Кодификатор произведений по литературе егэ. Методическая разработка "кодификатор по литературе

Сведения по теории и истории литературы .

1.1 Художественная литература как искусство слова

1.2 Фольклор. Жанры фольклора

1.3 Художественный образ. Художественные время и пространство

1.6 Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм

1.7 Литературные роды: эпос, лирика, лироэпос, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма

1.8 Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ

1.9 Деталь. Символ. Подтекст

1.10 Психологизм. Народность. Историзм

1.11 Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск

1.12 Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс

1.14 Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр

1.15 Литературная критика

  1. Из древнерусской литературы

2.1 «Слово о полку Игореве»

3 Из литературы XVIII в.

3.1 Д.И. Фонвизин . Пьеса «Недоросль»

3.2 Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник»

4 Из литературы первой половины XIX в.

4.1 В.А. Жуковский . Стихотворение «Море»

4.2 В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»

4.3 А.С. Грибоедов . Пьеса «Горе от ума»

4.4 А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…»

4.5 А.С. Пушкин . Роман «Капитанская дочка»

4.6 А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»

4.7 А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»

4.8 М.Ю. Лермонтов . Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…»

4.9 М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про… купца Калашникова»

4.10 М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»

4.11 М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»

4.12 Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор»

4.13 Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»

4.14 Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»

5 Из литературы второй половины XIX в.

5.1 А.Н. Островский . Пьеса «Гроза»

5.2 И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»

5.3 Ф.И. Тютчев . Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Природа – сфинкс. И тем она верней…»

5.4 А.А. Фет . Стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»

5.5 И.А. Гончаров. Роман «Обломов»

5.6 Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…»

5.7 Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

5.8 М.Е. Салтыков-Щедрин . Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»

5.9 М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение)

5.10 Л.Н. Толстой . Роман «Война и мир»

5.11 Ф.М. Достоевский . Роман «Преступление и наказание»

5.12 Н.С. Лесков

  1. Из литературы конца XIX – начала XX в.

6.1 А.П. Чехов . Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»

6.2 А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад»

  1. Из литературы первой половины XX в.

7.1 И.А. Бунин . Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»

7.2 М. Горький . Рассказ «Старуха Изергиль»

7.3 М. Горький. Пьеса «На дне»

7.4 А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…»

7.5 А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»

7.6 В.В. Маяковский . Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»

7.7 В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»

7.8 С.А. Есенин . Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

7.9 М.И. Цветаева . Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)

7.10 О.Э. Мандельштам . Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»

7.11 А.А. Ахматова . Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество»

7.12 А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»

7.13 М.А. Шолохов . Роман «Тихий Дон»

7.14 М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»

7.15.А М.А. Булгаков . Роман «Белая гвардия» (допускается выбор)

7.15.Б М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор)

7.16 А.Т. Твардовский . Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…»

7.17 А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)

7.18 Б.Л. Пастернак . Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль»

7.19 Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов)

7.20 А.П. Платонов . Одно произведение (по выбору экзаменуемого)

7.21 А.И. Солженицын . Рассказ «Матренин двор»

7.22 А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»

Из литературы второй половины ХХ – начала XXI в.*

8.1 Проза второй половины XX в . Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору)

8.2 Поэзия второй половины XX в. Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору)

8.3 Драматургия второй половины ХХ в . А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору)

* В зависимости от формулировки задания 17.4 экзаменуемый может опираться на произведения новейшей отечественной литературы 1990-х–2000-х гг., не обозначенные в кодификаторе.

Искать каждое стихотворение в интернете или отмечать закладкой в сборнике неудобно. Это отнимает время, которое можно потратить на заучивание стихотворений. Лучше потратить пару часов и распечатать, чтобы все стихи были в одном месте. У меня получилась внушительная стопка. Вот гугл-доковский файл со всеми стихами .

Стопка стихотворений и 3 и 4 том «Войны и мира»

Учить стихотворения, напечатанные на бумаге, у меня получается лучше, чем с экрана телефона или ноутбука: нет соблазна закрыть вкладку со стихотворением и открыть Телеграм, чтобы написать друзьям, как сложно и нудно учить стихи.

Удалять гугл-док или вордовский файл, в котором собраны стихотворения, сразу после того, как вы распечатали все стихотворения, не нужно: он пригодится, чтобы учить стихотворения там, где нет возможности носить с собой распечатку, например, в школе или в транспорте.

