Кир булычев краткая биография для детей. Биография Кира Булычева

Повесть Карамзина «Бедная Лиза» - одно из самых известных произведений эпохи романтизма. Трагичность повествования не оставляет равнодушными читателей любых возрастов, а актуальность темы очевидна и сегодня. Центральным персонажем произведения является Эраст - он и источник всех бед, и воплощение авторской мысли.

Эраст - представитель типичного молодого дворянства. Он полон романтики и любви, полон иллюзий и надежд на будущее. Ему кажется, что он способен сломать устоявшиеся традиции и сможет пойти и против семьи, и против друзей ради своей любви. Однако на деле он оказывается гораздо слабее, чем представляет себя сам, сдается под натиском первых же жизненных трудностей. Переоценить роль Эраст в сюжете невозможно, поскольку именно его характер, его внутренние черты определяют сюжет и делают любую другую концовку попросту невозможной.

Характеристика героя

Основные черты героя достаточно противоречивы, автор не рисует его исключительно коварным соблазнителем и беспринципным мужчиной. К отрицательным чертам Эраста можно отнести его ветреность и неспособность держать собственное слово. Также автор резко осуждает его самообман: уходя на войну, он оправдывает этим свою холодность к девушке, однако и здесь не проявляет себя, а только играет в картах и развлекается с друзьями. Эраст не имеет силы воли, чтобы преодолевать жизненные трудности и выбирает самый простой путь: вместо того, чтобы упорно трудиться, он просто женится на богатой пожилой вдове, не думая о последствиях для других. Еще одно резко отрицательное качество Эраста - его убежденность в том, что деньги могут помочь израненному сердцу девушки.

Однако есть в этом мужчине положительные черты. Прежде всего, это искренность. Он действительно любил Лизу, хотя и не смог признаться в охлаждении собственной страсти. Он искренне верит в то, что они вдвоем смогут преодолеть социальные преграды и все трудности неравенства. Предлагая Лизе деньги, он также убежден, что это может пойти ей на пользу. Злобы в его действиях, обмана и коварства фактически нет. Именно поэтому воспринимать Эраста только как негативного персонажа невозможно. О том, что его положительные черты, его совесть и его сострадание «живы» говорит и финал: до конца жизни он будет страдать из-за того зла, которому стал виной. Такой психологический портрет достаточно сложен и многогранен, он фактически определяет весь сюжет. В целом же персонажа сам автор характеризует как героя не плохого, но испорченного устаревшими порядками и дворянский жизнью.

Образ героя в произведении

В произведении Карамзина Эраст становится воплощением сразу двух важнейших тем, заложенных автором в сам сюжет и в его скрытый смысл. В первую очередь через действия романтического героя выражается противоречие между естественными чувствами и искусственно созданными законами, в том числе социальными. Эраст практически полностью создан из этих противоречий, и его судьба становится демонстрацией того, почему чаще всего побеждают законы человека, а не законы природы. Над Эрастом берет верх жажда финансового благополучия и социального признания, естественные порывы собственной души ему приходится отодвинуть на второй план. Как результат - глубокие душевные страдания, которые происходят из неестественности подобных отношений между людьми.

Что немаловажно, через образ Эраста Карамзин выражает собственную позицию к подобным представителям дворянства. С одной стороны, он осуждает их морально, обрекает на муки совести и не позволяет спокойно примириться с собственными слабостями. С другой стороны, эстетически автор оправдывает героя, показывая, что он не является виновником сложившихся обстоятельств, а скорее их заложником. Такая позиция была отмечена не только литературоведами, но и соотечественниками. Сразу после публикации повести имя Эраст стало максимально популярным среди людей высшего сословия.

Очень важна роль Эраста и в истории русского романтизма в целом. Он стал первым центральным персонажем, который воплотил в себе образ так называемого «лишнего человека». После этого подобные персонажи появлялись у большинства авторов, однако основоположником такого направления считается именно Кармазин.

