Кукольный театр. Театр кукол

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Первые упоминания о кукольном театре связаны с праздниками древнего Египта. Разыгрываемые с помощью статуэток сцены из жизни Бога Осириса собирали толпы людей. В древней Греции делали огромные фигуры, которые украшали драгоценными камнями и приводили в движение по особым праздникам. В Греции кому-то пришла в голову мысль изобразить мир с помощью ящика, в котором нет передней стенки. На дне ящика придумали прорези, чтобы вставить палочки и управлять куклами. Из маленьких детских сценок выросли целые пьесы, и получился театр.

Отголоски этого театра живут и сейчас: украинский вертеп, польская шопка. Во всем мире кукольный театр стал подлинно народным искусством. Кукольники играли многие народные сказки, притчи, легенды.

В каждой стране есть любимые куклы.

В Италии любимой куклой считают Пульчинеллу. Пульчинелла переводится как петушок, уж очень он задиристый и смешной.

Французы вырезали из дерева веселую куклу Полишинеля. У него огромные глаза и розовые щеки. Секрет настроения куклы зависит от поворота ее головы.

В Англии существует непобедимый Панч, который сражается с придворными, полицейскими, офицерами и палачами. Он всегда побеждает, а публика ликует.

Любимец немецкого народа - Касперле. Он - озорник и плут, играет в пьесах для взрослых и детей.

Судьба русского Петрушки тоже счастливая. Народ всегда любил весельчака, легко справляющегося с попами, чертями и другим злом.

Первое известие о существовании в России кукольного театра датировано 1636 годом, зафиксировано немецким путешественником. В 1700 году состоялись первые в России гастроли кукольников

Одним из самых известных кукольных театров России является Государственный Академический Центральный театр кукол им. С. В. Образцова. Он был организован в 1931 году. Большую часть спектаклей поставил С. В. Образцов, который с 1949 был директором театра. В 1937 году при театре был создан Музей театральных кукол, коллекция которого считается одной из лучших в мире.

Основные типы театров кукол

Театр кукол — одна из разновидностей кукольного вида искусства. В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются куклами-актёрами. Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами. Следует отметить, что словосочетание «кукольный театр» является некорректным и обижает профессиональное достоинство кукольников, поскольку прилагательное «кукольный» ассоциируется с понятием «ненастоящий». Правильно говорить: «театр кукол», так, кстати, называются все профессиональные театры.

Различают три основных типа театров кукол:

1. Театр верховых кукол (перчаточных), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой.

2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской.

3. Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов.

Многообразие форм представления в кукольном театре определяется разнообразием видов кукол и их систем управления.

Виды кукол

1. Марионетка — разновидность куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей.К рукам, ногам, туловищу и голове куклы крепятся верёвки, продеваемые через отверстия так называемого «креста», посредством наклонений которого кукла делает человеческие движения.

2. Куклы перчаточного типа . Конструкция перчаточных кукол состоит из головы на пальце и перчатки на руке кукловода. Петрушка — один из представителей перчаточных кукол.

3. Г апитно-тростевые куклы -приводится в движение с помощью трости, на которую надета кукла. У таких кукол может быть не одна, а две трости, тогда и управляется она двумя руками.

4. Ростовые куклы . Кукла надевается на человека.Изготавливается на специальном каркасе и может быть самых разных размеров.

5. Куклы вертепа .Тело куклы насаживается на рукоятку, держа которую кукловод проводит куклу по щели вертепа. Обычно куклы вырезаются из дерева и обшиваются тканью или раскрашиваются.

6.Мимирующая кукла - верховая театральная кукла из мягких материалов. Пальцы актера, которые находятся в голове куклы, управляют глазами, ртом, носом куклы.

7. Куклы театра теней - плоскостные фигурки.Их показывают их на освещенном экране в виде силуэтов.

Кукольный театр существует очень давно. Древние народы верили, что и на небе, и на земле, и под землей, и даже в воде живут разные боги, злые и добрые духи, сверхъестественные, существа. Чтобы молиться этим богам, люди делали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах или на спинах слонов, а иногда устраивали всякие хитрые приспособления и заставляли кукол, изображавших богов, дьяволов или драконов, открывать глаза, кивать головами, скалить зубы... Постепенно такие зрелища все больше и больше стали походить на театральные представления. На протяжении тысяч лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды о богах, демонах, оборотнях, джинах, а в средние века в европейских странах куклы показывали рай и ад, сотворение мира, Адама и Еву, чертей и ангелов, играли народные сказки и сатирические сценки, высмеивавшие человеческие пороки: глупость, жадность, трусость, жестокость.

