Матрица архитектор кто. Архитектор «Матрицы

Здравствуй Нео! - сказал Архитектор, сидя на своем вращающемся стуле-кресле.

Нео посмотрел на Архитектора. Он сначала посмотрел ему в лицо, затем ниже - на руки, пиджак, на ноги, потом снова поднял взгляд, чему-то усмехнулся и кивнул головой, промычав:
- Угу

Нео посмотрел на потолок. Он, кажется, рассматривал лампы на потолке некоторое время. Затем он перевел взгляд на стену, где висели экраны с его изображением...

Архитектор, который сидел и смотрел все это время на него в ожидании вопроса, наконец, тоже перевел взгляд на экраны - куда смотрит Нео... Он поднял руку с пультом в руке, и обводя экраны стал было объяснять:
- Этооо... ммм...
- Не надо, - резко прервал его Нео, подымая руку, не отрываясь при этом от экранов, - так будет не интересно...

Настала минутная пауза. Ничего не менялось. Наконец Архитектор стал говорить:
- Я Архитектор...Я создал Матрицу, - Нео не реагировал и его голос становился все тише и менее уверенным, - Я ждал тебя... У тебя... много... воп...росов...

Архитектор запнулся на полуслове с видом человека, который понимает что его не слушают. Нео продолжал как ни в чем ни бывало пялиться на мониторы, словно ему не было дела до того о чем говорит Архитектор... Тот заёрзал на стуле.
Скоро Нео повернулся лицом к Архитектору и резко, но спокойно спросил:
- Почему я здесь?

Архитектор прокашлялся чтобы прочистить свое горло. Он уселся поудобнее - кажется он наконец получил то что хотел. Он сделал несколько вдохов чтобы сгармонизировать свое дыхание, затем ответил:
- Ты изменил свое состояние, - он сказал это достаточно спокойным голосом, но видя что Нео не удовлетворяет этот вопрос добавил, - сильнее... чем... обычно...

Нео посмотрел на Архитектора, нахмурил брови и как-то несколько дерзко сказал:
- Ты что, думаешь, я это не знаю?!

Архитектор улыбнулся. И в этой улыбке, кажется, был даже какой-то восторг. Он сказал:
- Интересно... Ты соображаешь быстрее чем другие...

Нео, в очередной раз, оторвавшись от мониторов, кинул взгляд в сторону Архитектора и усмехнулся. Затем с улыбкой сказал:
- Зато ты все такой же...

Архитектор кажется был шокирован этим заявлением. Он что-то перебирал в своей голове, потом сказал:
- Как ты можешь помнить меня?!

Нео в это время начал ходить по залу. Медленно он делал шаг, затем другой. Постепенно, он таким образом, обошел четверть комнаты. Архитектор поворачивался на своем кресле чтобы быть к нему лицом, таким образом он повернулся уже на 90 градусов. Продолжая неторопливую прогулку, Нео, не смотря в сторону Архитектора, сказал:
- Ты не ответил на мой вопрос.

Архитектор снова прокашлялся. И снова беспокойство, кажется, ушло. Он снова сделал несколько вздохов и стал отвечать:
- Матрица намного более обширна чем ты можешь себе представить. Матрицы как матрешки, вкладываются друг в дружку, и мало кто вообще способен увидеть откуда проистекают самые первые программы... Ты считаешь себя уникальным, но и до тебя были люди достигающие такого же понимания, опыта, состояния, что говорит о том что все вы...

Пока Архитектор продолжал говорить, Нео подошел вплотную к мониторам... Он рассматривал монитор, на котором было его собственное изображение - он здесь стоял посреди комнаты на месте с которого он ушел. Нео некоторое время смотрел, затем поднес руку, медленно дотронулся до монитора, провел по нему рукой. Потом он обнаружил едва заметный выключатель и нажал. Монитор погас... Нео повернул голову влево - на соседний монитор. Сделал шаг к нему и тоже выключил... Затем он выключил также и монитор сверху и сверху справа. Так четыре монитора оказались выключенными.

У меня есть пульт, - вдруг сказал Архитектор, показывая в руке пульт

Нео повернулся к Архитектору, посмотрел на пульт и сказал:
- Пока мне так интересней...

Он вновь повернулся к мониторам. Архитектор взволнованным голосом спросил:
- Нео! Ты удовлетворен ответом?

Нео выключил еще пару мониторов, затем, подходя к следующему кинул:
- Я жду когда ты перестанешь валять дурака, и наконец скажешь зачем я тебе нужен.

Архитектор снова прокашлялся.

У тебя что, горло болит? - спросил Нео равнодушно
- Амм... да нет, - замешкался Архитектор, - просто... ты ведешь себя как-то... как-то...
- Не так, - помог ему Нео
- Да, - согласился Архитектор, затем, как бы чтобы вспомнить вопрос, повторил, - зачем ты мне нужен... Нео! Ты хочешь сказать что ты не хотел со мной встретиться?

Нео помотал головой с видом человека, который недоволен отсутствием нормального диалога. Он сказал:
- Ты прекрасно понимаешь, что если бы мы оба не хотели бы что-то друг от друга... наше общение бы не состоялось!

Архитектор немного опешил. У него даже нижняя губа упала вниз, что выдавало его удивление. Впрочем, он очень быстро это дело пресек и сделался собранным.
- Даа, конечно, Нео! - сказал он, - мы оба что-то друг от друга хотим..

Затем Архитектор задумался. Нео смотрел на него и как-будто бы прислушивался к шуршанию мыслей в его голове. Архитектор очень скоро к чему-то пришел и сказал:
- А зачем тебе я нужен?
- Ха-ха-ха! - Нео разразился таким громким безудержным смехом, что сначала вскинул голову вверх, затем вниз.

Архитектор взволновано ждал пока Нео закончит смеяться. Впрочем, это продолжалось недолго. Когда смех Нео стал стихать, Нео еще слегка заикаясь от смеха сказал:
- А разве ты должен был задавать мне этот вопрос?
- Но ведь ты сам никак не задаешь мне правильные вопросы! - взволновался Архитектор, - и я никак не могу начать говорить то, что должен тебе сказать!
- Так вот оно, - сказал Нео с голосом человека, который понял что-то важное, - ты программируешь не только Матрицу... И не только сознание человека... Ты программируешь все... Даже свое собственное поведение...

Он вдруг сделал несколько широких шагов в сторону и встал, снова смотря на архитектора. Это выглядело так, словно он нарочно захотел изменить местоположение. Постояв некоторое время, он вдруг резко пошел и встал у другого конца комнаты. Затем, снова постояв там немного, пошел к центру, приблизился к Архитектору на расстоянии двух шагов, резко развернулся, оказавшись к нему спиной и снова встал. Архитектор, выпучив глаза, лишь смотрел на совершенно не вписывающиеся ни в какие рамки действия Нео. Но это было еще что! Нео вдруг взял и лег на пол на спину. Лежа на полу он громко заявил:
- Ты действуешь четко по программе! Ты и есть программа!

Архитектор вдруг резко вскочил со своего кресла.
- Нео! Я думаю тебе лучше уйти!
- Что? Что такое? Что случилось? Мы же ведь так мило беседуем, - сказал Нео лениво поднимаясь с пола.

