Композитор жорж бизе биография. Композитор Бизе, Жорж: биография и интересные факты

Алекса́ндр Сеза́р Леопольд Бизе́ (фр. Alexandre-César-Léopold Bizet, при крещении получил имя Жорж , фр. Georges; 25 октября 1838, Париж - 3 июня 1875, Буживаль) - французский композитор периода романтизма, автор оркестровых произведений, романсов, фортепианных пьес, а также опер, самой известной из которых стала «Кармен».

Он родился 25 октября 1838 года в Париже в семье учителя пения Адольфа Армана Бизе. Был зарегистрирован под именем Александр-Сезар-Леопольд Бизе, но при крещении получил имя Жорж, под которым и был известен в дальнейшем. Первоначально занимался музыкой с матерью Анной Леопольдиной Эмэ (урожд. Дельсарт). Бизе поступил в Парижскую консерваторию за две недели до того, как ему исполнилось 10 лет. Занимался контрапунктом и фугой с П. Циммерманом, а также с замещающим его Ш. Гуно (впоследствии другом Бизе).

Уже во время учёбы в консерватории (1848-1857) Бизе пробовал себя в качестве композитора. В этот период он блестяще овладел композиторской техникой и исполнительским мастерством. Ференц Лист, услышавший в исполнении Бизе свою фортепианную музыку, воскликнул: «Бог мой! Я считал, что это может исполнить один человек – я. Но оказывается, нас двое !».

В 1857 году он разделил с Шарлем Лекоком премию на конкурсе, организованном Жаком Оффенбахом, за оперетту «Доктор Миракль» и получил Римскую премию. В том же году Бизе представил на конкурс кантату «Кловис и Клотильда», за которую также получил Римскую премию, что позволило ему прожить в Риме в течение трёх лет, сочиняя музыку и занимаясь своим образованием. Отчётным произведением (написание которого было обязательным для всех лауреатов Римской премии) стала опера «Дон Прокопио». Опера была неизвестна публике до 1895 года, когда композитор Ш. Малерб опубликовал описание «Дона Прокопио», найденного им в архиве умершего директора консерватории Обера. В 1906 году в редакции Малерба (с написанными им речитативами) первая опера Бизе была поставлена в театре Монте-Карло.

За исключением проведённого в Риме периода, Бизе прожил всю свою жизнь в Париже. После пребывания в Риме он вернулся в Париж, где посвятил себя написанию музыки. В 1863 году он написал оперу «Искатели жемчуга». В этот же период он написал «Пертскую красавицу» (1867), произведение для фортепиано «Детские игры» (1870), музыку к пьесе Альфонса Доде «Арлезианка» (1872). Премьера «Арлезианки» состоялась 11 октября 1872 года; ни пьеса, ни музыка успеха у публики не имели. Композитор сделал из музыки к «Арлезианке» концертную сюиту. В 1878 году П. И. Чайковский писал Н. Ф. фон Мекк: «Кстати о свежести в музыке, рекомендую Вам оркестровую сюиту покойного Bizet «L"Arlesienne». Это в своем роде шедевр» . Вторая сюита на музыки к спектаклю («Пастораль», «Интермеццо», «Менуэт», «Фарандола») была составлена Гиро уже после смерти Бизе.

В 1867 году журнал «Revue Nationale et Etrangère» предложил Бизе постоянное сотрудничество в качестве музыкального обозревателя, статьи Бизе выходят под псевдонимом Гастона де Бетси. Также он написал романтическую оперу «Джамиле» (1870), обычно рассматриваемую, как предшественницу «Кармен», и симфонию C-dur. Сам Бизе забыл о ней, и о симфонии не вспоминали до 1935 года, когда она была обнаружена в библиотеке консерватории. Симфония замечательна своим стилистическим сходством с музыкой Франца Шуберта, которая в тот период почти не была известна в Париже, за исключением, быть может, нескольких песен. В 1874-1875 годах композитор работал над «Кармен». Летом 1874 года, в Буживале, композитор заканчивает оперу, оркестровка партитуры заняла всего два месяца. Премьера оперы состоялась в парижском театре «Опера-Комик» 3 марта 1875 года и закончилась провалом. После премьеры Бизе был убеждён, что работа не удалась. Он умер от сердечного приступа спустя всего три месяца, не зная, что «Кармен» окажется вершиной его успеха и навсегда войдёт в число наиболее узнаваемых и популярных классических произведений мира. П.И. Чайковский, который был большим поклонником этой оперы писал: «...Но вот является француз (которого смело назову гениальным), у которого все эти пикантности и пряности не результат выдуманности, а льются свободным потоком, льстят слуху и в то же время трогают и волнуют. Он как бы говорит: «...вы не хотите ничего величавого, грандиозного и сильного, вы хотите хорошенького, вот вам и хорошенькое, joli. Bizet - художник, отдающий дань испорченности вкусов своего века, но согретый истинным, неподдельным чувством и вдохновением ».

