Литература и мировая художественная культура. Мировая художественная культура

Программа.

Мировая художественная культура. IX - XI классы

Пояснительная записка

Мировая художественная культура - предмет, рассматри­вающий общие закономерности развития художественной культуры, составляющие ее различные виды искусства в их взаимосвязях, жизненные корни искусства, его активную роль в жизни людей.

Научная концепция, рассматривающая культуру как механизм социального наследования, утверждающая особую, ничем не заменимую роль искусства в передаче от поколения к поколению духовных ценностей, определила принципы построения про­граммы «Мировая художественная культура», содержание и мето­дическую систему преподавания ее в школе. Цель предмета - силой воздействия различных искусств в их комплексе формиро­вать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую восприимчивость в особо ответственный возрастной период

развития - период перехода к самостоятельности.

Задачи преподавания мировой художественной культуры состоят в том, чтобы, создавая условия для живого общения учащихся с произведениями мирового искусства на уроке,

внеклассных занятиях и во внешкольной жизни,

Обогащать их духовный мир, воспитывать чувства и, вооружая их опытом поколений, помочь молодым людям «от­крыть в себе человека» (Достоевский);

Развивать у них понимание искусства, способность быть читателем, зрителем, слушателем, т. е. способность и стремле­ние воспринимать художественную культуру в течение всей жизни. С этой целью - дать сумму знаний по предмету, помога­ющих раскрыть перед учащимися наиболее важные закономер­ности сложного процесса развития мировой художественной культуры, распознать особенности образного языка искусств.

Все это позволит воспитывать у школьников любовь к искусству, способность наслаждаться красотой, испытывать чувство счастья от общения с прекрасным;

Пробуждать активное стремление утверждать красоту человеческих отношений в повседневной жизни, в трудовой деятельности и нетерпимость к безобразному во всех проявле­ниях жизни;

Развивать у школьников воображение, творческие спо­собности.

Курс мировой художественной культуры, адресованный старшеклассникам и призванный завершать, наряду с литерату­рой, систему их духовного воспитания средствами искусства в школе, интегративен по своей сути. Интеграция лежит в основе курса и является принципом построения его программы. В курсе комплексно и синхронно изучается отечественная и зарубежная художественная культура и различные виды искусств: литера­тура, изобразительное искусство, музыка, кино. Каждое искус­ство «живет» в курсе по своим законам, но между ними устанавливаются теснейшие идейно-нравственные и эстетиче­ские связи, обусловленные жизнью эпохи и общими закономер­ностями развития искусства.

Принципы историзма и опоры на творческий метод - два других основополагающих принципа построения программы - эффективно решают задачу установления таких связей.

Принцип историзма позволяет раскрыть перед учащимися закономерности развития мировой художественной культуры, обеспечивает понимание школьниками глубокой зависимости художественных явлений от явлений общественной жизни. Ученика убеждает в этом не только исторический опыт челове­чества, сконцентрированный в-произведениях искусства, но и современное состояние культуры, отечественной и мировой, увиденное, эмоционально прочувствованное и понятое сквозь призму этого жизненного опыта.

Принцип опоры на творческий метод позволяет развернуть перед учащимися широкое поступательное развитие различных искусств в их идейных и художественных взаимосвязях, выявить духовные, нравственные и эстетические доминанты времени, центрирующие культуру идеи, объединяющие творчество деяте­лей различных искусств данной исторической эпохи.

С позиции историзма раскрываются идейные и эстетические причины появления и смены творческих методов, таких, как классицизм, романтизм, реализм, символизм, сюрреализм и другие методы, черты преемственности и новаторства в них.

В творческом методе, который сознательно, а чаще интуи­тивно использует художник, создавая свое творение, проявля­ются его мировоззрение и тот принцип отбора художественных средств, который с наибольшей полнотой позволяет ему выра­зить и донести до современника свои идейные и эстетические идеалы. Так, опора на творческий метод позволяет ввести ученика в мир самого искусства, углубить его понимание языка различных искусств.

Как уже было сказано, в программу включены лить ше­девры, созданные творцами различных народов, но являющиеся достоянием всего человечества. В то же время представляется принципиальным завоевания отечественной культуры не рас­творять в общем потоке, а выделить в отдельные темы, что позволяет решать важные воспитательные и образовательные задачи. Одна из них состоит в следующем. Искусство, в котором

звучит родное слово, запечатлены чувства и устремления людей своего отечества, ближе, понятнее и воспринимается острее. Это позволяет создать условия для диалога культур не только различных исторических эпох, но и внутри одной эпохи, в данном случае - отечественной и зарубежной; выявить общее и своеобразное, которое сосуществует в каждой национальной культуре, обусловлено исторической судьбой, психическим складом, традициями духовной жизни народа.

Кроме того, следует иметь в виду, что программа разрабаты­валась для школ России и, естественно, в ней доминирует отечественное искусство. Но интегральный принцип построения программы позволяет легко включить в темы изучения русской культуры произведения, созданные творцами других народов нашей страны, творивших в данный исторический период.

Интегративный принцип построения программы мировая художественная культура в сочетании с принципами историзма и опоры на творческий метод открывают широкие возможно­сти для мобилизации глубоких и разносторонних связей с предметами гуманитарного и эстетического циклов. Про­грамма и методика преподавания мировой художественной культуры требуют использования знаний, умений, навыков и впечатлений, полученных учащимися по литературе, истории, изобразительному искусству и музыке в младших и средних классах, обобщают и углубляют их, завершают их формирова­ние в школе.

Программа и методика преподавания мировой художествен­ной культуры реализуют комплексную систему классных, вне­классных и внешкольных занятий учащихся искусством. В ходе преподавания идет процесс интеграции впечатлений и инфор­мации, полученных учащимися из внешкольных источников, их отбор, обобщение и оценка. Все это позволяет воссоздать в представлении старшеклассников целостную картину эпохи, широкое полотно жизни, активно и разносторонне влиять на воспитание чувств молодых людей.

Цель и задачи преподавания мировой художественной куль­туры в школе - формирование личности старшеклассника силой воздействия различных искусств - потребовали опреде­лить еще один важнейший принцип построения программы: знания, необходимые ученику для общения с искусством, для понимания его языка, причин изменения художественных форм, раскрываются в курсе в процессе непосредственного общения учащихся с искусством, «изнутри» искусства и с опорой на законы искусства. Этот принцип реализуется в структуре про­граммы, в содержании тем, в логике построения разделов, в кратких методических рекомендациях, содержащихся в них.

Программа МХК состоит из трех частей. В первой части (IX класс) изучается мировая художественная культура XVIII - 50-х гг. XIX в., во второй (X класс) - рассматривается художе­ственная культура 60-х гг. XIX - начала XX в., в третьей

(XI класс) - художественная культура новейшего времени. Такое деление курса соответствует периодизации, принятой в настоящее время в исторической науке.

В программе восемь разделов. Каждый раздел - определен­ная эпоха в истории человечества-и этап в развитии мировой художественной культуры. Раздел начинается вводным уроком, на котором в памяти учащихся восстанавливаются важнейшие события времени, известные им из курса истории. На этой канве жизни происходит встреча учащихся с произведениями различ­ных искусств, творцы которых жили в одну эпоху. Определена последовательность: от более понятных образов литературы к изобразительному искусству и музыке; сначала общие для различных стран явления мировой культуры, затем важнейшие закономерности развития культуры отечественной.

