Коренные народы южного урала. Аборигены урала

Урал известен как многонациональный край с богатой культурой, базирующейся на древних традициях. Здесь проживают не только русские (которые стали активно заселять Урал с XVII века), но и башкиры, татары, коми, манси, ненцы, марийцы, чуваши, мордва и другие.

Появление человека на Урале

Первый человек появился на Урале приблизительно 100 тысяч лет назад. Не исключена вероятность, что случилось это и раньше, но никаких находок, связанных с более ранним периодом, в распоряжении ученых пока что нет. Древнейшая палеолитическая стоянка первобытного человека была обнаружена в районе озера Карабалыкты, недалеко от деревни Ташбулатово Абзелиловского района республики Башкортостан.

Археологи О.Н. Бадер и В.А. Оборин – известные исследователи Урала – утверждают, что прапрауральцами были обыкновенные неандертальцы. Установлено, что люди на данную территорию переселились из Средней Азии. Например, в Узбекистане был найден целый скелет мальчика неандертальца, время жизни которого пришлось как раз на первоосвоение Урала. Антропологами был воссоздан облик неандертальца, который и был взят в качестве внешности уральца периода заселения данной территории.

Древние люди были не способны выжить в одиночку. На каждом шагу их подстерегала опасность, а капризная природа Урала то и дело проявляла свой строптивый нрав. Только взаимопомощь и забота друг о друге помогла первобытному человеку выжить. Основной деятельностью племен был поиск пропитания, поэтому задействованы были асболютно все, в том числе и дети. Охота, рыбалка, собирательство – основные способы добыть пищу.

Удачная охота очень много значила для всего племени, поэтому люди стремились умилостивить природу с помощью сложных ритуалов. Обряды совершались перед изображением тех или иных животных. Свидетельством этому являются сохранившиеся наскальные рисунки, в том числе уникальный памятник – пещера Шульган-таш, расположенная на берегу реки Белая (Агидель) Бурзянского района Башкортостана.

Внутри пещера похожа на удивительный дворец с огромными залами, соединяют которые широкие коридоры. Общая длина первого этажа составляет 290 м. Второй этаж находится на высоте 20 м над первым и тянется на 500 м в длину. Коридоры ведут к горному озеру.

Именно на стенах второго этажа сохранились уникальные рисунки первобытного человека, созданные при помощи охры. Здесь изображены фигуры мамонтов, лошадей и носорогов. Картинки свидетельствуют о том, что художник видел всю эту фауну в непосредственной близости.

Марийцы (черемисы)

Марийцы (мари) или черемисы являются финно-угорским народом. Расселены в Башкирии, Татарстане, Удмуртии. Есть марийские деревни и в Свердловской области. Как этническая общность сложились ко 2-й половине I тысячелетия н.э. Большую роль в этногенезе этого народа сыграли соседние племена удмуртов и мордвы. После разгрома монголо-татарами Волжской Булгарии марийцы стали переселяться к северо-востоку, оттесняя удмуртов к верховьям реки Вятки.

Впервые упоминаются в VI веке готским историком Иорданом под именем "оремискано". Татары называли этот народ «черемыш», что значило «препятствие». До начала революции в 1917 году марийцев, как правило, именовали черемисами или черемисой, но затем данное слово было признано оскорбительным и убрано из обихода. Сейчас такое название вновь возвращается, особенно в научный мир.

Удмурты

Формирование древних удмуртов случилось в итоге смешения финно-пермских и угорских народов в IX веке н.э. Предки удмуртов формировались в междуречье рек Волга и Кама. Они оставляли две большие группы: южную (жили на правом берегу нижнего течения реки Камы и притоках Вятки - Вале и Кильмези) и северную (появились в результате переселения на Вятку, Чепцу и Верхнее Прикамье после нашествия в XIII веке монголо-татар). Главным городом удмуртов был, по-видимому, Иднакар - укрепленный ремесленный, торговый и административный центр.

Предками северных удмуртов были представители чепецкой культуры IX-XV веков, а южный удмуртов - чумойтлинской и кочергинской культур. По мнению историков, к XVI веку численность удмуртов не превышала 3,5-4 тысяч человек.

Нагайбаки

Существует несколько версий происхождения данной народности. Согласно одной из них, они могут быть потомками воинов-найманов, тюрков, являвшихся христианами. Нагайбаки являются представителями этнографической группы крещеных татар Волго-Уральского региона. Это коренной малочисленный народ РФ. Нагайбакские казаки участвовали во всех масштабных сражениях XVIII века. Живут в Челябинской области.

