Культура древней греции. Архитектурные памятники греции


Федеральное агентство связи

Государственное общеобразовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сибирский государственный университет телекоммуникаций

и информатики»

Кафедра СПП

по культурологии

Выдающиеся памятники

античной архитектуры

Выполнил: студент группы Э-73

Щербинина Ольга

Проверил: Метёлкина Ю.С.

Новосибирск

Введение……………………………………………………………………………………3

I. Памятники древнегреческой архитектуры……………………………………………4

    Акрополь…………………………………………………………………4

    Парфенон…………………………………………………………………6

    Пропилеи…………………………………………………………………8

    Храм Ники Бескрылой…………………………………………………..9

    Эрехтейон…………………………………………………………………9

II. Памятники древнеримской архитектуры…………………………………………….12

    Колизей………………………………………………………………….14

    Колонна Траяна…………………………………………………………15

    Пантеон…………………………………………………………………..15

    Мавзолей Адриана………………………………………………………15

Заключение………………………………………………………………………………..17

Список использованной литературы……………………………………………………18

ВВЕДЕНИЕ

«Не знать истории – значит всю жизнь оставаться ребенком» - Марк Туллий Цицерон произнес эти слова 2000 лет назад, и речь политического деятеля и великого оратора, в которой они прозвучали, - принадлежит истории. Но разве смысл этих слов состарился за двадцать веков? Нет, они живы и сегодня, они часть нашей жизни.

Архитектура – тоже часть нашей жизни. Наши города больше, улицы шире, дома выше, чем то, что создавалось в древности, и все же они не утратили своей сущности и в чем-то наиболее важном остались тем, чем были – городами, улицами, домами… Перед нами не просто цепь бесконечных изменений, а процесс развития, ведь развиваться может только то, что в чем-то наиболее существенном остается самим собой. Архитектура – это искусство создавать среду обитания по законам пользы, прочности и красоты. «Относительно искусства известно, что определенные периоды его расцвета отнюдь не находятся в соответствии с общим развитием общества» (К. Маркс) 1 . Вершинами в искусстве архитектуры являются Парфенон, Шартрский собор, ансамбль Версаля, Эйфелева башня. Но точно также вершинами этого искусства остаются в нашей культуре и Кносский дворец, созданный на Крите за тысячу лет до Парфенона, и жилой дом в Кирокритии на Кипре, построенный за три тысячелетия до Кносского дворца.

Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но и нравственности и художественного неотъемлемая часть современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже «открытие» будущего. Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого.

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.

Древнегреческая и древнеримская цивилизации были крупнейшими цивилизациями древнего мира. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и тоже время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались взаимодействуя друг с другом.

Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима позднее стали основой для возникновения европейской цивилизации, и оказали огромное влияние на развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира. «Без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было и современной Европы» 2 .

Памятники ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ архитектуры

Доказательством того, что прославленное могущество Эллады и ее прежнее богатство не ложный слух, является постройка величественных зданий.

Плутарх, Перикл, XII

Столица Греции Афины – город удивительной судьбы, одновременно самая старая и едва ли не самая молодая столица Европы. Это город, жизнь в котором началась более пяти тысячелетий назад и который был признанным центром культуры и искусства всего античного мира тогда, когда большинство современных европейских столиц еще не существовало вовсе. Это город, который после многовекового упадка и запустения возродился вновь как столица небольшого балканского государства только сто с лишним лет назад, после завоевания Грецией независимости. Но не современные Афины, похожие на многие города Европы, привлекают внимание ученых и притягивают многочисленные толпы туристов. В центре нового города сохранились замечательные памятники искусства прошлого, прежде всего – архитектуры классической Греции, эпохи ее наивысшего расцвета, V века до н. э. Это афинский Акрополь с его всемирно известными храмами Парфеноном и Эрехтейоном, монументальным парадным входом – Пропилеями и изящным храмом Афины-Ники, а также ряд интересных памятников нижнего города, расположенных у подножия Акрополя, в том числе знаменитый театр Диониса.

АКРОПОЛЬ

Из любой точки Афин можно видеть вытянутый с востока на запад холм с плоской вершиной – Акрополь. Он возвышается над городом, над его площадями, сеткой улиц, низкими домами. Склоны Акрополя поросли мелким кустарником, из которого выступают мощные укрепления. Со всех сторон он обнесен крепостными стенами, высокими в тех местах,где склоны пологие, и низкими там, где скала Акрополя неприступна. Размеры верхней площади Акрополя невелики – 300 м в длину и 130 м в ширину. На этом пространстве и воздвигли свои прекрасные здания древние зодчие. Гордо возвышаются здесь колонны Парфенона – храма покровительницы города богини Афины. Рядом с ним расположен Эрехтейон – храм Афины, Посейдона и Эрехфея. Вход на Акрополь украшен величественными воротами – Пропилеями. Справа от них стоит небольшой храм богини победы Ники.

