Композиционное своеобразие романа война и мир. Сюжетно-композиционные особенности романа-эпопеи Л

“Война и мир” - широкая историческая эпопея, главным героем которой является русский народ. В дневниках С. А. Толстой записаны прямые высказывания об этом Л. Н. Толстого. “Я стараюсь писать историю народа”, - говорил он. “Чтоб произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль. Так... в “Войне и мире” я любил мысль народную...”

Основной идеей произведения является непобедимая сила народного патриотизма. Тема и идейная направленность произведения здесь, как и везде, определяют его жанр, композицию, образную систему, язык.

В “Войне и мире” нашла яркое отражение жизнь России и отчасти Западной Европы первых двух десятилетий XIX века. Великие исторические события переносят ход действия из России в Австрию, Пруссию, Польшу, на Балканы, из Смоленска в Москву, Петербург, русскую и немецкую деревню, из царского дворца, великосветской гостиной, помещичьей усадьбы на поле сражения, в госпиталь, в барак военнопленных. До читателя доносятся отзвуки буржуазной Французской революции, перед ним проходят европейские войны 1805-1807 и 1812-1813 годов, разгораются великие битвы народов, рушится империя Наполеона. Наряду с этим автор показывает недовольство своим положением крепостных крестьян, законодательную деятельность Сперанского, общий патриотический подъем 1812 года, наступление реакции, организацию первого тайного революционного общества.

Кульминацией “Войны и мира” является Бородинское сражение. Эта кровопролитная битва, в которой силы воюющих сторон были напряжены до последнего предела, стала исходным моментом спасения России, с одной стороны, гибелен армии Наполеона и крушения его могущества - с другой. Эпилог, из которого мы узнаем об организации тайного общества, воспринимается как начало нового романа.

В качестве героев романа выступают как вымышленные действующие лица, так и знаменитые исторические деятели.

В свете всех этих исторических событий и явлений Толстой изображает крестьянство и городскую бедноту, придворное и поместное дворянство, передовую дворянскую интеллигенцию.

Изображению жизни и характеров людей придают живость и яркость широкие бытовые полотна: полковая жизнь солдат и офицеров, госпиталь, жизнь крепостной деревни, торжественные званые обеды в Москве, раут и бал в Петербурге, барская охота, ряженые и т. д.

Основные действующие лица романа взяты из дворянской среды, в этом же направлении развивается и сюжет. Через весь роман проходит история четырех семей: Ростовых, Болконских, Курагиных и несколько раз менявшей свой состав, кроме главного героя, семьи Безуховых. Эти четыре повествовательные линии положены в основу сюжета “Войны и мира”. Однако не только Ростовы, Болконские, Курагины, Безухов, неизменно находящиеся в поле зрения автора, не только такие крупные исторические фигуры, как Кутузов и Наполеон, приковывают его внимание: все 559 действующих лиц находят свое определенное место в романе, их характеры и поведение социально и исторически обусловлены. Одни из них появляются ненадолго и затем теряются в общей массе, другие проходят через все произведение, но все они воспринимаются читателем как живые люди. Нельзя ни забыть, ни смешать друг с другом, если они обрисованы даже немногими чертами, как, например, Лаврушка, офицер Телянин, княгиня Курагина, староста Дрон, пляшущий на морозе без подметки солдат и бесконечное множество других.

Но главным героем здесь является народ, в центре внимания автора - его массовый образ. В “Войне и мире” встречаются ярко очерченные характеры, почти не выступающие из общего массового фона. Они заявляют о себе одной-двумя репликами, получают меткую, но мгновенную обрисовку иногда в двух-трех штрихах, появляются на сцене один-единственный раз в пределах немногих строк и затем исчезают, чтобы более не вернуться. Показывая с исключительной силой и убедительностью патриотизм, человечность, чувство правды и справедливости русского народа и тяготеющей к нему лучшей части дворянской интеллигенции, Толстой противопоставляет им оторвавшуюся от народа придворную аристократию, находящуюся в состоянии безнадежного морального распада. В то время как народные массы, переживая тяжелые страдания и лишения, напрягают все силы для борьбы с врагом, придворные занимаются ловлей рублей, крестов и чинов; графиня Без-ухова ведет переговоры с иезуитами и вступает в “лоно католической церкви” в целях заключения брака с иностранным принцем и т. п. Так, перед читателем в плане антитезы выступают два социальных мира.

Прием контраста используется Толстым и при сопоставлении народного полководца Кутузова и завоевателя Наполеона.

Большую значимость имеет этот композиционный прием и при изображении других действующих лиц, как, например, Андрея Болконского и Пьера, а также целых групп различного внутреннего склада людей (офицеров разного типа, как, например, Тушин, Тимохин, Дохтуров, с одной стороны, и Берг, Жерков, Бенигсен и пр. - с другой).

Читая роман, замечаешь, что образы, имеющие обличительный характер, как Курагины, Долохов, Берг, Наполеон, Александр I, даны статично; характеры же положительных героев, как Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, Марья Болконская, показаны в развитии, во всей сложности и противоречивости их внутренней жизни. Это изумительное искусство изображения внутренней жизни человека в ее непрестанном движении, эта гениальная способность проникновения в самые тайники душевной жизни, равной которой мы до Толстого не знаем, была впервые отмечена Чернышевским. Он писал о произведениях Л. Н. Толстого, что писателя интересует “всего более - сам психологический процесс, его формы, его законы, диалектика души”. И дальше: “Это изображение внутреннего монолога надобно, без преувеличения, назвать удивительным... та сторона графа Толстого, которая дает ему возможность уловлять эти психические монологи, составляет в его таланте особенную, только ему свойственную силу”.

Во время своего пребывания в Ясной Поляне В. Г. Короленко как-то сказал Льву Николаевичу: “Вы умеете схватить это движущееся в человеческой природе и запечатлеть его, а это самое трудное”.

Эта внутренняя динамика мыслей, чувств, стремлений любимых героев Толстого на протяжении всего романа в основном определяется их исканиями тех возможностей, при которых жизнь наполнилась бы содержанием, осмыслилась широкой полезной деятельностью, и хотя их путь неровен, вся их жизнь - движение вперед.

Жанр и композиция. «Война и мир» — грандиозное эпическое полотно, часто сравниваемое с «Илиадой» Гомера, охватывающее ши­рочайшую панораму России первой четверти XIX века, но обращенное при этом к проблемам современной писателю жизни 1860-х годов и поднимающее важнейшие нравственно-философские вопросы. Оно поражает своими размерами. В нем более пятисот героев, очень много событий, больших и малых, затрагивающих судьбы отдельных людей и целых народов. То, что обычно изображается в произведениях раз­личных жанров. Толстой сумел слить в одно целое.