Татары

Татары – второй по численности народ Урала (после русских). Больше всего татар проживает в Башкирии (порядка 1 миллиона). На Урале немало полностью татарских деревень. Значительные переселения поволжских татар на Урал наблюдались в XVIII веке.

Агафуровы - в прошлом одни из самых известных купцов Урала среди татар

Культура народов Урала

Культура народов Урала достаточно уникальна и самобытна. До той поры, пока Урал не отошел России, многие местные народности не имели собственной письменности. Тем не менее, со временем, эти же народы знали не только свой язык, но и русский.

Удивительные предания народов Урала насыщены яркими, таинственными сюжетами. Как правило, действие связано с пещерами и горами, разнообразными сокровищами.

Нельзя не упомянуть непревзойденное мастерство и фантазию народных мастеров. Широко известны изделия мастеров из уральских минералов. Их можно увидеть в ведущих музеях России.

Известен регион и резьбой по дереву и кости. Деревянные крыши традиционных домов, уложенные без применения гвоздей, украшаются вырезанными «коньками» или «курицами». У коми принято возле дома на отдельных шестах устанавливать деревянные фигуры птиц. Существует такое понятие, как «пермский звериный стиль». Чего только стоят древние фигурки мифических существ, отлитых из бронзы, найденные во время раскопок.

Знаменито и каслинское литье. Это удивительные по своей изысканности творения из чугуна. Мастера создавали красивейшие канделябры, статуэтки, скульптуры и ювелирные украшения. Данное направление завоевало авторитет и на европейском рынке.

Крепкой традицией является стремление иметь свою семью и любовь к детям. Например, башкиры, как и прочие народы Урала, почитают старших, поэтому главными членами семей являются бабушки и дедушки. Потомки знают наизусть имена предков семи поколений.

