Монстры рока российская группа мифы. Воспоминания о фестивале монстры рока в тушино

28 сентября 1991, когда некогда могущественный Советский Союз доживал свои последние месяцы, на поле аэродрома Тушино состоялся рок-фестиваль «Монстры рока», который собрал на своей сцене известнейшие команды данного музыкального направления со всего мира. Фестиваль посетило от 500 тысяч до целого миллиона слушателей; 11 000 стражей порядка участвовало в охране фестиваля, но со своей задачей справиться не смогли. Предлагаю вспомнить некоторые интересные моменты того памятного дня.

Перестройка — начало новой жизни и конец коммунизма

Фестиваль состоялся всего через месяц после путча. Организатором с советской стороны выступил будущий основатель MTV-Russia Борис Зосимов, который только начинал свою продюсерскую карьеру. Связавшись с Date 2 Warner Inc - компанией, возившей «Монстров» по миру, он предложил организовать шоу в СССР, что вышло бы весьма символично.

«Как-то ко мне на день рождения пришел один приятель. Он рассказал, что сейчас по всему миру идет фестиваль «Монстры рока». Там участвуют Metallica, AC/DC, еще кто-то. Можно, говорит, попробовать их в Москву затащить. Сегодня я бы и не шелохнулся - задача-то нереальная! Но тогда я этого не понимал, потому, видимо, и ухватился за эту идею. Связей за границей у меня не было, интернета тоже. Единственное, что дал мне приятель - номер телефона сына президента Warner Bros, Марка Росса. Позвонил ему и с ходу стал рассказывать сказки: мол, в России только что произошла революция, коммунисты ушли от власти, началась новая жизнь и все такое. Я сразу понял, что на этом можно сыграть» , - вспоминал позже Зосимов.


Это и сработало, менеджеры «Монстров» согласились провести концерт в СССР. Первоначально была идея выступить на Ходынском поле, но побоялись, что в случае побоев пресса будет сравнивать фестиваль с давкой в Ходынке; в итоге, концерт перенесли в Тушино, однако побоев и сравнений избежать не удалось.

Все дороги ведут в Москву

Фанаты, узнав о предстоящем событие, съезжались со всего Союза. Вход был абсолютно бесплатным, а от количества прибывших удивлялись не только организаторы, но и власти, которые заранее об охране и не позаботились. В последний момент к аэродрому стянули милицию и военных. Над полем кружил вертолет. Люди в форме пытались навести порядок довольно жестокими методами, вступая в драки и избивая фанатов.

«Я был в шоке, когда увидел, как солдаты бьют зрителей прямо по головам дубинками. Я ходил и не понимал, что происходит. Зачем они это делают? Люди пришли послушать музыку, почему с ними нужно так поступать? Мне хотелось все это остановить» , - добавил барабанщик Metallica Ларс Ульрих.

Не пили только святые, или Тушинское попоище

Из-за неконтролируемого попадания алкоголя на фестиваль толпа была абсолютно неуправляемой. Возможно, именно поэтому стражи порядка были вынуждены применить грубую силу.


«Приехало на рок-фестиваль (а не в филармонию) около полумиллиона молодежи, из которых не выпивали разве что язвенники, да мы. Как вам кажется, найдется ли среди этих слушателей несколько, скажем так, не совсем дисциплинированных лиц? Да, именно так, их было чуть больше, чем несколько»
, - пишет курсант Военного института, бывший в тот день в оцеплении.

В официальной сводке указывалось, что в результате столкновений пострадали 76 человек (16 из них - сотрудники милиции и военные), 51 человек госпитализирован, 30 фанатов задержаны в пьяном виде, один - в состоянии наркотического опьянения, девять металлистов были пьяны настолько, что их отправили в вытрезвитель.


«К 18:00, в момент выступления Мetallica, в милицейском штабе мне удалось получить первую приблизительную сводку правонарушений: 25 человек в тяжелом и среднем состоянии (в основном переломы рук и сильные ушибы) доставлены в больницу, более 20 отправлены в медвытрезвители. Гиннесс со зрителями не получился, зато по милицейским сводкам мы смогли переплюнуть и «Вудсток», и «Уайт», и «Централ Парк», и даже концерты Rolling Stones»,
- говорится в статье «Комсомольской правды».


Очевидцы и участники концерта говорили и о погибших. По некоторым свидетельствам их было 11(на «Вудстоке» их было всего 3, но там никто никого и не бил). Однако официально данная информация до сих пор не подтверждена.

Pantera

Началось «тушинское попоище» по принципу «с места в карьер»: концерт открыли безжалостные американцы Pantera. Решение поставить самую агрессивную из всех участников Монстров Рока группу на разогрев удивляет до сих пор. Часть запечатленного выступления Пантеры вошла в релиз 3 Vulgar Videos From Hell, вышедший в 1999 году на DVD-носителе. Название видео прекрасно отразило всю суть концерта в Тушино. Наверное, и самому большому фанату чада и кутежа Пауку в тот день было предостаточно «ада и вульгара».

The Black Crowes и E.S.T.

Продолжила концерт американская группа The Black Crowes, чей традиционный блюз-рок был бы куда уместней в качестве разогрева. Черные Вороны отыграли всего две песни и быстренько уступили сцену советским рокерам E.S.T., еще во главе с легендарным Жаном Сагадеевым. Последний факт, кстати, широко используют фанаты Жана, периодические устраивающие с поклонниками Валерия Кипелова эпические срачи и холивары на тему «Кто круче и метальнее, Ария или ЭСТ?»

Metallica

Затем тысячи советских последователей рок-культа наконец-то узрели живьем настоящих «монстров» – легендарных американцев Metallica. Каждую песню группы фанаты встречали с неподдельным восторгом, многократно усиленным алкоголем и еще бог весть чем. Особенно сильно народ колбасился под каверы «Last Caress», а также «Am I Evil?». Милиция в очередной раз безуспешно пыталась укротить бесноватую публику, но в стражей порядка полетели бутылки и прочая дрянь. Зарубежные гости вообще не понимали, что происходит, а успокоить публику помогло лишь обращение организаторов: «Ради безопасности музыкантов мы прекращаем концерт, слушайте Ласковый Май!» Кстати, во время выступления барабанщик Металлики Ларс Ульрих повредил указательный палец, что, к счастью, на выступлении группы никак не отразилось.

AC/DC

Кульминацией тушинского попоища стал ураганный сет-лист австралийских AC/DC. Ангус Янг в школьной форме, пьяные фанаты, мочившиеся не отходя от сцены… Да уж, такого Советский Союз точно раньше не видывал. Закончился концерт пальбой из пушек и фейерверком под признанный рок-гимн всех времен и народов For Those About To Rock.

Итоги

Конечно, раньше никто и представить не мог, что в рамках одного фестиваля в Москве выступят сразу столько звезд мировой рок-сцены. Ознаменовав собой наступление долгожданной свободы в Советском Союзе, Монстры Рока в Тушино и по сей день активно обсуждаются в Интернете, став притчей уже для нескольких поколений рокеров России и стран СНГ.

Концерт в "Олимпийском" в поддержку ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС и первое выступление Pink Floyd в Москве; дебютный Московский Международный Рок-Фестиваль в "Лужниках" и "Монстры рока" на Тушинском аэродроме – М24.ru вспоминает самые яркие концерты в истории города. Концерты, пропустить которые было невозможно и о которых еще годами говорили не только меломаны, но и большая часть жителей столицы.

