История музея. Музей изобразительных искусств им

Им. Пушкина в Москве? Если вы еще ни разу там не были, то очень жаль, т.к. это одно из самых интересных мест столицы! Сегодня экспозиции Пушкинского музея стоят в одном ряду с коллекциями таких титанов всемирного культурного наследия, как Лувр или Эрмитаж.

Немного истории

А начиналось все в 1898 году, 17 августа. Музей изобразительных искусств им. Пушкина был заложен именно в тот далекий летний день. Он предназначался в первую очередь для распространения и популяризации знаний в области искусств среди широких слоев русской общественности, а так же для студентов, изучающих скульптуру. Нужно сказать, что над проектом музея работали самые образованные люди того времени. Деньги на строительство (большую их часть) пожертвовал русский известный меценат Ю.С. Нечаев-Мальцев. Проект самого здания разработал талантливый архитектор Р.И. Клейн. Перед тем как приступить к ответственному заданию, Клейн длительное время изучал музеи Египта и Греции, а также европейский опыт.

Когда строился Музей изобразительных искусств Пушкина, Клейну помогали инженеры Владимир Шухов и Иван Рерберг. Первый являлся автором оригинальных светопрозрачных перекрытий главного музейного здания, а второй был заместителем руководителя проекта. За строительство комплекса Клейну было присвоено высокое звание академика архитектуры.

Удивительный архитектурный стиль

Взгляните внимательно на Музей изобразительных искусств Пушкина, фото которого представлено ниже, и вы можете заметить, что он очень похож на древний храм (греческий) из времен античности, возвышающийся среди густых деревьев. Подобно античным культовым строениям, здание стоит на высоком каменном подиуме и окружено величественными ионическими колоннами.

Воспроизводит точные пропорции колонн портика на греческом Акрополе. Тем не менее, по архитектурному стилю Музей изобразительных искусств им. Пушкина близок к классицизму. Но это только снаружи. Зайдя внутрь, посетители попадают в просторные помещения, залитые светом, доступ которому обеспечивает стеклянный купол. Такой необычный потолок свидетельствует уже о неоклассицизме. Кстати, когда музей строился, электрическое освещение вообще не было предусмотрено в проекте. Считалось, что скульптурные композиции лучше всего лицезреть при естественном свете.

Коллекции

Интересен тот факт, что Музей изобразительных искусств Пушкина до Октябрьской революции, обрушившейся на Россию в 1917 году, являлся исключительно музеем скульптуры. Здесь были выставлены искусно выполненные копии античных мозаик и статуй. В ту пору подлинники были представлены только экспонатами из коллекций египтолога Голенищева.

А вот после Октябрьского переворота музейные экспозиции пополнились картинами, конфискованными из частных коллекций русской аристократии и национализированных большевиками. Так, к примеру, известные (Пикассо Пабло) и (голландца Ван Гога) попали в Пушкинский музей из собраний купца Морозова.

Сегодня Музей изобразительных искусств имени Пушкина с гордостью представляет своим посетителям богатейшую коллекцию французского импрессионизма и постимпрессионизма. Здесь мы можем насладиться полотнами Камиля Писарро, Арни Матисса, Огюста Ренуара, Пабло Пикассо, Поля Сезанна, Сислея, Эдгара Дега, Тулуз Лотрека, а еще неповторимого Ван Гога и других великих живописцев.

Также в Пушкинском музее можно посмотреть на итальянскую живопись 18-20 веков, японскую и британскую гравюру, копии шедевров античного искусства, включая огромную скульптуру Давида Микеланджело, и многое другое. Всего Музей изобразительных искусств им. Пушкина хранит 700 тыс. экспонатов, а за год его посещают почти полтора миллиона людей.

События и мероприятия, проводимые в стенах музея

По четвергам в вечернее время и по пятницам днем в музее для всех желающих проводятся интересные занятия под названием "Беседы об искусстве". Лекции посвящены всем основным разделам экспозиции, а также различным сезонным выставкам, регулярно проводящимся в этом культурном центре.

С 2012 года Пушкинский музей ежегодно принимает участие во всероссийской культурной акции "Ночь музеев". Также стали традицией изысканные музыкальные "Вечера Святослава Рихтера" - международный фестиваль музыки, проходящий под сводами ГМИИ каждый год в декабре.

Туристам на заметку

Если вы планируете посетить Музей изобразительных искусств имени Пушкина первый раз в жизни, не перепутайте его с другим московским музеем, носящем имя великого русского поэта, который расположен на Пречистенке. Главное здание ГМИИ находится на Волхонке в доме под номером 12.

Туристам необходимо знать, что в Пушкинском музее не разрешается курить, пользоваться сотовой связью (это моветон), прикасаться к музейным экспонатам, фотографировать со вспышкой, вносить в залы цветы, есть вне зоны кафе. Сумки и большие зонты следует оставлять в камере хранения.

Идея создать в Москве музей изящных искусств существовала с начала XIX века. Свои проекты в разное время предлагали видные российские деятели: Зинаида Волконская в 1831 году, Карл Герц в 1858 году, Николай Исаков в 1864 году, однако создан он был только на рубеже XIX и XX веков.

Первый в своём роде

Московские музеи второй половины XIX века не были похожи на современные галереи. Во-первых, чаще всего это были частные коллекции, ограниченные бюджетом и вкусами их владельцев. Во-вторых, размешались они обычно в помещениях, которые первоначально строились не для того, чтобы в них проходили выставки, и не всегда хорошо для этого подходили. Ну и в-третьих, вход на выставки был открыт далеко не для всех: первый в полной мере общедоступный художественный музей в России был открыт только в 1885 году, и не в столичном Петербурге или Москве, а в провинции. Им стал Радищевский музей в Саратове, открытый художником А. П. Боголюбовым , внуком писателя.

Отцы-основатели

Пушкинский музей существует благодаря двум людям: Юрию Нечаеву-Мальцову и Ивану Цветаеву.

Иван Цветаев — знаменитый учёный-историк, археолог, филолог и искусствовед, отец поэтессы Марины Цветаевой — стал главным организатором и вдохновителем проекта музея изящных искусств. О необходимости строительства такого музея он выступил с речью на съезде русских художников и любителей художеств, созванном по случаю дарения Москве картинной галереи братьев Третьяковых. Был объявлен конкурс на лучший проект музея, в котором победил архитектор Р. Клейн , который, в свою очередь, использовал проект архитектора-самоучки П. Бойцова. Однако строительство началось только после того, как Цветаев познакомился с миллионером Юрием Нечаевым .

