История создания повести «В окопах Сталинграда» Некрасова В.П. В.Некрасов «В окопах Сталинграда»

«В окопах Сталинграда» - повесть В.П.Некрасова. Фронтовой офицер, кавалер медали «За отвагу» и ордена «Красная звезда» капитан В.П. Некрасов работу над повестью начал в 1944 г., в госпитале, где находился в связи со вторым ранением. Некрасов в обороне Сталинграда участвовал с начала и до конца.

К осени 1945 рукопись под названием «В окопах Сталинграда» была закончена, а в 1946 как роман «Сталинград» опубликована в журнале «Знамя». Руководство Союза писателей встретило его в штыки. А.А. Фадеев, руководитель Союза, собственноручно вычеркнул «Сталинград» из списка произведений, представленных на соискание Сталинской премии. Сталин, однако, это решение не утвердил: в 1947 г. роман удостаивается главной государственной награды и выходит в серии книг, выпускаемой издательством «Советский писатель» к 30-летию Октябрьской революции. После присуждения премии повесть — теперь это повесть — «В окопах Сталинграда» печатается по всей стране и переиздается большинством издательств общим тиражом в несколько миллионов экземпляров, переводится на 36 языков.

«В окопах Сталинграда» — произведение, этапное для всей советской литературы о Великой Отечественной войне: через 10 -15 лет появится «лейтенантская проза», начало которой положил В. Некрасов; через 40 лет в числе прямых предтеч романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба» критика назовет повесть «В окопах Сталинграда».

Для героя повести, полкового инженера Керженцева так же, как для самого В.П. Некрасова, Сталинград начинался на Перепутьях Летнего отступления, под бомбами первого налета на город, в отчаянных осенних контрактах. Фронтовой опыт начинающего прозаика несколько отличался от опыта уже сложившихся писателей, для которых фронт — объект живописания. Для боевого офицера Некрасова — это тяжкая повседневность, в которую он неумолимо включен.

Некрасов упорно доказывал надежность интеллигентности вопреки обшей установке тех лет: интеллигенту в лучшем случае отводилась роль рефлектирующего индивидуалиста, если не откровенного труса. Некрасов понимал интеллигентность как сочетание ума, благородства, бесстрашия, открытости, способности сострадать. Простота керженцевского повествования — простота подлинной интеллигентности. Его речь прекрасно уживается с деловитой зоркой обстоятельностью опытного фронтовика. Военные термины, армейские наблюдения без нажима вплетаются в свободный разговор. Художественная достоверность «Окопов» предопределена тем, что, синтезируя характеры, Некрасов пишет только о том, что знает сам. Повесть «В окопах Сталинграда» свободна от казенного оптимизма, ее герои не чувствуют себя пешками в руках всеведущего стратега. Писатель упрямо верит в способность человека вести долгий неравный бой, и, возможно, именно такой взгляд на участников сражения сообщил повести тот запас жизненных сил, который сделал ее своего рода ориентиром для будущих писателей.

У Некрасова свое представление о бое, о жизни, о смерти, он не отвергает инстинкт «Мыслей нет. Мозг выключился. Остается инстинкт — животное желание жизни и ожидание. Даже не ожидание, а что-то, не объяснимое словами... ».

Некрасов первым в нашей литературе сказал о нравственной ответственности командира, посылающего бойцов на смерть — сказал о цене крови. Тема эта станет впоследствии особенно близка В. Быкову, Г.Я. Бакланову, Ю. В. Бондареву.

10 июня 2015

В русской литературе о войне выделяют так называемую «лейтенантскую прозу». Ее отличают правдивость и непредвзятость при изображении боевых действий. Основоположником этого направления часто считают В. Некрасова, опубликовавшего в 1946 году повесть «В окопах Сталинграда». Краткое содержание каждой главы помогает понять, насколько страшным было это время в истории страны.

Начало отступления

Главный герой повести - военный инженер, лейтенант Юрий Керженцев. Его глазами видит читатель картину отступления от Оскола до самого Сталинграда и описание ожесточенных боев на Волге.