Организаторы: BIZ Enterprises и date 2 Warner Inc, а также многие другие

Выступали: Pantera. The Black Crowes, Э.С.Т., Metallica, AC/DC.

Попробуйте как-нибудь провести такой эксперимент - задайте нескольким случайно выбранным из круга своих знакомых людям простой вопрос: "Где и когда состоялся величайший рок-концерт в истории человечества?". Самый распространенный ответ, который вы получите, разумеется, будет "не знаю". Несколько более продвинутых граждан покопаются в анналах собственной памяти и вспомнят про "три дня мира и музыки" в американском Вудстоке. И только один или, может быть, два человека скажут, что данное событие имело место 23 года тому назад и не где-нибудь "у них", а в Москве.

Сколько-сколько, говорите, "детей цветов" внимали Хендриксу и Jefferson Airplane на этом самом вашем Вудстоке? 600 тысяч? А 28 сентября на взлетное поле в Тушино явились дети "ржавого железа" в количестве один миллион человек. Вдумайтесь в эту цифру. Попробуйте представить себе такое количество людей в одном месте. Задумайтесь о возможных последствиях...

"Монстры Рока" отнюдь не были отечественным изобретением, самый первый фестиваль серии был проведен в Англии на поле автодрома "Доннингтон Парк" еще в 1980 году. С 1983 года мероприятие стало международным и окончательно переориентировалось на любителей той музыки, что потяжелее. Из списков выступавших за разные годы можно было бы собрать неплохую энциклопедию хард-рока, пост-глэма, спид-металла, трэша, хэви и тому подобных жанров. Загибайте пальцы: Rainbow, Judas Priest, Motorhead, Dio, Van Halen, Accept, Оззи Осборн, Guns N"Roses, Whitesnake, W.A.S.P., KISS, Iron Maiden, Antrax, Metallica, Ян Гиллан... не устали?

В листе тура 1991 года значились Metallica, AC/DC, The Black Crowes, Queensryche и Montley Crue. Последние две команды до Москвы не доехали и на полпути их заменила еще мало кому тогда известная Pantera. Первый концерт фестиваля состоялся 10 августа в Копенгагене, а далее в его дорожной карте значились остановки в 12 странах: Великобритании, Голландии, Германии (уже не состоявшей из ФРГ и ГДР), Италии, Венгрии, Польше... Москва в тот месяц ни про каких монстров еще не знала и знать не хотела - по улицам ездила бронетехника, по телевизору шло ГКЧП и "Лебединое озеро", а казавшийся незыблемым СССР вдруг как-то внезапно начал "трещать по швам", а на его окраинах перестали размахивать палками и начали потихоньку стрелять. Казалось, что сама история вдруг начала грохотать и лязгать затворами "калашниковых" и танковыми траками так, что заглушить ее было бы не под силу никакой "Металлике".

Тем временем из-за советской границы на "Монстров Рока" с завистью смотрел председатель свежесозданного кооператива BIZ, будущий основатель MTV-Russia и папа певицы Лены Зосимовой, Борис Зосимов. Провести такой фестиваль в Москве, да еще и с бесплатным входом, казалось ему лучшим вариантом для начала собственного продюсерского бизнеса.

Делалось все в последней момент и по русскому обычаю - на авось. Date 2 Warner Inc уже объявили, что заключительное шоу фестиваля состоится 24 сентября в Мадриде. Подготовить мероприятие такого масштаба всего за 20 дней попросту нереально. У Зосимова под рукой не было ни заграничных контрагентов, ни подшивок западной музыкальной прессы, ни компьютера с интернетом. Была только бумажка с телефоном сына президента Warner Bros. Inc Марка Росса. Тот сперва решил, что с ним говорит сумасшедший. "В России революция? И что, из-за этого надо срочно менять график фестиваля? А, спрашивается, как mr Zosimoff планирует за столь короткий срок организовать провоз в СССР полутора тонн аппаратуры и более 300 человек обслуживающего персонала, в основном американцев? Нет, это решительно невозможно", - сказал он. Фестиваль спасло лишь то, что сам Зосимов в те времена был изрядным металлистом-меломаном и когда встал вопрос о возможных заменах участников, предложил пригласить к нам Pantera. Продюсером и "открывателем" техасских трэшеров был как раз Марк Росс. И все завертелось...

То есть "завертелось" по плану у них, а в Москве началась форменная чехарда с препятствиями. Только что закончился августовский путч, между союзным и только что утвердившимся в креслах российским правительством шла "война законов", никому не было понятно что будет дальше и уж тем более никому не было дело до какого-то кооператора Зосимова с каким-то фестивалем. Юрий Никулин довел председателя BIZ за руку до приемной Лужкова, но там оба напоролись на стену глухого непонимания: "У вас будет сто калек на концерте, о чем речь...". Уговорили. Затем встал вопрос о 300 американцах, для которых не было ни виз, ни приглашений, словом вообще ничего.

Зосимов напечатал письмо на бланке своего кооператива и направил с ним человека в аэропорт: "Умри, но сделай так чтобы пропустили". Где разместить? О, как раз только что достроили гостиницу Radisson-Slavyanskaya, но официально открыть еще не успели. Договорились и с гостиницей. Словно бы сама ситуация, когда СССР уже почти закончился, а Россия еще толком не началась, создала уникальную "точку невероятности", в которой на мгновение стало возможно все.

Фестиваль Monsters of Rock. Фото: ИТАР-ТАСС

Еще сложнее оказалось выполнить присланный из-за границы райдер. Музыканты требовали обычных для подобного рода мероприятий жилых трейлеров с бытовыми секциями и душевыми. Таковых в СССР просто не было, и вместо них было решено поставить переоборудованные армейские палатки. Молотки для сборки сцены выменяли за водку в ближайшей воинской части. Чтобы обеспечить американцев привычным для их желудков питанием, были мобилизованы "Чайки" из гаража Совета Министров, "челночными рейсами" их гоняли в первый московский "Макдональдс" на Пушкинской.

Вопрос о выборе площадки тоже оказался далеко не так прост. Изначально фестиваль предполагали "поставить" на Ходынском поле, но продюсерам не давал покоя исторический контекст. Случись что, и на следующий день пресса вовсю живописала бы подробности "новой Ходынки". И тут редактор металлического фэнзина Zarazza Алексей Трофимов вспомнил про Тушинский аэродром. И, как оказалось, удачно. В результате это место на следующие 20 лет стало одной из важнейших точек на карте концертной Москвы - впоследствии там проводились фестивали "Крылья" и "Максидром".

Публика стала появляться на поле еще ночью. Около полутора тысяч человек поставили палатки на еще мокром после вчерашнего дождя поле и жгли костры. Некоторые ночевали в подъездах ближайших домов, их выгоняла милиция, но они возвращались. Тогда же случились и первые драки - группа неустановленных граждан перевернула машину с питанием для обслуживающего персонала. Тем временем впервые оказавшиеся в Москве музыканты "Металлики" без сопровождения отправились гулять по ночному городу. У Белого дома "последние могикане" августовских баррикад на расстроенных гитарах исполнили для Ларса Ульриха и Кирка Хэммета Wind of Change. "А вы говорите: Metallica, Bon Jovi, Guns N" Roses... Scorpions - вот, что в России главнее всех других команд вместе взятых!", - с грустью констатировал Ларс в постфестивальном интервью.