Древние строители старались сделать не слишком резким переход от низких домов города к храмам Акрополя. Священный холм был окружен прославленными в древности сооружениями. Около него располагались театр Диониса, рыночная площадь – агора, храмы, святилища. И позднее, когда Греция стала римской провинцией, новые здания возникали в этом овеянном славой городе. Римский император Адриан много строил в Афинах. Место для музыкальных состязаний – Одеон был сооружен во II веке н. э. близ южных стен Акрополя. У подножия холма выросла колоннада рыночной площади и храм бога Гефеста.

Афинские зодчие во все времена стремились прежде всего подчеркнуть великолепие Акрополя. Так, огромный храм Зевса Олимпийского, начатый еще в VI в. до н. э. и законченный при Адриане, был воздвигнут на почтительном расстоянии от священного холма. Между храмом Зевса Олимпийского и Акрополем Адриан поставил арку, как бы разделив Афины на две части - древний город и город римского времени.

Акрополь не только украшал великий город. Прежде всего он был святыней, около которой проходила вся общественная жизнь эллинов. Акрополь объединял горожан, защищал их от врагов. Но и высокую художественно-эстетическую значительность его памятников, бесспорно, понимали сами греки. Ведь недаром существовала у них поговорка: «Да, ты – чурбан, когда Афин не видел, осел, коль видя их не восторгался, когда ж охотно кинул их – верблюд».

Афинский Акрополь по своему значению близок кремлям древнерусских городов. Кремли тоже были не только крепостями в тяжелые дни нашествий врагов и местом, где проводили особенно торжественные праздники, но в них воздвигались лучшие храмы, они украшались самыми выдающимися произведениями искусства.

В Афинах запрещено сейчас строительство высоких домов, которые могли бы заслонить Акрополь. Эллинский кремль царит над современным городом как свидетельство величия древнегреческой культуры, как памятник становления европейской цивилизации.

В наши дни здесь музей, произведения которого, пройдя через тысячелетия, не утратили своего значения и имеют огромную историческую ценность. Они молчаливые свидетели славных событий, которые разыгрывались на этом холме в века, когда еще в условиях рабовладельческого строя, впервые познал основы демократических свобод.

Однако еще более значительны они с точки зрения художественной. Мраморные храмы и скульптурные памятники древних Афин все ценители прекрасного признают недосягаемыми образцами искусства.

Здания, руины которых можно сейчас видеть на Акрополе, воздвигнуты в середине V в. до н. э. Однако и до V в. афинский Акрополь не был пустынной скалой. Жизнь протекала здесь с конца III тысячелетия до н. э. Акрополь уже тогда был убежищем для жителей окрестных равнин при нападении врагов. Мощные крепостные стены высотой до 10 метров и шириной в 6 метров защищали Акрополь, Делали его неприступной твердыней. Проникнуть на холм можно было с запада и севера. Вход с западной, менее надежной стороны был укреплен особенно тщательно. С северной стороны он, по-видимому, скрывался зарослями кустарника и к нему вели ступени узкой лестницы, вырубленной в скале. Впоследствии, когда на Акрополе остались лишь святилища богов, лестница на северном склоне стала не нужна и северный вход был заложен. Сохранен был лишь один основной вход на Акрополь – с западной стороны.

В ХVI-ХII вв. до н. э. Афины не выделялись среди остальных городов Греции. Они уступали Микенам, Тиринфу, Пилосу и другим могущественным эллинским центрам. Выдвижение Афин началось после того, как пала критская держава. До сих пор живет поэтическая легенда о древнем герое Тезее, который принес Афинам победу. Сказание повествует о страшной дани, которую должны были ежегодно посылать афиняне на Крит. Семь юношей и семь девушек становились добычей страшного чудовища, получеловека-полубыка - минотавра, который жил в лабиринте на Крите. Однажды, рассказывается в мифе, в число юношей попал сын афинского царя Эгея смелый и красивый Тезей. С помощью полюбившей его дочери критского царя Ариадны он победил чудовище и вернулся в Афины, принося им свободу и славу.

Древнейший Акрополь Афин, возможно, был похож на акрополи Микен и Тиринфа. Постройки этого времени сохранились плохо, так как позднее на афинском Акрополе воздвигалось в различные эпохи много сооружений.

Раскопки показали, что во II тысячелетии до н. э. здесь происходили совещания правителей, судебные процессы, религиозные празднества. В северной части Акрополя археологи нашли площадку, по-видимому, для священных церемоний афинян. Западнее царского дворца, у северных ворот, был обнаружен колодец, который давал хорошую питьевую воду людям, находившим за стенами защиту от врагов. Данные археологических раскопок говорят о том, что и в эти годы общественная, религиозная, культурная жизнь афинян была сосредоточена на Акрополе.

В VI в. до н. э. на Акрополе стоял храм Афины, называвшийся Гекатомпедон (в переводе означает «стофутовый» - длина боковой стороны храма составляла сто греческих футов). Он располагался прямо против Пропилей и поражал своей красотой вошедшего на Акрополь человека. Этому эффекту способствовала размеренная постепенность подъема по склону холма и проход через небольшие, украшенные колоннами ворота - Пропилеи.

