Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Рисование жесткой кистью методом «тычок

Рисование нестандартным способом на тему:

«Одуванчик, одуванчик, стебель тоненький, как пальчик!» (конспект занятия).

2 младшая группа

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, изобразительная, двигательная, восприятие художественной литературы.

Цели: познакомить с одуванчиком; познакомить с нестандартным приемом рисования (рисование вилками); побуждать детей отражать свои впечатления, полученные от наблюдений; развивать чувство цвета; воспитывать интерес к окружающей среде; учить ценить и беречь природу; воспитывать умение радоваться созданным композициям.

Целевые ориентиры дошкольного образования: проявляет интерес к выполнению игровых физических упражнений; активен при создании индивидуальной композиции «Одуванчик, одуванчик, стебель тоненький, как пальчик!»; участвует в разговоре с воспитателем; принимает участие в рассматривании рисунков своих товарищей; участвует в беседе про цветок; принимает участие в дидактической игре в команде.

Материалы и оборудование: демонстрационные карточки с одуванчиком, одноразовые вилки.

Содержание организованной деятельности детей

I . Организационный момент.

Воспитатель. Здравствуйте ребята. Я вам сейчас загадаю загадку.

Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок -
Остался стебелёк.

И что я за цветок? (Одуванчик).

Молодцы, ребята. Отгадали.

(Воспитатель демонстрирует карточки с одуванчиком).

II . Основная часть.

Воспитатель. Ребята, а давайте рассмотрим картинку и вспомним, какой одуванчик мы с вами видели на участке. Какого он цвета? (Ответы детей). А затем его «желтая» шапочка во что превращается? (Ответы детей). А какую шапочку можно сдуть? (Ответы детей).

Ребята, а как вы думаете, почему одуванчик получил такое название? (Ответы детей). Когда его шапочка становится белой, то мы можем его обдуть и поэтому он стал называться одуванчик. Мы его как бы одуваем. А вы знаете, что одуванчик это уникальный цветок: он предсказывает погоду – если днем одуванчик закроет свою желтую шапочку, то будет дождь. А еще этот цветок лекарственный – помогает от кашля, помогает развить хороший аппетит. А как красиво вокруг, когда одуванчики цветут. Как будто золотом все покрыто. Поэтому цветы срывать не надо, пусть они радуют всех и все вокруг.

Воспитатель. А теперь давайте поиграем в игру.

(Предлагается разделиться детям на две команды и одной команде из разноцветных кружкой выбрать только желтые кружки, а другой команде – только белые. Нацепить их на прищепки и составить в стаканчик. Затем всем вместе оценить результат).

III . Рисование.

Воспитатель. Молодцы, ребята. А теперь давайте мы с вами нарисуем одуванчик.

(Воспитатель предлагает нарисовать детям одуванчик вилками).

IV . Рефлексия.

Воспитатель. Молодцы ребята. Какие у всех красивые получились рисунки. А теперь давайте с вами поиграем.

Дети становятся в круг.

Как воздушный шар на ножке (становятся как столбики, сомкнув руки над головой);

Одуванчик у дорожки (делают наклоны вправо, влево);

Одуванчик – шарик белый (вытягиваются на носочках);

Дунул я. И улетел он! (воспитатель дует, дети разбегаются)!

Игра повторяется два раза. Затем все хлопают в ладоши с криком УРАААА! Радости нет предела!

Воспитатель группы «Мальвина»

МБДОУ № 308 г. Красноярска А.Ю.Рудакова

Интерес к рисованию возникает у детей в раннем возрасте. Малышам доставляет удовольствие проводить кисточкой по бумаге, размазывать краску, ставить точки и кляксы. В возрасте 2–3 лет ребёнок начинает различать в своих каракулях очертания каких-либо предметов, и к 4 годам у него появляется желание осознанно изобразить что-то. Рисование карандашами, фломастерами, кистью и красками требуют уверенного владения инструментов для получения точной передачи контуров и деталей предметов. Дети младшего и среднего дошкольного возраста формируют и развивают умение рисовать, отрабатывают приёмы в простых заданиях. Техники нетрадиционного рисования позволяют создать зрительный образ на бумаге простыми движениями и быстро, что доставляет ребёнку положительные эмоции и удовлетворение результатом творческой деятельности.

Нетрадиционные техники рисования на занятиях в средней группе

У детей 4–5 лет часто наблюдается неуверенность, иногда даже страх перед занятиями по рисованию. Навык владения карандашом и кистью пока развивается, формообразующие движения редко получаются точными. На основных занятиях по рисованию воспитанники средней группы учатся проводить вертикальные и горизонтальные линии карандашом, непрерывную полосу кистью, рисуют простые фигуры и отрабатывают навык закрашивания в пределах контура. Внимание детей неустойчиво, они быстро устают, однообразная деятельность снижает интерес к выполняемой работе. Рисование нетрадиционными способами удивляет детей, активизирует их внимание на создание изображений на бумаге при помощи непривычных предметов и инструментов. Наблюдая, как педагог рисует вилкой или зубной щёткой, ребята испытывают восторг и желание нарисовать также.

На занятиях рисованием в нетрадиционных техниках должны выполняться развивающие и воспитательные задачи, соответствующие возрастным особенностям детей средней группы:

  • Развитие мелкой моторики рук. Выполнение действий различными инструментами разрабатывает кисть ребёнка, на кончиках пальцев и поверхности ладоней возбуждаются нервные окончания, которые посылают импульс в кору головного мозга - активируются мыслительные и речевой центры.
  • Развитие пространственного мышления и зрительного восприятия предметов. Ребёнок учится находить в изображении предмета отдельные детали и формы, которые он сможет передать в процессе рисования на бумаге. Ставя кляксы, рисуя воском, делая отпечатки, ребята закрепляют умение определять центр листа, развивают чувство композиции и ритма.
  • Обучение работы с разнообразным материалом. На занятиях ребята узнают, что изображения можно создать не только привычными красками и карандашами на белом листе бумаги. В творческую работу привлекаются бытовые предметы, природный и бросовый материал, в качестве основы используются картон и цветная бумага.
  • Активизация фантазии и формирование интереса к самостоятельному продумыванию замысла. Если занятия рисованием нетрадиционными способами проводятся в рамках функционирования кружка дополнительного образования, рекомендуется в помещении, где занимаются воспитанники, оформить стеллаж с подписанными коробками. По мере освоения навыков различных техник ребята получают доступ к разнообразным материалам. Воспитанником средней группы можно предоставить выбор интрументов, которыми они хотят нарисовать картинку по теме занятия. Можно разрешить детям поочерёдно выбирать предмет, ранее не изученный в рамках нетрадиционного рисования: в начале занятия воспитанник выбирает предмет, педагог рассказывает, как создать с его помощью изображение.
  • Создание хорошего настроения, развитие уверенности в собственных силах, снятие напряжения и страхов. Рисование нетрадиционными способами с детьми средней группы содержит в своей основе игровые элементы: действия сопровождаются приговорками («Дождик-дождик, кап-кап-кап!» - ставятся точки ватной палочкой. «Раз - яблочко, два - яблочко, то-то будет компот!» - делаются отпечатки яблочной долькой и т. д.), создание рисунков является решением проблемной ситуации (на плакате с изображением лужайки не цветут одуванчики, и дети тычком рисуют на нём цветы) и др.
  • Формирование интереса к коллективной деятельности. Дети 4–5 лет ещё не умеют слаженно работать в паре или группе. В средней группе ребята учатся продумывать индивидуальный замысел. Но простые задания воспитанники с удовольствие выполняются совместно. Педагог озвучивает задание, дети будут выполнять одинаковые действия на общем листе бумаги (ватмане или полуватмане). Например, на занятии «Осенний лес» даётся задание нарисовать кроны деревьев кусочком поролона. Ребята садятся за общий стол, на котором лежит ватман с изображением голых стволов и ветвей деревьев. Каждый выбирает дерево, берёт по кусочку поролона и рисует листья жёлтой, оранжевой, коричневой и красной красками. В конце таких занятиях воспитатель обязательно должен обратить внимание ребят на то, что такая полная и красивая картина получилась благодаря тому, что каждый хорошо поработал.
  • Развитие эстетического вкуса. Техника нетрадиционного рисования учит детей создаваться фактурность предмета, имитацию шерсти животного или оперения птицы с помощью неклассических приёмов. Ребята формируют умение видеть красивое в необычном. Бесформенные отпечатки поролоновой губки или тычки жёсткой кистью в готовой работе смотрятся органично. В процессе рисования ребята развивают способность сочетать цвета в элементах узора, начинают подбирать решения для создания изображения на цветном фоне.

На занятиях по рисованию в нетрадиционных техниках необходимо соблюдение принципа преемственности знаний. Создавая изображения необычными предметами или неклассическими приёмами, ребята в своих работах закрепляют и совершенствуют умения, приобретённые на обычных занятиях: намечают контур предмета кистью или карандашом для дальнейшей прорисовки нетрадиционным способом; украшают картинку элементами аппликации (бумажной или пластилиновой); дорисовывают элементы предмета, как обычно; учатся закрашивать фон.

Пальцевая живопись (пальцеграфия)

До школьного возраста (7 лет) ведущими процессами, при помощи которых ребёнок изучает предметы и явления окружающего мира, остаются зрительные и тактильные ощущения. В младших группах рисование пальчиками было и игрой, и переходным этапам к классической технике рисования, ребята по большей части заполняли разноцветными точками распечатанных картинок. В средней группе воспитанники формируют и развивают навык рисования пальцами различных элементов: точки, пятна, мазка, линии. Намеренно испачкаться в краске весело, размазывать краску пальцами - особые ощущения, создать изображение мазками, а не просто раскрасить - удовлетворение результатом. На занятиях могут использоваться специальные пальчиковые краски: они гипоаллергенны и безопасны при попадании в рот, по консистенции лёгкие. Традиционно в средней группе рисуют гуашью, но возможно рисование пальчиками при помощи акварельных красок: они не такие густые, как гуашь, но необходимо опускать пальчик в стакан с водой, прежде чем набирать краску, или предварительно капнуть чистой водой с кисточкой в ячейки с акварелью.

С воспитанниками средней группы можно попробовать рисование пальчиками по схемам. На доске крепится пошаговая инструкция, как при помощи отпечатков и добавления карандашных закорючек нарисовать изображение человека или животного. Воспитатель озвучивает каждый этап, демонстрирует его выполнение, ребята повторяют. Карты поэтапного рисования пальчиками картинок представлены в многочисленных пособиях для родителей и педагогов дошкольного образования (например, в книге «Отпечаток, точка, штрих. Рисуем пальчиками» Илоны Молнар).

Рисование пальчиками в средней группе

Техника рисования кончиками пальцев:

  1. Ребёнок опускает в банку или мисочку с гуашью краску пальчик.
  2. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.
  3. Кончиками пальцев ребёнок рисует на листе бумаги, при необходимости вновь набирая краску нужного цвета.
  4. По окончании работы пальчики моют с мылом, гуашь легко смывается.

«Букет»

На пальчик набирается краска зелёного цвета
Рисование линий на бумаге
Стебли цветов
Набирается краска другого цвета
Точками рисуются цветочки
Новый цвет
Второй цветок
Рисование цветка мазками
Смешивание красок (жёлтая+красная)
Процесс рисования цветов
Линиями рисуется бабочка
В фигуре бабочке используются прямые и изогнутые линии
Завершающий этап работы
Рисунок готов

Рисование ладошками

Рисование ладонями, как и кончиками пальцев, предполагает отпечатывание и размазывание краски. Варианты рисования в этой технике для воспитанников средней группы: «Сделай отпечаток ладони и дорисуй, чтобы получилась птичка, осьминог, рыбка и др.» (рисовать дополнительные элементы ребята могут кисточкой или пальчиком), «Дополни картинку отпечатками ладоней, чтобы получилось…» (отпечатки ладоней становятся листьями на ветвях дерева, цветами в вазе, иголками ёжика).