А утром на поле повалила публика, в которой поклонники металла со всех концов страны оказались перемешаны с подмосковными гопниками, привлеченными халявой, выпивкой и перспективой сломать кому-нибудь нос. Над толпою взметнулась огромная растяжка: "Мы ждали 8 лет!". Все ошибки организации тут же дали о себе знать. По мнению Зосимова "свободный вход" означал отсутствие каких бы то ни было кордонов на этом самом входе. Разумеется все, кто хотел пронести с собой пресловутые "напитки в стеклянной таре" - их пронесли, а бутылки потом полетели в милицию. Явила себя во всей красе и межведомственная неразбериха: 11 000 охранников собирали в последний момент. Единого центра управления и координации они не имели. На поле были замечены: спецназ, морская пехота, срочники советской армии и внутренних войск, пешая и конная милиция, курсанты московских милицейских школ и военных училищ, автоинспекторы ГАИ, американские и почему-то венгерские "секьюрити" и отечественные "бойцы" из охранного кооператива "Алекс". Больше всех "отличились" обычные солдаты, многим из которых в этот день впервые дали в руки резиновую дубинку, но не объяснив толком, как и в каких случаях ее следует применять. Некоторые из них кидались избивать людей за любое неправильное по их мнению действие, другие наоборот оставляли свой пост, отпивали из чужих бутылок и окончательно смешивались с толпой зрителей. Один из таких, ошалевших, снял китель и залез на вышку с аппаратурой. Через секунду ему в голову прилетела бутылка. Милиция сумела удержать ситуацию буквально в шаге от катастрофы, разбив людское море на отдельные условные сектора.

Основное "месиво" началось во время выступления Pantera и выглядело со сцены настолько страшно, что представители Warner Inc потребовали немедленно остановить концерт и закрыть фестиваль от греха подальше. Их с трудом уломали... Зосимов вышел на сцену и рявкнул во всю мощь 550-киловаттной аппаратуры: "Ради безопасности музыкантов мы прекращаем концерт и слушайте тогда "Ласковый Май"!". Хоть немного, но помогло. К слову сказать, милицейский протокол по итогам "Тушинского побоища" получился совсем не впечатляющим: всего за медицинской помощью обратились 76 человек, 53 было госпитализировано, в основном с черепно-мозговыми травмами (из них - 16 военнослужащих и сотрудников милиции), 50 человек были задержаны с холодным оружием и наркотиками, была изъята одна единица огнестрельного оружия. На всем пути от метро до Тушинского поля стеклянные автобусные остановки - внебрачные потомки провалившегося горбачевского "сухого закона" - были полностью разгромлены. Да еще журналист "Комсомольской правды" Дмитрий Шавырин немного подрался с ведущим "Росмузимпорта" Артемием Троицким. Одним словом, для такого количества народа, к тому же разогретого всевозможными напитками, результат вышел на редкость смехотворным. Особенно после знаменитого "черного Вудстока", организованного группой Rolling Stones в Алтамонте, где после массовой драки, устроенной "Ангелами Ада", с поля вывезли пять трупов, а количество раненых не установлено до сих пор. На первых Monsters of Rock в Доннингтоне двух человек задавили насмерть. В Тушино же обошлось совсем без умертвий.

О музыке говорить и вовсе бесполезно. Все желающие могут найти фильм Уэйна Ашэма Monsters of Rock in Moscow"1991, посмотреть ролики на Youtube и попробовать получить хотя бы часть впечатлений самостоятельно. Увы, но любая, даже самая качественная видеозапись, всегда была, есть и будет лишь бледным отпечатком настоящего концерта. А уж пытаться передать такое словами - увольте. Если вкратце, то Black Crowes, пытавшихся воскресить ритм-энд-блюз 60-х в "тяжелой" упаковке, наша публика не поняла и не приняла, но зато Pantera показала себя во всей красе. Пик популярности этой группы в России был еще впереди, пока же наша музыкальная пресса презрительно обфыркала техасский трэш, назвав выступление группы "самым слабым на фестивале". Удачной находкой Зосимова стал вытащенный на одну сцену с мировыми звездами отечественный Э.С.Т. Задорная смесь порой откровенно "кабацких" текстов с кустарным хэви в стиле "сделано под Motorhead" мало кого оставила равнодушной, и сотни тысяч людей в едином порыве подпевали: "Запомни, Катюша, я гений, запомни, я твой командир...". Что касается "Металлики", то этот концерт сами музыканты считают лучшим в истории группы за все 90-е. Это о чем-нибудь, наверное, говорит. AC/DC выступали последними, когда у большей части зрителей от усталости уже подкашивались ноги. Но австралийцы "зарядили" Тушино и играли еще два часа. Исполнение коронного номера For those about to rock завершилось, как и положено, - залпом из 20 пушек заранее установленных по периметру сцены. Многие, полагая, что это конец, начали уходить - но тут AC/DC вышли "на бис" и грянули T.N.T. Только после этого все, наконец, закончилось

Результат: Тушинский фестиваль попал в книгу рекордов Гинесса.... и был благополучно забыт через несколько лет. В памяти этот день оказался прочно заслонен событиями официальной истории - путчем ГКЧП и последующим распадом СССР. Случись событие такого масштаба в какой-нибудь другой стране - и еще годы спустя после этого многочисленные продюсеры устраивали бы очередные провальные "ремейки", очевидцы бы напропалую строчили воспоминания и вообще столь масштабный концерт просто не мог бы не стать частью национальной мифологии, как это произошло с тем же Вудстоком. Тушинским "монстрам" не повезло с датой и теперь, лишь достав с антресолей старые подшивки "Ровестника" или Zarazzы, можно вспомнить о том, что все это вообще было.

Алексей Байков

Грандиозный концерт, запомнившийся москвичам как« тушинское побоище», состоялся в Москве ровно 25 лет назад.

Следующая новость

Ровно 25 лет назад, 28 сентября 1991 года, на аэродроме Тушино в Москве состоялся рок-фестиваль Monsters of Rock, который вошел в историю как крупнейшее рок-побоище столицы. В Россию приехали The Black Crowes, Metallica, AC/DC и еще не настолько популярные Pantera. В компанию к знаменитым металлистам попали почти забытые в настоящее время Э.С.Т. — «Электро Судорожная Терапия». По неофициальным данным, фестиваль посетили около 500 тысяч человек, по словам некоторых очевидцев — до миллиона. Столичные власти приняли решение поднять полицию, армию, ОМОН, курсантов и инспекторов ГАИ для того, чтобы не допустить столкновений и массовых драк. В итоге 11 тысяч охранников (по другим данным — до 30 тысяч) не только его не предотвратили, но и стали частью беспорядков. Тушинским побоищем это событие прозвали именно из-за жестоких столкновений слушателей с правоохранительными органами.

«Коммунисты ушли от власти, началась новая жизнь»

Фестиваль состоялся всего через месяц после августовского путча. Организатором с советской стороны выступил будущий основатель MTV-Russia, глава BIZ Enterprises Борис Зосимов, который только начинал свою продюсерскую карьеру. Связавшись с Date 2 Warner Inc — компанией, возившей «Монстров» по миру, он предложил организовать шоу в СССР, что вышло бы весьма символично.