Распределите по авторам, годам и темам

Это важно для 17 задания, где попадаются сочинения по лирике, например, «в чём своеобразие звучания патриотической темы в лирике А.А. Ахматовой». Легче всего написать такое сочинение, показав, как развивается эта тема хронологически, в разные года и периоды творчества.

Для 16 задания это тоже важно: нужно вспомнить два стихотворения, сходных по тематике с тем, которое дано в КИМе.

Многие стихотворения подходят сразу к нескольким темам. Их нужно учить в первую очередь. Например, в стихотворении «Сосны» Б.Л. Пастернака раскрывается тема единства человека и природы и тема воспоминаний.

Анализируйте

Это нужно для 15, 16 и 17 задания (если в нём попадётся сочинение по лирике). Нас в школе учили делать анализ по 22 пунктам.

    Дата написания и публикации

    Место, которое стихотворение занимает в творчестве автора, художественный метод

    Творческая история (выбор жанра, традиция, цензура)

    Основная тема

    Смысл названия

    Лирический сюжет и его движение

    Композиция, наличие обрамления, основные структурные части

    Основные настроения, тональность стихотворения

    Ведущие лейтмотивы; опорные слова, передающие их

    Лирический герой, его своеобразие, способы его самораскрытия

    Лирические персонажи, их переживания, их судьбы

    Столкновение или соединение различных уровней сознания?

    Музыка стихотворения

    Ритм и размер

    Рифмовка, характер рифм

    Лексика, языковые выразительные средства

    Поэтический синтаксис

    Звукопись, фонетическая окраска стиха

    Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа

    Отзывы критиков о стихотворении

    Звучание стихотворения в наши дни

Если вы анализируете стихотворения по такому плану, вам эту статью читать не нужно. У супергероев есть дела поважнее.

Я делала анализ по такому плану несколько раз. Анализ одного стихотворения занимал три листа А4, и делала я его как минимум полтора часа. Чтобы не тратить много времени, я сократила план анализа до четырёх пунктов:

    История создания

    Тропы (художественные средства выразительности)

Сюда ещё можно добавить размер, характер рифмовки и композицию, если вам сложно определить их сходу.

Анализ по 22 пунктам наиболее полный, но на ЕГЭ достаточно четырёх. На экзамене вы ограничены во времени (3 часа 55 минут) и по формату: в 15 и 16 заданиях нужно написать всего 5-10 предложений. В 17 сочинении столько писать тоже не нужно: нужно выбирать только тот материал, который подходит к теме.

Проанализировать 147 стихотворений за неделю до экзамена — возможно, но сложно. Чтобы не возненавидеть поэзию на всю оставшуюся жизнь и не перетрудиться, анализируйте по одному стихотворению в день за пять месяцев до экзамена.

Ассоциируйте и визуализируйте

Когда вы читаете стихотворения, представляйте себе образы, о которых говорит поэт. Если вы представите целостную картину, вам будет легче вспомнить стихотворение. Визуализировать стихотворения Пушкина, Лермонтова, Тютчева и других поэтов «золотого века» легко (не говорите, что не можете вообразить, как под голубыми небесами великолепными коврами снег лежит). Представить «прелесть элегических затей» из стихотворения Ахматовой «Мне ни к чему одические рати...» уже сложнее, но там же появляется образ «жёлтого одуванчика у забора» — его нужно ассоциировать со стихотворением.

Чтобы было легче, можно искать иллюстрации к стихотворениям. Ещё круче — рисовать их самостоятельно.

Иллюстрация С. Глазунова к стихотворению А.А. Блока «Незнакомка»

Учите наизусть

Способ учить наизусть у каждого свой. Мне нужно пять-семь раз прочитать стихотворение про себя и ещё два-три раза — вслух.

Некоторые стихотворения можно учить по песням. На музыку стихотворения русских поэтов кладут «The Retuses», «Сплин», Алла Пугачёва. Вот моя подборка песен на стихи русских поэтов . Помните, что текст стихотворения и текст песни — это разные вещи. Некоторые строфы могут изменить или вообще выбросить.

Выучить стихотворение полностью здорово, но не обязательно: цитировать весь текст целиком на экзамене не требуют. Здесь нужен анализ: обязательно выучить те строки, которые вы цитируете в анализе — именно они нужны для понимания произведения.

Повторяйте

Василиса Шпоть , здорово рассказала об интервальном методе повторения. Повторяйте стихи по графику, чтобы не забыть их сразу после того, как выучили.