НАРОДЫ СРЕДНЕГО УРАЛА, СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ: Русские, Татары, Украинцы, Башкиры, Марийцы, Немцы, Азербайджанцы, Удмурты, Белорусы, Армяне, Таджики, Узбеки, Чуваши, Киргизы, Мордва, Евреи, Казахи, Цыгане, Молдаване, Китайцы, Грузины, Греки, Поляки, Коми-пермяки, Езиды, Лезгины, Корейцы, Болгары, Чеченцы, Аварцы, Осетины, Литовцы, Коми,Латыши,Ингуши, Туркмены, Якуты, Эстонцы, Кумыки, Даргинцы, Манси Коренные народы Урала Вогулы – русские венгры. Исконный уралец – кто же он? Например, башкиры, татары и марийцы проживают в данном регионе всего лишь несколько веков. Однако и до прихода этих народностей данная земля была заселена. На территории Свердловской области, помимо татар и марийцев, компактное расселение имеют манси, поселения которых расположились на севере. Для манси характерна весьма специфическая поселенческая сеть, являющаяся отражением полукочевого образа жизни - очень неустойчивая, изменчивая. В Верхотурском уезде Пермской губернии в начале XX в. насчитывалось 24 населенных пункта вогулов (манси), в которых проживало около 2 тыс. человек [см.:Чагин, 1995,85]. В 1928 г. в Тагильском округе Уралобласти отмечено 7 мансийских селений. Но, видимо, это неполный перечень. В архивных документах в 1930 г. отмечено 36 кочевых селений, в 1933 г. - 28. Коренным народом были манси, именуемые до революции вогулами. На карте Урала и теперь можно отыскать реки и поселения, именуемые «Вогулкой». Манси являются малочисленным народом, к которому относится 5 изолированных друг от друга групп в соответствии с местом обитания: верхотурская (лозьвинская), чердынская (вишерская), кунгурская (чусовская), красноуфимская (кленовско-бисертская), ирбитская. Сегодня манси остается все меньше и меньше. При этом, по старым традициям живет всего пара десятков человек. Молодежь ищет лучшей жизни и не знает даже языка. В поисках заработка молодые манси стремятся уехать в Ханты-Мансийский округ для получения образования и ради заработка. Коми-пермяки Коми-пермяки, проживающие в Пермском крае, появились к концу первого тысячелетия. С XII века на данную территорию проникли новгородцы, занимающиеся обменом и торговлей пушниной. Башкиры Упоминания о башкирах встречаются в летописях, начиная с X века. Занимались они кочевым скотоводством, рыболовством, охотой, бортничеством. В X веке были присоединены к Волжской Булгарии и в этот же период туда проник ислам. В 1229 году Башкирия подверглась нападению монголо-татар. В XVII веке в Башкирию активно начали съезжаться русские, среди которых были крестьяне, ремесленники, торговцы. Башкиры начали вести оседлый образ жизни. Присоединения башкирских земель к России вызывало неоднократное восстание коренных жителей. В восстании Пугачева (1773-1775 гг.) башкиры принимали самое активное участие. В этот период прославился национальной герой Башкирии Салават Юлаев. В наказание яицким казакам, принимавшим участие в бунте, река Яик получила название Урал. Марийцы Марийцы или черемисы являются финно-угорским народом. Расселены в Башкирии, Татарстане, Удмуртии. Есть марийские деревни и в Свердловской области. Впервые упоминаются в VI веке готским историком Иорданом. Всего на территории Свердловской области в XX в. отмечено 39 поселений с марийским населением, расположенных на территории Артинского, Ачитского, Красноуфимского, Нижнесергинского районов. Нагайбаки Существует несколько версий происхождения данной народности. Согласно одной из них, они могут быть потомками воинов-найманов, тюрков, являвшихся христианами. Нагайбаки являются представителями этнографической группы крещеных татар Волго-Уральского региона. Это коренной малочисленный народ РФ. Нагайбакские казаки участвовали во всех масштабных сражениях XVIII века. Живут в Челябинской области. Татары Татары – второй по численности народ Урала (после русских). Больше всего татар проживает в Башкирии (порядка 1 миллиона). На Урале немало полностью татарских деревень. Всего на территории Свердловской области было выявлено 88 поселений, в которых проживали татары, из них 12 имели смешанное башкирско-татарское население, 42 -русско-татарское, одно - марийско-татарское. Татарские деревни сосредоточены в основном на юго-западе Свердловской области - в Артинском, Ачитском, Красноуфимском, Нижнесергинском районах. Гнездовой тип расселения в целом сохраняется до сих пор, и можно выделить ряд сельсоветов, которые преимущественно состоят из татарских селений: Русско-Потамский, Талицкий, Азигуловский, Усть-Манчажский, Бугалышский и др. Мордва на Среднем Урале на протяжении второй половины XX в. отличается особой дисперсностью расселения. В Свердловской области в 1939 г. их насчитывалось 10 755 чел., а к 1989 г. - 15 453 чел., причем 89,7 % из них относились к горожанам. Районы компактного проживания мордвы в сельской местности Свердловской области отсутствуют. В 1989 г. здесь было зарегистрировано 2 поселения: дер. Ключи Сысертского района и дер. Хомутовка г. Первоуральска, в которых отмечен смешанный состав населения, состоящий из русских и мордвы. Большой интерес представляет изучение динамики казахских сельских поселений. В 1959 г. их насчитывается 44, а в 1989 г. - 6. Всего на территории Среднего Урала во второй половине XX в. зарегистрировано 98 аулов, что значительно больше, чем татарских или марийских селений. Можно выделить ряд районов, где наблюдается наибольшее число казахских поселений, - юг и юго-восток Свердловской области (Камышловский, Байкаловский, Ирбитский, Пышминский, Сухоложский, Каменский районы).В северных и западных районах области поселения казахов практически не встречаются. Средний Урал в настоящее время представляет собой регион, в котором проживают представители почти 100 национальностей. Географически он охватывает в основном территорию Свердловской области, за исключением северных ее районов, а также часть Пермской и юг Челябинской области.

Территория Среднего и Южного Урала никогда не была «тихим уголком», где в бескрайней горной тайге промышляли зверя лесные жители: остяки, вогулы, самоеды и прочие. Напротив, как нам показывают исторические материалы, здесь повсюду и всегда кипела жизнь.

Общепризнано, что за 3-4 тысячи лет до нашей эры не только весь юг и восток нынешней России, но и Урал были заняты скифскими племенами, а затем сарматами и савроматами. Северная граница этой полосы проходила по линии Пермь-Нижний Тагил-Тобольск.

Естественно, тут же встает вопрос об этнической принадлежности скифов, сарматов и т. д. В официальной исторической науке принято считать, что все эти древние племенные союзы состояли в основном из ираноязычных племен. Эта точка зрения начала складываться в середине 19-го века, и существует по сей день. Однако до этого существовала другая точка зрения, и эту теорию поддерживали многие маститые ученые. Теперь она возрождена. Согласно ей, скифы, сарматы и савроматы хотя и состояли из множества племен, но доминирующую роль в них играли тюрки.