Вскоре после постановки «Кармен» Бизе серьезно заболел, а в начале июня 1875 года произошло внезапное ухудшение, в результате чего он умер 3 июня в Буживале. После временного погребения на Монмартрском кладбище прах Бизе был перенесён на кладбище Пер-Лашез, где похоронены многие выдающиеся деятели искусства. После смерти Бизе его работы, за исключением «Кармен», в целом не получили широкого признания, их рукописи были розданы или утеряны, а опубликованные версии произведений зачастую пересматривались и изменялись другими авторами. Только спустя многие годы забвения его произведения начали исполняться всё чаще, и лишь с XX века имя Жоржа Бизе по достоинству встало в один ряд с именами других выдающихся композиторов. В свои 36 лет жизни он не успел создать собственной музыкальной школы и не имел каких-либо явных учеников или последователей. Преждевременная смерть Бизе в самом начале расцвета его зрелого творчества оценивается как значительная и невосполнимая потеря для мировой классической музыки.

3 июня 1869 года Жорж Бизе сочетался браком с Женевьев Галеви, двоюродной сестрой Людовика Галеви - создателя музыкального жанра «оперетта». В 1871 году у Жоржа и Женевьевы родился их единственный сын Жак, который в последующем был близким другом Марселя Пруста.

Память

  • Муниципальная консерватория (фр. Conservatoire municipal du 20e Georges Bizet ) в XX округе Парижа носит его имя.
  • В его честь названа площадь в Андерлехте (Брюссельская агломерация).

Творчество

Оперы

  • «Дон Прокопио» (опера-буффа, на итальянском языке, 1858-1859, поставлена 1906, Монте-Карло), существует также в оркестровке Леонида Фейгина
  • «Любовь-художница» (фр. L’Amour peintre, либретто Бизе, по Ж. Б. Мольеру , 1860, не окончена, не опубликована)
  • «Гузла Эмира» (комическая опера, 1861-1862)
  • «Искатели жемчуга» (фр. Les Pecheurs de perles, 1862-1863, поставлена 1863, «Театр лирик», Париж
  • Иван IV (1862-1865), поставлена в 1951 году в Grand Théâtre de Bordeaux
  • «Никола Фламель» (1866, фрагменты)
  • «Пертская красавица» (фр. La Jolie fille du Perth, 1866, поставлена 1867, «Театр лирик», Париж)
  • «Кубок Фульского короля» (фр. La Coupe du roi de Thule, 1868, фрагменты)
  • «Кларисса Гарлоу» (комическая опера, 1870-1871, фрагменты)
  • «Каландарь» (комическая опера, 1870), Гризельда (комическая опера, 1870-1871, не окончена)
  • «Джамиле» (комическая опера, 1871, поставлена 1872, театр «Опера комик», Париж)
  • «Дон Родриго» (1873, не окончена)
  • «Кармен» (драматическая опера, 1873-1874, поставлена 1875, театр «Опера комик», Париж; речитативы написаны Э. Гиро, после смерти Бизе, для постановки в Вене, 1875)

Оперетты

  • Анастасия и Дмитрий
  • Мальбрук в поход собрался (Malbrough s’en va-t-en guerre, 1867, театр «Атеней», Париж; Бизе принадлежит 1-е действие, другие 3 действия - И. Э. Легуи, Э. Жонасу, Л. Делибу)
  • Соль-си-ре-пиф-пан (1872, театр «Шато-д’о», Па)
  • Ангел и Товия (L’Ange et Tobia, около 1855-1857)
  • Элоиза де Монфор (1855-1857)
  • Очарованный рыцарь (Le Chevalier enchanté, 1855-1857)
  • Эрминия (1855-1857)
  • Возвращение Виргинии (Le Retour de Virginie, около 1855-1857)
  • Давид (1856)
  • Кловис и Клотильда (1857)
  • Доктор Миракль (1857)
  • Песня веку (Carmen seculaire, по Горацию , 1860)
  • Женитьба Прометея (Les Noces de Promethee, 1867)

Оды-симфонии

  • Улисс и Цирцея (по Гомеру , 1859)
  • Васко да Гама (1859-1860)

Оратория

  • Женевьева Парижская (1874-1875)

Произведения для хора и оркестра (или фортепиано)

  • Хор студентов (Choeur d’etudiants, мужской хор, до 1855)
  • Вальс (C-dur, 1855)
  • Те Deum (для солистов, хора и оркестра, 1858)
  • Залив Байя (Le Golfe de Bahia, для сопрано или тенора, хора и фортепиано, около 1865; музыка использована в опере «Иван Грозный », имеется переработка для фортепиано)
  • Ave Maria (для хора и оркестра, слова Ш. Гранмужена, после 1867)
  • Песня прялки (La Chanson du Rouet, для солиста, хора и фортепиано, после 1867) и др.