В старой России не было государственных кукольных театров. На ярмарках, на бульварах, в городских дворах давали маленькие представления бродячие фокусники, акробаты, кукольники. Обычно один из них крутил ручку музыкального ящика, который назывался шарманкой. Под громкие звуки музыки кукольник показывал из-за маленькой ширмы, как смешной, длинноносый крикливый Петрушка бьет палкой царского офицера, который хочет забрать его в солдаты. От ловкого Петрушки доставалось и невежде-доктору, не умевшему лечить, и обманщику-торговцу.

Жизнь народных кукольников - бродячих актеров была очень тяжелой и мало чем отличалась от жизни нищего. После представления актер-кукловод снимал шапку и протягивал ее зрителям. Кто хотел, бросал в шапку медные копейки.

В других странах тоже были куклы, похожие на нашего Петрушку. Такие жё длинноносые и крикливые забияки. Называли этих кукол по-разному: в Англии - Панч, во Франции - Полишинель, в Италии - Пульчинёлло, в Германии - Касперле и Гансвурст, в Чехословакии - Кашпарек, в Турции - Карагёз.

В современных театрах куклы бывают разные: по-разному сделаны и по-разному приводятся в движение.

Одни из самых простых кукол называются перчаточными, потому что они надеваются на руку, как перчатки. Обычно головка куклы надевается на указательный палец, одна ручка - на средний, а другая - на большой.

Петрушка относится к перчаточным куклам.

Еще проще устроены куклы «на палочках». В Польше их называют куклами «на потыках»: ножки и ручки у такой куклы не управляются, а вертятся в разные стороны.

Есть куклы, которые можно только передвигать. Их используют в особых кукольных театрах, называемых на Украине «вертепами», а в Польше - «шопками». Это двух- или трехэтажные ящики с открытой передней стенкой. Между этажами сзади можно просунуть руку и этой рукой сквозь щели в полу каждого этажа водить куклу. А кукла, как уже говорилось, может только передвигаться с помощью кукольника и взмахнуть рукой, если дернуть за нитку.

Существуют куклы, которые называют тростевыми. Такую куклу также держит кукловод, но ее руки управляются тростями, палочками или проволоками, прикрепленными к кукольным ладошкам, запястьям или локтям. Трости чаще всего скрыты в рукавах или одежде куклы. Тростевые куклы появились очень давно, на Востоке - в Индокитае. В европейских кукольных театрах их стали использовать только в XX в. В 20-е гг. советские художники-кукольники Ефимовы сыграли с помощью тростевых кукол отрывок из трагедии Шекспира «Макбет». А позднее Центральный театр кукол в Москве поставил пользующийся большим успехом спектакль «Волшебная лампа Аладина», который актеры играют куклами на тростях.

Перчаточные и тростевые куклы называют еще «верховыми», потому что они всегда выше кукловода. Кукловод за ширмой, его не видно. Видно только куклу, которую он поднял над ширмой.

А есть такие куклы, которыми актер-кукловод управляет не снизу, а сверху. Он стоит на возвышении сзади сцены и держит в руках вагу - специальное устройство, состоящее из рычагов и планок, от которых отходят нитки. Внизу нитки прикреплены к плечам куклы, ко лбу, чтобы она могла поднимать и опускать голову, к вискам, чтобы она вертела головой направо и налево, к спине, чтобы она могла кланяться, к локтям и ладошкам, чтобы она имела возможность делать всякие движения руками, к коленкам, чтобы она, поднимая то правую, то левую ногу, могла ходить или танцевать. Ниток бывает много. И десять, и двадцать, и даже тридцать. Ведь кукле приходится делать в спектакле много различных движений: открывать рот, двигать глазами, руками.

Кукол на нитках иногда называют марионетками. Но это не совсем правильно, поскольку всякая театральная кукла называется марионеткой.

Есть еще один вид кукол, которыми управляют сверху. Ниток у них немного, одна-две, чтобы взмахнуть кукольной рукой. В голове куклы палка. Ноги болтаются сами по себе, но можно палкой так раскачивать куклу, что ноги у нее начинают шагать. Куклы большие, тяжелые, одетые в блестящие доспехи, со щитами и мечами.