Древние племена, населявшие Южный и Средний Урал были тюркоязычными, в северной части среднего Урала были и предками угро-финнов. Об этом свидетельствуют и многочисленные топонимы на татарском и башкирском языках. Географических же названий иранского происхождения практически нет, а угро-финские начинают появляться только за линией Пермь-Нижний Тагил-Тобольск.


Вогулы , которые считаются коренными жителями Среднего Урала, проживали, очевидно, севернее, в зоне сплошной тайги, то есть за той линией, которая является границей населения Урала тюрками. Это доказывается тем, что русские еще со времен Великого Новгорода проникли на Урал не только на Северный, то есть туда, где проживали таежные племена, которые в силу своей малочисленности, неорганизованности и разбросанности не могли оказать серьезного сопротивления русским дружинам. Вплоть до XVII века, то есть до распада Ногайской Орды, русские не могли попасть южнее линии Пермь - верховья Туры. Это говорит о том, что здесь проживали не малочисленные охотники-вогулы, а мощные земледельческие племена тюрков: татар и башкир, с ними вперемежку - марийцы.

После взятия Казани очередь дошла и до ногайцев, которые путем дипломатических, военных и иных действий со стороны Российской администрации были ослаблены, затем Орда распалась. К этому приложили руку и калмыки, ставшие союзниками России. Ногайские татары, также как и казанские, вынуждены были покориться и жить уже в качестве подданных Российской державы. Кочевая часть ногайцев перекочевала в Предкавказье. На земли ногайцев переселяются русские, чуваши, мещеряки и казанские татары: строится крепость Уфа (1586г.), Оренбург, ставший затем центром губернии.


На севере вдоль дороги, ведущей в Тюмень, были построены крепостцы и городки:


  • Лезьвинский (1593г.),

  • Верхотурье (1598г.),

  • Туринск (1600г.) и т.д.

И только через сто лет, то есть после полной победы над ногайскими татарами, администрация смогла приступить к строительству крепостей, городов будущего горнозаводского Урала:

  • Невьянской (1701г.),

  • Каменский (1701г.),

  • Алапаевской (1704г.),

  • Уктусский (1704г.),

  • Полевской (1727г.),

  • Нижне-Тагильской (1725г.) и т.д.

Для преодоления сопротивления татар императорская администрация применяла разные методы: прямое физическое уничтожение, стравливание одних на других, т.е. политику «разделяй и властвуй». С этой целью были созданы различные сословия местных народностей, крупнейшим из которых было башкирское. Для этого Уфимская провинция была переименована в Башкирию (неофициально). Хотя башкир было в ней не более 35 тысяч, в это сословие постепенно вошло очень много и татар, и чувашей, и марийцев, и даже некоторое количество русских. Это сословие получило значительные льготы и, такими образом, была создана прослойка населения, считавшегося благонадежным. По словам казанского губернатора Волынского А.П. , количество башкир за 20 лет (1710-1730) за счет других народов увеличилось до ста тысяч. Таким образом, множество уральских татар записались тогда башкирами.

Археологические исследования А.Х. Халикова, И.В. Сальникова позволили сделать вывод, что 3-4 тысячи лет назад (и даже раньше, в эпоху изолита) на Южном и Среднем Урале (а также в Предуралье) в результате смешения племен Абашевской, Срубной, Андроновской, Именьковской и других древних культур, которые носили признаки европеоидного и монголоидного антропологического характера, произошло формирование метисного типа, получившего название уральского (сублапоноидного ), который стал характерным для мари, удмуртов, коми , и отмечается также в одной четверти состава татар, чего нет в других тюркских народах. Это тоже показательно, что татары - потомки коренных уральцев.

Данные соображения подтверждает и мнение ученых - лингвистов, отмечающих сильное влияние татарского языка на финно-угорские языки: марийский, удмуртский и коми, в которых очень много татарских слов. Все вышеприведенные выводы и положения ученых-историков, археологов, лингвистов позволяют прийти к заключению, что:


  1. На Южном и Среднем Урале в течение нескольких тысячелетий проживали племенные союзы скифов, сарматов, савроматов, в которых доминировали тюркоязычные племена (скифы в переводе тюркского люди с ножами; сарматы и савромяты — люди с кожаным мешком - сармой). В первом тысячелетии нашей эры их предки входили в государство Биармия , а затем в Волжско-Камскую Болгарию .