Для хора без сопровождения

  • Святой Иоанн из Патмоса (Saint-Jean de Pathmos, для мужского хора, слова В. Гюго , 1866)

Произведения для оркестра

  • Симфонии (№ 1, C-dur, Юношеская, 1855, партитура опубликована и исполнена 1935; № 2, 1859, уничтожена Бизе)
  • Рим (C-dur, 1871, первоначально - Воспоминания о Риме, 1866-1868, исполнена 1869)
  • Увертюры, в том числе Родина (Patrie, 1873, исполнена 1874)
  • Сюиты, в том числе Маленькая сюита (Petite suite, из фортепианных дуэтов Игры детей, 1871, исполнена 1872), сюиты из Арлезианки (№ 1, 1872; № 2, составил Э. Гиро, 1885)

Произведения для фортепиано соло

  • Большой концертный вальс (E-dur, 1854)
  • Фантастическая охота
  • (Chasse fantastique, 1865)
  • Реинские песни (Chant du Rhin, цикл из 6 песен, 1865)
  • Концертные хроматические вариации (1868)

Фортепианные дуэты

  • Игры детей (Jeux d’enfants, 12 пьес для 2 фортепиано, 1871)

Произведения для голоса и фортепиано

  • В том числе циклы песен Листки из альбома (Feuilles d’album, 6 песен, 1866)
  • Пиренейские песни (Chants dee Pyrenees, 6 народных песен, 1867)

Музыка к драматическому спектаклю

  • Арлезианка (драма А. Доде, 1872, театр «Водевиль», Париж)

Талантливый ребенок

25.10.1838 в Париже родился будущий всемирно известный композитор Жорж Бизе.

Он рос в музыкальной семье (отец преподавал вокал, мать была профессиональной пианисткой), поэтому с самого раннего детства Жорж был окружен музыкой.

Родители были его первыми учителями. К четырем годам ребенок уже хорошо знал нотную грамоту, играл на фортепьяно. Родители настойчиво занимались музыкальным образованием мальчика, не оставляя ему времени на игры со сверстниками.

Его успехи были настолько значительными, что даже не достигнув десяти лет, Бизе вступил в столичную консерваторию. Первые музыкальные сочинения появились у юного дарования в 13 лет. Утром мама вела Жоржа в консерваторию, а после уроков забирала домой.

Небольшой перерыв на обед – и снова занятия музыкой в отдельной комнате, где его закрывали и где мальчик играл на фортепьяно до полного изнеможения.

Впрочем, учеба не была для Жоржа особо трудным делом. Окончив консерваторию в 19 лет, он написал кантату «Кловис и Клотильда», за которую получил Большую Римскую премию. В таком юном возрасте, кстати, никто еще такую премию не получал.

Первая любовь и первые невзгоды

В Италии Жорж познакомился с веселой девушкой Джузеппой, влюбился в нее до опьянения. Он думал, что написанием пары комических опер, заработает достаточно, чтобы обеспечить с любимой безбедную жизнь. Но тут пришло известие, что заболела мать.

Жорж, уезжая домой, пообещал девушке вернуться, когда мать выздоровеет. На ее лечение юный композитор изо всех сил пытался заработать денег: он перекладывал партитуры опер других сочинителей для фортепьяно, за что ему исправно платили. Но денег все равно не хватало.

Больная мать, так мечтавшая увидеть своего Жоржа богатым и знаменитым, неустанно повторяла, что он должен написать симфонию, которая его прославит и выведет из нищеты. Он писал, росла кипа черновиков, но времени оставалось все меньше, а долги все росли. Мать угасала. Целый год упорного труда ради спасения матери так и не принес ожидаемого результата. Мать умерла, так и не увидев своего сына знаменитым.

Увлечение театром

Музыкальный театр давно привлекал Бизе. Он много писал для сцены. Но критика не особо благоволила молодому композитору. Он написал комическую оперу «Дон Прокопио», несколько оркестровых пьес, но все это не было оценено. Наконец, в 1863 г. произошел некоторый сдвиг: премьера оперы Бизе «Ловцы жемчуга» была замечена критикой, но без особого восторга.

Всего 18 раз опера прошла на сцене, а потом ее исключили из репертуара. И снова все вернулась на круги своя: упорный и безуспешный труд бессонными ночами, чужие партитуры, жалкие уроки музыки.

Безденежье и отчаяние. Оперная дива – Могадор

Знакомство с оперной певицей Могадор подарило Жоржу Бизе бурную страсть, которая не принесла ни счастья, ни даже продвижения в карьере. Она была знаменитостью в Париже. Ее знали не только как оперную диву мадам Лионель, но и как писательницу Селесту Венар и как светскую львицу графиню де Шабрийан.

