Качества ильи муромца из былины. Мой любимый литературный герой - илья муромец

Орлова Анастасия

Презентация выпонена к итоговому уроку литературы по разделу "То времена, то деяния", 6 класс. "Образовательная система 2100"

Скачать:

Предварительный просмотр: Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Мой любимый былинный герой - Илья Муромец
Илья Муромец – главный герой киевских былин.
Илья Муромец – один из великих русских богатырей, он силён телом и духом, он добрый, и в то же время независимый, очень предан своей родине и своему народу, он защищает бедных и не даёт в обиду слабых людей.
Сила и храбрость ИльиЯ думаю каждый богатырь обладает силой, но также неотъемлемыми качествами богатырского характера является хитрость, сила воли, храбрость.В Илье Муромце сочетаются внешняя и внутренняя мощь. Он не отступает перед препятствиями и не боится трудностей. Ни свист...

0 0

Какие качества характера Ильи Муромца вызывают у тебя уважение? 10-11 класс XD999 Jun 6, 2014 6:06:05 AM (1 год назад) PolinaGaponenk

Jun 6, 2014 8:12:59 AM (1 год назад)

мужество! вот так то опана!

Ella20131313

Jun 6, 2014 10:22:46 AM (1 год назад)

природа одарила его силой,мудростью,добрым сердцем и храбростью

Ответить

Читайте также

Рэккен / Sep 27, 2013 9:58:53 AM

ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ"

Вопрос: какие качества характера Григория Александра Печорина проявляются в главе Бэла (1)
Ответ: .....

Вы находитесь на странице вопроса "Какие качества характера Ильи Муромца вызывают у тебя уважение?", категории "литература". Данный вопрос относится к разделу "10-11". Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить...

0 0

Смотрите здесь карепрост оптом. .

Мы в начале урока пересказали содержание былины по плану. Когда мы составляли план, то не нарушали того порядка, в каком былина рассказывает об Илье Муромце. Мы двигались по былине и к каждой части придумывали заголовки. Нам не приходилось самостоятельно думать о том, как построить план.
Теперь мы будем работать над той же былиной, но работа наша будет отличаться от пересказа. Раньше мы рассказывали о том, куда едет Илья Муромец, что он делает, с кем говорит. Теперь нам нужно рассказать, каков Илья Муромец, какие у него качества характера и как эти качества проявляются в его поступках. Нам придется рассказывать не былину, а о герое былины Илье Муромце. И план у нас теперь будет другой: не план пересказа, а план характеристики.
Приступаем к составлению этого плана. Начнем нашу характеристику с маленького вступления. Всегда лучше начинать рассказ о герое с коротенького вступления. Предположим, что нас захотят слушать люди, которые даже не...

0 0

Задача для школьника:

какие качества характера Ильи Муромца вызывают у тебя уважение

Ответ для школьника:

Смелость,решительность,доброта,справедливость,упорство,честность,бескорыстие,верность своему отечеству и товарищам,преданность

сила воли. столько лет просидеть на печи.

Огромное количество самых разнообразных задачек примеров и головоломок по основным предметам учебной программы! Справочный материал, дающий возможность углубить и расширить уровень знаний, а так же упростить усвоение нового материала! Подробнейшие решения трудных задач по физике, алгебре, геометрии! Заковыристые задания, требующие творческого подхода и изобретательных решений! Все это собрано на нашем ресурсе предназначенном для учеников и их родителей. Мы, в течение долгого времени, скрупулезно собирали задания и ответы на них. Основной упор сделан на подробном разборе заданных примеров, что позволит школьникам правильно выполнять задачки подобного типа, а так же...

0 0

Сварка алюминия инвертором - насколько реально?
Какое оборудование нужно для сварки алюминия? Процесс сварки алюминия обязательно должен проходить в среде инертных газов. Это вызывает потребность приобретения особой приставки для инвертора, позволяющей проводить аргонодуговую сварку.

Купить китайский Nokia 6700 TV
Комплектация поставки нокиа 6700 TV китайского производства: Телефонный аппарат в количестве 1 шт. Также телефон поддерживает MMS, GPRS, WAP, SMS, Bluetooth 2.0, и USB.

Катера и яхты в Новошахтинске
Предоставляем немалый выбор по цветам корпуса и отделки салона, сможете заказать на все 100% персональную лодку. Здесь размещены все магазины Новошахтинска, где можно приобрести катер, яхту: парусную, моторную.

ВТБ24 выплатит страховое возмещение вкладчикам «Внешпромбанка»
Уточнить отделения ВТБ24, в которых изготавливаются выплаты, можно на сайте ВТБ24 в разделе «Выплаты вкладчикам по решению АСВ»....

0 0

Cоюз Близнеца со Львом
Мужчинки:-OВы где мой супруг - лев (lo) Классный союз! Мы с мужем тоже стабильно воюем, однако по-другому неинтересно. Звезды управляют нашей жизнью, от их расположения во время нашего рождения зависит наш характер и наша участь.

Я люблю своего лучшего друга...но и Его я тоже люблю!!! Я люблю их обоих!!!
...Вдруг поняла,что люблю его.Очень безумно.Я надеюсь,это пройдет.Списываю всё пока на гормональное и на что только не списываю... ...Он мой лучший друг.Он помнит меня всякой-весёлой,счастливой,злой,на его груди я рыдала,что меня никто-никто не любит,он знает обо мне очень многое...я знаю о нем всё.Кого он любил,кто любил его,кто его не любил.

Проблемы наркомании и токсикомании в современной публицистике
Как сражаться со злом, свалившимся на плечи молоде- жи? Что с ним делать? Разумеется, оздоровлять первона- чально само общество. Для борьбы с токсикоманией и наркоманией актуально ус- тановить юридическую...

0 0

Отв. 1:
Я считаю, что одно из самых главных качеств Ильи Муромца - это чувство справедливости, защита слабых и сознание своего долга - стоять за правду. Вызов силам зла и борьбы с ними. Он готов идти на прямое столкновение с князем, с боярами, когда видит, что те поступают не по правде. По мимо качеств характера в Илье Муромце присутствует сила, мужество, любовь к Родине..Он - герой общенародный, общерусский, не связанный какими-то сословными узами, он начисто лишен бахвальства, корысти, зависти или каких-либо проявлений эгоизма.

