На дне самое главное. Герои пьесы "На дне" Горького: характеристика, образы и судьбы

Вводный урок по пьесе Горького «На дне».

Знакомство с героями. Конфликт и проблематика». Анализ 1-го действия.

Цели урока :

образовательные : способствовать развитию познавательного интереса к творчеству Горького; развивать умение внимательного прочтения списка действующих лиц в драматическом произведении; воспитывать внимание к слову; способствовать освоению новых форм поиска обработки и анализа информации; организовать деятельность учащихся по выявлению прогностической силы пьесы Горького в сопоставлении с другими произведениями;

развивающие : способствовать формированию у старшеклассников коммуникативной компетентности; создать условия для развития креативности на уроке; использовать приёмы педагогической техники для повышения мотивации с последующим развитием познавательной деятельности; закрепить умение анализировать, исследовать и оценивать художественное произведение и его героев;

воспитательные : приобщить учащихся к нравственным ценностям; способствовать формированию чувства коллективного сотрудничества и гражданской ответственности.

Оборудование:

Проектор (презентация к уроку, слайды);

Портрет М. Горького;

Иллюстрации к роману;

Таблица: характеристика героев;

Тип урока : работа по новой теме с комплексным применением знаний учащихся, урок-размышление (беседа по вопросам, ассоциативное мышление, заполнение таблицы о героях, выписка цитат-афоризмов).

Словарь: драма, пьеса, конфликт, полилог.

Методические приёмы:

Исследование афиши: (название пьесы, значение имён, профессий, возрастов героев; прототипы героев);

Осмысление названия произведения «На дне», работа со словом;

Заполнение таблицы: цитаты о героях, особенности языка;- выразительное чтение по ролям 1-го действия.

Учебник: «Русская литература XX-века» под редакцией Ю.И. Лыссого

Основной вопрос, который

я хотел поставить в пьесе

«На дне», - это что лучше:

Истина или сострадание?

М Горький

Горький нагромоздил гору

величайших страданий...

и объединил жгучим стремлением

к правде и справедливости.

Л. Андреев о пьесе «На дне»

Ход урока

Оргмомент. Сообщение темы урока: «Изучение философской драмы о назначении и возможностях Человека, о сути человеческого отношения к Человеку». Обращение к эпиграфам урока, комментирование их.

Повторение . Драматические произведения. В чём состоит своеобразие драмы? Почему это самый сложный для восприятия род искусства?

Ответы учеников.

Драма (греч . - "действие") - самый действенный род литературы. Она предназначена для постановки на сцене. Поэтому драматург не может в отличие от автора эпического произведения прямо выразить свою позицию - исключения составляют лишь авторские ремарки, которые предназначены для читателя или актёра, но которых не увидит зритель. Драматург ещё и ограничен в объёме произведения (спектакль может идти два-три часа) и в числе действующих лиц (все они должны поместиться на сцене и успеть реализовать себя).

Учитель . Поэтому в драме особая нагрузка ложится на конфликт - острое столкновение между героями по очень значимому для них поводу. В ином случае герои просто не смогут реализовать себя в ограниченном объёме драмы и сценического пространства. Драматург завязывает такой узел, при распутывании которого человек показывает себя со всех сторон. При этом в драме не может быть лишних героев - все герои должны быть включены в конфликт.

Прежде чем приступить к изучению пьесы объясните вашу ассоциацию на слово «дно».

Варианты ответов учеников: дно – это мусор, яма, отбросы общества, падение, банкротство, безысходность.

Учитель: а что значит оказаться на «дне»?

Ученики: быть бесправным, ничего не делать, не работать, стать нищим.

Учитель: Горький писал эту пьесу в начале прошлого века. Изменилось ли что-нибудь?

Ученики : практически нет. Существуют ночлежки, нищие, бездомные.

Учитель: таким образом, тема, которую определил автор, до сих пор актуальна.

А сейчас задержимся на афише, познакомимся с действующими лицами. Наличие конфликта обозначено уже в названии пьесы и афише.

Проектор:

  • Горький отверг первоначальные названия пьесы - «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни».
  • Решающее слово о выборе названия «На дне» принадлежало Л. Н. Андрееву.
  • . 18 декабря 1902 года состоялась премьера пьесы Горького «На дне».
  • Зрители впервые увидели на сцене страшный мир «бывших людей», босяков.

Учитель добавляет: напряжённая тишина, прерываемая временами то рыданиями, то гневными выкриками свидетельствовала о том, как был потрясён зал...Каждая реплика о «волчьей жизни», о том, что «работы нет, хлеба нет», что «бьют для порядка», вызывала такую неистовую реакцию зрителей, что Немирович-Данченко шептал из-за кулис актёрам, чтобы те играли «полегче». Он опасался, что полиция не даст закончить спектакль.

  • Чем могло привлечь зрителей название пьесы?

