К с станиславский о любительском театре. Константин сергеевич станиславский и его краткая биография

Родилась 14 (26) августа 1864 г. Ее восприемниками (крестными) были старший учитель Нижегородской гимназии Владимир Александрович Ауновский и его мать Наталья Ивановна Ауновская.

Анна Ильинична Ульянова-Елизарова умерла 19 октября 1935 г.; похоронена на Волковом кладбище в Ленинграде (ныне Санкт- Петербург).

31 марта (12 апреля) 1866 г. родился АЛЕКСАНДР , восприемниками которого были старший учитель Нижегородской гимназии Михаил Павлович Мальцев и жена учителя географии Матильда Ивановна Мартынова. Александр Ильич Ульянов казнен по приговору суда за участие в покушении на Александра III , 8 мая 1887 г. в Шлиссельбургской крепости.

7 июля 1868 г. в семье появился третий ребенок - дочь ОЛЬГА . В метрической книге родившихся в д. Кокушкино (приходское село Черемышево) Богородицкой церкви Лаишевского уезда Казанской губернии под * 18 значится Ольга; родилась 7 июля, крещена 14 июля 1868 г. Отец - учитель Нижегородской гимназии коллежский советник Илья Николаевич Ульянов, мать? жена его Мария Александровна Ульянова. Восприемники: д. Кокушкино надворный советник Александр Дмитриевич Бланк и статского советника Иоанна Дмитриевича Веретенникова жена Анна Александровна. Запись * 16 в метрической книге умерших в д. Кокушкино за 1869 г. сообщает, что 15 июля 1869 г. в возрасте 1 года Ольга умерла от младенческой . Погребена 16 июля 1869 г.

В воспоминаниях Анны Ильиничны Ульяновой-Елизаровой приводятся следующие сведения:

"...в 1873 году умерший через несколько дней брат Николай". В черновых набросках ее воспоминаний есть такие строки: "Мы поселились в доме Костеркина на Московской улице. Это был помещичий дом с холодной кухней в подвале. Она простудилась, спускаясь в холодную кухню, всю весну кашляла, а летом 1876 года имела неудачные роды, от которых чуть не умерла". В метрических церковных книгах Симбирска и книгах Богородицкой церкви с. Черемышево Лаишевского уезда (приходская церковь д. Кокушкино) сведений о рождении и смерти этих детей не выявлено.

Константин Сергеевич Станиславский – выдающийся актер, режиссер, педагог, театральный теоретик, создатель уникальной актерской системы, театра МХАТ и Оперного театра студии (Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко).

Константин Сергеевич Алексеев (Станиславский – это псевдоним, который актер взял в 1885 году) родился в Москве 17 января 1863 года. Семья Константина владела домом возле Красных ворот, и никто из его родственников, кроме бабушки по матери, не имел отношения к театру. Бабушка Мари Варлей в молодости блистала на Парижских подмостках в амплуа трагической актрисы.

Один дед актера был богатым московским купцом, другой – владел фабрикой по изготовлению канители. Семейный бизнес по наследству перешел к отцу - Сергею Владимировичу Алексееву. Следующим продолжателем династии должен был стать Константин Сергеевич.

В семье, помимо Константина, было еще девять детей. Родители много времени уделяли воспитанию и образованию отпрысков: с детьми занимались приходящие педагоги по музыке, танцам, литературе, иностранным языкам, фехтованию, словесности. По моде той эпохи Алексеевы устроили любительский театр.


Представления, в которых нередко участвовали и профессиональные актеры, друзья дома, проводились для узкого круга близких родственников и гостей. Летом все общество перемещалось в Любимовку на реке Клязьме, где также был устроен домашний театр, названный Алексеевским.

Впервые маленький Костя принял участие в одном из семейных спектаклей в возрасте 4 лет, затем такие выступления стали постоянными. Мальчик, будучи от природы рахитичным и слабеньким, проявлял недюжинный талант в лицедействе, что родители всячески поощряли, но лишь в качестве увлечения. Настоящая «солидная» профессия ожидала Константина на отцовской ткацкой фабрике в должности директора.

Три года мальчик отучился в гимназии при институте восточных языков (который впоследствии успешно закончил в 1881 году), после чего упросил родителей забрать его домой.


Все постановки Алексеевского кружка в период с 1877 по 1888 годы осуществлялись по инициативе юного Константина Сергеевича. Он был идейным вдохновителем, сорежиссером и одним из актеров любительских спектаклей.

Закончив Лазаревский институт, Константин Алексеев начал службу на отцовской фабрике, заняв должность директора. Днем он занимался делами, причем уделял немало внимания технической стороне вопроса (ездил за границу, изучал возможности развития производства и внедрял прогрессивные технологии на семейном предприятии), но мыслей о театре не оставил.

МХАТ и режиссура

В 1888 году Станиславский с Федором Комиссаржевским и Федором Сологубом организовал Московское общество искусства и литературы, устав которого разработал лично.

За десять лет деятельности общества Станиславский создал немало ярких персонажей, участвуя в спектаклях «Горькая судьбина», «Самоуправцы», «Бесприданница», «Плоды просвещения». Его актерский талант признала публика и видные критики. С 1891 года работа Станиславского в МОИиЛ уже заключалась не только в личном участии в постановках, он взял на себя руководство режиссурой.


Константин Станиславский в спектаклях "На дне" и "Три сестры"

Будучи режиссером общества, Константин Сергеевич поставил следующие спектакли:

  • «Уриэль Акоста» (1895);
  • «Отелло» (1896);
  • «Много шума из ничего» (1897);
  • «Двенадцатая ночь» (1897);
  • «Польский еврей» (1896);
  • «Потонувший колокол» (1898).

В 1898 году произошла встреча Станиславского и Немировича-Данченко. 18 часов основатели классической театральной школы обсуждали проект создания Московского художественного театра. Первый состав труппы легендарного МХАТа отцы-основатели набрали из своих учеников, членов МОИиЛ и слушателей Московской филармонии.


Дебютировал новый театр спектаклем «Царь Федор Иоаннович», но настоящим событием мирового сценического искусства стала «Чайка» Чехова, представленная на суд зрителей в 1898 году. Впоследствии силуэт чайки стал символом театра и остается им по сей день, а с Антоном Павловичем у Станиславского завязались дружеские отношения, основанные на совместном творческом процессе.