«Как-то ко мне на день рождения пришел один приятель. Он рассказал, что сейчас по всему миру идет фестиваль — «Монстры рока». Там участвуют Metallica, AC/DC, еще кто-то. Можно, говорит, попробовать их в Москву затащить. Сегодня я бы и не шелохнулся — задача-то нереальная! Но тогда я этого не понимал, потому, видимо, и ухватился за эту идею. Связей за границей у меня не было, интернета тоже. Единственное, что дал мне приятель — номер телефона сына президента Warner Bros, Марка Росса. Позвонил ему и с ходу стал рассказывать сказки: мол, в России только что произошла революция, коммунисты ушли от власти, началась новая жизнь и все такое. Я сразу понял, что на этом можно сыграть», — вспоминал позже Зосимов.

Изначально фестиваль планировалось организовать на Ходынском поле, но продюсеры боялись, что в случае беспорядков пресса будет ассоциировать это шоу с давкой на Ходынке. Несмотря на то, что концерт в итоге перенесли в Тушино, избежать сравнений с побоищем не удалось.

Бескрайнее человеческое море

Фанаты съехались в Москву со всей страны. Вход на фестиваль был свободный во всех смыслах этого слова — люди приходили на аэродром бесплатно и проносили с собой любой алкоголь. Музыканты, прибывшие в постреволюционную столицу, были поражены масштабами этого мероприятия.

«Это было безумное выступление. Людская толпа до самого горизонта. Тогда в Россию впервые приехали группы такого калибра, и местная публика явно изголодалась. Не могу сказать, сколько тогда пришло народу по официальным данным, но мне озвучивали цифру 1,6 миллиона. <…> Только одного этого было вполне достаточно для впечатлений от России. Выступление перед бескрайним человеческим морем, это было за гранью понимания», — рассказал басист Metallica Джейсон Ньюстед в интервью журналу Kerrang.

Московские власти не ожидали, что фестиваль вызовет такой ажиотаж, поэтому заранее об охране никто не позаботился. В последний момент к аэродрому стянули милицию и военных. Над полем кружил вертолет. Люди в форме пытались навести порядок довольно жестокими методами, вступая в драки и избивая фанатов.

«На нас произвели ужасное впечатление действия милиции. Они вели себя очень жестко. Казалось, их цель — не помогать тому, чтобы концерт прошел хорошо, а подавлять, прессовать зрителей», — рассказывал бывший лидер Pantera Фил Ансельмо.

«Я был в шоке, когда увидел, как солдаты бьют зрителей прямо по головам дубинками. Я ходил и не понимал, что происходит. Зачем они это делают? Люди пришли послушать музыку, почему с ними нужно так поступать? Мне хотелось все это остановить», — добавил барабанщик Metallica Ларс Ульрих.

«Не выпивали разве что язвенники»

Очевидно, что милиционеры не беспричинно нападали на фанатов. По словам очевидцев, толпа была совершенно неуправляемой.

«Под ногами — грязь, например, адское месиво. Фанаты рвались то в одну сторону, то в другую, кто-то кого-то мочил. Очень стремная атмосфера, например, все время казалось, что сейчас толпа прорвется и всех нас сметет. Летали бутылки, попадали кому-то в головы. Никакого бухла не продавали, только если принес с собой. Звук еще очень мощный — и за сто метров от сцены было тяжело находиться», — описывает свои впечатления лидер «Коррозии металла» Сергей «Паук» Троицкий.

«Приехало на рок-фестиваль (а не в филармонию) около полумиллиона молодежи, из которых не выпивали разве что язвенники, да мы. Как вам кажется, найдется ли среди этих слушателей несколько, скажем так, не совсем дисциплинированных лиц? Да, именно так, их было чуть больше, чем несколько», — пишет курсант Военного института, бывший в тот день в оцеплении.

Многие очевидцы считают, что драки были спровоцированы именно правоохранителями.

«На поле было и не самое худшее общество. Университетское студенчество соседствовало с теми, кого мы привыкли издавна именовать «рабочей молодежью», так называемые «чистые» любители металлической музыки смешались в огромном отроческо-юношеском море с «гопниками», «люберами» и «панками». Были в этом море и островки абсолютно мирных компаний, собравшихся в основном у больших выносных экранов. Но не дай бог, ежели кому-нибудь из них, какой-нибудь парочке, вдохновленной событием, вздумалось бы вдруг, внезапно, неожиданно в экстазе поцеловаться или слиться в объятии. Их ждала милицейская дубинка. За какую провинность?» — удивляется Олег Пшеничный, автор статьи, вышедшей в журнале «Кругозор» в 1991 году.

В официальной сводке МВД указывалось, что в результате столкновений пострадали 76 человек (16 из них — сотрудники милиции и военные), 51 человек госпитализирован, 30 фанатов задержаны в пьяном виде, один — в состоянии наркотического опьянения, девять металлистов были пьяны настолько, что их отправили в вытрезвитель.

«К 18:00, в момент выступления Мetallica, в милицейском штабе мне удалось получить первую приблизительную сводку правонарушений: 25 человек в тяжелом и среднем состоянии (в основном переломы рук и сильные ушибы) доставлены в больницу, более 20 отправлены в медвытрезвители. Гиннесс со зрителями не получился, зато по милицейским сводкам мы смогли переплюнуть и «Вудсток», и «Уайт», и «Централ Парк», и даже концерты Rolling Stones», — говорится в статье «Комсомольской правды» от 1 октября 1991 года.

Очевидцы и участники концерта говорили и о погибших. По некоторым свидетельствам их было 11. Однако официально данная информация до сих пор не подтверждена.

«Жаль, такого больше никогда не будет»

Первыми на сцену вышли Pantera, именно тогда и началась давка. Warner Inc потребовали немедленно остановить концерт и закрыть фестиваль, но Зосимову удалось уговорить промоутеров продолжить шоу выступлениями единственных неметаллистов The Black Crowes, а после — русских E.S.T., Metallica и AC/DC. Причем последние зажигали на сцене целых два часа.

Несмотря на то, что столько крупный фестиваль должен был стать настоящим праздником, многие очевидцы отмечают, что весь вечер в Тушино царила напряженная и агрессивная атмосфера.

«Дух какой-то бестолковой агрессивности, вселенского бардака, я бы сказала, зримо витал над Тушинским полем с самого утра. <…> Кроме всего прочего, фестиваль был окружен еще какой-то странной завесой секретности. Не было пресс-конференций, никаких интервью. Американцы, организаторы концерта, никуда не пропускали наших журналистов. А здоровенные ребятки из их «секьюрити» просто вышвыривали особо настойчивых представителей прессы, как маленьких котят. Все это вместе с огромным количеством военных, вертолетами, аэростатами, прожекторами, шарящими по полю, меньше всего напоминало обещанный «праздник рок-н-ролла», — пишет автор журнала «Эстрада и цирк» Ягодина (статья вышла осенью 1992 года).