"Дном" называли Хитров рынок. Каждый интеллигентный человек должен быть с этим знаком, считал Горький. Конфликт , несомненно, уже обозначен в названии. Ведь сам факт существования "дна" жизни предполагает и наличие "верхнего течения", к которому стремятся персонажи.

Вопрос : Почему одни действующие лица названы только по фамилии,

другие - по имени, третьи - полностью, с указанием рода занятий?

  • Уже само название пьесы и список действующих лиц говорят о социальных конфликтах, жертвами которых стали герои пьесы, оказавшиеся на "дне" жизни, в ночлежке.

Прототипы героев

  • Как указывал сам Горький, он наблюдал прототипы героев в Нижнем Новгороде. Почти у каждого героя был свой прототип:
  • артист Колосовский-Соколовский послужил прототипом Актера;
  • Бубнова Горький писал не только со своего знакомого босяка, но и с одного интеллигента, своего учителя;
  • В Нижнем Новгороде, да и в других местах, Горький видел много странников, так что у писателя накопился огромный материал для создания образа Луки.
  • Сатин также писался с конкретного человека.
    Герои пьесы “На дне” получились обобщенными, собирательными образами, хотя они, без сомнения, типичны, они знакомы и близки Горькому.

Поговорим об именах, фамилиях

Какие ассоциации возникают у вас в связи с фамилией ЛУКА?

Один из евангелистов, Горький даёт ему имя, которое ему дорого. (Газета "Московские ведомости", 23.12.1902 г.: "Этот странник вошёл в подвал, как луч яркого солнца, осветив в нём всё дурное... и... пробудив к жизни ростки добра".)

Имя Лука происходит от слова "лукавый". Именно таким видят старика и современники Горького (Д.Мережковский: "Религия старца лукавого есть религия лжи").

В Красноярске жил современник М.Горького архиепископ Лука (1877-1961). Это был известный священник и хирург, человек, достойный уважения. Безусловно, он был известен Горькому. Красноярский архиепископ Лука провёл двенадцать лет в сталинских лагерях. В октябре 2002 года в честь 125-летия со дня его рождения в Красноярске был открыт памятник. Священник и хирург в ватнике - таким увидел его скульптор.

Какие ассоциации возникают у вас в связи с фамилией Сатин?

  • Сатин - в этом имени звучание слова "сатана". Но какое испытание придумает он? Может быть, Сатин испытывает человека возможностью новой веры?

О чём говорит род занятий действующих лиц?

Клещ - слесарь,

Квашня - торговка пельменями,

Алёшка - сапожник,

Кривой Зоб и Татарин - ключники.

Ответы: Всё это нужные профессии, то есть эти люди могут зарабатывать себе на жизнь. Но они не работают. В этом тоже угадывается социальный конфликт. Уже само название пьесы и список действующих лиц говорят о социальных конфликтах, жертвами которых стали герои пьесы, оказавшиеся на "дне" жизни, в ночлежке.

Частью социального конфликта является и любовный конфликт (он обозначен в афише разницей в возрасте супругов Костылёвых, присутствием девушки с нежным именем Наташа).

Понятно, что здесь, в условиях "дна", самые возвышенные чувства не принесут счастья.

Обратимся к героям. Каков возраст ночлежников? О чём это говорит?

Клещу и Квашне по 40 лет, Анне - 30, Бубнову - 45. Это самый работоспособный возраст. А ещё это возраст, в котором человек уже должен сложиться, что-то иметь за плечами. Но эти люди - в ночлежке, они не имеют ничего.

Барону 33 года. Это возраст Иисуса Христа. Почему Горький (а мы знаем, что у большого художника ничего не бывает случайным) даёт возраст Христа одному из нелюбимых героев с прозвищем Барон? Возможно, анализируя пьесу, раскрывая образ героя, мы ответим на этот вопрос.

Учитель: прежде чем приступить к чтению по ролям 1-го действия, попрошу дать краткую информацию о героях. (Индивидуальные сообщения) Учащиеся заполняют таблицу о героях, дома работу продолжат, сделают выводы и сдадут после изучения произведения.

Таблица-исследование судьбы героев в пьесе Горького «На дне».

Знакомство с героями. Клещ.

  • Всего полгода находится в ночлежке.
  • Ему, рабочему человеку, больнее всего сознавать, что он обречён жить среди людей, находящихся без труда.
  • Клещ живёт одним стремлением вырваться на поверхность.
  • В 1-м акте - два раза ремарка "угрюмо". Это самая мрачная фигура. Он трезво смотрит на жизнь и угрюмо перед собой.
  • Трагична его судьба, т.к. в конце пьесы он примиряется с жизнью: «Работы нет... силы нет! Пристанища нету. Издыхать надо...»

Актёр.

