Лев толстой вовсе не ел мяса, но любил яичницу.

Введение


Толстой Лев Николаевич, граф (1828-1910) - писатель, мыслитель, педагог.

В первый период педагогической деятельности (1859-1862), названный Толстым временем «трехлетнего страстного увлечения педагогическим делом», он жил в Ясной Поляне, преподавал в созданной им бесплатной начальной школе для крестьянских детей, способствовал открытию более 20 начальных школ в Тульской губернии. В 1862 году Толстой издавал педагогический журнал «Ясная Поляна», в котором печатал свои педагогические статьи и рассказы для детей.

Второй период педагогической деятельности Толстого (1870-1876) связан с созданием «Азбуки» (кн. 1-4, 1872) - комплекса учебных книг для начальной школы с методическими указаниями для учителя, направленных на развитие «нравственных чувств, воображения, поэтического чутья» учащихся. При переработке «Азбуки» были изданы как самостоятельные пособия «Арифметика» (1874), «Новая Азбука» и «Русские книги для чтения» (1875).

Третий период педагогических исканий Толстого (конец 1880-х гг. - 1910) был связан с разработкой религиозно нравственного учения, которое Толстой считал главным делом своей жизни. Оно было изложено им в работах философского, психологического и публицистического характера («Исповедь», «О жизни», «Что же нам делать» и др.), в педагогических сочинениях («О воспитании», «О науке»), в изданиях для широких слоев населения («Путь жизни», «Мысли мудрых людей»), в книгах для детей.

Тема «Педагогические концепции Л.Н. Толстого» выбрана не случайно. В наше время, время преобразований в социальной и духовной жизни общества, педагогические поиски Л.Н. Толстого привлекают актуальностью проблем обучения, воспитания подрастающего поколения, демократизации системы народного образования. В раздумьях о новой школе и новой педагогической науке Л.Н. Толстого мы находим идеи и разработки, которые, словно отражают проблемы сегодняшних дней и предлагают нам свежий, оригинальный взгляд на вопросы современной педагогики. Желание научить детей творчески мыслить, формировать их духовные потребности и нравственные качества, спасти будущих «Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых» - все это заставляло Льва Николаевича задуматься о пути реформирования образовательной системы и искать новые подходы, методы. Большое количество педагогических взглядов Л.Н. Толстого актуальны и на данном этапе развития российской педагогики. В современной педагогике на первое место выходят проблемы гуманизма, свободы, культуры, творчества. Л.Н. Толстой разработал целостную оригинальную концепцию учебно-воспитательного процесса, в которой уделил большое внимание этим проблемам. Вот почему исследование педагогической деятельности великого русского мыслителя и писателя носит не только исторический характер, но может оказать помощь в разработке современной теории образования. Актуальность нашего исследования заключается в попытке установления диалога между различными идеологическими подходами к педагогической системе Л.Н. Толстого. В связи с этим проведенный нами анализ оценок педагогического творчества Толстого основывался на работах ведущих специалистов в этой области, придерживавшихся зачастую прямо противоположных идеологических установок: К. Вентцель, Н.А. Константинов, С. Шацкий и др. , , Эти труды несут на себе печать своего времени, но в этом и заключается актуальность их исследования. Не менее актуальной для современного образования является толстовская концепция народной школы. В нынешних условиях, когда происходит резкая дифференциация общества не только по уровням доходов, но и по качеству образования, опыт организации Яснополянской школы оказывается крайне востребованным. За последние годы появился целый ряд работ, посвященных различным аспектам педагогического творчества Л.Н. Толстого. Это работы Н.В. Кудрявой, А.А. Шаталова и др. , , В них анализируются отдельные вопросы педагогической системы Л.Н. Толстого. Практически в любом направлении современной мировой педагогики можно обнаружить переоткрытие решений тех проблем, которые дал уже Л.Н. Толстой. Это касается концепции свободного воспитания, народного образования, непрерывности педагогического процесса, связи обучения с практическими интересами учащихся, гуманизации и гуманитаризации образования и многих других. Педагогические взгляды Толстого всегда порождали многочисленные споры. Это свидетельствует, с одной стороны, о противоречивости, неоднозначности и многогранности его концепции, с другой - об актуальности ее осмысления на переломных этапах истории. Л.Н. Толстой является одним из основателей антропологической педагогики в России. Поэтому изучение его педагогической системы актуально и с исторической точки зрения, позволяющей реконструировать многие недостаточно изученные этапы в истории отечественной педагогики, и с практической, поскольку антропологические взгляды Толстого оказываются созвучными современной тенденции в мировой педагогике. В педагогическом наследии Л.Н. Толстого сформулированы идеалы гуманистического образования. Литература, религия, искусство служили для Толстого, в первую очередь, средством гуманистического воспитания человека. На основе вышеизложенного можно сформулировать следующую проблему: изменение оценки педагогического творчества Л.Н. Толстого в отечественной педагогике в зависимости от меняющихся социальных условий и сущность ее противоречивости; причины повышенного интереса к педагогике Л.Н. Толстого в настоящее время.

Литература, посвященная педагогической деятельности Л.Н. Толстого представлена следующими работами. О.С. Газман «Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века» рассматривает понятие воспитания и различные подходы к нему. В работе Н.К. Гончарова «Историко - педагогические очерки» содержатся идеи о свободном воспитании, о саморазвитии ребенка, о качествах заложенных им от рождения. Особое внимание уделяется работам Т.В. Романовой «Принципы Толстовской педагогики в преддверии нового века», в которой подробно описываются принципы педагогической концепции Л.Н. Толстого. В книге Мир «Азбуки Льва Толстого» А.В. Шадской, В.Б. Ремизова, Н.А. Трофимова и др. рассказывается о педагогической системе Толстого, для создания которой была основана Яснополянская школа. Прямыми источниками по изучению педагогических концепций являются непосредственно «Сборники статей» и «Полное собрание сочинений» в 90 т. Л.Н. Толстого. ,

Цель данной работы - описать педагогические концепции Л.Н. Толстого

Объект исследования - педагогические концепции Л.Н. Толстого

Предмет исследования - идеи педагогических концепций Л.Н. Толстого.

Задачи данной работы:

.Раскрыть сущность понятия воспитание;

.Охарактеризовать педагогические концепции II половины XIX века;

.Рассмотреть воззрения Л.Н. Толстого на сущность воспитания;

.Раскрыть основные положения проекта Яснополянской школы.

Методы исследования. При изучении материала мы использовали следующие методы: аналитический метод, связанный с детальным изучением отдельных сторон педагогического творчества Л.Н. Толстого и его оценки в трудах отечественных педагогов; синтетический метод, предполагающий обобщение аналитической информации; ретроспективный метод, основанный на единстве исторического и логического подходов к педагогике Л.Н. Толстого. Нами использовались также сравнительный метод, методы индукции и дедукции, метод классификации.


1. Проблемы воспитания и образования в педагогике II половины XIX века


.1 Понятие воспитание. Подходы к трактовке воспитания

яснополянский толстой педагог воспитание

Важнейшее место в педагогике II половины XIX века занимает идея свободного воспитания. Она тесно связана с философско-идеалистическими и политическими взглядами. Л.Н. Толстого, который считал, что человек имеет право свободно формировать свои убеждения и взгляды, без всякого насилия и принуждения со стороны общества, и что детям присуще природное совершенство и высокие нравственные качества. «…Во всех веках и у всех людей, - писал Толстой, - ребенок представлялся образцом невинности, безгрешности, добра, правды и красоты. Человек родится совершенным - есть великое слово, сказанное Руссо, и слово это, как камень, останется твердым и истинным». Исходя из этого, Толстой полагал, что воспитывать ребенка бессмысленно, так как сознание нравственного идеала у детей сильнее, чем у взрослых. Взрослые должны только давать детям материал для того, чтобы они могли сами развиваться «гармонически и всесторонне». По мнению Толстого, свободное воспитание содействует саморазвитию, самораскрытию Нравственных качеств, склонностей и способностей, заложенных в ребенке от рождения. Он идеализировал природу детей, указывал, что «детский возраст есть первообраз гармонии». Идея свободного воспитания была глубоко противоречивой, антинаучной. В действительности воспитание - организованный, целенаправленный процесс, имеющий определенные задачи, содержание и осуществляющийся с помощью различные средств и методов воспитательного воздействия на детей. Воспитание - в самом общем виде - заключается в подготовке младшего поколения к жизни в обществе. В процессе воспитания подрастающие поколения должны усвоить то, что уже накоплено обществом, т.е. усвоить знания на достигнутом уровне их развития, овладеть определенными трудовыми умениями, усвоить нормы и опыт поведения в обществе и выработать определенную систему взглядов на жизнь. В процессе воспитания должны формироваться также и такие качества, которые необходимы для решения новых задач, не стоявших перед старшим поколением. А для этого должны быть выработаны умения приобретать необходимые знания, приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни и труда, заниматься творческой деятельностью Л.Н. Толстой в статье «Воспитание и образование» писал: «Воспитание, французское education, английское education, немецкое Erziehung - понятия, существующие в Европе…Немецкое определение, самое общее, будет следующее: воспитание есть образование наилучших людей, сообразно с выработанным известною эпохой идеалом человеческого совершенства.

