Художник куприн 1900 е годы. Направление деятельности художника

Александра Васильевича Куприна (1880−1960) я для себя открыла в 1969 году в залах Русского музея: это была выставка «Русский натюрморт». Собственно, именно там мне открылся и сам натюрморт как жанр.

Недоумевающий читатель спросит: а как же эрмитажные богатства? Эти опрокинутые кубки, старое серебро и спирали лимонной кожуры; как бы недоеденные булочки и скомканные салфетки? А «фламандской школы пестрый сор» в Музее изящных искусств? Как-никак, выросла я на Тверской, а «Сирень» Кончаловского всегда висела в Третьяковке… Так ведь смотреть не значит видеть!..

И, разумеется, приходится напоминать, что с середины 30-х не только отдельные художники, но целые художественные явления пребывали у нас в некоем инобытии: их не выставляли, не издавали и даже не упоминали. Впрочем, пейзажи Куприна выставляли; пока здоровье позволяло, он преподавал, а в 1954 году был избран в Академию художеств. Но вернемся к истокам.

Куприн родился в 1880 году в Борисоглебске в семье учителя; потом семья переехала в Воронеж. Его детство было счастливым, пока оно вообще было — Куприну исполнилось шестнадцать, когда семья потеряла отца. Отныне подросток сам должен был содержать себя и сам решать свою судьбу. Он любил музыку и сам ее сочинял;рисовать начал рано, постоянно учился и, видимо, готов был на любой труд, лишь бы овладеть мастерством.

В Воронеже Куприн занимался в Воронежской бесплатной школе живописи и рисования при Обществе любителей художеств у Л.Г. Соловьева и М.И. Пономарева. Общее направление и методы преподавания в школе основывались на строгом изучении натуры; занимались все, кто хотел рисовать, — и стар, и млад.


Мечтой было поступление в Императорскую Академию художеств, однако Куприн не был мечтателем. С Академией не получилось, но он всё равно учился: в студии Л.Е. Дмитриева-Кавказского в Петербурге (1902−1904), потом в студии К.Ф. Юона в Москве (1904−1906).

В 1906 году Куприна приняли в фигурный класс МУЖВЗ, а 1 января 1907 года его перевели в натурный, где преподавал К.А. Коровин. Коровина Куприн и будет считать своим учителем. Однако уже в феврале 1907 года художник вынужден был прервать учебу — у него открылся туберкулез. Пришлось почти на год уехать в Крым — в дальнейшем художник много писал крымские деревни и горы.

Куприн вернулся в Москву в 1908 году и оказался в самом центре событий. В начале XX века художественная жизнь в Москве, Петербурге и Одессе била ключом. Вместе с отечественными художниками выставлялись разнообразные «французы», «Сецессион» и другие представители новейших течений. Выходили новые художественные журналы, открывались новые памятники — Гоголь Николая Андреева, памятник Александру III работы Паоло Трубецкого, памятник первопечатнику Ивану Фёдорову работы Сергея Волнухина. Ежемесячно только в Москве открывались две-три значительные художественные выставки.

Куприн писал в своих воспоминаниях:

«Но вот в 1908 году впервые перед моими глазами мелькнул сильный свет — то Щукинская галерея, галерея Морозова, общение с Ларионовым и „Золотое руно“. Впервые я увидел французов-импрессионистов, постимпрессионистов и даже кубистов. Я видел Моне, Сезанна, Ван Гога, Гогена, Матисса, Дерена, Брака, Пикассо, Руо, Поля Синьяка, Грена и пр. Эта живопись, эта свежая струя дала мне возможность легче дышать. Это была струя кислорода, или, вернее, большой поток свежей, горной, чистой, как хрусталь, воды».


Александр Куприн. Натюрморт с книгами и со свечой" (1911−1912). Холст, масло

Надо вчувствоваться в эту атмосферу, чтобы оценить инициативу Ларионова с устройством выставки под названием «Бубновый валет». Для начала следовало просто обратить на себя внимание, хоть бы и названием, — не «осенняя», не «весенняя», не «Венок» какой-нибудь, а игральная карта, символ озорника, шута и нахала!