Иван Цветаев, основатель музея. Работа не позже 1913 года. Фото: Commons.wikimedia.org / Карл Андреевич Фишер

Юрий Нечаев был русский фабрикантом, дипломатом, владельцем крупнейших в России стекольных заводов. И до строительства музея он был известен в Москве и за её пределами как щедрый меценат. Например, он субсидировал издание журнала «Художественные сокровища России», редакторами которого состояли Александр Бенуа и Адриан Прахов , основал в 1885 году во Владимире Техническое училище имени И. С. Мальцова, одно из лучших в Европе по техническому оснащению (ныне Владимирский авиамеханический колледж), при строительстве Исторического музея во Владимире пожертвовал стекло для изготовления музейных витрин, построил храм Св. Георгия в Гусь-Хрустальном.

В строительство музея изящных искусств в Москве Нечаев вложил два из 2,6 миллиона рублей — баснословные по тем временам деньги.

Пушкинский музей перед открытием. 31 мая 1912 года. Фотография К. А. Фишера/Commons.wikimedia.org

Колонны из Норвегии

Первый камень нового музея был заложен в 1898 году, и началось строительство, длившееся 13 лет. Клейн был отправлен в длительную командировку в европейские страны, чтобы изучить опыт создания иностранных музеев.

В те времена не было таких сложных систем освещения, которые мы видим сегодня в музеях, и предполагалось, что рассматривать произведения искусства посетители будут при дневном свете, а в тёмное время суток музей будет закрыт. В. Г. Шухов создал для музея уникальные стеклянные перекрытия. Их конструкция была уникальна, как и многие другие проекты Шухова: благодаря использованию стяжек, ему удалось создать лёгкую и в то же время прочную стеклянную арку.

300 рабочих, нанятых Нечаевым-Мальцовым, добывали на Урале белый мрамор особой морозоустойчивости. Однако вскоре выяснилось, что изготовить 10-метровые колонны в России не удастся. Тогда меценат заказал их в Норвегии, а доставлялись они сначала морем на пароходе, а потом на баржах по рекам до самой Москвы. Также Нечаев оплатил оформление центральной парадной лестницы разноцветными породами венгерского мрамора, изготовление двадцатиметрового фриза — копии мозаичных панно собора Святого Марка в Венеции и многие другие богатые детали интерьера музея.

Благодаря использованию стяжек, Владимиру Шухову удалось создать лёгкую и в то же время прочную стеклянную арку. Фото: Commons.wikimedia.org

Античный храм

Здание было оформлено, как огромный античный храм, что соответствовало его назначению: первоначально предполагалось, что здесь будет размещаться вторая в России после Эрмитажа коллекция оригиналов и слепков греческой скульптуры. Цветаев понимал, что без понимания античного искусства невозможно понять европейское, которое является его продолжением. Гипсовые слепки и другие копии заказывали с 1890-х годов в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов. В некоторых случаях копии делались впервые.

Музей был назван в честь императора Александра III и сразу после открытия получил огромную популярность: в будни его посещало 700-800 человек, а по воскресеньям и праздникам — до двух с половиной тысяч — неслыханные по тем временам цифры. Среди посетителей было больше всего преподавателей и учащихся гимназий и университетов, Высших женских курсов, художников.

ГМИИ им. Пушкина. Фото: РИА Новости / Юрий Абрамочкин

Революция, война и высокое искусство

В 1924 году музей был выведен из подчинения университету и стал называться Государственным музеем изящных искусств. Его коллекции пополнились картинами из национализированных частных коллекций, усадеб, музеев Ленинграда, Кремля, расформированного Румянцевского музея, музея иконописи и живописи И. С. Остроухова, а также из Исторического музея, Третьяковской галереи. В 1937 году музею было присвоено имя А. С. Пушкина.

Огромная работа была проведена служащими музея в 1941-1944 годах, когда большая часть фондов была вывезена в Новосибирск и Соликамск. Здание музея пострадало во время бомбардировок: была разбита часть стеклянной крыши, и в течение трёх лет музей стоял под открытым небом. В верхней части западного фасада музея до сих пор остались выбоины от осколков немецких бомб.

Выставка подарков Сталина

Экспозиция была вновь открыта 3 октября 1946 года. После войны в Пушкинский музей поступила большая часть картин из Дрезденской галереи. Также из Германии был привезён знаменитый Клад Приама. Впоследствии собрание Дрезденской галереи было возвращено в Германию, однако некоторые ценности из западногерманских музеев и частных коллекционеров до сих пор находятся здесь.

Ставшие визитной карточкой «Пушкинского» картины Ренуара, Ван Гога, Моне, Дега, Сезанна, Матисса и Пикассо появились в его коллекции только в 1948 году в связи с закрытием Государственного музея нового западного искусства. В то же время коллекция музея пополнились 300 живописными и 80 скульптурными произведениями западноевропейских и американских мастеров 2-й половины XIX - 1-й трети ХХ веков.

С 1949 по 1953 год в залах музея не проходили выставки художественных произведений, а разместился музей подарков Сталину.

Во второй половине XX века в музее особое внимание уделялось научной работе. В 1951-1973 годах работники музея участвуют в регулярных экспедициях в Северное Причерноморье и на территорию древнего Эребуни совместно с Институтом археологии АН Армянской ССР и Государственным Эрмитажем. Часть добытых памятников уратского искусства и культуры пополнила музейные коллекции.

Новое время

В 1985 году в музее был создан отдел частных коллекций: предметом изучения впервые стали не просто отдельные произведения, а коллекции. Экспозиция отдела открылась для посетителей в отреставрированном здании на Волхонке в 1994 году. С 1980 года в музее проходит музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера», созданный по инициативе Святослава Рихтера и директора музея Ирины Антоновой. В настоящее время «Пушкинский» насчитывает 670 тысяч экспонатов, среди которых скульптуры, графика, памятники археологии, художественные фотографии.

В 2009 году конкурс на реконструкцию музея выиграл известный британский архитектор Норман Фостер, который предложил объединить отдельные здания на Волхонке и в прилегающих переулках в один большой комплекс с общим наземным и подземным пространством. Реализация проекта Фостера не началась, в том числе из-за протестов градозащитников, которые были против сноса исторической застройки рядом с музеем. В августе 2013 года принадлежащая архитектору компания Foster + Partners вышла из проекта реконструкции ГМИИ имени Пушкина.

ГМИИ им. Пушкина, 2014 год. Фото: РИА Новости / Владимир Астапкович

Будущее «Пушкинского»

10 апреля 2014 года в Москве был объявлен конкурс на развитие музея, который должен будет включать в себя, помимо выставочных площадей, также кинозалы, кафе, лектории и многое другое. После реконструкции общая площадь музея увеличится с 49 тыс. кв. м до 105 000 тыс. кв. м.

По словам президента музея Ирины Антоновой, реконструкция позволит организовать множество новых выставок из тех работ, которые в данный момент находятся в хранилищах, а сама идея нового музея наиболее полно отвечает задумке Ивана Цветаева.

(1961–2013)

Лошак Марина Девовна (2013–н.вр.)

И.В. Цветаев и Ю.С. Нечаев-Мальцев (1912)

Предистория .