Коллективное рисование ладошками в средней группе

Техника рисования ладонями:

  1. Ребёнок опускает ладонь в блюдце с краской. В средней группе ребята должны учиться наносить краску на ладонь при помощи кисточки, которую держат другой рукой, это умение отрабатывается на занятиях по темам «Снегирь», «Синичка», «Бабочка», когда отпечаток ладони должен быть разноцветным.
  2. Ладонь и пальцы плотно прижимаются к листу бумаги для получения отпечатка. Можно совершать кругообразные, вертикальное или горизонтальное движения ладонью по замыслу.
  3. По окончании работы руки моют с мылом.

«Синичка»

Нанесение на ладонь краски жёлтого цвета (грудка синички)
Нанесение краски другого цвета (в данной работе ребёнок смешал голубу/ и чёрную краски)
Ладонь прикладывается плотно к листу бумаги
Отпечаток
Кистью ребёнок рисует голову птицы
Рисует лапку
Рисует вторую лапку
Дорисовывает клюв
Рисует глаз синички
Рисунок готов

Сочетание техники пальцеграфии с рисованием ладошками

Для воспитанников средней группы предлагаются задания по рисованию предметной композиции или сложного образа при помощи ладоней и пальчиков. Сначала делаются отпечатки ладоней для обозначения крупных деталей или основы рисунка, затем пальчиками рисуются дополнительные элементы. Сочетание техник пальчиковой живописи и рисования ладонями используется в заданиях по темам «Сказочное дерево», «Лебеди», «Весёлые осьминожки», «Рыбки». В этих задания дети развивают умение находить центр композиции, сочетать различные приёмы рисования пальчиками, цвета и оттенки красок для точности передачи образа.

«Сказочное дерево»

Нанесение краски на ладонь
Припечатывание ладони к листу бумаги
Отпечаток ладони - ствол дерева и ветви
На палец набирается краска
Рисование мазков пальцем
Процесс рисования пальцем
Сочетание оттенков зелёного цвета
Набираются краски других цветов
Листья дерева рисуются точками
Сказочное дерево готово

Рисование тычком

Для имитации пушистых и колючих предметов или объектов замечательно подходит рисование методом тычка. На занятии потребуются листы бумаги любого цвета или фигурные заготовки в виде животных, кисти с жёсткой щетиной, гуашь, стакан с водой, салфетки. По рисованию тычком проводят занятия на темы «Кошка», «Ёлочка», «Ёжик», «Одуванчики», «Зайчик зимой».

Техника рисования тычком:

  • Сухая кисть опускается в баночку с гуашью, набирается краска.
  • Держа кисть вертикально, ударяют ею по бумаге - получается тычок.
  • Перед тем, как набрать краску другого цвета, кисть надо прополоскать в стаканчике и хорошо промокнуть салфеткой. Тычок получается только полусухой кистью.
  • Тычками заполняется контур изображаемого предмета или объекта, необходимые по замыслу детали можно нарисовать обычной кисточкой.

«Пушистый котёнок»

Ребята набирают жёсткой кистью гуашь и рисуют тычком на бумаге Процесс рисования тычком Мордочку, лапки котёнка, миску ребята рисуют простой кистью Примеры работ

Монотипия

Монотипия - это техника рисования при помощи отпечатывания части изображения. Этот способ рисования считается простым, но подходит для занятий в каждой группе, старшие дошкольники рисуют пейзажные монотипии с использованием различных цветов и оттенков в одной работе. Рисование монотипией совершенствует умение находить середину предмета, развивает чувство симметрии.

Техника монотипии:

  1. Лист бумаги складывается посередине.
  2. На одной части бумаги рисуются пятна красками разных цветов.
  3. Лист складывается и проглаживается ладонью.
  4. Лист раскрывается, полученное изображение можно оформить при помощи кисти и красок.

«Бабочка»

На одну часть листа с обозначенной серединой наносятся пятна Процесс рисования пятен разными цветами Лист бумаги складывается по линии сгиба и разворачивается Брюшко и усики дорисовываются кисточкой

В технике монотипии можно создавать не только симметричное изображение, но и рисунок с двумя одинаковыми предметами. В таком случае на одной половине бумаги рисуется предмет целиком и отпечатывается на другой половинке листа зеркально.

Рисование зубной щёткой

Техника рисования зубной щёткой проста: ребята набирают краску на щетину и проводят линии на листе бумаги в соответствии с замыслом. Рекомендуется занятия по рисованию эти способом в средней группе сочетать с другими нетрадиционными техниками рисования (пальчиком, ватными палочками) или элементами аппликации.

«Ёлочка»

На лист наклеивается треугольник из цветной бумаги - ствол Набираем краску зубной щёткой Рисуем прямыми линиями хвою Готовую работу украшаем пайетками

Набрызг

С техникой набрызга ребята знакомятся в младших группах: зубной щёткой или расчёской набирают краску, направляют на лист бумаги и, проводя по щетине/зубчикам карандашом, получают цветные брызги. В средней группе формируется умение создавать рисунки многослойным набрызгом.

Техника многослойного набрызга:

  1. Для создания изображения используются трафареты. На занятиях по знакомству с этой техникой трафареты крепятся канцелярскими скрепками к листу бумаги.
  2. На щётку набирается краска и делаются брызги поверх листа бумаги.
  3. Накладывается следующий по замыслу трафарет, делаются брызги другого оттенка.
  4. Трафареты снимаются, получается сложное изображение, имитирующее объём предмета или композицию с передним и задним планом.

«Зимний лес»

Трафареты: сугробы, стволы и кроны деревьев, снежинки Инструменты для создания набрызга и разведённые водой краски Первый слой Второй слой Третий слой Вид рисунка после снятия трафаретов

Рисование губкой или кусочком поролона

В основе техники рисования губкой или поролоном лежит формирование навыка печатания краской. Поролоновые отпечатки создают фактурность предмета, ими рисуется мех животного, пушистые грозди цветов, облака, кроны деревьев и т. д. Для занятий могут быть закуплены спонжики для рисования в этой техники, а можно вместе с детьми сделать простой и удобный для печатания инструмент: кусочек поролона захватывается бельевой прищепкой, которая будет выполнять роль ручки.

