Леонардо да винчи вакх анализ картины. Леоhардо да виhчи

Иван Франко - известный украинский поэт и писатель. Он отличился не только в литературной, но и в общественной и научной деятельности. Одним из величайших жителей Украины является Иван Франко. Биография его, однако, будет интересна не только украинцам.

Происхождение Франко

Годы жизни нашего героя - 1856-1916. Иван Яковлевич Франко появился на свет в селе Нагуевичи. Сейчас оно находится во Львовской области (Дрогобычский район). Отцом его был сельский кузнец. Иван рос сиротой. Его отец, Яков Франко, умер в 1865 году. В это время мальчику было всего 9 лет. Позже, в 1872 году, скончалась и его мать, Мария Кульчицкая. Несмотря на непростое материальное положение, Иван учился.

Период обучения

С 1862 по 1864 год он ходил в школу, находившуюся в соседнем селе; в 1864-67 - в начальную школу, расположенную в Дрогобыче; а в период с 1867 по 1875 год Иван посещал гимназию в Дрогобыче. Впоследствии, будучи уже известным писателем, он с возмущением описывал порядки, царившие в гимназии. В таких рассказах, как "Карандаш", "Урок чистописания", "Гриць в школе", "Отец-юморист" Иван Франко с удивительной правдивостью изобразил жестоких учителей, которые вбивали в головы детей тупую гимназическую премудрость.

Вкратце опишем один из этих рассказов. В произведении "Отец-юморист" речь идет о человеке, которого считают весельчаком, юмористом. Однако на самом деле этот худощавый мужчина с лошадиным лицом дразнит детей, если они допускают ошибки, издевается над ними, наказывает розгами, сажает ребят на "ослиную скамейку". Другие учителя, изображенные писателем, были не лучше.

Фото, представленное выше, относится к 1870 году. Это гимназическая фотография, на которой запечатлены одноклассники Ивана (сам он - во втором ряду, первый слева).

Франко не стал бы выдающимся человеком, если бы в свое время не пополнял чтением книг свои школьные знания. Чтение было его любимым занятием. Иван добывал книги, где мог: в библиотеках, у товарищей, а иногда, скопив немного денег, покупал дешевые издания. Следует сказать, что Иван отличился в учебе. В 1875 г. ему была предоставлена стипендия из фонда Гловинского. В этом же году, осенью, он поступил во Львовский университет, на филологическое отделение. Стипендия Ивану Франко предоставлялась на весь период обучения в университете. Казалось, что Ивана ждет спокойное и обеспеченное будущее. Он мог стать профессором в университете или учителем гимназии. На это рассчитывали его друзья и родные.

Первый арест

Однако в первые же годы обучения в университете Иван Франко проявил себя в качестве общественного деятеля, к тому же социалистического, прогрессивного направления. Он завел дружбу с Михаилом Павликом и Остапом Терлецким. Через первого он завязал переписку с М. Драгомановым, находившимся в то время в Женеве. Драгоманов был революционным социалистом, опасным в глазах украинской полиции. Из-за переписки с ним наш герой был арестован в июне 1877 года.

Вместе с товарищами Ивана Франко обвиняли в создании тайного социалистического общества. В январе следующего года суд признал Ивана виновным. Он был приговорен к шести неделям заключения. Так как в то время срок следственного заключения не засчитывался в наказание, Ивана выпустили на свободу только через шесть недель, 5 марта 1878 года.

Последствия ареста

Срок наказания был небольшим, однако его последствия оказались ужасными. Дело в том, что человек, имеющий судимость, по закону не мог стать учителем. Из-за этого цель дальнейшего обучения Ивана Франко стала неясной. У нашего героя к тому же отобрали стипендию. Кроме того, Франко серьезно простудился во время заключения. Эта болезнь позднее стала хронической. Она преследовала Ивана всю жизнь. Но и это еще не все последствия заключения. Отец невесты Франко, Ольги Рошкевич, был священником и отказал ему в сватовстве. Он даже запретил Ольге видеться с "преступником" и переписываться с ним. Их брак, к сожалению, так и не состоялся.

Новые преследования

Полицейские преследования нашего героя на этом не закончились. Он был вновь арестован в Коломые в марте 1880 года. Франко опять обвинили в социалистической агитации. Он провел три месяца в заключении, пока длилось следствие. По его результатам было признано, что арест Франко не имеет оснований. 13 июня этого же года нашего героя отправили по этапу из Коломыи в Нагуевичи. Воспоминания, связанные с этим заключением, полученные Иваном впечатления отразились в его творчестве. Они легли в основу повести Франко "На дне".

Полиция не оставляла Ивана Франко в покое. В третий раз она вспомнила о нем в связи с прибытием во Львов группы украинцев, которые приехали из Киева. Иван был арестован во Львове в августе 1889 года. На сей раз он был обвинен не только в социализме, но и в шпионаже в пользу России. Однако и в этот раз обвинения оказались безосновательными. Тюремные впечатления этого времени отразились в "Тюремных сонетах" - поэтическом цикле, созданном Франко.

Личная жизнь

В 1886 году Иван женился. Супругой его стала девушка родом из Киева, Ольга Хоружинская. В семье Франко было четверо детей, однако семейное благополучие с 1902 года стало разрушаться. У жены Ивана началось психическое расстройство, усиливавшееся со временем. Это принесло нашему герою много горя.

Иван Франко в 1902 году перебрался в собственный дом (раньше он снимал жилье). Нынешний адрес дома, где жил Франко - ул. И. Франко, 152. Здесь действует мемориальный музей писателя. Для строительства жилья Иван взял большую ссуду. Выплаты по ней были завершены уже после смерти Ивана его сыном.

Болезнь Ивана Франко

Франко в апреле 1908 года отправился на лечение и отдых в Липик, который находится в современной Хорватии, близ Загреба. Здесь сильно обострилась его болезнь - обе руки его были парализованы. Кроме того, стали заметны признаки психического расстройства. В более поздние годы эти проявления болезни несколько смягчились. Однако Франко никогда уже не был полностью здоров. Современники полагали, что его болезнь является следствием сифилиса, перенесенного когда-то. Это доставляло большие неприятности Ивану Франко. В настоящее время, однако, врачи склонны полагать, что с 1877 года, со времени заключения, наш герой был болен одной из форм ревматизма. Речь идет о Понятия о нем были сформулированы спустя долгие годы после смерти Ивана.