Константин Сергеевич уделял много времени режиссуре, воспитанию молодых актеров, теоретической и практической разработке своей системы, согласно которой артист должен полностью вживаться в роль, а не изображать чужие переживания, одновременно стараясь передать зрителю основные мысли пьесы.


Константин Станиславский в спектакле "Дядя Ваня"

В 1912 году при МХАТе открылась первая студия, где Станиславский преподавал студентам актерское мастерство. В 1918 году он создал оперную студию при Большом театре.

В 1922-1923 годах Станиславский с основной труппой МХАТа гастролировал в США. Тогда же он начал писать первую из своих книг о разработанной им системе «Моя жизнь в искусстве».

Несмотря на кардинальные перемены в стране и обществе, а также на социальное положение и происхождение режиссера, у советской власти деятельность Станиславского находила самую горячую поддержку и одобрение. Сам не раз бывал на спектаклях МХАТа, который к тому времени получил статус государственного, сравнявшись по рангу с Большим и Малым театрами.

Личная жизнь

Константин Сергеевич был женат один раз на Марии Петровне Лилиной (сценический псевдоним), урожденной Перевощиковой. Пара оставалась вместе до самой смерти Станиславского.


У супругов было трое детей. Дочь Ксения умерла в 1890 году еще в младенчестве, от пневмонии. Вторая дочка Кира Алексеева была директором Дома-музея Станиславского. Третий ребенок, сын Игорь Алексеев, был женат на внучке .

Смерть

В 1928 году, на юбилейном вечере МХАТа у Константина Сергеевича, игравшего в спектакле, случился сердечный приступ. После этого врачи категорически запретили Станиславскому выступать на сцене, и он целиком отдался режиссерской и педагогической деятельности.

В 1938 году вышла его книга «Работа актера над собой», уже посмертно. Десять долгих лет режиссер боролся с болезнью и творил, превозмогая боли. Скончался Константин Сергеевич 7 августа 1938 года.


У Станиславского немало наград, однако ярче самых громких званий о его таланте свидетельствуют театральные постановки, на которых училось не одно поколение режиссеров и актеров. В их числе следующие ставшие легендарными спектакли:

  • «Дядя Ваня»;
  • «Три сестры»;
  • «Вишнёвый сад»;
  • «На дне»;
  • «Синяя птица»;
  • «Доктор Штокман»;
  • «Горе от ума»;
  • «Месяц в деревне»;
  • «Моцарт и Сальери»;
  • «Ревизор»;
  • «Безумный день, или Женитьба Фигаро»;
  • «Дни Турбиных» и другие.
  • У Станиславского был и внебрачный сын, рожденный горничной семьи и усыновленный отцом режиссера, Владимир Сергеевич Сергеев, профессор МГУ, историк.
  • Станиславский никак не мог до конца уяснить иерархию верхних эшелонов советской власти, в связи с чем известен забавный случай. Станиславский сидел во МХАТе в одной ложе со Сталиным. Вождь спросил: «Почему мы давно не видим в репертуаре «Дни Турбиных» ?». Станиславский всплеснул руками, приложив палец к губам, произнес «Тс-с-с!», и прошептал «отцу народов» на ухо, показывая пальцем на потолок: «Они запретили! Только это ужасный секрет!» Посмеявшись, Сталин серьезно заверил: «Они разрешат! Сделаем!».

Константин Станиславский в последние годы
  • «Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь».
  • «Актер должен научиться трудное сделать привычным, привычное легким и легкое прекрасным».
  • «Воля бессильна, пока она не вдохновится желанием».

Константи́н Серге́евич Станисла́вский (настоящая фамилия - Алексе́ев ; 5 () января , Москва - 7 августа , Москва) - русский театральный режиссёр , актёр и педагог , реформатор театра. Создатель знаменитой актёрской системы , которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире. Народный артист СССР (1936) .

Биография

Константин Алексеев родился в Москве , в многодетной (всего у него было девять братьев и сестёр) купеческой семье, состоявшей в родстве с С. И. Мамонтовым и братьями Третьяковыми . Отец - Сергей Владимирович Алексеев (1836--1893), мать - Елизавета Васильевна (урождённая Яковлева). Городской головы Москвы Н. А. Алексеев приходился ему двоюродным братом.

С. В. Алексеев, отец К. С. Станиславского.

В 1881 году Константин Алексеев окончил и начал службу в семейной фирме. В семье увлекались театром, в московском доме был специально перестроенной для театральных представлений зал, в имении Любимовке - театральный флигель .

В 1886 году Константина Алексеева избрали членом дирекции и казначеем Московского отделения Русского музыкального общества и состоящей при нём консерватории . Его сотоварищами по дирекции консерватории были П. И. Чайковский , С. И. Танеев , С. М. Третьяков. Вместе с певцом и педагогом Ф. П. Комиссаржевским и художником Ф. Л. Соллогубом Алексеев разрабатывает проект Московского Общества Искусства и Литературы (МОИиЛ), вложив в него личные финансовые средства. В это время, чтобы скрыть свою настоящую фамилию, взял для сцены фамилию Станиславский.

Толчком к созданию Общества послужила встреча с режиссёром А. Ф. Федотовым: в его спектакле «Игроки» Н. Гоголя Станиславский сыграл Ихарева. Первый спектакль состоялся 8 (20) декабря 1888 года. За десять лет работы на сцене МОИиЛ Станиславский стал известным актёром, его исполнение ряда ролей сравнивалось с лучшими работами профессионалов императорской сцены, часто в пользу актёра-любителя: Анания Яковлева в «Горькой судьбине» (1888) и Платона Имшина в «Самоуправах» А. Писемского; Паратова в «Бесприданнице» А. Островского (1890); Звездинцева в «Плодах просвещения» Л. Толстого (1891). На сцене Общества первый режиссёрский опыт - «Горящие письма» П. Гнедича (1889). Большое впечатление на театральную общественность, в том числе и на Станиславского произвели гастроли в России, в 1885 и 1890 годах, Мейнингенского театра , отличавшегося высокой постановочной культурой . В 1896 году по поводу поставленного Станиславским «Отелло» Н. Эфрос напишет: «Мейнингенцы, должно быть, оставили глубокий след в памяти К. С. Станиславского. Их постановка рисуется ему в виде прекрасного идеала, и он всеми силами стремится приблизиться к этому идеалу. „Отелло“ - большой шаг вперед по этому симпатичному пути» .