В июле 1942 года начальник штаба неожиданно собирает комбатов и офицеров. Его новости неутешительны: в ночь полк начинает отступление, прикрывать которое поручено батальону Ширяева (главный герой - в его составе). Так начинает Некрасов свое произведение «В окопах Сталинграда». Краткое содержание первых трех глав следующее. Полк воюет только полтора месяца, но за это время почти не осталось ни орудий, ни людей. Сначала еще не обстрелянных, не привыкших к разрывам бомб солдат бросили в оборону под Харьков. Потом было множество других перемещений. И вот только окопались под Осколом, получили приказ - отступать. Бойцов страшило одно: неужели немец уже так далеко забрался?

Полк уходит в назначенное время. Оставшиеся бойцы с пятью пулеметами создают видимость того, что все по-прежнему. Ночью второго дня саперы минируют берег, и батальон также отходит назад. Теперь их главная задача - догнать своих.

Видео по теме


От Оскола до Сталинграда

Проходят через селения. Жители молча наблюдают за солдатами, кто-то дает еды. От их немых вопросов бойцам становится неловко. Ширяев и Керженцев, услышав, что здесь недавно проходили войска, решают: это был их полк. Однако встреча героя со знакомым Игорем, связным штаба, показывает, что дела совсем плохи. Продолжает повесть «В окопах Сталинграда» краткое содержание его рассказа. К моменту отъезда связного в полку оставалось человек сто. Противник с танками, мотопехотой и автоматчиками напал неожиданно. Майор и комиссар убиты. Орудий тоже нет. Максимов, как взявший на себя руководство, приказал отыскать Ширяева с его бойцами. Но куда идти и где теперь фронт, Игорь не знал, сказал лишь, что немцы километрах в десяти отсюда.

Повесть «В окопах Сталинграда», краткое содержание которой вы читаете, продолжается описанием боя, развернувшегося у сараев, где остановился на отдых батальон. Живыми из него выходят только пятнадцать бойцов во главе с Ширяевым. Еще пятеро, Керженцев и его ординарец Валега, Игорь, Седых и Лазаренко (он погибнет от разрыва мины) остаются у сараев прикрывать отступление товарищей. Выбравшись из укрытия, они к ночи присоединяются к потоку отступавших войск. Вскоре становится ясно: найти свой полк, точнее, то, что от него осталось, не так просто. Один майор сообщает, что где-то идут бои, и советует добираться до Сталинграда. Там формируется новая армия. Местные жители спрашивают, почему наши войска отступают, отчего Керженцев испытывает сильное чувство стыда. Остается лишь надежда, что отходят ненадолго - ведь была же Москва, от которой отбросили врага.


В Сталинграде

Наконец добираются до города на Волге. Здесь пока еще царят мир и спокойствие. Игорь ведет товарищей к сестре своего командира. Бойцы словно возвращаются к былой - довоенной - жизни, которая совсем не похожа на то, что в скорое время будет происходить в окопах Сталинграда. Краткое содержание 10-13 глав следует дополнить тем, что Керженцев и его товарищи получают работу: подготовить важные объекты города к уничтожению. Так проходит август.

Хотя по радио постоянно объявляют воздушную тревогу, мирная жизнь разрушилась неожиданно. В воскресный вечер над городом впервые появились немецкие самолеты. Они бомбили непрерывно около двух часов, после чего Сталинград объяло пламенем.


На тракторном заводе

Утром Керженцева с товарищами отправляют за город. Там предстоит срочно заминировать тракторный. Работа осложняется постоянными обстрелами, нарушающими целостность проводов. К тому же нет всех необходимых приборов. Люди работают без отдыха, однако проходит дней двенадцать, а завод все стоит. Город практически непрерывно бомбят, и он почти разрушен. Бои идут на той стороне реки, где находятся окопы Сталинграда. Некрасов - краткое содержание разговора приводится ниже - показывает, как в эти непростые для страны месяцы и годы формируется истинный патриотизм людей. Так, Георгий Акимович, инженер-электрик ТЭЦ, в споре с Керженцевым доказывает, что русские войска не умеют воевать, и на исход войны может повлиять только чудо. В эту минуту Юрий вспоминает слова одного из бойцов, встретившихся на пути к Сталинграду. Тот говорил о жирной земле, что дает жизнь семенам, и о невозможности отдать ее врагу. Вспомнилась герою и самая страшная смерть: человек, который минуту назад говорил, лежал перед ним с раскинутыми руками, а на губе его догорал окурок. Из таких деталей, по мнению автора, и формируется то высокое чувство, которому Л. Толстой дал название «скрытая теплота патриотизма».