«Цыплёнок»

От губки отрезается кусочек поролона
Захватываем прищепкой поролон (это действие ребята выполняют самостоятельно)
Набираем на поролон краску и печатаем вертикальным движением
Рисуем цыплёнка
Кистью дорисовываем детали

Печатание природным материалом

Рисование отпечатками является простым способом рисования: на отпечатываемую поверхность предмета набирается или наносится кисточкой краска, вертикальным движением ставим отпечаток на лист бумаги. Для воспитанников средней группы подходят задания по созданию композиции из отпечатков с использованием приёмов классического рисования. Например, для задания «Варим компот» ребята кисточкой рисуют контуры кастрюли, в пределах которых будут ставить разноцветные отпечатки половинки яблока. Варианты природного материала для печатания: листья, плоские цветы (ромашки, маргаритки), ракушки, разрезанные огурцы, яблоки, лимоны.

«Овощной салат»

Для печатания потребуются луковицы и огурцы
Кисточкой рисуем салатную миску
Набираем краску луковицей, прикладываем к листу
Отпечатки луковицы
Печатаем огурцом
Салат готов

Рисование ватными палочками

В младших группах ребята пробовали рисовать ватными палочками: набирали краску и украшали точками бумажные заготовки или изображение на листе бумаги (ёлочку, сарафан, чайник). Для воспитанников средней группы задание усложняется: они формируют умение создавать изображение ватной палочкой на чистом листе бумаги. Рисуют ребята точками, пятнами, мазками, разнообразными линиями и простыми геометрическими фигурами (колечки, круги). Рисование точками при помощи ватных палочек будет иметь особое значение при знакомстве с техникой пуантилизм в старших группах.

«Ветка рябины»

Для работы нужно несколько ватных палочек, акварель или гуашь
Ветка рисуется линиями
Ягоды рисуются пятнами
Рисуются грозди рябины
Листья рисуются мазками
Сердцевинки ягод рисуются точками
Ветка рябины готова

Рисование ватными дисками

Ватные диски на занятиях по нетрадиционному рисованию могут быть использованы в качестве инструмента для работы с гуашью, а могут быть использованы в качестве необычного материала для основы рисунка. Рисуют ватными дисками, прикладывая их к листу бумаги всей поверхностью, сложив пополам или в четверть.

«Цветок»

Ватный диск складывается до получения нужной по форме детали, набирается краска Отпечатки ватным диском по замыслу Элементы рисуются кисточкой

«Воздушные шары»

Создание фона рисунка - небо
Приклеивается ватные диски - шары
Рисование на ватных дисках
Узоры на ватных дисках
Дорисовавыются кисточкой нитки шаров

Рисование вилкой

Ещё один вариант печатание необычным предметом - рисование вилкой (металлической или пластиковый). Гуашь наливается в плоскую тарелочку, плоской поверхностью вилки набирается краска и делаются отпечатки на бумаги.

«Тюльпаны»

Набираем краску на вилку
Прислоняем вилку к листу бумаги
Отпечатки
Рисуем кисточкой стебельки и листья
Тюльпаны готовы

Рисование мятой бумагой

Делать отпечатки краской можно при помощи смятого кусочка бумаги. Задания по рисованию в этой технике усложняются для воспитанников средней группы при помощи сочетания в работе элементов классического рисования или аппликации.

«Падают листья»

Ребята делают аппликацию из полосок бумаги - ствол и ветви Смятым кусочком бумаги делают отпечатки гуашью - листья Примеры работ

Кляксография

Кляксография - это способ создания изображения при помощи пятен и клякс. Для занятия в этой технике потребуется акварель, стакан с водой, кисточка и пластиковая трубочка. Кляксы можно дополнять рисунком классическим способом, можно изначально создать на бумаге рисунок, который украсят кляксы по замыслу.

Техника рисования кляксами:

  1. Хорошо смоченной в воде кисточкой набирается акварельная краска.
  2. На листе бумаги делается пятно или ставится капля.
  3. Выдувая из трубочки воздух рисуем краской кляксу.

«Вишня в цвету»

На лист бумаги ставится капля Дуем через трубочки на краску Раздуваем кляксу - ствол Ставим капельки краски на ствол дерева и раздуваем веточки Ставим капли зелёной краски Раздуваем травку Ставим капли белой краски Дополняем краской розового цвета Раздуваем капли - цветы вишни

Ниткография

Рисование шерстяной нитью в средней группе состоит из набора краски на нить, прикладывания её к листу бумаги и создания узора отпечатыванием с движением нити. Шерстяная нить создаёт причудливый узор, который подходит для изображения тучи или облака, собачки или овечки.

«Тучка»

Нить с набранной краской кладётся на лист бумаги Сверху нить накрывается другим листом, ребёнок водит нитью в разные стороны, создавая узор Кисточкой рисуем капли Тучка готова

Рисование манкой

На самом деле рисуют дети клеем (обычно ПВА). На обозначенный контур изображения кисточкой наносится слой клея, насыпается манка и плотно прикладывается лист бумаги сверху. Затем с рисунка стряхивается лишняя манка и таким же способом создаётся следующая деталь. В средней группе ребята развивают умение аккуратно обводить трафарет и наносить клей в пределах контура. Поскольку манка белого цвета, для рисования в этой технике в качестве основы используется цветная бумага или картон.

«Подарок для мамы»

Обводим трафарет На контур цветка кисточкой наносим слой клея Насыпаем манку Прикладывает сверху лист бумаги Стряхиваем лишнюю крупу Выполняем этим способом следующий элемент - стебель с листьями Подарок для мамы готов

Рисование свечой

Ребята развивают навыки рисования линий, пятен, простых геометрических фигур необычным инструментом - свечой. Для занятия потребуется плотный лист белой бумаги в качестве основы, простая свеча (кусочек свечи), акварельные краски и кисть.

Техника рисования свечой:

  1. На листе свечой ребята рисуют детали по замыслу.
  2. Кистью закрашивают лист акварельной краской.
  3. Восковые изображения проступают сквозь акварель.