  • В прошлом интеллигентный человек, артист. Он добр, отзывчив.
  • Поэтическая натура Актёра сталкивается с грубостью, пошлостью ночлежников.
  • на данное время пьяница, постоянно вспоминающий своё актёрское прошлое. Он безобиден, никому не делает зла, помогает Анне, жалеет её. Цитирование им классических произведений говорит в пользу героя.
  • Он предпочитает одиночество, общество самого себя, вернее, своих дум, мечтаний, воспоминаний. Характерны ремарки к его репликам: "помолчав", "вдруг как бы проснувшись".
  • У него нет имени (его звали Сверчков-Заволжский, но "никто этого не знает"). Как утопающий, он хватается за любую соломинку, если она создаёт иллюзию этого имени, индивидуальности. "Мой организм отравлен алкоголем". Ремарка "с гордостью" многое объясняет: вот и у меня есть то, чего нет у других.

Бубнов.

  • Дошёл до «мёртвой точки» падения, окончательно раздавлен жизнью.
  • Груб, циничен. На просьбу умирающей Анны прекратить крики брань спокойно отвечает: «Шум – смерти не помеха».
  • Безразличен к судьбе товарищей. Равнодушие его проявляется в момент смерти Анны. «Кашлять перестала»,-говорит он.
  • Когда-то имел мастерскую...пропил.
  • «Ленив я. Страсть как работать не люблю».
  • С первых реплик проявляется тугодумие, равнодушие.

Барон

  • Потомок богатых и знатных вельмож, но в ночлежке опустился ниже всех. В этом человеке нет ни одного светлого человеческого качества.
  • Он ещё молод, ему 33 года, но живёт за счёт Насти, подкармливает его Квашня. Настю обзывает «дура», «шлюха», «мразь» - и тут же спешит мириться, цинично объясняя: «Не помиришься – на выпивку не даст».
  • «Пропащая душа, пустой человек»,-говорят о нём босяки.

Васька Пепел .

  • Богатырь по своей силе и душевной щедрости;
  • Полон протеста против против «волчьей жизни», со зла на нёё стал вором;
  • Ворует не из жадности. Ему, сильному человеку, праздная жизнь скучна;
  • Всей душой тянется к чистому, поэтому полюбил честную Наташу.

Настя.

  • В 1-м акте появляется с романом "Роковая любовь". (Газеты писали, что такие бульварные романы составляли традиционную "культуру" городской проститутки.)
  • Она уже нашла "возвышающий обман" до прихода Луки.

Сатин.

  • Появляется не со словами, а с рычанием. Его первая реплика говорит о том, что он карточный шулер и пьяница.
  • Он когда-то служил на телеграфе, был образованным человеком.
  • Оказался здесь потому, что убил негодяя.
  • Отсидел в тюрьме 4 года, научился играть в карты.
  • Он произносит непонятные для окружающих слова. Органон в переводе означает "орудие", "орган знания", "разум". (Может быть, Сатин имеет в виду, что отравлен не человеческий организм, а сама разумность жизни.) Сикамбр - это древнегерманское племя, означает "тёмный человек". В этих словах чувствуется превосходство Сатина над остальными ночлежниками.
  • В его монологе звучит горьковская мечта о преобразовании жизни.
  • Монолог о Человеке: «Человек! Это – великолепно. Это звучит...гордо!»

Лука.

  • Появляется со словами: «Доброго здоровья, народ честной. На вопрос Василисы: «Ты кто такой? – отвечает: «Проходящий...странствующий».
  • Известно, что ему довелось «попробовать» Сибири.
  • В ночлежке старается каждого вызвать на откровенный разговор, готов дать совет.
  • Для каждого находит ласковое слово, утешение.

Но нуждаются ли в этом обитатели ночлежки? Ответим на этот вопрос позже.

Чтение 1-го действия по ролям. На проекторе текст.

(в драме важно появление героев, их первые реплики).

Действие 1-го акта предваряется подробным описанием подвала. Автору хотелось ввести зрителя именно в этот подвал. Он похож на пещеру. Но это дом ночлежников, они привязаны к своему жилищу. От другого мира веет холодом. "Озяб", - говорит Бубнов, холодно Алёшке, Клещу.

Перед учащимися поставлена задача: при чтении передать интонацией характер своего героя.

Выводы после чтения.

В 1-м акте мы встретились со всеми героями пьесы. Эти люди в большинстве своём равнодушны друг к другу, часто не слышат, что говорят другие, не пытаются понять. В 1-м акте говорят все персонажи, но каждый, почти не слушая других, - о своём.

Взаимоотчуждение постояльцев ночлежки Костылёва, атмосферу духовного разобщения людей автор передаёт в оригинальной форме полилога. (Полилог - форма речевой организации в драме, совмещение реплик всех участников сцены.) Герои сознательно разрознены Горьким - каждый говорит о своём. О чём бы ни начал говорить герой пьесы, он всё равно заговорит о том, что болит. В речи персонажей есть слова, фразы, имеющие символическое значение. (Бубнов: "А ниточки-то гнилые..."; Бубнов - Насте: "Ты везде лишняя".) Этими словами раскрывается "подтекстовый смысл": мнимость связей, ненужность этих людей.

Несмотря на обилие реплик, действие 1-го акта замедленное, "сонное". Развитие конфликта начинается с появления Луки.