Случайная задача:

Алгебра: dy/dx=x/(2y);(-1;2) Найти частное решение

Отв. 1:
2y dy = x dx
...

0 0

Тестовые задания по литературному чтению, 2 класс Тема «Сказочные богатыри» Учитель начальных классов МОУ СОШ № 13 Созыкина Т. М. Соедини линией «Мальчик Золотой хохолок и девочка Золотая Коса» «Илья Муромец и Святогор» «Царь – девица» «Сказка об Илье Муромце» «Дыйканбай и дэв» богатырская сказка Соедини сказку и её героев «Сказка про Илью Муромца» «Богатырь Назнай» «Дыйканбай и дэв» змей Назнай охотник странники Святогор сорок дэвов Илья Муромец мужички черниговские Назови жанр произведения «Илья Муромец и Святогор» – это сказка быль былина Какие качества характера Ильи Муромца вызывают уважение: Ум, уважение к старшим, любовь и почтение к родителям, мужество, трудолюбие, любовь к родной земле, великодушие, справедливость,...

0 0

Какие качества характера Ильи Муромца вызывают уважение

Вариант 1:
Ответная доброта к другим людям. Получив силы, он не использовал их зря, а помогал людям, дрался с татаринами, победил змея Горыныча и Соловея-разбойника. Этот богатырь доказал, что он достоин иметь силу, превышающую другие силы. Самое лучшее в Илье - это то что он старался показать свои способности ради развлечения, а ради блага Руси.

Дополнительное задание:

Русский язык: К ГЛАГОЛАМ КОЛЕТ, ПОЛЕТ, ПАШЕТ, ВАРИТ, ВАЛИТ, СВЕТИТ ПОДОБРАТЬ ОДНОКОРЕННЫЕ ИМЕНА
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Вариант 1:
Колючка, полка, пашня, варка, свалка, свет

Вариант 2:
ОДНОКОРЕННЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:Колючка, полка, пашня, варка, свалка,...

0 0

Каким был Илья Муромец.

Почему богатырь свят?

Слово "богатырь" ассоциируется у нас с недюжинной силой и смелостью, но если всмотреться в него, мы легко увидим там кое-что еще - слова "Бог" или "богатый". Русский народ подбирал слова с тщанием, так, что и через много столетий они открывают нам важные смыслы. Слово "богатырь" появилось в летописях в XIII веке и стало обозначать человека, одаренного богатством, божественным изобилием сил. До него славяне использовали более однозначные слова: “храбр” или “хоробр”, то есть “удалец”. Говорят, что сила богатырей по своему происхождению не только физическая. Они превосходят врага в том, что стоят на стороне правды. А Бог, как известно, "не в силе, а в правде". А тридцать лет, которые герой провел "на печи", следует понимать не как годы безделья и праздности, а как время научения смирению и подготовки к служению.

Почему он сидел на печи?

Из былин известно, что все свое детство и отрочество Илья Муромец просидел на печи. Сообщается, что в 30 лет «не имел Илья во ногах хождения». Ученые, исследовавшие мощи святого, отметили в поясничном отделе искривление позвоночника вправо и явно выраженные дополнительные отростки на позвонках. Это значит, что в юности святой действительно мог страдать параличом. "Калики перехожие", которые явились в былине к Илье, могли быть, по одной из версий, народными целителями, вправившими Илье позвонки и отпоившими его целебным отваром. А по другой, исцеление и сила - чудо, дарованное Илие Богом.

Прозвище Чоботок

"Илья Муромец" звучит куда серьезнее и впечатляюще, чем "Илья Чоботок". Тем не менее, оба этих прозвища принадлежали святому преподобному Илие Печерскому. Чоботок - это, как известно, сапожок. Прозвище это получил Илия Муромец после того, как ему пришлось однажды оборонятся от неприятелей сапогом, который он надевал на ногу в момент, когда на него напали. Вот как повествует об этом документ Киево-Печерского монастыря:
«Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка, говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище».
Но это был не первый случай, когда Илье приходилось обороняться подобным оружием. В одной из былин разбить разбойников без числа богатырю помог шлем:
И он начал тут
шеламом помахивать,
Как в сторону махнет -
так тут и улица,
Ай в другу отмахнет -
дак переулочек.

Цензурные упущения

Не все связывают образ былинного Ильи Муромца со святым Илией, чьи мощи покоятся в пещерах Киево-Печерской Лавры. Такое разделение - на сказочного Илью и реально существовавшего человека - во многом произошло из-за советской власти, приложившей немалые усилия для того, чтобы сделать из святого сказочного героя-воина. Необходимо было секуляризовать этот образ, дехристианизировать его. Например, именно в это время был искажен эпизод былины, в котором "калики перехожие" исцеляют Илью. В дореволюционном издании былины значилось, что «каликами» были Христос и два апостола. Советское же издание умалчивает об этом.

Потомки Ильи Муромца

Село Карачарово сейчас входит в состав города Мурома. А на месте, где стояла изба Муромца, недалеко от Троицкой церкви, куда герой таскал с Оки на гору мореный дуб, который не могла тащить лошадь, стоит дом сестер Гущиных. Улица Приокская, 279. Сестры Гущины считают себя потомками Ильи Муромца в 28 колене.
Прапрадед сестер Гущиных Иван Афанасьевич наследовал богатырскую силу Ильи Муромца. Он мог легко тянуть на себе воз, если лошадь не справлялась. А местные власти в свое время запретили ему участие в кулачных боях из-за смертельной силы удара. По другой версии, в боях этот человек все же участвовал, но с одним ограничением: связанными руками.
Интересно, что недавно при чистке Оки нашли еще несколько древних мореных дубов в три обхвата каждый. Но не смогли вытащить на берег!

Муром или Моровск?

Не так давно в ученой среде велись страстные споры, и некоторые из оппонентов были убеждены, что родина святого - не Муром, а город Моровск (Моровийск) в Украине.
«В славном городе во Муроме, во селе во Карачарове» - так былины рассказывают нам о месте рождения богатыря. Не раз и сам он вспоминает родные места, затерявшиеся среди дремучих лесов да непроходимых и топких болот.
В той же Черниговской области, что и Моровск, находится город Карачев, созвучный с Карачаровым. И даже село Девятидубье и река Смородинная.
Однако сейчас место происхождения Ильи Муромца установлено точно. Это русский город Муром, село Карачарово.

