять с собой Петю, как защитника и покровителя, она ничего не сказала Пете, а после обеда призвала графа и со слезами умоляла его увезти ее скорее, в эту же ночь, если возможно. С женской, невольной хитростью любви, она, до сих пор выказывавшая совершенное бесстрашие, говорила, что она умрет от страха, ежели не уедут нынче ночью. Она, не притворяясь, боялась теперь всего.

M me Schoss, ходившая к своей дочери, еще болоо увеличила страх графини рассказами о том, что она видела на Мясницкой улице в питейной конторе. Возвращаясь по улице, она не могла пройти домой от пьяной толпы народа, бушевавшей у конторы. Она взяла извозчика и объехала переулком домой; и извозчик рассказывал ей, что народ разбивал бочки в питейной конторе, что так велено.
После обеда все домашние Ростовых с восторженной поспешностью принялись за дело укладки вещей и приготовлений к отъезду. Старый граф, вдруг принявшись за дело, всё после обеда не переставая ходил со двора в дом и обратно, бестолково крича на торопящихся людей и еще более торопя их. Петя распоряжался на дворе. Соня не знала, что делать под влиянием противоречивых приказаний графа, и совсем терялась. Люди, крича, споря и шумя, бегали по комнатам и двору. Наташа, с свойственной ей во всем страстностью, вдруг тоже принялась за дело. Сначала вмешательство ее в дело укладывания было встречено с недоверием. От нее всё ждали шутки и не хотели слушаться ее; но она с упорством и страстностью требовала себе покорности, сердилась, чуть не плакала, что ее не слушают, и, наконец, добилась того, что в нее поверили. Первый подвиг ее, стоивший ей огромных усилий и давший ей власть, была укладка ковров. У графа в доме были дорогие gobelins и персидские ковры. Когда Наташа взялась за дело, в зале стояли два ящика открытые: один почти доверху уложенный фарфором, другой с коврами. Фарфора было еще много наставлено на столах и еще всё несли из кладовой. Надо было начинать новый, третий ящик, и за ним пошли люди.
– Соня, постой, да мы всё так уложим, – сказала Наташа.
– Нельзя, барышня, уж пробовали, – сказал буфетчнк.
– Нет, постой, пожалуйста. – И Наташа начала доставать из ящика завернутые в бумаги блюда и тарелки.
– Блюда надо сюда, в ковры, – сказала она.
– Да еще и ковры то дай бог на три ящика разложить, – сказал буфетчик.
– Да постой, пожалуйста. – И Наташа быстро, ловко начала разбирать. – Это не надо, – говорила она про киевские тарелки, – это да, это в ковры, – говорила она про саксонские блюда.
– Да оставь, Наташа; ну полно, мы уложим, – с упреком говорила Соня.
– Эх, барышня! – говорил дворецкий. Но Наташа не сдалась, выкинула все вещи и быстро начала опять укладывать, решая, что плохие домашние ковры и лишнюю посуду не надо совсем брать. Когда всё было вынуто, начали опять укладывать. И действительно, выкинув почти все дешевое, то, что не стоило брать с собой, все ценное уложили в два ящика. Не закрывалась только крышка коверного ящика. Можно было вынуть немного вещей, но Наташа хотела настоять на своем. Она укладывала, перекладывала, нажимала, заставляла буфетчика и Петю, которого она увлекла за собой в дело укладыванья, нажимать крышку и сама делала отчаянные усилия.

Мерзкая погода, курсы валют, новые законы, цены на жилье, плохие кафе, какающие на газонах собаки, музыканты-бездари, соседи-придурки - поводов для нытья у белорусов хоть отбавляй. Кажется, с каждым днем волна всенародного стенания все нарастает. Жалобщики у нас - это уже почти профессия. Позитивный взгляд на что бы то ни было - признак инфантильности, дурной тон. Но, видимо, мироздание не терпит однополярности - в противовес тысяче нытиков появляются десятки ярких, инициативных ребят, которые говорят: все проблемы кроются исключительно в нас, и решить их можно только самостоятельно, хватит жаловаться, пора браться за дело.

Музыкальная сцена - квинтэссенция белорусской депрессии. Как побороть уныние и посредственность? Что сделать для того, чтобы наши музыканты стали ярче, живее и заряжали всех вокруг своим творчеством? Такими вопросами задавались многие, но панацею так и не нашли. Зато есть примеры того, как исполнители развиваются, создают, покоряют вершины - и делают это играючи, вопреки всем тем проблемам, которыми озабочено большинство. Оказывается, это возможно! О неиссякаемом источнике жизнерадостности - сегодняшний разговор.