Несмотря на то, что атмосфера на фестивале была напряженная, многие фанаты, побывавшие на поле в тот день, до сих пор называют тушинских «Монстров» самым впечатляющим шоу. Комментарии, отправленные анонимно, найдены в социальных сетях:

«Было мне 18 лет, летали банки трехлитровые, которые потом менты/военные начали разбивать дубинками (друг потом с пропоротой этими осколками ногой прыгал домой на одной ноге). Плакали дядьки 30-летние во время выступления «Диси» (AC/DC), представляете, им в школе запрещали слушать такую музыку, а тут вот они — живые! Впечатления на всю жизнь, конечно, у меня остались! Жаль, такого больше никогда не будет».

«Был на этом фантастическом концерте — нас из Харькова прибыло человек 20. Сразу с вокзала в Тушино, поэтому удалось расположиться возле первого ограждения, возле сцены. Но когда начала выступать Pantera, давка стала катастрофической и мы отошли назад, я стоял возле ограждения центрального пульта, где по рельсам ездила тележка с камерой — и видно, и слышно. Самый грандиозный концерт за всю историю рока».

«Я там был, мне 47 сейчас, повидал концертов, но такого никогда не видел».

человек поделились статьей

Следующая новость

28 сентября 1991 года на Тушинском аэродроме в Москве состоялся легендарный концерт Monsters of Rock с участием групп Metallica, Pantera, AC/DC и ЭСТ из Москвы. Впоследствии фестиваль был назван Тушинским побоищем из-за массовых драк и избиения толпы фанатов милицейскими силами. Предлагаю узнать, а некоторым из вас и вспомнить как проходил фестиваль.

Накануне

Публика начала подтягиваться на Тушинский аэродром с вечера 27 сентября. Настроение у ребят было хорошее, в рюкзаках весело позванивали бутылки. По некоторым оценкам, в ночное вышло около полутора тысяч человек. Жгли костры, подкреплялись, слушали музыку, сами пели.

Ночевали меломаны прямо на земле - благо, ночь выдалась довольно теплая. И все же с утра ребятам захотелось согреться. Вместо зарядки перевернули машину с продуктами. После чего, видимо, подустали и решили еще немного отдохнуть. К началу концерта кое-кто опять спал богатырским сном.

Вид сверху

С борта вертолета концерт смотрелся очень эффектно: огромная сцена, масса народу. Вдруг в публике возникает какое-то оживление, люди устремляются в сторону... Вот маршируют колонны военнослужащих и милиции... Да и за сценой, похоже, народу почти столько же, сколько и перед сценой. Красотища!

Вид сбоку

Сверху, конечно, виднее. Но с земли понятнее. Суета в публике - это на самом деле попытка укрыться от града бутылок, впервые обрушившегося на головы слушателей примерно в 15 час. 15 мин.

Передвижения "военной силы" действительно имели место: то и дело формировались колонны, которые маршировали в разных направлениях, в том числе и в туалеты, чем создавали впечатление полновесных маневров. И веселое оживление за сценой - тоже правда. Здесь, похоже, собрались все, кто имеет хоть какое-то отношение к советскому шоу-бизнесу: музыканты, менеджеры, продюсеры, видеорежиссеры, а также жены и подруги всех вышеперечисленных категорий трудящихся. Но если их присутствие на таком мероприятии вполне оправдано, то появление здесь шефа внешнеэкономической ассоциации "Интерагро" И. Кивелиди сначала показалось неожиданным: несколькими днями назад он неплохо смотрелся в телерепортаже о встрече советских предпринимателей с М. С. Горбачевым, и вдруг... Оказалось, ассоциация, вкладывающая деньги в различные музыкальные фестивали (например, "Голос Азии"), решила поддержать и "Монстров Рока".

Кто есть кто

Источник:

Сам термин "Монстры Рока" - типичное для хэви-метала преувеличение. Музыканты, игравшие в субботу на Тушинском аэродроме, - никакие не монстры, нормальные люди. Настоящие монстры - это те, кто кидал в сторону сцены пустые бутылки. И те, кто без разбору молотил публику резиновыми дубинками.

Мы не будем сейчас разбираться в том, кто кого провоцировал: публика милицию или наоборот. И тех, и других примеров мы увидели предостаточно. Но факт остается фактом: надежды на то, что концерт пройдет мирно, не оправдались. А светлые идеи, вроде "Рок Против Террора", быстро забываются.

Спаси и сохрани

Берт Кляйнман из американской фирмы "Уэствуд-1" так прокомментировал увиденное: "В общем, все то же самое, что и в Штатах. Только у нас на концерты публика приходит не такая пьяная. И потом, на Западе охраной подобных мероприятий занимаются специализированные фирмы, а тут и милиция, и армия... Как они согласовывают свои действия?"

Ответ: плохо. Генерал-майор милиции, на которого, судя по всему, была возложена охрана порядка, возмущался: "Как я могу за все отвечать, когда к летному полю движется колонна армейских грузовиков, а я не знаю, кто их сюда послал и зачем?"

Согласно нашим наблюдениям, порядок в тот день обеспечивали: милиционеры (пешие и конные), спецназ, курсанты школы милиции, военнослужащие в погонах СА и ВВ, курсанты военных училищ, американская служба безопасности, венгерская служба безопасности, наши люди в полувоенной униформе (похоже, агентство "Алекс") и совсем уж непонятные люди в штатском (впрочем, не отличающиеся ни выправкой, ни профессионализмом). Были еще и "Ночные волки", которые, впрочем, охранных функций не выполняли. (Извините, если кого не назвали).

А теперь скажите: можно ли достичь согласованности действий между таким количеством служб? Поэтому то и дело возникали проблемы: в какую зону можно проходить, в какую нельзя. Правила менялись каждые 2-3 часа и под конец окончательно запутались. Милицию на некоторых постах инструктировали просто: не пускать никого. "Но вот же мой пропуск", - пытался доказывать кто-то. "Ничего не знаю", - следовал лаконичный и, главное, очень точный ответ.

Pantera

Источник:

Началось «тушинское попоище» по принципу «с места в карьер» – концерт открыли безжалостные американцы Pantera. Решение поставить самую агрессивную из всех участников «Монстров Рока» группу на разогрев удивляет до сих пор. Часть запечатленного выступления Пантеры вошла в релиз «3 Vulgar Videos From Hell», вышедший в 1999 году на DVD-носителе. Название видео прекрасно отразило всю суть концерта в Тушино в 1991-м – наверное, и самому большому фанату чада и кутежа Пауку в тот день было предостаточно «ада и вульгара».

The Black Crowes и E.S.T.

Источник:

Продолжила концерт американская группа The Black Crowes, чей традиционный блюз-рок был бы куда уместней в качестве разогрева. Черные Вороны отыграли всего 2 песни и быстренько уступили сцену советским рокерам E.S.T., еще во главе с легендарным Жаном Сагадеевым.

Последний факт, кстати, широко используют фанаты Жана, периодические устраивающие с поклонниками бессмертного Валерия Кипелова эпические срачи и холивары на тему "Кто круче и метальнее, Ария или ЭСТ?" Кстати, сами E.S.Т. тоже не преминули воспользоваться неожиданной удачей и нехило попиарились на концерте зарубежных гостей, наснимав концертных клипов и живых записей.

Metallica

Источник:

Затем тысячи советских последователей рок культа наконец-то узрели живьем настоящих «монстров» – легендарных американцев Metallica. Каждую песню группы фанаты встречали с неподдельным восторгом, многократно усиленным алкоголем и еще бог весть чем. Особенно сильно народ колбасился под каверы Last Caress культовых The Misfits, а также Am I Evil? пионеров NWOBHM Diamond Head.

