Носов рассказы для детей мультфильмы. Николай Носов: занимательная биография детского писателя в рассказах и картинках

Николай Носов: биография в занимательных рассказах и картинках

Николай Носов: занимательная биография детского писателя в рассказах и картинках. Список литературы. Краткая биография Н. Носова для детей. Фильмы по рассказам Носова для детей.

Николай Носов: занимательная биография детского писателя в рассказах и картинках

Николай Носов: «Сочинять для детей — наилучшая работа»

Иногда кажется, что у известных людей в их жизни всё было гладко и понятно. Сразу же стали писать, нашли своё призвание, получили известность. Но это не так. Всё в жизни Николая Носова складывалось таким образом, что он должен был заниматься техникой, но … он стал любимейшим детским писателем многих поколений.

Эта статья — необычная биография писателя — «живая» и «человечная», без сухих фраз, но зато с жизненными уроками для всех нас. Рассказывая о биографии Николая Носова мы постараемся увидеть в ней тот урок жизни, который поможет и нам идти к своим целям, понимать себя и делать добрые дела в этом замечательном мире!

Биография Николая Носова: загадки интересной судьбы

Говоря о детском писателе, хочется максимально приблизиться к нему с позиции ребенка, понять, почему же дети в разных странах так любят Незнайку и откуда эта неисчерпаемая фантазия, создавшая целый мир удивительных героев?

Попробуем раскрыть тайны «тайну на дне колодца» — именно так назвал Н. Носов книгу — автобиографию о своих детских года. И искать ответы на загадки его интересной творческой судьбы мы начнем в детстве писателя, ведь именно это время жизни человека выбрано им в качестве основного в своих произведениях.

Детство Николая Носова: откуда взялся Незнайка и кто он такой?

Николай рос в многодетной семье, были еще два брата и сестренка, а их папа был актером. Николаю очень нравились выступления отца, в семье даже думали, что он пойдет по стопам родителя.

Мальчик решил научиться играть на скрипке, представляя себя музыкантом. Но, оказалось, что это не так-то просто, и Коля забросил скрипку.

Потом он увлекся химией, мечтая уже видеть себя ученым в белом халате, делающим потрясающие открытия в области науки.

Увлекался он и фотографией, шахматами, игрой на мандолине, даже собак дрессировал. В школьные годы Николай выпускал рукописный журнал «ИКС», ставил на любительской школьной сцене «Тараса Бульбу»

На рисунке ниже в этой статье представлены все увлечения и профессии Николая Носова. Они нашли отражение в его произведениях, особенно в «Приключениях Незнайки».

Каждого коротышку автор наделяет социальным статусом, то есть дает ему профессию: художник Тюбик, музыкант Гусля, астроном Стекляшкин, доктор Пилюлькин, механики Винтик и Шпунтик, ученый Знайка и тд. А коротышка рад стараться, он преданно следует своему предназначению. Вот только главный герой – Незнайка – пока не определился с выбором своего жизненного пути. Автор позволяет нам с вами проследить, как Незнайка ищет себя. И согласитесь это весьма интересно.

Такой путь — путь поиска своего жизненного пути, путь Незнайки — прошел и Николай Носов в своей жизни.

Детство Николая Носова пришлось на тяжелое время, Первая мировая война и Гражданская война оставили свой след. Вся семья писателя переболела тифом, а Коля болел дольше всех. Но все выжили, это воспринималось как чудо в то время. Носов на всю жизнь запомнил, как мама плакала от радости, когда он выздоровел: «Так я узнал, что плакать можно не только от горя».

К слезам у автора сформировалось чуткое отношение, особенно к детской слезинке. Он считал, что плачущего ребенка непременно нужно утешить, спросить, кто его обидел, что случилось. Потому что когда ребенок плачет, «ему не менее тяжело, чем нам, в минуту душевной невзгоды, а мы ка-то равнодушно смотрим на его слезы и… считаем их просто дурью или капризом». Не верит Носов физиологам, что «дети и старики часто плачут оттого, что… слезные железы у них легко выделяют влагу. Я-то знаю, что это не так! Они плачут потому, что у них еще нет (или уже нет) сил справляться с чувствами, которые внушает им эта непонятная и неумолимая жизнь. Страдание от этого не уменьшается, а лишь увеличивается». Такого Носова мы не увидим напрямую в его рассказах, но его внимательность к проблемам ребенка, торжество добра и нравственности проходят сквозь все творчество.

Маленький Николай не был идеальным учеником или идеальным ребенком. Было время, когда гимназист Николай бросил делать уроки, получил двойки и остался на второй год. После чего он числился в самых отстающих учениках. Но однажды он услышал такой диалог взрослых. На вопрос «Как он учится» его учитель ответил: «Ничего», на секунду замявшись. У мальчика сразу же поменялся взгляд на взрослых людей и появилось доверие к ним. Проще всего было назвать его отстающим, сложнее было — поверить в его возможности. И это случилось! После этого Николай всегда старался видеть хорошее в людях и в героях своих произведений.

После этого началась эпопея освоения маленьким Николаем программы гимназии — надо было наверстать всё упущенное за предыдущие годы. Математику он изучает по учебнику и справляется с алгеброй «самоучкой». Физика и химия вдруг неожиданно увлекают его так, что он делает дома на чердаке настоящую лабораторию и мечтает стать химиком. А еще он играет в оркестре, много читает, поет в школьном хоре, прекрасно играет в шахматы! Изучает гармонию, много читает русской классики. Он сам подготавливает брата и сестричку к поступлению в четвертый класс гимназии, обучая их! Даже встретившись на улице с беспризорниками, Николай не избегает их, а входит в их круг и знакомит с книгой и объясняет, что «книга — это пища для ума», читает им рассказ Лескова и учит с ними наизусть «У лукоморья дуб зеленый».

В жизни Николая Носова были разные люди и разные случаи. Но он очень разумно подходил к жизни и исповедовал принцип «всё видеть, никого не винить».

Отрочество и юность Николая Носова

Чтобы прокормить семью Николай с 14 лет был вынужден работать: был газетным торговцем, землекопом, косарём и т. п. После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Закончив её в 1924 году, он работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпенe, потом на частном кирпичном заводе в городе Буча.

Именно маленький Николай в трудные годы голода спас свою семью — он боронил огород, сажал картошку вместе со старшим братом и сестрой. Ведь отец был на заработках, мать занята по женским хозяйственным работам, старший брат в то время уже учился живописи. Николай не боялся трудной работы — дробил щебень на бетонном заводе, работал на кирпичном заводе, косил траву для козы, торговал газетами, возил тяжелый бревна на станцию, обучал детей грамоте, и спокойно относился к работе за «кусок хлеба». Но — работая за кусок хлеба — он всегда мечтал найти свое призвание. Николай писал, что он ощущал себя в душе «Шерлоком Холмсом, Оводом и Христофором Колумбом — одним в трех лицах; и если уж говорить до конца правду, то капитан Немо — это тоже был я».