Кто это?

Виталий Воронко - многократный победитель классических международных музыкальных конкурсов. Но узнавать артиста начали тогда, когда он отложил в сторону Римского-Корсакова и Листа, надел костюм супергероя и начал отжигать на многочисленных конкурсах современной музыки не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами. Выступление родившегося год назад «Человека-баяна» становится событием буквально всегда. И если жюри порой не балует его высокими оценками, присутствующая в зале публика всегда выражает свою благодарность бурными овациями.

Меня всегда поражало то, насколько отвратительно белорусы относятся к своим исполнителям. Едешь в ту же Польшу - они обожают своих рэперов, рокеров, попсарей - да всех! Буквально носят их на руках. Та же картина в Литве, Германии, Латвии. Я, поверьте, совершенно не ною, просто задаюсь вопросом: отчего вы, люди, так не любите своих земляков? Почему не готовы поддержать их?

- Так, может, причина банальна - их пока не за что обожать?

Ну, здесь с какой стороны посмотреть. Ведь это взаимообратный процесс. Музыкант играет, его творчество хвалят, он окрылен и готов играть лучше и так далее. Но проблемы, конечно, есть. Начнем с того, что мы до сих пор не умеем создавать до конца качественный продукт. Возможно, дело в бюджетах, но скорее всего - в идеях. Кроме того, согласитесь, мы до сих пор не доверяем белорусскому производству. В смысле молочко там, маслице, тракторы - это еще можно, а вот что-то более возвышенное - музыка, кинематограф, изобразительное искусство - это вроде как нашему брату и не по силам.

А ведь при этом буквально во всех белорусах есть огромный потенциал. Но мы, с…а, ленивые! Многим музыкантам государство подарило классическое образование. Как ни крути, оно просто обязывает смотреть на мир чуть шире, стремиться экспериментировать, фантазировать, развиваться. А вместо этого они выбирают самый простой путь - «лабают» то, что умеют, не пытаясь напрягаться, меняться и двигаться вперед. Очень многие выпускники музыкальных учебных заведений играют музыку, которая им совсем не нравится. Почему? Наверное, «прыцярпелися». Чуть измениться, попробовать что-то новое для них сродни подвигу. Задумайтесь: человеку проще годами рутинно перебирать струны, бренчать по клавишам, с отвращением думая, что завтра тебе опять подниматься на ту же сцену, только бы не напрягать мозги, только бы не вступать в зону дискомфорта, в которой придется решать что-то самостоятельно.

- С пустыми карманами создавать качественный продукт не так просто…

Так надо с чего-то начинать! Основное мое место работы - по распределению - приносит зарплату в 1,5 млн белорусских рублей, я езжу на стареньком ржавом четвертом «гольфе», живу на съемной квартире. Наверное, собирая деньги, заработанные на «халтурах», я смог бы купить машину поновее, отложить про запас. Но вместо этого за последний год я побывал в Австралии, ОАЭ, Польше, Литве, Австрии, Норвегии, Британии. Деньги надо вкладывать в развитие, перебороть наш накопленный поколениями менталитет страха за будущее. Руки-ноги есть? Голова есть? Значит, заработаешь. Чего бояться-то?

Конечно, кто-то скажет, что здесь, в Беларуси, невозможно строить свое дело, творить и так далее. Но, ребятки, давайте разберемся. Эта земля и эти люди дали вам возможности на старте: образование, начальный капитал… А вообще, по большому счету, нытиков, которые хают свою страну, уже ведь не перевоспитаешь. Поэтому надо, наконец, нам всем, кто любит свою страну, сказать им: «Не нравится Беларусь? Так почему вы до сих пор здесь? Валите, никто вас не держит. Не можете свалить? Тогда задумайтесь: почему? Может, потому, что вы и там никому нафиг не нужны?»

- То есть уедут лучшие, востребованные, а здесь останутся одни посредственности?

Почему мы так боимся, что кто-то от нас уедет? Если захотят уехать, вы их что, цепями прикуете? Надо смотреть шире: другие страны - это расширение кругозора. У кого есть возможность учиться за рубежом - учитесь. Кто-то может сразу «ввязаться в драку» - попробовать выступать на конкурсах, телешоу, да просто играть на улице - дерзайте! Шенгенские визы есть, наверное, у половины минчан, билет до Вильнюса стоит совсем немного. А там лоукосты дают огромное пространство для маневров. Я вот купил билет в Норвегию туда и обратно за €9. Залез на фьорды в костюме супергероя и отчасти почувствовал себя таковым. Нет денег? Экономический кризис? Да ладно, ребята, признайтесь: проблема только в головах! Я привез с собой море энергии, вдохновения и идей.