Смерть Франко

Истощенный болезнями, общественными и семейными проблемами, безденежьем, наш герой скончался во Львове, в своем доме, 28 мая 1916 года. Могила Ивана Франко находится на Лычаковском кладбище.

Иван Франко как поэт

Предлагаем теперь поближе познакомиться с литературным творчеством Ивана. Впервые в качестве поэта выступил в 1874 году Иван Франко. Биография его отмечена созданием стихотворений до последних дней жизни, до 1916 года. Среди его произведений представлено множество прекрасных стихов об общественных делах и личных переживаниях. Они были собраны в несколько книг.

Однако поэтический талант нашего героя с максимальной силой проявился именно в больших поэмах, а не в лирике. Иван создал реалистические картины галицкой жизни, современной ему. Здесь нужно отметить такие произведения, как "Ботокуды" (1884 год), "По-человечески" (поэма 1889 года), а также созданная в 1890 году поэма "По любви". Иван Франко запечатлел также образы исторического прошлого украинского народа. Среди произведений на эту тему следует отметить "Барские шутки" (1887 год), поэму "Иван Вышенский", созданную в 1895 году, а также еще одно произведение - "На Святоюрской горе" (1900 год). Иван Франко посвятил несколько своих творений рассуждениям о боге и религии. Следует отметить поэму 1885 года Ex nihilo, а также "Смерть Каина", созданную в 1889 году.

Важное место среди написанных Иваном поэм принадлежит переработкам различных сюжетов из мировой литературы. Это такие произведения 1890 годов, как "Лис Микита", "Приключения Дон Кихота", "Царь и аскет", "Абу-Касимовы туфли", а также созданная в 1900 году поэма "Кузнец Бассим".

Какое же произведение является вершиной поэтического творчества интересующего нас автора? Исследователи полагают, что это созданная в 1905 году поэма "Моисей". В этом произведении, основа которого - библейский сюжет, представлен подъем украинского народа, который начал борьбу за свою независимость.

Франко - прозаик

Иван Франко был не только поэтом, но и прозаиком. В этих произведениях он выступал как реалист, который сосредоточен на проблемах галицкой жизни, современной ему. Именно Франко первым из украинских писателей изобразил быт рабочих Борислава, трудившихся на нефтяных промыслах, а также евреев-предпринимателей, которые были их классовыми антагонистами. В 1877 году появилось произведение "Обращенный грешник", в 1884 - Boa constrictor, в 1887 - "Яць Зелепуга", в 1899 - "Нефтяник". Созданный в 1882 году роман "Борислав смеется" считается лучшим произведением данного цикла.

Творения, посвященные жизни интеллигенции, также занимают значительное место в прозе Франко. В 1880 году Иван написал "На дне", в 1897 - "Для домашнего очага", в 1900 - "Перекрестные тропы". Важное место среди произведений этого ряда принадлежит тем, которые посвящены украинско-польским отношениям. Среди них нужно отметить "Лель и Полель" (1887 год), а также "Столпы общества" (1894). Оба произведения, к сожалению, остались незаконченными.

Весьма примечательна также сказка Ивана Франко "Фарбований лис" ("фарбований" означает "крашеный"). По ее мотивам в 1953 году был создан советский мультфильм, режиссером-мультипликатором которого является Александр Иванов. "Крашеный лис" является одной из самых популярных работ А. Иванова.

Многим украинцам известен фильм под названием "Захар Беркут". В нем рассказывается история борьбы свободолюбивого народа с социальным гнетом и захватчиками. Речь в этом фильме идет об одном карпатском селении. В основу сюжета легло произведение "Захар Беркут" Ивана Франко.

Иван Яковлевич проявил себя и в драме. Его пьеса "Украденное счастье" была новаторской для своего времени. Да и в наши дни она выглядит вполне современной. В пьесе "Украденное счастье" изображается жизнь семьи, которая внешне выглядит счастливой. Однако эта семья разрушается прямо на глазах у зрителей. Местом действия был выбран провинциальный украинский городок. Классический любовный треугольник лежит в центре сюжета этого произведения. Жизни трех людей сплелись воедино - Анны, ее супруга Мыколы и возлюбленного Михайло. Ревность, измены, любовь, истинные и мнимые смерти, покаяния и убийства, чудесное "воскрешение" - эта пьеса по накалу страстей не уступает драмам Шекспира.

Переводческая деятельность

Всю свою жизнь Франко работал над переводами различных произведений мировой литературы. Его заслуги на этом поприще очень велики. Из переводов, принадлежащих ему, можно составить целую библиотеку.

Чрезвычайно широк спектр произведений, которые привлекали Франко. Его переводы включают творения древнегреческой, древнеарабской, древнеиндийской литератур; древней вавилонской поэзии. Что касается новой литературы, можно отметить Иван Франко перевел его в 1882 году. Его интересовали и другие немецкие, а также французские, польские, английские и итальянские произведения.

Среди переводов Франко - целые книги сочинений К. Гавличка-Боровского и А. С. Пушкина. Отдельно следует отметить цикл переводов трудов, созданных историками древнего Рима. Иван Франко работал над ними с августа 1915 года по март 1916, то есть в последний год жизни.

Нужно отметить, что он переводил на немецкий язык украинские народные песни, а также помогал М. С. Грушевскому создать немецкий вариант "Истории Украины-Руси". Не одни лишь художественные произведения адаптировал Иван Франко. Биография его отмечена интересом и к научно-популярным трудам различной тематики, к которым он обращался в 1870-80-е годы. Иван считал их полезными в деле просвещения украинского народа.

Деятельность в качестве фольклориста

С самого начала своей творческой деятельности Франко проявлял интерес к фольклору. В 1876 году была опубликована первая народная сказка в его записи. "Галицко-русские народные пословицы", а также "Студии над украинскими народными песнями" стали важнейшими достижениями Франко на этом поприще. Иван опубликовал множество этнографических и фольклорных записей и исследований. Кроме того, он записал целый ряд народных песен.

Франко как историк литературы

В нескольких направлениях протекала работа Ивана Франко над историей литературы. Первое из них - история сюжетов. Самое значительное достижение в этом направлении - докторская диссертация Франко, защищенная в 1895 году. Второе направление - собирание, изучение и публикация различных произведений украинской литературы. Здесь нужно отметить сборник Франко "Апокрифы и легенды из украинских рукописей". Иван нашел и опубликовал творения Ивана Вышенского, о котором написал ряд исследований. Он также опубликовал произведения Т. Шевченко, Ю. Федьковича, А. Свидницкого и других украинских писателей. Еще одно направление, в котором работал Франко, - написание синтетических работ, посвященных истории украинской литературы.