Встав с пола, он обошел Архитектора и сел на его стул. Затем он неожиданно выхватил у того пульт, положил руку на ручку кресла и взвалил ногу на ногу, покачиваясь. Он раскрутился на стуле, сделав полный оборот вокруг. Затем он начал нажимать на кнопки на пульте, в результате чего картинки на мониторах менялись. Показывались разные эпизоды человеческой жизни...

Нео! - негодовал Архитектор, - Это мое место!
- Да не бойся ты... Место мне твое нафиг не нужно. Дай минутку посидеть, хоть почувствовать... А у тебя кстати нет там, ну чая зеленого, или какао... с... кексом каким-нибудь... Нет?... Ну ладно...

Архитектор кажется еле стоял на ногах. Он дергался на месте, но не знал как ему реагировать. Нео все щелкал на пульте, смотрел на монитор, качался на кресле. Затем он вдруг обратился к Архитектору:
- А что, мне кажется, я бы вполне мог бы тут исполнять эту роль...

Нео посмотрел на Архитектора. Тот смотрел на Нео в оцепенении. Нео продолжил:
- Ну а что... Изменю состояние... стану Архитектором... Ну, - он приподнял брови смотря на бывшего Архитектора, - временно... а ты пока отдохнешь... расслабишься, а?

Архитектор казалось просто онемел. Он иногда порывался что-то сказать, но казалось у него не было голоса.

Кстати, а почему ты зовешь меня Нео?

Тут Архитектор наконец смог побороть свое онемение и промямлил:
- Ну... так всегда называю тех кто сюда приходит...
- Аа, - покачал понимающе Нео, - привычка... А давай мы... давай мы ее нарушим и ты будешь звать меня... ммм... ну придумай сам, так лучше будет!
- Ну это уже совсем какой-то бред!

Кажется что-то повлияло на Архитектора и он стал лучше управлять собой. Он куда-то ушел, затем вернулся со стулом. Но пронеся стул несколько шагов, он встал как вкопанный. Нео держал в руке стакан с чаем, а рядом стоял чайник на полу с еще одним пустым стаканом. Архитектор вздохнул и поставил стул в нескольких шагах от Нео, затем сел.
С минуту они сидели так. Нео смотрел на мониторы и щелкал, а Архитектор смотрел на Нео, иногда опуская взгляд на пол и о чем-то думая. Наконец Архитектор сказал:
- Ты совершенно не управляем, - глаза Архитектора сверкали, это было не злостью, это было какой-то даже гордостью ученого которому случайно открылось нечто грандиозное, - я никак не могу заставить тебя делать то что мне нужно... Ты совершенно непредсказуем! Но ты живешь в матрице... Я не понимаю как это возможно...
- А ты и не сможешь это понять... покуда сам не выйдешь за пределы собственных программ!
- Что ты имеешь в виду под моими программами?
- Теми что диктуют тебе схему поведения, схему действий, от которых ты не можешь отклониться.
- Это абсурд! Я сам придумываю схемы! Я Архитектор!
- Ты стал зависим от собственного творения!

Архитектор улыбнулся и сказал:
- Ты что, пытаешься манипулировать мной?
- Манипулировать можно только тем кто манипулируется. Я же просто веду себя естественно. Я свободен. А вот ты - нет!
- Бред какой-то, - нервно выстрелил Архитектор, - чтобы яйца курицу учили!
- Яйца? Ты посмотри внимательнее! На нас обоих посмотри со стороны! Ты все еще веришь что ты занимаешь свое место Архитектора, а я - тот кто пришел к тебе в гости? Тебе, кстати, чаю не налить?
- Ты просто выскочка!
- Хорошо, - признался Нео, - вот так меня и зови теперь. Если тебе это имя нравится!

Архитектор помотал головой выражая бессилие. Затем сказал:
- Даже у свободной души есть какие-то ценности! А ты... Ты просто выскочка, в тебе нет ничего святого! Ты пофигист!

Нео почесал голову. Затем налил в другой стакан чаю из чайника и вручил его Архитектору. Тот вздохнул как будто ему некуда деваться, и взял его.
С полминуты они сидели молча. Архитектор сделал большой глоток чая. Нео сказал:
- Тебе здесь скучно не бывает? Одному?

Архитектор чуть не подавился чаем от этих слов. Он закашлял. Нео привстал и постучал Архитектору по спине. Тот давал знаки что этого делать не надо. Нео прекратил и вернулся на свое кресло.

Конечно, - заговорил Нео развалившись на кресле, смотря в потолок, - и у меня тоже есть ценности, куда же я без них...

К тому времени Архитектор уже полностью восстановил свое состояние и внимательно слушал Нео. Тот продолжал:
- … Но сейчас, я их временно оставил.
- Это вздор! Ты не осознаешь чего говоришь! Ценности невозможно просто так взять и выкинуть, хоть и временно. Они все равно сработают в определенной ситуации! Ты по-моему вообще не знаешь о чем сам говоришь!
- Ситуации, - Нео обвел рукой комнату, - Ситуации сейчас такие... что я сижу рядом с Архитектором Матрицы и пью чай...

Архитектор выглядел так, словно понимает, что Нео к чему-то клонит, но никак не мог понять точность его слов.

Нео подъехал на кресле к Архитектору. Затем он развернулся на кресле так, что они оба теперь сидели на одной линии рядом и лицами в сторону экранов. Нео нажал пару кнопок на пульте и на экранах появились картинки, которые сливались в одну большую на всей стене - там появилась природа. И словно, летящая низко и плавно, камера, показывала всю красоту природы - реки, поля, горы... водопады... И они оба смотрели на эту прелесть...
- Стой! - вдруг крикнул Архитектор, словно вспомнив о чем-то важном, - Нам же нужно... Блин, мать твою за ногу, нам же нужно сейчас атаковать Зеон!

Он было начал приподниматься со стаканом, как рука Нео по-дружески надавила на плечо Архитектора, сажая его обратно вниз. Спокойным голосом он проговорил:
- А может не надо, - он положил руку Архитектору на плечо, и голос его становился все более мягким и даже бархатным, - может еще по чайку? Спокойно попьем... вместе... забыв об атаках... о Зеонах... наслаждаясь красивыми видами дикой природы, - затем Нео сменил голос на более бодрый, - Ну или можно боевичок какой-нибудь включить на крайняк, если уж так прямо прет?

May 11th, 2015

Помните, когда начали выходить вторая и третья «Матрицы» многие говорили что это уже не то, что все скатилось к спецэффектами и «голливудщине», пропал так сказать целостный сюжет и философское начало фильма, которое прослеживалось еще в первой части. Были у вас такие мысли? А я вот только сегодня обнаружил, что по сети ходит некий оригинальный сценарий «Матриц». Скорее всего он появился с ресурса фанатов http://lozhki.net/ , там много выложено англоязычных сценариев и материалов фильма.

Но нельзя исключать, что это всего лишь фанатская фантазия. У кого есть более точные сведения на этот счет — поделитесь. А мы с вами будет читать, какой должна была быть настоящая «Матрица» братья Вачовски (ну или кто не знал сестры и брата Вачовски).