Всё шло к тому, что Николай явно должен был бы пойти учиться в политехнический институт. Николай страстно мечтал о профессии химика! Но — вмешался Его Величество Случай.

Николай хотел поступить на химический факультет Киевского политехнического института, но не смог, так как он не закончил профшколу, дающую законченное среднее образование. Но зато к нему вдруг пришло новое увлечение в жизни, которое дало совсем другое направление его жизни!

Помешала ему стать химиком страсть к учительству:). Вот как это произошло.

Брат Николая занимался рисованием. Николай объяснил брату, что он рисует неправильно: надо отображать на картине не что попало, а состояние души! Это в картине самое главное, особое состояние Художника в ее Творении! Поэтому нужно выбрать особое место по настроению картины. Чтобы передать брату свою мысль, Коля решил сделать фотографию (рисовать он совсем не умел, поэтому в рисунке передать свою мысль он не мог). Для этого ему пришлось прочитать несколько подшивок журналов по фотографии, смастерить фотоаппарат, купить реактивы и всё необходимое. Фотография получилась! И.. Николай вдруг увлекся фотографией и решил, что это будет его способ «сказать миру хоть сколько — нибудь доброго»! И он поступает на киноотделение Киевского училища живописи и ваяния.

А через 2 года, в 1929 году, Николай Носов перевёлся в Московский институт кинематографии. Закончив этот институт, Николай стал постановщиком и режиссером научных, мультипликационных и учебных фильмов.

Более 20 лет своей жизни писатель отдаст кино, будет он работать и художником-мультипликатором.

Это интересно: сохранился такой эпизод из жизни Николая Носова.

Как-то Н. Носову поручили снять фильм об устройстве и работе английского танка «Черчилль». Один танк был доставлен в студию, и английский инструктор показал русскому водителю-танкисту, как управлять танком. Англичане уехали, но спустя несколько дней, танк во время съемок вместо того, чтобы поворачиваться вокруг своей оси, начал описывать кривую дугу. Танкист нервничал и суетился, но танк упрямо не хотел поворачиваться и из маневренной машины превратился в неуклюжий тихоход.

Николай Николаевич попросился к водителю присесть рядом. От разгадки управления зависела не только участь фильма, но и судьба танка, который должен был поступить на вооружение советских войск. Николай Николаевич работал до этого над учебным фильмом о тракторах и вообще хорошо разбирался в машинах. Вскоре, наблюдая за действиями механика, он обнаружил ошибку. Водитель был смущен, извинился перед Носовым и никак не хотел поверить, что режиссер знает технику просто как любитель. Носов так же снял работу разных деталей машины, сопроводив их показ «Лунной сонатой» Бетховена.

За этот фильм, и за работу в области научно-технического кино Носов был награжден в 1943 году орденом Красной Звезды.

Несмотря на тяжелые моменты детства, выработалось у Носова одно очень хорошее качество – он умел разглядеть в людях их лучшие стороны.

Еще один пример из его детства в качестве иллюстрации сказанного. В гимназии, где учился Коля, педагоги очень строго держались с учениками. Однажды Коля нечаянно столкнулся в дверях с выходящим учителем. Ожидая неминуемой кары, мальчик на протяжении всего урока вглядывался в каждое движение учителя: что он задумал, как решил наказать его или отомстить. Но кары не последовало, и в Колину голову закралось подозрение, что его учитель просто хороший человек. Это качество сказывается в дальнейшем и в творчестве писателя, каждый из коротышек наделен определенными добрыми чертами характера, может, у кого-то они в большей или в меньшей степени проявляются, но семя добра есть в каждом.

Как и когда Николай Носов стал детским писателем: в чем секрет популярности его произведений?

Многие из нас считают, что в 30 лет уже поздно начинать что-то новое:). Уже есть специальность и … зачем ее менять. Но… Николай Носов ничего, совсем ничего не написал до… 30 лет! И даже не собирался писать!

Сам Н. Носов признавался, что он пришел в детскую литературу совершенно случайно и даже не мечтал о профессии и карьере детского писателя.

Писать рассказы Носов стал в 37 лет, когда у него уже подрастал сынишка. И писались эти занимательные истории именно для него. Просто нужно было сочинять что-то забавное для сынишки и его друзей — дошкольников. А через десять лет он был уже известным писателем и получил престижную государственную премию за свое творчество!

Дебют Николая Носова как писателя состоялся в 1938 году — это был его первый рассказ для детей «Затейники». Вскоре рассказы стали публиковаться в одном из самых известных и популярных в то время детских журналов — в «Мурзилке».

Первый сборник детских рассказов вышел в 1945 году в Детгизе. В него вошли рассказы «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Фантазеры», «Огородники», «Чудесные брюки», «Тук-тук-тук» и другие.

Если Вы думаете, что после издания этой книги Носов решил стать писателем, то Вы ошибаетесь. Он и не собирался менять свою работу и продолжал работать в кинематографии.

Ситуация резко изменилась только в 1951 году.

Как Николай Носов вошел в «большой литературный мир» и стал писателем — профессионалом: в 1951 году в журнале «Новый мир» была опубликована повесть Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома». Главным редактором журнала «Новый мир» в то время А.Т.Твардовский. С его «легкой руки» с этого момента к Носову и пришла известность. А повесть получила высокую наградуГосударственную премию СССР. С этого времени Николай Носов окончательно оставил мир кино и стал профессиональным писателем.

Интересные факты: В 1957 году (через шесть лет после решения Н.Носова стать писателем) был составлен список писателей, которых больше всего переводили на другие языки. Николай Носов оказался в списке третьим. Его герои говорили на разных языках.

«Постепенно я понял, что сочинять для детей - наилучшая работа, она требует очень много знаний, и не только литературных…» — так высказывался сам автор о своей работе.

Николай Носов, относясь с большим уважением к своему сыну, перенес это на всех детей, кому адресованы рассказы. Дети это чувствуют, именно такой позиции и придерживался Носов, они не только чувствуют, но и отдают взамен свое уважение и любовь. Так не в этом ли секрет популярности писателя?

Сами того не подозревая, дети часто давали пищу для рассказов. Каждая история, рассказанная нам Н. Носовым, имеет отголосок и своё происхождение в реальной жизни.