В размещении Пропилей и Гекатомпедона на древнем Акрополе господствовала симметрия, которой часто придерживались архаические мастера. Принцип симметрии считали важным и скульпторы, особенно создатели изваяний на фронтонах храмов. Симметрия лежала и в основе статуй, украшавших тогда Акрополь. Изображение спереди строго в фас, казавшееся особенно выразительным и красивым, выступало и в планировке зданий этого времени. Именно поэтому зодчие поставили храм Гекатомпедон прямо перед Пропилеями, чтобы человек, вошедший на Акрополь, увидел этот основной храм Священного холма не сбоку, а спереди, с богато украшенного фасада.

  1. Архитектура Возрождения (3)

    Реферат >> Строительство

    Горизонтальных этажей. Из античной архитектуры ренессанс перенимает ордерную систему... в частности в Риме, подлинные памятники античной эпохи. С начала XVI века еще... строительство перешло в руки Микеланджело - выдающегося скульптора, художника и архитектора, ...

  2. Архитектура Древнего Китая (1)

    Лекция >> Культура и искусство

    Стран (первобытное общество, Древний Восток, античность ). / Под ред. М.В. Доброклонского... пагод. Природа «прорастает» архитектурой , и архитектура затем, в свою очередь... познакомиться с наиболее выдающимися памятниками древневосточного зодчества и...

  3. Семь чудес света как памятники античной культуры

    Реферат >> Культура и искусство

    Семь чудес света как памятники античной культуры …….…....4 Египетские пирамиды в... художественном оформлении приняли участие выдающиеся греческие ваятели и живописцы. ... Впервые в греческой архитектуре

– отлично сохранившаяся венецианская крепость.

Далее нас ждёт путешествие в прекрасную Македонию – уникальную, с плодородной почвой область Древней Греции . В далёкие времена, более 3-х тысяч лет назад, именно здесь был центр земледелия древних греков . Тут можно увидеть прекрасную, местами не тронутую дикую природу. Вооружившись рюкзаками и запасами продовольствия, некоторые туристы любят побродить этими удивительными лесами, посмотреть на горные реки и полюбоваться водопадами с чистейшей речной водой. По некоторым подсчётам здесь около полутора тысяч древних памятников культуры. Наиболее известные из них: Дион, Олинтос, Пела и Платамон.

И, наконец, Крит – остров, который пользуется незаурядной популярностью среди наших туристов. Многие сюда приезжают не только отдохнуть, но и полюбоваться руинами и развалинами древней минойской цивилизации, исчезнувшей более 5-ти веков назад, но оставившей нам множество памятников своей культуры, которые знают практически во всём мире. Именно здесь располагался знаменный дворец Минотавра со своим уникальным лабиринтом. В целом, здесь можно бесконечно любоваться ветряными мельницами, пейзажами, рунами древних городов, а также неповторимыми пещерами и долинами.

Помимо афинского Акрополя, есть свой и в Линдосе. Расположен он на высоте 116 метров и добраться до него пешком серьезное испытание. На помощь придет линдосское такси – ослик, всего за 5 евро доставит Вас до места. Открыт Акрополь со вторника по воскресенье, с 8-30 до 14-40 (в разгар сезона время работы продлевают). Цена билета: 6 евро.

Богат достопримечательностями Родос . Дворец рыцарей является наиболее посещаемым среди других памятников архитектуры и истории острова. В этом монументальном, внушительном сооружении находился административный центр рыцарей (XIV в). Однако, позже, во времена владычества турецкого, дворец был разрушен от взрыва, хранящегося в подвале пороха. В 1939 году его восстановили.

Теперь это музей, вмещающий большое количество потрясающих по красоте, уникальных старинных предметов быта, драгоценностей, мозаики, относящихся к началу времен христианства. Уникальные памятники Греции здесь, на Родосе , находятся буквально на каждом шагу. Здесь находится музей археологии. Все шесть его залов наполнены уникальными предметами, на которые стоит посмотреть.

Наименее пострадавший от времени по сравнению с другими памятниками архитектуры этой страны, храм Афины , предлагает к обозрению величественную аркаду, в которой 13 уникальных колонн, грот-алтарь для жертвоприношений, а также развалины античного театра. Практически все памятники архитектуры Греции полны неожиданных сюрпризов. Здесь, спустившись по скале вниз, можно увидеть носовую часть корабля. Ранее здесь находилась статуя бога-покровителя моряков Посейдона.

Греция известна своей природной красотой и увлекательной историей. Достопримечательности Греции и древние археологические памятники, бесчисленные острова, песчаные пляжи и мягкий средиземноморский климат делают ее одним из главных туристических направлений Европы.