В педагогике можно встретить понятие «воспитание», употребляемое в нескольких значениях: в широком социальном смысле, когда речь идет о воспитательном воздействии на человека всего общественного строя и окружающей человека действительности; в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое в системе учебно-воспитательных учреждений, охватывающее весь учебно-воспитательный процесс; в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа, направленная на формирование системы определенных качеств, взглядов и убеждений учащихся; в еще более узком значении, когда имеется в виду решение определенной воспитательной задачи, связанной, например, с формированием нравственных качеств, эстетических представлений и вкусов и т.п. Таким образом, можно сказать, что воспитание - это процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни и труду, необходимому для обеспечения дальнейшего развития общества. Существуют две противоположных трактовки воспитания.

Согласно первой из них, воспитание есть воздействие государства и его образовательных институтов на развитие личности, осуществляемое в интересах государства или общества (при приоритете государственных интересов, обобщаемых в виде общеобязательной идеологии, принимаемой обществом). В этом случае воспитание превращается в своего рода манипулирование психикой учащегося, навязывание ему тех или иных ценностей и направлений развития сверху. В то же время учащийся лишен персональной социальной, этической и пр. ответственности за принимаемые им решения, его мировоззрение, поведение и поступки оцениваются лишь по степени их соответствия навязанному обществом (вернее, государством при молчаливом согласии общества) эталону.

Вторая трактовка воспитания связана с распространенной в демократических обществах идеей свободы ребенка, его права на самостоятельное принятие решений, касающихся его отношений к миру, обществу, своей дальнейшей судьбе и своему дальнейшему развитию. Вслед за О.С. Газманом можно в этом смысле говорить о педагогике свободы», противопоставленной «педагогике необходимости». Педагогика необходимости не только диктует конечный результат воспитания («формирование советского человека» или «человека развитого социалистического общества», «коммунистическое воспитание» и пр.), но и определяет его институциональную структуру («трудовое воспитание», «патриотическое воспитание», осуществляемые специальными мероприятиями по специальной программе) и даже его методы.

Напротив, педагогика свободы исходит из идеи сотрудничества взрослых и детей с целью обеспечить оптимальные условия для самостоятельного выбора и самостоятельного развития учащегося, его жизненного (личностного) самоопределения. Отсюда введенное Газманом понятие «психологической поддержки» как совместном с ребенком определении его интересов, целей, возможностей и путей решения проблем, помощи ему в сохранении человеческого достоинства и достижении позитивных результатов в образовании, саморазвитии, общении, образе жизни, вообще в самореализации. Воспитание и есть управляемая система процессов взаимодействия общества и личности, обеспечивающая, с одной стороны, саморазвитие и самореализацию этой личности, с другой, соответствие этого саморазвития ценностям и интересам общества. Везде влияние жизни отстранено от забот педагога, везде школа обстроена кругом китайскою стеной книжной мудрости, сквозь которую пропускается жизненное образовательное влияние только настолько, насколько это нравится воспитателям. Влияние жизни не признается. Так смотрит наука педагогика, потому что признает за собой право знать, что нужно для образования наилучшего человека, и считает возможным устранить от воспитанника всякое вне воспитательное влияние; так поступает и практика воспитания.


.2 Педагогические концепции II половины XIX века


Л.Н. Толстой старался раскрыть закономерности образовательно-воспитательного процесса, определить характер педагогики как науки. Осуждая буржуазную педагогику с ее догмами, Лев Николаевич предлагал учителям смело становиться на путь экспериментирования, что должно было содействовать развитию педагогики как науки. «Не философскими откровениями в наше время может подвинуться наука Педагогика, но терпеливыми и упорными повсеместными опытами…»

Единственным критерием педагогики Толстой объявлял свободу, единственным методом - опыт. Толстой ставил перед собой задачу выстроить новую педагогическую систему. Для создания новой педагогики Толстым была использована Яснополянская школа - своеобразная педагогическая лаборатория, экспериментальная школа, но великий педагог хотел, чтобы каждая школа стала «опытом над молодым поколением, дающим постоянно новые выводы». Толстой создал оригинальную систему дидактических взглядов, обогатившую науку новым подходом к решению основных проблем образования и воспитания. Сообщение учащимся широкого круга знаний и развитие творческих сил ребенка, его инициативы и самостоятельности - такова основная задача Толстовской школы. Цель воспитания, по Толстому, должна заключаться в стремлении к гармоническому развитию всех сил и способностей детей. Исходя из принципа свободы в педагогике, Толстой обосновывал и всю педагогическую концепцию. Толстой по-новому подошел к пониманию сущности учебного процесса. Толстой-педагог велик тем, что глубже и всесторонне, чем кто-либо из его современников, последователей и предшественников, понял необходимость изучения внутреннего мира ребенка, его желаний, интересов и устремлений. Помещая в центр своей педагогической концепции личность ребенка, он выстраивает вокруг нее систему принципов:

·принцип сознательности и активности обучения;

·принцип связи обучения с жизнью;

·принцип доступности обучения;

·принцип прочности усвоения знаний;

·принцип природосообразности.

Большое место он отводит принципу сознательности и активности. Обучение, как справедливо утверждал Толстой, - многосторонний процесс, а не только воздействие лишь на интеллект ребенка. Это - процесс активного, сознательного и творческого, а не механического усвоения детьми сообщаемых им в школе знаний и навыков. Еще раз подчеркнем, что в процессе обучения Толстой придавал большое значение развитию самостоятельности и творческого мышления у учащихся. Он писал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать… В каждом ребенке есть стремление к самостоятельности, которое вредно уничтожить в каком бы то ни было преподавании и которое особливо обнаруживается недовольством при срисовывании с образцов» Важным Л.Н. Толстой считал развивать:

·творчество детей (творческую активность);

·усваивать знания сознательно;

·использовать принцип наглядности.

Книга же для детей должна выполнять следующие требования:

) высокая художественность;

) сжатость и простота;

) богатые и разнообразные содержания;

) истории о русской жизни;

) рассказы на нравственные темы.

Особое место в дидактических взглядах Толстого занимает принцип связи обучения с жизнью. Анализируя педагогическую систему немецких школ, которая была оторвана от жизни, от народа, Лев Николаевич справедливо подмечал, что чем богаче и разностороннее жизненный опыт учащихся, тем больше возможностей успешно обучать детей в школе, тем легче установление меж предметных связей и повышение учебной мотивации. В школьные учебники Толстой считал необходимым включить материал из жизни родной страны, истории народа, его быта, о русской природе, все то, что близко и доступно детям. С помощью рассказов, басен и сказок он знакомил детей с жизнью людей и животных, явлениями природы. Это вызывало большой интерес учащихся к знаниям, необычайно оживляло учебный процесс. Из данного принципа естественным образом вытекает принцип доступности обучения, то есть сообщение учащимся сложного учебного материала в доступной форме. В качестве основ успешного обучения Толстой назвал соблюдение двух основных дидактических требований:

«1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно

) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях

Лучшим приемом для достижения доступности обучения Толстой считал накопление учащимися возможно большего количества конкретных сведений и фактов, в отличие от традиционного сообщения обобщенных и отвлеченно-абстрактных истин. По Толстому, педагогу необходимо исходить от конкретного, жизненного опыта детей, от частных фактов и явлений вести детей к обобщениям. Толстой рекомендовал учителям обращать внимание учеников на полное понимание совершаемых ими действий, использовать элемент проблемности в обучении, подводить учащихся к самостоятельному выведению правил, заключений. Вот как он формулирует данное положение в своем педагогическом труде «Общие замечания для учителя»: «Давайте ученику как можно больше сведений и вызывайте его на наибольшее число наблюдений по всем отраслям знания, но как можно меньше сообщайте ему общих выводов, определений, подразделений и всякой терминологии.» .Л.Н. Толстой внес неоценимый вклад в разработку принципа прочности в обучении, наметил некоторые черты своеобразной системы, а также условий, средств и приемов, направленных на достижение в процессе обучения высокой степени прочности знаний, умений и навыков. Прочность усвоения для Толстого естественным образом связана, взаимно переплетена с сознательной умственной деятельностью учеников, то есть с принципом сознания и активности. Толстой не считал зазубренные, выученные наизусть слова, фразы признаком прочности знаний или даже наличием каких-либо знаний. Механическое заучивание как способ усвоения знаний получило у Толстого отрицательную оценку. Особенно резкой критике подверглась господствовавшая в те годы схоластическая система повторения, поурочного контроля знаний и экзаменов, основанных на зазубривании. Важной предпосылкой прочного усвоения знаний Лев Николаевич считал такой фактор, как наличие у школьника четкого понимания смысла, самой идеи знания и каждого из его слагаемых, осознание учеником жизненной значимости изучаемого материала. Таким образом, в педагогической концепции Толстого существует тесная взаимосвязь основополагающих принципов. Понимание целей знаний оживляет ум ученика, мобилизует его волю и силы на преодоление трудностей учения и достижение его высших результатов. Без соблюдения этого условия учитель не имеет права требовать от учеников закрепления в памяти того или иного знания или навыка. «Ни один человек и ребенок не был бы в силах учиться, - писал Толстой, - нежели бы будущность его учения представлялась ему только искусством писать или считать… Для того, чтобы ученик мог отдаться весь учителю, нужно открыть ему одну сторону того покрова, который скрывал от него всю прелесть того мира мысли, знания поэзии, в которой должно ввести его ученье. Только находясь под постоянным обаянием этого впереди блещущего света, ученик в состоянии так работать над собой, как того мы от него требуем» Исходной психолого-педагогической позицией Л.Н. Толстого в подходе к выше рассмотренной проблеме прочности усвоения знаний, умений и навыков была опора на природное стремление ребенка к знанию. Принцип природосообразности, присущий всей педагогической концепции Толстого, и здесь оказался ведущим. «Желание учиться в детях так сильно, - отмечал он -, что для удовлетворения этого желания они подчиняются многим трудным условиям и простят много недостатков» . Природное стремление ребенка к знанию, к открытию нового для себя является драгоцейнейшим естественно-педагогическим условием, которое учителю необходимо всячески оберегать от разрушения и потерь. «Образование есть потребность всякого человека, - писал Толстой в статье «Сельский учитель», - поэтому образование может быть только в форме удовлетворения потребности. Вернейший признак действительности и верности пути образования есть удовлетворение, с которым оно воспринимается. Образование на деле и в книге не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся» .Преобладающей формой занятий был не урок в обычном смысле, а свободная беседа с учениками: в ходе ее дети обучались чтению, письму, арифметике, закону божью, усваивали грамматические правила, доступные для их возраста сведения по истории, географии, природоведению. Их обучали также рисованию, пению. Содержание обучения изменялось в соответствии с развитием детей, возможностями школы и учителей, желанием родителей.