Это сицилианский героический театр, сохранившийся со времен средневековья. На сцене всегда изображаются войны и драки. Кукловоды стоят за задником (сзади сцены) и размахивают куклами, держа их за палки. Куклы с шумом и треском ударяются друг о друга, и «убитые» в сражении падают. За всех кукол говорит один человек страшным, хриплым голосом.

Такой же театр есть в Брюсселе, в Бельгии. Это театр «Тон», он существует много лет. Его хозяева, играющие главную роль, «кричащего рассказчика», с течением времени сменяют друг друга, но каждый следующий получает имя Тон. Особым успехом этот театр пользуется у туристов.

А есть куклы, которых нельзя назвать ни перчаточными, ни куклами на нитках или тростях, ни куклами на штырях, как в сицилианском театре. Они плоские, вырезаны из картона или кожи. Очень сложно и ажурно вырезаны и красиво раскрашены. Это куклы театра теней, существующего издавна в Китае, Корее, Японии, Индонезии, Индии. Кукловод сидит сзади натянутого полотна. Над головой кукловода большая масляная, керосиновая, а иногда электрическая лампа. Тоненькими костяными палочками, пришитыми к телу, рукам и ногам плоской куклы, кукловод плотно прижимает куклу к полотну, и тогда на полотне на глазах у зрителей возникает цветная резная тень куклы. В таких театрах чаще всего показывают религиозные, мифические истории. Во время представления музыканты бьют в барабаны, играют на музыкальных инструментах и поют.

В мире существует очень много самых различных театральных кукол. Во Вьетнаме, например, устраивают даже кукольные представления на воде - на речке или озере. Под водой, на небольшой глубине, длинная бамбуковая палка. На одном ее конце деревянная кукла, другой - держит кукольник. Он стоит по колено в воде, отгороженный плетеной ширмой от зрителей, находящихся на берегу. Внутри полой бамбуковой палки натянуты веревочки, идущие к рукам куклы, голове, туловищу. Кукла может вынырнуть из воды или нырнуть в воду, ходить, кланяться, размахивать руками.

Театр на воде возник когда-то в Древнем Китае, и в нем изображали водяных духов и богов, черепаху, дракона. А во Вьетнаме сейчас в таком театре представляют сценки из народной жизни.

Бывают и куклы, участвующие в праздничных шествиях и карнавалах. Так, в Китае, на улицах Пекина или Кантона, может появиться дракон - огромная кукла, метров 15 длиной. Его несут на больших палках несколько человек. Сделан дракон из бамбуковых каркасов, обтянутых раскрашенной материей. Получаются как бы цилиндры, между ними из материи такие же цилиндры, только уже мягкие, а не жесткие. У переднего каркаса огромная рогатая голова дракона держит во рту красный шар. Постепенно толщина цилиндров уменьшается, и кончается все последним жестким каркасом - хвостом. Каждый ведущий этого дракона может поднять свою палку выше или ниже, двинуть ее вправо или влево. В результате дракон извивается, скручивается, раскручивается. Сейчас это только уличное зрелище, а когда-то крестьяне устраивали шествие с драконом, прося небо, чтобы кончилась засуха, пошел дождь.

Во время праздника в Китае могут появиться и львы. В каждом льве два человека-акробата. Львы бегают, прыгают, кувыркаются, залезают на несколько поставленных друг на друга столов. Вместе со львами львята. Это переодетые мальчишки. У львов огромные морды с открывающимися ртами, а шкура сделана из длинной сухой травы - красной, зеленой, желтой.

А в Италии или в Южной Америке во время карнавалов можно увидеть огромные, до 10 м в высоту, надувные резиновые куклы.

Итак, куклы, кукольные театры помогают в метафорической, иносказательной форме передавать мысли и чувства людей. Все басни и сказки народов мира иносказательны, но в них много правды. В них мудрость, юмор, талант народа. Метафоричны не только народные сказки, но и многие произведения великих писателей и поэтов - Гомера, Данте, Шекспира, Пушкина, Гоголя, Маяковского... Все это предоставляет большие возможности для развития и совершенствования кукольного театра.