Что посмотреть в Греции

Туры в Грецию

Приведены цены туров на 2 человек на 7 ночей с вылетом из Москвы

До основных знаковых мест вы можете добраться самостоятельно, но лучше все же поехать на экскурсию в Греции - цены очень разумные, обычно около 20-25 евро за человека. Фото достопримечательностей Греции - главная тема фотоотчетов туристов.

Акрополь, Афины

Акрополь - символ Афин и Греции, да и вообще всей западной цивилизации. Он возвышается в сердце современной столицы, его венчают три великолепных храма, датируемых V веком до нашей эры. Самым известным и наиболее характерным является Парфенон, первоначально составленный из 58 колонн, поддерживающих крышу и украшенных нарядными фронтонами и фризом. Здесь проходит так называемый археологический Променад - дорожка длиной 2,5 км, которая огибает подножие Акрополя и соединяет его с городом, а также другими основными древними достопримечательностями Афин - Древней Агорой, Римским форумом, Керамейкосом, и Храмом Зевса Олимпийского.

Как добраться. Удобнее всего приехать к Акрополю на метро. Ближайшие станции: Акрополи, площадь Синтагма или Тиссио. В метро есть указатели, по которым вы выйдете к археологической зоне. Будьте внимательны: понедельник - выходной день. Часы работы - с 8:00 до 20:00. Зимой действует 50% скидка на билет (10 евро вместо 20). Не забудьте солнцезащитные средства и удобную обувь - все-таки это довольно большое и высоко расположенное место, залитое солнцем.

Монастыри Метеоры, Фессалия

Монастыри Метеоры - одна из самых необычных достопримечательностей, которую просто необходимо увидеть в Греции - это горный массив Пинд на равнине Фессалии, где на гладких каменных скалах в виде огромных причудливых столбов разместились многовековые монастыри Метеоры («Парящие в воздухе»). Внесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в настоящее время шесть из них открыты для публики. Нужно подняться несколько пролетов каменных ступеней, высеченных в скале, чтобы достичь каждого монастыря. Внутри вы найдете мерцание свечей, старинные иконы и византийские фрески. Часы работы монастырей могут меняться: чтобы посетить все шесть монастырей, нужно потратить как минимум пару дней. Ближайший город к Метеорам - Каламбака.

Как добраться. Удобнее всего отправляться на экскурсию к монастырям Метеоры на автомобиле. Если вы не планируете брать машину в прокат, то до Каламбаки можно доехать на поезде или на автобусе. Далее от Каламбаки можно взять такси до любого из монастырей или добраться на местном автобусе до Кастраки, а откуда уже пойти пешком.

Дельфы, Фокида

Дельфы включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Построенное на нижних склонах горы Парнас, с видом на Коринфский залив, это место было священным для древних, которые приходили сюда, чтобы поклониться Аполлону (покровителю света, пророчеств, музыки и целительства) и попросить советы у Оракула. Дельфы состоят из осыпающихся руин многочисленных храмов, театра и стадиона, датируемого между VIII в. до н. э. и II в. н. э. Неподалеку находится археологический музей, хранящий внушительную коллекцию уникальных находок.

Как добраться. Дельфы находятся в 180 километрах к северо-западу от Афин. Удобнее всего ехать на автобусе с автовокзала. Билет стоит около 14-16 евро, автобусы курсируют по расписанию. Билеты в музей и на раскопки стоят 12 евро, зимой действует скидка 50%. Часы работы: с 8:30 до 15:00.

Остров Миконос

Миконос прославился как самый гламурный среди греческих островов и одна из лучших туристических достопримечательностей в Греции. Город Миконос (Хора) - это потрясающе живописный кикладский город с лабиринтами из маленьких улочек и белоснежных домов. Он также известен своими песчаными пляжами и разнообразной активной ночной жизнью, о чем свидетельствует огромное количество баров и ночных клубов. Остров особенно популярен среди мировых знаменитостей.

Как добраться. Миконос связан с сушей с помощью паромов и катамаранов до Афин (порты Пирей и Рафина). Средняя цена на паром из Афин до Миконоса - 160 евро в одну сторону. Летом цена может подняться до 220 евро. Время в пути - 4,5 часа.

Остров Санторини

Как добраться. В Санторини есть аэропорт, который находится в 6 км от города Фира. Также архипелаг можно посетить, приехав по воде - паром от Афин обойдется примерно в 60 евро, время в пути - 4 часа. Иногда дорога самолетом обходится даже дешевле парома - 40 евро за полчаса пути.

Кносский дворец, Крит

Как добраться. На Крите два аэропорта - Международный аэропорт Ханья имени Иоанниса Даскалоянниса и Международный аэропорт Ираклион «Никос Казандзакис». Рейсы из России чаще всего прилетают в Ираклион.