2. Вклад Л.Н. Толстого в педагогическую мысль


.1 Воззрение Л.Н. Толстого на сущность воспитания


Выдающийся педагог Лев Николаевич Толстой, всю свою жизнь посвятивший изучению феномена человека, одну из своих главных задач видел в раскрытии вопросов становления человека как нравственного существа. Позиция Л.Н. Толстого по вопросам определения сущности нравственного воспитания, влияния личности учителя на его успешность, являясь во многом созвучной гуманистическому пафосу отечественной педагогической мысли второй половины XIX - начала XX вв., содержит в себе ряд существенных отличительных черт. Для Л.Н. Толстого воспитание есть «воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем». Воздействовать же на сердце тех, кого воспитываешь, утверждает он, «можно только гипнотизацией, заразительностью примера». «Ребенок увидит, - пишет мыслитель, - что я раздражаюсь и оскорбляю людей, что я заставляю других делать то, что сам могу сделать, что я потворствую своей жадности, похотям, что я избегаю труда для других и ищу только удовольствия, что я горжусь и тщеславлюсь своим положением, говорю про других злое, говорю за глаза не то, что говорю в глаза, притворяюсь, что верю тому, во что не верю, и тысячи и тысячи таких поступков или поступков обратных: кротости, смирения, трудолюбия, самопожертвования, воздержания, правдивости, и заражается тем или другим во сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поучениями». «И потому, - делает вывод Л.Н. Толстой, - все или 0,999 воспитания сводится к примеру» .Учатся и воспитываются дети, считает Толстой, только благодаря заразительности примера, в состоянии, которое он называет «первой степенью гипноза». Все, чему обучают детей, пишет он, «от молитв и басен до танцев и музыки, - все это сознательное внушение; все то, чему независимо от нашего желания подражают дети, в особенности в нашей жизни, в наших поступках, есть бессознательное внушение. Сознательное внушение - это обучение, образование, бессознательное - это пример, воспитание в тесном смысле, или… просвещение» .Внушаемость детей отдает их в полную власть взрослых. И поэтому, считает Л.Н. Толстой, «нельзя быть достаточно внимательным» к тому, что и как внушается им. Мыслитель констатирует, что на разработку основ сознательного внушения - обучения в обществе направляются практически все силы, бессознательное же внушение - воспитание, «вследствие того, что наша жизнь дурна», находится в пренебрежении. «В воспитании всегда, везде, - пишет Л.Н. Толстой, - у всех была и есть одна ошибка: хотят воспитывать разумом, одним разумом, как будто у ребенка только и есть один разум. И воспитывают один разум, а все остальное, то есть все главное, идет, как оно хочет. Обдумают систему воспитания разумом опять, и по ней хотят вести все, не соображая того, что воспитатели сами люди и беспрестанно отступают от разума. В школах учителя сидят на кафедрах и не могут ошибаться. Воспитатели тоже становятся перед воспитанниками на кафедру и стараются быть непогрешимыми» .Толстой настаивает на том, что воспитание, бессознательное внушение, «есть самое важное» . Для того же, утверждает он, чтобы воспитание было нравственным, необходимо воспитателю самому жить нравственной жизнью. Только в этом случае, настаивает отечественный педагог, личный пример учителя становится мощным воспитательным фактором. «Чтобы воспитывать хорошо, - пишет Л.Н. Толстой, - надо жить хорошо перед теми, которых воспитываешь» . Главной же чертой «хорошей жизни» человека, согласно воззрениям русского философа, является его стремление к совершенствованию в любви. «Вот это самое если есть в воспитателях и если этим заразятся дети, то воспитание будет не дурное» . «Воспитание представляется сложным и трудным делом, - говорит Л.Н. Толстой, - только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить? Потому что не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включалось бы в воспитание себя. Как одевать, как кормить, как класть спать, как учить детей? Точно так же, как себя. Если отец, мать одеваются, едят, спят умеренно и работают и учатся, то и дети будут то же делать» .Он считает, что для достижения положительных успехов в деле нравственного просвещения учащихся воспитателю следует придерживаться двух основных правил: «самому не только жить хорошо, но работать над собой, постоянно совершенствуясь, и ничего не скрывать из своей жизни от детей». Л.Н. Толстой подчеркивает, что «лучше, чтобы дети знали про слабые стороны» своих воспитателей, чем то, чтобы они чувствовали, что у них есть скрытая и показная жизнь. Отечественный мыслитель был против старой педагогической догмы, согласно которой воспитание возможно только на положительных примерах, а отрицательное в жизни и людях лишь развращает и нравственно уродует людей. По его мнению, практика наглядно демонстрирует, что нравственно воспитывает не только положительное, но и отрицательное. Рассуждая в своем дневнике на эту тему, Л.Н. Толстой 23 июня 1903 года записывает: «Я очень дурной по свойствам человек, очень туп к добру, и потому мне необходимы большие усилия, чтобы не быть совсем мерзавцем… Юрий Самарин как-то очень хорошо сказал, что он - прекрасный учитель математики, потому что очень туп к математике. Я - совершенно то же в математике, но главное, то же в деле добра - очень туп, и потому не совсем дурной, - нет, смело скажу: хороший учитель» Русский педагог не видел в этом никакого парадокса нравственного воспитания. Хорошим учителем нравственности, считал он, может быть и дурной человек, но только при одном условии: он должен делать усилия добра. Кроме того, безобразное и нравственно уродливое вызывает как в ребенке, так и во взрослом чувство отвращения, ведь в них Богом вложено нравственное чувство, в них пульсируют силы добра. В целом же, по твердому убеждению опередившего свое время гениального педагога, основная миссия учителя в свободной школе должна состоять в воспитании духовности, человечности в человеке.

Толстой был тонким психологом, исключительным знатоком детской души. Об этом свидетельствуют его литературные произведения, вся его педагогическая деятельность. Толстой умел заинтересовать детей, пробуждать и развивать их творчество, помогать им самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. Он беззаветно увлекался педагогической работой, непрерывно искал и требовал, чтобы каждая школа была своего рода педагогической лабораторией. Такой лабораторией, экспериментальной школой была в 1861-1862 годах Яснополянская школа.