Кабинет изящных искусств Московского университета

(Первый университетский Музей античной скульптуры в гипсовых слепках был основан в 1820 г. в Бонне проф. Ф. Велькером)

Первую коллекцию из нескольких тысяч золотых, серебряных, оловянных, медных и свинцовых монет Московский университет получил в дар от промышленника П.Г.Демидова в 1806 г.

В 1831 г. в издаваемом Н.И. Надеждиным журнале «Телескоп» (№11) был опубликован проект «Об учреждении Эстетического музея при Московском университете», авторами которого были княгиня З.А. Волконская и профессор Московского университета С.П. Шевырёв . В соответствии с планами основателей музей «должен содержать полное собрание гипсовых слепков, а по возможности и мраморных копий, с лучших и замечательнейших произведений ваяния древнего, и среднего и нового, копии с отличных картин разных школ классической живописи и, наконец, моделей со всех главнейших памятников архитектуры, древностью и Средними веками потомству завещанных», «чтобы прогулка по галерее статуй живо олицетворяла для нас историю ваяний от начала до наших времен». При музее предполагалась библиотека, в которой должны были находиться лучшие руководства к изучению истории искусств и древностей.

З.А. Волконская писала: «Желая разделить со своими соотечественниками впечатления прекрасной родины искусства, я принимаю на себя обязанность надзирать за приготовлением оных слепков и моделей. Будучи знакома с известными европейскими художниками, … с лучшими знатоками искусства, с артистами русскими, при общем их руководстве, я надеюсь, что копии будут отличаться желанной точностью, а слепки живо представлять оригиналы. Знакомства же мои в Риме дают мне возможность иметь все за такую цену, какая берется только с самих художников, а не с частных лиц».

Предполагая, что Московский университет не имеет возможности отвести для этой цели отдельного здания, княгиня предлагает «положиться на щедрость вельмож, известных своей любовью к искусству».

К сожалению, Cовет Московского университета дал решительный отказ на представление княгини. Проект осуществлён не был.

В 1848 г. университет вернулся к этой идее, но средств не хватило. Проект не был воплощён в жизнь.

Но трудами профессоров университета, благодаря частным пожертвованиям, коллекции пополнялись. Музей сначала составлялся по образцу немецких университетских музеев, – собирались произведения только греческого и римского искусства.

В 1850-х гг . проф. П.М. Леонтьев приобрел несколько бюстов и статуй в гипсовых отливах из Санкт-Петербургской академии художеств, внеся в Московский университет известнейшие изваяния Аполлона Бельведерского, Венеры Милосской, Дианы Версальской, Аполлона Мусагета, Венеры Таврической и ряд бюстов знаменитых людей Греции и Рима.

В конце следующего десятилетия на дальнейшее устройство этого собрания поступило денежное назначение от известного литературоведа В.П. Боткина, и в 1882 г. проф. К.К. Гёрц купил на эти средства за границей более 20 статуй и некоторые рельефы по античным образцам. Но главным его увлечением были греческие расписные вазы, которые он собирал на небольшие средства университета.

Таким образом, к приходу И.В. Цветаева в университетском Кабинете изящных искусств накопилось несколько десятков гипсовых отливов с памятников скульптуры греческого и римского производства, значительное собрание монет и небольшое число греческих расписных ваз и мелких древностей. Находились коллекции с 1826 г. в двух комнатах старого больничного корпуса на Большой Никитской.

И вот такой кабинет И.В. Цветаев решил превратить в настоящий музей, построив для него отдельное здание на общественные средства. Он обратился в Совет историко-филологического факультета назначить «комиссию для осуществления плана систематического пополнения» этого кабинета.

В 1893 г. он писал: «Музей предлагается составить из:

I Отделения архитектуры;

II Отделения скульптуры;

III Отделения живописи;

IV Нумизматического кабинета и отделения древних ваз и мелких древностей;

V Библиотеки по всем отраслям искусства;

VI Аудиторий для лекций по истории искусства».

Совершенно новое направление это дело получило в 1895 г., когда некая В.А. Алексеева, выделила в своём завещании на обустройство музея 150 тыс. рублей, и выразила желание о присвоении ему «августейшего имени за месяц перед сим почившего императора Александра III». На совещании у великого князя Сергея Александровича решено было расширить программу музея, с одной стороны, введя произведения Древнего Египта и Халдео-Ассирии и с другой, – искусство христианское, хотя бы сначала в отделе одной только скульптуры.

Соответственно этому пришлось переработать и план нового здания музея. Вместо Музея античного искусства приняли решение обустраивать общий Музей изящных искусств, не ограничивая себя лишь Элладой и Римом. Таким образом, появились в плане Музея новые залы, в т.ч. залы для начальной поры христианства, для Средних веков и для эпохи Возрождения наук и искусств в Западной Европе.

« По моему убеждению, учреждение, называющее себя Музеем изящных искусств, не может исключать ни одной ветви искусства: ни живописи, ни архитектуры. Я бы приготовил несколько запасных зал, где после могут найти себе место и произведения искусств, которые вы теперь напрасно от себя отстраняете».

(Великий князь Сергей Александрович )

«В день открытия Музея изящных искусств - памятниками скульптуры восточной, мира классического и христианского были заняты 22 больших зала, 2 кабинета и 2 дворика - количество, до сих пор небывалое в России»

(И.В. Цветаев )

Pro et Contra

«Наш Музей обязан Павлу Михайловичу Третьякову половиной скульптур, приобретенных в Риме. В 1893 г. я просил о помощи нашему предприятию и он тогда, в форме простой, милой, без ломания и нравоучений сделал этот дар, сказавши что много дать он не может, имея нравственные обязательства перед другими художественными учреждениями»

(И.В. Цветаев)

«Получил письмо от сына Г.А. Захарьина, он и мать охотно исполнят просьбу относительно приношения музею всех скульптур Парфенона. Этот дар будет стоить 6000 рублей и заполнит собою целый зал. Мать и старшая дочь А.Г. Подгорецкая стали просить принять стоимость скульптур эпохи Возрождения с Микеланджело в центре. На эти средства были приобретены копии Луки и Андреа дела Робиа, Донателло, Микеланджело».

(И.В. Цветаев)

Монтаж экспоната ("Фарнезский бык")

«Чтобы получить целый угол Парфенона, крыльцо храма Эрехтейона и памятник Лисикрата из Ecole des Beaux Arts в Париже, кроме денег понадобилось дипломатическое посредничество нашего посла во Франции, недавно скончавшегося А.И. Нелидова, который, будучи сам увлеченным археологом-коллекционером, к намерению комитета приобрести эти памятники, до тех пор не имевшие себе парных экземпляров нигде, отнесся с живейшим участием и повел немедленно официальную переписку. Царство ему небесное за эту любовь им к нашему делу искренно проявленную!»