В нашей стране государственные кукольные театры были созданы только после Октябрьской революции. Сейчас их 135, они играют на 25 языках народов СССР. В спектаклях участвуют замечательные актеры, художники, мастера кукол. Самый большой кукольный театр в мире - Центральный театр кукол в Москве. В нем работают 300 человек. Этот театр дает представления каждый день - для детей и каждый вечер - для взрослых. Часто ездит на гастроли, объехал 400 городов нашей страны, выступал в 40 странах мира.

Государственные кукольные театры успешно работают и в других социалистических странах.

Существует всемирная организация кукольников УНИМА. В нее входят 5 тыс. членов. Съезды, конференции, фестивали этой организации проходят и в Европе (в том числе в СССР), и в Америке, и в Африке, и в Австралии.

Инструкция

Соорудите сцену. Ширму можно изготовить очень просто: натяните веревку посреди комнаты и повесьте на нее кусок ткани или легкое одеяло. Если необходимо что-то поставить на сцену, то между спинками стульев положите плоскую доску и перекиньте через нее плед. Сверху в данном случае можно ставить любые декорации, игрушки, искусственный лес. Готовую сцену можно оформить бантиками, бумажными сердечками, рисунками, рыбками.

Можно изготовить кукол, надевающихся на руку, собственными силами! Для этого подойдут ненужные в хозяйстве перчатки , на которых нужно будет вышить глазки, носик, ротик, украсить получившееся лицо из ниток. Главное, чтобы игрушка была по размеру руки кукловода.

Изготовьте игрушку из ткани. Чтобы получить выкройку, положите ладонь на бумагу и обведите . Рука должна быть в таком виде, будто на нее надета : указательный палец смотрит вверх, большой и мизинец – растопырены в стороны, остальные пальцы поджаты. На лекало сделайте припуски по бокам в размере одного сантиметра для швов. Теперь возьмите плотную ткань, мягкую и приятную на ощупь. Скроите две части куклы-перчатки и сшейте их вместе. В качестве головы можно использовать шар, сделанный методом папье-маше или позаимствовать эту часть у старой ненужной игрушки.

Придумайте сценарий. Можно взять за основу всем хорошо известные сказки или что-то оригинальное. Чем младше участники спектакля, тем проще должно быть произведение. Ребенку можно поначалу доверить роль с минимумом слов, а затем усложнять его партию. Когда сценарий готов, подберите подходящие декорации и костюмы .

Найдите звуковые эффекты для представления. Можно записать музыкальное сопровождение на отдельный диск, включать и выключать его в нужный момент.

Устройте репетицию спектакля, где каждый кукловод сможет повторить свою партию слов, поупражняться во взаимодействии с игрушкой перед представлением на публику.

Когда все готово к премьере, соорудите из стульев зрительный зал. Можно изготовить игрушечные билеты на кукольный спектакль, сделать мини-буфет с напитками и поп-корном. Главное, чтобы все участники домашнего спектакля получили от процесса максимум удовольствия.

Выбор названия оказывается трудным, если не ясна цель театра или миссия создателей. Чтобы не затягивать поиски, можно обратиться к знаниям из области маркетинга. Тогда перед основателями театра окажутся 4 равноценные возможности.

Инструкция

Свяжите с ценностью зрителей. Этим покажете, что посвящаете какому-то идеалу, близкому аудитории . Чтобы найти ценность, исследуйте интересы будущих посетителей. Представьте костер, вокруг которого собраны единомышленники в холодный вечер. Такую роль должно играть название театра.Какая ценность может так объединять людей? Название «Кукольная » подчеркивает мысль о том, что являются образами людей, стремящихся к прекрасному. По аналогии найдите ценность, близкую вам и потенциальным клиентам.

Отыщите название в проблеме зрителей. Людям нравится говорить о проблемах, которые их преследуют. Объединение вокруг проблем является привычным. Для защиты от неприятностей и проблем создаются комитеты, съезды, сообщества. Это кажется понятным и естественным.Театр может иметь название «Справедливость». В таком названии много боли и надежды. Найдите аналогичное название, в зависимости от планируемого репертуара выступлений.


Сейчас мы воспринимаем его как детский, но он стал считаться таковым только в ХХ веке. Точное время зарождения этого вида искусства не установлено, но первые упоминания о кукольном театре связаны с праздниками древнего Египта. Разыгрываемые с помощью статуэток сцены из жизни Бога Осириса и Изиды собирали толпы людей. Куклами тогда служили огромные фигуры, которые были щедро украшены драгоценными камнями и приводились в движение по особым праздникам.
Первое известие о существовании в России кукольного театра датировано 1636 годом, а в 1700 году состоялись первые в России гастроли кукольников.