Общественная деятельность

Молодые галицкие интеллигенты в 1890 году создали Русско-украинскую радикальную партию, которую до 1898 года возглавлял Иван Франко. Партия эта придерживалась социалистического направления. Она стремилась к тому, чтобы стать представительницей широких кругов трудящихся.

Иван Франко в 1895 году стал кандидатом в венский парламент (от Радикальной партии) по избирательному округу Мостиска - Добромиль - Перемышль. В 1898 году он был кандидатом по другому округу - Скалат - Збараж - Тернополь. Однако оба раза Иван Франко все-таки не был избран.

Франко в 1899 г. вышел из Радикальной партии, созданной им, и вошел в Украинскую национально-демократическую партию. В результате этого радикалы потеряли влиятельного лидера, а национал-демократы так и не получили значительной власти. Франко в новой партии особой деятельностью не отличился. Через некоторое время он прекратил политическую борьбу и всецело сосредоточился на научной и литературной деятельности.

Подводим итоги

Иван Франко, биография которого рассмотрена в статье, был литератором и поэтом по своему призванию. Однако он не мог спокойно наблюдать за политической ситуацией в своей стране. Поэтому он не позволил себе оставаться только писателем. Иван Франко решительно и охотно принимался за любое дело, которое было, по его мнению, полезным для украинского народа. Поэтому многие литературные планы так и не смог реализовать Франко, стихи и проза которого тем не менее пользуются заслуженным признанием. В некоторых лирических произведениях наш герой горько сетовал на то, что ему не удалось реализовать все свои замыслы в литературе.

Однако именно благодаря универсализму деятельности Франко мы можем говорить о том, что он является одним из строителей современной украинской нации. Это подтверждается тем, что Иван Яковлевич изображен на купюре номиналом 20 гривен. Безусловно, этот факт свидетельствует, что его фигура очень важна для украинского народа. С 1992 года изображение Ивана Франко находится на купюре номиналом 20 гривен. Ее дизайн несколько раз менялся, но фигура Франко всегда оставалась на месте.

Был рожден в семье коваля 27 августа 1856г ., в с. Нагуевичи (Львовская область). Учился Франко в сельской школе, сначала в Нагуевичах, а потом в соседнем селе Ясенице Сильном. В 1864 перешел учиться в Дрогобицкую «нормальную» школу.

В 1865г . в его семье случается горе - умирает отец. Вскоре в дом Ивана Франка приходит отчим Гринь Гаврилик. Именно про смерть отца Иван Франко напишет свое первое стихотворение «Великдень 1871 року» (1871г .). Отчим оказался не злым человеком и дал возможность пасынку продолжать учебу. В 1867г . будущий писатель оканчивает школу, а с 1873г . учиться в гимназии, которую заканчивает на «отлично» 26 июля 1875г . и получает аттестат зрелости. Во время учебы в гимназии у Франка умерла мать Мария (в 1872г .), которую он очень любил и посвятил ей свои воспоминания в стихотворении «Пісня і праця» (1883г .), в поэме «Гадки на межі» (1881г .).
После смерти матери отчим женился вновь, но своего отношения к приемному сыну не поменял и помогал ему продолжать учиться.

С ранних лет «Кобзарь» Т. Шевченка стал любимой книжкой И. Франка. В гимназии он продолжал формирование своего мировоззрения, поэтому интересовался также польской, немецкой, французской литературами. В итоге Франко пришел к мысли, что основой украинского литературного языка должен быть родной язык.

Летом 1874г . Иван Яковлевич Франко впервые путешествует самостоятельно по Подкарпатью и делает фольклорные записи. После Дрогобича осенью 1875г . он едет в Львов, поступает на философский факультет Львовского университета. Очень много пишет и становится самой влиятельной персоной в редакции журнала «Друг».

Еще гимназистом он печатает свои первые литературные произведения в студентском университетском журнале во Львове «Друг». Вступив в студентский «Академический кружок», Франко стал активным работником и автором журнала «Друг». В журнале он помещает поэзии, переводы, печатает первую большую повесть «Петрії і Довбущуки». Также Франко напечатал перевод романа «Что делать?» М. Чернышевского в журнале «Друзья» (1877г .).

Его деятельность, благодаря доносам завистников, скоро была замечена, и его вместе с членами журнала «Друг» арестовали. В тюрьме И.Франко просидел 8 мес. до суда, а присудили ему только 6 недель. После выхода с тюрьмы писатель не сдался и продолжал свою деятельность. Вместе с М.Павликом И.Франко начинает издавать журнал «Общественный досуг», в котором печатает свои стихотвореня «Товаришам із тюрми», «Патріотичні пориви», начало повести «Boa constrictor». К сожалению, после второго номера милиция конфисковала журнал, поэтому название журнала пришлось сменить на «Дзвін».

В переименованном журнале Франко напечатал свое знаменитое стихотворение «Каменярі» и рассказ «Моя стріча з Олексою». Последний номер журнала(четвертый по счету) вышел под названием «Молот».В этом выпуске Иван Яковлевич закончил печатать повести «Boa constrictor», сатирическое стихотворение «Дума про Наума Безумовича», свою очень популярную статью «Література, її завдання і найважніші ціхи».


В конце 1878г . И. Франко стал редактором «Praca», который в конечном итоге он превратил на орган для всех работников Львова. Иван Яковлевич начал выдавать «Дрібну бібліотеку», писать для «Словянського альманаха» целый список новелл, среди которых «Муляра» для задуманной новой газеты «Нова основа», «Борислав сміється», работает над переводами «Німеччина» Г. Гейне, «Фауст» Гете, «Каїн» Байрона и т. д., создает «Катехізис економічного соціалізму».

В марте 1880г . И. Франко едет в Коломойский повет. По дороге его арестовывают второй раз в связи с судовым процессом, который вело австрийское правительство против селян Коломии. В тюрьме Франко просидел три месяца, после чего его отправили в сопровождении полиции до Нагуевичей, но по дороге еще раз посадили в Дрогобицкую тюрьму, которую И.Я. Франко описал позже в рассказе «На дні».

Вернувшись после таких приключений во Львов, он принимает активное участие в рабочей газете «Praca», пишет социалную программу «Чого хоче Галицька робітницька громада». Также в газете «Praca» Франко публикует свое известное стихотворение «Гімн» («Вічний революціонер»).