«Зимний пейзаж»

Свечой рисуем внизу листа ёлочки, вверху - снежинки
Закрашиваем лист акварелью синего, голубого и чёрного цвета
Зимний пейзаж готов

Рисование восковыми мелками

На занятиях по рисованию в этой технике ребята развивают сразу два классических навыка - рисование карандашом (восковые мелки, как правило, имеют форму карандашей) и заливка фона одним или несколькими цветами акварели при помощи кисти. Получаются необычные и яркие работы.

«Летний луг»

На листе белой бумаги рисуем цветы, бабочек, солнце
Заливаем лист синей и зелёной акварелью
Готовая работа

Граттаж (воскография)

С воспитанниками средней группы можно попробовать граттаж - рисование процарапыванием линий на бумаге, залитой тушью или краской. Подготовить к занятию основу для рисования в этой технике могут ребята дома с родителями, можно выполнить эту часть работы в детском саду (но учесть, что просушка краски займёт определённый отрезок времени). Для создания основы нужны восковые мелки, гуашь чёрного цвета и широкая кисть, для процарапывания - заострённая палочка (можно использовать деревянную шпажку для жарки мяса).

Техника воскографии:

  1. Раскрасить поверхность листа восковыми мелками.
  2. Закрасить лист чёрной гуашью.
  3. Дать краске полностью высохнуть.
  4. Процарапывая краску, создать линиями рисунок.

«Домик»

Закрашиваем лист восковыми мелками разных цветов
Наносим чёрную гуашь поверх воска
Даём краске высохнуть
Процарапываем рисунок
Готовая работа

Рисование через мокрую марлю

На занятиях по нетрадиционному рисованию ребята узнают, что можно сделать рисунок при помощи необычных инструментов, а можно рисовать привычной кистью и красками, но с использованием дополнительных неожиданных материалов. Так, привлечение к работе мокрой марли позволяет создать оригинальную работу.

Техника рисования через марлю:

  1. Ватными тампонами набираем воду из стаканчика, хорошо смачиваем всю поверхность листа.
  2. Прикладываем к мокрому листу слой марли, расправляем её. Марля должна прилипнуть и быть неподвижной на бумаге.
  3. Поверх марли рисуем акварельными красками при помощи кисти, как обычно. Оставляем рисунок до полного высыхания.
  4. Снимаем марлю с высохшей работы - на бумаге остаётся рисунок в виде отпечатка фактуры марлевой ткани.

Рисунок в технике нетрадиционного рисования через мокрую марлю

Составление конспекта занятия по рисованию в нетрадиционной технике

В конспекте занятия должны быть отмечены поставленные педагогом цели и задачи. Следует описать предварительную работу по теме занятия: наблюдение животных и птиц, явлений природы во время прогулке, чтение стихотворений и сказок, рассматривание иллюстраций в книгах. Отмечается использование мотивирующего материала на занятии (изучение картинок и плакатов, привлечение малых форм устного народного творчества, проведение беседы, создание сюрпризного момента или игровой ситуации), проведение подвижных и дидактических игр, физкультминуток и пальчиковой гимнастики.

В соответствии с гигиеническими нормами занятие по рисованию в средней группе длится не более 20 минут и состоит из следующих этапов:

  1. Организационный момент 1 минута.
  2. Мотивирующее начало занятия 4–6 минут.
  3. Практическая часть: прямой показ действий воспитателем и выполнение рисунка детьми 10 минут.
  4. Демонстрация и обсуждение рисунков 2–3 минуты.
  5. Подведение итогов 1 минута.

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в средней группе «Русская народная игрушка матрёшка».
Организационный момент и приветствие.
Воспитатель загадывает детям загадку о матрёшке.
Ребятам показываются картинки матрёшек и деревянные игрушки. Воспитатель напоминает детям историю матрёшки.
Чтение стихотворения о матрёшке.
Проведение беседы: все ли матрёшки одинаковые, какие отличия у этих игрушек.
Физкультминутка «Мы, матрёшки, вот такие крошки».
Проведение пальчиковой гимнастики.
Практическая часть: воспитатель показывает способ рисования монотипией, дети рисуют фартук и платок в этой технике; показ рисования тычком при помощи ватной палочки, ребята украшают точками и пятнами одежду матрёшки.
Демонстрация и обсуждение работ.
Воспитатель подводит итоги занятия, благодарит ребят за интерес и старание.

Перспективное планирование по нетрадиционному рисованию в средней группе

Перед разработкой рабочей программы по нетрадиционному рисованию рекомендуется ознакомиться с методическими пособиями по работе с дошкольниками в данном направлении:

  • Бородкина Н. В. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет. - Академия развития, 2012.
  • Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. - Просвещение, 2007.
  • Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - Каро, 2010.
  • Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. - ИД Цветной мир, 2016

Программа по нетрадиционному рисованию должна содержать:

  • Цели и задачи образовательного курса.
  • Методы и приёмы работы педагога (наглядные, словесные, игровые), применяемые на занятиях.
  • Календарно-тематическое планирование: темы занятий и программное содержание каждого.
  • Формы анализа художественной деятельности детей: анализ работ, выставка рисунков в холле детского сада, проведение демонстрационных занятий для воспитанников младших групп.

Видео по теме нетрадиционного творчества в детском саду

Фрагмент занятия по рисованию кончиком пальца в средней группе «Зимний лес»

Конспект открытого занятия по рисованию в средней группе нетрадиционным методом - тычком

Техника нетрадиционного рисования - рисование через мокрую марлю (занятие)

Нетрадиционные техники рисования - набрызг

Занятие в средней группе по нетрадиционной технике рисования - рисование на стекле пальчиком

Занятие в средней группе по рисованию губкой

Вебинар «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

Занятия по нетрадиционному рисованию предоставляют широкий простор для детской фантазии. Каждый раз - это радость, игра и возможность поверить в собственные силы. Страх рисовать кистью и карандашом постепенно уходит, потому что, рисуя воском, печатая поролоновой губкой и листьями, делая тычки ватными палочками и брызгая зубной щёткой, ребёнок открывает в себе творческие способности. Яркий и необычный результат приятен маленьким художникам, им хочется продолжать рисовать и совершенствовать умения работать с различными материалами и инструментами.