Первая московская выставка «Бубновый валет» открылась в декабре 1910 года в доме Левиссона на Большой Дмитровке. Выставка была большая и шумная, выставились М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, И.И. Машков, А.В. Куприн и другие. Несомненный успех и у знатоков, и у публики.

Меж тем и «Школа ваянья» давно уже не была тихой заводью. Еще в 1909 году В.А. Серов ушел оттуда по политическим мотивам: администрация отказала известному скульптору Анне Голубкиной, ученице Родена (!), в ее просьбе посещать классы. После этого учащиеся написали Серову коллективное письмо, выражая надежду видеть его наставником в другой, не казенной школе. А в конце марта 1910 года из Московского училища живописи, ваяния и зодчества была уволена группа «бунтовщиков» — учеников, в том числе А.В. Куприн, М.Ф. Ларионов, В.В. Рождественский, Р.Р. Фальк, ориентированных на «другую» школу.

В 1913—1914 годах Куприн продолжал учиться: жил в Париже, путешествовал по Франции и Северной Италии. Он так выразил свое художественное кредо: «…Живопись, сильная по цвету, форме, с решительностью выражения, с новой манерой письма, свободной, широкой, не кропотливой и не серой, коричневой, а яркой, цветистой, с неимоверным напором устремления и энергии ».

«Напор устремления и энергии» мы и видим в натюрмортах Куприна, хотя предметы изображения у него всегда самые скромные. Цветистость — это вообще не про Кузьмина, зато цветность представлена чаще всего традиционным русским жестяным подносом, а также сложным соотношением масс — будь то глиняные горшки, фаянсовая кружка или книги. И еще он постоянно писал яркие искусственные цветы, которые делал сам и снабжал ими друзей-художников, так что эти же цветы можно увидеть в натюрмортах Машкова и Фалька.

Собственно кропотливой живопись Куприна не назовешь, хотя картине маслом у художника всегда предшествовал конструктивно продуманный карандашный эскиз. Поучительное впечатление остается от сравнения этих эскизов с законченными холстами. Тут как раз и становится понятным, почему Куприна прозвали «сезаннистом»: он по большей части пишет соотношение объемов и масс, поэтому так фактурны и объемны не только его кружки и кувшины, но и его городские и «промышленные» пейзажи.


Кроме живописи, у Куприна была еще одна любовь — музыка. Он даже сконструировал орган, слушать который собирались его друзья — вначале в мастерской в районе Лесной улицы, позже — в Доме Перцова, в тех же мансардных помещениях, что и мастерская Фалька. Куприна и Фалька связывала многолетняя, ничем не омраченная дружба; еще во времена первого брака Фалька две семьи снимали вместе квартиру. С 1905 года Куприн был женат на своей землячке и подруге юности Анастасии Трофимовне Полозанцевой (1879−1957); в 1923 году они потеряли восемнадцатилетнего сына, утонувшего в Москве-реке. После смерти Анастасии Трофимовны в свои последние годы Куприн был женат на художнице Та тьяне Сергеевне Анисимовой (19 041 987), в молодости — известной альпинистке, в начале 30-х занимавшейся в его мастерской. Вдова Р.Р. Фалька, Ангелина Васильевна Щекин-Кротова, оставила свидетельства о жизни и быте семьи Куприных после 1938 года. Она причисляла Куприна, как и Фалька, к «тихим бубновым валетам». По ее словам, «Куприн любил играть Баха и Бакстехуде и сам сочинял музыку в подобном стиле. <…> Мастерская была тесно заставлена: у одной стены — орган, у другой — рояль, всюду шкафы, шкафчики, на которых громоздилась утварь, пригодная для натюрмортов».

По сравнению с Фальком, который после возвращения в 1938 году из Парижа вообще не имел регулярных доходов, Куприн был более или менее «устроен»: он преподавал и выставлялся. Куприны слыли гостеприимной семьей и охотно принимали гостей, потчуя их оладьями с вареньем из брусники с тыквой.