Идейно-нравственные и эстетические проблемы выдвига­ются на первый план. В них -проблемы, волновавшие людей эпохи, и «вечные вопросы» жизни, на которые стремится найти ответ сидящий в классе молодой человек, только еще определя­ющий свой жизненный путь. К решению этих вопросов ученик подводится постепенно, в процессе непосредственного обще­ния с искусством, когда он читает, слушает, рассматривает - сопереживает... Содержание тем, отбор произведений, их анализ - все нацеливает учителя на постановку этих вопросов.

На основе полученных впечатлений и знаний будет стро­иться новый раздел курса - новое звено в цепи - необходимый этап познания: познания искусства и познания жизни.

Заключительный раздел программы содержит произведения, на наш взгляд, самые значительные, в которых нашли отражение важнейшие проблемы современности. Какие из этих произведе­ний будут жить в веках покажет время. Поэтому целесообразно знакомство выпускников с художественной культурой последних трех десятилетий организовать в форме их самостоятельной работы, а для подведения итогов этой работы проводить свобод­ные дискуссии. Примерные темы дискуссий даны в конце программы. Если во время дискуссий выпускник школы будет доказательно обосновывать и отстаивать свое понимание произ­ведения, свое отношение к заключенным в нем нравственным и эстетическим проблемам и художественным ценностям, выражая свои жизненные позиции, то станет очевиден и уровень его нравственно-эстетического развития - итог работы учителя, преподающего мировую художественную культуру.

Разговор о проблемах, связанных с искусством, строится на произведениях, с которыми ученики - участники дискуссий - хорошо знакомы (среди них могут быть и произведения, не включенные в заключительный раздел программы и выбранные выпускником самостоятельно). Важно, чтобы сами произведе­ния «участвовали» в дискуссии: звучали музыкальные произве­дения или фрагменты из них, стихи или фрагменты прозаиче­ских произведений, демонстрировались слайды. На такую орга-

низацию дискуссий нацеливает учителя развернутое содержа­ние тем программы и методика преподавания предмета.

Программа курса открывает большие возможности для творчества учителя. В каждой ее теме учитель найдет краткие методически? рекомендации, которые помогут в разработке уроков, В них прочерчены преемственные связи; дано возмож­ное направление анализа произведения искусства в тесном единстве содержания и формы, которое позволяет сохранить целостное его восприятие. Высказывания творцов искусства, включенные в текст программы, могут стать ключом к построе­нию урока, главной его идеей. Выбирая для занятий наиболее целесообразную форму (это могут быть уроки-путешествия с героями по страницам романа, уроки-концерты, уроки-дискус­сии; заключительные уроки разделов могут проводиться в виде турниров знатоков мировой художественной культуры), учитель организует живое общение учащихся с произведениями миро­вого искусства, вовлекает их в мир художественных образов. Важно, чтобы само произведение искусства, которое всегда будет главной частью урока, было близко самому учителю. Только тогда оно сможет взволновать ученика и заставить его задуматься над проблемами собственной жизни.

С учетом этого обстоятельства, а также возможностей школы класса, в программе предусмотрена вариативность подходов в преподавании курса. Учителю предоставлена возможность заменить в теме произведение, предложенное для разбора на уроке, или даже предпочесть другого автора из числа произведений и авторов, которые включены в дополнительный материал (см. «Варианты»). Они не менее значительны, чем те, что включены в тему, и позволяют успешно решать воспитательные и образовательные задачи курса.

Все уроки и занятия по предмету «Мировая художественная культура» (классные и внеклассные) предполагают и требуют не только творческого отношения к ним учителя, но и творчества ученика. Ведь только человек с развитым творческим воображе­нием способен воспринимать искусство, общаться с ним, способен к сопереживанию. На этом основана методика препо­давания предмета.

Программой предусмотрены и специальные часы (см. «При­ложение к программе...») для так называемых «уроков твор­чества», формально не связанных с содержанием тех тем, которые в данное время преподаются в классе. Это могут быть уроки-импровизации на заданную тему, выраженную сред­ствами литературы, музыки или изобразительного искусства; уроки-концерты, посвященные творчеству любимых поэтов, художников, музыкантов; уроки-размышления или уроки-ди­скуссии о проблемах современного искусства. Такие уроки важны для развития воображения, творческих способностей, вкуса, способности к самовыражению - всего того, что и определяет понятие «духовно богатая личность».

IX класс (70 ч). Часть первая.

Мировая художественная культура XVIII - 50-х гг. XIX в.

Введение

Общее понятие о культуре. Ее роль в жизни людей и особенности исторического развития. Понятие «художествен­ная культура». Функции художественной культуры в жизни людей, роль в духовном развитии человечества, в его освобожде­нии от всех форм духовного и физического рабства. Общее и различное в развитии национальных культур. Их связи и взаимообогащение.

Искусство и наука как явления духовной культуры и как средства познания жизни. Воздействие искусства на умы и сердца людей. Непреходящее значение гениальных творений искусства. Виды искусств. Их особенности. Взаимосвязь видов искусств.

Раздел I. Культура эпохи Просвещения

Общая характеристика периода 1

Восемнадцатое столетие как исторический период и эпоха в развитии мировой художественной культуры. От Возрождения к Просвещению. Просветители и просветительское движение. Общее в задачах Просвещения различных стран и народов и национально-историческая специфика. Всесторонняя критика общественной жизни с позиции всесильного Разума. Поиски идеала справедливого устройства общества.

Искусство и его роль в утверждении просветительских идей. Творческий метод и направление как воплощение в искусстве идейно-нравственного и эстетического идеала эпохи - культур-

1 Здесь и далее в вводных темах «Общая характеристика периода», которыми начинается каждый раздел в программе, опускаются события и факты, изученные на уроках истории, но которые несомненно будут привлечены для создания в представлении учащихся духовного образа эпохи, ее менталитета. Отсылаем учителя к соответствующим страницам программы и учебников истории.

7 Заказ 2461

ной доминанты исторического периода. Их проявление в твор­честве художников разных стран, произведениях различных видов искусства.

Тема 1. Идеи Просвещения в зарубежной литературе

Особенности английской буржуазной революции и их влия­ние на творчество просветителей. Стремление писателей при­близить литературу к реальной жизни, активно вмешаться в нее. Утверждение идей Просвещения в реальных образах самой жизни. Культ Разума. Антицерковная направленность. Про­блема идеального героя. Роман - ведущий жанр литературы Просвещения.

Основные жанры литературы Просвещения (философский роман, философская повесть, мемуары, романы в письмах, записки, дневники, автобиографии). Сочетание художествен­ного и научного, роль документального факта. Рационализм и художественное преображение жизни. Английский просветительский роман. Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - роман-притча о человеке. Гимн труду, ясной человеческой мысли, способности человека преодолеть все трудности. Буржуазные черты идеального героя Дефо. Идея робинзонады. Композиция и язык романа.

Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера». Сатира на англий­скую действительность. Грозное предупреждение писателя об­ществу, живущему по законам иеху. Поиски Свифтом идеаль­ной формы справедливого общественного устройства. Поле­мика с Дефо, осмеяние буржуазных идеалов., которые Дефо поднимает до идеалов общечеловеческих. Опровержение робин­зонады. История иеху. Особое место Свифта в идеологии Просвещения.

Сатирические приемы в романе. Значение фантастических образов и ситуаций для подчеркивания абсурдности происходя­щего. Образ Гулливера - дальнейшее развитие образа положи­тельного героя, созданного Дефо. Новое в образе Гулливера по сравнению с Робинзоном Крузо.