предлагаю конспект занятия по ррисованию для детей средней группы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18 «Ладушки» города Гая Оренбургской области __________________________________________________________ Оренбургская обл., г.Гай, ул. Молодежная, д. 71б, тел.:4-06-40; e-mail:

Выполнила: Федорова М.В

Ход занятия:

На лужайке, возле леса,

Расцвели цветочки.

Жёлтые, как солнышко.

На зелёной ножке.

А как только подрастут

Шапочки наденут -

Мягкие, воздушные -

Воспитатель: Правильно

Одуванчик - это лекарственное растении от кашля. Это медоносное растение поэтому к нему любят прилетать пчёлы, шмели. как только одуванчик меняет свою шапочку на белую значит поспели семена, и ему необходимо их рассеить по земле. Ребята похожи парашютики на комочки пуха

Желтый, как солнышко. Круглый, как … Мягкий, как … Белый, как … Пушистый, как …

Хрупкий, как … Вот какой удивительный цветок!

Дети: отвечают.

Дети: давайте.

Одуванчик, одуванчик! (Приседают, потом медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик. Если ветер быстрый-быстрый (Разбегаются в разные стороны)

На поляну налетит, Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)

Одуванчика тычинки Разлетятся хороводом (Берутся за руки и идут по кругу) И сольются с небосводом.

Просмотр содержимого документа
«Занятие по рисованию в средней группе по теме "Вырос одуванчик"»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 18 «Ладушки» города Гая Оренбургской области
__________________________________________________________
Оренбургская обл., г.Гай, ул. Молодежная, д. 71б, тел.:4-06-40;
e-mail: [email protected]

Занятие по рисованию в средней группе по теме « Вырос одуванчик»

Выполнила: Федорова М.В

Цель:. Закрепить части строения одуванчика. Учить рисовать одуванчик методом примакивания. Учить дополнять композицию. Развивать творчество

Ход занятия:

Воспитатель: зачитывает загадку:

На лужайке, возле леса,

Расцвели цветочки.

Жёлтые, как солнышко.

На зелёной ножке.

А как только подрастут

Шапочки наденут –

Мягкие, воздушные –

Ветерку послушные! (одуванчик)

Воспитатель: Правильно. Посмотрите внимательно на это дикое растение. Дикое потому что за ним никто не ухаживает. И Как только солнышко взойдёт, одуванчик распускается, и с заходом солнца он закрывает свою головку.

Воспитатель: Рассмотрим из каких частей состоит это растение

Дети: корень, стебель, листья, цветок

Воспитатель: Правильно

Одуванчик – это лекарственное растении от кашля. Это медоносное растение поэтому к нему любят прилетать пчёлы, шмели. как только одуванчик меняет свою шапочку на белую значит поспели семена, и ему необходимо их рассеить по земле. Ребята похожи парашютики на комочки пуха

Воспитатель: сейчас вы будете ветерком, возьмите комочек пуха; положите на ладонь и легко подуйте на него. Посмотрите как разлетелся пух в разные стороны. Так и присходит в природе с семенами одуванчика.

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам поиграть со мной в игру «Доскажи словечко» . Хотите

Воспитатель: Тогда слушайте внимательно:

Желтый, как солнышко.
Круглый, как …
Мягкий, как …
Белый, как …
Пушистый, как …

Хрупкий, как …
Вот какой удивительный цветок!

Дети: отвечают.

Воспитатель: Ребята давайте нарисуем это растение.

Дети: давайте.

Воспитатель: показывает способ рисования используя метод примакивания

Воспитатель: Но прежде давайте поиграем

Одуванчик, одуванчик!
(Приседают, потом медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый-быстрый
(Разбегаются в разные стороны)

На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит.
(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)

Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом
(Берутся за руки и идут по кругу) И сольются с небосводом.

Воспитатель приглашает детей пройти на свои места и приступить к рисованию. Дети садятся на свои места воспитатель включает спокойную музыку дети рисуют.

Воспитатель: какие прекрасные одуванчики у нас получились. Давайте оформим наш стенд этими цветами. Воспитатель вывешивает рисунки.

Ирина Прохорова

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» , «Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» .

Цель : формировать умение передавать образ цветка, его строение.

Задачи :

Образовательная область «Познавательное развитие» :

Продолжать знакомить детей с растительным миром родного края;

Актуализировать знания о цветке, его строении и форме;

Воспитывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, желание любоваться цветами;

Образовательная область «Художественно-эстетическая» :

Развивать умение создавать простые изображения, принимать замысел предложенный взрослым;

Формировать у детей умение рисовать нетрадиционным способом - обрывание бумаги ;

Учить правильно держать кисть, аккуратно обмакивать ее в гуашь и проводить тонкие линии (стебель, трава) ;

Закрепить представление о желтом и зеленом цвете ;

Развивать чувство композиции и колорита для создания выразительного образа одуванчиков в пейзаже ;

Развивать у детей воображение, мелкую моторику пальцев рук;

Образовательная область «Речевое развитие» :

Развивать слуховое восприятие;

Учить подбирать образные слова;

Совершенствовать диалогическую речь;

Активизация словаря : одуванчик , луг, цветут, отцветают.

Образовательная область «Социально-коммуникативная» :

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

Интерес к творческой деятельности;

Формировать навык аккуратной работы;

Вызвать у детей радость от полученного результата;

Воспитывать доброжелательное отношение в коллективе сверстников;

Методы и приемы :

Наглядные (использование ИКТ - презентация) ;

Словесные (использование художественного слова, указания и пояснения в процессе НОД, подведение итога, оценка активности детей);

Планируемые результаты :

Активен при создании индивидуальной композиции «Желтые одуванчики » ,

Участвует в выставке детских работ, в разговоре с педагогом при знакомстве со способом рисования одуванчиков ; применяет усвоенный способ нетрадиционного рисования – обрывание бумаги .

Предварительная работа :

Рассматривание травы и одуванчиков на прогулке ;

Рассматривание иллюстраций с изображением одуванчиков ;

- презентация на тему : «Цветы луга» ;

Разучивание стихотворения Е. Седовой «Одуванчик » ;

Материалы и оборудование :

Тонированные альбомные листы1/2 А4 зеленым цветом, гуашь зеленого цвета, квадраты из двухсторонней желтой цветной бумаги , презентация с изображением желтых и белых одуванчиков , мольберт, образец педагогического рисунка, 2 кисти - жесткая для клея и мягкая для рисования , стаканы с водой, влажные салфетки.