К. Станиславский, 1912 год.

Значительнейшие спектакли Художественного театра, такие, как «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого , «Чайка» , «Дядя Ваня », «Три сестры », «Вишнёвый сад » А. П. Чехова ставились Станиславским и Немировичем-Данченко совместно. В следующих постановках Чехова открытия Чайки были продолжены и приведены к гармонии. Принцип непрерывного развития объединял на сцене рассыпавшуюся, разрозненную жизнь. Был развит особый принцип сценического общения («объект вне партнера»), неполного, полузамкнутого. Зрителя на чеховских спектаклях МХТ радовало и томило узнавание жизни, в её немыслимой прежде подробности.

В совместной работе над пьесой М. Горького «На дне » (1902) обозначились противоречия двух подходов. Для Станиславского толчком было посещение ночлежек Хитрова рынка. В его режиссёрском плане масса остро замеченных подробностей: грязная рубаха Медведева, башмаки, завернутые в верхнюю одежду, на которых спит Сатин. Немирович-Данченко искал на сцене «бодрую легкость» как ключ пьесы. Станиславский признавал, что именно Немирович-Данченко нашёл «настоящую манеру играть пьесы Горького», но сам эту манеру «просто докладывать роль» - не принял. Афиша «На дне» не была подписана ни тем, ни другим режиссёром . С начала театра за режиссёрским столом сидели оба руководителя. С 1906 года «каждый из нас имел свой стол, свою пьесу, свою постановку», - ибо, поясняет Станиславский, каждый «хотел и мог идти только по своей самостоятельной линии, оставаясь при этом верным общему, основному принципу театра». Первым спектаклем, где Станиславский работал отдельно, был «Брандт». В это время Станиславский вместе с Мейерхольдом создает экспериментальную Студию на Поварской (1905). Опыты поисков новых театральных форм Станиславский затем продолжит в «Жизни Человека» Л. Андреева (1907): на фоне чёрного бархата появлялись схематически изображенные фрагменты интерьеров, в которых возникали схемы людей: гротесково заостренные линии костюмов, гримы-маски. В «Синей птице» М. Метерлинка (1908) эффект чёрного бархата и осветительная техника были использованы для волшебных превращений.

Станиславский-актёр

При создании Художественного театра Станиславский поверил Немировичу-Данченко, что роли трагического склада - не его репертуар. На сцене МХТ доигрывал только несколько прежних своих трагических ролей в спектаклях из репертуара Общества искусств и литературы (Генрих из «Потонувшего колокола», Имшин). В постановках первого сезона сыграл Тригорина в «Чайке» и Левборга в «Гедде Габлер». По отзывам критики, его шедеврами на сцене стали роли: Астров в «Дяде Ване», Штокман в пьесе Г. Ибсена «Доктор Штокман»), Вершинин «Трёх сёстрах», Сатин в «На дне», Гаев «Вишнёвом саде», Шабельский в «Иванове », 1904). Дуэт Вершинина - Станиславского и Маши - О. Книппер-Чеховой вошёл в сокровищницу сценической лирики.

Станиславский продолжает ставить перед собой все новые и новые задачи в актёрской профессии. Он требует от себя создания системы, которая могла бы дать артисту возможность публичного творчества по законам «искусства переживания» во всякую минуту пребывания на сцене, возможность, которая открывается гениям в минуты высочайшего вдохновения. Свои искания в области театральной теории и педагогики Станиславский перенес в созданную им Первую студию (публичные показы её спектаклей - с 1913).

За циклом ролей в современной драме - Чехова, Горького, Л. Толстого, Ибсена, Гауптмана, Гамсуна - последовали роли в классике: Фамусов в «Горе от ума» А. Грибоедова (1906), Ракитин в «Месяце в деревне» И. Тургенева (1909), Крутицкий в пьесе А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» (1910), Арган в «Мнимом больном» Мольера (1913), граф Любин в «Провинциалке» У. Уичерли , Кавалер в «Хозяйке гостиницы» К. Гольдони (1914).

На судьбе Станиславского отозвались две последние его актёрские работы: Сальери в трагедии «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина (1915), и Ростанев, которого он должен был вновь играть в готовившейся с новой постановке «Села Степанчикова» Ф. М. Достоевского. Причина неудачи Ростанева, роли, не показанной публике, остается одной из загадок истории театра и психологии творчества. По многим свидетельствам, Станиславский «репетировал прекрасно». После генеральной репетиции 28 марта (10 апреля) 1917 года он прекратил работу над ролью. После того как «не разродился» Ростаневым, Станиславский навсегда отказался от новых ролей (нарушил этот отказ лишь в силу необходимости, во время гастролей за рубежом в 1922-1924 годах согласившись играть воеводу Шуйского в старом спектакле «Царь Фёдор Иоаннович»).

После 1917 года

К. С. Станиславский с труппой театра-студии в Леонтьевском переулке в декорациях Особняка Ленского(ок. 1922 г.)

Первой постановкой Станиславского после революции стал «Каин» Д. Байрона (1920). Репетиции только начались, когда Станиславский был взят заложником при прорыве белых на Москву. Общий кризис усугублялся в Художественном театре тем, что значительная часть труппы во главе с Василием Качаловым , выехавшая в в гастрольную поездку, оказалась отрезанной военными событиями от Москвы. Безусловной победой стала постановка «Ревизора» (1921). На роль Хлестакова Станиславский назначил Михаила Чехова , недавно перешедшего из МХАТа (театр уже был объявлен академическим) в его 1-ю студию . В 1922 году МХАТ под руководством Станиславского отправляется в длительные зарубежные гастроли по Европе и Америке , которым предшествует возвращение (не в полном составе) качаловской труппы.

