Группа столетия: Аракс. Рок-энциклопедия

Группа «Аракс» - это вокально-инструментальный коллектив, добившийся наибольшей популярности во второй половине 70-х годов. Коллектив тесно сотрудничал с популярными (в то время) композиторами (Александром Зацепиным, Алексеем Рыбниковым, Геннадием Гладковым, Юрием Антоновым) и эстрадными исполнителями (Татьяной Анциферовой, Аллой Пугачевой, Ларисой Долиной).

Как это было

В конце 60-х годов, как грибы после дождя, в Советском Союзе стали организовываться самодеятельные коллективы, называющие себя «битниками». Само слово «рок» в те времена еще не употреблялось.

Музыка этих ансамблей выгодно отличалась от традиционных ВИА, исполняющих песни советских авторов, членов А так как музыкальные произведения «битники» старались писать сами, то их творчество официально не признавалось, а, соответственно, о выходе на большие сцены им можно было и не мечтать (не говоря уже о какой-либо официальной записи их творчества). Уделом выступлений бит-групп были подвалы и полуподвалы, в лучшем случае турбазы домов отдыха приморских курортов. Изредка можно было договориться с руководством заштатного техникума или училища о предоставлении актового зала. В этом случае чаще всего выступление заканчивалось, едва начавшись. Такой концерт пресекался доблестным милицейским нарядом.

Самыми популярными в то время бит-командами были: «Блики», «Лучшие годы», «Атланты», «Рубиновая атака», «Скоморохи», «Второе дыхание», «Высокосное лето», «Сокол», «Оловянные солдатики». Все они сгинули, не оставив после себя практически никакого следа. Если их песни и были записаны кустарным способом на допотопные примитивные то сами пленки давным-давно размагнитились, осыпались, порвались, а с течением времени просто пришли в негодность.

Выжили лишь те коллективы, кто смог приобрести профессиональный статус, войдя в состав какой-либо государственной структуры, например театра или филармонии. Таких ансамблей оказалось немного, а до сегодняшнего дня дожили практически два: «Машина времени» и «Аракс». С конца 70-х годов их стали называть рок-группами.

Группу «Аракс» создали в 1968 году три музыканта-аматора: Эдуард Касабов (бас, вокал), (гитара, вокал) и Гарик Касабов (барабаны). Руководил ансамблем Вадим Маршев. Группа исполняла как песни собственного сочинения, так и кавер-версии популярных (в то время) зарубежных рок-групп: «Дип Перпл», «Битлз», «Лед Зеппелинг». Кстати, неплохо на английском языке пел Эдик Касабов, студент Московского института иностранных языков. По имени его матери (Араксы), по утверждению некоторых музыкальных знатоков, и была названа группа. Хотя большинство утверждает, что название коллектива - это одноименная река в Закавказье.

Период становления и славы коллектива

В 1971 году в группе появляется новый вокалист Юрий Шахназаров, до этого выступавший в «Скоморохах» А. Градского. На следующий год в коллектив вливаются и Борис Багрычев. В составе: Буйнов (клавиши), Шахназаров (гитара, вокал), Касабов (бас) и Багрычев (барабаны), группа активно выступает в Подмосковье.

Особенно она имеет успех в городе Люберцы. Во время одного из многочисленных выступлений команда была замечена театральным режиссером Марком Захаровым, ставившим музыкальные спектакли и ищущим ансамбль для музыкального сопровождения постановок. Таким образом, с 1973 года рок-группа «Аракс» становится членом труппы театра Ленинского комсомола.

Группа приняла участие в постановке спектаклей «Тиль» и «Автоград XXI» (композитор Г. Гладков). Но наибольшую популярность коллективу принесла рок-опера А. Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Тысячи меломанов имели в своей коллекции магнитную пленку с записью этого произведения.

В первой половине 70-х годов в ансамбле происходят и большие кадровые изменения. Одни музыканты приходили (Сергей Рудницкий, Александр Данилович, Анатолий Абрамов, Александр Полонский, Александр Лерман, Сергей Беликов, Александр Садо), другие (Александр Буйнов, Борис Багрычев, Эдуард Касабов) уходили.