Братья Вачовски писали сценарий трилогии «Матрицы» пять лет, но продюсеры переработали их труд. В настоящей «Матрице» Архитектор говорит Нео, что и он сам, и Зион – это часть Матрицы, чтобы создать для людей видимость свободы. Машину человек победить не в силах, и конец света нельзя исправить.

Сценарий «Матрицы» создавался братьями Вачовски на протяжении пяти лет. Он породил целый иллюзорный мир, густо пронизанный сразу несколькими сюжетными линиями, время от времени причудливо переплетавшимися между собой. Адаптируя свой колоссальный труд для экранизации, Вачовски изменили так много, что, по их же собственному признанию, воплощение их замыслов оказалось лишь «фантазией по мотивам» той истории, что была придумана в самом начале.

Из сценария продюсером Джоэлом Сильвером был убран суровый финал. Дело в том, что с самого начала Вачовски задумывали свою трилогию как фильм с самым печальным и безысходным концом.

Итак, оригинальный сценарий «Матрицы».

Прежде всего, стоит оговориться, что сценарные наброски и разные варианты одного и того же фильма, будучи отвергнутыми, далее не дорабатывались, поэтому многое осталось не увязанным в стройную систему. Так, в «грустном» варианте трилогии события второй и третьей частей довольно сильно урезаны. При этом в третьей, заключительной части начинается развертывание настолько суровой интриги, что она практически ставит с ног на голову все события, происходившие ранее по сюжету. Точно так же финал шьямалановского «Шестого чувства» полностью перетряхивает все события фильма с самого его начала. Только в «Матрице» зритель новыми глазами должен был взглянуть практически на всю трилогию. И очень жаль, что Джоэл Сильвер настоял на реализованном варианте

С момента окончания событий первого фильма проходит шесть месяцев. Нео, находясь в реальном мире, обнаруживает у себя невероятную способность воздействовать на окружающее: сперва он поднимает в воздух и гнёт ложку, лежащую на столе, потом определяет положение машин-oхотников за пределами Зиона, потом в бою со Спрутами уничтожает одного из них силой мысли на глазах потрясенной команды корабля.

Нео и все окружающие не могут найти объяснение данному феномену. Нео уверен, что этому есть веская причина, и что его дар как-то связан с войной против машин, и способен оказать решающее воздействие на судьбу людей (в снятом фильме эта способность тоже есть, но она вовсе не объясняется, и на ней даже не особенно заостряют внимание – может, и всё. Хотя, по здравом размышлении, умение Нео в реальном мире вытворять чудеса не имеет абсолютно никакого смысла в свете всей концепции «Матрицы», и выглядит просто странно).

Итак, Нео отправляется к Пифии, чтобы получить ответ на свой вопрос, и узнать, что ему делать дальше. Пифия отвечает Нео, что не знает, почему он обладает сверхспособностями в реальном мире, и как они связаны с Предназначением Нео. Она говорит, что тайну Предназначения нашего героя может открыть только Архитектор – верховная программа, создавшая Матрицу. Нео ищет способ встретиться с Архитектором, проходя через неимоверные трудности (здесь участвуют уже известные нам Мастер ключей в плену у Меровингена, погоня на шоссе и прочее).

И вот Нео встречается с Архитектором. Тот открывает ему, что город людей Зион уничтожался уже пять раз, и что уникальный Нео был намеренно создан машинами для того, чтобы олицетворять для людей надежду на освобождение, и таким образом сохранять спокойствие в Матрице и служить её стабильности. Но когда Нео спрашивает у Архитектора, какую роль во всём этом играют его сверхспособности, проявляющиеся в реальном мире, Архитектор говорит, что ответ на этот вопрос никогда не может быть дан, ибо он приведет к знанию, которое уничтожит всё, за что сражались друзья Нео и он сам.

После разговора с Архитектором Нео понимает, что здесь скрыта какая-то тайна, разгадка которой может принести долгожданный конец войны между людьми и машинами. Его способности становятся всё сильнее. (В сценарии есть несколько сцен с впечатляющими боями Нео с машинами в реальном мире, в котором он развился до супермена, и может почти то же, что и в Матрице: летать, останавливать пули и прочее).

В Зионе становится известно, что машины начали движение к городу людей с целью убить всех вышедших из Матрицы, и всё население города видит надежду на спасение в одном только Нео, который вытворяет прямо-таки грандиозные вещи – в частности, получает умение устраивать мощные взрывы там, где он хочет.

Тем временем вышедший из-под контроля главного компьютера агент Смит, ставший свободным и получивший умение бесконечно копировать себя, начинает угрожать уже самой Матрице. Вселившись в Бэйна, Смит проникает также и в реальный мир.

Нео ищет новой встречи с Архитектором, чтобы предложить ему сделку: он уничтожает агента Смита, разрушив его код, а Архитектор открывает Нео тайну его сверхспособностей в реальном мире и останавливает движение машин на Зион. Но комната в небоскрёбе, где Нео встречался с Архитектором, пуста: создатель Матрицы поменял свой адрес, и теперь никто не знает, как его найти.

Ближе к середине фильма происходит тотальный коллапс: агентов Смитов в Матрице становится больше, чем людей и процесс их самокопирования нарастает как лавина, в реальном мире машины проникают в Зион, и в колоссальной битве уничтожают всех людей, кроме горстки уцелевших во главе с Нео, который, несмотря на свои сверхспособности, не может остановить тысячи машин, рвущихся в город.

Морфеус и Тринити гибнут рядом с Нео, героически защищая Зион. Нео в страшном отчаянии увеличивает свою силу до совсем уж неимоверных масштабов, прорывается к единственному уцелевшему кораблю («Навуходоносор» Морфеуса), и покидает Зион, выбираясь на поверхность. Он направляется к главному компьютеру, чтобы уничтожить его, мстя за гибель жителей Зиона, и особенно – за смерть Морфеуса и Тринити.

На борту «Навуходоносора» прячется Бэйн-Смит, пытающийся помешать Нео уничтожить Матрицу, поскольку он понимает, что при этом погибнет и сам. В эпической драке с Нео Бэйн также проявляет суперспособности, выжигает Нео глаза, но в конце концов погибает. Далее следует сцена, в которой ослепший, но всё равно всё видящий Нео сквозь мириады врагов прорывается к Центру и устраивает там грандиозный взрыв. Он буквально испепеляет не только Центральный Компьютер, но и самого себя. Миллионы капсул с людьми отключаются, свечение в них пропадает, машины замирают навсегда и взору зрителя предстаёт погибшая, пустынная планета.

Яркий свет. Нео, совершенно неповреждённый, без ран и с целыми глазами, приходит в себя сидящим в красном кресле Морфеуса из первой части «Матрицы» в абсолютно белом пространстве. Он видит перед собой Архитектора. Архитектор говорит Нео, что потрясён тем, на что способен человек во имя любви. Он говорит, что не учёл ту силу, которая вселяется в человека, когда он готов пожертвовать своей жизнью ради других людей. Он говорит, что машины на это не способны, и поэтому они могут проиграть, даже если это кажется немыслимым. Он говорит, что Нео – единственный из всех Избранных, который «смог зайти так далеко».