Точность, документальность деталей в романах о Робинзоне: и Гулливере. Значение этого художественного приема для создания впечатления реальности, правдоподобия, а также абсурдности (у Свифта) того, что происходит. Роман Свифта и его влияние на утверждение жанра сатирико-фантастического романа в мировой литературе. Произведения Дефо и Свифта сегодня.

Литература французского Просвещения. Открытая тенден­циозность творчества. Проблема «естественного человека».

Классицизм в литературе. Этапы развития. Просветитель­ский классицизм. Использование мифологических сюжетов для выражения актуальных идей, Регламентация и ее исторические причины.

Вольтер. Драмы Вольтера («Брут» и др.). Философская повесть «Кандид». Обличение феодального общества, его идео­логии. Эльдорадо, идеальная мечта Вольтера,- просветитель­ская утопия. Радость созидательного труда как путь к свободе и счастью. Вольтер и Свифт.

Особенности Просвещения в Германии. Пробуждение на­ционального самосознания народа, призыв к объединению - главная задача просветителей в Германии. Тираноборчество. Движение «Бури и натиска». Вера в человека, в величие его разума. Осуждение всего, что мешает развитию чувств «есте­ственного человека», лучших его природных качеств.

Творчество И. В. Гете в период «Бури и натиска». Герои раннего Гете - Прометей и Вертер (неоконченная драма «Про­метей» и роман «Страдания юного Вертера»). Прометей Гете - художник, мастер, созидатель, борец против всех форм угнете­ния, творящий людей по своему подобию, род, равный богам.

Вертер - новый герой в творчестве Гете, «мученик мятеж­ный» (А. Пушкин), который отказывается от борьбы, гибнет, добровольно уходит из жизни. Закономерность появления та­кого героя в немецкой литературе конца XVIII в.

Ф. Шиллер. Идеи коварства и любви в драмах «Разбой­ники» и «Коварство и любовь». Социальная и политическая направленность ранних драм Шиллера. Заключенные в них обличительный пафос и утверждение высоких гуманистиче­ских идеалов. Художественное своеобразие этих произведений (красочное изображение реального быта, простой, разговор­ный, иногда грубоватый язык персонажей в сочетании с пафосом речей главных положительных героев - «рупоров духа времени»).

Карл и Франц Мооры - герои драмы Шиллера «Разбой­ники». Путь Карла от пламенного протеста против феодального беззакония, власти тиранов, от призыва к борьбе за республику к трагическому осознанию несостоятельности избранного им метода борьбы. Франц Моор и философия человеконенавистни­чества. Франц Моор Шиллера и Прометей Гете.

Творчество Ф. Шиллера и русское общественное движение. Драмы Шиллера на русской сцене.

Название: Мировая художественная культура. ХХ век. Литература.

В книгу включены материалы, дающие целостное представление о развитии литературы и филологической мысли в ХХ в. в России, странах Европы, Северной и Латинской Америки, Австралии, Азии, Африки. Авторы уделяют внимание максимально широкому кругу направлений развития литературы этого времени, привлекая материалы, не включавшиеся ранее в книги и учебники по мировой художественной культуре.
Для учителей мировой художественной культуры, литературы, старшеклассников, студентов гуманитарных факультетов средних специальных и высших учебных заведений, а также для широкого круга читателей, интересующихся историей культуры.

«Не календарный - настоящий» XX век начался для большинства стран мира на 13 лет позже 1901 г. -с первыми выстрелами Первой мировой войны. Новый век начал с кровопролития. Затем последовали революции, разрушившие тысячелетний уклад жизни, гражданские войны, Вторая мировая война (1939-1945 гг.), открывшая перспективу тотальной атомной катастрофы. Предчувствие грядущего кризиса появилось уже в конце XIX в. Особенно остро оно воплотилось в философии Фридриха Ницше.
Фридрих Ницше (1844-1900) - выдающийся немецкий философ. Деятельность Ницше оборвалась в 1889 г. в связи с душевной болезнью. В «Рождении трагедии из духа музыки» (1872) он противопоставил два начала бытия: «дионисийское» (жизненно-оргиасти-ческое) и «аполлоновское» (созерцательно-упорядочивающее). Философ выступал с критикой культуры («По ту сторону добра и зла» (1886)). В мифе о «сверхчеловеке» культ сильной личности сочетался с романтическим идеалом «человека будущего» («Такговорил Заратустра» (1883-1884); «Воля к власти» (1889-1901)), бросившего вызов европейской просветительской идеологии, основанной на позициях рационализма, гуманизма, демократизма.

СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1. Литературный процесс в странах Западной Европы, Северной и Латинской Америки, Австралии в XX в 16