О Куприных А.В. далее писала: «Помню также, как Александр Васильевич осенью 1948 года пришел и тихонько от Фалька сунул мне 1500 рублей, прошептав: „Не беспокойтесь, мы обойдемся, а вам сейчас туго придется“. Это было уже после печально известного Постановления ЦК ВКП (б) о журналах „Звезда“ и „Ленинград“, которое сказалось и на творческой судьбе Фалька <…> Куприн ни разу не напомнил мне о долге, и я его вернула много позже, получив гонорар за учебник на немецком языке по технологии машиностроения. Когда Фальк лежал в больнице, я после работы в институте ездила ухаживать за ним, возвращалась домой поздно, изнемогая от усталости. Дверь в коридор мастерской Куприна оставалась всегда открытой и, как бы поздно ни было, супруги, услышав мои шаги, приглашали зайти, расспрашивали о здоровье мужа и обязательно заставляли меня поесть и выпить чаю» .

Куприн был, конечно же, великий труженик. Он оставил огромное наследство — как отмечала К.С. Кравченко, автор альбома-монографии (А.В. Куприн. М.: Советский художник, 1973), после его смерти значительное количество его полотен просто осталось в его мастерской.

См также: www.tphv-history.ru/books/hudozhestvennaya-zhizn-rossii6.html — календарь художественной жизни в России 1909−1910 годов

    Куприн Александр Васильевич - Куприн, Александр Иванович Александр Васильевич Куприн (1880 1960) российский и советский живописец пейзажист, член корреспондент Академии художеств СССР. Содержание 1 Биография 2 Выставки … Википедия

    Куприн Александр Васильевич - (1880 1960), советский живописец. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1956), член корреспондент АХ СССР (1954). Учился в частных студиях в Петербурге и Москве (1902 06) и в МУЖВЗ (1906 10) у Н. А. Касаткина, А. Е. Архипова, Л. О.… … Художественная энциклопедия

    Куприн Александр Васильевич - , советский живописец, член корреспондент АХ СССР (1954), заслуженный деятель искусств РСФСР (1956). Учился в частных студиях в Петербурге (1902≈04) и в Москве (1904≈06)… … Большая советская энциклопедия

    КУПРИН Александр Васильевич - (1880 1960) российский живописец член корреспондент АХ СССР (1954), заслуженный деятель искусств России (1956). Член учредитель Бубнового валета, писал декоративные натюрморты, в дальнейшем обратился к пейзажной живописи (Тополя, 1927), в т. ч … Большой Энциклопедический словарь

    Куприн, Александр Васильевич - Род. 1880, ум. 1960. Живописец, один из создателей творческого объединения "Бубновый валет". Чл. корр. Академии художеств СССР (1954), заслуженный деятель искусств России (1956) … Большая биографическая энциклопедия

    Куприн, Александр Васильевич - КУПРИН Александр Васильевич (1880 1960), живописец. Член учредитель Бубнового валета, писал декоративные натюрморты, пейзажи (Тополя, 1927). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Куприн Александр Васильевич - (1880 1960), живописец, член корреспондент АХ СССР (1954), заслуженный деятель искусств РСФСР (1956). Член учредитель «Бубнового валета», автор декоративно аналитических натюрмортов («Натюрморт со статуэткой», 1919). Позже обратился к пейзажу,… … Энциклопедический словарь

1880 - 1960

Родился в Борисоглебске (Воронежская губерния) 10 (22) марта 1880 в семье преподавателя уездного училища.

Учился в Воронежских вечерних классах рисования при Обществе любителей живописи (1899-1901) у Л. Г. Соловьева и М. И. Пономарева.
Посещал студии Л.Е.Дмитриева-Кавказского (1902–1910) в Петербурге и К.Ф.Юона (1904–1906) в Москве, затем занимался в Училище живописи, ваяния и зодчества (1906–1910).
В 1913–1914 посетил Италию и Францию.

Был членом объединений «Бубновый валет» (с 1910), «Московские живописцы» и «Общество московских художников».