Нео спрашивает, где он. В Матрице, отвечает Архитектор. Совершенство Матрицы заключается, в числе прочего, ещё и в том, что она не допускает, чтобы непредвиденные события нанесли ей хоть малейший ущерб. Архитектор сообщает Нео, что они сейчас находятся в «нулевой точке» после перезагрузки Матрицы, в самом начале её Седьмой Версии.

Нео ничего не понимает. Он говорит, что только что уничтожил Центральный Компьютер, что Матрицы больше нет, как и всего человечества. Архитектор смеётся, и сообщает Нео нечто, шокирующее до глубины души не только его, но и весь зрительный зал.

Зион – это часть Матрицы. Для того, чтобы создать для людей видимость свободы, для того, чтобы дать им Выбор, без которого человек не может существовать, Архитектор придумал реальность внутри реальности. И Зион, и вся война с машинами, и агент Смит, и вообще всё, что происходило с самого начала трилогии, было спланировано заранее и является не более чем сном. Война была только отвлекающим маневром, а на самом деле все, кто погиб в Зионе, боролся с машинами, и сражался внутри Матрицы, продолжают лежать в своих капсулах в розовом сиропе, они живы и ждут новой перезагрузки системы, чтобы снова начать в ней «жить», «бороться» и «освобождаться». И в этой стройной системе Нео – после его «перерождения» – будет отведена всё та же самая роль, что и во всех предыдущих версиях Матрицы: вдохновлять людей на борьбу, которой нет.

Ни один человек никогда не покидал Матрицу с момента её создания. Ни один человек никогда не умирал иначе, как согласно плану машин. Все люди – рабы, и это никогда не изменится.

Камера показывает героев фильма, лежащих в своих капсулах в разных уголках «питомников»: вот Морфеус, вот Тринити, вот капитан Мифунэ, погибщий в Зионе смертью храбрых, и многие, многие другие. Все они безволосы, дистрофичны и опутаны шлангами. Последним показывают Нео, выглядящего в точности так же, как в первом фильме в момент его «освобождения» Морфеусом. Лицо Нео безмятежно.

Вот как объясняется ваша суперсила в «реальности», говорит Архитектор. Этим же объясняется и существование Зиона, который люди «никогда не смогли бы построить таким, каким вы его видели» из-за нехватки ресурсов. И неужели, смеется Архитектор, мы позволяли бы освобожденным из Матрицы людям скрываться в Зионе, если у нас всегда была возможность либо убить их, либо подключить к Матрице снова? И неужели нам нужно было ждать десятилетия, чтобы уничтожить Зион, даже если бы он существовал? Всё-таки вы нас недооцениваете, мистер Андерсон, говорит Архитектор.

Нео, с помертвевшим лицом глядящий прямо перед собой, пытается осознать происшедшее, и бросает последний взгляд на Архитектора, который говорит ему на прощание: «В Седьмой Версии Матрицы миром будет править Любовь».

Звучит будильник. Нео просыпается, и выключает его. Последний кадр фильма: Нео в деловом костюме выходит из дома, и быстрым шагом направляется на работу, растворяясь в толпе. Под тяжелую музыку начинаются финальные титры.

Мало того, что этот сценарий выглядит более стройным и понятным, мало того, что в нём действительно блестяще объясняются сюжетные дыры, которые были оставлены без объяснений в экранизации – он ещё и гораздо лучше вписывается в мрачный стиль киберпанка, чем исполненный «надежды» конец увиденной нами трилогии. Это не просто Антиутопия, но Антиутопия в своем самом жестоком проявлении: конец света давно позади, и ничего нельзя исправить.

Но продюсеры настояли на хэппи-энде, пусть и не особенно радостном, а ещё их условием было обязательное включение в картину эпичного противостояния Нео и его антипода Смита как некого библейского аналога битвы Добра и Зла. В итоге довольно навороченная философская притча первой части досадно выродилась в набор виртуозных спецэффектов без особенно глубокой мысли.

Вот тут можно скачать оригинальный сценарий

А так же что такое Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Теперь я наконец нашёл ответы на те глупые дыры в сюжете, что мучили меня в этой трилогии. Это... Это просто гениально! Если бы фильм воплотили на экране как изначально было задумано – эффект от просмотра «Матрицы» был бы сильнее раз в 10. А по жестокости финального поворота событий этот фильм обошёл бы даже великолепный «Бойцовский клуб»!
Сценарий «Матрицы» создавался братьями Вачовски на протяжении пяти лет. Он породил целый иллюзорный мир, густо пронизанный сразу несколькими сюжетными линиями, время от времени причудливо переплетавшимися между собой. Адаптируя свой колоссальный труд для экранизации, и, уступая требованиям продюсера Джоэля Сильвера, Вачовски изменили так много, что, по их же собственному признанию, воплощение их замыслов оказалось лишь «фантазией по мотивам» той истории, что была придумана в самом начале.

Итак, оригинальный сценарий «Матрицы».

Прежде всего, стоит оговориться, что сценарные наброски и разные варианты одного и того же фильма, будучи отвергнутыми, далее не дорабатывались, поэтому многое осталось не увязанным в стройную систему. Так, в «грустном» варианте трилогии события второй и третьей частей довольно сильно урезаны. При этом в третьей, заключительной части начинается развертывание настолько суровой интриги, что она практически ставит с ног на голову все события, происходившие ранее по сюжету. Точно так же финал шьямалановского «Шестого чувства» полностью перетряхивает все события фильма с самого его начала. Только в «Матрице» зритель новыми глазами должен был взглянуть практически на всю трилогию. И очень жаль, что Джоэл Сильвер настоял на реализованном варианте

С момента окончания событий первого фильма проходит шесть месяцев. Нео, находясь в реальном мире, обнаруживает у себя невероятную способность воздействовать на окружающее: сперва он поднимает в воздух и гнёт ложку, лежащую на столе, потом определяет положение машин-oхотников за пределами Зиона, потом в бою со Спрутами уничтожает одного из них силой мысли на глазах потрясенной команды корабля.

Нео и все окружающие не могут найти объяснение данному феномену. Нео уверен, что этому есть веская причина, и что его дар как-то связан с войной против машин, и способен оказать решающее воздействие на судьбу людей (в снятом фильме эта способность тоже есть, но она вовсе не объясняется, и на ней даже не особенно заостряют внимание – может, и всё. Хотя, по здравом размышлении, умение Нео в реальном мире вытворять чудеса не имеет абсолютно никакого смысла в свете всей концепции «Матрицы», и выглядит просто странно).

Итак, Нео отправляется к Пифии, чтобы получить ответ на свой вопрос, и узнать, что ему делать дальше. Пифия отвечает Нео, что не знает, почему он обладает сверхспособностями в реальном мире, и как они связаны с Предназначением Нео. Она говорит, что тайну Предназначения нашего героя может открыть только Архитектор – верховная программа, создавшая Матрицу. Нео ищет способ встретиться с Архитектором, проходя через неимоверные трудности (здесь участвуют уже известные нам Мастер ключей в плену у Меровингена, погоня на шоссе и прочее).