В 1974 году группа запомнилась своим участием в фильме Г. Данелия «Афоня», исполнив песню собственного сочинения (автор Ю. Шахназаров) «Мемуары». В конце 70-х годов состав группы «Аракс» меняется кардинально. В коллективе появляются такие профессиональные музыканты, как Вадим Голутвин, Тимур Мардалейшвили, Анатолий Алешин, Евгений Маргулис. Группа покидает театр Марка Захарова и делает попытку самостоятельной концертной деятельности. С 1980 по 1982 год ансамбль дал 876 выступлений. В это время группа работала с популярными композиторами и певцами. Любители музыки со стажем наверняка помнят легендарный союз, который образовали композитор и певец Юрий Антонов и группа «Аракс». Вся страна пела их знаменитые хиты: «Анастасия», «Не забывай», «Золотая лестница», «Дорога к морю» и др. В это время «Аракс» - группа, что помогла засветиться таким певицам, как Т. Анциферова, Л. Долина, А. Пугачева.

В 1982 году Министерство культуры СССР издает приказ, запрещающий концертную деятельность целому списку ансамблей, не прошедших прослушивание худсовета. Кстати, в этот список попали такие известные в то время коллективы, как «Альфа», «Круиз», «Карнавал», «Жар-Птица». В их число попал и «Аракс». Группа распалась и прекратила свое существование до 1987 года.

Возрождение

В 1987 году ансамбль возрождается и записывает альбом старых песен начала 80-х годов. При этом инструментальная запись осуществляется в России, а голосовая - в США. Там вокальные партии записывает Так появилась пластинка с названием «Old, but gold».

В апреле 2002 года состоялось первое выступление возрожденного ансамбля «Аракс». Группа приняла участие в сборном гала-концерте в торговом комплексе «Три кита». Далее были выступления на телевидении в записи программы «Дискотека-80», концертные выступления в различных городах, участие в телепередачах на российских каналах «РЕН-ТВ», «НТВ+», «Столица».

Настоящее время

В настоящее время сложилась ситуация, когда существуют два ансамбля с названием «Аракс»: группа классического состава (Голутвин, Мардалейшвили, Тимофеев, Алешин, Васюков) и «Ленкомовского» (Рудницкий, Абрамов, Парфенюк, Садо, Зарипов). «Ленкомовцы» - это те музыканты, что не решились идти на «вольные хлеба» в 1980 году. Сейчас оба коллектива активно гастролируют по стране, а неискушенному зрителю трудно разобраться, кто есть кто.

"Аракс " - московская рок-группа, которая добилась популярности в 1970-е годы прошлого столетия. Cотрудничала с популярными композиторами - Геннадием Гладковым, Алексеем Рыбниковым, Александром Зацепиным, Юрием Антоновым. Кроме этого, «Аракс» исполнял и записывал песни, сочинённые музыкантами группы, песни Алексея Романова и Константина Никольского.

В 1968 или 1969 году студентами экономического факультета МГУ была организована группа «Экономисты». В неё вошли Эрик Касабов (вокал, бас-гитара), Алексей Пантелеев (лидер-гитара), Гарик Касабов (ударные). Директором стал Юрий Сааков.

В 1971 году лидер-гитаристом вместо Пантелеева становится пришедший из «Скоморохов» Александра Градского Юрий Шахназаров. Тогда же музыканты решают сменить название и начинают называться «Аракс», по словам А. Буйнова, в честь мамы Эрика Касабова Араксы. Однако группа с самого начала называлась «Аракс» (а не «Аракса»), как и река в Закавказье. Касабовы, а также директор Сааков, были армянами родом из Азербайджана (Шахназаров - армянином лишь по отцу). Благодаря обучению за границей Эрик Касабов достаточно хорошо владел английским и успешно исполнял кавер-версии западных рок-хитов.

В 1972 году по инициативе Юрия Шахназарова в «Аракс» приглашают клавишника «Скоморохов» Александра Буйнова. Гарика Касабова за ударной установкой сменяет Борис Багрычёв из группы «Витязи». «Аракс» с успехом выступал в Москве и Подмосковье (особенно часто - на танцах в Люберцах). В первом отделении «Аракс» исполнял песни Led Zeppelin, Deep Purple, Santana, Ten Years After, во втором - песни на русском языке. На одном из концертов группу увидел и услышал ставший главным режиссёром Театра имени Ленинского комсомола Марк Захаров, который искал ансамбль для музыкальных спектаклей.

С 1973 года «Аракс» вошёл в труппу театра, участвовал в спектаклях «Автоград XXI», «Тиль» (мюзиклы Геннадия Гладкова), «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты» (рок-опера Алексея Рыбникова). В «Звезде и Смерти Хоакина Мурьеты» (премьера состоялась в мае 1976 года). Автор либретто Павел Грушко показал себя «музыкально чутким драматургом», он «добавлял необходимые строки, дописывал целые эпизоды», часто «исходя именно от музыки». «Аракс» также записывает инструментальные фонограммы для некоторых других спектаклей театра.