На Западе

Удивительно, но святого Илию Муромца знают и на Западе, ведь он является главным героем не только русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века, основанных, конечно, на более ранних сказаниях. В этих поэмах его тоже зовут Ильей, он тоже богатырь, тоскующий, к тому же, по своей родине. В германском эпосе Ломбардского цикла, в поэме об Ортните, повелителе Гарды, дядя повелителя - Илья Русский (Ilian von Riuzen). Он участвует в походе на Судере и помогает Ортниту добыть невесту. С женой и детьми Илья не виделся почти год, и в поэме говорится о его желании вернуться на Русь.
Другой пример - скандинавские саги, записанные в Норвегии примерно в 1250 году: «Вилькина-сага» или «Тидрек-сага» из северного свода повествований о Дитрихе Бернском. У правителя Руси Гертнита было два сына от законной супруги Озантрикс и Вальдемар, а третий сын от наложницы - Илиас. Таким образом, Илья Муромец согласно этим сведениям не более и не менее, а кровный брат Владимира - впоследствии Великого киевского князя.

О Г Л А В Л Е Н И Е.

I. Вступительная часть. стр. 2

1. Раскрытие образа Ильи Муромца. стр. 5

2. Добрыня Никитич - крестовый брат

Ильи Муромца. стр. 11

III. Заключение. стр. 15

IV. Литература. стр. 16

Конечно же, трудно представить человека, который не знал бы, что такое былины и не прочитал хотя бы одну из них. Однако чаще всего о былинах имеют весьма общее представление, а нередко и ошибочное.

Мы знакомимся с былинами по книгам, поэтому считаем их литературными произведениями, но это не так. Создателем былин является народ; былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы. Их исполняли народные сказители, исполняли по памяти, как слышали от своих предков.

Самое слово былины происходит от слова быль , т.е. в этих старинных песнях поется о том, что было, о том, что происходило на самом деле.

Выступавшего в 90е годы ХIХ века в Москве сказителя И.Т.Рябинина слушатели спрашивали:

  • Иван Трофимович, любишь ли ты свои старинки ?
  • Не любил бы, не пел бы, - говорил он.
  • И ты веришь, что все это, что в былинах поется, правда?
  • Знамо дело - правда. А то какая же потреба и петь их?

Северные сказители совершили дело неоценимого значения -

они донесли до нас древнее эпическое наследие. Благодаря им, былины теперь навсегда вошли в сокровищницу национальной и мировой культуры.

Но в самом ли деле то, что рассказывают былины, правда? Неужели Илья Муромец стрелял в Соловья-Разбойника, а Добрыня Никитич бился со Змеем?…

Вопрос этот не такой простой.

Однажды рыбаки, ловившие рыбу на Ильмень- озере, что у Новгорода, всетях обнаружили сапог из необычного для нашего времени материала и совершенно непривычной формы. Сапог был из сафьяна (искусно обработанной кожи), с тонким изогнутым каблуком и высоко загнутым кверху носком. Ученые - археологи сначала решили: подделка! Каково же было их изумление, когда изучая былины, они обнаружили такое описание сапог богатыря:

…Сапожки из зелена сафьяна,

Вот шилом пяты, носы востры,

Вот под пяту воробей пролети,

Около носка хоть яйцо прокати!

Так есть ли правда в том, о чем рассказывают былины? Ну, например, терпели ли русские воины в схватках с врагами поражения? Несомненно.

В том же «Слове о полку Игореве» рассказывается о неудачном походе на половцев новгород-северского князя Игоря Святославовича. Но былины рассказывают о непобедимых русских богатырях - и в этом тоже правда. Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу отечества, поднимали в тяжелую годину испытаний дух народа, воспитывали в отроках- юношах любовь к родной земле и ненависть к насильникам. Пример непобедимых богатырей, созданных народным искусством, вселял в людей мужество, укреплял чувство долга, чести. И разве нет правды в том, что славные русичи, несмотря на временные поражения, всегда оказывались победителями? Не смогли покорить Русь ни печенеги, ни половцы, ни монголо-татары!

Главным персонажем былин является богатырь. Он стал воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине, народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть! Чтобы подчеркнуть силу героя, величие подвига, сказители изображают его сражающимся в одиночку против вражьих сил, которых «черным-черно, как черных воронов»…Таков Илья Муромец, таковы же и другие богатыри - Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай-сват, Василий Каземирович,Сухман…

Согласно былинам, богатырство как могущественная и непобедимая сила, обеспечившая мир и благополучие Русской земле, принадлежало далекому прошлому. Его нельзя датировать и нельзя определить, как долго оно длилось. Былинное время оказывается замкнутым и по-своему даже неподвижным: событий происходит много, но каждый раз все возвращается к исходным состояниям. Богатыри совершают подвиги ради восстановления нарушенного порядка жизни.

В.Г.Белинский выделил в русских былинах киевский цикл и новгородский. Оба цикла имеют свои исторические основы. Он установил, что в русском эпосе существует группа былин, объединенная рядом важных признаков. Общие их особенности состоят в следующем: действие происходит в Киеве или около него; в центре стоит князь Владимир; основная тема - защита Русской земли от южных кочевников; Исторические обстоятельства и быт, изображенные в былинах, характерны именно для Киевской Руси; события и враги Русской земли в этих былинах - домонгольского периода; Киев не просто место действия былин, а он воспет как центр русских земель: из Мурома, Ростова, Рязани, Галича едут богатыри на службу в Киев.

Формирование киевского цикла былин определялось характерными историческими обстоятельствами. В IХ-ХI вв. Киев достиг высокого расцвета и могущества; он играл важную роль в борьбе с печенегами и половцами, закрывая им путь в северные русские земли. В этой борьбе осознавались общерусские задачи и складывалось самосознание русского народа. Набеги степных кочевников отражали не только киевляне, но и представители других русских земель, что ярко показано в былинах. Киев в это время объединял почти все русские области и был признанным их центром.