В 1881г . Франко выдает на польском языке брошюру «Про працю. Книжечка для робітників». В этом же году он начинает издавать журнал «Світ». В нем он практически в каждом номере публикует части повести «Борислав сміється», к сожаленью И.Я.Франко так и смог опубликовать повесть до конца, т.к. журнал закрыли. Но до закрытия журнала он еще успел напечатать многим известную статью «Причинки до оцінення поезій Тараса Шевченка». В 1881г ., в апреле, Иван Франко едет в с. Нагуевичи. Там он, кроме написания новых произведений, исполняет ежедневную селянскую работу.

В феврале 1885г . И.Франко едет в Киев, где встречается с О. Кониским и В. Антоновичем по поводу издания газеты. Но к, сожалению, переговоры не увенчались успехом. Единственное теплое воспоминание о Киеве осталось про встречи с семьями Лысенков, Старицких и Косачей .Тарас Шевченко

В журнале «Світ» Иван Яковлевич Франко печатает ряд революционных поэзий, которые позже вошли в сборку «З вершин і низин». После закрытия и этого журнала Франку пришлось зарабатывать на жизнь в журналах «Діло» и «Зоря». В «Зорі» он публикует историческую повесть «Захар Беркут», и очень большую статью «Іван Сергійович Тургенєв».

Мечтая про издание своего собственного журнала, Иван Яковлевич дважды ездит в Киев (1885г ., 1886г .), что бы получить от киевской «Громады» материальную помощь. Но киевские либералы попросту не сдержали слова и отдали деньги «Зорі», а не писателю.

В 1886г . в Киеве Иван Франко обвенчался с Ольгой Хорунжинской и повез ее во Львов. Но его счастье было омрачено увольнением с «Зорі», с этого момента ему нужно было искать как заработать на хлеб.Ему повезло- он стал работником газеты «Курьер львовский». В этом же году выходит сборка «З вершин і низин».

Тяжелое материальное состояние вынуждает Ивана Франка работать в «Правді». Но даже нужда денег не смогла его долго там удержать - в мае 1889г . он разрывает свои связи с «Правдою» и в письме «Кому за цесаром» обвиняет «правдян» в националистической замкнутости.

В августе 1889г . И.Франко едет со студентской группой из Росси в туристическое путешествие. Австрийское правительство увидело в попытку писателя отделить Галечину от Австрии и присоединить ее к России. За это его арестовали вместе со студентами. В результате Франко просидел в тюрьме 10 недель, после чего его выпустили без суда.

В 1890г . вместе с М. Павликом Иван Франко издает двухнедельник «Народ», который стал органом основанной в этом году «Української радикальної партії». В «Народе» писатель печатает рассказы «Свиня», «Як то згода дім будувала». В этом же году выходит его сборка рассказов «В поті чола» с автобиографией Франка.

Во Львове Иван Франко организовывает «Наукову читальню», в которой он сам и выступает по вопросам политэкономии, научного социализма, истории революционной борьбы. Борьбу Франко решил устроить и в научной сфере. Он задумал написать докторскую диссертацию, выбрав тему: «Политическая поэзия Т.Г. Шевченка».

Львовский университет не взял диссертацию к защите. Поэтому писатель едет в Черновцы, но и там его ждет неудача. Разочаровавшись Франко пишет новую докторскую диссертацию «Варлам і Йоасаф» - старохристиянський духовний роман і його літературна історія». В июне 1893г . ему дают ступень доктора философии.

В 1893г Франко издает второе (дополненное) издание сборки «З вершин і низин». После нее выходят еще четыре замечательные сборки: «Зів’яле листя» (1896г .), «Мій Ізмарагд» (1898г .), «Із днів журби» (1900г .) и повесть «Перехресні стежки» (1900г .).

С 1898г . во Львове начинает выходить журнал «Літературно-науковий вісник». Естественно. Что Франко сразу же становится самым активным работником журнала, а потом и редактором. В этом журнале он публикует свои статьи «Із секретів поетичної творчості», «Леся Українка» другие.

В 1905г . И. Франко пишет в честь революции в России свою знаменитую поэму «Мойсей», стихотворение «Конкістадори».В это же время писатель пишет статью-рецензию «Нова історія російської літератури». Также он выступает со своей знаменитой и популярной статьей «Ідеї» і «ідеали» галицької москвофільської молодіжі», в которой показывает Галицких москвофилов во всей их «красе».

В 1906г . выходит сборка поэзий «Semper tiro», а годом позже - повесть «Великий шум».

В 1907г . Франко пытается занять место на кафедре Львовского университета, но на свою просьбу он не получает ответа, т.к. это место уже занял Грушевский.

В 1908г . Иван Франко заболевает. Большая перенагрузка привела к нервным расстройствам, контрактуры обеих рук. Вылечиться от этого помогло лечение в Хорватии. Но со временем здоровье снова начало ухудшаться. Он выезжал на лечение в Киев, Карпаты, Одессы (1913г .). Как только ему становилось хоть чуть-чуть легче, он сразу брался за работу. Благодаря такой самоотдаче он написал статью про драму Пушкина «Борис Годунов» (1914г .), статью «Тарас Шевченко» (1914г .), поэмы «Євшан-зілля», «Кончакова слава» и другие.


В 1915г . состояние здоровья писателя ухудшилось дальше не куда. Весной 1916г . больной Франко переехал в свой дом во Львове. 9 марта 1916г предчувствуя скорую смерть, Иван Яковлевич Франко составляет завещание, в котором все свои рукописные произведения вместе с собственной библиотекой просит передать Научному обществу им. Т.Г. Шевченка. 28 мая 1916г . Иван Франко скончался. Через три дня труна с его телом была временно поставлена в склепе. Но «временно» растянулось на 10 лет, только после этого срока останки великого писателя были перенесены на Личаковское кладбище во Львове. На могиле Ивана Франка был построен памятник с высеченным на нем работником - каменяром. Этот памятник можно увидеть и сейчас.