В воображаемом групповом портрете членов общества "Бубновый валет" (1910) место А.В. Куприна было бы во втором ряду, рядом с В. В. Рождественским и Р. Р. Фальком.
Став членом "Бубнового валета", он разделил общее увлечение Сезанном, но в его трактовке сезаннистские композиции обретают усиленную ракурсность, формы - колючесть, цвет - контрастность и напряженность.
Понимая мир как большой натюрморт, как сочетание ощутимо-материальных красочных фактур, он не обращался ни к радикальным формам авангарда – остановившись как бы на пороге кубизма, – ни к лубочно-фольклорному примитиву.

В работах его раннего периода доминируют напряженные красочные контрасты, натура воспринимается как бы осязательно-предметно и в то же время достаточно отчужденно ("Натюрморт с синим подносом", 1914; "Завод", 1915; обе – в Третьяковской галерее; "Натюрморт с воблой", 1918, Русский музей).

С годами в творчестве мастера верх берет задумчиво-созерцательное начало, композиции развертываются вдаль, краски смягчаются, сохраняя, однако, острую предметно-фактурную экспрессию.
С конца 20-х гг. Куприн обратился к пленэрной живописи. В пейзажах, написанных главным образом в Крыму, с чувственной осязаемостью воплощал полную внутреннего движения, гармоничную жизнь природы ("Тополя", 1927, "Беасальская долина", 1937, - оба в Третьяковской галерее).

Куприн - крупный мастер индустриального пейзажа. Среди его поздних работ наиболее известны величавые, далекие от поверхностной «репортажности» индустриальные мотивы ("Баку. Нефтяные промыслы Биби-Эйбат", 1931, в Третьяковской галерее).

А.В.Куприн "Нефтяные промыслы Биби Эйбат"

Другие картины с изображением Баку кисти А.В.Куприна

Помимо творческой работы, Куприн много сил и времени отдавал преподаванию: с 1920 г. - во Вхутемасе-Вхутеине, в Московском текстильном институте и других вузах (до 1952 г.).
С 1954 г. - член-корреспондент АХ.
C 1956г. - заслуженный деятель искусств РСФСР.

Знаете ли вы Александра Куприна? Каждый ответит: конечно! Знаменитый русский писатель, "Поединок", "Яма", "Юнкера"... А если речь идет не о писателе Александре Ивановиче Куприне, а о художнике Александре Васильевиче Куприне?
Его знают меньше. Хотя Куприн - один из авангардистов, которые нынче в такой моде, более того - один из немногих русских авангардистов с относительно благополучной судьбой.

Будущий художник родился в 1880 году в Борисоглебске в семье педагога. С 1893 года семья Александра Куприна жила в Воронеже. Его родители, как и большинство интеллигентных семей того времени, были не чужды творческим радостям - в доме много пели, играли на рояле и других музыкальных инструментах, танцевали, сочиняли и декламировали стихи... Всем этим с удовольствием занимался и Саша. И даже музыку писал... Но мальчик еще и хорошо рисовал. А родители, родственники и многочисленные гости, часто собиравшиеся в доме Куприных, всегда его поощряли. Высоко оценивал способности Саши и преподаватель рисования из его гимназии, обещавший своему ученику славу художника...

Но из-за финансовых проблем семьи юному Саше пришлось пойти работать - конторщиком на железную дорогу. Мечты о живописи не оставляли юношу и после службы он спешил в вечернюю живописную школу, продолжая удивлять преподавателей своими способностями. В 1902 году двадцатидвухлетний Куприн, скопив немного денег, уезжает в Петербург, мечтая поступить в Академию художеств. Однако его подготовка не достаточна для поступления, и для начала Саше приходится поучиться в частных художественных студиях. Но пресловутый "кусок хлеба" живопись ему уже дает - на жизнь Куприн зарабатывает копиями картин известных мастеров, рисунками для открыток и мозаичными панно.