Например, рассказ «Огурцы» он написал с истории, которая произошла с его пятилетним племянником. Однажды мальчик гулял рядом с овощной палаткой. Он увидел за палаткой бочку с солеными огурцами, залез в нее обеими руками, ухватил в каждую по огурцу и, довольный, пошел к маме. А что произошло дальше, описано в рассказе «Огурцы» — посмотрите видео ниже с Вашими малышами.

Книги наполнены такими же непоседами, изобретателями и фантазерами, как все мы в стране детства. Это обычные мальчишки и девчонки, с которыми случаются разные смешные истории. Вспомните свое детство, уверена, и у вас найдется десяток таких историй.

А вот как вспоминает свое детство и своего дедушку Николая Носова внук писателя Игорь:

«1) Всегда был занят.
2) Всегда со мной играл. Или писал, или играл… Обожал сына, моего отца, обожал меня. …Любил покупать мне игрушки. Помню, как мы ездили в «Лейпцип», еще старый, на Ленинском. Он купил немецкие машинки. Сам любил с ними играть».
3) Забивал гвозди, сверлил дырки. Рисовал, лепил. Сделал что -то вроде кондиционера…».

«Дидя, ву!»

«Как шутят, когда еще не исполнилось двух лет»

Играем с пластилином.
— Сделаем колбасу, — говорю.
Скатал ему из пластилина длинную колбаску. Игорь взял ее, раскрыл широко рот, делая вид, будто хочет откусить кусочек, а сам искоса, лукаво поглядывает на меня. Заметив, что моя рука невольно тянется, чтоб отнять у него эту «колбасу», расплывается в улыбке.
А вот любимая его шутка. Берет со стола тарелку, поднимает над головой и делает вид, что хочет с размаху бросить на пол. Увидев у окружающих выражение ужаса на лице, громко смеется и, довольный своей шуткой, ставит тарелку на стол.

«Первый рассказ о случившемся происшествии»

Как-то утром Петя привез к нам Игоря, а сам быстро уехал: спешил куда-то. Не успев раздеться, Игорь начал твердить, как-то горячась и волнуясь:
— Папа, дядя, бензин дай! Дядя, папа, бензин нет!
Видя, что мы не очень-то его понимаем, он повторял эти две фразы,иногда лишь меняя порядок слов. Мы, конечно, поняли, что по дороге у Петра кончился в машине бензин и он попросил у встречного шофера немного бензина, но тот не дал. Когда Петр
приехал, он подтвердил, что именно так и было.
Разговор Игоря теперь напоминает разговор индейца, знающего несколько слов из языка белых. Однако у индейца — ум взрослого человека, большой жизненный опыт, а также знание своего собственного языка, у Игоря ничего этого нет. Но с задачей все же справляется.

Рассказ «Я еду!»

Купили ему трехколесный велосипед самого крошечного калибра. Быстро выучился вертеть ногами педали. Катит по асфальтовой дорожке от ворот к дому. Вдруг увидел шагах в двадцати вышедшую на крыльцо Таню и как закричит:
— Бабочка, осторожно! Я еду!
Дальше дорожка была неровная. Он и говорит:
— Дорога поломатая.

Заканчивает книгу о внуке Николай Носов словами своего внука -дошкольника: «Мы с тобой друзья, дедушка!» . Вот оно — счастье бабушки и дедушки!

Николай Носов умер в Москве 26 июля 1976 года. Писателю было 68 лет. Похоронен он на Кунцевском кладбище в Москве.

Николай Носов: краткая биография для детей

Знакомить детей с биографиями писателей и с биографией Николая Носова можно уже в старшем дошкольном возрасте. Для детей важны интересные занимательные факты, как писатель придумывает рассказ (ведь дети тоже сочиняют рассказы и сказки), как он жил, и все случаи из серии «Когда … был маленьким».

Очень хорошо, если Вы сделаете тематическую выставку произведений Н.Носова из своих домашних книжек и книг из детской библиотеки. Чтобы ребенок узнал все известные ему произведения по картинкам и понял, что их написал один и тот же писатель. Чтобы малыш знакомился с авторским стилем, знал, как по-разному можно рассказать о мире!

Если есть возможность, то можно взять в библиотеке один и тот же рассказ Н.Носова с иллюстрациями разных художников и сравнить их. Пока у Вас дома будет такая выставка, Вы познакомите малышей с жизнью этого любимого всеми нами писателя.

Знакомство с биографией воспитывает ребенка не как пользователя книжек, а как творца, талантливого вдумчивого читателя. Дошкольник из нашего рассказа узнает о процессе творчества и.. пробует и сам «стать настоящим писателем» и продиктовать маме первые сочиненные сказки и рассказы. И это надо поддерживать и обязательно их записывать. Кто знает, а может быть и в Вашем малыше есть талант художественного слова? Ведь когда Николай Носов был маленьким, он никак не проявлял своих литературных способностей!

Что же рассказать детям о Николае Носове? Конечно, не все факты биографии любого человека доступны детям для осмысления. Поэтому в этом разделе я даю небольшую шпаргалку для взрослых — организаторов детских викторин и литературных праздников: что будет интересно детям из биографии писателя.

Краткие факты биографии Николая Носова для детей:

  • Родился в Киеве, его папа был актером.
  • Когда Николай Носов был маленьким он даже не мечтал стать писателем. Он очень любил самые разные занятия: прекрасно играл в шахматы, дрессировал собак, учил грамоте младших детей, пробовал играть на скрипке, читал много книг, играл в школьном театре и пел в детском школьном хоре.
  • Сначала Николай Носов хотел стать химиком и даже сделал дома небольшую настоящую лабораторию, в которой проводил разные опыты и эксперименты. А потом он увлекся фотографией и решил учиться на фото и кинорежиссера. Он делал фильмы для взрослых.
  • Когда у Николая Носова появился сынок, он стал сочинять для него и его друзей — дошколят разные смешные истории. Он придумывал рассказы о тех смешных ситуациях, которые сам наблюдал в жизни. Например, однажды с его племянником случилась такая история. Мальчик гулял и увидел за овощной палаткой бочку с солеными огурцами. Он залез в нее, ухватил два огурца и довольный пришел к своей маме с этими огурцами. Что было дальше — Вы уже знаете из рассказа «Огурцы». В рассказе огурцы дети взяли чужие овощи не из бочки, а с чужого огорода, а всё остальное описано в нем так, как было в жизни.
  • Первый рассказ Николая Носова, который он сочинил — это рассказ «Затейники». Его даже напечатали в известном журнале «Мурзилка». Послушайте этот рассказ с детьми в видеозаписи ниже.
  • Потом Николай Носов сочинил еще детские рассказы. И получилась детская книжка. Ее издали в детском издательстве. В нее вошли многие известные нам рассказы: «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Фантазеры», «Огородники», «Чудесные брюки», «Тук-тук-тук» и другие.
  • Сын Николая Носова рос, и вместе с этим появлялись новые рассказы для сына и даже повести. После того как Носов написал повесть «Витя Малеев в школе и дома» он решил, что сменит профессию и станет детским писателем. После этого он написал много детских книжек, в том числе и любимые всеми нами сказки про Незнайку.