В 20-х годах остро встал вопрос смены театральных поколений; 1-я и 3-я студии МХАТа превратились в самостоятельные театры; Станиславский болезненно переживал «измену» учеников, дав студиям МХАТа имена шекспировских дочерей из «Короля Лира»: Гонерилья и Регана - 1-я и 3-я студии, Корделия - 2-я. В 1924 году в труппу Художественного театра влилась большая группа студийцев, в основном воспитанников 2-й студии.

Деятельность Станиславского в 20-30-е годы определялась, прежде всего, его желанием отстоять традиционные художественные ценности русского искусства сцены. Постановка «Горячего сердца» (1926) стала ответом тем критикам, которые уверяли, что «Художественный театр - мёртв». Стремительная легкость темпа, живописная праздничность отличала «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше (1927) (декорации А. Я. Головина).

После прихода в труппу МХАТ молодежи из 2-й студии и из школы 3-й студии Станиславский вел с ними занятия и выпускал на сцену их работы, выполненные с молодыми режиссёрами. В числе этих работ, далеко не всегда подписанных Станиславским, - «Битва жизни» по Диккенсу (1924), «Дни Турбиных» (1926), «Сестры Жерар» (пьеса В. Масса по мелодраме А. Деннери и Э. Кормона «Две сиротки») и «Бронепоезд 14-69 » Вс. Иванова (1927); «Растратчики» В. Катаева и «Унтиловск» Л. Леонова (1928).

Поздние годы

Могила Константина Сергеевича на Новодевичьем кладбище Москвы

После тяжелого сердечного приступа, случившегося в юбилейный вечер в МХАТ в 1928, врачи навсегда запретили Станиславскому выходить на подмостки. Станиславский вернулся к работе только в 1929, сосредоточась на теоретических изысканиях, на педагогических пробах «системы» и на занятиях в своей Оперной студии, существовавшей с 1918 (Оперный театр им. К. С. Станиславского).

Для постановки Отелло во МХАТе он написал режиссёрскую партитуру трагедии, которую акт за актом высылал вместе с письмами из Ниццы, где надеялся закончить лечение. Опубликованная в 1945, партитура осталась неиспользованной, поскольку И. Я. Судаков успел до окончания работы Станиславского выпустить спектакль.

В начале 30-х годов Станиславский, используя свой авторитет и поддержку вернувшегося в СССР Горького, обратился в правительство, чтобы добиться особого положения для Художественного театра. Ему пошли навстречу. В январе 1932 года к названию театра была добавлена аббревиатура "СССР", уравнявшая его с Большим и Малым театрами, в сентябре 1932 года ему было присвоено имя Горького, - театр стал именоваться МХАТ СССР им. Горького. В 1937 году он был награждён орденом Ленина , в 1938 году - орденом Трудового Красного Знамени . В 1933 году МХАТу было передано здание бывшего Театра Корша - для создания филиал театра.

В 1935 году открылась последняя - Оперно-драматическая студия К. С. Станиславского (среди работ - Гамлет). Практически не покидая своей квартиры в Леонтьевском переулке, Станиславский встречался с актёрами у себя дома, превратив репетиции в актёрскую школу по разрабатываемому им методу психо-физических действий.

Продолжая разработку «системы », вслед за книгой «Моя жизнь в искусстве» (американское издание - 1924, русское - 1926) Станиславский успел отправить в печать первый том «Работы актёра над собой» (издана в 1938, посмертно).

Станиславский умер 7 августа 1938 года в Москве. Вскрытие показало наличие у него целого букета болезней: расширенное, отказывающее сердце,

Теоретик сценического искусства, актер и режиссер, народный артист СССР Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия Алексеев) родился 17 (5 по старому стилю) января 1863 года в Москве в семье потомственных фабрикантов и промышленников Алексеевых.

К театру имела отношение бабушка Станиславского по материнской линии, известная французская актриса Мари Варлей. В семье Алексеевых, где было девять детей помимо обычных предметов ребята изучали иностранные языки, танцы, фехтование.

Во время летнего отдыха устраивались праздники с фейерверками и любительские спектакли в специально построенном домашнем театре - Алексеевском кружке (1877-1888). Инициатором театральных затей был молодой Константин Алексеев. В кружке ставились переводные водевили, оперетты.

В 1881 году, после окончания Лазаревского института восточных языков, Константин начал службу в семейной фирме . Занимаясь днем семейным бизнесом, вечерами молодой человек играл в Алексеевском кружке. В январе 1885 года он принял театральный псевдоним Станиславский в честь артиста-любителя доктора Маркова, выступавшего под этой фамилией.

Вместе с певцом и педагогом Федором Комиссаржевским и художником Федором Соллогубом Станиславский разработал проект Московского общества искусства и литературы (МОИиЛ), вложив в него значительные личные средства. Первый спектакль состоялся 8 декабря 1888 года.

За десять лет работы МОИиЛа Станиславский стал признанным актером, которого сравнивали с лучшими исполнителями императорских театров. Особо выделялись его роли Анания Яковлева в "Горькой судьбине" и Платона Имшина в "Самоуправцах" Алексея Писемского (1888, 1889), Паратова в "Бесприданнице" Александра Островского (1890), а также Звездинцева в "Плодах просвещения" Льва Толстого (1891).

С января 1891 года Станиславский официально взял на себя руководство режиссерской частью в Обществе искусств. Им были поставлены спектакли "Уриэль Акоста" немецкого писателя Карла Гуцкова (1895), "Отелло" (1896), "Много шума из ничего" (1897) и "Двенадцатая ночь" (1897) английского драматурга Уильяма Шекспира, "Польский еврей" французских писателей Эмиля Эркмана и Александра Шатриана (1896), "Потонувший колокол" (1898) немецкого драматурга Герхарта Гауптмана, в которых сам Станиславский сыграл Акосту, Отелло, бургомистра Матиса, Бенедикта, Мальволио, мастера Генриха.

В 1898 году Станиславский вместе с театральным режиссером и педагогом Владимиром Немировичем-Данченко основал Московский художественный театр (МХТ) , в труппу которого вошли актеры Общества искусства и литературы и ученики Немировича-Данченко из Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. Первым спектаклем театра стал "Царь Федор Иоаннович" Алексея Толстого.