Основная проблематика пьесы: что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?

Учитель: это домашнее задание, ответить устно, опираясь на текст, образы Сатина и Луки, приводя цитат (заполнить таблицу).

Рефлексия: составить синквейн по теме урока.


Автор «На дне» Максим Горький работал над произведением два года. Труд из четырех актов писался долго, автор очень нелестно отзывался о работе. Горькому казалось, что тема устарела, история о двух десятках «пропащих» людей не заинтересует ни современников, ни будущие поколения.

Вконтакте

История создания романа

История создания пьесы «На дне» начинается на рубеже 19–20 веков , Горький решил попробовать себя в написании драмы. Для пьесы было задумано примерно 20 героев из босяцкого «дна» жизни. Рассказав об идее Станиславскому, автор приступил к написанию, в процессе работы совершенно не рассчитывая на успех.

Важно! Создавалась «На дне» для труппы Московского театра, была поставлена вскоре после окончания работы. Вопреки ожиданиям писателя, пьесу «настиг» как грандиозный успех, так и множественная критика. Для того чтобы «выжить», драме пришлось пережить немало запретов, забытья, цензуры.

О чем рассказывает «На дне»

Описывая жанр пьесы, остановимся на философской драме. Автор поставил в произведении ряд наиважнейших жизненных вопросов: нужна ли человеку совесть , что находится «по ту сторону» благополучной жизни, хороша или смертельна истина, нужна ли «ложь во благо» или наоборот – именно из-за лжи гибнут люди? Итак, краткое содержание по действиям.

Акт 1

Знакомство с главными героями. События разворачиваются в ночлежке, которая своим видом больше напоминает подвал.

Торговка пельменями Квашня, которой недавно сделал предложение Абрам Медведев – местный полицейский, ему около 50 лет, разглагольствует о том, что замужество – это каторга , единственное, что может муж, – это загнать жену до смерти. У Квашни одно мнение – замуж, значит на тот свет.

В это время над бабой подшучивает Клещ, утверждающий: что бы та ни говорила, замуж за Медведева все равно пойдет с радостью. Умирающая жена Клеща, рабочего человека, который бил супругу, морил голодом, лежит на лавке за занавеской, тяжело кашляя. Квашня шутит по этому поводу, но получает грубый отпор.

Настя – молоденькая девушка легкого поведения, читает книжку со звучным названием «Роковая любовь», которую отбирает Барон. Увидев, о чем книга, начинает смеяться . Далее оставшиеся обитатели ночлежки – Сатин, Бубнов, Актер и Клещ вспоминают, что были «нормальными людьми», что-то значили для .

В этот момент приходит хозяин приюта Костылев – разыскивает свою молодую жену Василису, у которой роман с живущим здесь же вором Васькой Пеплом. Не найдя супругу, мужчина будит самого Ваську, но последний выгоняет хозяина из ночлежки, раздосадованный тем, что прервали интересный сон.

В это время Сатин говорит, беря деньги у Пепла, что тому не жалко денег – они ему легко достаются. Если работа не приносит удовольствия, то это не работа вовсе, а настоящее рабство . После Сатин приглашает Актера в пивнушку, оба уходят.

Наташа, младшая сестра хозяйки, вводит нового постояльца – странника Луку. Вор начинает заигрывать, однако девушка это игнорирует. Появляется Алешка – 20-летний пьяный сапожник. Клещ считает себя единственным порядочным человеком здесь, остальные – без чести и совести. Васька утверждает, что остальные не хуже, а ни честь, ни совесть на ноги вместо сапог не наденешь .

Появляется Василиса и гонит Алешку за то, что распускал слухи о романе с Пеплом, бранит окружающих за мусор, что до сих пор не подметено. По ходу разговора выясняет, что младшая сестра общалась с любовником, злая, уходит на кухню, где начинает бить Наташу. Акт заканчивается тем, что Медведев, Барон и Квашня убегают разнимать сестер.

Акт 2

Второй акт продолжается в той же комнате, только уже наступил вечер, горят два фонаря. Бубнов играет с пришедшим Медведевым в шашки, а остальные в карты на деньги. Лука сидит у кровати умирающей Анны. Женщина рассказывает о своей тяжелой, полной лишений жизни. Старик успокаивает Анну, убеждая, что после смерти мучеников ждет покой , где не будет боли.

Актер перед походом в пивную хочет прочитать свои любимые , но в последний момент понимает, что забыл текст. Мужчина начинает сокрушаться – из-за пьянства все пути теперь закрыты.

Лука ему сообщает, что существуют лечебницы, там человека могут избавить от пьянства, однако не помнит, где те находятся. Актеру нужно немного потерпеть и не пить, чтобы туда попасть.

Расстроенный Пепел, входя в ночлежку, спрашивает у обитателей, насколько сильно Василиса избила Наташу. Медведев – дядя девушек – заявляет, что это не Васькино, а семейное дело, из-за чего оба ссорятся.