Критические заметки. «Моrо», «Вакх», «Сонеты Пистойа»

«Моrо»

Людовико Сфорца, сын Франческо Сфорца, миланский герцог при дворе которого Леонардо да Винчи провел около двух десятков лет, носил прозвание «Моrо». Моrо - значит «шелковичное дерево». Однако, со времени Ломаццо, в европейской литературе неясный смысл этого слова давал повод к ошибкам в переводе итальянского прозвища герцога на другие языки. Людовико Моро, т. е. Людовико Сфорца, по прозванию Шелковичное Дерево, оказался в разных компилятивных сочинениях Людовиком Мавром. Действительно, того имеет этот двойной смысл. Ломаццо, недостоверный во многих случаях повествователь жизни Леонардо да Винчи, родившийся в Милане в то время, когда карьера Людовико Сфорца была уже печальным образом закончена, в III томе своего трактата о живописи, скульптуре и архитектуре так описывает, между прочим, наружность Людовико Сфорца, непосредственно после краткого описания Джиан Галеаццо: «...дядя его Людовико был смуглого цвета и потому имел прозвище Мавра (di Моrо), носил волосы в виде длинной гривы (la zazzera lunga), спереди почти до бровей. Это доказывается его портретом, сделанным рукою Леонардо да Винчи в трапезной миланского монастыря delle Grazie. На той же картине можно видеть портрет Беатриче, оба на коленях, с детьми впереди. Изображенный тут же распятый Христос сделан другим художником». Ошибка Ломапцо относительно прозвища Людовико Сфорца может быть установлена на самых точных и достоверных основаниях, при помощи флорентинско - миланского поэта Бернардо Беллинчиони. Это был придворный поэт, который хорошо знал все тонкости современной ему политической жизни и истории, хотя в своих стихах редко давал чистосердечные и правдивые характеристики видных деятелей. Стихами его надо пользоваться с большою осторожностью. Он грубо льстит знаменитым и властным людям, расписывает райское благополучие социальной жизни своего времени, и если иногда казнит своею сатирою людей с меньшим весом, то делает это, опять-таки, с известным корыстным расчетом. Тем не менее, его стихотворения имеют громадное значение при собирании документов флорентийской и ломбардской истории в эпоху Возрождения. Несмотря на льстивую риторику, Беллинчиони отразил в них истинные черты характера таких людей, как Людовико Сфорца, Джиан Галеаццо, Изабелла Арагонская, жена последнего, Беатриче д´Эсте, жена Людовико Сфорца, мантуанская герцогиня Изабелла д´Эсте, жена Франческо Гонзаго. Иногда эти люди кажутся у него живыми, несмотря на чад преувеличенных похвал, которыми Беллинчиони окружает их изображение. Особенно рельефно выступает сам Людовико Сфорца: другие исторические документы вполне подтверждают характеристику Беллинчиони. В одном из первых сонетов, четвертом, Людовико Сфорца сравнивается с соколом. «Наш Моро, - пишет Беллинчиони, - поступает, как сокол, который неподвижно держится на крыльях, выжидая счастливого мгновения, а потом быстро спускается на жертву». В сонете XVII Людовико Сфорца приписываются свойства лисицы и льва, те именно свойства, которыми должен обладать князь, по словам Макиавелли. Между обеими характеристиками противоречия нет - они сливаются в цельное представление об этом хищном человеке. Опуская некоторые другие характерные уподобления Беллинчиони, мы подходим в сонетах к прямым указаниям на истинный смысл прозвища Моrо. В Милане произошло радостное событие: Цецилия Галлерани, любовница Людовико Сфорца, родила сына. По этому поводу Беллинчиони изливается в напыщенно-восторженных сонетах: плачет Феб и горюет Купидон, потому что новорожденный похитил у них первенство в красоте, славе и силе, Эней и Дидона не радовались так, как «дерево Физбы в одном из своих потомков». Это дерево Физбы и есть шелковичное дерево, Моrо, т. е. в данном случае Людовико Сфорца. Поэт этою метафорою напоминает переданную у Овидия легенду о шелковичном дереве, в тени которого разыгралась кровавая история Физбы и ее возлюбленного Пирама: найдя под шелковичным деревом разорванное покрывало Физбы и предположив, что она погибла, Пирам тут же закололся, а Физба, вернувшись и увидев это, тоже покончила с собою. С тех пор, говорит легенда, шелковичное дерево дает кроваво-красные плоды. Вследствие этого шелковичное дерево часто именуется деревом Физбы. Беллинчиони постоянно называет Людовико Сфорца либо просто Шелковичным Деревом, либо, как мы видели, деревом Физбы, может быть, намекая не только на общепринятое его прозвание, но и на свойства его натуры, которая, подобно шелковичному дереву, медленно собиралась с силами и внезапно давала кровавые плоды. О самом себе Беллинчиони иногда говорит, что он счастлив под тенью Шелковичного Дерева. Под тенью Шелковичного Дерева, на радость всего Милана, расцветает гений Леонардо да Винчи, который в рисунке и красках затмил и современных, и древних художников. На одном из блистательных представлений в Павии, «новых Афинах» того времени, семь свободных искусств на разные лады воздают хвалу своему покровителю Людовико Сфорца. При этом Арифметика говорит о нем, как «о Дереве, которое обессмертила Физба». Кроме этих косвенных доказательств, связанных с прозвищем Моро, мы находим у Беллинчиони, а также у Паоло Джиовио, прямые указания на то, что у Людовико Сфорца был белый цвет лица. Вот почему, кроме прозвища «Моро», Беллинчиони дает ему иногда другое прозвище, Ermellino, что значит Горностай.

Итак, не может подлежать сомнению, что Ломаццо сделал ошибку, допуская, что прозвание «Моро» имеет какое-нибудь отношение к цвету лица Людовико. В этом миланском герцоге не было ничего мавританского. Это была натура, представлявшая смешение свойств лисицы и льва - медлительность замысла и быстроту хищного нападения, т. е. те именно свойства, которые могут напомнить свойства шелковичного дерева, медленно распускающегося, но быстро дающего кроваво-красный плод.

«Вакх»

Это произведение Леонардо да Винчи, вместе с Иоанном Крестителем, должно быть признано одним из характернейших произведений Ренессанса. Как указано в тексте книги, этот Вакх не передает идеи классического Диониса с его жестоким кровавым культом и хищными поступлениями натуралистического характера. Правда, в искусстве древних греков Вакх изображался иногда с женоподобными чертами лица и тела, но именно эти черты - женские, женоподобные - являются символом его плодотворной и плодородной натуры, как бы образным намеком на то, какое значение имеют в жизни вакхические экстазы. В произведении Леонардо да Винчи Вакх является, по своему безволию, по своей физической и психической нейтральности, прямою противоположностью тому мощному, мстительному Дионису, каким он выступает в классической легенде, в пластических произведениях древнего искусства, в гениальной трагедии Еврипида «Вакханки». При своей обольстительной наружности он таит в себе непреоборимую хищную силу. «Да, всех богов сильнее Дионис», - говорит хор в трагедии Еврипида. «Богоборец» Пентей обращается в нему, в той же трагедии, со следующими словами:

Ну, дай взглянуть, каков ты. Ишь, красавец,
Как раз на женский вкус! А ведь для жен Ты в Фивы и пришел. Да, не в палестре,
Конечно, локон нежный твой взращен,
Что вдоль щеки лежит, соблазна полный,
Не на припеке солнца, в холодке
Ты кожу белую свою лелеял,
Когда красой Киприду уловлял.