1. Организационный момент.

Дети, недавно на прогулке мы с вами познакомились с очень интересным цветком.

Желтенький цветочек

Так похож на солнце,

Что ему, наверное,

Солнце улыбнется.

Но что же с ним случилось?

Наш цветок стал белым,

И его пушинки ветерок развеял (одуванчик )

Что это был за цветок? Правильно - это одуванчик . Хотите побывать на лугу и снова увидеть эти красивые цветы?

Упражнение «Собираемся в поход» .

1. Собираемся в поход, много нас открытий ждет, мы шагаем друг за другом лесом и зеленым лугом (маршируют)

2. Крылья пестрые мелькают, в поле бабочки порхают. Один, два, три, четыре, полетели, закружили («летают» )

3. Мостик в стороны качался, а под ним ручей смеялся, на носочках мы пойдем, на тот берег попадем (идут на носках)

4. Перейдем преграду вмиг, и по кочкам прыг, прыг, прыг, раз и два, раз и два, позади уже вода (прыгают)

2. Основная часть.

Вот мы и на лугу. Какая зеленая травка вокруг и желтые одуванчики .

Слайд №1. Посмотрите какие они красивые. Чем же цветок похож на солнце? (круглый, желтый ) . Что есть у одуванчика ? (стебель, листья, цветок)

Слайд №2. К одуванчикам любят прилетать бабочки, шмели.

Слайд №3. Пчелы пьют у цветов сладкий и нежный нектар.

Слайд №4. Но не всегда одуванчики желтые , приходит время и желтые лепестки сменяют белые пушинки, цветы отцветают.

Игра «Закончи предложение» :

Одуванчик желтый , как….

Он круглый, как….

Он пушистый, как….

Он белый, как….

Вот какой цветок одуванчик ! Дети, вам нравятся эти цветы? Посмотрите, у нас есть зеленый луг, это наши листочки, но на нем нет ни одного цветка. Я предлагаю нарисовать одуванчики и наш луг превратится в золотой. (Воспитатель предлагает сесть детям за столы) . Сейчас я покажу вам, как можно нарисовать пушистые одуванчики . Берем в руки желтые квадратики бумаги и отрываем небольшие кусочки. Затем рисуем из клея круги на листе и приклеиваем наши лепестки. Мягкой кистью наберу зеленую гуашь и нарисую стебель и травку (объяснение сопровождается показом) . Вот и получились желтые одуванчики .

3. Физкультминутка : «Одуванчики » (Г. Утробин)

Одуванчик , одуванчик ! (приседают, руки в замок на голове)

Стебель тоненький, как пальчик (медленно встают, руки вверху)

Голова, что шар пушистый (руки сомкнуты над головой)

Если ветер быстрый-быстрый (разбегаются в разные стороны)

На полянку налетит,

Все вдруг сразу запестрит :

Одуванчики -тычинки разлетятся хороводом (берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом.

А теперь вы сами нарисуете одуванчики . Дети рисуют.

4. Рефлексия.

Что мы рисовали ?

Какие у вас получились цветы? (красивые, пушистые, яркие)

У нас получился золотой луг. Все ребята молодцы, очень старались. Теперь мы будем любоваться нашими желтыми одуванчиками !





Публикации по теме:

Конспект НОД по нетрадиционному рисованию в средней группе «Волшебное дерево» Образовательные области: «Познание», «Художественное творчество», «Безопасность», «Труд» «Коммуникация»

Художественное творчество-рисование. «Желтые одуванчики растут на лужайке». Задачи: 1. Закреплять умение детей самостоятельно и творчески.

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ: «ЖЕЛТЫЕ ОДУВАНЧИКИ РАСТУТ НА ЛУЖАЙКЕ».

Конспект НОД по нетрадиционному рисованию (кляксография) в средней группе «Весеннее дерево» Кляксография – это один из таких приемов рисования, который любят как дети, так и взрослые. При помощи кляксы и потока воздуха появляются.

В данном занятии преследуются задачи:

  • развивать словарный запас словами: натюрморт, живопись, бутоны, луговые, аромат и сравнительными оборотами;

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ ИРМО «Марковский детский сад комбинированного вида»

Конспект занятия

по изобразительной деятельности

Тема: «Одуванчики»

воспитатель Степанова Д.Н

Программные задачи:

  • закрепить навыки рисования в нетрадиционной технике «тычком жесткой полусухой кистью»;
  • познакомить со способом «печати» элемента рисунка;
  • развивать словарный запас словами: натюрморт, живопись, бутоны, луговые, аромат, сравнительными оборотами;
  • формировать композиционные навыки;
  • воспитывать любовь к природе и интерес к живописи.

Материал:

  1. Лист А5 с изображением вазы
  2. Раздаточный материал:
  • лист А4 с изображением разных ваз;
  • краски акварель;
  • тарелочка с белой гуашью;
  • жесткая кисть;
  • кисть №4, №2;
  • колпачок от фломастера;
  • салфетки бумажные;
  • салфетки влажные.

Музыкальное сопровождение:

П.И. Чайковский “Вальс цветов”.

Предварительная работа:

  • тонирование детьми листов для рисования;
  • работа в технике «тычком жесткой полусухой кистью»;
  • изготовление рисунка вазы детьми способом трафаретной печати;
  • заучивание стихотворения «Одуванчик» В. Степанова (один ребёнок)

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Горел в траве росистой

Фонарик золотой

Потом померк, потух

И превратился в пух

(дети – одуванчик)

Воспитатель: Правильно одуванчик. Одуванчик – это чудесный, волшебный цветок. А как вы думаете почему?

Дети: (он превращается в пух и может улететь далеко, цветет с поздней весны и до осени, похож на солнце…..)

Воспитатель: Да ребята этот простой цветок радует нас на протяжении всего лета. Мы собираем его в букеты, плетем венки. А вы знаете, что даже

великие художники часто изображали на картинах этот простой и очень красивый цветок. Давайте посмотрим, как одуванчики изображают художники.