Пляж Навайо, Закинф

Самая известная достопримечательность , его визитная карточка - пляж Навайо, «Кораблекрушение». Он находится на северо-западе острова, в бухте Контрабандистов. В 1980 году преследуемые полицией контрабандисты посадили на мель свое судно «Панайотис» и сбежали. Штормом корабль выбросило на берег, где он ржавеет до сих пор. Добраться до пляжа можно только на катере - он по расписанию привозит и увозит туристов. Пляж окружен отвесными белоснежными скалами. На вершину ведет длинная и крутая лестница, однако подъем того стоит - вид открывается просто изумительный. Отсюда любят прыгать с парашютами бейсджамперы.

Как добраться. На острове Закинф (Закинтос) есть аэропорт. Дважды в день сюда прилетают рейсы из Афин. Вроемя в пути - около 45 минут, цена - около 65 евро. По воде до острова можно доплыть на пароме из порта Киллини (до него можно доехать из Афин на автобусе или такси). Цена билета - 9 евро, время в пути - около 1,5 часов.

Акрополь, Линдос

В Линдосе находится великолепный акрополь, со смотровой площадки которого открывается чудесный вид на бухту Святого Петра. Акрополь стоит на холме, доехать до вершины которого можно на ослике. Сам городок Линдос состоит из белоснежных зданий, улочки вымощены галькой, украшены фонтанами.

Как добраться. На острове Родос есть международный аэропорт. От аэропорта нужно доехать на такси до автовокзала (он находится в центре города, около порта) и там сесть на автобус до Линдоса. Время в пути - около часа, цена билета - около 5 евро.

Крепость, Родос

В старинном Родосе, который еще называют «городом рыцарей», нужно обязательно осмотреть красивую Родосскую крепость. Главное здание - Дворец Великих Магистров ордена Иоаннитов. Суровые стены с башнями, рвы, просторные залы для пиров - все это стоит вашего внимания.

Как добраться. На острове Родос есть международный аэропорт. Исторический центр города, где находится порт, расположен в шаговой доступности от автобусной станции, до которой можно доехать от аэропорта за несколько минут.

Дворец Великих Магистров ордена Иоаннитов. Родос, Греция.

Культура Древней Греции

Пропилеи афинского Акрополя. Древняя Греция (437-432 гг. до н.э.)

Пропилеи афинского Акрополя, архитектор Мнесикл (437-432 гг. до н.э.), Древняя Греция.

Когда в 454 году на афинян свалилось неожиданное богатство – в Афины была перевезена казна Делосского союза, направленного против Персии, Перикл задумал создать на месте разрушенного персами в 480-479 годах до н.э. афинского Акрополя новый архитектурный комплекс – величайшее «чудо света», новое всеэллинистическое святилище, призванное укрепить ведущее место Афин в греческом мире. Использование огромных денежных средств из казны союза, привлечение лучших мастеров и архитекторов обеспечило рождение одного из самых совершенных ансамблей в мировом искусстве. Началось грандиозное строительство под общим руководством скульптора Фидия. Вместо простого архаического въезда на Акрополь появляются монументальные, торжественные ворота – Пропилеи – с дорическими портиками на разных уровнях и широкой лестницей, наклонным коридором, внутри обрамленным ионической колоннадой, поддерживающей своды мраморного потолка, где, если верить путешественнику II века н.э. Павсанию, мерцали на голубом небе золотые звезды.

Пропилеи занимали всю западную часть холма и состояли из центрального здания и двух неодинаковых по величине боковых крыльев. Правое крыло венчал маленький изящный храм с ионическими колоннами, построенный архитектором Калликратом в честь богини победы – Ники Аптерос (Бескрылой, чтобы не могла Победа улететь из Афин), украшенный невысоким барельефом на тему греко-персидских войн. Однако пора переступить волшебный порог Пропилеи, чтобы лучше узнать мир Акрополя.

Парфенон – храм Афины-Парфенос (Афины Девы). Древняя Греция (432 г. до н.э.)

Парфенон – храм Афины-Парфенос (Афины Девы), Древняя Греция – главное сооружение Афинского Акрополя, как по своему значению, так и по размерам.

Когда-то он возвышался над всем Акрополем подобно тому, как Афины возвышались над остальными государствами Греции, являя собой воплощение славы и могущества Афинской державы. Этот храм был выстроен из пентелийского мрамора в 447-438 годах архитекторами Иктином и Калликратом. Скульптурное убранство создано к 432 году до н.э. прославленным ваятелем Фидием и его учениками. Храм представляет собой дорический периптер размерами 30,89 х 69,54 м с числом колонн 8x17. Благородная красота и гармоничность пропорций, поразительная пластичность и соразмерность всех его форм рождает чувство приподнятости и величия. Главным украшением внутреннего пространства храма была всемирно известная хрисоэлефантинная статуя (из золота и слоновой кости) Афины Парфенос, высотой около 12 м, созданная скульптором Фидием в 438 году до н.э.

Вместе с Грецией, Парфенон пережил все этапы ее истории. Был он и христианской церковью Святой Софии и турецкой мечетью. Почти полностью был уничтожен войной в XVII веке. А в начале XIX века лишился всей сохранившейся скульптуры и рельефов, ныне разбросанных по всем европейским музеям. Но и сегодня Парфенон по праву считается одним из величайших образцов античной архитектуры, шедевром мирового искусства и пластики.