Спустя годы Metallica включили оба трэка в сборник кавер-версий, изветсный как "Garage Inc" и вышедший в 1998 году. Милиция в очередной раз пыталась безуспешно укротить бесноватую публику, но в стражей порядка полетели бутылки и прочая дрянь. Зарубежные гости вообще не понимали, что происходит, а успокоить публику помогло лишь обращение организаторов: «Ради безопасности музыкантов мы прекращаем концерт, слушайте Ласковый Май!» Кстати, во время выступления барабанщик Металлики Ларс Ульрих повредил указательный палец, что, к счастью, на выступлении группы это никак не отразилось.

AC/DC

25 лет назад, 28 сентября 1991 года на московском поле аэродрома в Тушино прошёл международный рок-фестиваль «Монстры Рока». На него приехали самые известные рок-группы мира, концерт которых собралось слушать более миллиона человек - столько не собиралось ни на протестные митинги против ГКЧП ни в защиту умиравшего на глазах СССР. Из-за обильных возлияний тот концерт прозвали ещё «тушинским попоищем», а из-за избиений гостей милицией - «тушинским побоищем».

Редактор LJ Media

в сообществе :

Фестиваль «Монстры рока» в Тушино 1991. Фестиваль попал в книгу рекордов Гинесса... И был благополучно забыт через несколько лет... Концерт прошёл вскоре после поворотного августовского путча ГКЧП (19–21 августа) и был заключительным в концертном турне фестиваля «Monsters of Rock». В фестивале приняли участие «суперзвезды» мировой рок-музыки - «AC/DC», «Metallica», «Pantera» и «Black Crowes», советскую сцену представляла метал-группа Э.С.Т. Число посетителей стало рекордным - воспользовавшись свободным входом, на фестиваль съехались любители рока со всей страны: различные источники оценивают число от 600 тыс. до 1 млн человек.


Из блога

Тушинский концерт прошёл под охраной почти 11 тыс. военнослужащих (по другим данным - 20–25 тысяч) внутренних войск, милиционеров, работников ОМОН и порядка 300 автоинспекторов. Однако беспорядков не удалось предотвратить: 51 человек госпитализирован, около 100 обратились в медпункты, 50 задержаны с холодным оружием и наркотиками, 1 - с огнестрельным оружием. Поскольку не был ограничен пронос любого алкоголя (в том числе в бутылках и канистрах), на концерте присутствовало значительное количество зрителей, активно его употреблявших, и вскоре в народной среде возник оборот «тушинское попоище».

Металлический рок властвовал в тот день над тушинским полем. Асы металла закладывали головокружительные музыкальные виражи, а народ, слушая «Металлику» и «АС/ДС», думал, что он сошел с ума,- в Москву приехали настоящие монстры рока! Кто бы мог подумать, что спустя всего месяц после крупнейшего ежегодного хард-рок-события - фестиваля «Монстры рока» в местечке Касл-Донингтон (Англия) три из пяти выступавших там коллектива приедут в Москву.


Из блога

Приятно - теперь нашу столицу не будут числить рок-периферией. К тому же мы воочию увидели легендарного Ангуса Янга - и он оправдал все ожидания. В припадке маниакального рок-безумия он бился в истерике на сцене, разбрызгивая слюну и пот во все стороны. Именно этого нашим рокерам в годы тоталитаризма и не хватало - убедиться воочию, приобщиться, «потрогать руками». Что ж, теперь это стало реальностью. Помимо прочего, мы вновь убедились, что ИХ аппаратура лучше, что ИХ музыканты профессиональнее, что ИХ техники работают в белых перчатках. Мы посмотрели на настоящий шоу-бизнес. Посмотрели в очередной раз со стороны. Организаторы не удосужились провести даже подобие пресс-конференции. Аккредитация носила чисто символический характер, а половина блюстителей порядка не имела представления, по каким пропускам кого и куда пускать. Но есть еще что-то более общее и серьезное, что принижает эйфорию.

Десятки раненых и покалеченных? Полноте! Какое сборище в несколько сот тысяч молодых людей обходится без подобной печальной статистики? В том же Касл-Донингтоне в 1988 году двоих вообще задавили насмерть. Но шоу-бизнес немедленно сделал выводы: на следующий год фестиваль отменили, а специалисты ломали голову над сооружением таких конструкций для безопасности зрителей, чтобы и воздух был, и наблюдать зрелище было удобно. У нас же, по-моему, сколько концертов ни проводи, сколько жертв при этом ни имей, все равно ничего не изменится. И вот уже опять послышалась старая песенка: «Запретить!»


Из блога

После концерта стала разрабатываться идея, что даже 11 тысяч блюстителей порядка недостаточно для такого шоу. Но их не хватило бы, даже если пригнать по одному милиционеру на каждого зрителя. Потому что ЭТА милиция никакого порядка блюсти не может, уважения или даже страха не вызывает. Милиция на тушинском поле олицетворяла иные ценности, чем перед Белым домом в августовские дни. В Тушине она олицетворяла ЗАПРЕТ, чем тут же восстановила против себя большинство присутствующих.

Представьте себе, уже в 12 часов дня - за два часа до концерта - свободное перемещение сбоку от сцены было перекрыто: всех гнали в центр. Хмурые курсанты не видели вокруг себя людей: клепаные куртки, рваные джинсы, небритая щетина - что церемониться с эдакой шпаной? В первых рядах прижатые к металлической ограде и стиснутые со всех боков люди стояли лицом к лицу с милицейской цепью. Ограда держалась прочно. В нее вдавливались. Добрые милиционеры выдергивали из толпы теряющих сознание, злые - пускали в ход дубинки. Вскоре в них полетели бутылки. А вы как думали? Я не хочу сказать, что милиционеры - это плохо. Но в силу нашей объективной действительности, тяжелой и надоевшей жизни на тушинском поле, как и везде в стране, незримо присутствовал дух озлобления. Даже не дух - душок скорее. Ведь на этот раз никого не убили. А могли.

Нет, как ни говорите, а в самом слове «Тушино» так и слышится нечто роковое - «туша», «тушить»... И в истории нашей - то «тушинский вор», то бесподобный «Пульс Тушина»... Тяжел и темен ты, русский рок.

Из блога

Попробуйте как-нибудь провести такой эксперимент - задайте нескольким случайно выбранным из круга своих знакомых людям простой вопрос: «Где и когда состоялся величайший рок-концерт в истории человечества?». Самый распространенный ответ, который вы получите, разумеется, будет «не знаю». Несколько более продвинутых граждан покопаются в анналах собственной памяти и вспомнят про «три дня мира и музыки» в американском Вудстоке. И только один или, может быть, два человека скажут, что данное событие имело место 23 года тому назад и не где-нибудь «у них», а в Москве...

Москва в тот месяц ни про каких монстров еще не знала и знать не хотела - по улицам ездила бронетехника, по телевизору шло ГКЧП и «Лебединое озеро», а казавшийся незыблемым СССР вдруг как-то внезапно начал «трещать по швам», а на его окраинах перестали размахивать палками и начали потихоньку стрелять. Казалось, что сама история вдруг начала грохотать и лязгать затворами «калашниковых» и танковыми траками так, что заглушить ее было бы не под силу никакой «Металлике»...