Интересный сценарий викторины для детей 6-8 лет по произведениям Николая Носова Вы можете найте на сайте «Педагогическая копилка» — литературный детский праздник «Он любил детство в людях».

Николай Носов: портрет

Фильмы для детей по произведениям Николая Носова

Дружок: по рассказам Николая Носова «Мишкина каша» и «Дружок»

Фантазеры: по мотивам рассказов Николая Носова: «Фантазёры», «Карасик», «Огурцы»

Где жил Николай Носов в Москве

Адреса домов, в которых жил Николай Носов в Москве:

Новокузнецкая улица, 8 (До 1950­-ых годов),
Киевская улица, дом 20,
Красноармейская улица, дом 21 (с 1968 года и до смерти).
К сожалению, хотя Николай Носов — один из любимейших детских писателей, ни на одном из этих домов нет мемориальной доски. Но если Вы живете поблизости от этих адресов — можете прогуляться и посмотреть на дом, в котором жил «литературный папа Незнайки»:).

Произведения Николая Носова для детей: перечень

  1. Автомобиль
  2. Бабушка Дина
  3. Бенгальские огни
  4. Бобик в гостях у Барбоса
  5. Весёлая семейка
  6. Винтик, Шпунтик и пылесос
  7. Витя Малеев в школе и дома
  8. Дневник Коли Синицына
  9. Дружок
  10. Живая шляпа
  11. Замазка
  12. Заплатка
  13. Затейники
  14. И я помогаю
  15. Карасик
  16. Клякса
  17. Когда мы смеёмся
  18. Леденец
  19. Метро
  20. Милиционер
  21. Мишкина каша
  22. На горке
  23. Наш каток
  24. Незнайка в Солнечном городе
  25. Незнайка на Луне
  26. Находчивость
  27. Огородники
  28. Огурцы
  29. Повесть о моём друге Игоре
  30. Под одной крышей
  31. Приключения Незнайки и его друзей
  32. Приключения Толи Клюквина
  33. Про Гену
  34. Про репку
  35. Про тигра
  36. Прятки
  37. Ступеньки
  38. Тайна на дне колодца (автобиография Н. Носова о его детских годах)
  39. Телефон
  40. Три охотника
  41. Тук-тук-тук
  42. Фантазёры
  43. Федина задача
  44. Чудесные брюки
  45. Шурик у дедушки

Фильмы по произведениям Николая Носова для детей

  1. Два друга. По повести „Витя Малеев в школе и дома“
  2. Дружок. По рассказам „Дружок“ и „Мишкина каша“
  3. Незнайка с нашего двора
  4. Топинамбуры
  5. Живая радуга
  6. Приключения Толи Клюквина
  7. Фантазеры

Мультфильмы по произведениям Николая Носова для детей

  • Бобик в гостях у Барбоса
  • Винтик и Шпунтик – веселые мастера
  • Незнайка в Солнечном городе (в 10 сериях)
  • Незнайка на Луне
  • Незнайка учится
  • Фунтик и огурцы

Послесловие: о детях и внуках писателя Николая Носова

Книги для детей внука писателя — Носова Игоря Петровича- для детей:

Носов, И.П. Большой сюрприз Незнайки. – М.: Махаон, 2005. – 16 с., ил.
Носов, И.П. Как Незнайка дрессировал лягушек. – М.: Махаон, 2006. – 16 с., ил.
Носов, И.П. Как Незнайка землянику собирал. – М.: Махаон, 2006. – 16 с., ил.
Носов, И.П. Незнайка и говорящий гриб: рассказы / И.П. Носов. – М.: Стрекоза, 2001. – 15 с., ил.
Носов, И.П. Незнайка и карнавальный костюмчик: рассказы / И.П. Носов. – М.: Стрекоза-Пресс, 2001. – 15 с., ил.
Носов, И.П. Незнайка и фокус-покус: рассказы / И.П. Носов. – М.: Стрекоза, 2001. – 15 с., ил.
Носов, И.П. Остров Незнайки. – М.: Махаон, 2005. – 16 с., ил.
В конце 90-ых годов вышло много новых приключений Незнайки, написанных плохим языком и не имеющих литературной ценности, т.к. Незнайка как персонаж не был защищен авторским правом. Они не имеют никакого отношения к династии Носовых.

Это интересно: Сын Николая Носова, Петр Николаевич, — один из мастеров «веселой фотографии», его называют «виртузом юмористического фото». Видимо, юмор — это важная черта всей династии Носовых:). Фотографией занимается и внук писателя Игорь Петрович Носов. У сына и внука писателя даже была совместная фотовыставка, которая называлась «Кванты смеха» и проходила в 2007 году. Игорь Петрович, внук Николая Носова, писал:

Со мной много занимался фотографией дед, который прежде чем стать знаменитым в детской литературе, много лет работал режиссером учебного и анимационного кино. А мой отец — известный фотокорреспондент ИТАР-ТАСС — учил меня, без преувеличения, всю жизнь. Пройдя такую домашнюю школу фотомастерства, я в 25 лет, после учебы на филологическом ф-те университета и службы в армии, решил стать фотокорреспондентом и начал работать в Агентстве печати «Новости», позже — в ИТАР-ТАСС. Сотрудничал со многими газетами, журналами, фотоагентствами.

В творческом дуэте Носовых также много озорства, юмора, доброты, умения видеть радость в самых обычных мгновениях жизни. Это то, что мы передаем детям и что становится отличительной чертой каждой династии! И то, чему мы можем поучиться в сказках и рассказах Николая Носова для детей.

В аннотации к выставке фотографий сына и внука Николая Носова написано так: » они учат всех всматриваться в окружающий мир так, чтобы он становился лучше и добрее, а светлая улыбка являлась символом нашей, порой нелегкой, жизни» . Наверное, в этих словах очень точно передана вся суть творчества семьи Носовых для людей и для маленьких детей!