Рождение нового направления в мировом сценическом искусстве связано с постановкой пьесы Антона Чехова "Чайка" в 1898 году, затем были поставлены другие пьесы Чехова - "Дядя Ваня" (1899), "Три сестры" (1901), "Вишневый сад" (1904). Эти спектакли ставились совместно Станиславским и Немировичем-Данченко.

Константин Станиславский впервые утвердил на русской сцене принципы режиссерского театра - единство художественного замысла, подчиняющего себе все элементы спектакля; целостность актерского ансамбля; психологическую обусловленность мизансцен. Он добивался создания поэтической атмосферы спектакля, передачи "настроения" каждого эпизода, жизненной достоверности образов, подлинности актерского переживания.

С 1900-х годов Станиславский стал разрабатывать учение о творчестве актера, впоследствии ставшее известным как система Станиславского. В 1912 году совместно с режиссером Леопольдом Сулержицким он организовал при МХТ Первую студию, в которой преподавал по своей системе .

По отзывам критики, шедеврами Станиславского в качестве актера на мхатовской сцене стали роли Астрова в "Дяде Ване", Вершинина в "Трех сестрах", Гаева в "Вишневом саде" Чехова, Штокмана в "Докторе Штокмане" Генрика Ибсена, Сатина в пьесе Максима Горького "На дне".

Станиславский играл роли Фамусова в "Горе от ума" (1906) Александра Грибоедова, Ракитина в "Месяце в деревне" (1909) Ивана Тургенева, Крутицкого "На всякого мудреца довольно простоты" (1910) Александра Островского, Аргана в "Мнимом больном" (1913) французского драматурга Жана Батиста Мольера, Кавалера в "Хозяйке гостиницы" итальянского драматурга Карло Гольдони (1914).

В 1918 году Константина Станиславского пригласили создать при Большом театре оперную студию , вскоре ставшую самостоятельной и получившую название Оперного театра студии имени К.С. Станиславского (ныне Московский академический Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). Режиссером были поставлены оперы "Евгений Онегин" Петра Чайковского, "Царская невеста" Николая Римского-Корсакова, "Севильский цирюльник" Джоаккино Россини.

Первой постановкой Станиславского в МХТ после революции стал "Каин" английского поэта Джорджа Байрона (1920), известность получил спектакль "Ревизор" (1921) Николая Гоголя.

С 1922 по 1923 год вместе с труппой Московского художественного театра Станиславский выезжал на гастроли в США. Несколько актеров решили не возвращаться в СССР и остались за границей, став активными пропагандистами "метода Станиславского" в Европе и Америке.

Деятельность Станиславского в 1920-1930-е годы определялась его желанием отстоять традиционные художественные ценности русского искусства сцены. В то время Художественному театру предъявлялись социально-политические обвинения, в прессе звучали обвинения в "отсталости", в "нежелании" принять революционную действительность. Постановка "Горячего сердца" (1926) по пьесе Александра Островского стала ответом на эти нападки.

Стремительная легкость темпа отличала "Безумный день, или Женитьба Фигаро" французского драматурга Пьера Огюстена Бомарше (1927).

После тяжелого сердечного приступа, случившегося с режиссером в юбилейный вечер в Художественном театре в 1928 году, врачи запретили Станиславскому выходить на сцену. В 1929 году он вернулся к работе, сосредоточившись на теоретических поисках и на педагогических пробах своей системы.

Среди постановок Художественного театра 1930-х годов, в которых Станиславский принимал участие, - "Страх" Александра Афиногенова (1931), "Мертвые души" по Николаю Гоголю (1932), "Таланты и поклонники" Александра Островского (1933), "Мольер" Михаила Булгакова (1936) и другие.

В 1935 году создал Оперно-драматическую студию (В 1948 году на базе студии был создан Московский драматический театр имени К.С. Станиславского ).

Во время пребывания в США Станиславский получил заказ на книгу о своей школе, результатом чего стал его труд "Моя жизнь в искусстве", изданный в 1924 году в США, а в СССР в 1926 году. В 1938 году был опубликован первый том его книги "Работа актера над собой".

Константин Станиславский был удостоен различных званий и наград. Он был почетным академиком Российской академии наук (1917), Академии наук СССР (1925). В 1936 году Константину Станиславскому было присвоено звание народный артист СССР. Он был награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.

Константин Станиславский скончался в Москве 7 августа 1938 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Константин Станиславский был женат на Марии Петровне Лилиной, урожденной Перевощиковой (1866-1943), - актрисе Московского художественного театра, народной артистке РСФСР.

В семье было трое детей. Первая дочь Ксения умерла в 1890 году в младенчестве. Дочь Кира Алексеева (1891-1977), бывшая замужем за известным художником Робертом Фальком , занимала пост директора Дома-музея Станиславского (был открыт в московском доме режиссера в 1948 году).

Сын, Игорь Алексеев (1894-1974), был женат на Александре Толстой, внучке писателя Льва Толстого.

В 1941 году на базе оперного театра студии имени К.С.Станиславского и музыкальной студии Владимира Немировича-Данченко был создан Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко .

В 1963 году имя Станиславского было присвоено Карагандинскому областному русскому драматическому театру (ныне Карагандинский государственный русский драматический театр имени К.С. Станиславского).

В 1992 году была создана международная общественно-благотворительная организация - Фонд К.С. Станиславского. Под патронажем фонда было возрождено бывшее имение Станиславского "Любимовка" и создан международный театрально-культурный центр.

Учреждена Международная премия Станиславского, присуждаемая актерам, режиссерам, театральным педагогам и исследователям, организаторам театрального дела за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового театрального искусства.

С 2004 года проводится Международный театральный фестиваль "Сезон Станиславского" , в котором принимают участие ведущие мировые театры и режиссеры, своим творчеством развивающие систему Станиславского.

Именем Станиславского названы улицы в различных городах России и ближнего зарубежья.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников



Станиславский Константин Сергеевич (Алексеев) (17.01.1863 - 07.08.1938) - русский советский актёр, режиссёр, театральный педагог, основатель и руководитель Московского Художественного театра. Народный артист СССР (1936). Великий деятель, мыслитель и теоретик театра. Опираясь на богатейшую творческую практику и высказывания своих выдающихся предшественников и современников, Станиславский заложил прочный фундамент современной науки о театре, создал школу, направление в сценическом искусстве, которое нашло теоретическое выражение в так называемой системе Станиславского.