Киевские былины группируются обычно по богатырям. Но среди былин киевского цикла есть произведения героические и социально-бытовые. В этом отношении их можно разделить на такие группы: героические - включают в себя былины, возникшие до монголо-татарского нашествия, и былины, связанные с нашествием; былины социально-бытовые включают в себя песни, в которых социальные конфликты стоят на первом месте.

Одной из важных и характерных особенностей киевского цикла служат образы трех богатырей, действия и судьба которых тесно связаны. В образах этих богатырей воплощаются основные особенности богатырства. Это образы Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. В народном представлении старший из них, самый могучий, богатырь Илья; за ним идет Добрыня, уступающий в некоторых качествах Илье; наконец, Алеша, также отважный защитник Русской земли, однако по ряду особенностей уступающий первым двум богатырям. У всех трех богатырей много общего, однако, каждый из них представляет собой особую личность и имеет определенные индивидуальные черты. В образах этих богатырей ясно видна индивидуализация, которая развивается уже в былинах, а получает значительное проявление в исторических песнях, где надо было изображать уже не обобщенные образы богатырей, а определенных исторических лиц.

В образе Ильи Муромца наиболее ярко и выразительно воплощена основная идея былин - идея защиты родной земли. Именно он чаще других богатырей выступает как отважный и сознающий свой долг страж Русской земли. Он чаще других стоит на заставе богатырской, чаще других вступает в бой с врагами, одерживая победу.

Илья Муромец - идеальный образ богатыря, самый любимый герой русских былин. Это богатырь могучей силы, что дает ему уверенность и выдержку. Ему свойственно чувство собственного достоинства, которым он не поступится даже перед князем. Он защитник Русской земли, защитник вдов и сирот. Он ненавидит «бояр кособрюхих», говорит всем правду в лицо. Обиду он забывает, когда речь идет о беде, нависшей над родной землей, призывает других богатырей встать на защиту не князя Владимира или княгини Опраксы, а «ради матушки-свято-Русь земли».

Лучшее свидетельство огромной популярности в народной среде образа Ильи Муромца - количество былин и былинных сюжетов о нем. Именно этому образу суждено было стать центральным в русском эпосе, воплотить в себе лучшие идеалы и чаяния народа, его понятия о добре и зле, о бескорыстии, о верности родной земле, о богатырской удали и чести. Никто из богатырей - ни Добрыня Никитич, ни тем более Алеша Попович - не могут сравниться в этом отношении с Ильей Муромцем.

Все герои героического эпоса без исключения сражаются с конкретными Батыгами и Батеями Батеевичами, подступившими или захватившими стольный Киев - град. Все былины героического эпоса проникнуты патриотической идеей защиты родной земли. А главным героем в них является конечно же не Добрыня Никитич, не Алёша Попович, а Илья Муромец. Хотя и Добрыня, и Алёша тоже присутствуют, но уже как бы на «вторых» ролях. На богатырской заставе Добрыня в писарях, Алёша - в конюхах, ни Добрыне, ни Алёше не удаётся одержать победу в бою с богатырём - нахвальщиком Сокольником (или Жидовином) , это оказывается под силу только Илье Муромцу. Из многих сюжетов об Илье Муромце известно, что ему дарована высшими силами особая судьба - богатырю не писана смерть в бою. И хотя это не играет никакой роли в действии самих былин, подобная судьба служит признанием особого положения Ильи Муромца среди русских богатырей как самого величественного и идеального защитника родины, показателем его особого предназначения.

Идеальная природа богатыря проявляется не только в нравственном чувстве, руководящем его поступками, но и в чертах его внешнего облика: Илья старый и седой, что служит признаком его мудрости и опытности.

Цикл былин об Илье Муромце внес в эпос много и развил некоторые его тенденции, заложенные в предшествующее время. Былины о богатыре, родившемся в самой глубине народной Руси,

и сразу поставленном выше всех других героев истории Киевской Руси, говорили о возросшем сознании народа. Народная масса поняла себя как силу, без опоры на которую невозможна никакая успешная деятельность на благо Руси.

В 1869 году вышло фундаментальное исследование «Илья Муромец и богатырство киевское» Ореста Миллера. Об Илье Муромце писали Ф.И.Буслаев, А.Н.Веселовский, В.Ф.Миллер, А.И.Соболевский, А.В.Марков и многие другие крупнейшие дореволюционные исследователи русского эпоса. А из работ советского времени следует назвать, в первую очередь, известную книгу В.Я.Проппа «Русский героический эпос» (1958), несколько глав которой полностью посвящено Илье Муромцу, статью и комментарии А.М.Астаховой к изданию « Илья Муромец» в серии «Литературные памятники» (1958).

«Илья Муромец, - отмечает А.М. Астахова, - это образ огромной, осознающей себя, разумно, целесообразно направленной силы. Многочисленные подвиги Ильи Муромца, о писанные в былинах, всегда связаны исключительно с задачей служения народу, он изображен в русском эпосе прежде всего, как оберегатель родины. Илья Муромец борется с иноземными захватчиками, спасает родную землю от вражеских полчищ, побеждает чужеземных богатырей, приезжающих на Русь с враждебными намерениями. Ему так же приписываются подвиги в борьбе с насильниками внутри страны, с разбойниками, от которых он очищает прямоезжие дороги, охраняя мирный труд и благосостояние народа».

Интересен сюжет о чудесном исцелении Ильи Муромца. Он широко распространён в народных сказках и легендах о сидне , известных в фольклоре почти всех стран и народов.

Одна из трактовок этого былинного сюжета принадлежит историку В.Г.Мирзоеву. «Вряд ли этот образ богатыря,- отличает он,- силы которого были окованы, случайный художественный приём былины. Вероятно, было бы предположить, что он метафорически отобразил историческую действительность, тем более что типизация и образность изображения жизни эпоса ещё ни кем, кажется, не подвергалась сомнению. Не воплощён ли в образе Ильи русский народ, скованный по рукам и ногам страшной татарской силой? Конечно тридцать лет - эпическое время, не соответствующее действительно хронологии. Однако надо допустить время, когда Русская земля, залитая кровью и обезможившая после татарского нашествия, должна была пройти известный период для того, чтобы опомниться после ужасного разгрома и приступить к собиранию сил для борьбы. Вот этот период - совершенно понятный и закономерный - и могли изобразить былины в образе богатыря, воплотившего в себе главные черты русского народа. Если это действительно так, то «Исцеление Ильи Муромца» представляет собой один из самых ярких примеров трансформации действительности в былине, былинное отображение исторического прошлого, подчас проявляющегося в сложной форме олицетворения, казалось бы далёкого от своего исторического источника, но тем не менее объяснимого.