Ребята из лицея ВШЭ сделали бот для Телеграма — @memorization_bot. Чтобы не мучиться с напоминалками, можно пользоваться ботом: он присылает уведомления через определённые промежутки времени.

Перечитывайте

Раз в неделю или две берите стопку распечатанных стихотворений и перечитывайте их все. У меня это отнимает где-то час.

Маленький секрет для ленивых

Самые универсальные авторы — А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов. Их стихотворения нужно выучить в первую очередь. Они подходят ко многим темам (например, стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...» относится и к пейзажной, и к философской лирике). Сочинения по поэзии Пушкина и Лермонтова попадаются чаще всего.

Чтобы запомнить стихи из кодификатора, нужно:

  1. Распечатать их все
  2. Распределить по авторам, годам и темам
  3. Проанализировать каждое
  4. Визуализировать
  5. Учить наизусть
  6. Повторять
  7. Перечитывать

Кодификатор – это список произведений, умений, знаний и определений, необходимых для успешной сдачи выпускного экзамена по литературе. Этот ориентир для учителей и учеников ежегодно публикует ФИПИ, чтобы мы сузили круг своих поисков и остановились на той информации, которая точно пригодится в час икс. В этом перечне содержатся основные элементы, составляющие литературоведение, то есть необходимые термины и сведения из истории науки. Они нужны для проведения грамотного и глубокого анализа книг. Именно навык анализа проверяется в заданиях 16 и 17, где ученик должен дать расширенные ответы на вопросы, рассуждать и приводить аргументы из прочитанного.

А что же нужно прочитать, чтобы сдать экзамен? Перечень произведений на ЕГЭ в 2018 году тоже прилагается к кодификатору. Оказывается, для выпускного испытания понадобятся отнюдь не все книги, которые проходят в школе. Лишь некоторые (и не самые сложные) из них попали в список. Поэтому этап подготовки, посвященный «перечитыванию», займет недолго, если учесть тот факт, что основная масса необходимой литературы была пройдена совсем недавно и еще не успела забыться. Таким образом, кодификатор нужен выпускнику, чтобы сэкономить время и направить свои усилия в правильное русло. Воспользуйтесь им, как основополагающим и общепринятым руководством к самостоятельной подготовке.

Стоит отметить, что для сдачи экзамена выбраны не самые сложные книги. Например, всеми не любимый «Доктор Живаго» встречается в вариантах крайне редко, так как его изучение в кодификаторе произведений названо «обзорным», то есть полномасштабной проверки знания содержания этого романа не будет. Кроме того, в некоторых случаях можно выбрать роман. Например, из прозы Булгакова ученик может предпочесть либо «Мастер и Маргариту», либо «Белую гвардию». Не обязательно читать оба романа, достаточно выбрать попроще. Таким образом, список книг для ЕГЭ по литературе – весьма полезная информация для тех, кто хочет минимизировать затраты времени на подготовку.

В программу не входят многие стихи, что тоже облегчает процесс подготовки. Все эти стихотворения связаны между собой тематически. Поэтому планомерное их прочтение гарантирует отсутствие проблем с заданием 16, где надо по аналогии подобрать похожие произведения и рассказать, что же их объединяет с приведенным в вопросе. Учить их наизусть, конечно, не надо, но можно сделать для себя тематические подборки поэтических работ и выписать свои впечатление от каждой из них.

  1. В.А. Жуковский: «Море», Баллада «Светлана»
  2. А.С. Пушкин. Пушкинская лирика: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятельпустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…». Поэма «Медный всадник».
  3. М.Ю. Лермонтов: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…». Поэма «Песня про… купца Калашникова». Поэма «Мцыри».
  4. Н.А. Некрасов: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия»(«Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
  5. А.А. Фет: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».
  6. А.А. Блок: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…». Поэма «Двенадцать»
  7. В.В. Маяковский: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах»
  8. С.А. Есенин: «Гой ты, Русь, моя родная. », «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
  9. М.И. Цветаева: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов. » (из цикла «Стихи о Москве»)
  10. О.Э. Мандельштам: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
  11. А.А. Ахматова: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему

одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество». Поэма «Реквием».

  • Б.Л. Пастернак: «Февраль. Достать чернил и плакать. », «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль».
  • Стихотворения не менее трех авторов по выбору: Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский.
  • Спецификация
    контрольных измерительных материалов
    для проведения в 2019 году единого государственного экзамена
    по ЛИТЕРАТУРЕ

    1. Назначение КИМ ЕГЭ

    Единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).

    ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

    Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе, базовый и профильный уровни.

    Результаты единого государственного экзамена по литературе признаются образовательными организациями среднего профессионального образования и образовательными организациями высшего
    профессионального образования как результаты вступительных испытаний по литературе.

    2. Документы, определяющие содержание КИМ ЕГЭ

    Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089). Некоторые позиции данного документа конкретизированы с опорой на Обязательные минимумы содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе, утвержденные приказами Минобразования России от 19.05.1998 № 1236 и от 30.06.1999 № 56 (обоснование приводится в пояснительной записке к кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных организаций для проведения единого
    государственного экзамена по литературе).

    3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ

    Принципы отбора содержания и разработки структуры КИМ ЕГЭ по литературе соответствуют цели получения объективных и достоверных сведений о готовности выпускника к продолжению образования на гуманитарных специальностях в организациях среднего и высшего профессионального образования.

    Многолетнее совершенствование КИМ ЕГЭ по литературе шло в направлении поиска оптимальной структуры экзаменационной работы, создания надежной системы ее оценивания, обеспечивающей объективность результатов экзамена. Сокращалось количество заданий, проверяющих знание частных литературных фактов (в 2007 г. из экзаменационной модели были изъяты задания с выбором ответа: эксперимент показал их неэффективность, «инородность» по отношению к литературе); увеличивалось количество заданий с развернутым ответом, связанных с нравственной проблематикой художественных произведений; разрабатывалась типология заданий разной содержательной направленности; уточнялись критерии оценивания; определялось оптимальное соотношение заданий различного типа в структуре экзаменационной работы и др.

    В каждый вариант КИМ включаются различные как по форме предъявления, так и по уровню сложности задания, выполнение которых выявляет уровень усвоения участниками ЕГЭ основных элементов содержания различных разделов курса, степень сформированности предметных компетенций и общеучебных навыков.

    Таким образом, при сдаче ЕГЭ по литературе от экзаменуемого требуется активизация наиболее значимых для предмета видов учебной деятельности: аналитического осмысления художественного текста, его интерпретации, поиска оснований для сопоставления литературных явлений и фактов, написания аргументированного ответа на проблемный вопрос и т.п.

    4. Структура КИМ ЕГЭ

    В экзаменационной работе выделены две части и принята сквозная нумерация заданий. КИМ включает в себя 17 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

    В части 1 предлагается выполнение заданий, включающих вопросы к анализу литературных произведений. Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды тропов и т. п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с материалом курса.

    Часть 1 включает в себя два комплекса заданий.

    Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1-7), требующих написания слóва, или словосочетания, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5-10 предложений (8, 9).

    Второй комплекс заданий относится к лирическому произведению: 5 заданий с кратким ответом (10-14) и 2 задания с развернутым ответом в объеме 5-10 предложений (15. 16).

    Общая структура части 1 подчинена задаче широкого содержательного охвата литературного материала. Художественные тексты, предлагаемые для анализа, позволяют проверить не только знание выпускниками конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учетом его жанровой принадлежности: 2 задания предполагают выход в широкий литературный контекст (обоснование связи данного художественного текста с другими произведениями по указанным в заданиях аспектам сопоставления). Таким образом, опора на внутрипредметные связи изученного курса позволяет обеспечить дополнительный охват содержания проверяемого литературного материала.

    Следование предложенному алгоритму работы позволяет экзаменуемым выявить место и роль эпизода (сиены) в обшей структуре произведения (анализ фрагмента), раскрыть сюжетно-композиционные. образно-тематические и стилистические особенности анализируемого текста, обобщить свои наблюдения с выходом в литературный контекст.

    Часть 2 работы требует от участников ЕГЭ написания полноформатного развёрнутого сочинения на литературную тему. Таким образом, к отработанному в части 1 литературному материалу добавляется ещё один содержательный компонент проверяемого курса. Выпускнику предлагаются 4 темы (17.1-17.4).