  2. В образовавшемся после нашествия хана Батыя государстве все тюркские племена на территории западных скифов сформировались в единый этнос и получили название «татары».

  3. После распада Золотой Орды татары, проживающие на Урале, и башкиры вошли в состав Ногайской Орды , остальные татары - еще в пять татарских государственных образований.

  4. Утверждение официальной исторической науки о том, что татары пришли с востока вместе с монголами, является блефом, так как, чтобы заселить такую громадную территорию, как Золотая Орда, пришлыми людьми или чтобы статарить на этой территории все местное население, создав государство, равносильное тогдашнему русскому, потребовалось бы переселить с востока миллионы людей.

  5. Татары являются коренными жителями Южного и Среднего Урала, это доказывается многочисленными топономическими, археологическими, лингвистическими и другими материалами. Да и само слово «Урал» - тюркского происхождения. Если бы татары пришли с востока, то их язык был бы идентичен языку алтайских, прибайкальских тюрков, а он сильно отличается от них, имея и в лексике, и в фонетике, да и в грамматике элементы, ясно доказывающие тысячелетние контакты с Уральскими языками.


Автор дайной статьи не ученый-историк, но в его распоряжении имеется достаточно трудов, признанных этнографов, лингвистов, археологов и других специалистов, что позволяет произвести вышеприведенные заключения.