(И. Ф. Аиненский).

Этими словами Еврипид делает образ Диониса именно двойственным, а не нейтральным: он обольстителен в своем нежном изяществе, в своей красоте, но это изящество хищной пантеры, это красота, обвеянная холодком, вышедшая из морозных глубин античной истории. Его белая кожа взлелеяна не на припеке солнца и не в теплой тени человечной культуры, а на Кифероне, среди диких оргий вакханок и менад. Мудрый прорицатель Тиресий противопоставляет дары Диониса дарам прозаически полезной Деметры. Эти дары вносятся прямо в душу человеческую, давая ей силу высокого исступления в вещих грезах и воинственных делах. «Есть дар пророчества в вакхическом безумье»: голоса целого мира, его законы, его судьба говорят устами такого безумца, опьяненного божественным напитком Диониса. Но Дионис «не чужд Арея», и когда мы видим, что войско бежит с поля сражения, объятое внезапным страхом, это значит, что его гонит Дионис, вселившийся в войско противника и вдохновивший его своим безумно воинственным экстазом. В одном из гимнов гомеровской коллекции он так рисуется в своей юношеской и олимпийски мощной красоте: на могучих плечах его пурпурный фарос, чудные кудри его с синим отливом, а в синих очах божественно самоуверенный смех над врагом, которого он властен обессилить одним своим движением. «Я -Дионис Громозвучный, - говорит он о себе, - дочь Кадма, Семела, от Зевса, с ним сочетавшись любовно, меня родила». Это прозвище «Громозвучный» хорошо передает его мистическую натуру: трепет жизненных форм и крушение всяких индивидуальных границ при его приближении. Еще в детстве, когда он бродил, сопровождаемый вскормившими его нимфами, по зарослям леса, «шум подни-мался в лесу необъятном». Вся жизнь, как лес, трепещет и шумит от дыхания Вакха.

Итак, женские черты Диониса лишь намек на то, что он рожда-ет из себя, из своей природы, из своих бесформенных мистических начал, все, что есть свободного и обновляющего в жизни. Это оргийно - хищное и в то же время плодотворное, истинно религиозное начало в древнем богопонимании. Но Вакх Ренессанса - существо бездеятельное, бесплодное и чуждое глубоким, всегда религиозным экстазам как древнего, так и нового мира.

Сонеты Пистойа

К важнейшим библиографическим источникам, по которым можно восстановить некоторые очень важные черты итальянского Ренессанса конца XV в., надо отнести книгу под названием «J Sonetti» Пистойа (Антонио Каммелли), комического поэта (1440 -1502 гг.), который в своих стихах часто передает политические события своего времени. Это был убежденный любитель сонета. Одно из своих стихотворений он начинает словами: «из всего, что видишь, делай сонеты». Его творчество очень незамысловато и принадлежит к тому роду поэзии, которая в Италии называется «poesia buriesca». Грязные шутки, циническая откровенность, доходящая до последних степеней скабрезности, отражение общественных нравов в смешении с намеками на политические события дня - таково содержание трехсот восьмидесяти сонетов Пистойа, переизданных в 1888 г. знаменитым ученым исследователем Ренье. Множество стихотворений у него, как и у Беллинчиони, написаны жаргоном Буркиелло, «alia burchiellesca». Отмечу, между прочим, один сонет, 72-й, не допускающий, по своему грубому неприличию, никакого изложения, но любопытный в том отношении, что три стиха его представляют забавное искажение русского языка, занесенного кем-то в Италию. Действующее лицо спрашивает: «Сасо stai, Madonna sestra?» - «Как поживаешь, госпожа сестра?». Ее ответ гласит: «Dobra, gospodina». Третья строка - сплошная непристойность - русскими словами в итальянском начертании. В примечании Ренье указывает на то, что ответ г-жи сестры не совсем согласен с грамматическими правилами русского языка: нужно было сказать: «добро, господин», «dobro, gospodin». Но, кроме таких курьезов и непристойностей в духе Манганелло, во многих сонетах Пистойа можно найти драгоценные сведения о Людовики Моро, его политической судьбе, об ученых и литературных силах, блиставших при его дворе, и проч. Со многими из них Пистойа находился в личных отношениях. Целый ряд его сонетов направлен против Беллинчиони. Самого Людовико Моро он превозносит до неба, хотя немедленно изменяет ему, когда его политическая карьера закончилась поражением.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

«Как хорошо прожитый день даёт спокойный сон, так с пользой прожитая жизнь даёт спокойную смерть»

Леонардо да Винчи

Живописец, скульптор, архитектор, инженер, ученый всё это Леонардо да Винчи. Куда бы такой человек ни обращался, каждое его действие божественно настолько, что, оставляя позади себя всех прочих людей, он являет собою нечто дарованное нам Богом, а не приобретенное человеческим искусством. Леонардо да Винчи. Великий, загадочный, притягивающий. Такой далекий и такой современный. Подобно радуге, ярка, мозаична, разноцветна судьба мастера. Его жизнь полна скитаний, встреч с поразительными людьми, событиями. Сколько о нем написано, сколько издано, но никогда не будет достаточно.

Загадка Леонардо начинается ещё с его рождения, в 1452 году 15 апреля в городке к западу от Флоренции. Он был незаконно рожденным сыном женщины, о которой почти ничего не известно.