«Век XX - век необычайный» 17
Литература в контексте мирового культурного процесса XX в 22
Искусство слова в теориях языка и культуры 22
«Открытие* мифа 23
Миф как особое состояние сознания 23
Порождение современного мифа (Р. Барт) 25
Феномен игры 28
Универсальная категория жизни 28
«Игра в бисер* (Г. Гессе) 30
Открытия филологов первой половины XX в 32
Ars poetica 32
Идеи М. М. Бахтина и современное гуманитарное знание 34
Карнавал и смеховая культура 36
Доброта эстетического 37
Формальный метод 38
Филологические идеи Ю. Н. Тынянова 39
Развитие филологии во второй половине XX в 42
Структурализм 42
Наука о знаках 44
Теории Р. О. Якобсона 45
Семиотические школы 45
«Внутри мыслящих миров* (Ю. М. Лотман) 47
Жизненный путь ученого 47
Летние школы 48
Понятие «семиосфера* 49
«Всеядный* постмодернизм 51
Постмодернистская теория 51
Симулякр, ризома, «творящий Хаос* 54
Что такое «массовая литература*? 57
«Прошлое - будущему* (Д. С. Лихачев) 61
Судьба ученого 61
Культура как целостность 63
«Великая традиция* 65
Литература 67
Разрушение классического канона 68
Три кита 68
«Ожившее воспоминание* (М. Пруст) 69
«Все в сознании* 69
Поэтика художественного созерцания 70
«Модернизированный миф* (Дж Джойс) 72
Жизненный путь 72
Путешествие в душу героя 72
Современная «Одиссея* 74
«Голый среди одетых* (Ф. Кафка) 77
Данте XX века 77
Единственная и незаменимая 79
Грозный подземный гул 80
Декаданс: культ «сверхчеловека* 82
Эстетическая концепция 82
Певец «великой Италии* (Г. Д"Аннунцио) 82
Символизм: постижение мирового единства 85
Путь к познанию незримого 85
«Король поэтов* 86
«Магический пророк* 87
«Трагическая музыка* творчества Р.-М. Рильке 90
Преданность поэзии 90
Лирические циклы 92
Сюрреализм: «изгнание* логики 94
«Больше, чем действительность* (Г. Аполлинер) 94
Андре Бретон - теоретик сюрреализма 95
О дремлющих в душе чудовищах 96
«Сказать свою душу* стихами 97
«Гений боли* (А. Йожеф) 97
«Растворившийся в таинственном потоке* (Г. Сеферис) 98
«Светоч поэта - противоречие* (Ф. Гарсиа Лорка) 101
Дадаизм: художественное хулиганство 104
Вызывающая бессмыслица 104
Языковой хаос 104
Экспрессионизм: «сквозь границы невозможного...* 106
Искусство выражения 106
Мистическое откровение (Г. Мейринк) 107
Натурализм: «все - в Природе* 109
«Физиологический роман* (Э. Золя) 109
Пластичность словесного описания 110
Романтик от натурализма (Т. Драйзер) 112
Судьба романа в литературе XX в 114
«Вечный* жанр 114
«Интеллектуализация* прозы 116
Сопротивление Хаосу (Т. Уайлдер) 117
Красота гуманизма (Т. Манн) 120
Жизненный и творческий путь 120
Художник перед выбором («Доктор Фаустус*) 122
«Взгляд изнутри* (Р. Музиль) 124
Особенности художественного мира 124
«Человек без свойств* 124
Мифологизм и жанр романа (У. Голдинг) 126
«Между светом и тьмой...* 126
Разочарование в просветительском идеале 128
Творение мифологического мира (Р. Р. Толкин) 130
Пророческое предупреждение 130
Память - великая ценность культуры 131
Совсем не детская «детская литература* 133
В волшебном мире Муми-дола 133
Озорники Астрид Линдгрен 134
Великий медвежонок 137
Североамериканский эпос 139
Создатель «округа Йокнапатофа* (У. Фолкнер) 139
«Литературный плотник* 140
Энциклопедия американского образа жизни 142
О жизни «маленьких американцев* (О1 Генри) 142
Любовь к жизни (Дж Лондон) 144
Суть «конкретной нравственности* (Р. П. Уоррен) 147
«Потерянное поколение* 149
Ностальгия по цельности 149
Опыт прозрения (Э. М. Ремарк) 149
«И после войны нет мира* 151
Жизнь как приключенческий роман (Э. Хемингуэй) 153
Калейдоскоп поразительной судьбы 153
«Папа Хэм* 155
Текст как «айсберг* 156
Летописец «века джаза* (Ф. С. Фицджеральд) 158
Блеск «сладкой жизни* 158
Исповедь писателя 159
«Двойное зрение* (Я. Гашек) 160
«Простак* против милитаризма 160
«Кажимость* и сущность 161
«Продолжение следует...* 162
Духовное освоение «Великой Австралийской пустыни* 163
Художественный метод Патрика Уайта 163
Хроника дней и трудов 163
Экзистенциализм: философия существования 165
«Прорыв к Другому* 165
«Бунтующий человек* (А. Камю) 166
Ж.-П. Сартр и «сартризм* 168
Постмодернистские метаморфозы 170
Трагедия отчуждения (П. Зюскинд) 171
Нобелевская премия по литературе 172
Литература 174
Литература Латинской Америки 176
Поэзия и проза «таинственного континента* 176
Жажда социальной справедливости (Ж. Амаду) 178
Притча о жизни (П. Коэльо) 179
Великий библиотекарь 181
Жизненный путь Хорхе Луиса Борхеса 181
Лабиринты культуры 182
Загадки творчества Хулио Кортасара 184
Между реализмом и фантазией 184
Игры с читателем 184
Интеллектуальное пространство писателя 185
На грани реальности и мистики (К Кастанеда) 187
Тайна жизни и творчества 187
«Путь с сердцем* 188
«Состояние необычной реальности* 189
Духовное ученичество 190
Гений чилийской поэзии (Пабло Неруда) 193
«Костер одиночества* 193
«Местожительство - Земля* 194
Магический писатель (Габриэль Гарсия Маркес) 196
«Море исчезающих времен* 196
«Сто лет одиночества* 197
Литература 199
Литература в «постиндустриальном обществе» 200
«Человек информационный*, «человек потребляющий* 200
Вирус потребительства 201
«На обочине* (бит-культура) 203
«Поколение разбитых* 203
Побег от благополучия (У. Берроуз) 204
Тайнопись художника (Дж Сэлинджер) 206
Ненависть к пошлости 206
Влияние дзен-буддизма 206
«Антироман* 209
Декларация «асоциального* искусства 209
Спасительный комизм «черного юмора* 210
«Перевернутая утопия* 212
«Культуру рождают боль и мужество* 214
«Истина - жизнь* (А. де Сент-Экзюпери) 214
Поэты Варшавского восстания 215
Развенчание прогресса 219
Концепция «бессмысленности* (Г. Бёлль) 219
Язвительный критик повседневности (Г. Грасс) 220
«Счастье мимолетно и лживо...* (Ф. Саган) 223
Восстание против прагматизма (Р. Бах) 225
Превращение в «заводной апельсин* (Э. Бёрджесс) 227
«Путешествие в себя* (рок-поэзия 1960-70-х гг.) 229
«Популярный* жанр 232
«Обширное пространство детектива* 232
Алхимическое действо (П. Хёг) 233
«Иные миры* научной фантастики 234
Зоопарк на кончике пера 235
Стоит ли сегодня изучать литературу? 237
Литература 239
Часть 2. Русская литература в контексте культурных процессов XX в. 240
«Серебряный век»> как уникальное явление русской культуры 241
Русский культурный ренессанс 241
Эпоха беспокойства и исканий 241
В поиске единства жизни 242
Влияние философских идей 243
«Русская идея* (Н. А. Бердяев) 244
«Симфоническая личность* (Л. П. Карсавин) 245
Поэтическая философия 246
«Философский пароход* 248
Многообразие художественных поисков 250
Литературные течения и школы 250
Модернизм: обновление художественной формы 250
Особенности русского декаданса 252
Неореализм: на стыке контрастных методов 253
Литература, рожденная кризисом 253