Ильдус Хузин

Народы Урала Урал известен как многонациональный край с богатой культурой, базирующейся на древних традициях. Здесь проживают не только русские (которые стали активно заселять Урал с XVII века), но и башкиры, татары, коми, манси, ненцы, марийцы, чуваши, мордва и другие. Появление человека на Урале Первый человек появился на Урале приблизительно 100 тысяч лет назад. Не исключена вероятность, что случилось это и раньше, но никаких находок, связанных с более ранним периодом, в распоряжении ученых пока что нет. Древнейшая палеолитическая стоянка первобытного человека была обнаружена в районе озера Карабалыкты, недалеко от деревни Ташбулатово Абзелиловского района республики Башкортостан. Археологи О.Н. Бадер и В.А. Оборин – известные исследователи Урала – утверждают, что прапрауральцами были обыкновенные неандертальцы. Установлено, что люди на данную территорию переселились из Средней Азии. Например, в Узбекистане был найден целый скелет мальчика неандертальца, время жизни которого пришлось как раз на первоосвоение Урала. Антропологами был воссоздан облик неандертальца, который и был взят в качестве внешности уральца периода заселения данной территории. Древние люди были не способны выжить в одиночку. На каждом шагу их подстерегала опасность, а капризная природа Урала то и дело проявляла свой строптивый нрав. Только взаимопомощь и забота друг о друге помогла первобытному человеку выжить. Основной деятельностью племен был поиск пропитания, поэтому задействованы были асболютно все, в том числе и дети. Охота, рыбалка, собирательство – основные способы добыть пищу. Удачная охота очень много значила для всего племени, поэтому люди стремились умилостивить природу с помощью сложных ритуалов. Обряды совершались перед изображением тех или иных животных. Свидетельством этому являются сохранившиеся наскальные рисунки, в том числе уникальный памятник – пещера Шульган-таш, расположенная на берегу реки Белая (Агидель) Бурзянского района Башкортостана. Внутри пещера похожа на удивительный дворец с огромными залами, соединяют которые широкие коридоры. Общая длина первого этажа составляет 290 м. Второй этаж находится на высоте 20 м над первым и тянется на 500 м в длину. Коридоры ведут к горному озеру. Именно на стенах второго этажа сохранились уникальные рисунки первобытного человека, созданные при помощи охры. Здесь изображены фигуры мамонтов, лошадей и носорогов. Картинки свидетельствуют о том, что художник видел всю эту фауну в непосредственной близости. Рисунки Каповой пещеры (Шульган-Таш) были созданы около 12-14 тысяч лет назад. Похожие изображения есть в Испании и Франции. Коренные народы Урала Вогулы – русские венгры Исконный уралец – кто же он? Например, башкиры, татары и марийцы проживают в данном регионе всего лишь несколько веков. Однако и до прихода этих народностей данная земля была заселена. Коренным народом были манси, именуемые до революции вогулами. На карте Урала и теперь можно отыскать реки и поселения, именуемые «Вогулкой». Манси относятся к народу угро-финской языковой группы. Их наречие родственно с хантами (остяками) и венграми. В древние времена данный народ населял территорию севернее реки Яик (Урал), но позже их вытеснили воинственные кочевые племена. Вогулов упоминал даже Нестор в своей «Повести временных лет», где они именуются «югрой». Вогулы активно сопротивлялись русской экспансии. Очаги активного сопротивления были подавлены в XVII веке. Вместе с этим проходила христианизация вогулов. Впервые крещение произошло в 1714 году, второе - в 1732, более позднее - в 1751. После покорения коренных жителей Урала, манси были обязаны платить подать – ясак – подчиняясь Кабинету Его Императорского Величества. Им приходилось уплачивать казне один ясак двумя лисицами, за что им было позволено пользовать пахотные и сенокосные угодья, а также леса. От рекрутской повинности они были освобождены до 1874 года. С 1835 года им пришлось платить подушную подать, а позднее выполнять земскую повинность. Вогулы делились на кочевые и оседлые племена. У первых были канонические чумы летом, а зимовали либо в шалашах, либо в юртах с оборудованным там очагом. Оседлые строили из бревен прямоугольные хижины с земляным полом и плоской крышей, укрытой колотым бревном и берестой. Манси Основным родом деятельности манси была охота. Жили в основном тем, что добывалось с помощью лука и стрел. Самой желанной добычей считался лось, из шкуры которого шилась национальная одежда. Вогулы пробовали себя в скотоводстве, однако хлебопашества практически не признавали. Когда новыми хозяевами Урала стали владельцы заводов, коренному населению пришлось заниматься лесорубством и жжением угля. Важную роль в жизни любого вогула играла охотничья собака, без которой, как и без топора, ни один мужчина не вышел бы из дому. Насильственное обращение в христианство не заставило отказаться данный народ от древних языческих ритуалов. Идолы устанавливались в укромным местам, им по-прежнему приносили жертвы. Манси являются малочисленным народом, к которому относится 5 изолированных друг от друга групп в соответствии с местом обитания: верхотурская (лозьвинская), чердынская (вишерская), кунгурская (чусовская), красноуфимская (кленовско-бисертская), ирбитская. С приходом русских вогулы в значительной мере переняли их порядки и обычаи. Начали создаваться смешанные