Почти сразу ушёл в «Весёлые ребята» Буйнов и был заменён Сергеем Рудницким. За ударной установкой Бориса Багрычёва меняют сначала Александр Данилович, затем Александр Полонский (экс-«Скоморохи», экс-«Весёлые ребята») и наконец - Анатолий Абрамов (экс-«Високосное лето»). В 1974 году в группу приходит, сменив Касабова (который отошёл от музыки, стал впоследствии кандидатом экономических наук), вокалист и бас-гитарист Александр Лерман (экс-«Ветры перемен», экс-«Скоморохи», экс-«Весёлые ребята»). Именно в составе Шахназаров-Лерман-Полонский «Аракс» снялся в фильме Георгия Данелия «Афоня», где исполнил входившую ещё в репертуар «Скоморохов» песню Шахназарова на стихи Валерия Сауткина «Мемуары». Однако вскоре Лерман и Полонский покинули группу. Пришли из любительской красногорской группы «Мы» вокалист, бас-гитарист и флейтист Сергей Беликов (1974), через год - вокалист Александр Садо, в феврале 1978 года - гитарист Вадим Голутвин (экс-«Добры молодцы», экс-«Весёлые ребята»). После этого состав «Аракса» стабилизировался.

В 1977 году группа выпускает на гибком миньоне журнала «Кругозор» «Мемуары» и песню Буйнова на стихи Сауткина «Трава-мурава», в 1978 году «Аракс» участвует в записи на двойной пластинке рок-оперы «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты». В том же году Юрий Шахназаров становится гитаристом и руководителем аккомпанирующего ансамбля Аллы Пугачёвой. На его место в «Аракс» пришёл приверженец «блэкморовского» стиля гитарист Тимур Мардалейшвили, игравший до этого в разных любительских группах, последней из которых была «Виктория». Новым руководителем стал Сергей Рудницкий.

В 1979 году Александра Садо меняет пришедший из «Весёлых ребят» вокалист и скрипач Анатолий Алёшин. Как говорит Вадим Голутвин, «многие считают, что тот недолгий период, когда Беликов и Алёшин работали вместе в „Араксе“, был самым насыщенным. Может быть! Но при этом они не испытывали особой симпатии к друг другу. У них не было музыкантской дружбы… Понятно, что два таких солиста в ансамбле могли существовать только временно».

В том же году совместно с «Араксом» записывает миньон из четырёх песен композитор и певец Юрий Антонов. Второй миньон выходит в 1980 году, когда уже ушёл в «Самоцветы» Сергей Беликов и на бас-гитаре сыграл Тимур Мардалейшвили. Записанные в составе «Аракса» две песни Антонова и собственную песню «Ноктюрн» Беликов выпустил затем на своих миньонах.

В 1978 году группа участвовала в записи песен и музыки Александра Зацепина к фильму «31 июня». Сотрудничество с Зацепиным продолжилось через год в фильме «Узнай меня».

В апреле 1980 года музыканты ушли из театра и стали выступать от Московской областной филармонии. Дебютный альбом «Колокол тревоги» был записан весной 1980 года, анонсирован в прессе, вышел миньон (1981), однако большую пластинку так и не выпустили. На первой стороне должны были звучать (в исполнении группы) песни Антонова, на второй - песни, сочинённые самими музыкантами. Впервые все песни Антонова, записанные «Араксом» для «Колокола тревоги», вышли на его сборнике «От печали до радости» (1986).

В 1980 году музыканты «Аракса» (Анатолий Алёшин, Вадим Голутвин и сыгравший на бас-гитаре Сергей Рудницкий) приняли участие в записи литературно-музыкальной композиции Евгения Евтушенко и Глеба Мая «Исповедь». Пластинка вышла в 1983 году. В 1980 году «Аракс» также записал совместно с Аллой Пугачёвой несколько песен для её новой пластинки.

В октябре 1980 года в «Аракс» приходит Евгений Маргулис, бывший бас-гитарист групп «Машина времени» и «Воскресение». Репертуар «Аракса» пополнили песни Маргулиса на стихи Андрея Макаревича и Алексея Романова. На стихи Романова были также написаны песни Тимуром Мардалейшвили и Сергеем Рудницким.

В 1981 году вышел уже третий миньон Юрия Антонова и «Аракса». Многие песни с этих миньонов прозвучали в фильме «Берегите женщин». Вскоре группу покидает Вадим Голутвин и становится аранжировщиком в студии Максима Дунаевского.

