Здание рамт. Рамт (центральный детский театр)

Из «Театральной» и сразу налево. Прохожу 20 метров, и я возле центрального входа в Молодежный театр. РАМТ – один из моих любимых театров Москвы. Здесь мне нравится все: люди, спектакли, само здание и его месторасположение. Но еще, я остро чувствую в этих стенах душу этого дома. Знаете, это похоже на популярный киноприем: на героя, который один находится в помещении, неожиданно обрушиваются воспоминания. И вдруг, все вокруг наполняется звуками, оживает в воображении: звучат обрывки фраз, музыка, смех. Так и мне кажется, что в этом здании живет прошлое… Вот, например, я слышу звук шуршащего платья… Это к центральной лестнице, ведущей в бальный зал, приближается роковая красавица Анна Петровна Керн, урождённая Полторацкая. Ведь именно сюда – в дом генерал-майора Константина Марковича Полторацкого, построенного в 1821 году, съезжалась вся элита тогдашнего московского общества. Керн была племянницей Константина Марковича. И кто знает, может быть, именно во время одного из здешних балов Пушкин сочинил знаменитые строки: «Я помню чудное мгновенье…» , посвященное Анне Петровне.

Здание с таким насыщенным театральным прошлым в Москве найти сложно. Опять замираю и всматриваюсь, прислушиваюсь. Вот на пороге появляется дородный мужчина, на вид лет тридцати пяти, полное лицо обрамляется мягкими русыми волосами, обстриженными в кружок, по-русски (a lа мужик), голубые глаза немного щурятся, при улыбке дают необыкновенно добродушное выражение его лицу. Это сам Александр Николаевич Островский. А вот откуда-то доносится пение – мощный, гибкий мужской бас. Этот голос нельзя не узнать, нельзя не чувствовать. Это великий Федор Шаляпин. Мелькают лица, фигуры… Музыка… Гул… Но начнем сначала.

Дом по адресу Театральная площадь, дом 2 и по сей день носит имя своего первого хозяина. Константин Маркович Полторацкий был прекрасным офицером и бравым командиром. Здание построено по проекту Федора Шестакова, одного из крупнейшего архитектора Москвы первой трети XIX века, мастера московского ампира. Участвовал в проектировании и сам Осип Бове , руководивший в то время застройкой всей площади после пожара 1812 года. Тогда внешний вид дома сильно отличался от того, что мы можем видеть сегодня: у него не было третьего этажа, не было места, где сейчас находится большая сцена.

В 1840 году дом перешел в собственность к купцу Павлу Бронникову, который позже (с 1869 года) стал сдавать бельэтаж дома труппе московского «Артистического кружка», создателем и руководителем которого был величайший драматург Александр Николаевич Островский. Примечательно, что «Артистический кружок» был одним из первых частных театров России.

В 1882 году здание арендует Михаил Валентинович Лентовский — известный в Москве антрепренер, режиссер и актер в одном лице. По его заказу архитектор Борис Фрейденберг перестраивает здание, значительно изменив его. И то, что мы видим сегодня — это творение именно Фрейденберга. Он надстраивает третий этаж, создает новый ярусный театр (около 1500 мест) и сооружает сценический круг, придуманный Гордоном Крегом, и внедренный в русский театр Станиславским. Однако вскоре его труппа прекращает свое существование. Непомерные расходы разорили Лентовского, построенный им театр за долги передается казне. В 1886-1898 гг. театр назывался Шелапутинским по имени одного из владельцев дома — состоятельного мануфактурщика и известного мецената Павла Григорьевича Шелапутина. Театром Шелапутин не занимался, а сдавал помещение гастролирующим труппам, от чего дом на Театральной площади, тем не менее, не перестали называть «Театром Шелапутина». В 1898 году в доме на Театральной площади открывается Императорский Новый театр, в который перекочевали постановки молодежной части труппы Малого театра.