Традиционный роман с его сюжетной линией, основывающейся на судьбе героя, не мог вместить в себя жизнь всей страны, к чему стре­мился Толстой. Необходимо было преодолеть разграничение частной и исторической жизни. Толстой показывает, что жизнь людей едина и протекает по общим законам в любой сфере, будь то сфера семейная или государственная, частная или историческая. Все это определило жанровое своеобразие произведения Толстого. В нем присутствуют черты двух основных эпических жанров — эпопеи и романа.

Эпопея — самый крупный повествовательный жанр литературы, монументальная форма эпоса, изображающая события, в которых решаются судьбы нации, народа, страны. Эпопея отражает жизнь и быт всех слоев общества, их мысли и чаяния. Она охватывает боль­шой период исторического времени. Эпопея возникает в фольклоре как героический эпос, опирающийся на предания и представления о жизни нации («Илиада», «Одиссея» Гомера, «Калевала»).

Роман — наиболее распространенный жанр эпической, повество­вательной литературы, крупное произведение, которое отражает сложный жизненный процесс, обычно большой круг жизненных яв­лений, показанных в их развитии. Характерные свойства романа: разветвленный сюжет, система равнозначных персонажей, времен­ная протяженность. Различают семейно-бытовые, социально­психологические, исторические, любовные, авантюрные и прочие виды романа. Но есть еще особая жанровая разновидность, весьма редко встречающаяся в литературе. Она получила название роман- эпопея. Это особая жанровая разновидность эпической литературы, сочетающая черты романа и эпопеи: изображение объективно­исторических событий (чаще героического характера), связанных с судьбой целого народа в переломный момент, и повседневной жизни частного человека при огромной широте охвата проблем, масштабно­сти, многогеройности и разветвленности сюжета. Именно к этой жанровой разновидности можно отнести произведение Толстого.

Для «Войны и мира» как романа-эпопеи характерны следующие черты эпопеи: 1) изображение эпического события национально­исторического значения (война 1812 года, завершающаяся разгро­мом Наполеона); 2) ощущение эпической дистанции (историческая отдаленность событий 1805 и 1812 гг.); 3) отсутствие единого героя (здесь — это вся нация) 4) эпическая монументальность, статич­ность образов Наполеона и Кутузова.

В романе-эпопее «Война и мир» выделяются следующие черты романа: 1) изображение личной судьбы отдельных героев, продол­жающих жизненные искания в послевоенную эпоху; 2) постановка проблем, характерных для 60-х годов XIX века, когда создавался роман (проблема объединения нации, роли в этом дворянства и т.д.); 3) внимание к нескольким центральным персонажам (Анд­рей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова), истории которых составляют отдельные сюжетные линии; 4) изменчивость, «теку­честь», неожиданность «героев пути».

Сам автор помогает понять своеобразие его художественного за­мысла и построения произведения. «Цемент, который связывает вся­кое художественное произведение в одно целое и оттого производит иллюзию отражения жизни, — пишет Толстой, — есть не единство лиц и положений, а единство самобытного нравственного отношения автора к предмету». Толстой дал название этому «самобытному нрав­ственному отношению» к предмету «Войны и мира» — «мысль на­родная». Эти слова определяют идейно-композиционный центр про­изведения и критерий оценки его основных героев. Кроме того, «мысль народная» — это понятие, определяющее основные черты нации как единого целого, особенности русского национального ха­рактера. Наличием таких общенациональных черт проверяется че­ловеческая ценность всех героев романа. Вот почему при кажущейся хаотичности изображаемых событий, многочисленности персонажей, представляющих самые разные слои и сферы жизни, наличии не­скольких автономных сюжетных линий «Война и мир» обладает уди­вительным единством. Так формируется идейно-смысловой центр, который цементирует грандиозное сооружение романа-эпопеи.

Хронологическая последовательность событий и структура всего произведения в целом такова. Первый том охватывает события 1805 года: сначала рассказывается о мирной жизни, а затем в цен­тре внимания оказываются картины войны с Наполеоном в Европе, в которую втянута русская армия, участвующая в сражениях на стороне своих союзников — Австрии и Пруссии. В первом томе представляются все основные герои, которые проходят через все действие романа: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Рос­това, Мария Болконская, Николай Ростов, Соня, Борис Друбецкой, Элен Курагина, Долохов, Денисов и многие другие персонажи. По­вествование строится на контрастах и сопоставлениях: здесь и ухо­дящий екатерининский век (умирающий князь Безухов, отец Пье­ра; старый князь Николай Болконский, отец князя Андрея), и молодое поколение, только вступающее в жизнь (молодежь в доме Ростовых, Пьер Безухов). В сходных ситуациях оказываются разные группы персонажей, которые проявляют присущие им черты (на­пример, ситуация приема гостей в салоне Шерер, на именинах у Ростовых, в доме Болконских). Такие сюжетно-образные параллели помогают автору показать все многообразие русской жизни довоен­ной поры. Военные сцены также изображены по принципу контра­ста: Кутузов — Александр 1 на поле Аустерлица; капитан Тушин — штабные офицеры в Шенграбенском сражении; князь Андрей — Жерков — Берг. Здесь же начинается контрастное противопостав­ление образов, проходящих через все действие эпопеи: Кутузов — Наполеон. Картины мирной и военной жизни постоянно чередуют­ся, но судьбы основных романных героев (Андрея Болконского, Пьера, Наташи, княжны Марьи, Николая Ростова) еще только на­чинают определяться.

Второй том представляет события 1806-1811 годов, связанные в основном со светской и политической жизнью русского общества накануне Отечественной войны. Предчувствие трагических катаст­роф поддерживается образом кометы, повисшей над Москвой. Ис­торические события этой части связаны с Тильзитским миром, под­готовкой реформ в комиссии Сперанского. События в жизни основных героев тоже в большей мере связаны с мирной жизнью: возвращение из плена Андрея Болконского, его жизнь в имении и затем в Петербурге, разочарование в семейной жизни и вступление в масонскую ложу Пьера, первый бал Наташи Ростовой и история ее отношений с князем Андреем, охота и святки в Отрадном.