В 1982 году против директора «Аракса» Валерия Андреева было возбуждено уголовное дело с обвинением в хищении, обращении в свою пользу и в пользу участников ансамбля более 1500 рублей, принадлежавших государству. На дорогую аппаратуру был наложен арест. В октябре вышел указ Министерства культуры СССР, согласно которому группа «Аракс» была официально распущена. Мардалейшвили, Маргулис и Абрамов организуют группу «Феникс», куда вошли также солист Николай Парфенюк и клавишник Сергей Шмелёв. Маргулис вскоре ушёл в аккомпанирующий ансамбль Антонова «Аэробус» и был заменён бас-гитаристом Александром Миньковым. Успеха «Феникс» не добился (во многом из-за того, что музыканты не могли выступать под названием «Аракс») и в следующем году прекратил своё существование.

Сергей Рудницкий был клавишником «Весёлых ребят», а затем, вернувшись в прежний театр, играл в «Рок-ателье». Туда же пришёл и Анатолий Абрамов. Когда в 1987 году руководитель этой группы Крис Кельми принимает решение оставить театр, возникает сначала ансамбль ТРАНС, затем Рудницкий решает возродить «Аракс». В состав, помимо него и Абрамова, вошли вокалист и флейтист Николай Парфенюк (экс-«Сверстники», экс-«Феникс», экс-«Синяя птица»), гитарист Сергей Берёзкин (экс-«Рок-ателье») и бас-гитарист Сергей Рыжов (экс-«Красные маки», экс-«Динамик», экс-«Весёлые ребята»). В студийных записях принимал сессионное участие Тимур Мардалейшвили; компакт-диск Arax 87-90 вышел в 1993 году. Но популярность группы не достигает прежнего уровня.

В 1995 году начинает происходить разделение на два «Аракса» - «классический» и ленкомовский, которые частично пересекаются. Возникает решение перезаписать песни старого репертуара. Рудницкий, Голутвин, Мардалейшвили, Рыжов и Абрамов записывают инструментальную часть, которую Сергей Рудницкий отправляет жившему тогда в США Анатолию Алёшину, и тот записывает вокальную. Так выходит компакт-диск Old, But Gold! (1996).

В 2002 году на CD выходит новый студийный вариант рок-оперы «Юнона и Авось». В нём участвуют музыканты ленкомовского «Аракса» - Александр Садо, Николай Парфенюк и Анатолий Абрамов, а также известный гитарист Дмитрий Четвергов. На клавишных сыграл Алексей Рыбников.

В 2004 году сложился состав «классического» «Аракса»: Сергей Рудницкий - клавишные; Анатолий Алёшин - вокал; Вадим Голутвин - гитара; Тимур Мардалейшвили - гитара; Сергей Тимофеев - бас-гитара; Анатолий Абрамов - ударные. Был записан альбом "Raritet!", состоявший и из старых песен, и из новых, сочинённых Сергеем Трофимовым (компакт-диск вышел через два года). Пока же Алёшин покинул группу, и «Аракс» приостановил концертную деятельность.

В 2006 году эта деятельность возобновилась. Тимофеева заменил Пётр Макиенко, Алёшина - Василий Савченко.

В августе 2009 года музыканты расстались с Василием Савченко. Место солиста занял Валерий Каримов, выступавший на рубеже 1980-1990-х годов в «Рок-ателье» Криса Кельми, а затем - в «Арсенале» Алексея Козлова. Пётр Макиенко участвовал в нескольких проектах (в том числе с Александром Барыкиным), что создавало неудобства для группы. В 2010 году новым бас-гитаристом «классического» «Аракса» стал Ринат Насыров.

В состав ленкомовского «Аракса» в 2011 году входят: Сергей Рудницкий - клавишные; Александр Садо - вокал; Николай Парфенюк - вокал, бас-гитара, флейта; Олег Зарипов - гитара, скрипка, виолончель; Анатолий Абрамов - ударные.

25 мая 2006 года, после двух лет молчания, "Аракс" вышел на сцену! Новый состав группы подготовил концертную программу из старых и новых песен. Снялся в телевизионной программе на канале НТВ+, выступает на концертных площадках в других городах. В ближайших планах группы подготовка и запись новой программы, выпуск CD альбома.


1971-1977

"Аракс" 1977 Весной 1971 года группа получила название "АРАКС", состав группы весна 1971 года: Эрик Касабов - бас-гитара, вокал, Юрий Шахназаров - соло-гитара, Гарик Касабов - ударные.