Васька отвечает, что если сядет, то следом пойдет это семейство, так как именно бывшая любовница с мужем подбили на кражу , после чего купили ворованные вещи. Медведев тут же отнекивается, продолжая играть.

Лука пытается вмешаться, чтобы примирить спорящих, однако Васька грубо перебивает старика и спрашивает, почему тот обманывает, говоря, что где-то может быть хорошо. Первый в свою очередь начал убеждать молодого вора, что нужно уходить из этой ночлежки, ехать в Сибирь, где будет лучше, так как именно там нужны сильные люди с правильными мозгами .

Приходит Василиса, выгоняет постояльцев, однако Лука не уходит, а прячется на печи. Женщина узнает, что надоела вору, что Васька никогда на самом деле не любил хозяйку, предлагает Пеплу сосватать свою сестру, дать денег за то, что вор убьет мужа, который сильно надоел. Васька отвечает, что у нее нет души, сомневаясь в предложении.

В этот момент неожиданно заходит Костылев, который хотел найти жену дома, а не рядом с вором. Соперники ругаются, Пепел уже собирается ударить мужа любовницы, когда Лука начинает ворочаться на печи. Когда семейная пара уходит, старик советует Ваське, чтобы тот не связывался со склочной бабой, не брался за предложенное дело, а уезжал с Наташей как можно дальше отсюда.

После этой фразы Лука прерывает разговор, направляясь к кровати Анны. Женщина уже мертва. За несколько минут возле кровати покойной собираются обитатели приюта.

Акт 3

Третий акт проходит уже во дворе, куда выходят действующие лица. Настя повествует о том, как любила когда-то, а остальные смеются и, не скрывая, утверждают, что эти слова ложь. Лука утешает девушку, говорит, чтобы та не переживала. Происходит спор о правде и лжи .

Бубнов развивает мысль, что люди, которые врут, пытаются подправить свою душу, добавить себе больше смысла, а это лишнее. Клещ в свою очередь просто говорит, что все люди недостойны существовать, рабочий их ненавидит и выражает это очень эмоционально.

Настя убегает, а Наташа заявляет, что тоже ждет кого-то особенного, так как не верит людям. Приходит Пепел и все-таки уговаривает девушку ехать с ним.

Василиса, которая слышит этот разговор, приходит на пустырь вместе с мужем и провоцирует ссору с бывшим любовником. Лука гасит ссору, но, найдя повод, женщина выгоняет старика, который действительно уходит, оставив поверивших людей наедине с собой.

Постояльцы возвращаются в комнату, где рассказывают свои истории. Слышатся крики Наташи, которую бьет сестра. Младшую сестру заводят в комнату – избитую, с обваренными кипятком ногами. Васька нечаянно убивает Костылева в порыве эмоций. Василиса зовет полицию, указывает на Пепла, тот признается, что эта женщина подбила его на такой поступок.

Наташа, услышав это, падает в обморок, обвиняет бывших любовников в сговоре, требуя, чтобы в тюрьму забрали именно ее.

4 акт

Все обитатели приюта в своей комнате обсуждают Луку – их мнения разнятся: одни говорят, что тот был хорошим и добрым, другие – просто мягкотелым и лживым. Постояльцы считают, что Василиса избежит наказания, а Пепла если не повесят, то точно посадят. Настя хочет бросить все, уйти «куда глаза глядят», только подальше от людей.

Сатин говорит, что само понятие человек – это гордость , поэтому не стоит унижать людей жалостью или снисхождением. Актер, слушая окружающих, внезапно слезает с печи и убегает. Через некоторое время приходит Медведев и остальные, а следом вбегает Барон, сообщая, что Актер повесился.

Важно! Закончилась пьеса знаковой фразой Сатина, который пел при появлении Барона: «Эх, испортил песню – дур-рак!».

Характеристика героев (цитаты)

Описание личности персонажей:

  1. Костылев («А долг твой мне - это так и есть долг!»), муж Василисы, скупой, злой старик, который жутко ревнует свою жену. Готов забрать у постояльцев последнее , буквально выжать душу.
  2. Его супруга Василиса («Освободи меня… от мужа! Сними с меня петлю эту…») не лучше – изворотливая и склочная. Хочет извести мужа со свету, чтобы жить в свое удовольствие.
  3. Ее любовник – вор Пепел («Мы звери… нам надо… нас надо приручать…») запутался в мире и не может найти правды. Отец Пепла был вором, Васька привык, что его таковым считают, однако внутренне понимает, что живет неправильно , хочет это исправить.
  4. Лука – мудрый старик, который утверждает, что человеку нужно помогать добротой, а правдой душу только калечат. Человека нужно жалеть, ласково к нему относиться. Помогает обитателям ночлежки, однако быстро и ловко уходит, когда нужен больше всего («Мяли меня много, от того и мягок»).

Цитатная характеристика героев, не участвующих в основных действиях.