В повести «Бедная Лиза » Карамзин затрагивает тему противостояния города и деревни. В ней главные герои (Лиза и Эраст) являются примерами этого противостояния.
Лиза - крестьянская девушка. После смерти отца она и ее мать обеднели, и Лиза была вынуждена браться за любую работу, чтобы заработать на хлеб.
Продавая цветы в Москве, Лиза встретила молодого дворянина (Эраста), которого тут же полюбила. Но после предательства Эраста она утопилась в пруду.
Главные черты характера Лизы – умение преданно любить и доброта. Девушка живет не разумом, а чувствами и видит в людях только добро.
Лизина доброта и явилась главной причиной ее смерти, и смерти ее матери.
Эраст - светский молодой человек с добрым сердцем, но ветреным и слабым. Ему надоела общественная жизнь, и он пытается ее изменить. В этом Эрасту помогает появление в его жизни любви к Лизе. Ему кажется, что он любит ее, но потом все его чувства проходят.
Чтобы сбежать от Лизы Эраст отправляется на войну, где он вместо того чтобы сражаться с врагами тратит свое время на игру в карты. Проиграв почти все свое имение, он женится на богатой пожилой вдове.
Образ Эраста связан с губительной силой города, которая уничтожает доброго человека.
Предательство-это главная причина смерти Лизы и самая большая ошибка Эраста.

Сейчас смотрят:

Издавна природа и человек были единым целым. Тысячи лет назад древние люди не представляли своего существования вне окружающей среды. Ведь природа всегда была и будет колыбелью человечества. Она зародила мир, смогла из одноклеточного организма развить целые поколения, сменяющие друг друга уже на протяжении нескольких тысяч лет. Но как в сказке с плохим концом, добро природы, данное человеку, обратилось злом. Мир забыл, кто его создал, ч

Анализ стихотворения Блока "О доблестях, о подвигах, о славе" (адресовано жене) I. Любовь - умиротворенность для души. II. Анализ стихотворения. 1. Композиция стихотворения. 2. Жанр стихотворения. 3. Эпитеты, олицетворения, метафоры. 4 Параллель со стихотворением Пушкина. III. Вера в любовь - спасение души. Александр Александрович Блок жил и писал в очень трудных исторических условиях, мучительно ощущая отсутствие гармонии в

Ремарки существуют почти в каждой пьесе. Они служат для указания автора на поступки героев, их жесты, мимику, интонацию, на психологический смысл их высказываний, на темп речи и паузы, на обстановку действия. В драматургии второй половины XIX века роль ремарок возросла в связи с усилившимся интересом к быту и нюансам психологии. Особенно хорошо это заметно в пьесах Островского и Чехова. Свое дальнейшее развитие ремарка получила в произв

В современном городе в результате развития промышленности, транспорта и роста самого города складывается специфическая экологическая обстановка. Ее отличительные особенности - повышенное содержание атмосферных загрязнений, более резкие, чем в пригороде, колебания температурного и радиационного режимов, наличие шума и вибраций разного рода, огромная психофизиологическая нагрузка на городского жителя. Одним из наиболее неблагоприятных для

"Зима!.. Крестьянин, торжествуя,На дровнях обновляет путь;Его лошадка, снег почуя,Плетется рысью как-нибудь".Эти слова А. С. Пушкина невольно вспоминаются мне, когда я смотрю на картину А. Саврасова "Зимний пейзаж".Морозный зимний день.Гигантские, в два обхвата, липы, клены, березы посеребрены инеем и склоняются под тяжестью недавно выпавшего снега.Каждая веточка как хрустальная, сквозь эту кружевную накидку едва чернеют стволы деревь

Родился в Казани в семье партийных работников (родители репрессированы в конце 30-х гг.), в детстве несколько лет провел в Магадане, куда была сослана его мать Евгения Гинзбург (автор впоследствии написанной и получившей широкую известность книги \"Крутой маршрут\"). Закончил в 1956 г. Ленинградский медицинский институт, до 1960 г. работал врачом в больницах. Печатается с 1959 г. Известность писателю принесла повесть \"Коллеги\" (1960),