Юрий Шахназаров приглашает в "Аракс" АЛЕКСАНДРА БУЙНОВА, игравшего в тот момент в группе "Скоморохи". Буйнов появляется в мае 1972 года. Следом за ним, на смену Гарику Касабову (ударные) из группы "Витязь" приходит БОРИС БОГРЫЧЁВ. Так образовывается один из наиболее сильных составов "Аракса": Эрик Касабов - бас-гитара, вокал, Александр Буйнов - клавишные, вокал, Юрий Шахназаров - соло-гитара, Борис Богрычёв - ударные.

На концертах "Аракс" играет в первом отделении композиции таких групп, как "Santana", "Led Zeppelin", "Ten Years After", "Deep Purple", а во втором отделении русские песни.

В период с мая 1972-го по май 1973-го "Аракс" с успехом выступает в Москве и её окресностях, особенно на танцах в Люберцах. Однажды на концерт "Аракса" попал Марк Анатольевич Захаров, ставший к тому времени режиссером московского театра имени Ленинского Комсомола...

К началу 1973 года состав группы выглядел следующим образом: Эрик Касабов (бас, вокал), Юрий Шахназаров (гитара), Александр Буйнов (клавишные), Александр Лерман (вокал) (последние трое пришли из "Скоморохов"), Борис Богрычев (барабаны).

Став полноправным членом труппы театра в середине 70-х годов "Аракс" участвует в спектаклях Ленкома Тиль (1974) и Автоград ХХI (1975), а также изредка выступает с концертами в Москве и ее окрестностях. В этот период (1973-1978) состав группы постоянно меняется.

К моменту прихода музыкантов в театр Захарова Буйнов почти сразу же уходит в "Весёлые ребята", его заменяет Сергей Рудницкий (клавишные, гитара, бас). Богрычев уступает место за барабанами Александру Даниловичу, а тот, в свою очередь, Анатолию Абрамову из "Високосного Лета". Вскоре уходит Лерман и Касабов. Некоторое время в группе играет ударник Владимир Полонский. Из люберецкой самодеятельной группы "Мы" появляется певец и басист Сергей Беликов .

1978-1982

"Аракс" 1981 В 1978 году в группе работали - Сергей Рудницкий (клавишные), Анатолий Абрамов (ударные), Сергей Беликов (вокал, бас-гитара, флейта), Юрий Шахназаров (гитара) ушел из группы, в группу пришел Вадим Голутвин , позже в группу приглашен Тимур Мардалейшвили (гитара). В 1979 году к группе присоединился Анатолий Алешин (вокал, скрипка). В конце 1980 года Сергея Беликова заменил Евгений Маргулис .

В этот период группа сделала большое количество записей на телевидении, радио и в студии звукозаписи. Активно гостролирует по стране, с сентября 1980 года (после ухода из театра) по апрель 1982 года группа дала 876 гастрольных выступлений! Работала с популярными композиторами и исполнителями: Ю.Антоновым, А.Зацепиным, А.Пугачевой, Т.Анцифировой, Л.Долиной и многими другими. Результатом этого сотрудничества стали выпущенные диски, кинофильмы. К сожалению главная работа группы, диск "Колокол тревоги" так и не вышел!

1983-2001

"Аракс" 1988 Осенью 1982 года, после выхода приказа Министерства культуры СССР о запрещении концертной деятельности группы "Аракс", участники группы не приняли предложение выступать под другим названием. Группа распалась, музыканты разошлись по разным проектам: "Аэробус", "Феникс", "СВ".

В конце 80-х, идеология изменилась, барьеров не стало, Сергей Рудницкий реорганизовал группу под прежним названием "Аракс" в татре "ЛенКом". В новый состав вошли: Сергей Рудницкий (клавишные), Анатолий Абрамов (ударные), Николай Парфенюк (вокал, бас-гитара), бывший басист "Динамика" Сергей Рыжов и экс-гитарист "Рок-Ателье" Сергей Березкин, в театре с группой работает Александр Садо (вокал). Сессионно с группой работают Тимур Мардалейшвили (гитара), Александр Виста (акустическая гитара, вокал).

2002-2004

"Аракс" 2003 Первое выступление "Аракса" состоялось 14 апреля 2002 года в Торговом комплексе "Три Кита" на 8-часовом гала-концерте.

Во вновь организованный состав "Аракса" вошли: Анатолий Алёшин - вокал, Тимур Мардалейшвили - гитара, Вадим Голутвин - гитара, Сергей Тимофеев - бас-гитара, Сергей Рудницкий - клавишные, Анатолий Абрамов - ударные.

"Аракс" учавствовал в концерте "ДИСКОТЕКА-80", выступал в разных городах и на разных площадках. Было записано несколько передач на телевидении.