Мальвы на черном фоне. 1910

В 1904 году молодого человека ждал удар - в Академию его не приняли. Он уезжает в Москву, чтобы попытать успеха в Училище живописи, ваяния и зодчества, а для начала снова идет учиться в частную студию, на этот раз - в популярную московскую студию художника Юона. Через два года ему удается поступить в Московское училище.
В 1907 году Куприн из-за проблем с легкими едет в Крым подлечиться и навсегда попадает под обаяние крымской природы. Крымские пейзажи станут одной из важнейших для него тем. Но сам подход Куприна к творчеству вскоре начинает кардинально меняться - 1908 году он в частных коллекциях московских меценатов открывает для себя современную новаторскую живопись, прежде всего французскую. И начинаются художественные эксперименты, которые не всегда находят понимание в училище... В 1909 году он участвует в авангардистской художественной выставке салона "Золотое руно". А в 1910 году Куприн покидает Московское училище живописи, ваяния и зодчества, так и не получив диплом, и становится одним из организаторов и лидеров объединения художников "Бубновый валет".

Натюрморт с трубкой

Натурщица с красной ленточкой и синим подносом, 1910

Натурщица с зеленым шарфом, 1910

Натюрморт с сыром

Куприн много путешествовал, побывал во Франции, Италии, где ознакомился с художественными новинками. Но любимыми для него по-прежнему оставались пейзажи Крыма. Впрочем, начавшаяся Мировая война крайне затруднила поездки за рубеж... Но художника больше волновали творческие эксперименты - он увлекся таким течением как кубизм.

Турецкие фелюги. Гудауты. 1911

Пейзаж с горой. Гудауты. 1911

Натюрморт с книгами и со свечой. 1911-12

Пейзаж с мечетью. Окрестности Ялты. 1911-12

Пейзаж. Ментона. 1914

Кирпичный завод под Москвой. 1915

Лежащая обнаженная натурщица. 1917

Натюрморт с глиняным кувшином. 1917

Революция вносит раскол в ряды художников. Кто-то принимает советскую власть, кто-то отправляется в эмиграцию... Кто-то мечется, уезжает и... возвращается. Куприн, в отличие от своего тезки писателя, сразу решает все для себя и остается на родине. Он не отказывается от прежних исканий, но на его полотнах пробивается и нечто новое, привнесенное переменами в стране.

Искусство. Эскиз плаката. 1918

Древнерусская архитектура. Москва. 1918

Москва. Пейзаж с церковью. 1918

Натюрморт с воблой. 1918

Чайная лавка. 1919

Сокольники. Каланча. 1919

Фили. Кутузовская церковь. 1921

В начале 1920-х художник уезжает из Москвы, где в условиях Гражданской войны жизнь была совсем трудной, в Нижний Новгород и работает там в художественных мастерских. В 1924 Куприн возвращается в Москву. Работа во ВХУТЕМАСе, в Текстильном институте, дизайнерские проекты... Но именно в 1920-х годах у художника появляется новая тема, к которой прежде он лишь изредка робко подступался - индустриальный пейзаж.

Нижний Новгород 1921

Завод. 1921

Донбас. 1921

Дорогомилово. Сосна. 1923

Городской пейзаж с розовой церковью. Сумерки. 1924

Работы Куприна становятся все более реалистичными, что поощряется в советских условиях. да и настроениям самого художника отвечает.
"Моя первая половина жизни прошла в бесплодных поисках нового изобразительного языка. Я шел от формы к содержанию, не отдавая себе отчета в том, что, в конечном счете, созданная мною форма будет выражать. Все мои эксперименты не смогли проложить пути к сердцу человека", - скажет сам художник о своих исканиях.