Самой большой любовью всей жизни Фета была Мария Лазич. Но их судьба сложилась несчастливо. Они расстались, и Мария покончила жизнь самоубийством, обронив зажженную спичку, от которой загорелось ее платье. Это несчастье наложило на жизнь и творчество поэта неизгладимый отпечаток. Стихи, в которых присутствует “она”, овеяны трагичностью и тоской. Вместе с Марией Лазич погиб и его идеал, который звучал теперь только в стихах - воспоминани

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» по праву считается не только величайшим произведением литературы, но и кладезем удивительных по своей глубине философских мыслей. Сам роман состоит как бы из двух частей. Это роман о Мастере и роман, написанный самим Мастером. Главный герой булгаковского произведения написал на историческом материале книгу огромной психологической выразительности. Этот «роман в романе» далек

Всі діти з нетерпінням чекають зими. Зазвичай вона наступає несподівано, як в казці. Тільки вчора ще стояли голі дерева з окремими жовтими і коричневими листочками, під ними лежали купи різнобарвного листя, на клумбах цвіли пізні осінні квіти, накрапав дощ. До вечора вдарив легкий морозець.Прокинувшись рано вранці, на подив усім, відбулися великі зміни в місті. Варто було виглянути у вікно, як все виявилося в снігу. Значить настала зима

Гавриил Романович Державин - поэт, в творчестве которого глубокий философский взгляд на окружающую действительность соединяется с высокой гражданственной позицией, с обличением несправедливости, с сатирой на влиятельных вельмож и фаворитов. Вот ода «Фелица», написанная в 1782 г. и посвященная императрице Екатерине II. Именно с этого произведения началась настоящая поэтическая слава Державина. Здесь аллегорически изображена сама царица (

Эраст был богатым молодым дворянином, пресыщенным и уставшим от жизни. Он имел неплохие задатки и по мере сил старался быть честным; по крайней мере, он понимал, что делает искренне, а что нет. Можно сказать, что богатство испортило его, потому что он ни в чём себе привык не отказывать. Точно так же, когда он увлёкся бедной девушкой из московского пригорода, он приложил все усилия, чтобы завоевать её расположение и расположение её матери.

Он плохо понимал себя и считал, что сентиментальная влюблённость в бедную девушку, столь красивую и неиспорченную, поможет ему уйти от скуки и пустой выхолощенной жизни в столице. Он читал иностранные сентиментальные повести и нафантазировал себе тихую пасторальную любовь к крестьянской девушке. Какое-то время он был вполне счастлив этой игрой и упивался ею, тем более что Лиза откликнулась на его ухаживания со всей горячностью первой любви.

Но проходило время, и игра стала утомлять Эраста, он оказался не готов бросить своё богатство, к тому же его стали преследовать денежные неудачи. Прекрасно понимая, что он поступает подло, он придумал историю про то, что уходит на войну, а сам женился на богатой женщине, чтобы поправить своё состояние. То, что он сделал свой жизненный выбор между деньгами и сердечным счастьем вполне обдуманно и понимал, что именно делает, показывает его реакция на самоубийство Лизы. Попытка уговорить её и откупиться оказалась безнадёжной, и Эраст остался на всю жизнь несчастлив, потому что он не был злым и циничным человеком, просто ему не хватило душевных сил пойти с Лизой до конца и полностью переменить свою жизнь.

Повесть "Бедная Лиза" - произведение сентиментализма, потому что оно построено на раскрытии особенностей человеческой души, внимании к личности человека; герои повести - простые люди, крестьянки и дворянин; автор проявляет большое внимание к природе, одухотворяет её; язык повести приближается к разговорному языку образованного общества того времени.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Характеристика Эраста (по повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина) сочинение, статья, краткое содержание, анализ, биография, тест, пересказ, литература уже в твоих закладках.
> > Характеристика Эраста (по повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина) сочинение, статья, краткое содержание, анализ, биография, тест, пересказ, литература
Дополнительные сочинения по данной теме