Она была прелестной 42-летней вдовой и владелицей столичного музыкального театра. 28-летний Бизе был поглощен их взаимной страстью. Но именно эта женщина принесла много душевных мук Жоржу: она оказалась капризной и вздорной, постоянно устраивала скандалы и жуткмие сцены. Да и любовь юноши ей уже была не нужна.

Однажды в порыве гнева Могадор вылила на Жоржа ушат ледяной воды. Молодой человек вышел на улицу. Была зима. Он простудился. Заболел надолго и всерьез: работал в постели, практически лишился голоса. Его связь с Могадор закончилась, но душевные страдания, как и физические, еще долго отравляли ему жизнь.

Брак

Весной 1869, в доме своего учителя, Жорж встретил его повзрослевшую дочь Женевьеву. Их роман развивался медленно. Неудача с оперой «Пертская красавица» (1866). Болезнь, потеря веры в себя, безденежье – все это опустошало душу композитора. Но все же однажды Жорж решился сделать предложение Женевьеве.

Поначалу юная жена окружила Бизе любовью и заботой, создавая ему комфортные условия для работы. Жорж работал не покладая рук: сочинял музыку и по-прежнему давал уроки. Вскоре Женевьева устала от такой жизни. Однажды муж застал ее дома с любовником.

Опера «Кармен» (1874)

Лебединой песней Жоржа Бизе стала опера «Кармен», где героиня так похожа на страстную Могадор. На премьере в зале Парижской оперы Бизе леденел от ужаса: неужели и в этот раз позорный провал? Публика реагировала вяло. Жорж понял, что его шедевр снова никто не оценил.

Женевьева уже после первого акта покинула театр. Раздавленный очередной неудачей, композитор в порыве отчаяния бросился в Сену. На этот раз его болезнь оказалась смертельной: жар, глухота, паралич рук и ног, сердечный приступ – и смерть 3.06. 1875. Ему было всего 37 лет.

Ему не суждено было увидеть себя и свою «Кармен» в лучах феерического успеха, который пришел через 4 месяца после его смерти в Венской опере. Все когда-то непризнанные произведения Жоржа Бизе, и в первую очередь его «Кармен», навеки вошли в число самых блистательных творений музыкальной классики.

...Мне нужен театр: без него я ничто.
Ж. Бизе

Свою недолгую жизнь французский композитор Ж. Бизе посвятил музыкальному театру. Вершина его творчества - «Кармен » - до сих пор остается одной из самых любимых опер для многих и многих людей.

Бизе вырос в культурной образованной семье; отец был учителем пения, мать играла на фортепиано. С 4 лет Жорж начал заниматься музыкой под руководством матери. В возрасте 10 лет поступил в Парижскую консерваторию. Его учителями стали виднейшие музыканты Франции: пианист А. Мармонтель, теоретик П. Циммерман, оперные композиторы Ф. Галеви и Ш. Гуно. Уже тогда раскрылось разностороннее дарование Бизе: он был ярким пианистом-виртуозом (сам Ф. Лист восхищался его игрой), неоднократно получал премии по теоретическим дисциплинам, увлекался игрой на органе (впоследствии, уже приобретая известность, занимался у С. Франка).

В консерваторские годы (1848-58) появляются произведения, полные юношеской свежести и непринужденности, среди которых Симфония до мажор, комическая опера «Дом доктора». Окончание консерватории ознаменовалось получением Римской премии за кантату «Кловис и Клотильда», дававшей право на четырехлетнее пребывание в Италии и государственную стипендию. Тогда же для конкурса, объявленного Ж. Оффенбахом, Бизе пишет оперетту «Доктор Миракль», которая тоже была отмечена премией.

В Италии Бизе, очарованный благодатной южной природой, памятниками архитектуры и живописи, много и плодотворно работает (1858-60). Он занимается изучением искусства, читает множество книг, постигает красоту во всех ее проявлениях. Идеалом для Бизе становится прекрасный, гармоничный мир Моцарта и Рафаэля. Истинно французское изящество, щедрый мелодический дар, тонкий вкус навсегда стали неотъемлемыми чертами стиля композитора. Бизе все больше привлекает музыка оперная, способная «слиться» с изображаемым на сцене явлением или героем. Вместо кантаты, которую композитор должен был представить в Париже, он пишет комическую оперу «Дон Прокопио», выдержанную в традициях Дж. Россини. Создается также ода-симфония «Васко да Гама».