Музыканты требовали обычных для подобного рода мероприятий жилых трейлеров с бытовыми секциями и душевыми. Таковых в СССР просто не было, и вместо них было решено поставить переоборудованные армейские палатки. Молотки для сборки сцены выменяли за водку в ближайшей воинской части. Чтобы обеспечить американцев привычным для их желудков питанием, были мобилизованы «Чайки» из гаража Совета Министров, «челночными рейсами» их гоняли в первый московский «Макдональдс» на Пушкинской.

Вопрос о выборе площадки тоже оказался далеко не так прост. Изначально фестиваль предполагали «поставить» на Ходынском поле, но продюсерам не давал покоя исторический контекст. Случись что, и на следующий день пресса вовсю живописала бы подробности «новой Ходынки». И тут редактор металлического фэнзина Zarazza Алексей Трофимов вспомнил про Тушинский аэродром. И, как оказалось, удачно. В результате это место на следующие 20 лет стало одной из важнейших точек на карте концертной Москвы - впоследствии там проводились фестивали «Крылья» и «Максидром».

Публика стала появляться на поле еще ночью. Около полутора тысяч человек поставили палатки на еще мокром после вчерашнего дождя поле и жгли костры. Некоторые ночевали в подъездах ближайших домов, их выгоняла милиция, но они возвращались. Тогда же случились и первые драки - группа неустановленных граждан перевернула машину с питанием для обслуживающего персонала... А утром на поле повалила публика, в которой поклонники металла со всех концов страны оказались перемешаны с подмосковными гопниками, привлеченными халявой, выпивкой и перспективой сломать кому-нибудь нос... «Cвободный вход» означал отсутствие каких бы то ни было кордонов на этом самом входе. Разумеется все, кто хотел пронести с собой пресловутые «напитки в стеклянной таре» - их пронесли, а бутылки потом полетели в милицию... На поле были замечены: спецназ, морская пехота, срочники советской армии и внутренних войск, пешая и конная милиция, курсанты московских милицейских школ и военных училищ, автоинспекторы ГАИ, американские и почему-то венгерские «секьюрити» и отечественные «бойцы» из охранного кооператива «Алекс».

Больше всех «отличились» обычные солдаты, многим из которых в этот день впервые дали в руки резиновую дубинку, но не объяснив толком, как и в каких случаях ее следует применять. Некоторые из них кидались избивать людей за любое неправильное по их мнению действие, другие наоборот оставляли свой пост, отпивали из чужих бутылок и окончательно смешивались с толпой зрителей.

Один из таких, ошалевших, снял китель и залез на вышку с аппаратурой. Через секунду ему в голову прилетела бутылка. Милиция сумела удержать ситуацию буквально в шаге от катастрофы, разбив людское море на отдельные условные сектора.

Основное «месиво» началось во время выступления Pantera и выглядело со сцены настолько страшно, что представители Warner Inc потребовали немедленно остановить концерт и закрыть фестиваль от греха подальше. Их с трудом уломали... К слову сказать, милицейский протокол по итогам «Тушинского побоища» получился совсем не впечатляющим: всего за медицинской помощью обратились 76 человек, 53 было госпитализировано, в основном с черепно-мозговыми травмами (из них - 16 военнослужащих и сотрудников милиции), 50 человек были задержаны с холодным оружием и наркотиками, была изъята одна единица огнестрельного оружия.

На всем пути от метро до Тушинского поля стеклянные автобусные остановки - внебрачные потомки провалившегося горбачевского «сухого закона» - были полностью разгромлены. Да еще журналист «Комсомольской правды» Дмитрий Шавырин немного подрался с ведущим «Росмузимпорта» Артемием Троицким. Одним словом, для такого количества народа, к тому же разогретого всевозможными напитками, результат вышел на редкость смехотворным. Особенно после знаменитого «черного Вудстока», организованного группой Rolling Stones в Алтамонте, где после массовой драки, устроенной «Ангелами Ада», с поля вывезли пять трупов, а количество раненых не установлено до сих пор... Что касается «Металлики», то этот концерт сами музыканты считают лучшим в истории группы за все 90-е...

Фест с участием Metallica и AC/DC стал знаковым событием 91-го года. Ельцин, перебои с продуктами, ГКЧП и Лебединое Озеро стали со временем трендовыми зарисовками того времени. А для многих и символом передела мира, в котором все они выросли. Он был так давно, что казался вечным - и вдруг рухнул.

В том мире концерты этих групп невозможно было представить. Международный музыкальный фестиваль мира в Лужниках в 89-м (Bon Jovi, Scorpions, Ozzy, Motley Crue, Cinderella, Skid Row и наш Gorky Park) остался в памяти данью глэм-роковой моде - и Оззи, и Бон Джови, не говоря об апологетах стиля Motley Crue, звучали слишком мягко. То ли дело трэш - музыка настоящих мужчин, в понимании подростка!

К 91-му благодаря нескольким ларькам с кассетами в округе я изучил как творения посетителей Москвы-89, так и будущих покорителей аэродрома, хотя и не всех. И все равно весть о Тушинском фесте буквально валила с ног - впервые к нам приезжали не «ветераны третьей свежести», как величали Uriah Heep (88-й год, Олимпийский), Pink Floyd (89-й год, Олимпийский) или Yngwie Malmsteen’s Rising Force (88-й год, Питер, по тем временам очень круто!), а самый «свежак»! В самом соку!!!

Понятное дело, речь шла о Metallica. Кто будет до и после, не слишком интересовало. Просачивались сведения (я уже ездил на Горбушку), по Европе с ними ездили Queensryche... Итак, настало 28 сентября 1991-го, суббота, погожий осенний денек. С утра я сходил на урок Начальной Военной Подготовки (НВП), и часам к 12 мы с братом прибыли на станцию Тушинская. Здесь явно было не так, как всегда. С одной стороны, наэлектризованность воздуха и ожидание чуда, с другой - хмурые взгляды, как на хулиганов.

Вышли на улицу. Движение по Волоколамке было перегорожено, милиция, парапеты... Сквозь обширную дырку в заборе на месте Тушинского рынка (его тогда и в помине не было) мы прошли на поле (вход был бесплатный) и сразу увидели огромную сцену вдалеке и толпу народа перед ней. Стало ясно - журнал для автографов, взятый из дома, вряд ли пригодится. Да и откуда мне было знать таинственные слова backstage, аккредитация, секьюрити, и прочие заградительные отряды на пути к людям на сияющем Олимпе! (ирония)

Действительно, было много пьяных, навскидку процентов 30%. В диапазоне от «ща упаду» до «дайте, я ему ​**ну!». И это за два часа до начала концерта! Что-то не срасталось в сознании - неужели всем этим людям музыка на концерте НЕВАЖНА?!

К сцене было не подобраться - первое полукольцо оцепления стояло, как говорили, с раннего утра, второе, охватом пошире, поставили только что - чтобы избежать давки. Мы встали у дальнего от входа экрана и периодически наблюдали попытки прорвать второй кордон. В прорывах участвовали на глаз порядка 100-200 человек, в основной массе поддатых, выстроившихся «свиньей». Несколько раз свинья накатывалась на солдатиков оцепления, те дубинками отгоняли их обратно и тогда сзади летели бутылки. Когда же строй удавалось поколебать, дубинки начинали мелькать вдвое быстрее, на место прорыва подтягивалась милицейская поддержка. Никакого ОМОНа не было и в помине, так что милиционерам приходилось несладко.