В начале двадцатого века здесь шли спектакли частной оперы купца Сергея Ивановича Зимина, в которой пел Федор Шаляпин. А в 1909 году помещение арендовал известный антрепренер, новатор театрального дела, режиссер и актер Константин Николаевич Незлобин. Это был один из первых театров, взявший к постановке пьесы Максима Горького. В 20-х годах в здании шли оперные и балетные спектакли Большого театра, а с 1924 по 1936 год находилась легендарная Первая студия Художественного театраМХАТ II , которую возглавлял любимый ученик Станиславского – актер Михаил Чехов (племянник Антона Павловича Чехова, громко прославившийся в последствии в Америке — его учениками были Мерилин Монро и Клинт Иствуд). Вскоре Чехов по идеологическим соображениям эмигрирует, а через несколько лет театр закрывают с трагической формулировкой «посредственный».

После студии МХАТа помещение театра переходит Центральному детскому театру под руководством Наталии Сац, которая всего лишь год возглавляла его в новом здании. В 1937 году она как «член семьи изменника Родины» была арестована и сослана в ГУЛАГ. В разное время в Центральном детском театре работали Анатолий Эфрос, Георгий Товстоногов, а Олег Ефремов начинал свою карьеру именно в этих стенах. В 1980-м художественным руководителем театра стал Алексей Бородин (на фото ниже) , при котором театр в 1992 году получает свое нынешнее имя — Российского академического Молодежного.

Согласитесь, что такая история дома не может не отражаться на атмосфере Молодежного театра (РАМТа) сегодня – его внутренней жизни, настроении. Здесь все пропитано театральными идеями, здесь кипит жизнь в каждом уголке. Здесь служат люди, которые не просто влюблены в свой театр, в свой дом, но влюблены они в человека – в зрителя. В репертуаре театра спектакли и для малышей, и для подростков и для семейного просмотра. Есть среди них и уникальные постановки, которые не знают аналогов в мировой театральной практике. Например, «Берег утопии» — самый масштабный проект современного российского театра. Это первая в России постановка трилогии английского драматурга Тома Стоппарда . Три спектакля – «Путешествие», «Кораблекрушение» и «Выброшенные на берег» — это 68 актеров, 70 персонажей, 8 часов сценического действия и 35 лет жизни героев: Бакунина и Белинского, Герцена и Огарева, Станкевича и Грановского, Маркса, Чаадаева, Тургенева. Все три спектакля играются в один день. Ни в Лондоне, ни в Нью-Йорке «Берег утопии» не решились играть в один день. Когда шла подготовка к спектаклю, репетиции Стоппард 6 раз приезжал в Россию. И если вы не видели этого спектакля, то я, честно говоря, вам завидую. Пережить это в первый раз – настоящее потрясение. Ближайший спектакль состоится в конце ноября. Цена билета на все три части от 150 до 3500 рублей .

Каждый сезон в Молодежном театре выпускаются и задумываются по несколько премьер. Одно из самых прекрасных качеств РАМТа – это полное равноправие между детскими и взрослыми спектаклями. Все без исключения актеры труппы заняты в постановках для маленьких и юных зрителей. Хотя, на самом деле, детские постановки лишь формально имеют возрастное ограничение. Взрослыми они смотрятся на одном дыхании. «Бесстрашный барин» — я видела их не один раз. И каждый раз с трудом могла понять, кого же в зале все-таки больше: детей или родителей?

В РАМТе существует огромное количество спецпроектов: это и клубы зрителей по интересам, и ночные показы спектаклей и даже, можете себе представить, проведение настоящих балов. Попасть на такое мероприятие может любой желающий, предварительно взяв несколько уроков бальных танцев. Последний раз бал был организован РАМТом совместно со школой-студией старинного бального танца «Ангаже». Это возрождение русской традиции усадебных балов, где не только танцевали, но и устраивали театральные представления. К тому же в здании РАМТа в XIX веке подобные балы уже проводились и считались одними из лучших в Москве. Важно отметить, что устроители бала выдвигают довольно строгие требования к «дресс-коду» гостей. Платье, прическа, перчатки – все должно соответствовать эпохе.