На фронт

Керженцев, Игорь и Седых получают приказ переправляться в инженерный отдел на ту сторону Волги, к Мамаеву кургану, где развернулась линия фронта. Там их распределяют по разным дивизиям. 184-я, куда попадает главный герой, сразу же попадает на оборону завода «Метиз». Керженцева назначают командиром 4-й и 5-й рот, которые постоянно атакует противник. Место для боя неудобное: окопаться и спрятаться невозможно. Немцы сначала предпринимают обстрелы, но вскоре появляются танки и самолеты. Обстрелы не прекращаются практически весь день, но воинам удается удержать оборону. Много раненых и убитых. Ночью становится известно, что в бою был убит комбат. Начальник штаба полка передает руководство батальоном Керженцеву.

«В окопах Сталинграда»: краткое содержание по главам второй части

Больше недели фашисты непрерывно атаковали войска, защищавшие «Метиз». Затем они перекинулись на «Красный Октябрь», дав немного передышки.

Наступил октябрь. Немцы вошли в Сталинград. Наших войск вокруг города было не очень много, а бои шли жестокие. Батальон Керженцева перебрасывают на самый трудный, практически ровный участок между «Метизом» и оврагом у Мамаева. Главная задача - держать оборону несколько месяцев. Тридцать шесть бойцов ночью передислоцируются на территорию площадью в шестьсот метров. Место действительно неудобное: здесь войска на виду у немцев, и оборонительные укрепления днем не построишь. На следующую ночь удается привезти мин. Бойцы начинают копать окопы, саперы - устанавливать взрывные устройства. Неожиданно Керженцева вызывают к командиру дивизии. Полковник ставит перед комбатом новую задачу: взять укрепленную немцами сопку. Помощь - лишь несколько разведчиков и «кукурузник». Так развивается действие в повести «В окопах Сталинграда». Краткое содержание(сочинение автора правдиво описывает самые страшные моменты битвы за город) 2-й части показывает стойкость и мужество бойцов, никогда не забывавших о своей ответственности за происходящее.


Бои за сопку

Высоту удалось взять относительно легко. В назначенное время четыре разведчика определили позиции врага, а "кукурузник" отвлек противника. Четырнадцать бойцов во главе с комбатом в кромешной тьме вытеснили фашистов с сопки и стали укрепляться. Керженцев понимал, что немцы попытаются вернуть высоту. Обстрелы действительно не прекращаются, и к концу второго дня в батальоне остается одиннадцать человек и четыре пулемета. На исходе вода. Ночная атака артиллерии оказалась неудачной. А с утра снова изнуряющий огонь со стороны немцев. Бойцы были измотаны, но продолжали отстреливаться. Керженцев чувствовал сильную слабость и усталость: сказывалось легкое ранение в голову. В какой-то момент ему показалось, что он видит сон: передним стоял Ширяев. Опомнившись, герой понял, что ему удалось соединиться с отрядом на сопке. Керженцев сдает батальон Ширяеву и отправляется рыть блиндажи.

Перед наступлением

Через три дня привозят мины, и Юрий работает над схемой по укреплению передовой. Так начинается описание следующего эпизода в жизни главного героя повести «В окопах Сталинграда». Краткое содержание, анализ его показывают, как часто жизнь солдат зависела от неумелого руководства и превышения полномочий.

Начался ноябрь. Минировать и строить укрепления по-прежнему приходилось ночью, но стало заметно, что ситуация под Сталинградом меняется. Восемьдесят два дня город бомбили непрерывно, и вдруг началось затишье.

Девятнадцатого, в свой день рождения, Керженцев получает приказ майора разминировать поля противника и свои. Времени на все - десять часов, после чего начнется наступление. Дивизия должна овладеть Баком. Саперы справляются с заданием, после чего Керженцева отправляют к Ширяеву. В батальоне все готово к выполнению приказа, однако в дело вмешивается начальник штаба Абросимов. Он настаивает на немедленной атаке Бакова любой ценой. Результат - почти половина батальона убита, сам Ширяев тяжело ранен.

После боя состоялся суд над Абросимовым, который настаивал на том, что его решение было правильным, и что кто-то просто трусит и не хочет воевать. Майор встал на защиту батальона, заметив, что Ширяев прекрасно бы справился с заданием. В результате напрасно погибли люди. Начштаба разжаловали и отправили в штрафную - отмечает автор повести «В окопах Сталинграда».