С возвращением в Париж связано начало серьезных творческих исканий и одновременно тяжелой, рутинной работы ради куска хлеба. Бизе приходится делать переложения чужих оперных партитур, писать развлекательную музыку для кафе-концертов и одновременно создавать новые произведения, работая по 16 часов в сутки. «Я работаю, как негр, я истощен, я буквально разрываюсь на части... Я только что закончил романсы для нового издателя. Боюсь, что получилось посредственно, но нужны деньги. Деньги, вечно деньги - к черту!» Вслед за Гуно Бизе обращается к жанру лирической оперы. Его «Искатели жемчуга » (1863), где естественность выражения чувств сочетается с восточной экзотикой, вызвала похвалу Г. Берлиоза. В «Пертской красавице» (1867, на сюжет В. Скотта) изображена жизнь простых людей. Успех этих опер был не так велик, чтобы упрочить положение автора. Самокритика, трезвое осознание недостатков «Пертской красавицы» стали залогом будущих достижений Бизе: «Это эффектная пьеса, но характеры мало обрисованы... Школа избитых рулад и лжи умерла - умерла навсегда! Похороним ее без сожаления, без волнения - и вперед!» Ряд замыслов тех лет остался неосуществленным; не была поставлена законченная, но в целом неудачная опера «Иван Грозный». Кроме опер Бизе пишет оркестровую и камерную музыку: завершает симфонию Рим, начатую еще в Италии, пишет пьесы для фортепиано в 4 руки «Детские игры» (некоторые из них в оркестровом варианте составили «Маленькую сюиту»), романсы.

В 1870 г., во время франко-прусской войны, когда Франция находилась в критическом положении, Бизе вступает в ряды Национальной гвардии. Спустя несколько лет его патриотические чувства нашли выражение в драматической увертюре «Родина» (1874). 70-е гг. - расцвет творчества композитора. В 1872 г. состоялась премьера оперы «Джамиле » (по поэме А. Мюссе), тонко претворившей; интонации арабской народной музыки. Для посетителей театра Комической оперы (Opera-Comique) было неожиданностью увидеть произведение, рассказывающее о беззаветной любви, преисполненное чистой лирики. Подлинные ценители музыки и серьезные критики увидели в «Джамиле» начало нового этапа, открытие новых путей.

В произведениях этих лет чистота и изящество стиля (всегда присущие Бизе) отнюдь не препятствуют правдивому, бескомпромиссному выражению драмы жизни, ее конфликтов и трагических противоречий. Теперь кумирами композитора становятся В. Шекспир, Микеланджело, Л. Бетховен. В своей статье «Беседы о музыке» Бизе приветствует «страстный, буйный, подчас даже необузданный темперамент, подобный Верди, который дарит искусству живое, мощное произведение, сотворенное из золота, грязи, желчи и крови. Я меняю кожу и как художник, и как человек», - говорит о себе Бизе.

Одна из вершин творчества Бизе - музыка к драме А. Доде «Арлезианка» (1872). Постановка пьесы была неудачной, и композитор из лучших номеров составил оркестровую сюиту (вторую сюиту после смерти Бизе составил его друг, композитор Э. Гиро). Как и в предыдущих произведениях, Бизе придает музыке особый, специфический колорит места действия. Здесь это Прованс, и композитор использует народные провансальские мелодии, насыщает все произведение духом старофранцузской лирики. Красочно, легко и прозрачно звучит оркестр, Бизе достигает изумительного разнообразия эффектов: это колокольный звон, блеск красок в картине народного праздника («Фарандола»), утонченно-камерное звучание флейты с арфой (в менуэте из Второй сюиты) и печальное «пение» саксофона (Бизе первым ввел этот инструмент в симфонический оркестр).

Последними работами Бизе были незавершенная опера «Дон Родриго» (по драме Корнеля «Сид») и «Кармен», поставившая ее автора в ряд величайших художников мира. Премьера «Кармен» (1875) стала и самой крупной жизненной неудачей Бизе: опера со скандалом провалилась и вызвала резкую оценку прессы. Через 3 месяца 3 июня 1875 года композитор скончался в предместье Парижа Буживаль.

Несмотря на то, что «Кармен» была поставлена в театре Комической оперы, этому жанру она соответствует лишь некоторыми формальными признаками. В сущности, это музыкальная драма, обнажившая реальные противоречия жизни. Бизе использовал сюжет новеллы П. Мериме, но возвысил его образы до значения поэтических символов. И при этом все они - «живые» люди с яркими, неповторимыми характерами. Композитор вводит в действие народные сцены с их стихийным проявлением жизненной силы, бьющей через край энергии. Цыганская красавица Кармен, тореадор Эскамильо, контрабандисты воспринимаются как часть этой свободной стихии. Создавая «портрет» главной героини, Бизе использует мелодии и ритмы хабанеры, сегидильи, поло и т. п.; при этом ему удалось глубоко проникнуть в дух испанской музыки. Совсем к другому миру - уютному, удаленному от бурь, принадлежат Хозе и его невеста Микаэла. Их дуэт выдержан в пастельных тонах, мягких романсных интонациях. Но Хозе буквально «заражается» страстью Кармен, ее силой и бескомпромиссностью. «Обычная» любовная драма поднимается до трагедии столкновения человеческих характеров, сила которых превосходит страх смерти и побеждает его. Бизе воспевает красоту, величие любви, пьянящее чувство свободы; без предвзятого морализирования он правдиво раскрывает свет, радость жизни и ее трагизм. В этом вновь проявляется глубокое духовное родство с автором «Дон-Жуана» - великим Моцартом.