Новый тип повествования 254
«Ищу я сочетанья прекрасного и вечного* (И. А. Бунин) 256
«Вот этот небосклон вместить в созвучия...* 256
«Возврат в вечное* 256
Автобиография вымышленного героя 257
«Обостренное ощущение Всебытия* 258
Русский символизм 260
«Тень несозданных созданий...* 260
Философия Всеединства 260
Предсимволизм 261
Старшие символисты 263
«Новые поэты* 263
Поиски Бога 263
Мужской характер 265
«Отточенность стиха* 266
Младосимволизм 268
Продолжениетрадиций 268
Психологический символизм 269
«Симфония* слова (Андрей Белый) 271
Восхождение к душе читателя 271
Реалистический символизм 271
«Символы автобиографии* 272
Разрушение мифа о Петербурге 273
Теоретик символизма 274
Акмеизм 276
Возвращение к реальности 276
Овеществление переживаний 276
Реформатор символистской поэтики (Н. С. Гумилев) 278
Мечта о дальних странах 278
«Волшебница суровая* 279
«Я женщиною был тогда измучен...* 280
Чуткость кдвижению времени (О. Э. Мандельштам) 282
Поэзия истории 282
«Сумерки свободы* 282
Футуризм 284
Будущее против прошлого 284
Манифест как форма художественной рефлексии 285
Родина футуризма 286
Непримиримые разногласия 286
Кубофутуризм: всегда против 288
Математико-лингвистическая поэзия 289
Эгофутуризм: вечный круг 291
«Я, гений Игорь Северянин* 291
«Мезонин поэзии* 292
«Центрифуга*: «блеск сплетныхрук* 293
«Так начинают жить стихом* (Б. Л. Пастернак) 295
«Рассыпание мира* 295
«Зверь в загоне* 296
Имажинизм 297
«Образ, как нафталин* 297
Эксперименты с художественным образом 298
Последний имажинист 299
Новокрестьянские поэты 301
Миф о Руси-хранительнице 301
«Пришелец* из Олонца 302
«Последний Лель* 303
Познание мировой культуры (М. А. Волошин) 305
Земледелец строитель, художник, поэт 305
Вера в человека 306
«Моим стихам... настанет свой черед* (М. И. Цветаева) 307
Искусство при свете совести 307
Энергия чувств 308
«Имя благородное - как брань* 309
Безмерность и гармоничность 310
«Дар тайнослышанья тяжелый...* (В. Ф. Ходасевич) 312
Литературный потомок Пушкина по тютчевской линии 312
«И в них вся родина моя...* 313
В «силовом поле* Серебряного века 314
Разные судьбы 314
Сомневаясь в реальности 315
Абсурд как отражение жизни 316
«Во весь голос...* (наследники В. В. Маяковского) 318
Темы и вариации (В. Ф. Ходасевич и И. А. Бродский) 319
«Ахматовские сироты* 320
Литература 323
Феномен «русского литературного зарубежья» 326
«Россия вне России* 326
«Волны* русской эмиграции 328
«Удержать прошлое* 328
«Все именую вжизни Итакою...* 329
«Разброд и кривизна* 330
Непрерывное движение 331
На распутье 334
Освоение новой реальности 334
Пристрастный суд истории (Марк Ал данов) 335
На других берегах (В. В. Набоков) 338
«Дважды изгнанник* 338
Новизна поэтики 339
«Она впилась, эта тоска...* 340
Спасение в языке (Саша Соколов) 342
Искусство обращения со словом 342
Маятник между двумя реальностями 343
«Вернуться в Россию - стихами* 346
«Нас судьба ударила наотмашь...* 346
Поэты «третьей волны* эмиграции 348
«Ниоткуда слюбовью* (И. А. Бродский) 350
Космизм мироощущения 350
Наблюдатель и мыслитель 352
В «ситуации границы* (на пороге XXI в.) 354
Ощущая себя иммигрантами 354
«Словом воскреснем* (М. П. Шишкин) 354
Поле борьбы за выживание 356
Литература 357
Советская литература: между догмой и правдой 358
Становление литературы «пролетарского государства* 358
Новый тип культуры 358
Разнообразие в рамках идеологии 359
Утверждение соцреализма 360
«Тема особой важности* 361
Военная проза 363
«Давайте, люди, никогда об этом не забудем...* 363
Переосмысление военной темы 364
Жизнь и судьба поколения 364
От «оттепели* к «застою* 366
Глоток свободы 366
Возвращение кзапретам 367
Линия раздела 369
«Удрученный ношей крестной* (А. И. Солженицын) 369
«Искал избитых правоту* (В. Т. Шаламов) 371
Поколение, теряющее свои корни 374
Уничтожение русского крестьянства 374
Традиция и современность 374
Нравственность и прогресс 375
Поколение разочарованных 377
Мир хаоса и хаос мира (Венедикт Ерофеев) 379
Абсурдистский миф 379
Игра с цитатами 380
Большая жизнь малого жанра 382
Прозаические миниатюры 382
История рассказа 382
Трагизм «маленького человека* (М. М. Зощенко) 384
Поглощенные бытом 384
«Эффект зеркала* 384
Интеллигент и революция (И. Э. Бабель) 386
Под именем Кирилла Лютова 386
«Работаю, как землекоп* 386
«Мир, видимый через человека* 387
Молчание большого мастера 388
«Рассказ-судьба* (В. М. Шукшин) 390
Неудачник, чистый душой и помыслами 390
Характер-притча 391
Норма и безумие (С. Д. Довлатов) 393
Изящество сверхкороткой формы 393
Абсурд, ставший нормой 394
Юмор как инструмент познания жизни 395
«Необходимость* романа 397
Обретения и утраты 397
Разрыв с классической формой 397
«Прямое чувство жизни* (А. П. Платонов) 399
«Сеять души в людях* 399
«Главный* вопрос 399
Вглядываясь в новый мир («Чевенгур*) 400
Призрачность усилий 402
«Судорога платоновской человечности* 403
Идеал и повседневность (Ю. В. Трифонов) 404
Мучительный поиск «своей* темы 404
«Нерв истории* 405
«Этот дом - гиря, заклинание, пытка...* 406
«Просто наша жизнь фантастична* (В. Н. Войнович) 407
Абсурдная реальность 407
Роман-анекдот 408
Современный Иван-дурак 408
«Литература Дома* (Фазиль Искандер) 410
Подлинность дерева жизни 410
Вместительные крылья любви 411
Между радостью постижения и печалью вывода 412
Отечественная поэзия второй половины XX в 414
Трудности осмысления 414
«Сороковые, роковые...* 414
Трудный путь к «правде сущей* (А. Т. Твардовский) 417
Сила таланта 417
Трагическая недосказанность 418
«С опрокинутым в небо лицом* (Н. А. Заболоцкий) 419
Мысль - Образ - Музыка 419
Позднее творчество 420
Поэзия «оттепельного* периода 422
Поэтический бум 422
Лианозовская школа 422
«Тихая моя родина...* (Н. М. Рубцов) 423
«Противостояние застою* 424
Диалог с классикой 426
«Земное чудо* (А. А. Тарковский) 426
Служенье памяти (Д. С. Самойлов) 427
«В этом мире беззащитном* (Б. А. Ахмадулина) 428
Авторская песня 430
Этот остров музыкальный (Б. Ш. Окуджава) 430
Песня беспокойства (В. С. Высоцкий) 431
Портрет трагической эпохи (А. А. Галич) 432
Время поисков 435
Поэзия «новой волны* 435
Вне групп и течений 436
Литература 438
Новейшие тенденции русской литературы на рубеже XX-XXI вв 443
Литература на историческом переломе 443
Переживая крах системы 443
В рамках диктата рынка 445
«Другая* проза 447
Эклектика и эксперименты 447
Исследования национального характера 448
Доверие к документу 450
Новые маски постмодернизма 452
Три волны русского постмодерна 452
За пределами литературы 453
Массовый книжный рынок 455
Тенденция снижения 455
Мемуарный жанр 456
«Женский взгляд* 458
«О несчастных и счастливых, о Добре и Зле...* 460
Высокая миссия 460
«Воля к смыслу* 461
Литература 463