Путеводитель по архитектурным стилям

Новый дом был копией стоявшего напротив дома купца В. Варгина. Первый этаж занимали магазины и открытая галерея, второй был жилым.

В 1840 году дом на перешел купцу П.А. Бронникову, и здесь стал собираться артистический кружок под руководством А.Н. Островского. Театр «Артистического кружка» стал одним из первых частных театров России.

Родоначальницу халтурщиков я имел удовольствие знать лично. Это была особа неопределенных лет, без имени и отчества, бесшумно и таинственно появлявшаяся в сумерки на подъезде Артистического кружка (в Кружок ее не пускали), и тут, на лестнице, выуживала она тех, кто ей был нужен. В своем рукавистом салопе и ушастом капоре она напоминала летучую мышь. Маленькая, юркая и беззубая.
Ее звали Шкаморда.
Откуда такая фамилия? Она уверяла, что ее предок был Богдан Хмельницкий.
Как бы то ни было, а вместо нынешнего актерского термина «халтурить» в 1875 году в Москве существовал «шкамордить».

В 1889 году А.С. Каминский перестроил здание, а в 1898 году Б. Фрейденберг переделал его для театра антрепренера и режиссера М.В. Лентовского.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

С тех пор здание Российского Академического Молодежного театра сохранилось практически без изменений.

Лентовский хотел создать образцовый драматический театр с разнообразным репертуаром, где соседствовали бы оперетта, феерия, драма. В сентябре 1898 здесь открылся Императорский новый театр. Там ставили спектакли молодежь Малого и Большого театров. Работал театр Лентовского до 1936 года.

История театра

Российский академический Молодежный театр по праву гордится своей историей и традициями. В великолепном старинном здании архитектора О. Бове в самом центре Москвы - на Театральной площади - когда-то бывала Анна Керн. Этот дом всегда был известен как центр культурной жизни Москвы. В 1840-м здесь собирался Артистический кружок под руководством А.Н. Островского, в 1898-м - открылся Императорский новый театр. В начале ХХ века на этой сцене, в частной опере С.Зимина, выступали Ф. Шаляпин и Л. Собинов. С 1924 по 1936 года здесь находился МХАТ II, которым руководил Михаил Чехов.

Российский Академический Молодежный театр

История Российского академического Молодежного театра (бывшего Центрального детского) начинается 13 июля 1921 года, когда в Москве в помещении кинотеатра "Арс" спектаклем "Жемчужина Адальмины" открылся первый в стране театр для детей. Тогда он назывался Московский театр для детей. Его организатором и первым руководителем стала юная Наталья Ильинична Сац. В 1936 году театр был переименован в Центральный детский и в том же году он получил свое нынешнее помещение – на Театральной площади, рядом с Большим и Малым театрами.

В 1950-е годы театр возглавляла сподвижница К.С. Станиславского, человек, ставший педагогом для целой плеяды замечательных актеров и режиссеров, Мария Осиповна Кнебель. При ней в театр пришел молодой Анатолий Эфрос, раскрывший таланты начинающих драматургов Виктора Розова и Александра Хмелика.

На нашей сцене всю жизнь проработала популярнейшая актриса Валентина Сперантова. Специально для нашего театра писали свои пьесы Сергей Михалков, Виктор Розов, Григорий Полонский, Юрий Щекочихин. Здесь начинали свою профессиональную жизнь Олег Ефремов, Олег Анофриев, Геннадий Сайфулин, Лев Дуров, Ирина Муравьева, Ян Арлазоров, Сергей Шакуров, ставили спектакли Ольга Пыжова, Петр Фоменко, Георгий Товстоногов, Павел Хомский, Сергей Яшин. На этой сцене играли Евгений Дворжецкий и Игорь Нефедов.