    Анализ произведения Эта повесть является одним из первых сентиментальных произведений в русской литературе XVIII века. Сюжет ее был не новым, так как не раз встречался у отечественных и иностранных романистов. Но определяющую роль в повести Карамзина играют чувства. Одним из главных героев произведения становится повествователь, рассказывающий с безмерной грустью и. сочувствием о судьбе девушки. Введение образа сентиментального повествователя оказалось новаторством Карамзина в русской литературе, так как раньше рассказчик оставался как бы в
    Работа с повестью «Бедная Лиза» рассчитана на два урока. Начинается она со слов Карамзина: “Говорят, что автору нужны талант и знания: острый проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей…” От эпиграфа переходим к размышлениям о сущности любви. Ребята читают заранее подготовленные высказывания о любви, отражающие их жизненные позиции, аргументируют свою точку
    Татьяна Алексеевна ИГНАТЕНКО (1983) - учитель русского языка и литературы. Живёт в станице Новоминская Каневского района Краснодарского края. Работа с повестью «Бедная Лиза» рассчитана на два урока. Начинается она со слов Карамзина: “Говорят, что автору нужны талант и знания: острый проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей…” От эпиграфа переходим к размышлениям
    Карамзин описывал отношения Лизы и Эраста в пасторальных, идиллических тонах, подчеркивая, что трагический конец их отношений - результат сложившихся обстоятельств и легкомысленного характера главного героя, и причина вовсе не в социальном неравенстве. Эраст - «довольно богатый дворянин» с «добрым от природы», но «слабым и ветреным сердцем». «Он вел Рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии». Вначале Эраст думал только о «чистых радостях» и хотел «жить с Лизою как брат с сестрою»,
    Лиза - молодая невинная девушка, живущая под Москвой одна с матерью, которая постоянно проливала слёзы по рано умершему мужу, а Лизе приходилось выполнять всю работу по дому и ухаживать за нею. Лиза была очень честная и наивная, она привыкла верить людям, у неё был цельный характер, то есть если она отдавалась какому-либо чувству или делу, то совершала это действие полностью, до конца. Вместе с этим она совершенно не знала жизни,
    Сцена прощания Лизы и Эраста очень трогательна. Она пронизана горечью разлуки, нежностью. В этом эпизоде чувствуются переживания героев, их любовь, но в то же время и то, что их счастье уже не вернуть. В описании этой сцены Н. М. Карамзин немногословен. Герои перед разлукой полны отчаяния, и это читатель видит в их действиях: "Лиза рыдала - Эраст плакал - оставил ее - она упала - стала на колени, подняла руки к
    Н. М. Карамзин является ярким представителем сентиментализма - течения, возникшего в европейской культуре во второй половине XVIII века. К тому времени стало понятно, что невозможно переделать мир по законам разума, что между действительностью и мечтой чаще всего возникает конфликт, который человек преодолеть не в силах. Сентименталисты верили в то, что все пороки человека коренятся в негативном влиянии общества, а личность изначально морально чиста и нравственна. Прислушиваясь к себе, наблюдая за

БЕДНАЯ ЛИЗА

(Повесть, 1792)

Лиза (бедная Лиза) главная героиня повести, которая произвела полный переворот в общественном сознании XVIII в. Карамзин впервые в истории русской прозы обратился к героине, наделенной подчеркнуто обыденными чертами. Его слова «и крестьянки любить умеют» стали крылатыми.

Бедная крестьянская девушка Л. рано остается сиротой. Она живет в одной из подмосковных деревень с матерью — «чувствительной, доброй старушкой», от которой Л. наследует свой главный талант — умение преданно любить. Чтобы содержать себя и мать, Л., «не щадя своей нежной молодости», берется за любую работу. Весной она ходит в город продавать цветы. Там, в Москве, Л. встречает молодого дворянина Эраста. Уставший от ветреной светской жизни, Эраст влюбляется в непосредственную, невинную девушку «любовью брата». Так кажется ему самому. Однако вскоре платоническая любовь переходит в чувственную. Л., «совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала». Но постепенно Л. начинает замечать происходящую в Эрасте перемену. Свое охлаждение он объясняет естественной озабоченностью: ему нужно отправляться на войну. Однако в армии он не столько сражается с неприятелем, сколько проигрывается в карты. Чтобы поправить дела, Эраст женится на пожилой богатой вдове. Узнав об этом, Л. топится в пруду.