Дискобол. Древняя Греция (сер. V в. до н.э.)

Дискобол – тип античной статуи атлета, бросающего диск, широко распространенный в Древней Греции. Самая знаменитая из статуй скульптора Мирона из Элевтер в Аттике. Известно, что Мирон жил и работал в Афинах и получил звание афинского гражданина; что считалось большой честью. Как пишет Плиний, учился Мирон у Агелада – прекрасного мастера, работавшего в Аргосе, учениками которого были также Поликлет и Фидий. Статуя создана им в середине V в. до н.э. в период перехода от «строгого стиля» к классическому. Оригинал из бронзы утрачен, но сохранились 15 повторений римского времени в мраморе, что свидетельствует о славе этого произведения. Лучшее повторение – статуя II века н.э. из Палаццо Ланчелотти, ныне в Национальном музее в Риме. Там же находится и прекрасный торс «Дискобола», слепок с которого послужил основой для удачной реконструкции этого прославленного произведения. «В „Дискоболе“ Мирон переносит нас в мир действия, где движение вдруг получило верховную роль, где человек познает опьянение силой, сдерживаемой равновесием. В этом смысле Мирон основоположник искусства ваяния, как его современник Эсхил – творец драматического действия. И тот и другой исследовали пределы человеческой силы», – как отмечал в своей работе «Греческая цивилизация» А.Боннар.

Хотя римские копии Дискобола достаточно хороши, пластический язык самого Мирона в них утрачен, поскольку используется другой материал, отсутствует чувство свободы и гибкости форм, чувствуется некоторая застылость всего образа, в которой теряется все напряжение энергии атлета. Однако сохранились навеянные мотивом Мирона произведения близких ему по времени безвестных мастеров, еще обладающие той живой пластикой.

Аполлон Бельведерский. Древняя Греция (IV в. до н.э.)

Аполлон Бельведерский – античная статуя, изображающая бога Аполлона в образе молодого прекрасного юноши, стреляющего из лука. Была выполнена из бронзы в период поздней классики, в середине IV века до н.э. древнегреческим скульптором Леохаром. Статуя не сохранилась, но ее римское повторение в мраморе было найдено в Италии между 1484 и 1492 годами в Андио близ Рима. В правление Папы римского Юлия II, в 1506 году, статуя Аполлона была установлена в галерее-антикварии в саду Бельведер в Ватикане. Отсюда ее название.

Ствол дерева для опоры правой руки Аполлона в бронзовом оригинале отсутствовал, он был дополнен в мраморном повторении копиистом. Однако статуя была найдена с отбитыми руками. В 1550-х итальянский скульптор Дж. Монторсоли, ученик Микеланджело, дополнил обе руки.

Бог Аполлон пластически совершенен; перекинутый через плечо плащ не скрывает ни единого мускула торса. Но в образе бога – внешне очень эффектном – не ощущается внутренней значительности. С годами слава статуи росла, и Аполлон Бельведерский стал символом гармонии и красоты. Но по сюжету он только что пустил свою смертоносную стрелу, которую не в силах остановить даже всемогущий Зевс, и теперь наблюдает, как она вонзается в жертву. Аполлон – вовсе не из тех божеств, которые отличаются милосердием, наоборот он холоден и бессердечен.

Ника Самофракийская. Древняя Греция (ок. 190 г. до н.э.)

Ника Самофракийская (ок. 190 г. до н.э.) – знаменитая, высеченная из мрамора неизвестным мастером статуя греческой богини Ники. Правое крыло статуи утрачено и является гипсовой реконструкцией. Голова и руки статуи отсутствуют. Высота составляет 3метра 28 сантиметров.

В 1863 году на острове Самофракия в Эгейском море скульптуру Ники нашел Шарль Шампуазо, французский консул и археолог. Высеченная из золотистого парийского мрамора статуя на острове венчала алтарь морских божеств. Исследователи считают, что неизвестный скульптор создал Нику в знак греческих морских побед родосцев над царем Антиохом III в 190 году до н.э.

Силуэт богини, встречающей на носу корабля морской ветер, полон стремительности. Она передана развевающимися складками одежды. Фигура, едва скрытая складками прилегающего наряда, совершенна. Ника из Самофракии сразу стала иконой и символом искусства. Это – определенно одна из вершин творческой жизни и одно из самых известных изображений. К образу летящей богини обращаются скульпторы и архитекторы, в ее форме отливают кубки и эмблемы. Статуя Ники Самофракийской, запечатлевшая богиню победы, показывает: не только боги могут быть бессмертны.