История Большого театра кукол

Здание БТК построено в 1912 г. для богатого купца, банкира Евгения Бурцева. Он планировал открыть здесь музей современного искусства, который предполагалось расположить в зале с высоким стеклянным потолком. После революции здание национализировали, в нем давали представления передвижные театры и лет 40 подряд находились разные еврейские общества.
Сам БТК переехал в это здание в 1941 году. До этого момента театр странствовал по разным площадкам города со времен основания его в 1931г. пятью энтузиастами. Только в 1956 г. режиссер БТК Королев М.М. открыл соответствующую кафедру при Институте Театральных Искусств (РГИСИ), которая была второй в мире.
Сейчас в БТК дают не только кукольные, но и драматические, музыкальные, пластические спектакли.

Три типа театров кукол

1) Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол иных конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.
2) Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста.
3) Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов.


Вертепный театр

Играется этот спектакль строго под Рождество. Возник он из-за семинаристов, которые ходили по домам и показывали сценки о жизни Иисуса Христа в пещере, где его укрывали от царя Ирода.
Вертеп представлял собой большой ящик, внутри которого располагалась сцена, обычно двухъярусная, иногда трехъярусная. На верхней сцене показывали поклонение новорожденному младенцу Иисусу, в нижнем — эпизоды с Иродом. Вторая часть представления обычно была на злободневные темы, где главная роль отводилась Петрушке.
Куклы приводились в движение с помощью небольших прорезей.

Театр теней

Он пришел с Востока из ритуалов Индонезии и Китая. Возможно, это самый древний вид театра. В XVII веке теневой театр перекочевал в Европу.

Театр масок

Театр масок пришел из древней Греции. В античном театре, в который помещалось 10000 зрителей никто бы не разглядел лица актеров если бы не было масок. Поэтому лица артистов визуально увеличивали.

На фото слева отец паночки.

Паночка. Ночью, наверное страшно наткнуться на такой реквизит.)

Виды кукол

Марионетка

Первый вид кукол - марионетка, подвешенная на нити, которые прикреплены к ваге. Длина этих нитей может быть максимум полтора метра. Слово нить этимологически восходит к слову нерв и поэтому это самая очеловеченная кукла, потому что даже если это лошадка, то она все равно наиболее близка к физиологии. Одна такая марионетка стоит от 200 000 до 600 000 рублей.

Раньше нити красили специальной краской, чтобы их скрыть или вешали специальную сетку, чтобы внимание зрителя рассеивалось и казалось, что кукла ходит сама по себе.
Репертуар марионеток представлял равнодушие житейской действительности, обращался к вечным темам: библейские, античные сюжеты, переделки рыцарских романов. Классика репертуара - это Дон Жуан и Фауст.

Петрушка

В каждой стране есть любимые традиционные персонажи. В России это Петрушка.
Во Франции Полишинель, у него огромные глаза и розовые щеки. Секрет настроения куклы зависит от поворота ее головы.
В Италии Пульчинелла, что переводится как петушок, уж очень он задиристый и смешной
Любимец немецкого народа - Касперле. Он - озорник и плут, играет в пьесах для взрослых и детей.
Куклы Панч и Джуди герои в Британии.
В Англии существует непобедимый Панч, который сражается с придворными, полицейскими, офицерами и палачами. Он всегда побеждает, а публика ликует.
Судьба русского Петрушки тоже счастливая. Народ всегда любил весельчака, легко справляющегося с попами, чертями и другим злом.

Это традиционные ярмарочные герои. У обычного кукольника была четырехгранная ширма. В сценах было не больше двух героев, потому как у человека только две руки.
Есть два способа управления куклой - московская и петербургская.
Московская - указательным пальцем управляют головой куклы, а большим и средним пальцами — ее руками.
Петербургская — голову куклы надевают на средний палец, а ее руки — на большой и мизинец.