(И.В. Цветаев)

«Славнейшему из ваятелей всего мира Фидию и его школе у нас посвящен особый, обширный зал, так называемый зал Парфенона (VI). Это помещение, вызывающее своими размерами, археологическим убранством и выставленными здесь памятниками громко выражаемое одобрение также и со стороны ученых иностранцев, наши работы посещавших, особенно дорого для нас тем, что сооружено оно на средства их императорских высочеств, великих князей Сергей Александровича и Павла Александровича. Наполнение его памятниками, собранными в Англии, Франции и Германии, принадлежит безвременно скончавшемуся сыну покойного профессора Г.А. Захарьина, Сергею Григорьевичу, и многолетнему, исключительно щедрому пособнику нашего музея Ю.С. Нечаеву-Мальцеву».

(И.В. Цветаев)

«Через небольшой переход (XV) мы вступаем в век блистательного и жизнерадостного итальянского Возрождения XV в. с его корифеями в скульптурном искусстве Якоппо делла-Квеоча Гиберти, Донателло, Лукою и Андреем делла-Роббиа, Бенедетто да Майано, Дезидерио да Сеттиньяно, Мино да Фиезоле, Росселлино. Этот зал вышел у нас особенно богатым по количеству и свойству памятников искусства указанной эпохи. Денежные средства, доставленные комитету его действительным членом А.Г. Подгорецкой, рожденной Захарьиной, и продолжительное пребывание во Флоренции и Тоскане дали нам возможность получить для музея длинный ряд скульптур, приобретение которых для университетских музеев Западной Европы представляет лишь мечту и до последнего времен. В этих словах мы просим не видеть какого либо преувеличения».

(И.В. Цветаев)

«Действие обширных Равеннских мозаик на посетителей музея началось раньше, чем наш музей окончен и открыт для всеобщего пользования. Мне приятно ныне засвидетельствовать, что в прошлом месяце один носитель имени старинного московского княжеского рода, человек не только богато одаренный художественным чувством, но и сам художник палитры, не мог оторваться от наших мозаических картин Равенны, пока не получил обещания администрации Музея помочь ему приобрести в Равенне такие же копии двух знаменитых картин «Торжественного выхода в церковь императора Юстиниана и императрицы Феодоры» для украшения его жилища. Этот факт я решился отметить как начало благотворного влияния нового Музея на Москву и московское образованное общество. Это случилось в области мозаики. Что же касается скульптуры, главным образом, и наполняющей новый Музей, то это влияние на Москву началось гораздо раньше. Так, одному нашему посетителю понадобились копии статуи Афины, приписываемой самому Фидию, и знаменитый бюст Нерона Луврского музея. Другого посетителя пленила св. Цецилия работы Донателло, третьего увлекли цветные фаянсы Луки и Андреа Делла-Роббиа. Уже и теперь пока еще редкие и случайные посетители высказывают желание, чтобы при новом Музее учреждена была мастерская опытных лепщиков для изготовления бюстов, рельефных картин и статуй, на которых может и должен быть особенный спрос в наших средних учебных заведениях всех категорий. Так, находят желательным распространение, через посредство наших коллекций, по школам портретных бюстов государственной жизни, или из сферы наук, литературы и искусств».

(И.В. Цветаев)

«В стороне искания денежных средств для Музея нас ожидали многие разочарования… Отказала Мария Фёдоровна Морозова,… сославшись, что она и ее покойный муж Тимофей Саввич - только богатые мужики и поэтому им незачем устраивать какой-то музей. Отказал Василий Алексеевич Хлудов, человек огромного состояния и питомец Московского университета. Отказали Савва и Сергей Тимофеевичи Морозовы. Отказали Морозовы-Викуловичи; из них некоторые прошли также Московский университет. Отказала Варвара Алексеевна Морозова и ее богатые сыновья Арсений и Иван Абрамовичи Морозовы».

(И.В. Цветаев)

«Эти и другие неудачи, однако, не обескураживали … при всяком отказе я вспоминал совет, данный мне покойным Анатолием Петровичем Богдановым, творцом Политехнического музея в Москве… никогда не падать духом, встречая отказы, равнодушие и даже противодействие: “Не дают, идите к соседу”».

(И.В. Цветаев )

«Народу нужны хлеб да лапти, а не ваши музеи».

(С.Ю. Витте, министр финансов Российской империи в 1892–1903 гг., который дал, однако, 200 тыс. рублей)

«Одни отказывают по грубости вкуса, другие по скупости, третьи, имея иные области благотворения. Странно было бы сетовать на Павла Михайловича Третьякова, на Семёна Васильевича Лепёшкина, человека очень богатого, но зато создавшего студенческое общежитие, на Бахрушиных, Боевых, Ю.И. Базанову, питательницу студентов и дарительницу целой клиники, четвертые отказывают в поддержке Музею по политическим соображениям. Музей изящных искусств и политика? К.Т. Солдатенков лишил своего участливого отношения наш музей с тех пор как по просьбе душеприказчиков В.А. Алексеевой ему присвоено было имя Александра III, государя-де не либерального… и с тех пор как подошел близко к делу музея великий князь Сергей Александрович, с которым у него, а равно и у других членов совета Училища живописи, ваяния и зодчества, вышло принципиальнее несогласие».

(И.В. Цветаев )

«Высоко ценя Ваши искания и неустанные заботы о пополнении и расширении созидаемого Вами музея, не могу не отнестись с сочувствием к устройству особого отдела образцов французской скульптуры XIX в. Но, несмотря на все мое сочувствие Вашему делу, я не могу прийти Вам на помощь своими материальными средствами, так как сам занят мыслью создать галерею произведений новой французской живописи, долженствующей стать достоянием г. Москвы».

(С.И. Щукин)

Многие православные ортодоксы видели в статуях языческую угрозу, считали их сродни чему-то дьявольскому, называли скульптуру «истуканами». Заподозрить в этом сына, внука, правнука священников, из рода которых происходил И.В. Цветаев, казалось бы, невозможно. И, однако, существуют на этот счёт полные негодования письменные свидетельства.

Собственно история Музея изящных искусств

Сведениям об истории создания Музея изящных искусств, во многом, мы обязаны дневнику И.В. Цветаева, который он вел в 1898–1900 гг. Деятельность по устройству музея усиленно развивалась и в Москве и в Санкт-Петербурге, в скалах Финляндии и на горах Урала, в Лондоне и Афинах, в Берлине и Риме, во Флоренции и Равенне.

В 1894 г. в Москве состоялся I Съезд русских художников и любителей художеств, созванный в связи с дарованием городу П.М. Третьяковым картинной галереи. На съезде выступил и профессор И.В. Цветаев с речью «Устройство музея античного искусства при Московском университете». Его стараниями был объявлен конкурс на лучший проект музея, который по просьбе университета проводила Санкт-Петербургская академия художеств. В нем участвовали 19 архитекторов из разных городов России. Одним из знаменитейших архитекторов того времени был Ф.О. Шехтель, но из-за загруженности заказами он не успел к сроку закончить работу. Однако он оставался постоянным консультантом И.В. Цветаева в спорных вопросах архитектурного оформления здания и активным сторонником всего предприятия.