Неоднократно предпринимались и попытки восстановить изначальное положение рук богини. Предполагают, что правая рука, поднятая вверх, держала кубок, венок или горн. Кисть из того же мрамора была найдена в Самофракии в 1950 году и сейчас экспонируется в Лувре, сразу за статуей Ники. Сама статуя установлена на повороте лестницы Дару, что эффектно подчеркивает ее стремительность и порыв. Правое крыло статуи – реконструкция, точная копия левого крыла из гипса. Многократные же попытки восстановить руки статуи оказались безуспешны – все они портили шедевр. Эти неудачи заставляют признать: Ника прекрасна именно такой, совершенна в своем несовершенстве.

Венера (Афродита) Милосская. Древняя Греция (130-100 гг. до н.э.)

Венера (Афродита) Милосская – знаменитая древнегреческая статуя периода позднего эллинизма (ок. 130-100 гг. до н.э.). Мраморный оригинал, а не копия, как считалось ранее. Статуя была найдена греческим крестьянином на своем поле в двух больших фрагментах и множестве мелких обломков в 1820 году на острове Милос (в древности Мелос) в Эгейском море. По свидетельству очевидца, французского мореплавателя Дюмона Дюрвиля, видевшего статую, когда она еще стояла в сарае крестьянина, в левой поднятой кверху руке она держала яблоко, а правой придерживала ниспадавшее одеяние. Дюрвиль рассказал о находке французскому послу в Стамбуле маркизу де Ривьер, который, получив статую в марте 1821 года, преподнес ее королю Людовику XVIII. Так статуя оказалась в Париже, в Лувре, где экспонируется и в наши дни.

Руки статуи так и не были обнаружены. Автором этого замечательного шедевра считается Александр или Агесандр из Антиохии. Несколько утраченных букв из авторской подписи на цоколе не позволяют с определенной точностью установить его имя. Мастер выполнил статую, вероятно, в подражание более древним, классическим образцам. Стилистически статуя относится к течению эллинистического искусства, отражавшему возврат к греческой классике Века Перикла. Статуя удачно сочетает в себе величавую монументальность классических образцов с характерной для эллинизма динамикой композиции, хотя искусство II века до н.э., когда создавалась статуя Венеры, отмечено кризисными тенденциями, утратой чувства целостности, тем не менее именно это произведение, благодаря своей чувственности и натуралистичности, стало со временем самым известным, любимым, общепризнанным символом красоты во всем мире.

Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторов

РАСЦВЕТ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Классическая эпоха - время наивысшего расцвета древнегреческой культуры. Именно тогда реализовались те потенции, которые вызревали и возникли в предшествующую, архаическую эпоху. Сложилось несколько факторов, обеспечивавших взлет

Из книги История Древнего мира [с иллюстрациями] автора Нефедов Сергей Александрович

Глава IV. История Древней Греции ПРЕДАНИЯ ЭЛЛАДЫ Из древка копья создал Зевс людей - страшных и могучих. Возлюбили люди Медного Века гордость и войну, обильную стонами… Гесиод. Долина Нила и долина Двуречья были двумя первыми очагами цивилизации, местом где началась

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

Периодизация истории Древней Греции I. Раннеклассовые общества и государства на Крите и в южной части Балканского полуострова (конец III–II тысячелетие до н. э.).1. Раннеминойский период (XXX–XXIII вв. до н. э.): господство доклассовых родовых отношений.2. Среднеминойский

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

НАРОДЫ И ЯЗЫКИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Балканский полуостров и острова Эгейского моря были заселены еще в эпоху палеолита. С тех пор по этой территории прокатилась не одна волна переселенцев. Окончательно этническая карта эгейского региона сложилась после расселения

Из книги Древняя Греция автора Миронов Владимир Борисович

Историки и географы Древней Греции Сенека считал, что основной наукой античности является философия, ибо только она «исследует весь мир». Но философия без истории все равно что душа без тела. Разумеется, одни лишь мифы и поэтические картины исторического процесса при

Из книги Том 1. Дипломатия с древних веков до 1872 гг. автора Потемкин Владимир Петрович

1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В своем историческом развитии Древняя Греция, или Эл­лада, прошла ряд сменявших друг друга общественных укла­дов. В гомеровский период эллинской истории (XII-VIII века до нашей эры), в условиях складывавшегося рабовла­дельческого

Из книги Голосуйте за Цезаря автора Джонс Питер

Гражданство в Древней Греции Сегодня мы безоговорочно признаем за каждым человеком, невзирая на происхождение, его неотъемлемые права. Несчастье в том, что достойная концепция о правах человека должна быть универсальна, т.е. применима ко всем областям человеческой

Из книги Всемирная военная история в поучительных и занимательных примерах автора Ковалевский Николай Федорович

ВОЙНЫ И ПОЛКОВОДЦЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Греки издавна жили в южной части Балканского полуострова. Затем они обосновались также на островах Эгейского моря и на западном побережье Малой Азии. В VIII–VI вв. до н. э. в результате так называемой «великой колонизации» появились

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

Дипломатия древней Греции Древнейшей формой международных связей и международного права в Греции являлась проксения, т. е. гостеприимство. Проксения существовала между отдельными лицами, родами, племенами и целыми государствами. Проксен данного города пользовался в