Третий том целиком посвящен событиям 1812 года, а потому в цен­тре внимания автора русские солдаты и ополченцы, картины сраже­ний, партизанская война. Бородинское сражение представляет собой идейно-композиционный центр этого тома, к нему стянуты все сюжет­ные нити и здесь решаются судьбы главных героев — князя Андрея и Пьера. Так писатель реально демонстрирует, как неразрывно связаны исторические судьбы всей страны и каждого отдельного человека.

Четвертый том связан с событиями конца 1812-1813 годов. Здесь изображается бегство из Москвы и разгром наполеоновских войск в России, много страниц посвящено партизанской войне. Но открывает­ся этот том, как и первый, эпизодами салонной жизни, где происходит «борьба партий», что показывает неизменность жизни аристократии и отдаленность ее от общенародных интересов. Судьбы главных героев в этом томе также полны драматических событий: смерть князя Андрея, встреча Николая Ростова и княжны Марьи, знакомство в плену Пьера с Платоном Каратаевым, гибель Пети Ростова.

Эпилог посвящен послевоенным событиям 1820 года: здесь рас­сказывается о семейной жизни Наташи и Пьера, Марии Болкон­ской и Николая Ростова, линия жизни Андрея Болконского про­должается в его сыне Николеньке. Эпилог, а вместе с ним и все произведение, завешается историко-философскими размышления­ми Толстого, в которых определяется общечеловеческий закон бес­конечных взаимосвязей и взаимовлияний, определяющий истори­ческие судьбы народов и отдельных людей.

В художественной ткани романа-эпопеи он проецируется как своеобразный «лабиринт сцеплений» (название принадлежит Л.H. Толстому) — главный композиционный принцип, обеспечи­вающий единство и цельность произведения. Он проходит через все его уровни: от образных параллелей между отдельными персонажа­ми (например, Пьер Безухов — Платон Каратаев) до соотносимых сцен и эпизодов. При этом меняется значимость обычных единиц по­вествования. Так, например, меняется роль эпизода. В традицион­ном романе эпизод представляет собой одно из звеньев в цепи собы­тий, объединенных причинно-следственными связями. Будучи итогом предшествующих событий, он одновременно становится предпосылкой последующих. Сохраняя эту роль эпизода в автоном­ных сюжетных линиях своего романа, Толстой наделяет его новым свойством. Эпизоды в «Войне и мире» скрепляются не только сюжет­ной, причинно-следственной связью, но и вступают в особую связь «сцеплений». Именно из бесконечных сцеплений состоит художест­венная ткань романа-эпопеи. Они скрепляют воедино эпизоды не только из разных частей, но даже из разных томов, эпизоды, в кото­рых принимают участие совершенно разные действующие лица. На­пример, эпизод из первого тома, в котором рассказывается о встрече генерала Мака в штабе армии Кутузова, и эпизод из третьего тома — о встрече парламентера Александра 1 генерала Балашова с марша­лом Мюратом. И таких эпизодов, объединенных не сюжетной, а иной связью, связью «сцеплений», в «Войне и мире» громадное количество. Благодаря им в единое целое соединяются столь разные величины, как судьба народа, решаемая в грозные годы военных испытаний, и судьбы отдельных героев, а также судьбы всего человечества, опре­деляемые особой толстовской историко-философской концепцией.


История создания работа над романом в течение 6 лет – с 1963 по 1869 годы (исследование документов, архивов, исторических книг, встречи с ветеранами, участниками Отечественной войны 1812 года, посещение Бородинского поля) Петр Иванович Лабазов – возвратившийся из ссылки декабрист Затем - Петр Кириллович Безухов, 1825 год, «эпоха заблуждений и несчастий героя»; 1812 год, молодость декабриста, славная эпоха для России.


Количество действующих лиц: более 600 Время действия в романе «Война и мир»: 15 лет (с 1805 по 1820 год) События происходят в Москве, Петербурге, в дворянских поместьях, за границей, в Австрии «Мне было совестно писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама… Я намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов…» (Л. Н. Толстой) История создания




Смысл названия В дореволюционной России два слова: МИРЪ и МIРЪ Из «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля: МИРЪ – отсутствие ссоры, вражды, несогласия, войны; лад, согласие, единодушие, приязнь, дружба, доброжелательство; тишина, покой, спокойствие МIРЪ – одна из земель Вселенной; наша земля, земной шар, свет; все люди, весь род человеческий; община, общество крестьян; жизнь в мирских заботах, суетность


МИР 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная; объединенное по каким-либо признакам человеческое общество, общественная среда, строй и др. МИР 2. Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны; согласие воюющих сторон; спокойствие, тишина ВОЙНА: Вооруженная борьба между государствами или народами, между общественными классами внутри государства; Борьба, враждебные отношения с кем-либо или чем-либо В современном русском языке: Смысл названия


Понимание - непонимание Любовь - неприязнь Доброта - холодность Искренность - лживость Жизнь - смерть Разрушение - созидание Гармония - диссонанс Военные действия, сражения, непонимание, вражда, разъединение людей Жизнь народа без войны, общность, единение людей Смысл названия «Война и мир»


Проблематика романа Поднято множество проблем философского характера: смысл жизни, роль личности в истории, соотношение свободы и необходимости, ответственности, подлинное и ложное в жизни человека, «мысль народная», «мысль семейная» Два основных конфликта: борьба России с армией Наполеона (кульминация – Бородинское сражение, развязка – разгром Наполеона); борьба передовых дворян с «консерватизмом правительственных сфер и общественного быта» (кульминация – спор П. Безухова и Н. Ростова, развязка – вступление П. Безухова в тайное общество)


«Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось» Л. Н. Толстой Жанр и композиция романа В произведении совмещены элементы семейно-бытового, социально- психологического, философского, исторического, батального романов, а также документальные хроники, мемуары


Жанр и композиция романа Роман-эпопея (от греч. epopoija, от epos – повествование и poieo – творю): 1.Древняя эпопея – разновидность фольклора, опирающаяся на мифологические предания и представления о жизни («Илиада», «Одиссея», «Махабхарта», «Калевала») 2.Самый крупный (не ограниченный в объеме) повествовательный жанр литературы; роман или цикл романов, изображающий большой период исторического времени или значительное историческое событие в его масштабности и противоречивости; самая монументальная форма эпического рода литературы. Эпопея изображает события, в которых решаются судьбы нации, народа всей страны, отражает жизнь и быт всех слоев общества, их мысли и чаяния («Тихий Дон» М. Шолохова, «Живые и мертвые» К. М. Симонова)