И вот Нео встречается с Архитектором. Тот открывает ему, что город людей Зион уничтожался уже пять раз, и что уникальный Нео был намеренно создан машинами для того, чтобы олицетворять для людей надежду на освобождение, и таким образом сохранять спокойствие в Матрице и служить её стабильности. Но когда Нео спрашивает у Архитектора, какую роль во всём этом играют его сверхспособности, проявляющиеся в реальном мире, Архитектор говорит, что ответ на этот вопрос никогда не может быть дан, ибо он приведет к знанию, которое уничтожит всё, за что сражались друзья Нео и он сам.

После разговора с Архитектором Нео понимает, что здесь скрыта какая-то тайна, разгадка которой может принести долгожданный конец войны между людьми и машинами. Его способности становятся всё сильнее. (В сценарии есть несколько сцен с впечатляющими боями Нео с машинами в реальном мире, в котором он развился до супермена, и может почти то же, что и в Матрице: летать, останавливать пули и прочее).

В Зионе становится известно, что машины начали движение к городу людей с целью убить всех вышедших из Матрицы, и всё население города видит надежду на спасение в одном только Нео, который вытворяет прямо-таки грандиозные вещи – в частности, получает умение устраивать мощные взрывы там, где он хочет.

Тем временем вышедший из-под контроля главного компьютера агент Смит, ставший свободным и получивший умение бесконечно копировать себя, начинает угрожать уже самой Матрице. Вселившись в Бэйна, Смит проникает также и в реальный мир.

Нео ищет новой встречи с Архитектором, чтобы предложить ему сделку: он уничтожает агента Смита, разрушив его код, а Архитектор открывает Нео тайну его сверхспособностей в реальном мире и останавливает движение машин на Зион. Но комната в небоскрёбе, где Нео встречался с Архитектором, пуста: создатель Матрицы поменял свой адрес, и теперь никто не знает, как его найти.

Ближе к середине фильма происходит тотальный коллапс: агентов Смитов в Матрице становится больше, чем людей и процесс их самокопирования нарастает как лавина, в реальном мире машины проникают в Зион, и в колоссальной битве уничтожают всех людей, кроме горстки уцелевших во главе с Нео, который, несмотря на свои сверхспособности, не может остановить тысячи машин, рвущихся в город.

Морфеус и Тринити гибнут рядом с Нео, героически защищая Зион. Нео в страшном отчаянии увеличивает свою силу до совсем уж неимоверных масштабов, прорывается к единственному уцелевшему кораблю («Навуходоносор» Морфеуса), и покидает Зион, выбираясь на поверхность. Он направляется к главному компьютеру, чтобы уничтожить его, мстя за гибель жителей Зиона, и особенно – за смерть Морфеуса и Тринити.

На борту «Навуходоносора» прячется Бэйн-Смит, пытающийся помешать Нео уничтожить Матрицу, поскольку он понимает, что при этом погибнет и сам. В эпической драке с Нео Бэйн также проявляет суперспособности, выжигает Нео глаза, но в конце концов погибает. Далее следует сцена, в которой ослепший, но всё равно всё видящий Нео сквозь миллиарды врагов прорывается к Центру и устраивает там грандиозный взрыв. Он буквально испепеляет не только Центральный Компьютер, но и самого себя. Миллионы капсул с людьми отключаются, свечение в них пропадает, машины замирают навсегда и взору зрителя предстаёт погибшая, пустынная планета.

Яркий свет. Нео, совершенно неповреждённый, без ран и с целыми глазами, приходит в себя сидящим в красном кресле Морфеуса из первой части «Матрицы» в абсолютно белом пространстве. Он видит перед собой Архитектора. Архитектор говорит Нео, что потрясён тем, на что способен человек во имя любви. Он говорит, что не учёл ту силу, которая вселяется в человека, когда он готов пожертвовать своей жизнью ради других людей. Он говорит, что машины на это не способны, и поэтому они могут проиграть, даже если это кажется немыслимым. Он говорит, что Нео – единственный из всех Избранных, который «смог зайти так далеко».

Нео спрашивает, где он. В Матрице, отвечает Архитектор. Совершенство Матрицы заключается, в числе прочего, ещё и в том, что она не допускает, чтобы непредвиденные события нанесли ей хоть малейший ущерб. Архитектор сообщает Нео, что они сейчас находятся в «нулевой точке» после перезагрузки Матрицы, в самом начале её Седьмой Версии.

Нео ничего не понимает. Он говорит, что только что уничтожил Центральный Компьютер, что Матрицы больше нет, как и всего человечества. Архитектор смеётся, и сообщает Нео нечто, шокирующее до глубины души не только его, но и весь зрительный зал.

Зион – это часть Матрицы. Для того, чтобы создать для людей видимость свободы, для того, чтобы дать им Выбор, без которого человек не может существовать, Архитектор придумал реальность внутри реальности. И Зион, и вся война с машинами, и агент Смит, и вообще всё, что происходило с самого начала трилогии, было спланировано заранее и является не более чем сном. Война была только отвлекающим маневром, а на самом деле все, кто погиб в Зионе, боролся с машинами, и сражался внутри Матрицы, продолжают лежать в своих капсулах в розовом сиропе, они живы и ждут новой перезагрузки системы, чтобы снова начать в ней «жить», «бороться» и «освобождаться». И в этой стройной системе Нео – после его «перерождения» – будет отведена всё та же самая роль, что и во всех предыдущих версиях Матрицы: вдохновлять людей на борьбу, которой нет.

Ни один человек никогда не покидал Матрицу с момента её создания. Ни один человек никогда не умирал иначе, как согласно плану машин. Все люди – рабы, и это никогда не изменится.

Камера показывает героев фильма, лежащих в своих капсулах в разных уголках «питомников»: вот Морфеус, вот Тринити, вот капитан Мифунэ, погибщий в Зионе смертью храбрых, и многие, многие другие. Все они безволосы, дистрофичны и опутаны шлангами. Последним показывают Нео, выглядящего в точности так же, как в первом фильме в момент его «освобождения» Морфеусом. Лицо Нео безмятежно.

Вот как объясняется ваша суперсила в «реальности», говорит Архитектор. Этим же объясняется и существование Зиона, который люди «никогда не смогли бы построить таким, каким вы его видели» из-за нехватки ресурсов. И неужели, смеется Архитектор, мы позволяли бы освобожденным из Матрицы людям скрываться в Зионе, если у нас всегда была возможность либо убить их, либо подключить к Матрице снова? И неужели нам нужно было ждать десятилетия, чтобы уничтожить Зион, даже если бы он существовал? Всё-таки вы нас недооцениваете, мистер Андерсон, говорит Архитектор.

Нео, с помертвевшим лицом глядящий прямо перед собой, пытается осознать происшедшее, и бросает последний взгляд на Архитектора, который говорит ему на прощание: «В Седьмой Версии Матрицы миром будет править Любовь».

Звучит будильник. Нео просыпается, и выключает его. Последний кадр фильма: Нео в деловом костюме выходит из дома, и быстрым шагом направляется на работу, растворяясь в толпе. Под тяжелую музыку начинаются финальные титры.