Проекты рассматривались Советом историко-филологического факультета, Правлением Московского университета, Министерством народного просвещения, Академией художеств. Из 15 проектов семь были удостоены наград. Правление Московского университета выбрало проект Р.И. Клейна.

Декабрь 1894 г. - будущему музею присвоено имя Александра III по завещанию первой крупной жертвовательницы Варвары Андреевны Алексеевой (150 тыс. рублей).

28 апреля 1898 г. - создан комитет по устройству Музея изящных искусств у великого князя Сергея Александровича - московского генерал-губернатора и дяди царя. Он же стал и председателем комитета. От университета были приглашены ректор Н.А. Зверев , декан историко-филологического факультета М.М. Троицкий и профессор В.Ф. Миллер . В состав членов-учредителей вошли представители университета, его видные питомцы, художники, капиталисты и знатоки музейной практики в Москве. Из дам - графиня П.С. Уварова, княжна З.Н. Юсупова, А.Г. Подгорецкая, дочь профессора медицинского факультета Г.А. Захарьина . (Интересно, что в 1919 г. последняя была арестована и сослана в Рязанскую губернию, но по коллективной просьбе крестьян деревни Куркино, где была больница, созданная ее отцом, опекаемая А.Г. Подгорецкой, ей разрешили вернуться в Москву). По приглашению попечителя Московского учебного округа Н.П. Боголепова и проф. И.В. Цветаева в члены комитета вступил Ю.С. Нечаев-Мальцев и стал заместителем председателя. Сам И.В. Цветаев выполнял обязанности бессменного секретаря комитета.

Комитет координировал взаимодействие руководства Московского университета и представителей городских властей с частными лицами, приносившими средства на организацию музея, дарившими экспонаты и оказывавшими важную помощь в работе комитета.

«Особое затруднение представлял вопрос о мере участия историко-филологического факультета в деятельности созидаемого Комитета. Как учреждение, служащее пользе университета, Комитет должен был бы иметь своими членами и всех профессоров нашего факультета… но практической пользы для дела возникновения музея это вступление 17–20 человек только в силу их служебного, официального положения принести нисколько не могло… чем большим числом коллегия, тем она инертнее, ленивее, бездеятельнее… поэтому и решил ограничиться введением в него только лишь безусловно полезных, каковы профессор В.Ф. Миллер, знаток Востока и профессор П.Г. Виноградов, доказывающий симпатии музею своими хлопотами в Думе о земле для здания».

(И.В. Цветаев)

3 июля 1​898 г. - Городская дума постановила отдать Московскому университету всю площадь Колымажного двора под музей без всяких ограничений. Колымажный двор - пустырь в центре Москвы, где когда-то находились конюшни, сараи для царских экипажей, потом плац для верховой езды, а затем пересыльная тюрьма - предшественница Бутырской.

(И.В. Цветаев)

31 июля 1898 г. - проект Р.И. Клейна был утвержден строительным управлением Московского губернского управления.

17 августа 1898 г. - в присутствии императора Николая II и особ царствующей фамилии прошла торжественная закладка здания Музея изящных искусств.

Строительство шло главным образом на частные средства. Имена жертвователей присваивались тем залам, создание которых они финансировали. Главное пожертвование на строительство музея было сделано Ю.С. Нечаевым-Мальцевым.

1904 г. - пожар в музее уничтожил ряд ценных экспонатов.

1905–1906 гг. - угроза консервации строительства музея из-за нехватки денег и передача его в ведение Министерства народного просвещения. Положение спасает Ю.С. Нечаев-Мальцев.

10 мая 19​09 г. - музею дарованы права государственного учреждения. Назначен штат из средств государственного казначейства (50 тыс. рублей плюс 2500 рублей ежегодного пособия на наём квартир для служителей). Установлена сумма в 10 тыс. рублей на ежегодное приобретение научных и художественных предметов: эта статья закона составляет большое преимущество, которого, не имел, например, за все время полувековой и несомненно полезной деятельности в Москве Румянцевский музей. Сумма в 10 тыс. рублей на новые приобретения до сих пор назначалась, в виде только временной меры, императорскому Историческому музею в Москве. За проведение этой постоянной бюджетной статьи музей приносит глубокую благодарность бывшим министрам народного просвещения профессорам Г.Э. Зенгеру и А.Н. Шварцу, генералу В.Г. Глазову. При их участии в самом штате благополучно проведены такие пункты, по которым все годичные остатки от казенных ассигнований на личный состав обращаются в специальные средства музея для приобретения книг и предметов искусства. Денежные остатки от хозяйственных статей идут, с разрешения министра народного просвещения, на мебель и другие экономические нужды музея, а не отбираются в казну обратно, как это делалось бы обыкновенно. Из этих средств Комитет оплачивал ряд ценных в научном отношении приобретений в Западной Европе и, кроме того, завёл в музее свою мастерскую для изготовления нужной ему мебели.

1909 г. - в музей передана Египетская коллекция В.С. Голенищева.

«Это собрание, заключающее в себе свыше 6000 предметов, приобрело себе почетную известность в среде европейских и американских музеев, как единственная частная коллекция этого рода, созданная со специальным знанием дела, с затратою больших материальных средств богатым человеком - путем его 30-летних исканий на неистощимой почве Древнего Египта, где русский египтолог Голенищев уже давно приобрел себе известность одного из авторитетных знатоков восточных языков и древностей, истории египетских письмен и памятников египетского искусства и быта. И музей, будучи предназначен вначале только для скромной цели, для собирания и хранения лишь возможно точных копий европейского искусства, теперь, с поступлением Голенищевского собрания, получает себе известность среди европейских музеев этими многочисленными, интересным и важными подлинниками».

(И.В. Цветаев)

31 мая 1912 г. - открытие «Музея изящных искусств им. императора Александра III» в присутствии Николая II и членов императорской фамилии. Событие приурочено к 300-летию дома Романовых и 100-летию войны 1812 года. На следующий день крупные газеты Москвы («Московские ведомости», «Голос Москвы», «Биржевые ведомости», «Колокол») повторяли: «Садик музея был красиво убран живыми цветами. Перед музеем устроена красиво декорированная арка. Вся окрестность музея задрапирована флагами и зеленью. Против музея расположился соединенный хор учащихся московских учебных заведение под руководством Ипполитова-Иванова».

Спустя десятилетия этот день был воссоздан в очерке Марины Цветаевой «Музей Александра III».

В летние месяцы музей был открыт 4 раза в неделю для групповых посещений воспитанников учебных заведений, разного рода профессиональных организаций, групп из широкой публики по 20 человек. С 1 сентября музей открыл свои двери для широкой публики. До 1 декабря его посетили 59 тысяч 549 человек. В роли экскурсоводов выступали студенты Московского университета, слушательницы Высших женских курсов и Археологического института. С осени в залах музея его директор И.В. Цветаев и старший хранитель проф. В.К. Мальмберг читали лекции студентам университета и слушательницам курсов, здесь же велись практические занятия.