Чувствительность — так на языке конца XVIII в. определяли главное достоинство повестей Карамзина, подразумевая под этим умение сострадать, обнаруживать в «изгибах сердца» «нежнейшие чувствия», а также способность наслаждаться созерцанием собственных эмоций. Чувствительность является и центральной чертой характера Л. Она доверяет движениям своего сердца, живет «нежными страстями». В конечном счете именно пылкость и горячность и приводят Л. к гибели, но нравственно она оправдана. Последовательно проводимая Карамзиным мысль о том, что для душевно богатого, чувствительного человека совершать добрые поступки естественно, снимает необходимость в нормативной морали.

Мотив совращения чистой и непорочной девушки, в том или ином виде встречающийся во многих произведениях Карамзина, обретает в «Бедной Лизе» подчеркнуто социальное звучание. Карамзин одним из первых вводит в русскую литературу противопоставление города и деревни. В мировой фольклорно-мифоло-гической традиции герои зачастую способны активно действовать только в отведенном им пространстве и совершенно бессильны за его пределами. В согласии с этой традицией в повести Карамзина деревенский человек — человек природы — оказывается беззащитен, попадая в пространство городское, где действуют законы, отличные от законов естества. Недаром мать Л. говорит ей (тем самым косвенно предсказывая все, что случится потом): «У меня всегда сердце не на своем месте, когда ты ходишь в город; я всегда ставлю свечу перед образом и молю Господа Бога, чтобы он сохранил тебя от всякой беды и напасти».

Не случайно первым шагом на пути к катастрофе становится неискренность Л.: она впервые «отступает от себя», скрыв, по совету Эраста, их любовь от матери, которой раньше поверяла все свои тайны. Позже именно по отношению к нежно любимой матери Л. повторит самый дурной поступок Эраста. Он попытается «откупиться» от Л. и, прогоняя ее, дает ей сто рублей. Но ведь и Л. сделает то же самое, послав матери вместе с вестью о своей гибели те «десять империалов», что дал ей Эраст. Естественно, эти деньги так же не нужны матери Л., как и самой героине: «Лизина мать услышала о страшной смерти дочери своей, и кровь ее от ужаса охладела — глаза навек закрылись».

Трагический итог любви крестьянки и офицера подтверждает правоту матери, предупреждавшей Л. в самом начале повести: «Ты еще не знаешь, как злые люди могут обидеть бедную девушку». Общее правило оборачивается конкретной ситуацией, на место безличной «бедной девушки» становится сама бедная Л., а универсальный сюжет переносится на русскую почву, приобретая при этом особый национальный колорит.
При этом фабула «Бедной Лизы» максимально обобщена и сжата. Возможные линии развития содержатся в зародышевом состоянии, многоточия и тире подчас заменяют собой текст, становятся его «эквивалентом», «значимым минусом». Подобная конспективность отражается и на уровне персонажей. Образ Л. намечен пунктиром, каждая черта ее характера — тема для рассказа, но еще не сам рассказ. Это не мешает дуэту Л. и Эраста оставаться сюжетным центром повести, вокруг которого организованы все остальные персонажи.