Наутро приходят танки. Новым начальником дивизии назначают сбежавшего из госпиталя Ширяева. Готовится новая атака, в которой Керженцева ранили. После госпиталя он направляется в свой батальон. По пути встречает Седых, затем добирается до своих. Узнает, что и Игорь неподалеку. Но навестить товарища не получается. Окрыленные победами воины вновь собираются в атаку...

«В окопах Сталинграда» - историческая повесть Виктора Некрасова , рассказывающая о героической обороне Сталинграда в 1942-1943 годах. Повесть была впервые опубликована в 1946 году в журнале «Знамя».

История произведения

«По непонятным мне причинам Фадеев не очень благосклонно отнесся к этой повести. Это уже потом мне рассказывал Всеволод Витальевич Вишневский , который был редактором журнала «Знамя» и опубликовал, и, нужно сказать, без всяких поправок и изменений, повесть. Но дальше, когда случилось совершенно неожиданное для меня событие - она получила Сталинскую премию, - Всеволод Витальевич вызвал меня, закрыл все двери, по-моему, даже выключил телефон и сказал: «Виктор Платонович, вы знаете, какая странная вещь произошла? (Он сам был членом Комитета по Сталинским премиям). Ведь вчера ночью, на последнем заседании Комитета, Фадеев вашу повесть вычеркнул, а сегодня она появилась». За одну ночь только один человек мог бы вставить повесть в список. Вот этот человек и вставил».

Повесть принесла писателю подлинную славу; она переиздана общим тиражом в несколько миллионов экземпляров и переведена на 36 языков. За эту книгу, после ее прочтения Иосифом Сталиным, Виктор Некрасов получил в 1947 году Сталинскую премию 2-й степени. По мотивам повести и по сценарию Некрасова в 1956 году был снят фильм «Солдаты» , отмеченный премией Всесоюзного кинофестиваля, в котором сыграл одну из своих первых больших киноролей Иннокентий Смоктуновский.

Сюжет

Действие начинается в июле 1942 г. с отступления под Осколом. Немцы подошли к Воронежу, и от только что вырытых оборонительных укреплений полк отходит без единого выстрела, а первый батальон во главе с комбатом Ширяевым остается для прикрытия. В помощь комбату остается и главный герой повествования лейтенант Керженцев. Отлежав положенные два дня, снимается и первый батальон. По дороге они неожиданно встречают связного штаба и друга Керженцева химика Игоря Свидерского с известием о том, что полк разбит, надо менять маршрут и идти на соединение с ним, а немцы всего в десяти километрах. Они идут еще день, пока не располагаются в полуразрушенных сараях. Там и застают их немцы. Батальон занимает оборону. Много потерь. Ширяев с четырнадцатью бойцами уходит, а Керженцев с ординарцем Валегой, Игорь, Седых и связной штаба Лазаренко остаются прикрывать их. Лазаренко убивают, а остальные благополучно покидают сарай и догоняют своих. Это нетрудно, так как по дороге тянутся отступающие в беспорядке части. Они пытаются искать своих: полк, дивизию, армию, но это невозможно. Отступление. Переправа через Дон. Так они доходят до Сталинграда.

В Сталинграде они останавливаются у Марьи Кузьминичны, сестры бывшего Игоревого командира роты в запасном полку, и заживают давно забытой мирной жизнью. Разговоры с хозяйкой и её мужем Николаем Николаевичем, чай с вареньем, прогулки с соседской девушкой Люсей, которая напоминает Юрию Керженцеву о его любимой, тоже Люсе, купание в Волге, библиотека - все это настоящая мирная жизнь. Игорь выдает себя за сапера и вместе с Керженцевым попадает в резерв, в группу особого назначения. Их работа - подготовить к взрыву промышленные объекты города. Но мирная жизнь неожиданно прерывается воздушной тревогой и двухчасовой бомбежкой - немец начал наступление на Сталинград.