Художественными руководителями в разное время были Л. Волков, В. Дудин, О. Пыжова, В. Кузьмин, М. Кнебель. И вот уже почти 30 лет художественным руководителем РАМТа является народный артист России, лауреат Государственной премии РФ, лауреат Премии Москвы Алексей БОРОДИН.

В 1992 году театр изменил свое название и стал Российским академическим Молодежным (РАМТ). Слово "молодежный" появилось не случайно. В словаре В.И. Даля слово "молодость" включает в себя все периоды становления человеческой личности: детство, отрочество, юность. И репертуар театра всецело соответствует своему названию. Здесь можно найти спектакли для всех возрастов: и детские, на которые приходят маленькие зрители со своими родителями, и подростковые и взрослые. В этом - уникальность нашего театра.

РАМТ много экспериментирует с новыми формами, не забывая традиций школы Станиславского. Репертуар строится на литературных сказках и фольклоре, на классике, отечественной и зарубежной и современной драматургии. Для театра чрезвычайно важна художественная искренность, высочайший уровень культуры и интеллигентности. Это позиция всего творческого коллектива РАМТа.

Сегодня в афише РАМТа можно встретить спектакли по произведениям Марка Твена и Николая Носова, Теннесcи Уильямса и Тома Стоппарда, Оскара Уайльда и Евгения Шварца, Ф.М. Достоевского и А.П. Чехова, Владимира Набокова и Редъярда Киплинга, Михаила Зощенко и Бориса Акунина, который специально для РАМТа написал пьесы "Инь и Ян. Белая версия" и "Инь и Ян. Черная версия".

Труппа РАМТа по праву считается одной из лучших в Москве. Это подтверждают и многочисленные звания актеров, награды и театральные премии. РАМТ – постоянный участник театральных фестивалей, лауреат многих театральных премий и конкурсов. В его коллекции наград Государственная премия России (спектакль "Отверженные" В. Гюго, 1985), премия Мэрии Москвы (спектакли "Береника" Ж. Расина и "Наш городок" Т. Уайлдер, 1994; "Дневник Анны Франк", 2001) и Национальная театральная премия "Золотая Маска" (в номинации "Новация" – спектакль "Победа над солнцем", 1999, специальный приз драматического жюри – трилогия "Берег утопии", 2009).

Театр любят зрители, высоко оценивают критики. В феврале 2002 года РАМТ стал первым обладателем приза Московской ассоциации театральных критиков при Благотворительном фонде Олега Ефремова "За достижения в области театрального искусства". Спектакли театра неизменно вызывают огромный отклик у профессионалов и большой интерес у зрителей. РАМТ – театр аншлагов! Мы любим нашего зрителя, и он нам отвечает взаимностью.

Российский академический Молодежный театр по праву гордится своей историей и традициями. В великолепном старинном здании архитектора О. Бове в самом центре Москвы - на Театральной площади - когда-то бывала Анна Керн. Этот дом всегда был известен как центр культурной жизни Москвы. В 1840-ом здесь собирался Артистический кружок под руководством А.Н. Островского, в 1898-ом - открылся Императорский новый театр. В начале ХХ века на этой сцене, в частной опере С.Зимина, выступали Ф. Шаляпин и Л. Собинов. С 1924 по 1936 года здесь находился МХТ-II, которым руководил Михаил Чехов.

История Российского академического Молодежного театра (бывшего Центрального детского) начинается 13 июля 1921 года , когда в Москве в помещении кинотеатра «Арс» спектаклем «Жемчужина Адальмины» открылся первый в стране театр для детей. Тогда он назывался Московский театр для детей. Его организатором и первым руководителем стала юная Наталья Ильинична Сац . В 1936 году театр был переименован в Центральный детский и в том же году он получил свое нынешнее помещение - на Театральной площади, рядом с Большим и Малым театрами.