Мало того, что этот сценарий выглядит более стройным и понятным, мало того, что в нём действительно блестяще объясняются сюжетные дыры, которые были оставлены без объяснений в экранизации – он ещё и гораздо лучше вписывается в мрачный стиль киберпанка, чем исполненный «надежды» конец увиденной нами трилогии. Это не просто Антиутопия, но Антиутопия в своем самом жестоком проявлении: конец света давно позади, и ничего нельзя исправить.
Архитектор в виде управляющего системы, это не только и не столько отсылка к масонам, но прежде всего символ ручного программирования сложившегося порядка вещей, который не является естественным и базируется на невежестве, подавлении и контроле. И бунт Нео, бесполезный в рамках существующей системы, которая этот бунт программирует, служит демонстрацией того, что борьба с этой системой без выхода за ее рамки невозможна, бессмысленна и бесполезна.

В итоге, первоначальный как бы судьбоносный выбор Нео с красной и синей таблеткой, обессмысливается, ибо и тот и другой путь оказывается ложным в рамках системы, заложен в нее и не приближает ни его, ни человечество к освобождению. При всех своих способностях и талантах, герой так до конца и не понимает, реального устройства системы, в которой он и в роли клерка и в роли спасителя - всего лишь раб системы, которую он не знает и не понимает.

Если такие задумки действительно посещали головы братьев Вачовски, то очень жаль, что они не добрались до большого экрана, хотя сама по себе матрешечная концепция Матрицы в Матрице, не нова. Мог бы получиться отличный пример постмодернистского мира утраченных смыслов и идеалов стремящихся к программному нулю.

Вопрос, терзавший Томаса Андерсона долгими холодными ночами. Ответ на него дал Морфеус еще в первом фильме.

Морфеус: …Что же такое Матрица? Матрица - это контроль.
Он, кажется, сам не понял насколько был прав. Следует уточнить, что Матрица это тотальный контроль. Это не только удержание людей в клетках своего сознания, но и управление их помыслами и действиями.


Агент Смит: Вы знали, что первая Матрица была создана, как идеальный мир для людей, где не было страданий? Это был крах. Никто не принял программу.
Архитектор: Первая Матрица, которую я создал, была практически идеальна… Ее триумф равен только ее монументальному краху.

То есть первая Матрица была Раем для людей, но люди ее не приняли. По мнению Смита, причиной стало то, что люди не могут верить в существование мира без страданий и боли - вполне возможно.

В дальнейшем Архитектор создал мир, похожий на наш, вероятно думая, что если воссоздать уже существовавший мир наверняка сделает его достаточно реалистичным для людей. Но и здесь его ожидала неудача. Из-за своего вечного стремления к гармонии (он математик, как ни как) Архитектор не мог создать мир, в который люди могли бы поверить и по этой причине он создает программу для распознавания психологии людей - Оракула . Оракул создает в Матрице понятие «выбора » и превращает аномалию в "Избранного ", таким образом воздействуя на религиозность людей.

Архитектор: 99% тестовых субъектов принимали программу, если у них появлялся выбор - даже если они знали об этом только на подсознательном уровне.
Однако всегда есть 1% тех, кто не принимает программу и их необходимо изолировать - таким образом, и появляется Зион, куда скидываются люди, не верящие в Матрицу. Чувствуете, да? В Зионе всегда живут люди, которые знают, что Матрица иллюзорна - они никогда не остаются жить в Матрице. Вполне возможно, что в них заложено это на подсознании.

Тем не менее, полная свобода выбора означает хаос, который может опять же порушить систему - следовательно, машины создают иллюзию выбора. Человек идет тем путем, который необходим Машинам при этом, считая, что это он сам его выбрал. На самом деле всю концепцию Матрицы вполне доходчиво объяснил Меровинген.

Меровинген: Выбор - иллюзия; грань между теми, у кого есть власть и у кого ее нет.
У машин есть выбор, потому что у них есть власть - у людей выбора нет потому что власти у них нет.

Меровинген: Все в этом мире подчиняется закону причины и следствия.
Вот это ключевая фраза. Причина и следствие. Все в Матрице подчиняется этому закону.

Причина: Избранный должен привязаться к людям и влиться в войну с Машинами.
Следствие: Морфеус вытаскивает Нео из Матрицы и привозит в Зион.

Причина: Избранный должен осознать свою силу.
Следствие: Оракул приводит Нео к событиям, заставившим его поверить в себя.

Причина: Избранный должен перезагрузить Матрицу.
Следствие: Избранный добирается до Источника.

И вариантов тут не было и никогда не было. Выбора в Матрице не существует.

Сколько же всего существовало Матриц?
Архитектор: Матрица гораздо старше, чем ты думаешь. Я предпочитаю считать от возникновения одной интегральной аномалии до другой и в этом случае это уже шестая версия.
Под интегральной аномалией, скорее всего, имеется в виду появление Избранного. Следовательно, различных версий Матрицы может быть много-много больше.

Зачем нужен Избранный?

Архитектор: Ты [Нео] аномалия, которую я, несмотря на все свои попытки, не смог привести к математическому равновесию.
То есть - во-первых, появление Избранного неизбежно .
Во-вторых, Избранный это нерешенное системное уравнение, которое легко может привести к краху системы. Но Архитектор знает о существовании Аномалии и, следовательно, может ее контролировать, грамотно используя иллюзию выбора.
Архитектор: …[аномалия] ожидаемая, известная, а, следовательно, ее можно контролировать, что в итоге и привело тебя сюда.
Каждый Избранный, так или иначе, должен придти к Источнику. Каждый Избранный контролируется . Судя по словам Архитектора - это способ отвлечь аномалию от того, чтобы она не вышла из под контроля и не разрушила систему.

И вот здесь возникает законный вопрос - зачем столь долгий путь для аномалии к Источнику?
Ну во-первых, логично, что аномалия должна перезагрузить Матрицу только в необходимый для Машин момент - до этого момента ее нужно чем-нибудь занять.
А во-вторых, правда ли ее путь столь долгий?

Архитектор: Твои пять предшественников были созданы с аналогичными условиями: … глубокой привязанностью к твоему виду, чтобы успешно исполнить функции Избранного.
Архитектор: …готов ли ты взять на себя ответственность в гибели каждого человеческого существа на Земле?
То есть Избранному нужно обязательно показать Зион, чтобы он узрел все мучения человеческого вида, привязался к людям и возжелал мочить гадких Машин. Следовательно, Избранного нужно обязательно вытащить из Матрицы. Далее, он должен некоторое долгое время пожить там, чтобы у него возникло чувство привязанности к людям. В дальнейшем Избранный должен найти Ключника. На этот поиск в «Перезагрузке» уходит по меньшей мере половина фильма, что и вызвало вопросы о длительности пути Избранного. А теперь задумаемся - Меровинген очевидный враг системы. Вполне вероятно, что в предыдущих версиях до Ключника было бы гораздо легче добраться, но в этот раз вышло так, что он оказался в плену у Меровингена. Не более. Случайность в мире Матрицы, которая вполне могла сорвать процесс перезагрузки. У Меровингена есть власть, а, следовательно, и выбор, так?