Слайд 1,2,3 (слайды с картинами, на которых изображены одуванчики)

Ребенок читает стихотворение

Одуванчик придорожный
Был, как солнце золотым,
Но отцвёл и стал похожим
На пушистый белый дым.

Ты лети над тёплым лугом
И над тихою рекой.
Буду я тебе, как другу,
Долго вслед махать рукой.

В.Степанов

Слайд 4

Воспитатель: На этой картине хотелось остановиться подробней. «Одуванчики» Исаака Левитана

Давайте подойдем поближе и попробуем увидеть и почувствовать картину, как ее чувствует автор.

Это просто натюрморт.

– А вы помните, какие картины называют натюрмортами?

Дети: (картины на которых изображены цветы в вазе, овощи или фрукты)

Воспитатель: А давайте проверим, как вы знаете!

Дидактическая игра «Узнай картину»

(На слайде представлены: пейзаж, портрет и натюрморт).

Воспитатель: Какая картина художника является натюрмортом?

(Если дети отгадали правильно, все картины исчезают, а размер натюрморта увеличивается).

Воспитатель: Прогуливаясь по лугу, художник нарвал одуванчиков, поставил в вазу и оказалось, очень даже красиво. И это вдохновило его написать эту картину.

Воспитатель: Где нарвал цветы художник? Поэтому как их можно называют?

Дети : (На лугу. Луговые.)
Воспитатель: А как вы думаете, почему художник выбрал такой серый, мрачный фон?

Дети : (По сравнению с серым фоном одуванчики в белых и желтых шапках выглядят яркими, теплыми, воздушными)

Воспитатель: Ребята, обратите внимания, на картине изображены разные одуванчики. Чем они отличаются?

Дети: (Бутоны, распустившиеся цветы и те которые уже отцвели с белыми шапочками)

Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем в игру. (Дети встают в круг)

Дидактическое упражнение с мячом «Подбери слово»
Желтый, как солнышко.
Круглый, как …
Мягкий, как …
Белый, как …
Пушистый, как …
Хрупкий, как …
Вот какой удивительный цветок!

Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам предлагаю представить что это в нашей комнате стоит эта ваза с одуванчиками. (Дети садятся полукругом перед экраном)
- Что мы можем сказать о вазе? Какая она?

Дети : (глиняная, тяжёлая)

Воспитатель: Ваза тяжёлая, глиняная и цветы в ней смотрятся хрупкими, нежными.

Ребята, а есть ли здесь солнце?

Дети: Да

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: на самой картине нет.

Воспитатель: Оно скрылось за окном. Оно еще не яркое, ленивое.

Чуть-чуть просвечивает сквозь стекло. Солнце светит на вазу и от нее падает тень.

Ребята, цветы стоят в комнате. А какой у нас аромат? Давайте вдохнем его.

Дети: (Сладкий, медовый, ароматный, свежий…)

Воспитатель: Ребята, что вы чувствуете, когда смотрите на эти цветы? Какое у вас настроение?

Дети: хорошее, радостное, спокойное.

Воспитатель: Тепло, чувство радости желание продлить лето. Как называется человек, который изображает на бумаге все что видит?

Дети: Художник.

Воспитатель: А мне глядя на эту картину самой захотелось стать художником. А вам?

Помните, мы с вами в прошлый раз рисовали вазу? Какие то они у нас пустые…

Дети: Давайте поставим в нее букеты одуванчиков.

Воспитатель: Перед тем как занять места в нашей творческой мастерской предлагаю отдохнуть.

Физминутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик!
(Приседают, потом медленно поднимаются)
Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый-быстрый
(Разбегаются в разные стороны)
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит.
(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом
(Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.

Показ способов рисования одуванчика

Воспитатель: Каким способом мы можем нарисовать бутон?

Дети: Примакиванием.

Воспитатель: На что похож бутон? На сомкнутую ладонь давайте покажем (показ рисования бутона ).

– А желтый распустившийся цветок похож на раскрытую ладонь вот так.

Как мы его можем нарисовать? Его можно нарисовать с помощью жесткой кисти тычком. (Показ рисования распустившегося одуванчика)

– Вот мы с вами и дошли до самого интересного пухового цветка. Это значит, что у одуванчика созрели семена и они готовы полететь с ветром далеко, далеко. Я предлагаю вам нарисовать этот цветок с помощью оттиска (печати). Все вы видели, как ставится печать? Это когда опускают в краску предмет с рисунком и печатают это изображение (рисунок) на бумаге. При помощи способа печати у нас получатся пышные одуванчики. На что похожи парашютики одуванчика?

Дети:( На снежинки, крестики.)

Воспитатель: Чтобы получить такое изображение надо макнуть колпачок в краску и оставим отпечаток (показ способа печати элемента цветка) (показ способа печати элемента цветка). Похоже? Да, но одного отпечатка нам не достаточно, надо сделать их много. Какой формы белая шапочка у одуванчика?

Дети: Круглой

Воспитатель: Правильно, и мы с вами будем делать отпечатки по кругу. Когда у нас будут готовы все цветы можно подрисовать тонкие стебельки и листики. Рисуем только кончиком кисти.

Самостоятельная деятельность детей

Воспитатель: Нарисуйте столько цветов сколько считаете нужным. Все рисунки будут разными – у кого-то один бутон, у кого-то три, кто-то нарисует много пушистых одуванчиков, а кто-то нет.

Воспитатель оказывает индивидуальную помощь, обращает внимание на умение составлять композицию.

Рефлексия

– Вот наши работы готовы! Вам понравилось? Что самое сложное было? Что самое легкое?

– Ребята у вас такие получились красивые, волшебные одуванчики.

– А вы знаете, как художники оформляют свои картины перед выставкой? (В рамки). Предлагаю во второй половине дня изготовить рамки и устроить выставку для родителей. А что нам может понадобится? (Поскольку дети постоянно занимаются разными видами творчества, они предлагают: полоски для квилинга, полоски цветного гофра картона, пластилиновые жгутики).





Top