В 50-е годы театр возглавляла сподвижница К. С. Станиславского, человек, ставший педагогом для целой плеяды замечательных актеров и режиссеров, Мария Осиповна Кнебель . При ней в театр пришел молодой Анатолий Эфрос, раскрывший таланты молодых начинающих драматургов Виктора Розова и Александра Хмелика.

На нашей стене всю жизнь проработала популярнейшая актриса, всю жизнь проработавшая в Центральном детском театре Валентина Сперантова. Специально для нашего театра писали свои пьесы Сергей Михалков, Виктор Розов, Григорий Полонский, Юрий Щекочихин. В нашем театре начинали свою профессиональную жизнь Олег Ефремов, Олег Анофриев, Геннадий Сайфулин, Лев Дуров, Ирина Муравьева, Ян Арлазоров, Сергей Шакуров. Здесь ставили спектакли Ольга Пыжова, Петр Фоменко, Георгий Товстоногов, Павел Хомский, Сергей Яшин. Здесь состоялся режиссерский дебют Олега Ефремова. Здесь была поставлена первая пьеса Виктора Розов «Ее друзья». На этой сцене играли Евгений Дворжецкий и Игорь Нефедов.

Художественными руководителями в разное время были Л. Волков, В. Дудин, О. Пыжова, В. Кузьмин, М. Кнебель. И вот уже более 25 лет художественным руководителем РАМТа является народный артист России, лауреат Государственной премии РФ, лауреат Премии Москвы Алексей БОРОДИН .

В 1992 году театр изменил свое название и стал Российским академическим Молодежным (РАМТ). Слово «молодежный» появилось не случайно. В словаре В.И. Даля слово «молодость» включает в себя все периоды становления человеческой личности: детство, отрочество, юность. И репертуар театра всецело соответствует своему названию. Здесь можно найти спектакли для всех возрастов: и детские, на которые приходят маленькие зрители со своими родителями, и подростковые и взрослые. В этом - уникальность нашего театра.

РАМТ много экспериментирует с новыми формами, не забывая традиций школы Станиславского. Репертуар строится на литературных сказках и фольклоре, на классике, отечественной и зарубежной и современной драматургии. Для театра чрезвычайно важна художественная искренность, высочайший уровень культуры и интеллигентности. Это позиция всего творческого коллектива РАМТа.

Сегодня в афише РАМТа можно встретить спектакли по произведениям Марка Твена и Николая Носова, Альфреда де Мюссе и Теннеси Уильямса, Алексея Арбузова и Евгения Шварца, Ф. Достоевского и А. Чехова, Эжена Ионеско и Уильяма Голдинга, Бориса Васильева и Бориса Акунина, который специально для РАМТа написал пьесы «Инь и Ян. Белая версия» и «Инь и Ян. Черная версия».