«Война и мир» как роман-эпопея имеет такие признаки: совмещение рассказа об общенациональных событиях с рассказом о судьбах отдельных людей. описание жизни Российского и Европейского общества девятнадцатого века. имеют место изображения различных типов характеров всех социальных пластов общества во всех проявлениях. в основе романа – грандиозные события, благодаря, которым автор изобразил основные тенденции исторического процесса того времени. совмещение реалистических картин жизни 19 века, с философскими рассуждениями автора про свободу и необходимость, роль личности в истории, случайность и закономерность и т.п. Жанр и композиция романа


Композиция – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен в произведении; членение на части, главы, действия; способ повествования; место и роль описаний, монологов и диалогов) Жанр и композиция романа Роман построен по принципу «сцеплений»: сюжет разветвленный, сюжетные линии стянуты к единому центру – Бородинскому сражению


Историческая основа романа В романе описываются три этапа войны России с Францией. В первом томе изображены события 1805 г., война России в союзе с Австрией и на ее территории. Во втором – гг., российские войска находились в Пруссии; Третий и четвертый тома посвящены Отечественной войне 1812 г. в России. В эпилоге действие происходит в 1820 г. Жанр и композиция романа


Жанр и композиция романа Система образов в романе: в центре – хроника жизни дворянских семей (Болконских, Ростовых, Безуховых, Курагиных) Первичными для характеристики образов у Толстого считаются два критерия: Отношение к Родине и родному народу. Моральное состояние героев, т.е. духовная жизнь или духовная смерть.


Жанр и композиция романа Важнейшие художественные приемы в романе: основной прием – антитеза; приемы «отстранения», авторской характеристики; диалоги, монологи, внутренние монологи; художественная деталь, образы-символы Принципиально новое решение организации художественного времени и пространства в романе

Композиция романа «Война и мир»

Война и мир” - широкая историческая эпопея, главным героем которой является русский народ. В дневниках С. А. Толстой записаны прямые высказывания об этом Л. Н. Толстого. “Я стараюсь писать историю народа”, - говорил он. “Чтоб произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль. Так... в “Войне и мире” я любил мысль народную...”

Основной идеей произведения является непобедимая сила народного патриотизма. Тема и идейная направленность произведения здесь, как и везде, определяют его жанр, композицию, образную систему, язык.

В “Войне и мире” нашла яркое отражение жизнь России и отчасти Западной Европы первых двух десятилетий XIX века. Великие исторические события переносят ход действия из России в Австрию, Пруссию, Польшу, на Балканы, из Смоленска в Москву, Петербург, русскую и немецкую деревню, из царского дворца, великосветской гостиной, помещичьей усадьбы на поле сражения, в госпиталь, в барак военнопленных. До читателя доносятся отзвуки буржуазной Французской революции, перед ним проходят европейские войны 1805-1807 и 1812-1813 годов, разгораются великие битвы народов, рушится империя Наполеона. Наряду с этим автор показывает недовольство своим положением крепостных крестьян, законодательную деятельность Сперанского, общий патриотический подъем 1812 года, наступление реакции, организацию первого тайного революционного общества.

Кульминацией “Войны и мира” является Бородинское сражение. Эта кровопролитная битва, в которой силы воюющих сторон были напряжены до последнего предела, стала исходным моментом спасения России, с одной стороны, гибелен армии Наполеона и крушения его могущества - с другой. Эпилог, из которого мы узнаем об организации тайного общества, воспринимается как начало нового романа.

В качестве героев романа выступают как вымышленные действующие лица, так и знаменитые исторические деятели.

В свете всех этих исторических событий и явлений Толстой изображает крестьянство и городскую бедноту, придворное и поместное дворянство, передовую дворянскую интеллигенцию.

Изображению жизни и характеров людей придают живость и яркость широкие бытовые полотна: полковая жизнь солдат и офицеров, госпиталь, жизнь крепостной деревни, торжественные званые обеды в Москве, раут и бал в Петербурге, барская охота, ряженые и т. д.

Основные действующие лица романа взяты из дворянской среды, в этом же направлении развивается и сюжет. Через весь роман проходит история четырех семей: Ростовых, Болконских, Курагиных и несколько раз менявшей свой состав, кроме главного героя, семьи Безуховых. Эти четыре повествовательные линии положены в основу сюжета “Войны и мира”. Однако не только Ростовы, Болконские, Курагины, Безухов, неизменно находящиеся в поле зрения автора, не только такие крупные исторические фигуры, как Кутузов и Наполеон, приковывают его внимание: все 559 действующих лиц находят свое определенное место в романе, их характеры и поведение социально и исторически обусловлены. Одни из них появляются ненадолго и затем теряются в общей массе, другие проходят через все произведение, но все они воспринимаются читателем как живые люди. Нельзя ни забыть, ни смешать друг с другом, если они обрисованы даже немногими чертами, как, например, Лаврушка, офицер Телянин, княгиня Курагина, староста Дрон, пляшущий на морозе без подметки солдат и бесконечное множество других.

Но главным героем здесь является народ, в центре внимания автора - его массовый образ. В “Войне и мире” встречаются ярко очерченные характеры, почти не выступающие из общего массового фона. Они заявляют о себе одной-двумя репликами, получают меткую, но мгновенную обрисовку иногда в двух-трех штрихах, появляются на сцене один-единственный раз в пределах немногих строк и затем исчезают, чтобы более не вернуться. Показывая с исключительной силой и убедительностью патриотизм, человечность, чувство правды и справедливости русского народа и тяготеющей к нему лучшей части дворянской интеллигенции, Толстой противопоставляет им оторвавшуюся от народа придворную аристократию, находящуюся в состоянии безнадежного морального распада. В то время как народные массы, переживая тяжелые страдания и лишения, напрягают все силы для борьбы с врагом, придворные занимаются ловлей рублей, крестов и чинов; графиня Без-ухова ведет переговоры с иезуитами и вступает в “лоно католической церкви” в целях заключения брака с иностранным принцем и т. п. Так, перед читателем в плане антитезы выступают два социальных мира.

Прием контраста используется Толстым и при сопоставлении народного полководца Кутузова и завоевателя Наполеона.

Большую значимость имеет этот композиционный прием и при изображении других действующих лиц, как, например, Андрея Болконского и Пьера, а также целых групп различного внутреннего склада людей (офицеров разного типа, как, например, Тушин, Тимохин, Дохтуров, с одной стороны, и Берг, Жерков, Бенигсен и пр. - с другой).