Иллюстраторы произведений Николая Носова для детей: классика детской книги

— Жизнь и творчество Николая Носова. М.: Детская литература, 1985. - 304 с. В книге даны отзывы на произведения Н. Носова известных писателей: Ю. Олеша, В. Катаев, Л. Кассиль, А. Алексин. А также статьи о Николае Носове, обзоры. И статья Николая Носова «О себе и своей работе», его письма к читателям и письма читателей.

Носов Н.Н. Тайна на дне колодца: автобиографическая повесть – М. : Дет. лит., 1978. – 303 с.

Носов Н.Н. Русский писатель (23.11.1908 – 06.07.1976) // Писатели нашего детства. 100 имен : биогр. словарь в 3 ч. – М. : Либерия, 1998. – Ч. 1. – С. 269-273.

Гришкова, И.М. Весёлая семейка Николая Носова: к 100-летию со дня рождения писателя / И.М. Гришакова // Пачатковая школа. — 2008. — № 8. — С. 66-70.
Замостьянов, А. Николаю Носову — сто лет: размышления к юбилею писателя / А. Замостьянов // Народное образование. — 2008. — № 7. — С. 251-256.
Зурабова, К. В этом странном мире: к 100-летию со дня рождения Н.Н. Носова / К. Зурабова // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 8. — С. 74-83.

Корф О. «Веселой семейке» Николая Носова – 50 лет! // Детская литература -1999. — № 2-3. — С.8

Ларина, О.С. Читаем рассказ Н. Носова «Фантазёры» / О.С. Ларина // Начальная школа. — 2008. — № 8. — С. 42-44.

Мальцев Г. «Отец» Незнайки знал очень многое // Юный техник: попупулярный детский и юношеский журнал.-М., 2009.- №9. — С.19-25.

Приходько, В. Николай Носов: он любил детство в людях / В. Приходько // Дошкольное воспитание. – 2001. — № 11. – С. 73-79.

Сивоконь, С.И. Уроки детских классиков: очерки / С.И. Сивоконь. — М. : Дет. лит., 1990. – 286 с.

Миримский С. Мои встречи с Николаем Носовым/ / Детская литература — 1999. — № 2 — 3. -С. 9-12

Москвичева О.А. Улыбка, рожденная искусством слова: о творчестве Н.Н.Носова // Начальная школа: Ежемесячный научно — методический журнал.-М., 2009.-№6.-С.20-23.-(Школьная библиотека).

Приходько В. Сверкающая флейта Николая Носова // Детская литература — 1999. — № 2 — 3. — С. 4 — 7

Сценарии для детских викторин и тематических занятий по произведениям Николая Носова:

Гоголева П.А. В гостях у Н.Н.Носова: сценарий по мотивам произведений Н.Н.Носова для начальной школы// Начальная школа: Ежемесячный научно — методический журнал.-М., 2008.-№11.

— Джансеитова Н.Х. Где живет Незнайка? // Читаем, учимся, играем.- 2003.- № 6. – С.17-20

Ковальчук Т.Л. В Солнечном городе Николая Носова (сценарий)// Читаем, учимся, играем.- 2006.- № 9.- С.55-57

Колосова, Е.В. Добрейший затейник (Сценарий к Дню рождения Н. Носова) // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2008. — № 9. – С. 9 – 12.

— Раковская, Л.А. Незнайка и чудесное дерево (викторина) // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2008. — № 4. – С. 51 – 52.

— Савельева, А.В. Незнайка с нашего двора: чтение вслух рассказов Н. Носова для детей 7 – 9 лет // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2008. — № 2. – С. 53 – 54.

Какие книги Николая Носова купить детям?

Меня всегда просят читатели сайта подсказать качественные издания книг для детей. Поэтому, проведя «разведку» среди современных изданий Н. Носова, я заканчиваю эту статью вот такими рекомендациями по книгам для домашней библиотечки:

Не советую покупать книги Николая Носова издательства «Махаон», так как во многих случаях в них очень сильно изменен авторский изначальный текст писателя (причем он сокращен, переписаны фразы, упущены фрагменты, т.е. текст изменен в худшую сторону). Поэтому читая «рассказы Носова» детям по книгам этого издательства на самом деле Вы читаете им слова вообще другого человека — редактора.

Авторский текст Николая Носова в современных изданиях сохраняет издательство Мелик-Пашаев в серии «Тонкие шедевры для самых маленьких». Они изданы с классическими иллюстрациями прекрасного художника Ивана Семенова, в прошлом — главного редактора журнала «Веселые картинки». Действительно эти книги воспитывают художественный вкус ребенка, и у них один минус — это достаточно высокая цена.

— Также сохраняет авторский текст и публикует произведения Н. Носова с прекрасными иллюстрациями издательство Эксмо: книга «Живая шляпа» в серии книг «Мои друзья» и книга рассказов с иллюстрациями того же художника И. Семенова «Фантазеры». И цена на эти книги Эксмо доступна любой семье.

— Прекрасно выпускает рассказы Н. Носова, издательство «Речь» (серия «Любимая мамина книжка») и издательство «Облака» (рассказ «Карасик» с иллюстрациями Е. Афанасьевой)

Трилогия о Незнайке. Выпущен сборник с классическими черно-белыми иллюстрациями А. Лаптева. Это книга «Всё о Незнайке и его друзьях» издательства Азбука (2014 год издания). Это классика из нашего детства.

Все книги, иллюстрации в них и отзывы можно посмотреть в Лабиринте здесь:

Я благодарю читательниц сайта «Родная тропинка» за помощь в создании этой статьи:

Александру Наумкину — за сбор библиографии и сведений о жизни Николая Носова в библиотеках,

Евгению Вавилову — за создание текста статьи о Николае Носове, за прекрасные рисунки и схемы к этой статье. Евгения Вавилова — филолог, многодетная мама, автор книг для детей по творческому развитию.

Как всегда, с Вами была Валасина Ася — автор сайта «Родная тропинка», редактор — методист и оформитель данной статьи, кандидат педагогических наук ведущая Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру- к успеху!»

Мы будем продолжать эту новую рубрику. Поэтому мы не прощаемся с вами. И говорим вам: До новых встреч на «Родной тропинке».

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Родился 10 (23 ноября) 1908 года в Киеве, в семье эстрадного артиста, который в зависимости от обстоятельств работал и железнодорожником. Детство его прошло в небольшом городке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал учиться в гимназии.