.2 Проект Яснополянской школы Л.Н. Толстого


Яснополянская школа была открыта Толстым в 1859 году. В основу ее работы легло мнение Л.Н. Толстого о свободном и плодотворном творчестве детей при помощи преподавателей. Возвратившись весной 1861 года из-за границы, Толстой критиковал буржуазную цивилизацию. Толстой подверг острой критике и современную ему школу, в которой учат тому, что не нужно народу, а требуется тем, кто притесняет и угнетает народные массы. В своих первых статьях по вопросам воспитания Л.Н. Толстой резко критиковал современную ему педагогику за абстрактность, догматизм, оторванность от жизни. Он признавал школьный опыт и деятельность учителей важнейшим источником педагогики. Яснополянская школа была задумана писателем как своеобразная педагогическая лаборатория по созданию нового содержания и методов воспитания детей, отвечающих прогрессивным педагогическим принципам. Она должна была основываться на уважении личности ребенка, развитии его активности и самостоятельности, всех его способностей. Школа размещалась в конце 50-х - начале 60-х годов во флигеле, где в наши дни находится литературный музей. Дети приходили утром, не к определенному часу, а когда освободятся от дел по дому и хозяйству и когда их отпустят родители. Расписания занятий и распределения часов на уроки со звонками на перерыв, такого, к которому мы привыкли в современных школах, в яснополянской школе не было. Каждый занимался тем, чем ему хотелось: кто географией или историей, кто тренировался в письме или рисовал, некоторые читали, а если устал, то прикорнуть можно было где-нибудь в уголке или под столом. Одним словом, дети себя чувствовали совсем свободно и часто проводили в школе весь день, до позднего вечера. Отношения с учителем - Львом Николаевичем Толстым - складывались взаимного учителю, как бы говоря: «я-те задам» или «пиши, мол, пиши, а я напишу лучше», вызывая тем самым уже известного писателя и в то же врем своего любимого учителя на соревнование. А учитель верил в ученика, и не без некоторой робости принимал его вызов. Толстой борется за иную, новую в своем основании школу, построенную на праве свободы человека, полной свободы, даже если ему, этому человеку, 10-12 лет. Школа в Ясной Поляне «развивалась свободно, - рассказывает Лев Николаевич, - из начал, вносимых в нее учителем и учениками. Несмотря на все преимущество влияния учителя, ученик всегда имел право не ходить в школу и даже, ходя в школу, не слушать учителя. Учитель имел право не пускать к себе ученика и имел возможность действовать всей силой своего влияния на большинство учеников, на общество, всегда составляющееся из учеников… При нормальном, ненасильственном развитии школы, чем более образовываются ученики, тем они становятся способнее к порядку, тем сильнее ими самими чувствуется потребность порядка, и тем сильнее на них влияние учителя». Того же он требовал и от учеников: активного мышления, сомнения и проверки истинности того, что считается общепринятым. Больше всего он ценил в детях их самобытность, любознательность, ненасытное стремление к знаниям. Этими же чертами должен обладать и учитель. Самое страшное в учителе - рутина, умственная лень, движение в своей работе по проторенной дорожке. Толстой считал, что «так как дело преподавания есть искусство, то оконченность и совершенство недостижимы, - а развитие и совершенствование бесконечны». «Всякий учитель должен знать, что каждая изобретенная метода есть только ступень, на которую должно становиться для того, чтобы идти дальше…» Как всегда, стремясь к предельной лаконичности и точности выражения мысли, он отливает ее в парадоксальную формулу: «Лучшая метода есть отсутствие всякой методы»; и тут же добавляет: «Но знание и употребление всех метод и изобретение новых по мере встречающихся трудностей». И это не было сказано «для красного словца», - Толстого в этом никогда нельзя заподозрить, - он действительно не сомневался в том, что нужно

«знать и употреблять все методы», используемые в педагогической практике, и он действительно знал их. Он не только прочитал огромную методическую литературу своего времени, но и специально ездил дважды за границу (в 1858 и 1860 годах) - в Германию, Францию, Англию, чтобы познакомиться с системой образования в этих странах. Он встречался там с наиболее известными педагогами и теоретиками школьного дела, посещал считавшиеся образцовыми школы, проверял свои взгляды на просвещение народа и систему народного (в прямом смысле этого слова) образования в беседах с выдающимися философами, такими, как Прудон, Герцен, слушал лекцию о воспитании Чарлза Диккенса в Лондоне.

Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого высоко оценивалась теми, кто посещал ее и наблюдал за занятиями учеников. Этими результатами школа была обязана обаятельному таланту преподавания и внутреннему жизненному огню Льва Николаевича, который непобедимо захватывал и поднимал с собой в высоту и ширь самый вялый ум, самое невпечатлительное сердце. В связи с вышеприведенными словами, можно с уверенностью сказать, что процесс обучения по педагогической концепции Л.Н. Толстого был эффективным и может быть применен и в наши дни.

Заключение


В результате проведенного исследования, нами были сделаны следующие выводы:

Педагогическая концепция Льва Николаевича Толстого возникла в ответ на историческую необходимость (отмена крепостничества, потребность народа в образовании, несостоятельность принятой системы обучения), она сформировалась в ходе его путешествий по европейским школам, его рассуждений и размышлений, в ходе самой его жизни. Однако же, мы можем быть уверены, что даже тогда она не смогла бы быть им развита и реализована с такой полнотой, если бы не сила его личности, его характера, его нравственных убеждений. Таким образом, Л.Н. Толстой старался раскрыть закономерности образовательно-воспитательного процесса, определить характер педагогики как науки. Осуждая буржуазную педагогику с ее догмами, Лев Николаевич предлагал учителям смело становиться на путь экспериментирования, что должно было содействовать развитию педагогики как науки. Особое внимание в вопросах дидактики Толстой уделял активизации учебного процесса. На основе экспериментов в Яснополянской школе, изучения работы школ в России и за рубежом Толстой убедился, что традиционно используемый набор методов и приемов обучения часто неадекватен возрастным и психическим особенностям детей, в связи, с чем активность детей падает, возникает непонимание и боязнь, скованность и равнодушие по отношению к учителю и учебному материалу.

Лев Николаевич ратовал за свободу в образовании, нравственность в воспитании, непрерывное развитие не только самого учащегося, но и учащего, поскольку, по его мнению, самую большую роль в воспитании играет личность воспитывающего, его личный пример, образ жизни. Его педагогическая деятельность в Ясной Поляне полностью подтверждала выработанные им принципы: он учил детей свободно, с удовольствием, как для них, так и для себя самого, пребывал в непрерывном развитии и как учитель, и как личность. Путь к новой модели воспитания лежит через переосмысление сущности педагогической профессии, ее целей, задач, содержания, методов; через реалистическое понимание функции и роли учителя - воспитателя. Философские идеи о безграничности развития личностного потенциала, о ноосфере, этногенезе, стремительно вошедшие в общественный контекст, значительно расширяют и углубляют понимание природы ребенка и взрослого, открывая новые подходы в работе школы, в воспитательной деятельности учителя, смысл которой все яснее видится как созидание человека. Труд и культура, вся жизнедеятельность современного человека с каждым годом все больше зависят от уровня его духовности, нравственной позиции. Обучение не дает желаемых результатов, если учитель ставит перед учеником на первое место цель: «Выучить, запомнить!». Чем в большей мере на первое место выдвигается эта задача, чем больше она захватывает внутренние силы ученика, тем дальше отходит на задний план задача нравственного воспитания. Вред зубрежки огромен - она невольно уничтожает основные идеи учебного предмета. Уповать только на формальное заучивание готовых формул, на простое увеличение идейного или нравственного содержания в изучаемых предметах и тем самым надеяться, что мы решим все задачи по формированию всесторонне развитой личности, было бы слишком большим упрощением. Подобное воспитание воздействует лишь на логическую, абстрактную систему мышления, не затрагивая область чувства и эмоций человека. Л.Н. Толстой по-новому взглянул на мир ребенка. Раскрепощенность видения Толстого создавало условие для свободы творчества и защищало его от схематизма и однозначности. Лев Николаевич показал, что взгляд взрослых на ребенка должен быть подлинно гуманистическим, то есть содержать в своей основе любовь как способ мировосприятия и мироотношения. Это наше большое счастье, счастье всего человечества, что Толстой обратился к вопросам педагогики. Задача школы, семьи, общества - развивать в человеке гуманистические задатки и потребность жить согласно идеям сохранения и продолжения жизни. Школа должна стать школой реального бытия человека и в то же время работать на перспективу духовного обновления. Именно такая возможность кроется в самом содержании учения Льва Николаевича Толстого.

Согласно концепции Л.Н. Толстого, ребенок, сохраняя свободу выбора, делает осознанный шаг в сторону величия разума и чувства, постепенно созидает свой Путь жизни. Осмысленный выбор своего жизненного пути - это ли не основная задача школы?! Дело не в профориентации, не в перекачке информации от одного к другому, а в формировании такого статуса личности, когда духовно сильная личность готова к испытаниям, может отстоять достоинство, сделать сознательный нравственный выбор. Сегодня школа, отражая противоречивость общественного развития, должна идти несколько впереди общественного развития. Только тогда она будет формировать личность, созидающую жизнь и творчески работающую на будущее. Л.Н. Толстой ведет нас путями педагогических исканий, учит видеть истинное счастье в раскрытии индивидуальности каждого ученика. Теперь, столько лет спустя после смерти великого педагога, мы многое можем по-новому понять, оценить; Л.Н. Толстой предстает перед судом времени в величии своего гуманизма и мудрости. И поэтому его имя как великого педагога-гуманиста бессмертно.


Список источников и литературы


1.Толстой Л.Н. Сборник статей. Пособие для учителей. М. Толстой Л.Н. Полн. Собр. Соч.: В 90 т. (Юбилейное изд.) - М., 1928-1951

2.Толстой Л.Н. Сборник статей. Пособие для учителей. М. Толстой Л.Н. Полн. Собр. Соч.: В 90 т. (Юбилейное изд.) - М., 1928-1951 // Собр.соч.: В 90 т. - М., 1928-1951.Т.8

.Толстой Л.Н. Мысли о воспитании // Собр. соч.: В 24 т. - М., 1913. Т.14.

.Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. - М., Учпедгиз, 1953.

.Апостолов Н.Н. Живой Толстой: Жизнь Л.Н. Толстого в воспоминаниях и переписке. - М., 2001

.«Педагогика». Под редакцией Ю.К. Бабанского. «Просвещение», Москва, 1983

.Вентцель К.Н. Основные задачи нравственного воспитания // Вестник воспитания. 1896. №2

.Воспоминания Яснополянских крестьян о Л.Н. Толстом. - Тула, 1960

.Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. Выпуск 6. М., 2006

.Гончаров Н.К. Историко - педагогические очерки/ Н.К. Гончаров - М.: «Академия педагогических наук», 2003

.Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф., «История педагогики» «Просвещение», Москва, 1982 г.

.Кудрявая Н.В. Лев Толстой о гуманизации наук // Педагогика. - 2004. - №3.

.Кудрявая Н.В. Педагогические искания Л.Н. Толстого // Сов. Педагогика. - 2001. - №9.

.Пузин Н.П. Ясная Поляна.: Дом - музей Л.Н. Толстого.-М., 1986

.Романова Т.В. Принципы Толстовской педагогики в преддверии нового века // Русская словесность. - 2005 - №1.

.Смирнов Н.А. Лев Толстой - редактор журнала «Ясная поляна». - Тула, 1972

.Шадская А.В., Ремизов В.Б., Трофимова Н.А., Ежов И.В. Мир «Азбуки Льва Толстого»: Книга для учителя. / Под науч. ред. канд. филологических наук В.Б. Ремизова. - Тула, 2005.

.Шаталов А.А.Л.Н. Толстой о национальных особенностях начального образования в России // Начальная школа. - 2006 - №5.

.Шацкий С. «Толстой - педагог». Пед. соч. т. 3. 1964 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

MENSBY

4.3

Были найдены дневники Льва Толстого, в которых он для себя записывал правила развития воли и совершенствования умственных способностей. Как открыть перед собой огромные возможности и выбирать любой путь в жизни по мнению писателя?

Льва Толстого, одного из величайших русских писателей, сложно назвать типичным образцом серьезного и старого помещика и графа, который пишет объемные, нравоучительные и сложные книги. Толстой был знаменит тем, что совершенно не соответствовал своему графскому статусу – был простым, работоспособным и приветливым человеком, любил природу и не имел склонности к роскошной жизни.

Были у него и свои недостатки – ветреный и тщеславный характер, страсть к азартным играм, даже легкомыслие были присущи еще молодому Льву, которого дважды отчисляли из казанского университета.

Но его живой ум вместе с потрясающей силой воли сделали его талантливым писателем и мыслителем, книги которого сегодня знают и любят по всему миру. По-видимому, человеку с таким характером непросто было заставить себя продуктивно и постоянно работать, но нам известны методы развития воли Льва Толстого.

Среди многочисленных книг писателя были найдены его дневники, в которых он для себя записывал правила развития воли и совершенствования умственных способностей. С тех пор эти правила не потеряли актуальности, хотя записаны были полтора века назад. Возможно, в начале своего творческого пути Толстому не хватало силы воли, но с помощью этих установок, которые он поставил для себя, он достиг больших успехов.

Писатель разделял три вида воли: телесную, чувственную и разумную. Самым главным видом считался последний, но развивать их, по мнению Толстого, необходимо одновременно. Когда человек совершенствует все три вида воли, он открывает перед собой огромные возможности и может выбирать любой путь в жизни, какой захочет.

1 этап – развитие телесной воли

Толстой упоминал, что именно этот вид – телесная воля – лучше всего развит у человека, так как благодаря этому человек отделился от остального животного вида. Поэтому зачатки телесной воли есть у каждого, ведь она составляет существенную часть нашей жизни – нужно и только немного развить. Единственные исключения из этого правила – это люди в младенческий или дряхлый период, когда человек еще или уже не контролирует свое тело.

1 правило. Толстой советует для развития телесной воли заранее записывать задачи на день – с утра или накануне. Просто составьте список дел, которые необходимо выполнить в течение дня, и за этот день обязательно исполните все назначенное. Более того, Лев Толстой указывает, что даже если исполнение какого-либо дела нанесет вред, все равно желательно его исполнить.

Это правило не только отлично тренирует волю, но и развивает ум, который поможет разумнее подходить к составлению списка задач. После прожитого дня человек обычно анализирует свои поступки, и на основе результатов может составить более продуктивный план на следующий день.

2 правило. Необходимо научиться контролировать сон. Рекомендуемая длительность сна около 7-9 часов, но каждый человек индивидуален, одному достаточно семи часов, другой хорошо себя чувствует только после продолжительного сна. Поэтому нужно выяснить, какое количество времени сна оптимально для вас, и с этого момента спать ежедневно именно столько часов, не больше и не меньше.

Помните, что «еще полчасика» по утрам, конечно, приятны, но, во-первых, ослабляют телесную волю, а во-вторых, лишают заряда бодрости по утрам. Толстой считал, что во сне телесная воля человека совершенно не работает, поэтому сам он по минимуму сокращал время сна и всегда вставал еще до восхода.

3 правило. Очень важно часто испытывать физические неприятности и трудности, и при этом не показывать внешне, как они тяжелы. Толстой писал, что необходимо «регулярно делать движения», то есть больше двигаться, делать зарядку, физические упражнения каждый день.

Можно заняться бегом или другим видом спорта – главное, не позволять себе весь день провести в относительном покое. Писатель рекомендовал заниматься движением на воздухе. Он не только регулярно занимался упражнениями, но и выполнял тяжелую работу – например, во время Крымской войны считался выносливым и сильным офицером.

Кроме того, в мирное время Толстой посещал бальные танцы и заставлял себя танцевать, хотя не очень любил это занятие. Но результат такого подхода просто великолепен – Лев Толстой прожил больше восьмидесяти лет, и даже в конце жизни его нельзя было назвать дряхлым, слабым и немощным. Рассказывали, что когда писателю было больше восьмидесяти, он ежедневно катался рысью на лошади по несколько верст.

4 правило. Это правило звучит кратко – будь верен своему слову, в том числе, если ты дал его себе. Казалось бы, ничего сложного, но именно оно часто подводит человека, решившего заняться развитием силы воли.

5 правило. Не бросать начатые дела. Это тренирует не только силу воли, но и осознанность действий. Когда у человека вырабатывается привычка доводить все до конца, он начинает заранее перед любым действием представлять себе результат. Это помогает делать все спокойно, целостно и по порядку, без суеты и суматошности. Это правило Лев Толстой вывел, исходя из собственного опыта – в юности он пытался посвятить себя множеству различных дел.

6 правило. Составить таблицу, которая включает в себя все мелочи повседневной жизни. Толстой вносил в эту таблицу все аспекты жизни: сколько трубок выкуривать в день, сколько есть, что есть, когда заниматься физическими упражнениями, какие упражнения в какой день выполнять и так далее. Такая таблица поможет планировать время, вести учет расходам, успевать выполнять все дела.

Ученые давно доказали пользу установленного распорядка дня: важно вставать в одно и то же время, принимать пищу в определенные часы – при таких привычках организм существует без резких изменений и стрессов, а при переменах становится как будто «дезориентированным». Подобный совет можно встретить не только у Льва Толстого, например, Кант тоже считал, что жизнь должна быть тщательно рассчитана по дням и часам.

Этот немецкий философ жил четко по хронометру: целыми десятилетиями вовремя вставал, делал все в одно и то же время, так что даже жители Кенигсберга часто проверяли по нему часы. У него было расписано все до таких мелочей, как например, в какой день что есть, какого цвета одежду надеть. Конечно, это крайность, и вряд ли кто-нибудь захочет повторить этот опыт. Но ввести в свою жизнь распорядок все же стоит.


1908 год, Ясная Поляна. Л.Н.Толстой с любимым конем Делиром

2 этап – развитие эмоциональной воли

Эмоциональная воля, как видно из названия, контролирует эмоции человека, подчиняет их его целям. Писатель считал, что все чувства вызываются любовью, которая может принимать различные формы: есть самолюбие, любовь к окружающему миру, страстная любовь. Важно развивать все стороны любви, не отдавая предпочтения какой-либо одной.

Когда Толстой придумал для себя это правило, он находился в неопределенном состоянии: то пытался отрешиться от своих желаний и посвятить себя любви к миру, то пускался в душевные искания и позволял себе любые развлечения. Но уже через некоторое время он нашел равновесие в своих эмоциях. Хотя дальнейшая его жизнь показывает, что самоотрешение проявлялось чаще, чем самолюбие.

Таким образом, общее правило для развития воли эмоций гласит: все чувственные дела не должны идти на поводу у чувств, а быть следствием воли. Кроме того, чувства человека не должны исходить исключительно из любви к себе.