    Внутренняя логика компоновки набора из четырёх тем определяется несколькими подходами. Темы сочинений охватывают важнейшие этапы отечественного историко-литературного процесса и формулируются по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII в.. литературы XIX - XXI веков (включая новейшую литературу 1990-х - 2000-х гг.). В наборе тем могут использоваться разные формы предъявления задания: в виде вопроса или тезиса (утверждения). Темы задания 17.1-17.4 различаются также особенностями формулировок. Одна из них может носить литературоведческий характер (на первый план выдвигается литературоведческое понятие). Другая нацеливает экзаменуемого на размышление над тематикой и проблематикой произведения(-ий) конкретного автора. В наборе может быть представлена тема, ориентирующая экзаменуемого на создание сочинения, близкого к читательскому дневнику. Однако её не следует рассматривать как «свободную», поскольку она строго прикреплена к конкретному литературному материалу и требует его анализа. Ещё один вариант задания 17.1-17.4 - это тема, близкая к литературному обзору. Обращение к теме такого типа позволяет экзаменуемому свободно выбирать текст и даёт ему возможность проявить свои читательские интересы.
    Выпускник выбирает только одну из предложенных тем и пишет по ней сочинение, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти).

    Муниципальное образовательное учреждение

    основная общеобразовательная школа

    с.Коромысловка

    (МОУ ООШ с.Коромысловка)

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор МОУ ООШ с.Коромысловка

    Приказ № -ОД от 28.08.2015

    Чехонина Татьяна Алексеевна,

    учитель русского языка и литературы

    Кодификатор

    элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся по ЛИТЕРАТУРЕ по программе основного общего образования

    Раздел 1. Контролируемые элементы содержания по литературе

    Код КЭС

    Контролируемые элементы содержания (КЭС)

    1

    Основные теоретико-литературные понятия

    1.1.

    Художественная литература как искусство слова

    1.2.

    Художественный образ

    1.3.

    Фольклор. Жанры фольклора

    1.4.

    Литературные роды и жанры

    1.5.

    Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм

    1.6.

    Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой

    1.7.

    Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория

    1.8.

    Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа

    2

    Из русского фольклора

    2.1.

    Русские народные сказки (волшебная, бытовая, о животных). Фольклорные жанры: русские народные песни, предания

    2.2.

    Малые жанры русского фольклора (пословицы, поговорки, считалки, потешки).

    3

    Из древнерусской литературы

    3.1.

    «Слово о полку Игореве»

    3.2.

    Жанры древнерусской литературы: повесть, житие, поучение, слово. «Сказание о белгородском киселе» «Поучение Владимира Мономаха», «Повесть о Петре и Февронии Муромских» «Житие Александра Невского», «Житие Феодосия Печерского», «Житие преподобного Сергия Радонежского», «Повесть о Шемякином суде»

    4

    Из русской литературы XVIII в.

    4.1.

    М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»

    4.2.

    Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».

    4.3.

    Г.Р. Державин. Стихотворения: «Памятник», «Властителям и судиям», «Признание», «На птичку», «Последние стихи Державина»

    4.4.

    Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь»

    И.И. Дмитриев. Басня «Муха»

    5

    Из русской литературы первой половины XIX в.

    5.1.

    И.А. Крылов. Басни: «Листы и Корни», «Волк на псарне», «Квартет», «Осел и Соловей», «Лисица и виноград»

    5.2.

    В.А. Жуковский. Стихотворения: «Море», «Невыразимое», «Вечер». (из 5.2) Баллады: «Светлана», «Лесной царь»; «Сказка о мёртвой царевне»

    5.3.

    К.Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака»

    5.4.

    А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»

    5.5.

    А.С. Пушкин. Стихотворения: «К Чаадаеву», «Вольность», «Деревня», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «И.И. Пущину», «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла.», «Я вас любил: любовь еще, быть может.», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный.», «Не пой, красавица, при мне.», «Вакхическая песня», «Зимнее утро», «Узник», пролог к поэме «Руслан и Людмила» («У лукоморья дуб зелёный..»), «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…»

    5.6.

    А.С. Пушкин. Поэмы: «Цыганы», «Кавказский пленник», «Полтава», «Медный всадник»

    5.7.

    А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»

    5.8.

    А.С. Пушкин. «Повести Белкина»

    5.9.

    А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка», Исторический труд «История Пугачёвского бунта», «Дубровский»

    5.10.

    М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива.», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную.»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю.», «Родина», «Пророк», «Тучи», «Листок», «Ангел», «Бородино»

    5.11.

    М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

    5.12.

    М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»

    5.13.

    М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»

    5.14.

    Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»

    5.15.

    Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель», «Ночь перед Рождеством» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»

    5.16.

    Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»

    6

    Из русской литературы второй половины XIX в.

    6.1.

    А.Н. Островский. Одна пьеса по выбору

    6.2.

    И.С. Тургенев. Повесть «Ася», Рассказ «Муму»

    6.3.