В 2003 году на студии звукозаписи была записана программа из шести песен и инструментального трека. Автором всех песен этой программы был Сергей Трофимов . Две песни программы, "Странная ночь" и "Пора все менять", вошли в телесериал "Боец". Запись издана на CD в 2006 году, как приложение к журналу "VIP интервью" посвященного А.Абрамову.

В 2004 году группу покинул Анатолий Алешин, концертную деятельность "Аракс" приостановил...

1971-1975

Весной 1971 года группа получила название «АРАКС», состав группы весна 1971 года: Эдик Касабов - бас-гитара, вокал, Юрий Шахназаров - соло-гитара, Гарик Касабов - ударные.
Юрий Шахназаров приглашает в «Аракс» вернувшегося из армии АЛЕКСАНДРА БУЙНОВА, ранее игравшего в группе «Скоморохи». Буйнов появляется в мае 1972 года. Следом за ним, на смену Гарику Касабову (ударные) из группы "Витязь" приходит БОРИС БОГРЫЧЁВ. Так образовывается один из наиболее сильных составов «Аракса»: Эдик Касабов - бас-гитара, вокал, Александр Буйнов - клавишные, вокал, Юрий Шахназаров - соло-гитара, Борис Богрычёв - ударные.
На концертах «Аракс» играет в первом отделении русские песни, а во втором отделении композиции таких групп, как «The Beatles», «Santana», «Led Zeppelin», «Ten Years After», «Deep Purple».
В период с мая 1972-го по май 1973-го «Аракс» с успехом выступает в Москве и её окресностях, особенно на танцах в Люберцах. Однажды на концерт «Аракса» попал Марк Анатольевич Захаров, ставший к тому времени режиссером московского театра имени Ленинского Комсомола...
В начале 1973 года Александр Буйнов уходит в «Весёлые ребята», где работает клавишником до мая 1989 года.
В начале 1974 года в группу пришел Александр Лерман, но в конце 1974 года он переходит в ВИА «Добры молодцы». Некоторое время в группе играет ударник Владимир Полонский.
К моменту прихода музыкантов в театр Захарова обновляется состав: приходит Сергей Рудницкий (клавишные, гитара, бас). Богрычев уступает место за барабанами Александру Даниловичу, а тот, в свою очередь, Анатолию Абрамову из «Високосного Лета». В 1975 году из Красногорской самодеятельной группы «Мы» приходит певец и басист Сергей Беликов. В конце этого же года группа знакомиться с вокалистом Александром Садо.
Став полноправным членом труппы театра в середине 70-х годов «Аракс» участвует в спектаклях Ленкома Тиль (1974) и Автоград ХХI (1975), а также изредка выступает с концертами в Москве и ее окрестностях.

1976-1982

В 1976 году в группе работали - Сергей Рудницкий (клавишные), Анатолий Абрамов (ударные), Сергей Беликов (вокал, бас-гитара, флейта), Александр Садо (вокал, акустическая гитара, флейта), Юрий Шахназаров (гитара). В этом составе «Аракс» учавствует в театральной постановке рок-оперы "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" и записывает студийный вариант спектакля. В 1978 году Шахназаров уходит из группы, его заменил Вадим Голутвин, позже в группу приглашен Тимур Мардалейшвили (гитара). В 1979 году к группе присоединился Анатолий Алешин (вокал, скрипка) и в конце года «Аракс» уходит из театра, начиная концертную деятельность. Александр Садо остается в театре, как артист-вокалист. Осенью 1980 года Сергей Беликов уходит из группы, его заменил Евгений Маргулис.
В этот период группа сделала большое количество записей на телевидении, радио и в студии звукозаписи. Активно гостролирует по стране, с сентября 1980 года (после ухода из театра) по апрель 1982 года группа дала 876 гастрольных выступлений! Работала с популярными композиторами и исполнителями: Ю.Антоновым, А.Зацепиным, А.Пугачевой, Т.Анцифировой, Л.Долиной и многими другими. Результатом этого сотрудничества стали выпущенные диски, кинофильмы. К сожалению главная работа группы, диск "Колокол тревоги" так и не вышел!