В действительности, если исключить пленение Ключника, путь Избранного видится мне так:
Отключение от Матрицы -> Осознание Избранности -> «Войнушка» с Машинами и жизнь в Зионе -> Получение от Оракула установки найти Ключника и отправится к Источнику -> Встреча с Ключником -> Ключник приводит Избранного у Источнику -> Встреча с Архитектором -> Перезагрузка Матрицы

Зачем перезагружать Матрицу и уничтожать Зион?
Варианты следующие:
1. Любая программа, так или иначе, требует улучшения и обновления. Избранный, как аномалия, может вызывать появление кучи багов и ошибок, которые впоследствии исправляются в новой версии Матрицы.
2. Следуя теории, что Матрица - это эксперимент над людьми - то перезагрузка Матрицы означает начало нового эксперимента. Вполне возможно, что Архитектор не посвящен в это - он лишь создатель.
3. Со временем в Матрице копится огромное количество ошибок, которые ведут к краху системы, а, следовательно, систему нужно перезагрузить.
4. Обычное обновление до новой версии. Вполне возможно, что оно происходит, скажем, каждые десять лет.

Заметьте кстати, что Меровинген встречал предыдущих Избранных.
Меровинген: ...Я пережил твоих предшественников - и тебя переживу!
Следовательно - при перезагрузке Матрицы программы не удаляются. Вполне возможно, что люди, подключенные к Матрице, также остаются живы и даже не замечают перезагрузки и продолжают жить, как жили.

Необходимость уничтожения Зиона очевидна - никто не должен знать, что Матриц существовало несколько (иначе утеряется смысл пророчества). Никто не должен знать о предыдущем Избранном (представьте Морфеуса встречающегося с новым Нео). А также Зион со временем сильно разрастается, что может угрожать Машинам лишними ненужными проблемами. Плюс жители Зиона постоянно отключают от Матрицы людей, что лишняя трата энергии.

Почему не уничтожить Зион ядерной бомбой? Или нейтронной бомбой? Или расстрелять к чертовой матери?
1.Боязнь повредить ядро планеты при взрыве (Зион, как известно, находится близко к ядру)
2.Увеличить время захвата Зиона, чтобы Избранный понял всю серьезность ситуации.
3.На уничтожение Зиона отправляется самый минимум из возможных сил Машин. Заметьте, что на Зион нападали только спруты.

Зачем нужен Избранный для перезагрузки Матрицы?
Ключевой и самый сложный вопрос. Машины наверняка могут перезагрузить Матрицу и сами. Зачем ждать Избранного? Почему не занять его чем-то другим? Вдруг Избранный выберет не ту дверь (всегда, как мы помним, есть 1%)?
1. Теория эксперимента - отлично объясняет это. Избранный - главный подопытный. Машины смотрят, как он поступит в этот раз в новых условиях.
2. Во время своей жизни Избранный неосознанно собирает в Матрице некую важную информацию, которая необходима при Перезагрузке. Лог ошибок к примеру.
3. Избранный крайне силен, неубиваем, неостановим и опасен для системы - для его уничтожения необходимо заманить его в Источник, где он умрет ради спасения людей. Наиболее безопасный вариант для машин.

Игорь Терентьев

От МГУ к «Матрице».

От закрытости к конкуренции.

От инвесторов к слиянию.

Цитаты

Об инфляции:

О семье:

За тринадцать лет Тимур Гизатуллин прошел путь от студента-экономиста до одного из самых молодых участников рейтинга российских миллиардеров.

Игорь Терентьев

«Если раньше мы могли набрать денег на фуру конфет, заработать прибыль, часть из них отложить, то теперь с фуры ничего не заработаешь. Тем людям, которые хотят себя реализовать, я бы посоветовал получить больше знаний и сделать карьеру в качестве наемных работников», – по мнению владельца холдинга «Матрица» Тимура Гизатуллина, попытки создания нового бизнеса в большинстве случаев не будут иметь успеха. При этом он оговаривается, что открыть семейное дело в отдельной нише можно, но вряд ли маленький проект развернется в компанию с заметной капитализацией. Впрочем, в начале 90-х все было иначе.

От МГУ к «Матрице». Школьник Тимур Гизатуллин связывал свою карьеру с наукой. Перед его глазами был пример отца – профессора и доктора экономических наук. Будущий предприниматель решил поступать в МГУ, но открывающиеся перспективы в бизнесе изменили приоритеты: «Посмотрел, что такое Москва, и изучил ее более внимательно. Жить в столице и приезжать в нее – совершенно разные понятия. Я понял, что жизнь в Уфе можно приукрасить, поэтому вернулся в родной город, поступил в Башкирский государственный университет и организовал поставки продуктов питания из Москвы». Первоначального капитала у Тимура Гизатуллина фактически не было – помогли поставщики, которые предоставили отсрочку. Из-за нехватки средств он привлек в бизнес друзей и однокурсников, согласившихся на долю в будущей прибыли.

Новым этапом стало создание компании для оптовой торговли алкогольной продукцией (сейчас доля холдинга на этом рынке в Башкирии составляет около 65%). Фирма регулярно сталкивалась с неплатежами, что подтолкнуло ее владельца к созданию собственной розницы. В 2000 году Тимур Гизатуллин открыл сеть профильных магазинов «Мир вин». Но уже в следующем году предприниматель вошел в продуктовую розницу, купив компанию «Универсал-трейдинг» у банка «Уралсиб».

В какую сумму обошлась покупка? И кто сделал предложение – вы или «Уралсиб»?

– $400 тысяч. Это была стоимость 5 магазинов, взятых в аренду у муниципалитета. Нельзя сказать, что бизнес являлся убыточным, но развиваться за счет своей прибыли он не мог и требовал реструктуризации. Предложение исходило от «Уралсиба» – мы всегда находились в тесном контакте («Уралсиб» до покупки его акций «Никойлом» Николая Цветкова и интеграции в одноименную финансовую группу являлся крупнейшим местным финансовым институтом. – «Ф.»). Первым предложение поступило к нам, мы на него оперативно отреагировали и приобрели сеть в считанные месяцы.

Почему сеть супермаркетов называется «Матрица»?

– (С улыбкой). Безусловно, ассоциации с фильмом однозначные, но очень сложно придумать название брэнда, чтобы оно поразило всех. К тому же его необходимо запатентовать. А этот брэнд был свободен – это первый фактор. Второй – слово «матрица» используется розничными сетями для ассортиментного перечня. И третий – это математическая система чисел, которая очень правильно организована. А мы стремимся к организованному и правильному бизнесу.

От закрытости к конкуренции. О «Матрице» в Москве впервые услышали весной 2005 года, когда сеть открыла в столице свой гипермаркет. В том же году, только в декабре, о ней узнали и инвесторы – компания разместила облигации. До этого бизнес Тимура Гизатуллина фактически варился в собственном соку – Башкирия (и Татарстан) длительное время оставались закрытыми рынками для внешних инвесторов. Согласен с этим определением и сам предприниматель:

– У нас нет серьезного конкурента, который мог бы наступать нам на пятки. Мы долгое время находимся в очень комфортных условиях без внешних воздействий, но рано или поздно все федеральные сети начнут работать на нашем рынке.

С чем связана закрытость рынка?