Мы не знаем ни ее фамилии, ни возраста, ни внешности, не знаем, была ли она умна или глупа, училась ли чему или нет. Биографы называют молодой крестьянкой. Пусть это так и будет. Об отце Леонардо, Пьеро да Винчи, известно гораздо больше, но тоже недостаточно. Он был нотариусом и происходил из семьи, которая обосновалась в Винчи, по крайней, мере, в XIII столетии. Воспитывался Леонардо в доме отца. Его образование, очевидно, было таким, как у всякого живущего в маленьком городке мальчика из хорошей семьи: чтение, письмо, начало математики, латынь. Его почерк удивителен, Он пишет справа налево, буквы перевернуты так, что текст легче читать с помощью зеркала. В более поздние годы он увлекался ботаникой, геологией, наблюдениями за полетом птиц, игрой солнечного света и тени, движением воды. Все это свидетельствует о его любознательности и еще о том, что в молодости он много времени проводил на свежем воздухе, прогуливаясь по окрестностям городка. Эти окрестности, которые мало изменились за последние пятьсот лет, и сейчас чуть ли не самые живописные в Италии. Отец заметил и приняв во внимание высокий полет дарования сына в искусстве, отобрал в один прекрасный день несколько его рисунков, отнес их Андреа Верроккио, который был его большим другом, и настоятельно попросил его сказать, достигнет ли Леонардо, занявшись рисунком, каких-либо успехов. Пораженный теми огромнейшими задатками, которые он увидел в рисунках начинающего Леонардо, Андреа поддержал сера Пьеро в его решении посвятить его этому делу и тут же договорился с ним о том, чтобы Леонардо поступил к нему в мастерскую, что Леонардо сделал более чем охотно и стал упражняться не в одной только области, а во всех тех, куда входит рисунок.

Ранний период творчества. Первая датированная работа Леонардо (1473, Уффици) – маленький набросок долины реки, видимой из ущелья; с одной стороны расположен замок, с другой – лесистый склон холма. Этот набросок, сделанный быстрыми штрихами пера, свидетельствует о постоянном интересе художника к атмосферным явлениям, о которых он позднее много писал в своих заметках. Пейзаж, изображенный с высокой точки зрения с видом на пойму реки, был обычным приемом для флорентийского искусства 1460-х годов (хотя он всегда служил лишь фоном картин). Рисунок серебряным карандашом античного воина в профиль демонстрирует полную зрелость Леонардо как рисовальщика; в нем искусно сочетаются слабые, вялые и напряженные, упругие линии и внимание к постепенно моделированным светом и тенью поверхностям, создающим живое, трепетное изображение.

Леонардо да Винчи был не только великим художником-живописцем, скульптором и архитектором, но и гениальным ученым, занимавшимся математикой, механикой, физикой, астрономией, геологией, ботаникой, анатомией и физиологией человека и животных, последовательно проводившим принцип экспериментального исследования. В его рукописях встречаются рисунки летательных машин, парашюта и вертолета, новых конструкций и винторезных станков, печатающих, деревообрабатывающих и других машин, отличающиеся точностью анатомические рисунки, мысли, относящиеся к математике, оптике, космологии (идея физической однородности вселенной) и другим наукам.

К 1480 Леонардо уже получал крупные заказы, однако в 1482 он переехал в Милан. В письме к правителю Милана Лодовико Сфорца он представился как инженер и военный эксперт, а также как художник. Годы, проведенные в Милане, были наполнены разнообразными занятиями. Леонардо написал несколько картин и знаменитую фреску Тайная вечеря, которая дошла до нас в полуразрушенном виде. Эту композицию он писал на стене трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие. Стремясь к наибольшей красочной выразительности в стенописи, он произвел неудачные эксперименты над красками и грунтом, что и вызвало ее быстрое повреждение. А затем довершили дело грубые реставрации и... солдаты Бонапарта. После занятия Милана французами в 1796г. Трапезная была превращена в конюшню, испарения конского навоза покрыли живопись густой плесенью, а заходившие в конюшню солдаты забавлялись, швыряя кирпичами в головы леонардовских фигур. Судьба оказалась жестокой ко многим творениям великого мастера. А между тем, сколько времени, сколько вдохновенного искусства и сколько пламенной любви вложил Леонардо в создание этого шедевра. Но, несмотря на это, даже в полуразрушенном состоянии, "Тайная вечеря" производит неизгладимое впечатление. На стене, как бы преодолевая ее и унося зрителя в мир гармонии и величественных видений, развертывается древняя евангельская драма обманутого доверия. И драма эта находит свое разрешение в общем порыве, устремленном к главному действующему лицу – мужу со скорбным лицом, который принимает свершающееся как неизбежное. Христос только что сказал своим ученикам: «Один из вас предаст меня». Предатель сидит вместе с другими; старые мастера изображали Иуду сидящим отдельно, но Леонардо выявил его мрачную обособленность куда более убедительно, тенью окутав его черты. Христос покорен своей судьбе, исполнен сознания жертвенности своего подвига. Его наклоненная голова с опущенными глазами, жест рук бесконечно прекрасны и величавы. Прелестный пейзаж открывается через окно за его фигурой. Христос – центр всей композиции, всего того водоворота страстей, которые бушуют вокруг. Печаль его и спокойствие как бы извечны, закономерны – и в этом глубокий смысл показанной драмы.

Недатированная картина Благовещение (середина 1470-х годов, Уффици) была приписана Леонардо только в 19 в.; возможно, более правильно было бы рассматривать ее как результат сотрудничества Леонардо и Вероккьо. В ней есть несколько слабых моментов, например, слишком резкое перспективное сокращение здания слева или плохо разработанное в перспективе масштабное соотношение фигуры Богоматери и пюпитра. Однако в остальном, особенно в тонкой и мягкой моделировке, а также в трактовке туманного пейзажа с неясно вырисовывающейся на заднем плане горой, картина принадлежит руке Леонардо; это можно заключить из изучения его более поздних работ. Вопрос о том, принадлежит ли ему композиционный замысел, остается открытым.

В Милане Леонардо начал делать записи; около 1490 он сосредоточил внимание на двух дисциплинах: архитектуре и анатомии. Он сделал наброски нескольких вариантов проекта центрально-купольного храма (равноконечный крест, центральная часть которого перекрыта куполом) – тип архитектурного сооружения, который ранее рекомендовал Альберти по той причине, что он отражает один из античных типов храмов и имеет в своей основе наиболее совершенную форму – круг. Леонардо нарисовал план и перспективные виды всего сооружения, в которых намечены распределение масс и конфигурация внутреннего пространства. Примерно в это же время он добыл череп и сделал поперечное сечение, впервые открыв пазухи черепа. Заметки вокруг рисунков свидетельствуют о том, что его в первую очередь интересовала природа и строение мозга. Безусловно, эти рисунки предназначались для чисто исследовательских целей, однако они поражают своей красотой и сходством с набросками архитектурных проектов в том, что и на тех, и на других изображены перегородки, разделяющие части внутреннего пространства. Помимо всего этого он не щадил своего времени вплоть до того, что рисовал вязи из веревок с таким расчетом, чтобы можно было проследить от одного конца до другого все их переплетение, заполнявшее в завершение всего целый круг. Один из этих рисунков, сложнейший и очень красивый, можно видеть на гравюре, а в середине его - следующие слова: Leonardus Vinci Academia.