1983-2001

Осенью 1982 года, после выхода приказа Министерства культуры СССР о запрещении концертной деятельности «Аракса» - группа распалась. Вадим Голутвин, Сергей Рудницкий и Евгений Маргулис перешли к Юрию Антонову в «Аэробус», Тимур Мардалейшвили, Анатолий Алешин и Анатолий Абрамов организовали группу «Феникс» (позже «Глобус», «Ветер»). Но эти проекты просуществовали не долго, музыканты разошлись по разным коллективам.
В 1987 году Крис Кельми уходит из Ленкома, при этом костяк группы «Рок-Ателье»: Сергей Рудницкий, Анатолий Абрамов, Александр Садо и Сергей Березкин, принимают решение остаться в театре и реорганизовать группу под прежним названием "Аракс". В состав вошли: Сергей Рудницкий (клавишные), Анатолий Абрамов (ударные), Николай Парфенюк (вокал, бас-гитара), Сергей Рыжов (вокал, бас-гитара), Сергей Березкин (гитара) и Александр Садо (вокал, акустическая гитара, флейта). Сессионно с группой работают: Александр Виста (акустическая гитара, вокал), в записи альбомв "Аракс 87-90" принимает участие Тимур Мардалейшвили (гитара).
В начале 90-х Сергей Рудницкий организовывает запись альбома группы с программой песен 80-х годов. В Москве в студии Ленкома записывается инструментальная дорожка диска и отсылается в Америку, где в этот момент работает Анатолий Алешин, там он записывает вокальные партии. В результате совместной работы на разных континентов в 1996 годы появился альбом "Old, But Gold!".


2002-2004

Первое выступление "Аракса" состоялось 14 апреля 2002 года в Торговом комплексе "Три Кита" на 8-часовом гала-концерте.
Во вновь организованный состав «Аракса» вошли: Анатолий Алёшин - вокал, Тимур Мардалейшвили - гитара, Вадим Голутвин - гитара, Сергей Тимофеев - бас-гитара, Сергей Рудницкий - клавишные, Анатолий Абрамов - ударные.
«Аракс» учавствует в концерте "ДИСКОТЕКА-80", выступает в разных городах и на разных площадках. Было записано несколько передач на телевидении.
В 2003 году на студии звукозаписи была записана программа из шести песен и инструментального трека, это были новые песни Сергея Трофимова и песни из репертуара 80-х годов. Две песни программы, "Странная ночь" и "Пора все менять", вошли в телесериал "Боец". Запись издана на CD в 2006 году, как приложение к журналу "VIP интервью" посвященного А.Абрамову.
В 2004 году группу покинул Анатолий Алешин, концертную деятельность «Аракс» приостановил...


2006-2009

Весной 2006 года группа возобновляет концертную деятельность, в состав вошел новый вокалист - Василий Савченко, ранее он работал в группах «Электроклуб», «Купе». В репертуаре появляется песня "Голый блюз" (В.Савченко), группа принимает участие в телепередачах на каналах "НТВ+", "РЕН ТВ", "Столица". Иногда в концертах принимает участие Сергей Рудницкий.


2009-2015

В сентябре 2009 года в состав группы вошел новый вокалист Валерий Каримов, известный по работе с Крисом Кельми («Рок-Ателье») и Алексеем Козловым («Арсенал»). В феврале 2010 года группа приняла участие в юбилейном концерте Юрия Антонова в Кремлевском дворце, 10 декабря 2010 года в Крокус Сити Холле состоялся юбилейный концерт программы «ВИА Хит-Парад» с участием группы.
В конце 2010 года в состав группы пришел бас-гитарист Сергей Тимофеев, ранее работавший в группе 2002-2004 годах.


2015-...

Осенью 2015 года в состав группы вернулся вокалист Анатолий Алешин.
Анатолий Абрамов полностью сосредоточился на работе в театре и в группу пришел барабанщик Иван Васюков, ранее работавший с Николаем Арутюновым, группами «Ключи», «7Б», «ГОРОД 312».

Весной 1971 года группа получила название «Аракс». Состав группы весной 1971 года: Эрик Касабов - бас-гитара, вокал, Юрий Шахназаров - соло-гитара, Гарик Касабов - ударные. Юрий Шахназаров приглашает в «Аракс» Александра Буйнова, игравшего в тот момент в группе «Скоморохи». Буйнов появляется в мае 1972 года. Следом за ним на смену Гарику Касабову (ударные) из группы «Витязь» приходит Борис Богрычёв. Так образовывается один из наиболее сильных составов «Аракса»: Эрик Касабов - бас-гитара, вокал, Александр Буйнов - клавишные, вокал, Юрий Шахназаров - соло-гитара, Борис Богрычёв - ударные. На концертах «Аракс» играет в первом отделении композиции таких групп, как « », «Led Zeppelin», «Ten Years After», «Deep Purple», а во втором отделении - русские песни.