31 мая 19​23 г. - на заседании президиума коллегии музейного отдела Главнауки утверждён проект соглашения о передаче 1-м Государственным московским университетом Музея изящных искусств в ведение музейного отдела Главнауки НКП.

В проекте соглашения указано: «В целях развертывания в Музее изящных искусств коллекций западного искусства и объединения их с существующими отделами музея, равно как и для пополнения последних соответствующими подлинными памятниками из общего государственного фонда, Музей изящных искусств передается в ведение отдела музеев НКП для организации автономного Музея изящных искусств, действующего в пределах выработанного для него Положения. Указанное Положение вырабатывается музейным отделом совместно с 1-м МГУ и утверждается НКП».

Передача музея происходила на общем фоне национализации крупнейших частных собраний. В 1918–1919 гг. СНК РСФСР принял ряд декретов и постановлений о национализации музейных и художественных ценностей, хранящихся в бывших царских дворцах, а также о передаче в государственную собственность наиболее крупных частных собраний.

3–16 ноября 1923 г. - заседание комиссии по передаче Музея изящных искусств Московским университетом в ведение музейного отдела Главнауки НКП. Определен порядок передачи: 5 ноября - передача здания, 8–10 ноября - приём коллекций. Представителями МГУ выступали помощник ректора, профессора А.В. Кубицкий и В.Г. Гиацинтов . В состав музея в это время входили отделы Классического Востока, Античный (греко-римский) и Христианский. Коллекции насчитывали 9938 предметов (в т. ч. 7910 оригиналов и 2028 копий), не считая нумизматической коллекции (9355 монет).

Комис​сия утвердила акт передачи 16 ноября 1923 г. С этого момента Музей изящных искусств перешел в введение музейного отдела Главнауки НКП.

О Музее изящных искусств Московского университета

«Колоссальный старший брат»

(И.В. Цветаев)

«Наше собрание будет весьма значительно по разнообразию и количеству предметов… Как рады будут гимназисты и гимназистки встретить в нашем музее рыболовные снасти и письменные принадлежности римлян, а студенты-медики будут удивлены, найдя у нас набор медицинских и хирургических инструментов. Военных займут образцы вооружения древних, любители чаепития встретят прообраз тульского самовара в геркуланумском экземпляре…».

(И.В. Цветаев)

«Только подбор памятников первостепенного значения был самой большой наградою за эти переезды в отвратительных итальянских вагонах 3-го класса, за искание себе приюта в гостиницах совсем бесклассных, с их холодными и сырыми комнатами без печей и каких бы то ни было средств для нагревания, за эти высокомерные взгляды моего собрата американского директора музея, когда он садился в том же поезде в 1-й класс и на другой день ходил бок о бок со мной по тем же церквам, монастырям, музеям и делал набор памятников только в гораздо большем числе и с полною свободою, и за эти доселе мне неизвестные ревматизмы, которые я нажил при таких условиях».

(И.В. Цветаев)

«Музей этот, необыкновенно густо посещаемый, как говорят его теперешние “отчеты”, и являющийся прямо учебным заведением по искусству, - собирается стать таким же любимцем Москвы и России, как Третьяковская галерея. И даже проезжие через Москву неизменно осматривают: 1) царь-колокол, 2) царь-пушку, 3) храм Спасителя, 4) Третьяковскую галерею, 5) Музей изящных искусств».

(В.В. Розанов. 1913 )

«Я думаю, что музей будет не только замкнутым научным институтом, но живым воспитателем, доступным для самого широкого круга посетителей. Я убежден, что и простой народ найдет здесь чему поучиться, музей докажет, что искусство не роскошь, а великий культурно-исторический фактор. Я искренне и сердечно желаю, чтобы в музее - Вашем детище - никогда не умирал этот жизненный дух, присущий его отцу».

(Н.И. Романов)

Е.В. Ильченко, О.И. Григорьева, В.И. Ильченко

Введение

Музейное дело -- специфическая сфера общественной деятельности, имеющая отношение к науке, образованию, воспитанию и культуре в целом. Музей как явление социальной и культурной жизни стал необходимой составной частью культуры человеческого общества наряду со школой, высшим учебным заведением, кинематографом, библиотекой. Первоначально музей ограничивался хранением, исследованием и представлением интересных с точки зрения культуры и науки вещей природного и искусственного происхождения. Постепенно он приобрел более широкие социальные функции. В России огромное количество музеев. Самые известные из них находятся в Москве и Санкт-Петербурге. К их числу относится Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина -- одно из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства с древнейших времен до наших дней. В современной экспозиции представлены обширная учебная коллекция тонированных гипсовых слепков с произведений античности, средних веков и эпохи Возрождения, а также собрание подлинных произведений живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства.

История создания музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Датой основания Музея считается 17 (29 н.ст.) августа 1898 года. В этот день состоялась закладка здания нового московского музея, созданного на общественные средства, - Музея изящных искусств имени императора Александра III при императорском Московском университете.

Этому событию предшествовали годы напряженного труда его создателя Ивана Владимировича Цветаева (1847-1913), а также группы московских и петербургских ученых. Мысль об учреждении в древней столице музея классического искусства зародилась еще в XVIII веке. В начале следующего столетия профессора Московского университета С.П. Шевырев и М.П. Погодин выступили с проектом создания Эстетического музея при университете, «чтоб изящные искусства вошли бы в круг общественного воспитания и образовывали бы в народе чувство эстетическое». Проект, однако, не был осуществлен.

Между тем в университете во второй половине XVIII века стали складываться коллекции монет и медалей. В начале XIX века появился Кабинет древностей, затем, в 1816 году, - Мюнц-кабинет, стали поступать отдельные памятники и археологические находки. В середине XIX века были заказаны первые гипсовые слепки с античных скульптур. В 1863 году была основана университетская кафедра теории и искусств. А за двадцать лет до этого, в 1843 году, в Москве возникло Училище живописи, ваяния и зодчества. Общедоступный художественный музей становился все более необходимым. Открытие в 1862 году в здании бывшего Пашкова дома, построенного Баженовым, Московского Публичного и Румянцевского музеев, где были представлены произведения зарубежных и русских художников, не решало проблемы: его собрания были неполными и отрывочными.

Лишь в конце XIX идея художественного музея, обладающего систематической коллекцией, стала осуществляться. И.В. Цветаев, филолог-классик и историк искусств, профессор Московского университета и директор Румянцевского музея, приложив немалые усилия, пробудил интерес общества к созданию образовательного художественного музея. Был организован сбор общественных средств. Определяющую роль в финансировании задуманного предприятия сыграл владелец хрустальных заводов, гофмейстер двора и меценат Ю.С. Нечаев-Мальцов (1834-1913), пожертвовавший в фонд музея около 2 миллионов рублей.