браки. Совместное проживание в деревнях с русскими не помешало вогулам сохранить древние занятия, например, охоту. Сегодня манси остается все меньше и меньше. При этом, по старым традициям живет всего пара десятков человек. Молодежь ищет лучшей жизни и не знает даже языка. В поисках заработка молодые манси стремятся уехать в Ханты-Мансийский округ для получения образования и ради заработка. Коми (зыряне) Данный народ обитал на территории таежной зоны. Основным занятием была охота на пушного зверя и рыбная ловля. Впервые упоминание зырян встречается в свитке, датированном XI веком. Начиная с XIII века, племена были обязаны платить Новгороду ясак. В 1478 году территория коми вошла в состав России. Столица республики Коми - Сыктывкар - был основан в 1586 году как погост Усть-Сысольск. Коми-зыряне Коми-пермяки Коми-пермяки, проживающие в Пермском крае, появились к концу первого тысячелетия. С XII века на данную территорию проникли новгородцы, занимающиеся обменом и торговлей пушниной. В XV веке пермяки образовали собственное княжество, которое вскоре было присоединено к Москве. Башкиры Упоминания о башкирах встречаются в летописях, начиная с X века. Занимались они кочевым скотоводством, рыболовством, охотой, бортничеством. В X веке были присоединены к Волжской Булгарии и в этот же период туда проник ислам. В 1229 году Башкирия подверглась нападению монголо-татар. В 1236 году данная территория отошла в удел брата хана Батыя. Когда Золотая Орда распалась, одна часть Башкирии перешла в Ногайскую Орду, другая - к Казанскому ханству, третья - к Сибирскому ханству. В 1557 году Башкирия вошла в состав России. В XVII веке в Башкирию активно начали съезжаться русские, среди которых были крестьяне, ремесленники, торговцы. Башкиры начали вести оседлый образ жизни. Присоединения башкирских земель к России вызывало неоднократное восстание коренных жителей. Очаги сопротивления каждый раз жестоко подавлялись царскими войсками. В восстании Пугачева (1773-1775 гг.) башкиры принимали самое активное участие. В этот период прославился национальной герой Башкирии Салават Юлаев. В наказание яицким казакам, принимавшим участие в бунте, река Яик получила название Урал. Развитие этих мест существенно ускорилось с появлением Самаро-Златоустовской железной дороги, которая строилась с 1885 по 1890 год и проходила через центральные регионы России. Важным моментом в истории Башкирии явилось открытие первой нефтяной скважины, благодаря чему республика стала одним из крупных нефтяных районов России. Мощный экономический потенциал Башкирия получила в 1941 году, когда сюда с запада России было перебазировано более 90 крупных предприятий. Столица Башкирии – Уфа. Марийцы Марийцы или черемисы являются финно-угорским народом. Расселены в Башкирии, Татарстане, Удмуртии. Есть марийские деревни и в Свердловской области. Впервые упоминаются в VI веке готским историком Иорданом. Татары называли этот народ «черемыш», что значило «препятствие». До начала революции в 1917 году марийцев, как правило, именовали черемисами или черемисой, но затем данное слово было признано оскорбительным и убрано из обихода. Сейчас такое название вновь возвращается, особенно в научный мир. Нагайбаки Существует несколько версий происхождения данной народности. Согласно одной из них, они могут быть потомками воинов-найманов, тюрков, являвшихся христианами. Нагайбаки являются представителями этнографической группы крещеных татар Волго-Уральского региона. Это коренной малочисленный народ РФ. Нагайбакские казаки участвовали во всех масштабных сражениях XVIII века. Живут в Челябинской области. Татары Татары – второй по численности народ Урала (после русских). Больше всего татар проживает в Башкирии (порядка 1 миллиона). На Урале немало полностью татарских деревень. Агафуровы Агафуровы - в прошлом одни из самых известных купцов Урала среди татар Культура народов Урала Культура народов Урала достаточно уникальна и самобытна. До той поры, пока Урал не отошел России, многие местные народности не имели собственной письменности. Тем не менее, со временем, эти же народы знали не только свой язык, но и русский. Удивительные предания народов Урала насыщены яркими, таинственными сюжетами. Как правило, действие связано с пещерами и горами, разнообразными сокровищами. Нельзя не упомянуть непревзойденное мастерство и фантазию народных мастеров. Широко известны изделия мастеров из уральских минералов. Их можно увидеть в ведущих музеях России. Известен регион и резьбой по дереву и кости. Деревянные крыши традиционных домов, уложенные без применения гвоздей, украшаются вырезанными «коньками» или «курицами». У коми принято возле дома на отдельных шестах устанавливать деревянные фигуры птиц. Существует такое понятие, как «пермский звериный стиль». Чего только стоят древние фигурки мифических существ, отлитых из бронзы, найденные во время раскопок. Знаменито и каслинское литье. Это удивительные по своей изысканности творения из чугуна. Мастера создавали красивейшие канделябры, статуэтки, скульптуры и ювелирные украшения. Данное направление завоевало авторитет и на европейском рынке. Крепкой традицией является стремление иметь свою семью и любовь к детям. Например, башкиры, как и прочие народы Урала, почитают старших, поэтому главными членами семей являются бабушки и дедушки. Потомки знают наизусть имена предков семи поколений.