Милиции в целом было много. Кому-то покажется, слишком много. Но они занимались не патрулированием мелкими группами, а поддержанием упомянутых полуколец вокруг сцены. Словом, если термин Тушинское попоище еще как то соответствует истине, то побоище - едва ли. Конечно, живописно было снимать ряды оцепления и в кровь разбитые головы - для Европы и Америки это в диковинку. Но поди справься с пьяной толпой, прущей напролом - если кого задавит, спросят-то с тебя!

Локальные конфликты быстро исчерпывались, и к моменту выхода на сцену неизвестной американской группы Pantera (на этот раз без иронии - их действительно тогда никто не знал) прекратились. Гримасы лысого вокалиста, скачки кудрявого хаератого гитариста и басиста тоже с немаленькими волосами по сцене соседствовали со звуком а-ля саундчек: бочки (только бочки!) занимали примерно 50% звука, процентов по 20% отнимали себе гитара и вокал, и 10% отводилось на все остальное. По первости составить мнение не получилось, да и публика их воспринимала, как разогрев. Сейчас-то, конечно, многие бы завыли и заскакали - ни фига себе, это же PANTERA-COWBOYS-FROM-HELL!!! Но скакать поздновато - нет уже ни группы, ни волосатенького гитариста, остался только вклад в музыку - что и говорить, впечатляющий!

Пантера играла примерно полчаса, потом полчаса на пересменок - и выходит группа Э.С.Т., собравшая больше всего голосов по телефонному голосованию. Выставлялись там же Ария, Мастер, Черный Обелиск, Легион, и немногие другие тяжелые группы, имевшие у народа вес, но ЭСТ победили с большим отрывом и вполне заслуженно - при всем уважении представить там, на этой сцене угрюмый Мастер, или смазливую Арию, или даже Обелиск со Стеной было никак невозможно.

Народ оживился. Первые две песни прошли так себе, зато третья - Батька, пожалей коней - буквально подняла всех на уши. Не читавшие, согласно тексту, ни Маркса, ни Бакунина, ни вообще что-либо умное пролетарии возобновили стычки с милицией, интенсивно оборонявшейся. Правда, эти события имели место довольно далеко от нас с братом, экрана и музыки.

Сет ЭСТ завершился хоровым пением Катюши. Простой татарин Жан Сагадеев играл на струнах русской души, как на гуслях. Пертурбации с составом не отпугивали, а отдавались на откуп - ему виднее, как лучше! Так, на сцене не оказалось ни Миши Сагала, ни гитариста Билошицкого, а были косой Гриша Безуглый, Петр Макиенко на басу (на котором время от времени играл сам Жан), еще один гитарист и Александр Филоненко на барабанах. Звучало все, как надо!

Сразу после окончания ЭСТовского триумфа вышел Стас Намин и сказал, если не прекратите буянить, закроем фест! Угроза, как ни странно, подействовала, а еще лучше подействовал выход модной тогда в Америке группы The Black Crowes - слегка приглэмованный блюз-рок, или будущий грайндж. Здесь они были абсолютно не к месту. Народ заскучал и перестал пробивать лбом милицейскую стену - ради кого? Вот этих вот дундуков?!

Еще час прополз черепахой. От скуки я даже не заметил конца выступления Crowes, зато народу заметно прибавилось. Было пять часов вечера с копейками, потом копейки стали расти, и... Вдруг сцена погасла. По толпе прошел рокот голосов, все усиливаясь - было ясно, сейчас начнется! Интро (Ecstasy Of Gold) привело в какой-то невообразимый восторг - неужели вот прямо сейчас... Вот они!

Мда... Что еще сказать, кроме того, что это было круто?! Однако, начав никому не известной песней, Metallica слегка народ просадила - если можно просадить внимание сотен тысяч людей, которым интересен именно ты, и некоторые ради концерта приехали за трое суток из Сибири и дневали-ночевали у сцены... Да - чуть не забыл: эта песня впоследствии стала известна как Enter Sandman с не менее буйно разошедшегося по миру альбома Black Album. А второй была, по-моему, Creeping Death с многоголосым хором Дай! Дай! Дай! Дай!... Третья - Harvester Of Sorrow. Тоже хорошо, но я так ждал песен с Master Of Puppets... Народ вокруг вовсю сходил с ума. Стоя на вбитых в землю горлышком вниз бутылках из-под шампанского (их вокруг было во множестве), я видел Богов всего в полукилометре от себя - маленькие фигурки в лучах света - и купался в лучах агрессивного восторга, полностью поглотившего сознание. Хотя и не забывал записывать трэк-лист концерта. Боюсь, для многих останется непонятым жажда информации в мире без Интернета, с тремя газетами (одной - МК - молодежной), где Звуковая Дорожка выходила два раза в месяц! А то и один... Я с приятелем собирал названия песен с тяжелых альбомов - что говорить, если и альбомы-то эти было не достать, и названия были знаком присутствия их (его) у тебя в руках - примерно, как магнитики сейчас могут показать, где ты был. Что толку собирать названия (магнитики), если весь Интернет (ящик на антресолях) ими завален?! А тогда было круто... Например, с Лешей Морозовым (Костя Хоперкин из Конклава, Rockmusic.ru, Звуки.ру, Paul Di Anno) я познакомился благодаря названиям, равно как и с устроителем первого концерта Nazgul в Кунцево. Вот как бывает!

Но это было потом. А сейчас Metallica жгла, не жалея музыкального глагола, и люди - пик посещаемости, порядка 700 тысяч! - тратили силы не менее эмоционально. Трудно назвать таинством концерта коллективное безумство огромного количества народу, но оно - было! Удивительное чувство...

Через полтора часа после интро Боги закончили. Исходя из событий 91-го года, невозможно было предсказать, когда такое счастье случится снова, и случится ли вообще, ведь ждать от времени и судьбы - как своей, так и страны - можно было чего угодно...

За два часа стемнело окончательно. Пробираясь к выходу сквозь изрытое тысячами ног пастбище Тушинского аэродрома (к слову, он до сих пор в ведомстве Министерства Обороны РФ), мы внезапно снова поблагодарили AC/DC - за салют под завершающую песню For Those About To Rock! Стреляли пушки, стоявшие над сценой, благодаря им на короткое время на поле стало светло. Когда они утихли, мы буквально на карачках доползли до Волоколамского шоссе и, одухотворенные, добрались до дома пешком. Дом 3, напротив Гидропроекта, я там прожил 17 с лишним лет.

Итог дня: мы - в трезвом уме и твердой памяти - не получив ни одного удара от кого бы то ни было, посетили за пять копеек на метро один из лучших концертов в моей жизни. Такого больше не будет - в этом я уверен. Что было недавно - в Лужниках, в Олимпийском - хорошее, но другое. Этой атмосферы, надеюсь, не повторится. Это как если бы в Северную Корею приехал бы с визитом в одном лице основатель династии и рок-герой. Как если бы людям, воспитанным на манной каше, дали бутылку водки и тонко намекнули, продолжения может и не быть... Или наоборот.




Top