Читая роман, замечаешь, что образы, имеющие обличительный характер, как Курагины, Долохов, Берг, Наполеон, Александр I, даны статично; характеры же положительных героев, как Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, Марья Болконская, показаны в развитии, во всей сложности и противоречивости их внутренней жизни. Это изумительное искусство изображения внутренней жизни человека в ее непрестанном движении, эта гениальная способность проникновения в самые тайники душевной жизни, равной которой мы до Толстого не знаем, была впервые отмечена Чернышевским. Он писал о произведениях Л. Н. Толстого, что писателя интересует “всего более - сам психологический процесс, его формы, его законы, диалектика души”. И дальше: “Это изображение внутреннего монолога надобно, без преувеличения, назвать удивительным... та сторона графа Толстого, которая дает ему возможность уловлять эти психические монологи, составляет в его таланте особенную, только ему свойственную силу”.

Во время своего пребывания в Ясной Поляне В. Г. Короленко как-то сказал Льву Николаевичу: “Вы умеете схватить это движущееся в человеческой природе и запечатлеть его, а это самое трудное”.

Эта внутренняя динамика мыслей, чувств, стремлений любимых героев Толстого на протяжении всего романа в основном определяется их исканиями тех возможностей, при которых жизнь наполнилась бы содержанием, осмыслилась широкой полезной деятельностью, и хотя их путь неровен, вся их жизнь - движение вперед.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГОУ СПО СОМК

Краснотурьинский филиал

РЕФЕРАТ

на тему: «История создания, смысл названия, композиция и жанр романа Л.Н. Толстова «Война и мир»»

Выполнила: студентка

Зинятуллина Айгель

группы М191

Руководитель:

преподаватель Соколова С.В.

Краснотурьинск 2011

Введение

1. История создания

2. Смысл названия

3. Композиция

Заключение

Приложение

Введение

Роман Л. Н. Толстова «Война и мир» имеет свою историю создания, значение названия, своеобразную композицию и жанр, названный не иначе, чем роман-эпопея. Каков был изначальный сюжет этого произведения и что хотел сказать этим автор? И почему он дал такое название? Какова композиция и жанр? Ниже я приведу ответы на эти вопросы.

1. История создания романа

жанр роман война мир толстой

Роману "Война и мир" Л.Н. Толстой посвятил семь лет напряженного и упорного труда. 5 сентября 1863 года А.Е. Берс, отец Софьи Андреевны, жены Л.Н. Толстого, послал из Москвы в Ясную Поляну письмо со следующим замечанием: «Вчера мы много говорили о 1812 годе по случаю намерения твоего написать роман, относящийся к этой эпохе». Именно это письмо исследователи считают «первым точным свидетельством», датирующим начало работы Л.Н. Толстого над «Войной и миром». В октябре того же года Толстой писал своей родственнице: «Я никогда не чувствовал свои умственные и даже все нравственные силы столько свободными и столько способными к работе. И работа эта есть у меня. Работа эта - роман из времени 1810 и 20-х годов, который занимает меня вполне с осени... Я теперь писатель всеми силами своей души, и пишу и обдумываю, как я еще никогда не писал и не обдумывал».

О том, как создавалось одно из крупнейших мировых творений, свидетельствуют рукописи «Войны и мира»: в архиве писателя сохранилось свыше 5200 мелко исписанных листов. По ним можно проследить всю историю создания романа.

Первоначально Толстой задумал роман о декабристе, возвратившемся после 30-летней сибирской ссылки. Действие романа начиналось в 1856 году, незадолго до отмены крепостного права. Но затем писатель пересмотрел свой замысел и перешел к 1825 году - эпохе восстания декабристов. Но вскоре писатель оставил и это начало и решил показать молодость своего героя, совпавшую с грозной и славной порой Отечественной войны 1812 года. Но и на этом Толстой не остановился, и так как война 1812 года находилась в неразрывной связи с 1805 годом, то и все сочинение он начал с этого времени. Перенеся начало действия своего романа на полвека в глубь истории, Толстой решил провести через важнейшие для России события не одного, а многих героев.

Свой замысел - запечатлеть в художественной форме полувековую историю страны - Толстой назвал «Три поры». Первая пора - это начало века, его первые полтора десятилетия, время молодости первых декабристов, прошедших через Отечественную войну 1812 года. Вторая пора - это 20-е годы с их главным событием - восстанием 14 декабря 1825 года. Третья пора - 50-е годы, неудачный для русской армии конец Крымской войны, внезапная смерть Николая I, амнистия декабристов, их возвращение из ссылки и время ожидания перемен в жизни России.

Однако в процессе работы над произведением писатель сузил рамки своего первоначального замысла и сосредоточил внимание на первой поре, коснувшись лишь в эпилоге романа начала второй поры. Но и в таком виде замысел произведения оставался глобальным по своему размаху и потребовал от писателя напряжения всех сил. В начале работы Толстой понял, что привычные рамки романа и исторической повести не смогут вместить все богатство задуманного им содержания, и начал настойчиво искать новую художественную форму, он хотел создать литературное произведение совершенно необычного типа. И ему это удалось. "Война и мир", по утверждению Л.Н. Толстого, - не роман, не поэма, не историческая хроника, это - роман-эпопея, новый жанр прозы, получивший после Толстого широкое распространение в русской и мировой литературе.

На протяжении первого года работы Толстой напряженно трудился над началом романа. По признанию самого автора, множество раз он начинал и бросал писать свою книгу, теряя и обретая надежду высказать в ней все то, что ему хотелось высказать. В архиве писателя сохранилось пятнадцать вариантов начала романа. В основе замысла произведения лежал глубокий интерес Толстого к истории, к философским и общественно-политическим вопросам. Произведение создавалось в атмосфере кипения страстей вокруг главного вопроса той эпохи - о роли народа в истории страны, о его судьбах. Работая над романом, Толстой стремился найти ответ на эти вопросы.

Для того чтобы правдиво описать события Отечественной войны 1812 года, писатель изучил огромное количество материалов: книг, исторических документов, воспоминаний, писем. «Когда я пишу историческое, - указывал Толстой в статье «Несколько слов по поводу книги “Война и мир”, - я люблю быть до малейших подробностей быть верным действительности». Работая над произведением, он собрал целую библиотеку книг о событиях 1812 года. В книгах русских и иностранных историков он не нашел ни правдивого описания событий, ни справедливой оценки исторических деятелей. Одни из них безудержно восхваляли Александра I, считая его победителем Наполеона, другие возвеличивали Наполеона, считая его непобедимым.