Уже через год после неудачной премьеры «Кармен» с триумфом ставится на крупнейших сценах Европы. Для постановки в парижском театре Grand Opera Э. Гиро заменил разговорные диалоги речитативами, ввел ряд танцев (из других произведений Бизе) в последнее действие. В этой редакции опера известна сегодняшнему слушателю. В 1878 г. П. Чайковский писал, что «Кармен - это в полном смысле шедевр, т. е. одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи... Я убежден, что лет через десять „Кармен“ будет самой популярной оперой в мире...»

К. Зенкин

В творчестве Бизе нашли выражение лучшие прогрессивные традиции французской культуры. Это - высшая точка реалистических устремлений во французской музыке XIX века. В произведениях Бизе ярко запечатлелись те черты, которые Ромен Роллан определял как типичные национальные особенности одной из сторон французского гения: «...героическая действенность, опьяненность разумом, смех, страсть к свету». Такова, по мысли писателя, «Франция Рабле, Мольера и Дидро, а в музыке... Франция Берлиоза и Бизе».

Недолгая жизнь Бизе была наполнена кипучей, напряженной творческой работой. Не сразу он нашел себя. Но незаурядная личность художника проявлялась во всем, что он делал, хотя на первых порах его идейно-художественным исканиям еще недоставало целеустремленности. С годами у Бизе все более укреплялся интерес к жизни народа. Смелое обращение к сюжетам повседневного быта помогло ему создать образы, точно выхваченные из окружающей действительности, обогатить современное искусство новой тематикой и на редкость правдивыми, сильными средствами в изображении здоровых, полнокровных чувств во всем их многообразии

Общественный подъем на рубеже 60-70-х годов обусловил идейный перелом в творчестве Бизе, направил его к вершинам мастерства. «Содержание, содержание прежде всего!» - восклицал он в эти годы в одном из писем. Его привлекает в искусстве размах мысли, широта концепции, жизненная правдивость. В своей единственной статье, опубликованной в 1867 году, Бизе писал: «Я ненавижу педантизм и ложную эрудицию... Крючкотворствуют, вместо того, чтобы творить. Композиторов становится все меньше, зато партии, секты множатся до бесконечности. Искусство беднеет до полной нищеты, но технология обогащается многословием... Будем же непосредственны, правдивы: не станем требовать от великого художника тех чувств, которых ему недостает, и воспользуемся теми, которыми он обладает. Когда страстный, буйный, даже грубый темперамент, вроде Верди, дарит искусству произведение живое и сильное, слепленное из золота, грязи, желчи и крови, не вздумаем сказать ему холодно: «Но, сударь, это не изысканно».- Изысканно?.. А разве Микеланджело, Гомер, Данте, Шекспир, Сервантес, Рабле изысканны ?..».

Эта широта взглядов, но вместе с тем и принципиальность, позволили Бизе многое любить и уважать в музыкальном искусстве. Наряду с Верди, среди ценимых Бизе композиторов должны быть названы Моцарт, Россини, Шуман. Из опер Вагнера он знал далеко не все (произведения послелоэнгриновского периода еще не были известны во Франции), но преклонялся перед его гением. «Очарование его музыки невероятно, непонятно. Это - сладострастие, наслаждение, нежность, любовь!.. Это не музыка будущего, ибо такие слова ничего не означают,- но это... музыка всех времен, так как она прекрасна» (из письма 1871 года). С чувством глубокого уважения Бизе относился к Берлиозу, однако более любил Гуно и с сердечной доброжелательностью отзывался об успехах своих современников - Сен-Санса, Массне и других.

Но выше всех он ставил Бетховена, которого боготворил, называя титаном, Прометеем; «...в музыке его,- говорил он,- всегда сильна воля». Именно волю к жизни, к действию Бизе воспевал в своих произведениях, требуя, чтобы чувства выражались «сильными средствами». Враг расплывчатости, претенциозности в искусстве, он писал: «прекрасное - это единство содержания и формы». «Без формы нет стиля»,- утверждал Бизе. От своих учеников он требовал, чтобы все было «крепко сделано». «Старайтесь, чтобы ваш стиль был более мелодичен, модуляции определеннее и отчетливее». «Будьте музыкальны,- добавлял он,- пишите прежде всего красивую музыку». Подобная красота и отчетливость, порыв, энергия, сила и ясность выражения присущи творениям Бизе.