Кукольный театр - один из древнейших видов театра. В Египте женщины во время ритуалов носили куклу Осириса, царя загробного мира. И это можно считать первым явлением кукольного театра как искусства. В Древней Греции и Древнем Риме также существовали кукольные , но пришли они из далекой Древней Индии и Китая вместе со странствующими кукольниками. В 1636 году появился кукольный театр в России. Немного позже русский кукольный театр стал гастролировать на Украине и в Поволжье. В середине 18 века (1733 г) четыре театра кукол из итальянских комедиантов приехали в Россию по приглашению царицы Анны Ивановны и начали свои гастроли в Москве и Санкт-Петербурге.

Обрядово-ритуальный кукольный театр

Древнейшая форма кукольного театра, подразумевающая действо, происходящее с оттенком национальных традиций. Наиболее известны в этом отношении кукольные театры Востока: японский дзёрури, индонезийский ваянг, индийский и китайский кукольные театры. Крупнейший в Японии кукольный театр называется “Бунраку”. В нем показываются сценки в жанре дзёрури (драматическое речитативное пение). У нас и на европейских просторах известны обрядово-ритуальные театры:

  • “Эль Пасторес” (Каталония);
  • “Вертеп” (Украина, Россия);
  • “Батлейка” (Беларусь);
  • “Маланка” (Молдавия);
  • “Шопка” (Польша).

Самым уникальным кукольным театром является “Bread and Puppet” основанный в 1962 году в Нью-Йорке и действующий под руководством Питера Шумана. Театр расположен на большой ферме в Вермонте, где огромные куклы из папье-маше и картона разыгрывают спектакли с политическими комментариями, замаскированными персонажами, импровизированными танцами и в сопровождении духового оркестра. Название театра переводится как “Хлеб и Кукла”. Дело в том, что в начале каждого представления кукольники угощают своего зрителя свежеиспеченным хлебом с аиоли (соус из чеснока, оливкового масла, лимонного сока и яичных желтков) в целях создания духа единства зрителя и актеров. Угощение свежим хлебом является символом того, что искусство должно быть настолько приближено к жизни, насколько приближен к жизни хлеб.

Народные кукольные театры сатиры

Такие театры созданы бродячими актерами, в них высмеиваются злободневные ситуации, также для них характерно минимальное наличие декораций. Отличаются народный кукольный театр обязательным присутствием типизированного комического персонажа, именуемого в разных странах по-разному, но имеющего сходные черты: большая голова, крючкообразный нос, возможно с двумя или одним горбом спереди и сзади. В Германии его называют Гансвурст, во Франции - Полишинель, в России - это всем известный Петрушка.

Детский кукольный театр

Такой театр показывает в основном сказочные сюжеты, воспитывая и развлекая подрастающее поколение. Иногда сказочные спектакли адресованы взрослому зрителю (иносказательно-символистский театр), они вовлекают зрителя в игру с куклами (театр массовых праздников) или действуют в целях развития мелкой моторики у детей (лечебный театр).

Виды кукол

Кукольные театры можно классифицировать также по видам кукол и способам их управления. Самая главная классификация кукол сводится к трем видам: верховые (к ним относятся перчаточные, пальчиковые и тростевые), куклы-автоматы и напольные куклы (марионетки, куклы-великаны и планшетные).

Перчаточную куклу актер надевает на руку и управляет ей. Пальчиковые куклы тоже надеваются на руку (на пальцы) и в основном участвуют в камерных спектаклях. Тростевые куклы крепятся на трости к “плечам “ и управляются с помощью тростей. Плоские тростевые куклы изначально использовались в кукольных театрах Азии и Востока. Потом они получили широкое распространение в мире. Тростевые плоские куклы плотно прижимаются к полупрозрачному экрану, могут отбрасывать черно-белые и цветные тени в зависимости от окраса куклы. Марионетки управляются с помощью нитей, за которые актер дергает сверху. Название получили от фр. Marionette (маленькие фигурки, изображавшие деву Марию). Планшетные куклы - это большие куклы, которые “ходят” по полу вместе с актером. Куклы-великаны можно часто встретить на праздниках. Это не столько кукла, сколько сказочный цельный костюм с большой головой для актера. Кукла-автомат “оживает” с помощью механизма (рычагов, пружин, пара).

Приобщиться к прекрасному и таинственному в театре кукол можно в любой стране мира. Вот наиболее известные кукольные театры: “Либелуа” в Испании, “Бунраку” или “Авадзи” в Японии, “Вертеп” в Украине, также достаточно известны кукольные театры Англии, Чехии и Польши.

А здесь мы подготовили для вас еще больше интересных материалов!




Top