Николай был вторым сыном в семье. Ещё в семье был старший брат Пётр и младшие брат и сестра. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром. В школьные годы он хотел стать музыкантом и долго мечтал, чтобы ему купили скрипку. После покупки скрипки Николай понял, что учиться музыке нелегко, и скрипка была заброшена. Детство и школьные годы Николая Носова пришлись на тяжелейший период в российской истории: Первую Мировую и Гражданскую войну. Недостаток продуктов, отсутствие тепла и электричества холодной зимой, болезни были обычным явлением того времени. Вся семья переболела тифом. К счастью, никто не умер. Николай вспоминал, что когда он выздоровел (он болел дольше всех), его мать плакала от радости, потому что все остались живы. «Так я узнал, что плакать можно не только от горя».

Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией, электротехникой и даже радиолюбительством. Чтобы прокормить семью Николай с 14 лет был вынужден работать: был газетным торговцем, землекопом, косарём и т. п. После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Закончив её в 1924 году, он работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпенe, потом на частном кирпичном заводе в городе Буча.

После Гражданской войны Николай увлёкся химией. Вместе со школьным товарищем он организовал химическую лабораторию на чердаке его дома, где друзья проводили разные опыты. Носов вспоминал: «По окончании школы я был уверен, что должен стать химиком и никем другим! Химия мне представлялась наукой из наук». Николай хотел поступить на химический факультет Киевского политехнического института, но не смог, так как он не закончил профшколу, дающую законченное среднее образование. Николай стал обучаться в вечерней профшколе, готовясь к поступлению в политехнический вуз. Одновременно с этим он пошёл работать на Ирпенский кирпичный завод. Но перед поступлением Николай вдруг передумал и в возрасте 19 лет поступил в Киевский художественный институт. Николай тогда серьёзно увлёкся фотографией, а затем и кинематографом. Это и повлияло на его выбор. Через 2 года, в 1929 году, Николай Носов перевёлся в Московский институт кинематографии. В 1932 году он закончил его и до 1951 года работал постановщиком и режиссёром мультипликационных, научных и учебных фильмов. Автобиография детского периода частично отражена в книге «Тайна на дне колодца» (см. напр. Из-во «Детская литература», 1982 г.) собрание сочинений Н. Носова в 4-х томах, т. 4 В годы Великой Отечественной войны Носов занимался режиссурой учебных военно-технических фильмов для РККА.

Николай Николаевич Носов; СССР, Киев; 10.11.1908 – 26.07.1976

Николай Носов известный советский писатель. Его произведения о Незнайке стали образцом детской литературы в нашей стране на многие годы. На книгах Н. Носова «Незнайка» выросло не одно поколение в нашей стране и сейчас рассказы Николая Носова выбирают множество родителей по всей стране. Ведь простые и добрые сказки советской эпохи являются отличной альтернативой современным детским книгам. Возможно, именно поэтому Николай Носов до сих пор входит , а его книги занимают высокие места среди самых читаемых книг.

Биография Николая Носова

Николай Носов родился в пригороде Киева в городе Ирпень. Он был вторым ребенком в семье из четырех детей. С детства он любил посещать концерты и спектакли, в которых играл его отец. Он был профессиональным актером. Все пророчили ему будущее артиста, но тяжелая ситуация в стране и условия жизни внесли свои коррективы. Так вся семья Николая Носова переболела тифом, и только по счастливой случайности некто не умер. Тогда маленький Николай впервые понял, что слезы могут быть не только от горя, но и от радости. Это понимание пришло вместе со слезами матери, которая много времени провела над кроватью будущего писателя.

Еще в гимназии Николай Носов увлекался фотографией, театром, электротехникой и многими другими вещами. Но уже с четырнадцати лет он работал торговцем, косарем и землекопом, чтоб помочь своей семье. А после окончания школы уже в 16 лет пошел работать разнорабочим на бетонный завод. В это время он с друзьями увлекся химией. Пробовал поступить в Киевский политехнический институт, но так как у него было не оконченное среднее образование не смог. Поэтому дабы обучение не мешало работе, Николай Носов поступил в вечернюю профшколу.

В 1927 году неожиданно для родителей будущий писатель Николай Носов изменяет свои планы, и поступает в Киевский художественный институт. Через два года он переводится в Московский институт кинематографии. Оканчивает его в 1932 году, и почти 20 лет работает режиссером и постановщиком научных, учебных и мультипликационных фильмов.

Первые рассказы Николая Носова читать появилась возможность в 1938 году. Рассказывая сказки своему сыну, он понял, что это у него получается и некоторые из них решил записать. Они были изданы в журнале «Мурзилка», а затем были объединены в сборник «Тук – тук – тук». Но этот сборник вышел уже после окончания войны, а за ним последовал еще один – «Ступеньки».

В 1953 году появляется первый рассказ Н Носова «Незнайка». Постепенно этот литературный герой становится очень популярен, и приносит Носову такую же славу детского писателя, как и его . Кстати, последнюю книгу цикла о Незнайке – «Незнайка на луне», многие экономисты называют лучшим произведением для детей по политэкономии. Кроме того у Николая Носова читать можно повести «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома», которые также приобрели широкую популярность. Свои рассказы Николай Носов писал до самой смерти, которая произошла в 1976 году по естественным причинам.

Книги Николая Носова на сайте Топ книг

В рейтинги нашего сайта попал цикл книг Н Носова «Незнайка». Кроме достаточно высокого места в рейтинге , книга попала в . И учитывая, что интерес к книгам о Незнайке, повестям о Коли Синицыне и Вите Малееве с годами не уменьшается этот автор еще не раз попадет в рейтинг нашего сайта. А рассказы Николая Носова еще не раз будут представлены среди лучшей детской литературы.

Николай Носов список книг

  1. Тайна на дне колодца
  2. Мы и дети
  3. Повесть о моём друге Игоре
  4. Небольшая литературная энциклопедия
  5. Бабушка Дина
  6. Кванта смеха
  7. Витя Малеев в школе и дома
  8. Весёлая семейка
  9. Дневник Коли Синицына

Цикл о приключениях Незнайки:

  • Незнайка в Солнечном городе
  • Незнайка на Луне
  • Незнайка учится
  • Незнайка-путешественник

С самого детства он верил: чудеса всегда находятся где-то рядом. Чтобы их заметить, необходимо только повнимательнее присмотреться. Эта искренняя вера писателя передавалась всем, кто читал его книги - добрые, остроумные и удивительно глубокие.

С виду это был хмурый, молчаливый, неулыбчивый человек. Но в душе он всю жизнь оставался фантазёром. Мечтательную натуру писателя выдавали только его глаза: живые, проницательные, со скрытой смешинкой. Он всем своим сердцем любил и понимал детей. И умел видеть мир таким, каким его видят мальчишки и девчонки. И всё потому, что отлично помнил своё собственное детство.