Строительство здания для музея возглавил известный московский архитектор Роман Иванович Клейн (1858-1924). Он специально изучил музейную архитектуру и классические памятники зодчества Древней Греции, Италии, Франции и Германии, с тем чтобы создать не только впечатляющее сооружение, но и определить архитектурный облик отдельных залов, придав им вид, характерный для зодчества той или иной эпохи.

Музей был задуман в первую очередь как университетский учебный центр, доступный широкой публике. Предполагалось, что его основу составят гипсовые воспроизведения (слепки) скульптурных оригиналов классического искусства - Древнего мира, а также Средних веков и Возрождения. Отбирать экспонаты для будущего музея И.В. Цветаеву помогали русские и зарубежные ученые. Гипсовые отливки изготовлялись крупнейшими фирмами, многие делались специально по заказу И.В. Цветаева. Спустя четырнадцать лет, в мае 1912 года, музей был открыт под звуки торжественной кантаты, специально написанной к этому событию композитором М.М. Ипполитовым-Ивановым.

Но, как бы ни было велико образовательное значение обширной и систематической коллекции слепков, истинное величие искусства постигается лишь при созерцании оригинала. Поэтому с самогоначала создатели музея мечтали о том, чтобы дополнить свое собрание подлинными произведениями. Они приложили немалые усилия для передачи музею купленной государством в 1909 году коллекции древнеегипетских памятников (около 6000 предметов), которую собрал во время путешествий по Египту петербургский востоковед В.С.Голенищев. Коллекция открывала экспозицию нового музея, положив основу будущему собранию подлинников, в котором первоначально преобладали дары частных коллекционеров и отдельные преобретения; среди них наибольшую ценность имели произведения итальянских художников XII-XIV веков из собрания русского консула в Триесте М.С. Щекина.

Однако значительная коллекция подлинников образовалась в музее гораздо позже - на протяжении 1920-х и 1930-х годов, когда после перераспределения музейных фондов страны здесь возникла картинная галерея. Она объединила работы зарубежных художников, хранившиеся в бывшем Румяецевском музее, в собраниях С.М. Третьякова, Юсуповых, Шуваловых, Г.А. Брокара, Д.И.Щукина и других коллекционеров. Это были картины нидерландских и немецких, фламандских и испанских жипописцев XVII века, итальянских мастеров XIII-XVII столетий, французских художников XIX века. Решающее значение для формирования московской галереи имели поступления из Государственного Эрмитажа. Оттуда попали в музей работы крупнейших европейских живописцев - Боттичелли, Рембрандта, ванн Дейка, Рубенса, Пуссена, Мурильо, Каналетто. В 1923 году Музей изящных искусств получил самостоятельный статус, отделившись от Московского университета, в 1932 году он был переименован в Музей изобразительных искусств, а в 1937 году ему было присвоено имя А.С. Пушкина.

Облик картинной галереи окончательно определился в 1948 году, когда она пополнилась 286 произведениями художников, главным образом французских, конца XIX - начала XX века из собрания бывшего Музея нового западного искусства в Москве. Это были картины Э. Мане, К. Моне, О. Ренуара, Э. Дега, К. Писсарро, А. Сислея, П. Сезанна, В. Ванн Гога, П. Гогена, А. Матисса, А. Марке, Ж. Руо, П.Пикассо и других, принадлежавшие в свое время русским собирателям С.И. Щукину и И.А. Морозову. В рамках картинной галереи возникла значительная коллекция подлинной западноевропейской скульптуры и прикладного искусства.

Одновременно с формированием картинной галереи создавались новые отделы музея, расширялись старые. В 1924 году из Румянцевского музея поступила обширная коллекция графических произведений, включавшая работы выдающихся мастеров. В ее составе были рисунки и гравюры, собранные прославленными русскими русскими коллекционерами К.ИП. Рюминым, Д.А. Ровинским, Н.С. Мосоловым. Эта коллекция стала основой Отдела гравюры и рисунка, который регулярно пополняется произведениями современной графики. Сейчас в собрании музея более 370 тысяч рисунков, гравюр и офортов европейских и дальневосточных мастеров, художников России и республик бывшего Советского Союза, начиная с XV века и кончая современностью. Здесь хранятся отдельные листы и серии гравюр крупнейших мировых графиков - А. Дюрера, Ж. Калло, Рембрандта, Ф.э Гойи, Утамаро и Хокусая. Русская школа представлена народными картинками, гравюрами и рисунками художников XVIII - начала XX века. Среди работ мастеров XX столетия достаточно назвать имена Ф. Бренгвина, К. Кёльвиц, М. Шагала, П. Пикассо, А.П. Остроумовой-Лебедевой, В.Д. Фалилеева, В.А. Фаворского, Д.И. Митрохина, Н.Н. Купреянова.

Основу нумизматического собрания музея составил Мюнц-кабинет Московского университета. Он значительно расширил свои коллекции и в настоящее время хранит свыше 250 тысяч монет, медалей, плакет, орденских и денежных знаков древних и современных государств.

Менее обширно в музее собрание декоративно-прикладного искусства, однако и здесь имеются уникальные образцы средневековых ювелирных изделий и косторезного мастерства, европейского ковроткачества, керамики, мебели. Со второй половины 1940-х годов расширили свои собрания разделы искусства Древнего Востока и античного мира. Важным источником их пополнения стали археологические раскопки в Крыму и в Армении, которые с 1927 года вели отечественные ученые.

Музей и поныне пополняет свои собрания, приобретая художественные произведения как внутри страны, так и за рубежом. Во второй половине XX века к работам европейских мастеров добавились творения скульпторов, живописцев и графиков американского континента. В разное время в дар музею передавали свои произведения крупнейшие мастера прошлого столетия - А. Матисс, Р. Гуттузо, Р. Кент, Д. Ривера, художники Болгарии, Польши, Венгрии, Чехословакии, Германии, а также зарубежные и отечественные коллекционеры, друзья и почитатели музея.

В 1985 году в музее был основан новый раздел - Отдел личных коллекций. Инициатором его создания стал видный искусствовед, литератор и страстный коллекционер И.С. Зильберштейн (1905-1988), передавший в дар музею свое собрание, которое насчитывало более 2 тысяч живописных и графических произведений русских и зарубежных художников. К этой коллекции присоединились еще 22 собрания и несколько отдельных даров, в том числе коллекции С.В. Соловьева, А.Н. Рамма, Е.Я. Степанова, М.И. Чуванова, С.В. Папкова, Т.А. Мавриной, А.М. Родченко, Д.П. Штеренберга, А.Г. Тышлера и ряда других; внесли свой вклад и зарубежные коллекционеры - Лобановы-Ростовские, Т.Я Шапшал. Разнообразные по своему составу, эти коллекции целостно демострируются с 2005 года в отдельном здании.