Родители Станиславского - Сергей Владимирович и Елизавета Васильевна Алексеевы принадлежали к тем прогрессивным торгово-промышленным кругам Москвы, из которых вышли близкие семье Алексеевых создатель картинной галереи П. М. Третьяков, организатор театр, музея А. А. Бахрушина, основатель частной оперы, покровитель русских художников, известный меценат С. И. Мамонтов, книгоиздатель М. В. Сабашников и др. В семье Алексеевых царила атмосфера влюблённости в театр. 5 сент. 1877 Станиславский впервые выступил на домашней любительской сцене. Постепенно вокруг него образовался кружок театральных любителей, получивший, название "Алексеевского кружка". Репертуару кружка состоял главным образом из переводных водевилей и оперетт. Станиславский сыграл десятки комедийных ролей с пением и танцами. Тщательно отделывая каждую роль, добиваясь общей слаженности спектакля, он скоро достиг в этом жанре совершенства. Великий деятель, мыслитель и теоретик театра. Опираясь на богатейшую творческую практику и высказывания своих выдающихся предшественников и современников, Станиславский заложил прочный фундамент современной науки о театре, создал школу, направление в сценическом искусстве дарённый от природы большим талантом, яркостью воображения, редким сценическим обаянием и хорошими внешними данными (высокий рост, выразительное лицо, пластичность, музыкальность и т. п.), Станиславский непрестанно развивал своё дарование, совершенствовал мастерство, воспитывая себя как художника и человека. В спектаклях Общества Станиславский приобрёл огромную популярность.

О Станиславском писали как о выдающемся актёре того времени. Его приглашали в качестве партнёра для своих гастрольных выступлений,ись знаменитыми иностранными гастролёрами: Э. Росси, Л. Барнаем, чьи одобрительные отзывы укрепляли веру Станиславского в своё призвание. К этому времени относятся и выдающиеся работы Станиславского в области режиссуры. Большим событием театральной жизни Москвы стала первая крупная самостоятельная ежиссёрская работа Станиславского постановка комедии "Плоды просвещения" (1891). В отличие от реакционной буржуазной критики, пытавшейся свести значение сатирической комедии Толстого к фарсу, наивной карикатуре на высшее аристократическое общество, Станиславский трактовал её как пьесу "мужицкую", написанную в защиту прав народа. Спектакль получил высокую оценку будущего соратника Станиславского драматурга, театр, критика и педагога Вл. И. Немировича-Данченко (в роли Бетси в этом спектакле выступила В. Ф. Комиссаржевская, начавшая свой творческий путь под руководством С.). Затем Станиславкий ставит спектакли: "Уриэль Акоста" (1895), "Самоуправцы" (1895), "Отелло" (1896), "Бесприданницу" (1896), проявив себя как яркий художник-новатор. Он стремится порвать со старыми обветшалыми традициями, выйти за пределы привычных, шаблонных решений, найти новые, более тонкие художеств, средства для передачи жизненной правды на сцене. С особой силой новаторство Станиславского в области режиссёрско-постановочного исусства раскрылось в пьесах: "Польский еврей" Эркмана-Шатриана (1896), "Потонувший колокол" Гауптмана (1898) и др.

Работа в Обществе искусства и литературы выдвинула Станиславского в первые ряды мастеров русской сцены и явилась как бы прелюдией к его реформаторской деятельности на сцене МХТ.В 1897 произошла знаменательная встреча Станиславского с вич_В. И. Немировичем-Данченко. Станиславский и Немирович-Данченко решили создать народный театр "...приблизительно с теми же задачами и в тех планах, как мечтал Островский". Основу труппы нового театра составили наиболее талантливые любители Общества искусства и литературы и ученики Немировича-Данченко по Музыкальному драматическому училищу Московского филармонического общества. Начало деятельности театра совпало с периодом нарастания революционного движения в России. В речи, обращённой к труппе перед открытием Московского Художественного театра, Станислаский говорил: "Не забывайте, что мы стремимся осветить темную жизнь бедного класса, дать им счастливые, эстетические минуты среди той тьмы, которая окутала их. Мы стремимся создать первый разумный, нравственный общедоступный театр, и этой высокой цели мы посвящаем свою жизнь" От коллектива МХТ Станиславский требовал служения народу, утверждения передовых идей своего времени. Он считал актёра прежде всего художником-гражданином,
обязанным своим творчеством воспитывать зрителя, "раскрывать глаза на идеалы, самим народом созданные"Московский Художественный (Общедоступный) театр (МХТ) открылся 14 (26) окт. 1898 историческим трагедией "Царь Фёдор Иоаннович" А. К. Толстого, которая долго находилась под цензурным запретом (в ней был выведен образ безвольного царя и, по существу, осуждалось самодержавие). РежиссёрыСтанислаский и А. А. Санин, художник В. А. Симов воссоздали в этом спектакле правдивую картину жизни Руси 16 в., добиваясь исторической бытовой и психологической достоверности в изображении характеров. С особой тщательностью и художеств, силой были разработаны в спектакле массовые сцены. Историко-бытовой точностью отличались и др. спектакли, поставленные Станиславским в этот период:"Смерть Иоанна Грозного" (1899), "Власть тьмы" (1902) и др. "Достоинство моей тогдашней работы заключалось в том, писал С, что я старался быть искренним и искал правды, а ложь, особенно театральную, ремесленную, изгонял" Но эта правда, признавался впоследствии Станиславский, была больше внешняя. "...Мы прикрывали их (актёров. Ред.} незрелость новизной бытовых и исторических подробностей на сцене" (там же, с. 211). Чрезмерность бытовой детализации толкала театр к натурализму. Подлинное рождение театра связано с постановкой на его сцене чеховской "Чайки". Станиславский не сразу оценил достоинства пьесы (её форма была необычной). Но по мере работы над режиссёрским планом "Чайки" С. всё больше увлекался жизненной правдой и поэтичностью пьесы, глубоко постигая сущность новаторской драматургии Чехова. "Чайка", постановка Станиславского. совместно с Немировичем-Данченко (1898), имела триумфальный успех. Она знаменовала не только рождение нового театра, но и нового направления в мировом сценическом. искусстве. За "Чайкой" последовали и др. этапные спектакли МХТ: "Дядя Ваня" (1899), (1901), "Вишнёвый сад"(1904), в которых наиболее полно раскрылись революционно-новаторская сущность молодого театра, его общественные и творческие устремления. В чеховских спектаклях Станиславский и Немирович-Данченко нашли новую манеру исполнения, новые приёмы раскрытия духовного мира современного человека.