А потом еще слетал в Австралию, выступил на Тихоокеанском Кубке мира по баяну - и выиграл его. В долги залез по самые уши, но это того стоило, поверьте. Я верю, что сильное желание двигаться вперед меняет мир и подстраивает его под тебя порой самым удивительным, я бы даже сказал парадоксальным образом. Вот вам пример. В Австралию я приехал на десять дней. Чтобы не терять время даром, получил лицензию уличного музыканта (для этого пришлось выдержать экзамен перед муниципальной комиссией). Выхожу на улицу поиграть, смеху ради затягиваю «Без тебя, без тебя…». И тут ко мне подходит и начинает подпевать… кто бы вы думали? Стас Михайлов! Я, скажем так, не большой его поклонник. Но мне кажется, это вселенная посылает мне знаки, мол, ты все делаешь правильно, только не останавливайся, не задавайся вопросами типа «Как бы мне начать что-то делать?», а делай.

Можно было бы начинать карьеру уличного музыканта не на том конце света… Вот и принес бы пользу родной стране.

Лет девять назад я единственный раз попробовал играть в переходе в Минске. Купил себе дорогущий баян, не терпелось опробовать его. Шли с другом-саксофонистом, остановились - и давай играть. На улице 11 градусов мороза. Сразу народ начал собираться, и за 15 минут игры мы заработали по нынешнему курсу $20. Думаю: вот это крутой бизнес! Но он быстро закончился, нас прогнала милиция.

Действительно, очень многие талантливые музыканты начинают с уличных концертов. Это оттачивает умение работать с аудиторией, чувствовать ее. Сейчас в Москве приняли правила, по которым ты можешь играть на улице лишь после того, как сдашь специальный экзамен. Лично я считаю, что это очень крутая идея. Имея такие разрешения, наши ребята могли бы спокойно, не опасаясь репрессий со стороны милиции играть, радовать людей, зарабатывать деньги и получать опыт. Все бы от этого выиграли. Вот вам, кстати, реальный шаг к тому, чтобы развивать белорусский шоу-бизнес. Государство даже могло бы заработать, принимая небольшую плату за такие разрешения.

Белорусы постоянно «загоняются» по поводу того, выиграли мы на «Евровидении» или нет. Ты трижды пытался пробиться на этот конкурс, но дальше финала отбора не прошел, затем пробовал свои силы на российских, украинских и польских музыкальных конкурсах. Везде эти попытки заканчивались неудачей. Откуда берутся силы на все новые и новые заходы?

Почему вы думаете, что эти выступления были неудачными? Я «засветился» перед аудиторией, получил кайф от выступления. Некоторые ролики набрали в YouTube больше миллиона просмотров. Значит, результат есть. Идем дальше: последнее мое выступление на британском конкурсе Britain’s Got Talent было все-таки успешным. Я прошел в полуфинал и скоро еще поборюсь за право быть первым. Вот ты правильно говоришь: белорусы «загоняются» по поводу победы, они не столько болеют за своих, сколько ждут от них результата. У меня возникает ощущение, что, ни черта не создавая, мы хотим просто угадать рецепт успеха. Так не бывает. Для того чтобы его найти, требуется перелопатить море материала, необходима критическая масса, в которой родится звезда. А для меня важны участие, опыт, веселье. Все это я получаю сполна.

Но давай смотреть правде в глаза. Ратуешь ты за то, чтобы поднимать белорусскую музыку, а выступать ездишь в Европу…

Я же говорю, еду туда набираться опыта. Генерировать идеи можно в любой стране мира, но все равно точка отсчета будет здесь, на родине. С нее все началось, и, если вы личность целостная, здесь все продолжится и закончится. Тем более что Беларусь в музыкальном плане - просто поле непаханое. Сегодня здесь фактически нет конкуренции. Посмотрите, сюда стремятся именитые иностранные исполнители, рассчитывая подзаработать. Не просто так! Мои знакомые из Европы, смотря на белорусский музыкальный рынок, говорят: «Вау! Это же просто идеальная страна для старта и развития». От нас, белорусских исполнителей, требуется только пахать так же, как заезжие «зорки», и все будет просто прекрасно.

- Откуда появился «Человек-баян»?