Особенность повествования Повесть написана от лица молодого лейтенанта, двадцативосьмилетнего военного инженера Юрия Керженцева. Это подробный, почти ежедневный, рассказ о массовом отступлении советских войск от Оскола к Волге, о неделях жизни в Сталинграде, сначала мирной, прерванной яростными бомбардировками противника, затем военной – в период ожесточенных боев за Мамаев курган и подходы к городу. При этом, как показывает анализ, «В окопах Сталинграда» (повесть) не содержит объемных описаний боев и героических подвигов советских солдат. Все картины предельно емкие и правдивые – умалчивания, по признанию Некрасова, в повести не более 1 %. Это объясняется просто. Автор желал показать реальных защитников страны глазами такого же, как они, воина, испытывавшего во время войны естественные человеческие чувства: тоску по мирной жизни и родным, гордость за своих товарищей, стыд за отступления и неудачи, страх перед взрывами и непрекращающимся огнем в окопах Сталинграда. Анализ произведения словно переносит читателя на поле битвы, и он вслед за главным героем пытается переосмыслить произошедшее, понять, какой ценой далась народу победа.


Роль лирических отступлений и размышлений героя Описания действительности часто прерываются ретроспективой в прошлое. В первой части их больше, во второй, где событийный ряд развивается быстрее, уже не так много. Во время тягостного отступления это воспоминания Керженцева о любимом Киеве, где остались родной дом и семья. Герой испытывает постоянную боль от того, что теперь там хозяйничают фашисты.


Несколько мирных дней в Сталинграде напоминают о любимой девушке, довоенных занятиях и увлечениях, которые уже никогда не будут такими, как прежде. Беседы на заводе, который готовят к взрыву, вызывают воспоминания о «Севастопольских рассказах». В них Л. Толстой рассуждает о «скрытом патриотизме» русского народа. Это то, что видит сейчас рядом с собой главный герой – подчеркивает Некрасов. В окопах Сталинграда (анализ контрастных картин усиливает впечатление от прочитанного) Юрий обращает внимание на окружающую его природу. Описание осеннего пейзажа, спокойного и величавого, на фоне которого разворачиваются страшные события, помогает острее почувствовать трагедийный масштаб происходящего. Такое восприятие мира превращает Керженцева в человека, пытающегося решить вечную проблему жизни и смерти, героизма и подлости, искренности и лицемерия.


Изображение войны Анализ «В окопах Сталинграда» (повести Некрасова) подводит читателя к главной мысли. В каждой строчке автор с болью говорит о том, как быстротечна жизнь: минуту назад человек говорил, дышал, а теперь лежит с потухшим взглядом и изуродованным телом. При этом все происходит буднично, а описание различных ликов смерти и человеческих страданий позволяет понять истинный масштаб народной трагедии. Невероятно реалистично описывает Некрасов гибель раненного в живот Лазаренко и совсем молодого пулеметчика. Как о самом страшном проявлении смерти вспоминает об убитом бойце, в губах которого дотлевает окурок. Невероятной силой воздействия обладают и эпизоды, рассказывающие, например, об обороне сараев или взятии сопки, когда небольшая горстка плохо вооруженных советских солдат героически противостояла отряду врага с танками и пулеметами.



Образ главного героя Анализ повести «В окопах Сталинграда» Некрасова невозможен без обращения к личности Юрия Керженцева. Это образованный, интеллигентный человек, который впитывает в себя все, что видит и слышит вокруг. Он понимает, что война совсем не похожа на мирную жизнь: в ней нельзя ничего предугадать. И все же то, что происходит: отступление, тяжелое положение армии, немые укоры во взглядах жителей оставленных селений – заставляет героя и его сослуживцев искать ответ на извечный вопрос о том, кто виноват. Сам лейтенант неоднократно ловит себя на мысли, что на войне сердце ожесточается, а человеческие ценности становятся совсем иными. Тем не менее он очень самокритичен и требователен к себе. Неразговорчивый, порой вспыльчивый герой в нужную минуту способен поддержать и принять правильное решение. Он искренне переживает смерть каждого из своих товарищей. В ответственные минуты оказывается рядом с бойцами, так же как и они, не прячется от пуль. Война стала для него ответственным делом, которое следует выполнять на совесть. -