Каждый герой пьесы «На дне» является показателем состояния определенного слоя общества в царской России, поэтому для понимания книги очень важно знать историю каждого персонажа.

  1. Михаил Иванов Костылёв. 54 года, содержатель ночлежки. Муж Василисы Карповной. Меркантилен. Прошлое неизвестно. Садист, кровопийца. Подозревал, что жена изменяла ему. Придерживался авторитарных взглядов на права человека – «нельзя, чтобы люди вроде тараканов жили…Человек должен определять себя к месту». Был убит Васькой Пеплом.
  2. Василиса Карповна. 28 лет. Жена Костылёва, сестра Наташи, бывшая любовница Васьки Пепла. Ненавидит мужа – он её избивал. Лука сравнивал её с гадюкой. Избивала сестру.
  3. Наташа. 20 лет. Сестра Василисы, любовница Пепла. Костылёв избивал её. Часто ссорилась с сестрой. Отвергает ухаживания Пепла. Исчезла без следа после смерти Костылёва.
  4. Медведев. 50 лет. Полицейский. Дядя Наташи и Василисы. Ухажёр Квашни. Вспыльчив. Не находится на “Дне”.
  5. Васька Пепел. 28 лет. Вор, сын вора. Сбывает краденое у Костылёва. Его родитель провёл всю жизнь в тюрьме, оставив ему семейное “ремесло” по наследству. Бывший любовник Василисы, Наташин ухажер, готовый пожертвовать ради неё своим образом жизни. Интересуется вопросом религии. Плохо переносит вид мертвецов. Его история заканчивается, когда он попадает в тюрьму за (непреднамеренное) убийство Костылёва.
  6. “Клещ”, Андрей Митрич. 40 лет. Слесарь, алкоголик. Муж Анны. Бил жену, хоть и любил её. Пропил своё состояние и инструменты. Материалист и трудоголик, пытался подняться со “Дна” честным трудом. Отрицает чужую идеологию. Закончил жизнь нищим.
  7. Анна. 30 лет. Жена Клеща. В прошлом жила голодной, тяжёлой жизнью. Муж её избивал. На миг желала выздороветь, но поддалась красноречию Луки и сдалась. Ждала смерти как избавления. Умерла от смертельной болезни легких под конец 2 акта.
  8. Лука. 60 лет. Странник, ведущий бродяжнический образ жизни. Исповедует своеобразные религиозные взгляды: «Во что веришь – то и есть». Интересуется личностями и историями постояльцев ночлежки. Придерживается идеи лжи во благо, стараясь облегчить страдания окружающих ложной надеждой: «Не в слове - дело, а - почему слово говорится?». Исчезает между 3-4 актом, вероятно, уйдя в “хохлы”, заинтересовавшись их верой.
  9. Настя. 24 года. Обыкновенная девица, увлекающаяся романтическими историями. Эмоциональна. Сопереживает Луке, придерживаясь его точки зрения относительно лжи. Работает проституткой, имеет отношения с Бароном.
  10. Квашня. 40 лет. Торговка пельменями. Симпатизирует Медведеву. Была замужем за нелюбимым человеком, придерживается феминистических взглядов. Её история заканчивается недосказанной, она остаётся в добром здравии.
  11. Бубнов. 45 лет, картузник, скорняк. Раньше имел своё заведение. Не умеет лгать, не понимает ложь. Всегда искренен, поэтому пессимистичен. Заканчивает жизнь в нищете.
  12. Барон. 33 года. Бывший аристократ, нынче банкрот. Вспыльчив. Прожил всю жизнь бессмысленно, словно в тумане. Не понимает причины лжи, но склонен к ней.
  13. Сатин. 40 лет. Раньше выступал на сцене, танцевал. Был телеграфистом. Стал игроком в карты. Шарлатан, алкоголик, безработный. Сидел в тюрьме за убийство подлеца, оскорбившего его сестру. Очень остроумный и рассудительный человек, который выступает против лжи, оскорбляющей человеческое достоинство жалостью.
  14. Актёр. 40 лет, алкоголик, невротик. По сцене его имя – Сверчков Заволжский. Прошлое неизвестно. Погряз в долгах. Предпочёл поверить истории Луки про бесплатную лечебницу-организмов-отравленных-алкоголем и собирался уйти на её поиски. Окончил жизнь самоубийством, повесившись.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Пьеса «На дне» была создана Максимом Горьким специально для труппы Художественного театра, и первоначально не выглядела в глазах автора как самостоятельное литературное произведение. Однако сила психологического воплощения, острая, в какой-то степени даже скандальная, тема произведения, вывела пьесу «На дне» в ранг сильнейших драматургических произведений.

«На дне» - это своеобразнее продолжение тематики униженных и оскорбленных в русской литературе . Автор повествует о мыслях и чувствах людей, которые по воле обстоятельств оказались на самом дне общества. В самом названии произведения заложен глубочайший смысл, который очень точно отображает тему пьесы.