Всеволод Миллер обратил внимание, что Илья Муромец выезжая из родного села Карачарова и родного Мурома, «делает значительный крюк, чтобы по пути в Киев освободить Чернигов».Отсюда исследователь сделал вывод, что Илья Муромец - богатырь не Муромский, а Черниговский. «Я предполагаю, - писал он, - что древнеший Илья раньше своего прикрепления к Мурому, был прикреплён другой местности и, именно к Черниговщине. Он мог быть связан с городом Черниговом, как со своим стольным городом, и потому совершает для его освобождения свой первый подвиг, как богатырь северянский. Этим объясняется и ласковое отношение к нему черниговцев, и то обстоятельство, что в большинстве былин заставы помещены именно на пути из Чернигова к Киеву, а не из Мурома в Киев и что о них он узнаёт от жителей Чернигова. Совершая первый подвиг по выезде из дома у Чернигова,

древний Илья, вероятно, выезжал не из такого отдалённого родного места, каков суздальский Муром,а откуда - нибудь ближе к Чернигову. Таким местом мог быть древний город Моровск (Моровийск) , принадлежавший к городам Черниговского княжества в XI и XII веков и нередко упоминавшийся в летописях в описании событий, разыгравшихся под Черниговом или в Черниговской области. Точно такую же звуковую аналогию В. Мюллер нашёл и селу Карачарову. «Село Карачароево или Карачарово, - утверждает он, - явилось в эпосе как замена более южного города Карачева, древнего города черниговских князей, упоминаемого летописью, начиная с XII века.»

Итак: не Илья Муромец из муромского села Карачарова, а Илья (Моровец) из моровского города Карачева … При этом исследова -

тель точно также приводит чисто местные карачевские легенды: «К окрестности города приурочивается местопребывание былинного

Соловья - Разбойника. В двадцати пяти верстах от Карачева протекает река Смородинная и на берегу её находится древнее село Девятидубье. Местные старожилы указывают на то место, где будто бы было расположено гнездо Соловья - разбойника. И теперь на берегу Смородинной находится огромных размеров пень, который по преданию, сохранился от девяти дубов».

Многие исследователи эпоса задавались вопросом: кто же был прототипом русского богатыря? Поиски исторических «прототипов» былинного Ильи Муромца не дали каких-либо ощутимых результатов. А причина одна: в летописях и других исторических источниках нет похожего, хотя бы по созвучию, имени, как, допустим Тугор-хан -Тугарин,Ставр Гордятинич-Ставр Годинович и т.п. Поэтому в данном случае исследователи оказались лишёнными возможностей для сближений, сопоставлений, гипотез. Единственная же параллель с громовержцем Ильёй Пророком была использована мифологами в их трактовках образа Ильи Муромца, как двойного «замещения» в народном сознании языческого бога грома Перуна: Перун - Илья Пророк - Илья Муромец.

В историческом материале исследователи пока не обнаружили даже таких параллелей. Хотя в зарубежных источниках это имя известно. Например, в германских эпических поэмах, записанных в ХIII веке, но основанных на еще более ранних эпических сказаниях, упоминается Илья Русский. В поэме «Ортнит» рассказывается о царствующем в Гарде короле Ортните и о его дяде по материнской линии Илье Русском. Но все это отдаленные и весьма условные параллели. В русских летописных и литературных источниках не сохранилось сведений об Илье Муромце.

И тем не менее Илья Муромец - единственный герой русского эпоса, причисленный к лику святых (князь Владимир Святославович тоже был канонизирован, но не как былинный герой). В православных календарях до сего дня 19 декабря отмечается как «память преподобного нашего Ильи Муромца, в двенадцатом веке бывшего». Более того, существует одно из самых неопровержимых доказательств реальности Ильи Муромца - его гробница в знаменитой Антониевой пещере Киево- Печерского монастыря, находящаяся рядом с гробницами первого русского летописца Нестора, первого русского иконописца Алимпия и многих других вполне реальных исторических деятелей Киевской Руси, ее подвижников и великомучеников.

Сейчас уже вряд ли можно установить, как, каким образом произошла канонизация былинного героя. Что это - еще одна «материализованная» легенда, каких возникало немало во все времена и у всех народов, случайное совпадение имен или же рядом с Нестором и Алимпием, преподобными мучениками Феодором и Василием, Авраамием Трудолюбивым и Онуфрием Молчаливым, златарем Евстафием, старцем Ефремом, в историческом бытие которых никто не усомнится, действительно был погребен в ХII веке богатырь Илья Муромец?.. Ничего невероятного. неправдоподобного, а тем более сверхестественного, в таком предположении нет. Многие из погребенных рядом с Ильей Муромцем тоже не попали в летописи, память о них сохраняла только устная молва, и тем не менее они были канонизированы. А в том, что богатырь Илья Муромец оказался рядом с великомучениками и праведниками Древней Руси, тоже есть, конечно, своя закономерность, свое глубоко символическое значение, Вне зависимости от того, когда и как это произошло, исторический это факт или легенда…

В исторических документах ХI- ХI веков мы не найдём ответа на эти вопросы, но сам фольклор - тоже документ истории, одна из самых неопровержимых и достоверных летописей внутренней жизни народа, его идеалов и идей. И в этой летописи Илья Муромец не просто существует, в ней он главный герой.

Илья Муромец вышел за пределы народного былинного эпоса, многочисленные сказки о нем, легенды, побывальщины, как созданные на основе былинных сюжетов, так и вполне самостоятельные, - все это тоже продолжение «биографии» былинного героя, его жизнь во времени.