1 правило. Не стараться угодить людям, которых вы не знаете или не любите. Этим правилом будет сложно руководствоваться в жизни, ведь почти каждый человек заботится о том, чтобы его уважали, любили и принимали окружающие. И зачастую это доходит до того, что нас начинает волновать мнение совершенно посторонних людей – мы забываем, что нужно нам самим и начинаем подстраиваться под общественные стандарты. Уходить в другую сторону тоже не стоит – гипертрофированное самолюбие и уход от окружающих ведет к потере контакта с другими людьми и вызывает неспособность к любви.

Нужно просто постоянно помнить, что как и вас, других людей в первую очередь волнуют чужие мысли. Они также волнуются из-за того, как их воспринимают со стороны, как к ним относятся, уважают ли их, а ваши собственные мотивы и побуждения не видны для них. Поэтому не стоит забивать себе голову подобными мыслями. Толстой советовал выполнять такое упражнение: регулярно спрашивать себя «Что бы я сейчас сделал, если бы мне было все равно, что подумают и скажут люди?» и «Что бы я перестал делать, если бы мне было безразлично мнение других людей?». В соответствии с ответами на эти вопросы нужно скорректировать свою жизнь.

2 правило. Заниматься самосовершенствованием для себя, а не для других. Хорошо, когда человек стремится стать лучше и имеет план для достижения цели. Но главное при этом – мотивы должны исходить от себя, а не от других людей. Как показывает практика, это приносит лучшие результаты.

Например, Толстой, который, наряду со многими другими великими людьми, имел трудности в получении стандартного образования, но сумел достичь многого самообучением и саморазвитием. Когда он открыл в Ясной Поляне народную школу, то не вводил никаких обязательных предметов, оценок, учета посещений – тем не менее, дело успешно продвигалось, и немало учеников получило образование.

3 правило. Стараться быть хорошим, но не показывать это остальным. Не стоит, конечно, скрывать от всех, что вы хорошо разбираетесь – но даже если этот так, все ваше мастерство может обесцениться, если кричать об этом на каждом углу.

4 правило. Находить в других людях достоинства и не искать недостатки. Настройка на позитив хороша не только в оценке других людей, но и всей жизни. Толстой призывал всех говорить правду, а самому не оправдываться.

5 правило. Жить хуже, чем можно себе позволить. Это правило как нельзя лучше тренирует силу воли: даже если вы разбогатели и можете позволить себе гораздо больше, не меняйте образа жизни. Как показывает история и практика, лишний комфорт и роскошь на корню убивают стремление к самосовершенствованию.

Даже великая Римская империя развалилась скорее из-за слишком изнеженной, роскошной жизни, а не из-за варваров. Нужно точно знать, какие вещи действительно необходимы в жизни, а какие просто приносят ненужный комфорт, убивают время, вредят телу или характеру.

6 правило. Десятую часть своего имущества жертвовать другим людям. Толстой на протяжении всей своей жизни занимался благотворительностью и призывал окружающих тратить часть своего богатства на полезные для общества дела. Главное, говорил он, не отдавать деньги на абстрактные блага и не подавать милостыню, важно выполнять действительно полезные, конкретные дела.


Русские писатели круга журнала «Современник». И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович, А. В. Дружинин и А. Н. Островский. 15 февраля 1856 г. Фотография С. Л. Левицкого

3 этап – развитие разумной воли

Высшей степени совершенствования человек достигает, когда его воля становится способна контролировать разум. Толстой писал о том, что наши мысли влияют на наши действия, на то, что с нами происходит. Если овладеть разумной волей, объединив ее с эмоциональной и телесной, то можно достичь высоких результатов развития различных способностей человека, в том числе памяти, ума, обдуманности и других.

1 правило. Назначать умственные занятия на каждый день. Утром или с вечера, составляя список задач на день, вы не должны обходить стороной и умственные дела: например, чтение книг, изучение науки, мыслительную деятельность и тому подобное. Для таких дел нужно выделять специальное время, также примерно раз в неделю необходимо отвести время для составления планов и анализа произошедшего.

Толстой, например, занимался этим по субботам. Подчинение умственной деятельности строгому распорядку дисциплинирует ум и заставляет его работать продуктивнее, вследствие чего можно добиться больших результатов. Постепенно можно начать планировать свою жизнь не только по дням, но и большим отрезкам времени. Также Толстой советовал вести письменный самоанализ и сам следовал этому совету.

2 правило. При изучении какого-либо дела или при любой деятельности все умственные силы должны быть направлены на этот предмет. Это значит, что в любом деле очень важно уметь полностью сосредотачиваться, концентрировать свое внимание, не давать разуму отвлекаться. Сложная задача, особенно в неблагоприятной или шумной обстановке, но в этом и состоит контроль воли. Сначала будет трудно не отвлекаться и посвящать весь свой ум одной проблеме, но это быстро входит в привычку.

3 правило. Не мечтайте. Это правило может показаться странным и даже не полезным. Толстой предупреждал о вреде мечтания. Но важно разграничивать два понятия – мечты и цели. Цели – важная и полезная часть жизни человека, они позволяют сосредотачивать свои силы на определенном пути и быстро прокладывать себе путь вперед. Мечты же, наоборот, возвращают человека назад, расслабляют волю, снижают внимание и сосредоточенность. Несбыточные мечты, бесполезные желания не приведут ни к чему хорошему, поэтому важно вдумчиво и сосредоточенно планировать свою жизнь, не мечтая.

4 правило. Нельзя позволять чувствам и эмоциям захватывать разум. Справиться со своими чувствами порой нелегко, сильные эмоции толкают людей на неразумные поступки, вызывают неадекватное поведение. Позже мы начинаем сожалеть об этом, так как в спокойной обстановке имеем возможность обдумать ситуацию и найти лучший выход. Поэтому нужно научиться даже в такие эмоциональные моменты перехватить контроль над разумом и не давать чувствам управлять им.

5 правило. Не бросать любые начатые умственные занятия. Развитие силы воли можно сравнить с укреплением мышечной массы – если регулярно заниматься, она растет, а если забросить, то сходит на нет.


Л. Н. Толстой с женой и детьми. 1887 год

Не стоит кардинально менять свою жизнь и пытаться ввести в нее сразу все правила, иначе еще не развитая сила воли не позволит жить в таком режиме, что принесет только разочарования. Лучше следовать этим правилам постепенно, и главное, не забывать основного совета Льва Толстого: перед тем, как бездумно следовать правилу, нужно его испытать.

Яснополянская школа, открытая Толстым в 1859 году, была реорганизована с осени 1861 года. В основу ее работы легло мнение Л. Н. Толстого о свободном и плодотворном творчестве детей при помощи преподавателей. Несмотря на кратковременное существование, работа школы, которую Л. Н. Толстой систематически освещал в своем педагогическом журнале «Ясная Поляна», вызвала живой отклик в России и за рубежом и была примером для подражания. Но такое направление учебно-воспитательной работы сельских школ, устроенных при содействии Л. Н. Толстого, вызвало яростное сопротивление со стороны местных помещиков. Начались нападки на школы, посыпались доносы на учителей.

Летом 1862 года в отсутствие Толстого жандармами был произведен обыск в Яснополянской школе. Это очень оскорбило писателя, а в знак протеста Толстой прекратил свою крайне интересную педагогическую деятельность.

В 1869 году Л. Н. Толстой снова с увлечением занялся педагогикой. В 1875 году он составил учебник арифметики и много занимался методикой первоначального обучения и другими вопросами работы народных школ.
В своей статье 1874 года «О народном образовании» он резко критиковал земства за то, что они сдерживают активность крестьян, которые стремятся сами создать сельские школы, предпочитая их тем, которые открывают земства на средства крестьян, недостаточно учитывая при этом интересы крестьянских масс. И хотя в критике земской деятельности по народному образованию Толстой слишком сгустил темные краски, его выступление в защиту права крестьян иметь свой голос при решении вопроса о воспитании их детей было справедливым.

Он также совершенно правильно критикует извращения в деле наглядного преподавания в земских школах и формализма в начальном обучении в казенных училищах.

Выработав свое представление о содержании и методике работы народных школ, Л. Н. Толстой в 70-е годы выдвигает свою кандидатуру в состав земства Крапивенского уезда. Будучи избранным, он развертывает здесь разнообразную деятельность по созданию земских школ и усовершенствованию их работы. Толстой становится руководителем школ большого уезда.

В 70-х годах Толстой снова стал учить детей в Яснополянском доме, разработал проект крестьянской учительской семинарии, которую шутливо называл «университетом в лаптях». В 1876 году он получил от министерства народного просвещения разрешение открыть семинарию, но, не встретив поддержки со стороны земства, не смог осуществить этого проекта.
Последний период педагогической деятельности Толстого относится к 90-м и 900-м годам. Толстой в этот период в основу воспитания ставил свою «толстовскую» религию - признание, что человек носит бога «в самом себе», всеобщую любовь к людям, всепрощение, смирение, непротивление злу насилием, резко отрицательное отношение к обрядовой, церковной религии. Он признает ошибкой свое былое отделение воспитания от образования и считает, что детей не только можно, но и нужно воспитывать (что он отрицал в 60-х годах). В 1907-1908 годах он ведет занятия с крестьянскими детьми. В эти годы Л. Н. Толстой просил допустить его к учительской деятельности в московской вечерней школе для рабочих подростков, но не получил на это разрешение министерства народного просвещения. Закончив в 1869 году печатание «Войны и мира». Толстой не возвратился к замыслу «Декабристов», который привел его к созданию романа-эпопеи об Отечественной войне 1812 года. Творческое воображение художника волновали другие исторические темы. Постепенно творческие интересы сосредоточиваются на времени Петра I. Но в 1870 году работа над романом была едва начата.