Он был не только гением в искусстве, но и очень приятным в общении, что привлекал к себе души людей. Не имея, можно сказать, ничего и мало работая, он всегда держал слуг и лошадей, которых он очень любил предпочтительно перед всеми другими животными, доказывая это тем, что часто, проходя по тем местам, где торговали птицами, он собственными руками вынимал их из клетки и, заплатив продавцу требуемую им цену, выпускал их на волю, возвращая им утраченную свободу. За что природа и решила облагодетельствовать его тем, что, куда бы он ни обращал свои помыслы, свой ум и свое дерзание, он в творениях своих проявлял столько божественности, что никогда никто не смог с ним сравняться в умении доводить до совершенства свойственные ему непосредственность, живость, доброту, привлекательность и обаяние.

Зрелый период творчества. Принёс ему первый заказ в 1483, это было изготовление части алтарного образа для капеллы Непорочного зачатия – Мадонна в гроте (Лувр; атрибуция кисти Леонардо более поздней версии из Лондонской Национальной галереи оспаривается). Коленопреклоненная Мария смотрит на Младенца Христа и маленького Иоанна Крестителя, в то время как ангел, указывающий на Иоанна, смотрит на зрителя. Фигуры расположены треугольником, на переднем плане. Кажется, что фигуры отделены от зрителя легкой дымкой, так называемым сфумато (расплывчатость и нечеткость контуров, мягкая тень), которое отныне становится характерной чертой живописи Леонардо. За ними в полутьме пещеры видны сталактиты и сталагмиты и подернутые туманом медленно текущие воды. Пейзаж кажется фантастическим, однако следует помнить утверждение Леонардо о том, что живопись – это наука. Как видно из рисунков, одновременных картине, он основывался на тщательных наблюдениях геологических явлений. Это относится и к изображению растений: можно не только отождествить их с определенным видом, но и увидеть, что Леонардо знал о свойстве растений поворачиваться к солнцу.

Деятельность Леонардо в первое десятилетие 16 в. была столь же разнообразной, как и в другие периоды его жизни. В это время была создана картина Мадонна с Младенцем и св. Анной, и около 1504 Леонардо начал работу над своей знаменитой картиной Мона Лиза, портретом жены флорентийского купца. Этот портрет является дальнейшей разработкой типа, появившегося у Леонардо ранее: модель изображена по пояс, в легком повороте, лицо обращено к зрителю, сложенные руки ограничивают композицию снизу и так же прекрасны, как легкая улыбка на ее лице и первобытный скалистый пейзаж в туманной дали. Джоконда известна как образ загадочной, даже роковой женщины, однако эта интерпретация принадлежит 19 веку. Более вероятно, что для Леонардо эта картина была наиболее сложным и удачным упражнением в использовании сфумато, а фон картины – результат его исследований в области геологии. Мона Лиза создавалась в то время, когда Леонардо был до такой степени поглощен изучением строения женского организма, анатомией и проблемами, связанными с деторождением, что разделить его художественные и научные интересы практически невозможно. В эти годы он зарисовал человеческий эмбрион в матке и создал последнюю из нескольких версий картины Леда на сюжет античного мифа о рождении Кастора и Поллукса от соединения смертной девушки Леды и Зевса, принявшего образ лебедя. Леонардо занимался сравнительной анатомией и интересовался аналогиями между всеми органическими формами. Леонардо изобрел принцип рассеяния (или сфумато). Предметы на его полотнах не имеют четких границ: все, как в жизни, размыто, проникает одно в другое, а значит, дышит, живет, пробуждает фантазию. Итальянец советовал упражняться в таком рассеянии, разглядывая возникающие от сырости пятна на стенах, пепел, облака или грязь. Он специально окуривал дымом помещение, где работал, чтобы в клубах выискивать образы. Благодаря эффекту сфумато появилась мерцающая улыбка Джоконды, когда в зависимости от фокусировки взгляда зрителю кажется, что героиня картины то нежно улыбается, то хищно скалится. Второе чудо Моны Лизы в том, что она "живая". На протяжении веков ее улыбка изменяется, уголки губ поднимаются выше. Точно так же Мастер смешивал знания разных наук, поэтому его изобретения со временем находят все больше применений. Из трактата о свете и тени происходят начала наук о проникающей силе, колебательном движении, распространении волн. Все его 120 книг рассеялись (сфумато) по свету и постепенно открываются человечеству.

Леонардо никогда не спешил закончить произведение, ибо неоконченность - обязательное качество жизни. Окончить - значит убить! Медлительность творца была притчей во языцех. Он мог сделать два-три мазка и удалиться на много дней из города, например, благоустраивать долины Ломбардии или создавать аппарат для ходьбы по воде. Почти каждое из его значительных произведений незавершино. Многие были испорчены водой, огнем, варварским обращением, но художник их не исправлял. У Мастера был особый состав, с помощью которого он на готовой картине, будто специально проделывал "окна незаконченности". Видимо, так он оставлял место, куда бы сама жизнь могла вмешаться, что-то подправить.

Наконец достиг старости; проболев многие месяцы и, чувствуя приближение смерти, стал усердно изучать все, что касалось религии, истинной и святой христианской веры. Когда же прибыл король, который имел обыкновение часто и милостиво его навещать, Леонардо из почтения к королю, выпрямившись, сел на постели и, рассказывая ему о своей болезни, и о ее ходе. Доказывал при этом, насколько он был грешен перед Богом и перед людьми тем, что работал в искусстве не так, как подобало. Тут с ним случился припадок, предвестник смерти, во время которого король, поднявшись с места, придерживал ему голову, дабы этим облегчить страдания и показать свое благоволение. Божественнейшая же его душа, сознавая, что большей чести удостоиться она не может, отлетела в объятиях этого короля - на семьдесят пятом году его жизни.

Леонардо умер в Амбуазе 2 мая 1519; его картины к этому времени были рассеяны в основном по частным собраниям, а записки пролежали в разных коллекциях почти в полном забвении еще несколько веков.

Потеря Леонардо сверх меры опечалила всех, кто его знавал, ибо не было никогда человека, который принес бы столько чести искусству живописи. Это мастер, который поистине с великой пользой для человечества прожил всю свою жизнь.

Да все его творчество - сплошные вопросы, отвечать на которые можно всю жизнь, да и последующим поколениям останется.

Создан 07 окт 2010



Top