Былинная «биография» Добрыни Никитича разработана в русском народном эпосе не менее тщательно, чем Ильи Муромца. Есть былины о рождении и детстве Добрыни, его женитьбе на богатырше- полянице, его знакомстве с Ильей Муромцем, конфликте с Алешей Поповичем. Известно имя Добрыниной матери - Амельфа Тимофеевна, отца - Никита Романович; жены - Настасья Микулична; тетушки крестовой - Авдотья Ивановна.

Образ Добрыни Никитича - один из самых обаятельных и глубоких в русском эпосе. Это подлинный герой, всегда готовый к подвигу. Он там, где нужна помощь, смекалка, ум и такт, борьба с ересью и коварством, верность и смелость.

Добрыня всюду верен своему цельному, определенному характеру. Бесконечно преданный Руси., богатырь ревниво оберегает свое достоинство как русского воина. Человеческие качества Добрыни определяются тем свойством, которое в былинах именуется «вежеством». Добрыня разумен в речах, сдержан, тактичен. Его вежество «роженное», то есть врожденное, а не внешне приобретенное и потому нередко утрачиваемое. Добрыня - заботливый сын и любящий супруг. В былине иногда кратко, иногда довольно подробно рассказывается о детстве героя, о его росте, возмужании, воспитании в доме матери. Поётся о том как необычно рано начинает сказываться в герое его богатырскя природа. Еще отроком он входит иногда в полную силу:

А ростет тут-ле Добрынюшка Микитиц блад,

А ростет тут-ле Добрыня лет до двенадцети,

Ён стал хватать приправу богатырскую…

Стал Добрыня растеть, матереть,

Не по годам, не по месяцам - по неделюшкам.

С этим богатырем в песенно-эпический фольклор вошел тип общественного деятеля, который целиком связал свои подвиги, дела и помыслы с укреплением могущества Киевской державы - залога самостоятельности и единства Русской земли и русского народа. Добрыня верой и правдой служит Киеву и стольному киевскому князю.

Особое значение надо придать былине о бое Ильи с Добрыней. Добрыня представлен в ней как рязанский житель. Про самою Рязань говорится, что она «доселева» «слободой слыла», а вот «нынече» слывет городом. Прошла слава и о Добрыне как удалом борце - «немалая» славушка по всей земле до самой «украины» - до Мурома. Илья Муромец едет в Рязань, чтобы убедиться в силе и удали Добрыни. Илья встречается с Добрыней в чистом поле. Ударились богатыри палицами, потом - мечами, соскочили с коней - принялись бороться. Бой закончился тем, что Илья и Добрыня побратались. Сказал Добрыня:

Назовемся-ка мы братьями крестовыми,

Обменяемся крестами золочеными:

А как будешь ты мне больший брат,

А как буду я тебе меньший брат,

И мы будем ездить по чисту полю поляковать,

А и биться мы будем друг-то за друга,

Друг-то за друга, за брата за крестового!

И поехали богатыри в Киев. Владимир стольнокиевский встретил Илью такими словами:

Уж ты здравствуй, Илеюшка, Илья Муромец!

Уж ты здравствуй, дородный добрый молодец!

А Добрыне киевский князь сказал:

Я тебя-то, добрый молодец, не знай, как зовут.

Смысл былины втом, чтобы утвердить в сознании слушателей мысль о превосходстве Ильи над Добрыней, который почти равен силой с Ильей, но слава которого будто бы началась не раньше, а позднее славы Ильи. По былине судя, Муромца знали повсюду уже тогда, когда Добрыня только приехал в стольный Киев. Зачем было создавать такую былину? Надо полагать для того, чтобы Добрыня как старейший богатырь русского эпоса уступил первенство Илье Муромцу. Ради Ильи былина пытается оспорить первенство Добрыни как богатыря предшествующего времени в развитии эпоса. Для вящего доказательства былина заставляет Илью и Добрыню ехать в Киев, и князь Владимир, будто бы еще не знавший Добрыню, невольным вопросом решает спор двух могучих богатырей. Да они и сами к тому времени вполне ясно определили свое отношение друг к другу.

Былина, которая нарочито ставит Илью над Добрыней, понадобилась для опровержения ходячего мнения, что Добрынина слава родилась раньше Илюшиной. Илья Муромец как богатырь, рожденный историей возвышения Ростово-Суздальской земли над прочими русскими землями, в своей эпической биографии также берет верх над остальными богатырями эпоса и, в первую очередь, над Добрыней, как главным героем эпоса IХ-ХI вв.

В отличие от Ильи Муромца, Добрыня Никитич имеет вполне реального исторического «прототипа» - это знаменитый дядя князя Владимира Святославовича, посадник новгородский, а затем воевода Киевский Добрыня, рассказы о котором есть и в «Повести временных лет», и в других летописных источниках. Но существует и другая версия, согласно которой былинный Добрыня-собирательный образ, вобравший черты многих древнерусских Добрынь. Исследователь Ю.И.Смирнов отмечает, что летописи связывают, по крайней мере, семь Добрынь:

В сведениях по Х век упоминается несколько раз Добрыня, дядя Владимира I Святославовича;

По ХI век - Добрыня Рагуилович, воевода Новгородский;

По ХII век - новгородский посадник Добрыня, киевский боярин Добрынка и суздальский боярин Добрыня Долгий;

  • по ХII - век Добрыня Галичанин и Добрыня Ядрейкович, епископ новгородский.

Выбор достаточно велик - почти четыре столетия, и теоретически нельзя исключить никого из этих «прототипов» или сводить всех Добрынь к первому из них. О каждом из этих исторических Добрынь сохранились летописные известия, а о некоторых - литературные произведения. Ю.И.Смирнов говорит о временах домонгольской Руси, но и позже, вХV - ХVII веках это имя оставалось в числе самых распространенных древнерусских имен. Надо учитывать, что оно относилось к числу «некалендарных» имен, его не могли дать при крещении. А это значит, что для всех перечисленных выше Добрынь, оно было или вторым - языческим именем, полученным за определенные качества: доброту, красоту, величие. Все это вкладывалось в древнерусское имя ДОБРЫНЯ. Так что в данном случае действительно трудно судить, что именно привлекло в историческом Добрыне: его ли заслуги, а они и впрямь были немалыми, или же само это прекрасное имя ДОБРЫНЯ , тем более и по отчеству он НИКИТИН , то есть в переводе с греческого, - славный, блестящий, победитель.