Основные образы и герои пьесы «На дне»

С первых страниц драмы «На дне» перед нами разворачивается темная и нелицеприятная картина. Темный грязный подвал, который больше похож на первобытную пещеру является жилищем многих людей, которые по разным причинам оказались на дне социальной жизни. Многие из них в прошлом богатые успешные люди, которые сломились под давлением судьбы, многие продолжают здесь свое нищенское существование.

Все они скованы одними путами, которые заключаются в отсутствии какого-либо духовного и культурного развития. Жители ночлежки устали бороться с трудностями и покорно плывут по жизненному течению. Горький ярко изображает людей потерянных, которые никогда не смогут подняться из «дна».

Вор Васька Пепел не пытается изменить свои жизненные ценности, говоря о том, что продолжает воровской путь своих родителей. Актер, который по сути был одним из наиболее мыслящих жителей ночлежки, не в силах применить свои философские размышления на практике, окончательно спивается.

В страшных муках умерла Анна , которая все же свято верила до последнего момента своей жизни в выздоровление. Но как и каждом обществе, даже на самых его низах был человек, который пытался обнадежить и зажечь огонь веры в душах обездоленных.

Таким героем был священник Лука . Он пытался вселить в людей веру во спасение, толкал их на то, чтобы они почувствовали в себе силы и выбрались из низов общества. Однако его никто не слышал. После смерти священника, существование людей стало еще более невыносимым, они потеряли ту слабую тонкую нить надежды, которая все - таки была в их душах.

Это уничтожило мечты Клеща о лучшей жизни, и он первый сдался в своей борьбе за существование. Надежда на то, что хотя бы кто-нибудь сможет выбраться отсюда, оказалась полностью растоптана. У обитателей не было сил пойти за тем огоньком, который Лука им показывал.

Трагедия общества в пьесе

На примере героев, автор показывает, как нельзя жить людям. И это ни как не касается их падения, так как от этого никто в жизни не застрахован. Но оказавшись на дне, никто не имеет права повиноваться обстоятельствам, а наоборот, это должно послужить мощным толчком к лучшей жизни.

«На дне» можно расценивать как своеобразную историческую летопись. Ситуация, которая описана в пьесе была довольно распространенной в начале века.

«На дне» Горького М.Ю.

Чеховская традиция в драматургии Горького. Оригинально сказал Горький о новаторстве Чехова, который «убивал реализм» (традиционной драмы), поднимая образы до «одухотворенного символа». Так был определен отход автора «Чайки» от острого столкновения характеров, от напряженной фабулы. Вслед за Чеховым Горький стремился передать неторопливый темп повседневной, «бессобытийной» жизни и выделить в ней «подводное течение» внутренних побуждений героев. Только смысл этого «течения» Горький понимал, естественно, по-своему. У Чехова — пьесы утонченных настроений, переживаний. У Горького — столкновение неоднородных мироощущений, то самое «брожение» мысли, которое наблюдал Горький в реальности. Одна за другой появляются его драмы, многие из них показательно названы «сценами»: «Мещане» (1901), «На дне» (1902), «Дачники» (1904), «Дети солнца» (1905), «Варвары» (1905).

«На дне» как социально-философская драма. Из цикла этих произведений глубиной мысли и совершенством построения выделяется «На дне». Поставленная Художественным театром, прошедшая с редким успехом, пьеса поразила «несценическим материалом» — из жизни босяков, шулеров, проституток — и своей, несмотря на это, философской насыщенностью. «Преодолеть» мрачный колорит, устрашающий быт помог особый авторский подход к обитателям темной, грязной ночлежки.

Окончательное свое название пьеса получила на театральной афише, после того как Горький перебрал другие: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». В отличие от первоначальных, оттеняющих трагичное положение босяков, последнее явно обладало многозначностью, воспринималось широко: «на дне» не только жизни, а в первую очередь людской души.

Бубнов говорит о себе и своих сожителях: «...все слиняло, один голый человек остался». Из-за «облинялости», утраты прежнего положения герои драмы действительно обходят частности и тяготеют к каким-то общечеловеческим понятиям. В таком варианте зримо проступает внутреннее состояние личности. «Темное царство» позволило выделить незаметный при нормальных условиях горький смысл сущего.

Атмосфера духовного разобщения людей. Роль полилога. Свойственная всей литературе начала XX в. болезненная реакция на разобщенный, стихийный мир в драме Горького приобрела редкие масштабы и убедительность воплощения. Автор передал устойчивость и предельность взаимоотчуждения постояльцев Костылева в оригинальной форме «полилога». В I акте говорят все персонажи, но каждый, почти не слушая других, — о своем. Автором подчеркнута непрерывность подобного «общения». Квашня (с ее реплики начинается пьеса) продолжает начатый за сценой спор с Клещом. Анна просит прекратить то, что длится «каждый божий день». Бубнов обрывает Сатина: «Слыхал сто раз».