Успех постановок определялся не игрой отдельных исполнителей, а ансамблем всех участников спектакля, объединённых единым творческим методом и общностью понимания идеи пьесы. Станиславский добивался такого единства всех элементов спектакля, при котором игра актёров, декорация, свет, звуковое оформление создавали бы одно неразрывное целое, единый художественный образ. Через Чехова Станиславский в 1900 сблизился с Горьким, который оказал на него огромное влияние. С именем Горького (по определению Станиславского) связана общественно-политическая линия в репертуаре МХТ. В постановке Станиславского спектакле "Мещане" (1902) впервые вышел на сцену новый социальный герой рабочий, призывавший бороться за свои права. Большой успех имел спектакль (1902, режиссер Станиславского и Немирович-Данченко), воспроизводивший с беспощадной правдивостью жизнь босяков, обнажавший пороки существующего строя, недовольство и протест против социальной несправедливости. Новаторскими по режиссуре были постановки пьес русских классиков, осуществлённые Станиславским совместно с Немировичем-Данченко, "Горе от ума"(1906), "Ревизор" (1908), "Живой труп" (1911); "Где тонко, там и рвётся" Тургенева (1912), "Село Степанчиково" по Достоевскому (1917), а также спектакли "Месяц в деревне" Тургенева (1909), пост. С. совм. с И. М. Москвиным, "Пир во время чумы" и "Моцарт и альери" Пушкина (пост. совм. с А. Н. Бенуа, 1915), "Мнимый больной" (1913, совместно с А. Н. Бенуа), "Хозяйка гостиницы" (1914), "Синяя птица" Метерлинка (1908, совместно с Л. А. Сулержицким и И. М. Москвиным). Станиславский создал ряд замечательных сценических образов в пьесах русских и западно-европейских классиков, став властителем дум передовой русской интеллигенции. Он первый раскрыл и утвердил новую природу театр, героики. Образ доктора Штокмана ["Доктор Штокман", ("Враг народа") Ибсена, 1900, пост. С. и В. В. Лужского] стал не только большим художественным, но и общественно-политическим событием; он был пронизан пафосом борьбы с ложной моралью и эгоистическими интересами буржуазного общества. "Свобода во что бы то ни стало"таков был внутренним Станиславский социальную сущность и душевное богатство героев Чехова Астров ("Дядя Ваня"), Вершинин ("Три сестры").

Эти сценические создания Станиславского, проникнутые лирическим обаянием, глубокой человечностью, говорили современникам о выстраданном мужестве, о духовной стойкости, о нерастраченных силах рус. людей, о мечте увидеть жизнь "невообразимо прекрасной". С тонкой, мягкой иронией играл Станиславский роль Гаева ("Вишнёвый сад").С особой силой актёрский талант Станиславского проявился в характерных, сатирических ролях. В образах Фамусова и Крутицкого (1910) бытовая и психологическая достоверность сочетались у Станиславского с большой социальной обобщённостью.

Сатирические образы Станиславского, смелые, дерзкие, доходящие до гротеска, но нигде не переступающие границы естественного, Арган ("Мнимый больной"), граф Любин ("Провинциалка"). В ролях Аргана и кавалера Рипафратты ("Хозяйка гостиницы") Станиславский стремился передать народное начало творчества Мольера и Гольдони. В ролях Ракитина ("Месяц в деревне") и князя Абрезкова ("Живой труп") Станиславский достигал необычайной тонкости, изящества сихологического рисунка, предельной скупости внешнего выражения при большой внутренняя насыщенности образов.

В период широкого распространения в предреволюционном театре различных декадентских течений Станиславский поставил в условно-символическом плане "Драму жизни" Гамсуна (1907) и "Жизнь человека" Андреева (1907), но эти спектакли убедили его в губительном воздействии на искусство актёра нарочитой, искусственной стилизации. Потребность определить свои творческие позиции побудила Станиславского заняться в эти годы углублённым изучением основ сценического искусства. В 1900-х гг. он создаёт своё учение о творчестве актёра, известное под названием "системы Станиславского". В противоположность режиссёрам-декадентам, пытавшимся превратить актёра в марионетку, изгнать со сцены подлинную правду, Станиславского видел свою задачу в укреплении и дальнейшем развитии реалистических основ русского сценического искусства, в разработке новых приёмов актёрской техники, способных передать всю глубину и богатство внутренней жизни человека. Вместе со своим последователем Л. А. Сулержицким Станиславский в 1912 организовал при МХТ 1-ю Студию, чтобы, работая с молодёжью, проверить и утвердить свою систему. Отсутствие современного реалистического репертуара в предреволюционные годы, влияние вкусов буржуазного зрителя препятствовали осуществлению большой художеств. программы Станиславского сковывали его творческие силы.