В 1997 году был открыт еще один отдел музея - Учебный художественный музей имени И.В Цветаева в Российском государственном гуманитарном университете, где представлено значительное собрание слепков (около 1000 экспонатов), не вошедших в основную экспозицию. Тем самым была возрождена первоначальная идея И.В. Цветаева о создании учебного университетского художественного музея.

В экспозиции основного здания в настоящее время представлены произведения искусства, начиная с глубокой древности и кончая работами художников начала XIX века. Произведения художников XIX-XX веков с 2006 года демонстрируются в отдельном здании Галереи искусства стран Европы и Америки. Здесь можно видеть картины К. Коро, Г. Курбе, мастеров Барбизонской школы, прославленные полотна французских художников-импрессионистов, В. Ванн Гога, П. Сезанна, П. Гогена, А. Матисса, П. Пикассо, Р. Гуттузо и Р. Кента.

За время своего существования музей увеличил фонды, по сравнению с первоначальными, более чем в семьдесят раз и стал крупнейшим художественным собранием России.

ГМИИ имени Пушкина (бывший «Музей изящных искусств имени императора Александра III») - один из самых крупных и значительных российских музеев европейского и мирового искусства. Является памятником архитектуры рубежа XIX-XX веков.

Проекты создания Музея изящных искусств в Москве неоднократно излагались в печати: княгиней З.А.Волконской и академиком С.П.Шевыревым (1831), профессором К.К.Герцем (1858), директором Московского Публичного и Румянцевского музеев Н.В.Исаковым (1864). В качестве инициатора создания музея в 1893 г. выступил заслуженный профессор МГУ, доктор римской словесности и историк искусства И. В. Цветаев. Он же стал первым директором Музея (1911-1913). Музей создавался на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета как учебно-вспомогательное и публичное хранилище слепков и копий с классических произведений мирового искусства.


Церемония закладки Музея состоялась 17 августа 1898 года. Бо?льшую часть денег на строительство музея пожертвовал великий русский меценат Ю. С. Нечаев-Мальцов. Первый публичный конкурс проектов выиграл архитектор-самоучка П. С. Бойцов. Не имея разрешения на производство строительных работ, он не мог быть допущен к постройке такого уровня. В итоге, руководство постройкой было доверено архитектору Р. И. Клейну. Правление МГУ организовало Клейну длительную командировку в европейские музеи, Египет и Грецию. Клейну помогали в строительстве инженеры И.И.Рерберг - первый заместитель руководителя проекта и В.Г.Шухов - автор уникальных светопрозрачных перекрытий музея. Через школу Клейна на постройке музея прошли десятки молодых архитекторов (Г. Б. Бархин, А. Д. Чичагов и др.), инженеров, художников. Над интерьерами, кроме самого Клейна, работали И. И. Нивинский, А. Я. Головин. Здание музея использует общий градостроительный план и внутреннюю планировку Бойцова, но подробная архитектурная разработка фасадов и интерьеров - безусловно, авторская работа Клейна и его команды.


Здание было закончено вчерне в 1904 году. Экспонаты (гипсовые слепки и другие копии) заказывались с 1890-х в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов; в ряде случаев копии делались впервые. Торжественное открытие Музея изящных искусств имени императора Александра III состоялось 31 мая (13 июня) 1912 года.


В 1932 г. музей был переименован в Государственный музей изобразительных искусств . В 1937 г. музею присвоено имя А. С. Пушкина. Во время Великой отечественной войны значительная часть музейных фондов была эвакуирована в Новосибирск и Соликамск. С 1944 г. началось восстановление здания ГМИИ, пострадавшего во время войны от бомбардировок, и подготовка к развертыванию экспозиции. В этот период, с февраля 1944 г. и по 1949 г., директором музея был С. Д. Меркуров. Послевоенное открытие экспозиции состоялось 3 октября 1946 г.


В период 1949-1953 экспозиционная деятельность ГМИИ была свернута; помещения музея были отданы под «Выставку подарков И. В. Сталину от народов СССР и зарубежных стран». После смерти Сталина профильная деятельность ГМИИ была восстановлена и расширена.


В 1985 г. по инициативе доктора искусствоведения И. С. Зильберштейна и директора ГМИИ И. А. Антоновой на правах научного отдела ГМИИ был основан Музей личных коллекций.


С 1980 г. по инициативе Святослава Рихтера и И. А. Антоновой в залах музея проводится ежегодный фестиваль музыки и живописи «Декабрьские вечера».


###Страница 2

Коллекция ГМИИ представляет собой собрание произведений западного искусства от античности до XX века.


Первоначально коллекция была сформирована И.В.Цветаевым из гипсовых копий античных скульптур, копий римских скульптур и мозаик, а также купленной государством коллекции подлинных древностей египтолога Голенищева.


В апреле 1923 г. Наркомпрос принимает решение о создании в здании Музея изящных искусств Центрального музея старой западной живописи на основе собраний Государственного музейного фонда, Московского Публичного и Румянцевского музеев, собрания Первого музея старой западной живописи (коллекция Д.И.Щукина), собрания Г.А.Брокара и других частных коллекций, национализированных после революции. В течение года в Музей поступают картины, а в ноябре 1924 года открываются первые залы новой картинной галереи.

В 1930 году в ГМИИ из Эрмитажа были переданы картины Боттичелли, Кранаха, Пуссена и Давида.

После окончания Второй мировой войны в ГМИИ поступила большая часть картин из Дрезденской галереи, а также Клад Приама, найденный Генрихом Шлиманом на месте древней Трои. Впоследствии собрание Дрезденской галереи было возвращено властям Восточной Германии. Однако некоторые ценности, принадлежавшие западногерманским музеям и частным коллекционерам, остались в ГМИИ .


В 1948 г. был закрыт Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ), и его собрание было поделено между Пушкинским музеем и Эрмитажем. В результате ГМИИ получил большую часть конфискованных советской властью собраний московских купцов Сергея Щукина и Ивана Морозова, состоящих из картин Ренуара, Ван Гога, Моне, Дега, Сезанна, Матисса, Пикассо и других западноевропейских и американских мастеров конца XIX - начала XX веков (около 300 картин и свыше 60 скульптур).


В основном это были работы французских импрессионистов и постимпрессионистов, являющиеся сейчас гордостью и основой экспозиции ГМИИ. В музее находятся, принадлежавшие Ивану Морозову картины «Красные виноградники в Арле» Ван Гога и «Девочка на шаре» Пабло Пикассо.

Винсент Ван Гог «Красные виноградники в Арле»


В 2005 году была обособлена Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (расположенная теперь во флигеле усадьбы Голицыных), многие картины, находившиеся после ликвидации ГМНЗИ в запасниках, пополнили постоянную экспозицию музея.


Сейчас коллекция ГМИИ им. А. С. Пушкина насчитывает свыше 560 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, произведений прикладного искусства, памятников археологии и нумизматики, художественной фотографии.





Top