В потоке отрывочных реплик и перебранки оттеняются слова, имеющие символическое звучание. Бубнов дважды повторяет (занимаясь скорняжным делом): «А ниточки-то гнилые...» Настя характеризует отношения Василисы и Костылева: «Привяжи всякого живого человека к такому мужу...» Бубнов замечает о положении самой Насти: «Ты везде лишняя». Сказанные по конкретному поводу фразы раскрывают «подтекстовой» смысл: мнимость связей, лишность несчастных.

Своеобразие внутреннего развития пьесы. Обстановка меняется с появлением Луки. Именно с его помощью оживают в тайниках души ночлежников иллюзорные мечты и надежды. II и III акты драмы позволяют увидеть в «голом человеке» влечение к иной жизни. Но, основанное на ложных представлениях, оно венчается лишь несчастиями.

Роль Луки в таком исходе очень значительна. Умный, знающий старик равнодушно смотрит на свое реальное окружение, считает, что «для лучшего люди живут... По сто лет, а может быть, и больше — для лучшего человека живут». Поэтому заблуждения Пепла, Наташи, Насти, Актера его не трогают. Тем не менее Горький вовсе не ограничил происходящее влиянием Луки.

Писатель, не менее чем человеческое разобщение, не приемлет наивную веру в чудо. Именно чудесное мнится Пеплу и Наташе в некоей «праведной земле» Сибири; актеру — в мраморной лечебнице; Клещу — в честном труде; Пасте — в любовном счастье. Речи Луки потому и подействовали, что упали на плодотворную почву тайно взлелеянных иллюзий.

Атмосфера II и III актов другая по сравнению с I. Возникает сквозной мотив ухода обитателей ночлежки в какой-то неведомый мир, настроение волнующего ожидания, нетерпения. Лука советует Пеплу: «...отсюда — шагом марш! — уходи! Прочь уходи...» Актер говорит Наташе: «Я — уезжаю, ухожу... <...> Ты — тоже уходи...» Пепел уговаривает Наташу: «...в Сибирь-то по своей воле надо идти... Едем туда, ну?» Но тут же звучат иные, горькие слова безысходности. Наташа: «Идти некуда». Бубнов когда-то «вовремя спохватился» — ушел от преступления и навечно остался в кругу пропойц и шулеров. Сатин, вспоминая свое прошлое, сурово утверждает: «После тюрьмы нету хода». А Клещ с болью признается: «Нет пристанища... ничего нет». В этих репликах обитателей ночлежки ощущается обманчивое освобождение от обстоятельств. Горьковские босяки в силу своей отверженности переживают эту вечную для человека драму с редкой обнаженностью.

Круг существования будто замкнулся: от равнодушия — к недостижимой мечте, от нее — к реальным потрясениям или гибели. Между тем именно в этом состоянии героев драматург находит источник их душевного перелома.

Значение IV акта. В IV акте — прежняя обстановка. И все-таки происходит нечто совершенно новое — начинается брожение ранее сонной мысли босяков. Настя и Актер впервые гневно обличают своих тупых однокашников. Татарин высказывает прежде чуждое ему убеждение: нужно дать душе «закон новый». Клещ неожиданно спокойно пытается распознать правду. Но главное выражают те, кто давно никому и ни во что не верит.

Барон, признавшись, что «никогда и ничего не понимал», раздумчиво замечает: «...ведь зачем-нибудь я родился...» Это недоумение связывает всех. А предельно усиливает вопрос «Зачем родился?» Сатин. Умный, дерзкий, он верно расценивает босяков: «тупы, как кирпичи», «скоты», ничего не знающие и не желающие знать. Потому Сатин (он «добр, когда пьян») и пытается защитить достоинство людей, открыть их возможности: «Все — в человеке, все для человека». Рассуждения Сатина вряд ли повторятся, жизнь несчастных не изменится (автор далек от любого приукрашивания). Но полет мысли Сатина завораживает слушателей. Впервые они вдруг чувствуют себя малой частицей большого мира. Актер потому и не выдерживает своей обреченности, обрывая жизнь.

Странное, до конца не осознанное сближение «горькой братии» приобретает новый оттенок с приходом Бубнова. «Где народ?» — кричит он и предлагает «петь... всю ночь», «отрыдать» свою судьбу. Вот почему на известие о самоубийстве Актера Сатин откликается резко: «Эх... испортил песню... дурак».

Философский подтекст пьесы. Пьеса Горького социально-философского жанра и при своей жизненной конкретности была устремлена, несомненно, к общечеловеческим понятиям: отчуждения и возможных контактов людей, мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. Персонажи «На дне» лишь интуитивно прикоснулись к истине, не изжив ощущения безысходности. Такая психологическая коллизия укрупнила философское звучание драмы, раскрывшей общезначимость (даже для отверженных) и труднодостижимость подлинных духовных ценностей. Сочетание вечного и мгновенного, устойчивости и одновременно шаткости привычных представлений, малого сценического пространства (грязная ночлежка) и раздумий о большом мире человечества позволило писателю в бытовой ситуации воплотить сложные жизненные проблемы.




Top