Основные его творческие достижения связаны с театром, для которого он написал пять произведений (помимо того, ряд сочинений не был закончен либо по тем или иным причинам не поставлен на сцене). Влечение к театрально-сценической выразительности, вообще свойственное французской музыке, очень характерно для Бизе. Однажды он сказал Сен-Сансу: «Я не рожден для симфонии, мне нужен театр: без него я ничто». Бизе был прав: ему принесли мировую славу не инструментальные сочинения, хотя их художественные достоинства несомненны, но последние работы - музыка к драме «Арлезианка» и опера «Кармен». В этих произведениях полностью раскрылся гений Бизе, его мудрое, ясное и правдивое мастерство в показе большой драмы людей из народа, красочных картин жизни, ее светлых и теневых сторон. Но главное - он увековечил своей музыкой непреклонную волю к счастью, действенное отношение к жизня.

Джордж Бизе. Биография этого легендарного французского композитора начинается 25-ого октября 1838-ого года . Именно в этот день в Париже родился Александр-Сезар-Леопольд Бизе, которого родные назвали Джоржем. Мальчик воспитывался в атмосфере безграничной любви к музыке, поскольку его дядя и отец были учителями пения, а мать занималась игрой на фортепиано. Именно мама стала первым музыкальным учителем и наставником Джоржа. Дар проявился у мальчика еще в раннем детстве, уже с четырехлетнего возраста он знал ноты.

В 10-летнем возрасте Джорж поступил в консерваторию Парижа, где он проучился 9 лет. В годы учебы юноша написал довольно много музыкальных сочинений, среди которых симфония, с успехом исполняющаяся и в наши дни. В последний год своего обучения парень сочинил кантату на легендарный древний сюжет. С ней Бизе принял участие в конкурсе на написание одноактной оперетты, где она была удостоена премии. Окончив консерваторию, композитор Бизе в 1857 - 1860 годах жил в Италии . Там Джорж много путешествовал, знакомился с местным бытом. Во время пребывания в Италии он написал симфонию-кантату «Васко да Гама», а также несколько оркестровых пьес, некоторые из которых в последующем вошли в симфоническую сюиту «Воспоминания о Риме».

Когда Бизе вернулся в Париж, для него начались тяжелые времена. Для него оказалось не просто добиться признания, Джорж зарабатывал частными уроками, сочинял музыку на заказ, работал с чужими сочинениями. Через какое-то время скончалась его мама. Из-за постоянного перенапряжения, резких упадков творческих сил, которые сопровождали Бизе в течение всей жизни, гениальный композитор прожил недолго. В 1863-ем году Джордж представил оперу «Искатели жемчуга», в 1867-ом году он написал еще одну оперу «Пертская красавица». 1868-ой году в биографии композитора был тяжелым, у него начались серьезные проблемы со здоровьем, а также творческий кризис. В 1869-ом году он женился на дочке своего учителя, а в 1870-ом записался в Национальную гвардию.

Интересное в сети:

Жизнь и творчество Джоржа Бизе. Зрелые годы композитора.


70-е годы стали расцветом творческой биографии Бизе. В 1871-ом году он снова начала заниматься музыкой и сочинил сюиту для фортепиано «Детские игры». Через короткое время он сочинил одноактную романтическую оперу «Джамиле», в 1872-ом году общественность увидела пьесу «Арлезианка», музыку к которой написал Бизе. Данная опера подтвердила творческую зрелость композитора. Принято считать, что именно она посодействовала появлению оперного шедевра, который написал Джорж Бизе, «Кармен» .

Невзирая на то, что «Кармен» Бизе, слушать которую одно удовольствие , была написана специально для постановки в театре Комической оперы, к данному жанру она относится лишь формально, поскольку по сути «Кармен» является музыкальной драмой, в которой автор ярко прорисовал народные сцены и персонажей.

Премьера произведения состоялась в 1875-ом году, однако она прошла неудачно. Бизе воспринял это очень тяжело, это сильно отразилось на его здоровье. Джорж Бизе опера «Кармен» была по достоинству оценена лишь после смерти автора , ее признали вершиной творчества Бизе спустя год после неудавшейся премьеры. Чайковский назвал оперу настоящим шедевром, который отражает сильнейшие музыкальные стремления целой эпохи, он был убежден, что «Кармен» будет пользоваться популярностью, неподвластной времени.

Уникальность творчества великого композитора выражалась не только в высочайших достоинствах его произведений, но также в глубоком понимании Бизе театральной музыки. Джорж Бизе умер 3-го июня 1875 года по причине сердечного приступа.

Как звали композитора Бизе? Многие эрудиты тотчас ответят: Жорж. Это и правда, и не совсем. Имя Жорж великий музыкант получил при крещении, а на самом деле его звали Александр Сезар Леопольд.