СПб.: 2008 - 464 с.

В книгу включены материалы, дающие целостное представление о развитии литературы и филологической мысли в ХХ в. в России, странах Европы, Северной и Латинской Америки, Австралии, Азии, Африки. Авторы уделяют внимание максимально широкому кругу направлений развития литературы этого времени, привлекая материалы, не включавшиеся ранее в книги и учебники по мировой художественной культуре.

Для учителей мировой художественной культуры, литературы, старшеклассников, студентов гуманитарных факультетов средних специальных и высших учебных заведений, а также для широкого круга читателей, интересующихся историей культуры.

Формат: pdf

Размер: 1 6 Мб

Скачать: yandex.disk

СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1. Литературный процесс в странах Западной Европы, Северной и Латинской Америки, Австралии в XX в 16
«Век XX - век необычайный» 17
Литература в контексте мирового культурного процесса XX в 22
Искусство слова в теориях языка и культуры 22
«Открытие* мифа 23
Миф как особое состояние сознания 23
Порождение современного мифа (Р. Барт) 25
Феномен игры 28
Универсальная категория жизни 28
«Игра в бисер* (Г. Гессе) 30
Открытия филологов первой половины XX в 32
Ars poetica 32
Идеи М. М. Бахтина и современное гуманитарное знание 34
Карнавал и смеховая культура 36
Доброта эстетического 37
Формальный метод 38
Филологические идеи Ю. Н. Тынянова 39
Развитие филологии во второй половине XX в 42
Структурализм 42
Наука о знаках 44
Теории Р. О. Якобсона 45
Семиотические школы 45
«Внутри мыслящих миров* (Ю. М. Лотман) 47
Жизненный путь ученого 47
Летние школы 48
Понятие «семиосфера* 49
«Всеядный* постмодернизм 51
Постмодернистская теория 51
Симулякр, ризома, «творящий Хаос* 54
Что такое «массовая литература*? 57
«Прошлое - будущему* (Д. С. Лихачев) 61
Судьба ученого 61
Культура как целостность 63
«Великая традиция* 65
Литература 67
Разрушение классического канона 68
Три кита 68
«Ожившее воспоминание* (М. Пруст) 69
«Все в сознании* 69
Поэтика художественного созерцания 70
«Модернизированный миф* (Дж Джойс) 72
Жизненный путь 72
Путешествие в душу героя 72
Современная «Одиссея* 74
«Голый среди одетых* (Ф. Кафка) 77
Данте XX века 77
Единственная и незаменимая 79
Грозный подземный гул 80
Декаданс: культ «сверхчеловека* 82
Эстетическая концепция 82
Певец «великой Италии* (Г. Д"Аннунцио) 82
Символизм: постижение мирового единства 85
Путь к познанию незримого 85
«Король поэтов* 86
«Магический пророк* 87
«Трагическая музыка* творчества Р.-М. Рильке 90
Преданность поэзии 90
Лирические циклы 92
Сюрреализм: «изгнание* логики 94
«Больше, чем действительность* (Г. Аполлинер) 94
Андре Бретон - теоретик сюрреализма 95
О дремлющих в душе чудовищах 96
«Сказать свою душу* стихами 97
«Гений боли* (А. Йожеф) 97
«Растворившийся в таинственном потоке* (Г. Сеферис) 98
«Светоч поэта - противоречие* (Ф. Гарсиа Лорка) 101
Дадаизм: художественное хулиганство 104
Вызывающая бессмыслица 104
Языковой хаос 104
Экспрессионизм: «сквозь границы невозможного...* 106
Искусство выражения 106
Мистическое откровение (Г. Мейринк) 107
Натурализм: «все - в Природе* 109
«Физиологический роман* (Э. Золя) 109
Пластичность словесного описания 110
Романтик от натурализма (Т. Драйзер) 112
Судьба романа в литературе XX в 114
«Вечный* жанр 114
«Интеллектуализация* прозы 116
Сопротивление Хаосу (Т. Уайлдер) 117
Красота гуманизма (Т. Манн) 120
Жизненный и творческий путь 120
Художник перед выбором («Доктор Фаустус*) 122
«Взгляд изнутри* (Р. Музиль) 124
Особенности художественного мира 124
«Человек без свойств* 124
Мифологизм и жанр романа (У. Голдинг) 126
«Между светом и тьмой...* 126
Разочарование в просветительском идеале 128
Творение мифологического мира (Р. Р. Толкин) 130
Пророческое предупреждение 130
Память - великая ценность культуры 131
Совсем не детская «детская литература* 133
В волшебном мире Муми-дола 133
Озорники Астрид Линдгрен 134
Великий медвежонок 137
Североамериканский эпос 139
Создатель «округа Йокнапатофа* (У. Фолкнер) 139
«Литературный плотник* 140
Энциклопедия американского образа жизни 142
О жизни «маленьких американцев* (О1 Генри) 142
Любовь к жизни (Дж Лондон) 144
Суть «конкретной нравственности* (Р. П. Уоррен) 147
«Потерянное поколение* 149
Ностальгия по цельности 149
Опыт прозрения (Э. М. Ремарк) 149
«И после войны нет мира* 151
Жизнь как приключенческий роман (Э. Хемингуэй) 153
Калейдоскоп поразительной судьбы 153
«Папа Хэм* 155
Текст как «айсберг* 156
Летописец «века джаза* (Ф. С. Фицджеральд) 158
Блеск «сладкой жизни* 158
Исповедь писателя 159
«Двойное зрение* (Я. Гашек) 160
«Простак* против милитаризма 160
«Кажимость* и сущность 161
«Продолжение следует...* 162
Духовное освоение «Великой Австралийской пустыни* 163
Художественный метод Патрика Уайта 163
Хроника дней и трудов 163
Экзистенциализм: философия существования 165
«Прорыв к Другому* 165
«Бунтующий человек* (А. Камю) 166
Ж.-П. Сартр и «сартризм* 168
Постмодернистские метаморфозы 170
Трагедия отчуждения (П. Зюскинд) 171
Нобелевская премия по литературе 172
Литература 174
Литература Латинской Америки 176
Поэзия и проза «таинственного континента* 176
Жажда социальной справедливости (Ж. Амаду) 178
Притча о жизни (П. Коэльо) 179
Великий библиотекарь 181
Жизненный путь Хорхе Луиса Борхеса 181
Лабиринты культуры 182
Загадки творчества Хулио Кортасара 184
Между реализмом и фантазией 184
Игры с читателем 184
Интеллектуальное пространство писателя 185
На грани реальности и мистики (К Кастанеда) 187
Тайна жизни и творчества 187
«Путь с сердцем* 188
«Состояние необычной реальности* 189
Духовное ученичество 190
Гений чилийской поэзии (Пабло Неруда) 193
«Костер одиночества* 193
«Местожительство - Земля* 194
Магический писатель (Габриэль Гарсия Маркес) 196
«Море исчезающих времен* 196
«Сто лет одиночества* 197
Литература 199
Литература в «постиндустриальном обществе» 200
«Человек информационный*, «человек потребляющий* 200
Вирус потребительства 201
«На обочине* (бит-культура) 203
«Поколение разбитых* 203
Побег от благополучия (У. Берроуз) 204
Тайнопись художника (Дж Сэлинджер) 206
Ненависть к пошлости 206
Влияние дзен-буддизма 206
«Антироман* 209
Декларация «асоциального* искусства 209
Спасительный комизм «черного юмора* 210
«Перевернутая утопия* 212
«Культуру рождают боль и мужество* 214
«Истина - жизнь* (А. де Сент-Экзюпери) 214
Поэты Варшавского восстания 215
Развенчание прогресса 219
Концепция «бессмысленности* (Г. Бёлль) 219
Язвительный критик повседневности (Г. Грасс) 220
«Счастье мимолетно и лживо...* (Ф. Саган) 223
Восстание против прагматизма (Р. Бах) 225
Превращение в «заводной апельсин* (Э. Бёрджесс) 227
«Путешествие в себя* (рок-поэзия 1960-70-х гг.) 229
«Популярный* жанр 232
«Обширное пространство детектива* 232
Алхимическое действо (П. Хёг) 233
«Иные миры* научной фантастики 234
Зоопарк на кончике пера 235
Стоит ли сегодня изучать литературу? 237
Литература 239
Часть 2. Русская литература в контексте культурных процессов XX в. . .240
«Серебряный век»> как уникальное явление русской культуры 241
Русский культурный ренессанс 241
Эпоха беспокойства и исканий 241