Отвергнув все труды историков, изображавших войну 1812 года как войну двух императоров, Толстой поставил себе цель правдиво осветить события великой эпохи и показал освободительную войну, которую вел русский народ против иноземных захватчиков. Из книг русских и иностранных историков Толстой позаимствовал лишь подлинные исторические документы: приказы, распоряжения, диспозиции, планы сражений, письма и т. д. Он внес в текст романа письма Александра I и Наполеона, которыми русский и французский императоры обменялись перед началом войны1812 года; диспозицию Аустерлицкого сражения, разработанную генералом Вейротером, а также диспозицию Бородинского сражения, составленную Наполеоном. В главы произведения включены также письма Кутузова, которые служат подтверждением характеристики, данной фельдмаршалу автором.

При создании романа Толстой пользовался мемуарами современников и участников Отечественной войны 1812 года. Так, из «Записок о 1812 годе Сергея Глинки, первого ратника Московского ополчения», писатель заимствовал материалы для сцен, изображающих Москву в дни войны; в «Сочинениях Дениса Васильевича Давыдова» Толстой нашел материалы, положенные в основу партизанских сцен «Войны и мира»; в «Записках Алексея Петровича Ермолова» писатель нашел много важных сведений о действиях русских войск во время их заграничных походов 1805-1806 годов. Много ценных сведений Толстой обнаружил и в записях В.А. Перовского о его пребывании в плену у французов, и в дневнике С. Жихарева «Записки современника с 1805 по 1819 год», на основе которых в романе описана московская жизнь той поры.

Работая над произведением, Толстой также пользовался материалами газет и журналов эпохи Отечественной войны 1812 года. Много времени он провел в рукописном отделении Румянцевского музея и в архиве дворцового ведомства, где внимательно изучил неопубликованные документы (приказы и распоряжения, донесения и доклады, масонские рукописи и письма исторических лиц). Здесь же он познакомился с письмами фрейлины императорского дворца М.А. Волковой к В.А. Ланской, письмами генерала Ф.П. Уварова и других лиц. В письмах, не предназначавшихся для печати, писатель находил драгоценные подробности, изображавшие быт и характеры современников 1812 года.

Два дня Толстой пробыл в Бородине. Объехав поле боя, он написал жене: «Я очень доволен, очень, - своей поездкой... Только бы дал бог здоровья и спокойствия, а я напишу такое Бородинское сражение, какого еще не было». Между рукописями «Войны и мира» сохранился листок с заметками, сделанными Толстым в то время, когда он находился на Бородинском поле. «Даль видна на 25 верст», - записал он, зарисовав при этом линию горизонта и отметив, где расположены деревни Бородино, Горки, Псарево, Семеновское, Татариново. На этом листе он отметил движение солнца во время сражения. Работая над произведением, эти краткие заметки Толстой развернул в неповторимые картины Бородинского боя, полные движения, красок и звуков.

На протяжении семи лет напряженного труда, которого потребовало написание «Войны и мира», Толстого не покидали душевный подъем и творческое горение, и именно поэтому произведение не утратило своего значения до настоящего времени. Прошло более столетия со дня появления в печати первой части романа, и неизменно «Войну и мир» читают люди всех возрастов - от юношей до стариков. В годы работы над романом-эпопеей Толстой заявил, что «цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях». Тогда же он признался: «Ежели бы мне сказали, что то, что я пишу, будут читать теперешние дети лет через двадцать и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы». Немало таких произведений создано Толстым. "Война и мир", посвященная одной из кровопролитнейших войн XIX века, но утверждающая идею торжества жизни над смертью, занимает среди них почетное место.

2. Смысл названия романа

На первый взгляд может показаться, что роман “Война и мир” назван именно так потому, что в нем отражаются две эпохи жизни русского общества начала XIX века: период войн против Наполеона 1805--1814 годов и мирный период до и после военного времени. Однако данные литературоведческого и лингвистического анализа позволяют сделать некоторые существенные уточнения.

Дело в том, что в отличие от современного русского языка, в котором слово “мир” представляет собой омонимичную пару и обозначает, во-первых, состояние общества, противоположное войне, и, во-вторых -- человеческое общество вообще, в русском языке XIX века существовало два написания слова “мир”: “мир” -- состояние отсутствия войны и “мiр” -- человеческое общество, община. В название романа в старом написании входила именно форма “мiр”. Из этого можно было бы сделать вывод, что роман посвящен, прежде всего, проблеме, которая формулируется следующим образом: “Война и русское общество”. Однако, как было установлено исследователями творчества Толстого, в печать название романа попало не с написанного самим Толстым текста. Впрочем, тот факт, что Толстой не исправил не согласованное с ним написание, говорит о том, что оба варианта названия писателя устраивали.

В самом деле, если сводить объяснение названия к тому, что в романе имеет место чередование частей, посвященных войне, с частями, посвященными изображению мирной жизни, то возникает много дополнительных вопросов. Например, можно ли считать изображение жизни в тылу врага непосредственным изображением состояния мира? Или не будет ли правильным называть войной бесконечные раздоры, сопутствующие ходу жизни дворянского общества?

Однако пренебрегать подобным объяснением все же нельзя. Толстой действительно связывает название романа со словом “мир” в значении “отсутствие войны, раздоров и вражды между людьми”. Свидетельством тому являются эпизоды, в которых звучит тема осуждения войны, выражается мечта о мирной жизни людей, такие, например, как сцена убийства Пети Ростова.

С другой стороны, слово “мир” в произведении явно имеет значение “общество”. На примере нескольких семей в романе показана жизнь всей России в тот трудный для нее период. Кроме того, Толстой подробно описывает жизнь самых различных слоев русского общества: крестьян, солдат, патриархального дворянства (семью Ростовых), родовитых русских аристократов (семья Болконских) и многих других.

Круг проблем романа очень широк. В нем раскрыты причины неудач русской армии в походах 1805--1807 годов; на примере Кутузова и Наполеона показана роль отдельных личностей в военных событиях и в историческом процессе вообще; раскрыта великая роль русского народа, решившего исход Отечественной войны 1812 года, и т. д. Это тоже, безусловно, позволяет говорить об “общественном” значении названия романа.

Не стоит забывать и о том, что слово “мир” в XIX веке использовалось и для обозначения патриархально-крестьянского общества. Вероятно, Толстой учитывал и это значение.

И, наконец, мир для Толстого -- синоним слова “вселенная”, и не случайно роман содержит большое количество рассуждений общего философского плана.