Бахчисарай. Чурук-Су. 1927

Пейзаж с луной. 1927

Бахчисарай. 1928

Феодосия. Храм 11 века

Бахчисарай. Заброшенная мечеть. 1930

Днепропетровск. Металлургический завод им. Петровского

Завод "Серп и молот" в Москве. 1931

Баку. Нефтяные промыслы. 1931

Москва. Дом правительства. 1932

Маневры Черноморской эскадры. 1932

Кутаиси. Старая колокольня. 1932

Беасальская долина. Крым. 1937

Пейзаж с луной. 1944

Натюрморт со стеклянной вазой. 1945

Могила Айвазовского у древнего армянского храма. 1946

В эпоху Оттепели искания художника снова нашли отклик и оказались интересными зрителю. В 1954 году А.В. Куприн был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР, а в 1956 году был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. В марте 1960 года на выставке московских художников были показаны его работы, написанные для первой республиканской выставки «Советская Россия». На склоне лет художника вновь увлекли индустриальные мотивы - это были написанные по материалам поездки в Тулу летом 1959 года заводские виды. К сожалению, это была последняя прижизненная экспозиция его работ - до закрытия выставки Куприн, находившийся в весьма почтенном возрасте, не дожил.

Александр Куприн умер 18 марта 1960 года. Он был п охоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Александр Васильевич Куприн – русский и советский живописец-пейзажист, заслуженный деятель искусств РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР.

Александр Васильевич родился в Борисоглебске. Его отец был преподавателем уездного училища. Когда мальчику было 13 лет, они семьей переехали в Воронеж, где Куприн учился в гимназии и работал конторщиком на железной дороге. Александр всегда увлекался искусством, что привело его на вечерние классы Общества любителей художеств. Позже, решив стать художником, он в 1902 году уехал в Санкт-Петербург и поступил в школу А.Е.Дмитриева-Кавказского, но в 1904 году ушел из нее, переехал в Москву и поступил в студию К.Ф.Юона. Проучившись в ней два года, Куприн перевелся в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества.

В 1908 году художник впервые увидел в частных собраниях московских меценатов новую французскую живопись, которая стала очень интересна Куприну. Художник начал писать и выставлять произведения в духе этого искусства. В 1909 году он участвовал в салоне «Золотое руно» со своими собраниями, которые создавались во времена жизни в Москве под воздействием новейших течений французского искусства. Научившись многому, мастер ушел из училища и большое количество лет посвятил экспериментам в области художественного искусства. Куприн был одним из деятельных членов объединения «Бубновый валет». В период 1910-1924 годы отдавал предпочтение написанию натюрмортов, начиная с кубистических произведений, постепенно смягчая геометричность форм.

В 1920 году художник уехал в Нижний Новгород, где работал руководителем нижегородских и сормовских художественных мастерских. Год возвращения в Москву (1924) оказался переломным для искусства Александра Васильевича, он обращался к реалистическому пейзажу, а также совершал ежегодные поездки в Бахчисарай, где и писал свои первые значительные реалистические картины.

В 1930-1934 годы наступил новый период в искусстве Куприна. Художник работал над индустриальным пейзажем, изображая заводы в Днепропетровске и Москве, а также нефтяные промыслы в Баку. В эти годы он вновь начал класть на холст Крым, а перед началом войны – мотивы русской природы. Такие пейзажи вновь завладели вниманием художника, однако в последних своих произведениях он вернулся к индустриальным темам.

Живописец пережил, проверил своими собственными руками, испытал почти все художественные увлечения и манеры, которые в годы его юности смущали души молодых художников. К реализму его привел сложный процесс сложения нового человека и нового художника.

Неправильно было бы сказать, что Куприн в молодости и Куприн в пору творческой зрелости – это два абсолютно разных художника. В его творчестве прослеживается определенная система интересов, которые были свойственны и раннему, и «наиболее взрослому» периоду искусства – это внимание к эмоциональной выразительности цвета, стремление к строгой конструктивности рисунка, острый интерес к ритмической настроенности композиции, в которой раскрывается закономерность строения предметов, пейзажа и т.д.

Творчеству Александра Васильевича Куприна свойственна большая интеллектуальная сила. Он был влюблен в живую красоту природы и вдохновлен стремлением проверить разумом свои впечатления. В его произведениях искусства светится огонек творческого, познавательного проникновения в изображаемом мире.

Александр Куприн умер в 1960 году в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.




Top