Автор не идеализирует своего героя, что подтверждают поступки Керженцева и их анализ. «В окопах Сталинграда» - пример того, как ведет себя на войне обычный человек. Когда во время разговора с Чумаком мимо пролетают пули, Юрий невольно пригибается. Он, командир, иногда не знает, что делать, и чувствует вину перед другими. Не отказывается от добытого Валегой молока или лимона. Но его достоинство в том, что в нем отсутствуют ложный героизм, высокомерие. Таким образом, главный герой – это обычный человек, ценой своей жизни защитивший Сталинград и всю страну. Образ Валеги В своей повести Некрасов («В окопах Сталинграда»), анализ содержания которой это подтверждает, особое внимание уделяет ординарцу Керженцева - Валеге. Это простой необразованный восемнадцатилетний парень, бесконечно преданный своему лейтенанту и родине. Его работа, на первый взгляд, незаметна, но Керженцев не раз удивлялся тому, как ловко Валега хозяйствовал. В любых условиях Юрия ждали подогретый обед, чистое белье, сухая плащ-палатка. Каким-то неведомым образом Валега мог приспосабливаться к любым условиям. При этом Керженцев был уверен: если закончатся патроны и нужно будет драться за родину зубами, его ординарец и в этой ситуации справится. Именно такие воины, жившие в окопах днем и ночью, и вынесли на себе основную тяжесть войны. -


Выводы Книга о людях из окопов – так назвали многие из первых читателей повесть, которую написал в 1946 году никому не известный В. Некрасов, «В окопах Сталинграда». Анализ произведения подтверждает эту мысль. Беспристрастный рассказ автора о тех, кто в страшные для страны годы оказался перед нравственным выбором и сумел сохранить в себе лучшие человеческие качества, еще раз подчеркивает непоколебимую стойкость, безграничное мужество и истинный патриотизм русского народа, всегда умевшего отстоять свободу и независимость своего государства.

Сочинение


Виктор Платонович Некрасов из того поколения писателей, которое пришло в литературу после войны. Их было много - сапер В. Некрасов, минометчик О. Гончар, разведчик Э. Казакевич... Позже о себе заявит "поколение лейтенантов" - Г. Бакланов, Ю. Бондарев, А.Ананьев, В.Быков. Для них война не прекращалась - закончившись в 1945-м, она продолжилась в их творчестве.

Появление в 1946 г. в журнале "Знамя" (№ 8 - 10) повести В. Некрасова "В окопах Сталинграда" заставило литературную общественность несколько растеряться: автор - простой офицер, никому не известный Некрасов, в самой повести нет ни слова о партии и всего несколько упоминаний о Сталине.

Но повесть обращала на себя внимание и запоминалась самой темой (хотя сталинградцу Некрасову чиновник из ЦК КП(б) Украины сказал, что у него "кишка тонка писать о Сталинграде"), сдержанностью тона, за которой скрывалась глубокая боль за судьбы людей и Родины; и самое важное - правдивым рассказом о главном сражении войны.

На всевозможных обсуждениях звучали стереотипы: "взгляд из окопа", "автор дальше своего бруствера не видит" и т.д. Но Некрасов придерживался другой точки зрения: "На войне никогда ничего не видишь, кроме того, что у тебя под самым носом творится".

Повесть во многом автобиографична. Главный герой, от лица которого ведется повествование, - лейтенант Юрий Керженцев, как и Некрасов, уроженец Киева, окончил архитектурный институт, увлекался филателией. Попав на войну, стал сапером. В его сдержанном рассказе перед читателем проходит вереница запоминающихся характеров: Валега, ординарец с замашками диктатора; лейтенант химической защиты красавец Игорь Седых, у которого "совсем детские глаза"; Карнаухов со своей "удивительной улыбкой"; неуклюжий, стеснительный Фарбер и многие другие, с кем столкнула автора военная судьба. Это внимание к людям идет от обостренного восприятия жизни, от суровой необходимости запомнить все и всех, рассказать обо всем.

"В окопах Сталинграда" - книга не только о военных действиях. Она прежде всего о людях, о тех, кто сумел выстоять и победить. В условиях войны характеры людей проявляются по-разному. На первый взгляд кажется, что писатель не дает оценок происходящему, но сама интонация некрасовского текста расставляет все на свои места. И читатель понимает, что за человек перед ним - честный воин или шкурник, или, самое страшное, командир-карьерист, шагающий по трупам.