Труппа РАМТа по праву считается одной из лучших в Москве. Театр не раз удостаивался премий на театральных фестивалях и конкурсах. В 1985 году спектакль «Отверженные» В. Гюго был удостоен Государственной премии России, в 1994 году премии Мэрии Москвы получили спектакли «Береника» Ж.Расина и «Наш городок» Т. Уайлдер. В 2001 году премию Мэрии Москвы получил спектакль «Дневник Анны Франк», в котором блистала ученица А.В.Бородина Чулпан Хаматова. Артисты театра неизменно становятся лауреатами различных конкурсов, получают престижные профессиональные премии. Молодые артисты постоянно получают премии Фестиваля «Московские дебюты», «Чайка», «Золотая маска». В 1999 году спектакль «Победа над солнцем» был награжден Национальной премией «Золотая маска» в номинации «Новация», в 2005 году спектакль «Правила поведения в современном обществе» был представлен сразу в 2-х номинациях: лучший спектакль малой формы и лучшая женская роль. В 2002 году спектакль «Эраст Фандорин» получил сразу 3 премии «Чайка» в номинациях «Прорыв» (П.Красилов), «Ослепительный миг» (А.Сипин) и «Обольстительная женщина» (И.Низина). В 2003 году - «Чайку» получил Александр Устюгов за исполнение роли Тени в одноименном спектакле по пьесе Е. Шварца. В 2004 году спектакль «Идиот» получил 2 «Чайки» (артисты Ирина Низина и Александр Устюгов в номинации «Некоторые любят погорячее» и режиссер спектакля Режис Обадиа в номинации «Сделай шаг»). В 2003 году актрисы Татьяна Матюхова и Елена Галиина получили премию Международного Фонда К.С. Станиславского «Московская премьера» за исполнение главных ролей в спектакле «Сотворившая чудо» по У. Гибсону. А в 2004 года за эту же работу они были удостоены Премии Москвы. Дарья Семенова, исполнившая главную роль в спектакле «Таня» по А.Арбузову (режиссер - А.Пономарев), получила сразу 3 профессиональные награды: премию «Московские дебюты», Приз читательских симпатий газеты «Комсомольская правда» за лучшее исполнение женской роли и приз журнала «Планета красота». Театр был дипломантом многочисленных фестивалей. Гастролировал по стране и за рубежом: в Болгарии, Голландии, США, Канаде, Франции, Югославии, Англии, Германии др. В 2004 году РАМТ с огромным успехом гастролировал в Китае. Это был первый русский драматический театр, побывавший в этой стране за последние 50 лет. А в 2005 году РАМТ стал первым отечественным театром, побывавшим с гастролями в Исландии.

Театр любят зрители, высоко оценивают критики. В феврале 2002 года РАМТ стал первым обладателем приза Московской ассоциации театральных критиков при Благотворительном фонде Олега Ефремова «За достижения в области театрального искусства». Спектакли театра неизменно вызывают огромный отклик у профессионалов и большой интерес у зрителей. РАМТ - театр аншлагов! Мы любим нашего зрителя, и он нам отвечает взаимностью.

«Грохот трамваев. Вся расцвеченная, площадь то движется вперед, то вдруг останавливается, и тысячи людских голов поднимают кверху глаза: над Москвой мчатся стаи самолетов - то гусиным треугольником, то меняя построение, как стеклышки в калейдоскопе».
В.А. Гиляровский,
«Москва и москвичи»

Одна из центральных площадей Москвы Театральная, имеет давнюю и очень насыщенную историю. До начала ее застройки здесь было сущее болото – оттого, что текла по площади – на месте нынешних ЦУМа и Малого театра, плавным изгибом пересекая площадь наискосок – река Неглинная, питая водой кремлевский ров. Но это не мешало торговцам в периоды, свободные от разливов, продавать по ее берегам цветы. Оттого и носила она долгие годы такое романтичное имя - Цветочная площадь.

История Неглинки


Однако москвичи не любили эту площадь: больно дурно пахло на ней, да и река Неглинка часто выходила из берегов, выплескивая на поверхность нечистоты, не раз служившие причиной эпидемий тифа. Журналист и исследователь Москвы Владимир Гиляровский, известный как дядя Гиляй, пишет об этом так: «Кроме "законных" сточных труб, проведенных с улиц для дождевых и хозяйственных вод, большинство богатых домовладельцев провело в Неглинку тайные подземные стоки для спуска нечистот, вместо того чтобы вывозить их в бочках, как это было повсеместно в Москве до устройства канализации. И все эти нечистоты шли в Москву-реку».