Детство и ранние годы

Будущий композитор Бизе родился 25 октября 1838 года в столице Франции Париже. Его отец, Адольф Бизе, зарабатывал на жизнь парикмахерским делом и непосредственно изготовлением париков. Чуть позже Адольф начал давать уроки музыки, хотя у него не было никакого начального образования в сфере искусства. Мать Жоржа, Эме, работала пианисткой, а ее брат Франсуа Дельсарт прославился как талантливый певец и преподаватель вокала, выступавший при дворах и Наполеона III. Жорж был единственным ребенком в семье. С ранних лет он учился игре на пианино у своей матери, демонстрируя потрясающие способности, и уже 9 октября 1848 года, за две недели до десятого дня рождения, поступил в Парижскую Музыкальную Консерваторию. Именно в этом учебном заведении талантливый юноша сочинил свои первые известные композиции.

Музыкальная карьера

В ноябре 1855 года, в возрасте семнадцати лет, юный композитор Бизе написал первую симфонию в качестве домашнего задания. До 1933 года она оставалась безызвестной и впоследствии была совершенно случайно обнаружена в архивах библиотеки Парижской Консерватории. Впервые эту симфонию сыграли в 1935 году, и она мгновенно получила всеобщее признание в качестве шедевра, написанного юным, но способным и одухотворенным музыкантом.

В последующие годы молодой композитор участвовал в различных творческих конкурсах, стремясь завоевать денежные премии и престижные призы, и в итоге победил в соревновании авторов оперы, устроенном Оффенбахом. Первое место и приз в 1200 франков Жорж разделил с Шарлем Лекоком. В нескольких других конкурсах уже достаточно Бизе выиграл внушительный грант, на который безбедно жил следующие пять лет. Из них первые два года он провел в Риме, год - в Германии и последние два года - в Париже.

В расцвете сил

В июле 1860 года, после того как Жорж покинул Рим и все еще колесил по Италии, ему в голову пришла идея написать симфонию из четырех частей, в которой каждый фрагмент представлял бы собой музыкальное воплощение итальянского города - соответственно, Рима, Венеции, Флоренции и Неаполя. Однако в том же году композитор Бизе узнал о том, что его мать серьезно больна, и был вынужден закончить итальянские путешествия. В сентябре 1860 года он вернулся в Париж; спустя год мать музыканта скончалась. Только в 1866 году он наконец написал первую версию законченной симфонии. До 1871 года он всячески корректировал свое музыкальное сочинение - и скоропостижно скончался сам, так и не успев довести вдохновленное Италией творение до идеала. В 1880 году оно было опубликовано под названием "Римская симфония".

Чем же на самом деле прославился Бизе-композитор? "Кармен" - опера, написанная на основе одноименной новеллы французского писателя Проспера Мериме, стала его самой значительной и знаменитой работой. Главная роль по замыслу музыканта предназначалась для меццо-сопрано. Большую часть оперы автор написал летом 1873 года, однако она оставалась незавершенной вплоть до конца следующего, 1874 года. Вероятно, в связи с проблемами в личной жизни и расставанием с женой на целых два месяца. Хотя слушатели вначале не слишком тепло приняли "Кармен", она остается лучшим произведением Бизе.

Личная жизнь

Композитор Бизе женился на дочери своего покойного учителя, Женевьеве Галеви, 3 июня 1869 года. Когда в июле следующего года началась франко-прусская война, музыкант, как и многие другие его творческие соотечественники, присоединился к Французской Из-за войны и послевоенного хаоса Жорж приостановил работу над многими произведениями. 10 июля 1871 года Женевьева родила Жоржу первого и единственного ребенка - сына по имени Жак.

Смерть

Композитор Бизе, биография которого на сегодняшний день известна каждому профессиональному музыканту, умер от сердечного приступа в возрасте тридцати шести лет. Ходили слухи, что Эли-Мириам Делаборд, якобы приходившийся незаконнорожденным сыном Шарлю-Валентину Алькану, мог быть косвенно виновен в смерти Жоржа, так как незадолго до смерти последнего двое мужчин устроили соревнование по плаванию, после которого Бизе сильно простудился и слег с лихорадкой. В то время подозревали даже убийство и суицид, так как слева на шее у композитора обнаружили ранение, схожее с огнестрельным. Историки, впрочем, считают, что так выглядел лимфатический узел, который вследствие тяжелого заболевания и сердечного приступа набух и прорвался. Бизе умер в шестую годовщину собственного бракосочетания, ровно через три месяца после первого выступления "Кармен". Его кончина наступила внезапно именно тогда, когда он начал находить собственный "взрослый", неповторимый стиль. Жоржа Бизе похоронили на кладбище Пер-Лашез в Париже рядом с не менее известными музыкантами Шопеном и Россини.




Top