В период с мая 1972-го по май 1973-го «Аракс» с успехом выступает в Москве и её окрестностях, особенно на танцах в Люберцах. Однажды на концерт «Аракса» попал Марк Анатольевич Захаров, ставший к тому времени режиссером московского театра имени Ленинского Комсомола…

К началу 1973 года состав группы выглядел следующим образом: Эрик Касабов (бас, вокал), Юрий Шахназаров (гитара), Александр Буйнов (клавишные), Александр Лерман (вокал) (последние трое пришли из «Скоморохов»), Борис Богрычев (барабаны). Став полноправным членом труппы театра в середине 70-х годов, «Аракс» участвует в спектаклях Ленкома «Тиль» (1974) и «Автоград ХХI» (1975), а также изредка выступает с концертами в Москве и ее окрестностях. В этот период (1973-1978) состав группы постоянно меняется. К моменту прихода музыкантов в театр Захарова Буйнов почти сразу же уходит в «Весёлые ребята», его заменяет Сергей Рудницкий (клавишные, гитара, бас). Богрычев уступает место за барабанами Александру Даниловичу, а тот, в свою очередь, Анатолию Абрамову из «Високосного Лета». Вскоре уходит Лерман и Касабов. Некоторое время в группе играет ударник Владимир Полонский. Из люберецкой самодеятельной группы «Мы» появляется певец и басист Сергей Беликов.

1978-1982
В 1978 году в группе работали Сергей Рудницкий (клавишные), Анатолий Абрамов (ударные), Сергей Беликов (вокал, бас-гитара, флейта), Юрий Шахназаров (гитара) ушел из группы, в группу пришел Вадим Голутвин, позже в группу приглашен Тимур Мардалейшвили (гитара). В 1979 году к группе присоединился Анатолий Алешин (вокал, скрипка). В конце 1980 года Сергея Беликова заменил Евгений Маргулис. В этот период группа сделала большое количество записей на телевидении, радио и в студии звукозаписи. Активно гастролирует по стране, с сентября 1980 года (после ухода из театра) по апрель 1982 года группа дала 876 гастрольных выступлений! Работала с популярными композиторами и исполнителями: Ю. Антоновым, А. Зацепиным, А. Пугачевой, Т. Анцифировой, Л. Долиной и многими другими. Результатом этого сотрудничества стали выпущенные диски, кинофильмы. К сожалению, главная работа группы, диск «Колокол тревоги», так и не вышел! Зато в 1980 году вышла и разошлась тиражом почти 2 млн экз. (по данным журнала «Афиша») литературно-музыкальная композиция «Исповедь» (Композитор Глеб Май, стихи Евгения Евтушенко). Эта рок-поэтория была исполнена в следующем составе (группа «Аракс»): солист А. Алешин, гитаристы В.Голутвин и С. Рудницкий, ударник Г. Хащенко. На клавишах и флейте играл Г.Май. Стихи читал Е. Евтушенко. В записи принял участие Струнный ансамбль ГАБТ СССР.

1983-2001
Осенью 1982 года, после выхода приказа Министерства культуры СССР о запрещении концертной деятельности группы «Аракс», участники группы не приняли предложение выступать под другим названием. Группа распалась, музыканты разошлись по разным проектам: «Аэробус», «Феникс», «СВ». В конце 80-х идеология изменилась, барьеров не стало, Сергей Рудницкий реорганизовал группу под прежним названием «Аракс» в татре «ЛенКом». В новый состав вошли: Сергей Рудницкий (клавишные), Анатолий Абрамов (ударные), Николай Парфенюк (вокал, бас-гитара), бывший басист «Динамика» Сергей Рыжов и экс-гитарист «Рок-Ателье» Сергей Березкин, в театре с группой работает Александр Садо (вокал). Сессионно с группой работают Тимур Мардалейшвили (гитара), Александр Виста (акустическая гитара, вокал).

2002-2004
Первое выступление «Аракса» состоялось 14 апреля 2002 года в Торговом комплексе «Три Кита» на 8-часовом гала-концерте. Во вновь организованный состав «Аракса» вошли: Анатолий Алёшин - вокал, Тимур Мардалейшвили - гитара, Вадим Голутвин - гитара, Сергей Тимофеев - бас-гитара, Сергей Рудницкий - клавишные, Анатолий Абрамов - ударные.

«Аракс» участвовал в концерте «ДИСКОТЕКА-80», выступал в разных городах и на разных площадках. Было записано несколько передач на телевидении. В 2003 году на студии звукозаписи была записана программа из шести песен и инструментального трека. Автором всех песен этой программы был Сергей Трофимов. Две песни программы, «Странная ночь» и «Пора все менять», вошли в телесериал «Боец». Запись издана на CD в 2006 году как приложение к журналу «VIP интервью» посвященного А.тАбрамову. В 2004 году группу покинул Анатолий Алешин, концертную деятельность «Аракс» приостановил…




Top