Деревянный мост, переброшенный через речку в 1488 году, во времена сильных дождей и разливов реки был единственно возможным путем для прохожих и экипажей. Но даже продолжавшийся через всю площадь, он не был достаточно удобным для перемещения. Мост назывался Петровским в честь проходившей недалеко улицы Петровки (следом за ними и площадь получит свое новое название – Петровская). Но в 1516 году в южной части площади выроют пруд, Неглинную преградят плотиной, и она больше не будет затоплять площадь.
Пруд через подземный тоннель продолжит давать воду кремлевскому рву. А за ним с 1538 года пройдет крепостная стена Китай-города с «водяными воротами», через которые горожане станут приходить на пруд за водой.
Однако, вряд ли в мосте отпадет необходимость – на картине А.Васнецова отчетливо видно, что мост, начинавшийся в районе Пушечного двора и простиравшийся через всю Петровскую площадь на 256 метров в 17 веке еще существует.

Сор и нечистоты за плотиной будут продолжать копиться, а запах от них – все так же беспокоить прохожих. Но не городские власти, потому что под землю речку уберут только к концу 18 века, переведя ее в специально вырытый подземный канал.


Да и тут история Неглинки еще не окончится. Канал станет выбрасывать сточные воды в Москву-реку, трубы подземной реки не будут чистить; безразличие властей к этому месту сделает его притоном для многих поколений преступников.
Владимир Гиляровский однажды спустился в эти трубы в сопровождении «местных»:

«Я подтянул выше мои охотничьи сапоги, застегнул на все пуговицы кожаный пиджак и стал спускаться. Локти и плечи задевали за стенки трубы. Руками приходилось крепко держаться за грязные ступени отвесно стоявшей, качающейся лестницы, поддерживаемой, впрочем, рабочим, оставшимся наверху. С каждым шагом вниз зловоние становилось все сильнее и сильнее. Становилось жутко. Наконец послышались шум воды и хлюпанье. Я посмотрел наверх. Мне видны были только четырехугольник голубого, яркого неба и лицо рабочего, державшего лестницу. Холодная, до костей пронизывающая сырость охватила меня».

Написанная им репортерская заметка о центральной подземной клоаке стимулирует приведение труб Неглинки в порядок. Но такие чистки будут требовать регулярного повторения. И река вновь окажется засорена, особенно у Малого театра. Лишь в 1926 году Моссовет очистит воды реки, и отведет ее от Малого театра.

Застройка площади

В своей удивительнейшей книге-ислледовании «Из истории московских улиц» Петр Васильевич Сытин рассказывает, что территория Театральной площади исторически относится к Белому городу . В 16-17 веках здесь жили главным образом бояре и дворяне, состоявшие на царской службе. Земля их называлась «белой» - значит освобожденной от земельных налогов.
Уже в 14 веке Занеглименье западная часть Белого города - была порядочно застроена выходцами из Ржева, Великого Устюга, Новгорода, Твери и Дмитрова. В 15 веке западная часть Белого города застраивается «загородными» дворами бояр и прочей знати, церквами и монастырями. Иностранцы, приезжавшие в Москву веком спустя, обращали внимание на большое количество церквей в городе.

Стояли церкви и на площади. Напротив входа в нынешний РАМТ - каменная церковь Спаса Преображения, что на Копье (просуществовала до 1817 года). А напротив современной Большой Дмитровки и торца здания РАМТа, примерно там, где сейчас улица Охотный ряд переходит в Театральный проезд, 1458-м появилась церковь Анастасии Узорешительницы с кладбищем . В 1723-м Петр Первый, решительно перестраивающий Москву, запретит своим указом хоронить покойников в центре города, но кладбище при этом храме еще долгое время оставалось. Храм будет снесен в 1793 году по плану регулирования Москвы и созданию площади Охотного ряда.


Вообще, город стал походить на город, а площадь на площадь именно при Петре. В 16 веке Москва еще деревянная , ее улицы вымощены деревянными бревнами.
В 17 веке главные улицы Белого города покрываются уже деревянными мостовыми с тротуарами из бревен и досок , через многочисленные реки и ручьи перебрасываются мостики . Никакого освещения в то время нет, прохожие ходят с ручными фонарями, а путь колымагам знати и богачей освещают едущие впереди и по бокам верховые слуги с фонарями.