В детстве он играл в разбойников, строил лодки из ящиков, носился по крышам, воображая себя лётчиком. Летний день казался ему бесконечно долгим, мир вокруг - удивительным, а все окружающие люди - прекрасными.

Главными из них были - добрый и сильный великан, которого зовут папа, и самый заботливый и ласковый человек на свете - мама. Папа часто куда-то уходил. Зато как радостно было бежать ему навстречу, когда вечером Коля слышал, что хлопнула калитка! Мама всегда была рядом, без неё невозможно было представить своё существование. Когда однажды мама уехала куда-то на целый день, мальчику показалось, что померкло солнце. Прячась в высокой траве возле дома, Коля рыдал весь день. Когда мама вернулась, в его детской вселенной вновь воцарилось безоблачное счастье.

Слушая, как отец занимается с братом, в пять лет Коля выучил буквы. Но то, как из них получаются слова, для него оставалось загадкой. Разгадал он её совершенно самостоятельно. Мальчуган, с пылом настоящего исследователя, целый вечер сидел над газетой. Он старался понять, почему буквы «эн», «о», «вэ», «о», «эс», «тэ» и «и» читаются как «новости». И понял! Просто нужно было читать, отбросив звук «э».

Отец, обрадованный успехами сына, подарил ему книгу «Чудо-сказки». Представление Коли о мире полностью перевернулось. На свете, оказывается, кроме людей и животных, есть феи и колдуны, эльфы и гномы, сапоги-скороходы, волшебные палочки и много других чудес, о которых он не имел понятия!

Когда Коля стал постарше, ему объяснили, что всё это вымысел. Но он совершенно не хотел в это верить. В глубине души он всегда был убеждён, что сказки - это самые правдивые и мудрые книги.

Он учился с 1927 по1929 в Киевском художественном институте, но не закончив его, перевелся в Московский институт кинематографии. Закончив его в 1932 году, устроился режиссёром-постановщиком мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов, кем и проработал вплоть до 1951 года.

Николай Носов совершенно не планировал становиться детским писателем, это произошло случайно. Когда у Николая Носова родился сын, он читал своему малышу сказки. Как-то раз ребёнок сильно раскапризничался, и молодой отец стал рассказывать собственные истории. Сынишка тут же позабыл обо всех своих неприятностях и стал слушать папу, не отрывая от него удивлённых глаз.

Будущий писатель придумывал для сына всё новые и новые истории. В какой-то момент он решил их записать. Так появились на свет первые повести и рассказы о жизни любознательных школьников. Когда Николай Носов принёс свои произведения в журнал «Мурзилка», их, что называется, оторвали с руками. Редакторы детских изданий, с которыми стал сотрудничать Носов, просили в один голос: «Пишите ещё!» И он с воодушевлением писал, понимая, что нашёл профессию своей мечты.

Носов Николай Николаевич оставил неизгладимый след в детской литературе, он стал писать о детях, непоседах, которые не могут усидеть на месте и попадают во всякие истории. Книги Носова близки и понятны юному читателю, что особенно ценно в детской литературе.

26 июля 1976 года, не дожив до семидесяти лет, Николай Николаевич скончался. На его надгробном камне изображён Незнайка - персонаж, который, как и другие герои Носова, никогда не состарится и будет вечно жить в прекрасном мире, придуманном писателем.

Кинешемский педагогический колледж

Контрольная работа

Тема: «Юмористические рассказы Н. Носова для детей»

Ф.И.О. Амбарова Анна Владимировна

Курс 4 Группа «А»

Предмет Детская литература

Работа 1 Вариант 8

Адрес Ивановская область, Шуйский район,

п.г.т. Колобово, ул. 1 Фабричная 39 – 8

План

1 Сочетания веселого и серьезного в произведениях писателя. Особенности творческой манеры Носова в постановке и решении нравственно – эстетических вопросов

2 Юмористические рассказы («Фантазеры», «Огурцы», «Мишкина каша», «Живая шляпа» и др.). Своеобразие психологических характеристик героев, юмор

3 Значение произведений Носова для развития юмористической детской книги

Список используемой литературы

1. Николай Носов, писатель яркого юмористического таланта, считал, что дети начинают понимать шутки очень рано, до двух лет, и что смешит нарушение порядка вещей, только что ими усвоенного. Вообще у книг Носова, как правило, два адреса - ребенок и воспитатель. Воспитателю Носов помогает понять мотивы и побуждения поступков ребенка, а значит, и найти более тонкие способы воздействия на него. Ребенка он воспитывает смехом, а это, как известно, лучший воспитатель, чем любое назидание.

В юмористических рассказах Носова для младших школьников и детей дошкольного возраста смешное – не в обстоятельствах, а в характерах, комизм которых проистекает из особенности мальчишеской натуры. Веселые книги Носова рассказывают о серьезных вещах, и дети, воспринимая жизненный опыт героев, узнают, как трудно, но как хорошо быть ответственным за порученное дело.

Рассказы для детей дошкольного и младшего школьного возраста, остросюжетные, динамичные, насыщенные неожиданными комическими ситуациями. Рассказы насыщены лиризмом и юмором; повествование как правило, ведется от первого лица.

Юмористические ситуации помогают Носову показать логику мышления и поведения героя. «Действительная причина смешного заключена не во внешних обстоятельствах, а коренится в самих людях, в человеческих характерах», - писал Носов.

Художественно достоверно у писателя проникновение в психологию ребенка. Его произведения отражают особенности детского восприятия. Лаконичный выразительный диалог, комическая ситуация помогают автору обрисовать характеры ребят

Носов в своих рассказах умеет разговаривать с детьми, умеет понимать самые сокровенные мысли. Читая рассказы Носова, видишь перед собой реальных ребят – точно таких, каких мы встречаем в повседневной жизни, с их достоинствами и слабостями, глубокомыслием и наивностью. Писатель смело прибегает в своем творчестве к фантазии, озорной выдумке. В основе каждого его рассказа или повести лежит случай, который произошел или мог произойти в жизни, описываются характеры ребят, каких мы часто встречаем в окружающей действительности.

Сила его рассказов и повестей – в правдивом, бесхитростном показе своеобразного и веселого детского характера.

Все творчество Николая Носова пронизано неподдельной, умной любовью к детворе. Какой бы из рассказов Носова мы ни начали читать, сразу же, с первой страницы испытываем радость. И чем дальше читаем, тем веселее делается.