Так о чем же говорят былины? О любви к Родине, о доблести и

беззаветной храбрости, о бескорыстии и верности долгу. Пафос былин, возникших много веков назад и несущих в себе черты давно отшумевших событий, не может не волновать слушателей и читателей. Академик Ю.М. Соколов писал в своей известной книге «Русский фольклор»: «Любовь к Родине, уважение к тем, кто стоял на страже границ родной земли, кто свою жизнь посвящал служению родному народу, кто ставил своей целью заботу об обездоленных и угнетенных, кто умел держать данное слово, кто был крепок духом, храбр, смел, кто давал жестокий отпор врагам страны и народа, кто умел говорить правду прямо в лицо, кто боролся против насилия князей и бояр,- все это составляет пафос многих героических былин».

Л И Т Е Р А Т У Р А.

  1. Аникин В.П. Русский богатырский эпос
  1. Базанов Вас. От фольклора к народной книге
  1. Калугин В.И. Струны Рокотаху…Очерки о русском

фольклоре.

  1. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество.
  1. Круглов Ю.Г. Былины.
  1. Путилов Б.Н. Застава богатырская.
  1. Померанцева Э.В. О русском фольклоре
  1. Рыбаков Б. Русские былины.
  1. Энциклопедия литературных героев
  1. Юдин Ю.И. Героические былины (поэтическое искусство).

Имя: Илья Муромец (Ilya Muromets)

Страна: Киевская Русь

Создатель: славянские былины

Деятельность: богатырь

Илья Муромец: история персонажа

Статный молодец на коне и в доспехах – такую картину привычно рисует воображение при упоминании Ильи Муромца. Споры вокруг личности великого русского богатыря не утихают много лет. Существовал ли Илья на самом деле? Откуда берут начало слухи о волшебном исцелении мужчины? И правда ли герой выдергивал деревья с корнем из земли?

История создания

Ежегодно 1 января в православии чествуют память святого Ильи. Мужчина встретил старость в Печерской лавре и погиб от руки жестоких половцев. Исследования останков мученика подтверждают мнение, что богатырь Илья Муромец – не вымышленный персонаж, а реальный человек.


Анализ мощей, который ученые провели в 1988 году, указывает на специфические особенности: погибший мужчина страдал редким заболеванием, влияющим на способность передвигаться. На костях и тканях святого замечены следы ранений. Перечисленные факты дают повод утверждать, что Илия Печерский (под таким именем похоронен мужчина) – прообраз могучего героя.

Возможно, преувеличения, которые свойственны сказаниям и легендам, – последствия постоянного пересказа. Или создатели былин добавили метафор в рассказ, чтобы произвести впечатление на слушателей.


Муромец и вправду отличался от современников. Описание героя (подтвержденное учеными) доказывает, что рост воина составлял 177 см. Средний рост мужчин в Древней Руси не превышал 160 см. Нужно упомянуть цитаты Бориса Михайличенко, исследователя мощей:

«...на костях у мумии очень хорошо развиты так называемые бугристости. А мы знаем, что чем лучше у человека при жизни развиты мышцы, тем больше у него будут эти бугристости. То есть у него была развита мышечная система».
«Кроме того, при рентгенологическом исследовании в черепе обнаружены изменения в отделе мозга, называемом «турецкое седло». Во все времена есть люди с такой симптоматикой, про них говорят - «косая сажень в плечах».

Первое письменное упоминание Ильи Муромца относится к 1574 году. Литовский воевода в записке к Остафию Воловичу вскользь упоминает об отважном воине «Ilii Murawlenina » и заточении русского героя в темнице киевского князя.

Существует теория, что рукописные свидетельства о подвигах Муромца были специально уничтожены. Якобы незнатное происхождение героя бросало тень на дружинников-бояр и их потомков.

Биография

Ведутся ожесточенные споры о том, откуда родом Илья Муромец. Первоначальная теория гласит, что богатырь родился в селе Карачарово, которое расположено неподалеку от города Мурома Владимирской области.


Исследователи жизнеописания героя придерживаются объяснения, что родина силача – село Карачев, расположенное рядом с Моровийском Черниговской области. Предполагаемые места рождения героя созвучны, поэтому ошибка с легкостью закралась в эпос.

Получить достоверную информацию о происхождении мужчины пока не представляется возможным. Исключать вероятность, что Илья Муромец – украинец, не стоит. Кстати, отчество прославленного героя – Иванович:

«А во славном во русском царстве,
А во той ли деревне Карачарове,
У честных у славных родителей, у матери
Был спорожен тут сын Илья Иванович,
А по прозванью был славный Муромец».

Малыш, который родился в семье крестьянина, с детства страдал неизвестным заболеванием. Ребенок не чувствовал нижние конечности и не мог самостоятельно передвигаться. В семье поговаривали, что причиной болезни стало проклятье. Дед Ильи не захотел принимать христианство и разрубил православную икону. За неуважение к святым расплачивался потомок язычника.


Подробная биография богатыря прослеживается с 33-летия героя. Илья, страдающий от собственной немощности, лежал на печи. Внезапно в дверь постучали. «Калики перехожие» (они же народные врачеватели) помогли будущему дружиннику встать на ноги. За чудесное спасение Илья дал слово, что защитит русскую землю от врагов и замолит грех деда.

Получив долгожданную свободу, мужчина оставил родную деревню и отправился совершать подвиги. По дороге в Киев Илья столкнулся с первым серьезным противником. терроризировал округу, не позволяя путникам преодолеть Брынский лес.


Схватка завершилась быстро, и мужчина доставил смутьяна к покоям . Владыка Руси был впечатлен подвигом мужчины, но крестьянский наряд вызвал у царствующей особы недовольство. Вместо обещанной за разбойника награды царь кинул к ногам Ильи поношенную шубу. Храбрец не стерпел обиды. За дерзкое поведение Муромца посадили под замок.