Для расстановки персонажей в повести существенно и то, что повествователь узнает историю бедной Л. непосредственно от Эраста и сам нередко приходит грустить на «Лизину могилку». Сосуществование автора и его героя в одном повествовательном пространстве до Карамзина не было знакомо русской литературе. Рассказчик «Бедной Лизы» душевно вовлечен в отношения героев. Уже заглавие повести построено на соединении собственного имени героини с эпитетом, характеризующим сочувственное отношение к ней повествователя, который при этом постоянно повторяет, что не властен изменить ход событий («Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль?»). Своего рода «самодостаточность» героя, его «независимость» от автора во многом определяет специфику бытования образа в тексте, точнее — его выход за рамки текста, осуществляемый по двум основным направлениям. В «Бедной Лизе» топографически конкретное пространство Москвы соединено с условным пространством литературной традиции. В точке пересечения стоит образ Л. «Бедная Лиза» воспринимается как рассказ о подлинных событиях. Л. принадлежит к персонажам с «пропиской». «...все чаще привлекает меня к стенам Си...нова монастыря — воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы» — так начинает автор свое повествование. За пропуском в середине слова любой москвич угадывал название Симонова монастыря. (Симонов монастырь, первые постройки которого датируются XIV в., сохранился и поныне; расположен на территории завода «Динамо» по адресу Ленинская слобода, 26.) Пруд, находившийся под стенами монастыря, назывался Лисиным прудом, но благодаря повести Карамзина был в народе переименован в Лизин и стал местом постоянного паломничества москвичей. Парадоксом является отсутствие противоречия между христианской моралью и невинностью Л. Ей «прощен» даже грех самоубийства. В сознании иноков Симонова монастыря, ревностно охранявших память о Л., она была прежде всего падшей жертвой. Но по существу, Л. была «канонизирована» сентиментальной культурой. Таким образом, героиня Карамзина стоит не только на пересечении вымысла и были, но и на пересечении двух религий: христианской и сентиментальной религии чувства.

К месту Лизиной гибели приходили плакать и горевать такие же несчастные влюбленные девушки, какой была сама Л. По свидетельствам очевидцев, кора деревьев, растущих вокруг пруда, была безжалостно изрезана ножами «паломников». Надписи, вырезанные на деревьях, были и серьезными («В струях сих бедная скончала Лиза дни; / Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни»), и сатирическими, враждебными Карамзину и его героине (особую славу среди таких «березовых эпиграмм» приобрело двустишие: «Погибла в сих струях Эрастова невеста. / Топитесь, девушки, в пруду довольно места»).

Само имя Елисавета — древнееврейского происхождения (с последующей греко-латинской адаптацией) и переводится как «почитающая Бога». «Мировой» контекст имени Лиза/Елизавета начинается с библейских текстов. Это имя жены первосвященника Аарона (Исх., 6, 23), а также жены священника Заха-рии и матери Иоанна Крестителя (Лк., 1, 5). В галерее литературных героинь особое место занимает Элоиза, подруга Абеляра. После нее имя ассоциативно связывается с любовной темой: историю «благородной девицы» Жюли д"Энтаж, полюбившей своего скромного учителя Сен-Пре, Ж. Ж. Руссо называет «Юлия, или Новая Элоиза...» (1761). В Эрмитаже находится знаменитый бюст невинной и наивной «Маленькой Лизы» работы французского скульптора Гудона (1775), который мог также повлиять на образ, создаваемый Карамзиным.

Имя «Лиза» до начала 80-х гг. XVIII в. почти не встречалось в русской литературе, а если и встречалось, то в своем иноязычном варианте. Выбирая для своей героини это имя, Карамзин шел на ломку достаточно строгого канона, сложившегося в литературе и предопределявшего заранее, какой должна быть Лиза, как она должна себя вести. Этот поведенческий стереотип определялся в европейской литературе XVII—XVIII вв. тем, что образ Лизы, Лизетты (Lizette) был связан прежде всего с комедией. Лиза французской комедии обычно служанка-горничная (камеристка), наперсница своей молодой госпожи. Она молода, хороша собой, достаточно легкомысленна и с полуслова понимает все, что связано с любовной интригой, с «наукой страсти нежной». Наивность, невинность, скромность меньше всего свойственны этому комедийному амплуа.

Разбивая ожидания читателя, снимая маску с имени героини, Карамзин тем самым разрушал основы самой культуры классицизма, ослаблял связи между означаемым и означающим, между именем и его носителем в пространстве литературы. При всей условности образа Л. ее имя связано именно с характером, а не с амплуа героини. Установление зависимости между «внутренним» характером и «внешним» действием стало существенным завоеванием Карамзина на пути к «психологизму» русской прозы.




Top