В 1700 и 1705 гг. Петр I издает указы о замощении улиц в пределах Бульварного кольца булыжниками. А с 1712 г. - о застройке Белого города каменными зданиями , примыкающими одно к другому. К концу 18-го века его самого уже не будет, но все его указы будут исполнены.

Петр то запрещал, то наказывал строить в Белом городе каменные здания, покуда после его смерти, в 1728 году Верховный тайный совет не издал указ, по которому в Москве разрешалось возводить каменные и деревянные строения «кто какое похочет», и где захочет.


Однако в конце 18 века на главных улицах Белого города стояли в основном все же каменные дома в 2-3 этажа, а в некоторых местах - настоящие дворцы. Улицы уже были покрыты булыжной мостовой и тратуарами из щебня, с наступлением темноты на столбах через каждые 20 метров горели масляные фонари (керосиновые лампы появятся на улицах в 1865-м, газовые – в 1869-м, а вот в 1896-м уже и электрическое освещение).

Новой застройке способствовал и большой московский пожар 1737 года, когда все деревянные дворы сгорели. К середине 18 века двор между Пушкинской улицей (ныне Б.Дмитровка) и площадью принадлежал князьям Черкасским . Восточнее – на самой площади были дворы князей Туркестановых и Голицыных . Против Малого театра на площади дворы князя Сибирского . На месте сквера Большого театра стоял кабак «Петровское кружало».

Напротив Б.Дмитровки на четной стороне нынешнего Охотного ряда в конце 18 века была школа подготовки архитекторских учеников князя Ухтомского .
Рядом со школой к востоку стоял большой двор с деревянными строениями и садом к реке Неглинной. Восточнее двора – деревянные бани с большим колодцем. Перед баней – блиння - маленькая лавка, продававшая блины.


Вообще про бани надо сказать особо. В быту москвичи были чистоплотны, любили мыться и париться, и потому в Белом городе было много бань - и торговых, и во дворах. К югу от Петровского моста стояли две деревянные бани с журавцами, подающими воду из реки. А в1838-1842 гг на месте нынешнего «Метрополя» купец Челышев построил двухэтажный дом по фасаду похожий на Малый театр, внутри которого были все те же излюбленные москвичами бани!
Но вот улицы убирались плохо. В 17 веке пришлось даже издавать указы, обязывающие убирать улицы перед своими дворами и вывозить мусор за город.

Пожар 1812-го – новая история площади

Пожар 1812 года внес свои коррективы в проект площади. После него началось большое строительство под руководством архитектора О.Бове. Было построено много жилых домов в классическом стиле, украшенных колоннами, лепниной, барельефами. Москва была в то время дворянской столицей и обслуживала большей частью дворян, оттого в Белом городе, помимо особняков и дворцов, располагались дворянские учреждения: и Университет, и Благородное дворянское собрание, и, Манеж, и, конечно же, театры – которые строились все в том же классическом стиле. Улицы кое-где покрылись асфальтом.


В 1817-1821 годах на месте дворов, церкви Спаса на Копье и Петровской улицы была спланирована площадь в современных очертаниях. На месте театра Медокса (купившего вместе с князем Урусовым дом Голицына и устроившего в нем Петровский общедоступный театр ) в 1824-м архитектор Бове строит Большой театр , и в том же году - Малый театр , сдававшийся в аренду театральной дирекции и приобретенный ею в казну только в 1830-м. На площади по сторонам проезда в Охотный ряд стояли каменные дома. На северном углу – дом К.М.Полторацкого , построенный в 1821 году (ныне – здание РАМТа), на южном – Сенатской типографии (1818-1821 гг). В 1830-х гг их обязали сделать свои фасады подобными Малому театру. С 1829 года площадь носит уже название Театральной – по театрам, находящимся на ней.




Top