Возможно, на этом бы и закончились подвиги мужчины, но на Русь напали половцы. Показав военные таланты, физическую силу и крестьянскую смекалку на поле битвы, Муромец заслужил место в дружине царя.


Чуть больше 10 лет богатырь наводил порядки на территории древней Руси. Мужчина совершил немало подвигов, о которых слагали сказания и песни. Любимое оружие Ильи – тяжелая булава и меч-кладенец, который подарил мужчине богатырь Святогор.

Происходит смена власти, и на престол восходит новый владыка. , о котором повествует «Слово о полку Игореве», ведет дружину в бой со старым врагом. Но кочевников оказывается слишком много, Илью Муромца тяжело ранят. И тут теории о судьбе героя вновь расходятся:

«... от этих татар да от поганых, окаменел его конь да богатырской, и сделались мощи да святыя да со стара казака Ильи Муромца».

Иными словами, герой погиб во время схватки. Другая былина утверждает, что верный конь выносит хозяина с поля боя. Мужчина приходит в сознание у стен монастыря и вспоминает обещание замолить грех деда. Илья бросает амуницию и принимает постриг. Оставшиеся годы мужчина проводит в Киево-Печерском монастыре, дав обещание не брать в руки оружие.


В «Повести временных лет» упоминается междоусобная война между Рюриком Ростиславовичем и Романом Мстиславовичем. В сражении, кроме русских князей, участвовали наемники-половцы. Разбойники добрались до монастыря и убили священнослужителей. Илья, верный обету, не взял в руки оружие и погиб от удара копья в сердце.

Экранизации

Илья Муромец, остановившийся у камня, – привычный с детства образ. Неудивительно, что о богатыре снято много кинолент и мультфильмов, написано множество картин.

Первым примерить на себя роль могущественного дружинника удалось . Фильм «Илья Муромец» вышел в 1956 году. В основу сюжета легли классические былины о богатыре и сцены из сказок .


Советский мультфильм о воине увидел свет в 1975 году. Вторая часть была выпущена на экран через три года. Мультипликационные фильмы повествуют о знаковых событиях в жизни дружинника. Музыкальным оформлением служат композиции из оперы «Илья Муромец».


В 2007 году студия анимационного кино «Мельница» выпустила мультфильм «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Полюбившийся малышам и их родителям образ немногословного силача (тому, кто озвучивал героя, не пришлось заучивать много текста) позже появится еще в четырех мультфильмах, посвященных русским богатырям. Голосом Муромца стали Валерий Соловьев и .


В фильме «Реальная сказка» (2010 год) былинный персонаж перенесен в современную реальность. Илья занимает должность охранника Кощея Бессмертного и вовсе не похож на истинного героя.


Алексей Дмитриев в роли Ильи Муромца в фильме «Реальная сказка»

Помимо кинофильмов, образ сильного и смелого мужчины нашел отражение в живописи, музыкальных композициях, спектаклях и компьютерных играх.

  • Илья Муромец упоминается в германских эпосах. В сказаниях герой носит имя Илья Русский.
  • В зарубежных источниках также упоминаются жена и дети воина, по которым мужчина скучает в дальних походах.
  • Исследователи утверждают, что Илья умер в возрасте 45-50 лет.
  • По неизвестным причинам останки Илья Муромца (вернее, предполагаемого прототипа) не поддались полному разложению. Верующие считают, что святые мощи богатыря исцеляют болезни позвоночника.

Цитаты

«Я иду служить за веру христианскую, и за землю русскую, да и за стольный Киев град...»
«Я из города из Мурома, Илья, сын Иванович. А приехал я сюда прямой дорогою мимо города Чернигова, мимо речки Смородины».
«У моего света-батюшки была корова прожорливая. Тоже много ела. Да под конец у нее пузо треснуло»
«Бегите, окаянные, по своим местам, да чините везде такову славу: Русь-земля не пуста стоит».
«Ты прости меня, мать, не работник я в поле, не добытчик. Калин-царь заготовил стрелу смертную в сердце Киеву. Не велика мне, молодце, честь сидеть в Карачарове».

Былина Илья Муромец и Соловей разбойник переносит нас в далекое прошлое и рассказывает нам о давних временах, знакомя нас с богатырем Ильей и его подвигами. Приключения Ильи Муромца начались, когда он отправился из села в Киев, чтобы устроиться на службу к князю. Это герой целого цикла былин, среди которых есть и сказка Илья Муромец и Соловей разбойник.

Илья Муромец и Соловей разбойник

Для аннотаций об Илье Муромце и Соловье разбойнике в читательский дневник, предлагаем краткое описание и характеристику Ильи Муромца, а также характеристику Соловья разбойника. Итак, встретился Илья Муромец с разбойником, по пути на Киев, когда пошел прямой дорогой, хотя его и предупреждали о злодее-разбойнике, который своим свистом всех повергает в ужас. Не испугался Илья и сразился с Соловьем разбойником, поверг его и поехал вместе с ним к Владимиру, которому и показал Соловья-разбойника. В конце былины Илья отрубает голову разбойнику, так как тот ослушался Илью и засвистел не на пол-силы, а во всю силу.

Илья Муромец и Соловей разбойник главные герои

Знакомясь с героями былины Илья Муромец и Соловей-разбойник мы видим представителей добра и зла. Илья представлен богатырем. Одно только слово богатырь рисует перед нами не просто человека, а человека с большой силой, который может повергнуть целое вражеское войско. Повествователь говорит нам, что богатыри всегда носили с собой сорокапудовую палицу, была такая палица и у Ильи. А ведь сорок пудов это более шестисот килограмм. Вот и представьте, какой силой огромной обладали богатыри. Илья — это храбрый, сильный, благородный молодец, который противостоит злу, сражаясь с чудовищами и змеями, и в нашем случае с Соловьем разбойником.

Сам же соловей разбойник представляется нам чудовищем, в человеческом обличье. Это человек, который живет в лесу, обитает на дереве в своем гнезде и может свистеть настолько громко по-соловьиному, что трава гнется к земли, цветы осыпаются, люди умирают. Соловей-разбойник — это отрицательный герой, которого побеждает Илья и так должно было быть, ведь добро всегда побеждает зло, а это и является в Илье Муромце и Соловье-разбойнике главной мыслью.




Top