Помните, на телеканале ТНТ мелькала программа, в которой фигурировал супергерой «Человек-синяк»? Поначалу кажется, что это чистая «ржака», но, если задуматься, образ достаточно глубокий. В России с ее нынешними проблемами (как, кстати, и у нас) главная беда заключается в том, что все ждут прихода героев, способных изменить мир. Вот только себя в их роли никто не видит. Конечно, страшно ведь, задаешься вопросом: а чем я, собственно, особенный, чтобы вот так выделиться, заявить о себе? Но в итоге все завертится только тогда, когда героями начнут становиться те, кому уже нечего терять. Например, те же «синяки» - они ведь на самом деле могут. Каждый может. Остальные, смотря на «простых смертных», готовых к подвигам, наконец поймут, что герой есть в каждом из нас, каждый обладает суперспособностями. Я вот на баяне неплохо играю - так и получился «Человек-баян». Считайте, что это мой протест против скуки, безынициативности и лени. Вам сложно оторвать ж…у от стула? Тогда к вам идет «Человек-баян»!

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. [email protected]

У всех народов в мире есть свои национальные инструменты. У русских таким инструментом по праву может считаться баян. Особенное распространение он получил в русской глубинке, где пожалуй, не одно мероприятие будь то свадьба, или какие-либо народные гулянья, не обходятся без него.

Однако мало кто знает, что прародителем всеми любимого баяна, стал восточный музыкальный инструмент «шэн». В основу извлечения звука которого, как и в баяне был заложен язычковый принцип. Исследователи полагают, что более 2000—3000 лет назад он появился и стал распространяться в Китае, Бирме, Лаосе и Тибете. Шэн представлял собой корпус с бамбуковыми трубочками по бокам, внутри которых находились медные язычки. В Древней Руси шэн появился вместе с татаро-монгольским нашествием. Отсюда он и стал распространяться по странам Европы.

В создании баяна в таком виде в котором мы привыкли его видеть в разное время приложили руку многие мастера. В 1787 году мастер из Чехии Ф. Киршнер решил создать музыкальный инструмент, где звук появлялся бы из-за колебаний пластины из металла в воздушном столбе, который нагнетался специальной меховой камерой. Киршнер даже спроектировал первые модели своего инструмента. В начале 19-го столетия немец Ф. Бушман изготовил механизм для настройки обслуживаемых им органов. Во 2-й четверти 19-го столетия в Вене австриец с армянскими корнями К. Демиан, взяв за основу изобретение Бушмана и модифицировав его, произвел на свет первый прообраз баяна. Инструмент Демиана включал в себя 2 независимые клавиатуры, между которыми располагались меха. Клавиши на правой клавиатуре были предназначены для наигрывания мелодии, клавиши левой клавиатуры выдавали бас. Подобные музыкальные инструменты (гармоники) были завезены в Российскую Империю в первой половине 19-го столетия, где и получили большую популярность и распространение. В нашей стране стали быстро создаваться мастерские, и даже целые фабрики по изготовлению всевозможных видов гармоник.

В 1830 году в Тульской губернии на одной из ярмарок мастер-оружейник И. Сизов купил диковинный заграничный музыкальный инструмент – гармонику. Пытливый русский ум не мог удержаться, чтоб не разобрать инструмент и посмотреть как он устроен. Увидев, очень простую конструкцию, И. Сизов решил собрать свой вариант музыкального инструмента, который получил название «гармонь».

Тульский любитель-гармонист Н. Белобородов, решил создать свой инструмент с большим количеством музыкальных возможностей в сравнении с гармонью. Его мечта осуществилась в 1871 году, когда он вместе с мастером П. Чулковым сконструировал двухрядную гармонь.
Гармонь стала трехрядной в 1891 году, благодаря мастеру из Германии Г. Мирвальду. Спустя 6 лет П. Чулков представил на суд публики и музыкантам свой инструмент, позволявший одним нажатием на клавишу получать уже готовые аккорды. Постоянно меняясь и усовершенствуясь гармонь постепенно становилась баяном.
В 1907 году музыкальный деятель Орланский-Титоренко сделал заказ мастеру П. Стерлигову на изготовление сложного четырехрядного музыкального инструмента. Инструмент назвали «баяном» в честь сказителя из древнерусского фольклора. Баян усовершенствовался по прошествии 2-х десятилетий. П. Стерлигов создает инструмент с выборной системой, располагавшейся на левой клавиатуре.

В современном мире баян стал универсальным музыкальным инструментом. Музыкант при игре на нем может исполнять как народные песни, так и переложенные на него классические музыкальные произведения.




Top