Победа Октябрьской революции определила новый расцвет театр, деятельности Станиславского как режиссёра, педагога и теоретика сценического искусства. Она уничтожила зависимость театра от буржуазной публики и сделала его подлинно общедоступным, народным. Встречу с новым зрителем Станиславский считал одним из решающих факторов развития театра. Совместно с Немировичем-Данченко Станиславский произвёл строгую переоценку репертуара театра, оставляя в нём лишь лучшие спектакли, способные ответить на духовные запросы нового революционного зрителя. Обратившись в 1920 к пост. мистерии Байрона "Каин", Станиславский сделал попытку создать спектакль, близкий по своим идеям революционному духу времени. Однако более близким новому зрителю оказался "Ревизор", возобновлённый Станиславским в 1921 (с М. А. Чеховым в роли Хлестакова). Огромным успехом пользовался также спектакль "Двенадцатая ночь"Шекспира, пост. которого С. руководил в 1-й Студии МХТ (1917).В 1918 Станиславский возглавил оперную студию Большого театра, выросшую впоследствии в самостоятельный Оперный театр его имени (см. Оперный театр имени К. С. Станиславского}. Работая в студии, Станиславский обогащал драматическое искусство достижениями музыкального театра в области звука, интонации, ритма, пластики. Он окружил себя артистической молодёжью, корой передавал свои знания и опыт, широко экспериментируя и проверяя на практике каждое положение своей системы. Одновременно с работой в оперной студии Станиславский проводил занятия с воспитанниками всех студий МХТ, студии им. Грибоедова, студии "Габима" и др.В 192224 Станиславский возглавил гастроли МХАТа по Европе и США, исполняя в этой поездке обязанности директора, режиссёра и ведущего актёра труппы. Спектакли театра за рубежом ещё более упрочили славу и авторитет Станиславского, вызвали во всём мире огромный интерес к его системе. Во время этих гастролей Станиславский написал свою автобиографическую книгу "Моя жизнь в искусстве", одно из лучших произведений мировой мемуарной литературы. По возвращении на родину Станиславский продолжил начатую в его отсутствие Немировичем-Данченко реорганизацию МХАТа слияние труппы "стариков" со студийной молодёжью.

Спектакли, созданные Станиславским в сов. время в МХАТе, отличались не только глубиной и оригинальностью режиссёрского замысла, совершенством сценического воплощения, но и социальной заострённостью. В спектакле "Горячее сердце" (1926) С. глубоко вскрыл нар. истоки творчества Островского, присущий драматургу дух критического реализма. Прошлое крепостнической России было показано С. с ещё невиданной для МХАТа сатирической яркостью и остротой. Пафос спектакля обличение "хлыновщины" и "градобоевщины"с огромной силой проявился в образах, созданных И.М.Москвиным, М. М. Тархановым, В. Ф. Грибуниным, Ф.В. Шевченко и др. В этом спектакле С. обратился к реа-листич., внутренне оправданному гротеску, в противовес ложному, формалистическому пониманию гротеска, распространённому в сов. т-ре 20-х гг.В спектакле "Безумный день, или Женитьба Фигаро" (1927) Станиславский выразил революционный дух комедии Бомарше, заострив конфликт
между представителями отживающего феодального строя и народом. В пост. этих двух комедий С. раскрывал прошлое с позиций современности. В сезон 192627 И. Я. Судаковым под руководством Станиславского были поставлены два спектакля, отразившие пафос гражданской войны и утверждавшие победу нового общественного строя. В первом из них "Дни Турбиных" Булгакова (1926) раскрывалась тема крушения старого мира. В пьесе "Бронепоезд 14-69" Вс. Иванова (1927) гл. действующим лицом был народ, борющийся за победу социалистической революции. Этот спектакль МХТ, является важной вехой в развитии всего сов. театра, отличался целеустремлённостью режиссёрского решения, ясностью идейного замысла и монументальностью сценических форм.

Под руководством Станиславского были созданы также спектакли: "Продавцы славы" Паньоля и Нивуа (1926), "Унтиловск" Леонова (1928), "Растратчики" Катаева "Мёртвые души" блестящее сценическое воплощение гоголевской сатиры (1932); "Таланты и поклонники" Островского (1933) и др. Одновременно он проводил большую работу с молодыми певцами, создав новый Оперный театр. Ещё в 1922 им была пост. в Студии Большого театра опера "Евгений Онегин". Этот студийный спектакль был воспринят муз. и театр, общественностью как художеств, событие, означающее реформу оперного театра. Опера Чайковского приобрела новое звучание; опираясь на созданную им систему актёрского творчества, С. добивался от актёров-певцов эмоционально-насыщенного, осмысленного пения, органически сливающегося со сценическим действием. Оперная студия-театр им. Станиславского открылась в 1926 спектаклем "Царская невеста". Острая борьба страстей, приводящая героев к гибели, была раскрыта в спектаклях средствами не только вокального, но и актёрского искусства, преодолевшего условности оперной "игры". Муз. культура Большого театра (дирижёр В. И. Сук) сочеталась здесь с высокой режиссёрской и сценической культурой МХАТа. В последующие годы С., развивая лучшие демократические традиции рус. оперной школы, пост. оперы "Майская ночь" (1928) и "Золотой петушок" (1932) Римского-Корсакова, руководил пост. муз. драмы Мусоргского "Борис Годунов" (1929) и др. Станиславский обновил также традиции постановок зарубежной оперной классики, создав спектакли "Богема" Пуччини (1927), "Севильский цирюльник" (1933), "Кармен" (1935) и др.29 окт. 1928 во время исполнения роли Вершинина,"Три сестры") на юбилейном спектакле (30-летие МХАТа) у Станиславский произошёл сердечный приступ. С тех пор он был вынужден прекратить свою актёрскую деятельность, обратив всё внимание на режиссёрско-педагогическую работу, воспитание молодых актёров и режиссёров. Но Станиславский никогда не прекращал поисков новых, более совершенных путей сценического творчества. К началу 30-х гг. он стоял на пороге новых открытий в области метода создания спектакля и роли. Для проверки своего открытия, получившего назв. "метода физических действий", Станиславский снова приступил к студийной, экспериментальной работе. "Искусство, : говорил он, не может стоять на месте. Оно должно постоянно развиваться, тянуться куда-то вперёд, либо начнётся его одряхление и медленная смерть".В 1935 Станиславский студию. Одновременно он начал экспериментальную работу над спектаклем "Тартюф" с группой актёров МХАТа во главе с О. Л. Книппер-Чеховой, М. Н. Кедровым и В. О. Топорковым. В 1937 Станиславский закончил 1-ю часть книги "Работа актёра над собой" и приступил ко 2-й ласта этого труда. Выступал со статьями, поев. важнейшим проблемам современного театра.
Деятельность Станиславского его идеи способствовали возникновению самых разных театральных течений, оказали огромное влияние на развитие мирового сценического искусства 20 в.Станиславский внёс огромный вклад в национальную и общечеловеческую культуру, обогатил мир новыми художественными, ценностями, расширил границы человеческого познания. По признанию крупнейших мастеров зарубежной сцены, весь современный театр использует наследие великого русского режиссёра.




Top