Таким образом, понятия “мир” и “мiр” в романе сливаются воедино. Вот почему слово “мир” в романе приобретает почти символическое значение.

3. Композиция романа

«Война и мир» -- широкая историческая эпопея, главным героем которой является русский народ. В дневниках С.А. Толстой записаны прямые высказывания об этом Л.Н. Толстого. «Я стараюсь писать историю народа», -- говорил он. «Что б произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль. Так… в «Войне и мире» я любил мысль народную…»

Основной идеей произведения является непобедимая сила народного патриотизма. Тема и идейная направленность произведения здесь, как и везде, определяют его жанр, композицию, образную систему, язык.

В «Войне и мире» нашла яркое отражение жизнь России и отчасти Западной Европы первых двух десятилетий XIX века. Великие исторические события переносят ход действия из России в Австрию, Пруссию, Польшу, на Балканы, из Смоленска в Москву, Петербург, русскую и немецкую деревню, из царского дворца, великосветской гостиной, помещичьей усадьбы на поле сражения, в госпиталь, в барак военнопленных. До читателя доносятся отзвуки буржуазной французской революции, перед ним проходят европейские войны 1805--1807 и 1812--1813 годов, разгораются великие битвы народов, рушится империя Наполеона. Наряду с этим автор показывает недовольство своим положением крепостных крестьян, законодательную деятельность Сперанского, общий патриотический подъем 1812 года, наступление реакции, организацию первого тайного революционного общества.

Кульминацией «Войны и мира» является Бородинское сражение. Эта кровопролитная битва, в которой силы воюющих сторон были напряжены до последнего предела, стала исходным моментом спасения России, с одной стороны, гибели армии Наполеона и крушения его могущества -- с другой. Эпилог, из которого мы узнаем об организации тайного общества, воспринимается как начало нового романа.

В качестве героев романа выступают как вымышленные действующие лица, так и знаменитые исторические деятели.

В свете всех этих исторических событий и явлений Толстой изображает крестьянство и городскую бедноту, придворное и поместное дворянство, передовую дворянскую интеллигенцию.

Изображению жизни и характеров людей придают живость и яркость, широкие бытовые полотна: полковая жизнь солдат и офицеров, госпиталь, жизнь крепостной деревни, торжественные званые обеды в Москве, раут и бал в Петербурге, барская охота, ряженые и т. д.

Основные действующие лица романа взяты из дворянской среды, в этом же направлении развивается и сюжет. Через весь роман проходит история четырех семей: Ростовых, Болконских, Курагиных и несколько раз менявшей свой состав, кроме главного героя, семьи Безуховых. Эти четыре повествовательные линии положены в основу сюжета «Войны и мира». Однако не только Ростовы, Болконские, Курагины, Безухов, неизменно находящиеся в поле зрения автора, не только такие крупные исторические фигуры, как Кутузов и Наполеон вызывают его внимание: все 5-59 действующих лиц находят свое определенное место в романе, их характеры и поведение социально и исторически обусловлены. Одни из них появляются не надолго и затем теряются в общей массе, другие проходят через все произведение, но все они воспринимаются читателем как живые люди. Нельзя ни забыть, ни смешать друг с другом, если они обрисованы даже немногими чертами, как, например, Лаврушка, офицер Телянин, княгиня Курагина, староста Дрон, пляшущий на морозе без подметки солдат и бесконечное множество других.

Но главным героем здесь является народ, в центре внимания автора -- его массовый образ. В «Войне и мире» встречаются ярко очерченные характеры, почти не выступающие из общего массового фона. Они заявляют о себе одной-двумя репликами, получают меткую, но мгновенную обрисовку иногда в двух-трех штрихах, появляются на сцене один единственный раз в пределах немногих строк и затем исчезают, чтобы более не вернуться. Показывая с исключительной силой и убедительностью патриотизм, человечность, чувство правды и справедливости русского народа и тяготеющей к нему лучшей части дворянской интеллигенции, Толстой противопоставляет им оторвавшуюся от народа придворную аристократию, находящуюся в состоянии безнадежного морального распада. В то время как народные массы, переживая тяжелые страдания и лишения, напрягают все силы для борьбы с врагом, придворные занимаются ловлей рублей, крестов и чинов; графиня Безухова ведет переговоры с иезуитами и вступает в «лоно католической церкви» в целях заключения брака с иностранным принцем и т. п. Так перед читателем в плане антитезы выступают два социальных мира.

Прием контраста используется Толстым и при сопоставлении народного полководца Кутузова и завоевателя Наполеона.

Большую значимость имеет этот композиционный прием и при изображении других действующих лиц, как, например, Андрея Болконского и Пьера, а также целых групп различного внутреннего склада людей (офицеров разного типа, как, например, Тушин, Тимохин, Дохтуров, с одной стороны, и Берг, Жерков, Бенигсен и пр. -- с другой).

Читая роман, замечаешь то, что образы, имеющие обличительный характер, как Курагины, Долохов, Берг, Наполеон, Александр I, даны статично; характеры же положительных героев, как Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, Марья Болконская, показаны в развитии, во всей сложности и противоречивости их внутренней жизни. Это изумительное искусство изображения внутренней жизни человека в ее непрестанном движении, эта гениальная способность проникновения в самые тайники душевной жизни, равной которой мы до Толстого не знаем, была впервые отмечена Чернышевским. Он писал о произведениях Л. Н. Толстого, что писателя интересует «всего более -- сам психологический процесс, его формы, его законы, диалектика души». И дальше: «Это изображение внутреннего монолога надобно, без преувеличения, назвать удивительным… та сторона графа Толстого, которая дает ему возможность уловлять эти психические монологи, составляют в его таланте особенную, только ему свойственную силу».

Во время своего пребывания в Ясной Поляне В. Г. Короленко как-то сказал Льву Николаевичу: «Вы умеете схватить это движущееся в человеческой природе и запечатлеть его, а это самое трудное».

Эта внутренняя динамика мыслей, чувств, стремлений любимых героев Толстого на протяжении всего романа в основном определяется их исканиями тех возможностей, при которых жизнь наполнилась бы содержанием, осмыслилась широкой полезной деятельностью и хотя их путь неровен, вся их жизнь -- движение вперед.

А рядом с ними «действовали» люди с омертвевшей душой: Курагины, Друбецкие, Берг, Бенингсен, Шерер и многие другие.

Исключительно важную композиционную роль играют в романе пленительные картины русской природы. Природа в изображении Толстого всегда неотделима от человека, от его внешней и внутренней жизни.