Близкий друг Некрасова, АН. Рохлин говорил, что он "был убежденным, твердокаменным реалистом". Думается, это шло не только от характера писателя, но еще и оттого, что он многое повидал на войне. Смерть всегда страшит своей неожиданностью. Некрасов говорит о смерти каждый раз с болью, испытывает потрясение от ее повседневной обыденности: "Лазаренко ранен в живот. Я вижу его лицо, ставшее вдруг таким белым, и стиснутые крепкие зубы. ...Он уже не говорит, а хрипит. Одна нога загнулась, и он не может ее выпрямить. Запрокинув голову, он часто-часто дышит. Руки не отрывает от живота. Верхняя губа, белая, как кожа, мелко дрожит. Он хочет еще что-то сказать, но понять ничего нельзя. Он весь напрягается. Хочет приподняться и сразу обмякает. Губа перестает дрожать".

Расхожее мнение, будто бы люди на войне привыкают ко всему, в том числе и к страху смерти, Некрасов опровергает: "Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, еще дымившийся окурок. И это было страшней всего, что я видел до и после на войне... Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания. Сейчас - смерть".
Спасение от бесконечных ужасов войны, от нечеловеческой усталости лейтенант Керженцев находит в воспоминаниях о довоенной жизни. Война, расколов мирную жизнь, стала своеобразной границей между тем, что было, и тем, что есть. В настоящей жизни - горечь отступлений, потерь, бесконечная дорога, мины, окопы, смерть... А в прошлом - "аккуратно подстриженные липы, окруженные решеточками", "большие молочно-белые фонари на толстых цепях, перекинутых от дома к дому", "уютные особнячки с запыленными окнами", "столетние вязы дворцового сада", "шуршащие под ногами листья", "Днепр и синие дали, и громадное небо". На войне окружающий солдат мир воспринимается как своеобразный негатив, где всепоглощающим становится цвет серой пыли.

События Сталинградского сражения Некрасов описывает так, как он видел сам, без пропагандистских приукрашиваний: "Опять стреляем. Пулемет трясется как в лихорадке. Я чувствую, как маленькие струйки пота текут у меня по груди, по спине, под мышками. Впереди противная серая земля. Только один корявый, точно рука с подагрическими пальцами, кустик. Потом и он исчезает - пулемет срезает".

Характерная примета повести - сжатое время. Керженцев не раз удивляется, что в минуты он проживает года.

Читая повесть, сталкиваешься с различными суждениями и мнениями. Люди разные и по-разному пришли на фронт, но каждого волнует вопрос: как случилось так, что с начала войны армия только отступает, оставляя родную землю, стыдясь взглянуть остающимся в глаза. Только однажды Некрасов попытается ответить на него: "На других мы с вами полагались. Стояли во время первомайских парадов на тротуаре, ручки в брючки, и смотрели на проходящие танки, на самолеты, на шагающих бойцов в шеренгах... Ах, как здорово, ах, какая мощь! Вот и все, о чем мы тогда думали.

Ведь правда? А о том, что и нам когда-то придется шагать, и не по асфальту, а по пыльной дороге, с мешком за плечами, что от нас будет зависеть жизнь - ну, не сотен, а хотя бы десятков людей... разве думали мы тогда об этом?"

Лишь после XX съезда партии фронтовик В. Некрасов узнает еще одну причину поражений в той войне. Но это будет потом. "Анализировать прошлое, вернее, дурное в прошлом имеет смысл только в том случае, когда на основании этого анализа можно исправить настоящее или подготовить будущее, - рассуждает Керженцев. - Ведь руганью делу не поможешь". Вот и пришлось вчерашним студентам, школьникам взять в руки винтовки и защищаться и защищать.

И выстояли, и защитили - ведь всего двести метров не дошли фашисты до Волги. "Подумать только - двести метров, каких-нибудь несчастных двести метров! Всю Белоруссию пройти, Украину, Донбасс, калмыцкие степи и не дойти двести метров... Хо-хо!"

Повесть заканчивается предполагаемым наступлением в районе Сталинграда. Это еще не та, майская победа 1945-го, но все же победа. А фашистам все-таки показали Волгу, - и экскурсию проводил "молоденький, курносый" сержантик, который весело и заразительно смеялся.

Повести "В окопах Сталинграда" В. П. Некрасова была присуждена Сталинская премия. Уже не раз замечено, что во многих ситуациях вождь действовал как делец, думающий о выгоде. Распределение литературных премий не было исключением. Однако думается, что в награде В. Некрасова было и признание таланта, и, что важно, признание его взгляда на войну.




Top