В веселых рассказах всегда таится что – то такое, что заставляет всерьез задуматься. Задуматься над тем, как необходимо с ранних лет готовить себя к самостоятельной жизни: учиться варить кашу, жарить пескарей на сковороде, сажать рассаду в огороде и ремонтировать телефон, зажигать бенгальские огни и соблюдать правила уличного движения. Это надо знать и уметь каждому. Рассказы эти помогают избавляться от дурных свойств характера – от рассеянности, трусости, чрезмерного любопытства, грубости и зазнайства, лени и равнодушия.

Писатель учит маленьких ребят думать не только о себе, но и о товарищах. Вместе с героями мы испытываем душевное облегчение, огромное удовлетворение. Писатель вообще противник того, чтобы выставлять напоказ нравоучительную мысль своего произведения, и стремится писать так, чтобы маленький читатель сам сделал вывод. Обладая глубоким пониманием детей, писатель никогда не подает факт в чистом виде, без домысла, без творческого воображения. Н.Н. Носов - удивительный детский писатель. Удивителен и замечателен он тем, что не только дети получают заряд необыкновенной жизнерадостности, бодрости, прилива сил, но и взрослые сразу же окунаются в атмосферу детства, вспоминая и свои "нелегкие" детские проблемы.

Художественное слово всегда эмоциональнее выражает повседневные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, родители и дети. Оно намного эффективнее скучного нравоучения, указания, объяснения. И живое обсуждение рассказов Носова - это не только увлекательное путешествие вместе с героями его книг по стране детства, это еще накопление жизненного опыта, нравственных понятий, что такое "хорошо", что такое "плохо", как поступить правильно, как научиться быть сильным, смелым.

Читая рассказы Носова детям, можно и весело провести время, от души посмеяться, и сделать для себя важные выводы не забывать, что рядом с тобой такие же девчонки и мальчишки, у которых не все всегда гладко и хорошо получается, что всему можно научиться, надо только не вешать нос и уметь дружить.

В этом и есть нравственно – эстетическая сторона. Социальная позиция детского писателя, его миросозерцание находит отражение в его творчестве. Внутренняя организация произведения, адресованного детям, отражает мировосприятие самого автора, его социальную, нравственную и эстетическую ориентацию в мире.

2.Рассказ «Живая шляпа» останется актуальным всегда. Этот веселый рассказ был любимым у многих в детстве. Почему же он так хорошо запоминается детьми? Да потому, что «детские страхи» преследуют ребенка на протяжении всего его детства: «А вдруг это пальто - живое и сейчас меня схватит?», «А вдруг шкаф сейчас откроется и кто-то страшный выйдет из него?».

Такие или другие, подобные «ужасы» частенько посещают маленьких детей. А рассказ Носова «Живая шляпа» является как бы пособием для малышей, как преодолеть свой страх. Прочитав этот рассказ, ребенок вспоминает его каждый раз, когда его преследуют «придуманные» страхи, и тогда он улыбается, страх отходит, он смел и весел.

Сила жизнеутверждения является общей чертой детской литературы. Оптимистично само жизнеутверждение детства. Маленький ребенок уверен, что мир, в который он пришел, создан для счастья, что это правильный и прочный мир. Такое чувство - основа нравственного здоровья малыша и будущей способности к творческому труду.

Рассказ о честности – «Огурцы» Н. Носова. Сколько переживаний досталось Котьке за колхозные огурцы! Не понимая того, что сделал плохо, он радуется, неся огурцы с колхозного поля домой маме, никак не ожидая ее сердитой реакции: «Сейчас же неси их обратно!». И сторожа он боится - только успели убежать и порадоваться, что он не догнал - а тут надо идти и добровольно «сдаваться». Да и поздно уже - на дворе темно, страшно. Но зато, когда Котька вернул огурцы сторожу, на его душе и радостно было, да и дорога домой теперь была для него приятной, не страшной. Или он стал смелее, увереннее в себе?

В рассказах Носова нет «плохих». Он строит так свои произведения, что дети не замечают, что их учат вежливому, уважительному отношению ко взрослым, учат жить в согласии и мире.

На страницах произведений Носова звучит живой диалог, передающий ко всему происходящему героя - мальчишки, по-своему, нередко отношение очень непосредственно освещающего те или иные художественно достоверные события. Это проникновение в психологию героя, оценивающего всё со своей, мальчишеской точки зрения, и создаёт в рассказах Носова не только комичную ситуацию, но и юмористически окрашивает логику поведения героя, которая порой противоречит логике взрослых или логике здравого смысла.

Если вспомнить героев рассказа «Мишкина каша», «- Не беспокойся! Я видел, как мама варит. Сыт будешь, не помрешь с голоду. Я такую кашу сварю, что пальцы оближешь!». Просто диву даешься их самостоятельности и умелости! Растопили плиту. Мишка насыпал в кастрюлю крупы. Я говорю:

Сыпь побольше. Есть очень хочется!

Он насыпал полную кастрюлю и воды налил доверху.

Не много ли воды? - спрашиваю. - Размазня получится.

Ничего, мама всегда так делает. Ты только за печкой смотри, а я уж сварю, будь спокоен.

Ну, я за печкой смотрю, дрова подкладываю, а Мишка кашу варит, то есть не варит, а сидит да на кастрюлю смотрит, она сама варится.

Ну, не смогли они кашу сварить, но ведь плиту растопили, дрова подкладывают. Воду из колодца достают - утопили ведро, правда, но кружкой, кастрюлей все-таки достали. «- Чепуха! Сейчас принесу. Он взял спички, привязал к ведру веревку и пошел к колодцу. Через минуту возвращается.

А вода где? - спрашиваю.

Вода... там, в колодце.

Сам знаю, что в колодце. Где ведро с водой?

И ведро, - говорит, - в колодце.

Как - в колодце?

Так, в колодце.

Упустил?

Упустил.»

Пескарей почистили и, глядишь, поджарили бы, если б масло не сгорело. «- Чудаки мы! - говорит Мишка. - У нас же пескари есть!

Я говорю:

Некогда теперь уже с пескарями возиться! Скоро светать начнет.

Так мы их варить не будем, а зажарим. Это ведь быстро - раз, и готово.

Ну давай, - говорю, - если быстро. А если будет, как каша, то лучше ненадо.

В один момент, вот увидишь».

А главное, нашли верное решение - кашу сварить попросили соседку, а сами за это ей огород пропололи. «Мишка говорил:

Сорняки - это чепуха! Совсем нетрудное дело. Гораздо легче, чем кашу варить!». Так и бурная энергия и фантазия в сочетании с переоценкой своих возможностей и отсутствием жизненного опыта часто ставят малышей в смешное положение, которое еще больше обостряется от того, что неудача не обескураживает их, а, напротив, является обычно источником новых фантазий и неожиданных действий.




Top