Формирование любого этноса происходит на фоне природно-географической среды, которая оказывает решающее влияние на хозяйственную, культурную, политическую жизнь народов, на их быт и верования.

Район Урала – это, прежде всего, горы. Мировоззрение населения сформировалось под влиянием горного ландшафта. Люди, здесь живущие, не видят себя вне суровой природы родного края, отождествляя себя с ним, являясь его частичкой. Каждая гора, сопка, пещера для них являются маленьким миром, с которым они стараются жить в гармонии. Природа даёт им удивительные способности слышать и видеть то, что недостижимо для других людей.

Уральский район населён большим количеством наций и народностей, больших и малых. Среди них можно выделить коренные народы: , ненцы, башкиры, . К ним, в процессе освоения региона, примкнули русские, украинцы, мордва и многие другие.

Коми (зыряне) занимают зону тайги, которая в былые времена давала возможность жить за счёт пушного промысла и рыбалки в богатых рыбой реках. Впервые письменные источники упоминают зырян в XI веке. Известно, что с XIII века они регулярно платили новгородцам налог пушниной-ясак. В состав Российского государства включены во второй половине XIV столетия. Столица современной республики Коми город Сыктывкар берёт своё начало от Усть-Сысольского погоста, основанного в 1586 году.

Коми пермяки народ

Коми-пермяки проживают в районе с первого тысячелетия н.э. Новгородцы, активно путешествующие за «камень» (Урал) с целью торговли, пришли сюда в XII веке. В XV веке образуется государственность, впоследствии княжество признает власть Москвы. В составе современной РФ пермяки представляют Пермскую область. Город Пермь возник как центр медеплавильной промышленности во времена Петра I на месте деревни Ягошиха.

Удмурты народ

Первоначально входили в состав Волжской Булгарии, после завоевания монголо-татарами включены в Золотую Орду. После её распада часть Казанского ханства. В составе России со времён Ивана Грозного, захватившего Казань. В XVII- XVIII веках удмурты активно участвовали в восстаниях Степана Разина и Емельяна Пугачёва. Город Ижевск столица современной Удмуртии основан во второй половине XVIII в. графом Шуваловым при железоделательном заводе.

Большинство народов Урала проживают здесь всего несколько столетий, являясь пришлым населением. А что же до них? Уральская земля была облюбована людьми очень давно. Истинно коренным народом принято считать , ранее имеющим название вогулы. В местной топонимике и сейчас встречаются названия, связанные с этим именем, например, речка Вогуловка и одноимённый населённый пункт.

Манси принадлежат к финно-угорской языковой семье. Они являются родственниками с хантами и венграми. В глубокой древности заселяли земли, севернее Яика(Урала), но были согнаны с обжитых территорий пришедшими кочевниками. Летописец Нестор называет их «югрой» в древнейшей летописи «Повесть временных лет».

Манси малочисленный народ, состоящий из 5 самостоятельных и изолированных друг от друга групп. Их различают по месту проживания: верхотурская, чердынская, кунгурская, красноуфимская, ирбитская.

С началом российской колонизации, заимствовали многие традиции и культурно-бытовые особенности. Охотно вступали в семейно-брачные отношения с русскими. Но смогли сохранить самобытность.

В настоящее время народ относится к малочисленным. Исконные обычаи забыты, угасает язык. Стремясь получить образование и найти хорошо оплачиваемую работу, молодое поколение уезжает в Ханты-Мансийский округ. Поэтому, представителей древних традиции насчитывается порядка двух десятков человек.

Национальность башкиры

Башкиры, как и многие другие народы, впервые появляются в источниках только с X века. Образ жизни и занятия традиционны для этого региона: охота, рыболовство, кочевое скотоводство. В это же время были завоёваны Волжской Булгарией. Вместе с завоеванием вынуждены были принять ислам. В XIX в. по их территориям правительство России решило проложить железнодорожные пути, связывающие русский центр и район Урала. Благодаря этой дороге, земли были включены в активную экономическую жизнь, ускорилось развитие народов. Особенно быстро стал развиваться район с открытием в недрах земли нефти. В XX в. республика Башкирия стала крупнейшим центром нефтяной промышленности. Важную роль сыграл район в годы Великой Отечественной войны. На территорию края эвакуировались промышленные предприятия из районов, которым угрожала фашистская оккупация. Было перевезено около 100 промышленных объектов. Многие из них стали основой для дальнейшего использования. Столицей Башкирии является город Уфа.

Проживают во многих районах современного Урала. Существует много версий перевода имени черемисы. Одна из них говорит о татарском происхождении. Согласно ней, слово значит – «препятствие». До октябрьской революции использовалось именно это название народа, но позже его признали унизительным и заменили. В настоящее время, особенно в научных кругах, начинает использоваться заново.

Нагайбаки

Много споров ведётся и вокруг представителей этого народа. По одной из версий, их предками были тюрки, но принявшие христианство. В истории России особенно знамениты нагайбакские казаки, принимавшие самое деятельное участие в боевых действиях XVIII века. Проживают на территории Челябинской области.

Являются населением, относительно которого ведётся много споров, так как очень мало достоверных сведений о них. Большинство выводов сделаны на уровне предположений, гипотез. Ряд историков считают это население пришлым, особенно много пришло их с началом завоевательных походов золотоордынских ханов. Хотя, патриотично настроенные историки, видят в этом заселении лишь вторую волну. Предполагают, что татары упоминались как населявшие Урал ещё в XI веке. Об этом свидетельствуют персидские источники. Занимают второе место по численности, уступив лишь русским. Самое большое их количество проживают на территории Башкирии (около миллиона человек). Во многих районах Урала встречаются полностью татарские населённые пункты. Большинство татар придерживаются исламского вероисповедания и традиций.




Top