Из книги Античность от А до Я. Словарь-справочник автора Грейдина Надежда Леонидовна

КТО БЫЛ КЕМ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ А Авиценна (лат. форма от Ибн Сина - Avicenna, 980–1037 гг.) - влиятельный представитель исламской рецепции античности. Являлся придворным врачом и министром при персидских правителях. Ему принадлежат более 400 работ по всем разделам научных и

Из книги История религии: конспект лекций автора Аникин Даниил Александрович

2.5. Религия Древней Греции Древнегреческая религия заметно отличается своей сложностью от тех представлений, которые складываются о ней у обычного читателя на основе знакомства с адаптированными вариантами греческих мифов. В своем становлении комплекс религиозных

автора

Глава 6 Культура Древней Греции «Но что больше всего радовало афинян… это великолепные храмы, в настоящее время единственное свидетельство того, что минувшее не было сказкой». Древнегреческий автор Плутарх Храм бога Гефеста в

Из книги Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс автора Селунская Надежда Андреевна

§ 33. Наука и образование в Древней Греции Представления об окружающем миреГреков всегда интересовал вопрос: как устроен окружающий мир? В Греции было немало людей, посвятивших жизнь поискам ответа на него. Их называли философами, то есть «любителями мудрости». Они

Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В

ЛЕКЦИЯ № 19. Культура античности (Древней Греции и Древнего Рима) 1. Особенности античной культуры Античная культура в истории человечества – это уникальное явление, образец для подражания и эталон творческого совершенства. Некоторые исследователи определяют ее как

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Религия Древней Греции Общий очерк. Древнейшие культы и божества Благодаря сохранившимся источникам древнегреческая религия изучена всесторонне. Многочисленны и хорошо изучены археологические памятники – некоторые храмы, статуи богов, ритуальные сосуды сохранились

Из книги Сравнительное богословие. Книга 2 автора Коллектив авторов

3.2.5. Религиозная система Древней Греции Древние греки - одна из ветвей древних индоевропейцев. Выделившись из индоевропейского конгломерата на рубеже IV–III тысячелетий до н. э., племена, говорившие на древнегреческом языке, мигрировали на новые земли - юг Балкан и

Памятники архитектуры древней Греции – часть всемирного наследия человечества, достопримечательности, которые привлекают внимание туристов. Развалины древних храмов разбросаны по всей территории Пелопоннеса и островов Эгейского моря.

К сожалению, время мало щадило религиозные постройки. Древние храмы сами по себе утонченны и ажурны, в Греции часты землетрясения, и местные Геростраты пытались искать себе славы поджигательством. Пришедшее на смену язычеству христианство не очень заботилось о памяти языческих предков. Не очень способствовало сбережению наследия античности и мусульманское владычество на территории современной Греции.

Только после освободительных войн начала XIX и начала XX века Греция заняли территорию, отдаленно близкую к древним границам. Внимание на архитектурное наследие древности было обращено только со второй четверти XIX века. Начинается изучение, раскопки, реставрация и консервация памятников.

Жемчужина Греции, конечно же, Афины. Кроме Акрополя с храмами Парфенон, Эрехтейон с портиком кариатид, храмом Ники Аптерос, в городе и окрестностях находится множество живых свидетелей древности – пропилеи, храм Гефеста (Тесейон), памятник Лисикрата (334 г до н.э.). Башня Ветров – построенная в 44 до н.э. метеостанция – несет в себе черты не греческой демократии, но римской имперской архитектуры.

Храм Геры в Пестуме (V в) и храм Гефеста в Афинах (Тесейон) – два наиболее полно сохранившихся памятника. В основном, памятники Древней Греции – живописные руина.

О большинстве храмов мы знаем только по упоминаниям античных историков и скудным результатам раскопок.
Много больше уцелели другие памятники Древней Греции – амфитеатры. Вырубленные в горных склонах, они сильнее сопротивлялись разрушению и поражают своей прекрасной акустикой. Амфитеатры в Эпидавре, Дельфах, Афинах, пустующие ныне, когда-то были такими же многолюдными, как теперь кинотеатры и супермаркеты. Театры в то время были так же религиозными, а не развлекательными, сооружениями. Они посвящались богам, а представления на сцене была богослужениями.

Византийская цивилизация оставила в Греции памятники фортификации – древняя крепость в Фессалониках, крепость Мистра, Венецианская крепость Метони и религиозные – храм Богородицы Экатондапилиани (IV в) на острове Парос, храм Димитрия в Арте (IX в), храм Панагии в Фессалониках (1028 г), Капникерия в Афинах (XI в), Храм св.Софии на скале над самым морем в Монемвасии. Можно полюбоваться росписями XIV века в монастыре Христа Спасителя в Веррии.

Можно увидеть и современные постройки: собор св. апостола Андрея в Патрах строился с 1908 по 1974 г., собор Нектария Эгинского на о.Эгин 1994 г. Все они – достойные продолжатели величественной Древнегреческой архитектуры.




Top