В поиске единства жизни 242
Влияние философских идей 243
«Русская идея* (Н. А. Бердяев) 244
«Симфоническая личность* (Л. П. Карсавин) 245
Поэтическая философия 246
«Философский пароход* 248
Многообразие художественных поисков 250
Литературные течения и школы 250
Модернизм: обновление художественной формы 250
Особенности русского декаданса 252
Неореализм: на стыке контрастных методов 253
Литература, рожденная кризисом 253
Новый тип повествования 254
«Ищу я сочетанья прекрасного и вечного* (И. А. Бунин) 256
«Вот этот небосклон вместить в созвучия...* 256
«Возврат в вечное* 256
Автобиография вымышленного героя 257
«Обостренное ощущение Всебытия* 258
Русский символизм 260
«Тень несозданных созданий...* 260
Философия Всеединства 260
Предсимволизм 261
Старшие символисты 263
«Новые поэты* 263
Поиски Бога 263
Мужской характер 265
«Отточенность стиха* 266
Младосимволизм 268
Продолжениетрадиций 268
Психологический символизм 269
«Симфония* слова (Андрей Белый) 271
Восхождение к душе читателя 271
Реалистический символизм 271
«Символы автобиографии* 272
Разрушение мифа о Петербурге 273
Теоретик символизма 274
Акмеизм 276
Возвращение к реальности 276
Овеществление переживаний 276
Реформатор символистской поэтики (Н. С. Гумилев) 278
Мечта о дальних странах 278
«Волшебница суровая* 279
«Я женщиною был тогда измучен...* 280
Чуткость кдвижению времени (О. Э. Мандельштам) 282
Поэзия истории 282
«Сумерки свободы* 282
Футуризм 284
Будущее против прошлого 284
Манифест как форма художественной рефлексии 285
Родина футуризма 286
Непримиримые разногласия 286
Кубофутуризм: всегда против 288
Математико-лингвистическая поэзия 289
Эгофутуризм: вечный круг 291
«Я, гений Игорь Северянин* 291
«Мезонин поэзии* 292
«Центрифуга*: «блеск сплетныхрук* 293
«Так начинают жить стихом* (Б. Л. Пастернак) 295
«Рассыпание мира* 295
«Зверь в загоне* 296
Имажинизм 297
«Образ, как нафталин* 297
Эксперименты с художественным образом 298
Последний имажинист 299
Новокрестьянские поэты 301
Миф о Руси-хранительнице 301
«Пришелец* из Олонца 302
«Последний Лель* 303
Познание мировой культуры (М. А. Волошин) 305
Земледелец строитель, художник, поэт 305
Вера в человека 306
«Моим стихам... настанет свой черед* (М. И. Цветаева) 307
Искусство при свете совести 307
Энергия чувств 308
«Имя благородное - как брань* 309
Безмерность и гармоничность 310
«Дар тайнослышанья тяжелый...* (В. Ф. Ходасевич) 312
Литературный потомок Пушкина по тютчевской линии 312
«И в них вся родина моя...* 313
В «силовом поле* Серебряного века 314
Разные судьбы 314
Сомневаясь в реальности 315
Абсурд как отражение жизни 316
«Во весь голос...* (наследники В. В. Маяковского) 318
Темы и вариации (В. Ф. Ходасевич и И. А. Бродский) 319
«Ахматовские сироты* 320
Литература 323
Феномен «русского литературного зарубежья» 326
«Россия вне России* 326
«Волны* русской эмиграции 328
«Удержать прошлое* 328
«Все именую вжизни Итакою...* 329
«Разброд и кривизна* 330
Непрерывное движение 331
На распутье 334
Освоение новой реальности 334
Пристрастный суд истории (Марк Ал данов) 335
На других берегах (В. В. Набоков) 338
«Дважды изгнанник* 338
Новизна поэтики 339
«Она впилась, эта тоска...* 340
Спасение в языке (Саша Соколов) 342
Искусство обращения со словом 342
Маятник между двумя реальностями 343
«Вернуться в Россию - стихами* 346
«Нас судьба ударила наотмашь...* 346
Поэты «третьей волны* эмиграции 348
«Ниоткуда слюбовью* (И. А. Бродский) 350
Космизм мироощущения 350
Наблюдатель и мыслитель 352
В «ситуации границы* (на пороге XXI в.) 354
Ощущая себя иммигрантами 354
«Словом воскреснем* (М. П. Шишкин) 354
Поле борьбы за выживание 356
Литература 357
Советская литература: между догмой и правдой 358
Становление литературы «пролетарского государства* 358
Новый тип культуры 358
Разнообразие в рамках идеологии 359
Утверждение соцреализма 360
«Тема особой важности* 361
Военная проза 363
«Давайте, люди, никогда об этом не забудем...* 363
Переосмысление военной темы 364
Жизнь и судьба поколения 364
От «оттепели* к «застою* 366
Глоток свободы 366
Возвращение кзапретам 367
Линия раздела 369
«Удрученный ношей крестной* (А. И. Солженицын) 369
«Искал избитых правоту* (В. Т. Шаламов) 371
Поколение, теряющее свои корни 374
Уничтожение русского крестьянства 374
Традиция и современность 374
Нравственность и прогресс 375
Поколение разочарованных 377
Мир хаоса и хаос мира (Венедикт Ерофеев) 379
Абсурдистский миф 379
Игра с цитатами 380
Большая жизнь малого жанра 382
Прозаические миниатюры 382
История рассказа 382
Трагизм «маленького человека* (М. М. Зощенко) 384
Поглощенные бытом 384
«Эффект зеркала* 384
Интеллигент и революция (И. Э. Бабель) 386
Под именем Кирилла Лютова 386
«Работаю, как землекоп* 386
«Мир, видимый через человека* 387
Молчание большого мастера 388
«Рассказ-судьба* (В. М. Шукшин) 390
Неудачник, чистый душой и помыслами 390
Характер-притча 391
Норма и безумие (С. Д. Довлатов) 393
Изящество сверхкороткой формы 393
Абсурд, ставший нормой 394
Юмор как инструмент познания жизни 395
«Необходимость* романа 397
Обретения и утраты 397
Разрыв с классической формой 397
«Прямое чувство жизни* (А. П. Платонов) 399
«Сеять души в людях* 399
«Главный* вопрос 399
Вглядываясь в новый мир («Чевенгур*) 400
Призрачность усилий 402
«Судорога платоновской человечности* 403
Идеал и повседневность (Ю. В. Трифонов) 404
Мучительный поиск «своей* темы 404
«Нерв истории* 405
«Этот дом - гиря, заклинание, пытка...* 406
«Просто наша жизнь фантастична* (В. Н. Войнович) 407
Абсурдная реальность 407
Роман-анекдот 408
Современный Иван-дурак 408
«Литература Дома* (Фазиль Искандер) 410
Подлинность дерева жизни 410
Вместительные крылья любви 411
Между радостью постижения и печалью вывода 412
Отечественная поэзия второй половины XX в 414
Трудности осмысления 414
«Сороковые, роковые...* 414
Трудный путь к «правде сущей* (А. Т. Твардовский) 417
Сила таланта 417
Трагическая недосказанность 418
«С опрокинутым в небо лицом* (Н. А. Заболоцкий) 419
Мысль - Образ - Музыка 419
Позднее творчество 420
Поэзия «оттепельного* периода 422
Поэтический бум 422
Лианозовская школа 422
«Тихая моя родина...* (Н. М. Рубцов) 423
«Противостояние застою* 424
Диалог с классикой 426
«Земное чудо* (А. А. Тарковский) 426
Служенье памяти (Д. С. Самойлов) 427
«В этом мире беззащитном* (Б. А. Ахмадулина) 428
Авторская песня 430
Этот остров музыкальный (Б. Ш. Окуджава) 430
Песня беспокойства (В. С. Высоцкий) 431
Портрет трагической эпохи (А. А. Галич) 432
Время поисков 435
Поэзия «новой волны* 435
Вне групп и течений 436
Литература 438
Новейшие тенденции русской литературы на рубеже XX-XXI вв 443
Литература на историческом переломе 443
Переживая крах системы 443
В рамках диктата рынка 445
«Другая* проза 447
Эклектика и эксперименты 447
Исследования национального характера 448
Доверие к документу 450
Новые маски постмодернизма 452
Три волны русского постмодерна 452
За пределами литературы 453
Массовый книжный рынок 455
Тенденция снижения 455
Мемуарный жанр 456
«Женский взгляд* 458
«О несчастных и счастливых, о Добре и Зле...* 460
Высокая миссия 460
«Воля к смыслу* 461
Литература 463