Социально-философские, этические, эстетические искания, вообще характеризующие творческий путь Толстого, достигают мучительного напряжения в 70-е годы - период, непосредственно предшествующий перелому в мировоззрении и творчестве художника. Ощущение творческого перепутья, овладевшее Толстым в 1870 году, определило характер всей его деятельности на целое десятилетие.

В 70-е годы, Толстому становится, вполне ясен, переломный характер современной ему эпохи. Сознание того, что «все переворотилось и только укладывается», причем неизвестно, как уложится, что это самый важный вопрос для всякого человека думающего и чувствующего, владеет им неотступно.

«Переворотился» вековой крепостной строй, начал «укладываться» новый, капиталистический порядок вещей, но именно в России ему не суждено было уложиться надолго.

Перед, самим писателем и его положительным героем с трагической остротой встает проблема выбора пути; поиски смысла жизни привадят к пересмотру прежних решений. Одновременно с очевидностью раскрываются неисчислимые бедствия, принесенные новым временем трудовому народу и прежде всего русскому мужику, судьба которого особенно волновала Толстого.

Открывая вновь свою яснополянскую школу и содействуя организации школ по всей округе, Толстой мечтал «спасти тех тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых», которые «кишат в каждой школе» 1 . Он был переполнен безграничной любовью к «маленьким мужичкам», как именовал он крестьянских детей.

Убедившись в том, что за десять лет, протекших после прекращения журнала « Ясная Поляна», «не вышло ни одной книжки», которую бы можно было дать в руки крестьянскому мальчику» 2 , Толстой своими детскими рассказами восполнял этот пробел. С «Азбукой» он связывал самые «гордые мечты», полагая, что несколько поколений русских детей, от мужицких до царских, будут учиться по ней и получат из нее первые поэтические впечатления. «...Написав эту азбуку, мне можно будет спокойно умереть» 3 ,- делился он в 1872 году своими мыслями с А. А. Толстой.

Своей «Азбукой» Толстой не открыл наилучший способ обучения грамоте или простейший путь усвоения четырех действий арифметики. Но помещенными там рассказами он действительно создал целую литературу для детского чтения. Многие из этих рассказов и поныне входят во все хрестоматии и буквари: «Филиппок», «Три медведя», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Кавказский пленник», рассказы о Бульке и др.

Писательская взыскательность к своему труду, вообще в высшей степени свойственная Толстому, в процессе работы над детскими рассказами привела к тщательному обдумыванию и взвешиванию буквально каждого слова. Простота языка и всего художественного рисунка доведена здесь до кристальной ясности.

Стилевое богатство последующего творчества Толстого, создателя «Анны Карениной» и «Воскресения», «Смерти Ивана Ильича» и «Хаджи-Мурата», «Власти тьмы» и «Плодов просвещения», конечно, не укладывается в рамки того, по необходимости примитивного художественного строения, какое являют рассказы для детского чтения.

Но художественные принципы, выработанные в рассказах «Азбуки» («надо, чтобы все было красиво, коротко, просто и, главное,- ясно»), несомненно, оказали затем воздействие не только на стиль «народных рассказов», но также на стиль «Анны Карениной», незавершенных исторических романов и других произведений позднейшего периода деятельности Толстого.

Заключение.

Л. Н. Толстой по-новому взглянул на мир ребенка. Раскрепощенность видения Толстого создавало условие для свободы творчества и защищало его от схематизма и однозначности. Лев Николаевич показал, что взгляд взрослых на ребенка должен быть подлинно гуманистическим, то есть содержать в своей основе любовь как способ мировосприятия и мироотношения. Это наше большое счастье, счастье всего человечества, что Толстой обратился к вопросам педагогики.

Задача школы, семьи, общества - развивать в человеке гуманистические задатки и потребность жить согласно идеям сохранения и продолжения жизни. Школа должна стать школой реального бытия человека и в то же время работать на перспективу духовного обновления. Именно такая возможность кроется в самом содержании учения Льва Николаевича Толстого.

Согласно концепции Л. Н. Толстого, ребенок, сохраняя свободу выбора, делает осознанный шаг в сторону величия разума и чувства, постепенно созидает свой Путь жизни.

Осмысленный выбор своего жизненного пути - это ли не основная задача школы?! Дело не в профориентации, не в перекачке информации от одного к другому, а в формировании такого статуса личности, когда духовно сильная личность готова к испытаниям, может отстоять достоинство, сделать сознательный нравственный выбор.

Сегодня школа, отражая противоречивость общественного развития, должна идти несколько впереди общественного развития. Только тогда она будет формировать личность, созидающую жизнь и творчески работающую на будущее.

Л. Н. Толстой ведет нас путями педагогических исканий, учит видеть истинное счастье в раскрытии индивидуальности каждого ученика. Теперь, столько лет спустя после смерти великого педагога, мы многое можем по-новому понять, оценить; Л. Н. Толстой предстает перед судом времени в величии своего гуманизма и мудрости. И поэтому его имя как великого педагога-гуманиста бессмертно.

Литература:

1. Н.А. Некрасов. Полн.собр.соч.и писем. Т.Х. М. 1952 г.

2. С.Н.Бычков. Толстой в оценке русской критики. М. “Детская литература” 1984 г.

3. К.Н. Ломунов. Лев Толстой. Очерк жизни и творчества. М. “Детская литература” 1984 г.

4. Н.Г.Чернышевский. Письмо Некрасову от 5 ноября 1856 г. М. Гослитиздат, 1949 г.

5. Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. в 90 т. Т. 61, М., «Правда», 1953

6. Арискин И. Т. Вопросы дидактики в творчестве Л. Н. Толстого // Толстой как педагог: Сб. Труд. ТГПИ им. Л. Н. Толстого.- , 2002.

7. Баланюк Г. И. Проблема прочности знаний в дидактических взглядах Л. Н. Толстого // Толстой как педагог: Сб. Труд. ТГПИ им. Л. Н. Толстого.- Тула, 2003.

8. Бондаревский В. Б. Л. Н. Толстой о внимании к личности школьника // Толстой как педагог: Сб. Труд. ТГПИ им. Л. Н. Толстого.- ,2001.

В 1849 году Лев Николаевич, которому тогда было всего 20 лет, начал грамоте в своем родовом имении Ясная Поляна. Но вскоре Толстой вынужден был прекратить эти занятия из-за поступления на военную службу. Возобновил он педагогическую работу в 1859 году, уже будучи известным и участником знаменитой обороны Севастополя. Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских , а также активно содействовал открытию еще нескольких школ в ближайших селах. По собственным словам , он тогда испытывал трехлетнее страстное увлечение этим делом.

К сожалению, прогрессивные (по тем временам) методы преподавания Толстого, а также его регулярные встречи с учителями и единомышленниками показались подозрительными местному начальству. В 1862 году жандармы обыскали дом Толстого в Ясной Поляне, разыскивая улики крамольной деятельности. Лев Николаевич был этим чрезвычайно оскорблен и в знак протеста перестал заниматься педагогикой.

Последующая педагогическая деятельность писателя

Перерыв длился 7 лет. Толстой возобновил занятия с детьми в 1869 году, а в 1872 году была напечатана составленная им книга «Азбука». Еще через три года Лев Николаевич издал «Новую » и четыре «Книги для чтения».

Большое внимание общества привлекла Толстого «О народном образовании», в которой писатель подверг резкой критике деятельность земских по вопросам просвещения крестьян. Впоследствии Толстой в состав одного из земств и внес большой вклад в создание новых школ. Кроме того, он разработал крестьянской учительской семинарии. Сам Толстой шутливо называл такую семинарию «университетом в лаптях». Лев Николаевич представил проект этой семинарии в министерство народного просвещения и в 1876 году смог добиться его одобрения. Однако земские управы отнеслись к проекту Толстого отрицательно. Это нанесло писателю такой сильный психологический удар, что он снова решил прекратить педагогическую деятельность.

Лишь в пожилом возрасте Лев Николаевич вернулся к педагогике. В 90-х годах 19 века он начал пропагандировать свою морально-философскую концепцию воспитания человека и его отношения к жизни и обществу, получившую впоследствии название «толстовства». А в 1907–1908 гг. на пороге своего 80-летия он опять вел занятия с детьми.

Сегодня в Ясной Поляне стартует театральный фестиваль «Толстой Weekend» - свои постановки по мотивам произведений Льва Толстого покажут как российские, так и зарубежные театры. Однако мало кто знает, что писатель, помимо прочего, был ещё приверженцем здорового образа жизни. Главные ЗОЖ-правила Льва Николаевича - ниже.