    Ф. И. Тютчев. Стихотворения: «С поляны коршун поднялся.», «Есть в осени первоначальной...», «Весенняя гроза», «Еще шумел веселый день...», « Чародейкою-зимою.. .»

    6.4.

    А.А. Фет. Стихотворения: «Вечер», «Учись у них - у дуба, у березы...», «Ласточки пропали...», «Еще весны душистой нега...», «На заре ты ее не буди...»

    6.5.

    Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Железная дорога», «Тройка», «Душно! Без счастья и воли...»

    6.6.

    М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь». Фрагменты из «Истории одного города»

    6.7.

    Ф.М. Достоевский. Роман «Бедные люди»

    6.8.

    Н.С. Лесков. Рассказ «Старый гений» , Сказ «Левша»

    6.9.

    Л.Н. Толстой. Рассказы «После бала», «Кавказский пленник». (6.8. Повести)

    6.10.

    А.П. Чехов. Рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Тоска», «Толстый и тонкий», «Злоумышленник»

    7

    Из русской литературы ХХ в.

    7.1.

    И.А. Бунин. Рассказы: «Косцы», «Танька», «Цифры»

    7.2.

    А.А. Блок. Стихотворения: «О, весна без конца и без краю.», «О, я хочу безумно жить...», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «На поле Куликовом». Д.С. Лихачёв. Очерки «Мир на Куликовом поле»*

    7.3.

    В. В. Маяковский. Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям», «Прозаседавшиеся»

    7.4.

    С.А. Есенин. Стихотворения: «Береза», «Пороша», «Край любимый! Сердцу снятся...». Отрывки из поэмы «Пугачёв»

    7.5.

    М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»

    7.6.

    А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы: «Переправа», «Два солдата», «Поединок»)

    7.7.

    В.М. Шукшин. Рассказы: «Срезал», «Чудик»

    7.8.

    А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»

    7.81

    М. Горький «Детство»

    7.82

    М. Зощенко. Рассказ «История болезни»

    7.83

    М.А. Осоргин. Рассказ «Пенсне»

    7.84

    А.П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Рассказы: «Корова», «В прекрасном и яростном мире»

    7.85

    А.С. Грин. Феерия «Алые паруса»

    7.86

    В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе»

    7.87

    М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца»

    7.88

    П.П. Бажов. Сказы «Медной горы хозяйка» и 2-3 сказа по выбору

    7.89

    Поэзия XX века. В. Брюсов, И.Бунин, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов (Стихотворения о родной природе); А.Т. Твардовский. К.М. Симонов, Ю.В. Друнина. (Стихотворения о войне)

    7.9.

    Проза второй половины XX в.: Ф.А. Абрамов. Рассказ «О чём плачут лошади», В.П. Астафьев. Рассказы: «Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет», Ч.Т. Айтматов, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер Рассказ «Уроки французского», Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин Рассказ «Уроки французского», А.Н. и Б. Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов. (Произведения не менее чем трех авторов, по выбору.)

    7.10.

    Поэзия второй половины XX в. И. А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов. (Стихотворения не менее чем трех авторов, по выбору.)

    8

    Из зарубежной литературы

    8.1.

    Гомер. «Илиада», «Одиссея» (фрагменты). Мифы Древней Греции: «Подвиги Геракла», «Троянский цикл», «Одиссея» (фрагменты) по книге Н.А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции»

    8.2.

    У. Шекспир. Трагедии: «Ромео и Джульетта», «Гамлет»

    8.3.

    Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве»

    8.4.

    И.-В. Гете. «Фауст» (фрагменты)

    Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся по литературе

    Код

    Требования к уровню подготовки обучающихся

    1

    знать/понимать:

    1.1.

    образную природу словесного искусства;

    1.2.

    содержание изученных литературных произведений;

    1.3.

    основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;

    1.4.

    изученные теоретико-литературные понятия;

    2

    уметь:

    2.1.

    воспринимать и анализировать художественный текст;

    2.2.

    выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

    2.3.

    определять род и жанр литературного произведения;

    2.4.

    выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

    2.5.

    характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

    2.6.

    сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

    2.7.

    2.8.

    выражать свое отношение к прочитанному;

    2.9.

    владеть различными видами пересказа;

    2.10.

    строить письменные высказывания в связи с изученным произведением;

    2.11.

    понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

    2.12.

    писать сочинения;

    3

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    3.1.

    создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;



    
    Top