Для Толстого характерно также сочетание художественного изображения с философскими рассуждениями.

Всей совокупностью художественных композиционных приемов Толстого достигается многогранное, предельно ясное отражение исторических событий и жизни несокрушимого русского народа.

4. Жанр романа

Сам Толстой не давал конкретного определения жанра произведения, называя просто «книга». И был в этом полностью прав, потому что традиционные жанры, которые существовали до написания «Войны и мира» не могли полностью отобразить художественной структуры романа. В произведении совмещены элементы семейно-бытового, социально-психологического, философского, исторического, батального романов, а также документальные хроники, мемуары и т.д. Это позволяет характеризировать его как роман-эпопею. Эту жанровую форму впервые в России открыл именно Толстой.

«Война и мир» как роман-эпопея имеет такие признаки:

Совмещение рассказа об общенациональных событиях с рассказом о судьбах отдельных людей.

Описание жизни Российского и Европейского общества девятнадцатого века.

Имеют место изображения различных типов характеров всех социальных пластов общества во всех проявлениях.

В основе романа - грандиозные события, благодаря, которым автор изобразил основные тенденции исторического процесса того времени.

Совмещение реалистических картин жизни 19 века, с философскими рассуждениями автора про свободу и необходимость, роль личности в истории, случайность и закономерность и т.п.

Толстой четко изобразил в романе особенности народной психологии, которые совместил с изображением личных особенностей отдельных персонажей, это придало особенною полифонию произведению, которое является отображением сложной и противоречивой эпохи.

Как известно, в основе романа лежит судьба, прежде всего, отдельной личности, а в эпопее осмысляется судьба целого народа. Толстой соединил в своем произведении особенности обоих жанров.

Основной в произведении Толстого является героическая тема народа. Именно она определяет значение «Войны и мира» как эпопеи. Воссоздание грандиозных исторических событий, картины великих битв, прежде всего Бородинского сражения, величественный пейзаж, обширные историко-философские отступления автора выявляют особенности «Войны и мира» как эпопеи.

«Война и мир» несет в себе традиции произведений древнерусской литературы, в частности воинской повести. Мотив всенародного подвига во имя спасения Русской земли сближает произведение Толстого со «Словом о полку Игореве».

Тема Москвы также выступает в «Войне и мире» как эпопейная тема. В толстовском произведении отражено народное отношение к Москве как к сердцу России.

Одновременно Толстому-романисту важно осмыслить становление и развитие личностей отдельных героев в их самостоятельном бытии.

Отличительная черта «Войны и мира» как романа заключается в том, что в нем не один и не два главных героя, а множество героев, связанных между собой личными судьбами.

«Война и мир» имеет черты исторического романа. Здесь повествуется о реальных исторических событиях и лицах. Своеобразие «Войны и мира» состоит здесь в том, что картины эпохи наполеоновских войн являются не фоном повествования, а самостоятельным по значению элементом композиции. Вспомним о значении образов Кутузова, Багратиона, Наполеона, Александра I.

«Война и мир» имеет также черты семейного романа. В нем рассказываются истории семей Ростовых, Болконских, Курагиных.

Кроме того, это роман философский, в котором Толстой осмысляет наиболее общие вопросы (жизнь и смерть, смысл человеческого бытия, философия истории).

Наконец, это психологический роман, отмеченный пристальным вниманием писателя к внутреннему миру героев.

Заключение

Итак, мы нашли ответы на вопросы: какова история создания романа-эпопеи «Война и мир», каково значение названия, а так же какова композиция и своеобразный жанр. Это произведение весьма большое, автор уложил его в 4 тома и в каждом томе от 3 до 5 частей и эпилога в четвертом томе. И не уделить этому роману хоть каплю внимания невозможно, ибо оно охватывает практически четверть века нашей истории и рассказывает историю жизни многих людей.

Приложение

Рис. Титульная страница издания романа 1873 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Этапы жизненного и идейно-творческого развития великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Правила и программа Толстого. История создания романа "Война и мир", особенности его проблематики. Смысл названия романа, его герои и композиция.

    презентация , добавлен 17.01.2013

    Первое точное свидетельство, датирующее начало работы Л.Н. Толстого над романом "Война и мир". Освободительная война, которую вел русский народ против иноземных захватчиков. Варианты начала романа. Описание событий Отечественной войны 1812 года.

    презентация , добавлен 04.05.2016

    Список произведений писателя В. Суворова, посвященные событиям Второй мировой войны. Тема романа "Контроль" и его достоинства. Произведения "заволжского цикла" А.Н. Толстого, принесшие ему известность. Сюжетные линии романа "Хождение по мукам".

    презентация , добавлен 28.02.2014

    Работа Л. Толстого над романом "Война и мир". Сложная структура содержания романа-эпопеи. Основные характеристики языка, семантико-стилистические акценты, каузальная (причинно-следственная) фраза, взаимодействие изобразительно-выразительных средств.

    курсовая работа , добавлен 01.05.2009

    Роман-эпопея Л. Н. Толстого "Война и мир", созданный писателем в шестидесятых годах прошлого века, стал большим событием в русской и мировой литературе. Ещё в 1860 году писатель пытался обратиться к жанру исторического романа.

    сочинение , добавлен 18.07.2006

    Краткий очерк биографии А.С. Пушкина. История создания, содержание и сюжетная линия романа "Евгений Онегин". Действующие лица и поэтические особенности романа. Интересные факты о романе, его влияние на произведения в литературе, музыке и кинематографе.

    реферат , добавлен 26.06.2012

    История создания романа "Война и мир". Система образов в романе "Война и мир". Характеристика светского общества в романе. Любимые герои Толстого: Болконский, Пьер, Наташа Ростова. Характеристика "несправедливой" войны 1805 года.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2004

    История написания романа "Преступление и наказание". Главные герои произведения Достоевского: описание их внешности, внутренний мир, особенности характеров и место в романе. Сюжетная линия романа, основные философские, моральные и нравственные проблемы.

    реферат , добавлен 31.05.2009

    Художественное своеобразие романа "Анна Каренина". Сюжет и композиция романа. Стилевые особенности романа. Крупнейший социальный роман в истории классической русской и мировой литературы. Роман широкий и свободный.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2006

    Краткая биография писателя. Изучение Л.Н. Толстым человеческого сознания на основе самонаблюдения. Духовные искания главных героев. Андрей Болконский - одна из самых трагических фигур романа "Война и мир". Постоянное развитие образа Пьера Безухова.




Top