В сознании многих Лев Толстой - мудрый старец, аскет, посвятивший свою жизнь литературе и благим поступкам: обучению крестьянских детей, помощи неимущим. А знали ли вы, что этот интеллектуал был одним из главных трендсеттеров своего времени, популяризатором спорта, любителем модных экспериментов и первооткрывателем всего самого нового и актуального? Великий русский писатель, при жизни ставший классиком и живой легендой, находился в центре внимания современников не только благодаря своим литературным трудам, но и активному и осознанному образу жизни. Мы разобрали принципы здорового образа жизни Льва Николаевича и можем с уверенностью сказать: даже полтора века спустя стоит многому у него поучиться.

Л.Н. Толстой, 1900-е годы // фотография из фондов музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» ©

Распорядок дня и тайм-менеджмент

Залог здоровья и долголетия - правильный распорядок дня, а он требует самодисциплины и силы воли. Толстой выделял три вида воли: телесную, чувственную и разумную. Главным видом воли писатель называл последний, но считал необходимым развивать все три одновременно. Из его дневниковых записей следует, что зачатки телесной воли есть у каждого, поэтому при должном стремлении развить её не составит труда.

В первую очередь Толстой советует составлять список дел на день, в котором нужно обязательно отводить время на физическую активность, а также на умственные занятия - чтение книг, изучение чего-то нового. Необходимо чётко следовать плану. Ещё одно правило - контроль сна: важно найти оптимальное для себя время и не нарушать режим. В обязательную утреннюю программу писателя, независимо от настроения или погоды, входила зарядка и долгая прогулка - пешком или верхом. Днём Лев Николаевич непременно работал несколько часов у себя в кабинете в полном уединении. Перед обедом, который начинался около пяти часов дня, были прогулки и занятия спортом. Вечером все домашние и гости читали книги, играли в шахматы и устраивали камерные концерты.

Чёткое планирование времени, следование распорядку дня, смена видов деятельности тренируют силу воли и развивают ум, а утренняя гимнастика даёт заряд бодрости на весь день и повышает продуктивность. Очень важно не только составлять планы на день, но и анализировать их выполнение, как это делал Толстой. Таким образом можно начать планировать своё время не только на неделю, но и на более длительные промежутки, постепенно достигать целей, которые раньше казались недостижимыми.

Гимнастика

В своих дневниках Толстой часто отмечал, что для развития телесной воли нужно «регулярно делать движения» . Писатель каждый день находил время для зарядки и физических упражнений, предпочитая заниматься на свежем воздухе - недалеко от дома стояла «садовая гимнастика» с кольцами и турником. С лёгкостью писатель выполнял упражнение, получившее в семье название «Иван Михайлович». Для этого нужно было повиснуть на руках на перекладине, просунуть между ними ноги и, приподнявшись, сесть на перекладину. Лев Николаевич любил и упражнения с гантелями, не без гордости вспоминал о том, как в молодости мог креститься двухпудовыми гирями.

Во многом благодаря занятиям гимнастикой писатель оставался в прекрасной форме до самой старости. Он приучал к этому занятию своих детей: по утрам они все вместе делали зарядку, часто практиковали шведскую гимнастику. Перед домом Толстой установил «гигантские шаги» - своеобразную детскую карусель, но чтобы на ней покататься, нужно было прикладывать определённые физические усилия.

Возьмите за правило, как и Лев Толстой, заниматься гимнастикой каждый день. Регулярные занятия хотя бы по 15 минут в день способствуют всестороннему физическому развитию, совершенствуют координацию движений, тренируют выносливость, улучшают работу нервной системы, ускоряют кровоток, активизируют обменные процессы и формируют осанку. И помните: крепость тела рождает бодрость духа.

Теннис

Игры объединяли всех членов семьи: в них участвовали и взрослые, и дети - начинали обычно после обеда, а заканчивали затемно. Писатель увлёкся теннисом во второй половине 1890-х годов. Он играл увлечённо, с азартом и поразительной ловкостью.

Описав в романе «Анна Каренина» эпизод с игрой в лаун-теннис, Лев Николаевич предопределил моду на этот вид спорта. Писателю удалось представить на страницах романа диковинную в то время игру со знанием опытного теннисиста: «Стали играть в lawn-tennis. Игроки, разделившись на две партии, расстановились на тщательно выровненном и убитом крокетграунде, по обе стороны натянутой сетки с золочёными столбиками < …> Свияжский и Вронский оба играли очень хорошо и серьёзно. Они зорко следили за кидаемым к ним мячом, не торопясь и не мешкая, ловко подбегали к нему, выжидали прыжок и, метко и верно поддавая мяч ракеткой, перекидывали за сетку» .

Игровые виды спорта - это идеальный способ зарядиться энергией, отдохнуть и потренироваться. Учёные доказали, что во время спортивных игр стимулируется выработка гормона счастья, снижается риск развития гипертонии и множества других расстройств, спровоцированных стрессом. Всё это приводит к балансу энергии в организме. В своём дневнике Толстой оставил запись о том, что наслаждается игрой, как ребёнок. Советуем последовать примеру писателя: выбирайте командную игру по душе и занимайтесь спортом отдыхая.

Игра в лаун-теннис. Ясная Поляна // фотография из фондов музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» ©

Вегетарианство

В 55 лет Лев Толстой стал вегетарианцем. Во многом это было связано с периодом духовного кризиса писателя, ознаменованного поисками смысла человеческой жизни. Одним из поводов отказа от мяса стало посещение Толстым скотобойни. Вегетарианство для Льва Николаевича - это логичное продолжение его философского учения о безнравственной природе любого насилия.

Писатель был не строгим вегетарианцем: позволял себе яйца и молочные продукты. При этом его рацион был очень прост: он мог выпить за день до трёх бутылок кефира и съесть до пяти яиц, также он любил овсянку, рисовое пюре и дутый пирог. Толстой активно пропагандировал принципы вегетарианства в России: способствовал развитию журнала «Вегетарианство», поддерживал открытие вегетарианских трактиров и гостиниц, был почётным членом многочисленных вегетарианских сообществ. Во многом благодаря влиянию Толстого от мяса отказались Николай Ге, Илья Репин и Николай Лесков.

При этом Лев Николаевич верил, что важнейшую роль для духовного роста играет отказ не только от мяса, но и от огромного количества ненужных вещей, прихотей и вредных привычек, к которым в первую очередь относятся праздность и обжорство. Поэтому если вы не готовы отказаться от мяса, то начните с правильного питания, осознанного отношения к еде и окружающей природе в целом. «Отгоняй от себя всё то, что мешает тебе видеть свою связь со всем живым» , - писал Толстой.

Байкинг

Толстой по-настоящему удивил своих современников и членов семьи, когда в 67 лет начал ездить на велосипеде. На заре развития этого спорта в России Московское общество велосипедистов преподнесло писателю в качестве подарка велосипед английской фирмы Rover. Лев Николаевич быстро его освоил и вскоре свободно ездил не только по улицам Москвы, но и совершал длительные поездки из Тулы в Ясную Поляну. Толстой стал лицом новой спортивной моды: любители велосипедного спорта с восторгом принимали увлечение классика - это подтверждает статья в журнале «Циклист», посвящённая Толстому и его детям-велосипедистам.

Так как в XIX веке многие считали езду на велосипеде вредной, занятия Толстого не одобряли некоторые его знакомые и даже жена Софья Андреевна. Но в XXI веке уже доказано, что тренировки на велосипеде укрепляют мышцы, улучшают дыхательные процессы и положительно влияют на обмен веществ. Писатель видел в этом спорте пользу не только для развития тела, но и для ума. Он считал, что езда на велосипеде позволяет отдохнуть от мыслей. Так как нужно следить за неровностями дороги и препятствиями на пути, мозг полностью сконцентрирован на одном процессе и ни на что не отвлекается. Концентрация - один из способов развития «воли разума» . Когда будете ехать на велосипеде, постарайтесь тоже ощутить это состояние полной сосредоточенности.

Прогулка в седле - великолепный инструмент эмоциональной разрядки и борьбы со стрессом. Учёные доказали, что спокойная прогулка верхом равноценна спортивной ходьбе, а езда галопом - пробежке. При этом нагрузка на позвоночник и суставы существенно ниже, благодаря чему конный спорт стал одним из наиболее подходящих видов терапии после травм. Верховая езда укрепляет осанку, при регулярных тренировках формируется привычка держать спину ровно, улучшается обмен веществ. Прогулки верхом эффективны при ортопедических заболеваниях и нарушении координации движений.

Всю свою жизнь Толстой оставался активным человеком. Для него занятия спортом были не просто способом оставаться в форме, но и одной из важнейших составляющих ежедневной работы над собой. На своём примере Лев Николаевич доказал, насколько важно следовать простым правилам здорового образа жизни, уметь по-детски радоваться, проводить каждый день с пользой и становиться лучше.

Чертков В.Г. На прогулке. 1909 г. // фотография из фондов музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» ©




Top