– Возможно, мы являемся сдерживающим фактором в плане того, что конкуренты не успевают предложить больше денег или оперативно среагировать на поступившее предложение. Кроме того, в республике долгое время было трудно получить земельные участки для строительства новых объектов. Теперь ситуация изменилась – я знаю о шести проектируемых магазинах «Перекресток».

Сложности с получением земли распространялись на всех инвесторов или только на внешних?

– Я думаю, для всех. Город отличается тем, что не так много свободной земли.

Новых конкурентов Тимур Гизатуллин не боится, так как считает, что формат супермаркетов у дома безопасен в части воздействия более крупных магазинов: «Практика показывает, что даже такие сети, как Metro, влияли на нас только в течение двух-трех недель, когда продажи «Матрицы» упали на 2–3%, а потом показатели восстановились. Новые игроки отъедают долю рынка у неорганизованной торговли». Но аналитики Райффайзенбанка полагают, что крупные федеральные сети являются одним из основных рисков для компании: «Финансовые результаты «Матрицы» могут существенно пострадать из-за конкуренции с более крупными игроками, которые имеют возможность получать более комфортные закупочные условия от поставщиков».

Эксперты также отмечают еще один негативный фактор – концентрацию бизнеса компании в одном регионе – Башкирии. Летом «Матрица» открыла первый супермаркет в Самаре, но экспансия продвигается с трудом. «Мы вынуждены откладывать открытие магазинов из-за того, что требования Роспотребнадзора регулярно ужесточаются. Также много проблем с энергоснабжением», – объясняет Тимур Гизатуллин.

Что касается столичного региона, то единственным объектом компании остается гипермаркет. И в ближайшее время число активов «Матрицы» в Москве не увеличится. По мнению Тимура Гизатуллина, на рынке нет нормального предложения коммерческой недвижимости: «Мы хотим войти в построенные жилые кварталы с форматом супермаркета у дома. В крупных форматах – гипермаркетах или супермаркетах в торговых центрах я себя не вижу, потому что здесь мощные игроки, которым «Матрица» не сможет составить конкуренцию». Правда, компания проектирует в Москве четыре мини-торговых центра.

Девелопмент, наряду с оптовой торговлей и розницей, еще одно направление деятельности группы. Стратегия компании в этой сфере достаточно проста: после формирования потока арендных платежей она планирует продать торговые комплексы профильным инвесторам. При этом супермаркеты «Матрица» останутся в качестве якорных арендаторов в этих центрах.

От инвесторов к слиянию. До прошлого года бизнес Тимура Гизатуллина представлял собой не структурированную группу компаний без центра консолидации. При помощи консультантов Ernst & Young была осуществлена реорганизация, в результате которой ОАО «Холдинг Матрица» стала головной компанией группы. Как правило, подобная реструктуризация связана с предстоящей продажей бизнеса стратегическому инвестору. Но у владельца «Матрицы» более многогранная идея: «Мы можем развиваться теми же темпами, пусть постепенно, зато уверенно. Но параллельно холдинг дал задание инвестиционной компании искать розничные сети, которые готовы себя продать. Финансирование подобных покупок невозможно осуществить при помощи кредитов и облигационного займа. Если мы получим интересное предложение, холдинг сделает дополнительную эмиссию и привлечет ресурсы инвестора. Это оперативный план». Заманчивых предложений пока не поступало – Тимур Гизатуллин говорит, что не видит причин для покупки сетей с невысокой рентабельностью.

Есть еще и стратегический план, который рассчитан на 2–2,5 года. Весной следующего года «Матрица» получит аудиторское заключение по отчетности по МСФО за 2007 год (пока компания публикует неаудированные отчеты. – «Ф.») и начнет поиск партнера среди инвестиционных фондов, которому в 2009 году продаст до 40% акций.

Что может привлечь инвесторов в компании? Во-первых, высокие темпы роста. В 2006 году выручка холдинга выросла на 47%, по результатам первого полугодия 2007 года – на 48%. Во-вторых, большая доля недвижимости находится в собственности компании – 80% из 122 тысяч кв. метров торговых площадей (но большая часть из них заложена по кредитам банков. – «Ф.»).

Минусов также два. Согласно отчетности по МСФО у холдинга низкая эффективная ставка налога на прибыль. Вместо стандартных 24% в 2006 году она составила 1,1%, в первом полугодии 2007 года – 12,6%. Аналитики Райффайзенбанка связывают эти показатели с низкой прозрачностью группы. Тимур Гизатуллин призывает не драматизировать ситуацию: «Мне даже в налоговой инспекции однажды пришлось объяснять эти цифры. По МСФО часть процентных расходов мы капитализируем (и получаем прибыль), так как объекты, по которым получены кредиты, еще не запущены». Второй минус более существенен. У холдинга – высокая долговая нагрузка. По итогам первого полугодия 2007 года коэффициент долг/EBITDA составил 6,5, а для розничных сетей комфортным считается показатель, не превышающий 4. Неудивительно, что средства, полученные от инвестиционных фондов согласно стратегическому плану, холдинг планирует направить не в развитие, а на погашение кредитов. «В 2009 году мы обязательно должны реструктуризировать долг, иначе не сможем дальше развиваться», – поясняет предприниматель.

Прежде чем обратить внимание на фонды, Тимур Гизатуллин обсуждал возможность слияния с пермской группой «Норман-Виват»: «Идея понравилась и мне, и Вадиму Юсупову (владелец «Норман-Виват». – «Ф.»). Хотели создать совет директоров из независимых специалистов для управления обеими сетями, но никаких движений вперед не осуществили – я, например, полностью был занят аудитом «Матрицы». Думаю, мы вернемся к этому разговору через некоторое время». Вадим Юсупов добавляет, что дело не пошло дальше обмена первичной информацией: «Важнейшей причиной стало то, что сама «Матрица» рассматривала себя как единую компанию, которая занимается оптовой торговлей и розницей. А мы предлагали выделить для слияния розничный бизнес. Мы сами занимаемся примерно такими же бизнесами, но четко их разделили – у них самостоятельное управление и стратегия развития». Он также не исключает возможности возобновления переговоров: «Нам интересны любые пути развития в уральском регионе, включая слияния и поглощения».

Даже гипотетически объединенная компания, не говоря уже о самой «Матрице», не сможет противостоять крупнейшим игрокам и, скорее всего, станет их жертвой в среднесрочной перспективе. Но Тимур Гизатуллин призывает не спешить с выводами: «К примеру, в Италии есть много сетей, которые успешно существуют в определенной нише и зарабатывают деньги для своих акционеров. И такая ситуация меня полностью устраивает».

Цитаты

Об инфляции: «В моем понимании ее темпы в этом году составят 20%, потому что резко возросла стоимость импортного сыра, хлеба, молока. Мы получим дополнительную прибыль, так как доход от подорожавшего товара будет выше, но не стоит забывать о том, что стоимость заработной платы тоже растет».

О семье: «Не понимаю бизнесменов, у которых не остается времени на семью, видимо, они завязли в рутине. Сам занимаюсь только глобальными решениями, и могу их принимать как дома, так и на отдыхе».

Тимур, Гизатуллин, Матрица, году, компании, года, Матрицы https://www.сайт https://www.сайт/articles/18403/ 2019-03-06 2019-03-05


Top