Литература и средства обучения

Учебная литература

Л.Г.Емохонова МХК. М. «Академия», 2001 г.

История зарубежного искусства: учебник под редакцией М.Т.Кузьминой, Н.Л.Мальцевой, М., 1983 г.

Л.А.Рапацкая МХК: общечеловеческие ценности МХК: взгляд из России. 10 класс, М., «ВЛАДОС»,2006 г.

Л.А.Рапацкая МХК. 11 класс, М., «ВЛАДОС», 2005 г.

Методическая литература

Н.И.Киященко, Л.А.Рапацкая, Н.М.Сокольникова, Е.Н.Шапинская. МХК: МХК. 9 класс, Эстетика жизни.9-11 класс. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. М., «Дрофа», 2003 г.

В.В.Латышева История мировой художественной культуры. Программа для профессиональных учебных заведений М., 1999 г.

Л.В.Пешкова Методика преподавания МХК М.,2002 г.

Ю.С.Рябцев Методическое пособие и программа по истории русской культуры 9-19 вв. М., «ВЛАДОС», 1998 г.

Л.А.Шестакова Программа эстетического развития детей. Интегрированный курс всеобщей истории искусств 1-10 класс, Нижний Новгород, 1995 г.

Справочная литература

Атлас чудес света М., 1996 г.

И.И.Комарова, Н.И.Железнова Художники. Краткий биографический словарь. М., «Рипол Классик», 2001 г.

Мифологический словарь школьника М., «Мирос Рост» 2000 г.

Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1, М., 1980 г., Т. 2, М., 1982 г.

Художественная литература

В.Гюго Собор Парижской Богоматери М., «ЭКСМО», 2002 г.

Древнерусская литература М., «АСТ Олимп» 2000 г.

Н.М.Карамзин Предания веков. Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского» М., 1988 г.

Н.А.Кун Мифы и легенды Древней Греции, Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997 г.

Мифология и верования народов Восточной и Южной Азии, М., 1973 г.

Мифы Древней Индии, М., 1985 г.

Мифы и легенды народов мира в 8 тт., М., «Мир книги», 2006 г.

А.И.Немировский Мифы и легенды Древнего Востока, М., 1994 г.

Дополнительная литература

Аберт Г . В.А. Моцарт. Т.1. М.,1985; Т.2. М., 1988.

Алпатов М.В Немеркнущее наследие. М., 1990.

Античность и Византия. М. 1975.

Артамонов С.Д. Литература эпохи Возрождения. М., 1994.

БарскаяН.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М.,1993.

Баткин Л.М. Леонардо да Винчи. М., 1991.

Белицкий М. Забытый мир шумеров. М., 1980.

Боги, брахманы, люди: четыре тысячи лет индуизма. М., 1969.

Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993.

Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970.

Взаимодействие культур Востока и Запада. М., 1990.

Византия и Русь. М., 1969.

Виоле-ле-Дюк. Жизнь и развлечения в средние века. СПб., 1997.

Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М., 1972.

Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М.,1996.

Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. Основания японской эстетики. Дзэн-буддизм, даосизм, конфуцианство. М., 1979.

Гринцер П.А. Древнеиндийский эпос. М., 1974.

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989.

Гуревич Е. Л. Западноевропейская музыка в лицах и звуках. М., 1994.

Гусева Н.Р. Индуизм: история формирования, культурная практика. М., 1997.

Древние цивилизации. М.,1989.

Дюби Ж. Европа в средние века. М., 1995.

Жеганова С.К.Художественная культура русской деревни XVII-XVIII вв. М., 1983.

Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.Р. История русской культуры. М., 1993.

Зотов А.И. Русское искусство с древних времен до начала XVII в.М., 1983.

Ильина Т.В . История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993.

Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. М., 1998.

Ильин И. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М., 1996.

История русского искусства. В 3 т. / под ред. М.М. Раковой, И.В. Рязанцева. М., 1991.

История искусств стран Западной Европы от Возрождения до ХХ в. / Под ред. Е.И. Ротенберга, М.И. Свидерской. М., 1988.

Китай: традиции и современность. М., 1976.

Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1990.

Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. М., 1976.

Кто есть кто в античном мире. М., 1993.

Культура Древнего Египта. М., 1976.

Культура Древней Индии. М., 1973.

Культура Древнего Рима. М., 1985. Т. 1-2.

Культура и искусство западноевропейского средневековья. М., 1982.

Культура эпохи Возрождения. Л., 1986.

Лазарев В.Н Русская иконопись от истоков до начала ХVIII в. М., 1983.

Литература Древней Руси. М., 1990.

Ливанова Т.Н. Западноевропейская музыка XVII-XVIII веков в ряду искусств. М., 1977.

Лихачев Д.С. Великий путь. Становление русской литературы XI-XVII вв. М., 1985.

Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М., 1981.

Матье М.Е. Во времена Нефертити. Л., 1985.

Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. М., 1993-1995.

Немировский А.И., Ильинская А.С., Уколова В.И. Античность: история и культура М.,1994.

Неру Дж. Открытие Индии. М., 1987.

Островский Г.С. Рассказ о русской живописи. М., 1989.

Очерки русской культуры XVII в. М., 1979.

Очерки русской культуры XVIII в. М., 1985-1990.

Рапацкая Л.А. Искусство Серебряного века. М., 1996.

Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М., 1998.

Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986.

Русский драматический театр. М., 1976.

Русское искусство барокко. М., 1977.

Русское искусство XVIII в. М., 1973.

Рутенберг В.И. Титаны Возрождения. Л., 1976.

Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси. М., 1984.

Рыбаков Б.А Язычество Древней Руси. М., 1987.

Сидорова Н.А. Искусство Эгейского мира. М., 1972.

Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. М., 1972.

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986.

Фрезер Т. Сокровища человечества. М., 1997.

Художественная культура XVIII в М., 1974.

Художественные модели мироздания. М., 1997.

Чайковский П.И. О музыке, о жизни, о себе. Л., 1976.

Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М., 1990.

Швейцер А.И. И.С. Бах. М., 1964.

Шнеерсон Г. Французская музыка ХХ в. М., 1970.

Шуман Р. О музыке и музыкантах.

Средства обучения

1 Учебник.

2 Иллюстрации.

3 Аудио-, видеоматериал.





Top